Новорожденный возрастной период. Возрастные периоды развития человека. Старший школьный период

(6 голосов : 3.5 из 5 )

Дети, родившиеся здоровыми, развиваются нормально при условии правильного воспитания и хорошего ухода за ними.
Для того чтобы правильно ухаживать за новорожденными дома, родителям необходимы хотя бы элементарные знания об особенностях их организма. Обычно у молодых родителей, тем более воспитывающих первенца, возникает много вопросов.

Зачем так часто кормить младенца? Почему он должен спать на жесткой постели без подушки? Стоит ли использованную соску каждый раз кипятить или можно просто сполоснуть водой? Что делать, если малыш часто плачет по ночам? И так далее и тому подобное.

Прежде всего следует знать, что все получаемые родителями от педиатров, невропатологов, гигиенистов рекомендации даются с учетом анатомо-физиологических особенностей малыша. Эти рекомендации вырабатываются на строго научной основе и направлены на создание самых благоприятных условий для роста и развития ребенка.

В момент рождения резко изменяется среда существования ребенка.

В утробе матери он получал питание от материнского организма через плаценту (детское место) и пуповину. У него не было легочного дыхания, не функционировали пищеварительные органы, мочевыделительная система. С первых мгновений самостоятельного существования организм младенца резко перестраивается.

Первый вдох, первый крик новорожденного сигнализируют о включении многих «дремавших» до этого органов и систем. Но еще много времени пройдет, прежде чем они заработают с полной нагрузкой. Адаптация новорожденных происходит медленно, постепенно. Отсюда и характерные особенности в строении и жизнедеятельности организма младенца.

Кожа новорожденного нежная, тонкая.

Под ней располагается хорошо выраженный к моменту рождения подкожный жировой слой. Особенностью кожного покрова в этом возрасте является повышенная ранимость. Этим объясняется склонность новорожденных и грудных детей к опрелостям, ссадинам. Нижние слои кожи пронизаны большим количеством капилляров - очень мелких кровеносных сосудов. Поэтому младенец так легко краснеет при крике, перегревании.

Терморегуляция организма еще несовершенна, температура тела ребенка может быстро изменяться под влиянием внешних условий.

Эти изменения сразу же сказываются на состоянии кожных покровов. При переохлаждении они бледнеют, покрываются мелкими пупырышками, иногда приобретают синюшный оттенок. При сильном перегревании быстро выступает испарина в виде мельчайших капелек. Следует знать, что перегревание маленькие дети переносят хуже переохлаждения. Через поры кожи осуществляется кожное дыхание, которое протекает интенсивнее, чем у детей старшего возраста. Вот почему уходу за кожей придается в грудном возрасте такое большое значение.

Мышечно-связочный аппарат новорожденного развит слабо. Поэтому в течение нескольких месяцев после рождения ребенок рефлекторно стремится сохранить внутриутробную позу, поджимает ножки к животу, голову пригибает к груди. Ограничены двигательные способности малыша, мышцы сгибатели и разгибатели почти постоянно напряжены, конечности полусогнуты. Слабые мышцы шеи не могут еще удерживать голяку в вертикальном положении.

Скелет к моменту рождения полностью сформирован.

Но костная ткань еще рыхлая, из-за чего кости сравнительно мягкие, податливые. Вместо некоторых костей имеются хрящи, с возрастом они затвердевают, превращаясь в костную ткань. Череп новорожденного состоит из отдельных долей, не имеющих между собой жестких соединений. Такое строение черепа обеспечивает уменьшение его объема при прохождении через родовые пути: доли черепа сдвигаются, заходят одна на другую. Через некоторое время после родов черепные доли вновь расходятся. Под кожей на темени и в лобно-теменной части черепа новорожденного мягкие впадинки, не защищенные костями. Это большой и малый роднички. Малый родничок в результате дальнейшего роста костей черепа закрывается к достижению ребенком возраста 7 - 8 месяцев, большой - к 1 году или 1 году 3 месяцам.

Система кровообращения работает со значительно большей нагрузкой, чем у взрослых.

Нормальная частота пульса у новорожденных - 120 - 140 ударов в минуту; при напряжении, крике быстро возрастает до 160 - 180 и даже до 200! Сердце у грудных детей относительно больше, чем у взрослых, к году его масса удваивается. Кровь циркулирует со значительно большей скоростью.

Органы дыхания также имеют целый ряд характерных особенностей.

Носовые ходы и гортань грудного ребенка относительно короткие и узкие. Они выстланы нежной рыхлой слизистой оболочкой, богатой кровеносными сосудами. Слизистая носоглотки весьма чувствительна к воздействию холода, тепла. Она быстро набухает, в результате чего может создаваться отек, затрудняющий дыхание ребенка. Гортань переходит в трахею, которая на уровне П1 грудного позвонка делится на два главных бронха, ведущих к правому и левому’ легкому.

Дыхание у грудных детей поверхностное, неглубокое, неравномерное и по сравнению со взрослыми учащенное- 40 - 60 раз в минуту (у взрослых норма - 18 - 20 раз), так как потребность в кислороде очень велика.

Желудочно-кишечный тракт новорожденных и грудных детей имеет весьма существенные особенности.

Полость рта у них невелика, ее слизистая оболочка - нежная, тонкая, чрезвычайно чувствительная, легко инфицируется. На наружной стороне слизистой губ хорошо различаются небольшие припухлости, так называемые сосательные валики, которые позволяют ребенку хорошо захватывать и сосать грудь.

Зубов при рождении у младенца нет. Прорезывание зубов начинается в 6- 7 месяцев.

Принято считать, что это весьма болезненный процесс, сопровождающийся воспалением десны, подъемом температуры тела. Однако в тех случаях, когда уход за ребенком осуществляется правильно, с соблюдением всех гигиенических правил, никаких патологических явлений не бывает. Для профилактики рекомендуется после кормления смазывать десны малыша ватным тампоном, смоченным светло-розовым раствором марганцовокислого калия. Еще более тщательно нужно следить за чистотой рук малыша, его игрушек, посуды. И тогда прорезывание зубов будет проходить безболезненно.

Слюноотделение у новорожденного довольно слабое, к 4 - 5 месяцам оно заметно увеличивается. Нужно аккуратно промокать слюну, попавшую на лицо ребенка, что помогает предотвратить раздражение кожи.

Пищевод в младенческом возрасте довольно короткий. Желудок располагается почти вертикально, размером он примерно с кулачок ребенка. Запирательный клапан, соединяющий пищевод с желудком, развит еще недостаточно, поэтому у младенца часто бывают срыгивания (обратный заброс пищи из желудка в полость рта).

Мышечные слои желудка и кишечника сформированы неокончательно.

Тонкий кишечник относительно длинен. Стенки кишечника проницаемы для токсинов. Вот почему грудной ребенок очень чувствителен к малейшим нарушениям режима кормления.

Опорожнение кишечника в норме происходит 2 - 3 раза в сутки. Кал светлый, желтовато- коричневый, довольно мягкой консистенции. Примерно к году стул бывает один раз, реже - два раза в сутки. При запорах или поносах ребенка нужно обязательно показать педиатру.

Почки, мочеточники, мочевой пузырь новорожденного развиты хорошо. В течение первых 3 - 4 от рождения суток мочевыделение замедлено. Количество мочи невелико. Мочится младенец всего 5 - 6 раз в сутки. Моча прозрачная, без запаха.

Затем количество мочеиспусканий доходит до 20 - 25 раз в сутки, так как объем мочевого пузыря невелик и требуется частое его опорожнение. По мере взросления ребенка увеличивается количество однократно выделяемой мочи и уменьшается число мочеиспускания, достигая к году 14 - 16 раз в сутки.

Мочеиспускание у детей первого года жизни происходит рефлекторно, по мере наполнения мочевого пузыря. Но уже с 2 - 3 месяцев надо стараться выработать у ребенка условный рефлекс. Для этого грудного ребенка периодически - до и после кормления, во время активного бодрствования - держат над тазиком или горшком. С 5 - 6 месяцев высаживают на горшок. Ночью этого делать не следует, так как привычка просыпаться по ночам может остаться на многие годы.

Если вы заметили учащенное мочеиспускание у малыша, обратитесь к врачу, так как оно может служить признакам воспалительных заболеваний мочевыводящей системы.

Наружные половые органы и у мальчиков и у девочек к моменту рождения хорошо сформированы. Следует знать, что их слизистые покровы очень чувствительны к инфицированию, и гигиенический уход за ними должен быть чрезвычайно аккуратным.

Нервная система. Все действия новорожденного - результат безусловных рефлексов: сосательного, глотательного, мигательного, хватательного, защитных и других. Головной мозг относительно велик, но клетки его развиты недостаточно. Новорожденный различает яркий свет, но видеть отдельные предметы еще не умеет. Слух также понижен, реакция наступает только на резкие, громкие звуки. Хорошо действуют вкусовые, обонятельные, тактильные (осязательные) рецепторы.

Почему новорожденные и грудные дети так часто плачут? Что делать в таких случаях?

Плач в этом возрасте - реакция на неблагоприятные внешние раздражители: боль, голод, холод, мокрую пеленку и т. д. Малыш хочет избавиться от неудобства и привлекает к себе внимание единственным доступным ему способом - криком. Следовательно, задача взрослого - прежде всего выяснить и устранить причину беспокойства ребенка.

Посмотрите, сухой ли он, удобно ли лежит, теплые ли у него ручки. А может быть, приближается время кормления? Не вздут ли животик? Не хочет ли малыш пить? Словом, спокойно разберитесь, в чем дело.

Большую ошибку совершают родители, которые при малейшем хныканье берут ребенка на руки, начинают трясти, укачивать. На короткое время это может помочь, потому что в таком случае ребенка отвлекают новые ощущения. Но затем он снова начинает плакать, еще громче и упорнее, поскольку причина его плача не устранена.

Некоторые родители, сетуя на частый крик малыша, считают, что это неизбежно - «такой уж он уродился». Все вроде бы в порядке - здоров, сыт, ухожен, а вот плачет часами. В таком случае обратите внимание на моральный климат в семье. Если дома нет мира, часты ссоры, разговоры на «повышенных тонах», родители нервозны, раздражены, малышу это небезразлично. Он чутко улавливает настроение окружающих его людей.

Нервная система ребенка отзывается не только на физические, но и на психоэмоциональные раздражители.

Поэтому только в спокойной, доброжелательной семейной атмосфере можно вырастить здорового, жизнерадостного ребенка. Решающее значение в выхаживании младенца имеет правильно организованный режим дня. К сожалению, далеко не все родители понимают, что режим дня - их союзник в этом чрезвычайно ответственном и трудном деле. Встречаются еще противники всякого, даже разумного, распорядка жизнедеятельности. Если ребенок спит, пусть спит! Есть не просит, значит. не голоден и т. д. Главный принцип сторонников такой позиции - никакого насилия, полная свобода действий.

Не следует, однако, забывать, что все живое на Земле в своем развитии подчиняется строго определенным ритмам. Смена дня и ночи, времен года, океанские приливы и отливы, цветение, плодоношение, увядание и отдых растений… Примеры можно множить до бесконечности. Человек - такая же часть живой природы, ему тоже физиологически свойственны определенные биоритмы.

Но организм новорожденного еще так хрупок, центральная система так несовершенна, что надо на первых порах помочь ему войти в определенный ритм. Регулярно повторяющиеся действия запоминаются клетками головного мозга, образуется так называемый динамический стереотип. Тогда переход от одного вида деятельности к другому осуществляется как бы автоматически.

Таким образом, четкое соблюдение режима дня не насилие, а большая помощь младенцу.

Обычно новорожденные буквально в 3 - 4 дня привыкают к режиму, просыпаются, когда наступает время кормления, у них налаживается хороший аппетит, они вовремя засыпают, спокойно бодрствуют. У родителей появляется больше свободного времени, возникает меньше поводов раздражаться, а ведь это тоже очень важно для сохранения здоровья, особенно психического, как ребенка, так и родителей.

По материалам издания «Физкультура для всей семьи», 1988 г.

Период новорожденности - наиболее критический возрастной период у детей. Его патология сложна и разнообразна. Неправильное ведение родов, недостаточный уход, несоблюдение санитарно-противоэпидемического режима и пр. способствуют повышению заболеваемости и смертности среди новорожденных. Наибольшая смертность наблюдается на первой неделе жизни и, особенно, в первые три дня после родов. Естественно, большое значение имеет переход от внутриутробных условий жизни к внеутробным и приспособление новорожденного к факторам внешней среды. Организм новорожденного впервые принимает на себя такие жизненно важные функции, как дыхание, терморегуляцию, кровообращение, пищеварение и др. Поэтому знание особенностей течения раннего неонатального периода, правильный уход за новорожденным ребенком исключительно важен для его дальнейшего развития и здоровья.

Периоды детского возраста

I. Период внутриутробного развития - длитсяот зачатия до родов.

Подразделяется на 2 фазы:

а) фазу эмбрионального развития - ее продолжительность - от зачатия до 11–12 недель беременности;

б) фазу плацентарного развития - с 11–12 недель гестации до конца беременности.

II . Период новорожденности (неонатальный) - длится от рождения ребенка до 28 дней жизни. Включает в себя:

а) ранний неонатальный период - от рождения до 7-го дня жизни ребенка;

б) поздний неонатальный период - от 7 до 28 дня жизни.

Выделяют также перинатальный период - с 22-х недель внутриутробного развития до 7-го дня жизни ребенка. Он подразделяется:

а) на антенатальный период - с 22-х недель внутриутробного развития до начала родов;

б) интранатальный период - от начала родовой деятельности до рождения ребенка;

в) на ранний неонатальный период - с рождения до 7-го дня жизни новорожденного.

III . Грудной возраст (или младший ясельный) - от 28 дней до 1 года жизни ребенка.

IV . Период молочных зубов - с 1 года до 6 лет. Подразделяется:

а) на преддошкольный или старший ясельный - от 1 года до 3-х лет жизни ребенка;

б) на дошкольный возраст - от 3-х до 6 лет.

V . Младший школьный возраст (период отрочества) - от 6–7 лет до 12 лет.

VI . Старший школьный возраст (период полового созревания) - от 12 до 15 лет.

Неонатология

Это достаточно молодая наука. Как самостоятельный раздел медицины (раздел педиатрии) возникла в XX в. Она изучает возрастные особенности и заболевания детей первых 4-х недель жизни.

Термины «неонатология» и «неонатолог» были предложены американским педиатром Александром Шаффером в 1960 г. Неонатология состоит из трех слов: греческого «neos » - новый, латинского«natus » - рожденный и греческого «logos » - учение.

ОсновнЫе направления неонатологии

    Исследование влияния отклонения в состоянии здоровья беременной женщины на развитие плода и новорожденного.

    Изучение функциональной и метаболической адаптации новорожденного к внеутробному существованию.

    Реанимация и интенсивная терапия новорожденных.

    Исследования становления иммунного статуса.

    Изучение наследственных и врожденных заболеваний.

    Разработка специальных методов диагностики заболеваний, лечения с учетом особенностей фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств в этом периоде.

    Реабилитация больных новорожденных детей.

    Вопросы вскармливания и питания как здоровых, так и больных детей.

Одним из важных показателей развития здравоохранения является показатель младенческой смертности , который характеризует количество умерших детей от 0 до 1 года жизни и рассчитывается по формуле:

В свою очередь, младенческая смертность включает в себя неонатальную смертность от 0 до 28 дней, которая рассчитывается по формуле:

Неонатальная смертность может быть ранняя и поздняя.

Ранняя неонатальная смертность - от 0 до 7-го дня жизни. Рассчитывается по формуле:

Поздняя неонатальная смертность - с 7-го до 28-го дня.

Всегда необходимо анализировать еще один показатель - перинатальной смертности , который рассчитывается по формуле:

Для снижения перинатальной, неонатальной и младенческой смертности необходима интеграция служб акушер-гинекологов, педиатров, генетиков и реаниматологов. Важную роль в решении этих вопросов играет перинатальный центр с хорошей материальной оснащенностью.

Отклонения в состоянии здоровья женщины до беременности, осложнения течения беременности и родов, социальные и бытовые проблемы могут представлять угрозу для здоровья плода, т. е. являются факторами риска развития патологии плода и новорожденного. По времени воздействия на плод и ребенка выделяют следующие факторы риска:

    пренатальные (возникающие до и во время беременности);

    интранатальные (возникающие во время родов);

    постнатальные (действующие после рождения ребенка).

Врачу необходимо своевременно выявить факторы риска для прогнозирования и профилактики развития патологических состояний у плода и новорожденного.

Оценка факторов риска развития патологии у плода и новорожденного проводится во время беременности, по меньшей мере, три раза:

    в ранние сроки беременности (при первичном посещении врача, т. е. при постановке беременной на диспансерный учет);

    в середине беременности;

    в процессе родов.

Для своевременного выявления факторов риска необходимо проанализировать:

1. Генеалогический анамнез (с составлением родословной): выяснить, есть ли у родителей и родственников наследственные и обменные заболевания, наличие наследственной предрасположенности к аллергии, другим болезням.

2. Социально-биологический анамнез: оценить возраст матери и отца, уточнить, имеются ли профессиональные вредности, вредные привычки, наличие других социальных факторов риска (например, одинокие мамы, многодетные семьи, плохие бытовые условия и т. д.).

3. Акушерско-гинекологический анамнез : были ли аборты, мертворождения, другие нарушения в половой сфере беременной (например, пороки развития или опухоли матки, бесплодие, рубцы на матке после операций).

4. Сведения об экстрагенитальных заболеваниях матери: например, сердечно-сосудистых (пороки сердца, гипертоническая болезнь, вегетососудистая дистония), эндокринных (диабет, заболевания щитовидной железы, надпочечников) и других, а также какие медикаменты и в какие сроки беременности принимались.

5. Особенности течения настоящей беременности: наблюдались ли токсикозы I и II половины, нефропатия, преэклампсия, угроза выкидыша, многоплодие, многоводие, маловодие, резус- и АВО-сенсибилизация, инфекционные заболевания, аномальное положение плода и др.

6. Особенности течения родов, а именно: затяжные, стремительные роды, длительный безводный промежуток, кесарево сечение, преждевременная отслойка плаценты и т. д.

Врач оценивает возможное влияние неблагоприятного фактора с учетом сроков беременности, во время которых отмечалось действие данного фактора.

Например, краснуха , перенесенная матерью в I триместре беременности, сопровождается высоким риском формирования врожденных пороков развития плода (риск 23 %). Но, если заболевание развилось во II триместре беременности, - риск пороков у плода составит только 1 %. Сахарный диабет I типа у беременной, который сопровождается периодами гипергликемии и кетоацидоза, гипогликемией, в I триместре беременности может приводить к развитию диабетической эмбриопатии с высоким риском формирования врожденных пороков (каудальная дисгенезия, пороки мозга, сердца, почек), во II триместре - к диабетической фетопатии (риск макросомии, гипогликемии, кардиомегалии, полицитемии, гипербилирубинемии и др.). В последующем дети, родившиеся от матерей с сахарным диабетом, относятся к группе риска по развитию ювенильного сахарного диабета (риск 2 %).

Неблагоприятные факторы , действующие на плод во время беременности, прежде всего нарушают маточно-плацентарное кровообращение и могут приводить к развитию хронической внутриутробной гипоксии плода. Патологическое течение родов может приводить к развитию острой асфиксии в родах, родовым травмам, синдрому аспирации мекония и др.

У новорожденных в зависимости от факторов риска принято выделять следующие основные группы риска развития патологических состояний (см. приложение):

    по нарушению функции ЦНС;

    развитию гипербилирубинемии;

    развитию ГБН;

    внутриутробному инфицированию;

    развитию СДР;

    развитию гипогликемии;

    развитию геморрагических расстройств;

    по развитию острого анемического синдрома.

При выписке ребенка из родильного дома, врач должен определить его группу здоровья .

В периоде новорожденности выделяют III основные группы здоровья :

I группа (15–20 % всех новорожденных) - здоровые дети, которые родились от здоровых родителей, нормально протекавших беременности и родов, с оценкой при рождении по шкале Апгар 8–9 баллов и которые не болели в роддоме. У детей этой группы в раннем неонатальном периоде могли наблюдаться пограничные состояния, которые не повлияли на состояние их здоровья.

II группа (70–80 % всех новорожденных) - практически здоровые дети, которые имеют факторы риска возникновения какого-либо заболевания (например, поражения ЦНС, инфицирования, эндокринных или трофических расстройств и др.). По степени выраженности риска II группа здоровья подразделяется на 2 подгруппы: II A и II Б.

Группа IIA (минимальный риск развития патологических состояний) - практически здоровые новорожденные, не болевшие в роддоме, с малой степенью риска возникновения патологических процессов. К ним относятся:

    дети, родившиеся от матерей с отягощенным биологическим и клиническим анамнезом (например, нетяжелые соматические заболевания у матери, возраст матери до 18 или после 35 лет, производственные и профессиональные вредности, группа социального риска: неполные семьи, многодетные семьи, наличие вредных привычек у родителей и др.);

    дети, родившиеся от матерей с умеренно выраженными отклонениями в течении беременности и родов (например, легкие и среднетяжелые токсикозы беременных, дородовое излитие околоплодных вод, быстрые или затяжные роды), которые не вызвали у ребенка заболеваний;

    недоношенные I степени, при удовлетворительном течении раннего периода адаптации;

    дети от многоплодной беременности при удовлетворительном состоянии и средних показателях физического развития.

Группа IIБ (высокий риск развития патологических состояний и заболеваний) - практически здоровые младенцы, но имеющие в анамнезе несколько факторов риска, а также те дети, которые перенесли какие-либо заболевания в раннем неонатальном периоде, закончившиеся выздоровлением. К ним относятся:

    новорожденные, родившиеся от матерей, страдающих тяжелыми заболеваниями или сочетанием нескольких неблагоприятных факторов риска (например, сахарный диабет и тяжелый токсикоз беременных);

    недоношенные II–IV степеней;

    переношенные новорожденные;

    дети с задержкой внутриутробного развития;

    новорожденные с признаками выраженной морфофункциональной незрелости;

    новорожденные, перенесшие ГБН, асфиксию в родах, родовую травму, болезни легких, инфекции или другую патологию.

III группа - больные дети с хроническими заболеваниями (например, врожденная краснуха, генерализованная цитомегаловирусная инфекция, бронхолегочная дисплазия), тяжелыми пороками развития (например, ВПС, врожденная гидроцефалия и др.).

Новорожденные I группы здоровья наблюдаются участковым педиатром и осматриваются специалистами в обычные сроки: первый патронаж проводится в первые три дня после выписки из роддома, затем ребенок осматривается каждые 7–10 дней и в возрасте одного месяца дети приглашаются на прием к врачу в поликлинику (в день приема здоровых детей). Далее в течение первого года жизни врач должен осматривать здорового ребенка 1 раз в месяц.

Дети группы IIА, осматриваются участковым педиатром не менее 4-х раз на первом месяце жизни, а группы IIБ - 5 и более раз с обязательным осмотром зав. отделением. Если дети IIА группы на 1 месяце жизни не болели, то они могут быть в 1 месяц приглашены на осмотр в поликлинику и переведены в I группу здоровья. Дети из IIБ группы до 3-х месяцев жизни осматриваются на дому. В группе здоровья IIБ они остаются до года. При необходимости проводятся лабораторные исследования: общие анализы крови и мочи, бактериологическое исследование, УЗИ и др.

Новорожденные III группы здоровья находятся на диспансерном наблюдении участкового педиатра и узкого специалиста в зависимости от профиля патологии.

Человек родился. Сколько радости и надежд имеет это событие. Первые 5-7 дней, пока вы и ваш малыш окрепнете, наблюдение и уход за ним будет в надежных руках медицинских работников роддома. Наконец, наступил счастливый день - ваше долгожданное младенец уже дома. Дальнейшая его судьба и здоровье в ваших руках. С появлением первенца в доме возникают заботы, волнения, а также различные вопросы: "Как вести себя с малышом и ухаживать за ним?", "Как и когда его кормить?", "Когда и как начинать его воспитывать?" и другие. Не волнуйтесь, будьте спокойнее! Все будет хорошо. Со временем, вы приобретете опыт и уверенности.

Вам необходимо знать все о периоде пребывания в родильном отделении, а также о первом месяце жизни ребенка (период новорожденности).

Период новорожденности. Переходные состояния новорожденных

С момента рождения и перевязки пуповины прекращается биологическая связь ребенка с матерью. Ребенок вступает в период новорожденности, который длится четыре недели, то есть первые 28 дней жизни. Каждая мать, особенно первородящих, должен знать, что новорожденный ребенок имеет ряд переходных состояний в связи с приспособлением (адаптацией) ее организма к новым условиям среды. Переходные состояния проявляются во время пребывания младенца в роддоме (первые 5-10 дней жизни).

Исходное уменьшение массы тела ребенка

В первые З-4 дня практически во всех новорожденных наблюдается начальная физиологическая потеря массы тела, в среднем составляет 100-250 г (она связана в основном с потерей жидкости) и происходит в связи с переходом ребенка к новым условиям обмена (прежде всего это касается органов дыхания, пищеварения и кожи). При правильной организации ухода и кормления в роддоме масса тела новорожденного восстанавливается конце первой недели жизни.

Физиологические эритема и шелушение кожи новорожденного

У новорожденного ребенка в первые два дня может наблюдаться покраснение кожи, а в последующие 4-6 дней - шелушение. Это состояние называется физиологической эритемой, ее интенсивность и продолжительность зависят от степени зрелости ребенка (Это ребенок, родившийся при сроке беременности 38-42 недели со средней массой 3000-4000 г и длиной тела 48-52 см.).
Расширение потовых желез может наблюдаться в виде маленьких пузырьков с творожистые или прозрачным содержимым сразу после рождения ребенка на разных участках тела. Пузырьки снимаются ватным тампоном, смоченным спиртовым раствором, и лечение не требуется.

Отделение культи пуповины (отпадение остатка пуповины) происходит, как правило, на 3-4-е сутки. На ее месте образуется пупочная ранка, которая покрывается корочкой, которая отпадает через 10-15 дней.

Физиологическая желтуха новорожденных может проявляться в первые 2-4 дня жизни ребенка. ее объясняют распадом неполноценных эритроцитов (красных кровяных телец), на месте которых образуется красящее вещество билирубин - непрямой билирубин, не связан с белками крови. Содержание его в крови превышает норму вследствие временной (функциональной) неполноценности ферментов печени и кишечника. Током крови он разносится по всему организму, избыток его откладывается в коже, слизистых оболочках и в других органах. К 5-6-го дня количество билирубина в крови уменьшается, а к 7-8-го дня достигает нормы. К этому времени желтуха, как правило, исчезает.

Половая кризис у новорожденных проявляется на первой неделе жизни в виде увеличения (нагрубание) молочных желез независимо от пола, а у девочек могут наблюдаться и кровянистые выделения из влагалища.

Развитие половой кризиса объясняют реакцией организма новорожденного на освобождение от материнских гормонов - эстрогенов. Пусть вас не пугает. Такие явления могут быть у каждого новорожденного на первой неделе жизни, связаны они с перестройкой и приспособлением организма к новым условиям окружающей среды и исчезают в конце первой недели жизни самостоятельно. Если такие явления наблюдаются после выписки новорожденного из роддома, необходимо обратиться к педиатру.

Как, собственно, выглядит ребенок?

В первые часы у родителей обычно просто нет времени, чтобы внимательно рассмотреть ребенка. Ведь все, от рождения до кормления, было слишком волнительным, а радость после появления ребенка была слишком большой. Теперь же, в послеродовой период, во время кормления и общения, пеленания и купания, у родителей появляется достаточно времени, чтобы внимательно изучить новорожденного. Сначала, возможно, вы постараетесь обнаружить сходство - "Вылитый папа, а нос твой!" Затем многие родители начинают внимательно изучать своего ребенка. Возможно, он будет выглядеть не так, как это представляли молодые родители: голова имеет несколько неправильную форму и кажется слишком большой по сравнению с туловищем, да и кожа вовсе не такая, как у малышей более старшего возраста, но он изменится в ближайшие недели, и это изменение начнется уже через несколько дней.

Пропорции тела

Вначале туловище длиннее, чем конечности, руки длиннее, чем ноги, и даже стопы кажутся несоразмерно большими. Кроме того, живот новорожденного сильно выпячивается вперед, он даже может выглядеть, как надутый. Так как у ребенка почти нет жира, он кажется очень хрупким и худым. Но все соотношения частей тела со временем изменятся и станут нормальными.

Голова

Это самая большая часть тела новорожденного, слегка овальной формы, чтобы он мог легче проходить по родовым путям. Редко бывает, чтобы сразу же после рождения голова ребенка имела правильную форму. Намного чаще голова бывает отечной, сдавленной в некоторых местах или вытянутой в длину. Деформация возникает из-за большого сжатия мышцами матки во время схваток или из-за вынужденного применения во время родов вакуумных щипцов. Из-за подобной деформации головы не происходит нарушений деятельности мозга, так как при этом бывают только ушибы или припухлость на коже. Уже на первой неделе жизни ребенка деформация формы головы заметно уменьшается.

Роднички

Кости черепной коробки не срощены - опять же из-за необходимости: во-первых, они должны быть подвижными, чтобы поддаваться сильному сжатию мышц (при схватках) во время родов. Во-вторых, за первый год жизни объем мозга удваивается, и черепная коробка должна успевать соразмерно увеличиваться. Узкие места стыков костей образуют два мягких, "открытых" участка (родничка), защищенных соединительными тканями. С этими участками нужно обращаться очень осторожно и ни в коем случае не следует сильно на них нажимать. Маленький родничок закроется через 5-8 месяцев, а чтобы закрылся большой родничок, потребуется примерно 18-24 месяца.

Волосы

В период беременности плод покрыт с головы до ног мягким пушком. Этот волосяной покров (lanugo) исчезает у большинства младенцев еще в утробе матери, другие же рождаются, полностью покрытые пушком. Спустя несколько дней поле рождения эти волосы выпадут, иногда с головы тоже. Конечно, волосяной покров на голове потом восстановится, хотя цвет и структура волос (прямые или волнистые) в течение первых лет жизни, и даже позже, может часто меняться.

Все новорожденные сначала имеют голубые глаза. Это объясняется тем, что в радужной оболочке отсутствуют пигменты. Природные пигменты станут образовываться спустя несколько недель после рождения и глаза младенца начнут приобретать цвет. Но только в один-два года у ребенка образуется нормальный цвет глаз. У многих новорожденных сразу после рождения глаза отечные. Это происходит вследствие сильного сжатия во время родов. Отечность часто исчезает спустя несколько дней. Возможно, Вы обратите внимание на то, что ребенок косит глаза. Сначала и это нормально, так как умению видеть ребенок будет учиться. Ребенок еще не может пользоваться глазами синхронно, он научится этому не позже чем через один-два месяца. Если ребенок к этом моменту все еще будет косить, то следует проконсультироваться у врача. Наблюдательные родители обязательно заметят, что первоначально плач ребенка не сопровождается слезами. Пройдет примерно четыре-пять недель, прежде чем у него появятся слезки. Слезные протоки у многих новорожденных закупорены или сужены, поэтому слезы не могут вытекать, и в уголках глаз образуются белые выделения. Часто это сужение проходит само в первые месяцы жизни. До этих пор выделения нужно несколько раз в день осторожно вытирать бумажной салфеткой.

Во время родов немного достается также и вздернутому носику многих младенцев. Он иногда смещен набок или вдавлен, что через некоторое время проходит. Все равно свою окончательную форму нос принимает только в период половой зрелости.

Как у девочек, так и у мальчиков грудь может быть набухшей, а из сосков часто выделяется молочная жидкость. Набухание груди вызывается гормонами матери, которые еще находятся в крови младенца. Через несколько дней они исчезают, а набухание и выделение молока прекращаются сами по себе.

Пуповина отрезается после рождения на расстоянии 10 сантиметров от живота ребенка и перетягивается зажимом. Остаток пуповины высыхает и отпадает сам в течение 14 дней. До полного заживления пупочной раны за ней необходимо тщательно ухаживать. Пупочная грыжа появляется, если в мышцах живота слишком большое отверстие (пупочное кольцо). В этом случае может даже выступать кишка. Пупочная грыжа часто бывает у новорожденных, обычно она проходит сама по себе в первые месяцы жизни. В настоящее время педиатры советуют ничего не предпринимать для лечения пупочной грыжи до возраста, в котором ребенок начинает посещать детский сад, так как в большинстве случаев, она сама бесследно исчезает. Когда ребенок кричит, грыжа отчетливо выступает вперед, что не приводит к ее увеличению.

Половые органы

Половые органы всех новорожденных выглядят несоразмеримо большими по сравнению со всем телом. В процессе развития ребенка это соотношение будет изменяться. Половые губы и мошонка могут иметь болезненный красноватый оттенок, что объясняется наличием гормонов матери в системе кровообращения ребенка. У девочек эти гормоны вызывают даже легкие кровянистые или беловатые выделения. Через несколько дней материнские гормоны будут разрушены, и подобная реакция организма прекратится.

Сначала кожа новорожденного покрыта остатками послеродовой слизи. Кожа имеет оттенок от розового до нежно голубого. Это объясняется тем, что маленькие кровеносные сосуды постепенно перестраиваются для работы вне материнского организма. На некоторых участках тела кожа может шелушиться. Это естественно, так как верхний слой кожи в первые дни отмирает. Складки и морщинки исчезают за несколько дней. На коже могут иметься так называемые родимые пятна: у новорожденного могут быть розовые пятнышки в центре лба, на веках и на подбородке или на шее. При этом речь идет об увеличенных кровеносных сосудах, которые уменьшатся через несколько месяцев. Безвредная опухоль кровеносных сосудов называется гемангиомой. Она красного цвета, иногда немного выпуклая и может достигать размера монеты в три копейки. Если гемангиома не причиняет неудобств ребенку, то можно отказаться от лечения. Часто она сама по себе опадает или тускнеет со временем. Если же она причиняет неудобства ребенку, находясь, например, на веке или губе, то следует удалить хирургическим путем или облучением. Такие же меры должны быть приняты, если опухоль разрастается по мере роста ребенка. Очень часто на носике новорожденного появляются прыщи и гнойнички в форме маленьких белых точек. Это происходит из-за закупорки небольшой сальной железы, которая сама откроется через несколько дней. Сыпь, красными пятнами, покрывающая кожу, обычно безвредна и быстро исчезает. На второй - третий день жизни ребенка многие матери замечают, что кожа ребенка стала желтоватой. В данном случае речь идет о так называемой желтухе новорожденных (физиологическая желтуха), которая не имеет ничего общего с обыкновенной желтухой. Желтизна кожи объясняется распадом лишних красных кровяных телец. Ведь на ранней стадии жизни печень многих новорожденных еще не в состоянии справиться с огромным количеством желто-красного пигмента билирубина и не может полностью вывести его через почки. Билирубин окрашивает кожу ребенка в желтый цвет. Через несколько дней желтизна кожи исчезнет - это показатель того, что печень ребенка функционирует нормально. Если печень и позже не может разрушить билирубин, то это более сильная форма желтухи. В этом случае лабораторно определяется концентрация билирубина в крови. Если концентрация пигмента превышает определенный уровень - требуется медицинское вмешательство. Для лечения часто используют фототерапию, в ходе которой новорожденный лежит один-два дня (с небольшими перерывами) под специальной фотолампой. В исключительных случаях бывает необходимо произвести полное переливание крови.

Ноги и ступни

Из-за недостатка места в чреве матери почти все дети рождаются с ногами в форме "О". Часто стопы изогнуты вовнутрь. Но родителям не стоит беспокоится по этому поводу. Когда ребенок учится ходить, его ноги часто бывают в форме "Х" и лишь только в период полового созревания ноги выпрямляются. Ступни здорового ребенка имеют растопыренные пальцы и узкую пятку. Стопы ног имеют не округлую, а плоскую форму и толстый жировой слой.

Первый кал ребенка вязкий, имеет темный, иногда черный цвет и не имеет запаха. Из кишки выходит так называемый первородный кал (меконий), который состоит из проглоченных мелких частиц тканей, волос, слизи. Жировых веществ. Позднее цвет и консистенция кала будут зависеть от питания ребенка (естественного или искусственного).



Добрый день, уважаемые мамы и папы. Вас приветствует администрация сайта Материнство . Если вы находитесь на этой странице, значит вам интересна статья ?можете поделиться с друзьями в соц сетях.

Период новорожденности продолжается, по мнению большинства акушеров и педиатров, 3-4 недели от момента рождения.

Период новорожденности - это период приспособления ребенка к самостоятельной внеутробной жизни. Он начинается с момента прекращения циркуляции крови в пуповинных сосудах и развития самостоятельного дыхания и кровообращения; одновременно начинаются процессы обратного развития боталлова и аранциева протоков и пупочных сосудов, а также закрывается овальное - отверстие между предсердиями.
В течение этого периода в организме новорожденного происходит ряд важных изменений: выравнивается и продолжает нарастать весовая кривая, свидетельствующая о том, что ребенок восстановил вещества, потраченные им в первые дни жизни, и что организм его приспособился к условиям внеутробной жизни; отпадает пуповина и заживает пупочная ранка, ликвидируется желтуха новорожденных, устанавливается «грудной стул», формула крови, температура.
Для новорожденного в общем характерна незаконченность развития многих органов и систем. Ткани его нежны, богаты водой, клеточными элементами и сосудами, недостаточно функционально развиты, поэтому легко раздражимы и ранимы. Это относится, в частности, к коже, которая гиперемирована (так называемая эритема новорожденных), нежна, легко подвергается воздействию внешних раздражителей; последнее легко вызывает опрелость, слущивание эпидермиса, образование ссадин, которые могут служить входными воротами для различных микроорганизмов. Сопротивляемость новорожденного инфекциям понижена.

Уход . Правильный уход за новорожденным имеет целью оградить его от вредных воздействий окружающей среды и создать наиболее благоприятные условия для его развития. Уход должен быть построен на принципе строгой асептики. Необходимо соблюдать хирургическую чистоту по отношению к пуповине и педантичную чистоту во всем, что касается ребенка, создать и неустанно поддерживать правильный режим в отношении кормления, одежды, воздуха, света, а также согревания ребенка. Температура детских комнат должна поддерживаться на уровне 20-22°. Большое значение имеет и личная гигиена персонала: гигиенический душ перед началом работы, чистый халат, косынка, полностью покрывающая волосы, частое и тщательное мытье рук; во время работы- маска из 4 слоев марли.

При поступлении ребенка из родильной в детскую комнату его одевают в нагретое белье и укладывают в кроватку на бок; вокруг шеи и под подбородок закладывают пеленку ввиду возможности рвоты. Надо внимательно следить за состоянием новоприбывшего, у которого может наступить рвота, синюха, кровотечение из пуповины. При обнаружении у новорожденных в первые часы жизни пульса 100 и меньше или 140 и больше ударов в минуту врач обязан тщательно осмотреть новорожденного и вторично оценить его состояние.
Перед утренним кормлением всем детям делают утрений туалет. Сестра раздевает ребенка на пеленальном столе и осматривает все тело, особенно складки за ушами, ладони, где кожа часто мацерируется. Лицо обмывает ваткой, смоченной в теплой кипяченой воде; влажной ваткой протирает также шейные складки, ушные раковины, за ушами и ладони; затем обсушивает все тело. Глаза промывают ваткой, смоченной в 2% растворе борной кислоты, каждый глаз отдельной ваткой. Протирать рот, а также нос не следует. В случае наличия корочек в нос можно впустить несколько капель теплого вазелинового масла. Ребенка подмывают. Если где-нибудь в складках или на ягодицах есть покраснения, их следует смазать маслом. Пуповину осматривает врач; но если бинт на ней загрязнился, сестра обязана его сменить; если она обнаружит отпавшую пуповину, то, чисто вымыв руки, смазывает ранку йодом, покрывает ее кусочком стерильной -марли и накладывает бинт. Вслед за этим ребенку измеряют температуру (второй раз ее измеряют вечером), затем его взвешивают и пеленают.

{module директ4}

В первые дни жизни ребенку надевают распашонку и подгузник, пеленают с головкой в пеленку, а затем заворачивают с ручками в одеяло с пододеяльником (пеленкой). Между пеленкой и одеялом кладут сложенную в несколько раз пеленку. Дня через 3-4, если температура детской комнаты позволяет, на ребенка можно надеть кофточку и завернуть в одеяло, оставив ручки свободными.
Пеленание детей производится перед каждым кормлением и один раз ночью, а детей с частым и жидким стулом пеленают и между кормлениями по мере надобности. При загрязнении ягодиц, паха, промежности их обмывают теплой текучей водой, осторожно обсушивают, прикладывая пеленку, а складки смазывают маслом.
Для новорожденных единственным естественным продуктом питания является материнское молоко.
Относительно времени первого прикладывания новорожденного к груди до настоящего времени нет-единого мнения. Некоторые акушеры рекомендуют прикладывать новорожденного в последовом периоде, в расчете усилить рефлекторным путем через акт сосания сокращения матки и достичь этим бескровного течения последового периода. Но это справедливо не получило признания, так как при таком методе сравнительно часто наблюдается неполная отслойка плаценты и связанное с этим усиление кровотечения. Небезразлично раннее прикладывание и для новорожденного, нуждающегося в первые часы жизни в возможно полном покое.
Большинство акушеров и педиатров рекомендует начинать кормление новорожденного через 6-12 часов после окончания родов. При наличии у новорожденного признаков внутричерепной травмы, а у родильницы - выраженной интоксикации (тяжелый токсикоз беременности, острая инфекция и др.), а также после патологических родов и наркоза вопрос о времени первого прикладывания к материнской груди решается в каждом отдельном случае индивидуально.

Вялость сосания, наблюдающаяся нередко и у доношенных и, казалось бы, совершенно здоровых новорожденных, чаще всего является следствием родовой травмы, особенно если период изгнания был очень продолжительным или, наоборот, очень коротким. Если нет значительного нарушения мозгового кровообращения (отек мозга, кровоизлияние), то к концу первых же суток состояние новорожденного обычно улучшается, и в дальнейшем он сосет нормально.
Перед каждым кормлением палату, где лежат родильницы, тщательно убирают и проветривают, матери моют руки мылом и протирают марлевой салфеткой, пропитанной 0,25% раствором нашатырного спирта. Во время кормления нос и рот матери закрывают марлевой маской. Рукой сцеживают несколько капель молока, чтобы удалить из наружных частей молочных ходов нередко находящихся там микроорганизмов, попавших извне. В первые 3-4 дня мать кормит ребенка на боку, в дальнейшем сидя на краю кровати или на стуле. Во время кормления нужно следить за тем, чтобы ребенок захватывал не только сосок, но и околососковый кружок и чтобы грудь не мешала его носовому дыханию.
Кормление не должно продолжаться свыше 20-30 минут.
Потребность в воде у новорожденного очень велика. Поэтому, в целях борьбы с обезвоживанием организма новорожденному систематически дается внутрь чайными ложками 5% раствор глюкозы или подслащенный рингеровский раствор (150-250 мл в сутки).
Затруднения и противопоказания к кормлению грудью могут возникать со стороны как матери, так и ребенка. Со стороны матери ими чаще всего являются: трещины сосков, маститы, гиперестезия сосков, соски анатомически неполноценные, тяжелое состояние матери, активная форма туберкулеза, декомпенсированные сердечные заболевания, психические заболевания, сифилис (в том случае, если заражение произошло в последние 5-6 недель беременности и ребенок может быть еще не заражен).
Со стороны новорожденного причинами, препятствующими кормлению грудью, чаще всего являются недоношенность, тяжелая родовая травма, некоторые пороки развития (заячья губа, волчья пасть), заболевания полости рта (молочница, стоматиты) и дыхательных путей, тяжелые общие болезни и др. Кормление в этих случаях проводится сцеженным материнским молоком через соску или с ложечки. При заячьей губе и волчьей пасти, если ребенок не приспособился к сосанию, его кормят с ложечки или из бутылочки сцеженным материнским молоком. В отдельных случаях возникает необходимость в их кормлении через нос (ложечкой Кермаунера или пипеткой) или зондом, вводимым через рот в пищевод на 10-12 см.

Новорожденным обычно считается малыш до 28 дней жизни от даты рождения. Различают ранний период новорожденности - 1-7 дней после рождения и поздний период 7-28 день от даты рождения. А грудничковый возраст ребенка педиатры делят по кварталам: 3 месяца, 6 месяцев, 9 и 12 месяцев жизни ребенка.

Ранний период развития новорожденного ребенка . Все дети рождаются с не законченным развитием всех внутренних органов и тканей, которые совершенствуются уже после рождения. Педиатры в этот период часто посещают ребенка дома. При первых посещениях они состояние ребенка оценивают, исходя из таких показателей, как режим и объем питания, развитие двигательных функций, функционирование кишечника, спокойствие сна, наличие инфекции, чистота кожи, реакция на мать и отца, или других членов семьи.

Чтобы определить достаточно ли ребенок питается, они ориентируются на вес ребенка. За первые 3-4 дня с дня рождения ребенок должен терять в весе. Причинами уменьшения веса новорожденного является "послеродовый стресс", не достаточное количество молока у матери и отхождения первородного кала и мочи. Обычно, потеря массы тела ребенка составляет 5-6% от первоначального веса. А уже с пятого дня жизни, малыш должен снова начинать набирать вес и к десятому дню жизни его вес должен быть примерно равен весу при рождении.

Стул младенца становится более водянистым с небольшим количеством слизи, он имеет равномерный цвет без выделений с зеленоватым оттенком. Количество их тоже учащается до 5-8 раз в день, а мочиться малыш до 10-15 раз в сутки. Обычно между 3-8 днями жизни у новорожденных наблюдается гормональный криз - набухают молочные железы, а кроме этого у девочек из влагалища иногда может выделяться мутная жидкость белого цвета.

Выдавливать содержимое из грудных желез нельзя . Гормональный криз, это результат влияния материнских гормонов, он не требует лечения и проходит самостоятельно. Массу переживаний и беспокойств у родителей в ранний период новорожденности вызывает физиологическая желтуха. Кожа ребенка рожденного с физиологической желтухой имеет желтоватый оттенок. Это считается нормальным состоянием организма, вызванное распадом красных кровяных телец эритроцитов и увеличением билирубина, жёлтых пигментов. Физиологическая желтуха у многих детей не требует какого-либо специального лечения и проходит через 1-2 недели после рождения. Иногда желтуха может быть причиной серьёзного заболевания - гемолитической болезни, результата несовместимости крови матери и плода.

Спит малыш в ранний период новорожденности обычно много, 16-18 часов в сутки. Будить малыша и кормить по графику не надо, лучше самим подстраиваться под биоритмы малыша. Многие маленькие дети любят днем спать больше, а ночью бодрствовать и кушать. Маме необходимо планировать кормления, пеленания и кормить малыша по первому требованию, даже ночью. Количество грудного молока у мамы, высасываемое за одно кормление, начинает чуть-чуть увеличиваться.

Важным фактором нормального развития малыша является его положение на кроватке. Лучшее положение для сна новорожденного ребенка на боку, поэтому необходимо периодически менять положение левый бок с правым, что поможет избежать деформации головки. Также, нужно помнить, что для правильного формирования позвоночника малыша не стоит класть под его подушку.

Поздний период развития новорожденного ребенка . Начиная со второй недели, малыш потихоньку начинает привыкать к новой жизни, он уже больше бодрствует и засыпает только через десять минут после кормления. Он начинает поворачивать головку не рефлекторно, а по направлению к услышанному голосу или звуку. Малыш подолгу может рассматривать крупные яркие погремушки, висячие над его кроваткой. Форма головки у него приобретает обычные круглые очертания.

Малыша начинают купать к концу второй недели, когда у него отпадает пуповина. Хоть и пупочная ранка к этому времени обычно заживает, но пока ее нужно регулярно обрабатывать.

В этот период малыш начинает испытывать дискомфорт , если у него мокро, ему холодно или больно, он плачет. А если его взять в это время на руки, то он успокаивается. Количество издаваемых звуков увеличивается, привлекая внимание, малыш может сопеть. Малыш активно сосет молоко, хватается за мамины пальцы, растопыривает пальчики ног, двигает ножками, выгибает позвоночник, если проводят пальцами по его позвоночнику.
Он уже может делать кое-какие движения осознанно, а не рефлекторно . Личико малыша уже не напряженное, во сне появляется бессознательная улыбка.

Новорожденный ребенок в конце этого периода умеет поворачивать и приподнимать головку, лежа на животике, а лежа на спине, поворачивает голову в сторону, откуда доносится знакомый голос или звук. Он уже рассматривает окружающих осмысленным взглядом.

Очень важно для гармоничного развития новорожденного малыша прогулки на свежем воздухе. Родители должны организовать дневной сон ребенка на улице, еще лучше - в парке или в лесу. Если по каким-то причинам этого сделать невозможно, комнату, где спит ребенок, надо хорошо проветривать, а также необходимо устранить источники раздражения - телевизор, компьютер, радио и т.д.

Малыш уже проявляет радость и недовольство: он плачет, кряхтит или сопит, когда ему что-то не нравится, и радостно улыбается, когда ему комфортно и спокойно, издает разные звуки при общении с мамой.

Темпы развития у всех новорожденных разные, и не стоит огорчаться, заметив какие-либо незначительные отставания. Если родители будут тщательно заботиться о своем ребенке, малыш быстро все наверстает. Очень полезно в этот период малышу делать массаж и гимнастические упражнения для укрепления мышц.

Вернуться в оглавление раздела " "