Курсовая работа: Развитие личности дошкольника в процессе общения. Воспитание положительных качеств личности ребенка дошкольного возраста в процессе его общения со сверстниками и взрослыми

В детской психологии проблема общения ребенка с другими людьми рассматривается в качестве наиболее значимых, ибо именно в детском возрасте развиваются основные феномены социального поведения, в том числе и в условиях общения ребенка с другими людьми. Основными аспектами исследования являются онтогенез общения ребенка со взрослыми и сверстниками, овладение ребенком способами общения, связь общения и детской деятельности, роль общения в реализации интеллектуальных возможностей ребенка и его личностных параметров и др.

Рассматривая проблему влияния общения на развитие личности ребенка, необходимо обратиться к исследованиям Л.И. Божович, в которых она отмечала, что существуют какие –то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии онтогенетического развития личности, ее рациональные стороны. Эти новообразования возникают как следствие активного отношения субъекта к окружающей среде и выражаются в неудовлетворенности своим положением, своим образом жизни (кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет). Эти отношения субъекта к окружающей среде появляются, развиваются и качественно изменяются в общении.

В.Н. Белкина указывает, что «существует последовательность в осознании ребенком объектов общения: вначале –это взрослый, и лишь на определенном этапе – сверстник. Постепенно расширяется и круг общения, а затем дифференцируются и усложняются мотивы и способы общения» (1, с. 27).

Важно при этом, что овладение ребенком различными параметрами общения происходит практически в той же последовательности- сначала в условиях взаимодействия со взрослым, а позднее со сверстником. Особенно наглядно это представлено на уровне речевого общения: примерно на третьем году жизни малыш уже активно использует речь как средство общения со взрослым, и лишь через полтора – два года мы наблюдаем такую же картину в общении ребенка со сверстниками. В отношении педагогических задач эта закономерность представляется важной. Закономерной является и еще одна сторона процесса овладения ребенком общением как одним из значимых видов активности. В некоторых психологических работах обращается внимание на возникновение примерно на пятом году жизни ребенка особого «кризиса», симптомы которого особенно ярко проявляются в ситуациях общения со сверстниками. Причиной его является противоречие между обострившейся потребностью дошкольника в контактах со сверстниками и неумением реализовать эту потребность. Правомерность постановки вопроса о соответствующем «кризисе» подвергается в литературе сомнению, поскольку трудности в общении детей со сверстниками возникают не только в этот период и имеют более сложные причины (Т.А Репина, 24), однако роль взрослого в развитии у ребенка адекватных форм социальной активности обозначается вполне определенно.

Общение со сверстниками воздействует на развитие личности дошкольника: он учится согласовывать свои действия с действиями других детей. В играх и в реальной жизни, общаясь с товарищами, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся применять на практике нормы

Поведения, оценивать своих товарищей и себя. В общении со сверстниками дошкольник использует и проверяет действенность присвоенных им в общении со взрослыми способов деятельности и норм человеческих взаимоотношений. Считая сверстников равными себе, ребенок замечает их отношение к себе, но практически не умеет выделять их устойчивые личностные качества. Взаимоотношения дошкольников в группах сверстников характеризуются ситуативностью и неустойчивостью (ссоры и примирения друг с другом происходят по нескольку раз в день, но это общение – необходимое условие усвоения определенных норм взаимодействия. Неблагополучное положение ребенка в группе, неумение общаться, непопулярность в группе сверстников, резко снижая интенсивность процесса общения, замедляют процесс социализации, препятствуют формированию ценных качеств личности.

Детскую психологию интересует процесс становления общения у детей, влияние общения ребенка со взрослыми и сверстниками на его психическое развитие.

Попытаемся выделить наиболее важные направления в развитии общения в детском возрасте. В.Н. Белкина выделяет следующие основные направления в развитии общения в детском возрасте:

1) постепенное изменение направленности общения. В первые полтора месяца у ребенка формируется потребность в общении со взрослым, но инициатором общения выступает взрослый, т. к. он создает ситуацию общения. В раннем возрасте инициативу в контактах со взрослым начинает проявлять сам ребенок, диапазон интересов которого расширяется. Затем, в среднем, старшем дошкольном возрасте ребенок открывает для себя новый интересный объект окружающего мира – своего сверстника, развивается «детское общество», подразумевающее специальное общение детей друг с другом. Следовательно, направленность общения ребенка характеризуется двумя сторонами: ребенок – взрослый и ребенок – ребенок.

2) Изменяется, усложняется содержание потребности в общении: по данным М.И. Лисиной, следует выделить такие стадии развития этой потребности: во внимании и доброжелательности взрослого (от 0 до 6 мес.; в сотрудничестве (ранний возраст); в доверительном отношении к запросам ребенка (младший и средний дошкольный возраст); во взаимопонимании и сопереживании (старший дошкольный возраст).

3) Мотивы общения: познавательные, деловые и личностные. Познавательные связаны с интересом ребенка к окружающему его миру, что отражается в детских вопросах. Деловые мотивы сопровождают ситуацию сотрудничества ребенка со взрослыми или сверстниками при выполнении какой – либо деятельности. Личностные характеризуют интерес растущего человека к внутреннему миру взрослого и сверстника, отношение ребенка у другому человеку как к представителю социальной группы.

4) Ребенок постепенно овладевает способами общения. В процессе непосредственного общения используются мимика и пантомимика, затем с третьего года жизни ребенок начинает использовать речь как средство общения. Вначале он общается с помощью речи в основном со взрослыми, и лишь во второй половине дошкольного возраста речь становится главным средством общения его со сверстниками. Ведущая роль в овладении ребенком разнообразными средствами общения принадлежит взрослому.

5) Уже с первых лет жизни ребенок включается не только в непосредственное общение с другими людьми, но и в опосредованное общение: через книги, телевидение,радио(2,с.30–31).

Таким образом, общение играет значительную роль в психическом развитии ребенка. В процессе общения он получает информацию о предметах, явлениях окружающего мира, знакомится с их свойствами и функциями. В общении приобретается интерес ребенка к познанию. Общение с другими людьми позволяет ему узнать многое о социальном окружении, нормах поведения в обществе, его собственные достоинства и недостатки, взгляды других людей на окружающий его мир. Общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится регулировать свое поведение, вносить изменения в деятельность, корректировать поведение других людей. Общение развивает, формирует эмоциональную сферу дошкольника. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает в условиях общения ребенка с другими людьми.

1.1 Ребёнок и сверстник. Общение ребенка со сверстниками

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления вашего малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их - важнейшая задача родителей. Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, - а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.

Особенности общения дошкольников

Однако, прежде чем говорить о проблемных формах межличностных отношений, нужно понять, что со сверстниками ребенок общается совершенно по-другому, нежели со взрослым. Первое - яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия - до драки. Со взрослым же ребенок, как правило, старается вести себя ровно, без крайнего выражения эмоций и чувств. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый. Дошкольники уже сами отчетливо понимают, что им интересно с такими же детьми, как они, а не только с мамой и папой. Вторая важная черта контактов детей - их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова и придумывают небылицы и т.п. Такое свободное поведение дошколят обычно утомляет взрослых, и они стремятся прекратить это "безобразие". Однако для самих детей такая свобода очень важна. Как ни странно, такое "кривляние" имеет большое значение для развития ребенка. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности. Не случайно те занятия, которые требуют проявления творческого начала - игра, фантазирование, драматизация, - так популярны именно среди сверстников. Естественно, взрослея дети все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако, раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста. Третья отличительная особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения. У маленьких детей по отношению к сверстнику такой способностей нет. Особенно ярко это проявляется в неумении дошкольников вести диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды. Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа.

««Влияние педагога на становление межличностного общения и взаимодействия дошкольников со сверстниками» Общение - основное условие развития...»

«Влияние педагога на становление межличностного общения и

взаимодействия дошкольников со сверстниками»

Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор

формирования личности, один из главных видов деятельности человека,

устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других

людей. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в

котором они занимают различное положение. Именно в дошкольном возрасте

уже проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, выделяются дети, испытывающие трудность в общении. С возрастом отношения дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются как по нравственным, так и по деловым качествам.

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам.

Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговаривая этикет, слушать партнера.

Современная система образования дошкольников ориентирует взрослого на новый гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении его интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, как активного деятеля, постоянно открывающим для себя что-то новое и приобщающийся таким образом к окружающей жизни.



Именно организация учебного сотрудничества еще в детском саду открывает детям мир социальных отношений, которые ожидают их за порогом школы.

Общение является одной из наиболее важных сфер в духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребёнка, такие как память, внимание, мышление формируются сначала в общении с взрослым и лишь, затем становятся полностью произвольными. В процессе общения с взрослыми сверстниками ребёнок познаёт законы и нормы человеческих взаимоотношений, правильно построенное – это и есть процесс воспитания и развития ребёнка.

В процессе общения со сверстниками ребенок учится:

Говорить и делать как надо;

Слушать и понимать другого;

Выражать себя;

Управлять другими;

Вступать в разнообразные отношения.

На протяжении дошкольного возраста развиваются, сменяя друг друга три формы общения со сверстниками К 2 годам складывается первая форма общения со сверстниками эмоционально-практическая. Новая потребность в общении со сверстниками занимает четвертое место вслед за потребностью в активном функционировании, общении со взрослыми и в новых впечатлениях.

Детей привлекает сампроцесс совместных действий: сооружение построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат ее не важен. Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности детей на самовыявлении. Хотя малыш стремится подражать ровеснику и возрастает интерес детей друг к другу, образ ровесника для ребенка очень нечеткий, потому что их совместные действия поверхностны Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. А для установления контактов широко используют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми - жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вносят свой вклад в установление контактов. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь.

В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативноделовая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.

Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д.

У дошкольников возникает интерес к поступкам, способам действий, выступающий в вопросах, насмешках, репликах.

У детей ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательности, непримиримость в оценке товарищей. На 5-м году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стремится привлечь внимание к себе. Ребенок не выделяет интересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник.

Таким образом, содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению. Контакты характеризуются яркой эмоциональностью.

Дети используют разнообразные средства общения, и несмотря на то, что они много говорят, речь остается по-прежнему ситуативной.

Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей 6-7 лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию. Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер.

Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать.

Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения - речь.

Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров. То, о чем говорят дошкольники, позволяет проследить, что ценят они в сверстнике и за счет чего самоутверждаются в его глазах.

Средние дошкольники чаще демонстрируют сверстникам то, что они умеют делать и как это у них получается. В 5-7 лет дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, «планами на будущее» («кем я буду, когда вырасту»).

Несмотря на развитие контактов со сверстниками, в любой период детства наблюдаются конфликты между детьми. Рассмотрим их типичные причины.

В младенчестве и раннем детстве наиболее распространенной причиной конфликтов со сверстниками выступает обращение с другим ребенком как с неодушевленным объектом и неумение играть рядом даже при наличии достаточного количества игрушек. Игрушка для малыша более привлекательна, чем сверстник. Она заслоняет партнера и тормозит развитие положительных взаимоотношений. Дошкольнику особенно важно продемонстрировать себя и хоть в чем-то превзойти товарища. Ему необходима уверенность в том, что его замечают, и ощущать, что он самый хороший. Среди детей малышу приходится доказывать свое право на уникальность. Он сравнивает себя со сверстником.

Но сравнение очень субъективно, только в его пользу. Ребенок видит сверстника как предмет сравнения с собой, поэтому сам сверстник и его личность не замечаются. Интересы ровесника чаще игнорируются. Малыш замечает другого, когда тот начинает мешать. И тогда сразу же сверстник получает суровую оценку, соответствующую характеристику. Ребенок ждет от ровесника одобрения и похвалы, но поскольку он не понимает, что и другому требуется то же самое, ему трудно похвалить или одобрить товарища. Кроме того, дошкольники плохо осознают причины поведения других. Они не понимают, что сверстник - такая же личность со своими интересами и потребностями.

К 5-6 годам число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника. Дети чаще говорят о себе с позиции «мы». Приходит понимание того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя дошкольники по-прежнему ссорятся, а нередко и дерутся.

Различен вклад каждой формы общения в психическое развитие. Ранние, начинающиеся на первом году жизни контакты со сверстниками служат одним из важнейших источников развития способов и мотивов познавательной деятельности.

Другие дети выступают как источник подражания, совместной деятельности, дополнительных впечатлений, ярких положительных эмоциональных переживаний.

При недостатке общения со взрослыми общение с ровесниками выполняет компенсаторную функцию.

Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний.

Ситуативно-деловая создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества. А внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представления о самом себе.

Контакты со сверстниками приносят ни с чем не сравнимую радость.

Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми.

Этому способствует:

развитие речи, которое у большинства детей достигает такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию;

Уже к шести годам ребенок начинает осознавать, что другие дети, как и он сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и в потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники способны уже не только оценить себя, но и достоинства другого ребенка, соответственно к нему отнестись. Общение становится важным фактором развития как своей личности, так и личности сверстника.

По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли в общении, что сигнализирует о трудностях в отношении со сверстниками. В старшем дошкольном возрасте происходит уже как бы разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутриличностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям эмоций: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Для их предотвращения необходимо в этом возрасте обучать детей межличностному общению со сверстниками.

Необходимо учитывать, что становлению межличностного общения детей со сверстниками будут способствовать:

желание вступать в контакт;

умение общаться (управлять своим поведением, влиять на собеседника, организовывать общение);

знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Как показывают исследования, культура поведения ребенка во многом зависит от культуры поведения находящихся рядом родителей, воспитателей. В лице взрослого ребенок находит не образ другого человека, а, как отмечал Д.Б.

Эльконин, «...образ себя через другого».

Педагогу необходимо знать, как развивается общение, какие его виды и формы характерны для детей разного возраста, как определить уровень развития общения и компенсировать возможные недостатки.

Работая с детьми, важно представить, как через общение можно развивать мотивы и смыслы детских действий, сознание и самопознание, инициативность и произвольность.

Не каждое взаимодействие можно назвать по праву общением. Чтобы оно являлось таковым, оно должно соответствовать 4 критериям (М. И.

Лисина):

внимание и интерес к другому;

эмоциональное отношение к другому;

инициативные акты (стремление вызвать интерес другого);

чувствительность к тому отношению, которое проявляет партнер.

Еще один немаловажный критерий - содержание общения, которое и является объединителем общающихся (тема разговора, совместная деятельность). Чтобы можно было избежать проблем в воспитании, взрослый должен создать эту общность в коллективе детей. Особенно велика роль общения в дошкольном возрасте. Для маленького ребенка общение с другими людьми это не только источник разнообразных впечатлений, но и главное условие формирования его личности. Через общение со взрослым и сверстниками ребенок учится чувствовать, мыслить, разговаривать, пользоваться предметами. Другими словами, общение - является главным и решающим условием становления всех процессов и качеств психики ребенка.

Прежде всего, необходимо помнить, что простое наличие сверстников и игрушек не является гарантией формирования гуманных отношений между детьми, как и факт воспитательного воздействия посещения детского сада.

Часто проблемы, возникающие в воспитании и процессе общения, порождаются типичным для детей дошкольного возраста неумением распознать состояние другого. Один из приемов, применяемых в данной ситуации, - словесное описание взрослым, в конкретной ситуации с переносом в практическую деятельность. Важно привлекать внимание ребенка не только к негативным переживаниям другого (страх, плач), но и позитивным (радость, удовольствие). Одним из хороших методов воспитания человечности у детей является внимание к болеющим и новеньким детям (написать письмо, показать группу и игрушки).

Необходимо стремиться к тому, чтобы поведение и поступки ребенка стали осознанными. Для этого нужно развивать «эмоциональное предвосхищение», т. е. предвидение результата своих поступков. Но из-за особенностей психического развития дошкольники не могут удерживать конечную цель действий и им не понятна логика взрослых. Поэтому нужно учить детей поэтапному анализу действий и поступков. Заставить сделать это не возможно. Поэтому необходимо придумать действенный стимул к совершению позитивных поступков.

Чтобы осуществлять педагогически правильное руководство взаимоотношениями детей, необходимо знать:

социометрический статус ребенка;

индивидуальные особенности каждого ребенка (тип темперамента, личностные особенности);

как складываются взаимоотношения детей в коллективе (кому ребенок подражает, кому отдает предпочтение, на кого оказывает влияние, особенности взаимоотношений и распределение ролей в семье, ценностные ориентации родителей).

Методы воздействия педагога должны зависеть от поведения дошкольника, которое можно отнести к одному из 3-х типов:

Эгоистическое:

безразличие к другим;

интересы сосредоточены на предметах;

грубость, агрессивность как метод достижения желаемого;

высокомерная позиция по отношению к другим.

Конкурентное (характерно для детей 3-5 лет как естественное):

стремление к первенству во всем;

знает, как добиться похвалы, как делать правильно;

другой - конкурент, которого нужно превзойти;

стремление привлечь внимание (как «+», так и «-»);

завистливость, обидчивость.

Гуманное:

другой как Человек;

чувствительность к желаниям и интересам других;

охотно оказывает помощь, так как сам получает от этого радость;

Немаловажное значение в формировании общения и хорошего отношения детей друг к другу имеет стиль общения воспитателей с детьми.

Педагогам нужно:

снизить безапелляционность требований;

ярче выражать доброжелательность ко всем детям;

увеличить число, позитивных оценок;

поощрять и успехи в познании, и доброжелательное отношение детей друг к другу;

индивидуализировать общение;

аргументировать требования;

не давать ярлыков;

направлять чувства и эмоции детей на сверстника в конкретных действиях; а не на приобретение знаний и умений хорошего поведения;

формировать чувство общности, группы («секретные совещания», постановка детей в ситуацию зависимости друг от друга);

снизить соревновательное начало;

минимизировать предметность общения;

учить детей выражать свои эмоции мимически и жестами (предупреждение распространения бранных слов в детском лексиконе).

Таким образом, усвоение социально-эмоционального опыта идет, прежде всего, через взаимодействие ребенок - взрослый. Этот процесс не является односторонним, он характеризуется как взаимообогащающий. Моделирование полученного путем наблюдения и взаимодействия опыта ребенок переносит прежде всего в сюжетно-ролевую игру, а затем и во взаимоотношения со сверстниками. Коллективная игра является тем экраном, на котором высвечиваются недостатки и особенности личности ребенка. Роль взрослого уметь заметить недостатки, проанализировать их, помочь ребенку справиться с ними.

Эффективную помощь можно оказать, только находясь в непосредственном взаимодействии с ребенком.

Можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества:

1. Чаще обсуждать последствия действий ребенка или взрослого для чувств другого человека.

2. Подчеркивать сходство между разными людьми.

3. Предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимы сотрудничество и взаимопомощь (моделировать их совместную деятельность, предлагать игрушки и игры, в которых лучше играть нескольким детям, и т. п.). Объяснять, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощрять их в проявлении этих качеств.

4. Обращать внимание на детей, которые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводите их в пример. Выделять моменты, в которых дошкольники высказываются в пользу кооперации и взаимопомощи.

5. Исключить нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом.

6. Рассказывать ситуации из своей жизни, в которых содействие и взаимопомощь других людей помогли решить сложную проблему.

7. Попросить детей рассказать о таких случаях в их жизни или жизни их близких.

9. Поощрять стремление детей договариваться, если возникают проблемы и конфликты, высказывать свои мысли и чувства, вместо того чтобы разрешать проблемы силой.

10.Вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникших на моральной почве. Поощрять их попытки найти альтернативный выход из этой ситуации и продумать его последствия. Привлекать внимание других детей к случаям нравственного исцеления ребенка.

11.Находить индивидуальные для каждого ребенка формы поощрения такого поведения.

12.Последовательно игнорировать случаи отрицательного поведения, обращая внимание на ребенка, который ведет себя хорошо.

13.Подкреплять свое внимание разрешением поиграть с какой-нибудь особенно желательной для ребенка игрушкой или дать ему возможность больше времени заниматься тем, чем он хочет.

14.Подчеркивать необходимость соблюдения очереди, правил поведения за столом и т. п.

15.Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты и наказания. Необходимо ясно формулировать правила поведения.

Объяснять, почему следует поступать так, а не иначе, обсуждать последствия неверного поведения как для самого ребенка, так и для окружающих.

16.Поощрять различные формы сюжетно-ролевой игры. Обеспечивать детей игровым материалом, чтоб они могли вместе конструировать, строить.

17.Поощрять совместную игру детей, предоставляя в распоряжение дополнительный игровой материал или пространство группе. Помнить, что улыбка и доброе слово также являются поощрением.

18.Вовлекать менее «популярных» детей в совместную деятельность вначале под вашим руководством, однако не стоит заставлять других детей принимать их в игру. Использовать как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку. Например, наблюдение за его игрой, улыбку, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, рисование, лепка, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребенка и т.д.

Внешние проявления внимания, привязанности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтоб они были разнообразны.

Таким образом, благоприятными условиями воспитания у дошкольников гуманных чувств и отношений в межличностном общении со сверстниками являются:

Эмоциональный комфорт для каждого ребенка. Понимание и поддержка, ориентированные на потребность ребенка в разнообразных впечатлениях, в активной деятельности и достижении успеха в ней, во взаимодействии со сверстниками, при использовании различных способов общения, что делает ребенка «открытым» педагогу.

Положительный эмоциональный климат создает благоприятные условия для каждого воспитанника;

Сформированность положительных взаимоотношений между детьми. В обстановке дружеского расположения сверстников ребенок чувствует себя гораздо увереннее, спокойнее. Он может рассчитывать на поддержку и помощь товарищей. Установившееся взаимопонимание, сопереживание способствуют возникновению доброжелательных отношений в группе сверстников;

Организация совместной деятельности перекликается с предыдущим положением, так как дошкольник часто оказывается в ситуациях, когда возникает необходимость помочь партнеру, порадоваться его успехам, получить поддержку от сверстников. При этом создается возможность передавать детям необходимые способы проявления доброжелательности, разъяснять моральный смысл возникающих ситуаций, оценивать действия детей с точки зрения соответствия моральным нормам. Дошкольнику становится понятна роль правил, их значимость как для достижения общих результатов, так и для развития положительных взаимоотношении. Особое значение придается формированию партнерских отношений в процессе совместной деятельности. Проявление инициативы, активности в воздействиях на партнеров должно сочетаться с доброжелательным отношением к ним.

При этом важным является овладение способами выражения своего отношения к предложениям участников деятельности: выражение согласия или несогласия, умения аргументировать встречное предложение, отстаивать свое мнение, убеждать инициатора в справедливости претензий, оставаясь при этом доброжелательным участником общего дела;

Уважение права ребенка на развитие индивидуальности. Признание значимости его для всей группы вызывает тяготение к обществу сверстников, потребность в их поддержке, стремление стать равноправным членом детского «сообщества»;

Дифференцированный подход в процессе воспитания детей. Ощущение доброго отношения к себе позволяет ребенку пережить положительные эмоции как свидетельство признания его со стороны окружающих.

Негативное влияние на эмоциональное состояние оказывают возникающие у детей страхи (боязнь темноты, животных, посторонних людей, сказочных персонажей и даже боязнь оказаться в центре внимания и т. п.).

Поэтому необходимо ориентироваться на внимательное отношение к этим явлениям у детей, предлагая им рассказать о своих переживаниях. Вместе с тем важно предостерегать детей от реальных опасных ситуаций: весной ходить по тонкому льду, купаться без присмотра взрослых, перебегать улицу в неположенном месте и т.д.

Неблагоприятная атмосфера в группе нередко возникает при конфликтных ситуациях между детьми, когда кто-либо из детей стремится удовлетворить свои желания, не считаясь с потребностями других. Конфликты неизбежны, так как ребенку порой трудно ориентироваться на желания сверстника понять, что он чувствует. Поэтому важно научить детей способам выхода из конфликтной ситуации, не доводя дело до ссор и драк. Необходимо также создавать условия для профилактики возникновения конфликтных ситуаций (использовать беседу, игру-драматизацию), научить детей осознанному восприятию своих чувств, желаний, умению выражать их соответствующим образом, понятным окружающим людям, а также спокойно относиться к желаниям и суждениям других детей.

Важно создавать условия для игр, в которых необходимы согласованные действия, взаимопомощь, решение проблемных и жизненных ситуаций, требующих проявления взаимопонимания и умения разрешать конфликты.

Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.

Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Таким образом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребенка.

Вследствие этого существует единая система формирования коммуникативной функции ребенка, развития его личности.

Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в разных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

Список литературы

1. Дурова Н. Б. Очень важный разговор. М, 2000.

2. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.

3. Лаврентьева Г. П. Культура общения дошкольников. Киев, 1988.

4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986г.

5. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.

Живущий в Америке". Создатель композиционной техники и музыкального стиля "синхронная музыка...» детьми является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обе...»

«Психологические основы патриотического воспитания. Педагог-психолог МАОУ Гимназия №1 Сергеева Т.Ф. Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу Воспитать человека! Человека чувствующего, терпимого, понимаю...»

«1.Цели и задачи педагогической практики Цели производственной педагогической практики состоят в развитии умений и формировании у студентов навыков организации и осуществления учебной и воспитательной работы в школе, а именно в формировании умений и навыков: организации, подготовки и проведения ур...»

Мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества. Ребенок приобретает тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние взрослых на развитие личности дошкольника

Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества. Ребенок приобретает тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Условия развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка из узкого круга близких ему людей. Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с их интересами и мнением. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка. Теперь к нему предъявляют высокие требования особенно к умению организовать свое поведение. Постепенно, шаг за шагом, формируется личность ребенка, причем каждый новый сдвиг в формировании личности изменяет влияние условий, увеличивает возможности дальнейшего воспитания. Условия развития личности так тесно переплетаются с самим развитием, что разделить их практически невозможно. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона - развитие чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств основной путь влияния взрослых на развитие личности детей- организация усвоения моральных норм. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат прежде всего сами взрослые- их поступки, взаимоотношения. Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих близких людей. Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых многими путями - наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. 6 качестве образца для него выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Образцом для ребенка может служить также и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе. Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими моральными чертами. Решающий моментов усвоении образцов поведения, выходящих за рамки поведения окружающих ребенка людей,- та оценка, которую дают другим взрослым, детям, персонажам рассказов и сказок люди, к которым ребенок привязан, мнение которых для него наиболее авторитетно. Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к образцам поведения. Так, слушая сказку пли рассказ, они обязательно стараются.

Притязание на признание

Мальчики и девочки

Решающее значение для развития самосознания ребенка имеет его взаимодействие со взрослыми, которое направлено или по наитию вырабатывает у него определенное отношение к миру вещей, ко всему живому, к людям и к самому себе. Взрослые являются для ребенка главным источником информации о себе. Взрослые помогают осознать ребенку и его собственную половую принадлежность. Ориентация ребенка на ценности своего пола чаще всего происходит в семье. Каждый из родителей несет ценностные ориентации своего пола. Такие признаки, как душевность, чувствительность, эмоциональность, больше присущи женщине; смелость, решительность, самообладание - признаки мужественности. Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение поведения мужчин и женщин, а также через искусство.

Половая принадлежность и выбор половой роли

В дошкольном возрасте зарождаются и развиваются различия в направленности общения у мальчиков и девочек, обнаруживается так называемая доброжелательность к детям своего пола: мальчик чаще выбирает мальчиков, а девочка - девочек. Развивается самосознание и как важная его составная часть осознание себя как мальчика, мужчины или как девочки, женщины. Психологами было выявлено, что дети группируются в игры по признаку пола. Не только коллективные, но и одиночные игры детей часто определяются полом ребенка. Играя в «семью», дети также предпочитают роли в соответствии со своим полом. В игре проявляется эмоциональность ребенка и отрабатываются возможные для мужской и женской роли формы соответствующего поведения. Девочки лучше приспосабливаются к создавшейся ситуации, спокойнее, быстрее и легче входят в новые условия. Мальчики взрывнее, создают больше шума. В ролевой игре мальчик, подражая взрослым, берет на себя роль шофера, космонавта, солдата; девочка - роль матери, врача, воспитателя. Выбранные игровые роли отражают социальные стремления детей разного пола. Интересы мальчиков сосредоточены на технике, па соревновательных играх, в которых можно реализовать свои притязания на победу, на лидерство. Игры мальчиков дальше отстоят от сферы семьи, чем игры девочек.

Половая принадлежность и выбор игрушки

Игрушки выступают как опорный материал игры, помогающий развитию ее сюжета, и на их выборе также сказывается половая принадлежность детей. В специальном эксперименте детям предлагалась ситуация свободного выбора двух наборов игрушек из четырех. Были предложены четыре подноса со следующими предметами: машина, посуда, кубики, кукла. Ребенка просили назвать все игрушки, взять два подноса с наиболее понравившимися игрушками и поиграть с ними. Все действия ребенка фиксировались. В результате выяснилось, что на четвертом году жизни у мальчиков и девочек происходит дифференциация в предпочтении игрушек. Как оказалось, машина, кубики выбирались для игры преимущественно мальчиками, а кукла и посуда - девочками. Выбор игрушек отражает действенное проникновение детей в специфику «мужской» и «женской» деятельности. Мальчики больше знают и умеют в сфере техники, а девочки - в сфере домашнего быта. Детская влюбленность. К концу дошкольного возраста ребенок осознает необратимость половой принадлежности и начинает соответственно строить свое поведение. В это время у детей возникают своеобразные отношения к некоторым детям другого пола. Эти отношения с самого начала индивидуализированы. Так, мальчик может испытывать живую и трепетную радость при виде ровесницы или более взрослой девочки, его могут волновать мечты об этой девочке. Взрослые должны уважительно относиться к трепетным чувствам ребенка. Здесь взрослый не должен позволять себе иронии или снисходительного высокомерия. При этом не следует и подогревать детскую влюбленность, а, наоборот, нужно стараться переключить ребенка на что-либо другое, что может захватить его чувства и воображение с новой силой. От детской влюбленности надо отличать детские разговоры о любви, женитьбе и деторождении. В суждениях детей на эту тему отражается их познавательный интерес к обыденной жизни людей и межличностным отношениям мужчин и женщин.

Формирование образа тела

Образ тела возникает у ребенка в связи с его общими познавательными интересами, когда он вдруг начинает интересоваться изучением телесной организации людей и своей собственной. Осознание своей половой принадлежности включается в структуру образа своего «я». Ребенок, слыша от взрослых: «Ты - мальчик», или «Ты - девочка», переосмысливает эти наименования и в связи со своими половыми особенностями. Ребенок непосредствен в любопытстве к своему телу и половым органам. По мере взросления дошкольники начинают испытывать неловкость при обнажении перед другими людьми. Чувство неловкости, стыдливости -результат воспитательного воздействия взрослых. Отношение к наготе человеческого тела - проблема нравственного воспитания ребенка в широком смысле этого слова. В подавляющем большинстве случаев современные дети довольно рано усваивают характерные признаки тела мальчика- и девочки. При этом дети усваивают и отношение взрослых к обнаженному телу. Многие взрослые накладывают своеобразное табу на восприятие обнаженного тела и осуждение телесных отправлений. Отношение родителей к своему телу во многом определяет нюансы их поведения, которые влияют на характер идентификации ребенка со взрослыми. Если родители испытывают смущение при попытке переодеться, то их чувство неловкости передается ребенку. Если родители ведут себя естественно, то ребенка, как правило, не смущает обнаженное тело. Однако здесь должен быть обдуманный индивидуальный подход. На некоторых детей вид обнаженных родителей действует возбуждающе. У ребенка появляется направленный интерес к обнаженному телу взрослых и к гениталиям. Отдельно надо указать на рисование детьми половых органов. Дети иногда рисуют гениталии у животных и человека. Свобода изображения ребенком гениталий зависит от отношения к этому взрослых. Гениталии животных легко (без торможения) рисуются сельскими детьми и детьми художников, работающих с обнажен ной натурой. Мальчики рисуют гениталии у животных-самцов и мужчин чаще, чем девочки. Этот факт можно объяснить тем, что мальчики идентифицируются с физическим образом своего поли. Многие дети дошкольного возраста не только не подозревают о различиях в физическом облике людей, но и не видят этих различий, когда смотрят на обнаженную натуру. Некоторые дети настолько «защищены» семейным бесполые воспитанием, что не воспринимают различий пола у обнаженной, натуры даже тогда, когда им предлагается специально внимательно рассмотреть ее для того, чтобы правильно изобразить. Дети начинают хихикать, отворачиваться, закрывать глаза руками. Как правило, такие дети ни за что не хотят рисовать предъявляемую им натуру. Подобные реакции есть результат неверного полового воспитания. Воспитатель должен обратить па это внимание. Сексуальное воспитание в дошкольном детстве. Отношение к обнаженному человеческому телу - результат влияния тех стереотипов поведения, которые существуют в семье ребенка и ближайшем его окружении. При грамотном нравственном и умном руководстве со стороны взрослых у ребенка будет формироваться здоровое отношение к половым различиям и отношениям полов.

Развитие мотивов поведения и формирования самосознания

Общая характеристика мотивов поведения ребенка. Мотивы поведения ребенка существенно изменяются па протяжении дошкольного детства. Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем детстве, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, вызываемых самыми различными причинами, и при этом не отдает себе ясною отчета в том, что заставляет его совершать тот пли иной поступок. Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе. Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины. Трехлетний малыш бросает курам крошки, чтобы посмотреть, как они сбегаются и клюют, а шестилетний мальчик - чтобы помочь матери по хозяйству. Вместе с тем можно выделить некоторые виды мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей. Это прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того пли иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами»,-говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности. «Большие не плачут»-сильный аргумент, заставляющий ребенка сдерживать слезы. Другая важная группа мотивов, постоянно проявляющихся в поведении детей,- мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать как взрослый. Выходя за пределы игровой деятельности, они окрашивают все поведение ребенка и создают неповторимую специфику дошкольного детства. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-либо учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию. Так, например, в одном психологическом исследовании детям предлагали из изображений четырех предметов - человека, льва, лошади и повозки - отобрать лишний. Дети в этих условиях считали лишним льва и так объясняли свой выбор: «Дядя запряжет лошадь в повозку и поедет, а зачем ему лев. Лев может съесть и его, и лошадь, его нужно отправить в зоосад».Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношении со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Многие действия детей объясняются именно этим желанием. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения.

Условия нравственного развития личности ребенка

Нравственное развитие личности ребенка определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка. Первостепенное значение для развития ребенка как социального существа имеет знание нормативов поведения. На протяжен раннего и дошкольного возраста ребенок через общение с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов) усваивает социальные нормы поведения. Усвоение норм предполагает, во-первых, что ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение, во-вторых, что у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения. В привычке представлена эмоционально переживаемая побудительная сила: когда ребенок действует, нарушая привычное поведение, это вызывает у него ощущение дискомфорта. Усвоение норм, в-третьих, предполагает, что ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам. Рассудочное и эмоциональное отношение к нравственным нормам и к их выполнению развивается у ребенка через общение со взрослыми. Взрослый помогает ребенку осмыслить рациональность и необходимость определенного нравственного поступка, взрослый санкционирует своим отношением к поступку ребенка определенный тип поведения. На фоне эмоциональной зависимости от взрослого у ребенка развивается притязание на признание.

Притязание на признание со стороны взрослого

Притязание на признание - одна из самых значимых человеческих потребностей. Она основана на стремлении получить высокую оценку своих достижений, отвечающих социальным требованиям общества. В дошкольном возрасте происходит насыщение мотивов поведения и деятельности новым социальным содержанием. В этот период перестраивается вся мотивационно-потребностная сфера, в том числе качественно меняется проявление потребности в признании. Дети начинают скрывать свои притязания, открытое самовосхваление наблюдается лишь в редких случаях. Нереализованное притязание на признание может привести к нежелательным формам поведения, когда ребенок начинает нарочито придумывать неправду или хвастать. Притязание на признание проявляет себя и в том, начинает бдительно следить за тем, какое внимание ему, а какое -его сверстнику или братишке. Ребенок дошкольного возраста стремится к тому, чтобы взрослые оставались довольны им. Если он заслужил порицание, то всегда хочет исправить испортившееся отношение со взрослым. Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах. Ребенок пытается проецировать свой поступок на будущие реакции других людей, при этом он хочет, чтобы люди были ему благодарны, признали его хороший поступок. Потребность в реализации притязания на признание проявляется в том, что дети все чаще начинают обращаться к взрослым за оценкой результатов деятельности и личных достижений. В этом случае чрезвычайно важно поддержать ребенка. Нельзя обрушивать на ребенка реплики типа: «Ты не сможешь этого сделать», «Ты не знаешь этого», «У тебя не получится», «Не мешай мне пустыми вопросами» и т. п. Подобные неуважительные реплики взрослого могут привести ребенка к потере уверенности в своих возможностях.

Конформность

Был проведен эксперимент с «естественной группой в подставной ситуации». Анализ материалов позволил установить, что стремление «быть как все» может привести к Конфор м и о му п о ве де и ню. Как оказалось, младшие дошкольники (три-четыре года) обычно плохо ориентируются на высказывания сверстников, прежде всего они исходят из своего восприятия. Ответы детей в соответствии с тем, что они чувствуют, а не в соответствии с тем, что говорят другие дети, объясняются не самостоятельностью выбора поведения, а отсутствием ориентации па других детей. Если же младшие дошкольники следуют за группой, то это происходит в результате того, что ребенок, который не сосредоточился па вопросах взрослого, а был занят чем-либо (например, играл со своими пальчиками или с пятном на столе) и не вникал в содержание вопроса, дает эхо-реакцию. При этом он эмоционально спокоен. В пять-шесть лет дети начинают активно ориентироваться па мнение сверстников. Их объяснения, почему они повторяют за другими то, чего нет на самом деле, весьма однозначны: «Потому что дети сказали так», «Они сказали так». При этом ребенок начинает чувствовать себя тревожно. В это время сюжетные игры формируют общее отношение к сверстнику как к партнеру по общению, с мнением которого ребенок должен считаться непременно. Следующая возрастная группа - дети шестн-семи лет. Среди хорошо знакомых им сверстников они уже проявляют тенденцию к самостоятельности, однако среди незнакомых они, как правило, конформны. Причем после эксперимента, когда они следовали за другими вопреки собственным знаниям, они старались показать взрослому, что на самом деле хорошо знают, как надо было правильно ответить. Так, мальчик говорит: «А зачем это они так глупо отвечали? На соленое говорили сладкое, на синее - красное».- «А ты почему сам так говорил?» - «Я? Я как все». Стремление «быть как все» в ситуациях выбора линии поведения может привести к конформизму как личностной характеристике. Однако и стремлению «быть лучше, чем все» могут сопутствовать негативные компоненты. Детская зависть. В дошкольном возрасте при стремлении к реализации притязаний па главную роль в игре, на победу в спортивных соревнованиях и других аналогичных ситуациях в отношениях детей может возникнуть зависть. Она вызывается тем, что у дошкольников па первый план выходят внешние социальные отношения и социальная иерархия («кто главней»).Притязание на лидерство изучалось методом замещения ребенка куклой-дублером (см. выше). Как оказалось, дети пяти- семи лет открыто обнаруживали притязание на лидерство лип.» в исключительной ситуации эксперимента. При распределении ролен каждым ребенком в присутствии заинтересованных сверстников часть детей предлагает главную роль другому безоговорочно, часть детей заявляет свое право ни.пгавную роль.

Роль этических эталонов в формировании личности

В человеческой культуре исторически выработаны обобщенные эталоны этической оценки. Этические эталоны выступают в качестве полярных взаимосвязанных категорий добра и зла. Как уже было сказано выше, ребенок постигает значение этических эталонов через совместное со взрослыми или другим ребенком рассудочное и эмоциональное общение. Нравственное развитие самого ребенка в большой мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами. В детской психологии существуют эффективные методы формирования нравственных качеств личности ребенка. Весьма продуктивным является метод, когда ребенок ставится в такие условия, где он вынужден сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами. В соответствии с программой эксперимента дети знакомились с двумя полярными этическими эталонами и практиковались в правильном соотнесении с ними двух противоположных по нравственной оценке конкретных действий. (В одной из ситуаций ребенок должен был поровну распределить игрушки между собой и еще двумя детьми.) Равномерное распределение объективно выражает признание ребенком равных прав других детей на игрушки и выступает как этически положительное действие (справедливое). Неравноценное распределение игрушек в свою пользу означает игнорирование прав других детей на эти игрушки и выступает как этически отрицательное действие (несправедливое). В качестве полярных этических эталонов фигурировали Буратино и Карабас из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого. Эти персонажи сказки выступали для ребенка как носители двух противоположных нравственных эталонов поведения. В формирующих экспериментах участвовали дети, которые в отборочных пробах всегда большую часть игрушек брали себе, а меньшую отдавали другим. В первой серии опытов дети должны были распределить игрушки за Буратино и за Карабаса. Дети распределяли от лица Буратино справедливо, так как он выступает как носитель положительного нравственного эталона («Буратино всегда поровну делит, он добрый и справедливый»); от лица Карабаса распределяли несправедливо, так как он выступает как носитель отрицательного нравственного эталона («Карабас жадничает, себе больше берет»). Во второй серии несправедливое действие самого ребенка соотносилось другими детьми с образом Карабаса, т. е. с отрицательным эталоном. Большинство детей, уличенных в неправильном (несправедливом) поведении, решительно протестуют против возможности сравнить их с Карабасом, категорически отрицая тождественность распределения у себя и Карабаса. В третьей серии ребенок должен был сам установить соответствие своего несправедливого распределения отрицательному талону. Происходящий в поведении ребенка сдвиг объясняется тем, что с помощью взрослого, но психологически самостоятельно ребенок устанавливает соответствие своего действия отрицательному эталону, в то же время окружающие ребенка люди демонстрируют ему свое положительное отношение и ожидание того, что он соответствует положительному этическому эталону. Овладение нравственными соотносящими действиями приводит к тому, что ребенку становится мучительно осознавать идентичность своих поступков с действиями отрицательной модели.

Условие развития навыка вежливости

Ориентация на вежливость как нравственную ценность общения у детей дошкольного возраста развивается следующим образом. Большинство дошкольников, начиная с четырехлетнего возраста, хорошо знают вежливые формы общения, могут понять нравственный смысл вежливости. Однако вежливость по-разному предстает в разных ситуациях. Вежливость как элемент сюжетно-ролевой игры преобладает над проявлениями вежливости в реальных взаимоотношениях детей. Вежливость и сопереживание у детей дошкольного возраста в случае неуспеха партнера по игре, по общему делу часто уступают место злости и грубости. Воспитание у ребенка потребности в вежливости, бережном отношении к другому будет успешным, если ребенку не только будут объяснять нравственный смысл вежливости, но и постоянно общаться с ним в соответствии с нормами вежливости. Только в этом случае вежливость из демонстрируемого поведения перейдет в прочный навык.

В плену эмоций

В дошкольном возрасте, так же как и в раннем детстве, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства. Внешнее выражение чувств у ребенка по сравнению со взрослым человеком носит более бурный, непосредственный и непроизвольный характер. Чувства ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут: бурное веселье нередко сменяется слезами. Потребность в любви и одобрении. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство Суверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка -преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное.благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства - радость, гордость, обиду и т. д. Ребенок, с одной стороны, остро переживает ласку, похвалу, с другой - причиненное ему огорчение, проявленную к нему несправедливость. Дошкольники испытывают чувства любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, часто проявляют по отношению к ним заботу, сочувствие. Любовь и нелепость по отношению к другим людям связаны с возмущением и гневом против тех, кто выступает в глазах ребенка в качестве их обидчиков. Ребенок неосознанно ставит себя на место человека, к которому он привязан, и переживает боль или несправедливость, испытанную этим человеком, как свою собственную Ревность. Вместе с тем, когда другой ребенок (даже любимые им брат, сестра) пользуется, как кажется дошкольнику, большим вниманием, он испытывает чувство ревности.

Сочувствие

Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся им и на персонажей художественных произведений-сказок, рассказов: он сочувствует несчастью Красной Шапочки не многим меньше, чем реальному несчастью. Он может вновь и вновь слушать одну и ту же историю, но чувства, вызываемые ею, от этого не ослабевают, а становятся даже сильнее: ребенок вживается в сказку: начинает воспринимать ее персонажей как знакомых и близких. Наиболее яркое чувство дошкольников при слушании рассказов и сказок - это сочувствие всем, кто попал в беду. Особое сочувствие ребенка вызывают положительные герои, но иногда он может пожалеть и злодея, если тому приходится уж очень плохо. Чаще, однако, дети возмущаются поступками отрицательных персонажей, стремятся защитить от них любимого героя. Чувства, испытываемые ребенком при слушании сказок, превращают его из пассивного слушателя в активного участника событий. Ужасаясь предстоящим событиям, он в испуге начинает требовать, чтобы закрыли книгу и не читали ее дальше, или сам придумывает более приемлемый, с его точки зрения, вариант той части, которая его пугает. При этом нередко ребенок берет на себя роль героя. Рассматривая иллюстрации к сказкам, дошкольники часто пытаются непосредственно вмешаться в ход событий: замарывают или выцарапывают изображения отрицательных действующих лиц или обстоятельств, угрожающих герою. Одна четырехлетняя девочка «освободила» изображенного на картине Прометея, выцарапав сковывающие его цепи. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший, но, конечно, не единственный источник чувств дошкольника. Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут возникать у него по отношению к животным, растениям, игрушкам, предметам и явлениям природы. Знакомясь с человеческими действиями и переживаниями, дошкольник склонен приписывать их и предметам. Он сочувствует сломанному цветку или дереву, возмущается дождем, который мешает гулять, гневается на ударивший его камень.

Страх

Особое место среди детских чувств занимают бурные переживания страха. Зарождение страха происходит чаще всего следствие неправильного воспитания и неразумного поведения взрослых. Очень типичными являются случаи, когда взрослые начинают приходить в отчаяние по малейшему поводу, грозящему их мнению, опасностью ребенку. Такое поведение взрослых приводит ребенка в состояние напряженной тревоги и страха. Например, какой-нибудь жизненный эпизод, который при правильном отношении бесследно прошел бы, превращается взрослыми в грозное событие и поэтому может иметь тяжелые последствия. Страх может быть внушен взрослыми и в тех случаях, когда ребенок видит у них проявление страха. Таким образом дети начинают бояться грозы, мышей, темноты. Некоторые люди считают "позволительным запугивать детей, лишь бы добиться от них послушания («Иди сюда, а то тетя заберет!»; «Не будешь слушаться, вон тот дядя в портфель посадит!»). Переживание страха иногда возникает и без воздействия взрослых. При встрече ребенка с необычным, новым у него, кроме удивления и любопытства, может возникнуть острое тревожное состояние. Одной из причин, вызывающих страх, бывает необычное изменение знакомого лица: когда лицо закрывается вуалеткой, на голову надевается капюшон и т. д. В необычной, неопределенной ситуации ребенка очень часто охватывает сильное волнение. Типичен в этом отношении страх перед темнотой. Страх перед темнотой объясняется в большой мере тем, что она скрывает все знакомые предметы, что каждый незначительный шум кажется необычным. Если ребенок хоть раз испугался в темноте, то потом темнота сама по себе будет пугать его. Частые переживания страха влияют на общее физическое и психическое самочувствие ребенка, поэтому взрослые должны воспитывать и поддерживать в ребенке чувство свободы п бесстрашия. От этих форм страха принципиально отличается страх за других, когда самому ребенку ничто не угрожает, но он переживает страх за тех, кого любит. Такого рода страх есть особая форма сочувствия, и его появление у ребенка свидетельствует о развивающейся способности к сопереживанию.

Развитие чувств

Чувства дошкольника трех-четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативны и неустойчивы. Так, любовь ребенка к матери, вспыхивая время от времени, побуждает его целовать ее, обнимать, произносить нежные слова, но еще не может служить более или менее постоянным источником поступков, которые бы радовали мать, приносили ей удовлетворение. Ребенок еще не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях. Здесь нежность к заболевшей матери уступила место удовольствию по поводу возможности выполнять роль взрослой, опекать больную. Чувства младших и средних дошкольников по отношению к сверстникам, не являющимся членами семьи, обычно вообще не бывают особенно длительными. Наблюдения за дружескими проявлениями детей в детском саду показали, что в подавляющем большинстве случаев ребенок дружит попеременно с многими детьми в зависимости от обстоятельств. Такая дружба основана не на стойком отношении к сверстнику, а на том, что ребенок с ним вместе играет пли сидит за столом. На протяжении дошкольного детства чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения. Типичной для ребенка старшего дошкольного возраста становится постоянная дружба со сверстниками, хотя сохраняется и большое количество случаев попеременной дружбы. При завязывании дружбы между детьми основное значение теперь приобретает не внешняя ситуация, а их симпатия друг к другу, положительное отношение к тем или иным качествам сверстника, его знаниям и умениям («Вова знает много игр», «С ним весело»; «Она дои рая»). Чувства и разум. Одно из главных направлении развития чувства в дошкольном детстве - увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребенка. Ребенок только начинай" познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своп поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Существует распространенное мнение о том, что маленькие дети часто бесчувственны, далее жестоки по отношению к животным.

Прекрасное

Аналогичный путь развития проходит в дошкольном детстве и чувство красивого, вызываемое у ребенка предметами, явлениями природы, произведениями искусства. Для трех-четырехлетнего дошкольника красивое - это яркая, блестящая игрушка, нарядный костюмчик и т. п. К старшему дошкольному возрасту ребенок начинает улавливать красоту в ритмичности, гармонии красок и линий, в развитии музыкальной мелодии, в пластичности танца. Сильные переживания вызывает у старшего дошкольника красота природных явлений, пейзажей, праздничных шествий. Чем лучше ребенок ориентируется в окружающем, тем более разнообразными и сложными становятся причины, порождающие у него чувство прекрасного.

Проявление чувств

Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувства ребенка. Во-первых, ребенок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от трехлетнего, пяти-шестилетний дошкольник может сдержать слезы, т.п. Во-вторых, он усваивает «язык» чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, мимики, жестов, движении, интонаций голоса. Хотя наиболее резкие проявления чувств (плач, смех, крик) связаны с работой врожденных механизмов мозга, они только в младенчестве имеют непроизвольный характер. В дальнейшем ребенок научается ими управлять и не только подавлять в случае надобности, но и сознательно употреблять, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них. Что же касаемся всего богатства более тонких выразительных средств, которыми пользуются люди для выражения чувств, то они имеют общественное происхождение и ребенок овладевает ими путем подражайте.


Фастова Елена Аркадьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №19
Московского района Санкт-Петербурга

Одной из определяющих задач детского сада на современном этапе является формирования общей культуры личности детей, создание эмоционального благополучия воспитанников.

Детский сад — как второй социальный институт после семьи в жизни ребенка, способен научить детей жить в социуме, приобрести необходимые навыки общения, взаимодействия с окружающими людьми.

Общение основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из глобальных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития, формированием коммуникативных навыков.

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

Желание вступать в контакт с окружающими;

Умение организовывать общение;

Знание норм и правил.

Нарушение общения приводит к тяжелым отклонениям в поведении, отражается на интеллекте ребенка, развитии социально значимых качеств личности.

Ребенок научается в семье, в детском саду, в общении с взрослыми - педагогами и родителями согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотнося свои действия с общественными нормами поведения.

В детском саду осуществляется обучение основным существующим законам общения: дети учатся искать и находить компромисс между собственными желаниями и интересами окружающих его людей, отстаивать собственную точку зрения и вместе с этим сдерживать себя и свои эмоции в разрешении споров. Воспитание детей в детском саду дает возможность научиться отстаивать свое мнение, путем аргументов, а не слез и истерик, как часто случается дома. В особенности ценным является то, что в коллективе сверстников данные навыки формируются естественным образом, как бы сами собой — в процессе общения и во время игры с другими детками.

Отношения ребенка с детьми также во многом определяется характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Педагогическая позиция воспитателя проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимости, знании и понимании его потребностей, интересов, побуждений, устойчивом, заинтересованном, положительном отношении к личности ребенка, даже при проявлениях отрицательных действий, поступков. Отношение к ребенку как к субъекту, как к самоценности предполагает создание таких педагогических условий, которые бы способствовали, раскрытию потенциальных возможностей, творчества и активности ребенка.

Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние партнера. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

В процессе работы по формированию навыков общения, ребенок начинает понимать, как важно любить окружающую природу, чувствовать её, заботиться о ней, учиться у неё доброте, чуткости, бескорыстию, приобретают умение переносить все хорошее из природы в общение с людьми. Постепенно у дошкольника появляются представления о возможности выражать свои потребности, чувства с помощью различных вербальных и невербальных средств коммуникации. Понимание собственного «Я» формирует самооценку детей, что способствует правильному оцениванию своих поступков и на их основе различию по выразительным средствам общения и эмоции, и чувства других детей и взрослых. У ребенка воспитываются добрые и искренние чувства к самым близким людям, привязанность к семье. Дети ценят хорошие отношения и получают радость от общения со своими близкими, проявляют о них заботу и предлагают посильную помощь. Навык общения с взрослыми постепенно и переходит на общение со сверстниками. Дети проявляют заботу и внимание, чувства доброты, чуткости, доброжелательности, соучастие и сотрудничество в процессе общения друг с другом. Ребенок способен научиться управлять своим настроением, проявлять положительные эмоции в различных ситуациях, доставлять радость себе и другим при общении с окружающим миром. Имея представление о поступках и привычках людей, дети в дальнейшем смогут выработать социально значимые мотивы положительного поведения, развить у себя желание подражать хорошим примерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогут ребенку развить в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, позволят формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт будущей личности. Не менее важно дать детям знания о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом, младшими детьми и взрослыми. Это поможет им применять правила этикета в разных ситуациях дома, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения. Навыки общения так же включают в себя представления о половых различиях, о культуре и психологии общения мальчиков и девочек. Дети научаться понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

Все эти навыки у детей хорошо усваиваются в процессе игровой деятельности. Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем. Важный момент - выбор игры. Хорошо если игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа существует последовательность игр, развивающих те или иные аспекты взаимоотношений детей. Поиграв с детьми в три-четыре игры, можно перейти к начальным играм следующих этапов

При проведении игр не надо бояться повторений. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Дошкольники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий. Сами дети очень любят играть в знакомые игры и нередко просят повторить какую-нибудь игру. В таких случаях ей лучше посвятить первую половину занятия, а новую игру оставить на вторую половину.

Таким образом,чтобы ребенок вырос и стал полноценной и развитой личностью, он еще в самом раннем детстве должен приобрести опыт межличностного общения, так как без него процесс социализации будет неполным, и вхождение в мир людей станет болезненным. Этот процесс называется развитием социальной компетентности, он является неотъемлемой составляющей в развитии человека,

Список использованной литературы:

1.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль «Академия развития» 1996

2.Шипицына Л.М., Защиринская О.В.- Азбука общения.- СПб.:ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2000

Влияние взрослого на развитие личности дошкольника

ТЕМА 14. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

1. Влияние взрослого на развитие личности дошкольника.

2. Общение как важный фактор развития личности ребенка.

3. Общение ребенка со сверстниками.

4. Влияние семьи на развитие личности.

Формирование личности – это сложный социальный процесс. Ребенок развивается как существо социальное и среда является источником и условием развития личности.

Ребенок вступает во взаимодействие со средой – это играет первостепенную роль в его психическом развитии и развитии личности. Специфические человеческие свойства и личностные качества формируются в процессе взаимодействия и собственной активности. Именно в дошкольном возрасте складываются личностные механизмы поведения, появляются связи, отношения, которые в совокупности и есть единство личности. Особенности развития и психолого-педагогические предпосылки становления личности рассмотрены в трудах Л.И.Божович.

Большое значение для развития самосознания ребенка имеют взаимоотношения со взрослыми, т.к. они являются главными источниками информации о себе, о людях, о мире вещей. Взрослые помогают ребенку осознать его половую принадлежность, а также знакомят с правилами поведения и общения.

Огромное значение в формировании правил поведения имеет педагогическая оценка. Популярность ребенка зависит от успеха и оценки взрослого. Исследования показывают, что даже у малопопулярных детей при успехе в деятельности и положительной оценке меняется статус, самооценка и уровень притязаний. Эмоциональный климат в группе для них меняется.

В общении с ребенком взрослый может занимать авторитарную, демократическую и либеральную позицию.

Общение выступает важным фактором развития личности ребенка. В общении складываются личностные взаимоотношения и от характера этих отношений с окружающим миром во многом зависит, какие качества у ребенка будут сформированы.

В дошкольном возрасте возникают и сменяют друг друга несколько форм общения ребенка со взрослым.

Под формой общения понимается коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития и характеризуемая следующими параметрами (М.И.Лисина):

· время возникновения данной формы общения;

· место, которое она занимает в жизни ребенка;

· ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению со взрослым;

· основные средства общения.

Охарактеризуем каждую форму общения ребенка со взрослым.

Ситуативно-личностная форма (непосредственно-эмоциональное общение)

(младенчество)

Новорожденность – это подготовительный этап к общению со взрослым (ребенок учится выделять взрослого).



· улыбка (начиная с 4-й недели) сначала в ответ на улыбку взрослого, затем по своей инициативе;

· комплекс оживления (на 2-м месяце) завершает формирование потребности в общении.

Показатели сформированной потребности в общении

1) внимание и интерес к взрослому;

2) эмоциональные проявления по поводу взрослого (оценка взрослого);

3) инициативные действия с целью привлечь внимание взрослого;

4) чувствительность ребенка к отношению взрослого.

В основе потребности в общении лежат органические нужды, потребность в новых впечатлениях, поведение и позиция взрослого по отношению к ребенку. Отношение к ребенку как к личности – решающее условие для становления коммуникативной деятельности.