Как помочь ребенку выстроить правильное отношение к порядку. Как приучить детей к порядку, чтобы это не привело к конфликту в семье Почему дети должны убираться в своей комнате

Приучать ребенка к порядку необходимо с раннего детства. Об этом говорят психологи, это осознают и сами родители. Самодисциплина поможет малышу не только держать свою комнату в идеальном состоянии, но также быть стойким перед жизненными неурядицами. Чтобы воспитать эти качества, нужно знать, как приучить ребенка к порядку.

Избежать проблем с порядком в детской поможет своевременное приучение к чистоте малыша с самого раннего возраста

Когда и с чего начать?

Стоит отметить, что заставить убирать подростка невозможно, поэтому делать шаги в этом направлении нужно с самого рождения. Многие мамочки считают, что малыши до 2-х лет не поддаются воспитанию, но как только ребенок встает на ноги, его необходимо приучать к порядку. Главное, ставить перед ним разрешимые цели. В этом возрасте дети познают мир через игры, и процесс уборки необходимо сделать веселым.

Последовательность:

  1. Дети после 1 года, как правило, ходят неустойчиво, поэтому убирать полезно не только для дисциплины, но также для координации. Самый легкий прием – собирание игрушек.
  2. Малыша от 2-х лет необходимо задействовать на кухне. Можно доверить ему сервировку стола (пластиковую посуду, ложки, салфетки) и привлечь убирать после завтрака. Процесс приготовления еды тоже может стать интересным.
  3. В 3 года дети вполне способны помыть свою тарелку и чашку, протереть пыль на подоконнике, полить цветы, расставить книги, помочь маме вытащить носочки из стиральной машины. К этому времени систематические уборки должны выработать принцип «поиграл-убери».
  4. Ребенок в 4 года не ждет указаний, чтобы собрать постель после сна, сполоснуть кружку от остатков молока (см. также: ). В этом возрасте он должен сам понимать, что в комнате беспорядок, и его можно и нужно устранить без родителей. Необходимо позволять ему самостоятельно выбирать схему уборки. Если малыш желает расставить игрушки по цветам, пусть занимается. Это прививает желание убирать ради красоты, а не только ради порядка. Четырехлетнему малышу можно позволить стереть пыль, постирать свои носочки.
  5. В 7 лет ребенок должен перенять на себя часть домашних обязанностей. Его личная ответственность – цветы, состояние одежды и обуви. Убирать он должен без присмотра родителей. Ответственно мыть обувь после прогулки, прибирать в своей комнате, поливать мамины растения. В 7 лет человек знает зачем нужно умываться, купаться, причесываться и стирать одежду. Верное прохождений всех предыдущих стадий может привить желание ухаживать за собой.


Самой первой обязанностью малыша является уборка игрушек. Пускай она проходит в игровой форме

Действия родителей

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ребенку любого возраста необходимо устанавливать разумные требования. При этом они должны быть равны для всей семьи. Только в этом случае можно воспитать справедливую ответственность.

С особо упорными детьми может произойти борьба, в которой взрослым нельзя отступать. Неприступность родителей в вопросах дисциплины готовит малышей к будущей стойкости социума. Если родительская непреклонность идет им на пользу и не подразумевает плохого, то влияние посторонних всегда безжалостно и обманчиво. Приучение к порядку является лишь одним аспектом воспитания.

Процесс развития чистоплотности может проходить по разным путям, и родители сами решают как приучить детей к порядку и чистоте. В первую очередь им самим необходимо быть аккуратными, ведь родители представляют собой главный пример для подражания. Поэтому, когда неряшливая мама пытается втолковать, что нужно складывать свои игрушки, у малыша в голове происходит диссонанс: зачем мама, взрослая и правильная, заставляет его делает то, что не делает сама?



Родители - это наиболее авторитетные люди для маленьких детей, поэтому взрослые должны показывать личный пример чистоты и порядка

В доме обязательно должны быть условия для поддержания порядка. Очень важно, чтобы потенциальные объекты для уборки были доступны (книги стояли на нижней полке, не слишком высокий ящик с игрушками). Родители должны в доступной форме объяснить где должны лежать те или иные вещи. Как такового понятия о том, что собой представляет чистота, у малыша нет, а мама и папа в большинстве случаев ограничиваются лишь тем, что заставляют прибирать игрушки с пола. Родители должны придумать игру, квест или сказку, чтобы показать ребенку все места в доме, где должно быть чисто и как это выглядит. Наказывать за бардак «конфискацией» игрушек нельзя. Тогда малыш будет их прятать, а не расставлять.

Как научить: от игрушки до целой комнаты

Игра – детский способ познавать мир, и многие родители даже не догадываются о том, как игры можно использовать в полезных целях. Это самый действенный способ как приучить ребенка убирать за собой игрушки. Достаточно сделать квест: придумать какую-то историю, вовлечь имена игрушек, их характеры (а ребенок обязательно выстраивает свое отношение к каждой отдельной игрушке). Детки чуть постарше могут быть вовлечены в процесс общей уборки. Помогают таблицы лидерства, очки, их накапливание, обмен на карандаши, книжки, походы в зоопарк или игрушечный магазин. По такому же принципу можно научить убирать в комнате. Эффективны экспресс уборки перед ужином.

Еще один действенный способ как научить ребенка убирать игрушки – ограничить их количество. Это не значит, что нужно разом выбросить половину богатства малыша. Если так вышло, что в доме много игрушек, можно забирать их постепенно. Желательно все же изначально не переусердствовать с их количеством. Способ заключается не столько в ограничении, сколько в доступности. Ребенок изначально хочет аккуратности. Он легко поддерживает чистоту в комнате, если видит или знает, где стоит та или иная игрушка. Их большое количество рассредоточивает внимание, приходится хранить все в коробках, малыш будет разбрасывать все на пути к желаемой кукле, а ведь он даже не знает в какую коробку мама ее положила.


Для каждой вещи должно быть свое место в доме. Так же и с игрушками. А если их стало слишком много, пускай ребенок отдаст ненужные ему вещи кому-нибудь, например, в детский сад

Желательно ставить игрушки на видные места и открытые полки. Несколько кукол, пачка конструктора, плюшевый медвежонок и машинка больше помогут развиваться малышу, чем тонна пестрых игрушек. Они скорее нужны родителя, чтобы создать видимость заботы. Ребенку же все равно сколько у него развлечений.

В процессе помощи на кухне можно прибегнуть к правилу, которое большинство родителей используют наоборот. Вместо угрозы забрать предмет, который остался на столе, нужно сказать, что нельзя приступать к новому процессу, не прибрав за предыдущим. Это касается выпечки, мытья посуды и прочего.

Малышам свойственно искать рамки родительского терпения посредством баловства и непослушания. Только стойкость, внимание и спокойствие помогут приучить ребенка к дисциплине. Показывать слабость, раздражаться и кричать ни в коем случае не разрешается (подробнее в статье: ). В этом вопросе дети воспринимают лишь авторитет родителей, и смогут научиться только у достойного человека.



Маленькая помощница не хочет поливать цветы и вытирать пыль? Попробуйте иногда менять занятия для ребенка, чтобы дела не стали нудной рутиной

Общие советы психологов:

  1. Бороться с детским непослушанием можно одни простым способом – не заменять те вещи, которые ребенок портит, а давать возможность компенсировать поломку. Нельзя поддаваться на капризы, истерики и прочее. Достаточно объяснить малышу чем плох его поступок и как его исправить. В контексте прививания порядка, это может быть помощь по дому.
  2. Пожалеть ребенка, когда конфликт будет разрешен. Непреклонность родителей может показаться малышу жестокостью, создать ощущение, что его не любят. Проявляя нежные чувства, мама показывает, что даже плохие поступки не влияют на ее отношение. На самом деле это сложная задача: втолковать малышу, что его поступок неправильный, но не переусердствовать с поддержкой.
  3. Очень важно не наказывать малыша за то, что ему неподвластно. Школьника не стоит с порога отчитывать за плохие оценки. Всегда выясняйте причину, возможно какие-то обстоятельства повлияли на ребенка.
  4. В спокойной атмосфере воспитывать детей гораздо легче. Когда ребенок чувствует любовь и комфорт, с ним проще общаться.
  5. Схема «крик-наказание-действие» вырабатывает лишь условный рефлекс. Любовь к чистоте укореняется настолько глубоко, что даже выйдя из-под влияния родителей, подросток будет наводить порядок по своему желанию.

Многие родители очень часто допускают главную ошибку воспитания – они криками пытаются заставить убираться. На деле же ни один маленький человек не воспринимает громкий голос и раздражение. Это вызывает страх, но никак не искреннее желание вести себя хорошо. Боязнь наказания не станет основой привычки, только интерес, желание и уважение.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Дети часто забавно копируют действия взрослых, пытаясь вытереть пыль маминой шапкой или помыть пол бабушкиным халатом. Между тем это первые шаги к организации пространства вокруг себя. И почему же родители всё равно через пару лет начинают бить тревогу: мол, ребёнок не знает, что такое порядок? Вероятно, в период отчаянного хозяйствования малыша мама с папой допустили серьёзные просчёты, не приучив его к порядку правильно.

Характеристика проблемы

Каждый родитель мечтает, чтобы его чадо выросло ответственным и успешным человеком. А это зависит не только от трудолюбия и таланта, но и от множества других черт характера. Воспитав в ребёнке дисциплинированность и приучив к порядку, вы поможете ему:

  • правильно развиваться - учёные доказали, что развитие мышления зависит в том числе и от того, насколько упорядочены элементы окружающей среды, и если малыш растёт в хаосе, то он будет интеллектуально отставать от своих сверстников;
  • научиться планировать - хорошо, когда малыш точно знает, что после игры нужно убрать игрушки, а значит, завершить крепость из конструктора нужно за некоторое время до отхода ко сну, а не прикладывать последний кирпичик, будучи уже в пижаме;
  • распределять свои силы (невозможно быстро и качественно убраться в детской, если до этого пару часов играл в футбол с ребятами во дворе);
  • стать хозяйственным - раскладывая вещи по своим местам, малыш может оценить, как много у него тех или иных предметов, или понять, чего ему не хватает;
  • укрепить эмоциональную связь с родными - ничто так не объединяет и не сплачивает, как совместная деятельность (особенно это важно в тех семьях, где воспитываются двое и более детей: уборка помогает карапузам ещё больше подружиться и приходить на выручку друг другу);
  • научиться трудиться и получать удовольствие от результатов своего труда (радость приносит только та работа, результаты которой видны, для детей примером таких занятий является уборка: сложил вещи - стало чище благодаря собственному труду);
  • стать хорошим компаньоном для возможных соседей по комнате в будущем - ведь гораздо приятнее, когда рядом живёт человек, который кладёт вещи на свои места.

Советы психологов: как приучить детей соблюдать порядок в доме

Обязательно научите ребёнка помогать друг другу при выполнении той или иной работы

Психологи убеждены: лучший способ приучить ребёнка к порядку - это показать своим примером, что значит аккуратность. Начинать эту нелёгкую работу нужно как можно раньше. Уже в 1–1,5 года кроха поймёт, что грязные колготки, например, нужно положить в стиральную машину, если мама показала ему это, сопроводив свои действия комментарием. Но тогда почему же в 5–6 лет малыш, даже наблюдая, что родители моют после себя тарелки, встаёт из-за стола, не только оставляя грязную посуду, но и руки забывая ополоснуть? Есть два возможных ответа: во-первых, ребёнок может подражать кому-то из членов семьи, кто так поступает; во-вторых, малыш видеть-то видит, но вот самого его никто не научил соблюдать порядок. Отсюда вывод: одного примера мало, нужно приобщать детей к полезной деятельности. Для этого психологи рекомендуют использовать несколько приёмов.

  • Позвольте ребёнку самому организовать свои вещи в пространстве. Многие родители убеждены, что шкаф для белья - не лучшее место для хранения трансформеров или игрушечных эльфов, но малышу это кажется удобным. И если он предпочитает складывать игрушки именно туда, то пойдите на компромисс, а бельё можно и в комод переложить.
  • Приобщайте к труду. Если мама или бабушка помыла пол в доме, то ребёнок, вероятнее всего, не слишком расстроится, наследив в прихожей. А вот если вы, вооружив малыша тряпкой, устроите соревнование, кто быстрее и качественнее вымоет свою половину комнаты, карапуз будет с большим вниманием относиться к чистоте.
  • Призывайте к порядку только сменой тембра голоса и будьте готовы повторить требование несколько раз. Детям тяжело концентрироваться на нескольких задачах одновременно, поэтому решение той или иной проблемы малыш ищет последовательно, и просьба убрать игрушки может просто не попасть в число приоритетных в определённый момент времени.
  • Изучайте опыт. Не будет лишним поинтересоваться у своих родителей, как приучали к порядку вас. Быть может, ваш ребёнок требует таких же мер.

Правила, которым стоит научить малыша

Важно, чтобы в процессе наведения порядка вы общались с малышом на равных

Когда вы убедили своего ребёнка, что он должен поддерживать порядок, уместным будет и разработать совместные правила, чтобы этот порядок сохранить:

  • Планирование. Все пункты уборки должны идти друг за другом, тогда процесс будет проходить быстрее. Донесите до малыша, что сначала лучше убрать на столе, а потом на полу, иначе после наведения порядка в карандашах, красках и пластилине пол придётся мыть ещё раз. Также составляйте распорядок дня и анализируйте его каждый вечер. Составив план малыша на следующие сутки (проснулся, умылся, сложил постель, позавтракал и так далее), вы сможете вместе отследить, справился он с поставленными задачами или нет. Если ребёнок выполнил всё, то его можно поощрить (сладостями, небольшой игрушкой), но не стоит делать это каждый раз, иначе пропадёт радость от награды.

Ещё один способ отметить успех - вручать бумажные звёзды в качестве наград. Ими можно даже оформить стену в детской.

  • Правило «20 минут». Заниматься выполнением одного этапа уборки нужно не более 20 минут, иначе на другие дела времени не останется. Можно использовать метод параллельных действий: пока мама моет посуду, ребёнок убирает игрушки.
  • «Здесь и сейчас». Не нужно откладывать уборку карандашей на вечер, если приходит время складывать пазлы, например. Ведь отвлекаться от нового дела вряд ли захочется.
  • Взаимопомощь. Взрослый и ребёнок должны обязательно помогать друг другу.
  • Единоначалие. Если папа просит сложить вещи в детской, то маме не стоит тут же бросаться на помощь или убирать всё за за ребёнка. А вот напомнить о папиной просьбе - то, что нужно, чтобы совместными усилиями дисциплинировать малыша.
  • Избавляемся от «врагов», пожирающих время: телефонов и других гаджетов. Установите лимит времени на пользование ими. Так вы не только сохраните здоровье ребёнка, но и дисциплинируете его для остальных дел.
  • Хорошее настроение. Любое начинание должно сопровождаться улыбкой и позитивом (показывайте это своим примером).

Интересные способы дисциплинировать сына или дочь

Стирка кукольных вещичек приучает бережно относиться и к своей одежде

Самый лучший способ добиться чего-то от ребёнка - придумать собственные полезные забавы, ведь никто лучше родителей не знает, что интересно и полезно для сына или дочки.

Для детей 2–5 лет

  • Игрушечная посуда и бытовая техника. Малыш должен увидеть, как действует то или иное приспособление, а также уяснить, что такое порядок, хотя бы на вещах, которые близки ему по размеру.
  • Строим домики для вещей. Предложите карапузу вместе создать гараж, где машинки смогут ночью спать. Поначалу он будет убирать 2–3 машинки, а вы - 10, но в скором времени ситуация поменяется. Для такого способа организации пространства очень важно, чтобы в детской были функциональные вещи: кукольный домик, коробки для конструкторов, полки для книг и так далее.
  • Игра «А что будешь делать ты?». Дети очень любят подражать взрослым, поэтому если вы скажите малышу «Я сейчас буду мыть посуду, а ты можешь протереть шкафчик от пыли», он обязательно с воодушевлением примется помогать.
  • «Давай сортировать!». Если в доме много игрушек, то соберите их в одной комнате, купите много коробок и сделайте на каждой опознавательный знак (надпись или картинку, которые дадут представление о содержимом). Вместе с ребёнком рассортируйте все вещи и придумайте, куда ящики поставить.
  • «Кто быстрее?». Этот приём можно использовать для любого вида уборки. Например, кто быстрее загонит машики в гараж-коробку, сложит книги в стопки-пирамиды и так далее.

Для детей от 6 до 9 лет


Для детей 10–14 лет

На этом возрастном этапе игры уже не вполне уместны. Но психологи рекомендуют не забывать, что перед вами всё ещё не совсем взрослый человек.

  • «Спокойствие, только спокойствие». Научитесь чётко формулировать то, что вы хотите от ребёнка. И если он отказывается убрать диски в своей комнате, просто скажите: «Вот мусорный пакет - убери то, что уже не используется».
  • Знайте меру. Подростков сложно заставить выполнять какую-либо работу через силу, поэтому не давайте большой объём заданий. Пусть ребёнок сделает что-то одно, чем совсем ничего.
  • Не иронизируйте по поводу интересов. Например, не возмущайтесь тем, что сын или дочь слушает «непонятный хип-хоп», когда моет посуду.

Учёные из Мичиганского университета опубликовали результаты многолетних исследований, согласно которым было установлено, что мальчики более чувствительны в подростковом возрасте, чем девочки. Именно поэтому во многих начинаниях сыновья гораздо больше требуют поддержки со стороны родителей, чем дочери.

  • Соблюдайте правило общежития. Хорошо, если в вашей семье у каждого члена есть объект общего пользования, за который он отвечает. Например, ванная, которую чистит дочь, или шкаф с книгами, пыль с которого стирает сын.
  • «Выбор за тобой». Подростки очень трепетно относятся к своему личному пространству и негативно реагируют, когда родители приходят в комнату наводить «свой порядок». Поэтому предложите ребёнку выбор: либо он сам убирается, либо вы делаете это за него. Злоупотреблять приёмом не следует, иначе находчивое дитя будет пользоваться этим и смирится с вашим пребыванием в его комнате в обмен на возможность ничего не делать.

Типичные ошибки родителей

Не кричите на ребёнка, если у него что-то не получается. Так можно совсем отбить у малыша желание выполнять какую-либо работу

Приучая ребёнка к порядку, избегайте следующих ошибок:

  • Не критикуйте. У карапуза вряд ли всё получится с первого раза, не стоит акцентировать внимание на неудачах или сравнивать с другими детьми. В противном случае вы воспитаете в ребёнке закомплексованность и неуверенность в своих силах.
  • Не нарушайте. В отношениях с малышом важно следовать выбранной стратегии поведения. Поэтому если вы выделили час времени каждый вечер для уборки в детской, то это правило не стоит нарушать. Иначе нерегулярное выполнение обязанностей сделает из ребёнка необязательного человека.
  • Не обещайте. Принцип «Помой посуду, я тебе шоколадку куплю» недопустим - не пытайтесь строить товарные отношения с детьми. Так сын или дочь привыкнет к манипуляциям. Более того, малыши, приученные получать награду за те или иные действия, не умеют проявлять инициативу: их нужно постоянно стимулировать и подталкивать к любым поступкам.
  • Не перегружайте. Не стоит в один день планировать и уборку, и тренировку, и помощь в огороде на даче - физически ребёнок не готов к таким нагрузкам. Очень часто переутомление негативно сказывается на настроении: большим объёмом поручений вы можете спровоцировать депрессивное состояние малыша.
  • Не послабляйте. Довольно часто бабушки и мамы, видя, что ребёнок устал, бросаются убирать вещи или игрушки вместо него. Это нельзя делать ни в коем случае: вы добьётесь того, что каждый раз перед уборкой ваш карапуз будет «смертельно уставать».
  • Не кричите. Крик - это свидетельство бессилия. Дети не знакомы с психологическими особенностями проявлений личности, но чувствуют, что повышение тона голоса - это «белый флаг». Услышав крик, ребёнок точно уже ничего делать не будет.

Воспитание дисциплинированности у ребёнка - нелёгкая работа для взрослых, требующая терпения. Однако умение следить за своими вещами и выполнять другую работу по дому - это не только дань уважения к окружающим и их труду, но и проявление себя взрослым и ответственным человеком, то есть гармоничной личностью. А именно таким хочет видеть своего малыша каждый родитель.

(9 голосов : 4.0 из 5 )

Аккуратность редко бывает врожденной чертой характера, скорее, это приобретенное качество. Когда в доме есть активные, много играющие дети, бывает трудно поддерживать безупречную чистоту. И в то же время упорядоченный мир нужен детям. Представление о порядке многие берут из семьи, но, даже если родители направят все силы на то, чтобы дети были чистоплотными, нет гарантии, что они обязательно станут собранными и педантичными. Играет роль темперамент, особенности характера, возрастные кризисы. Взрослые стараются научить детей быть внимательными к внешнему виду, порядку в комнате и общей организованности. Но не менее важно подойти к воспитанию аккуратности так, чтобы стремление к чистоте не превратилось в одержимость и не оказывалось больной темой как для старших членов семьи, так и для младших.

Объяснить ребенку, для чего нужен порядок в делах и вещах – задача не из легких. Дети не любят нотации, а причины, которые имеют значение для взрослых, могут не срабатывать с детьми. Поэтому в каждом индивидуальном случае нужно почувствовать, какая мотивация может сработать:

Порядок – это удобно. Когда ничего не забываешь, а нужные вещи находятся на своих местах. Подскажите ребенку, что важный номер телефона не потеряется, если его записать не на клочке бумаги, а занести в записную книжку или телефонный контакт-лист. Купите несколько папок с разделителями, в которых можно хранить художественные работы, и пусть во время следующего приезда бабушки с дедушкой ребенок продемонстрирует им свои рисунки, а вы порадуетесь вслух: как удобно показывать гостям альбом, в котором рисунки хранятся аккуратно.

Порядок – это необходимо. В учебе аккуратность пригождается при умении писать в прописях, обводить по пунктиру, проверять ошибки в диктанте и при выполнении многих других заданий. Похвалите малыша за то, что не зашел за контур, раскрашивая картинку, а школьника – за то, что обошелся без помарок, переписывая упражнение из учебника. Получив хорошую оценку за аккуратное выполнение работы или услышав учительскую похвалу за красивый почерк, дети прочувствуют всю важность тщательного подхода.

Порядок – это приятно. Отличная мотивация для детей – это гости-сверстники, которых им нравится приглашать в свою чистую комнату. Пусть ваш дом будет открыт для друзей, и тогда детям будет в удовольствие наводить порядок перед их визитом.

С аккуратным человеком комфортно окружающим. Приятно общаться с тем, кто опрятно одет, не забывает, во сколько нужно прийти на дружескую встречу и не устраивает беспорядок на территории, которую делит с другими (например, за школьной партой или в общей комнате летнего лагеря). Может быть, вы вспомните, как недавно пришлось пропустить начало мультфильма в кинотеатре, а затем, извиняясь, пробираться через половину ряда из-за того, что дома долго не могли найти ключи, не повешенные на привычный крючок, а почему-то оказавшиеся в варежке. Или в вашем семейном опыте найдется другая похожая история. Иногда детям необходимо увидеть минусы от невнимательного отношения к вещам, ко времени или к порядку, чтобы в будущем быть аккуратнее.

Как помочь ребенку навести порядок

Родители могут быть удивлены тому, что у детей существует собственное представление о порядке, которое отличается от заданного в семье. Однажды знакомая призналась, что ее восьмилетний сын, у которого талант – захламлять пространство вокруг себя, во время семейного путешествия и проживания в отеле убирал вещи на место. Когда его спросили, почему дома он не делает то же самое, ребенок ответил, что ему нравится, что в отеле мало лишнего, поэтому не хочется загромождать красивый номер беспорядком. Это откровение стало для родителей поводом подумать, что, возможно, в домашней детской комнате слишком много вещей. Так было принято решение избавляться от лишнего. Если похожая проблема существует и в вашем доме, нужно просто с чего-то начать:

— вместе с ребенком разделить комнату на квадраты и убирать по квадрату в день. При таком способе большое задание, которое сначала представляется невыполнимым, разбивается на маленькие, и их удобно делать по шагам. Помогите ребенку в начале пути: покажите, куда сложить машинки, а куда мягкие игрушки, рассортируйте несколько предметов вместе, а затем оставьте малыша заканчивать дело;

— предложить детям украсить комнату по их вкусу: с большей охотой они будут поддерживать порядок в комнате, если им будет нравиться, как она выглядит. Также важно, чтобы дети чувствовали, что это их территория, даже если речь идет не о целой комнате, а об игровом или творческом уголке в квартире. Признавая ответственность за порядок в своем уголке, дети могут организовать хранение вещей по своему вкусу, а не только так, как подскажут взрослые;

— отказаться от большого количества игрушек. Скопление машинок, кукол и разных мелочей обычно и является главной причиной хаоса в доме. Если сократить общее количество покупаемых игрушек не удается, договоритесь о том, чтобы держать на виду лишь часть игрушек, а остальные убирать на антресоли или балкон, периодически меняя их местами;

— определить для каждой вещи свое место. Чтобы у ребенка был ориентир – что и куда класть, родители могут сфотографировать комнату с правильно разложенными вещами и повесить фото на стену;

— организовать пространство так, чтобы уборка была простой, а вещи можно было легко найти. Используйте контейнеры с понятными ребенку надписями или наклейками, папки с файлами для школьных бумаг, перегородки для носков и белья, чтобы они были сложены отдельно и аккуратно, а также ящики для строительных инструментов с прозрачными отсеками, в которых удобно хранить мелкие детали конструкторов;

— ввести ежедневные обязанности, которые станут детским вкладом в наведение домашнего порядка. Разрешите детям выбирать из предложенных обязанностей те, с которыми они будут лучше, по их мнению, справляться;

— прибегать к помощи электронных устройств и наглядных помощников: маркерных досок, ярких стикеров, календарей, органайзеров в компьютере или телефоне. Подскажите, что оповещения в телефонном календаре помогут не забыть о днях рождения друзей и родственников, стикеры удобно использовать как текстовые закладки-напоминания в книгах, учебниках или дневнике, а на доске можно написать распорядок дня или список дел и заданий которые необходимо сделать.

Также можно постепенно научить детей некоторым приемам, благодаря которым поддерживать порядок будет не так утомительно:

— убирать по пути, класть на место то, что взял, закрывать то, что открыл, уроненную вещь поднимать с пола, а снятую с вешалки форму вешать обратно после учебного дня;

— сделать традицией ежевечерние пять минут легкой уборки перед сном, чтобы утром было приятно заходить в комнату;

— перед тем как начать новую игру, убрать на место ту, которую только что закончил;

— начинать уборку с того, что больше нравится. Например, сначала расставить музыкальные диски, а потом разобраться с одеждой и т.д.

Часто умение организовать свой быт удобным образом переходит от родителей. У ребенка с детства впечатывается в подсознание то, что вы после подъема заправляете постель, а перед сном убираете мелочи, оставленные на поверхностях мебели. Или дети видят, что родители ежедневно принимают душ, и воспринимают эту привычку как естественную и для них тоже.

И хотя положительный пример – это всегда первый шаг, бывает, что и простые правила дети отказываются соблюдать, просто потому что это им неинтересно. С малышами в таком случае срабатывает выдумка и игра. Тогда чистка зубов по таймеру превращается в борьбу с микробами, которых разноцветная щетка выгоняет за две минуты, а уборка игрушек становится соревнованием: кто получит больше очков, метко забросив мягких зайцев и мишек в корзину.

С детьми постарше можно придерживаться следующих стратегий:

— сохранять непринужденное отношение к наведению порядка. Если дети видят, что родители вздыхают и долго собираются с силами, прежде чем пропылесосить комнату, то и они будут воспринимать уборку как мучительное мероприятие. Поэтому поддержание порядка в доме лучше воспринимать как часть семейной жизни – такую же естественную, как покупка продуктов или традиционный поход в кино по выходным;

— определить вместе, что для вас и детей означает «чистая комната» и попросить их придерживаться этого списка. Он, например, может состоять из следующих пунктов: заправленная постель, аккуратно сложенная одежда, чистый письменный стол;

— просить детей не просто выполнить что-то, а помочь вам – набрать воду в ведро для мытья пола или рассортировать одежду по цвету для будущей стирки. Так они, во-первых, учатся от взрослых, как именно наводить порядок, а во-вторых, чувствуют взаимную вовлеченность в общее дело.

Как не перегнуть палку

Тяжело, когда для кого-то из членов семьи аккуратность – навязчивая идея. В этом случае уборка висит над остальными домочадцами дамокловым мечом. Психологи считают, что одна из причин чрезмерного внимания к чистоте и порядку – неуверенность в себе и желание защититься физическим порядком от любого внешнего воздействия. Для таких людей характерна повышенная раздражительность из-за незакрытого тюбика зубной пасты или чашки, поставленной не на ту полку. Устанавливая правила чистого дома, необходимо помнить о том, что порядок – хотя и важная, но все-таки не главная составляющая семейного уюта и благополучия. Должно оставаться и свободное время и радость от того, что в домашней обстановке можно расслабиться.

Когда родители применяют авторитарный подход и ставят порядок главной целью, устраивая еженедельные генеральные уборки, контролируя мельчайшую деталь и со вздохом вмешиваясь в то, что, по их мнению, у ребенка получается плохо, дети начинают сопротивляться и демонстративно отказываться от уборки. Так они выражают протест против жесткого контроля и давления.

Лучший вариант — придерживаться золотой середины. Не быть диктатором, проверяющим пальцем пылинки на книжном шкафу, но и не оставаться равнодушным к детской аккуратности. Можно с пониманием отнестись к тому, что у ребенка была сложная школьная неделя, и не загружать его поручениями в выходные. А можно спокойно напоминать о том, чтобы он убрал посуду со стола в мойку, собрал с вечера школьный рюкзак, приготовил одежду на утро – все в порядке естественных просьб, которые вы озвучиваете детям и на которые отзываетесь сами.

Многие дети не желают заниматься уборкой из-за того, что ставят в приоритет массу других интересных вещей: компьютер, друзей, книги, прогулки. В таких случаях некоторые родители применяют метод последствий. Например, договариваются, что, пока письменный стол не будет очищен от скопившихся бумаг, на компьютере играть нельзя. С одной стороны, может показаться, что это ультиматум, против которого ребенок может восстать. Но с другой стороны, дети – члены семьи, в которой каждый своим малым вкладом обеспечивает общий комфорт. Важно, чтобы они осознавали это с малых лет.

Выбор – быть аккуратными или нет – дети делают сами. Иногда глядя на родителей и беря с них пример (мама перед приходом гостей заставляла протирать посуду до блеска, скорее всего, и дочь будет наводить лоск перед визитом друзей). Часто дети сами дорастают до понимания того, что порядок – синоним комфорта. В некоторых счастливых случаях аккуратность – просто черта характера. Но пока дети маленькие, родители подсказывают, как стремиться к аккуратности, и это лучшее, что они могут сделать. Есть вероятность, что дети все-таки возьмут данные советы на вооружение, когда в будущем сами станут хозяевами собственного дома.

Приучение детей к порядку – процесс планомерный, требующий терпения. Чтобы научить ребенка убираться, как это регулярно делает мама, понадобится немало времени. И очень важно не привить малышу отвращение к уборке, не дать ему почувствовать, что наведения порядка – это тяжкая рутина, отнимающая силы и время и не приносящая никакого удовольствия. Лучше всего приучать детей к порядку и аккуратности как к необходимой составляющей быта в игровой форме – так легче всего сформировать устойчивую потребность содержать свое жилище в чистоте.

Советы психолога, как приучить ребенка к порядку в комнате

Большой психологический словарь определяет привычку как «автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью». Если не вдаваться во все психологические тонкости, можно сказать, что привычка - это то, что делается легко, само собой, без каких-либо волевых усилий. Ведь мы не задумываемся, чистить нам утром зубы или нет, мы просто идем и делаем это. Так же легко и логично могут выглядеть практически любые действия, например привычка, наводить порядок или соблюдать чистоту в комнате. Чем раньше выработана полезная и нужная в дальнейшем привычка, тем легче и естественнее она войдет в жизнь.

Все родители хотят, чтобы дальнейшая жизнь их детей была как можно легче, интереснее и счастливее. Хотеть мало, нужно действовать! И начать можно с формирования полезных привычек: правильное питание, спорт, любовь к чтению и новым знаниям, порядок в доме и в голове и т.д.

Как же приучить детей к порядку и чистоте и что включает в себя привычка к порядку? Прежде всего, это потребность в том, чтобы вокруг было чисто и опрятно. Внутренняя потребность в чистоте воспитывается именно в детстве. Если ребенок видит каждый день уютный дом, чистые полы, красивую мебель и т.д., «глаз привыкает» к такому положению вещей, и человеку становится неприятно и непонятно, почему должно быть по-другому. Это совсем не значит, что в доме должно быть стерильно, как в операционной. Поддержание достаточного порядка уже способствует формированию данной потребности.

Один из советов психологов, как приучить ребенка к порядку, это научить видеть беспорядок. Беспорядок - очень расплывчатое понятие. Для кого-то пара крошек на столе - это уже катастрофа, а кто-то может спокойно жить, неделями не моя посуду. Для взрослых нагромождение стульев, одеял и подушек - это бардак, а для ребенка - это секретная пещера для укрытия от инопланетян. Ваша задача в том, как приучить ребенка к порядку, - это научить малыша видеть действительно важные составные части беспорядка (грязь на полу, не заправленная постель, разбросанные вещи).

Уборка - не наказание и не каторжный труд. Для людей, у которых выработана привычка к порядку, уборка - это всего лишь часть жизни, такая же естественная и простая, как чтение книг перед сном или утренний душ. Им не нужно настраиваться или заставлять себя делать уборку, им не нужны дополнительные бонусы и мотиваторы.

Формирование привычки - это не стихийный, а целенаправленный процесс. И у взрослых, и у детей привычка вырабатывается не за один день, и ее формирование проходит несколько стадий. Основное отличие заключается в том, что у детей увеличивается срок формирования желаемой привычки и опасность «выпадения» при пропусках и перерывах.

Этапы приучения детей к порядку

В процессе того, как научить ребенка порядку, важно действовать в соответствии с этапами формирования привычки.

Первый этап – осознание. При формировании у себя привычки мы должны четко осознать, зачем она нам нужна, сделает ли она нашу жизнь лучше и легче, изменит ли она наше отношение к себе и к окружающему миру. Такая внутренняя работа пока не доступна ребенку, но мы можем помочь ему ее проделать, например, рассказать и доступно объяснить ребенку, зачем нужно заправлять кровать или поливать цветы. Если взрослым достаточно теоретических рассуждений, то для детей нужны практические доказательства. Покажите, что произойдет с растением, если его не поливать, как неудобно играть, если на кровати валяются одеяла, подушки и покрывала. Пусть ребенок осознает важность и нужность своих действий и для него, и для всей семьи.

Второй этап – планирование. Формирование привычки вносит коррективы в повседневную жизнь, и мы должны быть к этому готовы. Если вы начинаете прививать ребенку привычку застилать постель, то логично будет перенести подъем на более раннее время или несколько дел с утра на вечер, тем самым освободив время для манипуляций с кроватью. Если ваш юный садовод-огородник вырабатывает у себя привычку поливать цветы, то организуйте пространство так, чтобы он сам мог найти лейку, наполнить ее водой и полить растения.

В ходе того, как приучать ребенка к порядку в комнате, важно осознавать, что именно может выполнять ребенок по дому в зависимости от его возраста. Специалисты утверждают, что лучше сосредоточиться на одной самой важной и нужной, однако можно попробовать несколько смежных привычек, например, застилать постель и складывать под подушку пижаму, или, наоборот, совершенно не связанных друг с другом: относить посуду в раковину после еды и кормить попугайчика. Конечно, нам хочется, чтобы ребенок овладел как можно большим количеством полезных привычек, но не стоит гнаться за количеством, давайте сосредоточимся на качестве и устойчивости.

Третий этап – правильный настрой. В процессе того как приучать ребенка к уборке не нужно говорить ему о том, что вы начинаете прививать ему полезную привычку, чтобы облегчить жизнь в будущем. Мы ведь не говорим, что развиваем его творческие способности, когда даем бумагу и карандаши. Пусть это будет игрой, интересным и новым занятием, которое будет повторяться изо дня в день. С неизменным добрым и позитивным настроем мамы и уверенностью в том, что она все делает правильно. Эта уверенность поможет вам, когда захочется прекратить, когда малыш будет болеть, и вам будет казаться, что все, что вы делали ранее, не важно, когда просто будет «не ваш день». «Хороший настрой - уже полдела», и чтобы у вашего ребенка все получалось, нужно позаботиться, чтобы правильный настрой был именно у мамы, а в идеале и у всей семьи. Если мама день за днем старается привить привычку после прогулки протирать обувь, а папа или бабушка про это забывают или вообще не считают нужным и важным, то ребенку будет в несколько раз сложнее закрепить полученный навык. Формирование полезных привычек у ребенка - отличный мотиватор для того, чтобы поработать над самой собой. Не зря говорят, что вместе все делать веселее. Не расстраивайтесь, если вы сами забываете привести в порядок обувь после прогулки, но хотите, чтобы ваш ребенок это делал. Включайтесь в процесс и работайте над собой вместе с сыном или дочкой. Уверены, через некоторое время ребенок сам будет вам напоминать протереть туфли или помыть кроссовки.

Четвертый этап – воплощение. «Вижу цель - не вижу препятствий». Осознав значимость и полезность выбранной нами привычки, донесли это до ребенка и домочадцев, спланировали и внесли нужные коррективы в нашу повседневную жизнь, зарядились положительным боевым настроем, а значит, пора приступать к самому сложному, но увлекательному этапу - воплощению в жизнь. Ежедневно выполняйте то действие, которое хотите превратить в привычку.

Приучать ребенка убирать за собой как это делают взрослые нужно, опираясь на следующие принципы:

  • Постоянство. Этот принцип особенно важен для детей. Методично, настойчиво и доброжелательно напоминайте ребенку о том, что ему нужно сделать. Чтобы вам самим не забыть о привычке, которую вы формируете, можно воспользоваться напоминалками, планами, современными гаджетами (напоминалки на компьютере или мобильных телефонах), стикерами, плакатами и другими внешними средствами. Также можно вести небольшой дневничок ваших успехов или зачеркивать дни в календаре, а еще лучше сделать «адвент-календарь выработки привычки» (30 мешочков-коробочек-конвертов с небольшим подарком для себя и ребенка за то, что еще на один день ваша привычка стала ближе) - это очень мотивирует и подстегивает не останавливаться.
  • Встраивание в режим. Это еще один способ, как приучить ребенка убираться и не пропускать выполнение важных домашних дел. Малышу будет легче привыкнуть поливать цветы перед вечерней прогулкой или протирать свою обувь сразу после нее. Заметьте, мы не говорим о конкретном времени, а обращаем внимание на режимные моменты (сон, прогулки, занятия, обед, приход папы с работы и т.д.).

Как научить ребенка порядку и приучить к уборке: список дел

Многие хозяйки используют этот прием, чтобы упорядочить свои домашние хлопоты и превратить их в привычку. Они составляют список дел, которые нужно выполнить ежедневно утром и вечером. Такие списки называются рутинами. Многим не нравится слово «рутина», оно навевает скуку и тоску. Однако если посмотреть на его точное значение, то мы увидим, что рутина - это установившийся обычай, порядок, следование заведенному шаблону, превратившееся в механическую привычку. А разве не это наша главная цель? Неважно, как вы назовете свои списки дел на утро и вечер: рутины или ритуалы, главное, что это отличные помощники упорядочить бытовую жизнь, сделать ее более легкой и спокойной.

Если вы не знаете, как научить ребенка убирать за собой и выполнять другие домашние дела, составьте такие рутины для себя и для ребенка отдельно или объедините их в один список дел. Составить ваш список вам помогут следующие вопросы:

  • Какие бытовые дела я выполняю ежедневно вне зависимости от внешних факторов?
  • Что мне нужно сделать утром (вечером), чтобы предстоящий день прошел легко и без стрессов?
  • Какие привычки помогут мне оставаться спокойной в течение дня? Какие привычки облегчат мои домашние хлопоты?
  • Чем мне может помочь мой ребенок при выполнении утренней и вечерней рутины?
  • Какие привычки, связанные с домашним хозяйством и самостоятельностью, я хочу у него сформировать? Также можно представить ваше идеальное утро и вечер и подробно его описать. Какие действия вы выполняете? На что вам всегда не хватает времени, но в идеале вы бы хотели это успевать?

Составьте свой список дел! Можете написать его на отдельном листе и повесить на кухне на видное место, чтобы постоянно видеть то, что вы еще не успели выполнить. Сначала вы будете обращаться к своему списку часто, отмечать, что выполнено, а что нет, но потом эти дела просто войдут в привычку.

Вы же не спрашиваете себя, чистить вам зубы или нет. Так же не будете себя спрашивать, мыть сегодня посуду вечером или нет.

Вот так могут выглядеть ваши рутины:

Утро:

  • Проснуться и улыбнуться
  • Застелить постель
  • Косметические процедуры и время для себя
  • Хлопоты на кухне: приготовление завтрака заготовки для обеда и ужина загрузка вещей в стиральную машину
  • Просмотр запланированных дел на день
  • И т.д.

Утро ребенка:

  • Проснуться и улыбнуться
  • Застелить постель с помощью мамы
  • Сложить пижаму (в шкаф, на полку, под подушку)
  • Почистить зубы и умыться
  • Одеться в приготовленную с вечера одежду
  • Помочь маме с приготовлением завтрака (порезать овощи, намазать масло на хлеб и т.д.)
  • Покормить кота
  • И т.д.

Пусть ребенок оформит свои важные домашние дела так, как ему удобно. И не забывайте о том, что желательно встраивать дела юного помощника в его режим!

Как вы видите, рутины - это своего рода расширенный вариант режима дня, однако обратите внимание, что в этот список вносятся действительно важные и ежедневные дела, которые ребенок (или вы) уже выполняет или которые должны превратиться в привычку.

Следующее, на что нужно обратить внимание, это:

  • отсутствие перерывов. Даже небольшие перерывы в несколько дней могут перечеркнуть работу, которую вы проводили в течение нескольких недель. Болезнь, поездка в отпуск или прием у себя гостей могут оказать пагубное влияние на формирование привычки. Так что не удивляйтесь, если после отдыха в отеле и ежедневных ужинов в ресторанах и кафе, где за вами убирают официанты, ваш ребенок перестанет относить грязную посуду в раковину самостоятельно. Не стоит огорчаться, по приезду домой принимайтесь с новыми силами за вашу полезную и нужную привычку.
  • постепенность. Как же нам хочется, чтобы наши дети поскорее стали самостоятельными и помогали нам по дому! Но не гоните лошадей и не старайтесь формировать много привычек за раз. Постепенность и последовательность помогут сделать привычки более устойчивыми. Если вы видите, что ребенок выполняет какие-либо действия без вашего напоминания, можно попробовать переходить к другой привычке, но не забывайте хвалить и поощрять своего помощника за все действия вне зависимости от того, закреплена уже эта привычка или еще находится в стадии формирования.

Если вы будете руководствоваться перечисленными принципами и приемами, формирование полезной привычки должно пройти легко и безболезненно для ребенка и окружающих.

  • Последним этапом формирования привычки является результат. Ведь мы столько трудились! Мы должны видеть плоды своей работы! Результатом может являться как конкретное действие (ребенок заправляет свою кровать, относит грязную посуду в раковину после еды, протирает свои ботинки после прогулки), так и более абстрактные, но не менее важные умения - видеть беспорядок, самому проявлять инициативу, предлагая свою помощь, испытывать потребность в чистоте и организованности.

Как приучить ребенка убирать за собой вещи и игрушки

Наверняка вы уже хорошо понимаете: для того чтобы сформировать у ребенка привычку к порядку и научить его самостоятельно и без ваших навязчивых напоминаний приводить в порядок детскую комнату и помогать вам в домашних делах, начинать нужно едва ли не с самого рождения малыша. Понятно, что пока малыш еще даже не сидит, о том, как приучить его убирать игрушки, можно даже не помышлять – он ещё не может быть сколько-нибудь активным участником ваших домашних хлопот. Но будет совсем не лишним заниматься хозяйством у него на глазах, не упуская возможности прокомментировать происходящее и разделить с крохой вашу радость от результата. Например, вы можете сказать: «Смотри, малыш, я натираю зеркало, чтобы оно блестело! Красота, зеркало сверкает! Кто это в нем отражается? А, да это же мой малыш!» или: «Сейчас я собираюсь, как следует вымесить тесто, вот так, ты можешь тоже попробовать (отщипываем и даем малышу кусочек теста), отличная работа, теперь раскатаем, ты хочешь помочь мне разложить начинку? Здорово, так мы еще
быстрее справимся!»

Такие незамысловатые комментарии позволяют ребенку почувствовать себя участником происходящего, разделить ваш положительный эмоциональный настрой на домашние дела, а кроме того, способствуют интенсивному увеличению словарного запаса. Сплошная польза!

Оказывается, что очень многие дела по дому вполне гармонично совмещаются с развитием ребенка, и это большая помощь как для тех мам, которые не умеют придумывать специальные развивающие игры для своих малышей, так и для тех, кто разрывается между развитием ребенка и хозяйственными хлопотами, зачастую не успевая должным образом организовать ни то ни другое. Если вы относите себя к одной из этих категорий, а также, если вам кажется, что, привлекая ребенка к домашним делам, вы лишаете его детства или отнимаете у него время, необходимое для развивающих игр и занятий.

Рекомендации, как научить ребенка убирать за собой вещи и игрушки

Прежде чем перейти к конкретным рекомендациям, как научить ребенка убирать за собой игрушки и свои личные вещи, примите за аксиому следующее утверждение: «Уборка и домашние дела для ребенка - такая же игра, как и все другие. Если только вы сами его не разубедите».

Что же делать? Как наводить порядок, играючи и играть в уборку вместе с ребенком? Как приучить ребенка убираться в комнате, совместить домашние дела и ребенка?

Прежде всего, сами относитесь к уборке, как к игре. Выполнять различные дела по дому - это принципиальный момент в деле воспитания маленьких любителей порядка. Если вы относитесь к уборке как к каторге, обязанности, наказанию, несправедливой участи и т.д., то рано или поздно (скорее всего, рано) ребенок скопирует у вас это отношение и будет относиться к уборке так же. Если же вы воспринимаете уборку как игру, то и ребенок будет относиться одинаково и к игре в кубики, и к игре в пылесос.

Изначально ребенок относится к уборке, готовке, домашним делам - всему, что делают по хозяйству взрослые, - как к игре. Для него все, что вы делаете, - такие же интересные игры, как лепить из пластилина, играть в куклы или катать машинки. Понятно, что если вы хотите сохранить это отношение к уборке, то вам и самой нужно постараться отнестись к этому именно так. Кстати, популярные сегодня в сети Интернет «флайвзлеты», эстафеты по «расхламлению» и прочие массовые флешмобы по наведению порядка в некотором смысле придают уборке особенный игровой контекст, который не у всех мам, получается, найти самостоятельно. Если вы н знаете, как приучить ребенка убирать за собой игрушки, и никогда не участвовали в массовых флешмобах, обязательно попробуйте. Вы не только приведете в порядок дом и познакомитесь с единомышленницами, но и сможете подсмотреть интересные приемы, которым легко найти применение в приучении к порядку вашего ребенка.

Часто на «мамских» форумах можно встретить темы, где обсуждается невозможность совмещения полноценного развития ребенка и ухода за домом: «Я постоянно готовлю или убираю, мне даже некогда позаниматься с ребенком!», «Чувствую, что я совсем забросила ребенка и не уделяю ему достаточного внимания. Если начинаю с ним играть, то даже ужин не успеваю приготовить!» и т.п. Но позвольте, что же мешает маме уделить ребенку достаточное внимание в процессе игры в уборку? Мешает как раз это отношение к уборке как к каторге, обязанности, чему-то очень тяжелому или просто скучному, после чего еще долго нужно отдыхать и приходить в себя.

Если мы осознаем в себе эти предубеждения и разрешим себе от них отказаться, то нам легко будет относиться к уборке, как к не менее развивающему занятию, чем игра в мяч с ребенком, прогулка на детской площадке, рисование, лепка, чтение книжки. Более того, если иметь в виду гармоничное развитие ребенка, то совместное выполнение домашних дел - это и есть самый естественный вариант развивающего занятия для малыша! Противоестественно, если вы занимаетесь домашними делами, когда ребенок не видит. И даже если хозяйство в вашем доме ведет кто-то другой (бабушка, помощница по хозяйству), а вы в это время «развиваете» ребенка, это лишает его огромной массы полезных навыков, знаний, впечатлений, ощущений, которые он может получить в процессе уборки, готовки, стирки вместе с вами.

Как можно приучить ребенка убираться в комнате

Ещё один прием, как можно научить ребенка убирать за собой вещи, – вплетайте предметы, игрушки, беседы, которые интересны ребенку, в домашние дела! Это ответ на вопрос, как заинтересовать ребенка уборкой, если вы уже успели погасить его естественный интерес резкими «Не мешай!», «Иди, поиграй во что-нибудь, не видишь, я занята» и т.п. Теперь вы поняли свою ошибку и хотите, чтобы ребенок присоединился к вашей игре в уборку, а он сидит, катает свои машинки и, кажется, даже не замечает, что вы собираетесь развешивать белье. Как его к этому привлечь? Возьмите одну из машинок и скажите, что прямо сейчас она собирается поехать на станцию «Стиралка-2»: «Дайте дорогу! Ожидается большой груз, нужно сопровождение - еще 2 грузовых машины». Все, поехали, не забыв при этом прихватить таз для выстиранного белья. Загрузили, приехали, начинаем разгружать, сопровождая все это комментариями, поддерживающими игровой контекст. Важно не выдергивать ребенка из той деятельности, которой он сейчас занимается. Мы аккуратно входим в игру, которой он сейчас занят, и используем ее, чтобы включить ребенка в нужное нам дело. Это был пример «здесь и сейчас», когда вам захотелось немедленно подключить ребенка к вашим домашним делам.

Если же вы вместе чем-то занимались (рисовали, лепили), а теперь пришло время сделать что-то по дому, то можно опять же использовать любую тему для беседы, которая ребенку интересна. Например, вы лепили динозавров, рассказывали ребенку о них. А теперь предложите малышу узнать, что ели динозавры. Начинаем рассуждать о том, что же ели динозавры, перебираемся на кухню и вместе готовим обед для динозавра. Можно использовать какие-нибудь игровые аксессуары. К примеру, надеть шапки или маски, которые вы сделали ранее, чтобы изобразить динозавров на кухне. В процессе «игры в приготовление обеда» предложите ребенку пофантазировать, понравились бы динозаврам рисовый пудинг и булка с повидлом или нет. Попробуйте использовать игрушки, например перчаточную куклу. Если петушок или собачка из любимой сказки позовет ребенка протереть пыль в своем домишке, малыш вряд ли устоит.

Используйте подручные средства во время домашних дел для обучения счету, цветам, формам, буквам!

Один из приемов, который помогает оживить и обыграть домашние дела, это использование любых наших действий для развития ребенка, для его обучения или знакомства с чем-либо. Например, когда мы готовим суп на кухне, а ребенок крутится у нас под ногами и откровенно нам мешает, у нас есть выбор: накричать на него и отправить поиграть, включить мультик в другой комнате, попытаться нейтрализовать его разными кухонными играми - с крупами, небьющейся посудой, тестом и т.д. (кстати, неплохой прием, и к нему мы еще вернемся в этой главе) или же активно включить его в процесс приготовления супа.

Мы можем вместе посчитать и даже отмерить необходимое для его приготовления количество ингредиентов, поговорить об овощах и фруктах, рассортировать их, повторить цвета, формы и размеры, обсудить, на какую букву начинаются названия этих продуктов, прочитать названия специй или рецепт из маминой кулинарной книги. Если ребенок еще совсем мал, можно дать ему все это пощупать, понюхать, погрызть. Таким образом, вы не отвлекаетесь от процесса приготовления обеда, но активно включаете в него ребенка, а также используете все, с чем вы в данный момент работаете, для того чтобы расширить представление о мире вашего ребенка. И чем старше ребенок становится, тем больше таких полезных развивающих занятий можно придумать во время обычных дел.

Как играючи научить ребенка убираться в комнате

Одна из самых действенных рекомендаций, как играючи научить ребенка убираться в комнате, – сделайте уборку и домашние дела темой для сюжетно-ролевых игр! Мы часто играем с детьми в больницу, стройку, автосервис, магазин, парикмахерскую и т.д., но редко кто играет с детьми в домашние дела и уборку. И совершенно напрасно, ведь в игре ребенок отрабатывает те навыки и умения, которые позже сможет применить в реальной жизни, а как раз это нам и нужно. Интересно также, что наблюдая за игрой ребенка по таким «уборочным» сюжетам, вы можете услышать его мысли по поводу уборки, его отношение к порядку, узнать, что его беспокоит, тревожит, что ему нравится, что кажется трудным и т.п.

Еще одна возможность, которую дают нам сюжетно-ролевые игры про уборку, - это демонстрация ребенку в игре желаемого варианта поведения. Например, куколки проснулись утром и обязательно заправили постельку, потому что все красивые куколки обязательно заправляют постельку по утрам, ведь это так красиво и замечательно. Если вы будете говорить что-то подобное ребенку изо дня в день, он возненавидит уборку постельки и красивых куколок. Если же проговаривать это будет куколка в игре, то это абсолютно спокойно встроится в сознание ребенка и начнет проявляться в его реальных действиях.

Ребенок должен чувствовать, что делает реальное дело для общей пользы семьи! Несмотря на очевидную пользу игрового контекста уборки, не стоит пытаться сделать из уборки какое-то шоу. Это у вас не получится, потому что мы должны убирать изо дня в день. Трудно представить себе маму, которой хватит фантазии, чтобы каждый день придумывать что-то новое, яркое и увлекательное. В конце концов, вы начнете терять качество вашего спектакля, и он ребенку надоест. Но это не главная причина, почему не стоит слишком усердствовать, превращая уборку в игру.

Важно то, что ребенок должен понимать: уборка - это не праздник. У него должно быть понимание, что это действие, которое выполняют все члены семьи, каждый вносит свой вклад в создание чистоты, комфорта, уюта. То есть вы, конечно, немного играете, немного веселите его в этом процессе, и сами в этот процесс включаетесь веселыми и увлеченными. Но не стоит ставить себе цель, чтобы каждое дело по дому имело какой-то развивающий эффект и игровой контекст. Это не самоцель. Это те приемы, которые вы можете иногда, от случая к случаю, использовать.

Статья прочитана 24 338 раз(a).

Разбросанные по дому игрушки, растянутые по всему стулу колготки и чумазые детские щеки – типичная картина жизни в доме, где есть ребенок-неряха. Неприученный к порядку малыш постепенно подчиняет себе жизнь всей семьи, вызывая вполне справедливое раздражение со стороны близких и провоцируя постоянные конфликты с домочадцами. О разнообразии выбора в этом случае говорить не приходится – либо вся семья живет в хаосе (потому что, как правило, ребенок устраивает беспорядок не только в своей комнате, но и во всем доме), либо родители постоянно убирают за ребенком, становясь в прям смысле слова его прислугой. Невеселая вырисовывается картина, не правда ли?

Конечно, если речь идет о малыше – выбирать не приходится, но если источник беспорядка в доме – вполне великовозрастный дошкольник или даже уже ученик? Как приучить ребенка к порядку? Предлагаем Вам несколько действенных методов.

Поощряйте инициативу ребенка заняться уборкой

В самом нежном возрасте дети очень любят убираться. Они стучат дверцами шкафов, гремят чашками, орудуют веников и тряпкой и даже пытаются пропылесосить квартиру (в силу своего физического состояния пока безуспешно). Ранний возраст – наверное, единственный период в жизни человека, когда он получает настоящее удовольствие от наведения порядка в доме.

Что же делаем мы, любящие родители, в ответ на вполне искреннюю инициативу нашего чада? В 99 из 100 случаев вместо того, чтобы поблагодарить за помощь и похвалить за самую лучшую уборку (даже если после нее приходится проводить генеральную), мы одергиваем маленького помощника и кричим: «Не лезь!», «Не мешай!», «У тебя все равно не получится!» и, самое неправильное, «Да что ж это за ребенок такой?? От тебя одни проблемы!». Как Вы думаете, какие эмоции, связанные с наведением порядка в квартире, останутся в подсознании карапуза? А теперь представьте, что испытывает ребенок, когда его, не приученного ранее к уборке, в более сознательном возрасте начинают заставлять помогать по дому? Некогда интересное занятие теперь становится обязательным и скучным. А виноваты в этом исключительно дорогие родители!

В этом случае Вам придется заново формировать у ребенка привычку и желание наводить порядок в доме. «Привычка свыше нам дана,» - сказал когда-то поэт, вот и Вам необходимо сделать наведение порядка в доме привычкой для ребенка. Постепенно добавляйте в его режим дня какие-то обязанности по дому – только так Вы сможете приучить ребенка к порядку и сделать уборку привычным ритуалом. И, кстати, не забывайте хвалить малыша! Для этих целей можно даже изобрести специальные медали или наклейки с соответствующими рейтингами, в зависимости от объема работ, который проделал ребенок, и результатов.

А если даже он что-то разлил или уронил – ни в коем случае не ругайте его – он ведь только учится наводить порядок.

Не пытайтесь сделать уборку за ребенка

Многие родители грешат тем, что, устав уговаривать ребенка сделать уборку, принимаются за эту работу сами. С одно стороны, таких родителей можно понять – мало кто в состоянии выдержать постоянное нытье ребенка «не хочу-не буду», сидящего посреди гор мусора. Но, с другой стороны, такие родители сами себя загоняют в замкнутый круг – ребенок знает, что на уговоры можно не реагировать – в конце концов мама сама уберется. Приятно ли Вам осознавать, что Вас перехитрил Ваш собственный малыш? Наверное, нет. Что же делать в этом случае?

Перестаньте выполнять всю домашнюю работу за него. Разбросал вещи – пусть они так и лежат, не убирайте их. Кинул огрызок от яблока на пол? Пусть он лежит, пока малыш его не уберет – а уберет он обязательно, потому что запах портящихся остатков фруктов мало кто в состоянии выдержать.

Будьте нацелены на результат

Если Вы постоянно говорите ребенку: «Уберись!», а потом благополучно забываете о данном Вами задании – малыш очень скоро начнет этим пользоваться. Зачем что-то делать, если маме все равно, выполнено задание или нет?

В связи с этим, залогом успеха в деле обучения ребенка наводить порядок является контроль результатов – проверка того, как ребенок выполнил поставленную задачу. Вы попросили его собрать и выбросить бумагу после вырезания поделок? Через некоторое время обязательно проверьте, все ли убрано. В противном случае, малыш решит, что сам порядок Вам безразличен – главной Вашей целью является просто лишний раз придраться к нему.

Навести порядок в огромной (по детским-то меркам) комнате – задача не из легких. Часто малыш, даже имея желание сделать уборку, просто не знает, с чего начать. В этом случае не возбраняется, а даже, наоборот, рекомендуется ему помочь.

Разделите фронт работ: например, Вы убираете разбросанную одежду, а малыш - игрушки. Особенностью детского восприятие является стремление схватиться сразу за все, что в корне неверно. Объясните ребенку, что весь процесс наведения порядка в комнате нужно разделить на мелкие части: например, сначала мы собираем разбросанные книжки, затем – мячи и мелкие игрушки, которые нужно сложить в одну коробку, а потом переходим к одежде.

Не бойтесь помогать ребенку – если Вы будете просто помогать (а не делать все за него) – это принесет только пользу.

Кстати, чтобы подогреть у малыша интерес к уборке, предложите ему убраться наперегонки. Поставьте таймер, например, на 10 минут – и в течение этого времени делайте уборку. Кто быстрее уберется – тот молодец! Только заранее договоритесь, что уборка должна быть не только быстрая, но и качественная.

Элементы игры

Ответьте сами себе на вопрос: «Разве рутинная работа поднимает настроение и является желанной?». Естественно, Ваш ответ будет: «Нет». И так же естественно, что для того, чтобы хоть немного скрасить себе домашние будни, Вы придумываете, чем бы себя развлечь во время наведения порядка. Это может быть любимая музыка, мечты о прекрасном или мысль о том, как завтра Вы с мужем пойдете в ресторан отмечать годовщину Вашей свадьбы. Почему бы не скрасить процесс уборки и для Вашего ребенка?

Чтобы уборка была не только работой, но и интересным досугом, можно ввести в нее элементы игры. Это может быть любимая музыка, новый способ раскладывания книг или игрушек или даже провозглашение Праздника Большой Стирки или Праздника Нашедшихся Колготок! А, может быть, Вы делаете генеральную уборку в ожидании визита эльфов этой ночью. А самую сложную – предновогоднюю генеральную уборку – можно приурочить к визиту Деда Мороза!

Кстати, чтобы наведение порядка стало интереснее и веселее, можно внести яркие элементы и в сами коробки и ящики, куда убираются игрушки. Купите яркие коробки, наклейте на них таблички, например: «Кубики», «Конструктор», «Мягкие игрушки» и т.д. Тогда малышу будет проще сортировать игрушки и наполнять коробки.

Приучить ребенка к порядку поможет…разнообразие!

Ни для кого не секрет, что однообразная работа довольно быстро надоедает, а чуть позже мы всей душой начинаем ее ненавидеть! А теперь представьте ситуацию: у ребенка существуют свои обязанности, которые не меняются уже на протяжении долгого времени. Среди этих обязанностей: стирать пыль, протирать зеркала и убирать свою комнату. При всем этом, вполне может быть, что малыш уже давно мечтает помочь Вам готовить пироги или борщ, а, может быть, он хочет навести порядок в буфете?

Чтобы подогреть интерес ребенка к уборке, давайте ему выбор, за что именно он будет отвечать в этот раз. Согласитесь, совсем не принципиально, протрет малыш пыль на подоконнике или наведет порядок в буфете – главное, что порядок будет наведен, а ребенок получит удовольствие от работы.

Да, возможно, с непривычки Ваша 6-летняя дочь не слишком хорошо замесит тесто, а 8-летний сын криво забьет гвоздь – но все приходит с опытом. И кому, как не вам, это знать? Во всяком случае, не слишком пышное тесто или слегка кривой гвоздь – не трагедия мирового масштаба. А вот неумение Вашей дочери к 18 годам сварить макароны или невозможность для Вашего сына повесить полочку в 20 лет – уже повод бить тревогу.

Уменьшение пространства

Вопреки распространенному мнению, чем больше комната – тем совсем не проще поддерживать ее в чистоте. Да, места, куда можно сложить игрушки и книжки, больше. Но маленький ребенок может оказаться просто не в состоянии на достойном уровне следить за большой территорией. Кстати, тот же принцип относится и к Вам – согласитесь, держать в чистоте квартиру намного проще, чем загородный дом.

В этом случае, лучше ограничить «территорию ответственности» ребенка несколькими квадратными метрами. Тогда малыш с большей вероятностью сможет поддерживать порядок на вверенной ему территории, а Вам будет проще приучить ребенка к порядку . И пусть книги будут лежать на подоконнике – зато это будет самое аккуратное размещение книг, какое только возможно на данный момент!

Установление правил

Чтобы успешно научить ребенка наводить порядок, достаточно установить несколько базовых правил. Во-первых, это должны быть правила игры: например, не браться за другое дело, пока полностью не закончено предыдущее. Другими словами, перед тем, как перейти к сборке конструктора Лего, нужно убрать все обрезки от бумаги, которые образовались при вырезании поделок.

Во-вторых, необходимы обязательные условия порядка, без соблюдения которых работа по наведению чистоты в доме не может быть принята. Например, сформулируйте малышу «обязательный минимум»: аккуратно застелена кровать, игрушки лежат на своих местах, одежда в шкафу и т.д. И помните: маленький ребенок никогда не сможет сделать уборку так же аккуратно, как взрослый – и не стоит от него этого требовать.

Пример родителей

В деле приучения ребенка к порядку действуют те же законы, что и при других видах воспитания и обучения детей. Самый важный и действенный метод – собственный пример. Если малыш будет видеть, что папа разбрасывает носки по дому, а мама оставляет немытые тарелки в раковине на сутки – он будет считать, что это нормально, и сам не будет торопиться исправлять ситуацию.

Так что, дорогие родители, возьмите в руки пылесос, тряпку и губку для мытья посуды – и показывайте достойный пример своему ребенку!

Доведение до абсурда

Если никакие методы воспитания Вашего ребенка не работают – можете обратиться к последнему методу. Он довольно экстравагантен, но, тем не менее, очень действенен. Суть его в следующем: попробуйте стать зеркалом Вашего ребенка! Как это сделать? Предлагаем Вам наглядный пример:

Четырехлетняя дочь ни в какую не желала убирать свои вещи. И мама, и папа пытались внушить ей, что так делать нельзя, что это неправильно – но все бесполезно. В итоге они решились на отчаянную меру.

Когда однажды утром дочь в очередной раз разбросала пижаму по комнате и не застелила свою кровать, мать спросила у нее: «Не хочешь привести комнату в порядок?». Дочь ответила отказом. Мать снова спросила: «Ты вообще хотела бы никогда не убираться?». Дочь ответила: «Да, это было бы замечательно!». Тогда мать задала последний вопрос: «Я тоже не хочу наводить порядок. Можно, я тоже не буду это делать?». Дочь пожала плечами и сказала: «Как хочешь».

В течение всего дня мать делала то же, что и дочь в течение всего времени. Она оставляла вещи где попало, не мыла испачканную посуду, а после того, как перебрала с дочерью ее одежду, оставила все на ее кровати. Во всем остальном мать вела себя, как прежде. Более того, она не делала замечания дочери, что у нее грязно, не просила ее сделать уборку – одним словом, вела себя так, как будто ничего не происходит.

Когда отец вернулся домой, его поведение было таким же. Он кинул пальто на кукольную коляску, раскидал ботинки по прихожей, повесил галстук на люстру. Но во всем остальном его поведение осталось прежним.

Когда семья решила сесть обедать, оказалось, что тарелки ставить некуда – весь обеденный стол был завален рисунками, карандашами и разрезанными листами бумаги. Мать не стала ничего убирать, сев читать журнал. Дочь пошла к ней и сказала: «Я хочу есть». Мать ответила: «Я тоже. Но мы не можем есть, потому что тарелки ставить некуда. Да и раковина вся завалена посудой – новая порция грязной посуды туда просто не поместится».

Дочь тихо пошла на кухню, было слышно, что она наводит порядок. Родители даже не сдвинулись с места, чтобы ей помочь. Через несколько минут дочь вышла из кухни и пригласила всех к столу.

Когда пришла пора ложиться спать, дочь не смогла найти свою пижаму. Родители ответили лишь, что им очень жаль. Затем дочь спросила: «Как же я лягу спать? Моя кровать завалена одеждой!». Мать спросила: «И что ты намереваешься делать?». Дочь тихо ответила: «Надо все это убрать».

Эксперимент удался.

Если Вы думаете, как научить ребенка наводить порядок, прежде всего, обратите внимание на отношения в Вашей семье. Беспорядок зачастую царит там, где в отношениях родителей и детей есть проблемы, которые нужно исправлять. Помните, что только внимательным отношением и собственным примером Вы сможете донести до ребенка простые истины и приучить его к порядку!