Естественное (грудное) вскармливание. Питание детей — Естественное вскармливание Определение естественного вскармливания новые пособия

ГБОУ ВПО ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ

АКАДЕМИЯ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ

ЛЕЧЕБНОГО И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Естественное вскармливание. Гипогалактия.

Методические указания для самостоятельной работы студентов

4 Курса лечебного факультета

Составители:

д.м.н., профессор А.Ф. Виноградов

к.м.н., доцент А.В. Копцева

г. Тверь, 2012 г.

    Название учебной темы: Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения у детей. Вскармливание детей первого года жизни. Естественное вскармливание, его преимущества. Меры по предупреждению гипогалактии. Способы расчёта объёма питания. Прикорм и техника его введения. Роль участкового педиатра в борьбе за естественное вскармливание. Овладение навыками подготовки ребёнка к кормлению на естественном вскармливании. Составление рациона питания детям первого года жизни на естественном вскармливании. Навыки этики и деонтологии.

    Цель изучения учебной темы: Изучить анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы и современные аспекты естественного вскармливания детей первого года жизни на уровне знаний и умений составлять карту питания детям первого года жизни, находящихся на естественном вскармливании, а также решать ситуационные задачи по данной теме. Показать преимущества естественного вскармливания. Освоить понятия гипогалактия, меры профилактики и борьбы с гипогалактией. Определить роль участкового педиатра в борьбе за естественное вскармливание. Ознакомить с основными принципами этики в аспекте права на здоровье и медицинской деонтологии.

    Основные термины:

1) Молозиво

2) Свободное вскармливание

3) Естественное вскармливание

4) Объемный способ определения суточного объема пищи.

5) Прикорм

6) Гипогалактия

    План изучения темы:

    1. Определение естественного вскармливания

      Этапы питания

      Состав грудного молока

      Преимущества женского молока в сравнении с коровьим

      Частота кормлений детей на 1-м году жизни

      Расчет суточного объема пищи

      Понятие «прикорм», сроки и правила введения

      Гипогалактия: классификация, этиология, профилактика, лечение.

    Изложение учебного материала:

Вскармливание - это контролируемое и корригируемое питание детей до 1 года, по характеру различающееся на 3 вида: естественное, смешанное и искусственное.

Естественное вскармливание – это вскармливание ребенка грудным молоком матери со своевременным физиологически обоснованным введением прикорма. Грудное вскармливание – вскармливание ребенка грудным молоком до введения прикорма, включающее 5 позиций (градаций по степени приоритетности):

    Грудь матери.

    Сцеженное материнское молоко.

    Грудь кормилицы.

    Сцеженное грудное молоко кормилицы.

    Донорское молоко (банк молока от нескольких чужих матерей).

Необходимо сразу подчеркнуть, что грудное молоко не имеет альтернативы в проблеме вскармливания и его замена любыми самыми адаптированными смесями подобна экологической катастрофе, ибо даже 5-ая градация грудного молока – донорское молоко из банка грудного молока лучше любой адаптированной смеси.

Анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта новорожденных детей:

    Нежная слизистая;

    Хорошая васкуляризация рыхлого подслизистого слоя;

    Мало эластической и мышечной ткани;

    Слабая секреторная и ферментообразующая функция.

Учитывая вышеназванные особенности, оптимальным продуктом для питания детей первых месяцев жизни является материнского молоко. С современных позиций грудное молоко является фактором защиты, химическим анализатором и полностью обеспечивает ребенка в энергии и биологически активных веществах, а молозиво – мощнейший антистрессорный фактор.

Эволюционно закреплены 3 этапа питания детей:

    Гемотрофный , когда эмбрион питается за счет матери, поэтому он сильно защищен и... абсолютно беззащитен, ибо «болеет» вместе с матерью, что влечет при собственной незрелой защитной реакции за собой серьезное поражение органов и даже гибель эмбриона.

    Амниотрофный – питание за счет матери через плаценту и попытки самостоятельного питания через амниотическую жидкость (гемо-амниотрофный). Этот механизм возникает между 3-м и 5-м месяцами беременности путем заглатывания околоплодных вод (до 5 мл/кг/час), что к 6 месяцам внутриутробной жизни составляет до 50% объема амниотической жидкости за сутки. Поступление в желудочно-кишечный тракт плода белков, жиров и углеводов амниотической жидкости стимулирует развитие таких функций пищеварительного тракта как расщепление и всасывание пищеварительных веществ, становление моторики. Амниотическое питание не вносит значительного вклада в обеспечение плода пищевыми ингредиентами, но имеет существенное влияние как механизм адаптации к последующему лактотрофному питанию. Именно благодаря длительному и постепенному нарастанию объему поступающей амниотической жидкости возникает и анатомическая дифференцировка клеток слизистой оболочки кишечника, индукция синтеза пищеварительных ферментов и гормонов ЖКТ. Если гемотрофное питание обеспечивает основные пищевые потребности эмбриона, то амниотрофное облегчает последующую адаптацию.

    Лактотротрофное или энтеральное питание. Переход к внеутробному питанию – это революция, стресс, подобный переходу к обычному дыханию, внеутробному кровообращению и т.д.; это новый качественный скачок в онтогенезе индивидуума. На первых этапах постнатального онтогенеза большую роль играет характер вскармливания.

Преимущества естественного вскармливания перед смешанным и

искусственным

(особенно ранним искусственным) заключается в том, что это:

    Эволюционно закрепленная форма питания и ее нарушение подобно экологической катастрофе, снижающей уровень здоровья;

    Способствует оптимальному развитию ребенка в онтогенезе, ибо откорректировано эволюцией по ингридиентам и микронутриентам; представленным по соотношению и качеству в оптимальной для усвоения форме;

    Снижает острую и хроническую заболеваемость детей;

    Увеличивает срок жизни (в т.ч. и среднюю продолжительность жизни) на 10-15 лет;

    Осуществляет профилактику раннего склероза за счет стимуляции ферментных систем, утилизирующих холестерол;

    Снижает существенно степень риска по лейкозу;

    Повышает интеллект, творческую активность и гуманизирует ментальность;

    Снижает сенсибилизацию;

    Препятствует дисбактериозу;

    Представляет систему вскармливания со следующими характеристиками: закрытая, стерильная, «продукция» подогрета до температуры тела, вкусная (вкусовые анализаторы адаптированы к грудному молоку).

Согласно рекомендациям ВОЗ/ЮНИСЕФ (1989), здоровых новорожденных следует прикладывать к груди матери в течение первых 30 минут после родов. Раннее прикладывание способствует стимуляции лактации у матери, повышению бактерицидных свойств грудного молока, повышению иммунитета у детей, становлению нормального биоценоза кишечника.

Важным принципом вскармливания новорожденных является принцип так называемого «свободного вскармливания», когда ребенка кормят по его требованию, а не по расписанию. При методике «свободного вскармливания» ребенок постепенно вырабатывает свой индивидуальный ритм – «график» приема пищи с постоянными достаточно длинными промежутками между отдельными кормлениями.

При проведении «свободного вскармливания» мать должна научиться различать голодный плач ребенка от беспокойства, вызванного другими причинами. Если мать не может приспособиться к «свободному вскармливанию», то в таких случаях следует перейти на кормление ребенка в строго определенные часы.

Естественное вскармливание — это кормление ребенка женским молоком, путем прикладывания ребенка к груди. При возникновении у мамы вопроса почему она должна кормить ребенка грудью, она прежде всего должна знать преимущества вскармливания ребенка грудным молоком и как кардинально оно отличается от коровьего.

Преимущества вскармливания ребенка грудным молоком:

  1. Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни;
  2. Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах;
  3. Материнское молоко содержит особые вещества – ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов;
  4. В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других;
  5. В грудном молоке содержатся вещества, регулирующие рост, развитие ребенка (гормоны, факторы роста, таурин, цинк, йод, и т.д);
  6. В процессе кормления грудью между матерью и ребенком возникают особые очень близкие отношения, теплота которых сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни;
  7. Грудное вскармливание полезно для здоровья матери, т.к. оно способствует сокращению матки после родов, помогает восстановить фигуру и является лучшей профилактикой мастопатии и рака молочной железы.

Отличие грудного молока от коровьего:

  1. Содержание белка. В грудном молоке белка меньше, чем в коровьем, в нем преобладают мелкодисперсные фракции, частицы грубодисперсного белка казеина в несколько раз меньше, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями, что облегчает процесс пищеварения.
  2. Белки грудного молока сходны с белками плазмы, а белки коровьего молока обладают резко выраженной АГ активностью, что способствует появлению аллергических реакций.
  3. Содержание аминокислот в грудном молоке меньше, что является более оптимальным для ребенка. В коровьем молоке аминокислот в три раза больше, это приводит к белковой перегрузке, что может привести к обменным нарушениям.
  4. Женское молоко, особенно молозиво, выделяющееся в первые три дня, очень богато иммуноглобулинами, особенно А, который играет важную роль в создании местного иммунитета ЖКТ новорожденных. Уровень лизоцима в 300 раз выше, чем в коровьем. В нем содержится антибиотик лактофелицин. Благодаря этому грудной ребенок имеет хорошую иммуно-биологическую защиту.
  5. Количество жира одинаковое, но имеется важная отличительная черта, это состав жира. В грудном молоке преобладают ненасыщенные жиры. Доказано что искусственное вскармливание часто приводит к ожирению.
  6. Углеводы в грудном молоке в большом количестве.
  7. Грудное молоко богато ферментами: амилазой, трипсином, липазой. В коровьем молоке ферментов в сотки раз меньше. Это компенсирует временную низкую ферментативную активность ребенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.
  8. Минеральный состав грудного молока: количество кальция и фосфора в меньше чем в коровьем, но усвоение в два раза лучше, поэтому дети на естественном вскармливание гораздо реже болеют рахитом. Содержание биоэлементов (натрий, магний, железо цинк и др.) в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребенка. В грудном молоке большое количество витамина D, что способствует профилактике рахита.

Основные принципы успешного кормления грудью:

1. Строго придерживаться установленных правил грудного вскармливания и регулярно доводить эти правила до сведения медицинского персонала и родильниц.
2. Обучать медицинский персонал необходимым навыкам для осуществления практики грудного вскармливания.
3. Информировать всех беременных женщин о преимуществах и технике грудного вскармливания.
4. Помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов.
5. Показывать матерям, как кормить ребенка грудью и как сохранить лактацию, даже если они временно отделены от своих детей.
6. Не давать новорожденным никакой иной пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.
7. Практиковать круглосуточное нахождение матери и новорожденного рядом в одной палате.
8. Поощрять грудное вскармливание по требованию младенца, а не по расписанию.
9. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и устройств, имитирующих материнскую грудь (соски, пустышки).
10. Поощрять организацию группы поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из родильного дома.

Правила, необходимые для успешного вскармливания:

1) раннее прикладывание ребенка к груди (в родильном зале);

2) в первые недели желательно обеспечить ребенку режим свободного вскармливания (по требованию ребенка) и только позднее перевести ребенка на питание по часам, которое он сам выбрал;

3) при введении прикорма, для предупреждения угасания лактации рекомендуется в конце каждого кормления прикладывать ребенка к груди;

4)если молока недостаточно, необходимо часто прикладывать ребенка к груди. Надо помнить, что для грудного малыша бесценна каждая капля материнского молока. Вместе с тем, частое прикладывание к груди может усилить продукцию молока в грудной железе.

Возможные противопоказания к грудному вскармливанию со стороны матери:

Эклампсия;

Сильное кровотечение во время или после родов;

Открытая форма туберкулеза;

Декомпенсация или хронические заболевания сердца, легких, почек,

печение, а также гипертиреоз;

Острые психические заболевания;

Особо опасные инфекции;

Герпетические высыпания на соске молочной железы (до их долечивания);

ВИЧ-инфицирование;

Мастит у женщины: при обнаружении массивного роста St.aureus ≥ 250 КОЕ в 1 мл и/или единичный рост Enterobacteriacae и Pseudomonas aeruginosa (Методические рекомендации по бактериологическому контролю грудного молока, Москва, 1984);

Прием цитостатиков, иммуносупрессивных препаратов, антикоагулянтов, некоторых антибактериальных препаратов;

Алкогольная и никотиновая зависимость.

Кормление грудью во время наступления ‘новой беременности может продолжаться.

Противопоказания к раннему прикладыванию к груди матери состороны ребенка:

Оценка по шкале Апгар ниже 7 баллов;

Родовая травма;

Судороги;

Глубокая недоношенность;

Тяжелые пороки развития (ЖКТ, челюстно-лицевого аппарата, сердца и др.);

Родоразрешение путем операции кесарево сечение (под наркозом).

Абсолютные противопоказания к грудному вскармливанию со стороны ребенка на последующих этапах лактации:

Наследственные энзимопатии (галактоземия);

Фенилкетонурия (с индивидуальным подбором лечебного питания).

В первые дни после родов для становления лактации важно:

раннее прикладывание к груди,

кормление ребенка по требованию,

совместное пребывание матери и ребенка,

профилактика лактокриза.

Может кому будет интересно.Я как и все облазила интернет вдоль и поперек в поисках, как, когда, с чего и т.д. статья мне понравилась))
Здоровья Вам и Вашим деткам!!!

Все, что написано в этой статье относится только к ребенку, находящемуся на грудном вскармливании, организованном естественным образом!

Когда же начинать прикорм ребенку на грудном вскармливании? Сейчас много мнений по этому вопросу. От некоторых врачей еще можно услышать рекомендацию начинать вводить яблочный сок, начиная с трех недель. Многие еще продолжают настаивать на введении пюре овощных, фруктовых и кашек с 3-4 месячного возраста. Встречается также мнение, что ребенка надо начинать прикармливать после появления первых зубов.

Консультанты по грудному вскармливанию рекомендуют начинать знакомство малыша с новой пищей только после появления у малыша интереса к ней. Такой прикорм называется педагогическим, потому что основная цель прикорма не накормить ребенка, а познакомить его с новой пищей, научить жевать, научить добывать еду не только из маминой груди.

Примерно в полугодовалом возрасте малыши начинают проявлять интерес к содержимому маминой тарелки, и пытаются его попробовать, именно такое поведение и называется активным пищевым интересом и свидетельствует о готовности малыша к знакомству с новой пищей. Пищевой интерес малыша связан не с возникающим у него чувством голода, а с желанием подражать маме. Он хочет делать тоже, что и она, брать с тарелки какие-то кусочки и класть себе в рот.

Каковы же принципы введения прикорма при естественном вскармливании, если мама хочет следовать биологической линии поведения ребенка? Вот они:

Начинают знакомство малыша с введения микродоз (микропроб) продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией. Микродоза для мягкой пищи это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов – один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко.

1 . Ребенок может «за один присест» попробовать то, что ест мама и к чему он проявляет интерес в количестве до трех микродоз.

2 . В руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не отъест (твердые яблоки, морковки, кочерыжка, сушки и т.п.)

3 . Микропробы даются в течение 3-4 недель. За это время малыш уже может перезнакомиться со многими продуктами, употребляемыми в его семье, и научиться пить из чашки.

4 . Прикорм никогда не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком.

5 . Постепенно количество пищи увеличивают, позволяя ребенку съесть больше.

6 . Маме необходимо сохранить у ребенка интерес к еде, сохранить желание пробовать. От полугода до полутора лет ребенок должен познакомится со всеми продуктами, которые едят в его семье. Чтобы сохранить желание пробовать, мама должна до 8-11 месяцев ограничивать пищевой интерес ребенка: если ребенок съел 3-4 чайных ложки одного продукта, и просит еще, ему надо давать что-то другое.

7 . Со стороны введение прикорма должно выглядеть примерно так: малыш выпрашивает кусочки, и мама его оделяет, иногда. В такой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает.

8 . Ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, обычно после 8-11 месяцев. До этого возраста малыш может есть сидя у мамы на руках и из ее тарелки.

9 . Если ребенок устал есть, потерял интерес, необходимо унести его из-за стола.

Введение прикорма ребенку требует определенных знаний и опыта. Никаких проблем не будет, если малыш здоров, находится на правильно организованном грудном вскармливании, и его маме показали, как вводить такой прикорм. Это действительно нужно показывать, как и все, что касается практики, например, грудного вскармливания и ухода за малышом. Если маме не показывала другая опытная мама, как начинать прикармливать малыша правильно, она может допускать какие-то ошибки, даже не подозревая о том, что она их делает. У некоторых мам все получается успешно. Это мамы, которым повезло. Как повезло, например, мамам, ни разу не видевшим, как кормить малыша грудью правильно, но сумевшим наладить кормление. Можно совершать ошибки, связанные не собственно с кормлением, а с поведением малыша за столом. Например, малыш некоторое время ест, мягко говоря, не очень аккуратно, предпочитает брать рукой еду, класть ее в ложку, и потом нести ее в рот. Многие мамы считают такое поведение недопустимым, отбирают у ребенка ложку и начинают кормить его. У малыша пропадает желание есть самостоятельно. Ребенку может очень нравиться какой-то продукт и он может требовать себе еще и еще и мама ему уступает, получая на следующий день расстройство пищеварения у малыша. При правильном введении прикорма самочувcтвие малыша не ухудшается, животик не “расстраивается”, он продолжает нормально развиваться. Если мама знает варианты нормального поведения малыша и адекватно их оценивает и вовремя корректирует при необходимости, из малыша никогда не вырастает ребенок, не умеющий себя правильно вести за столом, неаккуратный или с плохим аппетитом. К сожалению, то, что умели делать все женщины лет 150 тому назад, сейчас почти никто не помнит…

Признаки неправильно введенного прикорма : ребенок ест в течение некоторого времени очень хорошо, а потом отказывается пробовать и есть что-либо. Значит, ребенка перекормили, он переел. Выход из ситуации: дней 5 брать ребенка с собой за стол, ничего ему не предлагать, не давать и с аппетитом есть в его присутствии.

Очень часто мамы не справляются с введением прикорма как раз потому, что им очень хочется накормить малыша другой едой. В сознании современных мам прочно сидит убеждение, что грудное молоко по своему качественному составу не очень надежная жидкость и его необходимо дополнять другой пищей. Совершенно игнорируется тот факт, что молоко – совершенный продукт, созданный эволюцией именно для выкармливания человеческих детенышей, абсолютно полноценный по своей усвояемости и питательности. Исследованиями доказано, что раннее введение другой пищи ухудшает усвояемость питательных веществ из молока, а полноценно усваивать эти вещества из другой пищи ребенок начинает только после года. Пищевое поведение малыша – не искусственно придумано, а обусловлено особенностями развития его организма, прежде всего желудочно-кишечного тракта . Мамы должны помнить, что их задача не накормить ребенка едой, а познакомить его с ней и поддерживать в ребенке интерес к еде. Если вы хотите, что бы в будущем у малыша был хороший аппетит, никогда не старайтесь накормить ребенка после того, как он потерял интерес к процессу еды. Маме, потратившей полдня на изготовление пюре или открывшей готовую баночку, тяжело смотреть, как ребенок убегает, съев две ложки. Так и хочется его поймать, отвлечь книжкой, игрушкой или телевизором, лишь бы рот открывал. Не делайте этого! Малыш, имеющий возможность приложиться к маминой груди никогда не будет страдать от голода и жажды! Если грудное вскармливание организовано правильно, то все что ребенку нужно, он доберет из маминой груди.

Как же быть с кусочками пищи, если пища малыша не пюре, он же может подавиться?

Еду для малыша не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если ребенку дается что-то от чего он потенциально может откусить большой кусок, ребенок сидит у мамы на коленях и мама следит за ним и как только большой кусок откусывается, мама делает палец крючком и его отбирает изо рта. Ребенок активно учится и постепенно обучается жевать своими, пока еще, беззубыми челюстями, а потом и зубастыми.

Как быть, если малыш выплевывает даже совсем маленькие кусочки, или пытается их отрыгнуть, вместо того, чтобы глотать?

Многие дети именно так себя и ведут: неделю-две выплевывают все кусочки и периодически “давятся”, потом начинают выплевывать кусочки “через один”, половину – глотают, потом, наконец, начинают глотать все кусочки. Маме надо проявлять терпение и не настаивать. В тоже время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки.

Когда же прикорм перестает быть просто знакомством с новыми продуктами и начинает заменять кормления?

Грудное вскармливание и переход на пищу с общего стола – параллельные процессы. Замещений кормлений прикормами не происходит. Дело в том, что основные кормления из груди у ребенка 6-ти месяцев и старше связаны со снами. Малыши много сосут при засыпании на дневные и ночной сны, прикладываются к груди при пробуждении с дневных снов и утром, сосут ночью, особенно ближе к утру. А знакомство с прикормом и еда с общего стола происходят во время маминых завтраков, обедов и ужинов. Относительно большие порции еды ребенок ест уже в возрасте около года и старше. Но и в этом возрасте малыши часто могут запивать пищу молоком из груди. Витамины и прочие полезные вещества ребенок продолжает получать с грудным молоком в достаточных количествах и в оптимальных для усвоения формах, при условии, что его грудное вскармливание правильно организованно, а мама не испытывает недостатка в питательных веществах.

Как же быть с солью, сахаром, специями, и, возможно, вредными веществами (например, нитратами), содержащимися в пище взрослых, которую будет пробовать малыш? В детском питании всего этого нет, и поэтому оно может быть полезнее для малыша, чем еда с общего стола?

Пища действительно содержит соль, сахар, нитраты и многое другое. И детское питание содержит. Детское питание сделано так, что ребенок усваивает его без адаптации к продуктам, его составляющим. Нет адаптации пищеварительной системы ни к вкусу, ни к консистенции, ни к составляющим. Задача мамы не накормить ребенка другой пищей, что можно сделать детским питанием, а продолжить медленный процесс адаптации желудочно-кишечного тракта ребенка к другой пище. Эта адаптация началась тогда, когда ребенок начал глотать околоплодные воды, вкус которых изменялся в зависимости от питания матери, и продолжилась с началом питания грудным молоком, вкус и состав которого меняется не только в течение суток, но даже во время одного кормления, а питается мама не детским питанием. Пока ребенок ест маленькие количества пищи, он адаптируется к ее составляющим: и к соли, и к сахару, и к нитратам, а также к другим ее компонентам. А когда он будет съедать значимые количества пищи, он уже вполне будет способен со всем этим справляться.

Нужна ли ребенку дополнительная жидкость в связи с началом введения прикорма?

Основную жидкость малыш продолжает получать из грудного молока. Интересоваться собственно водой и питьем ребенок начинает обычно после года. Обычно малыш интересуется содержимым маминой чашки и пробует его, если налить ему в чашечку немножко питья, на донышко.

Как быть с ребенком старше года, не имеющим пищевого интереса? До года все попытки ввести прикорм не приводили ни к чему. Ребенок плакал, отворачивался, вплоть до рвоты. Сейчас ест очень плохо и не все, а только определенные виды баночного питания. Как приучить ребенка к взрослой пище и повысить аппетит?

Так, обычно, ведут себя дети, не видевшие, что и как едят другие люди. Часто так получается, если из кормления ребенка устраивают отдельный процесс и кормят его чем-то специальным.

Нужно перестать кормить ребенка отдельно. Необходимо сажать его за стол вместе со всеми, или хотя бы с мамой, не пытаться кормить. Всем должно стать безразлично, ест ребенок или нет, по крайней мере, необходимо «делать вид» что это так… Пусть несколько дней смотрит, как едят другие члены семьи. Если начинает просить что-то пробовать – давайте. Наложить в тарелку то же, что и всем. В присутствии малыша необходимо есть с аппетитом. Не пытайтесь отвлечь телевизором, книжками или игрушками. Не ругайте, и не наказывайте, если ребенок что-то разольет или размажет, сразу уберите и демонстрируйте, что все едят аккуратно.

Если малышу почти 5 месяцев, он очень интересуется любой едой, смотрит всем в рот и требует пробовать, можно ли сейчас вводить ему педагогический прикорм?

Малыш – развитой и любознательный ребенок. Ему очень хочется делать с едой то же, что и его мама. Но надо помнить, что желудочно-кишечный тракт ребенка, в не полные 5 месяцев, еще не очень-то готов к знакомству с другой пищей. Ферментные системы только-только начинают созревать. Ситуация в кишечнике сейчас стабильна, вмешиваться в нее раньше времени довольно опасно. Задача мамы – защитить эту стабильность от преждевременных вмешательств. Пищевой интерес у малыша такого возраста следует ограничивать, проще говоря, уносить его из кухни и не есть в его присутствии. Если такой совет не очень нравиться, можно что-то делать, но только на свой страх и риск. Мы уже встречались с ситуацией, когда мама, даже знающая, как правильно вводить прикорм, проявляет нетерпение и в результате которого ребенок получал срыв в пищеварительной системе, с которым приходилось долго потом бороться. Если у мамы есть возможность вводить прикорм под очным руководством консультанта по грудному вскармливанию (оптимальный вариант), тогда возможно будет это делать с 5,5 месячного возраста. Если действовать можно только самостоятельно, вводить прикорм раньше, чем малышу исполнится полгода, не рекомендуется.

Есть ли особенности в ведении педагогического прикорма, если малыш или его родители – аллергики?

Особенности, конечно же, есть. Такому малышу медленнее вводятся продукты, начиная с гипоаллергенных, количество прикорма увеличивают намного медленнее, чем обычно. Скорость введения продуктов можно охарактеризовать так: “один шаг вперед, два шага назад”. Мама должна соблюдать гипоаллергенную диету, исключая продукты, вызывающие у нее аллергию или любые другие неудобства. Маме, кормящей грудью, нельзя вводить новые продукты малышу на фоне обострения собственного заболевания. Все пробы продуктов надо заканчивать прикладыванием к груди. Необходимо вводить не больше одного продукта в день и следить за реакцией малыша на него в течение, как минимум, 3х дней.

Почему малыши, питающиеся детским питанием, в 7-8 месяцев могут съедать по 100-200г пюре или каш, а дети, начинавшие с педагогического прикорма, так не делают?

Ребенок второго полугодия жизни ест мало потому, что он пока не хочет наедаться. Он только подражает маме в ее действиях. Наедается он молоком. Возможно, в человеческом детеныше есть генетически заложенный механизм, не позволяющий ему есть много в этом возрасте. Еще пару тысяч лет назад ребенок, наверное, получил бы большие проблемы в пищеварительной системе, если бы ему скормили 100г мяса дичи, принесенной папой с охоты. Другое дело, что тогда никому бы в голову не пришло так поступить с ребенком. Даже нашим прабабушкам, 100 лет назад, готовившим еду на семью из 5-10 человек на печке или дровяной плите не приходило в голову (и не было возможности), с одной стороны, кормить ребенка чем-то специально приготовленным отдельно от всех, а с другой стороны, и в мыслях не было дать малышу побольше общей каши или супа, что бы наелся… Детское питание сделано так, что ребенок может съесть его много. И любого малыша можно им накормить, вот только нужно ли? Есть дети, которые до поры до времени едят эту «детскую пищу» много и с удовольствием, правда, большинство из них приходится в процесс кормежки развлекать, чтобы рты открывали. Многих развлекать в процессе еды приходится довольно долго, некоторых – до подросткового возраста. Часто встречается ситуация, когда ребенок, евший с удовольствием и много, до года – года с небольшим, став старше, начинает отказываться от еды и превращается в малоежку, кормить которого для родителей просто пытка. Еда таких детей совершенно не интересует. Есть, конечно, дети, которые относительно «благополучно» минуют этап детского питания. «Благополучно» поставлено в кавычки, т.к. сейчас только начинают изучаться долговременные последствия введения ребенку больших количеств детского питания тогда, когда он биологически к такой нагрузке не совсем готов, результаты будут не скоро…

Важную роль в становлении лактации у родившей женщины играет время первого прикладывания ребенка к груди, которое в настоящее время рекомендуется осуществлять сразу же после рождения, непосредственно в родильном зале в первые 30-60 минут после родов с учетом состояния новорожденного и роженицы. Раннее прикладывание к груди положительно сказывается на состоянии и матери и ребенка, ускоряет начало выработки молока, увеличивает его продукцию. Важно подчеркнуть, что первые порции материнского молока (молозиво) содержат значительные количества иммуноглобулинов и других защитных факторов, в связи с чем их поступление в организм ребенка обеспечивает повышение устойчивости младенца к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам, с которыми он сталкивается сразу же после рождения.

Другим ключевым фактором обеспечения полноценной лактации является режим свободного вскармливания новорожденного, при котором дети сами устанавливают интервалы между кормлениями, что может быть достигнуто при совместном пребывании матери и ребенка в одной палате.

В настоящее время следует признать существенно большую эффективность "свободного" вскармливания или, иначе, вскармливания по "требованию ребенка", под которым понимают прикладывание ребенка к груди столько раз и в такое время, в какое требует ребенок, включая ночные часы. Частота кормления зависит от активности рефлекса новорожденного и массы тела при рождении. Новорожденный ребенок может "требовать" от 8-10 до 12 и более прикладываний к груди за сутки. Длительность кормления может составлять 20 минут и более. К концу первого месяца жизни частота кормлений обычно снижается (до 7-8 раз), а длительность кормления уменьшается. Ночные кормления при свободном вскармливании новорожденных детей не исключаются: от ночных кормлений ребенок должен отказаться сам. Свободное грудное вскармливание способствует становлению оптимальной лактации и установлению тесного психоэмоционального контакта между матерью и ребенком, что очень важно для правильного эмоционального и нервно-психического развития младенца.

Важное значение имеет правильная техника кормления грудью. В первые дни после рождения можно кормить детей в одно кормление одной грудью. После "прихода" молока можно кормить ребенка каждое кормление из обеих грудей, так чтобы кормление заканчивалось из той груди, с которой начиналось кормление.

Кормить следует в удобной для матери позе, в спокойной обстановке. Наиболее удобное положение сидя так, чтобы ребенок находился в вертикальном положении (профилактика попадания воздуха в желудок малыша). В ночное время и при невозможности кормить малыша сидя, можно кормить лежа на боку. Желательно, чтобы при кормлении ребенок имел возможность максимально тесно контактировать с матерью (контакт "кожа к коже", "глаза в глаза"). При таком тесном контакте происходит не только формирование привязанности ребенка к матери, но и дополнительная гормональная стимуляция лактации, что особенно важно как при ее становлении в первые дни и недели после родов, так и при временном уменьшении лактации в связи с так называемыми лактационными кризами.

Естественное вскармливание – это питание детей грудного возраста материнским молоком с введением прикорма с 5-го месяца. При этом содержание материнского молока в суточном рационе должно составлять не менее 4/5. Этот вид вскармливания наиболее физиологичен, его преимущества несомненны, так как по своей структуре материнское молоко приближается к составу тканей.

Наиболее важными преимуществами женского молока являются следующие:

Ø Женское молоко полностью лишено антигенных свойств, в то время как белки коровьего молока обладают резко выраженной антигенной активностью, что способствует появлению и усилению аллергических реакций у грудных детей. Отказ от грудного молока при наличии у ребенка аллергических реакций – грубейшая ошибка, хотя нередко перевод ребенка с аллергическими реакциями на искусственные, обычно кисломолочные смеси как будто дает положительный эффект: проявления экссудативного диатеза на какое-то время стихают. И все довольны – "вылечили аллергию". На самом деле при этом из питания ребенка исключают тот аллерген, который поступал к нему через материнское молоко. В этой ситуации нужно было найти и исключить из рациона матери аллерген, вызывающий реакцию у ребенка, и обязательно сохранить естественное вскармливание.

Ø Общее количество белка в грудном молоке значительно меньше, чем в коровьем, по структуре он близок белкам клеток ребенка. В нем преобладают мелкодисперсные фракции, частицы грубодисперсного белка казеина в несколько раз мельче, чем в коровьем молоке, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями и тем самым более легкое его переваривание.

Ø Женское молоко содержит уникальное вещество таурин. Это серосодержащая аминокислота, обладающая нейроактивными свойствами.

Ø При искусственном вскармливании, при кормлении неизбежно возникают белковые перегрузки, так как в коровьем молоке содержится в 3 раза больше аминокислот. Эти перегрузки сопровождаются интоксикацией, приводящей к запаздыванию развития ЦНС ребенка, а также поражением почек из-за нарушения обменных процессов. Известно, что у школьников, находившихся в течение 4-9 первых месяцев жизни на естественном вскармливании, интеллектуальные возможности выше по сравнению с другими детьми.

Ø Женское молоко, особенно молозиво, выделяющееся в первые 3-4 дня после родов, очень богато иммуноглобулинами, преимущественно класса А, причем 90% приходится на секреторный IgA который играет фундаментальную роль в местном иммунитете желудочно-кишечного тракта новорожденных. Лейкоциты грудного молока синтезируют интерферон; в молоке содержится большое количество макрофагов, лимфоцитов, а уровень лизоцима в 300 раз выше, чем в коровьем молоке. В состав женского молока входит также антибиотик лактофелицин. Благодаря этому естественное вскармливание обеспечивает становление иммунобиологической защиты грудного ребенка, в связи с чем, заболеваемость и смертность среди детей, получающих материнское молоко, значительно ниже, чем среди детей, находящихся на искусственном вскармливании.


Нередко ожирение взрослых людей уходит корнями в период раннего детского возраста. Искусственное вскармливание способствует ожирению грудных детей. У многих из них в период полового созревания наблюдается вторичное ожирение, сохраняющееся в течение всей жизни, в основном это тоже связано с белковым перекормом.

Ø Количество жира в женском и коровьем молоке практически одинаково, но имеется значительная разница в его составе: в грудном молоке содержится в несколько раз больше ненасыщенных жирных кислот. В основе развития атеросклероза взрослых лежит дислипидемия, большую роль в возникновении которой, играет отсутствие грудного молока в рационе ребенка, особенно в первые 5 месяцев жизни. Расщепление жира у грудных детей начинается в желудке под влиянием липазы грудного молока; оно стимулирует появление активной кислотности в желудке, способствует регуляции эвакуаторной его функции и более раннему выделению панкреатического сока. Все это облегчает переваривание и усвоение жира, отдельные компоненты которого входят в состав клеток всех тканей и биологически активных веществ, расходуются на миелинизацию нервных волокон, обеспечивая повышенную потребность в жирах ребенка первого года жизни.

Ø Углеводы в грудном молоке содержатся в относительно большом количестве. Они в значительной степени определяют микробную флору кишечника. В их состав входит β-лактоза (до 90%), которая вместе с олигоаминосахаридами стимулирует рост нормальной флоры с преобладанием бифидобактерий, подавляя тем самым пролиферацию патогенных микроорганизмов и кишечной палочки. Кроме того, β-лактоза участвует в синтезе витаминов группы В.

Ø Исключительно богато женское молоко различными ферментами: амилазой, трипсином, липазой (липазы в грудном молоке больше, чем в коровьем, почти в 15 раз, а амилазы - в 100 раз). Это компенсирует временную низкую ферментативную активность ЖКТ ребенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.

Ø Важное значение для растущего организма имеет минеральный состав пищи, содержание в ней микроэлементов. Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, но усваиваются они в 2 раза лучше, чем эти же микроэлементы из коровьего молока. Поэтому при естественном вскармливании дети гораздо легче и реже болеют рахитом. Содержание микроэлементов (натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера и др.) в грудном молоке соответствует потребностям ребенка. Например, в женском молоке железа содержится 0,5 мг/л, а в молочных смесях – 1,5 мг/л, однако степень биодоступности составляет соответственно 50 и 5. Именно поэтому дети, находящиеся на естественном вскармливании, значительно реже страдают анемией, поэтому нет необходимости добавлять в их пищевой рацион железо вплоть до 6-ти месячного возраста. При искусственном вскармливании назначают дополнительно железо с 4-х месячного возраста обычно в виде пищевых продуктов, обогащенных этим микроэлементом. В грудном молоке натрия содержится в 4 раза меньше, чем в коровьем. Избыточные нагрузки натрием могут быть причинами вегетососудистой дистонии с колебаниями артериального давления в период полового созревания, а также более тяжелых и более частых кризов при гипертонической болезни взрослого.

Ø Грудное молоко отличается от коровьего более высоким содержанием и более высокой активностью витаминов, в частности метаболитов витамина В, что также способствует профилактике рахита.

При искусственном вскармливании желудочная секреция увеличивается в 5 раз, т. е. нарушается запрограммированный ход биологических часов созревания. В дальнейшем это способствует развитию дискинезий ЖКТ, гастродуоденитов, холециститов, особенно при наличии наследственной предрасположенности.

Установлено, что у взрослых, находившихся в грудном возрасте на естественном вскармливании, лучше половая потенция, выше фертильность. Состав женского молока меняется при наличии внутриутробно возникших заболеваний, что рассматривается как компенсаторная реакция на развитие патологии плода.

При естественном вскармливании закладываются пожизненно закрепленные отношения к матери и ее последующее влияние на ребенка, а также формируется будущее родительское поведение самого ребенка. Как показали наблюдения, у животных, вскармливаемых из бутылочки, родительское поведение резко извращено: когда они становятся взрослыми, то отказываются кормить свое потомство. Поэтому большое значение естественному вскармливанию придают психологи, занимающиеся вопросами семейных отношений. Таким образом, отказ от естественного вскармливания является грубейшим нарушением сложившейся в эволюции биологической цепи "беременность – роды – лактация".

В заключение необходимо добавить, что молочные железы у кормящей матери, как и плацента у беременной женщины, являются мощнейшим барьером, крайне редко пропускающим микроорганизмы, соли тяжелых металлов и другие вредные для ребенка вещества. Поэтому нужно достаточно осторожно относиться к таким, например, рекомендациям, как отказ от естественного вскармливания и перевод ребенка на молочные смеси из-за неблагоприятной экологической обстановки в данном районе.

Редкое прикладывание ребенка к груди в дальнейшем, регламентация грудного вскармливания, чисто технический подход к контролю за процессом лактации. Недостаточная лактация не является противопоказанием к частому прикладыванию к груди. Наоборот, рекомендуется более частое кормление, через 2-2,5 ч. без ночного интервала. Частое и неограниченное кормление грудью в первые 2 нед. жизни (в среднем 9 раз в сутки) значительно увеличивает лактацию. В 80-е годы во многих развитых странах начали отказываться от строгой регламентации грудного вскармливания. Нельзя придавать слишком большое значение количеству высасываемого молока, тем более при однократном контрольном кормлении, так как аппетит детей в течение дня может быть различным. Кроме того, состав женского молока, а, следовательно, и потребность в нем отличаются чрезвычайной вариабельностью: например, содержание белка в молоке разных женщин колеблется от 0,9 до 2 гр. в 100 мл. Состав тканей ребенка индивидуален, и молоко его матери всегда подходит ему, но может не подойти другому ребенку. Поэтому вскармливание детей донорским молоком не является абсолютно идентичным естественному.

Как правило, у матери в молочных железах образуется столько молока, сколько требуется ребенку. Кормить лучше из обеих желез, особенно если не хватает молока, так как это стимулирует лактацию, а также уменьшает риск лактостаза. Если после кормления в молочных железах остается молоко, необходимо его сцеживать до тех пор, пока оно течет струйкой (а не выделяется каплями).

Лечение гипогалактии : никотиновая кислота, витамин Е, УФО, УВЧ, воздействие ультразвуком, вибрационный массаж, иглоукалывание, компрессы из махровой ткани, смоченной горячей водой, на молочные железы. Используют фитотерапию: отвар листьев крапивы по 1 столовой ложке 3 раза в день (4-5 столовых ложек крапивы заваривают в 1 л. воды); экстракт боярышника по 20-30 капель 3-4 раза в день до еды в течение 10-14 дней. Используют настои корней одуванчика, душицы обыкновенной, плоды укропа, аниса.

Расчет необходимого объема пищи происходит при недостаточном нарастании массы тела ребенка или его беспокойстве в период между кормлениями.

Определять дозу питания требуется также при вскармливании сцеженным молоком и его заменителями.

Наиболее простым способом подсчета количества молока, необходимого новорожденному в первые 9 дней жизни, является следующий: на разовое кормление требуется 10 мл. молока, умноженных на день жизни (при 6-7 разовом кормлении). С 10-го по 14-й день суточный объем молока остается неизменным. С 2-х недельного возраста необходимое количество молока определяют с учетом суточной потребности в калориях на каждый килограмм массы тела.

Суточная потребность в килокалориях на 1 кг. массы тела составляет: