Массаж как средство развития речи детей

Поглаживание - массаж рук ребенка

Ребенка положить на спину, массажист встает к его ногам. Движение должно проводиться от кисти к плечу.

Для начала процедуры массажа взять в руку ладонь ребенка, вложить в нее большой палец и, придерживая, осторожно сжать ее в кулачок.

Левую руку ребенка приподнять правой рукой, затем левой рукой произвести поглаживания внутренней и наружной поверхностей руки, двигаясь от кисти к плечу.

Другой рукой мягкими и плавными движениями поглаживать попеременно внутреннюю и внешнюю часть руки.

Поглаживание повторить по 7 раз на правой и на левой руке.

Поглаживать внутреннюю и наружную поверхности можно одновременно, используя прием обхватывающего поглаживания. При этом следует массировать руку ребенка сразу с двух сторон, причем большой палец должен находиться на внутренней стороне руки, а остальные - на внешней. Затем надо перейти к кольцевому растиранию рук.

Кольцевое растирание - массаж рук ребенка

Для выполнения массажа нужно взять кисть ребенка большим (на внутренней стороне) и указательным (на внешней) пальцами и растирать ее активными круговыми движениями.

Массаж рук ребенка надо делать таким образом, чтобы через четыре оборота пальцы массажиста достигли локтя ребенка, через шесть оборотов дошли до плеча. В процессе растирания кожа на руке должна слегка покраснеть. Повторить этот массаж рук ребенка 5 раз. Упражнение нужно закончить поглаживанием (3 раза).

Скрещивание на груди - массаж рук ребенка

Для проведения массажа руки ребенка должны быть скрещены на груди.

Взять в руку ладонь ребенка, вложить в нее большой палец и, придерживая, осторожно сжать ее в кулачок, оставшимися пальцами придерживая его за кисти рук.

Затем, слегка встряхивая руки ребенка, несколько раз развести их в разные стороны и снова скрестить на груди.

Чтобы правильно выполнять упражнение, надо периодически чередовать положение рук: сначала правая располагается сверху, затем левая.

Данную процедуру массажа рук повторить 6 раз.

Встряхивание рук - массаж рук ребенка

Исходное положение - лежа на спине.

Данная процедура способствует расслаблению мышц ребенка. Зажать в кулачке ребенка свой большой палец, другими пальцами легко сжав его руку. Делать так на обоих руках одновременно. После этого плавно отвести руки малыша в стороны и слегка встряхнуть. Если у ребенка наблюдается гипертонус мышц, то он выполняет это упражнение неохотно. В этом случае надо проводить поглаживание рук.

Рада приветствовать вас, дорогие родители!

Массаж пальчиков очень полезен для маленького ребенка. Не зря же говорят, что ручная работа успокаивает психику, умиротворяет, например, вязание или вышивка, потому что пальцы рук тесто связаны с деятельностью головного мозга. На ладошках и пальчиках находится множество точек, отвечающих за функционирование разных органов в нашем организме. Из-за тонуса ручек, примерно до 2 летнего возраста (у кого раньше, у кого позже), но он все равно сохраняется, и ребенок часто зажимает пальчики в кулачок.

Такой массаж ручек и пальчиков избавит его от такого зажатия, ребенок будет лучше управлять своими ручками и пальчиками, ему будет легче рисовать, легче держать карандаш, легче лепить. Развивается гибкость и координация пальчиков. Развивается всем нам знакомая мелкая моторика. Ребенок раньше заговорит, только помните, что занятия нужно проводить регулярно.

Иногда, дети когда волнуются, теребят в руках что-нибудь, будь то игрушка или тряпочка какая-нибудь. В этом случае не стоит отбирать у ребенка эти предметы, так он инстинктивно старается себя успокоить, избавляется от излишнего волнения организма.

Пальчиковые упражнения, сопровождаемые веселыми стишками или потешками очень нравятся деткам. Они подойдут в возрасте от 9 месяцев и старше. Ребенок во время таких занятий учится слушать, проецировать услышанное на реальные события и предметы, вырабатывается чувство ритма. Изучаем названия пальчиков. — Данюша, покажи где у тебя ручка?, а потом, где правая ручка, где левая?

Сначала, когда вы только начнете вводить такие упражнения, малыш может только наблюдать за вами, никак не реагируя, со временем он привыкнет к занятиям и будет помогать маме. Как только мама начнет произносить знакомый стишок, малыш уже делает нужные движения пальчиками. Затем, если занятия регулярные, ребенок выучит знакомые ему стишки. Сначала он будет повторять отдельные слова за мамой, а потом и целые строки.

Но бывает и обратная реакция, ребенка никак не усадить, чтобы сделать хотя бы одно упражнение. Это было в нашем случае, мой сын никак не хотел сидеть на месте, и тем более что — то там еще с пальчиками делать, его привлекали более подвижные занятия. Тогда приходилось его вылавливать, для того, чтобы хоть минутку — другую пытаться позаниматься. Мои настойчивые труды были вознаграждены и уже через месяц малыш сам подавал мне ручки с растопыренными пальчиками, тем самым показывая, что пора поиграть с ними.

Если вы впервые начинаете пальчиковые упражнения, то начните с первого комплекса. Он подходит для детишек у кого ручки зажаты, мелкая моторика слабо развита. Такой вводный курс можно начинать уже с первых дней жизни. Когда проделаете первый комплекс, почувствуете, что ребенок уже готов идти дальше, приступайте ко второму. Второй же можно проводить постоянно ежедневно или через день.

Возьмите одной рукой ручку ребенка, другой рукой делайте массаж.

Комплекс №1

1. Погладьте несколько раз ручку ребенка от кончиков пальцев к локотку и наоборот. Сначала погладьте внешнюю сторону руки, потом внутреннюю.

Ручки, ручки! Я вас знаю,

Я водой вас умываю.

Пальчики я тоже знаю,

Ими я сейчас играю.

2. Поглаживающими движением каждого пальчика к ладошке. Каждый пальчик, каждую фалангу, от подушечки к основанию пальчиков, затем поменяйте ручки.

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой - парень с душой,

Палец указательный - господин влиятельный,

Палец средний - тоже не последний.

Палец безымянный - с колечком ходит важный,

Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

3. Похлопывающими движениями проведите по каждому пальчику от кончиков к ладошке. Затем поменяйте ручки.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

А вот этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

4. Точечными круговыми движениями от кончиков пальцев к ладошке. Затем поменяйте ручки.

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик лег в кровать

Этот пальчик чуть вздремнул

Этот пальчик уж уснул

Этот крепко — крепко спит

Тише, тише, не шумите…

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птицы щебетать,

Будут пальчики вставать!

5. Помассируйте подушечки, слегка надавливая на них, а на ладошке — круговыми движениями, как «сорока ворона».

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб кидать и чтоб держать,

Чтобы брать и чтоб давать.

Их конечно целых пять!

6.Завершите гимнастику упражнением №1

Комплекс №2

Если ребенок вас еще не понимает, что вы от него хотите, то можете выполнять упражнения взяв его ручки в свои. Некоторые упражнения не сможете пока выполнять.

1. Потрите ладошки друг об друга, чтобы они стали теплее.

2.Сожмите руку в кулачок, потом разожмите.

3.Зацепляйте одноименные пальчики одной руки с другой и слегка потяните в стороны.

4.Сделайте ручки в замочек. И не разжимая пальчиков, подвигайте запястьем.

5. «Солнышки». Утро настало, солнышко встало (ладони с растопыренными пальцами поднимаются вверх). Держим параллельно ладошки со сжатыми пальчиками, затем пальчики растопыриваем. — Солнышко светит.

6. Пальчики здороваются. Поочередно каждым пальчиком соприкасаемся с большим пальчиком на каждой руке.

7. Человечки бегают и потом играют в футбол. Катать пальчиками небольшой шарик.

8. «Ножницы». Имитируем ножницы двумя пальцами. Как — будто режем, что есть под рукой — книжку, пеленку и пр.

9. Положите ручки на стол. И попеременно поднимайте каждый пальчик.

Всего доброго! До новых встреч!

По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только 15 % детей рождаются абсолютно здоровыми, у остальных отмечаются те или иные патологии. По статистике, 70-90 % детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием - от темповой задержки, нарушений звукопроизношения до моторной алалии. До 50 % детей с ОНР и 35 % детей с фонетико-фонематическим недоразвитием имеют стертую дизартрию.(5)

Ученые Института физиологии детей и подростков АПН (Л.В. Антакова-Фомина, М.М. Кольцова, Е. И. Исенина) подчеркивают тесную связь речевой и пальцевой моторики. Было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. М.М. Кольцова считает, что морфологическое и функциональное формирование речевых импульсов от рук, влияние проприорецептивной импульсации мышц руки значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области (3).

Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно его речи. В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с ЗРР (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т. Б. Филичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с ДЦП (М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова), с общим недоразвитием речи (О.С. Бот), с дизартрией (Л. В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова).

К сожалению, недоразвитие моторного праксиса как глобальное явление не нашло должной оценки в дефектологии. В настоящее время существуют противоречия в том, что теоретически разработанные упражнения по развитию мелкой моторики не находят достаточного применения на практике.(5)

Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она необходимое составляющее многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.(4)

Развитие мелкой моторики происходит на протяжении всего дошкольного детства ребенка. Уже в младенческом возрасте ребенок осуществляет движения руками. С каждым месяцем жизни эти движения приобретают все более целенаправленный характер и становятся совершенными только лишь к 6 годам жизни, когда ребенок уже может самостоятельно выполнять различные действия с предметами.

Анализируя особенности развития мелкой моторики у детей с ОНР, Т.Б. Филичева замечает, что отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей, в структуре общего недоразвития речи которых выраженным является дизартрический синдром. При всех формах дизартрии отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата в сочетании с рядом других различных нарушений и особенно с нарушением тонкой дифференцированной моторики пальцев рук (8).

Недостатки в развитии мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в следующем: в нарушении быстроты точности, быстроты переключаемости и координированности движений; дети недостаточно быстро и плавно способны воспроизводить необходимые движения, их движения вялые, они испытывают трудности переключения с одного движения на другое; наблюдается несформированность механизмов серийной организации движения и межполушарного взаимодействия; отмечается недостаточная способность к дифференцированным движениям пальцев рук и способности к переключению с одного движения на другое; недостаточно сформирован пальцевой гнозис и праксис.(9)

Массаж и самомассаж рук и пальчиков является хорошим средством развития мелкой моторики, как в дошкольном так и школьном возрасте.

Массаж и самомассаж целесообразно проводить во время свободной деятельности индивидуально с каждым ребенком.

Самомассаж проводится с целью улучшения координации произвольных движений, восстановления ослабленных мышц, снятия излишнего напряжения.

Самомассаж и массаж следует проводить 2 раза в день: в утренние часы перед занятиями и по 3-5 мин во второй половине дня. При этом стоит использовать от 3 до 5 упражнений (на начальном этапе), затем 5-7. Между массажными упражнениями необходимо проводить упражнения на расслабление мышц рук. На основе рекомендаций А.А.Бирюкова были разработаны три комплекса упражнений самомассажа.

  • Самомассаж тыльной стороны кистей рук;
  • Самомассаж ладоней;
  • Самомассаж пальцев рук.

При данном виде работы очень важно соблюдать требования к проведению массажа, иначе можно нанести вред здоровью ребенка.

После каждого упражнения дети выполняют расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. На начальном этапе все новые движения и упражнения показывает педагог, побуждая детей копировать. Затем выполняет их вместе с детьми, после чего дети переходят к самомассажу по инструкции педагога. Начинать самомассаж нужно с прогревающих движений, что делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений. Например, при выполнении упражнения "Очень холодно зимой" разогреваются мышцы тыльной стороны рук, а упражнения "Мы - индейцы" - мышцы ладоней.

Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счетом.

Для развития тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук целесообразно использовать пальчиковый бассейн - небольшой пятилитровый таз с крышкой, наполненный сыпучим материалом с необычной текстурой.

Самомассаж кистей и пальцев рук в "сухом бассейне" способствует:

  • нормализации мышечного тонуса;
  • стимуляции тактильных ощущений;
  • увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
  • формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Для создания сухого бассейна небольшую глубокую миску (диаметром 25см., высотой 12-15см.) нужно заполнить на 8см. промытым и просушенным песком или другим наполнителем. Существует описание разнообразных наполнителей для пальчикового бассейна, в зависимости от поставленных целей: крышки от пластиковых бутылок, теннисные мячи - для расслабления мышц; крупа разной текстуры - для формирования и дальнейшего развития кинестетических и тактильных ощущений.

Для проведения массажа можно использовать различные приспособления и мелкие предметы: массажные щетки ("ежики"), маленький каучуковый или теннисный мячик, грецкий орех, карандаши, колючие колечки, "каштан". При работе с ними важно учитывать следующее требование: руки ребенка должны быть чистыми, без царапин, язвочек или других повреждений (8).

Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками "марблс" их нужно:

  • вертеть в руках;
  • щелкать по ним пальцами;
  • "стрелять";
  • направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания.

3. Массаж грецкими орехами:

  • катать два ореха между ладонями;
  • один орех прокатывать между пальцами;
  • удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.

4. Массаж шестигранными карандашами:

  • пропускать карандаш между одним и двумя - тремя пальцами;
  • удерживать в определенном положении в правой и левой руке. (1)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Акименко В.М.Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 105 с.: ил. - (Сердце отдаю детям).
  2. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе // Логопед. 2004. № 6.с. 78-83.
  3. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушениями речи // Дефектология. 1999. № 4. С. 50-
  4. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 4: Навыки общей моторики. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 1997. - 168 стр.
  5. Семихатская С.В. Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения у дизартриков // Логопед. 2009. № 6. с. 53.
  6. Современный толковый словарь русского языка под ред. Т.Ф. Ефремовой.
  7. Солодова Ю.В. Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием "сухого бассейна" // Логопед. 2008. № 3. с. 51-53.
  8. Степанова М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. с. 62
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч 1. Первый год обучения (старшая группа) Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.М.: Альфа, 1993.- 103 с.

Все педиатры однозначно сходятся на мнении о том, что массаж пальцев рук детей имеет уникальное значение для их умственного развития. Процедура стимулирует ускорение момента, когда малыш начнет разговаривать. Отчего же так происходит?

Почему массаж пальчиков для детей считается очень важной процедурой?

Манипуляции с пальцами очень важны для развития малышей. Учеными доказана прямая связь между мелкой моторикой детей и уровнем их речевых и интеллектуальных навыков. Ведь зона в коре головного мозга, отвечающая за речь, находится рядом с двигательным центром и стимулирует его. Чем раньше родители начинают выполнять массаж пальцев рук, тем больше у их детей шансов начать разговаривать раньше своих сверстников. Именно поэтому врачи рекомендуют выполнять такие упражнения с самого раннего возраста.

Массаж пальцев рук детей выступает обязательным элементом процедуры коррекции, используемой логопедами при нарушениях речи у малыша. Манипуляции также способствуют:

  • Нормализации тонуса мышц.
  • Усилению кровообращения.

Массаж пальчиков у грудничка

Новорожденным детям манипуляции проводятся крайне аккуратно. Малыш должен быть в хорошем настроении. Во время массажа мама может напевать песенки или рассказывать крохе сказочку. Упражнения с детьми необходимо выполнять последовательно, мягко и ласково:

  • Положить на свою руку ладошку карапуза. Выполнить поглаживания всех пальчиков вместе и каждого в отдельности.
  • Круговыми движениями сделать массаж в виде аккуратных разминающих движений. Каждый палец необходимо массировать в одну и другую сторону.
  • Слегка нажать на подушечки.
  • Сжать ручку крохи в кулачок, а потом помочь его разжать.
  • Осторожно похлопать по пальчикам, погладить их.

Такой массаж для детей можно выполнять как в комплексе общей профилактической процедуры, так и самостоятельно. Упражнения рекомендуется проводить несколько раз в день. Время занятия не должно превышать 2—3 минуты.

Массаж пальцев рук у детей после годика

Малышам, вышедшим из грудного возраста, также рекомендуется проводить манипуляции, развивающие мелкую моторику. Для пальцев рук детей постарше можно применять технику немного интенсивнее, чем для грудничков:

Для того чтобы сделать процедуру массажа более интересной и веселой можно посреди занятия вставить игровой элемент:


Можно использовать и другие приемы, которые мама придумает сама из подручных средств. Главное — чтобы они способствовали развитию мелкой моторики малыша.

Необходимо помнить, что массаж пальчиков рук детей нужно делать регулярно. Только в этом случае процедура принесет необходимый эффект.

Приятная процедура массажа очень нравится детям. Она хорошо расслабляет малышей, доставляет массу удовольствия. Однако не все родители знают, что есть возможность использовать массаж для развития ребенка как физического, так и интеллектуального. Процедуры можно доверить специалисту или делать самостоятельно. Систематические развивающие манипуляции приносят следующие результаты:

  1. Усиливают рефлекторные взаимосвязи сосудистой и мышечной систем с участками коры головного мозга.
  2. Стимулируют тактильные ощущения.
  3. Способствуют развитию многих органов малыша.
  4. Нормализуют тонус мышц.
  5. Положительно влияют на уровень развития речи, деятельности ЦНС.
  6. Способствуют синхронизации и активизации функционирования обоих мозговых долей.

Существуют разные комплексы развивающих процедур. Их можно выполнять полностью или использовать отдельные элементы.

Массаж рук для развития ребенка

Прекрасно развивают речь и моторику ребенка движения направленные на массирование:

Стимуляция пальчиков великолепно влияет на физическое здоровье малыша, так как каждый связан с определенным органом:

  • Большой — с мозгом.
  • Указательный — с желудком.
  • Средний — с позвоночным столбом, кишечником.
  • Безымянный — с печенкой.
  • Мизинец — с сердцем.

Самый простой метод детского развивающего массажа рук проведение поглаживаний, вектор которых лежит от кончиков пальцев к запястьям, от ладоней к предплечьям. Можно:

  • Гладить.
  • Растирать.
  • Пощипывать.
  • Надавливать.
  • Похлопывать.
  • Сгибать пальчики.

Выполняя движения необходимо проговаривать их, показывать, включать элементы игры, подбирать стихотворные тексты. Такой развивающий массаж для детей дополнительно повышает интеллектуальные способности, ведь в этом возрасте идет преобладание конкретно-образного мышления.

Рекомендуется научить ребенка самомассажу. Подойдет следующий вариант: малыш должен положить на выпрямленные пальчики правой руки указательный левой. Растереть большим пальцем правой руки его со всех сторон. То же самое проделать с остальными пальчиками по очереди. Повторить манипуляции несколько раз на двух руках.

Необходимо, чтобы ребенок выучил стишок и в это время приговаривал, делая движения в такт словам:


Для развития прекрасно подходят упражнения с применением различных вспомогательных средств:

  • Катание грецкого ореха, ребристого карандаша.
  • Сжимание резиновой игрушки.
  • Скатывание пластилиновых шариков, палочек.

Манипуляции необходимо проводить 3 раза в день. С малышами выполняют от 3 до 5 упражнений, с детьми постарше 8. Между элементами обязательно делать паузы, расслабляться.

Массаж стоп для развития детей

Зоны на стопах ребенка имеют около 72 тысяч нервных окончаний, связанных со всеми внутренними органами. Массаж ступней прекрасно способствует развитию и укреплению опорно-двигательного аппарата маленького человечка, а новорожденных начинает подготавливать к будущим шагам. С помощью этой процедуры развивается система кровообращения, повышается общий тонус организма. Для проведения можно использовать следующую технику, выполняемую ежедневно:

  1. Лежащего на спине малыша одной рукой взять за щиколотку, а другой погладить стопу.
  2. Плавными круговыми движениями пальчика рисовать округлые фигурки, восьмерки.
  3. После 4 месяцев стопу можно не только поглаживать, но надавливать, растирать, постукивать.
  4. С 10 месяцев необходимо слегка крутить пальчики на ноге. Делать это разрешается только по часовой стрелке.

Массаж ушей для развития ребенка

На ушных раковинах расположено 170 различных точек, активизирующих все органы, системы детского организма и развивающих его защитные функции. Их массаж можно применять с раннего детства ежедневно. Для эффективного развития организма, процедуры проводятся не меньше 2 раз в день. Рекомендуются следующие манипуляции:

  1. Загнуть пальцами ушки вперед, прижать их к вискам, отпустить, чтобы ощущался хлопок. Сделать 10 раз.
  2. Указательным и большим пальцами взяться за мочки малыша, тихонечко потянуть вниз, отпустить. Повторить 5 раз.
  3. Большой палец осторожно положить в ушную раковину, указательным прижать ее выступ, находящийся возле лица. Немножечко надавить его, легонько потеребить. Делать 20 секунд.

Массаж лица для развития ребенка

Профессор Фритц Р. Ауглин разработал систему манипуляций, способствующей развитию и улучшению:

  • Памяти малышей.
  • Речи.
  • Абстрактного мышления.
  • Интеллекта.

Полезно научить маленького человечка самостоятельно делать такой массаж. Он выполняется следующим образом:

  • Ушки. Делать манипуляции по очереди: мочки — потянуть вниз; верх — к потолку; среднюю часть — вперед, назад.
  • Щечки. Очертить пальцами линии вокруг глаз, опуститься к уголкам губ, подняться к носу и опять к скулам.
  • Глазки. Рисовать очки восьмеркой по нижнему и верхнему веку.
  • Овал личика. Вторым и третьим пальцами обеих рук делать плавные движения по контуру лица, ото лба до подбородка с обеих сторон.
  • Носик. Подушечками средних пальцев надавливать по 10 раз на точки в районе переносицы: возле внутреннего уголка глаза; посередине носа; на уровне его крыльев.

Особенности развивающего массажа для новорожденных детей

Все профилактические массажные процедуры, проводимые младенцам, уже являются развивающими для крохотного организма. В классические комплексы можно добавлять с любого возраста массаж ступней, ушек, лица. Однако необходимо помнить, что выполнение манипуляций у новорожденных детей имеет ряд особенностей:

Развивающий массаж значительно ускоряет формирование физических, умственных и речевых навыков малышей. Однако не стоит забывать, что во взаимодействии с детьми очень важен индивидуальный подход и понимание: какие процедуры нужны в этот период и их объем. Именно поэтому нелишним будет перед началом любых массажных манипуляций посоветоваться с педиатром и получить его грамотную консультацию.