Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Кричигина Наталья Григорьевна МБДОУ № 117 воспитатель г.НовокузнецкТЕМА: составление описательного рассказа на тему
« ОСЕНЬ « по плану - схеме
ЦЕЛЬ: формировать навык составления описательного рассказа
на тему « ОСЕНЬ» с опорой на схемы.
ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩАЯ.
. Закрепление представлений об осени и её приметах.
. Расширение и активизация словаря по теме» ОСЕНЬ».
РАЗВИВАЮЩАЯ.
.Развитие связной речи, внимания, памяти, логического мышления.
. Развитие координации движений с речью.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.
. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение к окружающей природе.
. Показать уникальность природы осенью.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
. Рассматривание картины И.И.ЛЕВИТАНА « ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».
. Беседа на тему « Осень».
. Разучивание стихов, загадок, чистоговорок, пословиц.
. Экскурсии в парк.
. Наблюдение на прогулке.
. Выставки детских рисунков.
. Конкурс поделок из природного материала. 1
. Чтение произведений В.А.Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой», В.М. Гаршина « Лягушка-путешественница», И.Соколова - Микитова «Улетают журавли».
. Просмотр Д.В.Д.
. Коллективный труд « Уборка участка от сухих листьев.
. Сочинение и отправка письма на телевидение.
ОБОРУДОВАНИЕ: план-схема, шишки, бумажные листочки на каждого ребёнка, магнитофон, телефон, картинки с изображением солнца,тучи, ветра, гнездо, пер,корзинка, мяч, стакан молока, камушек, осенняя полянка, микрофон.
РИТУАЛ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЗАНЯТИЯ.
(дети стоят в кругу.)
Доброе утро солнце.
Мы тебе рады.
Все мы проснулись,
Вместе собрались.
ИГРА « НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Пальчиковая игра « НАСТРОЕНИЕ».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТЗвонок по телефону воспитателю с телевидения.
Сообщение о том, что они получили наше письмо,и если дети согласны, то мы примем участие в конкурсе на лучшее составление описательного рассказа об осени (ответы детей).
Воспитатель: Если на деревьях - листья пожелтели,
Если в край далёкий - птицы улетели, 2
Если небо хмурое,
Если дождик льётся,
Это время года Осенью зовётся.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Закрепление представлений об осени и её приметах.
Воспитатель: я приглашаю, вас прогуляться к осенней полянке. Нас там ждёт много интересного. Мы пойдём по дорожке будем собирать шишки и складывать их в корзину называя слова, которые отвечают на вопрос « Какая бывает осень?» (ранняя, поздняя, пасмурная, дождливая, хмурая и т.д.)
ИГРА « Какая осень?» (каждая шишка – слово)
Воспитатель: как много шишек вы собрали! А чем ещё покрыта земля осенью?Дети: листьями, шишками, хвоёй, сухой травой.
Воспитатель: как вы думаете, нам всё это может пригодиться?Дети: да, это природный материал из него можно делать разные поделки.
Воспитатель: первая наша остановка на полянке - « Солнечная»
Как светит и греет солнце осенью?
Дети: солнце светит, но греет слабо, потому что закрыто тучами.
ИГРА на развитие внимания »Солнце, ветер и туча»
Воспитатель: давайте поиграем в игру
(если я показываю солнце - вы поднимаете руки вверх, если тучу - вы закрываете лицо руками, если ветер - вы кружитесь).
Воспитатель: пока мы с вами играли, я увидела, что то очень интересное. Давайте подойдём и посмотрим.
3
Остановка «ПЕРЕЛЁТНАЯ»
Дети: это гнездо и перо.
Воспитатель: как вы думаете, о ком мы сейчас будем говорить?
Дети: о птицах.
Воспитатель: как называются птицы, которые осенью от нас улетают, а весной возвращаются? (перелётные).
Воспитатель: почему они улетают?
Дети: птицам нечего кушать, насекомые прячутся, становится холодно.
Воспитатель: каких перелётных птиц, вы знаете?
ИГРА « ПЕРЕДАЙ ПЁРЫШКО»
Воспитатель: все ли птицы долетят до тёплых краёв?
Дети: нет, на пути их подстерегают разные опасности..Воспитатель: одну из причин гибели птиц вы узнаете, если отгадаете загадку?
« БЕЛОЕ МОЛОКО РАЗЛИЛОСЬ НАД РЕКОЙ» (туман)
Воспитатель: давайте проведём маленький опыт.
В стакан с молоком бросим маленький камушек.
Вы видите камушек? Дети – нет.
Вывод: при тумане птицам тоже ничего не видно.
Воспитатель: так чем же опасен туман для птиц?
Дети: во время тумана птицы могут сбиться с пути.
Воспитатель: следующая наша остановка « Осенняя»
Игра с мячом «ПОДБЕРИ СЛОВА ДЕЙСТВИЯ» отвечающие на вопрос « Что делает?», « Что делают?»
1.Солнце (что делает?)- светит, греет.
2.Туча (что делает?)- закрывает, плывёт. 4
3.Ветер (что делает?)- дует, гонит, завывает.
4.Насекомые (что делают?)- прячутся, зарываются.
5. Птицы (что делают?)- улетают, машут, летят, кричат и т.д.
6.Люди (что делают?) - собирают, надевают, убирают.
6.Животные (что делают?)- готовятся, меняют, засыпают.
7.Листья (что делают?)- падают, кружатся, летят, порхают, шуршат, шелестят, облетают.
Воспитатель: следующая остановка «Лиственная»
Воспитатель: что это за художник пришёл без красок и без кисти, а разукрасил нам все листья? Дети (осень).
Воспитатель: как можно одним словом, назвать - какими стали листья осенью?
Дети: разноцветнымиВоспитатель: как называется природное явление, когда падают листья?
Дети: листопад
Воспитатель: что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму? (ответы детей).
Звучит музыка.
III.Проведение динамической паузы
Воспитатель: ребята, давайте поиграем. Мы будем рассказывать стихотворение, и выполнять движения.
Листья осенние тихо кружатся.
(дети кружатся на цыпочках, руки в стороны).
Листья нам под ноги тихо ложатся.
(приседают)
И под ногами шуршат, шелестят. 5
(движение руками вправо, влево).
Будто опять закружиться хотят.
(поднимаются, кружатся).
Игра на развитие фонематического слуха.
Назови слова со звуком Ж (кружатся, ложатся, закружиться)
Назови слова со звуком Ш (шуршат, шелестят)
Разделите эти слова на слоги хлопками.
Воспитатель: ребятишки, а если бы вы были композиторами, какую бы вы сочинили музыку об осени? (ответы детей)
-А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали Осень? (ответы детей)
-А если бы вы были писателями, то какой рассказ об осени вы бы написали - мы сейчас и услышим.
IV. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО СХЕМАМ
Воспитатель: мы сегодня участвуем в конкурсе на лучшее составление описательного рассказа. Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про осень, т.е. составьте рассказ.
Дети составляют рассказ - описание по схемам.
Образец рассказа.
Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, хмурое, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта разноцветными листьями. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и ёж впадают в зимнюю спячку. Люди собирают урожай, делают заготовки на зиму, надевают тёплую, непромокаемую одежду. Осенью можно играть с листьями, собирать природный материал и делать разные поделки.
6
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: вот какая у нас замечательная осень! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказать, были активными. И я хочу вам на память подарить осенние листья и настоящий микрофон для сюжетно-ролевой игры «Телевидение».
Конспект НОД по развитию речи
«Русская народная сказка «Хаврошечка»
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Хаврошечка» (в обработке А.Толстого)
Задачи:
Образовательные: формировать умения представлять образ, персонаж; продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению, развивать монологическую и диалогическую речь, познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл
Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе
Развивающие: формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки, способствовать развитию положительных эмоций, влияющих на усвоение материала, развивать слуховую память
Методы и приемы: наглядный (показ, демонстрация); словесный (чтение, обсуждение); игровой (физкультминутка, сюрпризный момент)
Предварительная работа: работа над пословицами о труде, добре и зле, разучивание физкультминуток
Проведение НОД
Организационный момент
В.: Какое радостное, доброе утро. Мы сегодня, ребята, не одни. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Вводная беседа с детьми (название темы, цель)
Основная часть
Сюрпризный момент: Яблоня с волшебными яблоками
В.: Ребята, посмотрите, какое волшебное дерево выросло у нас в группе. А на нем волшебные яблочки. Давайте посмотрим, что же там!
Воспитатель отрывает яблочко и читает загадки:
В.: Ребята, а на волшебных яблочках загадки! Давайте же их разгадаем!
Кто попался на зубок?
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался (Колобок)
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной
Он сам того не ведая,
несет ее домой!
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь?
Названье этой сказки (Маша и медведь)
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
У брата с сестрой
Несчастье большое,
Но им не откажут в подмоге:
Волшебная печка, молочная речка
И яблонька в трудной дороге (Гуси-лебеди)
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто распростился с зеленою кожей?
Сделался мигом красивой, пригожей» (Царевна Лягушка)
В.: Молодцы, ребята! Как много сказок вы знаете! А сейчас я приглашаю вас на нашу выставку. Какие книги вы здесь видите? Правильно, сказки! А как вы догадались? (по иллюстрациям). Сегодня я познакомлю вас с новой русской народной сказкой «Хаврошечка». Вы хотите познакомиться с этой сказкой? Для этого нам нужно позвонить в колокольчик и тогда мы перенесемся в сказку!(Колокольчик) Давайте сядем на стульчики!
В.: Русскую народную сказку «Хаврошечка» сочинил русский народ давным – давно. А услышал ее от народа великий русский писатель А.Н. Толстой и записал ее. Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова, некоторые мы уже не употребляем в нашей речи, но я обязательно вам их объясню
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
В.: Ребята, мы немного устали. Давайте с вами отдохнем!
Физкультминутка
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем -
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на место снова сели. (Дети садятся.)
В.: Вопросы по сказке «Хаврошечка»
Ребята, а вам понравилась сказка?
А как она называется?
К каким людям попала Хаврошечка?
Сколько было дочерей и как их звали?
А какими они были?
А что делала Хаврошечка?
Кто помогал Хаврошечке?
Что она помогала ей делать?
Что при этом говорила?
Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке?
А что сделала Хаврошечка?
Что выросло на том месте, где Хаврошечка посадила косточки?
Кто проезжал мимо сада и что произошло дальше?
Почему мачехины дочки не могли угостить барина?
А кто угостил его яблочками?
Чем закончилась сказка?
Заключительная часть
В.: Ребята, кто вам понравился в сказке? Почему? (Ответы детей)
Чему нас учит эта сказка? (Ответы детей)
В.: (берет колокольчик). Закончилась сказка, зазвенел колокольчик и волшебная сказка перенесла нас в группу. Посмотрите, ребята, Хаврошечка прислала вам угощение: яблочки со своей волшебной яблоньки. Благодарю всех за работу!
интегрированной НОД
Тема: «Веселые игрушки»
(на основе ФГОС ДО)
Разработала:
Сухих Наталья Сергеевна
Тема: «Веселые игрушки»
Возрастная группа: младшая группа
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД
Форма организации: групповая, индивидуальная
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Музыкальное развитие», «Познавательное развитие»
Учебно-методический комплект:
- Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей от 1,6 до 3 лет, 2016-2017учебный год,
- Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; Москва, Мозаика-Синтез, 2013 год.
Средства:
- наглядные - игрушки, музыкальные инструменты
- литературные - стихи, стихотворные инсценировки
- музыкальные - песня «Здравствуйте, ладошки», хоровод «Мы на луг ходили»
- оборудование - музыкальные записи, детские музыкальные инструменты, игрушки
Цель: развивать связную речь детей
Задачи:
1. Обучающие задачи:
- Формировать умение образовывать глаголы от названия игрушек
- Побуждать детей учить и читать стихи
2. Развивающие задачи:
· развивать память
· продолжать учить петь хором, не напрягая голос
- радостно и с удовольствием выражать свои эмоции
- исполнять танцевальные движения в соответствии с текстом
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к художественному творчеству
· способствовать проявлению положительных эмоций
· воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательных задач
· воспитывать бережное отношение к игрушкам
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:
· Предложить выучить стихи самым младшим воспитанникам - Арине , Саше
· Обратить внимание на звукопроизношение Дарины
· Дать индивидуальное задание гиперактивному Федору
· Поручить контроль Ире и Кате за соблюдением правил игры на музыкальных инструментах
Планируемый результат:
Любознательный, активный |
|
Эмоционально - отзывчивый |
|
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками |
|
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи |
|
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности |
|
Ход деятельности:
Этап деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность |
Планируемый результат |
|
1 этап (3 минуты) Организационный момент:
|
Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть. Здравствуйте, уважаемые гости! Эмоциональный настрой на совместную деятельность: дети исполняют стихотворение валеологической направленности с оздоровительным массажем «Доброе утро, улыбнись скорее» Педагог предлагает взять друг друга за руки и почувствовать тепло, исполняя песню «Здравствуйте, ладошки» |
Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой Предлагает и корректирует выбор детей |
Приветствуют друг друга и гостей Выбор удобного места для занятия. Рассуждают, проявляют интерес и исследовательскую активность. |
|
2 этап (6 минут) Сюрпризный момент: вносят коробку с игрушками. Работа над темой: слушание беседы, чтение стихов, разучивание нового произведения |
Беседа об игрушках, выслушивание ответов детей, чтение стихов «Зайку бросила хозяйка», «Наша Таня громко плачет», исполнение колыбельной песенки с куклами. Разучивание нового стихотворения А.Барто «Я люблю свою лошадку» |
Стимулирует интерес детей к проблеме, показывая и свою заинтересованность |
Слушают новое произведение, заучивая наизусть, читают стихи с выражением, исполняют колыбельную песенку без музыкального сопровождения |
1.Умение делать вывод и его аргументировать 2.Получают новые знания 3.Учатся работать в команде |
Физкультминутка |
Подвижная игра «Зайке холодно сидеть» |
Дает заряд двигательной активности |
Счет до 10, обеспечена потребность детей в движении |
1.Тренировка памяти 2.Соотношение движений с текстом |
Загадки, игра на музыкальных инструментах. Учить формировать глаголы от названия игрушек. Совместное исполнение русской народной мелодии. Хоровод «Мы на луг ходили» |
Воспитатель читает стихотворение Зайка этот не простой», предлагает отгадать загадки, поиграть на музыкальных инструментах и игрушках. Воспитатель формирует умение образовывать глаголы от названия игрушек Под русскую народную мелодию все вместе исполняют свободное произведение на музыкальных инструментах и игрушках Дети танцуют и поют хороводную песню «Мы на луг ходили» |
Даёт заряд детской активности по определению разных инструментов и игрушек, отгадыванию загадок, формированию глаголов от названия игрушек. Хвалит детей за успехи, поощряет даже незначительные удачи. Танцует и поет вместе с детьми |
Индивидуальная работа детей по умению формировать глаголы. Учатся чувствовать ритм и такт в игре на музыкальных инструментах Учатся соотносить танцевальные движения с текстом |
|
3 этап (2 минуты)
|
Воспитатель расспрашивает детей о том, какие игрушки приходили в гости, как нужно к ним относиться, а теперь они устали и хотят отдохнуть. А нам тоже пора в группу возвращаться. |
Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость обсуждения; предлагает место, где дети могли бы выступить перед родительской общественностью. |
Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик. |
|
Как итог занятия: концерт для родителей, посвященный
|
Открытое НОД по речевому развитию в первой младшей группе ДОУ «Поможем кошечке»
Программное содержание:1. Учить детей узнавать и называть домашнее животное.
2. Формировать умение выделять характерные особенности пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т.д.
3. Развивать умение эмитировать действия животных и звук подражать им.
4. Развивать внимание, память.
5. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, интерес к русскому фольклору.
Задачи:
Содействовать развитию умения по собственной инициативе или по предложению взрослого рассказывать о внешнем виде кошки. Стимулировать инициативные обращения в совместных действиях и играх. Активизировать детей действовать согласно словам текста.
Формировать у детей элементарные представления о кошке, её внешнем виде, её особенностях поведения и повадках.
Материал:
1. игрушка-кошка
2. корзина
3. картинки с изображением котят (формат А4)
Методические приемы:
1. сюрпризный момент,
2. художественное слово,
3. рассматривание игрушки-кошки,
4. вопросы к детям,
5. физкультминутка,
6.рассматривание картинок.
Предшествующая работа:
1.чтение потешки «Как у нашего кота»
2.д/и «Домашние животные»
3.наблюдение за кошкой на прогулке.
Словарная работа:
1. мягкая
2. пушистая
3. зоркие глаза
Воспитатель до занятия выставляет в раздевалке корзину с кошкой.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, чтобы посмотреть как вы умеете играть. Давайте с ними поздороваемся.
Дети : Здравствуйте!
Воспитатель: А теперь давайте поздороваемся друг с другом.
Приветствие
Станем рядышком по кругу,
Скажем "Здравствуйте" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!"
Если каждый улыбнется -
Утро доброе начнется!
Звучит аудиозапись мяуканья котенка.
Воспитатель:
Вы ничего не слышите? Что это за странный звук? От куда он? Может под столом? Или в коробке с игрушками? Мне кажется, что этот странный звук за дверью.
Кто мяукнул у дверей
Открывайте поскорей
Очень холодно порой
Котик просится домой
Воспитатель заносит корзинку и начинает с детьми рассматривать содержимое корзины.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел? Давайте поздороваемся с кошечкой.
Дети здороваются
Воспитатель:
Ребята, наша гостья очень замерзла, ведь на улице холодно. Давайте поможем кошечке согреться.
Пальчиковая гимнастика
Поиграем-ка немножко,
Да похлопаем в ладоши.
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем, расжимаем.
Какие вы добрые, ребята, молодцы. Проходите на коврик, будем знакомиться с кошкой. Мне кошечка сказала на ушко, что ее зовут Мурка. София, как зовут кошку (индивидуальные ответы детей).
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, какая Мурка красивая. У нее мягкая шерсть, пушистый хвост. Погладьте ее. А где у кошки ушки, а у вас? А где Мурки глазки, у кошечки зоркие глазки, она видит ими даже ночью. Посмотрите, какие у кошки маленькие лапки, в которых есть коготки. Коготками кошка царапается и ловит мышей.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые, зубки белые!
(потешка из книжки)
Воспитатель : Ребята, а давайте с Муркой поиграем!
Физкультминутка
Есть у кошки глазки, (Детки моргают глазками)
Есть у кошки ушки, (Детки показывают ушки)
Есть у кошки лапки- (Детки показывают руки)
Мягкие подушки.
Кошка, кошка, не сердись, (Дедки грозят пальчиком)
Не царапай деток - брысь! (Топают ногами).
Воспитатель:
Ой, ребята, что-то Мурка загрустила. Я думаю она проголодалась. А, как вы думаете, что любит есть кошка?
Дети:
Молоко.
Воспитатель:
Сделайте из ваших ладошек блюдце.
Киска к деткам подошла
Молочка просила.
Молочка просила,
«Мяу» - говорила
Мяу-мяу-мяу.
Воспитатель:
Ребята, скажите, как Мурка просила молока (Мяу-мяу) Арсений, как просила Мурка молока?
Кисонька поела,
Кисонька поела,
Песенку запела:
«Мур – мур - мур»
Воспитатель:
Варя, скажи, какую песенку пела кисонька (воспитатель опрашивает несколько детей). Ребята, давайте споем песенку вместе.
Воспитатель:
Ребята, вы Мурку согрели, накормили и поиграли с ней. Мурка очень устала и хочет спать. Давайте положим ее в корзину и погладим ее.
Мур – мур - мур, -
Мурлычет кошка, -
Ты погладь ее немножко!
От тепла и ласки
Она закроет глазки!
Воспитатель:
Молодцы, Мурка заснула.
Воспитатель:
Пока наша кошечка спит, давайте посмотрим чем любят заниматься котята. Котята лакают молоко, умываются, играют, спят.
Воспитатель:
Вы такие молодцы, я думаю, Мурке вы очень понравились. А она вам понравилась? Хотите оставить ее у нас в группе? Пусть Мурка остается у нас. А за то, что вы такие добрые, ласковые, я угощу вас печеньем.
Конспект НОД по развитию речи (подготовительная группа)
Тема: «Золотая осень!» Подготовила воспитатель: Турчина Надежда Ивановна
Задачи:
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
Активизировать словарь по данной теме.
Закреплять умения составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Закреплять умение согласовывать движения с речью. -
Закреплять умение определять место звука в слове.
-Развивать мелкую моторику пальцев рук
Оборудование: звуковые полоски (ЗАС) фишки красные, сюжетные картинки, картинки из серии «Осень», мяч, слайды.
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга и тех, кто у нас в гостях.
- В этот осенний день
Нам здороваться не лень.
Шлем привет мы всем вокруг,
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям
Очень, очень рады вам!
Посмотрите, сколько различных листьев на нашей полянке А как называется явление природы, когда много листьев опадает с деревьев? (Дети: листопад. В какое время года это происходит? - осенью.)
Воспитатель : Значит мы сегодня с вами поговорим об ……осени . Выберите каждый по одному листочку.
Воспитатель . Первыми пройдут на места те, у кого зеленые листья. Вторыми те, у кого красные листья. Теперь дети с желтыми листьями. И наконец с оранжевыми листочками.
Дети выполняют задание педагога и по очереди садятся за стол.
Воспитатель: Молодцы. Вы справились с моим заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они «Какие осенние листья?»
Дети. Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, душистые.
Вы знаете, что в лесу растут разные деревья. А знаете ли вы, какие листья на разных деревьях?
Д/И «Назови листья» (слайды)
На березе – березовые, на клене – кленовые На рябине –рябиновые, на дубе –дубовые, На осине – осиновые, на тополе –тополиные,
На липе – липовые, на каштане – каштановые Воспитатель . Молодцы. И так. мы с вами продолжим разговор об осени.
Назовите осенние месяцы (дети: сентябрь, октябрь, ноябрь)
А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?
Никто? Тогда слушайте!.....
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
Воспитатель: Дети. Давайте рассмотрим наши картины об осени.
Вопрос-ответ.
Какое осенью солнышко? (Осенью солнышко светит, но не греет) - Что можно сказать про дождь? (Осенью часто идут дожди) - Какое небо осенью? (небо пасмурное) - Что делают осенью люди? (Люди собирают урожай) - Что происходит с листьями осенью? (Листья на деревьях пожелтели и стали опадать) - Что можно сказать про одежду людей? (Люди стали теплее одеваться, так как похолодало) - Что делают звери осенью? (Звери запасают корм на зиму (белочки запасают грибы и шишки, медведь готовится к зимней спячке); - Расскажите о птицах. что делают они осенью? (Птицы собираются в стаи и улетают на юг) Молодцы. Вам надо составить теперь рассказ об осени, с опорой на картинки. Но вначале отдохнем.
Физминутка « Осенние листочки »
Мы, листики осенние ,
На ветках мы сидели.
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Повертел их, покрутил
И на землю опустил
Воспитатель: присаживайтесь на места Составление описательного рассказа по картинкам «Осень»
Дети составляют рассказ, пересказывают 2-3 ребёнка.
Воспитатель: осень, у нас игривая.
Развитие мимических мышц (с элементом психогимнастики)
Листья опали. Мы огорчились, Удивились, Рассердились
Улыбнулись
Воспитатель:
А сейчас вам нужно будет определить, где находится звук [О], в начале слова, в середине или в конце.Для этого используем полоску с фишками.
. Я буду называть слова, и если звук «О» находится в начале слова, вы фишку размещаете на первый квадрат. Если в середине, на второй квадрат. А если в конце слова, то на третий. Например (ребенок у доски выполняет задание) МОРЕ. Куда разместим фишку? (на второй квадратик, так как «О» в середине слова)
И так, внимание!
Д/И «Определи звук в слове»
-малакО,
- Ослик,
- рОза, -Окунь -сОк
А теперь давайте проверим, никто не ошибся?
Молодцы! Все справились!
Воспитатель:
Сейчас поиграем в слова
Д/и «Скажи наоборот»
Солнечный - пасмурный
Ветреный - безветренный
Мокрый - сухой
Радостный - грустный
Холодный - теплый
Поздняя - ранняя
Яркий - тусклый
Низкий - высокий
Сытый - голодный
Редкий - частый
Спелый - незрелый
Начало - конец
Весна - осень
Длинный – короткий Тихий-громкий
Д/и «Что делает»
Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью - Урожай осенью убирают.
Птицы осенью - Птицы осенью улетают.
Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки
Итог. Воспитатель: Вы сегодня были все молодцы, хорошо потрудились. Но мне хочется, чтоб вы сами оценили свой труд. Кто очень хорошо работал на занятии поднимет смайлик с улыбкой. Если где то испытывал затруднения, или где-то сомневался поднимет смайлик без улыбки. А кто работал ни в полную силу, но следующий раз обязательно постарается, смайлик с грустным выражением.
Маша, почему ты выбрала этот смайлик? А ты, Катя, почему (дети объясняют свой выбор)