Образовательный портал. «Как развивать интеллектуальные способности дошкольников Упражнения для развития интеллектуальных способностей детей

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру.

Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее, легче, чем те, которые сопряжены «бездушными» упражнениями. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо

использовать направлять в целях решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач.

В дидактических, развивающих играх психологи (П.П. Блонский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец и другие) и представители дошкольной педагогики (Л.И. Сорокина, Е.И. Тихеева, А.И. Усова, Ф.Н. Блехер, А.К. Бондаренко) видят возможность не только планомерно расширять знания, представления детей, но и развивать их наблюдательность, сообразительность, самостоятельность, активность мышления, развивать способности детей.

Среди всего многообразия дидактических игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально-развивающие игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой данных игр является наличие в них ни какого-то познавательного содержания, а поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирование своих умственных операций.

На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.

В настоящее время предлагается множество логико-математических игр различных авторов:

  • Игры на развитие интеллектуальных способностей. (А.З. Зак).
  • Обучающие игры с элементами информатики и моделирования. (А.А. Столяр).
  • Игры на развитие познавательных процессов с элементами моделирования. (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).
  • Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б.П. Никитин, З.А. Михайлова, В.Г. Гоголева).
  • Игры с блоками Дьенеша.
  • Игры с цветными палочками Кюизенера.

Логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, способности, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применение к решению различного рода задач.

Данные игры у детей старшего дошкольного возраста можно классифицировать на основе развития основных умственных операций: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.

Игры на развитие умения анализировать учат разложению целого на части и учат находить наиболее существенные признаки.

Игры на развитие умения синтезировать учат мысленно объединять части в единое целое.

Игры на развитие умения сравнивать учат устанавливать сходства и различия между предметами и явлениями.

Игры на развитие умения абстрагировать учат вычленять какие-либо свойства объекта, отвлекаясь от остальных.

Игры на развитие умения обобщать учат мысленно объединять предметы и явления по их общим и существенным признакам.

Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификации.

Игры на развитие умения классифицировать учат объединять предметы или явления на основе общих признаков в класс или группу.

Использование логико-математических игр способствует реализации следующих целей:

  • Активизация умственной деятельности детей.
  • Развитие основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, классификации.
  • Формирование основ творческого мышления.
  • Развитие эмоционально-волевой сферы.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Повышение интереса детей к математике.
  • Развитие и систематизация знаний, умений, представлений.
  • Повышение успешности учебной деятельности детей в школе.
  • Воспитание нравственно-волевых качеств личности.

Для успешного использования логико-математических игр необходимо руководствоваться следующими критериями:

  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Систематизация игр в планировании.
  • Уровень сенсорного развития дошкольников.
  • Индивидуально-дифференцированный подход (система дифференцированных заданий).
  • Характер мотивации.
  • Руководство детской деятельностью в игре (отношение сотрудничества
    с детьми).
  • Использование проблемных ситуаций постановки нестандартных заданий для стимулирования активности ребенка в игре.

Тесная взаимосвязь в логико-математических играх обучения и развития позволяет полнее реализовать умственные возможности дошкольников: дети творчески осваивают знания, у них развивается познавательная активность. «Учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат неспециалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ним трудно не согласиться.

Проект «Интеллектуальное развитие детей через развивающие игры»

Автор: Костенко Лариса Анатольевна, старший воспитатель МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»
Актуальность проблемы
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Для реализации данного проекта мною была организована работа кружка «Занимательная математика». Кружок дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления. Организую НОД на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей.
Гипотеза:
Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития младших дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений являются:
- наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений;
- учет особенностей детей в процессе формирования математических представлений;
- систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
- вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;
- гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников.
Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи:
Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
Развитие творческих способностей.
Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
Развитие математических способностей и склонностей.
Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.
Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Вид проекта:
познавательно - исследовательский
групповой, долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь - май

Участники проекта:
дети II младшей группы, ст. воспитатель Костенко Л.А.
Предполагаемые результаты
К концу проекта дети должны знать:
Счёт в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
Соотносить цифру с количеством предметов.
Отгадывать математические загадки.
Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
Различать и называть времена года.
Уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
Ориентироваться на листе бумаги.
Определять положение предмета по отношению к другому.
Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
Развить логические способности соответствующие данному возрасту.

Организационный этап
Составления плана работы кружка «Занимательная математика».
Диагностика детей на начало проекта по интеллектуальному развитию.
Подбор дидактического материала.
Практический этап
Проведения кружка 2 раза в неделю.
Использование логических игр, словесных, дидактических.
Заключительный этап
Диагностика детей на конец проекта
Презентация проекта.
Развивающие игры используемые при проведении проекта

Развивающая игра является огромным фактором умственного развития ребенка. (Блонский)
Авторская логическая игра «Спрячь бабочку»


Логическая игра «Собери круг»


Игры способствуют развитию мелкой моторики рук, логического мышления, воображения, закрепления знания цветового спектра.
Игры Воскобовича - это игры нового типа, моделирующие творческий процесс, создающие свой микроклимат для развития творческой стороны интеллекта.
Логическая игра «Чудо - соты»


Логическая игра «Чудо - крестик»


С помощьюпалочек Кюизенера ребенок учится декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.


Блоки Дьенеша способствуют развитию умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать внимание, логическое мышление.


Тренажеры превращают процесс обучения в развлечение и способствуют малышам поверить в себя и свои способности. Играя в тренажёры, дети становятся умнее и рассудительнее, тренируют зрительную память, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук, знакомятся с цветами, геометрическими фигурами.


Живописцу - требуется холст,
Скульптору – необходимо пространство,
А мыслителю – гимнастика ума.

Игры Зака


В играх с палочками создают большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления, как активность, самостоятельность.
Игры Никитина
Логическая игра «Сложи узор»


Каждый из нас в душе конструктор и художник,
Главное - не бояться действовать и смело творить.

Игры – головоломки развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
«Лабиринт»


«Подбери ключ»


Жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры,
в мире творчества.
В.А.Сухомлинский

Логическая игра «Мозаика цифр»


«Головоломка Пифагора»


Делать что-то своими руками – одно удовольствие.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать и меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.”
Я.Каменский

Логическая игра «Колумбово яйцо»


Я слышу - и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Китайская мудрость.

Логическая игра «Волшебный круг»


Логическая игра «Листик»


Игры с использованием интерактивной доски
Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.


При работе с интерактивной доской развиваются познавательная и творческая активность детей, любознательность, воображение, мышление.
Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развить у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими навыками работы с информацией, развить разносторонние умения.
Игра «Зоркие глазки» - это тренировка зрительных анализаторов, развитие целостного восприятия, внимания, памяти.


Настольно – печатные игры развивают восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление.


Настольные игры вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требующие умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.



Развивающие игры «Найди пару», «Подбери по силуэту», «Чей силуэт?» помогают малышам в развитии логического мышления, внимания, зрительной памяти, речи. Закрепляют знания об окружающем мире и отработали навык группировки предметов по форме.


Логическая игра «Лото»


Игры логического содержания помогают воспитать у детей познавательный интерес, способствуют к исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.

01 Фев 2014, Интегративные качества личности дошкольника как основа становления универсальных учебных действий младшего школьника // Развитие интегративных качеств личности дошкольника как предпосылки формирования универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста: сборник материалов / авт.-сост. Л.А. Горлова. — Оренбург: ООДТДМ, 2013. — С. 7-11.

Совсем недавно мы с энтузиазмом изучали и начинали внедрять принципиально новый для системы документ – . А сегодня мы уже стоим на пороге следующих перемен – внедрения федеральных государственных стандартов .

Руководитель рабочей группы по подготовке проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования Александр Асмолов заявляет, что «стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования».

В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования, который соответствует требованиям вступающего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и разрабатывается впервые в российской истории, будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Заявленная позиция призвана сломить тенденцию необоснованного, формального расширения знаний ребенка. Обращается наше внимание на необходимость обогащение общего кругозора ребенка с учетом его возможностей в плане сознательного усвоения тех или иных знаний, а также их актуальности для детей данного возраста. Предлагается особое внимание уделять формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств. Поэтому, несмотря на то, что ФГОС дошкольного образования включает в себя требования к результатам, неправомерно предъявлять жесткие требования к освоению основных общеобразовательных программ, что присутствует в стандарте начального общего образования. Разработчики ФГТ предлагали вместо этого раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны интегративные качества личности дошкольника , которые ребенок может приобрести в результате освоения программы и которые напрямую соотносятся с универсальными учебными действиями школьника.

ФГОС дошкольного образования, в отличие от других стандартов, также не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

При этом мы видим, что интегративные качества личности дошкольника являются основой для формирования универсальных учебных действий младшего школьника и ограждают нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в дет­ском саду, и с какими знаниями школа должна получать ребенка .

Личностные УУД младшего школьника позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Мы считаем, что становлению личностных УУД способствуют такие интегративные качества дошкольника как эмоционально отзывчивый (откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы); овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции); любознательный, активный (интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе).

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Их становление доступно будущему школьнику, способному управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающему элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка-дошкольника преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Кроме того, мы полагаем, что к регулятивным УУД можно отнести такое интегративное качество как физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, так как при этом у ребенка формируются не только основные физические качества и потребность в двигательной активности, но и навыки самостоятельного выполнения доступных возрасту гигиенические процедур, соблюдения элементарных правил здорового образа жизни.

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Данные действия доступны ребенку, способному решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту (ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.); овладевшему необходимыми умениями и навыками (сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности); имеющему первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе (ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире).

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Успех становления коммуникативных УУД зависит от того, насколько дошкольник овладел средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации).

Таким образом, развитие интегративных качеств личности дошкольника на этапе дошкольного образования обеспечит плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, то есть позволит реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – обеспечение благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развитие его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.

Товары для детей должны быть высочайшего качества. Именно такую продукцию предлагает интернет-магазин ЕКОЛЮБ по адресу http://ecolub.com.ua/page/Disana . Здесь Вы найдете большой ассортимент детской одежды, для мальчиков и девочек. А также разнообразные товары для дома.

Проект: «Реализация ФГОС, через игровую технологию интеллектуально - творческого развития детей дошкольного возраста» (проект программы с одарёнными детьми) Широкова Светлана Геннадьевна: педагог-психолог МДОУ детский сад 11 «Родничок» комбинированного вида


Актуальность: Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребёнка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудности. Когда перед ребёнком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то их развитие идёт слабо и вяло. Технология интеллектуально-творческого развития – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием и постепенным усложнением. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.


Статья 31 Конвенции о правах ребёнка гласит: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни. Взрослые, в том числе государственные структуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для свободной самостоятельной активности, которую дети сами выбирают».


Как подчёркивал Л.С. Выготский, игра является ведущей, а не преобладающей формой в жизни ребёнка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает образовательную область: социально- коммуникативное развитие. Основная задача психолого-педагогической работы в данной области – развитие игровой деятельности. Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно новая, творческая и добрая группа игр – развивающие игры Воскобовича. Принципы, заложенные в основу данных игр, - интерес, познание, творчество – становятся максимально – действенными, так как обращаются непосредственно к ребёнку языком сказки, забавного персонажа или приглашением к приключениям. Развивающие игры Воскобовича – это обучающее развитие ребёнка в «Сказочном лабиринте игры»- это форма взаимодействия взрослого и детей через игры и сказки. В сюжеты сказок вплетается система вопросов, задач, заданий, упражнений. Взрослый читает сказку, ребёнок её слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. В результате развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи.


Реализация игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» Задачи: 1. Изучить методическую литературу по данной теме; 2. Создать предметно- развивающую среду «Фиолетовый лес» в кабинете психологической разгрузки; 3. Разработать перспективное планирование по всем возрастным группам; 4. Провести с детьми диагностическую работу по данному направлению; 5. Разработать проекты по реализации технологии «Сказочные лабиринты игры»; 6. Разработать систему взаимодействия с родителями по развивающим играм Воскобовича.


Концептуальные положения к инновационному проекту: 1. Эффективное развитие интеллекта детей дошкольного возраста. Технология «Сказочные лабиринты игры»- это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием и постепенным усложнением образовательного материала. Это позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интеллектуальные разноплановые задачи, вопросы, упражнения направлены на использование различных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. 2. Раннее развитие творческих способностей. В процессе игр дети проявляют инициативу, сохраняют личную независимость суждений и действий. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем.


Схема использования метода проектов при реализации игровой технологии интеллектуально – творческого развития «Сказочные лабиринты игры» (по развивающим играм Воскобовича) Технология «Сказочные лабиринты игры» Проекты реализации технологии в разных возрастных группах I мл. группа «Малышок» - «Сказки Фиолетового леса» II мл. группа «Топтыжки» - «Нетающие льдинки Озера Айс» средняя группа «Весёлые человечки»- «Путешествие Малыша Гео» семейная группа «Непоседы»- «Секреты игровых лабиринтов» подготовительная группа «Ромашечки»- «Мой друг - Геоконт» старшая группа - «Чудо – головоломки Ларчика»»




Задачи технологии 1. Развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое. 2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности. 3. Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения). 4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал. 5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений. 6. Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально – творческому развитию детей в игре.


Решение образовательных задач в играх Воскобовича 1. Игры, направленные на логико-математическое развитие. Целью этих игр является развитие мыслительных операций, с игровыми действиями – манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов. 2. Игры с буквами, звуками, слогами и словами. В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, путешествуя по лабиринтам, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. В результате, процесс сложного обучения чтению превращается в занимательную игру. 3. Универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игр детей и дидактическими пособиями на различных занятиях. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям.


















Результаты работы: разработан пакет нормативно – правовых документов обеспечивающих правовое поле инновации; создана в группах и на участке соответствующая предметно – развивающая среда; разработан и апробирован инструментарий для оценивания уровня знаний у дошкольников, подобраны и разработаны инструментарии для оценивания уровня готовности педагогов к инновационной деятельности; построена система инновационной методической работы; разработана система включения регионального компонента в содержание инновационной деятельности; разработано содержание проектов по развивающим играм.




Используемая литература: 1. Приказ Министерства образования и науки РФ от «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 2. Харько Т.Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры»

эльвира акбашева
«Формирование интегративных качеств воспитанников дошкольных учреждений согласно Федеральным государственным требованиям»

Лекция для воспитателей

«Формирование интегративных качеств воспитанников дошкольных учреждений согласно Федеральным государственным требованиям »

Подготовила : старший воспитатель

Акбашева Эльвира Марсовна

В настоящее время система дошкольного образования претерпела серьезные изменения в связи со сменой стоящих перед ней целей и задач. Если раньше главной задачей детского сада считалась подготовка детей к школе, путем выработки у них простейших знаний, умений и навыков (например счет, чтение, и в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь главный акцент будет делаться на всестороннее развитие ребенка (физическое, личностное, интеллектуальное ) .

С учетом новых федеральных государственных требований (далее ФГТ) к структуре основной Общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ №655 от 23.11.09 г., при оценивании результативности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении прежде всего будут обращать внимание не на то, научился ли ребенок считать и читать (это задача школы, а не детского сада, а на то, как он в целом развит физически, личностно и интеллектуально (умственно) . Обучение в детском саду по новым Федеральным стандартам происходит по 10 образовательным областям.

Образовательные области :

Физическая культура;

Здоровье;

Безопасность;

Социализация;

Познание;

Коммуникация;

Чтение художественной литературы;

Художественное творчество;

Таким образом, результатом дошкольного образовательного процесса служит сформированность интегративных качеств ребенка – физических, личностных, интеллектуальных .

Рассмотрим что это такое.

Физические качества ребенка

В самом общем виде физически развитого ребенка – дошкольника можно охарактеризовать как здорового, ловкого, выносливого. Именно эти физические качества будут залогом хорошего физического самочувствия ребенка в процессе школьного обучения. Ниже приводится более детальное описание качеств :

Выносливость при физических и : бег, прыжки, занятия ручным трудом, умственные занятия и др. (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности (восприятии книг на слух , трудовой, общении) ;

Ловкость – крупная и мелкая моторика : игра с мячом, скакалкой, с мелкими предметами (например, мелкий конструктор, владение карандашом при рисовании, умение самостоятельно выполнить шнуровку, застегнуть пуговицы и др. (развивается и проявляется в игре (включая подвижные игры, познавательно-исследовательской, продуктивной, трудовой деятельности, ритмике);

Закалка (развивается и проявляется в повседневной жизни) .

Личностные качества

Личностно развитого ребенка на пороге поступления в школу можно охарактеризовать как активного, инициативного, любознательного, стремящегося получить новые знания, эмоционально отзывчивого, уважающего старших, владеющего основными культурными привычками и навыками самообслуживания, адекватными возрасту. Именно эти личностные качества позволят будущему первокласснику стать активным учеником, заинтересованным в успешном обучении . Ниже приводится более детальное описание этих качеств :

- Мотивационная сфера : игровая мотивация, познавательный интерес , учебные мотивы (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности : игре, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтении (восприятии книг на слух , трудовой, общении) ;

- Эмоциональная сфера : сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость, стремление помочь другому ;

Закладывание ценностных ориентиров : ценность жизни и всего живого (природа, человек, животные, растения) ; ценность знания; уважение и почитание родителей и старших; понятие «мое-чужое» ; решение споров мирным путем; помощь слабому и др. (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности) ;

Культурные установки (развиваются при воспитании внутрикультурных норм и традиций, т. е. при соблюдении правил поведения, праздников, обычаев, обрядов народа; проявляются в стремлении ребенка соответствовать культурным нормам поведения и соблюдать существующие традиции);

Культурные привычки, адекватные возрасту (развиваются и проявляются при целенаправленном воспитании у ребенка культурных форм поведения , адекватных возрасту – навыки еды, туалета, самообслуживания);

- Воспитание азов половой идентификации : знакомство с ролями женщины и мужчины в современном обществе, закладывание основ культурных отношений между мальчиками и девочками и др. (развивается при воспитании внутрикультурных норм и традиций, чтении книг (восприятие на слух ) ; проявляется в культурных привычках, адекватных возрасту).

Интеллектуальные качества

Интеллектуально развитого дошкольника в целом можно охарактеризовать как смышленого и сообразительного. Именно эти интеллектуальные качества будут залогом хорошего усвоения школьного учебного материала. Ниже приводится более детальное описание этих качеств :

Фантазия и воображение (развиваются и проявляются в сюжетно-ролевой игре; творческой продуктивной деятельности (рисование, конструирование, мозаика, лепка, аппликация, сочинительство и др.).

Образное мышление (развивается и проявляется при отгадывании загадок; ; в творческой продуктивной деятельности (рисование, конструирование, мозаика, лепка, аппликация, сочинительство и др.);

Логическое мышление (развивается и проявляется в понимании сюжета книги, спектакля, фильма, картинки; в построении сюжета ролевой игры; в логических играх и др.)

Обобщение (развивается и проявляется во всех видах игры, восприятии на слух чтения книг , составлении рассказов по картинкам и др.);

Умение воспроизводить образец (развивается и проявляется в продуктивных видах детской деятельности по образцу – поделки из конструктора, мозаики, пластилина и др. ; в различных видах игры; простых формах трудовой деятельности – накрывание стола перед едой, в воспроизведении форм этикетного поведения – как правильно пользоваться столовыми приборами и др.);

Умение работать по правилу (развивается и проявляется в играх с правилами, при соблюдении правил поведения, режима, общения со старшими и сверстниками и др.)

Активная и пассивная речь (развивается при активном речевом общении ребенка со взрослыми и сверстниками (непосредственное общение, совместные игры и деятельность, восприятии на слух чтения книг ; проявляется в словарном запасе, грамотном употреблении речевых конструкций , понимании разговорной и литературной речи (книги, возможности пересказать услышанный текст, составлении рассказа по картинке и др.);

Эстетическое чувство (развивается при восприятии высокохудожественных произведений всех жанров (литература, музыка, танец, живопись, скульптура, кино, театр и др.) ; общении с природой; проявляется в способности понимать красоту природы и искусства).

При оценивании результативности образовательного процесса в детском саду предполагается ограничиться набором из 9 интегративных качеств , подробный анализ которых будет приведен ниже.

Почему все-таки идет речь об «интегративных » качествах ? «интеграция » означает «объединение в целое каких-либо частей, элементов» . Применительно к описанным выше качествам ребенка этот термин использован для того чтобы подчеркнуть, что качества , характеризующие физическое и психическое (личностное и интеллектуальное ) развитие ребенка, формируются в результате активного участия малыша в самых разных видах деятельности (общении, игре, продуктивной и исследовательской деятельности, чтении книг (восприятии на слух ) и др.). Интеграция всех этих видов детской деятельности приводит к развитию ребенка, которое можно описать через различные качества . Важно также заметить. Что эти качества не формируются в дошкольном возрасте в процессе обучения ребенка по школьному типу, поскольку такого рода занятия не предполагают активного участия в них малыша; он лишь выполняет предлагаемые ему задания.

Интегративными некоторые качества можно назвать еще и потому, что их трудно отнести только к одной сфере развития дошкольника – либо только к физической, либо только к личностной, либо только к интеллектуальной . Например, качество «любознательность» . С одной стороны, это характеристика познавательного интереса или мотивационной сферы, что относится к личностному развитию, но, как показывает практика, дети со слабым развитием интеллекта не бывают любознательными, значит, в этом качестве присутствует и интеллектуальное развитие . Также сложно однозначно отнести только к интеллектуальной или личностной сфере качество «культурные привычки» . Формирование навыка культурного поведения связано с интеллектом , но то, будет ли ребенок пользоваться этим навыком в своей повседневной жизни, зависит от имеющейся у него мотивации, побуждающей культурное поведение.

Таким образом, можно рассмотреть почти любое качество , выделив в нем что-то, связанное с физическим развитием ребенка, что-то – с личностным, а что-то – с интеллектуальным .

Личностное и

Очень часто родители не задумываются о личностном развитии ребенка. Многие родители все усилия тратят только на интеллектуальное развитие ребенка , а это неверно. Если у ребенка своевременно будут сформированы познавательная и учебная мотивации (личностное развитие, то совершенно очевидно, что такой ребенок добьется гораздо больших успехов в учебе, чем ребенок, которого постоянно чему-то учат, но ему самому этого не надо.

Л. И. Божович, детский психолог, занимавшаяся проблемами формирования личности ребенка , отмечала очень важный момент, касающийся системы ранней интенсификации интеллектуального развития детей , а именно : ускоренное развитие мышления, не меняя общий возрастной психологический облик ребенка, поможет «нарушить гармонический ход развития детской личности» .

Проиллюстрируем данное положение примером с ранним обучением малыша процессу чтения. Многие родители считают, что, чем раньше ребенок начнет читать, тем успешнее он будет развиваться в дальнейшем. Также у многих родителей существует твердое убеждение, что главным моментом в подготовке детей к школе является - овладение дошкольниками техникой чтения . Однако такая точка зрения не имеет под собой никакого научного основания.

При раннем обучении чтению, малыш, как правило, не понимает, зачем это надо, поскольку у него еще нет потребности в самостоятельном чтении. Для него, ситуация, связанная с чтением книг, включает не только получение новой информации , но прежде всего – общение со взрослым по ходу процесса чтения, что очень важно для ребенка. В дошкольном возрасте в большинстве случаев (за исключением самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности) именно взрослый опосредует для ребенка-дошкольника процесс познания . М. И. Лисина, психолог, занимавшаяся проблемой общения детей, считала, что от 4 до 5 лет преобладающий тип общения ребенка со взрослым – это внеситуативно-познавательное общение. Поэтому в данный период гораздо важнее читать детям книжки (объясняя непонятное, нежели учить ребенка самостоятельно читать. В процессе совместного чтения ребенок получает как интеллектуальное развитие (речь, мышление, кругозор, так и личностное (формируется интерес к чтению книг , происходит знакомство с нравственными, моральными и этическими ценностями).

Научившись рано читать и читая непонятные по значению слова, ребенок привыкает к механическому чтению без понимания. Далеко не все дети спрашивают взрослого о значении непонятных слов, не только, когда читают самостоятельно, но и когда слушают другого человека. Поэтому огромное значение для развития способности ребенка-дошкольника понимать текст имеет объяснение взрослым новых непонятных слов и речевых оборотов без ожидания вопроса ребенка. Книги, которые взрослые читают детям, очень хорошо развивают детскую речь (словарный запас, лексические обороты) при условии, если ребенок понимает смысл текста и значение слов.

По мере постепенного усложнения читаемых текстов (от простых коротких сказок к рассказам и повестям) ребенок начинает открывать для себя прелесть переживания происходящих в книге событий и приключений вместе с ее героями. Теперь уже, если ему что-то непонятно в тексте, он начинает спрашивать самостоятельно, иначе для него разрушается канва совместного проживания жизни вместе с книжными героями.

Если ребенок читает, не понимая вообще смысла текста или значения новых слов и фразеологических оборотов, то умение читать не способствует ни речевому, ни интеллектуальному развитию в целом . Так, умеющий читать умственно отсталый ребенок не становится от этого умнее, поскольку не понимает смысла прочитанного в силу проблем с процессом обобщения. Нормальный ребенок тоже может не понимать смысла текста в силу ряда причин : незнания значения слов (плохое речевое развитие, слабого интеллектуального развития (плохое развитие процесса обобщения, непонимание причинно-следственных связей и др.). Таким образом, овладение техникой чтения целесообразно начинать тогда, когда ребенок уже хорошо владеет разговорной речью и свободно воспринимает (понимает) на слух текст детских книг, адекватных его возрасту. Это необходимое условие для начала обучения детей чтению в плане интеллектуального развития , но не менее важным условием эффективного обучения ребенка чтению представляется формирование у дошкольников потребности в чтении книг .

От совместного со взрослым прочтения книги малыш получает двойное удовольствие : общение со взрослым в совместной деятельности (чтение книги) и увлекательное переживание событий книги. Постепенно книга начинает ассоциироваться для него не только с источником новой информации , но и с положительными эмоциями; он хочет почитать книгу, когда ему скучно, грустно и т. д. Поскольку взрослый не всегда может читать ребенку, когда последнему этого хочется, то обучение самостоятельному чтению после того, как у него сформировалась потребность в книге в широком смысле, будет восприниматься малышом как возможность удовлетворять появившуюся у него потребность в чтении книг самому. Когда ребенка начинают учить читать до появления такой потребности , то ничего хорошего из этого не получается. Как отмечал Л. С. Выготский, дошкольник учится по программе взрослого в меру того, насколько он ее принимает, насколько она становится его собственной программой обучения. Если ребенок дошкольного возраста не понимает, зачем ему самостоятельно учиться читать (поскольку у него нет потребности в чтении книг , то обучение чтению не только не будет способствовать его интеллектуальному развитию , но может нанести огромный вред личностной сфере, отбив интерес к чтению вообще . В случае, когда обучение чтению начинается до возникновения положительного отношения, то очень часто вместо положительного эмоционального отношения к чтению возникает отрицательное. Происходит это в силу появления сильного отрицательного переживания, связанного с книгой и ее чтением, возникающего потому, что обучение чтению в дошкольном возрасте проходит для ребенка достаточно трудно. В том случае, когда ребенка длительно учат читать, а книг ему при этом почти не дают (современная ситуация развития дошкольников , у малышей формируется стойкое отрицательное эмоциональное отношение к процессу чтения и книге вообще. В дальнейшем это оборачивается невозможностью нормально научиться читать (технически, плохим пониманием смысла текста и вообще нежеланием читать не только для ребенка, но и взрослого человека, поскольку чтение начинает выступать не только как эмоционально неприятное, но и малоосмысленное занятие.

Таким образом, в дошкольном детстве важно не обучать детей технике чтения (интеллектуальный навык , а создать условия для появления потребности в чтении книг (личностное развитие, тогда в младшем школьном возрасте ребенок достаточно легко и быстро овладеет умением читать, что создаст предпосылку для разностороннего чтения в будущем, что в свою очередь будет способствовать его общему развитию.

Очень важно, осуществлять воспитательную работу , ориентируясь на основные возрастные закономерности психического развития дошкольника .

Игра – является ведущей деятельностью дошкольного возраста . Давайте рассмотрим – каким образом игра способствует развитию ребенка. Для развития детей необходима их собственная активная деятельность, каковой и является игра. В игре ребенок фантазирует и думает (придумывая сюжет) ; упражняется в воображении (вживаясь в образ какого-то персонажа или представляя в роли этого персонажа куклу); развивает абстрактное мышление (подбирая вместо отсутствующих необходимых для игры предметов их заместители); воспроизводит образцы поведения взрослых людей, наблюдаемые в жизни; развивает свою речь (общаясь с партнерами по игре, развивает произвольное поведение (подчиняясь логике сюжета, контролируя свое поведение на предмет соответствия роли и правилам) и многое другое. Но, чтобы игра (как и любая деятельность) достигла своих высот, ей ребенок должен уделять большую часть своего времени, а поначалу взрослый должен помочь ребенку начать играть.

Игра способствует личностному развитию ребенка : в ней развиваются произвольное и волевое поведение, осознаются социальные нормы и требования общества , возникает эмоциональное сопереживание.

В игре происходит развитие произвольных психических функций дошкольника , а именно : в сюжетно-ролевой игре высшие психические функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется. То есть в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем.

Игра способствует речевому развитию детей, поскольку для взаимодействия в игре требуется активное говорение .

В игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие как функции обобщения и обозначения, воображение и фантазия (из них позже вырастает теоретическое мышление, идеальный план действия (представление в уме, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др.

Таким образом, игра – это адекватная дошкольному возрасту форма обучения ребенка , дающая результаты, которые невозможно достичь без нее.

Список использованной литературы

1. Гуткина Н. И. Интегративные качества ребенка как ориентир дошкольного образования . Вестник московского образования. - 2012. № 17– 320 с.

2. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Кодачигова Ю. В. Образовательная программа детского сада : Согласование с федеральными требованиями . – М.: АРКТИ, 2011. – 262 с.

3. Кузьмин С. Программный подход в управлении качеством дошкольного образования . – М.: Обруч, 2010.- 127 с.