Морально двуличные принципы в береславского. Игры и упражнения по методу профессора береславского. Отличительные признаки методики

По мнению Леонида Береславского, учить маленьких детей даже сложным (с точки зрения взрослых) наукам и искусствам вполне возможно. Причем с большим успехом! «Коньком» методики Береславского всегда была игра в шахматы, которая по мнению автора методики, превосходно развивает у ребенка логическое мышление, память и острый ум уже в трехлетнем возрасте…

Леонид Береславский: из физиков – в педагоги

Береславский Леонид Яковлевич не всегда работал на педагогическом поприще. По профессии он физик и изобретатель. Поэтому неудивительно, что одной из главных задач воспитания ребенка Леонид Яковлевич всегда видел развитие у того логического мышления. Накопив достаточный опыт наблюдения за меленькими детьми, в начале 90-х годов Береславский возглавил школу раннего детского интеллектуального развития.

Методика Береславского – это система занятий, которые помогают развитию детей в раннем возрасте, причем развитие происходит с акцентом на логические и умственные способности ребенка. По методике Береславского могут заниматься дети, начиная с полутора-двух лет.

Одно из необходимых требований методики Береславского - это комфортная обстановка во время обучения. Для ее обеспечения занятия в группах проводят с малым количеством детей, особенно это касается учеников раннего возраста. Со старших групп уже можно расширять состав, до четырех-пяти человек. Важно, чтобы уровень развития детей в группе был примерно одинаковым.

Автор методики Береславского не был бы профессором физики, если бы не использовал в методологии программы глубокие знания человеческой нейропсихологии. Проведенные Леонидом Береславским наблюдения помогли ему понять, в каком возрасте и какие именно способности нужно развивать у детей. Характерная черта методики Береславского в том, что здания подбираются для каждого месяца жизни ребят, а при составлении программы учитывается связь возраста и способности совершать простейшие логические операции. И очень важно не пропускать ключевые этапы , иначе потом будет трудно «наверстать» ту или иную область знаний.

Согласно методике Береславского, в возрасте трех лет нужно давать ребенку задачи на внимание. В возрасте трех с половиной – предлагать малышу тесты на классификацию. В четыре года решать с ним упражнения, направленные на упорядоченность действий. И так далее.

Основные принципы методики Береславского

Сам Леонид Береславский так описывает базовые принципы обучения по своей методике:

  • 1 Нельзя лишать ребенка детства, с раннего возраста нагружая его непосильными задачами. Это значит, что любое обучение должно проходить в форме игры – легкой, увлекательной, веселой.
  • 2 Даже оставаясь игрой, обучение должно быть систематизированным. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок повторял пройденный материал для закрепления.
  • 3 Родитель, выполняя роль учителя, должен подходить к педагогическому процессу творчески, постоянно мотивируя ребенка на продолжение занятий.
  • 4 Учебный процесс должен регулярно прерываться на физическую активность, например, подвижные игры.
  • 5 Наконец, нужно помнить, что обучение должно давать ребенку не только знания, но и развивать в нем самостоятельность.

Программа обучения по методике Береславского обычно продолжается в течение трех-четырех лет. В арсенале учителя свыше 5000 авторских игр и упражнений, многоразовые методические карточки, диагностические карты, с помощью которого контролируется процесс обучения, целая «коллекция» развивающих игр.

Для того чтобы заниматься с ребенком по методике Береславского, родителям необязательно приезжать в специализированный центр. К тому же не во всех городах они есть. Учиться можно и на расстоянии. Однако для этого родителям нужно набраться терпения и внимания. Для начала придется заполнить специальную анкету, потом методисты вышлют вам тестовые задания, которые нужно будет выполнить вашему ребенку. И уже по результатам заданий педагоги подготовят упражнения. Все необходимые консультации по ходу обучения родители могут получить через переписку со специалистами методики Береславского.

Практические материалы методики Береславского довольно обширны – диагностические карточки, авторские упражнения, электронные тренажеры. Однако если вы хотите попробовать методику в домашних условиях, у вас есть воспользоваться простым и одновременно мощным инструментарием, которому и сам автор методики всегда отдает предпочтение. Это шахматы – древняя сложная игра, которая укладывается в простую деревянную коробку. Шахматы есть почти в каждой семье.

Как играть в шахматы с ребенком?

Пространство шахматных фигур - это прекрасный способ заинтересовать ребёнка начать изучать такую науку, как логика. В своей методике Береславский описывает шахматный мир как сказку, в которой шахматные фигуры «ходят к друг другу в гости». Так же следует поступить и родителям. А детям останется запомнить, по каким маршрутам фигуры ходят в гости друг к другу, то есть по каким правилам они передвигаются по шахматной доске.

Для наглядности ходы, или скорее, похождения фигур можно сопровождать придуманными поговорками или стишками. Например, шахматный слон будет путешествовать по диагоналям доски под строчки: «Головой кивает слон, он слонихе шлёт поклон», а шахматный конь будет перепрыгивать через фигуры и ходить буквой Г под звуки «Иго-го».

Расставь фигуры и прогуляй лошадку

На шахматной доске можно играть и в другие игры. Например, в игру «Расставь фигуры». Сначала ребенку нужно показать классическую расстановку шахматных фигур – вторая и предпоследняя горизонталь заняты пешками, первая и восьмая – фигурами. После того, как ребенок запомнит, где стоят пешки, а где фигуры – все фигурки «отправляются по домам», то есть в ящик. А затем «начинается новый день» и фигуры должны снова «выйти на работу» и занять правильные места. Когда ребенок научится отличать шахматные фигуры от пешек, нужно усложнить задачу: ведь у и каждой фигуры – короля, ферзя, коня, ладьи и слона – тоже есть свое место.

После того, как с расстановкой фигур разобрались, можно переходить к более сложным упражнениям. Например, сыграть в игру «Прогулять лошадку». Шахматный конь ходит буквой Г, на две клетки вперед и одну в сторону. Пусть конь начинает свое путешествие в нижнем левом углу (это клетка черного цвета, которая обозначается А1) и отправляется к левому верхнему, затем скачет к верхнему правому, и наконец спускается к нижнему правому. Лошадка посетила все углы и может возвращаться домой!

* * *

Постепенно, шаг за шагом, ваш малыш естественным образом постигнет искусство игры в шахматы. При этом ребенку может быть около 4, и даже 3 лет! Естественным образом, без нотаций, сложных формулировок и объяснений эта игра сама собой даст малышу представление о логике, основах математики и геометрии… И вот вы уже глазом моргнуть не успеете, как любую науку ваша кроха будет осваивать легко, уверенно и с удовольствием!

25.01.2016 13:24

Известный физик и изобретатель Леонид Яковлевич Береславский всегда любил шахматы и был уверен, что играть в эту сложную игру могут даже дети, главное – вовремя их этому научить. Именно игра в шахматы стала одним из основных приемов разработанной им методики раннего развития детей. На протяжениеи пятнадцати лет Береславский придумывал игры и задачи, помогающие ребенку развивать логическое мышление, и теперь его стройная система насчитывает более 250 игр и 3000 заданий.

Основные принципы Береславского

Леонид Яковлевич Береславский сам воспитал двоих детей, поэтому всегда понимал, что нужно ребенку и как увлечь его образовательными играми. Ученый составил свод основных правил обучения детей.

  1. Любое обучение должно проходить в форме игры. Нельзя перегружать малышей непосильными задачами, лишая их тем самым детства.
  2. Обучение, пусть и в игровой форме, - это систематизированный процесс, поэтому необходимо, чтобы ребенок не только выполнял новые задачи, но и периодически возвращался к старым для закрепления навыков.
  3. Родитель должен подходить к вопросам обучения ребенка творчески, иначе малышу станет скучно и он перестанет развиваться.
  4. Учебный процесс всегда должен прерываться на подвижную деятельность, например, на активные игры на свежем воздухе.
  5. Необходимо помнить, что цель обучения – это не только развитие знаний, но и развитие самостоятельности ребенка.

Все эти принципы и легли в основу его увлекательной и эффективной методики.

Что положено в основу методики?

Занимаясь по методике Береславского, ребенок как бы последовательно выстраивает свой интеллект: уровень мышления, которым он обладает на момент начала занятий – это фундамент, на который шаг за шагом наслаиваются новые знания.

Пример: в три года ребенок решает несколько несложных игр-задачек, связанных с кругом. Пути решения «откладываются» у него в памяти, и, когда в школе он получает более сложную задачу с кругом, мозг воспринимает ее как уже что-то знакомое, и легко с ней справляется. Ребенок решает новую задачу, а в голове тем временем закрепляется следующий, более сложный «образ». И так раз за разом, постепенно усложняя новые задачи, ребенок будет справляться с ними гораздо легче, так как в его памяти уже есть опыт работы с этим «образом».

Отличительные признаки методики

  • обучение можно начинать уже в возрасте полутора лет;
  • обучение рассчитано на 3-4 года;
  • во время занятий задействованы все зоны головного мозга;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • многоразовые методические пособия;
  • использование специального электронного тренажера-игры;
  • использование диагностических карт как средств контроля над процессом обучения;
  • , успешно апробированные в разных странах мира.

Описание методики

Прежде, чем ребенок начнет заниматься по данной методике, необходимо проверить уровень его знаний, которыми он владеет на данный момент. Это нужно для того, чтобы найти индивидуальный подход к ребенку и начать занятия с определенного урока.

Для каждой возрастной категории разработаны свои упражнения и занятия. В полтора года дети занимаются изучением цветов, животных, звуков, и внимания.

Для самых юных учеников, которые не могут усвоить математические понятия сразу, в играх присутствуют простые геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник.

К трем годам постепенно добавляются упражнения на логику: например, - задания на прохождение лабиринтов различной сложности. Кроме того, они прекрасно развивает координацию движений, так как ребенку нужно не просто найти выход из него, но и провести по нему существующего или воображаемого «героя».

К возрасту шесть-семь лет основной упор делается на тренировку памяти и развитие логического мышления. Все дети без исключения любят разгадывать загадки и тайны, поэтому в методике Береславского присутствует много упражнений с кодами и шифрами. Такие задачи способствуют и развитию креативного мышления, которое так необходимо во взрослой жизни.

По методике Береславского дети занимаются вплоть до школы, то есть до шести-семилетнего возраста. Именно к этому моменту у детей формируется и своих умственных и творческих способностях. Каждый ребенок по-своему талантлив, задача педагога и родителей, начать как можно раньше.

В группы набирается не более четырех человек, чтобы каждый ребенок не был обделен вниманием преподавателя и мог чувствовать себя неповторимым и уникальным.

Развивающие упражнения "По Береславскому"

Вот некоторые из задач для детей из методики Береславского.

Задача 1. На развитие памяти (с 3 лет)

Нарисуйте поле из девяти клеточек, как для игры в крестики-нолики, в каждой клеточке расположите символы (кружки, треугольники, косые палочки). Сначала верхний ряд - только кружки, средний - одни треугольники, нижний - косые палочки. Попросите малыша запомнить за три секунды, где какая фигура была расположена, а потом повторить эти фигурки на чистом поле. Усложните расположение фигур, пусть ребенок запомнит их в таком „перепутанном" варианте.

Задача 2. На развитие смысловой памяти (для детей 4-5 лет)

Разложите на столе (на полу, на диване) вещи и игрушки: карандаш, тетрадь, мишку, кубик, пирамидку, зайца, кружку, книжку, ложку, матрешку. Теперь перенесите все это в другую комнату, дополните еще чем-то и попросите ребенка найти те игрушки и предметы, которые он запомнил. Опираясь только на зрительную память, малыши обычно узнают 3-4 предмета. Попробуйте подключить смысловую память. Составьте маленький рассказ: „Мишка и Зайчик однажды так заигрались с кубиком и пирамидкой, что забыли выполнить задание карандашом в тетрадке". Пусть ребенок продолжит рассказ: „Зайчик взял карандаш и стал рисовать в тетрадке". Дальше вы: „У каждого была своя любимая посуда: у Мишки - ложка, у Зайчика - кружка". Если сказка понравится малышу, продуктивность запоминания может увеличиться до 6-8 предметов.

Задача 3. На понятия „вне" и „внутри" (для детей от 5 лет)

Нарисуйте на листе бумаги прямоугольник (круг, овал). Внутри контура расположите черные кружки, а снаружи - цветные. Спросите, какие кружочки лежат вне прямоугольника, а какие внутри него.

Задача 4. На логическую связку „не" (для детишек от 6 лет)

Нарисуйте три домика. Задание: в каждом из этих домиков живет только одна цифра - 1, 2 или 3. Спросите: „Где какая цифра живет, если в первом домике нет цифр 1 и 2, а во втором не живет цифра 1?" Можно заменить цифры на фигуры.

Возле каждого домика нарисуйте светофор. Пусть ребенок раскрасит цифры или фигуры, которые не живут в этом домике, в красный цвет, а те, которые живут, - в зеленый. Последовательность рассуждений для решения задачи такова: у нас есть три цифры и три домика. Начнем с первого домика, где не живут цифры 1 и 2. Значит, в нем живет цифра 3. В других двух домиках живут цифры 1 и 2, так как эти цифры остались. Во втором домике не живет цифра 1, значит, в нем живет 2. Остался третий домик, где живет цифра 1.

А вот несколько занимательных шахматных задачек.

Развиваем память (для детей с 3,5 лет)

Расставляем на доске фигурки, их должно быть не больше трех. Попросите малыша внимательно посмотреть, как они стоят. Потом скажите, снимая фигурки со своих мест: „Ой, все фигурки убежали гулять, а назад сами вернуться не могут: забыли, где их домики. Помоги им".

Тренируем память и учимся решать действия в уме (с 4 лет)

Шахматная ладья плывет на свою стоянку мимо клеток с домиками. Если на своем пути она встречает белую пешку, то может ее сбить, а сама занять эту клетку. Ладья не может попасть на клетки с домиками, ведь домики находятся на берегу. Надо обозначить линией пути ладьи до своей стоянки. За какое наименьшее число ходов она туда доплывет?

Кто из родителей не мечтает вырастить своего ребенка счастливым и здоровым? Физик Леонид Яковлевич Береславский не был исключением, и своего первого сына Игоря они с женой воспитывали, ориентируясь именно на эти цели. Но когда на свет появился второй, Миша, Береславские решили пойти дальше и, помимо всего прочего, сделать ставку на воспитание успешности – и в будущей профессии, и в жизни. И, судя по всему, им это удалось.

Миссия выполнима?

Леонид Яковлевич убежден: мы меняемся вместе со своими детьми. Он считает, что к моменту рождения своего второго ребенка сильно изменился и именно тогда по-настоящему созрел для отцовства. К воспитанию Миши он подошел уже куда более ответственно и последовательно: как отец, очень сильно желавший этого ребенка, как личность, которая уже многого добилась к тому моменту, и как шахматист, который достиг в этом виде спорта определенных результатов.

«Я много наблюдал за Мишей с самого его рождения и уже тогда обратил внимание, что у сына удивительно спокойная и уравновешенная нервная система. Он всегда был спокоен, а к игрушкам прикасался так мягко и нежно, словно ласкал их. Его целеустремленность уже в четыре с половиной месяца бросалась в глаза. У нас была такая игра: когда Миша, лежа в кроватке, дотягивался до висевшей над ним игрушки, я поднимал ее выше. Обычно в этом случае дети начинают хныкать, требовать то, что им хочется. А тут обиды не было никакой. Я оставлял игрушку на определенном уровне, до которого Миша еще не мог дотянуться. Он мог в течение нескольких минут без крика пытаться достать ее. Смотрел на меня вопросительно: когда же ты ее, наконец, опустишь? Я вовсе не считал сына гениальным. Для меня важно было не нарушить ход его естественного развития. Когда ему было полтора года, я стал с ним много разговаривать. Он еще мало, что говорил, но очень внимательно слушал. И я понял: пора начинать развитие. Но как?».

В поисках собственной методики

Это были 80-е годы прошлого века. Тогда все вокруг обсуждали опыт знаменитой семьи Никитиных. Но у них, как считает Береславский, все-таки не было стройной системы воспитания. Да и сами Борис Павлович и Лена Алексеевна не раз рассказывали в своих многочисленных книгах, что они шли в воспитании на ощупь, интуитивно и эмпирическим путем узнавая, что лучше для детей.

Береславский решил действовать наверняка. И стал по всему миру искать людей, которые воспитали по-настоящему успешных детей. У нас тогда еще мало знали о венгерской семье Полгар, которая воспитала трех дочерей, которые получили звание гроссмейстеров по шахматам. Весь мир признал девочек гениальными. И Леонид Береславский поехал в Венгрию.

Глава венгерского семейства и его жена не были шахматистами, но посвятили свою жизнь воспитанию детей: домашнее обучение, развивающие полезные игрушки, приглашенные из разных стран сильнейшие тренеры – для занятий с девочками шахматами. Береславский делает вывод: если из одной семьи вышли сразу три гениальных ребенка, значит, все зависит от воспитания!

Затем он едет в Америку и разыскивает математика Джонсона, у которого пятеро детей и все – сильнейшие математики. Но и в этой семье, оказывается, детей готовили целенаправленно. Для них был создан особый мир из цифр и логических задач. В комнатах – ковры с лабиринтами, трехмерные конструкторы, собрать которые можно, применив одно единственное правильное решение. У нас в стране таких игрушек тогда еще и в помине не было.

Леонид Яковлевич, автор 150 изобретений по физике полупроводников, стал сам придумывать развивающие игрушки. Например, электронный тренажер. По виду он напоминает ноутбук. Это панель размером с книгу, на которой расположены кнопки. Как и в компьютер, в тренажер можно загрузить разные задачки. В основном это упражнения на логическое мышление, которые строятся на сюжетах сказок.

Например, перед ребенком стоит задача – освободить из заточения Иванушку (сказка «Гуси-лебеди»). Малыш идет, как по лабиринту, нажимая одну клавишу за другой, пытаясь найти верную дорожку, а тренажер откликается на правильные ходы светом загорающихся лампочек и красивой мелодией. Если задачка решена верно, тренажер благодарит ребенка.
Задания и полученные ответы можно занести в память устройства – отличная возможность для тренировки внимания.

Неожиданный поворот

Но главным коньком Береславского были и остаются шахматы. Когда Мише было полтора года, отец положил перед ним шахматную доску, расставил фигурки и стал наблюдать. Что делают дети в таких случаях? Обычно начинают передвигать шахматы, скидывать их с доски. А Миша посмотрел внимательно, сложил ручки за спину и стал думать.

Отец понял: в ребенке есть потенциал, который надо развивать. Но никогда не ставил перед сыном цель – стать чемпионом. Свой первый шахматный турнир в 4 года Миша проиграл. Он, конечно, расстроился и спросил у отца, заниматься ли ему шахматами дальше? Тот ответил, что если уж и быть шахматистом, то только хорошим. В 6 лет мальчик коряво вывел своей рукой в дневнике: «Я хочу быть чемпионом мира».

Всем известно, что шахматы – это ежедневный труд. Участие в турнирах требует времени, собранности и сосредоточенности. Отец постоянно подкидывал сыну новые задачки, с каждым разом все выше поднимая планку, а мама сопровождала Мишу на занятия и турниры.

В 13 лет Миша был уже матером спорта по шахматам, чемпионом Москвы, участвовал в чемпионате России. О нем писали в газетах, брали интервью для телевидения. Но неожиданно Миша принял решение оставить шахматы. Произошло это после того, как Леонид Яковлевич показал сына опытным тренерам, которые готовили чемпионов мира. Они сказали, что мальчик, конечно, будет входить в десятку или двадцатку лучших, но вряд ли когда-нибудь станет самым первым. Такой прогноз не устроил целеустремленного подростка, после этого случая он полностью переключился на физику и математику.

Однако учеба никогда не была для Миши самоцелью. Физико-математическая школа, в которой он учился, гарантировала прочные знания. Оставив занятия шахматами, мальчик продолжал заниматься спортом. Леонид Яковлевич считает так: сколько ребенок занимается умственным трудом, столько же времени он должен посвящать спорту – бегать, прыгать, играть в футбол и другие игры, восстанавливая таким образом эмоциональное равновесие.

Миша блестяще закончил школу, поступил в престижный вуз за рубежом. Он отлично учится и уже начал заниматься интеллектуальным бизнесом. А отец, который всерьез втянулся в воспитательный процесс, основал в Москве школу для детей «Открытие». Те наблюдения и выводы, которые Леонид Яковлевич делал в узком семейном кругу, легли в основу стройной образовательной системы. Кроме того, у Береславского вышло немало книг с задачками, по которым можно успешно заниматься и дома.

Что дает напряжение ума?

Западная система школьного образования импонирует Леониду Береславскому важными, на его взгляд, установками: ребенок должен быть психически здоров, уверен в себе и доброжелателен. Можно ли сочетать наш российский высокий стандарт образования с западной установкой на здоровую психику ребенка? По мнению Леонида Яковлевича, вполне, если подойти к процессу воспитания и образования разумно. Необходимо постоянно создавать ситуации умственного напряжения, которое и активизирует мозг, развивая его. В последнее время вышло довольно много статей по психологии детей раннего возраста. Доктор медицинских наук, профессор А. Шеповальников говорит об участках мозга малышей, так называемых зонах ожидания, которые готовы к восприятию информации. Включить их в работу можно не только с помощью шахмат. Эффективным будет любое обучение: художественное, математическое, астрономическое. Но если не сделать этого вовремя, начнется атрофия этих зон.

Береславский согласен с педагогом-новатором Борисом Никитиным в том, что со временем детская способность усваивать информацию снижается. Что в 3 года познается легко и непринужденно, в 12 лет вызывает большие трудности и, как следствие, нежелание учиться, преодолевать себя. Способности, получившие поддержку на ранних этапах жизни, развиваются не в арифметической, а в геометрической прогрессии.

Талантами рождаются, в этом Леонид Яковлевич не сомневается. Потенциал и задатки – это от природы. Но чтобы стать успешным, одного только таланта не достаточно. Успешный человек, считает Береславский, прежде всего самостоятелен и независим. Он не скован стереотипами и способен принимать нестандартные решения. Этому Леонид Яковлевич сначала учил своих детей, а теперь пытается передать и своим ученикам. Однако быть успешным – это не значит непременно стоять на пьедестале. Совсем необязательно что-то завоевывать. Важно чувствовать в себе гармонию с окружающим миром и творчески подходить к любой ситуации. В этом убежден педагог и отец Леонид Береславский. Подробнее познакомиться с его методикой можно на сайте http://www.bereslavsky.ru .

Маргарита Шиц / Mosparents.ru

Главная задача любого педагога заключается в том, чтобы сделать процесс обучения как можно интереснее и увлекательнее. Обучение не должно быть ребёнку в тягость, оно должно приносить положительные эмоции и радость. Ведь каждый ребёнок по-своему талантлив.

Главное - заинтересовать малыша

В своей школе раннего развития профессор Береславский всегда находит подход даже к самому застенчивому и боязливому ребёнку. К примеру, полуторагодовалого ученика он заинтересовывает специальным электронным тренажёром. Он протягивает эту деревянную коробочку малышу и предлагает поиграть. Ну какой же ребёнок откажется от такого предложения?! На поверхности тренажёра изображены рисунки различных предметов или животных, которые уже наверняка знакомы малышу. Затем профессор предлагает показать, где какая картинка и попасть при этом пальчиком в кружок под рисунками. Ребёнок отвлекается на игру, восторженно покрикивает, когда возле картинки загорается яркая лампочка и забывает о маме. И в это время у маленького всезнайки происходит непринужденный процесс обучения: развивается мелкая моторика рук, память и внимание.

На третьем уроке такого обучения малыш уже запоминает последовательность нажатий, пытается уже логически мыслить, а мама в это время сидит за дверями и внимательно слушает, ведь на дом обязательно зададут домашнее задание и его нужно будет правильно преподнести её чаду.

Логика по Береславскому

Во время уроков по развитию логики малыша, Береславский использует, как это не странно, обыкновенные шахматы. Королевство шахматных фигур- это отличный способ привлечь ребёнка к изучению такой науки, как логика. В задачах, которые задаёт профессор детям шахматные фигуры, как в сказках, «ходят к друг другу на чай». А малышам нужно запоминать, как передвигаются по шахматной доске те или иные фигуры. Все эти действия сопровождаются стихотворениями и песнями. К примеру, слон идёт под строки из стихотворения: «Головой кивает слон, он слонихе шлёт поклон», а конь передвигается под громкие звуки: «Иго-го или цок-цок».

Можно также поиграть с ребёнком в игру «Правильно расставь» . Сначала малыш запоминает правильность расстановки шахматных фигур, затем все фигуры «отправляются по своим делам, потом внезапно возвращаются и нужно каждую вернуть в её домик».

На развитие зрительной памяти у профессора Береславского есть много различных игр и заданий. К примеру, нужно нарисовать поле из девяти клеточек, в каждой клеточке нужно начертить различные фигуры с такой последовательностью:

1) верхний ряд – только кружочки,
2) средний ряд – треугольники,
3) нижний ряд – косые палочки.

Затем ребёнок должен в течение трёх секунд запомнить последовательность всех знаков, а потом он должен будет воспроизвести их по памяти на отдельном белом листе.

Для тренировки воображения профессор Береславский придумал отличную игру, под названием «Нелепица» . Задача учеников во время игры, назвать одним словом два абсолютно на первый взгляд разных предмета. К примеру, ложку и кружку – «локружка».Благодаря таким занятиям у ребят развивается аналитическое нестандартное мышление.

Во время всего обучения по методу Береславского, перед ребёнком ставятся определённые задачи, которые он может встретить в повседневной жизни. К примеру, малышу даётся лист бумаги, на котором изображены несколько дорог. На самой короткой из них есть препятствие – подъёмный кран. На средней – пастух пасёт корову. А на самой длинной никого нет. Ребёнок должен выбрать, по какой дороге он пойдёт, но перед этим, он должен хорошо подумать, спрогнозировать ситуацию и задать наводящие вопросы. На пример, как часто корова переходит дорогу или надёжно ли закреплён подъёмный кран? Секрет в том, что любой из вариантов, который выберет ребенок, будет правильным. Главное, что малыш сделает сам свой выбор.

Сколько весит кирпич, если он весит 1 кг плюс полкирпича? В голову сразу приходит ответ: 1,5 кирпича, но это неправильный ответ. А если включить логику? Мы сразу найдем правильный ответ: 2 кг.

Из всех методик раннего развития, лично мне больше нравится уникальная методика Береславского, потому, что она не учит детей ни читать, ни писать, ни считать в 1,5 года, а направлена в первую очередь на развитие детской логики. Ребенок учится самостоятельно думать, рационально мыслить, принимать верные решения, перебрав разные варианты и делать выводы. Ведь в жизни самое главное — умение решать жизненные задачи, умение мыслить и ориентироваться в разных ситуациях.

Иногда методику Береславского считают программой обучения малышей игре в шахматы. На самом деле шахматы здесь используют просто, как способ развития детской логики, фантазии и . Здесь можно встретить короля с королевой, и даже рыцарей, которые защищают их от врагов.

Знакомство детей с шахматами начинается уже в 3,5 года.

Игра «Лабиринт».

Малышам раздаются карточки, в центре которых расположена ладья, по краям стоят пешки. Лабиринт состоят из прямых линий, закругленных и идущих наискосок. Детям объясняют, что ладья ходит только по прямым линиям и поворачивает под прямым углом, показывают. А затем дают задание: пальчиком довести ладью по лабиринту к с своим подружкам «пешкам» . Для этого они должны найти прямую дорожку с прямыми углами.

Детей постарше можно учить по памяти расставлять шахматные фигуры на доске. Когда они смогут это делать без подсказки взрослых, то можно устроить соревнование: кто быстрее расставит на шахматной доске черное и белое «королевство». Покажите ребенку, как ходить лошадь, слон и т.д. И когда он без подсказки сможет самостоятельно передвигать фигуры, можно перейти к более сложным играм.

Поставьте на шахматной доске 4 пешки. Ребенок должен поставить слона так, чтобы он мог прийти в гости к любой из пешек.

После таких лет, в 5 лет дети уже могут придумывать собственные комбинации и переходят на высший уровень мастерства игры в шахматы.

Кроме шахмат методика Береславского включает в себя много других игр.

Взрослый выкладывает несколько рядов из палочек разного количества. Сколько палочек надо добавить в каждый ряд, чтобы они стали одинаковыми?

1. Расположите цифры от 1 до 4 друг под другом таким образом: 1 2 3 4

Задание: соединить линиями одинаковые цифры так, чтобы соединительные линии не пересекались друг с другом.

2. Собираем капельки в ведерка (от 2,5 до 4 лет). На листе бумаги в ряд нарисуйте несколько ведер, а сверху дождевые капельки нарисуйте так, чтобы некоторые из них были изображены четко над ведерками, а некоторые между ними. Котята хотят собрать дождевые капельки, давай им поможем. Маленький ребенок может нарисовать карандашом прямую линию от каждой капельки вниз и узнать какие попали в ведерки, а какие нет. Ребенок постарше пусть проведет мысленно прямые линии вниз.

3. Цветная мозаика (от3 до 5 лет). Если у Вас есть фантазия, то нарисуйте на листе бумаги сложную фигуру, состоящую из квадратов, трапеций и треугольников. Затем попросите раскрасить одинаковые фигурки одним цветом. Ребенок очень обрадуется, если в итоге у него получится какая-нибудь красивая фигура.