Формула любви: как построить идеальный союз. Совершенная любовь — это совершенное самоотречение. Св.царица Александра Федоровна

Совершенная любовь , говорит Иоанн, изгоняет страх, ведь совершенство - это верная любовь человека.

Заметки на Кафолические послания.

Свт. Лев Великий

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Итак, не была другой истина, в которую надо было вникнуть, и не другим учение, которое следовало проповедовать, но надлежало, чтобы способность тех, кто обучался, увеличилась, и увеличилась твердость той любви, которая гонит всякий страх наружу и не боится ярости преследователей.

Проповеди 76.

Прп. Авва Дорофей

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Святый Иоанн говорит в соборных посланиях своих: . Что хочет сказать нам чрез сие святой (Апостол)? О какой любви говорит он нам, и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в Псалме: бойтеся Господа вси святии Его (Псал.33:10) , и много других подобных изречений находим мы в божественных Писаниях. И так, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святый Иоанн говорит: совершенна любы вон изгоняет страх ? Святый хочет нам показать этим, что есть два страха: один первоначальный, а другой совершенный, и что один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть (страх) святых совершенных, достигших в меру совершенной любви. Например: кто исполняет волю Божию по страху мук, тот, как мы сказали, еще новоначальный: ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему; сей знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит: быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь, которую Святый называет совершенною. И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковой боится Бога, и исполняет волю Божию уже не по (страху) наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений; но потому что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, вон изгоняет первоначальный страх: посему-то Апостол и говорит: совершенна любы вон изгоняет страх .

Однако невозможно достигнуть совершенного страха (иначе), как только первоначальным страхом. Ибо трояким образом, как говорит Василий Великий, можем мы угодить Богу: или благоугождаем Ему, боясь муки, и тогда (находимся) в состоянии раба; или ища награды, исполняем повеления Божии, ради собственной пользы, и посему уподобляемся наемникам; или делаем добро ради самого добра, и (тогда) мы находимся в состоянии сына. Ибо сын, когда приходит в совершенный возраст и в разум, исполняет волю отца своего не потому, что боится быть наказанным, и не для того, чтобы получить от него награду, но собственно потому и хранит к нему особенную любовь и подобающее отцу почтение, что любит его, и уверен, что все имение отца принадлежит и ему. Таковой сподобляется услышать: уже неси раб, но сын и наследник Божий Иисус Христом (Гал. 4:7) . Таковой уже не боится, как мы сказали, Бога, конечно тем первоначальным страхом, но любит Его, как и святый Антоний говорил: я уже не боюсь Бога, но люблю Его. И Господь, сказав Аврааму, когда он привел для жертвоприношения Ему сына своего: (Быт. 22:12) , сим означил тот совершенный страх, который рождается от любви. Ибо (иначе) как бы он сказал: ныне познах , когда (Авраам) уже сделал столько из послушания Богу, - оставил все свое, и переселился в чуждую землю, к народу служившему идолам, где не было и следа Богопочитания, и сверх (всего) этого навел (на него Бог) такое страшное искушение - жертвоприношение сына, и после сего сказал ему: ныне познах, яко боишися ты Бога . Очевидно, что Он говорил здесь о совершенном страхе, свойственном святым, которые уже не по страху мучения и не для получения награды исполняют волю Божию, но любя Бога, как мы многократно говорили, боятся сделать что-либо против воли Бога, ими любимого. Посему-то и говорит (Апостол): любы вон изгоняет страх ; ибо они уже не по страху действуют, но боятся, потому что любят. В сем состоит совершенный страх.

Поучение 4. О страхе Божием.

Прп. Макарий Великий

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Посему и приходят явные скорби, дабы мы, хотя бы через них, снова обратились к благочестию. Младенцы ищут Бога, боясь земной опасности, а преуспевающие держатся стремлением, ибо совершенная любовь изгоняет страх .

В сравнении с той любовью, которая совершенна, эти дарования [говорение языками и тому подобное] еще частичны. И кто пребывает на этой ступени, если будет в небрежении, то случается, что и падет. А кто имеет любовь, тот не может падать. Сказываю же тебе о людях, которых видел, что имели они все дарования и соделались причастниками Духа, но, не достигнув совершенной любви, падали.

Слово.

Прп. Максим Исповедник

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Вопрос : Если боящийся не совершен в любви , то почему несть лишения боящымся Его (Пс. 33:10) ? Если нет лишения, то ясно, что [боящийся] совершенен. Каким же образом боящийся не совершенен ?

Ответ : Прекрасное благочиние Божественных Писаний, определяя по спасительному законоположению Духа степени тех, кто от внешней множественности страстей направляется к Божественному Единству, называет «боящимися» вводимых [в благочестие] и пребывающих еще преддверии божественного храма добродетелей; стяжавших же соответствующий навык в добродетельных помыслах и нравах обычно называет «преуспевающими»; а достигших уже умозрительным путем самой вершины проявляющейся в добродетелях Истины нарицает «совершенными». Итак, ни боящийся Господа, всецело отвратившийся от ветхого жития в тлении страстей и из страха [Божия] предавший всё свое душевное расположение божественным повелениям, не лишен ни одного из благ, приличествующих вводимым [в благочестие], хотя он еще не приобрел навыка в добродетелях и не сделался причастником мудрости, проповедуемой между совершенными (1 Кор. 2:6) ; ни преуспевающий не лишен ни одного из благ, относящихся к его степени, хотя он и не стяжал еще самого ведения божественных [тайн], отличающего совершенных.

Опять же те, которые мужественно проходят деятельное любомудрие как не освободившие еще душу от страха и памятования о будущих божественных наказаниях, пусть будут признаваемы нами за «боящихся», которые, согласно блаженному Давиду, нисколько не лишены того, что необходимо для борьбы за истину с супротивной силой, хотя им и не хватает дарованных свыше и распространяющихся в уме таинственных созерцаний, [свойственных] совершенным. А удостоившиеся уже мистическим образом созерцательного богословия, очистившие ум от всякого материального представления и носящие безукоризненный образ и подобие божественной красоты пусть будут для нас «возлюбленными».

Итак, согласно блаженному Давиду, боящимся (как «боящимся») несть лишения , хотя «боящийся» и не обладает полнотой и совершенством непосредственного единения со Словом, наравне с «любящими» Господа. Ибо каждый в своем порядке (1 Кор. 15:23) и в определенной для него обители имеет совершенство, хотя один по сравнению с другим и бывает более возвышенным по качеству или количеству духовного возмужания.

Поскольку же страх бывает двояким, по написанному: бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10:28) , и: страх Господень чист, пребываяй в век века (Пс. 18:10) , и: велий и страшен есть над всеми окрестными Его (Пс. 88:8) , то должно исследовать, как любовь изгоняет страх , если он пребываяй в век века, а также как Бог пребудет в беспредельные века страшным для всех, кто окрест Его?

Или лучше: поскольку страх, как я сказал, бывает двояким, один - чистым, другой - нечистым, то, значит, тот страх, который, будучи нечистым, возникает при проступках и в ожидании наказания, имеет причиной своего происхождения грех, а поэтому не пребудет всегда, уничтожаемый вместе с грехом через покаяние; чистый же страх, всегда возникающий независимо от памятования при проступках, не уничтожается никогда. Потому что он каким-то сущностным образом был внедрен Богом в тварь, делая явной для всех естественную досточтимость Его превосходства, превышающего всякое царство и силу. Поэтому тот, кто не боится Бога как Судью и не благоговеет пред Ним по причине преизбыточествующего превосходства [Его] беспредельной силы, справедливо не имеет лишения, будучи совершенным в любви, хотя и с благоговейным страхом и подобающим преклонением любит Бога. Такой человек стяжал страх, пребывающий в век века, и ему несть лишения ни в чем.

Таким образом, созвучны друг с другом пророк и Евангелист: один, говоря, что несть лишения боящимся Господа чистым страхом, а другой - что боящийся Его как Судью вследствие загрязненной совести не совершенен в любви . Согласно такому пониманию, Бог является страшным для всех, кто окрест Его, как бы примешивая страх к любви у тех, кто любит Его и окажется окрест Его. Ибо любви самой по себе, без страха, присуще становиться презрением, как то часто бывает, если близость, естественно рождаемая ею, не сдерживается уздой страха.

Если угодно, исследуем и что значит окрест Его (Пс. 88:8) . Окружаемый имеет окружающих его. Поскольку же Господь имеет окружающих [Его], то под «находящимися позади» будем подразумевать тех, которые путем заповедей и в соответствии с деятельной добродетелью безупречно пошли за Господом Богом; под «находящимися слева» - успешно осуществляющих естественное созерцание в духе с помощью благочестивого постижения судов [Божиих], ибо Книга Притчей Соломоновых говорит о мудрости: В шуйце же ея богатство и слава (Притч. 3:16) ; под «находящиеся справа» - тех, кто воспринял чистое от чувственного мечтания и нематериальное ведение умопостигаемых [существ], ибо лета жизни в деснице ея (там же); под «находящимися спереди» - тех, кто в силу преизбыточествующего и духовно-страстного влечения к божественной Красоте удостоился наслаждения [созерцать Бога] лицем к лицу.

Если же в этом выражении содержится другой, более возвышенный глубокий смысл, то он доступен вам и подобным вам божественным мужам.

Вопросоответы к Фалассию.

Первый страх любовь совершенная изгоняет вон из души, ее стяжавшей, и не боящейся уже муки; а второй, как сказано, она всегда имеет сопряженным с собою. Первому приличествуют следующие слова Писания: страхом Господним уклоняется всяк от зла (Притч. 15:27) ; и: начало премудрости страх – Господень (Притч. 1:7) ; ко второму: страх Господень чист пребываяй в век века (Пс. 18:10) ; и: несть лишения боящимся Его (Пс. 33:10) .

Тот еще не имеет бесстрастия, кто в случае искушения, не может оставить без внимания погрешность друга, в самом ли деле она есть за ним, или только кажется, что есть. Ибо скрывающиеся в душе такого страсти, возбуждаясь, ослепляют ум и не дают усмотреть лучи истины и различить доброе от худого. Не следует ли положить, что таковой не стяжал еще и совершенной любви, изгоняющей вон страх суда.

Главы о любви.

Прп. Иустин (Попович)

страха несть в любви, но совершенна любы вон изгоняет страх, яко страх муку имать: бояйся же не совершися в любви

Через все нас ведет и во всем нас держит Божественная Христова любовь. Только с ней у нас нет страха. Нас не страшит ни смерть, ни грех, ни дьявол, ни мучения, ни несчастия.

В Божественной любви присутствуют все Божественные силы Христа, и если они имеются, то что нас может устрашить? Может быть, смерть или грех, или, может, ад и все силы зла? Ничего из всего этого. Эта любовь, всегда совершенная, если есть в нас, то она изгоняет всякий страх из нас. Поэтому христиане и являются единственными истинными героями в мире, единственными бесстрашными победителями всего “страшного”, всего земного. Только один путь существует, которым любовь Христова печатлеется в нас неизгладимо и глубоко. И этот путь составляют все евангельские добродетели. Евангельская любовь развивается, живет и совершенствуется только посредством остальных евангельских добродетелей: молитвы, поста, праведности, смиренномудрия, надежды и веры. Это путь, который выводит и рождает совершенную любовь. Поэтому святой Иоанн Богослов благовествует: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Он истинно говорит. Значит, если ты не хочешь иметь страх, прежде реши, обладаешь ли ты уже совершенной любовью , которая изгоняет страх . Если же страх исключается до достижения этого совершенства, то надмевает гордость, а не назидает любовь.

Проповеди.

Блж. Феофилакт Болгарский

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Еп. Михаил (Лузин)

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

В любви нет страха и проч.: все изречение этого стиха составляет как бы апостольское толкование изречения предшествующего стиха - совершенство любви до дерзновения в день суда, или даже одного слова - дерзновение . Страх есть в этом смысле понятие, противоположное понятию дерзновения , так как страх заключает в себе понятие муки или мучения, которое совершенно противно понятию любви; страх и любовь - понятия несовместимые. Если любящий брата своего, пребывая в Боге, достигает такого совершенства любви , что имеет дерзновение пред Богом в день суда , то душе его не может быть причастен никакой страх, так как любовь изгоняет из души страх. Есть страх рабский, есть страх сыновний. Апостол говорит именно о страхе рабском, который противоположен любви; этот страх возбуждается ожиданием наказания, и потому он заключает в себе муку, или мучение. Этот страх исключается любовию, но ею отнюдь не исключается страх сыновний, или то безболезненное и приятное чувство бдительного внимания к себе и опасения, как бы не сделать чего неугодного Богу. Совершенная любовь освобождает душу от этого рабского страха и вселяет в нее мир и покой и надежду дерзновения, - это высшее состояние счастия человека на земле. - «Основываясь на словах Давида: бойтесь Господа, все святые Его (Пс. 33:10) , иные спросят: как теперь Иоанн говорит, что совершенная любовь изгоняет страх? Неужели святые Божии так несовершенны в любви, что им заповедуется бояться? Отвечаем: страх - двоякого рода. Один - предначинательный, к которому примешивается мучение. Человек, совершивший худые дела, приступает к Богу с боязнию и приступает для того, чтобы не быть наказанным. Это - страх предначинательный. Другой страх - совершенный. Этот страх свободен от всякой боязни, почему и называется чистым и пребывающим в век века (Пс. 18:10) . Что же это за страх и почему совершенный? - Потому, что имеющий его совершенно восхищен любовию и всячески старается о том, чтобы у него ничего не недоставало такого, что сильно любящий должен сделать для любимого» (Феофилакт). - В страхе есть мучение : неприятное, тягостное, болезненное чувство и мучительное; это как бы предвкушение будущего мучения грешника, тогда как любовь - предвкушение сладостного, светлого, райского состояния. - Боящийся несовершен в любви : кто боится Бога, как раб строгого господина, тот очевидно не имеет сыновней искренней любви и преданности Богу и очевидно несовершен в любви к Богу.

Толковый Апостол.

Мы живем в двадцать первом веке, веке компьютерных технологий и стремительно развивающегося прогресса, но, к сожалению, утратившем многие духовные ценности и понятия, в том числе понятие об истинной любви.

Библия открывает нам любовь Божью к падшему человеку, любовь совершенную и безусловную: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел » (Ин.3:16). В греческом языке, на котором был написан Новый Завет, есть три слова со значением любовь. Во-первых, слово «эрос» обозначает страстную любовь (Греко-русский словарь А.Д.Вейсмана), эта любовь проявляется у мужчины к женщине. Во-вторых, слово «филео» обозначает любить, т. е. относиться по-дружески, испытывать привязанность, питать чувства (Греческий лексикон Стронга). Слово «филео» характеризует любовь к своим близким и родным, а также привязанность и наклонность человека, например, слово «философия» значит любовь к мудрости.

Для описания любви Божьей авторы Нового Завета использовали третье слово — «агапе», которое включает в себя понятие жертвенной, неизменной, совершенной любви. Независимо от поступков любимого любящий Бог никогда не позволит себе пожелать человеку ничего иного, кроме высочайшего блага.

В любви Божьей мы видим сердечное желание Господа спасти погибающего человека, который пренебрегает Словом Божьим и враждует с Богом своими делами. Эта любовь побудила Бога сделать то, что не смог бы сделать ни один отец — пожертвовать Сыном ради спасения заблудших грешников. «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Ин.4:10). «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис.53:5-6).

Иисус Христос — это воплощение любви Божьей. Вся Его жизнь была бескорыстным служением человечеству. Мотивом всех его действий и поступков было желание блага погибающим людям. Он исцелял больных, кормил голодных, часто общался со сборщиками податей и грешниками, приходил к ним в дома и ел с ними. Поэтому о Нем говорили: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф.11:19). Эту несправедливую оценку Иисус получил от тех, кто считал, что общение с грешниками оскверняет праведника. Но Иисус заботился о спасении людей, а не о собственном авторитете и признании со стороны духовных лидеров Израиля. На такую критику Он отвечал: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк.2:17). Он говорил, что для Господа каждая потерянная душа подобна пропавшей овце, которую пастух идет искать, оставляя девяносто девять овец в пустыне (Лк.15:1-7).

Свой земной путь Христос закончил мученической смертью на Голгофском Кресте. Он добровольно отдал Свою жизнь для нашего искупления:

«…Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин.10:17-18). «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою…» (1Ин.3:16).

Любовь Божия стала для нас великим откровением, вызывающим у нас восхищение, она «излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5:5).

Священное Писание призывает нас, познавших эту любовь: «Достигайте любви» (1Кор.14:1), той любви, о которой написано:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4-7).

Мы по своей человеческой природе не способны к такой любви, но живущий в нашем сердце Христос может любить. Бог желает, чтобы в нас изобразился Иисус Христос, изобразилась Его любовь: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим.8:29). Поэтому нам нужно искать в Нем этой совершенной любви («агапе»), которая побуждала бы нас заботиться о людях и служить им, как это делал Иисус.

Однажды Господу задали вопрос: «Кто мой ближний, которого я должен любить?»

«На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк.10:30-37). Многие из нас могут увидеть в этой притче себя, лежащего на обочине, избитого и израненного грехом, увидеть Иисуса, Который сжалился над нами и не прошел мимо. Он исцелил наше разбитое сердце и подарил спасение и новую жизнь. В этой притче мы слышим призыв Иисуса: «иди, и ты поступай так же» . Но, к сожалению, многие христиане бывают похожи на священника и левита: у них слишком много своих проблем, чтобы замечать нужды других людей. Они очень заняты собой, и им некогда обратить внимание на человека, лежащего на обочине, который нуждается в их помощи. От него может плохо пахнуть. А вдруг он обманывает и ворует? И христиане предпочитают с ним не связываться. Но Иисус так не делал. Он не гнушался даже прокаженными, и когда они обращались к Нему, очищал их от проказы. Я думаю, что в глазах Божьих мы выглядели не намного лучше, чем этот человек, лежащий на обочине, однако Бог не лишил нас милости. Почему же мы бываем так равнодушны и жестокосердны?

Мы часто молимся о пробуждении, ищем того, чтобы Бог исполнял нас Духом Святым и Его силой, но забываем, что Господь дает пробуждение и наполняет Духом Своим не для того, чтобы мы хорошо себя почувствовали, но чтобы служили людям. Иисус сказал о Духе Святом так: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк.4:18-19). И еще: «…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями…» (Деян.1:8).

Апостол Петр, видевший вместе с Иоанном и Иаковом преображение Господне, выразил свое желание остаться на горе и видеть славу Божью: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк.9:33). Петру нравилось быть в присутствии славы Господней, но он не осознавал тогда, что нужно спускаться вниз в долину, где множество потерянных и погибающих душ, которые нуждаются в Иисусе.

Сегодня на нас, как на Церкви лежит ответственность за живущих вокруг нас несчастных людей, познавших в своей жизни разрушительную силу греха, не знающих Господа и Его любви. Бог хочет, «чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). Любовь (агапе) к людям — это не недостижимая цель. Пребывая в присутствии Божьем, поддерживая через веру постоянные отношения с Иисусом, мы сможем научиться любить грешников и станем похожими на Христа. «…Христос в вас, упование славы» (Кол.1:27). «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе...», «потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил.2:5,13).

Бог, спасая грешников, в Своем чудном провидении хочет использовать каждого из нас. Давайте скажем Богу: «вот я, пошли меня» (Ис.6:8).

Максим Черных,

пресвитер, г.Кировск, Мурманской обл.

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин.4:18).

Если идет речь о совершенной любви, значит, она бывает и несовершенной. Оказывается, любовь имеет много измерений, о чем мы уже говорили, рассматривая молитву, записанную в Еф.3:14-19.

Совершенная любовь изгоняет страх и не только страх. Любая проблема, которая еще не решена в вашей жизни указывает на недостаток познания Божьей любви. Когда вы наполнитесь Любовью, уйдут страхи, болезни, разочарования…

Впрочем, они уходят не без сопротивления. Очень важна наша активная позиция. Я верю, что Господь уже все мне даровал: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф.1:3). В послании к Ефесянам великий апостол многократно повторяет важнейшую истину – Господь уже все нам даровал! Последнее слово Господа на Кресте было «СОВЕРШИЛОСЬ». Значит, все что зависело от Бога, Он уже совершил.

Мне не надо просить у Господа сделать для меня что-то особенное. Мне надо суметь верой принять то, что уже по истине мое во Христе. Именно поэтому апостол учит нас не просить Бога об исцелении, финансовом благословении или о чем-то еще, но молиться о премудрости и откровении, чтобы знать и верить, какое богатство и какая сила нам уже даны в возрожденном духе (см. Еф. 1:17-23).

Я не согласен с болезнями, которые иногда атакуют мое тело или с депрессиями, которые пытаются войти в мой разум, потому что Господь уже даровал мне силу для исцеления и радость. Когда я запрещаю болезням, начинается борьба веры, которая побеждает если я не сдаю свои позиции. Так исполняется обещание Иисуса: «познаете истину, и истина сделает вас свободными » (Ин.8:32).

Истина в том, что мне уже все дано, поэтому если я ее не просто знаю, а активно сопротивляюсь всему тому, что ей противоречит (болезням, страхам, депрессиям и пр.) тогда и только тогда истина делает меня свободным!

Как именно бороться? Мне всегда помогает молитва на иных языках. Я верю, что в такой молитве мой дух напрямую обращается к Богу и моя душа получает связь с духом, в котором уже есть все ответы. Молитва на языках назидает веру (Иуд. 20), а вера необходима, чтобы принимать благодать. Также через молитву на языках приходят откровения о препятствиях, которые надо устранить, чтобы ответ из духовного мира появился в материальном.

Мотивацию для борьбы дает именно любовь Небесного Отца и вера в обещания Слова Божьего. Например, меня вдохновляет такое обетование: «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак покоритесь Богу; противостаньте дьяволу, и убежит от вас» (Иак.4:5-7). Если даже дьявол должен бежать, то тем более какие-то болезни, немощи и проблемы!

В третьей главе того же послания к Ефесянам находится молитва об исполнении любовью – одна из немногих молитв, записанных в Новом Завете: «Поэтому преклоняю колени мои пред Отцом, от Которого получает имя всякое отцовство на небесах и на земле, чтобы дал Он вам по богатству славы Своей быть могущественно укрепленными Духом Его во внутреннем человеке так, чтобы вселился Христос в сердца ваши чрез веру, и вы были укоренены и утверждены в любви, чтобы вы могли постигнуть со всеми святыми, что — широта, и долгота, и высота и глубина (любви Христа — АБ), и познать превышающую познание любовь Христа, чтобы вы были исполнены всей полнотою Божией» (Еф.3:14-19 КАС).

Фокусом этой молитвы является Божья любовь. Нам нужно содействие Святого Духа, что укореняться и утверждаться в любви. Вместе со всеми возрожденными людьми мы можем постигать разные измерения Любви. То, что познали мы – лишь поверхность, а можно и нужно углубляться в нее бесконечно.

Заметим, что только вместе мы можем иметь успех. Только со всеми святыми во Христе мы можем открывать новые измерения Любви. Мы нужны друг другу такие, как мы есть в том числе и с нашими несовершенствами. Слава Богу за Его Церковь!

Как можно познать превышающую познание любовь? Очевидно, что апостол имеет ввиду опытный, а не ментальный уровень познания. На личном опыте мы можем узнавать то, что никогда не постичь нашему ограниченному сознанию.

Когда мы погружаемся в Любовь, приходит исполнение всей полнотой Бога. Фактически на любую нужду мы можем найти ответ в Божьей любви. Можно сказать так: если какая-то нужда остается в нашей жизни – это значит, что мы еще не познали какого-то измерения Божьей любви. Когда мы его познаем, придет вся полнота!

Любовь можно сравнить с бесценным бриллиантом, огранкой которого занимался Сам Господь. Каждая грань этого сокровища отточена до идеала. Сходя сверху на человека, любовь дает место в сердце всему остальному, без чего жизнь теряет краски. Поэтому любить – значит реализовывать свое желание и право быть счастливым. Любовь нежна и трепетна. Говорить о ней можно языком поэзии или языком богословия. Прислушайтесь к словам, которые мы подобрали для вас в этом разделе. Они о любви. О ней сказано много, но каждый раз струны души звучат по-другому.

Любовь – это когда не нужны слова. Когда в тишине и безмолвии ощущаешь родную близость человека, который рядом – друга, матери, ребенка, любимой или любимого, просто человека, который вдруг оказался рядом. Произошло какое-то слияние душ, сверхземное чувство, парящее, трепетное, теплое, нежное… Без него мир просто не мог бы существовать.

В сегодняшнем мире, где все вверх тормашками и идет вразброд, великое счастье встретить любовь. Это человеческое состояние очень многолико. Мы любим Бога, своих родных и близких, человека, с которым решили связать судьбу. Любовь начинается там и тогда, когда мы глядим на другого сердцем и умиляемся той красоте, которую открывает нам Господь. Это восприятие происходит не осязаемо, а где-то в глубине души, за пределами эмоций. Люди любят потому, что в какой-то момент они увидели то, чего раньше не замечали или очень долго искали и вдруг нашли. Любовь – это беспредельное страдание от того, что дорогой сердцу человек несовершенен, и, в то же время ликование от того, насколько он прекрасен. Любящий видит красоту, ненавидящий – пороки и изъяны.

Настоящая любовь – это не простое удовольствие. Она возлагает на человека много обязанностей, одновременно окрыляя и обременяя. Стремление творить и отдавать, ощущая при этом полноту жизни – вот, пожалуй, главное качество любви. Причем отдавать искренне без ропота, без тени недовольства. Так, как это делают матери, любовь которых не знает пределов, она самая искренняя, наиболее жертвенная. Мать не просто любит свое дитя. Она любит его больше, чем саму себя. Ей не страшно ничего, потому что настоящая любовь изгоняет страх.

А достигает любовь своей вершины в таинстве брака. Но к двум неравнодушным друг к другу людям она не приходит сразу. Отношения, которые завязываются между ними, можно назвать влюбленностью, увлечением и даже страстью. Но необходимо время, чтобы оно смогло трансформироваться в любовь. Впервые встретившись, люди видят друг друга такими, какими сотворил их Бог. Поэтому и существует мнение, что это, самое первое впечатление о другом самое правдивое. Уже потом, когда с глаз и сердца спадает эта ангельская пелена, человек начинает смотреть на своего спутника сквозь призму собственных пороков. Чем чище он сам, тем больше у него любви к другому. Если влюбленность слепа, то любовь, наоборот, зряча. Видя недостатки любимого, другой пытается вести себя так, чтобы изменить его к лучшему. По тому, насколько счастлив в паре человек, можно судить о мере любви его партнера.

Наверное, самая красивая цитата про любовь сказана когда-то давно апостолом Павлом: "Любовь милосердствует, не завидует, долготерпит, не гордится, не превозносится, не раздражается, не ищет своего… Она все покрывает, всего надеется, всему верит, все переносит. Она никогда не перестает". Как же хочется, чтобы именно такая любовь восторжествовала в сердце. Очень верится, что подборка красивых слов о любви затронет нежные струны души каждого, кто проникнется их глубоким смыслом.


«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви» (1 Иоанна 4:18).

Раньше я неправильно понимала этот стих. Я думала, в этом стихе говорится, что если я смогу проявлять к людям совершенную любовь, в моей жизни не будет места страху. Я усердно пыталась любить других, но у меня ничего не получалось. Я даже чуть-чуть не могла любить их, не говоря о том, чтобы любить совершенно!

В моей жизни было очень много страха - страха, который проявлялся в неуверенности в себе и различных сомнениях. Боящийся человек волнуется и переживает о многом: о прошлом, о будущем, о деньгах, о мнении других людей и т.д. Эти мысли постоянно преследуют человека, мучая и лишая сил. В 1 Иоанна 4:18 так и написано: «В страхе есть мучение».

Существует множество нечистых духов, которых сатана использует для того, чтобы лишать людей счастья, и я думаю, что страх – самый главный из них. Страх является корнем большинства проблем, которые лишают нас радости. Например, если мы неуютно чувствуем себя с какими-то людьми, то обычно это вызвано страхом, что эти люди о нас думают. Если мы стараемся сохранять контроль над ситуацией и ради этого вступаем в соперничество, то, скорее всего, это вызвано тем, что мы опасаемся стать уязвимыми, если не будем контролировать всё происходящее с нами.

Кто управляет?

Многие стремятся управлять людьми, обстоятельствами и даже Богом. Но это невозможно. Из-за страха я на протяжении многих лет стремилась контролировать всё и всех. Я боялась оказаться уязвимой, потому что в прошлом меня очень много обижали. Я ещё не знала, что совершенная любовь изгоняет страх. Я старалась управлять всем происходящим: быть великим дирижёром оркестра своей жизни. Дух Святой желает управлять и руководить нами. Если мы позволим Ему, Он поведёт нас к великим благословениям. Мы должны позволить Святому Духу управлять нашей жизнью, и мы должны понять, что ни в коем случае нельзя пытаться управлять другими людьми. Сатана манипулирует людьми, чтобы добиться своего, но для Божьих детей манипуляции – неприемлемый метод.

Мы должны уповать на Бога, в молитве просить о том, чего желаем, и верить, что Он даст нам самое лучшее в подходящее время. Этому трудно научиться из-за того, что опыт отношений с людьми приучил нас никому не доверять. Мы должны понять, что Бог не такой как люди. Люди несовершенны, и даже те, кто старается никому не причинять боль, иногда становятся причиной чьих-то страданий. Как несовершенные люди могут любить нас совершенной любовью? Если бы они действительно могли любить нас совершенной любовью, у нас бы не было страха. Мы бы больше не боялись, что люди могут причинить нам боль и страдания.

Душевные страдания, вызванные отвержением, предательством, критикой и тому подобным, реальны, они приносят серьёзные проблемы, и мы всеми силами стараемся их избежать. Мне кажется, что всех людей можно разделить на две категории: это те, кто от страха закрывается в себе и живёт одинокой жизнью, избегая близких отношений; и те, кто поступает так, как когда-то поступала я. Такие люди хотят иметь с людьми здоровые, добрые отношения, но не могут их наладить из-за своих страхов.

Такие люди стремятся контролировать, манипулировать и часто злятся. В общем, в их жизни мало радости, но они даже не догадываются, почему у них ничего не получается. В своих поступках они больше руководствуются опытом прошлых страданий, чем истиной Божьего Слова.

Лекарство для неуверенных в себе

Неуверенность в себе распространяется в современном обществе подобно эпидемии. Есть очень много неуверенных в себе людей, которые пытаются развивать взаимоотношения с другими людьми, которые также страдают от неуверенности в себе. Такие взаимоотношения называют дисфункциональными, т.е. они не работают нормально, не приносят пользы, и, следовательно, бессмысленны.

Большинство детей воспитывались в дисфункциональных семьях. Эти дети выросли, но продолжают дисфункционировать, и каждое новое поколение лишь прибавляет проблем, таким образом дисфункциональность общества продолжает возрастать. Но есть тот, кто может решить и эту проблему. Его имя – Иисус Христос.

Когда Иисус сказал: «Я есмь путь» (см. Иоанна 14:6), Он не имел в виду только то, что Он – путь к Отцу и на небеса. Я считаю, Он имел в виду, что Он – путь из любых запутанных и сложных ситуаций.

Пригласите Иисуса в свою жизнь, и Он оздоровит её, восстановит и обновит ваши отношения с людьми. Иисус искупает и примиряет. Через Иисуса Христа наш Небесный Отец желает восстановить всё, что разрушено в нашей жизни.

Когда мы каемся, Он избавляет нас от вины за прошлое и полностью возмещает нам боль прошлых страданий. Да, Иисус – единственный путь.

Почему Иисус помогает нам в этом? Потому что Он есть любовь. Он любит нас. Он – дар Божьей любви к нам. Иисус является проявлением совершенной любви. Только совершенная любовь может изгнать страх. Мы должны стремиться обрести откровение о Его любви к нам.

Лишь немногие люди имеют глубокое откровение о Божьей любви. Бог побуждает меня сейчас сказать вам о том, что Он очень сильно любит вас. Эти слова могут показаться очень простыми, но нет ничего сильнее, во что вы могли бы поверить. Когда у нас нет сомнений в Его совершенной любви, страх теряет власть над нами.

Научитесь пребывать в Божьей любви

Слово «пребывать» означает жить, а не «гостить». Я не хожу в гости к себе домой, я живу дома. Мы должны научиться жить в Божьей любви. В 1-м послании Иоанна 4:16 говорится, что мы должны познать и осознать любовь, которой любит нас Бог. Знание о Его любви к нам не должно быть просто пониманием библейского факта, а реальностью, в которой мы пребываем каждодневно.

«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Иоанна 4:16).

Я так отчаянно стремилась обрести откровение о Божьей любви, что несколько лет назад начала записывать всё, что Бог сделал в моей жизни и что я считала проявлением Его любви. Я записывала всё до мелочей, и это помогло мне лучше осознавать Его любовь. Мне нужно было пребывать в Его любви, потому что я нуждалась в исцелении во многих сферах моей жизни. Я была не уверена в себе, боязлива, и я поняла: Божья любовь – это лучшее лекарство для неуверенных в себе людей.

Я записывала, когда люди делали мне подарки. Я записывала, когда я чувствовала расположение к себе. Я записывала, когда Бог отвечал на мои молитвы. Многое из того, что я записала, может показаться кому-то незначительным, но это помогло мне стать таким человеком, которым, как говорил Иисус, должен стать каждый из нас – доверчивым, любящим и смиренным.

Я верю, что Бог показывает нам Свою любовь каждый день различными способами, но потому что мы не научились осознавать Его любовь, мы не замечаем Его дел. И хотя Его любовь никогда не оставляет нас, мы не ощущаем её реальность. И из-за этого она не приносит нам столько пользы, сколько могла бы.

Молитва Павла о церкви, которая записана в Послании к Ефесянам, указывает на важность глубокого откровения о Божьей любви к нам. Павел мог бы молиться о чём угодно. Он мог бы молиться, чтобы у них было больше силы, больше чудес, больше власти над дьяволом, но Павел молился, чтобы церковь была глубже укоренена в Божьей любви.

Павел знал, что с этого начинается и на этом основывается всё остальное. Сила, чудеса, победа и власть основаны на нашей уверенности в Божьей любви к нам.

«(Да даст Бог вам) верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Ефесянам 3:17–19).

Этот отрывок Писания совершенно чётко говорит о том, что нам нужно пережить Его любовь – иметь не только интеллектуальное знание, но глубокое откровение. Мы должны быть укоренены в Его любви.

Страх перед бедностью

Существует великое множество страхов, но один из самых мучительных страхов, который поражает многих людей, – это страх перед бедностью. Люди боятся, что их нужды не будут восполнены, что Бог не придёт на помощь вовремя.

В Послании к Евреям 13:5–6 мы находим великое утешение для таких ситуаций. «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»

Может быть, сейчас вы оказались в ситуации, с которой никогда раньше не сталкивались. Может быть, на вас лежат обязанности, с которыми вам никогда раньше не приходилось справляться. Может быть, у вас есть потребности, на которые не хватает ваших ресурсов, и дух страха атакует вас мыслью, что вам из этого не выбраться. Вы можете чувствовать себя одинокими в этой ситуации, вам может казаться, что никому до вас нет дела, но помните – Бог печётся о вас!

Бог говорит, что мы должны быть довольными своими настоящими обстоятельствами, но это не значит, что мы не должны желать перемен. Мы должны быть довольными тем, что Иисус помнит о нас, Он слышит наши молитвы и никогда не подведёт нас. Мы должны научиться наслаждаться своей жизнью с Господом.

Бог всегда движется вперёд. Он никогда не стоит на месте. Даже когда кажется, что ничего не происходит в нашей жизни, Бог продолжает действовать за кулисами и работает над тем, что проявится в подходящий момент. Бог есть жизнь, а жизнь всегда наполнена движением. Мы должны развиваться, а иначе наша жизнь начинает напоминать «болото».

Возлюбленные, у Бога есть план для вашей жизни, и Он проявит Себя вовремя. Не бойтесь, Бог с вами и Он никогда не оставит и не покинет вас. Он не оставит вас без поддержки! Если вы будете нуждаться в финансовой поддержке, Он даст вам её. Если вы будете нуждаться в физической поддержке, Он будет подкреплять вас до тех пор, пока вы не почувствуете прилив сил. Если вам понадобится эмоциональная поддержка, Он утешит вас так, как может утешить только Святой Дух. Он будет питать и подкреплять вас во всех сферах вашей жизни. Бог за вас, Он не против вас. Сатана против вас, а Бог – за вас. И Бог сильнее сатаны!

Пусть ничто не отделит вас от Божьей любви

В Послании к Римлянам 8:35–39 говорится о трудностях и о том, как важно всегда пребывать в Божьей любви. За долгие годы христианской жизни я обнаружила, что Божья любовь поддерживает меня во времена сильных испытаний и стресса. В трудные времена сатана изо всех старается убедить вас, что Бог не любит вас, ведь если бы Он действительно любил вас, то этих трудностей не было бы, или Он бы сразу же избавил нас от них.

Когда меня одолевает страх, я вслух провозглашаю истину о Божьей любви ко мне. Советую вам несколько раз в день говорить: «Бог любит меня!» Не позволяйте дьяволу ослабить вашу уверенность в этой истине.

Во время атак дьявола мы должны облачаться в духовное всеоружие (Ефесянам 6). Один из элементов этого вооружения – пояс истины. В Расширенном переводе Библии говорится, что мы должны затянуть пояс истины во время нападения. Это значит, что во время испытаний мы должны крепче держаться за истины Божьего Слова.

Я хочу завершить эту статью словами из Послания к Римлянам 8:35–39, молюсь, чтобы они утешили вас прямо сейчас. «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обречённых на заклание. Но всё сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

Вы одержите победу, если не допустите, чтобы что-то отделило вас от Божьей любви.