Ознакомление с народной игрушкой 2 младшая группа. Тематическая неделя «Народные игрушки». Дидактическая игра «Третий лишний»

Ирина Лавришина
Проект «Народная игрушка» (вторая младшая группа)

Проект

«Народная игрушка »

вторая младшая группа

Выполнили :

Лавришина И. Г.

Брянск 2015

Проект «Народная игрушка » .

"Мы уверены в том, что народная игрушка является , при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Е. Флерина.

Пояснительная записка :

Игрушка – это часть культуры народа . Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек , предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию , выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.

Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна , интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа , с народным искусством , с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой , впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Тип проекта : познавательно-творческий.

Сроки реализации проекта : краткосрочный (2 недели) .

Участники проекта : дети второй младшей группы , педагоги, родители воспитанников.

Проблема : недостаточное количество русских народных игрушек в группе при ознакомлении детей с русским народным творчеством , отсутствие знаний о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек .

Вопросы к детям по предлагаемому проекту :

Что это? (матрешка)

Хотите узнать, какие в старину были еще игрушки ? (да)

Из чего их делали? Как с ними играли? (да)

Актуальность : проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры , зародить интереск игрушкам старины (куклам, деревяннымигрушкам , дымковским и филимоновским игрушкам ). Проект направлен на просвещение родителей, вовлечение в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.

Цель проекта : знакомство детей с народными игрушками и материалом , из которого они выполнены; привлечение детей к играм с ними; взаимодействие детей, родителей, педагогов; саморазвитие всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к русскому народному творчеству .

Задачи проекта :

Задачи для детей :

Познакомить детей с народными игрушками-самоделками ;

Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря;

Развивать игровые, познавательные, сенсорные, способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;

Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам , интереса к истории народного творчества , уважения к людям труда;

Формировать умение видеть прекрасное в жизни и передавать его в своих творческих работах;

Задачи для родителей :

Создать условия для участия родителей в образовательном процессе;

Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми;

Вызвать интерес к изготавлению игрушек своими руками .

Задачи для педагога :

Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал;

Пополнить предметно развивающую среду игрушками – самоделками , дидактическими и настольными играми, библиотечку книгами А. Барто «Игрушки » и альбомом «Народные игрушки » .

Прогнозируемый результат :

В процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта

дети :

Проявляют интерес к народной игрушке , народно -прикладному искусству, промыслам;

Вкладывают частичку своей души в изготовлении игрушки своими руками ;

Осваивают элементы росписи;

Овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек ;

Проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам ;

Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;

У детей сформированы знания о русском народно прикладном творчестве, народной игрушке .

родители :

Осваивают технику изготавления народной игрушки ;

Вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, укреплены семейные связи;

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

Активное участвие в жизни детского сада и группы ;

Развитие творческих способностей;

Повышение компетентности родителей при выборе игрушки (предпочтение народным игрушкам ) .

План реализации проекта :

Первый этап - подготовительный :

Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта , прогнозирование результата;

Изучение методической литературы;

Создание предметно - развивающей среды;

Подбор художественной литературы;

Подбор иллюстраций на тему, альбомов;

Подбор настольно-печатных иг, дидактических игр, народных игрушек ;

Подготовка материала для художественного творчества;

Обсуждение с родителями проекта , выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта .

Второй этап - реализация проекта

Работа с родителями :

Консультации для родителей «Старинные игрушки наших предков » , «История народной игрушки » ;

Памятка для родителей «В какие игры можно играть с Матрешками» ;

Совместные игры родителей и детей с игрушками ;

Изготовление игрушек -самоделок к выставке «Народная игрушка » совместно с детьми.

Работа с детьми :

Рассматривание картин, иллюстраций с изображением народных игрушек (матрешек, деревянных игрушек-забав , дымковских и филимоновских игрушек );

Беседы о народной игрушке , рассматривание народных игрушек из разного материала;

Чтение художественной литературы А. Барто «Игрушки » , «Мишка» , «Мяч» , «Лошадка» ,

Разучивание русских народных потешек и песенок ;

Отгадывание загадок об игрушках ;

Сравнение двух игрушек или картинок ;

Беседа об игрушках «Моя любимая игрушка » , «Как мы играем с игрушками » , «Мои игрушки » ,

Слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» П. Чайковского, «Ой, да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина;

Игры-ситуации «Наши куклы» , «В магазине игрушек » , «Городок игрушек » , «В группу принесли новую игрушку , все хотят в нее играть»;

Дидактические и настольные игры : «Собери матрешку» , «Собери красивую пирамидку» , «Какой игрушки не стало » , «Чудесный мешочек» , «Домик для матрешки» , разрезанные картинки «Русские узоры» ;

Игровые ситуации по конструированию «Домик для матрешки» .

Сюжетно – ролевые игры : «Магазин игрушек » , «Детский сад» ;

Игры с игрушками ;

Обучение детей рисованию простейших узоров;

Раскрашивание раскрасок «Подружки-Матрешки» , «Лошадка» , «Петушок;

художественное творчество : лепка «Угощение для матрешки» , рисование «Украсим лошадку» , «Филимоновские игрушки » , «Фартук для матрешки» , аппликация «Нарядное платье барышни» .

Третий этап - итоговый :

Выставка детских работ;

Оформление книжки-самоделки «Фартук для матрешки» ;

Итоговое мероприятие «Русская народная игрушка » ;

Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Народная игрушка » .

Сазонова Светлана Александровна,

воспитатель 1 квалификационной категории

МАУДО «Детский сад Солнышко»

п. Туртас Уватского муниципального района

Паспорт проекта

Вид проекта: краткосрочный.
Время реализации проекта: 15.01 - 19.01.2018 год
Участники проекта: педагоги, родители, дети.Целевая группа: воспитанники первой младшей группы «Пчелки».
Основание для разработки проекта: расширить представление детей о народных игрушках.

Актуальность проблемы

Важнейшей составной частью развивающей среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - это «среда», которая позволяет выражать чувства, исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности; игрушки учат общению и познанию себя. Сами по себе игрушки ничего не будут значить, если малыш не знает, как и во что с ними играть.

В 2-3 летнем возрасте дети многие игрушки используют не по назначению или вообще не играют с ними. Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомство с устным народным творчеством(песенки, потешки и др.)

Цель: Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомство с устным народным творчеством(песенки, потешки и др.)

Задачи:

Формировать представления детей о русской народных игрушках: Неваляшка, Петрушка, Матрёшка, Дымковская игрушка. Способствовать развитию произвольной памяти и избирательности при выборе народной игрушке к определённым игровым ситуациям. Воспитывать интерес и бережное отношение к народным промыслам.

Ожидаемые результаты:
Имеют представления о русских народных игрушках - Неваляшке, Петрушке, Матрёшке.
Бережно относятся к окружающим предметам и игрушкам. Используют потешки в определённых жизненных ситуациях, в играх.

назначение
Обогащение знаний детей младшего дошкольного возраста об народных игрушках и их предназначении. Активизация словаря.

Как нет человека без самолюбия, так

нет человека без любви к отечеству, и эта любовь

дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

К.Д.Ушинский

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Нашим детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.

Народная игрушка несет в себе педагогическую ценность в процессе развития дошкольников практически всем видам детской деятельности. С помощью народной игрушки решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру русского народа с принятыми в нем ценностями, представлениями о праве, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. Поскольку народная игрушка с её чарующим миром ярких и живых образов, глубокой духовностью может стать тем средством обучения и воспитания, которое находит эмоциональный отклик в душе ребенка, отвечая его потребностям и интересам, и способствует развитию его личности.

Проект был разработан и реализован в рамках тематической недели «Наши любимые игрушки, игры и занятия». Состоял он из трех этапов:

I этап - подготовительный Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта. Организация предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр. Раскраски по теме «Народная игрушка». Подбор методической и художественной литературы по теме «Народная игрушка»

Изучение и подбор материала. Организация предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр.

Составление тематического планирования.
II этап - основной

Беседы: «Зачем нужны игрушки?», «Из чего сделаны игрушки?», «Магазин игрушек», «Народная игрушка». Выставка книг «Народные игрушки». Проведение дидактических игр: «Найди по описанию», «Один – много», «Что изменилось?», «Расставь по величине», «Чудесный мешочек». Рассматривание иллюстраций в альбомах

Проведение дидактических игр «Один – много», «Сложи матрешку», «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит».

Рассматривание иллюстраций с изображением народных игрушек, рассматривание иллюстраций книг.

НОД по лепке «Сарафан для Матрешки».

НОД по аппликации «Неваляшка».

НОД по рисованию «Украсим Дымковскую лошадку».

Интегрированное занятие «Петрушка – веселая игрушка».

Папка передвижка «Игрушки в жизни ребенка» (консультация для родителей).

III Заключительный

  • Мини – музей «Моя любимая игрушка».
  • Развлечение «Народные игрушки – Матрешки, Неваляшки, Петрушки».

Назначение проекта обогащение знаний детей младшего дошкольного возраста об народных игрушках и их предназначении.

Работа над проектом отражена в презентации:

литература, интернет - ресурсы:

Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд.,испр.и доп. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 208 с.

h​t​t​p​:​/​/​w​w​w​.​1​0​r​u​k​.​r​u​.​/​o​b​u​c​h​.​h​t​m​&​n​b​s​p​;

​- Русская народная игрушка Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-мтодическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2002. – 304 с.: ил.

h​t​t​p​:​/​/​w​w​w​.​i​n​s​m​o​l​e​n​s​k​.​r​u​/​&​n​b​s​p​;​- эскизы кукол

h​t​t​p​:​/​/​p​o​g​o​d​k​i​.​n​a​r​o​d​.​r​u​/​m​a​s​t​e​r​i​g​r​.​h​t​m​&​n​b​s​p​;​Р​у​с​с​к​а​я​&​n​b​s​p​;​н​а​р​о​д​н​а​я​&​n​b​s​p​;​и​г​р​у​ш​к​а

h​t​t​p​:​/​/​p​e​r​u​n​i​c​a​.​r​u​/​t​r​a​d​i​c​i​i​/​1​5​2​7​-​r​u​s​s​k​i​e​-​o​.​.​.​&​n​b​s​p​;​Р​у​с​с​к​и​е​&​n​b​s​p​;​о​б​р​я​д​ы и традиции. Народная кукла

h​t​t​p​:​/​/​l​e​t​o​p​i​s​i​.​r​u​/​i​n​d​e​x​.​p​h​p​/​Б​е​р​е​г​и​н​я​&​n​b​s​p​;​н​а​р​о​д​н​а​я​&​n​b​s​p​;​к​у​к​л​а​&​n​b​s​p​;​- Letopisi.ru

h​t​t​p​:​/​/​o​x​a​n​a​f​a​.​r​u​/​n​a​r​k​y​k​l​a​/​&​n​b​s​p​;​Н​а​р​о​д​н​а​я​&​n​b​s​p​;​к​у​к​л​а​&​n​b​s​p​;​» Рукоделие и творчество.

Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004887

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Фортинская Валентина Владимировна

Задачи :

Воспитывать интерес к народному творчеству ;

Учить детей рассматривать матрешку , составлять описательный рассказ;

Закреплять навык рисования красками;

Развивать мелкую моторику рук, память, творческую активность, внимание;

Обогащать словарь детей словами : румяные, розовые, алые щечки, матрешка , деревянная, русская народная игрушка .

Предварительная работа.

Рассказы и беседы об игрушке- матрешке .

Презентация : Матрешка- душа России .

Сбор практического и наглядного материала с привлечением родителей на тему : «Матрешки » .

Рисование по обучению детей элементарному раскрашиванию фигур.

Выставка «Подружки матрешки » .

Материалы и оборудование :

Игрушки : матрешки разные по размеру - по количеству детей;

Игрушки- матрешки для обыгрывания 2 набора;

Трафареты матрешек ;

Кисти, гуашь разного цвета, формы с водой, салфетки.

Аудиозапись, музыкальное сопровождение практического занятия .

Ход занятия:

Дети проходят в группу , где все приготовлено к занятию .

Воспитатель обращается к детям :

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся (ответы детей) .

Ребята садитесь на стульчики.

Ребята, сегодня мы поговорим об игрушке . О какой?

О ней я загадаю загадку

Слушайте внимательно :

Ростом разные подружки,

Но, похожи, друг на дружку

Все они живут друг в дружке

А всего одна игрушка ,

Что это за игрушка ?

Дети (матрешка )

В. Правильно. Это матрешка .

Ребята, посмотрите как много у нас матрешек в группе . Какие они разные, такие яркие и нарядные.

Ребята, подойдите ко мне и возьмите каждый одну матрешку и вернитесь на свое место. А теперь внимательно рассмотрите свою матрешку .

Лиза, какой платочек у матрешки ? (ответы детей)

Вероника, какой сарафан у матрешки (ответы детей)

Богдан, какие щечки у твоей матрешки (ответы детей)

Маруся, посмотри,а что там внутри? Она разбирается (ответы детей)

Лера, матрешка бумажная или деревянная? (ответы детей)

Ребята, как много знаем о матрешках .

А теперь подойдите ко мне и поставьте матрешки на стол и вернитесь на свои места.

Дети, посмотрите, что еще у нас стоит на столе? (ответы детей)

Корзинка. Давайте посмотрим, что в ней?

Игрушки , матрешки . Давайте рассмотрим одну.

Воспитатель вынимает из корзинки одну матрешку и вместе с детьми рассматривает .

Ребята, эта матрешка называется «Лето»

Посмотрите, какая она яркая, красочная. Посмотрите,какой на ней сарафан? Голубой.

Катя, а что на сарафане нарисовано (ответы детей)

Лева, что у матрешки в руках (ответы детей) Корзина с ягодами.

Соня, а что у матрешки на голове ? (ответы детей) Венок из цветов.

Правильно, венок из цветов.

Посмотрите, какие волосы у матрешки ? (ответы детей)

Желтые как, солнышко, солнечные.

А теперь, посмотрим что там внутри?

Воспитатель читает стихотворение С. Маршака

Кукла первая толста,

А внутри она пуста?

Разнимается она на две половинки…

В ней живет еще одна

кукла в серединке,

эту куколку открой-

Будет третья во второй .

Половинку отвинти

Плотную, притертую-

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую

куколку пузатую.

Вот,поставленные в ряд семейка куколок стоят.

Вот целая семья. Давайте рассмотрим.

Это куколка, кто? Папа.

Богдан, посмотри, что у него в руках (ответы детей) Корзина.

С чем (ответы детей) с грибами.

Маруся, эта куколка, наверное, мама? Что она держит в руках (ответы детей) Букет ягод.

Лиза, а что держит мальчик в руке (ответы детей) Гриб.

Он, наверно, с папой ходил в лес. Значит, это сыночек-помощник.

А вот, маленькая матрешка , доченька, что у нее в руке (ответы детей)

Целая семья. Они ходили в лес и принесли полное лукошко грибов и ягод.

А теперь, мы поставим свои стульчики на свои места, за стол.

И немного отдохнем.

Физкультминутка «Матрешки » .

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки .

На ногах сапожки

Топают матрешки

Влево, вправо наклонились

Всем знакомым поклонились

Девчонки озорные,

Матрешки расписные

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки .

В. Мы немножко отдохнули, а теперь садимся на свои места, за стол.

Ребята, посмотрите какие у вас матрешки (ответы детей)

Они не яркие, не нарядные. Давайте мы их раскрасим, распишем.

Ребята, внимательно посмотрите, как я это сделаю…

Беру кисточку тремя пальчиками, опускаю в воду, мою, поглаживаю о стаканчик. Затем опускаю ее в краску. Держу свободной рукой куколку за головку, а другой расписываю, раскрашиваю сарафан у матрешки . При этом не забываю мыть кисточку, когда начинаю рисовать другой краской. Чтобы цвета не перепутались. Вот так.

Ребята, личико у матрешки мы не закрашиваем .

Посмотрите, какая нарядная у меня матрешка . Теперь и вы раскрасьте свои матрешки . Для этого у вас есть краски и кисточки.

Давайте сделаем им сарафаны яркими, красочными, старайтесь не испачкать матрешке лицо .

Воспитатель включает музыку тихую, проходит между столов и помогает детям правильно брать кисточку и выполнять задание.

Дети выполняют практическую часть занятия .

В. Ребята, а теперь свои расписные матрешки поставьте на столик у окна, чтобы они высохли.

Ребята, подойдите ко мне, давайте посмотрим. что еще у нас в корзинке?

Ребята, это матрешка - праздничная , называется «Пасха»

Посмотрите, внимательно, что у нее в тарелочке? (ответы детей)

Каждый из вас, наверно, кушал раскрашенное яичко? (ответы детей)

А что еще вы кушали в праздник? Куличи- вкусный пирог, вкусный кекс. (ответы детей)

Ребята, символ праздника «Пасха» являются крашеное яичко и кулич.

Ребята, сегодня мы с вами рассказали о разных матрешках . Какие они? (ответы детей)

Воспитатель подводит детей к стенду, где стоят в ряд матрешки и матрешки «Лето» и «Пасха»

Мы их не только рассмотрели. Но и раскрасили.

Молодцы. А теперь мы можем отдохнуть.


Публикации по теме:

Цель: Формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю народной куклы, знакомство с русской народной игрушкой.

Конспект интегрированного занятия «Русская народная игрушка-Матрешка» (разновозрастная группа от 5 до 7 лет) «Русская народная игрушка - Матрешка» Цели: - Приобщить детей к национально – культурным традициям, посредством углубления и расширения.

Конспект ООД во второй группе раннего возраста «Русская народная потешка «Курочка» Цель: познакомить детей с русской народной потешкой «Курочка»; учить различать птиц и их детенышей, подражать их голосам. Материалы: маска.

Декоративная аппликация «Наряды для матрешки» Возрастная группа: вторая младшая (3-4 года) Цель: учить детей выполнять декоративное изображение.

Конспект занятие по развитию речи во второй младшей группе: «Русская народная сказка «Козлятки и волк» Конспект занятия Тема: Русская народная сказка «Козлятки и волк». Задачи: - Учить интонационно передавать характеры персонажей при воспроизведении.

Шеина Наталья

Воспитательные:

Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам;

Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.

Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;

Вызывать интерес к образу, желание рисовать матрёшку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.

Обучающие:

Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой; учить различать по форме, цвету, узору и выделять отдельные элементы русской национальной одежды.

Учить аккуратно наклеивать детали аппликации. развивать эстетический вкус детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой русского сувенира.

Развивающие:

Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, мелкую моторику рук; наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира; умение доводить начатое дело до конца.

развитие интереса к аппликации, к составлению композиций, к окружающему миру.

Оборудование: Набор матрешек, готовые заготовки в форме матрешек, краски, кисти.

Ход деятельности:

Воспитатель в руках держит матрешку:

Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка!

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяная,

Щеки, словно розы!

Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках?

(матрешка)

А вы, знаете, откуда взялась матрёшка? Хотите, я расскажу, как родилась матрёшка?

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

Вот так ребята родилась матрёшка. Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.

Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.

Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

Из чего сделана матрешка? (из дерева)

Как её сделали?

Дети: Вырезали из дерева матрёшку, раскрасил красками, покрыли лаком.

Воспитатель: Правильно! Какими красками мастер разрисовал матрёшку?

Дети: Разноцветными.

Воспитатель: Какими узорами украсил?

Дети: Цветами, листьями, ягодами.

Воспитатель: Молодцы! А вам нравится игрушка?

Воспитатель: А хотите сейчас мы с вами будем маленькими матрёшками.

Физкульт минутка

"Мы матрёшки, вот такие крошки"

Хлопают в ладошки дружные матрёшки (хлопают)

На ногах сапожки топают матрёшки (топают)

Влево, вправо наклонись (наклоны влево, вправо)

Всем знакомым поклонись (дети кланяются)

Девчонки озорные, матрёшки расписные (кружатся)

В сарафанах ярких, пёстрых (приседают)

Вы похожи словно сёстры (качают головой)

Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки (хлопают)

Ребята, что - то наша матрешка заскучала, а давайте нарисуем ей подружек.

Самостоятельная работа детей.

Рефлексия:

Ребята скажите, что нового вы сегодня узнали?

Что для вас было самым интересным?

Что вам больше всего понравилось?

(ответы детей)

ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Цель: Познакомить детей с новым видом народной игрушки – дымковской.

Учить рассматривать глиняные игрушки, выделять материал – глину, украшения игрушек, нарядность, яркость.

Воспитывать интерес к народному искусству.

Материал: дымковские игрушки, кукла Петрушка.

Ход занятия

Входит Петрушка.

Петрушка. Здравствуйте, ребята!

Я веселая игрушка,

А зовут меня… (Петрушка).

Верно!

Я самый веселый на свете.

За это нравлюсь я детям.

Я пришел к вам не один,

А привел своих друзей.

А где же они?

Воспитатель. Не волнуйся, Петрушка, я знаю, где они.

Петрушка. Я тоже догадался. Они на ярмарке. Ярмарка – это игрушки, подарки, игры, веселье. Раньше люди часто ходили туда продавать и покупать игрушки, веселиться, играть, отдыхать.

Пойдемте на ярмарку, я вас познакомлю со своими друзьями.

Дети входят в зал. Звучит русская народная мелодия. В зале на столах организована выставка дымковской игрушки.

Петрушка. Не стесняйтесь! Знакомьтесь с ними поближе, выбирайте себе игрушку.

Дети ходят по залу и рассматривают игрушки, называют их (птица, конь, барышня и пр.).

Воспитатель. Вам понравились игрушки? Их ласково и нежно называют «дымка», потому что делают эти игрушки в селе Дымково, а называются они – дымковские.

Как называются эти игрушки? (Дымковские игрушки.)

Из чего делают дымковские игрушки? (Из глины.)

Рассматривание иллюстраций с дымковскими игрушками.

Какими узорами украшают игрушки дымковские мастера? (Кольца, круги, полоски, точки и др.)

Какие цвета любят дымковские мастера? (Красный, оранжевый, желтый – солнечные, зеленый, синий, черный.)

Петрушка. Какие яркие цвета, как весело от такого хоровода красок! Еще игрушки украшают золотом: шляпу, кокошник. Вот теперь игрушки готовы.

Дети выбирают игрушки.

Петрушка (расхваливает товар ):

Кони глиняные мчатся

На подставке что есть сил,

И за хвост е удержаться,

Если гриву упустил.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

И нарядны, словно ситцы!

Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью-ти!

Фью-ти, фью-ти, гнездо вью.

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа.

Щечки алые горят,

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива!

Петрушка. Вот дымковская карусель пригашает нас к себе!

Дети ставят игрушки. Игра «Карусель».

Петрушка. Праздник нам кончать пора.

Собирайся, детвора!

С «дымкой» расстаемся мы сейчас,

Только всем покажем русский пляс!

Советы воспитателю. Перед досугом организовать выставку дымковских игрушек. Уточнить их название, рассмотреть узоры.

Рисование. Дорожка для коня

Программное содержание:

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой.

Учить выделять один из элементов узора – круг, составлять узор на полосе из кругов, украшать их черными точками, выбирать цвет для кругов.

Пробуждать интерес к дымковской игрушке.

Материал: дымковский конь, кукла Петрушка, бумага белая 5х25 см, гуашь красная, оранжевая, желтая, зеленая и черная.

Ход занятия

Петрушка. Здравствуйте, дети, помните, мы с вами ходили на ярмарку?

Только забыл, какие игрушки мы там видели? (Дымковские игрушки.)

Из чего они сделаны? (Из глины.)

Спасибо, что напомнили. Но сегодня я пришел к вам не один. (Показывает дымковского коня .)

Вот конь да конь,

Он копытом бьет,

Удила грызет!

Нет свободы, нет простора,

Негде ему скакать!

Воспитатель. Это конь не простой, а сказочный. Он украшен ярким узором.

Воспитатель выбирает элемент узора – круг. Предлагает найти его на игрушке, определить цвет. Посмотреть, какие еще цвета любят дымковские мастера. (Красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий и черный.)

Затем предлагает нарисовать дорожку для коня и украсить ее кругами. Показывает, как нарисовать одинаковые круги (плавным движением, не отрывая руки, ворс кисти бежит за палочкой, которая смотрит вверх). Уточняет, что цвет для круга каждый выбирает самостоятельно. Обращает внимание, как расположены черные точки вокруг круга.

В ходе занятия воспитатель вместе с петрушкой помогает детям расположить круги, в рисовании кругов, точек.

В конце занятия разложить все работы и рассмотреть вместе с Петрушкой.

Воспитатель.

Какие дорожки самые красивые?

У кого все кружочки одинаковые?

По каким дорожкам вам хочется побегать?

Какие дорожки выберет конь?

Подводя итог, Петрушка говорит, что дымковский конь скачет по всем дорожкам. Все они красивые, яркие, украшены кругами и точками.

Проводится игра «Лошадки». Дети играют с Петрушкой и дымковским конем.

Советы воспитателю. На выставке дымковских игрушек рассмотреть их, назвать, выделить элементы узора: круги, кольца, прямые линии, их цвет и украшения – точки.