Курсовая работа: А.С. Макаренко о воспитании детей в семье

Воспитательная система Макаренко, основные принципы метода и роль воспитателя в системе.

Советский педагог А.С. Макаренко

Среди существующих сегодня воспитательных методик особняком стоит система, разработанная и практически внедренная советским педагогом А.С. Макаренко. Она удивительным образом сочетает гуманистические принципы воспитания с идеей полноценной трудовой деятельности, в процессе которой развивается личность ребенка.

Изначально система была создана скорее для перевоспитания, нежели воспитания. Макаренко работал с детьми и подростками, которых сегодня принято относить к числу «трудных» или «трудновоспитуемых»: среди них были сироты, беспризорники, малолетние правонарушители и даже преступники.

Однако система, созданная педагогическим талантом и высокими личностными качествами Антона Макаренко, актуальна и сегодня. Она позволяет выстроить логичные, простые и понятные отношения между взрослым и ребенком, в процессе которых личность чада крепнет, формируются необходимые морально-нравственные установки, маленький человек получает прививку душевного здоровья.

Основные принципы системы

Воспитание детей по Макаренко основано на принципе единства трех социальных единиц: общество – коллектив – личность. Ребенок при этом является не столько , сколько полноценным участников воспитательного процесса, творцом, соратником взрослого.

Принцип воспитания детей в группе реализуется в современном обществе с детского сада. Однако не каждая группа может быть названа коллективом. Признаки коллектива по Макаренко:

  • общая цель;
  • заняты общей деятельностью;
  • поддерживают тесную связь с обществом;
  • соблюдают строгую дисциплину.

Коллектив не создается одномоментно. Первоначальные требования формулирует педагог: сначала ко всей группе, затем к активу. На основании общей деятельности создается дружный коллектив, который вырабатывает единое мнение – как сейчас принято говорить, единый стандарт поведения. Коллектив предъявляет некие требования к каждому члену, а тот применяет эти требования уже самостоятельно – к самому себе.

Таким образом, можно выделить следующие принципы системы Макаренко:

  • ведущая роль коллектива;
  • самоуправление;
  • обязательный производительный труд на пользу коллектива и общества.

Роль воспитателя

По мысли Макаренко, никакое воспитание невозможно без активного включения чада в жизнь общества. При этом основной воспитательной средой является детский коллектив, частью которого является педагог-воспитатель. Взрослый занимает не авторитарную позицию, но на общих основаниях включается в созидательный трудовой процесс. Так формируется личность – деятельная, самостоятельная, активная.

Взрослый в системе воспитания Макаренко является частью коллектива. К нему предъявляются те же требования, что и к ребёнку. Между воспитателем и ребятами возникают отношения скорее дружеские, товарищеские, чем наставнические и авторитарные.

Педагог постоянно рядом с воспитанниками: в классе, на рабочем месте, на отдыхе.

Тематический материал:

При этом концепция труда является основополагающей. Труд каждый может выбирать себе по душе, исходя из талантов и возможностей.

Построение воспитательного процесса в семье

Антон Семенович Макаренко не меньшее внимание уделял семейному воспитанию. Педагог считал, что то, каким вырастет малыш, целиком зависит от родителей. Именно они своим личным примером, поведением в быту и на работе, высказываниями о текущей политической ситуации в стране или знакомых людях формируют личность ребенка.

Малыш впитывает в себя все, что дают ему родители своими поступками, словами, невербальными средствами выражения мировоззрения. Конечно, воспитательные беседы нужны, но еще более важное значение имеет поведение самих родителей. Требовательность и контроль в первую очередь к себе – вот азы семейного воспитания.

Родители должны быть предельно честны с детьми, максимально искренни. Не нужно проводить рядом с ребёнком все свое время, контролировать каждый его шаг. Это совершенно излишне и приносит только вред: малыш вырастет в пассивного, не имеющего собственного мнения человека. К тому же постоянное общество взрослых может придать неправильное направление духовному развитию несовершеннолетнего.

Задача родителей – предоставить ребенку допустимую свободу, точно зная, где он и с кем. Влияние окружающей среды не менее важно, чем внутрисемейные отношения и родительский авторитет. Ребенок должен знать, что может столкнуться с враждебным отношением, непростыми обстоятельствами, соблазнами. Детям нужна будет помощь, совет, а иногда и защита – и это тоже важные элементы правильного воспитательного процесса.

Третий важнейший элемент – это организация жизни семьи. Никаких мелочей и пустяков между взрослыми и детьми не бывает: значение имеет все. Собственно, из мелочей и складывается жизнь. При этом Макаренко убежден: у каждого родителя должна быть конкретная воспитательная цель, из которой должна сформироваться воспитательная программа.

Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что воспитание по системе Макаренко и сегодня дает замечательные результаты. Эффективность этой методики позволяет активно использовать ее в организации воспитательного процесса в коллективе и семье.

Приобрести книгу Антона Макаренко под названием:»Правильно воспитывать детей. Как?»

Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц)

Антон Семенович Макаренко
ЛЕКЦИИ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Дорогие родители, граждане Советского Союза!

Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Дорогие родители, прежде всего вы всегда должны помнить о великой важности этого дела, о вашей большой ответственности за него.

Сегодня мы начинаем целый ряд бесед по вопросам семейного воспитания. В дальнейшем мы будем говорить подробно об отдельных деталях воспитательной работы: о дисциплине и родительском авторитете, об игре, о пище и одежде, о вежливости т.д. Все это – очень важные отделы, говорящие о полезных методах воспитательной работы. Но прежде чем говорить о них, обратим ваше внимание на некоторые вопросы, которые имеют общее значение, которые относятся ко всем отделам, ко всем деталям воспитания, которые всегда нужно помнить.

Прежде всего, обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства ‑ это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое ‑ перевоспитание. Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребенка, тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа поправки, работа перевоспитания ‑ уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и больше сил и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется. Очень часто бывают такие случаи, когда семья уже никак не может справиться с трудностями перевоспитания и приходится отправлять сына или дочку в трудовую колонию. А бывает и так, что и колония ничего поделать не может и выходить в жизнь человек не совсем правильный. Возьмем даже такой случай, когда переделка помогла, вышел человек в жизнь и работает. Все смотрят на него, и все довольны, и родители в том числе. Но никто не хочет подсчитать, сколько все-таки потеряли. Если бы этого человека с самого начала правильно воспитывали, он больше взял бы от жизни, он вышел бы в жизнь еще более сильным, более подготовленным, а значит, и более счастливым. А кроме того, работа перевоспитания переделки ‑ это работа не только более трудная, но и горестная. Такая работа, даже при полном успехе, причиняет родителям постоянные огорчения, изнашивает нервы, часто портит родительский характер.

Очень много ошибок в семейной работе получается от того, что родители как будто забывают, в какое они живут время. Бывает, родители на службе, вообще в жизни, в обществе выступают как хорошие граждане Советского Союза, как члены нового, социалистического общества, а дома, среди детей, живут по старинке. Конечно, нельзя сказать, что в старой, дореволюционной семье все было плохо, многое из старой семьи можно перенять, но нужно всегда помнить, что наша жизнь принципиально отличается от старой жизни. Нужно помнить, что мы живем в бесклассовом обществе, что такое общество существует пока только в СССР, что нам предстоят большие бои с умирающей буржуазией, большое социалистическое строительство. Наши дети должны вырасти активными и сознательными строителями коммунизма.

Родители должны подумать, чем отличается новая, советская семья от старой. В старой семье, например, отец имел больше власти, дети жили в полной его воле и податься им от отцовской воли было некуда. Многие отцы такой властью и злоупотребляли, относились к детям жестоко, как самодуры. Государство и православная церковь такую власть поддерживали: это было выгодно для общества эксплуататоров. В нашей семье иначе. Например, наша девушка не будет ждать, пока ей родители найдут жениха... Но и наша семья должна руководить чувствами своих детей. Очевидно, что наше руководство уже не может пользоваться в этом деле старыми способами, а должно находить новые.

В старом обществе каждая семья принадлежала к какому-нибудь классу и дети этой семьи обыкновенно оставались в том же классе. Сын крестьянина и сам обыкновенно крестьянствовал, сын рабочего тоже становился рабочим. Для наших детей предоставлены очень широкие просторы выбора. В этом выборе решающую роль играют не материальные возможности семьи, а исключительно способности и подготовка ребенка. Наши дети, стало быть, пользуются совершенно несравненным простором. Об этом знают и отцы, об этом знают и дети. При таких условиях становится просто невозможным никакое отцовское усмотрение. Для родителей теперь нужно рекомендовать гораздо более тонкое, осторожное и умелое руководство.

Семья перестала быть отцовской семьей. Наша женщина пользуется такими же правами, как и мужчина, наша мать имеет права, равные правам отца. Наша семья подчиняется не отцовскому единовластию, а представляет собой советской коллектив. В этом коллективе родители обладают известными правами. Откуда берутся эти права?

В старое время считалось, что отцовская власть имеет небесное происхождение: так угодно богу, о почитании родителей существовала особая заповедь. В школах батюшки толковали об этом, рассказывали детям, как бог жестоко наказывал детей за неуважение к родителям. В Советском государстве мы детей не обманываем. Наши родители, однако, тоже отвечают за свою семью перед всем советским обществом и советским законом. Поэтому и наши родители имеют некоторую власть и должны иметь авторитет в своей семье. Хотя каждая семья составляет коллектив равноправных членов общества, все же родители и дети отличаются тем, что первые руководят семьей, а вторые воспитываются в семье.

Обо всем этом каждый родитель должен иметь совершенно ясное представление. Каждый должен понимать, что в семье он не полный, бесконтрольный хозяин, а только старший, ответственный член коллектива. Если эта мысль хорошо будет понята, то правильно пойдет и вся воспитательная работа.

Мы знаем, что эта работа не у всех одинаково успешно протекает. Это зависит от многих причин, и прежде всего от применения правильных методов воспитания. Но очень важной причиной является и самое устройство семье, ее структура. В известной мере эта структура находится в нашей власти. Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или его смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей-неволей они воспитывают эгоиста.

Бывают и другие случаи неполной семьи. Очень болезненно отражается на воспитании ребенка, если родители не живут вместе, если они разошлись. Часто дети становятся предметом распри между родителями, которые открыто друг друга ненавидят и не скрывают этого от детей.

Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему-либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении они больше думали о детях. Какие угодно несогласия можно разрешить более деликатно, можно скрыть от детей и свою неприязнь и свою ненависть к бывшему супругу. Трудно, разумеется, мужу, оставившему семью, как-нибудь продолжать воспитание детей. И если он не может благотворно влиять на свою старую семью, то лучше постарается, что она совсем его забыла, это будет более честно. Хотя, разумеется, свои материальные обязательства по отношению к покинутым детям он должен нести по-прежнему.

Вопрос о структуре семьи ‑ вопрос очень важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно.

Если родители по-настоящему любят своих детей и хотят их воспитать как можно лучше, они будут стараться и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение.

Следующий вопрос, на который нужно обратить самое серьезное внимание, – это вопрос о цели воспитания. В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной ели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты будут всегда случайны, и часто такие родители потом удивляются, почему у них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.

Каждый отец и каждая мать должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Надо отдавать себе ясный отчет относительно своих собственных родительских желаний. Хотите ли вы воспитать настоящего гражданина Советской страны, человека знающего, энергичного, честного, преданного своему народу, делу революции, трудолюбивого, бодрого и вежливого? Или вы хотите, чтобы из вашего ребенка вышел мещанин, жадный, трусливый, какой-нибудь хитренький и мелкий делец? Дайте себе труд, подумайте хорошо над этим вопросом, подумайте хотя бы втайне, и вы сразу увидите и много сделанных вами ошибок, и много правильных путей впереди.

И при этом всегда вы должны помнить: вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям, и всей стране. Не отмахивайтесь от этого вопроса, не считайте если надоедливым резонерством. Ведь на вашем заводе, в вашем учреждении вы стыдитесь выпускать брак вместе хорошей продукции. Еще более стыдно должно быть для вас давать обществу плохих или вредных людей.

Этот вопрос имеет очень важное значение. Стоит только вам серьезно над ним задуматься, и многие беседы о воспитании станут для вас лишними, вы и сами увидите, что вам нужно делать. А как раз многие родители не думают над таким вопросом. Они любят своих детей; они наслаждаются их обществом, они даже хвастаются ими, наряжают их и совершенно забывают о том, что на их моральной ответственности лежит рост будущего гражданина.

Может ли задуматься над всем этим такой отец, который сам является плохим гражданином, который совершенно не интересуется ни жизнью страны, ни ее борьбой, ни ее успехами, которого не тревожат вражеские вылазки? Конечно, не может. Но о таких людях и говорить не стоит, их немного в нашей стране...

Но есть иные люди. Они на работе и среди людей чувствуют себя гражданами, а домашние дела проходят независимо от этого: дома они или просто помалкивают, или, напротив, ведут себя так, как не должен вести себя советский гражданин. Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение.

Нельзя отделить семейные дела от дел общественных. Ваша активность в обществе или на работе должна иметь отражение и в семье, семья ваша должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от лица родителя. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям. То, что совершается на вашем заводе, что радует или печалит вас, должно интересовать и ваших детей. Они должны знать, что вы – общественный деятель, и гордиться вами, вашими успехами, вашими заслугами перед обществом. И только в том случае эта гордость будет здоровой гордостью, если ее общественная сущность детям понятна, если они не гордятся просто вашим хорошим костюмом, вашим автомобилем или охотничьем ружьем.

Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.

Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания!

А между тем приходится иногда встречать таких родителей, которые считают, что нужно найти какой-то хитрейший рецепт воспитания детей, и дело будет сделано. По их мнению, если этот рецепт дать в руки самому заядлому лежебоке, он при помощи рецепта воспитает трудолюбивого человека; если его дать мошеннику, рецепт поможет воспитать честного гражданина; в руках враля он тоже сделает чудо, и ребенок вырастет правдивым.

Таких чудес не бывает. Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки.

На эти недостатки и нужно обратить первое внимание. А что касается фокусов, то нужно раз навсегда помнить, что педагогических фокусов просто не существует. К сожалению, иногда можно видеть таких людей, верящих в фокусы. Тот придумает особое наказание, другой вводит какие-нибудь премии, третий всеми силами старается паясничать дома и развлекать детей, четвертый подкупает обещаниями.

Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда вашей жизни. Самое незначительное прибавление лживости, искусственности, зубоскальства, легкомыслия делает воспитательную работу обреченной на неудачу. Это вовсе не значит, что вы должны быть всегда надуты, напыщенны, – будьте просто искренни, пусть ваше настроение соответствует моменту и сущности происходящего в вашей семье.

Фокусы мешают людям видеть настоящие задачи, стоящие перед ними, фокусы в первую очередь забавляют самих родителей, фокусы отнимают время.

А многие родители так любят жаловаться на недостаток времени!

Конечно, лучше, если родители чаще бывают с детьми, очень нехорошо, если родители никогда их не видят. Но все же необходимо сказать, что правильное воспитание вовсе не требует, чтобы родители не спускали с детей глаз. Такое воспитание может принести только вред. Оно развивает пассивность и духовный рост их идет слишком быстро. Родители любят этим похвастаться, но потом убеждаются, что допустили ошибку.

Вы должны хорошо знать, что делает, где находится, кем окружен ваш ребенок, но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни. Не думайте при этом, что вы должны трусливо отгораживать его от влияний отрицательных или даже враждебных. Ведь в жизни все равно ему придется столкнуться с различными соблазнами, с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами. Вы должны выработать у него умение разбираться в них, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высиживании нельзя этого выработать. Поэтому, совершенно естественно, вы должны допустить самое разнообразное окружение ваших детей, но никогда не теряйте их из виду.

Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их, направить. Таким образом, от вас требуется только постоянный корректив в жизнь ребенка, но вовсе не то, что называется вождением за руку. В свое время мы коснемся подробнее этого вопроса, сейчас же мы остановились на нем только потому, что зашел разговор о времени. Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени. И еще раз повторяем: воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.

Истинная сущность воспитательной работы, вероятно вы и сами уже догадались об этом, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. В этом деле поэтому нет мелочей. Вы не имеете права ничего назвать мелочью и забыть о ней. Страшной ошибкой будет думать, что в вашей жизни или в жизни вашего ребенка вы что-нибудь выделаете крупное и уделите этому крупному все ваше внимание, а все остальное отбросите в сторону. В воспитательной работе нет пустяков. Какой-нибудь бант, который вы завязываете в волосах девочки, та или иная шапочка, какая-нибудь игрушка – все это такие вещи, которые могут иметь в жизни ребенка самое большое значение. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь. Руководить этой жизнью, организовать ее и будет самой ответственной вашей задачей.

В следующих беседах мы рассмотрим отдельные методы воспитательной работы в семье более подробно. Сегодняшняя беседа была вступлением.

Резюмируем кратко сказанное сегодня.

Надо стремиться к правильному воспитанию, чтобы потом не пришлось заниматься перевоспитанием, что гораздо труднее.

Надо помнить, что вы руководите новой советской семьей. По возможности надо добиваться правильной структуры этой семьи.

Необходимо иметь перед собой точную цель и программу воспитательной работы.

Надо всегда помнить, что ребенок не только ваша радость, но и будущий гражданин, что вы отвечаете за него перед страной. Надо прежде всего самому быть хорошим гражданином и вносить свое гражданское самочувствие и в семью.

Надо предъявлять самые строгие требования к своему собственному поведению.

Не нужно надеяться ни на какие рецепты и фокусы. Нужно быть серьезным, простым и искренним.

Не нужно рассчитывать на большую трату времени, нужно уметь руководить ребенком, а не оберегать его от жизни.

Главное в воспитательной работе заключается в организации жизни семьи с пристальным учетом мелочей.

О РОДИТЕЛЬСКОМ АВТОРИТЕТЕ

В прошлой беседе мы говорили о том, что советская семья многим отличается от семьи буржуазной. И прежде всего ее отличие заключается в характере родительской власти. Наш отец и наша мать уполномочены обществом воспитать будущего гражданина нашего Отечества, они отвечают перед обществом. На этом и основывается их родительская власть и их авторитет в глазах детей.

Однако будет просто неудобно в самой семье перед детьми доказывать родительскую власть постоянной ссылкой на такое общественное полномочие. Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель.

Отец и мать в глазах ребенка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребенком, если он не слушается? Вот это самое "не слушается" и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.

Откуда берется родительский авторитет, как он организуется? Те родители, у которых дети "не слушаются", склонны иногда думать, что авторитет дается от природы, что это – особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остается только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. Только к этой одной цели и нужно стремиться. Детское послушание может быть только одним из путей к этой цели. Как раз те родители, которые о настоящих целях воспитания не думают, добиваются послушания для самого послушания. Если дети послушны, родителям живется спокойнее. Вот это самое спокойствие и является их настоящей целью. На поверку всегда выходит, что ни спокойствие, ни послушание не сохраняются долго. Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает, скоро все разрушается, не остается ни авторитета, ни послушания. Бывает и так, что родители добиваются послушания, но зато все остальные цели воспитания в загоне: вырастают, правда, послушные, но слабые дети.

А в т о р и т е т п о д а в л е н и я. Это самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за палку или ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью: не только детей, но и мать. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Не нужно доказывать, как вреден такой авторитет. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от страшного папаши, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры, в течение всей своей жизни мстящие за подавленное детство. Этот самый дикий сорт авторитета бывает только у некультурных родителей и в последнее время, к счастью, вымирает.

А в т о р и т е т р а с с т о я н и я. Есть такие отцы, да и матери, которые серьезно убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде начальства. Особенно любили этот вид в некоторых старых интеллигентских семьях. здесь сплошь и рядом у отца какой-нибудь отдельный кабинет, из которого он показывается изредка как первосвященник. Обедает он отдельно, развлекается отдельно, даже свои распоряжения по вверенной ему семье он передает через мать. Бывают и такие матери: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в ведении бабушки или даже домработницы.

А в т о р и т е т ч в а н с т в а. Это особый вид авторитета расстояния, но, пожалуй, более вредный. У каждого гражданина Советского государства есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на каждом шагу, показывают своим детям. Дома они даже больше пыжатся и надуваются, чем на работе, они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям. Бывает очень часто, что, пораженные таким видом отца, начинают чваниться и дети. Перед товарищами они тоже выступают не иначе, как с хвастливым словом, на каждом шагу повторяя: мой папа ‑ начальник, мой папа ‑ писатель, мой папа ‑ командир, мой папа ‑ знаменитость. В этой атмосфере высокомерия важный папа уже не может разобрать, куда идут его дети и кого он воспитывает. Встречается такой авторитет и у матерей: какое-нибудь особенное платье, важное знакомство, поездка на курорт ‑ все это дает им основание для чванства, для отделения от остальных людей и от своих собственных детей.

А в т о р и т е т п е д а н т и з м а. В этом случае родители больше обращают внимания на детей, больше работают, но работают, как бюрократы. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их – это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего боятся, как бы дети не подумали, что папа ошибся, что папа человек нетвердый. Если такой папа сказал: "Завтра будет дождь, гулять нельзя", то хотя бы завтра была и хорошая погода, все же считается, что гулять нельзя. Папе не понравилась какая-нибудь кинокартина, он вообще запретил детям ходить в кино, в том числе и на хорошие картины. Папа наказал ребенка, потом обнаружилось, что ребенок не так виноват, как казалось сначала, пап ни за что не отменит своего наказания: раз я сказал, так и должно быть. На каждый день хватает для такого папы дела, в каждом движении ребенка он видит нарушение порядка и законности и пристает к нему с новыми законами и распоряжениями. Жизнь ребенка, его интересы, его рост проходят мимо такого папы незаметно; он ничего не видит, кроме своего бюрократического начальствования в семье.

А в т о р и т е т р е з о н е р с т в а. В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребенку несколько слов, может быть даже в шутливом тоне, родитель усаживает его против себя и начинает скучную и надоедливую речь. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть добродетельными, они хотят в глазах детей непогрешимыми. Но они забывают, что дети – это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Ребенок живет более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями. Привычка мыслить должна приходить к нему постепенно и довольно медленно, а постоянные разглагольствования родителей, постоянное их хуление и болтливость проходят почти бесследно в их сознании. В резонерстве родителей дети не могут увидеть никакого авторитета.

А в т о р и т е т л ю б в и. Это у нас самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребенок не слушается, у него немедленно спрашивают: "Значит, ты папу не любишь?" Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви. Часто мать при детях рассказывает знакомым: "Он страшно любит папу и страшно любит меня, он такой нежный ребенок..."

Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Мимо внимания родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания. Ребенок все должен делать из любви к родителям.

В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным выражением. Папу и маму можно даже запугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить. С самых малых лет ребенок начинает понимать, что к людям можно подыгрываться. А так как он не может любить так же сильно и других людей, то подыгрывается к ним уже без всякой любви, с холодным и циническим расчетом. Иногда бывает, что любовь к родителям сохраняется надолго, но все остальные люди рассматриваются как посторонние и чуждые, к ним нет симпатии нет чувства товарищества.

А в т о р и т е т д о б р о т ы. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа или мама выступает перед ребенком в образе доброго ангела. Они все разрешают, им ничего не жаль, они не скупые, они замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать только бы все было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает самый широкий простор для детских желаний капризов, требований. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно, в семье уже

А.С. Макаренко оставил бесценное педагогическое наследие по семейному воспитанию, в том числе и по ликвидации беспризорности и перевоспитанию безнадзорных детей. В своих работах он вскрыл взаимосвязь и взаимообусловленность этих проблем. В книге «Беспризорность и борьба с ней» автор указывает истоки этого явления: «…беспризорность приходит к нам из семей, приходит на наши улицы только потому, что семья как первичный воспитательный коллектив не способна уберечь ребенка ни от голода, ни от одиночества, ни от плохого влияния» . Убедившись на своем опыте работы с правонарушителями, Антон Семенович писал: «…для дела воспитания беспризорных необходимы очень большие усилия. Работа с беспризорными очень тяжелая и неблагодарная, и мало есть желающих отдаться ей целиком» . Поэтому правильно налаженное с самого начала воспитание будет намного более легким делом, «тогда не нужно будет искать самоотверженных героев на должности педагогов» .

Вопросы семейного воспитания являются органической частью педагогической системы А.С. Макаренко.

Его взгляды на значение семьи в деле воспитания с течением времени менялись. Сначала Антон Семенович придерживался мнения, что правильно организованный и оснащенный детский дом даст ребенку в воспитательном отношении больше, чем «старая», патриархальная семья. «Как наша пятилетка рушит кустарные магазинчики и прилавки…точно так же она разрушит и кустарное воспитание в семье, построит взамен него фабрики воспитания, полные света и воздуха, внимания к ребенку и заботы, коллективной силы и творческого труда» . Однако это не означало, что ребенок отрывается от семьи и «растет как ничейный ребенок». «Именно в полной гармонии между организационной силой воспитательного детского дома и природной родственностью в семье лежит секрет будущего воспитания» .

Впоследствии осмысление наработанного опыта с беспризорниками и детьми из неблагополучных семей привело педагога к выводу о решающем значении семейного воспитания в формировании личности.

Проблемам семейного воспитания А.С. Макаренко посвятил две специальные работы – «Лекции о воспитании детей» и «Книгу для родителей», которые написал в 1937 г. В «Лекциях о воспитании детей» им рассмотрены основные вопросы теории и методики семейного воспитания, определены условия правильного воспитания, его содержание, методы. Все лекции начинаются с изложения общих положений, которые затем аргументируются, наполняются конкретным содержанием и заканчиваются подытоживанием основных мыслей автора. Отбирая тематику лекций, А.С. Макаренко дает необходимый минимум педагогических знаний, а также указывает на наиболее типичные ошибки семейного воспитания. «Книга для родителей» - художественно-публицистическое произведение, написанное Антоном Семеновичем в соавторстве с женой Галиной Стахиевной, задумывалось как четырехтомный труд. Однако написан был только первый том. Эта работа посвящена рассмотрению социальных, философских, нравственных проблем семьи, раскрытию сущности семейного воспитания, педагогическому анализу наиболее важных вопросов, на примерах конкретных семей иллюстрируются положения, данные в «Лекциях о воспитании детей».



«Книга для родителей» включает девять глав, каждая из которых посвящена одной из проблем педагогики семьи: 1 – гражданской позиции родителей в новой семье, 2 – воспитанию потребностей, педагогическому значению семейного хозяйства, 3 – семейному коллективу, стилю его жизнедеятельности, 4 – деньгам в семейном хозяйстве, 5 – факторам, разрушающим семейный коллектив, 6 – авторитету, дисциплине и игре в семейном воспитании, 7 – половому воспитанию, 8 – материнской любви и долгу, 9 – общественному и личному в семье.

А.С. Макаренко не ставил своей целью дать рецепты семейного воспитания, он пытался привлечь внимание родителей к «узловым вопросам семьи», «помочь родителям избежать семейных «катастроф», в которых ломаются и взрываются характеры будущих людей СССР» , помочь увидеть предвестников этих катастроф.

А.С. Макаренко пишет о значении семьи и детей в жизни человека. В семье «реализуется прелесть человеческой жизни», сюда «приходят отдыхать победные силы человека», здесь «растут и живут дети – главная радость жизни». Антон Семенович показывает, насколько велика роль семейного воспитания в развитии общества. «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны и, значит, историю мира» . Семейное воспитание формирует ребенка и как будущего семьянина. От него зависит горькая или счастливая старость самих родителей. Поэтому воспитание детей – это большое серьезное и «страшно ответственное» дело.



Заслугой А.С. Макаренко является то, что он по-новому подошел к пониманию семьи. Он считал, что настоящая семья – это не случайное объединение членов общества, а естественный коллектив, обладающий всеми его признаками (единые общественно-значимые цели, отношения «взаимной ответственности и ответственной зависимости», органы самоуправления, педагогическое руководство). Правильное и эффективное воспитание возможно только в условиях семейного коллектива. «Теряя признаки коллектива, семья теряет большую часть своего значения, как организация воспитания и счастья» .

А.С. Макаренко в работе «Лекции о воспитании детей» глубоко и разносторонне раскрыл основы семейной педагогики. К общим условиям правильного семейного воспитания он относил следующие. 1) Стремление родителей к правильному воспитанию, чтобы потом не перевоспитывать. «Разумно и точно провести ребенка по богатым дорогам жизни, среди ее цветов и сквозь вихри ее бурь может каждый человек, если он действительно захочет это сделать» . 2) Руководство своей семьей, ответственность за нее. «…помните, что ребенок не только ваша радость, но и будущий гражданин, что вы отвечаете за него перед страной» . 3) Правильная структура семьи. Наличие обоих родителей – важное условие целостности семейного коллектива. А.С. Макаренко подчеркивает, что положение брошенных детей сложнее и опаснее положения сирот, в этом случае дети испытывают невыносимое ощущение будто кто-то их «небрежно завернул в старую газету и выбросил в сорный ящик». Обида, ощущение своей ущербности губительно влияют на психику и характер детей.

Угроза потери семьей «качеств коллектива» возникает и в случае воспитания единственного ребенка, т.к. это приводит «к концентрации беспокойства, слепой любви, страха, паники» со стороны родителей. Гипертрофия родительской любви приводит к тому, что мера любви и заботы превышает все разумные пределы, деформирует личность ребенка. И даже в ситуации чрезмерной любви единственный ребенок обделен, т.к. «ни опыта заботы, ни опыта игры, любви и помощи, ни подражания, ни уважения, нет, наконец, опыта распределения, общей радости и общего напряжения – просто ничего нет, даже обыкновенного соседства» . А.С. Макаренко приходит к важному выводу: воспитание единственного ребенка представляет исключительно сложную задачу. Он советует родителям, желающим правильно воспитать своих детей, взять в свою семью чужого ребенка и полюбить, как собственного, как бы ни затруднительно было материальное положение.

Целостность и единство семейного коллектива зависит от семейных взаимоотношений, которое разрушается «и ссорами родителей, и деспотической жестокостью отца, и легкомысленной слабостью матери» . Любовь родителей друг к другу, к детям – обязательное условие семейного воспитания. «Люди, воспитанные без любви, - часто искалеченные люди» . 4) Точная цель и программа воспитания. Родители должны знать, какого человека и что они хотят воспитать в нем, причем не только для себя, но и будущего гражданина для общества. «Я убежден, что цель нашего воспитания заключается не только в том, чтобы воспитать человека-творца, человека-гражданина, способного с наибольшим эффектом участвовать в строительстве государства. Мы должны воспитать человека, который обязан быть счастливым» . Поэтому, обращаясь к родителям, А.С. Макаренко писал: «Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, … но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем» . 5) Родители сами должны быть хорошими гражданами. 6) Предъявление самых строгих требований к своему поведению. Воспитательную работу, писал А.С. Макаренко, нужно начинать с самого себя, «прежде самого себя положить под микроскоп». 7) Правильная организация жизни семьи с пристальным учетом мелочей. А.С. Макаренко подчеркивал, что в воспитании не бывает мелочей, оно происходит даже тогда, когда родителей нет рядом с ребенком. Важную роль в единстве, целостности, индивидуальности семьи, по мнению педагога, играют семейные традиции. 8) Умение руководить ребенком, а не оберегать его от жизни. Это заключается в искусстве соблюдения меры в воспитании. «Это чувство меры в любви и строгости, в ласке и в суровости…» . Родители должны предоставлять ребенку необходимую свободу, но не пускать воспитание на самотек, знать своего ребенка и его окружение. 9) Естественность и простота в воспитании. «Не нужно надеяться на рецепты и фокусы, нужно быть серьезным, простым, искренним» .

Сущностью семейного воспитания А.С. Макаренко считал правильную организацию семьи, личной и общественной жизни родителей, организацию жизни ребенка. «Истинная сущность воспитательной работы …заключается вовсе не ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личности и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. В этом деле поэтому нет мелочей. Вы не имеете права ничего назвать мелочью и забыть о ней. … В воспитательной работе нет пустяков» .

Понимание современными родителями сущности воспитания является весьма важным и сегодня, когда все усилия большинства отцов и матерей направлены на материальное обеспечение семьи и детей, а об организации жизни ребенка, его досуга мало кто задумывается. Дети оказываются предоставлены сами себе, формирование их жизненных ценностей и установок осуществляется под влиянием дворовой компании, средств массовой информации, компьютерных игр, содержанием которых взрослые часто не интересуются. А.С. Макаренко указывал, что сущность воспитания ребенка состоит в бесчисленном множестве отношений формирующейся личности со всем окружающим миром. «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги» .

Родители должны понимать, что воспитание – естественный, целостный, непрерывный процесс. Ребенок воспитывается постоянно, в каждый данный момент, поскольку он в каждый данный момент живет и действует. И в зависимости от того, как живет и как действует ребенок, в зависимости от этого он упражняет, а, следовательно, развивает свои естественные силы и приобретает (формирует) определенные навыки, умения, знания и все другие человеческие качества, т.е. определенным образом воспитывается.

Потребностно-мотивационная сфера ребенка формируется под влиянием множества факторов, отдельные из которых не замечаются родителями, а некоторые воспринимаются пустяками. Только понимая потребности и мотивы ребенка, родитель может разобраться в его эмоционально-поведенческих реакциях, а также влиять на их формирование. А для этого каждому необходимо научиться анализировать детскую жизнь, изучать отношения и их результаты. « … прежде всего вы должны знать, чем живет, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребенок. Вы должны знать с кем он дружит, с кем играет и во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное» . Многие ли родители смогут ответить на эти вопросы? И это показатель того, знает ли родитель своего ребенка и пытается ли он это сделать, или он просто живет рядом с ним. «Когда он учится в школе, вам должно быть известно, как он относится к школе и к учителям, какие у него затруднения, как он ведет себя в классе. Это все вы должны знать всегда, с самых малых лет вашего ребенка. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать» . Образ жизни родителей, вся семейная атмосфера обусловливают результаты воспитания детей. «Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель» . Жить правильно – в этом залог верного воспитания детей в семье, условие счастья родителей и детей.

Главным методом семейного воспитания, по мнению А.С. Макаренко, является «родительское требование к себе, родительское уважение, родительский контроль над каждым своим шагом». А.С. Макаренко был убежден, что воспитание требует от родителей самого серьезного тона, самого простого и искреннего. Даже самое незначительное прибавление лживости, искусственности, легкомыслия обрекают воспитание на неудачу. Воспитывает все. «Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь… все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями…» . «В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания» . А.С. Макаренко не был и сторонником широкого использования поощрений. «Детская радость, удовольствие, развлечение должны предоставляться детям не в качестве награды за хорошие поступки, а в естественном порядке удовлетворения правильных потребностей» .

Особое внимание в творчестве педагога получила проблема родительского авторитета. Раскрыв сущность авторитетов, основанных на ложных основаниях (подавления, расстояния, чванства, педантизма, резонерства, любви, доброты, дружбы, подкупа), А.С. Макаренко указывает, что настоящий авторитет родителей базируется на их гражданской деятельности, гражданском чувстве, знании жизни ребенка, помощи ему и ответственности за его воспитание.

Важным средством воспитания А.С. Макаренко считал целесообразный режим, целью которого является накопление правильного дисциплинарного опыта, что позволяет избежать крайностей в воспитании – излишних поощрений и ненужных наказаний. Он писал, что «дисциплина создается не отдельными какими-нибудь «дисциплинарными» мерами, а всей системой воспитания, всей обстановкой жизни, всеми влияниями, которым подвергаются дети» .

Игру А.С. Макаренко признавал важным видом деятельности, ценность которой заключается в том, что в ней происходит формирование будущего деятеля, труженика, складывается отношение к другим людям, к коллективу, развиваются способности. Антон Семенович рекомендовал родителям помогать детям в организации игр в раннем возрасте, а затем предоставлять большую свободу, контролируя общую направленность их интересов, помогая разумно сочетать игру с учебными, трудовыми и другими обязанностями, с соблюдением рационального режима дня. Кто из родителей сегодня задумывается об этом? В лучшем случае их забота сводится к обеспечению ребенка игрушками, запрещением засиживаться у компьютера. А во что играет ребенок, какова направленность его игр – это зачастую остается вне поля родительского внимания. А.С. Макаренко охарактеризовал стадии развития детской игры, дал рекомендации родителям по руководству игрой.

Главное назначение труда в семье, по мнению А.С. Макаренко, - формирование нравственных качеств личности: бережливости, чувства заботы о других, достоинства и т.д. Эта мысль педагога особенно значима сегодня, когда материальная нужда, нежелание и неумение трудиться толкают детей и подростков к преступлениям, когда у молодежи гипертрофированы материальные потребности. Этому способствует культивирование мещанства, вещизма, потребительства, отсутствие трудового воспитания в семье, которое заменяют навязчивая реклама в СМИ, кинофильмы о богатой и праздной жизни, развлечениях и удовольствиях, о красивой одежде и вкусной пище, «боевики» и блокбастеры, романтизирующие уголовные «бригады». А.С. Макаренко считал, что родители должны стремиться воспитать у ребенка готовность к труду, «когда ребенок сам замечает необходимость той или другой работы, видит, что матери или отцу некогда ее сделать, когда он по собственной инициативе приходит на помощь своему семейному коллективу» . Главная область трудовой деятельности в семье – самообслуживание, труд-забота. А.С. Макаренко был решительным противником использования поощрений и наказаний в трудовом воспитании. В семье, по его мнению, ребенок может и должен получать гораздо больше разумно предоставляемой свободы, возможности выбора тех или иных занятий, инициативы в полезных делах, в оказании помощи родителям, в проявлении заботы о них.

Много ценных рекомендаций родителям дал А.С. Макаренко по воспитанию культурных навыков, которое является сегодня одной из слабых сторон семейного воспитания. Условиями культурного воспитания являются культурные устремления родителей, «культурный тон в семье». Культурное воспитание должно начинаться рано и быть сознательно организовано, «сопровождаться некоторым планом, правильным методом и контролем». А.С. Макаренко дал полезные советы по приобщению детей к чтению сказок, газет, книг, посещению кино, театра, выставок, привлечению к спорту.

А.С. Макаренко не обошел вниманием и важную проблему полового воспитания. Он был убежден, что представления о взаимоотношениях полов ребенок должен получить в семье. Антон Семенович считал, что половое воспитание не может быть воспитанием физиологии. Родители должны помнить, что половое воспитание – это прежде всего воспитание культуры социальной личности. Главное в половом воспитании – чтобы дети учились понимать смысл половых отношений как высшего проявления любви людей друг к другу. «Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым – это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству» .

Проблема полового воспитания весьма актуальна сегодня, когда вопросы половых взаимоотношений из разных источников становятся рано известны ребенку, опошляются и сводятся к животному проявлению инстинкта. Примитивность и цинизм, с которыми осуществляется преждевременное и настойчивое половое просвещение усилиями СМИ, калечат душу ребенка. Многие родители не задумываются об этом вопросе, некоторые стесняются и пугаются, некоторые надеются, что он решится без их участия. А.С. Макаренко подчеркивал главное: «Никакие разговоры о «половом» вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом» . Поэтому культура любовного переживания невозможна «без тормозов», организованных в детстве. «Умение владеть своим чувством, воображением, возникающими желаниями – это важнейшее умение…» .

А.С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что «половое влечение не может быть социально правильно воспитано, если мыслить его существующим отдельно от всего развития личности. Но в то же время нельзя половую сферу рассматривать как основу всей человеческой психики и направлять на нее главное внимание воспитателя» . Родители должны понимать, что истоки половой любви лежат в опыте неполовой человеческой симпатии. «Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая» .

Актуальна мысль А.С. Макаренко о том, что правильное половое воспитание нельзя осуществить только усилиями семьи и школы, этому вопросу должно уделять внимание все общество. «В самом обществе должны все сильнее и требовательнее звучать настойчивые суждения общественного мнения и моральный контроль над соблюдением нравственной нормы» . Общество должно четко определить свое отношение к матерной ругани и установить контроль за соблюдением этой нормы, что, как справедливо отмечал А.С. Макаренко, является важным фактором полового воспитания.

На первый взгляд кажется «мелочь», но пахабное слово чрезвычайно вредно для детей. Матерное слово обнажает половую тайну в самой безобразной, циничной и безнравственной форме. Частое использование ругательных слов привлекает внимание ребенка к половой сфере, к однобокой игре воображения, к нездоровому интересу. В наши дни, когда матерные слова стали нормой и образцом общения, весьма злободневно звучит изречение А.С. Макаренко: «Не все понимают такую простую, абсолютно очевидную вещь, что матерное слово есть неприкрашенная, мелкая, бедная и дешевая гадость, признак самой дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое, хулиганское отрицание и нашего уважения к женщине, и нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте» . «Половое воспитание, - настаивал А.С. Макаренко, - должно быть воспитанием именно любви, т.е большого и глубокого чувства – чувства, украшенного единством жизни, стремлений и надежд» .

Главным результатом воспитания детей в семье, по А.С. Макаренко, должно быть формирование определенного типа социального поведения, основанного на разумных потребностях.

Ценность и актуальность работ А.С. Макаренко в том, что подробно раскрывая важнейшие проблемы семейного воспитания, он учит читателей искусству педагогического анализа всех, даже мельчайших деталей семейной жизни.

Большое внимание в своих работах А.С. Макаренко уделял связи семьи и школы. Школа, по его мнению, обязана организовать помощь семье в воспитании детей, всемерно помогать ей, повышать педагогическую культуру родителей, поддерживать и пропагандировать опыт лучших семей.

Разработав широкий диапазон вопросов семейной педагогики, А.С. Макаренко подчеркивал: «Каждая семья отличается своеобразием жизни и жизненных условий, каждая семья должна самостоятельно решать многие педагогические задачи…» . А.С. Макаренко был далек от мысли дать родителям педагогические рецепты, пригодные для всех случаев жизни. Он стремился побудить родителей к педагогическому анализу, т.к. результативность семейного воспитания зависит не столько от знания ими азов методики воспитания, сколько от умения их применить в конкретных обстоятельствах жизни. Эффективность же умелого применения методических рекомендаций обусловлена способностью родителей осмысливать свой опыт, свои действия и их последствия, а также прогнозировать эти последствия.

А.С. Макаренко заложил научные основы семейной педагогики. В своих работах он обосновал, что настоящая полноценная семья, в которой имеются условия для правильного воспитания детей – это коллектив. «В тех случаях, когда этот коллектив дает трещину по разным причинам: либо по причине раздора между родителями, либо по причине ухода одного из родителей, либо по такой причине как отсутствие режима, отсутствие родительского авторитета, и даже по такой причине, которой до сих пор не придавалось должного значения как единственный ребенок в семье, - условия воспитания становятся более тяжелыми, так как коллектив теряет признаки коллектива» .

Основные идеи А.С. Макаренко получили дальнейшее развитие в работах педагогов, психологов, психиатров. Сегодня семья ими рассматривается как ячейка, малая социальная группа, важнейшая форма организации личной жизни, многоуровневая и многофункциональная система. Современными исследователями раскрыто понятие «неблагополучная семья», показано ее влияние на психическое здоровье и формирование личности ребенка. Более углубленное изучение получили вопросы о функциях, структуре, динамике семьи, коммуникативных процессах, ролевом взаимодействии, эмпатических характеристиках членов семьи, разработаны различные классификации семей. Относительно недавно в научной литературе появилось понятие «воспитательный (педагогический) потенциал семьи», к характеристикам которого относят тип, структуру, материальную обеспеченность, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и другие особенности семьи. Эти факторы выделил и дал им характеристику в своих работах А.С. Макаренко.

Сегодня более благоприятные материальные условия для воспитания детей имеет однодетная семья. Экономические обстоятельства таковы, что дети стали дорогим удовольствием для родителей. Далеко не всякая семья может позволить себе «завести» более одного ребенка. Более 70 лет назад А.С. Макаренко ратовал за семью с несколькими детьми, т.к. такая семья представляет собой коллектив, где воспитателями выступают не только родители, но и дети по отношению друг к другу. Сегодня нет однозначного подхода к этой проблеме: есть плюсы и минусы, как в воспитании единственного ребенка, так и нескольких детей. Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что при положительных сторонах воспитания единственного ребенка (усиленное внимание к нему, атмосфера любви, создание максимума условий для развития, самодостаточность, уверенность в себе), велика опасность формирования эгоцентричного типа личности с завышенными самооценкой и притязаниями. Гиперопека, избыточная любовь, отсутствие необходимой требовательности и дисциплины нередко влекут формирование негативных черт характера (агрессия, низкая адаптивность, др.), приводят к возникновению стрессов, неврозов. Обо всем этом и писал в своих книгах Антон Семенович. Требующая безотлагательного решения проблема сиротства и социального сиротства, обострила сегодня внимание к вопросам воспитания в сиротских учреждениях и приемных семьях, в том числе и к вопросам перевоспитания детей и подростков. Ответы на многие из этих вопросов также можно обнаружить в работах А.С. Макаренко.

Много времени прошло с тех пор, как вышли в свет замечательные работы А.С. Макаренко, многое изменилось в нашей жизни. Однако актуальными остаются вечные вопросы семейной педагогики: как воспитать ребенка настоящим человеком, как сделать его счастливым, как подготовить к жизненным испытаниям, как решить проблему отцов и детей, как добиться авторитета, как избежать ошибок, какие важные вопросы не упустить из виду и многие-многие другие. Жизнь подтвердила правоту многих педагогических рекомендаций Антона Семеновича. «Книга для родителей» остается тем же острым, ярким, талантливо щедрым обращением к разуму и сердцу каждой семьи, добрым и требовательным советчиком на ее пути к счастью и продолжению себя в самом прекрасном, самом тревожном, самом ответственном, что дано пережить людям, - в детях» . Очень жаль, что автор не успел изложить всех своих мыслей и идей о семейном воспитании, остались не написанными три тома «Книги для родителей».

Несмотря на обилие современной педагогической и психологической литературы, посвященной вопросам семейного воспитания, в книгах А.С. Макаренко каждый родитель и педагог смогут почерпнуть для себя немало полезного, а главное – получить пищу для размышлений, для собственного активного педагогического мышления, научиться искусству педагогического анализа семейных обстоятельств.

1. Ваше собственное поведение - самое главное в воспитании.
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.

2. Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего.
В этих трех качествах должна заключаться предельная правда вашей жизни. И серьезность вовсе не значит, что вы должны быть всегда надуты, напыщенны. Будьте просто искренни, пусть ваше настроение соответствует моменту и сущности происходящего в вашей семье.

3. Каждый отец и мать должны хорошо представлять, что они хотят воспитать в своем ребенке.
Надо отдавать себе ясный отчет относительно своих собственных родительских желаний. Подумайте хорошо над этим вопросом, и вы сразу увидите и много сделанных вами ошибок, и много правильных путей впереди.

4. Вы должны хорошо знать, что делает, где находится и кем окружен ваш ребенок.
Но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни. Вы должны выработать у ребенка умение разбираться с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высиживании нельзя этого выработать.

5. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора.
В этом деле нет мелочей. В воспитательной работе нет пустяков. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь.
Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.

6. Не навязывайте свою помощь, но всегда будьте готовы помочь.
Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы.
Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает какую-либо операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже нужно, чтобы ребенок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам.

7. Не платите и не наказывайте за результаты труда.
Я решительно не рекомендую применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Такой же наградой будет для него ваше одобрение его изобретательности, его находчивости, его способов работы.
Но даже с таким словесным одобрением никогда не нужно злоупотреблять, в особенности не следует хвалить ребенка за произведенную работу в присутствии ваших знакомых и друзей. Тем более не нужно его наказывать за плохую работу или за работу не сделанную. Самое важное в этом случае - добиться того, чтобы она была все-таки выполнена.

8. Научить ребенка любить невозможно без воспитания человеческого достоинства.
Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым - это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству.

9. Никогда не приносите себя в жертву ребенку.
Обычно говорят: «Мы, мать и отец, все отдаем ребенку, жертвуем ему всем, в том числе и собственным счастьем». Это самый ужасный подарок, какой могут сделать родители ребенку.

10. Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

Семейное воспитание - это осознанные усилия взрослых по взращиванию ребенка, которые направлены на то, чтобы младшие соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка. Одновременно семейное воспитание рассматривается как составная часть относительно контролируемой социализации человека в современном цивилизованном обществе. Оно осуществляется в неразрывной связи с другими видами социального воспитания - школьного и общественного. Проблемы семейного воспитания, в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах - социальной.Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Учебное пособие / П.Ф. Лесгафт - М.: Просвещение 1992. 200с.

Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. -М.:Учпедгиз, 1955.- 320 с.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же, семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Социальные педагоги считают, что семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут. Кроме того, семья осуществляет социализацию (приспособление к окружающей общности людей - социуму) личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию, профессиональной ориентации подрастающего поколения. Вот почему именно семья формирует содержание общества: какова типичная семья - таково и общество. Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Вместе с тем, именно в семье решаются и другие педагогические задачи. Их совокупность формирует содержание семейного воспитания. Макаренко, А.С. Цель воспитания: Учебное пособие / А.С.Макаренко - М.: Педагогика 1984. 380с.

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, высоконравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Реализация этого подхода российского общества к семейному воспитанию предполагает его осуществление по нескольким относительно самостоятельным, но взаимосвязанным направлениям. Их содержание можно свести к следующим позициям.

Морально-нравственное воспитание в семье представляет собой стержневой компонент формирование личности ребенка, как будущего активного участника межличностного взаимодействия. Оно предполагает формирование у подрастающего поколения непреходящих человеческих ценностей - любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга и т.д.

Интеллектуальное воспитание - предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании у них потребности в их приобретении и постоянном обновлении.

Эстетическое воспитание призвано развивать таланты и дарования детей, дать им представление о Прекрасном, существующем в жизни.

Физическое воспитание предусматривает формирование у ребенка привычки к ведению здорового образа жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физической культурой и спортом, закаливание организма и др.

Трудовое воспитание закладывает основу будущей самостоятельной жизни - профессиональной и социально-бытовой деятельности в интересах государства, общества и собственной семьи. Это лишь основные направления семейного воспитания. В разных семьях они в той или иной мере дополняются экономическим, политическим, экологическим, половым и другими направлениями воспитательного взаимодействия детей и взрослых, реализуемого в системе внутрисемейных отношений.

Считается, что внутрисемейные отношения являются ведущим компонентом семейного воспитания, поскольку они, как определенная социальная общность, выступают как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. К тому же естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными.

Помимо них семья также включает в себя хозяйственно-экономические, правовые, нравственные, эмоционально-психологические и другие связи. Внутрисемейные отношения также взаимосвязаны с национальными и бытовыми отношениями. В обобщенном виде именно семья аккумулирует в себе всю их совокупность. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено, прежде всего, тем, что они выступают первым специфичным образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения. Кроме того в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных отношений, что создает возможность раннего включения ребенка в их систему. Ведущая роль семейных отношений в воспитании заключается в том, что их состоянием определяются меры функционирования и эффективности других компонентов педагогического воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, утерю ее воспитательных возможностей. Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. -М.:Учпедгиз, 1955.- 320 с.

Итак, сложившиеся в семье отношения между родителями и детьми неминуемо проявляются в семейном воспитании.