Гигиена кожи у грудных и маленьких детей. Гигиена кожи ребенка и профилактика кожных заболевании

Title Личная гигиена детей дошкольного возраста
_Author
_Keywords

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.


Приходить в детский сад или школу с чистыми руками - это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад или школу больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители.


Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена - это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Когда ребенок бегает, прыгает и ему становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело.


Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать.
Каждое утро все дети должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером.


  1. К умыванию нужно подготовить мыло, полотенце и если нет крана и умывальника, то кувшин с водой и таз;
  2. Полотенце следует повесить на вешалку или гвоздик, а не накидывать себе на шею или плечи, т.к. на полотенце при умывании попадут брызги, и оно будет мокрым и грязным;
  3. Умываться лучше всего раздетым до пояса или в трусиках и майке;
  4. Сначала надо хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана или кувшина, но не в тазу. Руки следует намыливать один-два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей;
  5. Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши;
    После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем. У каждого ребенка должно быть свое полотенце.

Если полотенце, после того как им вытирались, остается чистым, значит, ребенок умылся хорошо.
Ребенок в 4 года должен научиться самостоятельно мыть лицо, уши, верхнюю часть груди и руки до локтя, а с 5 - 7-летнего возраста - обтираться до пояса. После умывания следует помочь ему хорошенько растереться полотенцем до ощущения приятной теплоты.


Перед сном необходимо мыть ноги потому, что на ногах особенно сильно потеет кожа и накапливается грязь. Редкое мытье ног, ношение грязных носков, чулок способствует появлению опрелостей и потертостей, а также предрасполагает к грибковым заболеваниям. По этой причине не рекомендуется надевать и мерить чужую обувь. В бане, бассейне, на пляже нужно надевать специальные тапочки.

После мытья ноги нужно тщательно вытирать специальным полотенцем. Чулки и носки менять не реже, чем через день. Дома переодевать домашние туфли или тапочки.

Водные процедуры утром и вечером перед сном имеют не только гигиеническое, но и закаливающее значение, хорошо влияют на нервную систему, способствуют быстрому засыпанию.
Все тело необходимо мыть не реже одного раза в неделю дома в ванне, под душем или в бане. Для того чтобы снять с кожи жир и грязь, мыться нужно обязательно теплой водой, натирать тело мочалкой с мылом. После мытья следует одеть чистое белье.

Очень тщательно нужно промывать волосы, т.к. на них и между ними накапливается много кожного жира, грязи и пыли. Легче ухаживать за короткими волосами: они лучше промываются. Поэтому желательно, чтобы мальчики стриглись коротко, особенно в летнее время. Девочкам, у которых длинные волосы, нужно мыть голову не реже одного раза в неделю, после мытья их тщательно расчесывать только своей и обязательно чистой расческой.

Требуют также ухода ногти на пальцах рук и ног. Один раз в 2 недели их необходимо аккуратно подстригать потому, что под длинными ногтями обычно скапливается грязь, удалить которую трудно. Кроме того, такими ногтями можно поцарапать кожу себе и окружающим. Грязные ногти - признак неаккуратного, неряшливого человека, который не соблюдает правил личной гигиены. Ни в коем случае ногти нельзя грызть!


Особенно важно следить за чистотой рук. Ребенку нужно объяснить, что руками он берет различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради, мячи, игрушки, гладит животных (кошек, собак), берется за дверные ручки, притрагивается к различным предметам (ручкам, цепочкам, крючкам и т.д.) в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая глазом и она остается на коже пальцев. Если брать немытыми руками продукты питания (хлеб, яблоки, конфеты и т.д.), то эта грязь попадает сначала в рот, а потом в организм. С грязью передаются различные болезни от больного человека здоровому. Поэтому нужно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после всякого загрязнения (уборка комнаты, работа в огороде, игра с животными и т.д.) и перед сном. Совершенно недопустимо брать пальцы в рот.


Каждый ребенок должен следить за чистотой зубов и ухаживать за ними, ибо зубы влияют на здоровье, настроение, мимику и поведение человека. Приятно видеть, как преображают человека красивые зубы и, наоборот, неприятное впечатление оставляет человек с гнилыми зубами.

Самой распространенной болезнью зубов является кариес - разрушение зуба с образованием в нем полости. При этом возникает сильная боль от приема холодной или горячей, кислой или соленой пищи. Если такой зуб не запломбировать вначале заболевания, то внутри зуба развивается сложный воспалительный процесс с поражением зубного нерва, корня и надкостницы. Кариозные зубы, как и другие очаги хронического воспаления могут быть причиной гайморита, тонзиллита, отита, менингита, а также ревматизма, бронхиальной астмы, болезней почек.


При наличии кариозных зубов пища попадает в желудок плохо пережеванная и мало пропитанная слюной. Такая пища механически раздражает стенки кишечника, желудка и медленнее переваривается. Возникают хронические гастриты, спастические колиты, боли в животе, запоры и др. Как правило, кариес наблюдается у детей старше 2 - 3 лет. Непосредственной причиной кариеса зубов является гниение остатков пищи, застревающей между зубами. В результате гнилостного брожения остатков пищи у детей возникает неприятный запах изо рта и начинается разрушение зубов. Развитию кариеса зубов благоприятствует деформация прикуса и нарушение зубного ряда.

Деформация прикуса часто развивается из-за привычки сосать пальцы или является следствием врожденной предрасположенности. Как же сохранить зубы ребенка здоровыми?

Детям нужно давать твердую пищу, чтобы для ее разжевывания потребовалась значительная работа зубов и челюстей с обеих сторон. Не старайтесь кормить детей с молочными зубами протертой пищей. Пусть грызут яблоки, репу, морковь и корки от хлеба. Энергичное жевание усиливает не только отделение слюны, но и приток крови к челюстям, улучшая их питание. При этом челюсти развиваются нормально, и постоянные зубы располагаются ровными рядами.


Важно своевременно начать уход за полостью рта и зубами ребенка. Родителям следует помнить, что уход за молочными зубами и их сохранение здоровыми до появления постоянных зубов также необходимы, как и уход за постоянными зубами, т.к. кариес молочных зубов вызывает разрушение постоянных.
Поэтому, как только у ребенка появились молочные зубы, следует после каждого кормления давать кипяченую воду, а более старших детей приучать полоскать рот после каждой еды.


Приучите чистить зубы утром и обязательно вечером перед сном.


Чистка зубов выполняется так: сначала нужно вымыть руки с мылом и хорошо промыть зубную щетку под струей воды; тщательно прополоскать рот водой комнатной температуры, затем на смоченную водой зубную щетку взять немного детской зубной пасты или порошка и чистить при сомкнутых зубах передние и боковые поверхности зубов, при этом щетка должна двигаться снизу вверх и обратно.

После этого ребенок должен открыть рот и чистить жевательную и внутреннюю поверхность зубов.

Заканчивают чистку зубов тщательным полосканием водой несколько раз, до тех пор, пока не останется частиц порошка или пасты.

При чистке зубов не следует щадить десны, даже если они немного кровоточат. Далее тщательно промыть зубную щетку, стряхнуть и поставить в стакан ручкой вниз, чтобы щетка хорошо просохла.


Хранить свою зубную щетку, пасту или порошок следует в чистоте, в определенном месте (на полочке, на подставке и т.п.).

Детей старшего дошкольного возраста и школьников нужно обучить приемам массажа десен: пальцем руки, вымытой с мылом, массируют движением сверху вниз для верхней челюсти, а для нижней челюсти - движениями снизу вверх. Движения пальца должны сочетаться с небольшим давлением на челюсть. Массаж десен очень полезен для зубов.

Однако чистка зубов и массаж десен не избавляют от неправильного расположения зубов и деформации челюстей. Исправить их может только специалист - врач стоматолог-ортодонт, к которому необходимо обращаться своевременно.

Очень важно устранить болезни, вызывающие затрудненное дыхание через нос, и не допускать дурных привычек, таких например, как сосать пальцы, грызть твердые предметы (карандаши, ручки, орехи, леденцы и т.п.). Для удаление частиц пищи, застрявшей в межзубных пространствах, нужно пользоваться зубочисткой. Ни в коем случае не применять для этого иголки и булавки. Не есть много сладкого. Побольше есть фруктов, овощей, черного хлеба, творога и пить молоко. Избегать резкого перехода от горячей пищи к холодной и наоборот. Два раза в год посещать зубного врача.

С раннего детства необходимо приучать ребенка обязательно пользоваться носовым платком. Он должен знать, что, кашляя и чихая из носоглотки, выделяется большое количество микробов и если не пользоваться платком, то с брызгами происходит заражение окружающих. Кроме того, если у ребенка нет носового платка, он втягивает в себя отделяемое из носа и проглатывает, что крайне вредно.
Ребенок должен иметь отдельный платок для носа и отдельный для глаз (особенно во время простуды), во избежание попадания инфекции из носа на глаза и наоборот.

Платки должны быть чистыми. Менять их необходимо ежедневно, даже если они не использованы. Вытирать рот, лицо или перевязывать царапину нужно только чистым платком.

Начиная пользоваться носовым платком его нужно полностью развернуть и сморкаться в середину, освобождая сначала одну ноздрю, а потом другую. Потом платок нужно свернуть использованной частью внутрь, не комкать, но и не складывать. Дело в том, что если использованный, например, для носа платок сложить, то можно забыть, что он использован, и через некоторое время воспользоваться им как чистым. Это опасно, т.к. инфекция с платка может попасть на глаза, кожу, губы и т.д., вызывая такие заболевания как конъюнктивит, герпес, стоматит и т.п.

Не разрешайте детям вытирать нос пальцами, тереть руками глаза, брать пальцы в рот.

Возмутительно и совершенно недопустимо, когда взрослые люди плюют и сморкаются "в два пальца" на улице, а потом вытирают грязные руки об одежду или окружающие предметы, чем распространяют инфекцию и вызывают омерзение!

Старайтесь, чтобы Ваши дети не пили из стаканов или кружек, которыми пользовались много людей, а использовали разовые стаканчики. Но если такой возможности нет, то Вы всегда должны помнить, что общий стакан или кружку нужно хорошо вымыть, прежде чем пить из них. Особенно важно хорошо вымыть края, так как к ним прикасаются губами и вместе со слюной возбудители болезней от больного человека могут перейти к здоровому. Недопустимо также пить воду из крана, прикасаясь к нему губами.

Не разрешайте Вашему ребенку навещать товарищей, заболевших инфекционными заболеваниями.

Очень важно следить за своевременным опорожнением кишечника и мочевого пузыря у Вашего ребенка. Запоры и задержка мочи очень вредны и могут вызвать отравление организма. Детям необходимо об этом знать, т.к. некоторые из них терпят, особенно первоклассники, потому что стесняются попроситься в туалет. Туалетом же нужно пользоваться аккуратно.


Дети также должны знать, что при возникновении зуда или других неприятных ощущений в области половых органов, нельзя их трогать, а необходимо сразу, не стесняясь, обратиться к близким взрослым.
Личная гигиена включает вопросы гигиены быта, в первую очередь - поддержание чистоты воздуха в жилище, уход за одеждой и постельными принадлежностями, создание нормальных условий для сна и отдыха.

Воздух жилого помещения легко подвергается загрязнению, при котором увеличивается содержание в нем микробов. Проветривание позволяет снизить загрязненность воздуха в 3 - 5 раз. Оно должно производиться зимой не менее 3-х раз в день (утром, во время уборки и перед сном) продолжительностью не менее 30 минут.

Наиболее эффективно сквозное проветривание. При наличии печного отопления целесообразно сочетать топку печей с одновременным проветриванием. Наиболее благоприятная температура в жилых помещениях 18 - 20 и относительная влажность 30 - 60%. Во избежание сырости следует избегать сушки белья в жилых помещениях. Уборка должна проводиться влажным способом (влажной тряпкой, щеткой) или с помощью пылесоса.


Сухое подметание приводит к подъему в воздух большого количества пыли и микробов. С раннего возраста детей необходимо приучать всегда вытирать ноги при входе в помещение, и дома переодевать сменную обувь; проветривать свою комнату в течение дня и перед сном, а в школе на перемене проветривать класс; систематически вытирать пыль и убирать свою комнату; содержать в порядке свое рабочее место, книги, тетради, игрушки; аккуратно и быстро стелить постель и ежедневно ее проветривать.

Обращаем Ваше внимание на то, что у ребенка должна быть отдельная постель, чистая и не слишком мягкая. Длина кровати должна быть на 15 - 25 см больше длины тела ребенка. Спать он должен в ночной рубашке или пижаме из мягкой хлопчатобумажной ткани и его не надо слишком укутывать. Одежда в процессе носки и постельное белье подвергаются загрязнению пылью и микроорганизмами. Накопление загрязнений в белье за 6 дней носки достигает 4 - 5% его веса; за 120 дней носки - 11%, в верхней одежде накапливается грязи до 15%. Очищение одежды от грязи достигается чисткой щеткой, выколачиванием и стиркой.

Каждый ребенок должен быть опрятным в одежде и обуви, уметь пользоваться одежной и обувной щетками и ежедневно чистить свою одежду и обувь. Так, придя с улицы, одежду надо снять, очистить от пыли при помощи платяной щетки и проветрить. Далее переодеться в специальную чистую одежду для дома. Верхнюю одежду необходимо хранить изолированно в специальном месте (вешалка, шкаф и т.д.).

Постельные принадлежности (простыни, пододеяльники и верхние наволочки) следует менять не реже 1 раза в неделю, а одеяла вытряхивать на открытом воздухе. Почаще выносить подушки и одеяла на открытый воздух и подвергать их солнечному облучению.

Совершенно недопустимо садиться и тем более ложиться на кровать в верхней одежде, не сняв обувь и класть домашних животных на постель. Для животных, содержащихся в доме, необходимо отводить специальное место, выделять посуду, расческу, подстилку.

В городах выгуливать собак в специально отведенных для этой цели местах. В сельской местности не заносить в дом новорожденных животных (теленка, ягненка, жеребенка и др.).

Не гладить и не трогать бездомных и чужих кошек и собак. При укусе животных срочно обращаться к врачу или к взрослому.

Во многих городах и поселках люди пользуются водопроводной водой, которая очищается от примесей при помощи специальных очистительных сооружений и устройств. Кроме того, водопроводная вода хлорируется, и болезнетворные микробы в ней погибают. Но прежде, чем употреблять эту воду некипяченой, нужно, чтобы она отстоялась несколько часов в графине, бачке, ведре. Весной, во время таяния снега, вода загрязняется, и водопроводная вода загрязняется также, изменяются ее цвет, вкус. В это время вода может представлять опасность для здоровья человека. Вот почему нельзя забывать, что каждую весну сырую воду пить нельзя, а только кипяченную.


Кипячение обезвреживает воду, делает ее безопасной для здоровья.

Во многих поселках нашей страны летом используется озерная и речная вода, а зимой воду получают изо льда и снега. Она подолгу хранится в бочках, ведрах и другой посуде. В такой воде много различных примесей, в ней могут содержаться и болезнетворные микробы. Эту воду необходимо кипятить и хранить не более суток в закрытой посуде.

Совершенно недопустимо купаться в загрязненных водоемах, в заросших прудах, в местах стока канализации, в местах водопоя скота.


Ребенок дошкольного возраста легко поддается воспитательному воздействию благодаря развитому чувству подражания, наблюдательности, любознательности и потребности в самостоятельных действиях. Поэтому необходимо использовать эти свойства ребенка при привитии детям гигиенических навыков (своевременное мытье рук, чистка зубов, бережное хранение своей одежды и т.п.). Для этого широко практикуется наглядный показ правильного выполнения гигиенических процедур. Закрепление этих навыков происходит быстрее, если по времени они совпадают с очередными режимными моментами (чистка зубов перед сном, полоскание рта после еды и т.д.).

Большое значение имеет личный пример взрослых, которым дети обычно подражают и уважительное отношение к ним.

Дети должны иметь возможность обращаться за разъяснениями при возникновении каких-либо вопросов к близким взрослым. Для этого необходимы дружба и откровенность с родителями
.
Дети хорошо слушают рассказы, стихотворения, смотрят картинки, диапозитивы, плакаты, с большим интересом воспринимают детские фильмы, постановки кукольного театра на гигиенические темы. Разнообразные игры, особенно с куклами, помогают воспитанию гигиенических навыков. Этому способствует и посильная помощь взрослым по хозяйству.

О сохранении и укреплении здоровья детей наряду с семьей должна заботиться школа.
В начальных классах школы необходимо, прежде всего, закрепить знания и навыки, приобретенные в дошкольном возрасте. Кроме того, детей знакомят с тем, какое значение имеют утренняя гимнастика и закаливающие процедуры для укрепления здоровья и хорошей работоспособности.

Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, т.е. перехода их в стойкие привычки.

Многие навыки прививаются с трудом, и требуется немало усилий и терпения от родителей и педагогов, чтобы они стали привычками.

Гораздо легче достигается успех в воспитании здорового школьника, если имеется контакт семьи и школы.

Кожа ребенка значительно хуже защищает организм от колебаний температуры окружающего воздуха, воздействия солнечных лучей, различных травм и механических повреждений, а также от воздействия различных бактерий, чем кожа взрослого человека. Поэтому очень важным для нормального состояния кожи и функционирования организма является соблюдение гигиены кожи детей, ежедневный уход за ней и предотвращение возможных ее повреждений.

На поверхности кожи скапливаются остатки пота, кожного сала, отмершие клетки эпидермиса, бактерии, пыль. Все эти наслоения загрязняют кожу, закупоривают отверстия сальных и потовых протоков. Кожное сало и органические остатки пота, разлагаясь, создают неприятный запах. На загрязненной коже создаются благоприятные условия для развития болезнетворных бактерий, следствием чего являются различные болезни кожи, экземы и др.

Бактерии, а также яйца глистов, находящихся на поверхности кожи, легко могут попасть, особенно с кожи рук, в рот и вызвать тяжелые заболевания (дизентерию, скарлатину, брюшной тиф, глистные заражения и т. д.). Особенно много болезнетворных бактерий скапливается в складках кожи. Вот почему так важно заботиться о чистоте кожи, как открытых ее частей, так и прикрытых нательным бельем. Еженедельно менять постельное белье.

Необходимо научить детей правильно умываться. Во время утреннего умывания сначала надо мыть руки, вымывая не только кисти рук, но и предплечья. Затем мыть лицо, шею, уши. Умываться надо с мылом, так как одной водой нельзя полностью удалить грязь с кожи. Мыло растворяет жирные кислоты, которые скапливаются на поверхности кожи в результате деятельности сальных и потовых желез. Мыло также смягчает эпидермис и облегчает процесс удаления его омертвевших тканей. Умываться надо водой обычной комнатной температуры. Перед сном надо умываться и мыть ноги тепловатой водой с мылом. Руки надо мыть всегда перед едой, после работы, в частности, вернувшись домой из школы, а также после посещения туалета.

Не реже одного раза в неделю дети должны мыться в ванной или обмывать все тело под горячим душем. Только горячей водой с мылом и мочалкой или губкой можно полностью очистить кожу от грязи, пыли, частиц слущенного эпидермиса, отложений кожного сала и продуктов распада, выделяемых с потом, а также очистить выводные протоки кожных желез.

На чистой коже микробы погибают гораздо скорее, чем на грязной. Мытье тела горячей водой с мылом улучшает кровообращение в коже. При этом усиливается работа сердца и органов дыхания, повышается обмен веществ. Но пользоваться горячей водой для мытья тела более двух раз в неделю нецелесообразно, так как это приводит к чрезмерному обезжиривания кожи и приводит к ее сухости.

Для мытья волос лучше всего пользоваться так называемой «мягкой» водой (дождевой или речной), в которой мало известковых и магниевый солей. В мягкой воде лучше мылится мыло и ею легче удаляется грязь с кожи и волос. Мальчикам волосы на голове лучше стричь коротко. Тогда в них меньше скапливается пыли и их легче мыть. Длинные волосы у мальчиков и косы у девочек желательно регулярно прочесывать частым гребнем.

Ногти на руках и ногах надо коротко срезать и тщательно мыть, чтобы под ними не собиралась грязь. Необходимо бороться с вредной привычкой детей грызть ногти, потому что это часто бывает причиной заражения глистами и инфекционными болезнями.

Кожу надо оберегать от обморожения и ожогов. Обмораживается кожа чаще на носу, ушах, пальцах рук и ног. При обморожении первой степени кожа бледнеет, возникает сильная боль. При обморожении второй степени кожа припухает, образуются темно-красные пятна и теряется чувствительность; при обморожении третьей степени начинается омертвение обмороженного участка. В большие морозы дети должны надевать шапки с наушниками, а на руки теплые перчатки. В очень сильные морозы рекомендуется перед выходом из помещения смазывать открытые части лица тонким слоем вазелина. Полезно выпить теплого чая, молока или кофе.

При обнаружении признаков обморожения, надо немедленно обратиться к врачу. Но предварительно необходимо восстановить кровообращение в обмороженных участках тела – переместить ребёнка в тёплое помещение, снять промёрзшие вещи, очень аккуратно растереть и помассировать обмороженные участки, обернуть мягкой теплой тканью или мехом и дать телу постепенно согреться. Напоить тёплым чаем и вызвать врача.

При обморожениях второй и третьей степени растирание делать не следует, необходимо немедленно обратиться к врачу. При любой степени обморожения полезна горячая еда, чай. Следует помнить, что обморожение чаще всего бывает при сравнительно небольшом морозе, но при сильном ветре. В морозную, ветреную погоду нужно быть очень осторожным, своевременно принять меры предосторожности против обморожения детей.

Ожоги. Обжечься можно пламенем, кипятком, горячим металлом, лучами солнца, щелочью, кислотой и тому подобное. Ожог первой степени сопровождается покраснением, небольшим припуханием кожи и болями. При ожогах второй степени образуются пузыри, при ожогах третьей степени – повреждаются более глубокие слои кожи, при ожогах четвёртой степени поражённое место обугливается.

Нельзя обрабатывать повреждённую поверхность кожи ребёнка подручными народными средствами, самостоятельно пытаться очистить рану, накладывать повязки. Нельзя прокалывать пузыри и отдирать прилипшую к ранам одежду. Необходимо убрать ткань с повреждённого участка, прилипшую ткань аккуратно обрезать вокруг.

При ожогах 1 и 2 степени в течение 5-10 минут поливать прохладной водой поражённый участок, а самого ребёнка при этом укутать, чтобы не довести до переохлаждения тела. Обработать аэрозолем Пантенол или Олазоль (один из них следует всегда иметь дома) и наложить повязку из нескольких слоёв марли или бинта. Дать ребёнку выпить как можно больше воды. Стерильную повязку меняют 1 раз в сутки. Если она прилипла, предварительно смочить её раствором фурацилина или бледно-розовой марганцовкой. Если через несколько дней кожа вокруг волдыря покраснеет, а внутри образуется гной, необходимо обратиться к врачу.

При ожоге 3 и 4 степени наложить чистую влажную ткань, вызвать скорую помощь, дать выпить как можно больше воды. Неотложку следует также вызвать при ожоге 1-2 степени, если поражение затронуло большой участок тела, есть открытые раны, поражёны пах, голова, нос, рот, органы дыхания.

Введение

Значение кожи для жизнедеятельности организма

Строение кожи

Особенности детской кожи

Гигиенические требования к уходу за кожей ребёнка

Уход за кожей детей в конкретной группе с учётом возраста

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Кожа человека - самый крупный орган, который защищает внутренние органы и системы от воздействий низких и высоких температур, воздействия солнечных лучей и различных химических веществ. Кожа непроницаема для воды и жирных веществ. Такие замечательные свойства кожи обеспечивает ее строение, а точнее - два слоя, слой наружный - эпидермис и внутренний - дерма. У взрослого человека наружный слой эпидермиса состоит из роговых чешуек, плотно соединенных между собой и обеспечивающих защиту кожи и ее обновление за счет постоянно отшелушивающихся чешуек. Второй слой кожи - дерма обеспечивает ее прочность и упругость. Кожа активно участвует в работе иммунной системы. В настоящее время доказано участие кожи во многих иммунных реакциях, возникающих при заболеваниях кожи. В условиях современного мира кожа постоянно подвергается воздействиям экологически неблагоприятных факторов, различных химических веществ и бактерий.

Актуальность темы работы состоит в том, что детская кожа имеет особое, отличное от кожи взрослого строение. Кожа детей более тонкая, в ее составе содержится больше воды, что делает ее проницаемой для бактериальных агентов, чувствительнее к воздействию солнечных лучей, химических веществ. В младенческом возрасте кожа имеет слабые защитные барьеры, поэтому легко повреждается, инфицируется, легко возникают опрелости, дерматиты. У детей старше года сохраняется слабость защиты кожного покрова, и, значит, уход за кожей должен быть тщательным.

Важно соблюдать чистоту кожи и тщательно и бережно за ней ухаживать. В уходе за кожей неоценимую помощь оказывают средства ухода за детской кожей и детской косметики. Нередко у родителей возникают затруднения в подборе средств для ухода за кожей новорожденного.

1. Значение кожи для жизнедеятельности организма

Кожа - это многофункциональный орган, который выполняет дыхательную, питательную, выделительную и защитную функции. Кожа является также органом иммуногенеза. Протекающие в коже биохимические реакции обеспечивают в ней постоянный обмен веществ, который заключается в сбалансированных процессах синтеза и распада (окисления) различных субстратов, в том числе и специфических, необходимых для поддержания структуры и функции клеток кожи. В ней протекают химические превращения, находящиеся в связи с обменными процессами других органов, например процессы катаболизма белков, углеводов и липидов. В ней содержатся все необходимые для этого ферменты: оксидоредуктазы, трансферазы, гидролазы, синтетазы, изомеразы и липазы. В коже содержатся все виды органических и неорганических веществ, встречающихся в организме: белки, липиды, углеводы, аминокислоты, пигменты, нуклеиновые кислоты, витамины, вода, макро- и микроэлементы. Значение каждого из этих веществ определяется его специфическими свойствами, локализацией в определенных структурах кожи и сводится либо к энергетическому обеспечению процессов жизнедеятельности, либо к участию в образовании продуктов, несущих специфическую функцию, либо к использованию в качестве структурного материала.

Функциональная активность клеточных элементов любого органа и кожи в частности - основа нормальной жизнедеятельности организма в целом. Клетка делится и функционирует, используя метаболиты, приносимые кровью и вырабатываемые соседними клетками. Продуцируя свои собственные соединения, выделяя их в кровь или представляя их на поверхности своей мембраны, клетка общается со своим окружением, организуя межклеточные взаимодействия, во многом определяющие характер пролиферации и дифференцировки, а также сообщает о себе информацию во все регулирующие структуры организма. Скорость и направление биохимических реакций зависит от наличия и активности ферментов, их активаторов и ингибиторов, количества субстратов, содержания конечных продуктов, кофакторов. Соответственно, изменение в структуре этих клеток приводит к определенным изменениям в органе и в организме в целом с развитием той или иной патологии. Биохимические реакции в коже организованы в биохимические процессы, которые органически связаны друг с другом так, как это предусматривается регуляторным фоном, под влиянием которого находится конкретная клетка, группа клеток, участок ткани или весь орган. Регуляторный фон это, прежде всего, концентрации биологически активных веществ, медиаторов, гормонов, цитокининов, продукция которых находится под жёстким контролем ЦНС. А ЦНС действует прежде всего с точки зрения потребностей организма, с учетом его функциональных и адаптационных возможностей. Медиаторы и гормоны действуют на внутриклеточный обмен через систему вторичных посредников и в результате прямого воздействия на генетический аппарат клеток.

Кожа обладает функцией депонирования, в ней задерживаются токсические вещества, белковые метаболиты (например, остаточный азот при белковой диете и некоторых заболеваниях), тем самым, ослабляя их токсическое действие на другие органы, в частности на мозг.

Кожа осуществляет выделительную функцию, освобождая организм от избыточных и токсичных продуктов (вода, соли, метаболиты, лекарственные вещества и др.). Она выполняет также терморегуляционную, барьерную, бактерицидную функции, участвует в газообмене. Организм человека выделяет за сутки через кожный покров 7-9 г углекислоты и поглощает 3-4 г кислорода, что составляет 2% от всего газообмена.

2. Строение кожи

Кожа состоит из трех основных компонентов: эпидермиса, дермы и подкожно-жировой клетчатки. Все это - звенья одной цепи, которые находятся в тесной связи между собой. Эпидермис - самый верхний слой нашей с вами кожи. Именно он встает на пути негативного влияния на организм микро - и макро факторов. Это своего рода барьер, защищающий нас от вредных биологических, физических, а так же механических воздействий. Особенности строения эпидермиса обеспечивают его эластичность, упругость и прочность, а высокие регенеративные свойства способствуют быстрому восстановлению при малейших повреждениях. Эпидермис, в свою очередь, сам состоит из 5 слоев. Каждый из них созревает один в другой, при этом кожа непрерывно обновляется. Полное же обновление клеток эпидермиса происходит в течение 26-28 дней.

И, наконец, гиподерма (подкожно-жировая клетчатка), располагается под дермой и служит своего рода "подушкой". В тех или иных участках тела она имеет неодинаковую толщину (более или менее выражена) - этим объясняется округлость форм человеческого тела. Роль гиподерма очень велика. Она предохраняет организм от чрезмерного охлаждения, защищает от внешних раздражителей, травм, служит депо, в котором откладываются запасы жира, расходуемого в случае болезни, голода, беременности.

Кожа богато снабжена кровеносными сосудами, образуя сети, которые несут питательные вещества всем составляющим элементам кожного покрова. Нервные волокна так же образует многочисленные сплетения, но могут оканчиваться и свободно, причем распределение и количество нервных элементов на различных участках кожи неодинаково. Именно благодаря нервным образованьям мы чувствуем холод и тепло, давление, осязание, а так же боль. Мышечные волокна в основном представлены гладкими мышцами. Часть из них прикреплена к волосяному фолликулу ниже сальной железы, часть свободно лежит в коже. Другой вид мышц - поперечно-полосатые находятся в области шеи, в коже лица. Именно они отвечают за мимику нашего лица, помогают нам улыбаться, хмуриться, грустить.

К "придаткам кожи" относятся потовые и сальные железы, ногти и волосы. Выводные протоки сальных и потовых желез открываются на поверхности кожи в мелких бороздках. Количество пота колеблется в зависимости от температуры тела и окружающей среды, работы или покоя, количества выпитой жидкости. В среднем за сутки при нормальных условиях выделяется ~ 600-900 мл пота. Пот увлажняет кожу, препятствует чрезмерному высыханию ее поверхности, испаряясь, способствует терморегуляции и выводит на поверхность токсины. Жировая пленка, равномерно распределенная на коже, обеспечивает ее эластичность, при недостаточности жировой смазки кожа становится сухой. Сальные железы располагаются преимущественно в тех участках кожи, где имеются волосы. Протоки их открываются в верхней трети волосяного фолликула, но могут быть, и не связаны с ним. Например, на ладонях и подошвах их вообще нет.

Ноготь представляет собой плотную пластинку, поверхность которой в нормальном состоянии гладкая, блестящая, на ней часто видны нежные продольные полоски. Изменения структуры, цвета, формы ногтей говорит о наличии каких-то внутренних заболеваний, нехватке витаминов, минеральных веществ.

Волос и его оболочки, образующие волосяной фолликул, тесно связаны между собой. Волос состоит из стержня, возвышающегося над кожей и корня, располагающегося в фолликуле. Рост волоса в длину происходит за счет луковицы, в основание которой вдается волосяной сосочек, образованный кровеносными сосудами. Именно здесь происходит основной обмен веществ. В волосе различают 3 слоя: мозговое вещество, корковое и кутикула. Качественные и количественные характеристики волос сугубо индивидуальны и зависят от множества факторов, а именно: от состояния здоровья, от того, чем человек питается, образа жизни, предрасположенности к тем или иным заболеваниям, вредных привычек, а так же правильного ухода за кожей головы и волосами.

В коже осуществляются специфические для нее превращения: образование кератина, коллагена, меланина, кожного сала и пота. Через дермальную сосудистую сеть метаболизм кожи объединяется с обменом веществ всего организма. Необходимость объяснения механизмов прямого воздействия фармацевтических препаратов, вводимых непосредственно в проблемные зоны кожи с целью лечения или коррекции дерматокосметических проблем, заставляет нас заглянуть в глубину обменных процессов как в эпидермисе, так и в дерме.

Особенности детской кожи

В процессе эволюции кожа приобрела функциональную специфику, обеспечивающую постоянный обмен веществ, синтез необходимых продуктов для поддержания структуры и функции всех клеток. У детей морфологическое своеобразие структуры кожного покрова взаимосвязано с обменными процессами и физиологическими функциями. Основная функция кожи, обеспечивающая ее защитные, барьерные, иммунные и другие жизненно важные свойства кожного покрова, - секреторная. Уже к концу III месяца внутриутробного развития клетка эпидермиса продуцирует кератиноциты, синтезирующие кератин. Образование кератина является результатом двух процессов: синтеза молекул тонофиламентов под влиянием эпидермального фактора роста и гидролиза цитоплазматических и ядерных компонентов клеток по мере их продвижения к поверхности эпидермиса. В химическом отношении тонофиламенты являются предшественниками кератина и поэтому называются прекератином. В процессе роста и развития клеток эпидермиса кератиноциты преобразуются в клетки рогового слоя с участием ряда компонентов клеток - тонофибрилл, кератогиалина, кератиносомы. Гидролиз цитоплазматических и ядерных структур протекает с участием лизосомальных ферментов, находящихся под двойным контролем циклических нуклеотидов - циклического аденозинмонофосфата (цАМФ) и циклического гуанозинмонофосфата (цГМФ). Повышение содержания цАМФ приводит к активации специфические протеинокиназы, прекращающие клеточное деление и переключающие клеточный метаболизм на процесс кератинизации. Образование кератина является важным механизмом в барьерно-защитной функции кожи, которая у детей весьма несовершенна, так как кератин ороговевающих клеток эпидермиса недостаточно прочен, хотя сохраняет выраженную эластичность. Вместе с тем вследствие недостаточной структурной зрелости базальной мембраны, морфологической неполноценности коллагеновых, эластических и аргирофильных волокон кожа ребенка более часто подвергается механическим, термическим, радиационным и химическим повреждениям. Кожа человека практически непроницаема для бактерий, вирусов и грибов, однако у детей, особенно грудного возраста, вследствие рыхлого рогового слоя, повышенной влажности и температуры в ней происходит рост патогенной флоры. Этому способствует также нейтральная или слабощелочная среда водно-липидной мантии кожи, содержащей недостаточное количество низкомолекулярных свободных жирных кислот. Изменение рН детской кожи в нейтральную среду или слабощелочную (рН от 4,2-5,6 до 6,12-6,72) (вместо слабокислой реакции) влияет на проницаемость путем перераспределения ионов, изменения химических свойств и энергетического потенциала ороговевающих клеток эпидермиса. Особенно резко повышается проницаемость кожи детей при мацерации рогового слоя растворами, согревающим компрессом, нерациональным использованием мазевых повязок или процедур. Способность кожи противостоять микробной инвазии обусловлена не только состоянием клеток эпидермиса и дермы, но и функциональной активностью иммунных механизмов защиты. Лимфоциты и другие иммунные клетки, постоянно присутствующие в дерме и в эпидермисе, участвуют в создании иммунитета, усиливая бактерицидные свойства кожи.

Большое участие кожа человека принимает в защите от повреждающего действия ультрафиолетовых лучей. Эта барьерно-защитная функция осуществляется благодаря наличию в эпидермисе и в дерме пигмента меланина. Меланин образуется в цитоплазме меланоцитов, содержащей структурные органеллы-меланосомы, продуцирующие меланин из тирозина с участием фермента тирозиназы. Детская кожа отличается от кожи взрослых недостаточностью в клетках органелл-меланосом, а также слабой активностью фермента тирозиназы. Поэтому воздействие ультрафиолетовой радиации в детском возрасте должно тщательно дозироваться и контролироваться.

кожа эпидермис гигиенический ребенок

4. Гигиенические требования к уходу за кожей ребёнка

Грязь является одной из главных причин, способствующих заболеваемости детей. Больше всего у детей грязнятся руки. Руками дети хватаются за различные предметы, гладят животных: кошек, собак, роются в земле, песке, копаются в снегу, возятся в воде. Грязными руками дети дотрагиваются до лица, волос, трут глаза. Взятые грязными руками и съеденные хлеб и другие продукты могут вызвать желудочно-кишечные заболевания. Грязь является хорошей питательной средой для микробов. Если не мыть рук перед едой, то легко можно занести в рот яйца глистов. Они попадают на кожу рук, когда дети играют с землей, песком и т. п., которые могут быть загрязнены испражнениями больных животных. Поэтому у детей руки надо мыть значительно чаще других частей тела. Можно рекомендовать обязательное мытье рук утром и перед сном, перед каждой едой и после их загрязнения. Руки надо мыть мылом и теплой водой. Намыливание и промывание надо производить тщательно. Не следует мыть руки с плотно прижатыми пальцами, так как грязь при этом смывается только с ладоней и остается в межпальцевых промежутках. Эта грязь может размазываться полотенцем по лицу и рукам при вытирании. Однако от частого мытья кожа рук может высыхать и шелушиться. После мытья следует тщательно вытирать руки; при появлении шероховатости надо смазывать на ночь кожу рук глицерином "Велюр", смесью глицерина с водой (в равных частях) или глицериновым желе.

Нередко уже в грудном возрасте развивается привычка сосать пальцы. Довольно часто среди детей дошкольного и школьного возраста отмечается склонность грызть ногти. Родители должны наблюдать за детьми и настойчиво бороться с этими привычками. Грудным детям надо шить рубашки с длинными наглухо зашитыми рукавами, а детям старшего возраста разъяснять вредность этих привычек.

При уходе за кожей рук надо обращать внимание на состояние ногтей. Помимо неприятного впечатления, которое производит вид грязных ногтей, они представляют большую опасность: рассчесывая кожу ногтями, ребенок может легко расцарапать ее, внести инфекцию и вызвать гнойничковое заболевание кожи. Ногти на руках лучше всего обстригать коротко. Для удаления грязи из-под ногтей нужно мыть их специальной щеточкой.

Все средства, используемые для ухода за кожей ребенка, должны отвечать основным требованиям: это нейтральный рН, отсутствие консервантов, преобладание минеральных компонентов над органическими. В состав детской косметики традиционно входят натуральные растительные экстракты (ромашка, календула, череда, алоэ и др.) и масла (миндальное, масло жожоба и др.), а также витамины. Благодаря этим компонентам детская косметика увлажняет и успокаивает кожу младенца, защищает ее от агрессивной микробной среды, в которую он попадает после рождения. Каждое средство для ухода обладает направленным действием, поэтому бессистемное использование этой косметики может быть просто бесполезно. Кроме того, рекомендуется использовать средства из одной и той же линии детской косметики, так как они дополняют и усиливают действие друг друга.

5. Уход за кожей детей в конкретной группе с учётом возраста

Уход за кожей в дошкольном и школьном возрасте имеет некоторые особенности. С двухлетнего возраста роговой слой кожи становится плотнее. Вследствие этого кожа ребенка делается более устойчивой и выносливой, чем кожа новорожденного. Наряду с развитием кожи, изменяются и условия жизни ребенка. Он становится более самостоятельным; ползает, ходит, бегает. Ребенок больше соприкасается с окружающей средой, и различные внешние факторы оказывают на него более активное действие, поэтому в дошкольном возрасте кожа чаще загрязняется и требует внимательного ухода. Во время игр, беготни ноги потеют, сильно загрязняются, поэтому их ежедневно следует мыть перед сном тепловатой водой с мылом. Надо приучать ребенка к мытью ног не только в летнее, но и в зимнее время. После мытья нужно тщательно вытирать кожу стоп и межпальцевые промежутки.

Ногти на ногах надо подрезать каждую неделю. Подрезывание ногтей производят прямыми ножницами, не срезая углов ногтей, так как неправильно срезанные ногти могут врастать в кожу.

При уходе за кожей ребенка надо уделять также достаточное внимание полости рта и зубам. В ротовой полости находится большое количество микробов. Они могут вызывать заболевания не только слизистых, но и кожи. К уходу за зубами надо приучать ребенка с раннего детства. Больные зубы иногда служат причиной серьезных заболеваний. При разрушении зубов пища проглатывается неразжеванной, и это нарушает работу желудочно-кишечного тракта. Во время еды остатки пищи застревают между зубами и разлагаются; при гниении пищи выделяются вещества, которые повреждают зубы. Кроме того, во рту и на зубах скопляются отторгнувшиеся клетки слизистой оболочки и слизь, а также микробы. Все эти скопления частично смываются при проглатывании слюны, однако этого совершенно недостаточно для очистки зубов и полости рта. Поэтому надо прополаскивать рот после каждого приема пищи. Зубы следует чистить утром и вечером или в крайнем случае один раз в день.

Ребенку нужно ежедневно мыть лицо по утрам тепловатой водой и тщательно обсушивать его мягким полотенцем. Обычно дети много времени проводят на воздухе. Их нежная, тонкая кожа, особенно на губах, очень легко обветривается, раздражается и шелушится. Поэтому не следует перед выходом на улицу умывать ребенка. Полезно, особенно в ветреную погоду, слегка смазывать кожу и слизистую губ борным вазелином, детским кремом или глицерином, разведенным пополам с водой.

Помимо ежедневного туалета, необходимо все тело ребенка мыть теплой водой с мылом не реже 2 раз в неделю. Одновременно с мытьем тела ребенку моют голову.

В этом возрасте волосы и кожа головы быстро загрязняются. Зимой дети играют и бегают в головных уборах, что способствует усиленному выделению пота, а летом во время игр на волосы попадают песок, пыль, земля, с которыми смешиваются пот и кожное сало. Поэтому в летнее время надо особенно тщательно ежедневно расчесывать волосы гребешком и щеткой и мыть теплой водой с мылом 1-2 раза в неделю. Во время мытья вполне достаточно намыливать волосы 1-2 раза. Каждый раз после намыливания надо тщательно смывать мыло теплой водой. Для поддержания чистоты волосяного покрова и нормального роста волос необходимо ежедневно расчесывать волосы гребенкой. У девочек длинные волосы следует расчесывать, начиная с концов, сначала редким, а потом частым гребнем. Расчесывать волосы необходимо медленно и осторожно, так как грубое, насильственное расчесывание неприятно и может вести к обрыву волос. После того как волосы расчесаны гребнем, нужно специальной щеткой прочесать волосы от корней до самых концов. Расчесывание волос щеткой прекрасно очищает волосы от пыли и грязи; жировая смазка при этом равномерно распределяется по стержню волос, и они становятся блестящими. Длинные волосы девочек заплетают в косы. Туго заплетать косы не следует.

Нельзя также длинные волосы сильно стягивать ленточками. Мальчикам следует стричь волосы один раз в 3-4 недели.

При правильном уходе за волосами они пушисты, мягки, шелковисты и придают голове красивый вид.

Второй задачей является удаление гнид - яиц вшей. Гниды очень плотно прикреплены к волосам клейким веществом. Для того чтобы удалить гниды, нужно растворить клейкое вещество. Это достигается смачиванием волос винным или столовым уксусом. Волосы, пораженные гнидами, смачивают столовым уксусом, затем голову повязывают косынкой или платком на несколько часов. Лучше это сделать на ночь. Затем на частый гребень начесывают вату, прочесывают волосы и моют голову горячей водой с мылом. Такую процедуру повторяют несколько дней подряд до полнот удаления гнид.

Ребенку следует дать отдельное мыло, полотенце и носовой платок. Ребенок должен иметь также отдельную зубную щетку, гребенку и щетку для волос. Важно приучить ребенка к мытью, смене белья, стрижке волос и ногтей.

Дети школьного возраста более сознательны, более дисциплинированы. У них уже выработаны гигиенические навыки; они сами моют руки, умываются и чистят зубы. Однако в этом возрасте дети становятся еще более активными; они теснее соприкасаются друг с другом во время игр и на занятиях, обмениваются книгами, тетрадями, письменными принадлежностями и др. Уход у них за кожей и волосами принципиально не отличается от такового у дошкольников.

Родителям и педагогам, а также школьным врачам необходимо следить за тем, чтобы дети соблюдали все требования, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность кожи и волосистого покрова.

Большое значение имеет закаливание детского организма воздушными, солнечными ваннами, физкультурой и т. д. Воздушая ванна - наиболее мягкий способ закаливания детского организма. Перед воздушной ванной должна сниматься вся одежда с тем, чтобы действию воздуха подвергался весь кожный покров. Тело раздетого ребенка даже в самый жаркий день охлаждается, поэтому воздушную ванну ребенку можно проводить при температуре не ниже 23-25°.

Солнечные лучи являются могучим лечебным фактором. Однако надо умело использовать солнечные ванны. Их необходимо проводить очень осторожно, соблюдая некоторые правила: 1) длительность солнечной ванны не должна превышать 3-5 минут; 2) солнечную ванну нужно принимать лежа; 3) во время солнечной ванны надо поворачивать ребенка с живота на спину и на бок; 4) голову следует защищать от действия солнечных лучей белой косынкой, панамой или зонтиком.

Продолжительность солнечных ванн можно повышать ежедневно на 1 минуту и доводить для ребенка до 3 лет до 15 минут, а для детей старшего возраста - до получаса. После принятия солнечной ванны полезно сделать ребенку обливание тепловатой водой, насухо вытереть его и поместить в тень.

Заключение

Кожа у детей, как и весь организм, от момента рождения ребенка и до наступления половой зрелости находится в состоянии органического и функционального развития. Значительное влияние на физиологию и патологию кожи в различные периоды детского возраста оказывают наследственные и социально-бытовые факторы, обменные процессы, состояние иммунной системы и др.

Мышцы кожи у детей развиты недостаточно, эпидермис большинства ее тонкий, соединительно-тканные волокна недоразвиты - это обусловливает повышенную раздражимость нервных рецепторов. Зато у маленьких детей подкожно-жировая клетчатка отличается рыхлой гиподермой.

Потовые железы постепенно к 2 годам жизни ребенка начинают проявлять свою активность, и лишь в период полового созревания происходит потоотделения по взрослому типу.

Сальные железы у детей более крупные, они атрофируются постепенно по мере роста ребенка, но не все.

Кровеносная система детей характеризуется повышенной проницаемостью сосудов, которые просвечиваются через тонкий эпидермис. Этот фактор и недостаточно развитая дерма обуславливают своеобразный розово-перламутровый цвет кожи детей.

Анатомическая недостаточность детской кожи в виде обильной васкуляризации, повышенная гидрофильность и недостаточность структур соединительной ткани - приводит к несовершенной защите кожи. Также для детской кожи характерно снижение бактерицидных свойств сальных и потовых желез, а водно-липидная мантия имеет нейтральную и слабощелочную реакцию. Это обусловливает легкую ранимость детской кожи, склонность к образованию трещин, ссадин и т.д.

Список использованной литературы

Лобзин Ю. В., Марьянович А. Т., Цыган В. Н. Терморегуляция и лихорадка. М.: Вузовская книга. 1998. 62 с.

Студеникин В. М. Уход за детской кожей: нежнее, еще нежнее //Фармацевтический вестник. 2007. № 40. С. 16-17.

Нататья Силянкова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 6 «Буратино»

Конспект

по образовательной области «Познавательное развитие»

в группе общеразвивающей направленности

для детей от 5 до 6 лет «Почемучки»

Тема : «Кожа . Гигиена кожи ребенка »

Подготовила : воспитатель

Н. А. Силянкова

Мегион, 2014

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет

Тема : «Кожа . Гигиена кожи ребенка »

Программное содержание :

1. Дать детям элементарные валеологические знания о коже , её свойствах (кожа защищает органы от ударов, воды; это орган выделения).

2. Расширять знания детей о правилах ухода за кожей частей тела (рук, ног, туловища) .

Закрепить алгоритм мытья рук.

4. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье, давать оценку фактов, ухудшающих и улучшающих здоровье человека.

Словарная работа : усвоение новых слов и понятий - лупа, микробы, пот, жировые выделения.

Оборудование : лупы, зеркала, схема мытья рук, письмо от Мойдодыра, мыло, салфетки, бумажные полотенца.

Ход занятия:

Раздаётся стук в дверь и детям передают огромный конверт с письмом от Мойдодыра. Воспитатель с детьми вскрывают письмо и читают :

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо.

И прошу вас мыть почаще

Ваши руки и лицо.

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите, не беда!

И чернила, и варенье

Смоют мыло и вода.

Будете вы чистыми,

А значит и здоровыми!

Ваш Мойдодыр.

Ребята, а как вы думаете, быть здоровыми очень важно? Конечно. Только здоровый человек может радоваться жизни. Ему легко играть и работать. Посмотрите на наших гостей и на себя. Какие части тела человека вы можете назвать? (руки, ноги, голова, туловище)

Молодцы! Всё правильно. Тело человека состоит из туловища, головы, рук и ног. А чем покрыты все части тела? Все части тела покрыты кожей. Давайте все вместе рассмотрим свою кожу на руках. Потрогайте её, немного потяните.

Что вы можете сказать о коже? Какая она? (ответы детей) .

Правильно! Конечно, наша кожа гладкая , мягкая, легко растягивается. Да, а вы видите, на коже есть небольшие складки? Как вы думаете, для чего нужны складки на коже? (ответы детей)

Давайте мы с вами кое- что проверим. Присаживайтесь за столы. Положите на стол левую руку ладонью вниз; сверху на пальцах хорошо видны складки. Правой рукой захватите складки кожи на каком- либо пальце левой руки. Теперь попытайтесь согнуть этот палец. У вас получается? Почему? Теперь отпустите складки и согните палец. Он снова сгибается свободно!

Так значит, для чего нужны складки на коже? (ответы детей)

Да, вы молодцы! Все правильно. Складки нужны для того, чтобы не мешать движению пальцев.

Сегодня я приготовила для вас на занятие интересные предметы. Вы знаете что это? Это лупа. С её помощью мы можем увидеть все в увеличенном виде. Это потому, что основной частью в лупе является увеличительное стекло.

Сейчас мы с вами посмотрим через лупу на кожу руки. Что вы видите? (ответы детей) Через лупу на коже видны небольшие дырочки - поры и мелкие волоски. Через поры на поверхность кожи выделяются жир или жировые выделения. Мы сейчас с вами кое- что проверим. Проведите пальцем по своему лбу, затем приложите палец к зеркалу. Что вы после этого увидели на зеркале? Правильно, жирное пятно.

Как вы думаете, для чего на нашей коже присутствует жир? (ответы детей) Жир смазывает кожу, делает её мягкой, не дает ей пересыхать. Чаще других пересыхает кожа на тыльной стороне ладони. Почему так случается, что кожа пересыхает ? Это бывает, когда человек вымоет руки и недостаточно сухо их вытрет полотенцем, а после выйдет на улицу. От ветра кожа быстро сохнет , сильно натягивается и начинает шелушиться. А иногда на ней даже могут появиться трещинки, из которых сочится кровь. Человек при этом испытывает сильную боль. Через эти трещины вглубь кожи могут попасть микробы и вызвать различные заболевания. Ранки могут даже загноиться. Поэтому после мытья обязательно насухо вытирайте и руки, и лицо. Не выходите с влажными руками и лицом на улицу.

Ребята, как вы думаете, что нужно делать, если кожа все- таки пересохла на каком-то участке тела? (ответы детей)

Правильно! Кожу нужно смазать на ночь детским кремом.

Физкультминутка :

Сейчас мы немножко разомнемся. Поиграем в игру «Полезно - не полезно» . Я вам буду бросать мяч со словами. Если это полезно, вы мяч ловите. Начинаем : прыгать, есть снег, танцевать, делать зарядку, ходить по морозу без рукавичек, гулять, дышать свежим воздухом.

Молодцы! Вы со всем справились.

Сейчас я хочу вас проверить. Буду задавать вам вопросы :

1. Как часто надо мыть руки?

2. Почему после мытья руки надо тщательно вытирать?

3. А зачем вообще надо мыть руки?

Ребята, давайте мы с вами немного поиграем. Игра называется «Что за чем?»

Перед вами лежат перевернутые карточки, каждый возьмите по одной карточке. Посмотрите на них. Что вы там увидели? (ответы детей) Наша гостья кукла Алёнка совсем запуталась, она не помнит, как правильно мыть руки. Что надо делать сначала, а что потом. Поможем Алёнке? (объяснить правила игры, нужно выложить схему мытья рук последовательно) Дети по очереди выкладывают схему, потом сами проверяют правильность расположения карточек.

Какие вы молодцы! Вы знаете для чего и как надо мыть руки, значит, вам не страшны микробы.

А в письме есть еще одно стихотворение :

По воздуху летают плохие микробы,

На кожу попадают плохие микробы.

Сквозь ссадины и ранки стремятся спозаранку

Проникнуть в нас плохие микробы.

Мойте руки с белым мылом,

Пропадут микробы навсегда!

Защищают нашу кожу

Солнце, воздух, мыло и вода!

Скажите ребята, а кожа важна для человека ? (ответы детей)

Правильно, она защищает наш организм от микробов и принимает на себя все повреждения. Зачем нужно тщательно вытирать руки и лицо полотенцем? (ответы детей)

Молодцы!

Сегодня на занятии вы все были внимательны и активны. Я вами горжусь. А Мойдодыр прислал для нашей группы подарки : мыло, салфетки и бумажные полотенца.

Гигиена кожи человека является одним из основополагающих факторов ухода и поддержания здоровья в норме. Поддержание чистоты кожи, а также ее молодости и красоты позволяет каждому из нас чувствовать себя здоровыми и энергичными.

Если человек находится в неблагоприятных условиях для проживания, окружен неудовлетворительным санитарно-гигиеническим состоянием, а также неправильно питается и злоупотребляет алкоголем и курением, то это ведет к ухудшению общего состояния здоровья.

Личная гигиена кожи необходима для того, чтобы предотвратить возникновение воспалительных и инфекционных процессов как внутри организма, так и снаружи. Знаете ли вы, что основная причина дерматологических проблем (экземы, угри, прыщи, акне, псориаз) лежит в неправильном и несвоевременном уходе за кожей.

Уход за телом должен начинаться с правильного питания, а заканчиваться регулярным соблюдением правил гигиены. Например, человек должен ежедневно очищать кожу лица и тела с помощью теплой воды и мыла. Зачем это нужно и как правильно ухаживать за собой?

Гигиена тела как взрослого человека, так и ребенка направлена на поддержание чистоты кожи, а также на уход за ней. Ведь кожа занимает практически 90% всей площади тела. Помимо этого, кожа выполняет такие жизненно важные функции, как обменная, иммунная, терморегулирующая, дыхательная и т.д. Поэтому уход за собой необходимо начинать с элементарного – поддержания ежедневной чистоты.

Итак, личная гигиена тела включает в себя несколько правил:

  • Уход должен начинаться с ежедневного принятия душа или же ванны. Этот пункт особенно актуален в летнее время года. Знали ли вы, что кожа человека в течение 7 дней выделяет около 300-500 грамм сала и около 7-10 литров пота (в зависимости от физической нагрузки человека и ритма жизни). Не стоит верить необоснованному и не подкрепленному мнению людей о том, что принятие ванны вредно, так как тем самым вы смываете защитный слой кожи.Это в корне неверное и с медицинской точки зрения – неправильное мнение. Наоборот – чтобы защитные свойства кожи взрослого человека или даже маленького ребенка смогли себя проявить, необходимо ежедневно очищать кожный покров. Если вы не будете смывать грязь с кожи, то это может привести к закупориванию пор и созданию благодатной почвы для размножения и распространения микробов и инфекций.
  • Личная гигиена как взрослых, так и детей заключается в глубоком еженедельном очищении кожи с использованием грубой мочалки, мыла и специального пилинга. Его можно купить в любом магазине бытовой химии или же сделать самостоятельно. Для этого нужно взять ваш обычный гель для душа и морскую соль мелкого помола в равных количествах. Этой смесью необходимо периодически очищать кожу.
  • Причиной возникновения дизентерии являются микробы, которые попадают в желудочно-кишечный тракт человека с пищей. Но, мало кто знает, что дизентерию врачи называют болезнью грязных рук. Поэтому у ребенка и взрослого должно выработаться до автоматизма мытье рук до и после посещения туалета, после прихода с улицы, игр с животными и т.д. Привычка ухаживать за собой формируется с малых лет, поэтому проводить обучение детей гигиене и правильному уходу за кожей нужно с годика-двух.
  • Ежедневно нужно очищать не только лицо, руки и тело, но и ноги. Это позволит устранить неприятный запах и уменьшить потоотделение.

Основные правила ухода за кожей головы и волосами

Несмотря на обилие информации, многие не знают, как же правильно ухаживать за кожей головы и волосами. Такие проблемы, как перхоть, зуд, раздражение, жирная себорея возникают не только у взрослых, но и у детей. Уход в основном сводится к мытью волос раз или же два в неделю. Но, врачи-дерматологи настоятельно рекомендуют пересмотреть правила гигиены за кожей головы и волосами. В чем же он заключается?

Итак, разоблачение мифов начинается с того, что гигиена кожи головы ребенка и взрослого должна проводиться с мытья головы не по графику, а по мере загрязнения. Уход зависит от длины волос, типа кожи, времени года, профессиональной деятельности и т.д., например, в летнее время года, кожа головы становится жирной намного чаще, нежели зимой.

Повышенная температура, влажность, избыточное потоотделение – это все те факторы, которые ведут к нарушению обменных процессов кожи.

Не рекомендуется осуществлять уход за кожей ребенка с помощью горячей воды и шампуней, содержащих сульфаты, красители и парабены (наличие этих ингредиентов можно посмотреть в составе продукта). Кожа у детей очень нежная, тонкая и чувствительная, поэтому гигиена должна осуществляться с помощью специального детского мыла и нейтрального шампуня, содержащего натуральные экстракты.


Уход за кожей ребенка до года можно свести только к купанию в теплой воде с применением отваров трав. Правильная гигиена кожи головы заключается в запрете использования чужих расчесок, полотенец и других средств личного ухода.

Личная гигиена за кожей детей и взрослых включает в себя не только уход за телом, лицом и руками, но также и за полостью рта. Чтобы сохранить зубы в хорошем состоянии на долгие годы, нужно начинать за ними ухаживать с детства.

Как только у ребенка прорезался первый зуб, то уже можно применять к нему уход в виде специальных растворов, ополаскивателей и пальчиковых прорезывателей. Гигиена полости рта поможет не только поддерживать здоровое состояние зубов и десен, но и защитит внутренние органы от попадания в них инфекции.

Детей необходимо приучать к гигиене ротовой полости постепенно, в виде игры. Нужно ввести в привычку чистку зубов два раза в день – утром и вечером. Запрещается использовать зубную щетку другого человека. После каждого приема пищи необходимо полоскать ротовую полость во избежание гниения пищи и попадания болезнетворных микроорганизмов.

К рекомендациям по уходу за телом относится и гигиена нательного белья, одежды и обуви. Личная гигиена начинается изнутри и продолжается снаружи, поэтому особое внимание нужно уделить чистоте нательного белья ребенка и взрослого. Его необходимо менять каждый день, а для детей периодичность может включать в себя и 2-3 раза в сутки в зависимости от степени загрязнения.

Не допускается носить чужую одежду, так как это может спровоцировать инфицирование кожи человека. Одежду маленького ребенка нужно менять несколько раз в день, так как грязь, микробы, остатки пищи являются благоприятной сферой для развития бактерий.

Правила детского ухода

Кожа ребенка крайне чувствительна и очень нежна, поэтому и уход за ней отличается от взрослого. Основная ошибка родителей в осуществлении гигиены кожи детей – это или чрезмерный уход или же его недостаток. Большинству молодых родителей свойственно надевать на ребенка свитера и шапки летом, а зимой это стремление обогреть и защитить малыша может перейти все допустимые границы. В итоге температура у детей повышается, они начинают усиленно потеть, что приводит к воспалению кожи.

Чрезмерный уход, выраженный в обеззараживании воды, протирании кожи ребенка лосьонами и нанесении кремов могут вызвать обратную реакцию. Липидный баланс кожного покрова нарушается, в результате чего кожа становится восприимчивой к различному роду инфекциям и болезням. Поэтому соблюдение меры в осуществлении детской гигиены – это главное правило.

В первые годы детей уход должен заключаться в ежедневном купании в теплой воде, очищении ушных проходов от загрязнений, а также в гигиене ротовой полости. Необходимо следить за чистотой волос, рук и ног малыша. Нательное белье ребенка обязательно подлежит термообработке, то есть глажке утюгом на высокой температуре.

Не стоит экспериментировать и наносить на кожу малыша модные гели, крема и тоники. Лучше остановиться на обычном гипоаллергенном детском мыле и теплой воде. При возникновении аллергической реакции, необходимо незамедлительно обращаться к врачу-педиатру.