Если ребенок не хочет читать? Когда не хочется читать. Рискованное принуждение Что делать когда не хочется читать

🤔Многие родители сталкиваются с такой проблемой, когда ребенок не хочет, сопротивляется, на отрез отказывается и не любит читать!

Были проведены очень интересные исследования:

📌Родители, которые никогда не принуждали ребёнка к чтению, в 100% случаев стали счастливыми обладателями ребёнка-книголюба.

И пока ребенок мал, сейчас самое время научить ребенка читать и прививать ему любовь к чтению.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ЧИТАТЬ?

РОДИТЕЛИ, НАЧИНАЕМ С СЕБЯ
Первый шаг, который необходимо сделать, это любить книгу самому и показывать свою любовь к чтению детям. Есть, конечно, случаи, когда дети сами по себе книголюбы и просто влюблены в чтение, но это большая редкость. В основном же любовь к чтению нужно прививать.

ЧИТАЙТЕ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ
Читая книги вместе с ребенком, Вы тем самым отрабатываете хорошую привычку, интерес и любовь к чтению. Читайте ежедневно. Читайте книги на ночь. Исследования показали, что хорошо читающим детям родители читали примерно час в неделю, то есть по 10 минут в день.

НЕ ПРИНУЖДАЙТЕ!
«Если не заставлять, то мой ребёнок вообще ничего делать не будет. Его интересует только: поиграть, погулять, поесть и поспать» — скажете Вы. Если Ваш ребёнок не читает и не учится без принуждения, значит, Вы уже успели “постараться”. Поэтому не давите и не принуждайте, не заставляйте ребенка читать.

👉👉👉Совет родителям: если хотите вызвать у ребёнка стойкую ненависть к определённым действиям – заставляйте его! Принуждайте его делать что-то, когда он меньше всего этого хочет и когда занят другим интересным делом.

ПРЕДОСТАВЬТЕ РЕБЕНКУ ВЫБОР
Дайте ребенку время и возможность выбрать СВОЮ книгу. Возможно его не интересуют те книги, которые лежат у Вас на полке. Сходите в магазин, пусть он САМ выберет ту книгу, которая ему будет по нраву.

ВЫЗЫВАЕМ ИНТЕРЕС
Выберите текст с интересным, ярким сюжетом, начните читать и вдруг остановитесь на самом интересном месте, а потом сообщите, что у Вас катастрофически нет времени. Оставьте ребенка наедине с книгой… А через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!

ПЕРЕСКАЗЫВАЙТЕ
Если Вы сами любите читать, делитесь с ребенком впечатлениями от прочитанной книги. Стимулируйте желание ребенка самому делиться о прочитанном, обсуждайте героев сказки или рассказа.

❗❗❗ Хотите еще проверенные и действующие методы, которые вызовут большой интерес и любопытство у Вашего ребенка при чтении книги, пиши в комментариях💬👇 и жди выход нового поста!!!

В последний день перед каникулами учителя выдали школьникам список литературы для внеклассного летнего чтения. Куча книг, большая часть которых, как вы понимаете, вряд ли будет открыта. Как быть? Как увлечь книгами ребенка? За советом мы обратились к новосибирским специалистам со стажем в области психологии и педагогики.

На улице солнышко, товарищи гоняют на велосипедах и играют в догонялки. А на столе тяжким грузом лежит список литературы, которую нужно прочитать за лето. Такие списки дают даже самым маленьким школьникам. Задача родителей - помочь прочитать нужные книжки, но никак не заставлять.

Книжки не по возрасту

Очень часто в списках литературы есть книжки, которые ребятам в силу возраста или развития читать рано. И это нормально. Для кого-то «Война и мир» - классный боевик, для кого-то - роман про любовь, а кому-то все это совершенно не интересно!

Просмотрите список сами. Вы знаете свое чадо! Выберите те книжки, которые вашему ребенку будут интересны. Остальные произведения возьмите на себя. Прочитайте и перескажите их детям своими словами, лучше опуская сложные подробности. Пересказывайте не слово в слово, а как историю, адаптируя к детскому пониманию и восприятию. Очень важно, чтобы книжка попала в нужный возраст.

Следует отметить, что чтение - это не только изучение классических произведений, но и возможность развить воображение и мышление ребенка, - уверена директор новосибирского Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье и подростку Наталья Мандель. - Именно литература, знакомство с персонажами, наделенными разными характерами, улучшает способность самостоятельно мыслить. У ребенка, когда он читает, возникают индивидуальные ассоциации, он становится более творческим.

Наша собеседница говорит, что нет единого способа, который помог бы мотивировать детей к чтению. Каждый ребенок индивидуален, и к каждому нужен свой подход. Но неудачные способы, которые применяют взрослые, имеются.

Например, стимулировать сына или дочь какими-либо покупками точно не стоит, - считает Наталья Владимировна. - Во-первых, это может войти в привычку, и тогда родителям станет обременительно обеспечивать постоянные бонусы. Во-вторых, ребенок тогда будет читать именно для родителей, а не для себя. А необходимо развивать именно внутреннюю мотивацию - пробуждать искренний интерес.

Несмотря на то, что к каждому малышу нужен индивидуальный подход, мы нашли ряд общих рекомендаций, которые наверняка могут пригодиться взрослым.

* Читайте вслух. Например, Пушкина или Тургенева можно читать всей семьей. Вы получите от чтения не меньше удовольствия, чем ребенок. Кроме того, сможете поставить акценты правильной интонацией, объяснить по ходу чтения все непонятное. А главное - проведете время вместе, у вас будет общее занятие, а потом вы сможете обсудить прочитанную книжку.

* Иногда у детей бывает предубеждение: то, что задают в школе, не может быть интересным. В таком случае расскажите ребенку самый увлекательный эпизод книжки из списка для внеклассного чтения, но не называйте книжку. А если школьнику понравится и он спросит, откуда этот эпизод, доставайте книжку и открывайте карты.

* Если удается заинтересовать юного чтеца каким-нибудь отрывком из произведения, предложите, чтобы всю книжку он прочитал самостоятельно.

* Расскажите свое детское впечатление от книги: «Когда я прочитал «Вий» Гоголя , начал бояться приведений…» или «Когда я читал «Капитанскую дочку», так влюбился в Машу, что и тебя, свою дочку, решил назвать Марией…»

* Самые сложные, но важные и нужные книжки можете читать детям вслух перед сном. Ребятня никогда не хочет укладываться в кровать и готова на любую форму досуга - даже послушать школьную книжку, лишь бы не спать!

* Покупайте фильмы, снятые по классическим литературным произведениям. Но сначала смотрите сами и выбирайте наиболее удачный, если есть несколько фильмов. Например, по «Войне и миру» самый правильный фильм - отечественный. А творчество Шарлотты Бронте можно смело изучать по голливудской экранизации.

* Дети любят ходить в кино. И если найдете в кинотеатрах фильм по школьной программе, сходите на него с ребенком, прежде чем подсунуть книжку.

Вопрос в тему

А как обычно мамы и папы прививают своим чадам любовь к литературе? «Комсомолка» опросила новосибирцев, которые поделились своим опытом.

Николай Довлатов, слесарь : - Метод кнута и пряника еще никто не отменял. Все книги, заданные на лето, я по количеству распределяю на декады, составляю для сына список. А по истечении 10-дневного срока принимаю небольшой зачет. Спрашиваю не строго - чтобы ответить, достаточно прочесть на скорую руку. Если задание выполнено, то по итогам декады сыну приз - новая компьютерная игра и безлимитное время за компьютером. Если «плавает» - строгий лимит и умеренная трудотерапия. Сейчас вот сын «отрабатывает» один такой проваленный зачет - поропалывает грядки на даче. Жена, кстати, очень поддерживает данный метод.

Ирина Миронова, домохозяйка : - По-моему, это вообще бред - заставлять ребенка летом изучать школьную программу. Пусть отдыхает, укрепляет здоровье спортивными играми, дышит свежим воздухом. Учебную программу он и в школе освоит. А летом я иногда просто покупаю именно детские яркие книжки, которые несложны для восприятия. Мой Димка сам охотно их читает, даже принуждать не надо.

Лариса Сергеева, менеджер : - У меня простой метод: нахожу для дочери фильмы, снятые по соответствующим книгам. Покупаю диски либо скачиваю фильмы из Интернета. Рекомендую их посмотреть. Если не понравилось - увы, а если понравилось, дочь сама потом берется перечитывать все по книге. «Мастера и Маргариту» она после фильма еще в четвертом классе прочитала! Хотя еще и не нужно было по программе.

Насколько школьная литература подходит для восприятия детьми? Влияет ли на понимание очередного произведения литературы темперамент ребенка? Что сделать, чтобы сын или дочь вне зависимости от индивидуальных качеств смогли усвоить содержание программы? В ближайших выпусках еженедельника мы продолжим разговор на тему детского чтения.

«Ваше «Вино из одуванчиков» – совершенно неоднозначная вещь!» – очень пафосно заявил мне сын три минуты назад. Это я вчера в последнюю секунду сунула книжку ему в рюкзак. Судя по всему, мальчик проглотил текст не жуя, и теперь имеет, что сказать по поводу.

Вы заметили, как я ловко ввернула в предыдущее предложение скрытую цитату из Бабеля? Вам это доставило удовольствие? Вам нравится находить скрытые цитаты или ссылки, аккуратно тянуть за кончик, чтобы размотать метафору, смеяться в голос, когда герой якобы переводного детектива вдруг говорит нечто вроде «Я должен сообщить вам пренеприятнейшее известие: к нам едет ревизор!»? Или когда в несвязанный по сюжету роман автор вплетает камео из другого своего романа, просто так, шутки или достоверности ради – вас это радует бесконечно?

Тогда вас должно ужасно расстраивать, что ваш ребенок не читает.

Поколение дворников и сторожей

Мы книжные дети. Мы можем часами перебрасываться цитатами; войдя в чужой дом в первый раз, мы сначала идем к книжным полкам; раньше главная проблема перед отпуском была «а как впихнуть в чемодан всё , что я откладывал для неспешного чтения», слава богу, теперь есть электронные читалки, залил туда всю библиотеку всемирной литературы и можно расслабиться. Чтение для нас как наркотик, без книжки невозможно жить, ни заснуть, ни поесть толком не получается. Моя бедная мама делает генеральную уборку перед нашим приездом: не чистоты ради, а чтобы убрать с глаз долой все «буковки», иначе никакого общения не получится, все уткнутся носом в книжки, и только нас и видели.

Книги были для нас системой опознавания «свой-чужой». Темой для разговоров при знакомстве, важнейшим источником информации о мире. Удивительно, но даже из одних и тех же книжек мы узнавали о разном: из «Королевы Марго» я вытащила все исторические факты и приключенческую канву, а моя подруга Светка почерпнула первые сведения о любви и сексе. Друзья-мальчишки вообще пропустили и любовь, и интриги, а перечитывали только «про войну».

Еще это был способ спрятаться от непредсказуемого и враждебного мира. Что бы ни происходило в школе, дома, во дворе, всегда можно было открыть толстый том и уйти туда с головой, не видеть, не слышать, только сопереживать и лететь.

Я читала у щелочки под дверью, как сейчас помню, «Тиль Уленшпигель», огромный томище, под дверь ставилась тапочка и в узком луче света из коридора я заливалась слезами в сценах казни и страданий. Полагаю, что тогда я посадила себе зрение аж до –8.

Да, конечно, не все наши сверстники были такими запойными книгочеями. Но то, что читать было принято , что это считалось неотъемлемым атрибутом жизни интеллигентного человека – бесспорно. Литература была одним из главнейших предметов в школьной программе, выпускное сочинение писали все без исключения, и физики с математиками тоже.

А что теперь? Каковы нынешние дети?

Всем хорошим во мне я обязан книгам.

На родительских форумах «ребенок от 7 до …» это тема номер два (первая – «кто знает, как решать эту задачку из Петерсона?»). «Люди! – вопят мамы и папы. – Как заставить ребенка читать? Как объяснить ему, что чтение – самое прекрасное занятие на свете, не будешь читать – вырастешь неучем и балбесом! Представляете, на вопрос о любимой книге этот без пяти минут выпускник говорит «Человек-паук»! что деется-то, граждане? Куда катится этот мир?».

Известно, куда. В бездну и пропасть под названием «мы не понимаем своего ребенка».

Они живут в другом мире. В нем книга – это всего лишь один из источников информации, не самый удобный в использовании, к тому же. Моей младшей дочери было пять лет, когда она научилась «гуглить» и пользоваться Википедией. От нечего делать она может:

  • порисовать;
  • поиграть на музыке;
  • сделать видеозвонок своим подружкам на другом конце Москвы и вместе лепить из пластилина;
  • сваять презентацию «Планеты Солнечной системы», просто так, от скуки;
  • на самый крайний случай, если отключили электричество и на улице метет, можно повязать или свалять что-нибудь из войлока.

Почитать – это под настроение, в тишине, перед сном и вполне определенную книгу. Правда, если я не проверю и не выключу свет, веселье может затянуться и до полуночи. Но, в любом случае, есть компьютер, образовательный канал в телевизоре, музеи и экскурсии. Сравните с моим детством: я ни разу не была на экскурсии за все время школы, один или два раза – в музее, театр раз пять, и полное отсутствие телевизора. Понятно теперь, почему книжка была всем ?

Так что первый пункт «любите книгу – источник знаний» отпадает. Источников много, можно выбрать.

«Книга воспитывает душу, просветляет мозг и вообще учит жить».

Кто бы спорил, а я нет. Но! Одно большое «но»: если ребенок умеет читать. Вот вы, например, как текст воспринимаете? Глазами или ушами? А когда «про себя» читаете – то с выражением или кино смотрите? Я кино смотрю, перед глазами картинка плывет, букв-слов совсем не замечаю. И пока не стала работать учительницей в школе, думала, что все люди такие же.

А оказалось – нет. Оказывается, для большинства детей чтение – это тяжелая и очень трудная работа. Они про себя читают так же, как вслух: с паузами, выражением и знаками препинания. И никакие картинки у них перед глазами не разворачиваются, поэтому объяснить, что «Дубровский» - это захватывающее приключение про любовь не очень получается.

Я обнаружила этот феномен, когда старший ребенок перешел в седьмой класс. По моим воспоминаниям, это был как раз пик интереса к приключенческой литературе: Майн Рид, Жюль Верн и всякие там Крапивины и Киры Булычёвы. А Аля не читала совсем, предпочитала разглядывать картинки в гламурных журналах для девочек. Мы попытались её как-то сориентировать, заинтересовать, но тщетно. Ежевечерние чтения про Муми-тролей шли на ура, а сама она продолжала игнорировать весь пласт мировой письменной культуры. И я произнесла весьма пафосную речь на тему «Книга – лучший попутчик», а так же подарок, друг и пр.

– Ну да, – уныло произнесла дочь, – конечно, но это та-а-ак ску-у-учно!

Оказалось, что на чтение одной страницы у неё уходит от семи до десяти минут. (Для сравнения: я читаю страницу секунд за 30). Потому что она не скользит глазами по тексту, выхватывая смысловые единицы и догадываясь по первым и последним элементам, что это за слово, а старательно, как в первом классе, складывает буквы в слоги, а слоги – в слова.

Не видеть леса за деревьями – вот как это называется.

Поэтому ей хорошо давались гуманитарные предметы, где учителя много и красочно рассказывали (история, биология, МХК), и было очень сложно с математикой и физикой – там, где надо было распознавать символы. Отчасти, как утверждают нейропсихологии и кинесиологи, работающие с дислексией и дисграфией, это может быть связано с тем, что ребенок в младенчестве не ползал. Вроде бы ползание стимулирует развитие тех зон мозга, которые отвечают помимо всего прочего за чтение и письмо.

Зато она прекрасно рисует. И по музыке предпочитает учить наизусть, а не играть по нотам.

Мы отдали её на курсы скорочтения, и ситуация изменилась в лучшую сторону довольно быстро. Не до идеала, конечно, теперь она читает страницу минуты две-три, но, по крайней мере, ребенок стал получать от чтения удовольствие.

Мораль: проведите диагностику, а то вдруг ваш ребенок действительно до сих пор не умеет читать.

Книга – окно во внутренний мир автора

Этот пункт вообще недоступен большинству взрослых читателей, что уж о детях говорить! Люди предпочитают отвлекаться от насущных проблем, нежели погружаться в раздумья. Дети ценят увлекательный сюжет, и чтобы было «про меня», и по правде. Без ложных нравоучений, не морализируя, без сюсюканья. Честно и смело. «Гарри Поттер» не просто так стал самой читаемой книгой всех времен и народов.

Внутренний мир автора, между прочим, иногда бывает просто пугающе больным. Вы вот ответьте: оставили бы вы своего 15летнего ребенка на несколько дней в обществе психически больного человека, страдающего припадками и зависимостями? Одного. Нет? А почему вы думаете, что самостоятельное прочтение «Преступления и наказания» или «Идиота» более безопасно? Это же прямой контакт как раз с вышеупомянутым «внутренним миром автора», погружение с головой. Я хорошо помню, как в 15 лет «болела» Достоевским, прочла все, до чего смогла дотянуться. И свалилась на полгода в чернейшую депрессию. Подростки и сами горазды чуть что – валиться в тоску, а тут такая мощная накачка. И не надо мне про его роль в мировой художественной культуре рассказывать, у меня педагогический стаж 20 лет. Как детский психотерапевт я абсолютно уверена: не детское это чтение, не готовы 14–15летние люди к восприятию и осознованию нравственных метаний Раскольникова или Пьера Безухова.

Цитата из сочинения, 11 класс, моя ученица:

«Нравственный поступок Раскольникова состоит в том, что он без-воз-мезд-но, то есть даром, помогал Сонечке Мармеладовой, когда она попала в сложную жизненную ситуацию».

Еще вопросы есть? А ведь девочка в МГУ поступила, на журфак.

Часто спрашивают, а надо ли заставлять читать. Типа, «читаешь час – получаешь час игры на компе». Не знаю. Я вообще противник любого насилия. Надо смотреть на ребенка. Я встречала множество удачных вариантов, когда ребенок сначала читал из-под палки, а потом втягивался и начинал читать запоем. Скорее всего, здесь тоже идет речь о формировании правильного навыка, тренировке глаз, включении ранее спящих отделов мозга. Но можно же и без насилия это делать. Зайдите на сайт as2x2.com там полно увлекательных и простых игр для обучения ребенка чтению даже в случае тяжелой дислексии.

Вот отключение всех электронных средств развлечения действительно творит чудеса. Сначала ребенок проходит стадию ломки, отчаянно скучает, ноет и действует всем на нервы. Но если вы будете последовательны и подсунете в удачный момент по-настоящему интересную книгу…

И совсем уж напоследок, позвольте заявить следующее: история в целом, и я в частности, знает массу примеров весьма достойных людей, не любящих читать. И наоборот. Так что, может, не стоит так убиваться? В конце концов, Пушкин же тоже не читал, как известно, ни Достоевского, ни Толстого.

Давайте сначала попробуем разобраться, почему и тогда ответ придёт сам по себе.

Мы говорим о детях разного возраста, значит, причины могут быть разные.

Если это ребенок - дошкольник. Сейчас очень рано и поэтому читающий дошкольник вполне обычное явление. Но нельзя забывать, что чтение - очень сложный физиологический процесс, который требует больших усилий со стороны читателя. Нам, взрослым, уже трудно вспомнить, как тяжело было читать, потому что мы научились читать давным-давно и сейчас это происходит автоматически.

Можно сколько угодно объяснять ребенку, что читать полезно и модно, что читать необходимо, но пока ребенок сам не поймет, что читать можно легко и даже весело, о любви к книге говорить не приходится.

Хотите, чтобы ребенок полюбил чтение и читал с интересом? Создайте условия для этого, помогите ребенку быстрее овладеть навыком чтения. И

Какие приемы вы используете, чтобы помочь ребенку овладеть навыком чтения? Пишите в комментариях.

  • Чтение на ночь
  • Чтение исключительно родителями
  • Чтение слишком простых книг
  • Чтение любимых книг вашего детства
  • Чтение без обсуждения
  • Наши советы

Детская любовь к чтению и сегодня во многих семьях считается неоспоримым педагогическим достижением родителей. Чтобы заинтересовать ребенка книгами, прикладывается немало сил и средств. И, если результат нулевой, возможно, вы что-то делаете не так?

Чтение на ночь

Чтение на ночь - традиция, распространенная во многих семьях. Она нравится многим мамам и папам: малыши, убаюканные ласковым монотонным голосом, засыпают быстро и незаметно. Но вот воспринимают ли они такое чтение как чтение?

В самом деле, ребенок уже устал, его внимание рассеяно, он теряет нить повествования, путает сюжет и собственные сны. Если вы читаете ему длинную историю с продолжением, ребенок может забыть за день, где именно вы остановились. Но и бесконечные повторы при чтении тоже не выход, полузнакомый сюжет быстро наскучит.

Наконец, интересная книга может спровоцировать расстройство сна - ребенок из всех сил будет стараться не заснуть, чтобы продлить чтение, и, как следствие, утром не сможет вовремя проснуться.

По сути, чтение на ночь - нечто прямо противоположное просто чтению. Его задача не привлечь внимание к книге (и истории), а рассеять это внимание.

Чтение исключительно родителями

Некоторые родители так стараются заинтересовать ребенка книгами, что читают-читают-читают и еще читают малышу. В итоге их чадо начинает воспринимать другие виды совместного времяпровождения как награду, а чтение - как обязательную работу.

Вспомните собственное детство: чтение считалось отдыхом, развлечением, чем-то, что нужно было еще заслужить, сделав уроки и выполнив домашние обязанности. Может, это делало его более привлекательным?

Другая опасность - если мама и папа много и с удовольствием читают своему ребенку, он начинает воспринимать это как исключительно родительскую прерогативу. Возникает своеобразная психологическая установка - мама читает, я слушаю, и никак иначе.

Чтение слишком простых книг

Часть родителей, устав от чтения вслух, пытаются делегировать это занятие малышам. Как только ребенок в состоянии читать по слогам, ему вручается «Репка» или «Курочка-ряба» с напутствием «Ну, теперь читай сам!».

Тщательно подбирайте первые книги для самостоятельного чтения. В них должно быть много картинок, мало текста, а главное - новый и увлекательный сюжет. Не откладывайте сразу в сторону детские комиксы!

Чтение любимых книг вашего детства

Если вы в детстве обожали истории про благородных индейцев или зачитывались «Тремя мушкетерами», это не значит, что вам удастся увлечь ребенка теми же книгами. Для этого есть три причины.

Во-первых, книги по-прежнему выполняют социальную функцию. Даже выпускники детского сада уже обсуждают любимых героев комиксов с друзьями. Это стимулирует интерес к книгам, а прочитанные книги, в свою очередь, создают поле для коммуникаций внутри детского коллектива. Одинокий семилетний читатель «Детей капитана Гранта» может оказаться исключен из общения сверстников.

Во-вторых, следует учесть, что современные дети живут в совсем другом информационном поле, чем их родители и, тем более, бабушки и дедушки. Их мозг буквально атакуют потоки информации: телевидение, радио, интернет, все максимально яркое, «цепляющее», бьющее в цель. Длинный описательный текст воспринимается с огромными усилиями.

Не стоит проклинать цивилизацию, процесс начался отнюдь не вчера. Уже мамы современных малышей мучились в школе от необходимости читать Паустовского, который «весь какой-то затянутый», а описания красот природы зачастую просто пролистывали.

В-третьих, современные дети живут в ином культурном контексте. Вернемся к тому же Фенимору Куперу, любимому папами и дедушками: 30 лет назад не нужно было объяснять ребенку суть происходящего в книгах, он видел это в фильмах, использовал образы в играх, сегодня же вам придется потратить не один вечер, рассказывая «кто все эти люди». А давно вы видели детей, играющих в войну и спорящих, кто будет «за наших», а кто - «за немцев»? Книги о Великой Отечественной войне, даже рассчитанные на детскую аудиторию, уже давно воспринимаются ими как сложная историческая литература…

Чтение без обсуждения

Именно поэтому чтение «Трех мушкетеров», к которым непроизвольно тянется рука папы, обречено на провал. Там, где вы в детстве видели увлекательный сюжет, ребенок видит кучу непонятных слов: «кардинал», «гугеноты», «Росинант», «цезарский легион»… Книга, до которой вы «дозрели» в 8-9 лет, сегодня будет хороша разве что в 15.

Если вы читаете книгу ребенку, чаще останавливайтесь, чтобы убедиться, что он понимает кто такие гугеноты, пионеры, или, к примеру, что такое кочерга.

Вообще совместное чтение книг с ребенком не должно проходить в радио-режиме: вы читаете, ребенок молча слушает. Ценность и привлекательность семейного чтения - в общении! Обсуждайте, понятен и интересен ли ребенку сюжет. Смейтесь вместе над шутками. Делайте паузы, чтобы предположить, как сюжет будет развиваться дальше, и если ребенок не додумывает дальнейшую судьбу героев, вы точно выбрали не ту книгу. Рисуйте вместе с малышом иллюстрации к прочитанным сказкам!

    Не читайте на ночь уставшему и сонному ребенку, лучше рассказывайте сказки наизусть.

    Комбинируйте самостоятельное и семейное чтение.

    Подбирайте книги в соответствии с интересами и желаниями ребенка.

    Обсуждайте книги, как те, что вы читали вслух, так и те, что малыш читал сам.

    Помните, что чтение - это развлечение, удовольствие, радость, а не некий «навык, которым обязан владеть каждый культурный человек». Не мучайте ребенка чтением!