Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

как исторической личности.

Т.К.Волков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кременецкая Наталья Валериевна,

Воспитатель1к.к.

МБДОУ «ЦРР-детский сад «Золотая рыбка»,

г. Абакан, Республика Хакасия

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Без памяти – нет традиций, без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,

без духовности - нет личности, без личности нет народа,

как исторической личности.

Т.К.Волков

Культура любого народа формирует общечеловеческие ценности, такие как семья, родительская любовь, почитание старших, уважение традиций своего народа и сохранение их. Нужно прививать детям любовь, гордость за свою историю, свою отчизну.

Федеральные государственные образовательные стандарты при планировании образовательного процесса, большое внимание уделяют этнокультурной ситуации развития детей. В дошкольном образовании предусматривают ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом, как своего, так и народа, рядом с которым мы проживем. Этот аспект имеет весомое значение в формировании патриотических и социально-нравственных качеств.

Дошкольный возраст – это сензитивный период приобретения ребёнком основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре, включение народных традиций в процессе патриотического воспитания способствует к расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формирование чувства гордости за свою Родину.

Воспитывать любовь к своей Родине нужно с раннего детства. В настоящее время много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живёт.

Для того чтобы увлечь детей, педагогу самому нужно быть крайне увлеченным и компетентным в этой сфере. Работа по этнокультурному воспитанию более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Условия детского сада не всегда способствуют социализации детей жизни, и здесь на помощь приходят родители. Проведение народных праздников с привлечением членов семьи, имеет большое воспитательное и подтверждает высокую, практическую значимость в работе с детьми. Ребята приобретают все виды ценностей: познавательные, нравственные, эстетические и гуманные. У детей принимающих активное участие в образовательном процессе с реализацией программы этнокультурного содержания, отчётливо видна положительная тенденция в развитии чувства толерантности.

Таким образом, обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям, общественной жизни, осознания причастности к судьбе Родины.


Татьяна Трещева
Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста

Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Воспитание детей в духе и на материале традиционной национальной культуры, восстановление системы преемственности народных традиций является одним из способов преодоления кризисной ситуаций. Это и послужило выбору темы моей статьи.

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является :

Приобщение детей к культуре своего народа;

- развитие национального самосознания;

Воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;

- развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.

Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия . Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности . Поэтому к главным компонентам формирования этнокультурной компетентности является создание условий для :

Целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре;

Воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста .

Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников , мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Приобщаясь к народному творчеству разных этнических групп, дети- дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному развитию дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность). Русское народное творчество : сказки, игры, песни легли в основу дошкольного воспитания нашего детского сада, нашей группы. Большое внимание уделяется следующим видам работы :

Изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц;

Знакомство с русскими народными игрушками и играми;

Создание «Русской избы» (мини- играми музея в детском саду) .

Первое, с чем мы начинаем знакомить малышей – это конечно, русские народные потешки, пестушки, песенки, которые используем в ходе режимных моментов, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь, обедая : «Ладушки, ладушки» , «Потягуни - потягушечки» , «Кашку варили» .

Пословицы и поговорки русский народ называет крылатыми словами, народы востока - жемчужиной, нанизанной на ниточку. Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращается внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, положим о труде, но они очень похожи по смыслу. У татар : «Без труда и зайца не поймаешь» , «Меньше говори – больше делай» у русских – «Без труда не вынешь и рыбку из пруда» , «Делу время – потехе час» .

В младших группах идет приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.) . От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом, способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках - они требуют уже не только любознательности, но и смекалки. В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества.

В детском саду традиционно проводятся народные праздники : Колядки, Масленица и другие. Дети знакомятся с христианскими праздниками : Рождество и Пасха. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Ещё лучше принять участие в этом действии. В созданном в детском саду мини-музее «Русская изба» продемонстрированы традиционные национальные костюмы народов Поволжья, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Педагог дает понятия старинных неупотребляемых в современном языке народных слов, объясняя при этом их значение (чугунок, ухват, прялка, керосиновая лампа, лучина и т. д.) В «Русской избе» дети начинают познавать историю своего народа.

Старинная мудрость напоминает нам : «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» . Необходимо донести до сознания детей , что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей . Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования : гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития , развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.

Публикации по теме:

Развитие внимания детей дошкольного возраста Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира, в восприятии его, осмыслении, запоминании, Для этого необходимо развивать.

Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика.

Актуальность Современная система дошкольного образования и ее содержание в контексте внедрения ФГОС ДО должны быть максимально приближены.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста В младшем дошкольном возрасте познание начинается с непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Ребенок при виде.

Аннотация

В работе представлены обоснование и результаты создания единого пространства физкультурного и этнокультурного образования с целью воспитания этнотолерантности старших дошкольников. Показаны возможности использования средств физической культуры для приобщения дошкольников к культуре и национальным особенностям других народов (этносов). Материалы могут быть использованы вне учебной физкультурной работы, в организации и проведении физкультурных досугов и праздников, в формируемой части образовательной деятельности старших дошкольников по программе развития ДОУ.

Авторы опираются на научные изыскания основоположника этнопедагогики физического воспитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Прокопенко Виктора Ивановича.

Актуальность

Воспитание духовной, нравственно-полноценной, социально-коммуникативной, творчески-активной личности, знающей и любящей свой край - задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

С введением в действие Закона “Об образовании в Российской Федерации” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, малой Родины.

В дошкольном возрасте начинается формирование представлений об истории родного края с её традициями, природой и культурой, воспитывается любовь к малой Родине, развивается чувство патриотизма.

Миссия дошкольного образования - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства (ФГОС) сегодня как никогда перекликается с задачами по патриотическому воспитанию, способствует самоидентификации себя, как части нации.

Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры

Проект «Ямал - мой край родной!»

Паспорт проекта:

Вид проекта: Краткосрочный, творческий, познавательный, открытый.

Цель проекта: Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры с активным участием родителей.

1. Развивать интерес к быту, культуре, фольклору, обычаям коренных малочисленных народов Севера, чувство гордости за свой родной край.

2. Воспитывать этническую толерантность;

3. Формировать у детей представление о национальной физической культуре как части общенациональной культуры и общемировой физической культуры.

4. Продолжать формировать здоровый образ жизни через знакомство с национальными видами спорта и подвижными играми.

Предполагаемые результаты:

1.Образовательные.

В результате реализации проекта дети получат знания:

· о быте, культуре, фольклоре, обычаях коренных малочисленных народов Севера.

· о традиционных спортивных и подвижных играх коренных малочисленных народов Севера.

2. Социальные.

Взаимодействие детского сада с семьей, что приведет к консолидации родителей и образовательной общественности. В процессе реализации проекта предусмотрено сотрудничество с ГАОУ ДОД ЯНО ДЮСШ по национальным видам спорта.

3. Практичность.

Данный проект может быть реализован как на институциональном, так и муниципальном уровне.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

1. Создание долгосрочного проекта.

2. Вовлечение в проект участников других детских садов города Салехард.

3. Выход на городской праздник День оленевода.

Срок реализации: с 1.02.2014г. по 30.04.2014г.

Участники проекта: дети старших групп МБДОУ №22 и МБДОУ №8, родители, педагоги.

Территория реализации проекта: МБДОУ №22 «Синя птица», МБДОУ №8 «Теремок».

Актуальность проекта

1. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью». В современной образовательной системе центром является ребенок, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: "В Законе об образовании", "Концепции государственной национальной политики". Этнокультурное воспитание - часть патриотического воспитания. Только понимание Родины, как и «малой родины», в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родным, своему дому, окружающей природе.

Главная педагогическая задача здесь за-ключается в том, чтобы помочь детям обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого (Л.М. Дробижева, 1997).

2. Социальный заказ государства, гуманистические тенденции в образовании, вариативность системы дошкольного образования позволяют использовать инновационные подходы в нравственно-патриотическом воспитании.

При всей демократичности общения взрослого с ребенком опыт истинной толерантности во взаимоотношениях дети получают лишь в диалоге со сверстниками. Со сверстниками ребенок ощущает себя «равным среди равных». В тоже время необходимо заметить, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния двух институтов, к которым относятся се-мья и дошкольное учреждение .

3. Формирование этнической идентичности человека может происходить в любой деятельности. Не является исключением и деятельность в области физической культуры.

Использование народных игр, состязаний, самобытных физических упражнений при специально созданных этнопедагогических условиях позволит значительно обогатить духовную жизнь не только народов ханты, но и других народов Севера и России в целом .

Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке толерантного гражданина, патриота.

Практическая значимость для ОУ:

Оформление выставки рисунков «Вороний день»;

Пополнение сайта детского сада методическими разработками;

Популяризация МБДОУ в СМИ.

Замысел проекта : Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога - удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте народов родного края.

Целевые ориентиры:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Физическое развитие.

Этапы деятельности

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность родителей и детей

1этап-подготовительный

1.02.2014г.-15.02.2014г.

Определение цели и задач.

Осуществление сбора и уточнение информации-анкетирование родителей (анкета №1-прил.№2)

Составление плана деятельности.

Принимают цели и задачи, предложенные педагогом, дополняют собственными.

2 этап - практическая деятельность по решению проблемы 17.02.2014г.-12.04.2014г.

Организация работы через НОД.

Деятельность в режимных моментах 2-3 раза в неделю.

Закрепляют знания, умения, навыки в свободное время.

Участвуют в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях.

Участвуют в подготовке и реализации Фестиваля национальных видов спорта и подвижных игр.

3 этап - анализ проектной деятельности и оценка результатов.

15.04.-30.04.2014

Анкетирование родителей (анкета №2- прил.№3). Анализ деятельности детей и соотношение полученных результатов с поставленными задачами.

План - график реализации проекта

Мероприятие

Ответственный

Анкетирование родителей.

«Заинтересованность родителей».

Инструктор по физической культуре, воспитатель.

Экскурсия в библиотеку детского и семейного чтения

История праздника «Вороний день» (по сценарию библиотекаря-методиста).

Чтение хантыйских легенд и сказок.

«Как покрасили ворону», «Семиклювый-семиглавый ворон» (в редакции Р.Ругина); рассказ «Молодая ворона» (хрестоматия для детей дошкольного возраста) и другие.

Воспитатель,

родители.

Знакомство с подвижными играми народов Севера.

«Ловля оленей», «Ловля рыбы» и другие.

Встреча с чемпионом и рекордсменом России 2006г. Родионом Талигиным.

Знакомство с национальными видами спорта. Показ «прыжки через нарты»

Знакомство с национальными видами спорта

Прыжки через нарты, перетягивание палки, метание тынзяна на хорей, метание топора.

Инструктор по физической культуре.

Фестиваль национальных видов спорта и подвижных игр.

«Вороний день»,

посвященный празднованию национального праздника народа ханты «Вурнга хатл»

Инструктор по физической культуре, воспитатель, родители.

Выставка работ

Рисунки детей «Вороний день».

Воспитатель, инструктор по физической культуре, родители.

Анкетирование родителей

«Нужны ли подобные мероприятия в будущем?»

Воспитатель, инструктор по физической культуре.

Подведение итогов.

Продукты проекта для детей:

1. Альбом «Наше творчество»;

2. Фотоальбом «Вороний день-2014»;

3. Памятный магнит «Вороний день-2014».

Продукты проекта для педагогов:

1. Анкеты для родителей;

2. Сценарий «Фестиваль национальных видов спорта и подвижных игр «Вороний день» для детей 5-6-летнего возраста».

3. Правила, адаптированные к дошкольному возрасту для состязаний по прыжкам через нарты, «метанию тынзяна на хорей», метанию топорика.

Продукты проекта для родителей:

Непосредственное участие в реализации проекта, участие в совместных подвижных играх.

Подведение итогов.

Работа над проектом «Ямал - мой край родной!» закончена. Подведя итоги, наша творческая группа испытывает огромное удовлетворение от проделанной работы. Реализация проекта способствовала расширению элементарных знаний детей о традициях, быте коренных народов Севера, особенно традициях народа ханты на основе праздника «Вороний день». Результаты анкетирования показали:

Литература:

1. Дудников Н. Медвежьи забавы. Пермь, издательство «Книжный мир», 2000г.

2. Журавель Н. М. Краеведение Ямало- Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003.

3. Красильников В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2002. 121с.

4. Лапцуй Л. Едейко. Салехард, издательство «Красный Север», 2004г.

5. Окотетто Е.Н. Ненецкие подвижные игры. Спб «Просвещение», 2002г.

6. Прокопенко В.И. Игры и национальные виды спорта народностей Севера- нивхов: Науч.-метод. Рек. М., 1988.

7. Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.

8. Сказки. Легенды. Мой дом север. « Европа - печать и издательство» ЕООД, София ТОО «Вилад» Москва. 2001г.

9. Филиппова С.О., Митин А.Е. Этнокультурное воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями // Детский сад будущего — инновации в системе дошкольного образования. - СПб.: Изд-во АПО, 2011. - С. 47-52.

10. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковская Р.Н. и Пеньковская Л.А. . М., «Просвещение», 1976.

«В мире не было и нет человеческой особи, которая была бы внеэтнична», - так говорил Лев Гумилёв. И прежде чем приступить к раскрытию темы, давайте разберем этимологию слова «этнос».

Существует достаточно много определений этноса. Стоит лишь завести разговор об этносах, как обязательно возникнет фигура, которую невозможно пройти молчанием: Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) с его теорией «этногенеза». Слово «этнос» в греческом языке имело много значений, в том числе принимаемое нами за основу: «вид, порода»; в современном понимании - это та или иная историческая общность людей, большая или малая.

Последний тасманец, пока он был жив, представлял собою этнос, будучи единственной особью. Принадлежность к тому или другому этносу воспринимается всеми людьми как нечто подразумевающееся.

В метисных формах это несколько осложняется, но все же остаются, - во-первых, ощущение своего и чужого и, во-вторых, характерный для того или иного этноса стереотип поведения.

То и другое вместе являются достаточными индикаторами для определения этнической принадлежности, но, кроме того, оба отражают какую-то физическую реальность, существующую помимо взгляда наблюдателя и его мнений или воззрений. Широко распространено мнение, что «народность» - это общественная форма, свойственная феодальной формации, промежуточная между племенем и нацией. Поэтому мы отказываемся от использования терминов «народность», «племя», «нация» и вводим термин «этнос», под которым понимаем все коллективы определенного сорта, данного нам непосредственно в ощущении, как свет, тепло, боль и т. п. Любое из этих ощущений имеет физическую природу, как например колебания фотонов, движение молекул, раздражение окончаний нерва и т. д. Но для того чтобы вскрыть содержание ощущений и существуют естественные науки, в том числе предлагаемая здесь - этнология. Поскольку можно считать доказанным, что взаимодействие человечества с природой в сфере географической среды осуществляется именно через этнические коллективы, то насущной задачей становится раскрытие нашего ощущения этноса, как явления физического бытия мироздания. Ради этого необходимо довольно сложное построение и эмпирическое обобщение разнообразных фактов. Гумилев Л.Н. Этнос и ландшафт: Историческая география как народоведение [Текст]/Л.Н. Гумилев// Доклады Географического общества СССР. - 1968.- вып.3.- с. 193-202. (со сноской - публикуется в порядке обсуждения. - Ред.журнала Изв.ВГО)

Академик Ю.В. Бромлей считал, что «этнос в узком смысле слова» - это «исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований, т. е. самосознанием».

В научный оборот в России термин «этнос» ввел ученый, оказавшийся после Октябрьской революции в эмиграции, Сергей Михайлович Широкогоров Дугин А.Г. Социология этноса (Структурная социология). Лекция № 7//Центр консервативных исследований. - 2009. [Электронный ресурс]/ URL:http://konservatizm.org/konservatizm/sociology/220409204809.xhtml (дата обращения 21.09.2012) (1887-1939). Ему и принадлежит ставшее классическим определение «этноса».

«Этнос» есть группа людей

Говорящих на одном языке

Признающих свое единое происхождение

Обладающих комплексом обычаев укладом жизни хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп».

В этом определении подчеркивается языковая общность (вынесенная на первое место не случайно), общность происхождения, наличие обычаев и традиций (то есть культура), а также способность к четкому различию этих традиций и обычаев от обычаев и традиций других этносов (дифференциация).

Сходное определение «этноса» (точнее, «этничности» - Ethnizitat) дает Макс Вебер - «этничность есть принадлежность к этнической группе, объединенной культурной однородностью и верой в общее происхождение». Определение Широкогорова более полное, так как подчеркивает общность языка.

Самое важное в понятии этноса - это утверждение его базовой данности в основе всей структуры общества. Язык, культура, знание об истоках и обычаях есть у каждого человека. И этот комплекс существенно варьируется от общества к обществу. Основополагающей матрицей такого комплекса (то есть сочетания всех элементов - иногда собирательно называемых «культурой») и является этнос.

По мнению А.Г. Куца, этнос - это устойчивое, естественно сложившееся сообщество людей, противопоставляющее себя другим аналогичным сообществам, что определяется ощущением комплиментарности (свой - чужой), и отличающееся своеобразным стереотипом поведения. Куц А.К. Глобальная этносоциология: Учебное пособие/А.К. Куц. - Омск: ОмГУ. - 1997. -212 с.

Есть ещё определение из «Малой энциклопедии этногосударствоведения»: «Этнос - стабильный коллектив людей, который сложился в результате естественного развития на основе специфических стереотипов сознания и поведения».

Детально рассмотрев определение этноса, можно смело сказать, что одним из объединяющих признаков этноса является культура, т.е. определенные культурные традиции определенного народа, складывающиеся из века в век и передающиеся из поколения в поколение. Именно культурное наследие отличает один этнос от другого. Исходя из вышесказанного, мы переходим к определению таких понятий, как «этнокультура» и «этнокультурное воспитание».

Этническое самосознание есть чувство принадлежности к данному этносу. Важным его компонентом выступает представление об общности происхождения его членов, т.е. совместная историческая практика предков.

Этническая культура включает язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, передаваемые из поколения в поколение. Но этнические системы не сводятся только к одному, хоть и базисному, элементу - этносу. Существует, по мнению исследователей (Л. Гумилев, В. Беляев и др.), этническая иерархия, которую можно представить в следующей последовательности: суперэтнос, этнос, субэтнос, консорция, конвикция. Суперэтнос - целостная группа этносов, возникших одновременно в одном регионе, как правило, с единым происхождением, культурой, психологией (славяне, тюрки и др.). Субэтнос - подсистема этноса со спецификой в религии, языке, культуре, истории, самосознании и самоназвании (в этносе «русские» - камчадалы, поморы, сибиряки и др.; в этносе «татары» - кряшены, мишари, казанские, касимовские, астраханские татары и др.). Консорция - группа людей с общей исторической судьбой (гильдии, секты и пр.). Конвикция - группа с общностью жизни, однохарактерным бытом и семейными связями (предместья, слободы и т.д.).

Понятие этнокультура сложилось на рубеже XX-XXI вв. и стало широко применяться как речевое сокращение понятия «этническая культура», не имея при этом четкого определения. Поэтому данный термин встречается в основном в современных исследованиях.

Проблема этнокультурного обучения и воспитания нашла свое отражение в ряде исследований ученых-теоретиков, педагогов-практиков Т.И. Баклановой, В.Г. Волкова, Л. И. Васеха, Е.В. Ершовой, А.С. Каргина, М.Ю. Новицкой, С.Б. Серяковой, Т.Я. Шпикаловой и др. Известен исследовательский опыт А.Б. Афанасьевой, Т.Ф. Бабыниной, Е.С. Бабуновой, Э.Ф. Вертяковой, Г.И. Губа, А.П. Елисеевой, В.Б. Манджиевой, Н.А. Минулиной, В.В. Модоровой, А.Б. Панькина, О.Н. Степановой. Разработанные и реализуемые психолого-педагогические методы направлены на совершенствование художественного воспитания и образования учащихся на лучших традициях народной культуры.

Так, например, Л.И. Васеха считает, что этнокультура, будучи сложной и внутренне противоречивой иерархией сакральных и профанных идеалов, социализирует людей, консолидирует их совокупную деятельность, представляя собой единое целое.

Таким образом, этнокультура формирует человека не только как умелое и разумное существо, но и как носителя религиозного, этнического и межнационального смысла. Проблемы этнологии и этнопедагогики: сб. ст. и мат-лов[Текст] / под ред. Л.И. Васеха. //Новосибирск: Издательство НГПУ.- вып. 8. - 1999. - 183 с.

В исследованиях Э.Ф. Вертяковой, А.П. Елисеевой, В.Б. Манджиевой, Н.А. Минулиной, В.В. Модоровой этнокультура рассматривается как культура конкретного этноса, которая находит свое выражение в определенном этническом самосознании материальных и духовных ценностей, проявляющихся в нравственно-этических нормах, образе жизни, одежде, жилище, кухне, социально-бытовых установках, этикете, религии, языке, фольклоре и психологическом складе Зенкова Л.Г. Этнокультурная среда как психолого-педагогическое условие этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств[Текст] / Л.Г. Зенкова // Вестник Томского педагогического университета. - 2012. - вып. 4. - С. 195-197.

Можно констатировать, что этнокультура - это культура конкретного этноса, где непосредственно происходит сохранение локальных этнических норм (материальных и духовных ценностей). Личность как субъект этнокультуры является не только ее потребителем, но также носителем и творцом культурных ценностей, определяющим в своем развитии качественные характеристики воспроизводства этнического опыта.

Таким образом, основываясь на современных подходах в определении понятия «этнокультура», можно сделать вывод, что она неизменна в своих проявлениях, так как в ее основе лежит традиция, которая не подвержена различным изменениям, происходящим в нашем обществе, и является устойчивой формой с устоявшимися ценностями, народной мудростью.

Народная художественная культура всех этносов, проживающих на территории Тверской области определяет основу и содержание этнокультурного воспитания молодежи в культурно-досуговых учреждениях области с использованием всех ее составляющих: музыкального фольклора, народных ремесел и промыслов, календарно-обрядовых праздников, народных игр, бытовых танцев и хороводов для формирования целостных представлений об этнокультурных особенностях своего народа. Взаимосвязь игровой, концертной, театрализованной деятельности, соответствующей возрастным особенностям развития данной возрастной группы (от 14 до 29 лет), направлена на освоение молодежью народной художественной культуры и перевода ее в личный опыт, достижение положительного результата.

Исходя из определения понятий "этнос", "этнокультура", которые были даны нами вначале параграфа 1.1 настоящего исследования, мы сочли необходимым дать определение основополагающего для нашего исследования понятия "этнокультурное воспитание» в культурно-досуговых учреждениях.

В определении понятия «этнокультурное воспитание» мы следуем за Г.И. Губой, который понимает его «как деятельность, направленную на повышение этнической осведомленности, формирование основ национального самосознания и положительной этнической идентичности через усвоение ценностных ориентаций своего народа и обеспечивающую успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры». Тюленасова Э.Р. Становление этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста: автореферат диссертации канд. педагог. наук [Текст]/Э.Р. Тюленасова: ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет. - Челябинск: 2011. № 4841001

Также этнокультурное воспитание можно определить, как - целенаправленное взаимодействие поколений, направленное на межэтническую интеграцию и способствующее уяснению общего и особенного в традициях рядом живущих народов, в результате которого происходит формирование этнокультурной направленности личности.

Этнокультурное воспитание представляет собой сложное социально - педагогическое явление. Оно базируются на фундаментальных основах народной педагогики, теории этноса, этнопсихологии, философии, культурологии, социально-культурной деятельности и других пограничных отраслей научного знания. Содержащийся в нём региональный этнокультурный образовательный компонент должен рассматриваться как необходимый структурный элемент социально-культурной сферы.

Этнокультурное воспитание можно трактовать двояко:

Во-первых, как исторически сложившуюся и развивающуюся деятельность этноса по созданию и развитию своей культуры (собственных праздников, обычаев, обрядов, самобытных произведений народного художественного творчества), воплощающей этническое самосознание, этнические стереотипы и характер народа;

Во-вторых, как деятельность различных социально-культурных институтов, государственных и негосударственных структур, направленную на изучение, сохранение, развитие традиционной народной культуры и трансляцию ее произведений и ценностей в современное социокультурное пространство.

В нашем исследовании этнокультурное воспитание рассматривается во второй трактовке этого понятия, что соответствует теме исследования. Королева Г.М. Этнокультурная деятельность в регионах: педагогическое проектирование и реализация [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук/ Л.Г. Королева: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. - Москва: 2011. - 19с.

Этнокультурное воспитание предусматривает, прежде всего, освоение этнокультурных ценностей, взаимодействие различных культур в плюралистической культурной среде, адаптацию к иным культурным ценностям. Соответственно в этнокультурном воспитании учет этнических и национальных особенностей является основополагающим, тогда как интернациональное воспитание ориентировано на формирование личности вне этнической культуры. Гордиенко Н.В. «Этнокультура греков». Создание условий для сохранения и изучения учащимися школы этнокультурного наследия народов Республики Адыгея [Электронный ресурс] /sch18.adygnet.ru/dok/gordien1.docx (дата обращения 29.12.2012).

Этнокультурное воспитание устраняет противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств, с другой стороны и предопределяет адаптацию этнических групп друг к другу; культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов.

В последние годы обращение к идее этнокультурного воспитания как способу обновления содержания воспитательной деятельности обретает особую значимость. Этнокультурное воспитание личности является центральной проблемой современного образования. Чем глубже человек знаком со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.

Этнокультурное воспитание это целенаправленный процесс приобщения к народной художественной культуре, содействующий усвоению традиций, обычаев, основ нравственности; развитию лучших черт человека, его творческого потенциала; обеспечивающий положительный эмоциональный фон развития. Поэтому одним из психолого-педагогических условий этнокультурного воспитания в культурно-досуговых учреждениях является организация целостной этнокультурной воспитательной среды. Зенкова Л.Г. Этнокультурное воспитание дошкольников в детской школе искусств [Текст]: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.01 /Л.Г. Зенкова: Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2012.

Под этнокультурным воспитанием молодежи мы подразумеваем систему взаимосвязанных компонентов (мотивационно-целевого, содержательно-процессуального и организационно-методического), необходимых для организованного и целенаправленного процесса воспитания молодежи в духе любви к родной культуре как неотъемлемой составной части мирового культурного сообщества. Развитие образования и воспитания с ориентацией на национальные традиции культуры осмысливается многими исследователями. Так, В.К. Шаповалов определяет этнокультурную направленность образования мерой ориентированности целей, задач, содержания, технологий воспитания и обучения на развитие и социализацию личности как гражданина полиэтничного государства. Шаповалов Валерий Кириллович. Этнокультурная направленность российского образования [Текст]: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01: Ставрополь, 1997 311 c. РГБ ОД, 71:98-13/5-1

Социальная значимость этнокультурного образования подчеркивается в исследованиях Е.П. Белозерцева, Т.И. Березиной, а А.Б. Панькин считает, что система образования, направленная на этническую культуру, обеспечивает сохранение и развитие этнических констант центральной культурной темы этноса. Мы солидарны с мнением педагогов о том, что понимание и сохранение своей самобытности, целостности и независимости, свободы личности можно осуществить через понимание родной культуры. Этнокультурное воспитание начинается с первых дней жизни ребенка и продолжается всю жизнь. Именно через родную культуру можно осуществить поликультурное воспитание. Этнокультурное воспитание тесно сопряжено с этнокультурным образованием. Исследования, касающиеся этнокультурного обучения, показали, что в основе этнокультурного обучения лежит управляемое познание этнической культуры, усвоение и проживание традиций, обычаев и обрядов, отраженных в общественно-историческом опыте народа, овладение опытом этнохудожественной деятельности. То есть речь идет о вполне распространенных в социально-культурной деятельности этнокультурных технологиях, которые осуществляются через: национально-культурные и культурно-образовательные центры, дома народного художественного творчества, воскресные школы, студии и самодеятельные объединения, решающие задачи культурного самоопределения и саморазвития, сохранения этнических и национальных культур. Эти технологии - основа возрождения народных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

В то же время нельзя забывать, что представители этнических меньшинств и мигранты среди молодежи сталкиваются с множеством образовательно-воспитательных проблем. Они располагают иными знаниями и ценностями (язык, религия, культурные традиции), и это мешает им реализовывать себя в пределах педагогических требований, построенных на культурно-образовательной традиции большинства. Пренебрежение культурной традицией молодежи этнических групп часто отрицательно сказывается и на них.

Вот почему особое внимание в культурно-досуговых учреждениях направлено на этнокультурные технологии, которые рассматриваются социально-культурной деятельностью, как инструмент межнационального и культурного обмена и сотрудничества, координации и реализации межнациональных программ развития культуры и досуга, взаимообмена и контактов в социально-культурной сфере, направленных на утверждение культурной самобытности каждого народа, обеспечение возможности для реального полилога культур и равноправного культурного диалога представителей различных стран и национальностей, обеспечение возможности для каждой национальной культуры и традиции, обеспечение включенности отдельно взятой личности в современные мировые, международные, межнациональные, общецивилизационные социально-культурные процессы.

Воспитание толерантности - фактор, необходимый для осуществления межкультурного взаимодействия при преодолении ксенофобии среди молодежи, так как оно есть и условие, и залог успешного взаимодействия между представителями разных культур. В настоящее время не вызывает никакого сомнения, что успешное общение между этносами немыслимо без толерантности. Толерантность стала составной частью демократического развития общества, она находится в центре внимания в деятельности различных государственных и общественных структур, воспитанием толерантности занимаются и педагоги.

Категория «толерантность» в переводе с латинского («tolerantia») означает «терпение» и трактуется как терпимость к чужим мнениям и верованиям. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» [Текст] // Век толерантности: Научно-публицистический вестник.- Москва: МГУ, 2001.- С. 8-18. В русском языке в XIX в. глагол «терпеть» насчитывал множество лексем. Он выражал различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т.д. Несмотря на многозначность, категория «терпимости» имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность. Основой приведенного определения является такое качество человека, как терпимость. Согласно Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, «толерантность» - это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Декларация принципов терпимости ЮНЕСКО [Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года]/[Электронный ресурс]: URL: http://un.by/f/file/Tolerance%20declaration.pdf (дата обращения 29.12.2012). Толерантность может проявляться и на уровне политических сил, выражающих готовность к допуску инакомыслия, и на уровне жизни отдельной личности, выражающейся в стремлении переубеждения с помощью аргументов, и в признании позиций противной стороны. В межэтнических отношениях толерантность просто необходима.

Зарубежными специалистами в области этнопсихологии и этнопедагогики уже предпринимались попытки изучения факторов, оказывающих влияние на толерантность (терпимость) и интолерантность (нетерпимость) в межэтнических отношениях и др. В отечественной науке отдельные аспекты толерантного воспитания можно найти у М.М. Акулича, М.Т. Алиева, Т.В. Болотиной, Ю.А Красина, Г.Ф. Семигина и др. Проблемы формирования толерантной культуры нашли отражение в трудах М.С. Кагана, В.В. Макаева, З.Д. Мальковой, В.Н. Мясищева, Л.А Петровской, Л.Л. Супруновой, Н.Н. Ярошенко. И хотя исследования проблем толерантности стали проводиться сравнительно недавно, учеными уже сделан немалый вклад в изучение данной проблемы. Особо в этой связи можно выделить работы, связанные с вопросами этнопсихологии и становления толерантного мышления (В.В. Гриценко, Н.М. Лебедевой, В.Н. Павленко, Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатовой и др.). Апанасюк Л.А. Этнокультурное воспитание в преодолении ксенофобии среди молодежи России [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/29_NIOXXI_2012/Pedagogica/5_117083.doc.htm (дата обращения 29.12.2012).

О необходимости этнокультурного воспитания говорится в целом ряде государственных документов: так, Закон РФ "Об образовании" в задачах воспитания выделяет следующее: "приобщение молодёжи к достижениям мировой и отечественной культуры; изучение истории, традиций и обычаев, как своего народа, так и других народов республики". Закон об образовании РФ от 10.07. 1992 г. № 3266-1 [Президент Российской Федерации в 1992 г.]

В настоящее время, обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнически смешанных семей, значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения.

Целостность и будущность России во многом связана с ее полиэтничностью. Здесь проживают более 150 национальностей, которые принадлежат к разным этнолингвистическим семьям и группам, исповедают разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. И именно система досуговых учреждений обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности. С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых стратегий и подходов в деле формирования у молодежи этнокультурной компетентности. Быть этнокультурно компетентным - это значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность.

Одна из задач культуры - воспитание позитивного отношения к этнокультурным различиям, обеспечивающих прогресс человечества и условия его самореализации личности. Этнокультурная компетентность предполагает готовность человека к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на культурно-массовых мероприятиях, направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде.

Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение молодого человека изначально в родную для него, а затем и иные культуры. Важной задачей специалистов культурно-досуговых учреждений является научить человека осмыслять социальные процессы, анализировать знания об этнических культурах, находить и признавать в них общее и различное. Процесс осмысления должен основываться на изначально позитивном восприятии всех этносов и критическом отношении к инцидентам и конфликтам на национальной почве. Для этого необходимо иметь непредвзятую позицию самому специалисту учреждения досуга в оценке поведения членов многонационального коллектива, уметь преодолевать свои предубеждения (если таковые есть).

С одной стороны, одной из задач досугового учреждения является воспитание у молодежи позитивных установок и навыков общения в многонациональном и многоконфессиональном российском обществе.

С другой стороны, также особый интерес представляет самостоятельная исследовательская деятельность молодежи, направленная на сбор, изучение, анализ и использование материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии своего народа, а также других народов, проживающих на территории его малой родины.

Таким образом, молодые люди постепенно в практике реального общения открывают для себя сходства и различия с другими народами, знакомятся с разными этнокультурами, учатся жить в обществе, где образуются новые культурные конгломераты.

· ознакомление с историей и традициями собственного народа;

· ознакомление с историей и традициями народов, составляющих этнокультурное окружение;

· возрождение традиционных промыслов и ремесел;

· популяризация творчества, изучение обрядов и игр народов;

· анализ и выявление общего, частного и особенного в культуре, традициях и истории народов, проживающих на единой территории.

Поиск эффективных путей этнической ориентации личности привел к определению сущностной роли образовательной системы вообще и системы обучения в школе в частности. Модели этнокультурной адаптивности личности, ее гармонизации с окружающим миром строятся на принципах этнокультурного воздействия, которое организуется в высшем учебном заведении путем разработки и внедрения этнокультурных педагогических технологий.

Содержательная сущность работы определяется этнопедагогическим воспитанием и использованием обычаев и традиций воспитательного опыта, знакомством с рукодельными ремеслами и художественно-изобразительным, устным народным творчеством. На этой этнической площадке студенты не изолируется в избранном фрагменте этнокультуры: этнопедагогические механизмы и методика овладения навыками и умениями традиционной культуры призваны продемонстрировать ему возможности их использования в современном социально-культурном процессе. Этому способствуют:

Игровой принцип освоения информации, обращение к театрализации;

Осознанное следование принципам устного народного творчества: коллективность, импровизационность, вариативность и синкретизм;

Создание позитивного психологического реагирования на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей молодежи;

Регламентация проводимых мероприятий законами календарно-земледельческой и семейно-бытовой циклизации;

Работа над осознанием и освоением не только приуроченности мероприятия, но и его нравственно-эстетической ценности и практической обусловленности;

Открытость этнической эстетической модели, предполагающая опору на современные научные отрасли - культурологию, социологию, этнографию. Жибраева К. Этнокультурный подход к воспитанию[Текст]// № 3 (76).- 2010

Этнокультурное воспитание молодежи строится в соответствии с половозрастными особенностями данной возрастной группы и предусматривает использование совокупности воспитательного потенциала традиций русского народа и других народов, проживающих на территории Тверской области в наиболее адекватных формах, методах в различных сферах жизнедеятельности молодежи, в том числе в и культурно-досуговых учреждениях.

Успешная реализация процесса этнокультурного воспитания молодежи зависит от создания оптимальных социально - педагогических условий, связанных с согласованностью в воспитательной деятельности семьи, школы и конечно культурно-досуговых институтов; использованием многообразия традиционных национальных форм воспитательной работы; творческим участием в народных праздниках, и участием народных умельцев и мастеров в работе коллективов декоративно-прикладного творчества по национальным видам ремесел и спортивных секций; подготовкой родителей к этнокультурному воспитанию подростков в семье. Божедонова А.П. Этнокультурное воспитание школьников на традициях якутскогосельскогосоциума [Текст]: диссертация канд. пед. Наук/ А.П. Божедонова: РГБ ОД. - Москва. -2006.- 172 с. 61:07-13/833

Воспитательные задачи этнокультуры. Бондарева Н.А. Технология этнокультурного воспитания // Школа, 2001.-№5.-с.38-41.

Таблица № 1

Общечеловеческие ценности

Мировоззрение

Цели воспитания

Черты характера для становления как «идеал»

Черты характера для становления как «антиидеал»

ТРУД - основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность человека

Я - труженик и своим созидательный трудом обеспечиваю благополучие семьи и Родины.

трудолюбие, прилежность, дисциплинированность, ответственность, надежность, организованность, целеустремленность, настойчивость, инициативность, исполнительность, работоспособность, профессиональная гордость, уважение к мастерству

леность, безответственность; необязательность, беспечность, пассивность, нерешительность

КРАСОТА - фактор благополучия в мире, результат природосообразности и разумной духовной деятельности человека, средство его творческого развития

Я - ценитель и создатель красоты, которую понимаю, как высшую духовную ценность и фактор благополучия в мире.

эстетическое восприятие природы и человека, эстетика поведения, способность понимать гармонию и красоту, восприимчивость к прекрасному в жизни, отвержение безобразного, восхищение красотой

принятие и восхищение дисгармонией мира, безразличие, равнодушие к безобразному

ЧЕЛОВЕК - абсолютная ценность, ”мера всех вещей”, цель, средство и результат воспитания

Я - достойный человек, занимающийся своим духовным развитием.

оптимизм, организованность, самодисциплина, настойчивость, самоуверенность, самообразование, самосовершенствование, самокритичность, забота о психическом и физическом здоровье, опрятность

пессимизм, беспечность, слабохарактерность, растерянность, тупоумие, безразличие, необъективность, неряшливость, равнодушие по отношению к своему здоровью

ЗНАНИЕ - результат разнообразного, и, прежде всего, творческого труда. Знания ученика - критерий труда учителя

Я - образованный человек, стремящийся к разнообразному, созидательному и прежде всего творческому умственному и физическому труду

сообразительность, любознательность, старательность, настойчивость, инициативность, саморазвитие, оригинальность мышления, увлеченность, общая осведомленность, познавательный интерес

тугодумие, нерешительность, пассивность, банальность мышления, глупость, рассеянность, легкомыслие, безразличие

КУЛЬТУРА - великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так в особенности в духовной жизни людей

Я - культурный человек и значит хорошо знающий историю своего Отечества, культуру народа

деликатность, чуткость, вежливость, воспитанность, щедрость, тактичность, опрятность, отзывчивость, образованность, интеллигентность, доброжелательность, гостеприимство, искренность, терпеливость

скупость, жадность, бестактность, неряшливость, равнодушие, лицемерие злобность, лживость грубость, несдержанность

ОТЕЧЕСТВО - единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками

Я - россиянин, патриот своей Родины, ее защитник и постараюсь своим добрым трудим принести пользу Отечеству.

патриотизм, чувство долга, активность, порядочность, благородство, смелость, отвага, скромность, свободолюбие, практичность, деловитость, ответственность, демократичность, гордость, достоинство, мужество

подлость, предательство, трусость, хвастливость, зазнайство, тщеславие, раболепство, робость, женственность (у мальчиков), тиранство, беспечность, услужливость

СЕМЬЯ - начальная структурная единица общества, естественная среда

Я - семьянин, продолжатель прогрессивных традиций своих предков, хранитель этнокультурных ценностей своего семейного рода.

женственность (у дев.), нежность, честность, щедрость, хозяйственность, искренность, коллективизм, гостеприимство, доброжелательность, заботливость, трудолюбие

скупость, жадность, лицемерие, хитрость, эгоизм, суровость (у дев.), агрессивность, грубость, неряшливость, эгоизм

ЗЕМЛЯ - общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века Земля людей и живой природы

Я - землянин, хранитель и защитник земли людей, моих родных и живой природы.

заботливость, внимательность, обеспокоенность, бережливость, порядочность, благородство, нравственность, духовность

равнодушие безответственность, беспечность, черствость, недальновидность

МИР - покой и согласие между людьми, народами, государствами, главное условие существования Земли и человечества

Я - миролюбивый человек, стремящийся к покою и согласию между людьми, народами и государствами.

миролюбивость, умение идти на компромисс, доброжелательность, терпеливость, доброта, искренность, сострадание, сопереживание, отзывчивость, деликатность, тактичность, воспитанность, честность, справедливость

придирчивость, мелочность, злобность, лживость, черствость, невнимательность, бестактность, аморальность

Рассмотрев все аспекты этнокультурного воспитания можно сделать следующие выводы: этнокультурное воспитание - это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.



Рисунок 1 Структурно-функциональная модель этнокультурного воспитания молодежи в культурно-досуговых учреждениях посредством национальных праздников

Этнокультурное воспитание определяется введением в воспитательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у молодежи интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.