Как сделать чучело и во что нарядить Масленицу? Как сделать чучело на Масленицу — идеи и способы изготовления чучела своими руками

На Масленой неделе в нашей законодательно светской стране начинают полыхать костры, в том числе и на школьных дворах. Вместе с поеданиями блинов, играми и прочим весельем сжигание чучела Масленицы стало одним из атрибутов праздничных гуляний.

Может ли подобное действо нанести психологический вред ребенку? Отвечают психологи Екатерина Бурмистрова, Лидия Сиделева, Евгения Андреева и протоиерей Максим Первозванский.

Бессмысленнее действо на грани хулиганства

Екатерина Бурмистрова, семейный психолог:

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Что такое символическое сжигание Масленицы? Языческое действо еще из дохристианских времен. Тогда люди считали, что они, сжигая, прогоняют. К нашему времени это никакого отношения не имеет – с духовной точки зрения потому, что у нас есть Благовестие.

Все языческое было настолько давно, что утратило смысл. Сжигание Масленицы стоит в одном ряду и с другими языческими обрядами. Сейчас никто не закапывает вместе с умершим его жен, детей, коня… Все это давно ушло из нашей жизни.

И потому, понятное дело, сжигая чучело, мы ничего этого ребенку не рассказываем.

Тут есть ряд и других моментов. Если делали Масленицу своими руками, раскрашивали, украшали, а потом видят, как ее сжигают - это может быть для них сильным стрессом. У детей этого возраста «мистическое» мышление, они все одушевляют. И получается, что они сжигают одушевленное существо… Зрелище, явно не полезное для детской психики.

Для школьников вообще эта акция - бессмысленнее действо на грани хулиганства, сродни поджигания мусорных бачков и скамеек.

Дохристианские времена прошли. Символический смысл сжигания чучела утерян. Остался нехороший, дурной фольклор, совсем не нужный человеку, живущему в христианскую эпоху.

Мотивируем агрессию?

Лидия Сиделёва, психолог, главный редактор женского консервативного журнала «Матроны. РУ »:

Чем отличается человек от животного? Например, умением видеть смысл в том, что он делает. И делать то, в чём видит смысл. Во всяком случае, я на это очень надеюсь.

Тот смысл, который вкладывали в масленичные гулянья наши предки, практикующие язычество, сильно отличается о того, что в этом видят христиане или атеисты, физики, культурологи или фольклористы.

Первоначально была праздником перехода от зимы к весне, символом магической трансформации, умирания одного процесса и рождения нового. Чучела, надо сказать, сжигали весной (и “направляли” дух вверх, дабы он там “договорился” на тему плодородия), а пеплом удобряли землю. На день осеннего равноденствия чучело сплавляли по реке, в нижний мир. И все эти обряды составляли из себя единый годовой круг, неся не только магический смысл, но и мировоззренческий. Что-то вроде учебника биологии.

На важные с точки зрения аграрного хозяйства, связанные с активностью солнца, дни происходили некие инициации, позволяющие структурировать время и знания, которыми в том числе делились и с подрастающим поколением.

С появлением христианства такая необходимость отпала, потому что появилась иная символика, высшего уровня. Тем, кто видит смысл в жизни вечной, куда важнее иные символы трансформации, которые уже не вокруг солнца и луны вращаются, а вокруг Христа, не вокруг хлеба как пищи физической, сколько вокруг Хлеба сакрального: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51).

Что же мы имеем сегодня в праздновании Масленицы? Мы вырываем из контекста некий символ и устраиваем из него некое непонятное действо, за которым вроде бы и смысла никакого нет. В аграрных ритуалах смысл хотя бы можно увидеть. Ребёнку когда-то рассказывали о земледелии, о временах года, о том, что и когда уместно делать. У современного ребёнка есть учебник по естествознанию, где ему подробно рассказывают о временах года, о том, почему зимой холодно, а летом жарко. На уроках ботаники его знакомят с тем, как устроены колоски, он разглядывает под микроскопом кожицу лука, видит жизнь клетки…

Казалось бы, нет смысла и в том, чтобы задабривать умерших предков, которые находятся под землёй и могут оттуда влиять на успехи в земледелии, да и Бог Евангелия не нуждается в том, чтобы Его задабривали или подкармливали, Он сам является Тем, Кто даёт любовь и силу, этого добра у Него и самого с избытком. Современная аграрная промышленность опирается опять же на научные знания. Сведения Гидрометцентра заранее оповещают о снегопадах и граде, можно подготовиться. Нет смысла снижать тревогу относительно судеб своих посевов, почва не станет плодороднее от ритуальных совокуплений или эротических танцев. Практика показала, что химическая промышленность с данной задачей справляется куда лучше.

Не только для ребёнка, но и для взрослого практика сжигания чучела Масленицы непонятна, она не имеет ни начала, ни конца. Для малыша, который уверен, что булки растут в ближайшем супермаркете, для ребёнка, который не сможет сказать, что общего у сладкого чая и сахарной свёклы, эти символы пусты. Более того, они ему не очень-то и нужны.

Можно, конечно, притянуть за уши проводы зимы. Но зачем зиму обязательно сжигать? Чему это может научить? Немотивированной агрессии? Сначала мы делаем нечто, а потом сжигаем и радуемся? Сначала строим, а потом ломаем? Сначала созидаем, а потом разрушаем, совершенно бессмысленно и беспощадно? Дети чувствительнее нас, и как они должны реагировать, когда им предлагаем радоваться разрушению и смерти?

Более мотивирующим действием, кажется, будут только слова: «Радуйся ещё, что ты не инвалид какой-нибудь». То есть радуйся чужому горю, дружочек, факт, что кому-то плохо, должен тебя веселить и придавать жизненных сил и энергии на то, чтобы стал хорошим взрослым и мама с папой тобой гордились и при возможности уели всех соседей, чьи дети не такие прекрасные и достойные.

Допустим, мы сжигаем чучело, потому что зима уже устарела. Но почему мы тогда не сжигали ёлочку, когда кончились соответствующие праздники? Почему мы не сжигаем мусор? (К слову сказать, предки наши вместе с масленицей сжигали что-нибудь ненужное, сломавшееся, вышедшее из строя).

Если мы хотим поговорить о символах перехода, то можно найти за этим более понятную для ребёнка метафору. Та же самая ёлочка. Мы её принесли в дом, мы её украсили, вокруг неё водим хоровод, поём песни, находим подарки. Но праздники заканчиваются, и на их место приходят будни, взрослые снова ходят на работу, а детишки - в школу или детский сад. Мы с ёлочки снимаем красивые украшения, да и сама она уже стала осыпаться, поэтому мы её убираем. Она выполнила свою функцию, принесла нам радость.

Ёлочка - это вещь, она добавляет красоты празднику, и ей не больно, когда она осыпается. А вот котёнку больно, потому мы его не выгоняем, когда он напакостил. На таких примерах гораздо лучше объяснять детям о праздниках и буднях, о работе и отдыхе, об ответственности и свободе, о привязанности и расставании.

Странно было бы, если бы мы начали ёлочку рубить на мелкие кусочки или сжигать, прыгая вокруг. Это непонятно, а непонятное пугает. Как пугает и бессмысленно агрессивное. Взрослые - это те, кто создают почву под ногами, а не лишают её.

Почему же мы так хватаемся именно за этот символ? Ведь нам совершенно не нужны те значения, которые в него вкладывали наши предки.

Я вспоминаю одну историю. Моя подруга пришла устраивать в детский сад своего ребёнка, и заведующая всячески расхваливала их учреждение. Одним из плюсов она указала и тот факт, что детей знакомят с русской традицией, духовностью. «И в чём это выражается?», - настороженно спросила подруга. «Вот на Масленицу мы устраивали проводы зимы, пекли блины и сжигали чучело», - заявила заведующая детским садом. Других способов познакомить детей с традицией она не припомнила.

В самом деле, блины и чучело будут попроще, чем, например, посещение нуждающихся в тюрьмах и детских домах (или хотя бы групповое чтение прекрасной книги «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт, где девочки поделились с голодающими своими любимыми рождественскими лакомствами).

Блины и чучело могут дать иллюзию связи с нашей историей, с традицией, которую на протяжении стольких лет выжигали калёным железом. Мы - нация, уставшая от сказки о новом мире, который придёт на смену старой, никчёмной, полной горя и притеснений действительности. Вот только одновременно продолжаем в эту сказку верить, постоянно пребывая в рутинном постоянстве, своеобразном дне сурка, из которого хочется выбраться хоть как-нибудь. Хоть чучело сжечь, и то разнообразие, и то отличие от обычных офисных или кухонных будней. С другой стороны, в нас жива тоска по старому, по традиционному и навеки ушедшему, но так и неоплаканному и не похороненному в муках скончавшемуся прошлому.

Но только при чём здесь Масленица?

Масленица в школе: рассказать, а не показать

Евгения Андреева, психолог, Научный сотрудник Института Психолого-Педагогических проблем детства РАО :

За каждой традицией обычно изначально стоит какое-то символическое значение. Сжигание чучела на Масленицу - древний обряд, который символизировал воскрешение новой жизни через смерть, разрушение чего-то старого. В настоящее время это действие имеет развлекательное значение. Далеко не во всех семьях детям объясняется его суть, да и не все взрослые о ней знают.

Но при этом сжигание Масленицы - все-таки языческий обряд. Однако если говорить о школе, то в одном классе могут учиться как неверующие, так дети из христианских, мусульманских, иудейских семей. И если в школе во время празднования Масленицы сжигают чучело, то и у родителей разных детей может быть различное отношение к подобным акциям. Да и сами дети могут реагировать по-разному, в частности, эта реакция зависит от тех ценностей и отношения, которое существует в семье.

Таким образом, важно иметь в виду, что для разных детей эта традиция может быть наполнена разными эмоциями и смыслом. Дети отличаются, в том числе, по темпераменту, своему психологическому настрою, чувствительности, и их реакция на обряд сжигания может быть также разной, причём более острой, чем на празднование или 8 марта.

В некоторых семьях игрушкам приписывают какие-то чувства, что ей может быть больно, да и сам ребенок, в силу своего внутреннего восприятия, может так думать, и в этом случае сжигание чучела, которое все-таки напоминает куклу-девочку, может стать для него переживанием.

В какой-то степени кукла-чучело может восприниматься ребенком как модель человека. А у детей есть способность идентифицировать себя с какими-то персонажами, ощущать те или иные ситуации через призмы чего-то личного. Поэтому если ребенок будет реагировать как-то особенно эмоционально, может быть, расстроится или испугается, важно поговорить с ним, разобраться, что именно вызвало у него такие чувства, подумать, что происходит в его жизни в настоящий момент.

Вспомните, в книге и в фильме «Чучело» Ленка Бессольцева, увидев, что сжигают чучело, одетое в ее платье, бросилась в огонь - тушить, ей казалось, что хотят сжечь именно ее. И даже не в такой конкретной ситуации, как сжигание абстрактной Масленицы, ребенок может каким-то образом идентифицировать себя с происходящим.

Если преподаватель решает все-таки участвовать с детьми в этом обряде, важно, во-первых, рассказать о символическом значении этой традиции, предложить детям участвовать в нем добровольно, спросить, есть ли у них какие-то опасения или вопросы. Ориентируясь на реакцию детей, на то, есть ли у них интерес или больше опасений, можно уже принять решение, проводить ли этот обряд или, может, стоит ограничиться рассказами о том, как праздновали масленицу в древние времена.

Психологический вред ничтожен по сравнению с духовным…

Протоиерей Максим Первозванский:

Мне странно слышать, когда сжигание Масленицы приравнивают, скажем, к традиции поедания блинов.

В том, как мы едим блины, нет никакого языческого обряда. Ведь мы печем их не потому что это - символ солнца, а потому что это хорошая благочестивая русская традиция, вполне соответствующая Масленой неделе. А сжигание чучела Масленицы - это совершенно конкретный ритуал, в котором никакого утилитарного смысла, вроде того, что можно наесться перед постом, нет, а есть только языческие корни. Поэтому я категорически против того, чтобы христиане участвовали в этом языческом обряде. Как не называй его - «Проводы зимы», «Сжигание зимы», - все равно это будет языческий обряд.

Я обычно не отказываюсь, когда меня приглашают на Масленичные гуляния, только узнав, что там Масленицу сжигать не планируют.

Понятно, что психологически языческие обряды оказывают вред ребенку. Но он ничтожен по сравнению с духовным вредом. Говорить о психологическом вреде, физическом вреде в данном случае – что говорить, скажем, о психологическом вреде спиритизма…

Масленица является старинным русским праздником, поэтому его любят и взрослые, и дети. Торжество символизирует прощание с холодами, зимой и встречу с теплом, весной. А также на русский народный праздник едят вкусные блинчики, делают чучело и по традиции сжигают его. Давайте разбираться, как весело провести Масленицу в 2019 году и как сделать интересное чучело своими руками.

Что такое Масленица

Масленица является не только любимейшим народным праздником, но и древнейшим славянским, поскольку история его ведется с языческих времен. По сути, Масленица олицетворяет завершение зимы и наступление теплой, солнечной весны.

Кстати, традиция печь блины на Масленицу появилась не просто так! Сытные и горячие кругляши символизировали теплое весеннее солнышко, дарующее людям надежду на новую жизнь и хороший урожай в будущем.

Праздник, который длится семь дней, раньше отмечали с размахом: веселыми играми, жизнерадостными песнями, щедрыми угощениями. И даже сейчас нередко в городах и деревнях устраиваются шумные народные гулянья в честь русского народного праздника.

Шутливые проводы холодов в силах организовать каждая семья! Здорово будет собраться всем вместе, пригласить родственников, друзей, нажарить вкуснейших блинов, сделать беззаботной компанией чучело и с песнями его сжечь.

Последний день Масленицы посвящен не только веселью, но и прощению обид. Ведь в этот день наступает прощенное воскресенье, в которое впору простить давние обиды, попросить друг у друга прощения, примириться с близкими.

Наверняка, многие знают, что у праздника нет конкретной даты. Каждый год она разная. Поэтому для многих людей актуален вопрос, какого числа отмечать Масленицу в 2019 году. Как известно, она отмечается за 49 дней до светлой и великой Пасхи. В этом году масленичная неделя начинается 4 марта и заканчивается 10 марта.

А что можно сделать на Масленицу в 2019 году? Раньше на блинную неделю люди веселись от всей души, и сейчас можно повторить традиции наших предков и также душевно провести праздник.

Развлечения на Масленицу, которые понравятся и взрослым, и детям:

  • покататься на санках;
  • приготовить вкусные и оригинальные блинчики;
  • сходить на городскую масленичную ярмарку или гулянья;
  • устроить гулянья небольшой компанией с родственниками и друзьями: водить хороводы, прыгать через костер, петь песни и плясать;
  • и, конечно же, сделать и сжечь чучело.

Зачем и когда сжигают чучело на Масленицу

Главная традиция на Масленицу — сжигать чучело. Такой обряд имел огромное значение для наших предков,а сейчас такая традиция имеет скорее празднично-развлекательный характер.

Давайте теперь разбираться, зачем и почему сжигают чучело на Масленицу? Издревле люди веровали, что вместе с сожжением куклы из их жизней уходят различные неприятности, печали, невзгоды. То есть чучело Масленицы символизирует ушедший год и все старое, что отягощает душу и мешает двигаться вперед.

Помимо этого, сжигание чучела олицетворяло символическое прощание с зимой, благодаря которому весна придет в нужное время и поможет вырастить в будущем прекрасный урожай.

В древности к такому обряду относились очень серьезно, с особым уважением и возлагали на него надежды. Сейчас же людям просто нравится поддерживать русские народные традиции и весело проводить время.

Когда же сжигают чучело на Масленицу? Сжигание праздничного символа принято проводить в последний день блинной недели, то есть в воскресенье. В 2019 году чучело Масленицы будут сжигать 10 марта.

Оригинальные блины

Блинчики можно готовить хоть каждый день, но, как по-волшебству, именно на масленичной неделе они кажутся особенно вкусными, а их приготовление уютным.

Невозможно представить Масленицу без аппетитных домашних блинов. Благодаря этой прекрасной традиции, вы можете всю неделю экспериментировать, выпекая блинчики по разнообразным рецептам.

И, конечно же, любые блины идеально дополнят разнообразные начинки. Вот с какими наполнителями можно делать блины на Масленицу в 2019 году:

  • грибами и сыром;
  • грибами, сметаной и зеленью;
  • вареной сгущенкой и молотыми грецкими орехами;
  • самодельной кокосовой пастой, приготовленной из кокосовой стружки и сгущенки.

Видео: как сделать оригинальные блины на Масленицу.

Как сделать чучело на Маслен ицу

Сделать чучело на Масленицу своими руками совсем не трудно! Достаточно запастись необходимыми материалами и следовать простой инструкции. Чтобы процесс создания чучела на Масленицу в 2019 году был особенно интересным и запоминающимся, подключите к созданию куклы свою семью, детей, друзей.

Чучело из соломы

Чтобы сделать чучело на Масленицу из соломы, вам понадобятся: две длинные палочки (или два деревянных шеста) для формирования скелета, солома, веревки (или длинные, крепкие полоски ткани), старая одежда или яркая ткань.

Изготовление чучела Масленицы из соломы проходит в несколько этапов:

  • Берутся две палки и из них делается крест . Если вы хотите сделать куклу большой, то лучше использовать деревянные шесты больших размеров. Место соединения двух палочек или шестов крепко обвязывается веревкой или проволокой. Длинный шест будет стоять вертикально и выполнять роль туловища, а более короткий, располагающийся параллельно земле — рук.
  • Затем необходимо сформировать тело куклы из сена . Прикрепляйте солому к палкам так, чтобы у вас образовалась форма рук, головы, туловища. Закреплять сено к основанию можно с помощью веревок или длинных полосок ткани.
  • Затем приступайте к созданию лица . Есть два варианта изготовления лица для чучела Масленицы своими руками. В первом варианте вы можете просто прикрепить к соломенному лицу кусочки ткани, напоминающие глаза, нос, губы, если изначально сформировали на шесте голову из соломы. А во втором более популярном случае необходимо сначала наполнить сеном мешочек из светлой натуральной ткани, внизу крепко завязать или зашить. И уже после этого прикрепить голову — то есть можно просто насадить ее на шест отверстием в мешке. Затем есть возможность проявить фантазию и как душе угодно поэтапно нарисовать лицо чучелу Масленицы. Выбрать подходящее изображение лица помогут картинки, которые вы увидите ниже.
  • Теперь необходимо нарядить символ праздника . Для этого не грех использовать старую одежду из натуральных не синтетических тканей. Лучше всего, если одежда будет пестрой и красочной, чтобы чучело было нарядным и ярким. Также желательно использовать обычную ткань и из нее сделать подобие кофточки и пышной юбки.

Видео: как сделать чучело на Масленицу из соломы.

Чучело из веника

Многие рукодельницы выбирают именно веник для создания чучела Масленицы своими руками. Во-первых, делать куклу из веника очень легко и просто, а во-вторых, выполнение изделия не требует серьезных затрат по времени и финансам. Но как сделать чучело на Масленицу из веника? Понадобится веник, бумага (или солома), веревки, старая одежда или ткань.

Давайте рассмотрим пошаговую инструкцию выполнения изделия:

  • Сначала делаем голову . Сделайте из светлой ткани небольшой мешок, заполните его смятыми бумажками или соломой. Голова должна получиться в форме круга и быть упругой. После этого насадите голову на ручку веника и аккуратно завяжите. Теперь можно нарисовать лицо чучелу на Масленицу. Сверху нелишне прикрепить бант, платок, сделать импровизированные волосы из соломы.
  • Теперь возьмите старую небольшую кофточку и набейте рукава соломой или смятой бумагой, чтобы получились руки . Обвяжите основание рук и предплечье, чтобы кукла не растеряла бумагу или солому.
  • Затем можно надеть кофточку на веник . Сделайте это так, чтобы оставить место на нижней широкой части веника для юбки. Обвяжите яркими лентами или веревочками шею и талию. Ленты будут держать одежду.
  • Также стоит подобрать для чучела красивую юбку . Можно сделать для нее как настоящую юбку небольших размеров, так и сымпровизировать из какой-либо ткани.

Видео: как сделать чучело Масленицы из веника.

Сжигание чучела на Масленицу — старинный обряд, который интересно проводить по сей день. Чтобы праздничный процесс доставил только положительные эмоции, необходимо следовать определенным правилам:

  • Соблюдайте технику безопасности: не сжигайте чучело вблизи домов, построек, легковоспламеняющихся объектов.
  • Если на празднике присутствуют детишки, то внимательно следите, чтобы они не подходили слишком близко к огню.
  • Также следите за домашними питомцами.
  • При изготовлении чучела не используйте какие-либо синтетические материалы! При горении они будут создавать неприятнейший и вредный дым, который может испортить впечатление от праздника.
  • После сожжения чучела на Масленицу убедитесь, что оно полностью сгорело и не осталось угольков.

Фотогалерея

Сделать чучело на Масленицу своими руками можно без каких-либо усилий. Достаточно уделить процессу немного времени и проявить фантазию. Особенно интересным процесс станет, если подключить к изготовлению детей.

Для вдохновения и идей вы можете посмотреть фотографии разнообразных чучел Масленицы:

Теперь вы можете посмотреть и изучить видео по созданию чучела Масленицы своими руками. Ниже вас ждут инструкции, мастер-классы:

Масленица- поистине чудесный русский народный праздник, в честь которого можно всю неделю весело проводить время и кушать вкуснейшие, румяные блинчики, а также оладьи и пирожки, экспериментируя с начинками. Блинная неделя — еще один прекрасный повод встретиться с любимыми и близкими, торжественно попрощаться с зимой и по традиции сжечь чучело Масленицы.

Вконтакте

Сжигание Масленицы - обряд, который знаком сегодня, наверное, если не всем, то большинству. Но не все наши современники знают, что изначально этот праздник не был христианским.

Несколько слов об истории Масленицы

Почему на Масленицу принято много и сытно есть, веселиться, устраивать народные гуляния и сжигание Масленицы?

Обычай пришел из дохристианских времен. Праздновать начинали за неделю до весеннего солнцестояния. В тот день марта, когда день становится «на куриную лапку» длиннее ночи, славяне ходили будить медвежьего бога Кома. Это ему несли первый блин - символ солнца. Обычно медведя изображал парень. Его будили с помощью горящих головней, песен и танцев. Но просыпался он только после того, как самая смелая девушка усядется ему на спину. После этого гуляние набирало обороты. Семьи и даже целые роды славян ходили друг к другу в гости, много ели и веселились. Им нужно было как следует насытить организм после голодной зимы, чтобы хватило сил на весенние сельхозработы.

С приходом на Русь христианства архипастыри запретили любые языческие действа и праздники. В 17 веке была введена Масленица. Но окончательно победить древнюю Комоедицу не удалось. До сих пор празднество сопровождается разгульными гуляньями, обильным угощением, шуточной демонстрацией силы. Завершает праздник сжигание Масленицы. Так же, как в Комоедицу жгли горящие головни, так сегодня сжигают чучело, символизирующее прошедший год. А главной едой является старинный языческий - блин.

Масленица в христианстве

Для нас сегодня Масленица - это неделя перед Великим Постом. В церкви проводятся специальные службы, а на улицах полным ходом идет гуляние. Люди ходят друг к другу в гости, угощают и угощаются сами.

Масленица считается еще и В селах раньше поздравляли молодоженов, заключивших брак в прошлом году. Для них готовили особое развлечение: катание в санях. За это молодые должны были как следует угостить всех гуляющих. Если угощение было скудным или невкусным, горе-хозяев окунали лицом в снег.

Сегодня все, наверное, видели, что собой представляет обряд под названием сжигание финального аккорда яркого праздника известен даже в городах. Однако раньше костры жгли на протяжении недели. В них бросали старые вещи, изломанную утварь, рваную одежду. Эти костры служили символом очищения и обновления. Мероприятия проводились на площади, которую украшал высокий столб - символ весеннего солнца.

Сегодня сжигание Масленицы (фото представлены в статье) проводится во многих странах мира, во всяком случае там, где есть русские общины.

Масленичные правила

Возможно, для многих основные правила станут откровением. Однако нужно помнить: праздник с языческими корнями имел не только мистически-религиозное, но и сугубо функциональное значение. Отсюда - многие его правила.

  • На Масленицу можно есть все, что угодно, кроме мяса и мясных продуктов. Мясоед (так называется период между Рождественским и Великим постами) заканчивается накануне Масленицы, в воскресенье.
  • Единственный раз в году, на масленичной неделе, обильная пища должна стать формой жизни. Есть пословицы о том, что есть нужно столько раз, сколько прокаркают вороны или махнут хвостом собаки. Этот обычай тоже уходит корнями в дохристианские времена. Оголодавшие за зиму люди не смогли бы заниматься весенними работами. Им следовало накопить силы. Вот почему во время масленичной недели нужно ходить в гости, звать гостей к себе.

Чем обильнее, веселее и сытнее пройдет Масленица, считали наши предки, тем богаче и удачнее будет наступивший год.

  • Истоки традиции
  • Современный смысл традиции

Масленица считается одним из самых древних праздников, ведь она существовала на Руси еще в языческие времена. Именно с той поры сохранились некоторые обряды, такие как выпекание блинов, сжигание чучела на масленицу и прыжки через костер.

Несмотря на то что часть ритуалов имеет некий языческий подтекст, традиции современного торжества плотно переплелись с религиозными канонами. Зачем и когда жгут масленицу, и какой смысл вкладывается в данный ритуал?

Истоки традиции

Сжигание чучела на масленицу - обряд очень важный, смысловой, напрямую относящийся к плодородию. Много веков назад верили, что через жертвоприношение можно избавиться от любых бед и невзгод. Именно поэтому само чучело изготавливалось по образу и подобию человека. К тому же, масленицу обожали обряжать в разнообразные женские платья, ассоциируя ее с уходящей зимой.

По каким же конкретным причинам происходило сжигание чучела в древности?

  1. Люди верили, что вместе с гибелью масленичного чучела из жизни уходят все печали и невзгоды.
  2. Также подобный обряд был символом проводов зимы.
  3. У сжигания чучела было и еще одно важное назначение: улучшение плодородности земли, ведь через ритуальную смерть масленичного чучела к жизни возвращались плодоносные земли.

Сожжение чучела масленицы действительно было ритуалом важным и смысловым, но лишь в древности. Сейчас к нему относятся с уважением, но не более. Люди больше не верят в необходимость ритуального жертвоприношения ради увеличения будущих урожаев, превратив сожжение масленицы в увеселительную забаву, напрямую означающую начало Великого поста.

Впервые о данной традиции упоминается еще в первых письменных источниках, касающихся древнерусского государства. Тогда праздник длился не 7, а целых 14 дней, и порой за это время происходило сразу несколько ритуальных поджогов соломенного чучела. Для древних славян было важно не только предать образ масленицы огню, но еще и провести ритуальное захоронение пепла. Считалось, что пепел обязательно стоит зарыть в землю, поскольку это повышало урожайность полей и означало окончательный приход весны. Сейчас подобное захоронение пепла практически нигде не происходит.

Особенности создания масленичного чучела

Один из самых популярных вопросов, возникающих в преддверии праздника, - о том, зачем жгут чучело на масленицу. Особенности религиозного и языческого подтекста подобного сожжения уже были описаны выше, теперь осталось узнать, какие же существовали нюансы создания самого чучела. Данный символ торжества всегда создавался по следующим правилам:

Практически всегда символ торжества создавался еще в понедельник, в первый день празднования масленицы. Тогда его только начинали делать из соломы, попутно обряжая в женскую одежду. Подобные фигурки изготавливались чуть ли не в каждом доме, но на площади традиционно сжигали лишь самую красивую и большую. Изготовление заканчивалось либо к вечеру понедельника, либо к утру вторника. Далее люди загружали чучело на сани и отправлялись с ним путешествовать по деревне.

Ритуальный вывоз масленицы продолжался в течение всей праздничной недели вплоть до воскресенья. Сожжение чучела происходило не только на центральных площадях, но и во дворах многих домов.

У некоторых народов было принято не сжигать ритуальное чучело, а топить его в проруби. Однако данный вариант протекания обряда довольно быстро канул в лету из-за своей незрелищности.

При создании данной фигурки практически всегда использовались ненужные вещи, от которых человек хотел бы избавиться. Сжигая их вместе с чучелом, каждая семья не только надеялась на отличный урожай, но и очищала собственное пространство, уничтожая все лишнее и мешающее семейному благополучию.

Подробный сценарий обряда сжигания

История чучела на масленицу берет свое начало еще в языческие времена, когда у данного обряда был четкий религиозный подтекст. Тогда сжигать огромную фигуру было принято рано утром в воскресенье.


В некоторых губерниях существовала и традиция сжигания маленьких соломенных фигурок. Такие фигурки изготавливались в нескольких экземплярах, и каждая из них означало нечто, с чем человек желает попрощаться. Так, например, сжигая маленькие чучела, человек мог пожелать избавиться от хвори или от несчастья в любви.

Интересные обряды, связанные с масленичным чучелом

Поскольку праздник был поразительно популярным, его сценарий порой заметно видоизменялся. Так, например, в некоторых губерниях не сжигали чучело, а символом торжества становились люди, наряженные на манер соломенных фигурок. Обычно символом торжества делали красивую девушку, но могли нарядить и старуху или же местного уважаемого человека.

Повозив этого наряженного в специальный костюм человека по всей деревне, люди бросали его в снег и вываливали там в течение нескольких минут.

Также видоизменялся и обряд сжигания самого чучела. В костер бросали все подряд, начиная от маленьких фигурок и заканчивая деревянными поленьями. Что же могло отправиться в такое кострище вместе с фигурой из соломы?

  • В некоторых губерниях проводили религиозное сжигание колеса из дерева, которое было символом солнца.
  • Также люди могли кинуть в костер бумажки с пожеланиями и просьбами.
  • Зачастую религиозному сожжению подвергались и старые вещи, например лапти или рубахи, и с их помощью люди пытались избавиться от напастей.

В Костромской губернии существовала традиция сжигания «соломенного мужика». Каждый житель деревни брал небольшой пучок соломы и кидал в общую кучу, под ноги фигуры из соломы. Когда набиралось достаточное количество легко воспламеняющего материала у ног мужика, его поджигали, символизируя таким образом проводы мороза и холода. Также в Костромской губернии многие мужики отправлялись путешествовать на повозках по городу в специальных соломенных колпаках. В наступлением вечера эти колпаки сжигались, как символ наступления весны и прощания с зимой.

Сразу же после сжигания подобного чучела люди отправлялись домой или же в церковь. С последними проблесками костра заканчивался и праздник, а значит наступало время Великого поста. Считалось, что ритуальное сожжение очищало душу каждого человека, и теперь люди могли жить в ожидании чего-то светлого и памятного.

Современный смысл традиции

Зачем сжигают масленицу сейчас - вопрос совершенно иного порядка, поскольку у современного ритуала нет абсолютно никакого религиозного подтекста. В течение целой недели люди обильно потребляют блинчики, а сжигание соломенного чучела становится скорее развлечением, нежели неким ритуалом с особым смыслом.


Традиции празднования масленицы постоянно изменялись и трансформировались из-за того, что служители церкви выступали за отмену торжества. И Екатерина II, и Петр I ратовали за отмену праздника, но для простого народа масленица уже давно стала не символом языческих традиций, а важной частью будущих религиозных торжеств.

Именно поэтому, несмотря на все усилия монархов и служителей церкви, праздник со всеми его ключевыми обрядами дошел до наших дней.

Сейчас сжигание чучела масленицы - это уже не такой важный обряд, но его продолжают повсеместно проводить в воскресенье этой праздничной недели. Для простых людей данный ритуал стал символом окончания торжеств и приближения великого поста, и без него сложно представить Масленицу.

Заканчивается Масленица Прощеным воскресеньем - в этот день принято просить друг у друга прощенье.

Празднование Масленицы в Москве в этом году будет проходить без традиционного сжигания чучела, сообщает Regions.Ru. "Раньше сжигали чучело, но теперь уходим от этого. Основные причины: пожарная безопасность, и есть такой момент, что при сжигании чучела дети начинали плакать", - пояснил глава городского комитета по туризму Григорий Антюфеев. По его мнению, следует отходить от традиций сжигать чучело и "находить другие композиционные формы, символизирующие уход зимы" - например, наряжать его.

"Согласны ли вы с мнением столичного чиновника? Допустимо ли существующие веками народные традиции трансформировать и подгонять под требования сегодняшнего дня?" - с такими вопросами коррепондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко считает, что народные традиции в Москве возрождают на редкость бестолково. "Действия московских властей в том, что касается возрождения традиций, иначе как глупыми не назовешь. Глупыми с богословской, и с общекультурологической точки зрения. Все, что связано с фундаментальной традицией, московские власти преломляют через призму собственного невежества", - заявил он.

"Сожжение Масленицы - чисто языческая традиция, и место ей в далеком языческом прошлом. Говорить о том, что это неотъемлемая часть российской культуры, просто неверно. А теперь московские чиновники, вместо того, чтобы заняться уборкой снега с улиц, думают теперь, чем бы заменить пожароопасную горящую Масленицу", - сказал священник.

"Им бы сесть за парты да ознакомиться с основами православной культуры. Тогда бы они узнали, что неделя перед Великим постом по традиции - время сугубой помощи малоимущим людям, больным и обездоленным. Но московских чиновников почему-то привлекают именно языческие традиции, хотя ни в культурном, ни в социальном отношении ничего хорошего в праздновании языческой Масленицы нет", - заключил он.

Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, также не понимает, чем обусловлено желание московских чиновников праздновать языческую Масленицу.

"Все уже давно забыли, в чем смысл этого языческого обряда. И какую духовную пользу мог бы принести людям этот праздник? Но общее внимание привлекается почему-то именно к народным гуляниям, а не к тому, что Масленица - это время приготовления к Великому посту. Вот на чем следовало бы сделать акцент", - сказал священник. "А сжигать или не сжигать Масленицу - дело третье, никакого отношения к настоящей христианской традиции не имеющее", - заключил он.

Согласен с мнением главы городского комитета по туризму председатель Отдела по делам молодежи Рязанской епархии иеромонах Платон (Воробьев). "Очень приятно, что московские власти решили отказаться от обычая сжигать на Масленицу чучело. Считаю, что эту традицию давно стоит отменить в России - кстати, как и новомодный "День святого Валентина", - сказал он.

"Масленица - языческий праздник. Обычай сжигать чучело был уже давно благополучно забыт, а потом искусственно воскрешен в 90-е годы прошлого столетия. Ничего плохого в том, чтобы от него отказаться, я не вижу", - отметил он.

Священник отметил, что отношение к традиции зависит от того, какая это традиция. "Если обычай добрый и хороший, то его вряд ли удастся трансформировать под сегодняшние требования. Так, в частности, вряд ли у кого-нибудь получится это проделать с православными догматами. Более того, вряд ли кто-либо вообще осмелится это сделать. Иначе наши деды перевернутся в гробах", - заключил отец Платон.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма г. Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, напомнил, что Церковь никогда не одобряла сжигание чучела как пережиток языческих верований. "Было такое женское божество, которое называлось Кострома, и был ритуал сожжения ее чучела. От этого и пошли масленичные обряды", - сказал он.

"Погулять перед постом - это хорошая русская традиция. Вспомним, как прекрасно - и совершенно православно - выглядит Масленица в книге И.Шмелева "Лето Господне". Главное, чтобы в этот праздник народ не упивался вином и помнил, что главный смысл Масленицы - приготовление к Великому посту, особенно последний день, Прощеное воскресенье. Лучше в этот день сходить в храм и попросить прощения у всех, чем сходить в парк, наесться блинов и посмотреть, как сжигают чучело", - пояснил он.

"Я надеюсь, что чиновник просто побоялся заговорить о религиозной стороне этого вопроса, говоря о причинах запрета. Он все свел к пожарной безопасности и травмированию детей, а главное - отказ от пережитков язычества - обошел. Хотя и противопожарная безопасность - это тоже важно", - подытожил священник.

Священник Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, Принципиальной разницы между сжиганием и украшением масленицы я не вижу. В обоих случаях это связано с древними языческими обрядами, смысл которых, кстати, для большинства людей давным-давно утрачен. Для многих осталась только устойчивая ассоциация с блинами и веселым народным гулянием. Для верующих же "масляная" неделя - это в первую очередь время подготовки к Великому посту. Об этом, кстати, не следовало бы забывать и городским властям и сосредоточиться не на организации развлекательных мероприятий, а на делах благотворительности.

Иерей Александр Добродеев, зав. сектором по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, считает, что не следует забывать о главном смысле Масленичной недели.

"С церковной точки зрения, Масленица это не просто народные гуляния, а прежде всего приготовление к Великому посту. Люди стремились вдоволь нагуляться, чтобы потом глубоко погрузиться в молитвы и душевное сосредоточение. Поэтому сжигание чучела - не главное в Масленице, это всего лишь традиция, часть представления", - сказал он.

"Мы сейчас живем в мире, где стали все реже замечать суть христианских праздников. Сейчас люди обращают внимание больше на само празднование, на представление, на угощения. Из Масленичной недели сделали коммерческий праздник, стали приглашать много туристов", - подчеркнул священник.

"Решение господина Антюфеева довольно разумное и даже полезное. Сейчас очень много других технических возможностей, чтобы красочно отпраздновать уход зимы, а открытый огонь все-таки опасен", - заключил отец Александр.

Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края и известный поэт, не видит ничего плохого в обычае сжигать чучело на Масленицу.

"Меня особенно умилили слова, что многие дети плачут при сжигании чучела. Вообще-то дети плачут во многих случаях. Так, например, достаточно дать посмотреть ребенку современное телевидение, - он не только плакать, но и заикаться будет", - сказал он.

"Думаю, что подгонять многовековые обычаи под требования сегодняшнего дня - это вполне естественно. Однако все же здесь дело в том, насколько крепки эти традиции и насколько они святы для человека. Ведь если люди празднуют что-то хорошее и доброе, то они и будут продолжать это праздновать, несмотря на любые запреты", - подчеркнул он.

"Сжигание чучела на Масленицу - это хоть и древний обычай, но языческий, который, безусловно, не имеет никакого отношения к христианству. Получается, что Масленичная неделя смешала в себе языческое празднование прихода весны и подготовку к Великому христианскому посту, которая не предусматривает сжигание чучел. Однако я не могу сказать, что сжигание Масленицы это - плохой обычай. На мой взгляд, это нормальная и хорошая традиция", - заключил отец Сергий.