Анализ рисунка детей в диагностических целях. Процедура проведения и интерпретация результатов диагностики. Интерпретация по типу изображения

На всей деятельности человека лежит печать его личности, и в наибольшей степени ее особенности проявляются именно в творчестве. Рассматривая картины на выставке или в картинной галерее, мы видим не только произведение искусства, но и внутренний мир его создателя, пытаемся понять, что же именно подтолкнуло автора к написанию того или иного полотна.

Рисунок является не чем иным, как отображением мыслей, чувств, мироощущения и характера человека, он служит средством проникновения в духовное пространство человека.

О чем расскажет рисунок?

Психологический анализ личности человека по его рисункам как метод профессиональной психологии возник в начале XX века. Тогда появились первые тесты, целью которых являлась диагностика разных аспектов личности по рисункам человека.

В наше время у психологов не возникает никаких сомнений в том, какое большое значение имеет рисунок в психологии, ведь именно рисунок является важнейшим источником знаний о психике человека.

Психологическая «расшифровка» рисунка дает качественное представление о личности взрослого человека, «подделать» или предугадать результат практически невозможно, ведь диагностика и интерпретация рисунка – сложный и многослойный процесс, в чем-то схожий с определением .

Доктор психологических наук, профессор Елена Потемкина в период с 1985 по 1995 годы провела масштабное психологическое исследование. Это анализ и интерпретация более 100 000 рисунков, которые были выполнены людьми разного возраста и сфер деятельности, находившихся при этом в разных жизненных обстоятельствах и психических состояниях.

Таким образом, профессору удалось составить общую модель анализа рисунка, с помощью которой стаёт возможна качественная диагностика и интерпретация особенностей психологии человека, определение его характера по рисунку.

В таблице представлены общие признаки, по которым можно определить отдельные особенности личности.

Общая модель анализа рисунка

Психологическая диагностика с помощью рисунка в психологии называется проективной диагностикой. Такое название объясняется тем, что в психологии рисунок является индивидуальной проекцией внутреннего мира человека, его характера и личностных особенностей. Тесты по рисункам человека психология называет проективными тестами или методиками, они имеют ключевое значение среди других методик.


Существует много интересных проективных методик, как например «Рисунок семьи» или , которые многое могут поведать о характере создателя рисунка.

О чем же конкретно говорят рисунки человека?

Вы узнаете об этом на примере интерпретации проективной методики «Автопортрет».

Безусловно, качественная диагностика должна совершаться профессиональным психологом с использованием широкого диапазона различных методов, но ведь мы с вами знаем, как интересно бывает самостоятельно «продиагностировать» себя и своих близких, узнать о себе и других нечто новое и интересное. На просторах интернета можно найти множество различных тестов, но уверенны ли вы в их подлинности и эффективности?

Именно поэтому вашему вниманию предлагается полное описание профессиональной проективной методики «Автопортрет» в адаптации американского исследователя Р. Бернса с дополнениями Е. Потемкиной.

Напишите свой автопортрет

Задание теста довольно простое и звучит так: «Возьмите простой карандаш или ручку, лист бумаги, размером 10х15, и нарисуйте на бумаге самого себя, одного, а возможно с семьей или коллегами. Ваши художественные способности не имеют значение».

Интерпретация по элементам рисунка:

Голова

Большая голова говорит о больших интеллектуальных претензиях человека или наоборот, о недовольстве развитием интеллекта. Маленькая голова говорит о неадекватности суждений относительно своих интеллектуальных или социальных возможностей.

Глаза

Большие глаза характеризуют подозрительность, а также сильную зависимость от общественного мнения. Маленькие либо закрытые глаза говорят о повышенной сосредоточенности на своей личности или закрытости человека.

Уши и нос

Увеличенные уши говорят о высокой чувствительности к критике. Если нос выделен как выдающийся акцент внешности, это говорит сексуальных проблемах. Сильно выделенные ноздри являются свидетельством агрессии.

Рот

Выделенный рот может свидетельствовать о проблемах с речью. Если рот не нарисован вообще, то это означает негативное психическое состояние, возможно, депрессию, или просто вялость в общении.

Руки

Являются символом контакта человека с обществом и миром в целом. Скованные руки говорят о жесткости, замкнутости, повышенных требованиях к себе. Вяло-опущенные руки говорят об общей неэффективности человека. Слабые, хрупкие руки предполагают неуверенность в себе. Длинные и сильные руки наоборот, говорят о силе и амбициозности. Очень короткие руки являются свидетельством чувства неадекватности.

Ноги

Крупные ноги означают потребность в безопасности. Чем длиннее ноги, тем больше выражено желание быть независимым. Отсутствие ног предполагает нестабильность, ощущение пустоты, отсутствия жизненного фундамента.


Интерпретация по типу изображения:

  • Схематическое изображение. Изображение в виде общих деталей и схем принадлежит людям интеллектуального склада, «мыслителям», для которых наиболее важную роль играют общие сведения о разных явлениях.
  • Реалистическое изображение. Это детальное прорисовывание внешности, характерное для человека педантичного, склонного к глубокому анализу и постоянным уточнениям.
  • Изображение-метафора . Человек рисует себя не человеком, а каким-либо предметом, существа или явления, например, животного, дождя, кружки, персонажа фильма или книги. Это говорит о развитой креативности, художественном складе, развитом воображении и творческих способностях. Такой человек обладает хорошим чувством юмора.
  • Портрет в интерьере. Человек рисует себя на фоне пейзажа, в определенных обстоятельствах. окруженным разными предметами. Это говорит об экстраверсии, о желании находиться в окружении других людей.
  • Эмоциональный портрет. Изображение себя в неком эмоциональном состоянии. Это говорит о высокой эмоциональности и чувствительности, о склонности к глубокой саморефлексии. Часто человек рисует противоположную эмоцию: он грустит, но изображает себя с улыбкой на лице.
  • Изображение портрета со спины. Вместо лица человек рисует затылок, что говорит о внутреннем противоречии, о желании продемонстрировать свою . Это также может свидетельствовать о нежелании изображать некоторые детали, например, лицо.
  • Эстетическое изображение. Свойственно людям с развитыми художественными способностями и эстетическим вкусом.

Небольшой сюжет «О чем говорят ваши рисунки».

Диагностическая методика «Рисунок человека» помогает оценить уровень умственного развития детей, определить побуждения ребёнка, его компенсации, тревоги и конфликты. Для этого понадобится только предложить испытуемому изобразить персонажа на альбомном листе.

Описание проективной рисуночной методики К. Маховер

Основой методики «Рисунок человека» стало тестирование Флоренс Гудинаф, именно на его основе Карин Маховер в 1946 году разработала рисуночный способ оценки личности и умственного развития пациента. Фигура человека, которую необходимо изобразить испытуемому, есть не что иное, как проекция побуждений, тревог, компенсаций того или иного индивида.

Проведение исследования связано с соотнесением изображения человека с разными значениями:

  • представление о самом себе;
  • отношение ребёнка к окружающим;
  • проецирование на изображение своего идеала;
  • отражение привычных действий.

Лёгкость применения методики, которая подходит для работы даже с совсем маленькими детьми (от трёх лет), сделала эту диагностику одной из востребованных среди педагогов и психологов. Тестирование проводится с дошкольниками и младшими школьниками, но не запрещается использовать диагностику и для исследования особенностей детей старшего школьного возраста.

Порядок проведения диагностики «Рисунок человека»

Рисунок выполняется испытуемым простым карандашом на обычном листе формата А4 вертикального расположения (допустимо использовать бумагу меньшего формата). Ребёнок может перевернуть лист и разместить его горизонтально, исследователь должен это подметить, но не поправлять действия тестируемого. Карандаш нужно предложить не очень жёсткий, оптимальная твёрдость - М и 2М.

Не запрещается детям пользоваться ластиком, но этот атрибут следует выбрать жёстким, тогда все стёртые линии будут различимы на листе, что пригодится педагогу при интерпретации рисунка.

Приготовив необходимые материалы и инструменты, ребёнку дают точную инструкцию: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». Когда возникают вопросы-уточнения, то не следует их игнорировать, но и разъяснять подробным образом нежелательно. Лучше всего уклониться от прямого ответа, дав установку: «Рисуй любого». Если испытуемый совсем маленький, то можно немного «разжевать» инструкцию: «Нарисуй дяденьку как можно лучше». В случае нежелания ребёнка включаться в процесс необходимо мягко посоветовать ему хотя бы начать, убедить, что это интересно и увлекательно. Для сомневающихся в своих способностях детей подойдёт такая словесная конструкция: «Начинай рисование, и мы посмотрим, что у тебя получится. Мне интересны любые рисунки».

Подходящий вариант для анализа - изображение человека в полный рост, а не его портрет или бюстовый вариант. В ситуации с рисованием «неростового» персонажа нужно дать ребёнку ещё один шанс, предложив чистый лист бумаги и обозначив, что фигура должна быть представлена целиком.

После того как ребёнок справится с заданием, необходимо обсудить с ним изображение для получения дополнительной информации об объекте. Можно спросить у тестируемого:

  1. Какого человека он нарисовал (доброго, злого, смешного и так далее)?
  2. Что любит/не любит изображённый персонаж?
  3. Чем занимается и о чём мечтает?
  4. Какая профессия у человека?

Также можно побеседовать на следующие темы (применительно к изображённому персонажу):

  • место проживания;
  • наличие друзей;
  • характер;
  • возраст;
  • здоровье.

Полезной информацией для исследователя будет рассказ испытуемого о том, какие чувства он испытывает к нарисованному человеку, о ком думал ребёнок, когда работал над заданием, знаком ли ему этот персонаж.

Обсуждение получившегося рисунка - обязательный этап тестирования

Обработка и интерпретация результата теста

Возрастные особенности

Существуют нюансы, которые необходимо учитывать при анализе рисунка, чтобы не принять за отклонение от нормы возрастные особенности ребёнка:

  • Для пятилетних детей характерно использование двойных контуров при прорисовывании конечностей; место прикрепления рук, как правило, - середина туловища. К шести годам дети уже осознанно рисуют конечности в верхней части торса обычными линиями.
  • В пять лет малыш может проигнорировать второстепенные детали, такие как волосы, брови, ногти, ресницы и прочее. Дополнять ими образ человека дети начинают в шестилетнем возрасте, причём девочки чаще «выписывают» элементы лица.
  • В старшем дошкольном возрасте у детей формируются понятия вертикального и горизонтального, поэтому нарисованный персонаж уже не парит в наклоне, как у маленьких детей, а занимает чёткое положение.
  • Дети младшего школьного возраста (7–9 лет) переходят от схематичного рисования к более подробному и реалистичному (или же между этими двумя способами изображения соблюдается баланс). Чем старше становится ребёнок, тем менее примитивным должен становиться рисунок.

Размер и положение


Общий анализ композиции

Чтобы исключить признаки психологической патологии, нужно обратить внимание на основные моменты в изображении человека. Оценивая каждый пункт, исследователю следует добавлять по одному баллу за каждое соответствие, а затем сложить получившиеся результаты. Минимальные показатели, которые свидетельствуют о том, что ребёнок не имеет отклонений, таковы:

  • для малыша 4–5 лет - 10 баллов;
  • 6-ти - 14;
  • 7-ми - 18;
  • школьника 8 лет - 22;
  • 9-ти - 26;
  • десятилетнего и более взрослого ученика - 30 очков и больше.

Существуют некоторые детали, добавленные к нарисованному человеку, которые можно считать дополнительным бонусом при оценке умственного развития ребёнка - тросточка у пожилого человека, оружие у солдата, ранец у школьника, коньки у фигуриста и так далее. Эти элементы должны соответствовать созданному образу и не выбиваться из «темы» (неуместно ружье в руках милой принцессы, хоккейная клюшка у бабушки и прочее).

Некоторые неблагоприятные моменты развития личности ребёнка может усмотреть хороший специалист, если в рисунке человека:

  • руки изображены с отсутствующими пальцами;
  • кисти нарисованы в виде обрубков или варежек;
  • не прорисованы глаза;
  • в профильном изображении человека два глаза, а в анфас - один;
  • нет никаких намёков на принадлежность человека к тому или иному полу;
  • персонаж изображён без одежды;
  • есть явные нарушения пропорций тела.

О негативных моментах в жизни ребёнка также говорит факт рисования и стирания всей фигуры человека или отдельных её фрагментов.

Файл: Особенности нарисованной фигуры, по которым производится оценка

Части тела

Голова практически заменила туловище - это может быть свидетельством ослабленного интеллекта

  • Голова отражает область социальных контактов, самоконтроль. Если этой части и лбу уделено много внимания (ребёнок тщательно и долго по времени их рисовал), то это может быть показателем адаптационного неблагополучия в социальной среде. Об игнорировании умственной сферы говорит отсутствие лобной части. Взаимосвязь физического и духовного отражается на рисунке в пропорциях между телом и головой. Давление на психику, головные боли, ослабление интеллекта проявляются в изображении гипертрофированной головы. Если же она больше туловища, это означает стремление ребёнка к компенсации чего-то недостающего.

О нетерпении к другим людям, о поверхностных отношениях с близкими говорит тот факт, когда ребёнок рисует голову позднее всех остальных частей человека.

  • Раннее сексуальное созревание девочек можно «прочитать», если нарисованный человек наделяется излишне пышной и красивой причёской, длинными и ниспадающими на плечи локонами. Акцент мальчиков на волосах можно расценивать как проявление мужественности.
  • Черты лица, прорисованные слабо и без чётких линий, свидетельствуют о наличии конфликтов с окружающими, желании избежать этих проблем. Как правило, такие дети очень недоброжелательны по отношению к другим, постоянно ожидают подвоха со стороны. Враждебность и агрессия может быть буквально прорисована в лице персонажа - расширенные глаза, сильно сомкнутые верхняя и нижняя губа, раскрытый рот вкупе с неприятным оскалом. Здоровое самоуважение, внимательное отношение к своей персоне (в рамках нормы) выдают тщательно прорисованные черты. Если тестируемый закрашивает лицо, то это показатель утраты своего «я», отсутствие самоидентификации. Неблагоприятный признак - рисование морды животного, застывшей маски робота.
  • Если подбородку уделяется много внимания, это означает боязнь ответственности, нерешительность ребёнка. Он может несколько раз исправлять, стирать эту часть, использовать для её изображения слишком толстые линии. Всё это свидетельствует о поиске компенсации волевых качеств.
  • Интерпретацию бровей можно соотнести с расшифровкой изображения волосяной части головы: густые, взъерошенные - грубый, строптивый характер, несдержанность, импульсивность автора рисунка; аккуратные, приглаженные - символ спокойствия, повышенного внимания к себе; поднятые - высокомерие и надменность.
  • Если уши прорисованы очень хорошо, то это отражение упрямого нрава, неумения прислушиваться к окружающим или, напротив, зависимость от чужого мнения, излишне внимательное отношение к замечаниям.
  • Широко открытые глаза говорят о том, что автор такого рисунка любознателен; маленькие - ребёнок «смотрит» вглубь себя, он скрытен и сконцентрирован на собственных переживаниях. Тестируемый пытается отгородиться от всего, если на рисунке у человека глаза закрыты. Пустые глазницы или отсутствие зрачков свидетельствуют о том, что автор высокомерен. Желание понравиться другим легко распознать по очень красивым глазам, нарисованным с соблюдением симметрии. Много полезного можно увидеть и во взоре персонажа: прямой - открытость и общительность; скошенный взгляд - подозрительность, мнительность; пристальный - отражение агрессии.
  • Открытый рот (особенно с прорисованными зубами) – явный признак наличия у ребёнка агрессивных настроений. Не всегда они носят прямой характер, в некоторых случаях это может свидетельствовать о потребности в защите. Выделение рта служит сигналом о подавленности, неумении действовать самостоятельно. Внутреннее напряжение испытуемый спроецирует, изобразив эту части лица одной линией.
  • Дети, которые привыкли контролировать себя, нарисуют длинную шею, прямолинейные участники тестирования изобразят короткую. Если малыш «забыл» про эту часть тела, то можно с уверенностью сказать, что ребёнок незрел в интеллектуальном плане.
  • Общительный малыш обязательно нарисует руки, «готовые» для объятий, широко разведённые и немного отошедшие от контура фигуры. Замкнутый ребёнок «спрячет» конечности персонажа за спину или в карманы. Иногда о проблемах с общением говорят руки, прижатые к туловищу или повисшие вдоль тела. Согнутые или неловко вытянутые в стороны конечности - показатель неглубоких контактов с миром. Если же они пластичные и гибкие, то это знак коммуникабельности. Отсутствие ладоней свидетельствует о неверии в свои возможности, чувстве неполноценности. Об агрессивном настрое говорят длинные нарисованные пальцы с ногтями или кисти, сжатые в кулаки. Злобность ребёнка выражается также в поднятых или закрашенных конечностях, пальцах в виде когтей хищной птицы. Отсутствие рук может трактоваться по-разному: у дошкольников как робость, интеллектуальная незрелость, у детей младшего школьного возраста - чувство вины перед взрослыми за свою агрессию и враждебность. Слишком длинные конечности рисуют испытуемые с желанием контактировать с окружающими. Когда тестируемый прорисовывает мускулы на руках, это символизирует его «преклонение» перед авторитетом силы. Тонкие конечности изображают дети, которые адекватно оценивают своё физическое состояние.
  • Когда хилый малыш рисует атлетическое тело, то таким образом он старается компенсировать свой не очень физически развитый торс. Если подобное изображает ребёнок с нормальным телосложением, то это проявление его внутренней силы, хорошо развитого эго. О прошлых переживаниях говорит слабое тело, нарисованное сильным пациентом. Некоторые дети уделяют внимание рисованию пупка: если так делает ребёнок дошкольного возраста, то это сигнализирует о его эгоцентризме; эту часть тела выводит младший школьник - можно судить о нём, как об инфантильном индивидууме, стремящемся уйти в свою «раковину». Форма тела прямоугольная, с обилием острых углов - символ мужественности, экспрессивности, избытка энергии автора рисунка; сглаженный контур - показатель спокойствия, уравновешенности. Очень неблагоприятное явление, свидетельствующее о психических отклонениях, - рисование внутренностей.
  • Изображение коротких, слабых или заштрихованных ног свойственно детям, неуверенным в себе, слабым, с упадническими настроениями. Об этом также говорит отсутствие стоп. Пропорциональные и хорошо прорисованные ноги характеризуют автора как человека с устойчивой психикой. Дети, испытывающие чувство незащищённости, часто изображают маленькие ступни без должной опоры, словно парящие в пространстве. Это говорит об их несформированности как личности.
  • Значимость изображения гениталий отметит каждый тестирующий специалист. Для детей это довольно необычное явление. В силу застенчивости, например, девочки могут рисовать сомкнутые руки внизу живота, прикрывающие интимные части тела. До двенадцатилетнего возраста (период скрытой сексуальности) испытуемые не изображают открыто пенис или вульву. Причины, подтолкнувшие ребёнка рисовать гениталии, могут быть вызваны операциями по удалению грыжи, обрезанием, случаями домогательства, ранним половым созреванием или повышенным интересом к соответствующим органам. Как правило, изображение этих частей тела психологи связывают с поведенческими отклонениями от нормы - агрессией, фобиями.

О спутанности, неопределённости собственной сексуальной роли говорит нарисованный человек противоположного пола. Или, как вариант, это может свидетельствовать о сильной привязанности и даже зависимости от родителя другого пола.

Одежда и дополнительные элементы

Возникновение вопросов об уместности на рисунке предметов гардероба говорит о наличии у ребёнка переживаний, связанных с телом. Излишнее внимание к подробностям в одежде свидетельствует о том, что испытуемому важен собственный внешний вид. Такие дети внешне вполне коммуникабельны, но это чаще связано с желанием услышать одобрение, похвалу, а не пообщаться.

Рисование пуговиц в виде закрашивания и надавливания может быть признаком инфантильности, зависимости и даже неадекватности. Эти же качества присущи детям, которые в одежде прорисовывают карманы.

Галстук - характерный признак сексуальности, он, как правило, чаще присутствует на рисунках мальчиков. Обычно этот атрибут рисуют дети в период полового созревания.

Не должны уйти от внимания специалистов детали, изображённые рядом с фигурой человека. Дети, хорошо умеющие налаживать контакты, рисуют солнце (часто с лучами, улыбкой). Штриховка этого элемента нетипична, этот признак, а также дождевые тучи могут быть свидетельством того, что в жизни малыша есть какие-то несчастья или тревога.

Пример расшифровки рисунка ребёнка-дошкольника

Такого человека нарисовал ребёнок дошкольного возраста

Анализируя этот рисунок, можно сделать следующие выводы:

  • Испытуемый интеллектуально развит, об этом говорит хорошо прорисованная голова.
  • Мальчик, изобразивший этого персонажа, достаточно мужественен (насколько можно таким быть в его возрасте), так как волосяная часть головы выделена чётко.
  • О готовности к общению, позитивности и открытости говорят нарисованные черты лица: глаза большие, но не увеличенные, рот улыбается.
  • Уши изображены, но скрыты за волосами - это значит, что мальчик адекватно и с должным вниманием относится к замечаниям.
  • О стремлении к познанию нового, любознательности свидетельствуют глаза, обведённые несколько раз.
  • Длинная шея говорит о том, что испытуемый контролирует свои эмоции. Его телесное и разумное начала находятся в гармонии.
  • Об открытом нраве можно судить по рукам, разведённым в стороны, словно приготовленным к принятию других людей в свои объятия.
  • Но к сожалению, этот ребёнок не всегда уверен в своих силах (символ этог - маленькие ладони на рисунке), хотя это можно списать на возраст малыша. О неверии в свои возможности говорят и заштрихованные ноги.
  • Мальчик очень энергичный - это видно по телосложению в виде треугольника.

Методика «Рисунок человека» позволяет понять психологическое состояние тестируемого, особенности его отношений с окружающими, а также выявить возможные проблемы. Анализ результата поможет педагогу или психологу скорректировать работу с ребёнком, чтобы помочь избавиться от того, что мешает ему нормально развиваться.

Диагностика по детскому рисунку

Комментарии по ходу творчества:

Выбор цвета не случаен, но знайте, что первые 2-4 рисунка - так сказать, разминка. Это "накипь" недавние впечатления, которые могут быть очень разными. По 1-2 рисункам сказать можно очень мало. Если отказывается рисовать больше - проблема серьезнее, чем кажется или он её еще не додумал. Имеет смысл предложить другие игры или пока отступиться. Но вернемся к цвету.

Выбор теплого спектра - позитивная жизненная позиция, уверенность в себе и мире, желание заявить о себе.

Красный - лидерство, подвижность, стремление к победе. Очень много красного: агрессия, как правило, объект, на который она направлена, и рисуется красным или бордовым, багровым. Часто свидетельствует о перевозбуждении, импульсивности, максимализме.

Очень много желтого - неуверенность в себе в сочетании с жаждой внимания, признания. Стремление к желтой одежде или изображение себя в желтом - попытка занять место Солнца, желание показать себя, раскрыться. Вывод: не хватает внимания значимых людей, референтной группы .

Оранжевый - как ни странно, всегда положительный цвет, цвет умелого сочетания здоровой агрессивности и доброжелательности. Сила, радость, желание жить и самоутверждаться.

Розовый . Этот цвет очень социально нагружен - лялечки-девочи все в розовом, розовое детство, куклы Барби и розовая мебель и т. д. Как правило, розовым и рисуют чаще девочки, но часто этот цвет в детском рисунке указывает именно на социальную подоплеку, важно кто или что нарисованы эти цветом.

Малиновый, лиловый - цвета уже холодной гаммы. Их изобилие может говорить о несколько отстраненной позиции ребенка, позиции наблюдателя. Слишком много лилового или сиреневого - задумчивость, застывшие эмоции или мысли и нежелание их менять.

Обилие синего, фиолетового, индиго и их оттенков говорит о преобладании негативного опыта в состоянии ребенка. Воле, характеру ребенка не дают раскрыться и проявиться. Это может быть авторитарный стиль общения бабушки, воспитателя, или мамы - что-то, что подавляет индивидуальность ребенка. Это цвет непреклонности, серьезности, упорства. Часто холодная гамма в сочетании с черным или коричневым - предвестник физического недомогания, болезни (это если все вроде неплохо, но вдруг нарисовал какую-то синь, да еще с грязью). Много синего: эмоциональная, психическая, физическая усталость, тоска по покою. Может хочет денек дома с мамой посидеть, нагрузки большие (школа развития, музыка и т. д.).

Преобладание фиолетового - неоднозначно. Если цвет <появился> неожиданно, т. е. раньше ребенок его не использовал, значит он приблизился к фундаментальным, смысложизненным вопросам и их обдумывает. С другой стороны: желание идентификации с кем-то, боязнь что-то потерять или даже воспоминания о чем-то. Смотрите на другие цвета и на сюжет - если захочет, обсудите выбор фиолетового.

Коричневый. Преобладание этого цвета в рисунке может выражать стремление к комфорту, физическому покою, уюту. Это все хорошо ассоциируется с любимым плюшевым мишкой. Если цвет повторяется часто и занимает лидирующую позицию - попытка уйти от конфликта или противоречия, упадок сил.

Зеленый - цвет новых начинаний и жизни. Зеленый, в котором больше желтого - стремление, радостное ожидание (например, рисует себя зеленым и говорит, что он скоро вырастет, как цветочек). Сине- зеленый - тяжелый цвет: инертность, упрямство. Грязно-зеленый - безнадежность, тоска.

Ахроматические цвета: белый, черный, серый. Много белого пространства - больше вопросов к миру, чем ответов. Ребенок оглядывается, прислушивается, стремится найти ответы вокруг себя. Высветляет все цвета белым - возможно, хочет смягчить проблему, представить её в более светлом виде или недавно освоил эту технику и забавляется с оттенками

Черный. Он пугает и притягивает своей силой. Цвет завершения - по черному уже не нарисуешь другим цветом. Если ребенок нарисовал цветную картинку, а потом закрасил черным - желание что-то спрятать, или показывает, что цветной мир был раньше, а сейчас закончился: Черным нарисованы или раскрашены какие-то детали рисунка - он знает об их существовании, но стремится их спрятать. Если много черного - от испорченного настроения до обиды на весь мир. Если рисует только черным - силовые воздействия на мир как стиль жизни, категоричность в восприятии и оценках. Но играем честно - нельзя прятать черный цвет и предлагать ребенку неполный набор красок. Хотя особо пугаться не стоит - черные полосы бывают и в нашей жизни. Посмотрите, какой цвет лидирует после черного - это способ действия. Черный с красным - обычно решение черной проблемы агрессией, насилием. Черный и красный - цвета смерти в нашей культуре. Возможно ребенок силится изобразить свой протест против неизбежности (обычно дети осмысливают смерть в 5-7 лет).

Серый - пограничное состояние. С одной стороны - скука, обыденность, с другой стороны - задумчивость, нежелание высказываться по той или иной причине. Желаниегармонии, бездеятельное ожидание каких-то событий, неопределенность. Если серый преобладает на протяжении длительного времени - родители, задумайтесь, все ли <так>, как ребенку надо:

Вообще, понаблюдайте за собой, какие бы цвета Вы использовали для выражения тех или иных эмоций? Яблоки от яблонь

Теперь о положении рисунка на листе:

Для ребенка мир взрослых более значим, чем мир детей. Все ценные моменты находятся высоко ("Подрастешь - узнаешь"), поэтому быть выше (взрослее) сверстников лучше, чем быть ниже (меньше). Самооценка ребенка, когда он рисует себя, выражается в положении на листе: чем выше рисунок - тем выше самооценка . Как вариант, чем крупнее рисунок, тем более важной персоной ощущает себя Ваше чадо, если фигурки размером с муху, может указывать на подавляющее влияние окружающего мира, на придавленность ребенка его огромностью и непонятностью.

Фигуры членов семьи (если Вы попросите, а он нарисует) могут многое сказать о мнении ребенка на Ваш счет. Кто в семье главный с точки зрения ребенка будет видно сразу - это самая крупная фигура. Может царить и равноправие - все одного роста. Отношение к братьям и сестрам читается тоже легко: хорошо, если они присутствуют в рисунке семьи. Это значит, что ребенок принимает их право на внимание. Если младшего брата или сестры нет на рисунке - малыш не смирился с их появлением и в его иерархии их нет. То же относится к бабушкам, дедушкам, тетям, домашним животным и т. п.

Если в рисунок семьи включен человек, не относящийся к семье (няня - еще понятно): соседка, дети из садика, со двора, милиционер, Бог, сказочный герой, Дед Мороз и т. д. - это указывает на то, что персонаж выполняет какую-либо функцию, необходимую ребенку. Попытайтесь выяснить роль этого героя в семье, его характер. Дальше - думайте, надо ли вам Чужого в отношениях со своим ребенком:

Мысленно разделите рисунок пополам по вертикали - посмотрите на правую и левую части. Опять-таки, наша культура письма и чтения - слева на право. Восприятие времени аналогичное. Левая часть листа - прошлое, правая часть - будущее. Середина - настоящее, но редко у детей присутствует. Выводы просты: рисунок-воспоминания или рисунок-мечта. Если рисунок-здесь-и-сейчас, то действие происходит только в центре листа, края почти-пустые.

Самый хороший показатель - солнце . И вообще и тепла. Если солнце посередине - рисунок-настоящее. Источник света на рисунке - источник любви, радости, счастья в жизни. Если на рисунке его нет - печально. Если за тучами - временные неприятности и ребенок надеется на улучшение. Если источник света в левом углу - радость и любовь были в прошлом, ребенок помнит об этом, если в правом углу, то будущее освещено и представляется достаточно благополучным и безоблачным. Если нарисован кусочек солнца - половинка или четверть - ребенок видит, что не вся любовь и радость, которая может быть, уделяется ему. Но не путайте с садиковскими шаблонами - ребенка могли научить рисовать солнце не круглым. Если нарисована лампочка - искуственный источник тепла и света - отчужденность, отсутствие непосредственного контакта с тем, что приносит радость и счастье. Кроме этого, лампа как источник света в рисунке может указывать на восприятие мира как мира тьмы - ведь лампу зажигают ночью, когда вокруг темно.

Некоторые мотивы рисунков и их интерпретация:

Надо сказать, что сейчас речь пойдет о рисунках детей в возрасте 4-7 лет, когда мелкая моторика и мышление позволяют произвольно рисовать какие-то сюжеты и персонажей. И, хотя степень детализации очень зависит от возраста и некоторых деталей может не быть в рисунке Вашего ребенка, это не повод для расстройства. Понаблюдайте, не появятся ли изменения через 2-3 месяца, через год, и под влиянием каких событий? Дети всегда ухитряются нас удивить, будучи при этом просто собой.

Фигура человека. В первую очередь проверяем <комплектность>: если все конечности и детали лица присутствуют - у ребенка вполне адекватное восприятие мира и своего места в нем. Ноги и ступни: устойчивость, самостоятельность, уверенность в своем положении, независимость в смысле "могу пойти куда хочу". Соответственно, если ног нет или вместо них какая-нибудь подставка - все вышеперечисленное с частицей "не". Особый случай - длинная юбка у принцессы (или просто у девочки). Это отражение социальных представлений о месте женщины и о степени её самостоятельности. Если хотя бы туфельки видны из-под юбки - причин для беспокойства нет, если юбка совсем скрывает ноги - обратите внимание ребенка на возможность выбора в его жизни, возможность проявления самости и достижения результата.

Руки. Руки - возможность и умение что-то делать, хваткость, активность. Если не прорисованы кисти рук, возможны трудности с мелкой моторикой, нелюбовь к мелким деталям, недостаток интеллектуального развития. Если интеллекта как раз в избытке, но рук нет - оторванность от реальности, слабое представление о ручной работе. Важны размеры и пропорции: маленькие, тоненькие ручки и ножки говорят о нерешительности, нехватке энергии у ребенка. Чрезмерно увеличенные (по сравнению с туловищем) конечности - грубость и возможная неделикатность, прямолинейность человека в отстаивании жизненной позиции.

Голова, лицо, шея. Шея - хорошее эмоциональное развитие, ребенок понимает и учитывает нужды других, может сопереживать. Очень длинная и тонкая шея может свидетельствовать о чрезмерной ранимости, психической неустойчивости ребенка. Отсутствие шеи в рисунке ребенка после 5 лет - негибкость (невозможность повернуть голову, увидеть что-то новое, увернуться), непонимание других людей, отказ от сотрудничества. Лицо - то, что мы прежде всего презентуем внешнему миру. Опять проверяем "комплектность". Глаза - как известно, зеркало души. Очень маленькие глаза или закрытые - ребенок чего-то не хочет видеть. Упорно повторяемая эта деталь может сигнализировать о грядущем ухудшении зрения(!). Тщательно прорисованные ресницы - признак некоторого тщеславия, избалованности вниманием, кокетства. Нос - ни в чем особенном не замечен, но если он все-таки есть на лице, то это приятно.

Рот. Право голоса, смеха, гнева - это наличие рта. Пища, питание, голод или сытость - это тоже показывает рот. Если рот не нарисован - права голоса и пищи (духовной, психической) у Вашего ребенка нет. Большой рот или маленький - представление ребенка о значимости его мнения и голоса в этом мире, о том, сколько он может "съесть". Зубы, старательно прорисованные - признак агрессии, <людоедства>, желания укусить. Уши. Наличие и размер ушей отражает желание ребенка слушать и общаться с внешним миром, его внимательность в отношении с другими людьми. Отсутствие ушей характеризуется как разобщенность с реальностью, нежелание вступать в диалог, игра только по своим правилам, избирательность. Такие дети, несмотря на понятливость и развитость, могут поразительно не слышать ничего, кроме себя и того, что они захотят услышать. Но уши могут быть скрыты прической.

Волосы. Они означают значимость того, кто нарисован. Чем длиннее волосы, тем более нарисованный человек важен для ребенка. Распущенные волосы - более свободное восприятие красоты, стремление к естественности. Косы - более традиционное представление о красоте и свободе. Прямые или волнистые, кудрявые волосы - скорее пожелание большей настойчивости или большей гибкости, хитрости в отношениях с этим человеком. Какие-нибудь украшения на голове, волосах - стремление к успешности, социальной востребованности, желание быть всеми любимым - что, кстати, естественно для многих детей.

Размер головы относительно тела может дать представление о важности интеллектуальной и социальной самопрезентации с точки зрения ребенка. Чем больше голова - тем важнее ребенку кажется ум, интеллект. Но если голова занимает половину фигуры - не слишком ли переоценивается роль ума?

Одежда. Отражение тех установок и требований, которые регламентируют жизнь каждого человека. Отсюда: чем больше одежды и чем она наряднее, тем дальше ребенок продвинулся по пути социализации и тем свободнее он ощущает себя в обществе сверстников. Меньше одежды - меньше подчинения социуму. Отсутствие одежды - протест против рамок социума, нежелание искать компромисс. И в этом случае нужна Ваша помощь.

Гениталии. Сами по себе - органы, дарующие удовольствие, возможность продолжения рода. Все зависит от того, в каком контексте Вы говорите о них с ребенком. Если как о прекрасном и важном органе тела (у здорового тела нет "плохих мест"), то в изображении гениталий можно увидеть наделение силой и удовольствием того героя, у которого они нарисованы. Если же ребенок знает гениталии как грязное и стыдное место - то изображение их может отражать тайное желание унизить, наказать персонажа. Уделяю этому так много внимания, потому что видела, как бывают растеряны родители, которым ребенок принес такую картину.

Плечи и туловище. Символизируют готовность принять ответственность, понимание этого. Сильные, ярко выраженные плечи - сильная активная позиция в мире, способность к значительным нагрузкам без вреда здоровью и психике. Покатые плечи или их отсутствие (после 5-ти лет) может указывать на слабость персонажа. Попытка прорисовать женскую грудь (кроме желания объективности изображения) может указать на признание персонажа источником питания, блага, любви. А также свидетельство активного интереса к отношениям полов, аистам, капусте и т. д. Вполне может быть сигналом родителям о том, что пора поговорить на эту тему.

Результаты анкетирования представляются тремя основными блоками.

1. Анализ обобщенного профиля.

2. Анализ по наиболее «проблемным» критериям с учетом статистики распределения ответов респондентов в группе.

Анализ обобщенного профиля позволяет выявить основные проблемы и их взаимосвязи. Например, нехватка времени на перспективные задачи (низкие показатели по критерию инвестиционности) часто бывает очевидным образом связана с плохо налаженным обзором и структурированием информации (низкие показатели по материализованности) и перегруженностью руководителя многочисленными незначительными запросами коллег и подчиненных (низкие показатели по «вниманию ко времени» в команде и/или подразделении).

На рис. 7.2 отображена статистика распределения ответов по критерию «Инвестиционность». По горизонтальной оси отмечен балл оценки, по вертикальной - количество респондентов, выбравших эту оценку.

Рис. 7.2. Распределение ответов респондентов внутри группы

При анализе приводится взятая из анкеты расшифровка наиболее статистически значимых ответов (т. е. оценок, выставленных большинством членов команды). Показатели, приведенные на графике (рис. 7.2), расшифровываются так:

    личный тайм-менджмент, оценка 0: Время на «инвестиции в себя» в принципе выделяется, но далеко не в таком количестве, как хотелось бы;

    командный тайм-менджмент, оценка 1: В нашей команде сознательно выделяются время, энергия и ресурсы на проекты «инвестиционного» характера. У нас нет проблемы «некогда учиться», «нет времени внедрять новые технологии». Но при этом 20–30% времени все равно занимает деятельность, дающая только краткосрочные результаты;

    корпоративный тайм-менджмент, оценка 0: В моем подразделении и моими подчиненными в принципе уделяется внимание работам перспективного характера, но в центре внимания все-таки - краткосрочные результаты, их легко измерить и по ним оценивают нашу деятельность.

Уже сами эти оценки позволяют получить некоторое представление о ситуации. Результатом обработки анкет является «портрет», составленный из наиболее статистически весомых выбранных ответов. Анализ и сопоставление оценок позволяют получить дополнительные выводы.

Методика тм-аттестации

ТМ-диагностика позволяет оценить общую ситуацию с тайм-менеджментом в команде менеджеров. Одновременно или раздельно с ней может применяться методика ТМ-аттестации, служащая для оценки личных ТМ-навыков каждого руководителя или специалиста.

Одной из классических методик оценки менеджеров является «аттестация по методу 360/270/180 градусов». Ее основные идеи:

1. Один из самых сильных мотиваторов для человека - мнение коллег. Чтобы донести до сотрудника необходимость развиваться и работать более эффективно, нужно с помощью процедуры анкетирования дать ему возможность узнать, что реально думают коллеги о его управленческих качествах.

2. Лучше всего способны оценить человека те, кто с ним работает. В 360°-аттестации собирается структурированное мнение о сотруднике всех, кто наиболее плотно с ним взаимодействует: руководства, коллег, подчиненных; иногда клиентов. В 270°-аттестации - только коллег и руководства, в 180°-аттестации - только коллег. Для диагностики тайм-менеджмента применяется 270°-аттестация.

3. Аттестация является инструментом управления, а не основанием для «репрессий». Обратная связь от коллег - сильный мотиватор при условии ее объективности. Объективности можно достичь только при анонимности анкетирования и отсутствии «оргвыводов» по итогам аттестации.

Ключевым моментом аттестации является ознакомление сотрудника с результатами его оценки коллегами в форме структурированной беседы с его непосредственным руководителем. В ходе беседы заполняется Личный план повышения эффективности , исполнение которого регулярно контролируется.

Для аттестации применяется вопросник, который анонимно заполняют несколько коллег аттестуемого. Структура вопросов отражает структуру «ТМ-заповедей», что делает результаты ТМ-диагностики и ТМ-аттестации сопоставимыми и позволяет применять их в едином комплексе. В качестве примера приведем несколько первых вопросов, соответствующих критерию «материализованность»:

1. В ходе встреч и рабочих совещаний аттестуемый сотрудник письменно фиксирует основные мысли (результаты, договоренности) и в дальнейшем пользуется этими записями, например, при последующих встречах.

3. Аттестуемый сотрудник легко и быстро находит у себя и выдает нужную информацию по вашему запросу или запросу других коллег.

Затрудняюсь оценить

Д.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

а. Техники оценки. Главная цель проведения педагогической и психологической оценки - получение измерений, которые носили бы объективный характер и


412 □ ПРИЛОЖЕНИЕ

поддавались интерпретации либо в абсолютных терминах, либо в терминах сравнения. Консультанты должны осознавать необходимость интерпретации положений, представленных в данном разделе, в приложении ко всему спектру процедур оценки, к которым относятся как тестовые, так и нетестовые данные, б. Благополучие клиента. При разработке, публикации и использовании педагогических и психологических процедур оценки консультанты должны заботиться об интересах и благополучии клиента. Консультанты должны не злоупотреблять результатами и интерпретациями данных, полученных при помощи процедур оценки, и предпринимать необходимые меры для того, чтобы предотвращать злоупотребление со стороны других людей информацией, получаемой при помощи этих процедур. Консультанты должны уважать право клиента на знание полученных результатов, сделанных интерпретаций и оснований, на которых были сделаны выводы и даны рекомендации.

Д.2. УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

а. Переделы компетентности. Консультанты должны осознавать пределы своей компетентности и проводить лишь те тесты и процедуры оценки, которые они обучены проводить. Они должны быть знакомы с такими понятиями, как «надежность», «валидность», «процедуры стандартизации», «ошибки измерения», а также с тем, как следует проводить сами процедуры оценки. Консультанты, использующие компьютерные варианты составления интерпретаций тестов, перед их применением сперва должны разобраться со структурой, которую предполагается измерять, и со средствами, при помощи которых будет производиться оценка. Консультанты должны предпринимать меры для обеспечения правильного использования техник психологической оценки лицами, находящимися у них в подчинении.

б. Правильное использование. Консультанты ответственны за правильное применение и использование процедур оценки, подсчет баллов, составление тестовых интерпретаций, независимо от того, производится ли подсчет баллов и интерпретация тестов вручную, при помощи компьютера или других средств.

в. Принятие решений на основании полученных результатов. Консультанты несут ответственность за принятие решений, касающихся отдельных лиц и учрежденческой политики, основанных на результатах проведенной оценки, которая должна включать в себя полное понимание процесса педагогического и психологического измерения, а также использование критериев валидности, тестового исследования и руководства по разработке и использованию тестов.



г. Точность информации. Консультанты должны предоставлять лишь точную информацию, стремиться не делать ложных утверждений и избегать недоразумений, которые могут явиться результатом утверждений, сделанных относительно процедур и техник оценивания. Необходимо прилагать особые усилия для того, чтобы избегать неадекватного использования таких понятий, как IQ и «оценка в терминах уровня эквивалентного класса» (В.5.в).

Д.З. ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ

а. Разъяснения, даваемые клиентам. Перед тем как приступать к процедуре оценивания, консультант должен разъяснить сущность этой процедуры и цели, ради


ПРИЛОЖЕНИЕ □ 413

которых оно проводится, на таком языке, чтобы клиент (или любое другое доверенное лицо, защищающее интересы клиента) смог понять эту информацию, но это делается лишь в том случае, если исключение из этого правила не было заранее согласовано. Независимо от того, выполняется ли процедура подсчета баллов и интерпретации самим консультантом, его помощником, компьютером или каким-то иным образом, консультанты все равно должны убедиться в том, что клиенту были даны все необходимые разъяснения, б. Получатели результатов. Такие параметры, как благополучие обследуемого, ясное понимание происходящего и заранее согласованные договоренности, должны определять лиц, которые явятся получателями результатов проведенных тестов. Передавая результаты проведенных индивидуальных или групповых тестов, консультанты всегда должны прилагать к ним точные и адекватные интерпретации (см. Б.1.а и В.5.в).



Д.4. ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ

а. Злоупотребления полученными результатами. Консультанты не должны злоупотреблять результатами оценки, к которым относятся полученные результаты тестов и составленные по ним интерпретации, а также предпринимать меры по предотвращению подобных злоупотреблений, совершаемых другими людьми (В.5.в).

б. Передача сырых данных. Передавая данные (например, протоколы, заметки, сделанные во время интервью или психотерапевтической сессии, опросники) другим лицам, консультанты имеют право определять принадлежность этих данных конкретному клиенту лишь с согласия его самого или его доверенного лица. При этом подобные данные обычно передаются лишь лицам, которых консультант считает достаточно квалифицированными для того, чтобы произвести их интерпретацию (см. Б.1.а).

Д.5. ПОСТАНОВКА ТОЧНЫХ ДИАГНОЗОВ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

а. Точный диагноз. Консультанты должны проявлять особую осторожность при диагностировании психических расстройств. Техники оценки (включая личное интервью), используемые для того, чтобы определить параметры оказываемой помощи (например, место, где должно проводиться лечение, вид лечения или рекомендуемые процедуры после завершения лечения), должны быть тщательно подобраны и использованы надлежащим образом (См. А.З.а, В.5.в).

б. Культуральная сензитивность. Консультанты должны признавать, что особенности культуры влияют на манеру, в которой клиент предъявляет свои проблемы. При диагностировании психических расстройств необходимо учитывать социально-экономический и культурный опыт клиента.

Д.6. ПОДБОР ТЕСТОВ

а. Уместность процедур оценивания. Консультанты должны принимать в расчет такие параметры, как валидность, надежность, психометрические ограничения и уместность использования процедур оценки, в процессе подбора тестов для работы в данной конкретной ситуации или с данным конкретным клиентом.


14 □ ПРИЛОЖЕНИЕ

б. Клиенты, имеющие различные культурные особенности. Консультанты должны быть осмотрительны при подборе тестов для работы с клиентами, имеющими нестандартные культурные особенности, чтобы избежать ситуации, в которой задания, предлагаемые в тесте, выходили бы за рамки поведенческих или когнитивных паттернов, усвоенных клиентами.

1.7. ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТОВ

а. Условия проведения. Консультанты должны проводить тесты в тех же самых условиях, которые были установлены в результате процесса стандартизации. В тех случаях, когда тесты проводятся в нестандартных условиях или когда во время тестирования произошли какие-либо нарушения или возникли нестандартные ситуации, это должно быть отмечено при интерпретации, а результаты могут быть признаны недействительными или недостаточно достоверными.

б. Использование компьютера при проведении тестирования. Консультанты несут ответственность за обеспечение правильности функционирования программ, позволяющих клиентам получать точные данные в тех случаях, когда при проведении тестирования используются компьютеры или иные электронные средства (см. А.12.6).

в. Прохождение тестирования без наблюдения со стороны консультанта. Консультант должен участвовать в наблюдении за тем, как клиент проходит тестирование, если только тесты или процедуры оценивания не разработаны, предназначены и валидизированы для самостоятельного использования и/или обработки результатов.

г. Благоприятные условия. Перед тем как проводить тестирование, исследуемого необходимо познакомить с условиями, обеспечивающими максимально благоприятные результаты тестирования.

1.8. УЧЕТ РАЗЛИЧИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕСТИРОВАНИЯ

Консультанты должны быть осмотрительными при использовании процедур тестирования, оценки и интерпретации результатов, полученных при обследовании клиентов, не входящих в группу, на которой проводилась стандартизация. Консультанты должны осознавать, какое влияние оказывают такие параметры, как возраст, цвет кожи, физические недостатки, принадлежность к той или иной этнической группе, тендерные, культурные, расовые и религиозные особенности, сексуальная ориентация, семейный или социально-экономический статус, на процесс проведения тестирования и составления интерпретаций, и соотносить полученные при тестировании результаты с другими релевантными факторами.

1.9. ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ И СОСТАВЛЕНИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ

а. Предоставление объяснений. Сообщая о результатах тестирования, консультанты должны упомянуть обо всех ограничениях относительно валидности и надежности полученных результатов, возникающих вследствие влияния особых условий на процесс тестирования или неадекватности имеющихся стандартов для конкретного человека, проходящего тестирование.

б. Исследовательские средства. Консультанты должны быть предельно осторожны при составлении интерпретаций результатов, полученных при помощи та-


ПРИЛОЖЕНИЕ □ 415

ких исследовательских средств, которые не поддерживаются достаточным количеством технических данных, гарантирующих достоверность результатов. Испытуемому сообщается о необходимости использования таких средств. в. Услуги по проведению тестирования. Консультанты, занимающиеся подсчетом баллов и составлением интерпретаций, что является частью процесса оценки, должны подтверждать валидность подобных интерпретаций. Они должны давать точное описание целей, стандартов, валидности, надежности, условий использования процедур, а также описания любых других характеристик, имеющих отношение к процессу их использования. Процесс, когда происходит спонтанная интерпретация теста, называется экспертной консультацией, даваемой одним специалистом другому. Формально в экспертном консультировании консультант несет ответственность перед человеком, которого он консультирует, но реально он ответственен перед клиентом человека, обратившегося к нему за консультацией.

Д.10. ЗАЩИЩЕННОСТЬ ТЕСТОВ

Консультанты должны обеспечивать тестам и другим процедурам оценки защиту в соответствии с имеющими юридическими и контрактными обязательствами. Консультанты не должны присваивать себе, воспроизводить или модифицировать опубликованные тесты или их отдельные части, не получив на то разрешение издателя.

Д.11. УСТАРЕВШИЕ ТЕСТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ

Консультанты не должны использовать данные или результаты тестов, являющиеся устаревшими по отношению к имеющейся в настоящем цели. Консультанты должны предпринимать всяческие усилия, чтобы противодействовать использованию устаревших измерений и тестовых данных другими людьми.

Д.12. РАЗРАБОТКА ТЕСТОВ

Консультанты должны использовать принятые научные методы, релевантные стандарты и современные профессиональные знания о разработке тестов при создании, публикации и использовании техник педагогической и психологической оценки.

Раздел Е: Обучение, подготовка и супервизия

Е.1. ЛЮДИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ОБУЧЕНИЕМ

И ПОДГОТОВКОЙ КОНСУЛЬТАНТОВ

а. Преподаватели как учителя и практики. Консультанты, отвечающие за разработку, реализацию и супервизирование программ обучения, должны владеть навыками преподавания и навыками практической работы. Они должны быть знакомы с этическими, юридическими и правовыми аспектами профессии, уметь использовать эти знания в работе и уметь знакомить студентов и супервизиру-емых с возложенной на них ответственностью. Консультанты должны вести программы обучения и подготовки консультантов в этичной манере и выступать


416 □ ПРИЛОЖЕНИЕ

в качестве моделей для формирования профессионального поведения. Консультанты-преподаватели должны стремиться включать материал по различиям между людьми во все читаемые курсы и/или проводимые мастер-классы, которые имеют своей целью формирование профессиональных консультантов.

б. Границы отношений со студентами и супервизируемыми. Консультанты должны четко определять и поддерживать этические, профессиональные и социальные границы отношений со своими студентами и супервизируемыми. Они должны осознавать существующую разницу в силе и то, что, возможно, студент или супервизируемый не до конца понимает эту разницу. Консультанты должны объяснять студентам, что существует возможность того, что отношения станут эксплуатирующими.

в. Сексуальные отношения. Консультанты не должны вступать в сексуальные отношения со студентами и супервизируемыми, а также приставать к ним с сексуальными домогательствами (см. А.6 и В.5.б).

г. Содействие в проведении исследований. Консультанты должны отплачивать студентам или супервизируемым за их содействие в реализации научных и исследовательских проектов. Это может быть сделано в форме упоминания человека в качестве соавтора, благодарности, признательности или при помощи любого другого способа, соотнесенного с объемом проделанной работы (См. Ж.4.б, и Ж.4.в).

д. Близкие родственники. Консультанты не должны брать себе в качестве студентов или супервизируемых близких родственников.

е. Подготовка для проведения супервизий. Консультанты, проводящие клинические супервизии, должны владеть необходимыми методами и техниками проведения супервизий. Консультанты, работающие над получением докторской степени и выступающие в качестве супервизоров для студентов, учащихся на магистров, должны иметь для этого необходимую подготовку; необходимо также контролировать их работу.

ж. Ответственность за обслуживание клиентов. Консультанты, супервизирующие работу других специалистов, должны предпринимать меры, обеспечивающие высокий профессионализм услуг, оказываемых клиентам.

з. Получение документов. Консультанты не должны выдавать студентам или супервизируемым сертификаты, лицензии, документы об окончании программ обучения и подготовки, а также предоставлять им работу в тех случаях, когда они полагают, что студент не имеет достаточной для этого квалификации. Консультанты должны предпринимать меры для того, чтобы помочь недостаточно квалифицированным студентам и супервизируемым стать достаточно квалифицированными специалистами.

Е.2. ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ КОНСУЛЬТАНТОВ

а. Ознакомление. Перед тем как начинать обучение студентов, консультанты должны познакомить их с тем, чего им следует ожидать. Сюда, в частности, относится: 1) тип и уровень навыков, которые необходимо приобрести для успешного прохождения программы обучения; 2) материал, который нужно будет пройти; 3) принципы оценки; 4) компоненты подготовки, способствующие личностно-


ПРИЛОЖЕНИЕ □ 417

му росту и самораскрытию, являющиеся частью процесса подготовки; 5) тип супервизии, которую необходимо пройти, и требования к получению клинического опыта; 6) процедура оценки студентов и супервизируемых, а также условия и процедуры отчисления; 7) перспективы работы, которыми в настоящий момент располагают выпускники,

б. Интеграция теории и практики. Консультанты должны разрабатывать такие программы обучения и подготовки консультантов, которые способствовали бы интеграции теоретических знаний и супервизированной практики.

в. Оценка. Перед началом обучения консультанты должны четко определить для студентов и супервизируемых ожидаемый от них уровень компетенции; то, какие методы оценивания будут использоваться, и то, как будут организованы процедуры оценивания, позволяющие проверять как теоретические, так и практические знания. В течение всей программы обучения консультанты должны время от времени предоставлять студентам обратную связь по поводу получаемых ими в процессе оценки результатов.

г. Преподавание этики. Консультанты должны знакомить студентов и супервизируемых с профессиональными этическими нормами (см. В.1 и Е.З.д).

д. Отношения с коллегами. Когда студентов или супервизируемых назначают вести консультационные группы или проводить супервизию для своих коллег, консультанты должны предпринять необходимые меры, чтобы убедиться в том, что исполняющие эти обязанности студенты или супервизируемые не имеют личных или конкурирующих отношений со своими коллегами, и они понимают, что имеют такие же этические обязательства, как и консультанты-преподаватели, тренера и супервизоры. Когда студентов или супервизируемых назначают вести консультационные группы или проводить клиническую супервизию, консультанты должны предпринимать всяческие усилия для того, чтобы права коллег не оказались под угрозой.

е. Различные теоретические представления. Консультанты должны излагать студентам и супервизируемым различные теоретические позиции, чтобы те могли их сравнивать и формировать свои собственные представления. Консультанты должны предоставлять информацию, касающуюся научных основ профессиональной практики (см. В.6.а).

ж. Определение на должность. Консультанты должны выработать четкие принципы, касающиеся определения на должность и приобретения другого клинического опыта. Консультанты должны четко распределить роли и обязанности студентов или супервизируемых, рабочего и программного супервизора. Они должны подтвердить, что рабочие супервизоры имеют достаточную квалификацию для проведения супервизии и осведомлены о возложенных на них в этом случае профессиональных и этических обязанностях.

з. Двойственные отношения при супервизии. Консультанты должны избегать двойственных отношений, например, одновременного выполнения функций рабочего и программного супервизора в рамках программы подготовки консультантов. При распределении студентов или супервизируемых на должности консультанты не должны принимать в качестве компенсации никаких профессиональных услуг, гонораров, комиссионных или любых других вознаграждений.


418 □ ПРИЛОЖЕНИЕ

и. Различия в программах. Консультанты должны учитывать потребности, возникающие в рамках программы или учреждения, относительно комплектования групп и возможных задержек, которые предъявляются руководителями программ подготовки, профессорско-преподавательским составом и студентами, имеющими различные особенности и потребности (см. А.2.а).

Е.З. СТУДЕНТЫ И СУПЕРВИЗИРУЕМЫЕ

а. Ограничения. Консультанты, посредством оценки успешности обучения, должны осознавать имеющиеся у студентов и супервизируемых личные и академические ограничения, которые могут оказывать отрицательное влияние на успешность прохождения подготовки. Консультанты должны оказывать студентам и супервизируемым необходимую в процессе обучения помощь и отчислять с программы подготовки тех супервизируемых, которые не могут оказывать квалифицированную помощь в силу личных и академических ограничений. Консультанты должны получить профессиональную консультацию и обосновать при помощи документов свое решение отчислить или отправить для получения необходимой помощи кого-либо из студентов или супервизируемых. Консультанты должны убедиться в том, что студенты или супервизируемые приняли адресное решение и либо выбрали обратиться за дополнительной помощью, либо были представлены к отчислению.

б. Личностный рост. Разрабатывая эксперименты, которые будут проводить сами консультанты и которые будут требовать от студентов и супервизируемых личностного роста и самораскрытия, необходимо занимать профессиональную позицию. Необходимо предпринять меры, чтобы студенты и супервизируемые осознавали, какое двойственное значение имеет их самораскрытие для консультантов, которые выступают в первую очередь в качестве преподавателей, тренеров и супервизоров, поскольку эти роли обязывают их придерживаться профессиональных этических норм. Оценочные компоненты опыта, получаемого в процессе подготовки, четко обрисовывают стандарты обучения, которые стоят отдельно и никоим образом не зависят от степени самораскрытия студента (см. А.6).

в. Консультирование студентов и супервизируемых. Если студентам или супервизируемым требуются консультационные услуги, то супервизоры или консультанты-преподаватели должны обеспечить их информацией о том, кто их может проконсультировать. Супервизоры и консультанты-преподаватели не должны выступать в качестве консультантов для своих студентов и супервизируемых, с которыми их связывают административные, оценочные или учебные отношения, если только это не является кратковременным эпизодом, входящим в программу обучения (см. А.6.6).

г. Клиенты студентов и супервизируемых. Консультанты должны предпринимать усилия для того, чтобы клиенты знали о том, какие им оказываются услуги, и о том, какую квалификацию имеют студенты и супервизируемые, оказывающие эти услуги. Клиенты должны знать о профессиональном статусе своего консультанта и о существующих ограничениях в соблюдении конфиденциальности. Для того чтобы иметь возможность использовать в процессе обучения информацию,


ПРИЛОЖЕНИЕ □ 419

касающуюся консультационных отношений, студент или супервизируемый должен получить разрешение у клиента (см. В.1.д). д. Стандарты, которых должны придерживаться студенты и супервизируемые. Студенты и супервизируемые, готовящиеся стать консультантами, должны придерживаться Этического кодекса и Стандартов практики. Студенты и супервизируемые имеют перед клиентами те же обязательства, что и консультанты (3.1).