Авторитарно демократический стиль воспитания. Рекомендации родителям при гиперопекаемом стиле воспитания. Хаотический и индифферентный стиль

И проблем имеют корни в детстве. Детские психологи ещё полвека назад всерьёз задумались о связи поведения родителей и психического развития ребёнка. Дети могут расти в похожих бытовых и финансовых условиях, в одной среде, но в дальнейшей жизни не проявляют общих черт поведения. Напротив, схожие человеческие качества и идентичные черты поведения выявляются у людей, чьё детство проходило в абсолютно разных условиях. Однако в этом противоречии учёные установили чёткую связь между способами и стилями в воспитании ребёнка и его дальнейшим развитием.

Американский психолог Диана Баумринд в 60-е годы прошлого века начала изучение стилей семейного воспитания. В её исследовании было задействовано более сотни дошкольников и их родителей. Наблюдения привели к открытию трёх стратегий воспитания. Эти базовые модели отношений между родителями и детьми играют большую роль в формировании личности ребёнка: потакающий (либеральный), тоталитарный (авторитарный) и основанный на личном примере (авторитетный).

В дальнейшем эту систему категорий Баумринд дополнили психологи Элеонор Маккоби и Джон Мартин . Они вывели два базовых измерения, один из которых определяет уровень родительского контроля и требований, а другой базируется на принятии и отвержении. На пересечении этих измерений появился новый, четвёртый стиль - пренебрегающий (индифферентный).

При этом нужно учитывать, что родительские стили воспитания могут отличаться в пределах одной семьи по отношению к разным детям. Это зависит от темперамента отпрысков, их возраста, пола и так далее.

Типы семейного воспитания

В настоящее время существует четыре типа семейного воспитания:

1. Авторитетный стиль

Здесь воспитание ребёнка базируется на атмосфере тепла, доверительности, уважения в семье. Контроль в этом типе стратегии существует и немалый, но он направлен на сепаратное развитие детей. Родители поощряют ребёнка, показывают ему, что готовы менять шкалу требований по мере его развития и взросления. Правила в таких семьях устанавливаются с учётом интересов и потребностей детей. Ребёнка учат адаптироваться в социуме, быть гибким, самостоятельно принимать решения, но при этом мягко направляют и всеми способами показывают, что взрослые вовлечены в жизнь отпрыска.

Дети, выросшие в таких семьях, в целом более успешны, им легко даётся учёба, они хорошо ладят с людьми, становятся лидерами, поступают в вузы, добиваются высоких результатов в работе, реже других поддаются дурному влиянию.

2. Авторитарный стиль

Для этой стратегии воспитания характерен контроль над ребёнком на фоне высоких требований, жёстких приказов и неизменных запретов. При этом родители не утруждают себя приведениями аргументов и комментированием своих директив. Они просто отдают приказы и ждут их неукоснительного исполнения. В таких семьях дети управляемы и послушны. Итогом таких требований, по мнению взрослых, должна стать социальная адаптация и успех детей. В этом типе воспитания родители могут вести себя по-разному. При радикальном семейном тоталитаризме взрослые контролируют все уровни и сферы жизни своих детей. При облегчённой версии домашнего авторитарного режима родители не злоупотребляют своей властью, но ждут от детей игры по установленным правилам.

Этот стиль воспитания имеет вполне ожидаемые последствия: дети из таких семей, достигая возраста, при котором ослабевает контроль родителей, демонстрируют снижение успеваемости в вузах. Им сложно принимать решения самостоятельно, трудно делать выбор. Как правило всё это происходит на фоне низкой самооценки.

3. Либеральный стиль

Этот стиль семейного воспитания характерен для продвинутых, современных, нетребовательных, но ответственных родителей. В таких семьях нет жёсткого контроля над детьми, приветствуется самостоятельность и свобода выбора. Родители-либералы легко прощают своим детям проступки, стараются свести к минимуму любые конфликты. При этом одни родители предпочитают вести с детьми диалог, а вторые стараются свести контакт с ребёнком к минимуму.

При отсутствии директивы из таких семей выходят дети со средней успеваемостью в учёбе, без признаков невроза, с высокой самооценкой и отличными навыками адаптации в социуме.

4. Индифферентный стиль

При этом стиле семейного воспитания уровень вовлечённости родителей в жизнь детей самый минимальный. В таких семьях наблюдается отсутствие тёплого контакта между членами семьи, минимальный контроль, слабая защита ребёнка, равнодушие и безразличие к его нуждам и интересам. Психологи называют этот стиль воспитания самым губительным для детской психики. Взрослые в таких семьях безответственны и не выдвигают требований к ребёнку.

Как известно, равнодушие страшнее ненависти, поэтому индифферентный тип воспитания даже опаснее авторитарно-директивного. Ребёнок из такой семьи чувствует себя ненужным, учится хуже своих сверстников, чаще других оказывается зависимым от алкоголя и наркотиков и более остальных предрасположен к неврозу и депрессии.

Развитие не должно стать для ребёнка тяжкой повинностью. Пожалуй, родителям стоит отбросить свой эгоцентризм, присмотреться к своему ребёнку, дать ему право и возможность самому найти собственные интересы, прожить свою жизнь. Лучшее, что могут дать любящие мама и папа — самостоятельность, которой невозможно добиться принуждением. Задача родителей состоит не в том, чтобы загнать ребёнка в рамки, а в том, чтобы научить его жить и принимать решения: стойко и мудро переносить поражения, добиваться поставленных целей, отбрасывать лишнее и выбирать то, что интересно и правильно

Тема «» горячо обсуждаема в педагогической литературе. Но мы, родители, не всегда задумываемся о том, как надо и какое влияние наши действия оказывают на развитие ребенка. Давайте поразмышляем. Ведь многие негативные последствия можно предотвратить, зная основные характеристики стилей родительского поведения.

Выделяют 4 основных типа семейного воспитания :

  • Попустительский стиль (синонимы в других источниках: индифферентный, безразличный, гопоопека, равнодушие);
  • Либеральный (невмешательство, в некоторых источниках либеральный стиль приравнивается к попустительскому);
  • Авторитарный (автократический, диктат, доминирование);
  • Авторитетный (демократический, гармоничный стиль, сотрудничество).

Стили воспитания применяются родителями неосознанно, но их не может не быть. Отсутствие воспитания – тоже стиль.

Представим характеристику каждого стиля в виде таблицы, где в первой графе будут описаны действия родителей, во второй – поведение детей в результате применения стиля .

Попустительский стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Родители (Р.) неосознанно демонстрируют холодное отношение к ребенку, безразличны к его потребностям и переживаниям. Р. не устанавливают для детей никаких ограничений, их интересуют исключительно собственные проблемы. Р. убеждены, что если их ребенок одет, обут и накормлен, то их родительский долг выполнен. Главный метод воспитания – кнут и пряник, причем сразу после наказания может следовать поощрение – «лишь бы не орал». Р. часто демонстрируют двуличное отношение к окружающим. На людях Р. проявляют к своему ребенку безграничную любовь и доверие, подчеркивая его достоинства и оправдывая шалости. Развивают ребенка только потому, что хотят извлечь из этого максимальную выгоду. Такие Р. любят повторять: Ну и что, я сам таким был и вырос хорошим человеком. Ключевые слова попустительского стиля: Делай, как хочешь! (Д.) предоставлены сами себе. В одиночку они вынуждены разбираться со своими маленькими проблемами. Недоласканные в детстве, они чувствуют себя одинокими. Д. полагаются только на себя, проявляя недоверчивость к другим, имеют много тайн. Часто Д. двуличны, как и их родители, демонстрируют угодничество, лесть, подхалимаж, любят врать, ябедничать и хвастаться. Такие дети не имеют собственного мнения, не умеют дружить, сочувствовать, сопереживать, ведь их этому не научили. Для них не существует запретов и нравственных норм. Процесс обучения для Д. неважен, важен конечный результат – отметка, которую порой они стремятся выплакать, отстоять, оспорить. Д. ленивы, не любят труд ни умственный, ни физический. Дают обещания, но не выполняют, нетребовательны к себе, но требовательны к другим. У них всегда кто-то виноват. Самоуверенность в старшем возрасте граничит с хамством. Поведение Д. безразличных Р. проблемно, что порождает постоянные конфликтные ситуации.

Либеральный стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
В отличие от попустительского стиля, либеральные родители (Р.) намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком, предоставляя ему полную свободу. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так нужна маленькому человечку в большом мире, отсутствуют. Р. ошибочно полагают, что такое воспитание формирует самостоятельность, ответственность, способствует накоплению опыта. Р. не ставят целей воспитания и развития, пуская все на самотек. Уровень контроля низкий, но отношения теплые. Р. всецело доверяют ребенку, легко общаются с ним и прощают шалости. Выбор либерального стиля может быть обусловлен слабостью темперамента Р., их природной неспособностью требовать, руководить, организовывать. Они или не умеют, или не хотят воспитывать ребенка и к тому же снимают с себя ответственность за результат. Ключевая фраза: Делай то, что считаешь нужным. Д. либеральных родителей тоже предоставлены сами себе. Совершая ошибки, они вынуждены сами их анализировать и исправлять. Став взрослыми, по привычке они будут стараться делать все в одиночку. У Д. вероятно развитие эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. По плечу ли Д. такая свобода? Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи. Существует опасность вовлечения Д. в асоциальные группы, поскольку Р. неспособны контролировать их поступки. Чаще всего, в либеральных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе Д., либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае Д. родителей-либералов все же становятся сильными, творческими, активными людьми.
Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Родители авторитарного стиля демонстрируют высокий уровень контроля и холодные отношения. Р. имеют четкие представления о том, каким должен быть их ребенок и достигают цели любыми способами. Р. категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива, самостоятельность ребенка всячески подавляются. Р. диктуют правила поведения, сами определяют гардероб, круг общения, режим дня. Активно применяются методы наказания, командный тон. Р. любят оправдывать себя тем, что «Меня тоже наказывали, но я же вырос хорошим человеком», «Яйцо курицу не учит!». В то же время Р. стремятся дать своему ребенку все самое лучшее: одежду, еду, образование. Все, кроме любви, понимания и ласки. Ключевые слова авторитарного стиля: Делай, как я хочу! Д. испытывают дефицит родительской ласки и поддержки. Они прекрасно знают все свои недостатки, но не уверены в себе и своих достоинствах. У Д. часто возникает чувство собственной ничтожности, ощущение, что родителям нет до него дела. Формируется личность со слабым Я, неспособная на контакт с окружающим миром. Результаты излишне требовательного воспитания: либо пассивность, либо агрессивность. Одни дети спасаются бегством, замыкаясь в себе, другие отчаянно борются, выпуская колючки. Отсутствие близости с родителями вызывает враждебность, подозрительность и к окружающим. Часто Д. авторитарных родителей убегают из дома или заканчивают жизнь самоубийством, не находя другого выхода. Вовремя обнаружить в себе тирана и не сломать жизнь ребенку – первоочередная задача авторитарных родителей.

Демократический стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Теплые отношения, высокий контроль – оптимальные условия воспитания, по мнению психологов. Родители-демократы беседуют с детьми, поощряют инициативу, прислушиваются к их мнению. Они координируют действия ребенка и устанавливают правила с учетом его потребностей и интересов. Р. признают право на свободу Д., но требуют соблюдения дисциплины, что формирует у Д. правильное социальное поведение. Р. всегда готовы прийти на помощь, культивируя, тем не менее, самостоятельность и ответственность. Р. и Д. сотрудничают, действуют на равных, авторитет, однако, остается за взрослым. Демократический стиль можно назвать «золотой серединой». Ключевые слова: Я хочу тебе помочь, Я слушаю тебя, Я тебя понимаю. Демократический стиль формирует гармоничный тип личности, что является, как мы помним, главной целью современного воспитания. Д. растут самостоятельными, инициативными, рассудительными, уверенными в себе людьми. Это могут быть совсем не идеальные дети, но они прислушиваются к замечаниям и стараются контролировать свое поведение. Д. часто становятся отличниками, лидерами в коллективе. Воспитывая детей в стиле сотрудничества, родители делают вклад и в свое будущее. Такие Д. доставят минимум хлопот, а став взрослыми, будут опорой для семьи.

Вероятно, после ознакомления с характеристиками стилей , у вас возник вопрос: «Как же так? В нашей семье не применяется ни один из этих стилей!» или «В нашей семье все стили имеют место быть!» или «В нашей семье индивидуальный стиль воспитания!». И вы будете правы. Стили семейного воспитания не всегда применяются родителями в чистом виде. Например, в некоторых семьях сотрудничество порой может граничить с безразличием, диктат с невмешательством, в зависимости от ситуации.

Беспорядочное чередование стилей , непоследовательные действия родителей говорят о хаотическом воспитании. И наоборот, родители могут перестараться с заботой, и тогда сотрудничество перерастает в гиперопеку. В некоторых источниках можно встретить описание рассудительного и состязательного стилей, но их, опять же, можно рассматривать как варианты основных 4 стилей .

Так как же нужно воспитывать детей? Применение одного только демократического стиля не всегда бывает эффективным, хотя в плане развития личности он, безусловно, лучший.

Выбор стиля семейного воспитания прежде зависит от личности детей и родителей, от семейных традиций и нравственных устоев. Огромный отпечаток накладывают условия воспитания самих родителей. Сколько родителей – столько и мнений. А что Вы об этом думаете?

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Довольно часто люди, имеющие детей, обращаются за помощью к психологам. Мамы и папы спрашивают у специалистов, откуда у их любимых чад могли возникнуть нежелательные качества, плохое поведение. Важнейшую роль в формировании личности играет воспитание. От его стиля и типа, выбираемого родителями, зависит их дальнейшая жизнь. Какие методы и формы воспитания применяются? В этом вопросе стоит разобраться, ведь ответ на него будет полезно узнать всем родителям.

Что такое воспитание и какие стили существуют?

Слово «воспитание» появилось в речи людей очень давно. Свидетельством этого выступают славянские тексты, датированные 1056 г. Именно в них впервые было обнаружено рассматриваемое понятие. В те времена слову «воспитание» придавались такие значения, как «взращивать», «вскармливать», а чуть позже его стали использовать в значении «наставлять».

В дальнейшем этому понятию давалось немало разных трактовок различными специалистами. Если их проанализировать, то можно сказать, что воспитание — это:

  • формирование личности, которая будет полезна обществу и которая сможет жить в нем, не станет избегать других людей, не замкнется в себе;
  • взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
  • процесс обучения.

Родители, воспитывая своих детей, зачастую не задумываются об организации этого процесса. Они действуют так, как подсказывает интуиция, жизненный опыт. Проще говоря, мамы и папы воспитывают сыновей и дочерей так, как у них это получается. Таким образом, каждая семья придерживается определенного стиля воспитания. Под этим термином специалисты понимают характерные модели отношений родителей к своему ребенку.

Существует множество классификаций стилей воспитания. Одна из них предложена Дианой Баумринд. Этот американский психолог выделил следующие нижеуказанные стили воспитания в семье:

  • авторитарный;
  • авторитетный;
  • либеральный.

В дальнейшем эта классификация была дополнена. Элеонора Маккоби и Джон Мартин выделили еще один стиль Он был назван индифферентным. В некоторых источниках для обозначения этой модели используют такие термины как «гипоопека», «безразличный стиль». Ниже подробно рассмотрены стили воспитания, характеристика каждого из них.

Авторитарный стиль семейного воспитания

Некоторые родители держат своих детей в строгости, применяют жесткие методы и формы воспитания. Они дают своим чадам указания и ждут их выполнения. В таких семьях действуют жесткие правила и требования. Дети должны все выполнять, не пререкаться. При проступках и неправильном поведении, капризах родители наказывают своих детей, не учитывают их мнений, не просят дать какие-нибудь объяснения. Подобный стиль семейного воспитания называется авторитарным.

В этой модели очень сильно ограничена самостоятельность детей. Родители, придерживающиеся данного стиля воспитания, думают что их ребенок вырастет послушным, исполнительным, ответственным и серьезным. Однако итоговый результат оказывается совершенно неожиданным для мам и пап:

  1. Активные и сильные по характеру дети начинают проявлять себя, как правило, в подростковом возрасте. Они бунтуют, проявляют агрессию, ссорятся с родителями, мечтают о свободе и независимости и именно поэтому зачастую убегают из родительского дома.
  2. Неуверенные в себе дети слушаются родителей, испытывают страх перед ними, боятся наказаний. В будущем такие люди оказываются несамостоятельными, робкими, замкнутыми и угрюмыми.
  3. Некоторые дети, вырастая, берут пример с родителей — создают семьи, похожие на те, в которых росли сами, держат и жен, и детей в строгости.

Авторитетный стиль в семейном воспитании

Эту модель специалисты в некоторых источниках обозначают терминами «демократический стиль воспитания», «сотрудничество», так как она является наиболее благоприятной для формирования гармоничной личности. Данный стиль воспитания основывается на теплых взаимоотношениях и довольно высоком уровне контроля. Родители всегда открыты для общения, стремятся обсуждать и решать вместе со своими детьми все возникающие проблемы. Мамы и папы поощряют самостоятельность сыновей и дочерей, однако в некоторых случаях могут указать на то, что нужно делать. Дети прислушиваются к старшим, знают слово «надо».

Благодаря авторитетному стилю воспитания дети становятся социально адаптированными. Они не боятся общаться с другими людьми, умеют находить общий язык. Авторитетный стиль воспитания позволяет вырастить самостоятельных и уверенных в себе личностей, обладающих высокой самооценкой и способных к самоконтролю.

Авторитетный стиль — идеальная модель воспитания. Однако исключительная приверженность ей все же нежелательна. Для ребенка в раннем возрасте необходима и полезна авторитарность, исходящая от родителей. К примеру, мамы и папы должны указывать малышу на неправильное поведение и требовать от него соблюдения каких-либо общественных норм и правил.

Либеральная модель отношений

Либеральный воспитания наблюдается в тех семьях, где родители являются очень снисходительными. Они общаются со своими чадами, абсолютно все разрешают им, не устанавливают никаких запретов, стремятся продемонстрировать безусловную любовь к своим сыновьям и дочерям.

Дети, воспитывающиеся в семьях с либеральной моделью отношений, имеют следующие черты:

  • являются зачастую агрессивными, импульсивными;
  • стремятся ни в чем не отказывать себе;
  • любят хвастаться;
  • не любят физический и умственный труд;
  • демонстрируют самоуверенность, граничащую с хамством;
  • конфликтуют с другими людьми, которые не потакают им.

Очень часто неспособность родителей контролировать своего ребенка приводит к тому, что он попадает в асоциальные группы. Иногда либеральный стиль воспитания приводит к хорошим результатам. Из некоторых детей, знающих свободу и независимость с детства, вырастают активные, решительные и творческие люди (то, каким именно человеком станет конкретный ребенок, зависит от особенностей его характера, заложенных природой).

Индифферентный стиль воспитания ребенка в семье

В этой модели выделяются такие стороны, как безразличные родители и озлобленные дети. Мамы и папы не обращают внимания на своих сыновей и дочерей, холодно относятся к ним, не проявляют заботы, ласки и любви, заняты только своими проблемами. Дети ничем не ограничены. Они не знают никаких запретов. Им не привиты такие понятия, как «добро», «сострадание», поэтому дети не проявляют сочувствие ни к животным, ни к другим людям.

Некоторые родители не только показывают свое безразличие, но и враждебность. Дети в подобных семьях чувствуют себя не нужными. У них наблюдается с разрушительными импульсами.

Классификация типов семейного воспитания по Эйдемиллеру и Юстискису

Важную роль в становлении личности играет тип семейного воспитания. Это характеристика ценностных ориентаций и установок родителей, эмоционального отношения к ребенку. Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстискис создали классификацию отношений, в которой выделили несколько основных типов, характеризующих воспитание мальчиков и девочек:

  1. Потворствующая гиперпротекция. Все внимание семьи направлено на ребенка. Родители стремятся максимально удовлетворить все его потребности и капризы, выполнить желания и претворить в жизнь мечты.
  2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок пребывает в центре внимания. Родители постоянно следят за ним. Самостоятельность ребенка ограничена, ведь мама и папа периодически ему ставят какие-нибудь запреты и ограничения.
  3. Жестокое обращение. В семье действует огромное количество требований. Ребенок их должен беспрекословно выполнять. За неповиновением, капризами, отказами и плохим поведением следуют жестокие наказания.
  4. Безнадзорность. При этом типе семейного воспитания ребенок предоставлен самому себе. Мама и папа не заботятся о нем, не интересуются им, не контролируют его действия.
  5. Повышенная моральная ответственность. Родители не обращают особого внимания на ребенка. Однако они предъявляют к нему высокие моральные требования.
  6. Эмоциональное отвержение. может осуществляться по типу «Золушки». Родители враждебны и недоброжелательны по отношению к ребенку. Они не дают ласки, любви и теплоты. При этом они очень придирчивы к своему чаду, требуют от него соблюдения порядка, подчинения семейным традициям.

Классификация типов воспитания по Гарбузову

В. И. Гарбузов отметил решающую роль воспитательных воздействий в формировании особенностей характера ребенка. При этом специалист выделил 3 типа воспитания детей в семье:

  1. Тип А. Родителям не интересны индивидуальные особенности ребенка. Они их не принимают во внимание, не стремятся развивать. Воспитанию этого типа присущ жесткий контроль, навязывание ребенку единственно правильного поведения.
  2. Тип Б. Для этого варианта воспитания характерна тревожно-мнительная концепция родителей о состоянии здоровья ребенка и его социальном статусе, ожидание успехов в учебе и будущей работе.
  3. Тип В. Родители, все родственники обращают внимание на ребенка. Он является кумиром семьи. Все его потребности и желания удовлетворяются иногда в ущерб членам семьи и другим людям.

Исследование Клеманс

Швейцарские исследователи под руководством А. Клеманс выделили следующие стили воспитания детей в семье:

  1. Директивный. При этом стиле в семье все решения принимают родители. Задача ребенка — их принимать, выполнять все требования.
  2. Партисипативный. Ребенок может самостоятельно что-то решать в отношении себя. Однако в семье есть несколько общих правил. Ребенок обязан их выполнять. В противном случае родители применяют наказания.
  3. Делегирующий. Ребенок самостоятельно принимает решения. Родители не навязывают ему своих точек зрений. Они не обращают на него особого внимания до тех пор, пока его поведение не приводит к серьезным проблемам.

Дисгармоничное и гармоничное воспитание

Все рассмотренные стили воспитания в семье и типы можно объединить в 2 группы Это дисгармоничное и гармоничное воспитание. Для каждой группы присущи некоторые особенности, которые указаны ниже в таблице.

Дисгармоничное и гармоничное воспитание
Характеристики Дисгармоничное воспитание Гармоничное воспитание
Эмоциональный компонент
  • родитель не уделяют ребенку внимания, не проявляют по отношению к нему ласки, заботы;
  • родители жестоко относятся к ребенку, наказывают его, избивают;
  • родители уделяют своему чаду чрезмерно много внимания.
  • в семье все члены равноправны;
  • ребенку уделяется внимание, родители заботятся о нем;
  • в общении наблюдается взаимное уважение.
Когнитивный компонент
  • позиция родителя не продуманна;
  • потребности ребенка удовлетворяются чрезмерно или недостаточно;
  • отмечается высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми, низкий уровень сплоченности членов семьи.
  • права ребенка признаются в семье;
  • поощряется самостоятельность, в пределах разумного ограничивается свобода;
  • отмечается высокий уровень удовлетворения потребностей всех членов семьи;
  • для принципов воспитания характерны устойчивость, непротиворечивость.
Поведенческий компонент
  • действия ребенка контролируются;
  • родители наказывают своего ребенка;
  • ребенку все позволяется, его действия не контролируются.
  • действия ребенка сначала контролируются, по мере взросления осуществляется переход на самоконтроль;
  • в семье действует адекватная система поощрений и санкций.

Почему в некоторых семьях наблюдается дисгармоничное воспитание?

Родители используют негармоничные типы и стили воспитания в семье. Это происходит по разным причинам. Это и жизненные обстоятельства, и черты характера, и неосознаваемые проблемы современных родителей, и неудовлетворенные потребности. Среди основных причин дисгармоничного воспитания можно выделить следующие:

  • проекцию на ребенка собственных нежелательных качеств;
  • неразвитость родительских чувств;
  • воспитательную неуверенность родителей;
  • наличие страха потерять ребенка.

При первой причине родители видят в ребенке те качества, которые имеют сами, но не признают их. К примеру, у чада наблюдается склонность к лени. Родители наказывают своего ребенка, жестоко обращаются с ним из-за наличия этого личностного качества. Борьба позволяет им верить в то, что у них самих отсутствует этот недостаток.

Вторая вышеназванная причина наблюдается у тех людей, которые не испытали в детстве родительского тепла. Они не желают иметь дело со своим чадом, стараются меньше времени проводить с ним, не общаться, поэтому они применяют негармоничные стили семейного воспитания детей. Также эта причина наблюдается у многих молодых людей, которые психологически не были готовы к появлению в их жизни ребенка.

Воспитательная неуверенность возникает, как правило, у слабых личностей. Родители с таким недостатком не предъявляют особых требований к ребенку, удовлетворяют все его желания, так как не могут отказать ему. Маленький член семьи находит уязвимое место у мамы и папы и пользуется этим, добивается того, чтобы у него было максимум прав и минимум обязанностей.

При наличии фобии утраты родители чувствуют беззащитность своего ребенка. Им кажется, что он является хрупким, слабым, болезненным. Они оберегают его. Из-за подобного возникают такие негармоничные стили воспитания подростков, как потворствующая и доминирующая гиперпротекция.

Что собой представляет гармоничное семейное воспитание?

При гармоничном воспитании родители принимают ребенка таким, каким он является. Они не пытаются исправить его незначительные недостатки, не навязывают ему каких-нибудь моделей поведения. В семье действует небольшое количество правил и запретов, которые абсолютно все соблюдают. Потребности ребенка удовлетворяются в разумных пределах (при этом потребности других членов семьи не игнорируются и не ущемляются).

При гармоничном воспитании чадо самостоятельно выбирает свой путь развития. Мама и папа не заставляют его ходить в какие-нибудь творческие кружки, если ему этого не хочется самому. Самостоятельность ребенка поощряется. При необходимости родители лишь дают необходимые советы.

Чтобы воспитание было гармоничным, родителям необходимо:

  • всегда находить время для общения с ребенком;
  • интересоваться его успехами и неудачами, помогать справляться с некоторыми проблемами;
  • не давить на ребенка, не навязывать ему собственные точки зрения;
  • относиться к ребенку как к равноправному члену семьи;
  • привить ребенку такие важные качества, как доброта, сочувствие, уважение к другим людям.

В заключение стоит отметить, что очень важно правильно выбирать типы и стили воспитания в семье. От этого зависит то, каким станет ребенок, какой у него будет дальнейшая жизнь, будет ли он общаться с окружающими людьми, не станет ли он замкнутым и необщительным. При этом родителям нужно обязательно помнить, что залогом эффективного воспитания является любовь к маленькому члену семьи, заинтересованность в нем, доброжелательная, бесконфликтная атмосфера в доме.

Классификация семей.

Существует множество различных вариантов состава или структуры, семьи:
- «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;
- «пополненная семья» – увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;
- «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;
- «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви Д., 1993). А.И. Антонов и В.М. Медков выделяют по составу:
- нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);
- расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков).
Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.
В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью А.Е. Личко (Личко А.Е., 1979) разработал следующую классификацию семей:
1. Структурный состав:
- полная семья (есть мать и отец);
- неполная семья (есть только мать или отец);
- искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).
2. Функциональные особенности:
- гармоничная семья;
- дисгармоничная семья.
Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И.В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:
- централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;
- автономный – муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;
- демократический – управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.
Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А.И., Медков В.М., 1996) разделяют на:
- партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,
- матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать, и
- эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.



В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека. Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка.

Авторитарный стиль семейного воспитания. При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.

При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым.

Либерально - попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека). При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», "Нельзя", указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.

Либеральные родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность. Родители искренне считают, что таким образом научат их различать, что правильно", что "неправильно". Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют через чур раскованное и неуместное поведение своего ребенка.

Гиперопекающий стиль семейного воспитания. При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие. Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.

Отчужденный стиль семейного воспитания. При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе. Отчужденный стиль воспитания наблюдается чаще в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками.

Хаотический стиль семейного воспитания. Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка: отсутствуют конкретные, определенные, четкие требования к ребёнку.Возникает хаотичный стиль на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка.Непредсказуемые действия и реакции родителей лишают ребёнка чувства стабильности, провоцируют повышенную неуверенность, импульсивность, тревожность, агрессивность, неуправляемость, социальную дезадаптацию.

Демократический стиль семейного воспитания. При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы. В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка. Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия.

Момент, когда в семье появляется ребенок – это также момент, когда у родителей начинает формироваться собственный стиль воспитания. Несмотря на то, что в природе не существует идентичных семей, выделают всего 4 стиля воспитания детей. Как правило, родители придерживаются какого-то из них неосознанно, даже не подозревая, что существует классификация, определяющие характеристики и модели поведения. Стиль поведения с детьми может изменяться от года к году, например, родители часто решают записаться на курсы по воспитанию или прочитать несколько книг. И все же, наиболее часто стиль семейного воспитания формируется из собственного понимания родителей, как нужно воспитывать детей, что хорошо, а что плохо.

На самом деле, от того, какого стиля воспитания придерживаются родители, зависит характер, поведение, а порой и судьба их ребенка. Большое влияние на становление личности детей влияет атмосфера, в которой они растут, а также родительское поведение, стиль общения.

На что влияет стиль семейного воспитания?

  • успеваемость в младшей, средней и старшей школе;
  • сексуальная активность в период взросления и после;
  • вероятность попадания в «плохую компанию» и риск вовлечения в криминал;
  • склонность или отсутствие склонности к жестокости, аморальным поступкам;
  • склонность к злоупотреблению алкоголем, наркотиками;
  • самооценка, понимание своих собственных желаний и предпочтений.

Стили воспитания детей: отличительные особенности

BrainApps подробно расскажет о каждом стиле воспитания в семье, чтобы вы могли оценить и проанализировать их, сравнить, и подобрать наиболее предпочтительный. Если у вас уже есть дети, вы сможете понять, к какому стилю относится ваш метод воспитания, подметить собственные ошибки, недочеты, а главное, исправить их. Так вы точно сможете обеспечить ребенку счастливое детство и при этом воспитать развитую, порядочную, разностороннюю личность.

Авторитарный стиль воспитания

У родителей, которые придерживаются авторитарного типа воспитания, на первом месте стоят не интересы ребенка, а его успешное, процветающее будущее. Опираясь на свой жизненный опыт, мама с папой самостоятельно решают, что ребенку лучше носить, как говорить, что делать, чем заниматься. При этом, желания самого ребенка воспринимаются как нечто неважное, несущественное. В голове у таких родителей есть определенная цель, например: ребенок, который учится только на 5-ки, либо ребенок, который поступил в медицинский вуз и выучился на врача. Во что бы то ни стало, по их мнению, ребенок должен достигнуть этой цели, и не важно, что ему, например, совсем не хочется становиться врачом.

Строгость и муштра превращают воспитание в семье в постоянное подавление ребенка, принуждение и даже насилие. Ничто не должно отвлекать от процесса достижения великих целей, поэтому каждый шаг, слово, действие ребенка контролируется.

Каковы последствия авторитарного воспитания ребенка в семье?

В первую очередь, страдает личное пространство малыша. Подавляется его воля, желания, личность. Ребенок растет в авторитарной атмосфере, где он не вправе решать даже маленькие мелочи, например, в какую прическу будут собраны волосы, или по какой дороге идти домой из школы.

При авторитарном стиле воспитания в семье, маленькие дети почти беспрекословно подчиняются родителям, так как ими руководит страх. В подростковом возрасте часто возникают проблемы: авторитет родителя ставится под сомнение, учащаются скандалы, подросток стремится поступать наперекор взрослым, только бы отстоять собственное мнение. В зависимости от собственного характера, ребенок вырастает в человека, который:

  1. Имеет слабую жизненную позицию, не понимает, чего хочет, не умеет принимать решения. Про людей, выросших в авторитарной семейной атмосфере, часто говорят, что у них нет собственного мнения, способности отвечать за поступки и действия. По привычке такие люди стремятся угождать окружающим, подчиняться, изо всех сил пытаются оправдать чужие ожидания.
  2. Перенял поведение родителей и возвел его в абсолют. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает желание противостоять и сопротивляться, из-за чего формируется агрессивная, конфликтная, грубая личность. Такие люди предпочитают решать вопросы силой, не уважают окружающих, отличаются циничным и даже деспотичным поведением. Кроме того, они часто испытывают неприязнь, а порой и ненависть к родителям.

Как сгладить авторитетный стиль?

  • научитесь считаться с желаниями ребенка, попробуйте понять его чувства и побуждения;
  • реже приказывайте и принуждайте, чаще просите и предлагайте;
  • объясняйте свои действия, рассказывайте, почему последовало наказание, почему вы хотите, чтобы ребенок выполнил просьбу и сделал так, как вы желаете;
  • дайте ребенку возможность самостоятельно выбирать друзей, одежду, музыку, основываясь на своих собственных предпочтениях и вкусах;
  • постарайтесь принять тот факт, что у ребенка могут быть недостатки, акцентируйте свое внимание на достоинствах.

Либеральный, попустительский стиль воспитания детей

Можно сказать, что этот тип семейного воспитания противоположен авторитарному. В такой семье между родителями и детьми могут поддерживаться теплые, дружеские отношения, но сильно хромает дисциплина. Родители, которые придерживаются либерального семейного воспитания детей, не склонны возлагать большие ожидания, самое главное для них – счастье ребенка. Как и авторитарный стиль, либеральный является не слишком хорошей крайностью. Родители в погоне за счастьем и комфортом своего чада забывают о дисциплине и наказаниях. Не устанавливают допустимые рамки поведения и стремятся сделать абсолютно все, чтобы у ребенка или подростка была возможность самовыражения.

Другой вариант либерального стиля воспитания – когда родители не особо интересуются воспитанием вообще, пускают рост и развитие на самотек. С одной стороны, это дает возможность ребенку самостоятельно развиваться, с другой же создает между родителем и ребенком пропасть.

Каковы последствия либерального воспитания ребенка в семье?

Если авторитарный стиль обращения с детьми становится причиной появления грубых или несамостоятельных людей, то либеральный – «недолюбленных» или чересчур отвязанных. Возможны следующие варианты развития личности:

  1. Самостоятельный, уверенный в себе человек, который, однако, отличается некоторой отстраненностью. Не желает думать о других, не слишком понимает, как проявлять близость, привязанность. Такие люди идут по жизни одиночками, не желая поддерживать, помогать, заботиться о близких и просто окружающих людях.
  2. Люди, которые привыкли жить вне общественных рамок. Считают, что им все можно, не обязательно придерживаться правил и норм поведения. Довольно часто такие личности выбирают для себя криминальные «профессии», отличаются безответственностью и неумением держать слово.

Как сгладить либеральный стиль?

Либеральный стиль воспитания детей не является оптимальным, не способствует росту физически и психологически здорового человека. Если описанный выше подход к воспитанию детей вам слишком знаком, вот советы:

  • проводите с ребенком больше времени, интересуйтесь им, ваша задача – установить доверительные, теплые, но не лишенные авторитета родителя, отношения;
  • включитесь в жизнь ребенка, установите хотя бы несложные правила, которые приучили бы чадо к дисциплине, например, что домой нужно приходить не позже 9-10 часов вечера, а перед тем, как сесть за игры, нужно помыть посуду и сделать уроки.

Опекающий стиль воспитания (гиперопека)

Подобный стиль воспитания появляется в семьях, где родители очень сильно переживают о своем чаде. Разумеется, ведь сын или дочка еще совсем маленькие, они не могут сами решить свои проблемы, их нужно оберегать, опекать, может случиться что-то нехорошее!

Воспитание детей в такой семье во многом основывается на ограничениях. Чтобы с ребенком что-то не случилось, ему запрещают, например, гулять на улице вечером, общаться с «неблагоприятными» детьми, а иногда даже не разрешают заниматься спортом.

Вообще, гиперопека может проявляться по-разному. Это и стремление, обычно матерей, «привязать» чадо к себе, не отпускать, постоянно приглядывать и контролировать. Иногда гиперопека проявляется в излишней обеспокоенности здоровьем. Еще одна распространенная форма опекающего стиля воспитания – когда ребенок вырастает, прекращается в подростка, а к нему все равно относятся как к маленькому и не самостоятельному.

Каковы последствия опекающего воспитания ребенка в семье?

Стиль воспитания в семье во многом определяет и стиль жизни всех членов, а значит, влияет на обстановку, в которой растет ребенок. Часто гиперопекающие родители стремятся оградить ребенка от сложностей, иногда эти сложности – всего лишь домашние и школьные обязанности. Гиперопека приводит к возникновению следующих личностей:

  1. Человек, который считает, что он лучше окружающих. Из-за опекающего типа воспитания он привык манипулировать окружающими, относится к людям недоверчиво, высокомерно. Не слишком любит трудиться, однако требователен к окружающим и не желает считаться с чужим мнением.
  2. Зависимый, несамостоятельный человек, который не в состоянии справиться с трудностями и проблемами. Не проявляет инициативу, беспомощен, даже во взрослом возрасте по каждому вопросу советуется с мамой или папой.

Как сгладить гиперопеку?

Если вы заметили за собой опекающий стиль воспитания детей, не корите себя, ведь вы всего лишь заботились о ребенке и хотели, как лучше. Тем не менее, над подходом к воспитанию детей придется поработать:

  • найдите золотую середину, даже самому самостоятельному малышу нужна родительская опека, однако не стоит перебарщивать;
  • не стремитесь полностью, самостоятельно решать проблемы ребенка, лучше давайте советы и помогайте в преодолении трудностей;
  • не ограничивайте общение детей только с семьей, пусть чаще общаются со сверстниками;
  • в семейных отношениях детям нужна дисциплина, однако не забывайте про свободу, давайте ребенку возможность проявлять самостоятельность.

Авторитетный или демократичный стиль воспитания детей

Наконец мы подошли к наиболее удачному стилю семейного воспитания, благодаря которому вырастают гармоничные, самостоятельные, не оторванные от общества люди. Авторитетное воспитание ребенка сбалансировано, родитель и ребенок принимают и понимают друг друга. В какой-то степени этот тип воспитания детей похож на либеральный, однако есть одно существенное различие: воспитание детей не пускается на самотек, а проходит под чутким, но ненавязчивым контролем.

Авторитетный стиль семейного воспитания подразумевает, что ребенок – самостоятельная и самобытная личность. В семье с детьми общаются, предъявляют умеренные дисциплинарные требования, оказывают любовь и поддержку, возлагают надежды, но не принуждают насильно к достижению целей.

Придерживаясь этого стиля семейного воспитания, родители стремятся разговаривать с детьми, объяснять требования, обсуждать проблемы и недомолвки. Чтобы избежать принуждения, взрослые приводят логичные, разумные доводы и отстаивают свою правоту.

Каковы последствия авторитетного воспитания ребенка в семье?

Если ребенку повезло вырасти в семье, где к детям применяли авторитетный стиль воспитания, скорее всего он – самостоятельная личность, которая умеет принимать решения, не боится ответственности за свои поступки. Он отличается умением ставить цели и стремиться к ним, не боится проявлять инициативу, строит с людьми вокруг отношения, основанные на уважении и взаимопонимании. Он знает, что такое компромисс и как его найти, а еще, обладая своим собственным мнением, принимает мнение окружающих людей.

Если ваш стиль семейного воспитания демократичный, мы не будем давать вам советов. Вы и так проявляете чудеса понимания своего ребенка, адекватно оцениваете его возможности, играете активную, положительную роль в его жизни.