Инструменты и техники создания тиснения на бумаге. Конструирование и макетирование Как делать рельеф из бумаги

Как сделать объемный рельеф на округлой поверхности?

Довольно часто требуется сделать объемный рельеф на округлой поверхности, к примеру, на вазе или баночке, которую вы декорируете. Но как быть, если ваш трафарет не гибкий? Он сделан из твердой пластмассы, согнуть по форме его никак нельзя.

Вот какой интересный способ решения этой "проблемы" предложила польская мастерица декупажа PetitDecu.

Для работы нам потребуется:

  • Баночка, которую будем декорировать,
  • Белая акриловая краска,
  • Шпаклевка или текстурная паста,
  • Трафарет - из твердой пластмассы,
  • Шпатель,
  • Тонкая пленка (можно взять файлик) или плотный целлофан,
  • Ножницы,
  • Наждачная бумага,
  • Поролоновый валик, или спонж, или поролоновая мочалка,
  • Немного воды в стакане,
  • Мисочка.

Шаг 1. Красим баночку белой акриловой краской с помощью валика, или спонжа, или обычной поролоновой мочалки - используйте, что у вас есть под рукой и чем вы обычно пользуетесь при покраске декупажных работ.

Шаг 2. Берем немного шпаклевки, помещаем ее в мисочку. Если она слишком густая, добавляем несколько капель воды. Если вы используете готовую текстурную пасту, то ее разбавлять не нужно.

Все тщательно перемешиваем, чтобы не было комочкой и воздушных пузырей.

Шаг 3. Вырезаем небольшой кусочек плотного целлофана (или пленки). Он должен быть немного больше вашего трафарета.

Шаг 4. Накладываем трафарет на вырезанный целлофан.

Заполняем трафарет текстурной пастой (шпаклевкой). Разравниваем поверхность шпателем. Излишки пасты убираем.

Шаг 5. Очень аккуратно снимаем трафарет. Стараемся не зацепить пасту и не сместить ее с целлофановой подложки.

Получаем объемный рисунок на кусочке целлофана.

Шаг 6. Теперь его надо аккуратно приложить к баночке. Можно немножко прижать его пальцами, чтобы он прилип.
Я бы сделала еще вот что - можно немного смочить баночку (кисточкой или ватным томпоном) на месте склейки, чтобы увеличить сцепляемость пасты с сухой акриловой краской поверхности баночки.

Баночка имеет изогнутый профиль, поэтому приклеить трафарет довольно сложно. Надо быть очень аккуратным и действовать медленно.

Шаг 7. Теперь надо очень медленно удалить пленку. Можно помогать себе шпателем. Если немного повредится верхний слой картинки, не так страшно. Позже это можно исправить.

Шаг 8. Вот что получилось.
Теперь надо дать приклеенному рельефу хорошо высохнуть. После этого его можно зашкурить мелкозернистой наждачкой. При этом вы сможете сгладить все неровности на краешках рельефа. Далее можно будет продолжить дальнейшую работу по декорированию баночки...

Выполнение небольших заданий, часто абстрактных, с использованием различных средств (симметрия, асимметрия, статика, динамика, акценты, ритм, масштаб и др.) и принципов композиции (контраст, нюанс, тождество) требует соответствующих теоретических знаний. Для выполнения заданий необходимы также сведения о видах ритма (метр, ритм простой, сложный, убывающий, нарастающий и т.д.). Работа с бумагой требует знания ее текстурных особенностей. Бумага по-разному поддается сгибанию в зависимости от направления волокон. В основе любой структуры лежит конструкция, представляющая собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба листа бумаги. В целом структурные и конструктивные свойства всякого изделия из бумаги зависят от характера, количества и направления ребер жесткости.

Создавая сложные формы, не обойтись без сгибов криволинейного характера. Некоторую кривую линию можно получить с помощью макетного ножа. Глубокий надрез может превратиться в нежелательный сквозной прорез. Для конструирования жестких и четких форм рекомендуется использовать плотную рисовальную или чертежную бумагу, которая позволяет выполнять такие операции, как сгибание, скручивание, прорезы, гофрирование и т.п.

Задание. Преобразовать плоский лист бумаги в различные складчато-надрезные структуры и рельефные формы (складки, гармошки, «бревнышки», «листик», полусферу). Получить рельефные поверхности разнооб­разных ритмических решений. Для выполнения заданий необходимо использовать различные ритмы (метр, ритм про­стой, сложный, убывающий, нарастающий и т.д.).

Цель работы. Изучение приемов бумагопластики, пластических и декоративных возможностей материала; закрепление теоретических знаний по тектонике листа, преобразованию плоскости в рельеф с использованием различных типов сгибов, приобретение практических навыков работы с плоским листом бумаги и создание рельефов заданной формы.

Материалы и технические средства. 6 листов плотной бумаги (ватман Госзнак) размером 10×10 см, резак, линейка, карандаш, резинка, циркуль.

Требования при работе с бумагой. Карандашные линии наносить тонко заточенным карандашом твердости ТМ-Т, соблюдать технику безопасности при использовании специальных лезвий для работы с бумагой (при необходимости лезвие надломать по надсечке и, завернув в бумагу, выбросить в мусорное ведро) или хорошо заточенного резака.

Рис. 31. Бумагопластика. Примеры выполнения заданий по теме 1.
Архитектоника плоского листа

Рис. 32. Преобразование плоскости в рельеф

Основные приемы работы.

Задания могут выполняться из бумаги или картона. Существует множество различных сортов бумаги, наиболее удобными для работы являются плотные, хорошо проклеенные сорта – ватман, полуватман, чертежная. Такая бумага выдерживает многократное стирание резинкой карандашных линий. У рыхлой недостаточно про­клеенной бумаги верхний слой неизбежно разрушается. Бумага должна быть не только плотной, но и слегка шероховатой, чтобы карандаш даже от легкого прикосновения оставлял на ней черту. Надрезать бумагу следует на специальном деревянном или пластиковом планшете, используя линейку или лекала. Формировать объем нужно по надрезам, «раскрывая» лист надрезом вверх.

Упражнение 1. Выполнить криволинейный надрез в направлении диагонали формата, прогнуть заготовку по надрезу, вновь распрямить лист и с обратной стороны сделать два надреза в направлении первого (парал­лельность не соблюдать). Сформировать лист согласно надрезам.

Упражнение 2. Выполнить ряд параллельных надрезов с интервалом в 2 см, слегка прогнуть лист, а затем с обратной стороны сделать надрезы в промежутках имеющихся линий. Сформировав заготовку, получить форму гармошки.

Упражнение 3. Зигзагообразные надрезы, выполненные в той же последовательности, что и в предыдущем задании, позволяют получить фактуру с угловатым рельефом.

Упражнение 4. При выполнении надрезов для волнообразных зигзагов необходимо пользоваться заготовленным заранее из куска картона лекалом. Зигзагообразные надрезы позволяют получить волнообразную фактуру с плавным рельефом.

Упражнение 5. С интервалом 1,0–1,5 см с лицевой стороны листа выполнить надрезы, после чего с помо­щью круглого карандаша скрутить заготовку надрезами внутрь. Карандаш вынуть, а трубочку скатать еще плотнее, затем ее развернуть и легким движением пальцев обозначить места надрезов. Образовавшаяся заготовка напоминает бревенчатую поверхность стены.

Упражнение 6. С помощью циркуля начертить и вырезать круг диаметром 10,0 см. В нем с одной стороны выполнить надрезы радиусом 1,0 и 3,0 см, а с другой стороны – 2,0 и 4,0 см. От центра круга сквозной просеч­кой выбрать часть, после чего прогнуть заготовку по надрезам. Соединить и склеить края надсечки, формируя заготовку.

Примеры преобразования плоскости в рельеф приведены на рис. 31, 32.

Методическая цель - приобретение практических навыков композиционно - пластического моделирования сложной поверхности по заданной технологии формообразования.

Учебные задачи:

подобрать бумагу с необходимыми физическими свойствами (гибкость, жесткость, упругость, прочность, тонально-фактурная однородность и др.);

найти интересное решение поверхности, повторяя множество геометрических элементов, используя приемы надреза и сгиба в качестве технологии формообразования.

В результате должны появиться композиции, которые имеют раппортное решение и представляют собой объемно – пространственную структуру из бумаги.

Геометрический рисунок складок аккуратно наносится на бумагу с лицевой и изнаночной стороны. Для качественного сгиба бумаги по намеченным линиям делаются легкие надрезы верхних слоев бумаги с лицевой стороны, если складка является выпуклой, и с изнаночной стороны, если складка вогнутая (Рис.1-9).

Рис.1. Схемы складок: сплошная линия – легкий надрез верхних слоев бумаги на лицевой стороне; пунктирная линия – на изнаночной стороне.

Рис. 2. Примеры рельефа поверхности бумаги, выполнены по схемам на рис.1: 2а – вид с лицевой стороны; 2б – вид с изнаночной стороны.

Рис.3. Схемы складок: сплошная линия – легкий надрез верхних слоев бумаги на лицевой стороне; пунктирная линия – на изнаночной стороне.

Рис. 4. Пример рельефа поверхности бумаги с изнаночной стороны, выполнен по схеме 3а на рис.3.

Рис.5. Схема складок: сплошная линия – легкий надрез верхних слоев бумаги на лицевой стороне; пунктирная линия – на изнаночной стороне.

Рис.6. Пример рельефа поверхности бумаги с лицевой стороны, выполнен по схеме на см.рис.5.

Рис.7. Схема складок: сплошная линия – легкий надрез верхних слоев бумаги на лицевой стороне; пунктирная линия – на изнаночной стороне.

Рис.8. Схема складок: сплошная линия – легкий надрез верхних слоев бумаги на лицевой стороне; пунктирная линия – на изнаночной стороне.

Рис.9. Схема складок: сплошная линия – легкий надрез верхних слоев бумаги на лицевой стороне; пунктирная линия – на изнаночной стороне.

Неизвестный художник. Отрада. Усадьба графов Орловых-Давыдовых.
1850-е. Государственный исторический музей

Программа обучения изобразительному искусству включает знакомство учащихся в 7–8-х классах с ландшафтной композицией.

На уроках изобразительного искусства в школе чаще всего выполняются поисковые макеты, которые обладают различной степенью законченности и допускают возможность разнообразных переделок как в деталях, так и в целом.

Выполняя архитектурный коллаж, рельеф, сложную объемно-пространственную композицию (ландшафтный макет), подростки не только изучают язык архитектурного творчества, но и развивают собственный творческий подход к работе. Законченный макет должен обладать композиционной целостностью, выразительностью и образностью.

Беседа

Статья опубликована при поддержке компании "ПромГиб", занимающейся производством изделий из металла. Не важно, что Вам необходимо - металлочерепица или сварной забор , водосточные системы различных сечений или системы вентилируемых фасадов для дома, декоративные элементы или художественная ковка, можете быть уверены, в "ПромГиб" Вы найдете широчайший ассортимент и высочайшее качество продукции, надежные гарантированные поставки в максимально короткие сроки и гибкую ценовую политику. С подробной информацией об услугах, оказываемых компанией, о номенктлатуре выпускаемой продукции и ее стоимости можно ознакомиться на сайте promgib.ru.

Ландшафт (нем.) - общий вид местности; природный географический комплекс, в котором рельеф, климат, водоемы, почвы, растительный и животный мир находятся в сложном взаимодействии, образуя единую неразрывную систему. Стоит разделять естественный, природный ландшафт и искусственный, распланированный человеком. Перечислите природные зоны и рельефные особенности земной коры - это и есть виды естественного ландшафта.

Темой макетирования является ландшафт искусственный, созданный людьми. Под ландшафтной композицией будем понимать проектирование и размещение архитектурных сооружений, малых архитектурных форм и разнообразных декоративных элементов озеленения в ландшафте на основе максимального учета особенностей местности.

Макет известен с древнейших времен. Само слово «макет» в переводе с французского означает набросок, пространственное изображение в уменьшенных размерах. Считается, что древние зодчие Ассирии, Месопотамии, Египта и Греции работали не с чертежами, а создавали свои великие произведения при помощи макета.

Предлагаем выполнить макетную разработку поверхности и объемно-пространственный макет ландшафта.

Прекрасными образцами для выполнения заданий служат дворцово-парковые ансамбли русских усадеб Кусково, Останкино, Архангельское и другие.

Необходимые материалы и инструменты

Основным материалом для макетирования традиционно служат бумага типа «ватман» и тонкий картон. Отличие бумаги от картона заключается в том, что картон имеет лицевую и изнаночную стороны, часто отличающиеся по цвету. Для макетов можно использовать как тонированную, так и белую поверхности для большей выразительности творческого замысла. Макет можно склеить из бумаги, картона, а можно использовать необычный материал - пенопласт или пенокартон. Работа с пенопластовыми панелями или пенокартоном почти ничем не отличается от работы с бумагой, но добавляет макету объем и эффекты фактуры.

Для работы с бумагой и пенопластом нужны: макетный нож или резак с выдвижным лезвием, хорошо заточенный, ножницы с прямыми концами, клей (наиболее удобны ПВА, «жидкие гвозди», резиновый клей), металлическая линейка. На парту необходимо положить специальную доску из фанеры, пластика или оргалита.

Основные приемы макетирования

Для улучшения качества макетов рёбра, грани сгибов должны быть четкими, без заломов и искривлений. Для этого по линиям будущего сгиба надо сделать надрезы с той стороны, где будет образовано внешнее ребро. Часто бумаге необходимо придать различную форму. Чтобы сделать криволинейную поверхность, следует пропустить бумагу через какой-нибудь цилиндрический предмет, например карандаш или ручку. Другой часто применяемый способ закругления листа бумаги (при изготовлении цилиндра, конуса или другого тела вращения) - разделить развертку данного объекта вертикальными линиями на равные полосы шириной по 3–5 мм и макетным ножом слегка надрезать лист со стороны сгиба.

Еще один важный момент работы - выбрать правильный способ склеивания макета. Самый аккуратный - это склейка встык (на ребро), более простой - приклеивание одной формы к другой при помощи отворотов краев бумаги.

Предлагаем выполнить несколько заданий по теме «Организация архитектурно-ландшафтного пространства».

Задания

1. Творческий коллаж

Возможны два варианта выполнения работы. Первый - в фотографию пейзажа, которая будет фоном композиции (парк, берег реки, лесные дали), вклеить нарисованный фрагмент русской усадьбы или вырезанный из журнала архитектурный объект. Второй вариант - выполнить работу с использованием компьютера.

2. Макетная разработка поверхности - бумажный рельеф
(кулисные поверхности)

Выполним макетную разработку поверхности на тему русской усадьбы из одноцветных материалов. Зрительным рядом послужат фотографии садово-парковых ансамблей и русских усадеб. Работа начинается с карандашного эскиза. Макет будет состоять из вертикальной основы («задника») и нескольких плоскостей - кулис (1) . При выполнении рельефа используется прием расположения кулис, как на театральной сцене, – в параллельных плоскостях друг за другом. По мере удаления от зрителей изображения на кулисах выполняются все более обобщенно, с меньшей проработкой деталей и в более мелком масштабе. Такой тип построения композиции позволяет на относительно небольшом в глубину участке создать эффект удаляющегося в перспективу пространства.

На эскизе намечают кулисы, их количество, прорисовывают фасад здания, определяют ландшафтные элементы, то есть продумывают размещение всех элементов композиции: главных и второстепенных, с учетом материала, из которого будет выполнен рельеф. Задник в таких работах имеет незначительную толщину, и его можно просто вырезать из толстого картона или листа пенопласта.

(2) (3)
(4) (5)

Сам задник - основа макета - является наиболее удаленным планом выбранного архитектурного пейзажа. На задник приклеиваются несколько параллельных вертикальных плоскостей («кулис»), на которых размещаются фрагменты пейзажа. Крупные, наиболее проработанные и декорированные элементы выносятся на первую, фронтальную плоскость. Для крепления вертикальных плоскостей друг к другу используют отвороты краев бумаги или полоски бумаги. Они удаляют слои - «кулисы» друг от друга на 5–15 мм в зависимости от величины макета (2–5) .

3. Рельеф из цветной бумаги

Можно выполнить такой рельеф из цветной бумаги, поместив работу в бумажную рамку. Если в «картину» вводится несколько оттенков цвета, то наиболее светлый тон выбирается для выполнения ближней к зрителю фронтальной плоскости. По мере удаления оттенок «кулис» становится более насыщенным.

4. Объемно-пространственный макет ландшафта

Пейзажная или регулярная планировка - по выбору. Выполним фрагмент парка русской усадьбы. Законченный макет должен обладать композиционной целостностью, выразительностью. В ландшафтном макете предусматривается организация движения человека. В дальнейшем можно использовать макет для съемок анимационного фильма в качестве декорации.

Начнем работу над макетом с карандашного эскиза, где следует прорисовать характер рельефа и продумать размещение всех элементов, главных и второстепенных. Изготовим горизонтальный подмакетник - определяем величину подмакетника и по его концам делаем подгибы от 2 до 5 мм в зависимости от величины поверхности и склеиваем его по углам так, чтобы получилась тонкая пластина. Горизонтальный подмакетник служит моделью поверхности земли.

Далее выполняем уровни рельефа. Существует множество приемов показа рельефа в макете. Если макет выполняется из плотного картона и рельеф достаточно плоский, то листы картона, выполняющие функции рельефа, могут просто наклеиваться друг на друга. Если макет выполняется из бумаги и угол рельефа достаточно велик, то изготавливаем отдельные горизонтальные плоскости и монтируем их друг над другом. Для этого можно использовать полоски бумаги толщиной около 5 мм, сложенные «гармошкой» и приклеенные на ребро. Сначала наносим клей ПВА на одну торцовую сторону «гармошки» и приклеиваем ее к поверхности сечения, а затем на другую, и размещаем ее на основе подмакетника. Этот способ показа рельефа позволяет нам получить ступенчатую поверхность подмакетника (6) .

Готовим отдельно беседку, деревья, кустарники и монтируем их в композицию согласно эскизу (9–12) .

(9) (10)
(11) (12)

Приведем несколько приемов изготовления макетов деревьев в масштабе. Форма деревьев, кустарников и других элементов должна подчеркивать общую художественную мысль, заложенную в образе проектируемого объекта (7, 8) .

Выполнять это задание можно из разнообразных материалов: природных – камней, шишек, веточек, и из пластилина, пенопласта и др. (13–17).

(13) (14)
(15) (16)
(17)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

Булавина Л.И., Розанцева С.А., Якимчук Н.А. Архангельское. - М.: Советская Россия, 1983.

Вдовин Г.В., Лепская Л.А., Червяков А.Ф . Останкино. Театр-дворец. - М.: Русская книга, 1994.

Веденин Ю.А. Русские дворянские усадьбы и их роль в возрождении культурного ландшафта России // Русская усадьба. - Вып. 1 - М., 1994.

Гусев Б.П. Организация специализированных экскурсионных маршрутов для ознакомления с исторической театральной техникой дворца-театра. Московский музей-усадьба Останкино. - М., 2004.

Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI–XX вв.: Исторические очерки. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Дубяго Т.Б. Русские регулярные сады и парки. - Л., 1963.

Звягинцева М.М. Русская усадьба как культурно-исторический феномен. - СПб., 1997.

Иллюстрированная энциклопедия моды. - Прага: Артия, 1986.

История русской живописи. XVIII век. - М.: Белый город, 2006.

Каждан Т.П. К вопросу о изучении русской усадьбы // Русская усадьба. - Вып. 1(17). - М., 1994.

Киреева Е.В . История костюма. - М.: Просвещение, 1976.

Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре. - М.: Изд. Больш. росс. энц., 1995.

Коробко М. Москва усадебная. Путеводитель. - М.: Московские учебники, 2005.

Ледзинский В.С., Теличко А.А., Зверев А.В. Художественная ковка и литье Москвы. - М.: Машиностроение, 1989.

Лепская Л. Репертуар крепостного театра Шереметевых. Каталог пьес. - М.: Государственный центр. театр. музей им. А.А. Бахрушина 1996.

Лихачев Д.С. Сад и культура России. - М.: Наука, 1982.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX в.). - СПб.: Искусство-СПб., 1994.

Мир русской усадьбы. - СПб., 1998.

Очерки русской культуры XVIII века. Часть первая. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

Пронина И.А. Декоративное искусство в Академии художеств.- М.: Изобразительное искусство, 1983.

Ройс К.Д., Лернер М. Очарование сцены. Московский музей-усадьба Останкино (русское издание). - М., 2004.

Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 8 // Б.П. Гусев. Малые архитектурные формы в увеселительном саду в Останкине. - М.: Жираф, 2002.

Рябцев Б.Г. Очерки истории культуры XVlll века. - М.: Наука, 1994.

Рябцев С.Ю. Хрестоматия по истории русской культуры XVIII–XIX вв. - М.: Владос, 1998.

Рябцев Ю.С. История русского искусства XVIII–XIX веков. - М.: Владос, 2001.

Сокольникова Н.М. Основы рисунка. - М.: Московские учебники, 1998.

Спрингис Е.Э. Искусство и время. Останкино. Путеводитель по музею-усадьбе. Художественный паркет и его рисунки. - М., 1999.

Сыромятникова И. История прически. - М.: Искусство, 1989.

http://oiru.archeologia.ru - сайт Общества изучения русской усадьбы.