Как понять, что у годовалого ребенка глисты. Как узнать что у ребенка глисты симптомы

Головные боли у младенцев возникают по различным причинам: из-за повышенного внутричерепного давления, сложной адаптации к новой среде после рождения, травмы при родах или через кислородное голодание. Груднички чаще всего чувствуют дискомфорт в первые две недели жизни. Высказать жалобы они могут только с помощью плача и беспокойного состояния. Как определить, что у ребенка болит голова, а также, что нужно предпринимать родителям может рассказать только врач.

Основные признаки недуга: как понять, болит ли голова у ребенка




Когда у малыша болит голова, он беспрерывно плачет и может запрокидывать голову назад. Болевые ощущения могут возникать даже от простого поворота головы. Это сигнализирует о повышенном внутричерепном давлении. Если после рождения у младенца диагностированы проблемы неврологического характера, он может плохо спать, быть вялым и часто срыгивать без причины.

Как узнать, что у ребенка болит голова? Об этом чаще всего свидетельствует:

  • продолжительный плач в любое время суток;
  • плохой сон и вялость;
  • крик при прикосновениях к голове или при массаже;
  • частое срыгивание;
  • судороги с запрокидыванием головы назад;
  • выраженное проявление вен в области черепа;
  • метеоризм в животе, отказ от пищи.

Если у малыша урчит в животе, но он отказывается от еды, это также может указывать на высокое внутричерепное давление. Врачи доказали, что у новорожденных головные боли часто сопровождаются дискомфортом в желудочно-кишечном тракте.

Важно!

При обнаружении симптомов необходимо обязательно показать ребенка педиатру. Иначе это может привести к серьезным заболеваниям и патологиям, неправильному развитию центральной нервной системы.

Чтобы голова болела не так часто, нужно больше времени проводить на свежем воздухе. Для интересных и продолжительных прогулок можете предложить малышу детский автотранспорт. Хорошим вариантом станет электромобиль для катания на улице.

Для улучшения общего состояния младенцу нужен крепкий сон. Успокаивающее действие на малыша могут оказать специальные травяные чаи, например, «Бабушкино лукошко» с витаминно-минеральным составом .

Выводы

Как узнать, болит ли у ребенка голова? На это обычно указывает продолжительный сильный плач и угнетенное настроение, резкий крик при прикосновении к голове, метеоризм в животе, отсутствие нормального сна и обильное срыгивание. Кроме того, если боли провоцируют судороги, ребенок может запрокидывать голову. При выявлении перечисленных сигналов следует сразу же обращаться к педиатру. Он должен назначить лечение и посоветовать профилактические меры.

При хроническом гельминтозе какие-либо специфические признаки отсутствуют, поэтому родители маленьких детей должны знать, как понять, если ли у ребенка глисты. Чем раньше будет выявлено заболевание и начато лечение, тем меньше риск развития серьезных болезней, например, аскаридоза сердечной мышцы.

  • повышение температуры до 37,5°-38°;
  • бледность кожи;
  • отказ от еды;
  • вялость и постоянная сонливость;
  • тошнота (при сильной инвазии возможна рвота).

Кожные покровы вокруг заднего прохода краснеют, могут появляться трещины и шероховатые участки. В острый период заболевания глисты и их личинки можно обнаружить в каловых массах ребенка. После опорожнения кишечника ребенок может указывать на ощущения шевеления в аноректальном пространстве – в этом случае нужно обязательно обратиться к врачу и сдать анализы на глистов и их яйца, а также мазок на энтеробиоз.

Важно! Данная симптоматика особенно характерна для поражения острицами. Самки остриц выходят из кишечника в пространство заднего прохода в ночное время и выделяют особый секрет, провоцирующий раздражение кожи вокруг ануса и появление зуда. Если ребенок жалуется на подобную симптоматику, нужно обратиться к педиатру, инфекционисту или в частную лабораторию и сдать мазок на энтеробиоз.

Хронические формы глистной инвазии у детей: как распознать?

Плохой аппетит

Дети с различными формами глистной инвазии почти всегда страдают плохим аппетитом либо его отсутствием. Такой признак всегда является поводом для обследования, так как у здорового ребенка аппетит должен соответствовать возрастным нормам. Если на протяжении длительного времени ребенок отказывается от еды или съедает намного меньше положенной нормы, следует выяснить причину.

В некоторых случаях плохой аппетит может считаться вариантом нормы. Например, в жаркую погоду дети много пьют, а их рацион состоит преимущественно из ягод, фруктов, овощных салатов, кисломолочных продуктов, крупяных запеканок. В этот период многие дети могут отказываться от супов, мяса, рыбы и других привычных блюд. Такая ситуация считается нормальной и не требует какой-либо коррекции.

Аппетит в детском возрасте может снижаться и по другим причинам, например:

  • после перенесенных инфекционных болезней;
  • при переезде, разводе родителей и в других ситуациях, связанных с эмоциональным потрясением;
  • в период адаптации к новым условиям (например, во время поступления в детский сад).

Изменения во внешнем виде кожи

Хронические гельминтозы могут сопровождаться появлением сыпи неуточненной этиологии, которая возникает обычно на животе, локтях, внутренней и внешней поверхности бедер, а также затылочной части шеи. Такая сыпь не проходит после приема антигистаминных лекарств, не сопровождается кожным зудом, шелушением и другими симптомами, типичными для аллергических реакций. Внешне она выглядит как мелкие точки бледно-розового цвета, которые исчезают самостоятельно без медикаментозной коррекции.

Неприятный запах изо рта – еще один признак глистной инвазии у детей. Он появляется из-за отравления крови продуктами жизнедеятельности гельминтов и патологических процессов в органах желудочно-кишечного тракта. Если у ребенка появился гнилостный запах изо рта, необходимо исключить другие болезни, среди которых могут быть:

  • панкреатит;
  • гастрит;
  • болезнь Крона;
  • кариес и другие стоматологические заболевания;
  • дисбактериоз кишечника;
  • кандидоз ротовой полости.

Боли в животе и пищеварительные расстройства

Если у ребенка в кишечнике или других органах пищеварительного тракта есть глисты, он может часто жаловаться на боли в животе.

Одновременно с болевым синдромом могут появляться и другие признаки, например:

  • урчанье в желудке;
  • вздутие и повышенное газообразование;
  • изжога;
  • ощущение тяжести после приема даже небольшого количества пищи.

Стул при гельминтозе нестабильный. Запоры и понос могут чередоваться друг с другом, при этом общее состояние ребенка остается в целом удовлетворительным.

Частые аллергии

Частые аллергии у ребенка не склонного к аллергиям — повод обратиться к врачу

Ребенок, не склонный к аллергическим реакциям, может испытывать трудности с переносимостью привычных продуктов питания, запахов и окружающих его веществ. У него может появиться аллергия на бытовую химию, средства для стирки, домашних животных, растения и другие распространенные аллергены. Симптомы при этом классические: чихание, слезотечение, ринит, трудности с дыханием, кожный зуд.

Важно! Если раньше такие признаки никогда не появлялись, и ребенок хорошо переносил взаимодействие с окружающими его химическими и растительными веществами, стоит получить консультацию аллерголога и сдать анализы кала на лямблиоз, аскаридоз, энтеробиоз и другие распространенные формы глистной инвазии у детей.

Влияние гельминтоза на детский иммунитет

Вызывать простуду и инфекционные болезни у таких детей могут любые негативные факторы, например:

  • переохлаждение;
  • длительное нахождение под открытыми солнечными лучами;
  • однообразное питание;
  • эмоциональные перегрузки и т.д.

Важно! Длительное заражение гельминтами увеличивает риск онкологических поражений кишечника, поэтому частые болезни являются поводом для проведения комплексного обследования у иммунолога и выявления причины, влияющей на способность организма противостоять провоцирующим факторам.

Что делать при подозрении на детский гельминтоз?

Препараты для лечения гельминтоза у детей и взрослых

Препарат Изображение Как принимать детям? Как принимать взрослым?
12,5-25 мг на каждые 10 кг веса однократно (допускается применение с трехлетнего возраста) 150 мг однократно после вечернего приема пищи
2,5-5 мл суспензии однократно (с 2 лет) Взрослым с массой тела до 75 кг – 3 таблетки однократно; при массе тела более 75 кг разовая доза составляет 4 таблетки
10-25 мг на каждые 10 кг веса однократно 150 мг однократно

В качестве глистогонного средства домашним животным можно давать ветеринарные препараты «Пирантел », «Гельминтокс », «Мильбемакс ».

Гельминтоз – тяжелое для детского организма заболевание, которое может привести к необратимым процессам. Зная симптомы и признаки заражения глистами у детей, можно вовремя заметить патологию и предотвратить возможные осложнения.

Видео — Глисты у детей

Как определить что ребенку плохо? Все новоиспеченные родители сталкиваются с многозначительной и затруднительной для них ситуацией: кричащий младенец. Иногда такая проблема имеет простое решение, например, следует заменить подгузник или соску, и это все, что нужно, чтобы малыш перестал лить слезы. Но бывают случаи и посложнее.

Как определить что ребенку плохо? В других случаях, когда ребенок кричит и плачет, может оказаться, что ему плохо, и он болен. И быть может, ему нужна медицинская помощь. Есть несколько признаков, которые помогут определить, что болит, где болит, лечить в домашних условиях или же нужно, не замедляя, звонить врачу.

Температура

По первому подозрению, что ребенок болен, проверь температуру его тела с помощью ректального термометра. Другие способы изменения температуры, например, поместить градусник в рот или под мышку не дадут таких точных показаний. Если у ребенка ректальная температура выше 38 °С, вызывай врача. Если ты все таки держала градусник под мышкой или во рту у ребенка, то звони доктору при показателях выше 37,5 °С. С первого повышения температуры, регулярно измеряй ее и записывай. Такая информация нужна врачу. Кроме этого, записывай все симптомы, сколько раз ребенка рвало и т.д.


Подгузники подскажут Контролируй количество мокрых или грязных подгузников. Запиши эти сведения в собственный «журнал» самочувствия малыша. Учитывай, сколько раз у ребенка была диарея, и сколько раз он испражнялся.

Маленького тошнит

Маленького ребенка может тошнить. Записывай, сколько раз ты наблюдала у ребенка рвоту. Если понос и рвота продолжаются каждые несколько часов, это серьезный повод для беспокойства. Давай пить столовую ложку подсоленной воды каждый час в течение нескольких часов. Это необходимо для того, чтобы восстановить солевой баланс и предотвратить обезвоживание. Постепенно увеличивай количество прозрачных жидкостей, ему нужно восстановить недостачу воды в организме.

Проверить все тело ребенка на наличие кожных высыпаний. Это может быть признаком серьезной болезни. Если сыпь начинает распространяться по телу, звони, консультируйся с врачом для получения дальнейших инструкций. Если в доме есть другие дети, по возможности, держи их подальше от ребенка, чтобы предотвратить возможное распространение сыпи.
Очень важно оставаться спокойным, когда твой любимый кроха болен. Не переживай, младенцы, как и дети постарше, как впрочем и взрослые, болеют время от времени. Когда дети больны, за ними нужно тщательно следить. Они требуют втройне повышенного внимания и ухода, чем в обычные дни. Ситуации могут переходить из «не так уж и плохо» до состояния «ужасно» в мгновение ока. Если ты самостоятельно даешь ребенку лекарства, убедитесь трижды в правильности дозировки. Передозировка для ребенка, даже в малейшем количестве может стать фатальной. Когда в доме кто-то болен, изолируй полностью ребенка от общения с этим человеком.

У всех детей есть свои любимые сказки. И этот выбор не случаен, так как сказка дает возможность ребенку не только окунуться в волшебный мир, но и провести параллели со своей жизнью. Она помогает ему лучше понять себя и поступки окружающих. А для родителей сказка может стать незаменимой помощницей, чтобы разобраться в мотивах поведения ребенка и его эмоциях.

Читайте об эффективном приеме в работе со сказкой, который поможет лучше узнать внутренний мир ребенка и его мысли.

Как узнать, что чувствует и думает ребенок

Большое количество информации о ребенке мы получаем, наблюдая за ним, его игрой, общением, поведением. Однако нередко за кадром остается самое важное - внутренний мир. Как на ребенка влияют происходящие события, какие выводы он из них делает о жизни и о себе? Что чувствует, что его беспокоит? Спросите напрямую - не ответит. Не потому, что скрывает что-то, просто он еще не владеет в достаточной мере речью, чтобы рассуждать о чувствах и переживаниях, а уж тем более объяснять причины своих импульсов. И не каждому взрослому такое под силу.

В таких случаях можно использовать сказку. Сказки любят и понимают все дети, ведь мышление детей основано на оперировании образами. Именно с помощью образного языка можно общаться с ребенком на очень глубоком уровне. К тому же сам факт общения на языке ребенка, языке сказки, уже терапевтичен. Кроме того, вас ждет удивительный мир совместного творчества, который преодолевает все преграды.

Суть приема заключается в том, что вы рассказываете ребенку маленький фрагмент сказки. При этом, описывая сказочную семью, вводите персонажей, соответствующих вашей семье: кто такие мама и папа, сколько детей в семье, какого они пола. Вы сможете потренировать ваши творческие способности. Потому что надо не просто рассказывать сказку, а на ходу ее видоизменять и продолжать сюжет в направлении, выбранном ребенком. Затем задаете ребенку вопрос: «Как ты думаешь, что было дальше»?

Два важных момента. Во-первых, ребенок не должен чувствовать, что вы что-то пытаетесь у него выведать. Нужно выбрать удобный момент. Может быть, стоит дождаться, чтобы он сам попросил рассказать сказку, особенно если это принято в вашей семье. Во-вторых, никак не комментируйте ответы малыша. Постарайтесь их хорошо запомнить, а потом подробно записать и подумать о значении. И не надо сразу рассказывать все сказки: и сами запутаетесь, и ребенок устанет.

Обращайте внимание на то, как ребенок слушает сказку. Если он волнуется, прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, краснеет или бледнеет, если он отказывается отвечать на вопрос - все это признаки остроты проблемы.

Вот несколько примеров сказок на разные случаи жизни.

Сказка про часы

«Когда-то давным-давно, в одной далекой стране жил один часовых дел мастер. Он за свою жизнь изготовил множество часов. Но те, которые ему больше всего нравились, он оставлял себе. И вот в его доме поселилась целая семья часов: Маятник, Часы с кукушкой и маленький (маленькие) Будильник (будильники) (перечисляете членов вашей семьи). Маятник был самый важный, еще бы, ведь по нему сверял время сам часовых дел мастер. Маятник все время торопился на работу, ему надо было считать секунды, минуты, часы. Часы с кукушкой тоже часто были заняты - ведь кукушке надо было все свежие новости срочно передать другим кукушкам, из других домов, а также следить за домом. А между прочим, никто не освобождал ее и от работы - отсчитывать время.

А маленькому Будильнику иногда было скучно и даже грустно… Как ты думаешь, почему маленькому Будильнику было иногда даже грустно?.. Однажды…»

Какая получилась сказка? Не сделал ли Будильник чего-то разрушающего, чтобы отвлечь Маятника и Часы с кукушкой от их дел и забот? Сюжет пошел по другому руслу? Ну и хорошо, значит, у малыша особых проблем с недостатком внимания нет.

Сказка “Тяжелые времена”

«Жили-были в лесу зайчики. Заяц-папа, зайчиха-мама и зайчонок-сынок (дочка). Вот однажды говорит заяц-папа зайчихе-маме: «Ты знаешь, наступили тяжелые времена. Я долго думал, как нам выжить. И придумал. Давай-ка мы…» Как ты думаешь, что сказал заяц-папа?»

Эта сказочная завязка позволяет нам понять, как себя чувствует малыш в семье, а также узнать, как он воспринимает семейные проблемы.

Сказка “Садовник и кустик”

«В одном саду посадил садовник маленький кустик. Садовник очень любил свой маленький кустик, регулярно поливал, окучивал. А еще он подрезал время от времени кустик, чтобы придать ему красивую форму. А у кустика веточки все время отрастали в разные стороны. «Непорядок», - говорил садовник и снова подрезал кустик. И вот в один прекрасный день… Как ты думаешь, что произошло в один прекрасный день?»

В этой сказке нас интересует, не испытывает ли ребенок давления, чрезмерного контроля, подавляющего инициативу. В сказке это может выразиться в протесте, бунте кустика.

Сказка “Ворон”

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И был (была) у них сыночек (дочка) царевич (царевна). Жили они поживали, лиха не знали. Да тут, на беду, пролетал над их королевством черный ворон. Увидал он царевича (царевну), в саду играющего, схватил, да и уволок в свое царство. Стал(а) просить царевич (царевна) ворона: «Отпусти ты меня, я хороший (хорошая)». А ворон и говорит: «Ладно, отпущу я тебя, только при одном условии. Если назовешь мне по правде три своих хороших качества. Если поверю тебе, отпущу…» Как ты думаешь, какие свои хорошие качества назвал (назвала) царевич (царевна)?»

С помощью этой сказки можно узнать, какова самооценка ребенка, уверен ли он в себе. Считает ли малыш, что он хороший, красивый, умный, сильный? Подбадривайте ребенка, не решающегося сказать о себе хорошее. Надо же спасти царевну (царевича). После благополучного перечисления черт ворон относит царевну (царевича) домой.

Сказка “Заколдованный принц (принцесса)”

«В некотором царстве, в некотором государств жил-был (жила-была) принц (принцесса). Но жизнь у него была невеселая, потому что был он (она) заколдован(а). Как ты думаешь, за что его заколдовали?»

В этой сказке речь идет о чувстве вины. Чувствует ли себя ребенок виноватым за прошлые проступки? Вы это услышите в рассказе малыша. В этом случае стоит задать себе вопрос: инцидент не был исчерпан? Ребенок не был наказан и не получил прощения?

Сказка “Журавли”

«Жила-была одна журавлиная семья: папа, мама и птенец. Птенчик был маленький, но уже научился летать. Он уже мог самостоятельно перелететь на соседний пруд и очень гордился собой. Вот однажды говорит папа: «Пришло время, мы должны собираться в путь». «Куда?» - удивился птенчик? «В теплые края, - ответил папа, - ведь здесь уже становится холодно, скоро наступит зима, и мы замерзнем». «Но я боюсь. Я не очень хорошо научился летать для дальнего полета», - возразил птенец. «Не бойся, ты уже достаточно подрос, чтобы с этим справиться», - сказала мама. И они полетели. Путь был неблизкий, но птенчик действительно справился. А когда они прилетели на новое место… Как ты думаешь, что там произошло?»

Эта сказка поможет узнать, как ребенок адаптируется к различным новшествам, переменам в своей жизни.

Оказывается, каждый из нас несет в себе в среднем 10–12 дефектных генов. И ничего – мы живы и здоровы. Но стоит встретиться двум любящим сердцам, у которых по воле злого рока поломки есть в одних и тех же генах, и результат печален: рождается больной ребенок.

Забота государства

По словам руководителя отдела клинической генетики МНИИ педиатрии и детской хирургии Росздрава доктора медицинских наук Петра Новикова, все новорожденные у нас в стране уже почти 20 лет проходят анализ на два наследственных заболевания: фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз. В роддоме на пятый день жизни у каждого младенца берут капельку крови, высушивают на фильтровальной бумаге и отправляют в генетическую консультацию. Там, во-первых, определяют, нет ли у малыша повреждения в тех генах, которые отвечают за переработку фенилаланина – одной из аминокислот. Эта аминокислота присутствует во всех белковых продуктах. Если такие повреждения есть, младенца надо как можно скорее, недель с трех, переводить на специальную лечебную диету. Он будет получать продукты, которые содержат белок, освобожденный от вредной для больного аминокислоты. В России есть завод, выпускающий такие продукты, с питанием трудностей не будет. А при несоблюдении диеты ребенок обречен на умственную отсталость.

На специальной диете больные фенилкетонурией находятся примерно до 10–12 лет, иногда до 18. Дети нормально развиваются, ходят в обычные школы, в общем, с генетическим заболеванием удается справиться не впрямую, изменяя ген, а, если так можно сказать, обходным путем.

Второй анализ капелька крови новорожденного проходит на врожденный гипотиреоз. Анализ показывает, вырабатывает щитовидная железа гормон тироксин или нет. Если нет, ребенку придется вводить его искусственно, принимать в течение всей жизни. При небольшом повреждении щитовидной железы, принимая маленькие дозы этого гормона, человек будет чувствовать себя вполне здоровым.

Ежегодно в России выявляют примерно 150 детей, не переносящих фенилаланин, и 450–460, не вырабатывающих гормон тироксин. И всем им удается помочь.

И уже несколько лет в рамках национального проекта «Здоровье» всех новорожденных проверяют еще на три наследственных заболевания: адреногенитальный синдром, галактоземию и муковисцидоз.

Кому на консультацию?

Всеобщая диагностика новорожденных – это тот случай, когда государство заботится о нас. Но ведь мы и сами можем заранее побеспокоиться о здоровье своих будущих детей. Есть ситуации, когда супругам, перед тем как они решили завести ребенка, стоит посетить генетиков. Когда это необходимо сделать?

Если у вас в роду встречались наследственные болезни: например, гемофилия, сахарный диабет, хорея Гетингтона (судорожное заболевание с тяжелым поражением нервной системы), миопатия Дюшена (тяжелейшее поражение мышечной системы). Врачи-генетики определят, являетесь ли вы носителем дефектного гена, вызывающего такую болезнь, и можете ли передать ее ребенку. 

Если вы состоите в родственном браке: замужем за своим троюродным братом, например. У вас общие прадеды и прапрадеды, и вы можете быть носителями одних и тех же дефектных генов.

Если у кого-либо из ваших родственников была задержка умственного или физического развития, не связанная с внешним воздействием – травмой, например. Тогда, может, это была генетическая патология?

Если вы решили обзавестись потомством в зрелом возрасте. В стареющих клетках хромосомы не всегда расходятся при образовании зародыша так, как они должны расходиться. И наличие всего одной лишней хромосомы приводит к тому, что ребенок рождается с болезнью Дауна, например. «Даунята», конечно, милые существа, добрые, покладистые, верные, но умственно неполноценные, и развить их интеллект нет возможности, они никогда не смогут жить без опеки других людей.

А по последним данным ученых, и вашей несовершеннолетней дочке, если она объявила, что скоро сделает вас бабушкой, надо обязательно пройти дородовую генетическую консультацию. Раньше считалось, что «даунята» часто рождаются только у пожилых родителей. Теперь же наука знает, что они часто рождаются и у матерей 15–16 лет!

К посещению медико-генетической консультации надо подготовиться: взять в поликлинике выписку из медицинской карты, подробно расспросить о семейных болезнях родственников...

Заранее проверим плод

Дородовые обследования – еще один путь предупредить рождение неизлечимо больного ребенка. Это направление диагностики наследственных заболеваний сейчас очень быстро развивается. Несколько лет назад Министерство здравоохранения издало приказ, по которому плод каждой беременной женщины надо трижды обследовать на генетические дефекты: провести ультразвуковое исследование и исследование белково-сывороточных факторов – белка альфа-фетопротеина и хорионического гормона человека. Эти обследования позволяют выявить примерно 70% врожденных патологий! И болезнь Дауна, и болезнь Эдвардса – тоже хромосомное заболевание, предопределяющее умственную отсталость, и пороки развития нервной трубки, и пороки развития сердца, головного мозга, аномалии конечностей...

Если у плода есть дефекты развития, врачи вам скажут, жизнеспособным родится ребенок или нет, насколько серьезна его патология и как она отразится на здоровье. А поскольку исследования делаются на 14–16 неделях беременности, есть время принять решение – будет женщина ее прерывать или нет. Генетики только ставят родителей в известность: здоров их плод или имеет дефекты развития, а позволить ему родиться или нет – решают супруги.

Врачи знают, что иногда по религиозным соображениям женщины отказываются от прерывания беременности и продолжают вынашивать неполноценного ребенка. Но 4,5–5 тысяч беременностей ежегодно в России прерывается именно потому, что у плода были обнаружены врожденные пороки развития или хромосомные заболевания. Столько тысяч семей генетики каждый год спасают от трагедии рождения неизлечимо больного ребенка.

Бояться не надо

Одна из причин, почему женщины неохотно проходят обследования во время беременности и даже стараются их избежать, – они боятся. Боятся, что обследования повредят развитию плода, что здорового ребенка в поисках аномалий и в самом деле сделают больным.

Не надо бояться! К ультразвуковым исследованиям, которые сейчас очень широко используются во всех областях медицины, мы уже привыкли, поняли, что они безвредны. Анализ крови тоже ничего страшного из себя не представляет, в конце концов женщинам за месяцы беременности приходится столько раз сдавать кровь, что любая к этой процедуре привыкнет.

Взятие околоплодной жидкости или биопсия оболочки плода? Да, десятилетия назад, когда эти методы только разрабатывались, угроза прерывания беременности от некорректно проведенных манипуляций была довольно значительной. Но сейчас, когда методики отработаны, все делается под контролем УЗИ, бояться, что жидкость заберут не оттуда, не туда попадут иголкой – наивно. Угроза прерывания беременности в результате дородовых обследований составляет от 1 до 1,5 %. Угроза, а не гибель плода! И связано это не с тем, что техника несовершенна, а с тем, что сейчас многие беременные женщины страдают различными заболеваниями: гинекологическими, аллергическими, патологиями почек... и эти сопутствующие заболевания осложняют исследования. А сами обследования не вредят плоду и не отражаются на его развитии.

Кстати

Наука знает около 5 тысяч наследственных болезней. Конечно, ни в одной стране мира, даже самой богатой, нет возможности проверять всех новорожденных на все эти заболевания. Да в этом, наверное, и нет смысла. В США младенцев обследуют не больше чем на 7–8 наследственных болезней. Только на те, которые чаще всего встречаются в их регионе. По этому же признаку были выбраны заболевания и у нас.