Что должен уметь младенец в 1 месяц. Что "умеет" новорожденный

За первый месяц жизни младенец адаптируется к новым условиям существования вне материнской утробы. Ребенок тренирует мышечный аппарат, сучит ручками и ножками, постепенно перестает принимать позу эмбриона. О своем эмоциональном состоянии кроха сообщает плачем или улыбкой. Сегодня мы расскажем, что должен уметь ребенок в 1 месяц и с какими сложностями могут столкнуться родители в первые недели после рождения малыша.

Рост и развитие ребенка 1 месяца жизни

В месяц кроха быстро растет, хорошо кушает и набирает вес. За последнюю неделю жизни длина его тела увеличилась в среднем на 1,2 см, а масса тела на 250-270 г (на основе данных ВОЗ). Нижняя граница веса для малышей мужского пола в 1 месяц составляет 3,6 кг, верхняя – 6 кг. Для девочек показатели немного ниже: это 3,5 кг (нижняя граница) и 4,6 кг (верхняя граница). Окружность головы увеличивается примерно на 1,5 см за месяц.

Таблица показателей развития ребенка в 1 месяц

Если вес или рост месячного ребенка значительно отличаются от нормы, то причинами могут быть следующие факторы:

  • выбранный способ вскармливания (грудное/искусственное кормление);
  • наличие проблем при кормлении малыша (отказ ребенка от груди, аллергия, недостаточная лактация молока);
  • особенности протекания беременности и процесса родов (к примеру, ребенок родился раньше срока);
  • наличие у ребенка заболевания, влияющего на параметры роста/веса;
  • наследственность;
  • экология (наличие у матери вредных привычек, опасные факторы окружающей среды).

Физическое развитие ребенка в 1 месяц

Первые недели жизни ребенка можно назвать периодом адаптации к самостоятельной жизни вне маминой утробы. Рассмотрим самые основные особенности физического развития ребенка, которые происходят в организме малыша в возрасте одного месяца.

  • После появления на свет перестраивается система кровообращения малыша. Происходит интенсивное кровоснабжение печени и головного мозга.
  • Иммунная система учится вырабатывать специфические иммуноглобулины для борьбы с инфекциями.
  • Почки адекватно выполняют свои первые функции, но еще до полугода они будут незрелыми, и только спустя это время начнут полностью функционировать.
  • Дыхательная система грудничка обеспечивает ткани организма кислородом и выводит углекислый газ.
  • Движения ребенка становятся все более уверенными: он уже может плавно подносить ручку ко рту или своему лицу.
  • На носике, щечках и лбу малыша исчезают белые «песчинки» – милиумы, которые можно было наблюдать у ребенка после его появления на свет.
  • Лежа на животе, малыш поворачивает голову и ненадолго пытается поднимать ее от поверхности, примерно на 45 градусов. Некоторые младенцы способны в месяц держать голову под прямым углом и немного поворачивать ее. Самые активные груднички в этом возрасте делают попытки приподнять голову в положении лежа на спине.
  • Клиновидный и задний роднички на головке ребенка начинают затягиваться. Это очень медленный процесс, на их закрытие понадобится, по меньшей мере, еще несколько недель. Большой родничок обычно закрывается позже, на процесс его окостенения уходит около года.
  • Кожа крохи в первый месяц продолжает немного облазить, особенно между пальчиками. Она уже не такая сухая, какой была после рождения. При необходимости можно увлажнять кожу малыша специальным гипоаллергенным детским молочком или кремом с маркировкой 0+.
  • Важным показателем здоровья у крохи является благоприятное заживление пупочной ранки. В месячном возрасте она покрыта корочкой и не кровоточит. В процессе ухода за младенцем мама должна следить за состоянием пупка, проводить его обработку перекисью водорода или зеленкой, а в воду для купания для обеззараживания добавлять слабый раствор марганцовки.

Обследования ребенка в 1 месяц

После выписки из роддома ребенка посещает участковый педиатр или медицинская сестра. Они осуществляют патронаж новорожденных. За первые 4 недели врач навестит кроху не менее 2-х раз, а медсестра – 4 раза.

С момента исполнения ребенку месяца родители должны ежемесячно приходить с ним в поликлинику к педиатру на осмотр. Врач оценит общее состояние крохи, проверит наличие основных рефлексов, ощупает животик, послушает легкие и сердце. Помимо этого педиатр взвешивает малыша, измеряет длину его тела, окружности груди и головы.

Также младенца в 1 месяц должны осмотреть:

  1. невролог;
  2. офтальмолог;
  3. ортопед;
  4. хирург.

Если в роддоме не проводились дополнительные обследования, то ребенку необходимо пройти еще несколько важных исследований – это УЗИ головного мозга (помогает увидеть строение мозга малыша), УЗИ тазобедренных суставов (необходимо для исключения дисплазии суставов), а также УЗИ органов брюшной полости и почек (для выявления/исключения наличия нарушений в строении внутренних органов на раннем этапе).

Что касается прививок, то в месяц ребенку делается вторая вакцинация против вирусного гепатита В (первая прививка ставится новорожденным в первые 24 часа после появления на свет).

Первые достижения: что умеет месячный малыш

Речь Выражает ощущение дискомфорта плачем. Иногда кроха издает произвольные отдельные заднеязычные звуки «к», «г».
Слух Вздрагивает от внезапного резкого звука. Может ненадолго сосредоточиться на голосах взрослых и звуках колыбели.
Зрение От яркого света жмурится, при этом поворачивая глаза к его источнику. На неподвижном предмете фиксирует взгляд. Делает первые попытки слежения за движущимися в пределах его видимости предметами.
Эмоции Малыш в 1 месяц жизни еще достаточно много спит, просыпаясь только для утоления голода или при ощущении мокрого подгузника. в период бодрствования открывает ротик, когда мама или папа ласково обращаются к нему.
Моторика Движения рук и ног медленные, носят хаотический характер. Лежа на животе кроха на несколько секунд поднимает голову и пытается удержать её.

Двигательная активность и эмоциональное развитие в 1 месяц

Развитие малыша происходит ежеминутно: как в моменты бодрствования, так и сна; при кормлении, на прогулках и в процессе купания. Но первую очередь ребенок развивается при общении с мамой. Кроха уже умеет узнавать её, он слышит мамин голос, знает её интонацию и чутко реагирует на все прикосновения. Если проследить развитие ребенка на первом месяце жизни, то у него можно отметить приобретенные реакции и умения:

  • слышит и определяет материнский голос среди остальных голосов взрослых;
  • может недолго проводить время лежа на животе, при этом приподнимая головку и пытаясь удержать её в таком положении;
  • начинает изучать лица родных, старается «угнаться» взглядом за мамой или движущейся погремушкой;
  • может определить разницу между светом и сумерками: от яркого света кроха щурит глазки и поворачивает глаза к его источнику;
  • прислушивается к маминому голосу или к звукам музыки, но пока ненадолго;
  • во время бодрствования малыш издает первые звуки, среди них кряхтенье, сопение;
  • в этом возрасте ребенок предпочитает сладковатый вкус, поэтому с удовольствием пьет грудное молоко. Но если мама съела что-то кислое, горькое или соленое, вкус молока изменится и кроха может проявлять недовольство плачем;
  • чувства малыша в этот период контрастны – ребенку либо «очень хорошо», и это время он проводит во сне и спокойствии, либо ему эмоционально «очень плохо», и тогда он заливается плачем.

Развитие месячного ребенка – опыт мамы (видео):

Психическое развитие грудничка на первом месяце

Психомоторное развитие у каждого ребенка с пеленок проходит в собственном темпе. Вот примерный список достижений здорового малыша в первый месяц жизни:

  • лежа на спине совершает беспорядочны изолированные сгибания и разгибания рук и ног;
  • смотрит на источник света;
  • фиксирует на короткое время взгляд на лице взрослого;
  • пытается следить за медленно перемещающимся на расстоянии 20-40 см ярким предметом (или лицом);
  • моргает и/или вздрагивает при возникновении резкого звука;
  • прислушивается к звону колокольчика.

На заметку! Если ваш кроха на данный момент умеет меньше, чем его сверстники, но при этом его навыки вписываются в возрастные нормы, поводов для волнений у мамы не должно быть.

Рефлексы здорового малыша 1-го месяца жизни

Рефлексом педиатры называют ответную реакцию организма на разнообразные раздражители. Родители могут самостоятельно проверить, как проходит развитие в первый месяц у их чада и сравнить результат с общеустановленными нормами. У физически крепких и здоровых новорожденных деток, а также месячных грудничков, наблюдаются следующие рефлексы:

  • хватательный – ребенок крепко сжимает кулачок, когда взрослый прикасается к его ладони;
  • сосательный – малыш активно сосет грудь, бутылочку или соску;
  • защитный – приподнимает и поворачивает набок голову при выкладывании на животик;
  • рефлекс опоры – если взрослый поддерживает младенца, он опирается ножками на столик для пеленания;
  • рефлекс ползания – в положении лежа на животе делает попытки ползти.

Важно! Если какой-либо рефлекс полностью или частично отсутствует у младенца, врач может сделать вывод о наличии нарушений в работе нервной системы и степени их тяжести.

Неврологические проблемы в 1 месяц – повод для беспокойства?

Зачастую бывает, что настораживающие симптомы, обнаруженные врачом в первые недели жизни ребенка, через некоторое время бесследно исчезают. Это связано с тем, что нервная система ребенка обладает пластичностью и способностью к самовосстановлению. Именно поэтому результаты одного осмотра нельзя считать решающими. О неврологическом диагнозе в первый месяц можно говорить только после серии визитов к специалисту и проведенных обследований головного мозга, среди которых:

  1. УЗИ – младенцам проводится через родничок и помогает оценить строение мозга, а также выявить грубые проблемы.
  2. ЭЭГ (электроэнцефалография) – в процессе происходит регистрация электрической активности мозга. Метод используется в основном для диагностики судорог/эпилепсии у детей грудного возраста.
  3. МРТ (магнитно-резонансная томография) – по результатам данного обследования можно выявить даже небольшие и «глубоко спрятавшиеся» дефекты;
  4. КТ (компьютерная томография) – метод подробно исследует функции и структуру центральной нервной системы малыша.

Внимание! Если маме кажется, что её ребенок действительно отстает в психомоторном развитии, стоит сразу, не теряя времени, записаться на внеплановый неврологический прием.

Уход за месячным малышом: режим дня, гимнастика, массаж

Режим с чередованием сна, бодрствования и кормления установится у здорового ребенка самостоятельно в соответствии с его физиологией. Не стоит волноваться, если кроха не уснул вовремя, как может показаться. Биоритмы у новорожденных детей отлажены, поэтому маме остается стараться понять и поддерживать ритм своего чада. Изучив поведение ребенка в состоянии покоя и беспокойства, родителям становится легко распознавать «требования» их малыша.

Кормление

Здоровый ребенок в течение первого месяца жизни питается не менее 8-9 раз в сутки, выпивая по 60 мл молока за каждый прием пищи. Частое прикладывание ребенка к груди является главным способом стимуляции лактации. У мам, практикующих грудное вскармливание, получается 10–12 кормлений за сутки. При первых признаках беспокойства ребенка нужно давать ребенку грудь. Этот способ называют кормлением по требованию, или, иначе, «режимом свободного вскармливания».

Важно! Детей в месяц следует кормить только грудным молоком, кроме случаев, когда молока объективно недостаточно, или педиатр рекомендовал докармливать грудничка смесью. Также ребенку следует предлагать теплую кипяченую воду температурой до 36 градусов, особенно в жаркое время года.

Сон

Первый месяц жизни ребенок проводит во сне большую часть суток – около 18-20 часов.

У грудных детей в этот период жизни различают пять состояний, в котором может находиться малыш:

  • глубокий сон – ребенок расслаблен, глаза закрыты, дышит медленно и ровно;
  • неглубокий сон – у ребенка неровное дыхание, заметно учащенное, наблюдаются подергивания рук и ног, можно различить движение глазных яблок под веками;
  • дремотное состояние – возникает чаще всего во время кормления ребенка или перед моментом засыпания, характеризуется полузакрытыми веками;
  • бодрствование – совершает движения всем телом, активен, сучит ручками и ножками;
  • плач – обозначает дискомфорт, которые чувствует малыш. Может быть вызван голодом, испугом, или мокрым подгузником.

Купание и гигиенические процедуры

Гигиенические процедуры у ребенка в месяц проводятся ежедневно и включают в себя:

  • умывание лица, глаз, шеи;
  • подмывание, смена подгузника;
  • уход за глазками, носиком, ушками;
  • ежедневная обработка пупочной ранки;
  • расчесывание и удаление корочек на голове;
  • подстригание ногтей.

Режим купания малыша родители выбирают самостоятельно, так как состояние кожных покровов у крохи не требует полноценного ежедневного купания в ванне. Обязательно нужно проводить ежедневные обтирания тела. Купать же в полноценном смысле достаточно в неделю всего 2-3 раза. В воду для смягчения можно добавлять отвары трав – ромашки и череды. Использование твердого/жидкого мыла также определяется индивидуально, исходя из чувствительности кожи малыша.

Прогулки

Прогулка имеет важное значения для здоровья и полноценного роста малыша первого месяца жизни. Первый глоток свежего воздуха ребенок делает по выходу из роддома. Длительность и частота повседневных прогулок с родителями в первый месяц целиком зависит от времени года и температуры за окном.

  • Первые прогулки с малышом занимают всего 10-15 минут, последующая продолжительность нахождения на улице увеличивается постепенно до получаса.
  • В теплое время года длительность прогулки может достигать 1,5-2 часов.
  • В холодное время года при температуре воздуха ниже 10 градусов, а также в случае сильного ветра, дождя, снегопада не рекомендуется гулять с ребенком первых 2 месяцев жизни.

На заметку! Система регуляции теплообмена у грудничков этого возраста несовершенна, поэтому к вопросу прогулок в холодное время года надо подойти со всей серьезностью. Когда за окном непогода, есть смысл выносить одетого малыша на несколько минут подышать чистым воздухом на балкон или устраивать ему сон в коляске при открытой форточке.

Гимнастика и массаж

Примерно со второй-третьей недели жизни малыша стоит начинать проводить с ним воздушные ванны, а также закаливание и массаж.

Гимнастика для малыша в 1 месяц жизни (видео-инструкция):

Эти процедуры можно удачно объединить в одной процедуре. Для начала ребенка можно оставить на пару минут в одной легкой распашонке или раздеть и прикрыть пеленкой. В этот же момент начинать делать легкие, едва ощутимые поглаживания руками по всему телу ребенка – ручкам, животику, ножкам. Массаж служит не только укрепляющим, но и развивающим доступным средством для мышц месячного ребенка. В последующие разы необходимо проводить массаж чуть длительнее по времени – 5-7 минут. Если кроха спокойно переносит ваши прикосновения и не выказывает недовольства, можно включить массаж в ежедневную общеукрепляющую процедуру.

Самыми важными показателями являются физические параметры:

1. Вес.

Это один из главных показателей в первые месяцы жизни грудничка, поскольку по нему можно судить, хватает ли молока или смеси. Конечно, набирают вес дети по-разному, это зависит от наследственности, типа кормления, исходного здоровья. Но в среднем масса тела малыша в первые месяцы жизни увеличивается на 700-800 г, а к 6 месяцам - в два, к году - в три раза.

2. Рост грудничка, окружность грудной клетки и головы.

Эти показатели не менее важны, чем вес: не зря при ежемесячном посещении педиатра младенца взвешивают и измеряют. В среднем за год рост малыша увеличивается на 25 см: первые шесть месяцев он прибавляет по два-три сантиметра, а после шести месяцев прирост идет по 1-2 см.

3. Двигательная активность, навыки.

По тому, как ребёнок держит голову, переворачивается, встает на ножки, ползает, начинает говорить можно также судить о его развитии. Каждый малыш индивидуален, конечно. Однако усредненные сроки развития двигательной активности нужно знать, чтобы в случае отклонений от норм обратиться вовремя к педиатру или неврологу.

4. Зубы.

Первые зубы начинают появляться ближе к 6 месяцам. К году ребенок может обладать уже 8 зубами, однако есть младенцы, у которых в этом возрасте всего пара резцов, а есть те, у которых первый зубик показывается уже в 2 месяца.

Иногда пользуются формулой для определения количества зубов: возраст в месяцах минус 4 (начиная с полугода). Но не всегда результаты вычислений объективны.

Эмоционально-психическое развитие малыша не менее важно для оценки его развития.

1.Речь

К концу первого месяца кроха начинает гулить, а по мере развития появляется умение лепетать, произносить слоги. В концу первого года жизни ребёнок может произносить до десяти слов.

2. Эмоции и общение.

По тому, как младенец реагирует на родителей, игрушки, смену обстановки и прочее также можно судить о том, как он развивается.

3. Движения и игры.

Захват игрушек, мелких предметов, игры с бумагой - важный критерий, по которому врачи определяют, нормально ли развивается кроха.

Ниже приведена таблица с усредненными показателями нормального развития малыша. Не следует паниковать, если ваш ребенок в своем возрасте чего-то не умеет: все дети разные, и развиваются по-разному.


Развитие ребёнка в 1 месяц.

Новорожденный в первые нежели своей жизни ещё ничего не умеет, однако у него прекрасно развиты сосательный, хватательный, глотательный, поисковый, плавательный рефлексы.

Они безусловные, со временем некоторые исчезают - это тщательно проверяется врачами при ежемесячном посещении поликлиники. На раздражители (холод, жару, мокрый подгузник) и голод кроха реагирует недовольным кряхтением и громким плачем, что позволяет родителям понять, что нужно что-то сделать.

Ребёнок в первые недели жизни часто непроизвольно вскидывает ручки и ножки - не стоит этого пугаться: он только родился и учится жить вне маминого живота. Большое пространство вокруг его беспокоит: именно поэтому многие дети лучше спят, когда их пеленают.

Большую часть времени новорожденный проводит во сне: маленькие детки могут спать до 20 часов в сутки. Груднички постоянно прикладываются к груди: так они удовлетворяют сосательный рефлекс, успокаиваются, питаются (поэтому важно кормить ребёнка не по расписанию, а по требованию ).

Что умеет ребенок в 1 месяц жизни?

  • Он реагирует на громкие звуки: вздрагивает или плачет.
  • Улыбается (пока неосознанно).
  • Начинает поднимать голову и удерживать ее несколько секунд, если положить ребёнка на животик.
  • Наблюдает за неподвижными и двигающимися предметами.
  • "Агукает"

Особенности первого месяца жизни.

Крепкий сон.

Ребенок спит много, не реагируя на шум вокруг него, однако часто просыпается "перекусить".

Гипертонус мышц.

Первый месяц новорожденный находится в "позе лягушки" с прижатыми к телу согнутыми конечностями. Это нормально, ведь целых 9 месяцев ребёнок находился в подобной позе в животе у мамы. Гипертонус проходит к 1-2 месяцам.

Срыгивания.

Из-за недостаточно развитой на момент рождения пищеварительной системы, в частности, клапанов пищевода, новорожденные часто срыгивают после кормления.

Как избежать срыгивания?

Специалисты по грудному вскармливанию не советуют "носить столбиком" малыша после кормления (как рекомендуют педиатры), а просто стараться не перекармливать ребенка и ограничить его подвижность сразу после кормления.

Срыгивания у новорожденных считаются физиологичным явлением, но объём их должен быть совсем небольшим (примерно чайная ложка). А вот после 6 месяцев допустимо 1-2 раза в день; после года ребенок срыгивать не должен.

Колики.

В конце 3-4 недели жизни, кроху начинают беспокоить колики. Они появляются в связи с "незрелостью" кишечника (то есть неподготовленностью желудочно-кишечного тракта к пище, пусть даже это грудное молоко: ведь в утробе малыш получал совсем другое питание!).

Доказано, что колики не зависят от питания кормящей мамы, и при этом явлении лекарственные препараты - малоэффективные помощники. Это явление самостоятельно прекращается к 3-4 месяцу жизни грудничка.

Новорожденный ребёнок: игры с малышом.

Казалось бы, первый месяц ребёнок совершенно неактивен. Он не фиксирует взгляд на лицах и предметах, не смеется, не улыбается...Но это не означает, что с ним не нужно заниматься: чем раньше вы начнете играть с крохой, тем быстрее он будет отвечать вам взаимностью.

Как развивать ребёнка с первых дней жизни?

1. Постоянно разговаривайте с ним.

2. Пойте песенки.

Дети любят ритмичное звучание на высоких частотах - это их успокаивает, они вслушиваются в приятный голос.

3. Показывайте картинки.

Сначала это должны быть черно-белые простые рисунки, потом можно добавить красно-жёлтые оттенки. На расстоянии 25-30 см от глаз малыша разместите картинку, показывая сначала в статике, а затем медленно передвигая ее. Через некоторое время кроха запомнит рисунок и будет его узнавать.

4. К концу первого месяца жизни можно повесить над кроваткой мобиль.

Он должен быть не слишком сложным: 2-3 подвешенные игрушки - достаточно для такого маленького человечка. Расположите мобиль на расстоянии 60-70 см от лица ребёнка и немного впереди него, чтобы взгляд не фокусировался прямо (иначе может развиться косоглазие).

5. Гримасничайте, утрируйте мимику.

Ребенок запоминает движения губ, глаз, выражение лица. Когда что-то ему говорите, четко совершайте движения губами: это поможет ему в будущем быстрее научиться произносить слоги.

Ребёнок: развитие физических данных.

В первый месяц ребёнок практически не двигается: не поворачивает и не поднимает голову, не переворачивается. В этот период жизни важно помочь его телу адаптироваться к окружающему миру, к температурным условиям окружающей среды, новым тактильным ощущениям.
  1. Делайте лёгкий массаж пальчиков рук и ног: поглаживайте их, разминайте.
  2. Гладьте спинку и животик младенца: это успокаивает малыша, расслабляет мышцы, а массаж живота улучшает перистальтику кишечника.
  3. Делайте несложные упражнения, обязательно с утра (главное, чтобы после приёма пищи прошло около часа).
  4. Это могут быть разведение и сведение рук, сгибание ног в бедрах и коленях. Конечно, лучше, если такую зарядку вам покажет врач ЛФК с учётом данных именно вашего малыша.
  5. Чаще выкладывайте ребенка на живот:
  • Это стимулирует его учиться держать голову
  • Укрепляет мышцы спины
  • Способствует лучшему отхождению газов и облегчает колики
  • Успокаивает грудничка.

5. Кроме того, каждый день обязательно нужно гулять с ребёнком не менее 1-2 часов.

После выписки из родильного дома спустя неделю и после осмотра педиатра на дому начинать гулять надо с 15-20 минут в день, постепенно увеличивая продолжительность прогулки. Не рекомендуется находиться с новорожденным на улице при температуре -10 °С и выше 30 °С, лучше заменить такие прогулки комфортным отдыхом на прохладном балконе.

О том, как происходит развитие ребенка в 2 месяца, .

Подведем итог.

За первый месяц жизни новорожденный делает огромный шаг в развитии: от него зависит во многом то, как будет малыш развиваться в будущем. А родителям остаётся только набраться терпения и сил и помогать крохе расти умным и здоровым ребенком.

  • Развитие по неделям
  • Грудное вскармливание
  • В первый месяц после рождения ребенок проходит адаптацию к новой жизни вне маминого организма. Это важное время и для самого малыша, и для его родителей. Давайте рассмотрим основные особенности первого месяца жизни малютки.


    Для оценки динамики развития необходимо знать рост и вес крохи при рождении

    Физиологические изменения

    О том, как выглядит новорожденный , читайте в другой статье. В организме крохи в первые недели жизни происходят значительные изменения:

    • Уходят послеродовые отеки.
    • Кости черепа становятся более крепкими.
    • У лица появляются определенные черты.
    • Изменяется зрение. Улучшает координация движения глаз и фокусировка взгляда.
    • Пищеварительный тракт адаптируется к новому питанию и заселяется полезной микрофлорой.
    • Перестраивается кровотворение и кровообращение. Несущие плодовый гемоглобин эритроциты разрушаются, а вместо них появляются новые красные клетки крови.

    Мочеиспускания у ребенка первого месяца жизни довольно частые и бывают минимум 6 раз в день. При этом моча, выделяемая крохой, практически прозрачная. Малыш в возрасте 1 месяца опорожняет кишечник до 12 раз в сутки (обычно сразу после кормлений). Его стул имеет желтую окраску и кашицеобразную консистенцию.


    Первый месяц является очень важным в жизни малыша, поэтому контакты с посторонними людьми должны быть минимальными

    Рост и вес

    На показатели веса и роста новорожденного младенца влияют разные факторы, начиная от наследственности и заканчивая здоровьем крохи. Чтобы определить, все ли в порядке с младенцем, родители и медики ежемесячно взвешивают кроху и измеряют длину его тела.

    Помимо массы тела младенца и его длины, также учитываются обхват головы малютки и окружность грудной клетки ребенка.

    Показатели новорожденных малышей являются такими:

    Сколько веса набирает малыш в первый месяц?

    В первый месяц младенец набирает в среднем 600 грамм веса. Отметим, что в норме в роддоме малютка теряет до 10% веса, с которым родился, но еще до выписки начинает набирать вес обратно и после этого нормой считают лишь прибавки в массе тела. Рост малыша за первый месяц увеличивается примерно на 3 сантиметра.


    Первое взвешивание крохи произойдет в роддоме сразу после рождения

    Показатели малышей в 1 месяц выглядят так:

    Рефлексы

    Здоровье новорожденного малыша всегда проверяют по наличию рефлексов, которые должны быть у младенца. Многие из этих рефлексов исчезают со временем, но их присутствие у новорожденного является важным признаком здоровья младенца.


    Присутствие рефлексов свидетельствует о правильном развитии ребенка

    У только что появившегося на свет малыша определяют такие рефлексы:

    1. Сосательный. Это основной рефлекс, обеспечивающий питание младенца.
    2. Хватательный. Прикоснувшись к ладошке малыша пальцем или игрушкой, вы увидите, как кроха рефлекторно его ухватит.
    3. Поисковый. При поглаживании или прикасании к щечке ребенок поворачивает голову.
    4. Плавательный. Положив кроху на животик, вы увидите, что ребенок совершает движения, похожие на плавание.
    5. Бабинского. Если провести пальцем по стопе крохи (по ее внешнему краю), ступня поворачивается, а пальцы на ней расходятся.
    6. Ходьбы. Поддерживая тело крохи так, чтобы его ноги прикасались к прочной поверхности, вы заметите, как ребенок начнет выполнять движения, похожие на ходьбу.
    7. Мора. При внезапном громком звуке малыш будет сводить и разводить ножки и руки.
    8. Бабкина. Надавите крохе на ладошку, и увидите, как малыш откроет рот и повернет голову.

    Режим

    Как такового режима у ребенка первого месяца жизни нет - кроха несколько часов спит, затем бодрствует до 30-60 минут, ест и снова засыпает. Определенный режим дня, индивидуальный для каждого младенца, формируется лишь на втором месяце жизни, а в период новорожденности ребенку все равно, ночь сейчас или день.


    Новорожденные дети спят в среднем 18 часов в сутки

    О том, что нужно делать в первые недели после рождения крохи, смотрите в телепередаче "Бэби Бум".

    Сон

    Новорожденный большую часть суток находится во сне, при этом сон малютки представлен тремя фазами:

    1. Глубокий сон, во время которого кроха спокойно и глубоко дышит, а глаза малыша закрыты.
    2. Неглубокий сон, во время которого дыхание малыша бывает сбивчивым, а ножки и ручки могут подергиваться, как и прикрытые веками глазные яблоки.
    3. Дремота, которая часто бывает во время кормлений или в период засыпания. Глазки крохи в эту фазу полузакрыты.

    В период бодрствования малютка может либо лежать спокойно, либо сообщать о своем дискомфорте плачем.

    Питание

    Пища, которая считается идеальной для новорожденного младенца – это молозиво. Так называют молоко, которое выделяется из женской груди сразу после родов и чрезвычайно богато полезными для крохи веществами. Грудное молоко по праву называют лучшим питанием для ребенка, который только что родился, ведь его уникальный состав не могут воспроизвести даже самые лучшие производители смесей.

    Кормить новорожденного младенца советуют по требованию, прикладывая кроху к груди при беспокойстве ребенка. Сначала кормлений будет очень много, но по мере роста у ребенка образуется собственный режим питания с паузами между кормлениями.

    В ситуациях, когда кормление грудью невозможно, важно подобрать крохе подходящую смесь. Для этого следует посоветоваться с педиатром и учесть все нюансы, чтобы питание не навредило еще незрелой пищеварительной системе новорожденного.

    При кормлении грудью важно проследить, чтобы младенец правильно захватывал сосок – вместе с околососковой зоной. Однако малыш все равно будет заглатывать часть воздуха, поэтому после кормления нужно помочь крохе выпустить воздух (срыгнуть).


    При естественных родах молозиво приходит быстро, после рождения крохи вы практически сразу сможете его кормить грудью

    Развитие

    Новорожденный малыш умеет пока очень мало. В период бодрствования малютка хаотично двигает руками и ножками, а на любой раздражитель, будь то мокрая пеленка или чувство голода, кроха реагирует плачем. Когда ребенок слышит резкий звук, то замирает, часто моргает и может расплакаться.

    К концу первого месяца жизни кроха умеет:

    • Улыбаться в ответ на речь взрослого.
    • Поднять голову, когда лежит на животе, удерживая ее до пяти секунд.
    • Следить за неподвижными предметами и лицом мамы, а также за движущимися крупными предметами яркой окраски.
    • Гулить. Звуки, издаваемые младенцем, похожи на «гы», «га», «гу», поэтому такой «разговор» крохи также называют агуканьем.

    О том, что происходит с малышом в первый месяц его жизни, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

    Что нужно ребенку?

    • В первую очередь младенцу после рождения нужен тактильный контакт с матерью, поэтому ребенка нужно чаще обнимать, держать на руках, гладить.
    • Чаще улыбайтесь малютке, тогда кроха быстрее порадует вас осознанной улыбкой.
    • Чтобы ребенок лучше развивался, в периоды бодрствования разговаривайте с малюткой и часто меняйте положение младенца - выкладывайте на животик, поворачивайте на бочок, носите вертикально, поддерживая голову.
    • Для лучшего развития слуха можно не только разговаривать с малышом с разной интонацией и тембром, но и включать крохе классическую музыку. Пусть ребенок слушает ее примерно десять минут ежедневно.
    • Немаловажен и правильный уход за крохой, который включает ежедневную гигиену (подмывание, умывание, очистка глаз, носика, ушек, расчесывание, стрижка ногтей), купание, прогулки, массаж, воздушные ванны.

    Кажется, что первый месяц после появления на свет малыша длится нескончаемо долго. Еще бы! Вся ваша жизнь в корне меняется. Если раньше мама спокойно могла выйти из дома, пройтись по магазинам, зайти в гости к подружке, то теперь она в основном занята одним: уходом за своим драгоценным малюткой.

    К новой жизни привыкают не только родители. Для ребенка первый месяц - тоже своего рода адаптация к новому миру, новым условиям существования. Тем не менее, к отметке на календаре в 28 дней после рождения ваш малыш переходит из разряда «новорожденный» в почетное звание «грудничок», которое сохранится за ним до года. И даже это о многом говорит в отношения развития младенца. Кроха приобрел определенные навыки, и у него начинается новый период в жизни. Итак, вашему ребенку 1 месяц, что же меняется?

    Физические показатели

    Ребенок растет и развивается с невероятной скоростью. За первый месяц набранный вес карапуза будет около 800-900 грамм, а рост увеличится на 3 сантиметра. Так что не покупайте слишком много вещей для новорожденных, особенно если роды планируются на лето.

    Может случиться так, что набор веса за месяц составит 600 грамм. Это не критично, ведь происходит становление лактации, организм много «трудится», чтобы перестроить систему кровообращения, запустить полноценно работу почек, пищеварения и т. п. Поэтому уже к выписке из роддома вес будет меньше, чем при рождении. Однако нельзя допускать стремительного снижения массы тела на протяжении первого месяца. Если это происходит, обязательно проконсультируйтесь с педиатром.

    «Крепкая хватка» объясняется наличием защитных рефлексов, сопровождающих кроху с рождения

    О рефлексах

    Зачастую поведением и движениями младенца управляют врожденные рефлексы. По ним судят о развитии нервной системы, ведь у каждого есть свое время появления и угасания. К концу первого месяца большинство рефлексов все еще сохраняются, и их можно наглядно продемонстрировать:

    1. Вложите свой палец в ладошку малютки: он крепко сожмет кулачек и будет держаться за него (хватательный рефлекс).
    2. Коснитесь его щечки рукой - он тут же повернет головку в поисках «раздражителя» (поисковый рефлекс).
    3. Проведите пальцем возле ротика - малыш сразу начнет чмокать, будто что-то сосет (сосательный рефлекс).
    4. Попробуйте поставить кроху на ножки, удерживая его подмышки, и как бы пройтись с ним - удивительно, но карапуз шагает, будто всегда умел это делать (рефлекс автоматической походки).
    5. Положите ребенка на живот - он сразу повернет голову в сторону (защитный рефлекс).
    6. Хлопните по столу ладонью недалеко от лежащего карапуза - он резко раскинет руки и ноги в стороны (рефлекс Моро).

    Сон «как у младенца»

    Младенцы в первый месяц спят по 18-20 часов в сутки. Первая неделя после рождения характеризуется крепким спокойным сном. Однако не стоит ожидать, что кроха будет спать по 3 часа без перерыва. Современные дети, начиная со второй недели, днем спят час, максимум полтора. Затем просыпаются, чтобы подкрепиться. Режиму дня еще предстоит установиться.

    В состоянии бодрствования малыш все время проводит лежа на спине, поза напоминает лягушонка: ручки согнуты в локтях и приподняты, ножки разведены в стороны и также согнуты. Это объясняется физиологичным гипертонусом. Ребенок долго находился в позе эмбриона, и сейчас ему нужно время для расслабления.

    Помещение, где спит новорожденный, должно быть уютным, без сквозняков, но в то же время хорошо проветриваемым. Поскольку терморегуляция малыша только настраивается, следите, чтобы он не перегревался. Как проверить, жарко младенцу или нет? Потрогайте ладонью затылок и шею. Если они мокрые, смело снимайте «слой» одежды. Помните: перегрев опаснее переохлаждения.

    Слух у новорожденного сначала не особо чувствительный, так что совсем не обязательно приучать ребенка к полной тишине. Можно вполголоса разговаривать в комнате.

    Самый здоровый сон - лежа на спине или на боку. Во избежание деформации головки, не допускайте, чтобы она была все время повернута в одну сторону. Педиатры утверждают, что детям до года подушка не нужна, она даже способна навредить. Иногда регистрируются случаи удушения ребенка, спящего на животе уткнувшись носом в подушку. Кроме того, ровная твердая поверхность помогает формировать изгибы позвоночника должным образом.

    Пеленать ли младенца для спокойного сна? На ваше усмотрение. Многие родители отмечают, что детки тогда крепче спят и не будят себя резкими движениями ручек. Только отдайте предпочтение свободному пеленанию, ибо тугое может способствовать развитию дисплазии тазобедренных суставов. В состоянии же бодрствования дайте малышу полную свободу в движениях.


    В комнате, где спит младенец, должно быть уютно и достаточно свежего воздуха

    Сон месячного ребенка может сопровождаться чиханием, резкими движениями, напоминающими вздрагивания. Это абсолютно нормально для данного периода при условии, что нет выраженных признаков заболевания.

    Зрение и слух в 1 месяц

    Все новорожденные близоруки. Даже мамино лицо они видят не очень отчетливо. Но рассматривать людей, склонившихся над кроваткой, им нравится больше, чем неодушевленные предметы. К середине первого месяца кроха умеет фиксировать взгляд на ярком предмете, находящемся в движении.

    Первый месяц глазки могут слегка косить, что не является поводом для беспокойства, ведь зрительная система тоже настраивается, а мышцы глазного яблока должны укрепиться. Но если косоглазие не проходит к третьему месяцу, нужно показаться врачу.

    Слух у новорожденных тоже недоразвит, но к концу первого месяца кроха наверстает упущенное. Малышу очень нравятся родные голоса, знакомые ему еще с утробы. Кстати, младенцы больше предпочитают высокую тональность разговора, чем низкую. Ближе к месяцу кроха реагирует не только на резкие звуки, но и прислушивается к тиканью часов, шуму воды, сигналам автомобиля. Услышав голос, он поворачивает голову в сторону его звучания.

    А вот чувство обоняния у малышей развито очень хорошо. Они без труда находят грудь и захватывают сосок по запаху молочка, узнают свою маму по запаху. Поэтому не рекомендуется пользоваться парфюмерией: ребенок может не признать родного человека.

    Особенности питания

    Без сомнения, самое лучшее питание для новорожденных - грудное молоко. И хотя в меню пока только один продукт, молоко укрепляет детский иммунитет, дает малышу все необходимые микроэлементы и, к тому же, «дешево» обходится. Поэтому маме нужно изо всех сил стремиться поддерживать и сохранять лактацию.

    О грудном вскармливании можно говорить бесконечно. Многим вопросам мы посвятили отдельные статьи на сайте. Существует два способа кормления: по требованию и по часам. Однако когда питание только налаживается, педиатры склоняются к кормлению по требованию, но не чаще чем через 1,5-2 часа. Со временем интервал будет увеличиваться.

    Колики

    К середине первого месяца многие грудные дети испытывают мучительные колики наряду со вздутием животика и кишечными спазмами. Поведение становится беспокойным. До сих пор до конца не понятно, почему колики возникают. Рекомендуется делать крохе массаж животика, прикладывать тепло, давать капли на основе симетикона. Приблизительно к трем месяцам колики проходят.


    Колики становятся настоящим испытанием для всей семьи, но не забывайте: они временны

    Срыгивания

    Из-за слаборазвитых мышц пищеварительных органов и заглатывания воздуха новорожденный может часто срыгивать в первый месяц жизни. В общем-то, явление тоже нормальное и физиологичное для данного возраста, но можно постараться его минимизировать. Для этого после каждого кормления носите кроху столбиком, пока не отойдет заглоченный воздух; убедитесь, что вы правильно прикладываете ребенка к груди; перед кормлениями выкладывайте младенца на животик.

    Поход к врачам

    При исполнении первого месяца запланируйте первый поход к педиатру. На приеме измерят рост и вес, окружность головы, послушают, как бьется сердце, пощупают животик, осмотрят горло. Врач ответит на все волнующие вас вопросы по грудному вскармливанию.

    Важным фактором исследования здоровья является УЗИ новорожденного. Безопасное ультразвуковое сканирование позволит оценить, не развивается ли дисплазия тазобедренных суставов (УЗИ тазобедренных суставов), нормально ли происходит внутримозговое кровообращение (сонография - УЗИ головного мозга), как работают внутренние органы (УЗИ брюшной полости).

    Подобные обследования имеет смысл проводить как можно раньше, ведь заболевания, выявленные на начальных этапах, лечатся проще и быстрее. В месяц обычно сдают кровь на биохимию, а также анализ мочи и кала. В это же время планово проходят хирурга, ортопеда и невропатолога.

    Если малыш здоров, делают вторую B (первая была в роддоме). Затем наступает череда прививок от коклюша, дифтерии, полиомиелита, столбняка с интервалом не меньше 30-ти дней. Поэтому на протяжении ближайших 12-ти месяцев посещать поликлинику придется регулярно.

    Уход за грудничком

    Уход включает в себя ежедневные гигиенические процедуры и прогулки на воздухе. На второй неделе жизни, как правило, отпадает пуповинный остаток, но ранку еще нужно какое-то время обрабатывать зеленкой.

    Если пупочное кольцо сочится, припухло, из него выделяется гной, обратитесь к врачу. Проконсультироваться нужно и в случае, когда корочка с ранки не отпала по истечении двух недель.

    Наблюдайте, чтобы в области пупка, паха и мошонки во время плача или напряжения не было выпячивания. Пупочная или паховая грыжа нередко появляются вследствие слаборазвитых мышц и напряжения при крике.

    Вы наверняка уже заметили на голове у малыша 2 родничка: лобный и теменной. Эти места особо уязвимы, поскольку не прикрыты костями черепа, однако не стоит бояться мягко мыть их. За ними тоже нужно ухаживать.

    Водные процедуры желательно проводить ежедневно. Помните, что девочек подмывают спереди назад, чтобы в половые органы не попала инфекция. У мальчиков головка полового члена еще закрыта крайней плотью, что является абсолютно физиологичным явлением. Промывайте половой член настолько, насколько позволяют обстоятельства, однако не переусердствуйте. Уход за ним должен быть без лишних «вмешательств».

    Психическое развитие

    Пока действия малыша направлены на удовлетворение своих физических потребностей, но и в эмоциональном общении он тоже нуждается. Основным способом выражения чувств является плач. Родители быстро учатся распознавать, что кроха пытается сказать своим плачем: он голоден, хочет спать, болит животик или просто требует внимания к своей персоне.


    Пусть ваш малыш «купается» в любви и ласке

    К концу первого месяца многие дети радуют осознанной первой улыбкой. Она возникает в ответ на нежное обращение матери и дарит незабываемые эмоции. У месячного малыша можно развивать мимические движения лица, склоняясь над ним во время бодрствования и общаясь. Со временем появляется некое разнообразие звуков: фырканье, своеобразные писки, отдаленно напоминающие гуление.

    Нормальное психическое развитие подразумевает частое ношение младенца на руках. Не бойтесь избаловать его. Он имеет полное право на тепло и ласку своей матери. Телесный контакт играет важную роль в первый месяц жизни.

    Как играть с грудным ребенком

    Кажется, что с постоянно лежащим и не умеющим говорить ребенком сложно общаться. Но если сейчас инициатива будет исходить от вас, закладывается основа для доверительных отношений в будущем. Чем же занять малыша в один месяц?

    • Над кроваткой установите мобиль с игрушками и приятной музыкой на уровне 60-70 см от лица.
    • Пойте малютке колыбельные, вкладывая свои чувства.
    • Гримасничайте (подмигивайте, покажите язык, складывайте губы трубочкой) - все это крохе очень скоро захочется повторить.
    • Включайте негромко классическую музыку (Штрауса, Вивальди).
    • Разговаривайте с малышом, рассказывая, как прошел день, что-то о папе, бабушке, дедушке и т. д. Тон голоса имеет значение: пусть он будет спокойным.


    Маленький подражайка копирует все, что ему по силам

    Как насчет физических упражнений?

    Занятия по укреплению мышц не менее важны, чем кормление и прогулки на свежем воздухе. Массаж делают по прошествии 30-ти минут после кормления, если ребенок в хорошем настроении. Итак:

    • производите поглаживания всего тела: от груди к плечам, от стопы к голенищу;
    • пальчики на ручках и ножках можно помассировать, разомните стопу, рисуя «восьмерки» своим пальцем;
    • в положении на спине вложите крохе в ручки свои указательные пальцы - он сразу ухватится за них; тогда руки легонько разводят в стороны и как бы встряхивают;
    • во время массажа разговаривайте с крохой, показывая тоном голоса, что процедура нужная и приятная;
    • зарядка же сводится к сгибанию и разгибанию конечностей; гимнастические занятия на первом месяце длятся не больше 10-ти минут.

    Подведем итог . Ваш ребенок за месяц достиг колоссальных результатов. Он усердно учится и запоминает все, что видит. С каждым последующим месяцем он будет радовать вас своими успехами. Не забывайте его хвалить и радоваться вместе с ним новым достижениям. Наслаждайтесь материнством!

    Прежние нормы развития неприменимы к современным детям, считает психолог Лариса Суркова. Новорожденный и ребенок в 1 месяц — более эмоционально активный, чем пишут в книжках, но в год ребенок вряд ли заговорит. Наблюдения за развитием ребенка по месяцам Лариса делает на только на приеме — у нее пятеро детей. Итак, самые последние данные о том, что должен уметь ребенок в 1 месяц, в 3, в 9 месяцев и т.д.

    Современные дети «ломают» все устоявшиеся нормы развития. Я вижу это даже на примере собственных детей: если двадцать лет назад моя старшая дочь, как положено новорожденным , мило посапывала в кроватке сутки напролет, то младшая по сорок минут глазела по сторонам и явно хотела нашего внимания. Дети меняются; теорий, которые анализируют причины этого, — великое множество, но наша задача проще — всего лишь взглянуть на детей по-новому.

    Например, раньше считалось, что «новорожденный спит большую часть времени. Наиболее продолжительный период активного бодрствования на этом этапе может составлять до 30 минут. В этом возрасте ребенок способен реагировать на звук, свет и боль. Он уже обладает кратковременным зрительным и слуховым сосредоточением. У малыша хорошо выражены сосательный, зевательный, глотательный и остальные рефлексы».

    Сегодняшние малыши и малышки совсем другие. Рефлексы, безусловно, остались на своих местах, но периоды сна и бодрствования изменились. Новорожденные спят по полтора-два часа и осматривают мир по сорок-шестьдесят минут. У них очень быстро возникает потребность в социальном контакте с мамой. Малыши могут долго слушать обращенную к ним речь, привлекать внимание окружающих не ради удовлетворения физиологических нужд, а из-за скуки.

    В месячном возрасте ребенок становится более активным. Общее время бодрствования постепенно увеличивается до часа. Он уже может фиксировать взгляд, следить за предметом, но поворачивать голову за передвигающимся предметом пока не способен. На этом этапе малыш уже пытается демонстрировать взрослым свои эмоции. Делает он это, в основном, при помощи крика, мимики или кряхтения.

    У младенца нарастает потребность в социальном общении. Он хорошо чувствует окружающих и зависит от их настроения. Многие мамы замечают, что малыш как бы копирует их настроение и самочувствие, «зеркалит» их.

    Если вы увидели на лице младенца 2 месяцев улыбку — знайте, что это не случайность. К этому возрасту ребенок способен улыбаться осознанно. Малыш вступает в своего рода общение с близкими. Он отвечает на вашу речь гулением, а на улыбку — улыбкой. Он наблюдает за тем, куда пошла мама, и может отлично следить за игрушкой. Время бодрствования увеличивается.

    Ребенок в 3 месяца уже четко узнает свою маму. Он легко выделяет ее из стоящих рядом людей, может адекватно реагировать на обращение к себе. В жизни младенца появляется понятие «игра». Как много интересных игр и игрушек придумано для малышей: , погремушки, развивающие коврики... Родителям кажется, что ребенка можно положить на такой коврик и 40 минут отдохнуть. Конечно, это не так. Хорошо уже, если ваш малыш сможет заниматься одним видом деятельности 3-4 минуты. Этого более чем достаточно в столь юном возрасте.

    В 4 месяца ребенок с интересом и подолгу рассматривает неподвижный предмет, крепко держит погремушку в руках, находит глазами свою маму и внимательно следит за ней, заливисто смеется. Начинается период развития двигательной активности: как самостоятельной — например, попытки ползать или перекатываться, — так и стимулирующей других к движению. Ведь нет большей радости, когда мама носит тебя на руках, говорит с тобой и рассказывает обо всем вокруг! Хорошо, что есть мамы, которые понимают, что это важный этап развития ребенка, и не отказывают ему в этой потребности.

    «Речь» ребенка 5 месяцев отличается особой певучестью и музыкальностью. Малыш уже четко демонстрирует разнообразные эмоции, различает любые интонации голосов родителей, подолгу рассматривает свои руки и окружающие предметы. Ребенок узнает себя, и это вызывает бурю эмоций у него и окружающих его взрослых. Найдя себя в зеркале, малыш радуется, смеется. Другие дети или взрослые не приводят его в такой восторг: наоборот, он может насупиться и насторожиться.

    Позовите по имени полугодовалого малыша, и он тут же отреагирует. Более того, в этот период он начинает издавать не просто отдельные звуки, а слоги. Почаще разговаривайте с малышом. Вы удивитесь, с каким интересом он будет прислушиваться к сказанному вами. Если ваш ребенок на грудном вскармливании, то в нужный момент он отчетливо даст понять, что хочет грудь, указав на нее.

    К 7-8 месяцам малыш начинает узнавать отдельные предметы. Он осваивает сложный эмоциональный лепет, выдающий его настроение. Ох, и «веселое» время для вас настает! Ребенок вводит для себя понятия «свой» и «чужой». Если бабушка вас редко навещает, то велик шанс, что взять внучка на руки она не сможет.

    Лепет ребенка можно назвать звукоподражательным. Все больше эмоций вы можете наблюдать на лице своего крохи. В этом возрасте дети становятся очень интересны папам, ведь с ними уже можно «поговорить».

    В возрасте 9-10 месяцев ребенок уже может выполнять простые команды, а при надобности уже вполне осознанно зовет маму. Для малыша не составляет особого труда показать, где у куклы носик, глазки, ротик, ручки и т.д. Ему интересны пирамидки и сортеры. Он с удовольствием указывает на различные предметы, видя, что это вызывает радостные эмоции мамы и папы.

    Ребенок хорошо понимает слово «нельзя» и уже пытается хитрить на эту тему. Он может сам себе грозить пальчиком и делать то, что запретно.

    Психологическое развитие малыша ближе к году обретает вполне взрослые очертания. Он уже понимает, чего хочет, а что ему неприятно. Начинаются первые психологические конфликты. Ребенок пытается утвердить свои предпочтения, возражает, капризничает. Но долгосрочных связей между эмоциями и действиями еще не строит. Он еще не может делать что-то вам «назло», просто пытается сохранить собственный комфорт.

    Еще 10 лет назад от годовалого ребенка ждали речи. Сейчас нормы изменились. Дети все больше воспринимают и меньше воспроизводят. Речь у детей появляется после 18 месяцев, физическая активность развивается иначе. Не надо волнений и переживаний по этому поводу. Просто помните, что все дети разные и всему свое время!

    Купить эту книгу

    Обсуждение

    Действительно, все очень верно. Не надо запихивать своего ребенка в стереотипы и подгонять его под книжные нормы. У меня дочка в 3 месяца прекрасно управлялась погремушкой, в 6 уже ползала, а вот заговорила только ближе к 3 годам.

    Комментировать статью "Нормы развития детей до года: не читайте старых книжек!"

    Раздел: Развитие, обучение (что должен уметь ребенок в 2,10). ребенок и правда всё это должен делать в 2,10? Самая главная хотела писать задержку речи (пока ехали в маршрутке, рот у ребенка не закрывался, всё что вижу то и говорю, нам даже женщина впереди сидящая...

    Обсуждение

    Ниже английская медицина всплывала, я вот расскажу вам поподробнее. Основная разница, как мне кажется, "презумпция здоровья и нормального развития". Русские врачи всегда дефекты ищут. Да, английских врачей иногда ругают за пофигизм, но серьезные проблемы они видят сразу. Да, если вы в год придете рвать на себе волосы, что ребенок не ходит, вас успокоят и отправят восвояси. Когда я приходила к врачу с обоснованным подозрениями на проблемы, ребенка внимательно осматривал терапевт и отправлял на осмотр в больницу, если и у него подозрения возникли.
    Но про медицину не будем, потому что вопрос развития ребенка до медицины часто не доходит! Здесь есть так называемые health visitors, по образованию вроде фельдшеров,причем детские. У нас принимают раз в неделю, записываться не надо, там их сразу несколько человек, малыша взвешиваешь, можешь обсудить все что угодно: цвет какашек, кормления и прочее. Все свои страхи и беспокойства. Там же консультант по грудному вскармливанию. Они ведут ребенка до 5 лет. Если у них есть подозрения на медицинские проблемы, вас отправят к врачу.
    Простите за много букв, самое интересное для вас. Нам прислали опросник и пригласили на беседу по поводу развития, дочке исполнилось 2 года.Ставишь галки,там например такие пункты: связывает слова в предложения, поднимаетсяпоо лестнице, при этом две ноги на ступеньке.То есть вам верят на слово, к ребенку не пристают,а обсуждают те пункты, где нет
    галок.

    А у меня у старшего вообще не было ни пирамидки, ни стаканчиков, я вот только сейчас, прочитав ваше сообщение, об этом вспомнила.. Наверное, на комиссию надо мне:)))

    Что должен уметь ребенок?. Воспитание. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей Расскажите чему вы учите 3,10 леток, что умеете. Мы дома месяц. Еще беспокот рост. у дочки 93 см. это слишком маленькая?

    Обсуждение

    моя в том же возрасте была такого же роста, даже ниже. Подрастет за этот год до нормы не переживайте. И цвета почти год до 4-х лет не желала воспринимать. Теперь в 4.5 все ок и уже даже читать начинает и считает до 10-ти. А вообще не умела даже до трех еще недавно. Занимайтесь и все приложится. Но в первые полгода не ждите результата. У ребенка каждый вздох, каждый взгляд - это что-то новое, столькому просто в быту надо научиться, впитать привыкнуть. не до счета и цветов как-то:)

    Про рсот могу. Она толкьо попала домой, вырастет практически наверняка - раз. Гены - два.
    У меня самодельный 3.5 года 91 см. В 3 и 10 тоже наверное 93 будет... Но я-то точно знаю, что он не нагонит:) А ваша вполне может еще.

    Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Оба в этом возрасте уже умели ходить. Говорили коротикими фразами (папа спит, кукла упала и т.п.) Дочка уже довольно сносно ела...

    Обсуждение

    Оба в этом возрасте уже умели ходить. Говорили коротикими фразами (папа спит, кукла упала и т.п.) Дочка уже довольно сносно ела ложкой а сын даже и не пытался. Штаны сами снимали чтобы на горшок сесть, а вот надевать ещё не получалось. Сын любил посуду мыть, а швабру потягать так это у обоих любимое занятие было-помощники.

    Старшая: 13 мес. Приносит ботинки, когда хочет гулять. Говорит "ба", когда бросает мяч (но мы не уверены - "ба" - это "бабах" или "ball" (мячик по-английски). Понимает несколько базовых предложений (пошли гулять, хочешь кушать, и т.п.). Строит башенку из 3 обычных кубиков или 4-5 мега-блоков. Сносно ест ложкой.
    14 мес. Крутит головой, когда не хочет ту еду, которую ей дали. Показывает на ту, которую хочет. Говорит "мама", "папа", "ди" (дай), "bye-bye" (пока), "all done" (кончила кушать).

    Младшая: 13 мес. Говорит "мама", "папа" (кстати, потом перестала), "на" (обозначает как "на", так и "дай"), "пупо" (пупок), "ба" когда кидает мячик. Много понимает. Уверенно крутит головой, когда ее спрашивают о чем-то, чего она не хочет, и специфически мычит, когда хочет (только что "да" не говорит, но по сути может сознательно ответить да/нет на очень много вопросов). Хлопает в ладоши, когда ей говорят "молодец". Ложкой пользуется, но очень неаккуратно (кстати, сейчас уже намного аккуратнее, чем старшая в этом возрасте).
    13.5 мес. Говорит "мяу" и "ав-ав" на кошку и собаку соответственно, иногда повторяет другие звериные звуки. Убегает играя, когда ее зовут.
    14 мес. Начинает танцевать, когда слышит музыку. Знает, где полотенце и вытирает лицо после умывания после еды.

    Что умел / умеет ваш ребёнок и что должен уметь к 5-6 годам. с детьми играть,не только в игрушки конечно.Но позже в памяти,думаю,останутся игры с мамой больше,чем изучение азбуки.А заметьте,как трудно заставить себя именно играть с детьми, по крайней мере мне.

    Обсуждение

    Сын 5.6 Читает (42 слова в минуту),считает + - в пределах 10,играет в шахматы,шашки итд, карты (девятка,дурак, зевака.пьяница),настольные игры:ходилки,жизнь корова 006,катается на роликах,2-х велосипеде,на коньках, плавает с 3 лет. Рисует плохо,лепит прилично. Прошли Петерсона,Ломоносовс-кую школу. Пишет под диктовку, много ошибок. Прописи прописали. Логопедических проблем нет.В компьютер не играет - не даю.Английским не занимаемся, на танцы не ходим, музыки учить не будем.

    Нам 5,10. Как умели читать год назад послогам, так дальше и не движемся, хоть и читаем каждый день. Ленимся.
    Умыться, одеться, есть (медленно), но научились. Мы несадовские.
    Считал до 15, сейчас старший его научил до 100. (не знаю, зачем)
    Управляться более-менее с компьютером. Стучать молотком.Шнуровать ботинки не умеем.
    Вроде все. :-)))

    Что должен знать и что уметь делать ребенок в 3 года? мои страшие отлично отличали цвета в 2 года и 3 месяца и стихи длинные читали с этого что умеют Ваши дети в 2 года? Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни...

    Обсуждение

    (продолжение)
    Навыки общения и развитие речи
    А.С.Галанов: Повторяет за взрослым двустишья или четверостишья (воспроизводит их спустя несколько часов).
    Л.Р.Давидович, Т.С.Резниченко: Ребенок понимает обозначения действий в различный ситуациях (покажи, кто сидит, кто спит); двуступенчатые инструкции (пойти в кухню и принеси чашку); значение предлогов в конкретной ситуации (на чем ты сидишь?). Ребенку доступно установление причинно-следственных связей.
    Е.И.Исенина: Употребляет местоимение, прошедшее время, пользуется множественным числом. Употребляет название цветов, правильно называет 1 цвет. Рассказывает несколько стишков. Постоянно задает вопросы «что? где?». Повторяет все услышанное. Отвечает на 6-10 вопросов. Называет свои имя, фамилию. Называет себя «Я», другого – «ты».
    О.Н.Козак: Становится богаче и выразительней мимика. Речь становится не только средством общения, но и средством познания окружающего мира. Легко запоминает короткие стишки и песенки. Словарный запас 500-1000 слов. Еще трудны для произношения звуки «р», «л» и шипящие. Задает вопросы: где? зачем? почему? В разговоре использует все части речи, кроме причастий и деепричастий. Говорит распространенными предложениями, используя иногда даже придаточные. Обозначает словами свои действия.
    Левин, Самарина: Должен говорить многословными предложениями, в речи появляются вопросы «где? куда? почему?».
    Справочник педиатра: Свободно пользуется речью во всех случаях жизни. Повторяет и заучивает короткие стихи. Знает свои имя и фамилию.

    Мыслительные способности
    А.С.Галанов: Раскладывает предметы по величине (большой-маленький) в две разные коробочки. Складывает разрезанную картинку из 4-х частей. Среди 4-5 предметов находит один, соответствующий рисунку его характерной части. Хорошо вкладывает друг в друга цилинды и чашки, работая, как правило, методом проб и ошибок, может вложить две матрешки одну в другую. Выполняет четырехступенчатую инструкцию. Называет свои имя, фамилию, частично отвечает на вопросы.
    Е.И.Исенина: Кладет по заданию 1 кубик в чашку. Складывает разрезную картинку из 2 половинок (части перевернуты). Знает и говорит об употреблении некоторых предметов. 2 минуты смотрит книжку, указывая на картинки, перевертывая страницы.
    О.Н.Козак: Может делать примитивные сравнения, умозаключения и обобщения.

    Особенности психики и игровой деятельности
    Е.И.Исенина: Знает свой пол. Замечает различия между полами. С удовольствием наблюдает за игрой других детей. Кладет кукол спать, моет их одежду, водит машину.
    О.Н.Козак: Трудно сосредотачивается на однообразной, непривлекательно деятельности, в то время как в процессе игры может долго оставаться внимательным.
    Левин, Самарина: Общая продолжительность сна 12-12,5 ч.
    Справочник педиатра: С помощью карандаша, кисти, пластилина, глины изображает простые предметы и называет их. Выполняет сюжетные постройки. Появляются элементы ролевой игры.

    Что нравится детям в этом возрасте
    Е.И.Исенина: Любит слушать простые тексты из детских книжек.

    Что умеет ваш малыш? Развитие ребенка с 2 до 4 месяцев. ...а дифференциальные реакции у нас уже тоже давным давно налажены - вот и думай - что же умеют 2 -4 месячные? что нужно делать что бы малыш переворочивался нам 2, 5 месяца?

    Обсуждение

    Уже умеем:
     Смеемся (уже не только, когда мама целует пузик, а и просто хихикаем, когда кто-то сделает что-то веселое)
     выучила новый звук "б" теперь все время "букает": обращает на себя внимание - "абу", возмущается - "АБУ", сердится - "бу-бу-бу" - так смешно!
     Подтягивается на ручках, пытаясь сесть, а при долгом удерживании в таком положении может уже держать спинку секунд 10 - не упадет никуда и не наклонится вперед
     Держит игрушки 1 ручкой и гремит погремушками
    Любим:
     все так же любит "кегли" и играет с папой перед купанием
     все также обожает шуршащие кулечки
     сидя у мамы на руках перед компьютером и лупить ручками по клавиатуре гораздо увереннее
     любит сидеть со всеми за столом. при этом придвигает к себе тарелку того, у кого сидит на руках, хватается за чашку-стакан, а если дадут пооблизывать край - так вообще!
    Не любим:
     Когда нет рядом мамы. Сидит у других на руках, только при условии, что мама в поле зрения (за последний месяц это обострилось).
     лежать самой на диване, в кроватке (только у кого-нибудь на руках сидеть нужно, а лучше, если у мамы)
    Как и раньше грызём пальцы и все, что попадается под руки.
    А еще у нас великое событие в этом месяце. Мы наконец-то начали самостоятельно переворачиваться со спины на живот. ВОТ!

    Мы гремим вполне осознанно уже недели три точно, а дней пять назад Антоха сам погремуху у меня из рук взял. Теперь этот навык закрепляем. А еще он стал тянуть руки к овечкам на бампере в кроватке, вроде как щупает их, а может мне это только кажется

    Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. что должен уметь делать ребенок в 1,2 мес? подскажите что уже умеют делать ваши детки и какой у вас словарный запас? еще как вы...

    Обсуждение

    С большим интересом прочитала кто что умеет делать, но про себя напишу коротко вот что: я поняла, какое преимущество в развитии ребенка, когда он в семье не один. У меня погодки, по этой причине времени совсем мало и занятий удается проводить (я имею в виду "целенаправленно полезное времяпровождение") гораздо меньше, чем хотелось. НО по той же причине мне приходится одновременно их "развивать" и с расчетом на один возраст, и на другой, в итоге получается, что Юля порой присутствует или участвует в том, что рассчитано на Лешку, а Лешка "повторяет и закрепляет", если я что-=то делаю для Юли. Например, книжки, которые мы обожаем и читать, и рассматривать, мне приходится чередовать: за один присест получается книжки четыре "для Юли" (простенькие сказочки, потешки и пр.) и книжки четыре "для Леши" (Чуковский, сказки побольше и пр.). Вместе смотрят презентации, вместе повторяют за мной слова. Вместе смотрят мультики: Лешка-то давно смотрит осознанно, а Юля все больше и больше проявляет понимание того, что происходит на экране. Ну и так далее.
    Говорит, кроме простых слов, "зайчик", "тапки", "лампочка" (эти три слова и Леша первыми научился говорить - во анекдот!), остальное, как и у всех.
    Много чего не делаем (паззлы не собираем, пирамидку - когда захочется), но меня это не беспокоит, т.к. уверена время придет - будет все делать, а пока она нас радует своей "сознательностью", сообразительностью и смышленностью.
    Пока все.
    Рита

    нам 13,5 месяцев вот чего умеем
    говорим - авва (собака и все животные неизвестного происхождения), гысь - огонек (люстры, фонари), папа, Катя, баба, деда, да, дай, мама - очень редко, тик-так (часы), артын (Мартын - наша собака), сь (кошки), цокаем, как лошадки, можем повторить в хорошее настроение что-нить сложное, пару раз сказал ботинки (со смыслом, что гулять хочет), кака (никто пока определить не может что это у него означает) а-а - горшок, унитаз, бах - упало, тр-тр - машины, бум-бум - просто так, ку-ку (играет в ку-ку), айя-яй (плохо))))
    из игрух любим кубик с фигурками, которые в дырки кидают, машинки, мячик, совочки, ведерки, копаем в песочнице очень активно, носим туда сюда свои ботинки, любим искать парные ботинки, босоножки (кстати, очень удобно), любим всевозможные кнопки, телефоны (все, особенно мамин мобильник, пульты уже не очень интересны)
    сам может относительно долго играть, ключами пытается двери открывать, понимает что нельзя, сам пытается есть, пить, начал сам просить пить) стал узнавать всех на фотографиях, вообщем много всего.

    Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Поделитесь опытом, что умеют или умели Ваши дети в 1.8.Как играют, что говорят,как развиты физически, интересуют ли их книжки и...