МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4» г. Новомосковск, Тульской области.
Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе.
Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря сложными словами (листопад, устилает).
Расширение представления о переносном значении слова (золотая осень).
Совершенствование грамматического строя речи (побор однородных определений, согласование существительных с прилагательными в роде, падеже, числе.
Программное содержание:
Знакомить детей со звуком «М»;
расширять и систематизировать знания о предложениях;
упражнять в придумывании предложений с заданным словом;
закреплять умение называть слова, которые начинаются со звука «М»;
воспитывать желание получать знания, желание обучаться в школе.
Оборудование:
Игрушка-мишка с рюкзаком за спиной и баночкой мёда;
карточки с изображением гласных букв А, О, У, Ы, Е;
наборное полотно;
стенд с изображением предметов, начинающихся с буквы «М»;
кубики с изображенными на них буквами;
Методические приемы: объяснение, показ, закрепление, напоминание, игра, использование художественного слова, указания, обобщения, поощрение.
Предварительная работа:
Разучивание игры «Он мохнатый, он большой…»;
дидактическая игра «Составь предложение с заданным словом»;
рассматривание азбуки в картинках; разучивание физкультминутки;
игра с кубиками, на которых изображены буквы;
индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.
Ход занятия.
1. Организационный момент: дыхательная гимнастика.
Игра «Бульканье»
Ребенок сидит, перед ним – стакан с водой, в котором – соломинка для коктейля, нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье, вдох – носом, выдох – в трубочку: «буль-буль-буль».
Подвижная игра
Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой,
Летом ягоды жуёт,
Дикий мёд у пчёл берёт,
Грозно может зареветь
Косолапый зверь медведь
Как только они услышали «рычание» медведя разбегаются по своим рабочим местам.
Воспитатель: «Ой, какой ты проказник, Мишутка! Посиди с нами на занятии, много нового и интересного узнаешь»
Сажаю игрушку-мишку возле доски.
2. Работа с предложением.
Ребята, что делает мишка, когда ловит вас? (Мишка рычит)
Правильно. Получилось предложение «Мишка рычит».
Скажите, сколько слов в предложении «Мишка рычит»?
Какое первое слово в предложении «Мишка рычит»?
Какое второе слово в предложении «Мишка рычит»
Придумайте про Мишку новые предложения, которые состоят из двух слов (ответы детей)
Молодцы, с заданием справились.
3. Следующее задание: (Обращаю внимание детей на Мишутку.)
Мишутка наш совсем успокоился, уже не рычит. Чтобы он совсем развеселился давайте скажем с какого звука начинается его имя.
Правильно, со звука М.
С этого звука начинается много слов.
Вспомните и назовите слова, которые начинаются со звука М (мёд, молоко, малина, муха, мотылёк, Москва, мандарин, мина, мох, март, метро…)
Какое самое любимое слово у всех детей в мире? Кто для них самый близкий и родной человек? (мама)
Я с вами согласна. «Мама» — самое дорогое для нас слово.
Теперь поработаем с кубиками.
Составьте слово «мама» из букв, которые расположены на кубиках (дети у доски составляют слово «МАМА»
После составления дети читают слово «мама»
Молодцы.
А теперь Мишутка объявляет весёлую перемену.
Физкультминутка.
У Мишки в рюкзаке гласные буквы. Под музыку дети совершают движения. Как только музыка перестаёт звучать, Мишка «достаёт» из рюкзака карточку с буквой, а дети, узнав букву проговаривают про неё знакомую речёвку.
А-А-А
– скоро зима.
У-У-У
– молоко кому.
О-О-О
– едем в метро.
Ы-Ы-Ы
– прочитали книгу мы.
Е-Е-Е
– дайте травки мне.
Поиграли и сели на свои места.
4. Знакомство со звуком «М».
Дети, а какие бываю звуки? (гласные и согласные)
-Чем гласные звуки отличаются от согласных? (гласные поются, тянутся, а согласные не поются)
-С какого звука начинается имя нашего гостя? (со звука «М»)
Посмотрите внимательно, как выглядит звук «М».
О внешнем виде этой буквы придумано много стихотворений. Вот некоторые из них.
Взявшись за руки, мы встали
И на «М» похожи стали
(сопровождается показом детей).
Палочка и палочка
Между ними галочка
И понятно сразу всем
Получилась буква «М»
(показываю на картинке)
Мы с вами познакомились со звуком «М»
— Прорисуйте сначала звук «М» в воздухе пальчиком (дети выполняют)
— У вас на столах лежат спички и, пожалуйста, с помощью спичек выложите букву «М». (Дети выполняют)
5. Ребята, а кто это к нам еще в гости спешит? (муз. Из М/ф «Маша и медведь»)
ПОЯВЛЯЕТСЯ МАШКА
— Ребятки, Маша очень любит играть в музыкальные игры. Она предлагает игру «Что ты услышал?» (на слуховое восприятие)
(тиканье часов, капает вода из крана, шум холодильника, льется вода, мяуканье кошки «Мяу-у») — фонограммы
6. Итог занятия. Дается оценка работе детей.
— Но что это? Мне кажется, наш Мишутка пошевелился. Это неспроста, может быть, у него для нас есть какой-нибудь сюрприз? (подзываю одного ребёнка, чтобы он посмотрел, что принёс Мишутка в рюкзаке)
— Ой, да это же мёд!
— Спасибо тебе Мишутка. Какая всё-таки чудесная эта буква «М», вкусная и полезная. Мишутка мы обязательно покушаем твой мёд с чаем.
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе.
Тема: Новая сказка.
Творческое рассказывание, придумывание сказки.
Назначение материала:
данная разработка предназначена для педагогов ДОУ а так же для учителей начальных классов. Придумывание сказок способствует речевому развитию и формированию грамотной связной речи, развитию творческих способностей.
Цели:
Создавать условия для воспитания способности удивляться, радоваться, восхищаться придуманным сказкам товарищей.
Задачи:
Формировать умение сочинять короткие сказки; рассказывать по плану, составляя описательные или сюжетные рассказы;
совершенствовать умение использовать выразительные средства языка,
продолжать формировать элементарное представление о предложениях: они бывают грустные и веселые, длинные и короткие, простые и сложные;
развивать мышление, память, воображение, воспитывать интерес к словесному творчеству.
Воспитывать в детях культуру поведения во время занятия (слушать других детей внимательно, не перебивая, с уважением относиться к высказываниям других).1.вводная часть.
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга!
Встанем рядышком друг с другом,
Скажем: Здравствуйте! друг другу.
Всем: Привет и добрый день!
Нам здороваться не лень!
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется,
Доброе утро!
- Ребята, сегодня я в детский сад принесла вот такой сундучок. Он не простой, а сказочный! Вы догадались, из какой он сказки?
-Из сказки про домовенка Кузю.
- Правильно! Давайте произнесем волшебные слова «1-2-3, сундучок, сказочную дверцу отвори!», и мы узнаем, какие сказки живут в этом сундучке.
(Произносят вместе «волшебные» слова).
(Воспитатель открывает сундучок, удивляется, расстраивается.)
- Посмотрите, в сундучке не осталось ни одной сказки. Может они растерялись, а может их все Кузя раздарил своим друзьям. Но, если сундучок останется пустым, то перестанет быть волшебным. Что же делать, как вы думаете?
(Дети высказывают мнения, предложения) – Нужно самим придумать сказку.
2. Основаная часть.
- Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит сказка? (Зачин, середина, концовка).
- Какими словами она начинается? (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве…)
- Какими словами заканчивается? (Я там был, мед-пиво пил, по устам текло, а в рот не попало; сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок… Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!)
- В сказке есть положительные и отрицательные герои. Назовите положительных - (Золушка, Мальвина…), отрицательных - (баба Яга, змей Горынович…)
- Кто вам больше нравиться, тот, кто поступает плохо или тот, кто поступает хорошо?
- Дети, а сказка получится, если будут только положительные герои или только отрицательные? (Нет, потому что добро всегда побеждает зло.)
- Правильно, сказка не получиться интересной, если не будет злого серого волка, доброй Феи…Дети, в сказках всегда происходят чудеса, какие? (Есть колдовство, волшебные предметы, происходят чудеса.)
- Молодцы! А теперь немного отдохнем (физкультминутка):
«Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел-
Ключик видно не нашел,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать».
- Ребята, сегодня мы с вами будем сказочниками. А персонажей для нашей сказки нам поможет выбрать наш большой сундук. Егор, подойди к сундуку, чуть-чуть приоткрой крышку, просунь руку и выбери наугад любую мягкую игрушку. Это и будет наш герой.
- Дети, нам надо выбрать имя для нашего героя, придумать каким будет его характер, поступки. А я буду записывать вашу сказку в эту мнемотаблицу. Итак, кто самый смелый, кто готов начать рассказывать нам сказку? (Дети поочередно рассказывают, вынимают из сундука еще героев – положительных и отрицательных). (После того как сказка придумана и записана, несколько детей пересказывают ее, придумывают название).
3. Заключительная часть.
- Спасибо вам, дети, за сказку. Кого из героев вы запомнили? Почему?
Вы все старались, поэтому и сказка получилась такой интересной. Вам понравилось сочинять сказку? Давайте потом еще придумаем разные сказки, их положим в сундучок, и сможем рассказывать другим ребятам.
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Весна»
Тема: «Здравствуй, Красавица Весна !»
Цель: Закрепить и уточнить знания воспитанников о весне .
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительного с прилагательными и глаголами); закреплять навыки употребления в речи сравнительных оборотов, закреплять умение правильно строить сложноподчиненные предложения с причинным союзом потому что.
- Отрабатывать интонационную выразительность речи, используя разную силу голоса.
- Обогащать активный словарь детей за счет существительных, обозначающих названия весенних цветов.
- Формировать умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице, закреплять умение образно рассказывать о природе весной .
- Закреплять правила безопасного поведения на водоеме весной .
- Продолжать знакомить с творчеством А. К. Саврасова, формировать умение видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции.
- Упражнять в умении чувствовать картину(«входить в нее») посредством передачи своих чувств, ощущений, настроения (ТРИЗ).
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к природе, воображение.
- Совершенствовать речевой слух, внимание.
- Развивать координацию речи с движением посредством логоритмики и звуковой гимнастики.
- Развивать умение творчески применять ранее усвоенные способы конструирования из бумаги .
Воспитательные:
- Воспитывать речевую активность, эмоциональность.
- Воспитывать уважительное отношение ко взрослым и сверстникам: слушать, не перебивать.
- Формировать эмоциональный отклик на произведения изобразительного искусства, мир природы.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Словарная работа: проталины, капель, набухают, снегогон, цветень, репродукция.
Предварительная работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин о весне .
Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мнемотаблицы и карточки по теме , тучка, бумага для изготовления корабликов, ручеек, стенд «Правила поведения на водоеме», цветочная полянка.
1. Организационный момент.
Этюд «Доброе утро»
Придумано кем-то и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро! - солнцу и птицам.
Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым,
доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
Возьмем друг друга за руки и скажем ласковые слова.
Эмоциональная игра «Мне нравится в тебе…»
Почувствовали тепло рук? Как приятно слышать хорошие слова, не хочется ссориться и обижаться. Пусть так и пройдет весь наш день.
2. Стихотворение «Кто пришел так тихо- тихо…»
Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто прошёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла весна .
Вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
Вот и к нам пришла весна .
Светлее небо, тает снег
Мы расскажем с вами о весне ,
Как птицы с юга к нам летят,
Как ручейки бегут, звенят.
После какого времени года и перед каким наступает весна ?
3. Весенняя сказка.
Ребята, посмотрите, сегодня в группе появилось что-то необычное. Как вы думаете, что это?(тучка) О чем же она нам хочет рассказать? Давайте посмотрим.
Тучка приглашает нас в сказку. (просмотр на мультимедийном оборудовании)
Жили-были четыре времени года. Вы их узнали? Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне . Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали песни петь. Люди устали топить дома, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Лето и Осень. АВесна сказала : «не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое может победить холод!»
Что это за чудо? Может тучка нам подскажет? (костер, лампочка, солнце).
Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне ? Почему вы так думаете?
Наступит ли весна , если солнце не будет светить и пригревать? Что произойдет?
4. Дидактическая игра «Подбери признаки, действия»
Солнце самый главный помощник весны . Оно самое большое и доброе чудо. Но что-то наше солнышко невеселое. Хотите его развеселить? Подарите ему ласковые слова.
Какое солнышко?
Что оно делает?
5. Дидактическая игра «Сравни и назови».
Солнце желтое, как…
Солнце круглое, как…
Солнце ласковое, как…
Солнце веселое, как…
Солнце теплое, как…
Солнце яркое, как…
Солнышко улыбается нам, а мы улыбнемся ему.
Произнесем предложение «Весной солнце ярко светит » тихо, громко, радостно.
Действительно, солнце поднимается выше, светит ярче, греет сильнее.
А какие весенние месяцы оно приводит с собой? Отгадайте загадку:
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто знает?
Как в народе называют этот месяц? Почему?
6. Дидактическая игра «Будь осторожен»
Прислушайтесь, что это за звук?
Подойдем к ручейку поближе, но сначала посмотрите, что это за картинки? О чем они нас предупреждают? (закрепление правил поведения на водоеме весной )
7. Рассказы о весне.
Ручеек приготовил сюрприз - «на льдинке весенние картинки»:
белые - мнемотаблицы - рассказывание стихов (для детей с низким уровнем,
голубые (для детей со средним уровнем) - составление мнемотаблиц, которые помогут рассказать о весне ,
синие (для детей с высоким уровнем - читающих) - составление пословиц о весне из отдельных слов .
Весна получилась у всех разная. Прислушайтесь, ручеек шумит и зовет нас за собой.
Послушайте еще одну загадку:
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И подснежник вдруг проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
Как называют этот месяц в народе?
8. Физминутка «Цветы»
Как только растает снег, распускаются цветы.
Выходите на полянку.
Выпрямите спинки,
Протяните мне ладошки.
Будем цветы называть
И ладошками играть.
Кого ладошкой коснусь,
Тот называет цветок.
Раз, два, три! Превратились дети в цветы.
Ты какой цветок?
Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки совсем завяли.
Сначала опустили головки,
Потом листочки.
А потом согнулся весь стебелек
До самой земли.
Вдруг закапал дождь,
И цветочки начали оживать.
Подул ветерок,
Зашумели стебельки.
Затих ветерок.
Раз, два, три! Стали вы опять детьми.
Понюхаем, как пахнут цветы. Глубокий вдох носом, на выдох произнесем: «Ах, как чудно пахнет цветок»
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Птицы стаями летят,
Гром грохочет, угадай,
Какой это месяц? Как его называют в народе?
9. Дидактическая игра «Найди ошибку и исправь»
Май озорник! Разукрасил мир в разные цвета. И я с вами хочу поиграть. Послушайте внимательно предложения, все ли в них правильно?
Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.
Пригрело солнце, потому что расцвели цветы.
Оттаяла земля, потому что сажают деревья.
Наступила весна , потому что
проснулся медведь.
10. Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Много красивых слов сказано о весне , художниками написано много картин.
Сейчас приготовим свои глазки, для того чтобы увидеть одну известную картину.
Гимнастика для глаз.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано
Где картина, где окно.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Посмотрите, ребята, кто узнал эту картину? Кто её написал?
Посмотрим на нее внимательно.
Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окно и был потрясен. За окном голубело небо, блестели лужицы. Но главное - птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку. Они кружили в прозрачном весеннем воздухе. Унылые черные гнезда ожили: вокруг них хлопотали прилетевшие из-за моря долгожданные гости.
Эту картину природы и запечатлел художник.
11. Беседа по картине «Грачи прилетели»
Как художник показал приближение весны ?
Всмотритесь в небо. Какое оно?
Посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?
Каким вы видите снег?
Расскажите о березках.
Что вы видите вдали?
Представьте, что мы сейчас вдруг оказались там в этой картине, чтобы мы увидели и услышали?
Закройте глаза и представьте себе, что вы там.
12. Изготовление бумажного кораблика - оригами
Что-то громче зашумел наш ручеек. Он стал большим и скоро добежит до Реки желаний. Предлагаю вам сделать лодочку, загадать желание и отправить её в путь. И тогда все мечты обязательно сбудутся.
13. Рефлексия
Ребята, мне понравилось, как вы сегодня работали, вы справились со всеми заданиями. А что вам больше всего запомнилось?
Кораблики поплывут по волшебной реке и все ваши мечты сбудутся. А мое желание уже осуществилось. Посмотрите внимательно, что это за корзинка стоит на берегу. Посмотрим что в ней. Весна дарит каждому маленькое солнышко. Пусть на вашей душе всегда будет светло и радостно.
Подготовила: Горзина Е.В. Воспитатель высшей категории МБДОУ «Снежинка»
Программное содержание:
- Познакомить со смысловыми оттенками речи;
- Научить образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных;
- Развивать мышление, фонетический слух, эмоциональность.
- Упражнять в правильном дыхании.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим.
Предварительная работа:
Знакомство с пословицами о языке и речи, заучивание их наизусть: , , , , «Слово - не воробей, вылетит не поймаешь» .
Активизация и обогащение слов: занемог, светлица, ширинка.
Материал: кукла Петрушка, фишки, (папка с картинками - веселинками и картинок-загадок) ; использование мультимедийных технологий с использованием экрана; предметные картинки: ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавицы, щенки, синицы.
Аудиозаписи: песни , отрывки из сказок А. Толстого «Приключения Буратино» , П. Ершова «Конек - горбунок» .
Ход занятия
Звучит песня «Большой секрет для маленькой компании» (аудиозапись) . Дети проходят и садятся на стульчики.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем можно говорить с друзьями?
Ответы детей: Об игрушках, что делали в выходные, куда ходили и т.д.
Воспитатель: Какое значение слова «язык» вы знаете?
Дети: Язык - это орган речи.
Воспитатель: Правильно. Но языком называют саму речь. С её помощью человек передаёт свои мысли, общается с людьми, объясняет, просит, благодарит.
Воспитатель: Но речь может сделать людей врагами, внести в жизнь горе, предать, оскорбить. Предлагаю поиграть в игру «Кто больше знает» .
Воспитатель: Давайте вспомним пословицы и поговорки «о хорошем, добром языке» , а потом «о плохом языке» .
За правильный ответ дети получают фишку.
Дети: Пословицы и поговорки «о хорошем и добром, плохом языке» :
- «Хорошее слово всегда к месту» ,
- «Доброе слово дом строит, а злое разрушает» ,
- «Красно говорит, а слушать нечего» .
- «От худого слова - навек ссора» .
- «Слово - не воробей, вылетит, не поймаешь» .
Подводят итоги, фишки.
Сюрпризный момент: Появляется Петрушка (взрослый)
Петрушка:
Эй, белобрысый из первого ряда,
Ты не узнал меня с первого взгляда?
Думаешь, что за игрушка? А я – Петрушка!
Остер колпачок - еще острее язычок,
Ох, и посмеюсь я сейчас над вами,
Да так, что вы захохочите сами!
Воспитатель: Ребята, расскажите, что вы знаете о Петрушке, опишите его внешность и характер.
Дети составляют рассказ о Петрушке: (3-4 ребенка)
Петрушка очень веселый, добрый. Он умеет шутить, веселить, радовать.
Носит яркую, красочную рубаху, широкие штаны, колпачок с бубенчиками.
Знает много стишков, песенок, загадок, прибауток. Любит играть и танцевать.
Физ. минутка: гимнастика для выработки хорошей осанки.
- Встаньте, расслабьте плечи. Попробуйте, как бы приподнять своё тело, расправьте плечи, грудь, откиньтесь назад. Вы чувствуете, что спина становится прямой, крепкой, а руки и шея - свободными и легкими.
- Встаньте спинкой к стене, прислонитесь к ней затылком, лопатками, пятками, не отрывая спину от стены.
Петрушка: Я принес для вас картинки - веселинки, да картинки - загадки. Вот первая из них (слад 1) .
Воспитатель:
Из- за леса, из - за гор
Едет дедушка Егор
На булановой телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманами,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.
Воспитатель: Ребята, бывает ли так на самом деле?
Дети находят ошибки: … «на булановой телеге»
… «скрипучей лошади»
… «Сапоги на нем с карманами»
… «жилетка с каблуком»
… «Подпоясался дубиной»
… «Опирался кушаком»
Петрушка: Ребята, а вот картинки другие (Буратино, Дуремар, Тортилла)
Воспитатель включает отрывок сказки «Приключения Буратино» (аудиозапись) .
Аудиозапись: (слайд 2,3)
«Ах, ты, старый плавучий чемодан, глупая тетка Тортилла, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, ну да прячешь лапы и голову… Я бы продал твою крышку на гребешки… Клянусь - ни ты и никто другой не получит волшебного ключика! Клянусь - его получит только тот человек, кто заставит все население пруда просить меня об этом» .
Воспитатель: Как вы думаете, почему обиделась Тортилла?
Какие обидные слова сказал ей Дуремар.
Ответы детей: говорил обидные слова:
…старый плавучий чемодан
…глупая тетка
…костяной крышкой
…крышку на гребешки
Петрушка: Ой, какой грубый Дуремар! Не умеет добрые слова говорить.
Воспитатель включает отрывок из сказки «Конек - горбунок»
(аудиозапись, слайд 4)
Аудиозапись:
«Что Иванушка, невесел?
Что головушку повесил? -
Говорит ему Конек,
Аль, мой милый, занемог?
Аль, попался к лиходею?»
Пал Иванушка на шею,
Обнимал и целовал.
«Ох, беда, конек! - сказал. -
Царь велит в свою светлицу
Мне достать, слышь, царь - девицу.
Что мне делать, горбунок?»
Говорит ему конек:
«Велика беда, не спорю;
Но могу помочь я горю.
Оттого беда твоя,
Что не слушался меня.
Но, сказать тебе по дружбе,
Это службишка, не служба;
Служба все, брат, впереди!
Ты к царю теперь поди
И скажи: «Ведь для поимки
Надо, царь, мне две ширинки,
Шитый золотом шатер
Да обеденный прибор-
Весь заморского варенья-
И сластей для прохлажденья».
Воспитатель: Расскажите, как Конек - горбунок утешал Иванушку?
Ответы детей: обнимал, целовал, утешал, уговаривал, давал советы…
Воспитатель: Ребята, скажите, как вы понимаете слова:
«занемог, светлица, ширинка» ?
Воспитатель: Какими словами можно заменить?
Дети:
Занемог - заболел;
Светлица - гостиная
Ширинка - полотенце.
Дыхательная гимнастика:
1. «Дровосек» :
И.п ноги на ширине плеч, руки опущены.
Берем двумя руками «топор» , поднимаем его над головой, одновременно глубоко вздыхаем.
С коротким вздохом через рот делаем быстрый наклон вперед, опускаем руки вниз.
Выпрямляемся, поднимаем руки, одновременно делаем вдох, и снова наклоняемся, ударяя «топором» с восклицанием «Раз» .
2. Упражнение от усталости.
И.п как в первом.
Поднимаемся на носки, одновременно делаем вдох с восклицанием «Ух» , быстро наклоняемся и, не выпрямляясь, делаем еще три пружинящих наклона, выдыхая воздух с восклицанием «Ух» . При каждом наклоне туловище расслабляется и опускается все ниже.
Воспитатель: Отдохнули, а хотите еще поиграть?
Воспитатель: Давайте дружно стишки сочинять. Петрушка, а ты хочешь еще поиграть, тогда помогай.
Петрушка:
Даю вам честное слово,
Вчера в половине восьмого
Я видел двух свинок
Без шляп и ботинок
Даю вам честное слово!
Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? Почему?
Носят ли свинки ботинки? А может быть, носят чулки?
Ответы детей: понравилось; веселое, шутливое, смешное…
свинки не носят ботинки и чулки.
Воспитатель: Мы тоже с вами сочиним веселые стихи про разных животных. Я начну, а вы закончите. А помогут вам картинки-подсказки (слайды)
Воспитатель:
Даем вам честное слово,
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без… (ботинок)
и … (чулок)
(слайд5, 6)
И щенков без… (носков)
(слайд 7)
И синичек без… (тапочек)
и… (рукавичек)
(слайд 8,9)
Воспитатель: Мы видели сорок без ботинок и…
Дети: … (чулок)
(слайд 6)
Воспитатель: Без носков - …
Дети: … (щенков) (слайд 10)
Воспитатель: Без тапочек и рукавичек…
Дети: … (синичек) (слайд 11)
Воспитатель: Смешная шутка у нас получилась.
Давайте вместе её повторим:
* Даем вам честное слово
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без ботинок и чулок
И щенков без носков,
И синичек без тапочек и рукавичек.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Очень хорошо сегодня потрудились. Я очень вами довольна.
Что вы сегодня нового узнали из нашей беседы? Что вам понравилось? На кого бы вы хотели быть похожими из сказочных героев?
Петрушка: А мне пора возвращаться к своим друзьям, мне очень понравилось у вас и я хочу подарить вам на прощанье своего младшего брата (кукла Петрушка) , чтобы вы его научили всему, что умеете. До свидания!
Дети: Спасибо, до свидания!
Дети под мелодию песни «Большой секрет для маленькой компании» выходят танцевать с куклой Петрушкой.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Путешествуем по морю»
Цель:
Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое
восприятие, внимание, мышление, память.
Задачи:
Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;
закрепить и обобщить знание детей об антонимах, понятии "один много",
умение называть обобщающие слова, находить лишний предмет;
воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство
коллективизма;
cпособствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается
в помощи;
создавать положительный эмоциональный фон.
Материалы:
Записки пиратов, бутылка, сундук с сокровищами, карточки задания, дерево с птицей, цветные карандаши для рисования, шаблон птиц, карандаш простой, ножницы, клей, бумага белая.
Словарная работа:
Морская почта, скумбрия, переплывает, длинноухий, голубоглазый,седовласый.
Предварительная работа.
Беседы о домашних и диких животных, рассматривание иллюстраций о
птицах, рисование птиц и животных, чтение познавательной литературы, д/и
"Скажи наоборот", "Что лишнее? ", "Лото".
Ход занятия.
Ребята встали в круг, взялись за руки и говорим:
Вот мы встали дружно в круг,
Чтоб отправиться нам в путь.
Будем говорить красиво, громко и неторопливо,
Что вокруг мы видеть будем,
Всё запоминать мы будем.
Мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А на чём же
можно путешествовать? (на машине, на самолёте, поезде, корабле). Мы с
вами отправимся в морское путешествие, так на чём же мы отправимся?
(На корабле).
Я буду вашим капитаном. Поплыли.
Ребята, посмотрите, что там за бортом? (Это же бутылка)
Это морская почта. Давайте выловим бутылку, и прочтем письмо, интересно,
кто же его написал, может кому – то нужна помощь? (читает письмо)
"Мы нашли сокровища и спрятали их. Вы можете их найти, но только если
выполните задания, которые мы для вас придумали. «Морские пираты».
Ребята, вы готовы отправиться за сокровищами? (Да). Тогда поплыли за
мной. Руки в стороны «шшш» (изображаем звук волны). Смотрите впереди
виднеется остров, поплыли к нему. Высаживаемся на него.
Смотрите, записка, что же там в ней? О, это первое задание от морских
пиратов.
Игровое упражнение "Скажи наоборот".
Ребята, я вам говорю слово, а вы мне его противоположное значение.
Ночь-день, грязь-чистота, свет-темнота, холод-жара, мир-война, ложь-правда,добро-зло, друг-враг, радость-грусть, храбрый-трусливый, белыйчерный, зима-лето, высокий-низкий, тихо-громко, грустный-весёлый, медленный-быстрый, крупный-мелкий, назад-вперед, верх-низ, седые волосы-седовласый.
Ребята, какие вы молодцы, всё знаете.
Игра "Назови одним словом"
дуб, береза, осина, сосна, яблоня; (деревья)
лошадь, корова, кошка, овца, коза, собака, кролик; (домашние животные)
волк, лиса, заяц, тигр, шакал, медведь; (дикие животные)
курица, петух, утка, гусь, индюк; (домашние птицы)
стриж, ворона, голубь, ласточка сорока, воробей; (птицы)
акула, треска, сельдь, окунь, скумбрия; (рыбы)
шмель, бабочка, стрекоза, комар, пчела, паук, муха (насекомые)
Молодцы, вы справились с заданием. Следующая игра "Четвёртый лишний".
Комар, муха, цапля, стрекоза (Цапля это птица, а остальные насекомые)
Воробей, ласточка, заяц, кукушка (Заяц - это животное, а остальные
птицы)
Лиса, волк, медведь, корова (Корова это домашнее животное, а остальные
дикие)
Ребята встаньте в круг поиграем в игру "Один-много".
Одна кукла - много кукол, один стакан - много стаканов, одна кружка - много
кружек, один шар - много шаров, один круг - много кругов, один стул - много
стульев, один стол - много столов, одна рука - много рук, одна девочка - много девочек, один мальчик - много мальчиков, один носок - много носков, одна машинка - много машинок и т. д.
Нам пора отправляться дальше, задания, которые были на этом острове мы
выполнили молодцы, так держать! Поплыли дальше на встречу к новым
испытаниям. А чтобы нам не скучно было плыть поиграем.
Игровое упражнение "Закончи предложение".
осенью птицы улетают, а весной… (прилетают)
с дерева кошка слезает, а на дерево… (залезает)
лось через канаву перепрыгивает, а через реку… (переплывает)
змея под камень заползает, а из под камня… (выползает)
воробьи дорогу перелетают, а змеи… (переползают) .
Как замечательно у вас всё получилось. Плывём дальше. Посмотрите в свои
бинокли (кулачки), впереди нас остров, поплыли к нему.
Физкультминутка
На кораблике своём
(крутят руками штурвал)
Дружно по морю плывём.
Здесь волна и там волна,
(смотрят вдаль в «бинокль»)
Не нужна нам тишина.
(топают ногами)
Много умненьких ребят
(повороты вправо и влево)
Всем помочь они хотят.
(хлопают в ладоши)
Ещё одна записка, наверное опять от морских пиратов.
Записка.
«На этом острове живёт птица, она живёт одна и ей скучно. Помогите ей, сделайте так чтобы она не грустила».
Ребята, смотрите, что я здесь нашла: листы, карандаши, ножницы и
трафареты. Я придумала как мы можем развеселить птицу, мы вырежем из
бумаги, а потом раскрасим карандашами птиц, и тогда ей точно не будет
грустно, ведь у неё появится столько друзей. (Дети обводят
трафареты, а потом вырезают птиц, раскрашивают их).
Вот и печальная птица, я нашла её на дереве, несите сюда своих птиц, мы их
посадим на древо рядом с этой птицей. Посмотрите сколько друзей появилось у птицы, дерево какое красивое получилось. Мы помогли птичке и она нас благодарит. Внимательно приглядитесь к дереву, в какое время года бывают такие деревья?
(весной)
А какие приметы весны вы знаете?
-снег тает весной;
-прилетают из тёплых краёв птицы весной;
-ночь становится короче, а день длиннее весной;
-солнышко греет сильнее и светит ярче весной;
-на деревьях появляются листики весной;
Ребята, вы молодцы знаете приметы весны. На этом острове мы выполнили
все задания, нам пора дальше.
Я опять вижу остров, поплыли туда. Снова записка от морских пиратов, они
снова нам дают задание:
Игровое упражнение "Сложные слова".
Листья падают – листопад,
глаза зелёные – зеленоглазый,
звезды падают –звездопад,
снег идет – снегопад,
лес рубит – лесоруб,
лед колет – ледокол и т.д.
Следующая игра
"Чем отличаются слова? "
Воспитатель говорит слова.
Майка - байка зайка - гайка - чайка (они отличаются друг от друга
первым звуком).
Поплыли дальше.
Посмотрите, что это плывёт на нас? (Это, кажется сундук) Давайте его
выловим и посмотрим, что там внутри. Это же букварь, вот и ещё одна
записка от морских пиратов:
«Вы выполнили все задания и справились вы с
ними великолепно, а мы как и обещали отдаём вам сокровища. Мы
узнали, что вы скоро отправитесь в школу, значит вам нужен букварь, чтобы научится читать. Букварь, вот что для вас сокровище, поэтому мы его вам дарим, берегите его и обязательно им пользуйтесь».
Ребята, ну вот и всё нам пора отправляться домой, наше путешествие
подходит к концу.
Итог:
Что вам запомнилось больше всего в нашем путешествии?
Какое из заданий для вас показалось самым сложным?
А какое самым лёгким?
Вы такие молодцы, были очень умными, внимательными, поэтому мы легко
справились со всеми заданиями.