Обучение детей пдд и безопасности на дороге в доу. Методические рекомендации воспитателям по обучению детей правилам дорожного движения Консультации для педагогов по правилам дорожного движения

Правила дорожного движения в детском саду

Консультация для педагогов: Что должен знать воспитатель о ПДД

3-4 года

Средства передвижения, характерные для нашей местности, их название.

Части автомашины, грузовой машины.

Правила дорожного движения:

Поведение на улице

Поведение в общественном транспорте

Сигналы светофора

Развивающая среда:

Макет: тротуар, проезжая часть, светофор.

Рули

Атрибуты к дидактической и сюжетно-ролевой игре «Мы пешеходы»

Дидактическая игра «Собери машину», «Светофор».

Художественная литература:

С.Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист»

«Улица шумит»

4-5 лет

Знание об общественном транспорте, знакомство с грузовым транспортом.

Знание улицы: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности.

Дорожные знаки: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход.

Правила дорожного движения: переход улицы пешеходом, поведение в общественном транспорте, о чём говорят знаки.

Развивающая среда:

Макет: перекрёсток, зебра, островок безопасности.

Крупные и мелкие дорожные знаки.

Картинки на классификацию видов транспорта

Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения

Фланелеграф: машины, дорожные знаки

Художественная литература:

1. Н. Носов «Автомобиль»

2. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»

5-6 лет

Знакомство с запрещающими и предписывающими знаками.

Изучение работы регулировщика

Формирование у детей умения свободно ориентироваться на дороге

Закреплять правила поведения в общественном транспорте.

Развивающая среда:

Макет: разные виды перекрёстков

Запрещающие и предписывающие знаки, жесты регулировщика.

Атрибуты к с-р играм: жезл, фуражки, шапочки-машины.

Дид. игры: «Умные знаки, «Какие бывают машины», «О чём говорит…»

Художественная литература:

Н.Носов «Кирюша попадает в переплёт»

6-7 лет

Учить детей соблюдать правила дорожного движения

Закрепить правила поведения на улице:

Ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны

Правильно переходить улицу на переходах, не играть на проезжей части дороги

Развивающая среда:

Макет, имеющий разные виды перекрёстков

Альбомы «Разные виды транспорта»

Дидактические игры «Угадай какой знак», «Что показывает регулировщик», «На чём ездят люди», «Виды транспорта», «Найди и назови».

Художественная литература:

1. Н. Носов «Автомобиль»

2. Юрлеин «Любопытный мышонок»

3. Кончаловская Н «Самокат»

Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения

Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность.

Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны

Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по левому краю дороги, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону

Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а не перекрёстках с необозначенными переходами – по линии тротуара

Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.

Запрещается пересекать путь движущемся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть

В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком)

В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота

Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.

Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети».

Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города

Спросите детей, у кого из них есть велосипед, самокат, ролевые коньки или скейт, кто когда-либо на них катался. Попросите рассказать, где, по их мнению, можно кататься, а где нельзя, какие правила нужно соблюдать.

Целесообразно также организовать обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекая личный опыт детей, случаи из жизни.

Необходимо рассмотреть три вида ситуаций:

Опасных для самих детей, если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора

Опасных для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи)

И наконец, ситуации, связанные с падением, травмами.

В результате беседы дети должны твёрдо усвоить следующие правила:

На велосипеде (роликовых коньках) можно кататься только по тротуару; нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора.

Катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры предосторожности (сбавлять скорость, объезжая маленьких детей, женщин с детьми, пожилых людей)

в случае ушиба или травмы при падении с велосипеда, самоката нужно сразу обратиться к кому-либо из взрослых для оказания первой помощи.

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

«Красный человечек – стоим, зеленый человечек – идем». В большинстве семей с этой фразы родители начинают объяснять правила дорожного движения своим детям. На современных улицах количество автомобилей увеличивается с каждым днем, а соответственно, и число аварий. Поэтому сегодня этот вопрос стал еще более актуальным и острым. А значит, ребенок должен максимально эффективно для своего возраста усвоить правила дорожного движения для дошкольников. Первыми помощниками в этом выступают, конечно же, родители и воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

Что же должен усвоить ребенок, чтобы у него сформировались навыки правильного поведения на улице? Сюда относится много факторов. Дети должны научиться понимать, что является участником дорожного движения, какие бывают элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, обочина, перекресток). Очень хорошо, если дети умеют различать виды транспортных средств (автобус, трамвай, троллейбус, легковой и грузовой автомобили, велосипед, мотоцикл). Также ребятам необходимо рассказать про средства регулирования движения и цвета сигналов светофора. Маленькие пешеходы должны знать правила движения по тротуарам и обочинам и правила перехода проезжей части. Немаловажным в процессе обучения правил дорожного движения для дошкольников является и изучение правил поведения, посадки и высадки в общественном транспорте. И главное, что дети должны запомнить и понять – это то, что они ни в коем случае не должны выходить на прогулку без взрослых.

В случае, когда обучением занимаются родители, оптимальным будет вариант ненавязчивых рассказов в процессе прогулок, наглядно используя дорожные ситуации. Ребенку нужно своими словами рассказывать о правилах дорожного движения и только в тех объемах, какие он способен усвоить. Идя по улице с малышом надо говорить с ним о видах транспортных средств, которые в этот момент находятся рядом, объяснять их особенности. Переходя улицу нужно упоминать о том, как и где можно правильно переходить проезжую часть, вспомнить и том, как и где нельзя этого делать. Эффективно на процесс восприятия ребенком информации о правилах движения будет влиять указание на пешеходов или водителей, которые эти правила нарушили.

Очень важным моментом в обучении дошкольников правилам дорожного движения являются и развитие пространственного представления и представления о скорости движения. Ребенок должен научиться ориентироваться в пространстве, понимая такие понятия, как близко, далеко, слева, справа, сзади, по ходу движения. Также малышу необходимо правильно воспринимать и скорость движения, как транспорта, так и пешеходов: быстро, медленно, поворачивает, останавливается.

В процессе обучения очень важно не пугать ребенка улицей и транспортом. Ведь такой страх так же опасен для малыша, как беспечность или невнимательность. Нужно наоборот, развивать в нем внимание, собранность, ответственность, уверенность и осторожность. Очень эффективным методом обучения детей правилам дорожного движения является также чтение им стихов, загадок, детских книжек, посвященных безопасности движения.

Задача обучить дошкольников правилам дорожного движения лежит также на педагогах дошкольных учебных заведений. Она заключается в обеспечении базовых знаний и качественной подготовки детей к школе, ведь очень часто первоклассникам приходится самостоятельно ходить в школу. Правила дорожного движения для дошкольников должны преподноситься детям по системе, которая включает в себя занятия, прогулки, экскурсии и наблюдения. Все знания должны сообщаться детям с учетом их возраста и окружающих условий. Постепенно они должны дополняться, усложняться и уточняться. С целью закрепления получаемых знаний должна организовываться игровая деятельность детей, в процессе которой они учатся применять полученные знания на практике.

При обучении детей в дошкольных образовательных учреждениях правилам дорожного движения обязательно должны присутствовать различные методические материалы. Это детская художественная и методическая литература, конспекты непосредственно организованной образовательной деятельности, картины, плакаты, пособия, дидактические игры, мульмимедия.

Очень хорошо, если на территории детского сада оборудуются специальные автоплощадки, которые представляют собой уменьшенную копию дорог с перекрестками нескольких типов. С помощью игровых транспортных средств (велосипеды, машины с педалями, самокаты) на таких площадках дети получают практические знания о правилах движения и дорожных знаках.

Существуют правила дорожного движения для дошкольников также и для экскурсий в сопровождении воспитателей и родителей. При пеших передвижениях дети строятся обычно в два ряда, идут только по тротуару или обочине. Переходить дорогу необходимо только в положенных местах, при этом воспитатель должен стоя на середине дороги держать красный флажок, пока все дети, не перейдут на другую сторону.

Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или воспитатели дошкольных образовательных учреждений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.

Предварительный просмотр:

В I-й младшей группе у детей формируются представления об улице, о дороге, легковых и грузовых видах транспортных средств; некоторых видах маршрутных транспортных средств (автобус, трамвай); труде водителя. Следовательно, в центре «ОБЖ» блока «Безопасность дорожного движения» рекомендуем иметь:

Картины с изображением улиц и дорог с движущимися по ним транспортными средствами

Наборы различного вида транспортных средств, крупного и среднего размера

Картины с изображением различного вида транспортных средств (легковые, грузовые, маршрутные (автобус, трамвай))

Картины с изображением различного вида транспортных средств с сидящими в них водителями.

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов транспортных средств, нагрудные знаки и т.п.)

Художественная литература: А.Барто «Игрушки»: «Грузовик»,

Дидактические игры: «Собери легковой автомобиль» (из 4-х частей), «Собери грузовой автомобиль»

Во II-й младшей группе у детей расширяются знания и навыки, полученные в первой младшей группе: продолжается работа по знакомству с транспортными средствами: легковые, грузовые; маршрутные транспортные средства (автобус, трамвай,троллейбус); специальный транспортные средства - «Скорая помощь», «Пожарная»; дети получают новые знания о труде водителя; знакомятся с правилами поведения в маршрутных транспортных средствах; знакомятся с понятием «светофор» и его сигналами; продолжают знакомиться с элементами дороги: «тротуар», «проезжая часть», «пешеходный переход»; у детей формируются первичные представления о безопасном поведении на дорогах. Поэтому, к предметам, имеющимся в центре «ОБЖ» блоке «Безопасность дорожного движения» первой младшей группы, рекомендуем добавить:

Простейший макет улицы (желательно крупный), где имеются дома по обеим ее сторонам и между ними обозначена дорога, на которой ярко выражены тротуар, проезжая часть, пешеходный переход

Картины с изображением различного вида транспортных средств (легковые, грузовые, маршрутные (автобус, трамвай, троллейбус))

Макет светофора и кружочки, в соответствии с сигналами светофора - красного, жёлтого и зелёного цвета.

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Автобус» (руль, макет автобуса, знак автобусной остановки и т.п.)

Художественная литература: А.Барто «Игрушки»: «Грузовик», С.Михалков «Светофор»

Дидактические игры: «Собери легковой автомобиль» - пазл из 6-ти частей, «Собери грузовой автомобиль» - пазл из 6-ти частей, «Угадай, что это за транспортное средство?» - игра на знание спецтранспорта; лото «Транспорт» - с изображением автобуса, трамвая, троллейбуса; «Светофор» - на знание сигналов светофора

В средней группе развивается наблюдательность, умение ориентироваться в помещении, на участке детского сада и в ближайшей местности. Дети этого возраста продолжают знакомиться с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка маршрутного транспортного средства» и элементарными правилами поведения на дорогах. Расширяются знания детей о различных видах транспортных средств, особенностях их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция», автобус, трамвай, троллейбус). Дети знакомятся с работой полицейского.

Задача педагогов подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Решение этой задачи начинается со знакомства с дорожными знаками, в средней группе это «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»,«Место остановки трамвая».

Педагоги продолжают формировать у детей культурное поведение в маршрутных транспортных средствах.

Поэтому, к предметам, имеющимся в центре «ОБЖ» блоке «Безопасность дорожного движения» второй младшей группы могут рекомендуется добавить:

Макет электрического светофора с переключающимися сигналами

Макет улицы с ярко обозначенным перекрестком дорог , на которых имеются тротуар, проезжая часть;

Картина «На улице города»

Иллюстрации с изображением остановок маршрутных транспортных средств (автобуса, трамвая, троллейбуса), пешеходных переходов (наземных, подземных)

Набор карточек «Дорожная азбука»

Художественная литература: Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги), С.Михалков «Моя улица» (отрывок), Э.Мошковская «К нам бегут автобусы»; А.Северный «Светофор»

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Автобус», «Пожарные», «Полиция»

Дидактические игры: «Найди свой цвет», «Собери светофор», «Собери маршрутное транспортное средство», «Узнай дорожный знак», «Можно-нельзя», лото «Транспорт», лото «Дорожные знаки»

В старшей группе у детей дополняются знания об элементах дороги (тротуар, проезжая часть, обочина ), о правостороннем движении, о работе светофора. Дети продолжают знакомиться с правилами дорожного движения, правилами передвижения для пешеходов и велосипедистов. Расширяют свои знания в области дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»,«Место остановки трамвая», «Дети», «Велосипедная дорожка», «Пункт медицинской помощи»», «Пункт питания», "Полиция", «Въезд запрещен», «Дорожные работы». Продолжают знакомства с правилами поведения во время игр, правилами езды на велосипеде. Уточняют знания о работе пожарных, знакомятся с работой регулировщика , службы МЧС. Следовательно, в центре «ОБЖ» блоке «Безопасность дорожного движения» старшей группы должны появиться:

Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части. Макет должен быть со съёмными предметами, для того чтобы дети сами могли моделировать различные ситуации на дороге

Набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационные– «Наземный пешеходный переход», «Подземный пешеходный предупреждающие знаки – "Пешеходный переход", «Дети»,"Дорожные работы"; запрещающие знаки– «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Въезд запрещен»; предписывающие знаки– «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки сервиса– «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания». Знаки должны быть на подставках, для работы с макетом, и крупные знаки на подставках для театрализованных, сюжетно- ролевых игр.

Художественная литература: С.Михалков «Шагая осторожно», Г.Тумаринсон «Новые дорожные приключения Буратино», Я.Пишумов «На улице нашей…»

Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица» и т.п.

Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

В подготовительной группе дети продолжают знакомиться с работой ГИБДД, знания детей о безопасном поведении на дорогах систематизируются. Содержание центра «ОБЖ» блока «Безопасность дорожного движения» дополняется:

Картотекой «опасных ситуаций» по решению задач безопасности на дорогах.

Картой ближайшей к детскому саду местности (отработка навыка ориентировки в указанных пределах)

Художественной литературой: Н. Кончаловская «Самокат», Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»,А. Дмоховский «Чудесный островок»; Л. Клименко «Происшествие с игрушками», «Зайка велосипедист»; «Здравствуй, друг, дорожный знак!»

Различными дидактическими играми на знание правил дорожного движения, дорожных знаков и правил поведения в маршрутных транспортных средствах: «Правила дорожного движения», «Узнай дорожный знак», «Законы улиц и дорог», «Правильно-неправильно», игра-лото «Внимание! Дорога!» и т.п.


Хайлова Светлана Евгеньевна
МБДОУ "Детский сад №101" города Новокузнецка
воспитатель

Тема: «Правила дорожного движения для дошкольников»

Цель работы по самообразованию: Расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи:

  1. Углублять знания, формировать и закреплять практические умения и навыки безопасного поведения на улице;
  2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
  4. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей.
  5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Актуальность темы:

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. Взаимоотношения водителей транспортных средств и пешеходов всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность. Еще в 1720 году вышел указ Петра 1, связанный с правилами дорожного движения. Самый строгий порядок на дорогах в России был при Екатерине 2. В 1764 году она издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновных в гибели ребенка.

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.

Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей. А так как я - мама четверых детей и по роду своей деятельности несу ответственность за своих воспитанников, то эта проблема представляется мне настолько актуальной, что послужила основанием для выбора темы по самообразованию.

Ожидаемые результаты:

1 . Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2 . Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4 . Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Дата начала работы над темой ______________

Предполагаемая дата окончания работы _____________

№ п\п

Форма работы

Практические выходы

Изучение нормативно-правовой документации.

Закон «Об образовании»,

СанПин 2.4.1.3049-13,

ФГОС (вступивший в силу 01.01.2014г.), приказы, письма разного уровня.

В течение года

Посещение лекций, конференций, семинаров, круглых столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов.

Обучение на курсах повышения квалификации.

Обзор в Интернете информации по теме.

Участие в конкурсах профессионального мастерства.

Участие в конкурсах в Интернете.

Издательская деятельность (публикации в специализированных изданиях, статьи в методические журналы, буклеты, размещение материалов на образовательных сайтах, помещение своих разработок на сайтах в Интернете).

СЕНТЯБРЬ

1. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения.-СПб., издательство «Детство-Пресс», 2009

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольная педагогика»

Комплексная НОД по рисованию и ПДД с просмотром м.ф. «Светофор» (серия «Смешарики»)

Целевая прогулка «Мы по улице идем»

Создание уголка по Правилам дорожного движения

Работа с воспитателями.

Памятка для воспитателей «Дорожная азбука»

Распространение среди коллег

Работа с родителями.

Анкетирование среди родителей «Грамотный пешеход»

Памятка для родителей «Дорожная азбука»

ОКТЯБРЬ

Изучение методической литературы.

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дощкольных учреждений и родителей. - М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2012.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

Просмотр презентации «Ситуации на дороге», отгадывание загадок по ПДД.

Сюжетно - ролевая игра «Мы едем в гости» (учить правилам поведения в общественном транспорте)

Чтение Автодорожных стихов

Работа с воспитателями.

Консультация «Развивающая среда в группах по ПДД в соответствии с ФГОС ДО»

На методическом часе

Работа с родителями.

Памятка для родителей «О безопасном маршруте следования и о сложных участках на дороге»

Создание альбома «Мой безопасный путь из дома в детский сад»

Распространение среди родителей

НОЯБРЬ

Изучение методической литературы.

Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей»

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

Электронная дидактическая игра по правилам дорожного движения «Подумай и ответь»

Чтение М.Пожарский «Машины»

Просмотр м.ф. «Правила дорожного движения с тетушкой Совой»

Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый»

Изготовление светофора для подвижной игры

Работа с родителями.

Памятки «О правилах перевозки детей в автомобиле»

Конкурс фотографий «Мое детское автомобильное кресло»

Работа с воспитателями.

Памятка для воспитателей «Методика работы с детьми младшего и среднего возраста по привитию навыков безопасного поведения на дороге»

«Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста по привитию навыков безопасного поведения на дороге»

Размещение на сайте ДОУ

ДЕКАБРЬ

Изучение методической литературы.

Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице: Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и правилам дорожного движения. - СПб., «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольная педагогика»

Аннотация на

методическую

литературу.

Работа с детьми по изученной теме.

Целевая прогулка к пешеходному переходу

Просмотр презентации «История автомобиля»(познакомить детей с историей автомобиля)

Конструирование с мелким строительным материалом «Я строю легковой автомобиль»

Подвижная игра «Будь внимателен»(учить действовать по звуковому сигналу)

Самостоятельная разработка презентации

Работа с воспитателями.

Буклет «Правила безопасного поведения в темное время суток»

Распространение среди коллег

Работа с родителями.

Фотоконкурс «Стань ярким, стань заметным!»

Размещение на сайте ДОУ

ЯНВАРЬ

Изучение методической литературы.

Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф.

Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М. : ТЦ

Сфера, 2008.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

Целевая прогулка «Автозаправочная станция»

Дидактическая игра «Назови правильно»

Чтение А.Тюняева «Правила дорожного движения»

Просмотр м.ф. «Машинки, дорожные знаки, светофор, правила дорожного движения - Тики Таки» (https://www.youtube.com)

Аннотация на методическую литературу

Работа с воспитателями.

Работа с родителями.

Изготовление папки-передвижки «Статистика детского дорожно - транспортного травматизма в период новогодних каникул»

Распространение среди родителей

ФЕВРАЛЬ

Изучение методической литературы.

Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. -

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

НОД «Дорожный знак - мой лучший друг!»с рассматриванием плакатов

Рисование на тему «Дорожный знак»

Просмотр м.ф. «Робокар Поли - правила дорожного движения. Переходим проезжую часть.»

Изготовление трафаретов машин, которые одеваются на грудь ребенка

Работа с воспитателями.

Распространение среди коллег

Работа с родителями.

Совместное мероприятие для детей и родителей

викторина «Дорожная Азбука»

Памятки «О безопасном катании на коньках, санках, с ледяных горок»

МАРТ

Изучение методической литературы.

Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено.

Данилова Т.И. Программа «Светофор»Обучение детей дошкольного возраста ПДД.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Дошкольная педагогика»

Аннотация на методическую литературу.

Работа с детьми по изученной теме.

НОД по ПДД. Тема: «Зайчик в гостях у детей»

(заучивание считалок)

Чтение М.Дружинина «Служебные машины»

Изготовление картотеки считалок, скороговорок и загадок на тему

Работа с воспитателями.

Мастер-класс по изготовлению атрибутов для

воспитания интереса к изучению правил

дорожного движения

На методическом часе

Работа с родителями.

Открытый просмотр НОД для родителей.

Оформление папки-передвижки «Осторожно, гололед!»

Распространение среди родителей

АПРЕЛЬ

Изучение методической литературы.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

НОД по ПДД с использованием ТРИЗ. Тема: «Наша Таня громко плачет… »

Изготовление книжки - самоделки «Дорожная азбука»

Изготовление воспитателем пособий по теме

Работа с воспитателями.

Семинар-практикум для педагогов «Роль

воспитателя в формировании у детей навыков

осознанного безопасного поведения на дорогах

На педагогическом часе

Работа с родителями.

Родительское собрание «Островок безопасности» с использованием ИКТ

Изучение методической литературы.

Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. -Волгоград: ИТД «Корифей»,

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

Развлечение по ПДД «В гостях у Светофорчика»

Работа с воспитателями.

Педагогическая гостиная «Формирование основ

безопасного поведения на дорогах города»

Распространение среди педагогов

Работа с родителями.

Встреча детей и родителей с инспектором ГИБДД

Размещение на сайте ДОУ

Составить отчёт и презентацию о работе по самообразованию.

Представление отчета на лесенке успеха в ДОУ

Консультация для педагогов по ПДД.

Консультации для воспитателей

"Обучение детей правилам дорожного движения".

Дошкольный возраст - это важный период, когда формируется человеческая личность. Определить правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недооценивают или переоценивают свои силы. Желание выглядеть сильными и смелыми перед товарищами заставляет ребенка нарушать правила дорожного движения (перебегать дорогу близко идущим транспортом, на меняющийся сигнал светофора, цепляться за автобус и т. д.) Именно поэтому детский травматизм остается приоритетной проблемой общества. С каждым годом все интенсивнее становится дорожное движение. В числе проблем, порожденным числом автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспортный травматизм, поэтому обучению детей правилам дорожного движения необходимо уделять особое внимание.
Ребенок - это не маленький взрослый, его организм находится в состоянии роста и развития. И не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, полностью сформированы. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценивать расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности, поэтому необходимо привлекать внимание средств массовой информации, общественности, работников автотранспортных предприятий, родителей к этой проблеме.
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Это проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственно взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать, что- то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города. Поэтому появилось желание и необходимость, играя, изучать с детьми правила дорожного движения, формировать у детей навыка осознанного безопасного поведения на улицах большого города, обеспечивая тем самым здоровый образ жизни.
Перед началом работы, поставила перед собой цель: подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию дорожном движении. Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:

1.Создать в группе необходимые условия для обучения детей правилам дорожного движения, посредством изготовления атрибутов.

2.Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения.

3.Научить детей своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужные решения.

4.Формировать у детей соответствующие знания, умения и навыки к успешному овладению азбукой дорожного движения.

Для работы необходимо информационный материал по теме: «Знакомство с правилами дорожного движения для детей и взрослых, оформила предметно-развивающую среду группы активизирующим игровым и дидактическим материалом. Совместно с родителями в группе оформить уголок по правилам дорожного движения. Подготовить методические пособия с учетом возрастных особенностей детей: игры, сценарии развлечений, спектаклей, экскурсий, консультации для педагогов и родителей. Оформить дидактический материал: настольные игры, дорожные знаки, комплексы занимательных игр и упражнений, книги, раскраски, энциклопедии. Организовывать и проводить интегрированную образовательную деятельность через разные виды деятельности по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. В игровой и продуктивной видах деятельности использовать макеты по правилам дорожного движения.
В младшей группе познакомить детей с транспортом и его назначением. При изучении светофора объяснила значение красного и желтого сигналов, как запрещающих движение и значение зеленого сигнала как разрешающего движение. На прогулках проводить наблюдение за движением транспорта, пешеходов, учить детей различать транспортные средства по названию и величине (большой и маленький), легковой автомобиль, автобус, трамвай и др. Объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными. На занятия в группе использовала наглядное моделирование дорожных ситуаций. Для развития правильной ориентации детей в пространстве обучать их определять место нахождения предметов и их размеров.

С детьми среднего дошкольного возраста продолжить обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада, объяснить, что самостоятельно за ее пределы выходить нельзя. Во время прогулок за территорией детского сада расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их назначении и конструктивных особенностях. Показывать детям те улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, светофор. Во время игровой деятельности составляли рассказы о дорожных ситуациях, разыгрывали инсценировки. Для этого использовать иллюстрированный материал: книги, плакаты с изображениями разных дорожных ситуаций. Предлагать детям дидактический материал (задание по штриховке, обводке, дорисовки предметов).
С детьми старшего дошкольного возраста продолжать знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов, а также с основными понятиями дорожного «словаря». Во время экскурсий по улицам города обращать внимание дошкольников на правильные и не правильные действия других пешеходов, при этом, следить за тем, чтобы дети сами рассказывали, что именно некоторые пешеходы делают не правильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. Во время игр в группе использовать наглядный иллюстрированный материал, дидактические игры, сюрпризный момент. Интересной и эффективной формой работы стала организация игр соревнований: «Что? Где? Когда?», «Путешествие в страну правил дорожного движения»,

«Знатоки дорожных правил»; инсценировок: «Мы едем, едем, едем….»;

«В стране светофории», «Школа светофорных наук». Использовала в игровой деятельности детей макеты «Парковка», «Улицы города», «заправочная станция». Проводила сюжетно - ролевые игры: «Автомастерская», «Водители и пешеходы», «заправочная станция», «Автомойка».

На протяжении всего времени стараться превратить обучение в увлекательную игру. Всю работу проводить планово, систематически, охватывая все виды детской деятельности.
К проведению данной работы привлекать родителей. На родительских собраниях ознакомить со значением, важностью и необходимостью обучения детей правилам дорожного движения. Регулярно проводить беседы, давать рекомендации, кроме того, использовать такие формы работы как: анкетирование, консультации, совместное изготовление атрибутов. Приглашать родителей на открытые занятия, совместные развлечения, экскурсии по ПДД.
В результате: расширять кругозор воспитанников, повысилась социальная компетенция дошкольников, повысить культуру поведения детей на улице и в общественном транспорте, укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом, воспитанники приобретают навыки и умения безопасного взаимодействия с окружающей средой, учить оценивать, анализировать дорожную обстановку и ситуацию.

Литература

1.« Три сигнала светофора» В.А. Добрякова, Н.В Борисова, Т.А. Панина, С.А.Уклонская.
2.«Дорожные знаки для меленьких пешеходов» Г.П.Шалаева
3.«Красный, желтый, зеленый» В.А.Воронова.
4.«Дошкольникам о правилах дорожного движения» М.Ф. Филенко.
5.«Азбука дорожного движения» Л.Б.Боряева
6.«Безопасность на дорогах. Спасибо светофор» Н.И. Маркин, М.Н. Денисов.
7.«Безопасность на дорогах. Пешеходы - вездеходы». Н.И. Маркин, М.Н. Денисов.

Материал подготовила педагог Федорова А.Н.

Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного равматизма в МБДОУ ЦРР – д/с №21 п. им. М. Горького

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно­-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа постра­давших детей. Поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

Дети часто становятся причиной дорожно-­транспортных происшествий: выбегают на проезжую часть, выезжают на самокате или велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать ее. Иногда взрослые не держат ребенка за руку, и тот переходит перекресток самостоя­тельно.

Основными причинами детского дорожно-­транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста.

В нашем детском саду разработана система профилактики дорожно­-транспортного травматизма и изучения дошкольниками правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребенка.

Данная работа ведется в соответствии с планом, который составляется на учебный год. Важно отметить, что в этом процессе задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители, а также представители социальных институтов.

Целью работы является формирование навы­ков безопасного поведения на дорогах.

Для ее достижения необходимо решить несколько задач :

  • создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
  • развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
  • вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
  • воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Решение этих задач осуществляется через следующие формы работы :

  • Игры (ролевые, дидактические, подвижные)
  • Чтение художественной литературы
  • Праздники, развлечения
  • Целевые прогулки
  • Экскурсии
  • Беседы
  • Наблюдения

Это специально орга­низованные игровые занятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение худо­жественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отга­дывание загадок, кроссвордов; развивающие, по­знавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры; праздники, досуги, конкурсы, оформление уголка по Правилам дорожного движения, игры-драматизации и т. д

Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма включает три направления :

  • Работа с детьми
  • Работа с родителями;
  • Работа с педагогами.

При организации в ДОУ работы по профилактике дорожно-­транспортного травматизма в задачи старшего воспитателя входит обеспечение методической поддержки педагогов.

Педагогам необходимо знать правила дорожного движения для пешеходов и требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и в транспорте.

Для этого для них поводятся семинарские и консультативные мероприятия. Такие как

  • консультация для педагогов “Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах»”
  • Смотр уголков безопасности дорожного движения в группах
  • Организация выставки детских рисунков «Азбука пешеходов»

Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе. Воспитатели проводят с детьми тематические игровые занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных видах деятельности.

И немаловажную роль играет создание специальной развивающей среды. Ведь нельзя детям на пальцах объяснить правила дорожного движения, не используя при этом плакаты, модели, дидактические игры. В нашем детском саду в каждой группе оборудован уголок безопасности.

Так же атрибуты для развития ролевой игры по правилам дорожного движения обязательно есть на всех прогулочных участках. (это постройки автомобилей грузовых и пассажирских)

Для каждой возрастной группы составляется примерный перечень игр-занятий по ознакомлению с окружающим, развитию речи, изобразительной дея­тельности, конструированию.

Следующая очень эффективная форма работы с детьми – это целевые прогулки.

Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения. Основные тематики целевых прогулок: «Знакомство с улицей», «Наблюдение за работой светофора», «Наблюдение за транспортом», «Пешеходный переход» и т.д.

И, конечно, самой доступной формой ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения является игра.

Одной из самых любимых форм работы с детьми являются праздники и развлечения.

Эффективность данной работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Педагогам следует не только учитывать это в собственном поведении, но и уделять значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они и сами не всегда ему следуют. Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание.

Возможны следующие направления работы педагогов с родителями :

  • организация собраний (общих и групповых);
  • ознакомление родителей с работой детского сада по данному направлению (открытые занятия, специальные экспозиции, выставки рисунков детей по теме);
  • организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, полицейского, работника ГИБДД, пожарника);
  • ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).

Нужно тщательно продумать участие родителей в проводимых мероприятиях. Следует посвятить этому отдельное родительское собрание, на котором ознакомить родителей с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах.

Так, на собрании важно напомнить родителям, что яркая одежда помогает водителю

увидеть ребенка. И наоборот, малыша трудно заметить, если на нем блеклая одежда. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт. Детям нужно разъяснять, какой опасности они подвергаются, когда их не видно. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями. Современная детская одежда (курт­ки, комбинезоны) обычно уже имеет нашивки-­отражатели, так же как и многие игрушки, значки, наклейки на детских рюкзаках.

На информационных стендах для родителей детей разного возраста размещаются рекомендации по обучению правилам дорожного движения и поведения на улице. Это будет еще одним поводом напомнить родителям о важности данной темы и обсудить это с ребенком по дороге домой.

Одной из интересных форм работы с родителями является их участие в конкурсах и выставках.

Для того чтобы проанализировать систему работы по обучению детей правилам дорожного движения, оценить план работы педагогов и предметно-­развивающую среду воспитатели могут использовать специально составленные вопросники.

Делали ребятам предостереженье:

«Выучите срочно,

Правила движенья!

Чтоб не волновались

Каждый день родители,

Чтоб спокойно мчались

Улицей водители».

Ю. Яковлев