Как помочь подростку, который режет себе руки. Порезы на руках у подростка: что нужно знать родителям

В возрасте от 13 до 17 лет дети целенаправленно режут или обжигают части тела. Таких подростков намного больше, чем утверждают специалисты. По мнению экспертов, дети так показывают свои переживания и требуют помощи от взрослых. Это сигнал о помощи, который ни в коем случае нельзя игнорировать. Крик о помощи должен быть услышан.

«Мне 14 лет. После постоянных ссор и драк в школе я прихожу домой и перочинным ножом делаю порезы на своём теле. Если нет ножа, то я прокалываю кожу обычной ручкой. Это помогает обрести покой, один порез и уже легче. Боль убирает мой гнев и ярость. Только после того, как я порежу себя становится легко и хорошо. Я не могу без этого. Нормально ли это? Что со мной происходит?»

К нам поступают тревожные послания от разных людей. Очень часто нам пишут и родители таких детей:

«Дочке 15 лет. Недавно начала замечать небольшие ожоги на кисти руки. Говорить на эту тему она не хочет, так как думает, что я хочу ей навредить. При разговоре она начинает кричать и отказывается слушать. К психологу идти не хочет. Что делать и как в этой ситуации помочь своему ребёнку? Я боюсь, что всё, слишком далеко зайдет».

По статистике 38% детей подросткового возраста пытались оставить на теле следы от порезов, сигарет и других предметов. Узнав о том, что дети целенаправленно травмируют себя, близких охватывает ужас. Они, стремясь помочь своему чаду, не знают за что браться, и как с этим бороться. Ведь, по сути, для жизни нет угрозы. Ребёнок сам делает себе больно без весомой причины. Остаётся лишь один вопрос: «Зачем он это делает?»

Контакт со своим телом

В подростковом возрасте у детей начинает изменяться представление о внешнем мире. Всё вокруг них меняется. Кроме этого, их тело также начинает кардинально меняться. Резко увеличивается рост, появляется растительность на теле, у девочек формируется фигура. Тембр голоса, взгляд, походка. Появляются эротические мысли и фантазии. У мальчиков возможна непроизвольная эрекция. У девочек начинают идти месячные. Они могут сопровождаться болям, депрессиями, сменой настроения. Отношения в школе также очень сильно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.

«Тело начинает жить своей жизнью, - утверждает психотерапевт Инна Хамитова. – Делать себе больно – это как способ ощутить своё тело. Тинейджеры будто показывают мимику и жесты человека во время страшного сна: ребёнок хочет проснуться и остановить всё, но для этого нужно уколоть или ущипнуть себя за что-то».

Пугающий мир

Спустя 37 лет Татьяна вспоминает свои года, когда травмирование своих бёдер было нормой: «В моей семье не принято жаловаться. Родители были против, если кто-либо о чем-то плакался. Мне не с кем было поговорить по душам. Поэтому, когда меня что-то сильно мучило, я делала себе больно с помощью лезвия или ножа. Это приносило мне спокойствие. Став взрослой, я осознала, что этим я обманывала себя и своих родных. Теперь я осознаю, почему мне так тяжело».

Некоторые люди, как и Татьяна, боятся или не могут рассказать, что творится на душе близким и родным. Они боятся непонимания и недоверия со стороны взрослых. Поэтому, чтобы снять эмоциональное напряжение, они делают себе больно. Намного легче переносить физические болевые ощущения, чем душевные.

«Так они пытаются справиться с переживаниями и проблемами, - утверждает психотерапевт Елена Вроно, - ведь довольно сложно довериться кому-то, если нет уверенности в себе и окружающих. Даже если на причинение боли есть другие причины, чаще всего тинейджеры считают именно так».

Все действия, связанные с травматизмом, не несут в себе желание покончить с собой. Дети, наоборот, таким жестом проявляют желание жить.

Обезболивание болью

Парадокс заключается в том, что делая себе больно, человек ощущает свое могущество и контроль над всем.

«Только тело полностью подвластно им, - рассказывает Инна Хамитова.- Именно подросток решает насколько можно повредить его. Управляя так своим телом, они чувствуют власть и могущество. Они осознают, что могут сами управлять жизнью. Это помогает подросткам смириться с реальностью».

Такое нестабильное и пугающее состояние говорит о том, что дети хотят жить. А такой способ помогает справиться с проблемами и достичь душевного равновесия. Порезав себя, человек приобретает спокойствие. Становится легче и окружающий мир не так сильно давит со всех сторон. Физическая боль замещает душевные страдания. Её можно контролировать и подчинять себе. Ведь нельзя кого-то изменить или заставить любить. Такая боль также может означать пережитые насильственные действия. Воспоминания травмируют психику, и чтобы это закончилось, человек причиняет себе боль.

«Показывая свои раны, - как утверждает социолог Давид ле Бретон,- он автоматически привлекает к себе внимание тех, кто не видит его. Проявление жестокости к себе помогает контролировать внутренний гнев и не причинять боль другим. Это снимает эмоциональное напряжение, помогает успокоиться». Травмирование себя ради того, чтобы не ощущать боль. Некоторые подростки утверждают, что после того, как они режут свое тело, им становится легче. Приходит чувство спокойствия и равновесия.

По словам Галины (20 лет): «После того как я резала кожу, приходила какая-то эйфория. Мне становилось легко и хорошо. Все переживания и гнев просто исчезали. Я ложилась на кровать, и мне было легко». Именно чувство эйфории увеличивает шанс получить зависимость. Люди, травмируя себя, получают удовлетворение.

Семейные травмы

«Я каждый день резал своё тело начиная с 14 лет, и только в 17 я понял, что это не нужно, - говорит Борис (27 лет). – Я смог остановиться только тогда, когда съехал из дома. Благодаря долгой работе с психологом я понял, что таким методом я справлялся с чувством отвращения к своей матери. Мать не хотела меня рожать и всегда говорила мне об этом. Для неё я был ошибкой всей жизни. Я ощущал себя виноватым в том, что испортил ей жизнь».

«Детям, которым мало уделяли внимания и не давали достаточно ласки в первые годы жизни, могут переживать в последующем очень тяжёлые травмы, - рассказывает Елена Вроно. – Дети не могут воспринять своё тело как источник тепла и ласки. Травмируя своё тело, они рушат внешнюю и внутреннюю границу. Так они пытаются стать ближе к «новому» телу». Раны на открытых местах привлекают внимание как взрослых, так и сверстников. Подростки подают сигналы, чтобы родители их услышали. Если есть такие сигналы, то родителя обязаны что-то предпринять. Быть может, с ребёнком нужно просто поговорить или же стоит обратиться к психологу. Иногда действия семьи только усиливают страдание детей».

«Чтобы помочь ребёнку некоторые мамы и папы пытаются не баловать и не хвалить своих детей. Будто это может испортить ребёнка, - говорит Инна Хамитова. – Но дети в независимости от возраста должны получать от родных любовь, поддержку и понимание. Если мама или папа постоянно критикуют и осуждают сына, дочь, то у ребёнка складывается мнение, что он плохой и недостоин чего-то хорошего. В этом случае телесные повреждения могут быть как наказание за осуждение».

Но, подростки не осознают, то, что они не воспринимают другое мнение. Как утверждает, Анна (16 лет): «Когда я поссорилась с лучшей подругой, она наговорила мне кучу гадостей. Из-за её слов мне стало так плохо, что от злости расцарапала пальцы до мяса о стену». В семьях, где присутствует авторитарный режим, когда над ребёнком стоит жёсткий контроль за поведением и эмоциями, как утверждает, Инна Хамитова, «может наблюдаться борьба за власть и справедливость».

Дети такими выходками хотят показать, что их мнение и действия тоже имеют значение. Они как бы говорят родителям, что тоже имеют право на свою жизнь. Подросток думает: «Я отношусь к себе так, как хочу. И с собой я буду делать то, что хочу». Порезы на открытых местах всегда привлекают внимание и вызывают сомнения и шок. Эти сигналы должны быть услышаны и замечены родителями. Иначе ребёнок будет продолжать привлекать к себе внимание всякими способами.

Граница риска

Нужно различать проверку на прочность и постоянные самоистязания. Первое напрямую взаимосвязано с познанием «нового» тела. Подросток экспериментирует и познаёт себя. А вот постоянные попытки нанести себе порезы – это громкий сигнал родителям. В срочном порядке нужно обращаться к специалисту, иначе это может перерасти в большие проблемы. Очень важно понять, что подросток хочет сказать своими поступками. Быть может, стоит поговорить с ним и всё обсудить.

Что делать?

В этом возрасте дети ищут понимание со стороны взрослых, и одновременно охраняют своё внутреннее пространство. Иногда дети хотят поговорить, но не могут выразить свои чувства и переживания. Поэтому в этот период хорошим собеседником может стать – не мама с папой, а кто-то из родных и близких. Ребёнку будет легче высказать свои переживания менее близкому человеку. Нужен тот человек, который выслушает, поможет, не отвергнет, - утверждают эксперты. Бывают случаи, когда ребёнок перестаёт травмировать себя после сильного толчка от родителей. Таким способом отец с матерью дают понять ребёнку, что он переборщил со своими выходками. Нужно заканчивать. Но иногда и этот способ не помогает и постоянное травмирование себя может привести к суицидальному исходу. Поэтому в таких случаях лучше всего обратиться к психологу. Он поработает с ребёнком и поможет ему разобраться во всём. После сеансов ребёнок поймёт, что причинять себе боль - это не самый лучший выход из ситуации.

В подростковом возрасте ребенок учится самостоятельно решать задачи, которые перед ним стоят, - часто методом проб и ошибок. Подростки без звукового вектора (обладатели любых других семи векторов) имеют вполне понятные материальные желания, и точка приложения усилий для них более очевидна. А что делать подросткам со звуковым вектором, желания которого никак не связаны с материальным миром?

В своей практике детского психиатра я часто сталкиваюсь с подростками, у которых при осмотре обнаруживаются самопорезы на руках и следы от самоприжиганий сигаретами и других способов самоповреждения. Если это мальчики 14-16 лет, то часто они поступают по линии военкомата. Если девочки, значит, самопорезы и самоповреждение у подростка заметили родные или педагоги и забили тревогу. Скорее всего, таких девочек даже больше, чем я вижу на приеме. В этой статье я расскажу о тех детях, которые скрывают подобные действия. Они понимают, что сделали что-то не то. Носят длинные тугие рукава, чтобы скрыть самопорезы на руках от родных и в школе. Иногда делают поверх шрама татуировку, чтобы замаскировать самопорезы, самоповреждения и ожоги. Что происходит с такими детьми? Почему они наносят себе самоповреждения?

Почему подростки наносят себе самопорезы и самоповреждения на руках?

Никто не причиняет себе физического вреда вдруг, ни с чего! Родители часто комментируют это по-своему: «Дурак, потому и сделал/сделала!» Так ли это? Или: «Это от стресса!» От какого такого стресса ребенок будет резать себя добровольно?

Каждый человек стремится получать радость от жизни. Делать те действия, от которых ему хорошо жить. Но в случае с этими детьми так не получается. У них не получается жить в удовольствие!

Из бесед с подростками, которые приходят с самопорезами, самоповреждениями на руках, я понимаю, что это обладатели кожно-звуковой связки векторов. Иногда есть и другие вектора, например зрительный, анальный. Современные подростки в крупных городах и особенно мегаполисах сложно устроены, часто они полиморфы, обладатели 3-5 векторов, с большим объемом психики, и разобраться в причинах их поведения бывает трудно. Но с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана это возможно.

Значение подросткового возраста. Причины самопорезов и самоповреждений у подростков. Роль звукового вектора

После подросткового возраста развитие векторов заканчивается, и в дальнейшем человек реализует тот объем психического, что наработал в процессе развития до пубертата. В подростковом возрасте ребенок учится самостоятельно решать задачи, которые перед ним стоят, - часто методом проб и ошибок. Подростки без (обладатели любых других семи векторов) имеют вполне понятные материальные желания, и точка приложения усилий для них более очевидна. А что делать подросткам со звуковым вектором, желания которого никак не связаны с материальным миром? При этом у них нет информации о себе, о своей психике и они не понимают, что с ними происходит.


Звуковой вектор - это психическая доминанта. Именно звуковой вектор стремится к раскрытию нематериального мира, замысла Мироустройства. Это его главное желание, и когда оно не исполняется, человек испытывает душевное страдание. Часто оно начинается именно в подростковом возрасте. В этот период происходит много нового для ребенка. Начинается гормональная перестройка организма, появляется желание понравиться противоположному полу, стремление утвердиться в подростковом коллективе, найти свое место. А тут еще возникает вопрос о смысле жизни.

Если раньше философия, музыка, физика облегчали состояния звуковиков, занимали их ум, то теперь уже нет. Так постепенно начинает нарастать неудовлетворенность в звуковом векторе подростка. Особенно если он рос или растет в неблагоприятной звуковой обстановке - слышит крики и ссоры родителей, нежелательные смыслы в свой адрес.

Подростку со звуковым вектором необходимо напрягать свой абстрактный интеллект, данный ему от природы, но он не знает особенностей своей психики, часто не знает своих способностей. Не понимает, где хочет учиться, - ему все «не то», поэтому поступает в учебное заведение по совету родителей или туда, куда придется.

Может получиться, что прежде отличник, победитель олимпиад по математике и физике, идя наугад, попадает в окружение, где ему не удается применить должным образом врожденные свойства звукового вектора. И звуковая нехватка в нем растет и растет, придавливая все больше. Про таких детей говорят: «раньше был надеждой школы, но ничего путного из него не выросло, ничего не добился». В смысле, не смог реализовать себя в социуме из-за страдания в его звуковом векторе, с которым он сам не знает, что делать.

Общаясь в компании сверстников, подросток замечает, что он не такой, как все, как бы не от мира сего. У него не получается жить, как другие (люди без звукового вектора), как бы он ни пытался!

Я часто сталкивалась с подростками, которые в депрессивных состояниях уходили по ночам бродить по городу, по кладбищам. Их искали родители, искала полиция. Им приписывали девиантное поведение и бродяжничество. Часто они ищут места, где темно, тихо и никого больше нет. Кладбище оказывается одним из таких мест, где только ты и твои мысли о смысле жизни. «Оставьте меня в покое!» - это желание звукового человека не в самом хорошем состоянии.

Человек со звуковым вектором, который не может наполнить свое стремление к нематериальному в материальном мире досуга и развлечений, даже если в нем есть учеба и подработка, может заболеть настоящей звуковой депрессией. Депрессия у подростков со звуковым вектором - частое явление. Редко кто из родителей и даже самих детей это осознает.

У меня на приеме были всего лишь единичные обращения подростков с жалобами на депрессию и ее симптомы. Чаще всего девочка или мальчик пытаются подражать окружению. Веселиться и жить, как они. Но не выходит. Ненаполненный звуковой вектор болит нестерпимо так, что не существует большей душевной боли. И тогда они находят некий выход, временно облегчающий их состояние, - причиняют себе самоповреждения.

Роль кожного вектора в причине нанесения самопорезов и самоповреждений у подростков

Склонность к самоповреждениям и самопорезам встречается у кожно-звуковых подростков, которые подвергались физическим наказаниям в детстве.


Значение эмоциональной связи между родителем и подростком

Замечая самоповреждения на руках подростка, родители часто бывают в шоке и не могут понять, что происходит. Еще недавно был хороший мальчик или девочка и вдруг превращается не пойми во что! Не слушается, гуляет допоздна, грубит, а тут еще эти самопорезы на руках, странные изменения поведения. Что делать, если продуктивного диалога с подростком не добиться? Как вернуть доверие подростка?

Важно понять особенности психики вашего ребенка и переходного возраста как такового. Это особенный этап, как для подростка, так и для родителей. Понимание того, что с ним происходит, позволит наладить доверительный диалог между вами и помочь ему справиться со сложностями. Даже если ранее с ребенком не было создано качественной эмоциональной связи, то сейчас это можно сделать с помощью тренинга Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология», чтобы лучше понимать себя и своего ребенка. Дайте шанс звуковой душе .

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Текст: Анастасия Петрова

Татьяна Салтанова, руководитель и психолог Благотворительного фонда " ", рассказала «Летидору» о том, почему подростки склонны наносить себе порезы, каким образом реагировать родителям на школьную неуспеваемость, как агрессивность помогает в социализации, и почему домашние обязанности ребенку только на пользу.

- В каких семьях подростки более устойчивы к неудачам?

Чаще всего это семьи, где есть безусловное принятие подростка, а также семьи, где очень низкий уровень тревоги. Ребенку нужно чувствовать уверенность в том, что несмотря ни на что, его любят и принимают. Принимают таким, какой он есть. Именно это формирует уверенность в себе и своих силах. В таких семьях ребенок получает достаточно свободы для саморазвития, но в это же время не чувствует себя позабытым и брошенным, поскольку контроль со стороны родителей существует.

Подростки часто меняют свои увлечения, и лучшая реакция родителей - относиться к таким переменам лояльно, без лишней тревоги. Не стоит и манипулировать ребенком по типу «Если ты меня любишь, то сделай то…», «Если ты хочешь, чтобы мы тебе разрешили, то сделай это…». Такое поведение часто встречается в семьях, где родители стараются максимально привязать ребенка к себе.

В итоге подросток перестает доверять родителям. Он не чувствует себя свободным в выборе, теряет ощущение, что он самостоятельно выстраивает свою жизнь. Жизнь становится менее интересной для подростка, поскольку он знает, что решения в этой жизни принимает не он, а значит и вкладываться в нее нет смысла.

- Получается, что ребенка почти не нужно контролировать?

Для подросткового возраста характерны такие особенности, как максимализм и излишняя самоувернность, а также стремление обладать теми же правами, что и взрослые. Часто иллюзорное ошущение своей «взрослости» может слишком далеко завести подростка. Родителям важно понимать, что контроль важен, но чрезмерные запреты и привязывание к себе могут задержать развитие подростка или даже зафиксировать его на нереализованных в свое время возможностях, которые он может пронести через всю жизнь. Лучше всего, когда родительский контроль будет минимальным на увлечения и общение подростка со сверстниками, таким образом личностное становление будет более полноценным.

А что делать, если подростки часто закрываются от родителей и не говорят о тех неудачах, которые у них происходят?

В первую очередь, я бы посоветовала родителям проследить за своей реакцией на неудачи подростка. Подросток очень чувствителен к оценкам окружающих, и если он видит, что родители очень расстроились, то может глубоко переживать неудачу. Родителям желательно пересмотреть свое отношение и реакцию на возникшие сложности с ребенком. Лучше всего не созывать семейный совет со всеми родственниками, бабушками, тетями и дядями и устраивать строгий допрос «Скажи, что с тобой случилось?», «Почему молчишь?» и т.д. Намного лучше в спокойной и неформальной обстановке, и даже в шутливой форме поинтересоваться «Что нового?», «Что тебе сейчас интересно?». Так, с помощью самых простых вопросов без давления можно добиться доверия, и в дальнейшем уже вместе разобраться со страхами и тревогами, которые гнетут подростка.

Конечно, порой своими силами уже справится не получается. Но, к сожалению, в России многие семьи с недоверием относятся к психологической поддержке, и поэтому прибегают к помощи лишь в крайних случаях, когда подросток становится уже неконтролируемым. Часто бывает, что инициаторами выступают педагоги или социальные работники, а также школьные психологи, хотя, прежде всего, задуматься о профессиональной помощи должны были бы родители.

- Как родители могут помочь ребенку, если у него низкая успеваемость?

Существует много причин, по которым у подростка могла появиться неуспеваемость. Возможен конфликт с учителем или сверстниками, это достаточно часто мешает сконцентрироваться на занятиях. Также возможна связь себя со своими оценками. Есть такое выражение «плохая» и «хорошая» оценка. Если подросток оценивает себя с «плохой» стороны, то и сам настраивает себя на «плохой» результат, отсюда и идет удар по самооценке.

В такой ситуации необходимо объяснить подростку, что оценки ни в коем случае не проявляет его личностные качества. Так будет проще уйти от негативных эмоций, ведь от отметки в школе не становишься «плохим» или «глупым». Если у родителей хорошие отношения с учителями, то без ведома ребенка можно поговорить с ними о том, что конкретно не удается. А уже в спокойной и домашней обстановке без разбирательств и наказаний за проступки, можно попробовать разобраться со сложностями в учебе.

- Часто трудные подростки оставляют шрамы на своих руках, в чем причина такого поведения?

Это проявляение аутоагрессии, активности, направленной на причинение себе физического и психологического вреда. Она действительно часто встречается в подростковом возрасте в виде ненесения себе мелких порезов и царапин.

- Есть ли связь между аутоагрессией и конкуренцией в среде подростков?

Аутоагрессия у подростка часто связана с привлечением к себе внимания. Могут наноситься царапины или порезы на видные части тела, например, руки, ноги, шею. Подросток часто ждет, что близкие или друзья заметят повреждения и будут более трепетно и внимательно относиться к нему, начнут расспрашивать, ухаживать, жалеть. Возможно также нанесение себе повреждений в следствие эксперимента со своим новым, постоянно меняющимся телом, а также желание стать хозяином своей собственной жизни.

Если в среде сверстников многие практикуют такой вид привлечения к себе внимания, то это может стать одним из способов приспособления к группе. Если подростка не принимают в среде сверсников, то боль и обида могут вызвать аутоагрессию. В такой ситуации лучше обратиться к психологу-консультанту, поскольку такой вид реакции на проблему или болезненное переживание является деструктивным способом решения жизненных сложностей. В дальнейшем, не разобравшись с таким видом реакции на проблему, подросток может нанести себе серьезные повреждения.

- А какая связь между агрессивностью подростка и его успешностью среди сверстников?

Связь прямая. Подростковый возраст сам по себе характеризуется повышением уровня агрессивности. Плюс ко всему это еще и возраст социализации, когда общение со сверстниками становится очень значимым. Для того, чтобы стать лидером в компании, подростку приходится учиться защищаться и нападать – это нормально для процесса социализации. В дальнейшей жизни эти навыки помогают уже взрослому человеку отстаивать свои взгляды и решения. Когда агрессивность в рамках нормы и не граничит с жестокостью, она помогает подростку приобрести личностную целостность и самостоятельность в принятии решений.

Что делать, если ребенок не может добиться успешности, и у него вырабатывается привычка опускать руки при первой же неудаче?

Страх показаться перед сверстниками «неудачником», неверие в собственные силы - все эти чувства могут расти и распространяться не только на оценки в школе. Родителям стоит проконтролировать свое поведение с подростком. Возможно, страх неудачи образовался еще в детстве, когда ребенка наказывали слишком строго за ту или иную оплошность. Чтобы помочь подростку справиться со своими страхами и апатией, необходимо дать ему понять, что даже грубую ошибку можно исправить, уйти от «катастрофизации» к адекватному восприятию мира.

Если существует такая возможность, то смена привычной обстановки может помочь подростку по другому взглянуть на вещи. Путешествие или адекватное изменение привычного распорядка дня, появление новых обязанностей по дому - это помогает. Желательно, что бы часть домашних обязанностей подростку была знакома, поскольку когда родители все делают за своего ребенка, у него будет складываться ощущение собственной беспомощности и зависимости от родителей, что будет способствовать росту тревоги при неудаче.

- Как в таком случае помочь подростку справиться с напряжением при сдаче экзаменов?

Реакции на нагрузку и ответсвенность во время экзаменов у каждого подростка будет разная в зависимости от характера и личностных особенностей. Поскольку для подросткового возраста характерны частая смена интересов и деятельности, будет возникать сложность с самоопределением. Сегодня он захочет быть математиком, завтра займется творчеством, а послезавтра решит быть химиком или фармацевтом - желания неустойчивы и противоречивы.

Поэтому, в первую очередь, перед выбором ВУЗа необходимо определиться с желаниями подростка, потратить достаточное количество времени и сил на поиски действительно подходящей и интересной для него профессии. Когда у подростка будет уверенность в том, что выбор института сделан именно им, лишняя тревога и напряжение уже будут проявляться в меньшей степени, поскольку появится больше уверенности в собственных силах и возможностях.

Бывает, что подросток начинает бояться ответственности и старается уйти от лишней нагрузки и тревоги, чаще всего это проявляется или уходом в себя, или поисками поддержки в компании. Обычно это случается с детьми, которые сомневаются в своих силах, возможностях и желаниях. В такие моменты нужно как можно чаще обращать внимание подростка на его успехи, победы и заслуги.
letidor.livejournal.com/201993.html

0 «Она сняла с себя кофту, и тогда я в первый раз увидела её руки. Пыталась её спросить, но всё было бесполезно. И знаешь, знаешь… Это так страшно, когда ты видишь всё это день ото дня, видишь, как твой ребенок калечит себя, режет руки, а ты ничего не можешь сделать. Очень страшно. А главное, я не понимаю почему. И если она так меня наказывает, то за что? Я её очень люблю и не хочу её потерять!»

Наверное, многие могут вспомнить такого друга, одноклассника, знакомого, который в 13-15 лет резал себе руки, прижигал себя сигаретой и всячески издевался над собой. А может и сами такое делали. Подростков, которые ежедневно наносят себе различные увечья - множество. И не важно, какая это эпоха и какое поколение тоже не важно, это было всегда и, наверное, всегда будет.

Я предлагаю разобраться, почему так происходит, и что можно сделать, если вы родитель. А может вам тоже 15, и кто-то из ваших друзей прямо сейчас царапает свои руки. Мы надеемся, что этот материал даст понимание, как быть в такой ситуации.

Тело

Примерно в 13 лет начинаются самые значительные изменения в теле. Парни приходят после каникул и замечают, что выросли на две головы. А девчонки привыкают жить с грудью. Таких перемен можно назвать много. Да вы и сами знаете. Это - то самое время когда мы живем как бы в отрыве от своего тела. Оно меняется и не спрашивает нашего согласия.
Ребята, у которых больше развита эмоциональная составляющая, реагируют довольно болезненно на то, что происходит. Резать руки, да и вообще причинять себе физический вред - это способ ощутить свое тело, почувствовать, что оно, тело, все еще моё и я могу им управлять. Как? Могу сделать себе больнее, а могу перестать.

Что делать: поговорите с вашим ребенком о том, что происходит с его телом. Он скорее всего не захочет, но попробовать стоит. Еще стоит заняться телом. Подростки, занимающиеся спортом или другими физическими активностями, в целом намного лучше переживают этот период взросления. Можно заниматься чем -то интересным вместе, например йогой или медитацией. Все это поможет вступить в контакт с собственным телом без кровопускания.

Чувства

Напряжение. Запредельное внутреннее напряжение. Такое напряжение, с которым непонятно, как справиться. Такое мощное, что не хочется… ничего не хочется. И кажется, что весь мир против тебя, и нет друзей, и нет тех, кто может тебя принять. Принять таким, какой ты есть - не уверенным, ленивым, уставшим, напуганным, каким бы ты ни был. Выдержать такое внутреннее состояние очень непросто. Именно в этот момент происходит некий ритуал кровопускания. И в этот момент становится полегче. Чуточку. Ненадолго. И потом требуется снова и снова. И каждое событие не в твою пользу добивает и требует кровавого выхода - безответная любовь, непризнанный талант, дерзкие взгляды на жизнь.

Что делать: такая ситуация - первый сигнал к тому, что в доме ребенка не всё в порядке. Поэтому первое, что важно сделать - это посмотреть на то, как устроены отношения в семье. Насколько в семье принято говорить о чувствах. Насколько принято делиться своим состоянием. Или это плохо? Конечно, одного разговора «по душам» недостаточно. Но предложить меняться, и меняться вместе может быть весьма терапевтично в такой ситуации. Еще стоит обратить внимание на то, что происходит в школе. Может, вы пропустили и решили что «ничего серьезного», а у человека конфликт с одноклассниками или учителями. Суммируя, можно сказать, что в этот период нужно быть особо внимательным к своему ребенку. Внимательным, но не навязчивым.

Мысли

В этом возрасте нам всем хотелось быть старше, вернее, выглядеть старше. И мы начинали соответствовать тому образу, который считали взрослым. Выдержать всё, перетерпеть, человек-кремень, мужественный такой - примерный список фраз, подталкивающих ребят к «подвигу». И кажется, что эти порезы делают тебя мужественнее, сильнее. И только спустя годы понимаешь, что всё это ерунда.

Что делать: перестать оценивать и сравнивать. Внимательнее следить за тем, кого в домашних байках почитают как героя. И что квалифицируется как сила духа и мужество.

О важном

Если подобные порезы на самом деле не порезы, а попытки суицида, стоит обратиться к специалисту. В таком случае это клинический психолог, психиатр, психотерапевт.

Часто можно услышать мнение даже среди психологов: «Да он это делает демонстративно! Нельзя попадаться на его удочку» - по правде говоря это полный бред! Никто никогда не знает, готов ли подросток сделать этот один последний шаг. Никто не знает.
Важно понимать, что каждый такой порез (особенно специально или случайно показанный) сигнализирует и кричит «ТОВАРИЩИ ВЗРОСЛЫЕ, МНЕ ФИГОВО! Я НЕ ЗНАЮ, ЧТО ДЕЛАТЬ! Я ПОТЕРЯН! ПОМОГИТЕ!!!» И к черту все игры – важно быть рядом. Важно поддержать и любить! Любить без рамок и условий, без оценок и сравнений. Любить… и все будет хорошо.