Переходный возраст у девочек. Переходный возраст у мальчика

Без сомнения, переходный возраст наиболее сложное время в жизни не только родителей, но и самих детей. Точного ответа, сколько длится переходный возраст, когда он начинается и когда заканчивается, к сожалению, нет, все индивидуально. В среднем, в 10 - 12 лет у детей начинается период бурного созревания, который длится до 15 - 17 лет. В переходном возрасте у подростка меняется не только физическое состояние, но происходит изменение мироощущения и сознания.

Существует несколько признаков, по которым родители могут определить начало переходного возраста. Во-первых, ребенок начинает быстро расти, пик роста обычно выпадает на 12 лет и может достичь в год 9-10 см. Часто подростки сами не успевают приспособиться к своим новым пропорциям и кажутся неуклюжими. В этом же возрасте развиваются вторичные половые признаки, меняется голос, черты лица становятся более резкими, а на коже появляются высыпания и подростковые угри. Ребенок начинает стесняться проявления родительской ласки на людях. Из-за резкого всплеска гормонов возникает частая сена настроения, а значит появляются депрессия или агрессия, тревожность или замкнутость.

Сергей Носов

Психолог

«Естественным желанием в этот период становится желание быть самостоятельным, самому выбирать друзей, одежду или хобби. Подростки агрессивно реагируют на вторжение в личное пространство, а максимализм часто становится главной чертой поведения. К эмоциональным переживаниям добавляется значительное увеличение учебной нагрузки и усиление давления со стороны родителей. Все это может создать у подростка чувство растерянности: старые ориентиры утрачены, а новые еще не обретены».

Проблемы переходного возраста связаны еще и с тем, что желание самостоятельности сталкивается с отсутствием социальных навыков и личного жизненного опыта. В результате подросток может замкнуться, уйти в себя и обрасти комплексами. Поэтому главная задача родителей в этот сумбурный период жизни — ненавязчиво помочь ребенку разобраться с его новым возрастом, желаниями и стремлениями.

Уже не мальчик, но еще не муж

Подростковый возраст у мальчиков и у девочек несколько отличается. Знание родителями особенностей этого времени позволит легче пережить переходный возраст подростка. Переходный возраст у мальчика начинается на год-два позже, чем у девочки. Особенно эта разница видна в пятом-шестом классе, когда ребята выглядят еще по-детски, а девочки уже начали превращаться в девушек. Принято считать, что переходный возраст у мальчиков длится 4-5 лет и проходит гораздо активнее. Возможные проблемы у мальчиков возникают чаще всего с того времени, когда они начинают ощущать увеличение своей физической силы и половой активности. Главной особенностью этого периода является потребность доказать всему миру и самому себе, что он уже взрослый мужчина. Это буквально лишает подростка душевного спокойствия, что влечет за собой изменение в характере. Взрослея, мальчик требует больше прав, но еще плохо разбирается во взрослых ценностях, забывает об обязанностях, а потому опять чувствует себя «несамостоятельным». Пытаясь разобраться со своей внутренней позицией, подросток становится замкнутым, Упрямым, застенчивым или, наоборот, агрессивным и совершенно неуправляемым.

Поведение подростка в этот сложный период зависит и от атмосферы в семье. Хорошо, если родителям удается увлечь мальчика спортом или другим видом деятельности, где он может развить свою физическую силу и в глазах окружающих выглядеть более мужественным. Отношения с отцом так же играют важную роль. Конфликт с отцом, как ни странно, ложится на плечи матери, на которой подросток срывает злость и обиду. В отношениях с отцом у подростка всегда возникает соперничество, а в отношениях с матерью он будет подчеркивать свою независимость и стараться вырваться из ее объятий и заботы. Именно в это период у подростка возникает странно желание делать все назло своей маме: отрастить волосы, гулять с девушкой вместо учебы, начать курить. Смена имиджа вообще неожиданная проблема взрослеющего мальчика.

Необычные стрижки, пирсинг и татуировки вызывают у родителей недоумение. Психологи советуют не возмущаться и не переживать по поводу, что скажут в школе. Учителя хорошо знакомы с особенностями переходного возраста. И если смена имиджа не несет вреда здоровью, можно успокоиться: не столкнувшись с сопротивлением, ребенок не долго будет экспериментировать с внешностью. А вот общение с девушками — действительно больная тема для большинства мам. Не стоит воспринимать каждую подругу сына в качестве потенциальной невестки, это накладывает дополнительную ответственность на неокрепшую психику подростка. Лучше встречать всех гостей сына с улыбкой и не судить слишком строго. Родителям надо проявить терпение и мудрость, чтобы остаться другом своему взрослеющему сыну.

Превращение в девушку

Девочки несколько иначе переживают подростковый возраст. Здесь на первый план выходят переживания о собственной внешности. Прыщи, повышенная сальность волос, увеличение мышечной массы и жировой ткани — все это вызывает у подростка серьезные душевные переживания, ведь в этом возрасте так хочется нравится мальчикам. Испугавшись, что станут толстыми девочки начинают изнурять себя диетами. Очень важно, чтобы родители не позволили девушке переступить ту грань, которая может привести к анорексии. Можно попытаться убедить ребенка, что хорошая фигура формируется не при помощи голода, а с помощью здорового питания и занятий спортом.

Ольга Титова

Психолог

«Основные проблемы переходного возраста у девочек связаны с завышенными требованиями к самим себе. Им кажется, что они выглядят хуже, чем остальные и одеты не так модно. Дружеские отношения с мальчиками переходят во влюбленность. Первая любовь, как правило, безответная, что дает дополнительный повод искать причину неудачи в мнимых недостатках».

Девочки очень чувствительно воспринимают все трудности, они ранимы, а значит родителям стоит быть осторожными со словами критики в сторону внешности. За показной самостоятельностью, им требуется поддержка семьи, уверенность близких в их красоте и талантах. Переходный возраст у девочки также сопровождается перепадами настроения и периодически возникающей раздражительностью. В этот период для девочки как никогда важны доверительные отношения с мамой.

Что делать?

У ребенка переходный возраст. А что делать родителям? Как себя вести? Для взрослых людей переходный возраст детей является не меньшим стрессом. Повзрослевшее чадо не слушает советов, поступает, как ему вздумается и вопреки разуму. А значит родителям необходимо выстраивать новые отношения со своим ребенком. Очень важно не пропустить первые признаки переходного возраста и серьезно отнестись к происходящим переменам. Здесь важно суметь найти золотую середину: не считать подростка маленьким ребенком, но и не превращать дитя в подростка раньше времени.

Ребенка необходимо слушать внимательно и с интересом, какими бы нелепыми не были его выводы. В противном случает подросток не придет к родителям с более сложной проблемой. Один самых из главных и сложных моментов для родителей — это решиться дать подростку максимум самостоятельности. Важно советоваться с детьми по любому поводу, обязательно выполнять свои обещания. Придется делать все то, что обычно требуете от детей. Например, звонить, если задерживаетесь, сообщать о своих передвижениях и планах на день. Самое время позволить подростку самостоятельно распоряжаться карманными деньгами. Можно выдавать деньги не на каждый день, а сразу на неделю. Пусть подросток почувствует себя финансово независимым и научится планировать расходы.

Подростку как никогда необходимо личное пространство. Хорошо, если у него есть своя комната, которую он может обустроить по свой вкус. Не стоит брать без разрешения его личные вещи и телефон. Однако это не означает, что ребенка не нужно контролировать. Переходный возраст именно то время, когда родители должны держать руку на пульсе. Многое решает и сам стиль общения, вряд ли теперь возможный конфликт может быть разрешен с помощью силы. Подростки не воспринимают категорических запретов, значит убедить их способно лишь дружеское общение на равных и четкая аргументация. А чтобы аргументы найти было проще, лучше быть в курсе того, чем ребенок интересуется: новая музыка, стиль в одежде, увлечения. Можно взять на вооружение пару модных словечек из его речи. Не стоит требовать внимания или отчетов, лучше время от времени болтать с подростков как бы ни о чем — о музыке, о новых фильмах, невзначай спрашивать о его друзьях. В доверительной беседе проще предупредить об опасности или дать совет.

Порой слова и поступки подростков бывают обидны. Однако мудрость родителей в том, чтобы простить и понять, что от конфликта ребенок эмоционально страдает не меньше. Однако в силу отсутствия жизненного опыта разрешить этот конфликт он еще не в состоянии, а значит рука помощи родителей придется как нельзя кстати.

Светлана Лицкевич | 23.01.2015 | 8360

Светлана Лицкевич 23.01.2015 8360


Переходный возраст переживают не только подростки. Существует несколько этапов, которые нужно преодолеть ребенку и родителям.

Если примерный малыш вдруг стал обидчивым и непослушным, не спешите его наказывать. Возможно, он переживает свой первый переходный возраст.

Родителям важно знать, что переходный возраст – диагноз не только подростковый. В процессе взросления человек переживает несколько таких периодов. Каждый из них проходит непросто и для маленькой личности, и для его близких.

Возраст первого личностного осознания

Первый переходный возраст случается с малюткой уже в 1-1,5 года . Он пытается доказать всему миру, что уже не младенец и вырос из пеленок. Доброжелательность и открытость могут смениться обидчивостью и агрессивностью. То, с чем раньше малыш безропотно соглашался, сейчас вызывает у него раздражение и злость. Он впервые начинает ощущать себя личностью.

Возраст детского отрицания

В 2,5-3 года начинается время «нет», когда ребенок упрямится без видимых причин, и на все, о чем ни попросите, отвечает исключительно «нет». Даже если он обожает гулять на улице, может вдруг отказаться выходить из дома, а любимый прежде овощной суп так и остынет нетронутым. Он перестает делиться игрушками с ровесниками, норовит отобрать чужое. Как действовать в непростой ситуации, подскажет детский психолог Наталья Журавлева.

1. В таком возрасте внимание переключается очень быстро, а настроение меняется еще быстрее. Не хочет есть то, что всегда любил? Не заостряйте внимание на этом. Лучше соберите желуди во дворе. А когда ребенок вернется и будет увлеченно рассказывать о том, что соорудит из них, незаметно для себя слопает весь обед.
2. В общении с детьми, переживающими переходные периоды детства, самое главное – не акцентировать внимание на их несогласии. Если взрослый не станет подчеркивать, что малыш делает что-то не то, все пройдет само собой. Ребенок забирает игрушки у детей? Не стоит бросаться возвращать их законным владельцам. Дети сами должны учиться регулировать свои взаимоотношения. И лучше всего, если вы дождетесь, пока обиженная сторона ответит на агрессию: заберет имущество назад или ударит-толкнет в ответ. Ребенок быстрее поймет свою неправоту.
3. Не окружайте ребенка чрезмерной опекой . Он хочет заявить о себе как о личности – дайте ему такую возможность. Но не забывайте следить за тем, чтобы он ненароком не получил травмы.

Возраст первого обмана

Следующий сложный период случается пред школой – в 6 лет . Из открытого и доверчивого существа малыш превращается в маленького «ежика», который со всеми спорит, пытается неумело обманывать и хитрить.

Старайтесь проводить больше времени вместе. Говорите обо всем, что происходит. Особенно если заметили первые признаки обмана. Своими негативными действиями малыш «зондирует почву». И если его поступки останутся незамеченными, невскрытыми, он сделает из этого свои выводы. Поэтому обязательно проговорите с ним все негативные моменты в его поведении. Объясните, чем это плохо, какие могут быть последствия, попытайтесь привести примеры из жизни.

Когда ребенок идет в школу, поведенческие проблемы проходят сами собой. Адаптация к новым условиям требует от него больших усилий.

Возраст обидчивости

10-11 лет – возраст ранимости и обидчивости. У ребенка появляются мысли, что ему уделяют слишком мало времени, он никому не нужен. Типичные фразы: «Я ушел, если этого кого-нибудь интересует», «Я позвоню, если это кому-то надо». Лучшее, что вы сможете сделать – объяснять, что не забыли о нем. Уделяйте ребенку больше времени.

Возраст подросткового протеста

В 13-14 лет к протестным подростковым настроениям добавляется еще и гормональная перестройка. Для большинства детей имеет огромное значение, кто окажется рядом и повлияет на них в этот момент. Родителям важно держать руку на пульсе, но делать это ненавязчиво – любая опека вызывает у подростка бурный протест. Чаще говорите о том, что вы позволяете ему что-то сделать, поскольку доверяете ему и не сомневаетесь в его благоразумии. Это будет стимулировать его внутреннюю ответственность.

Любой из переходных возрастов детства – сложный период и для ребенка, и для родителей. От взрослых в эти периоды требуется огромное терпение.

Время бежит стремительно. Недавно семья привезла из роддома небольшой сверточек с безмятежно спящим малышом, прошли годы, мальчик рос и развивался. В итоге наступает момент, когда вчерашний ребеночек начинает подготовку к взрослой жизни. В статье вы узнаете, во сколько переходный возраст у мальчиков, его продолжительность, симптомы и признаки.

Когда ребенок достигает переходного возраста, он сталкивается с трудностями. Физическое состояние, сознание и мироощущение изменения. Рост организма происходит одновременно с половым созреванием. Перечисленные изменения влияют на нервную систему подростка.

Ребенок становится раздражительным и агрессивным. Родители теряются и не понимают, как вести себя с сыном. Чтобы помочь подростку, нужно знать, каким изменениям подвергается детский организм во время переходного возраста.

Переходный возраст у мальчиков проходит в возрасте 11-16 лет. На начальном этапе проявляются половые различия. К 17 годам личность мальчика полностью сформировывается.

Особенности переходного возраста

  • Переходный возраст – особый этап в жизни любого человека, сопровождающийся половым созреванием, физическим развитием и продолжением роста. В этот момент заканчивается формирование систем и внутренних органов. В организме начинается интенсивная выработка гормонов.
  • У мальчиков переходный возраст начинается немного позже, чем у девочек. Примерно в средних классах девочки начинают превращаться в девушек, а мальчики по-прежнему выглядят по-детски. Спустя буквально годик, различия исчезают.
  • Переходный возраст у мальчиков не выделяется четко выраженными границами в плане времени. У подростков особенности периода проявляются неодинаково. Каждый организм характеризуется индивидуальными ритмами. Поэтому сказать, сколько длится переходный возраст проблематично.

Внимательные и заботливые родители должны обращать внимание на признаки и симптомы переходного возраста, которые сигнализируют о его начале.

Признаки и симптомы переходного возраста у мальчиков

Во время переходного возраста меняется внешность и психика мальчика. Период сопровождается гормональной перестройкой и половым созреванием. Подросток начинает самокритично относиться к внешности и переживать.

Практика показывает, что мальчики, которые подвергаются большим физическим нагрузкам и употребляют алкогольные напитки, достигают половой зрелости позднее, нежели сверстники, занимающиеся физкультурой и не убивающие здоровье вредными привычками.

Зная признаки и симптомы переходного возраста, вы на ранних стадиях определите начало изменений и окажите ребенку поддержку.

  1. В десятилетнем возрасте у мальчика начинают увеличиваться половые органы. Годом позже над гениталиями появляется растительность и пигментация мошонки. На следующий год половые органы продолжают расти, а растительность становится более длинной и густой.
  2. В 14 лет изменяется голос. Это обусловлено увеличением голосовых связок, развитием горловых мускул и хрящей. Голос начинает грубеть. Обычно становление голоса заканчивается за 24 месяца.
  3. Начинают расти волосы на подмышках, а верхняя губа покрывается первым пушком. Со временем растительность появляется на лице, ногах и руках. Формирование телесного волосяного покрова заканчивается к концу переходного возраста.
  4. К 14 годам начинает развиваться мускулатура юноши, плечи расширяются, увеличивается рост.
  5. Практически у всех мальчиков в подростковом возрасте появляются поллюции – ночное семяизвержение. Врачи считают это явление нормальным.

Как видите, переходный период характеризуется отчетливыми признаками и симптомами.

Психология переходного возраста

Во время переходного возраста поведение и характер юноши подвергаются изменениям. Мальчика начинает сильно тревожить его внешний вид.

Он старается хорошо выглядеть, а критику воспринимает крайне агрессивно. Постоянное недовольство внешностью – закономерное проявление взросления. На этом фоне может появиться неуверенность и стыдливость, что в совокупности нередко приводит к замкнутости.

  • Взросление мальчика сопровождается кардинальным изменением поведения. Обусловлено это физиологическими факторами, в числе которых жирные волосы, угри, интенсивное потоотделение. У юноши просыпается интерес к девушкам. А конечная цель – найти вторую половинку .
  • На фоне недовольства собой появляется внезапная агрессия и высокая нервозность. Переходный возраст сопровождается проявлением грубости к людям, окружающим мальчика – родителям, педагогам, сверстникам.
  • Всплеск эмоций – неотъемлемый элемент этапа, вызванный перестройкой организма. Гормоны, отвечающие за половое созревание мальчика, называются андрогенами.
  • В этот период юноши позиционируют себя как взрослых мужчин. Они стремятся доказать окружающим самостоятельность. Под влиянием эмоций они совершают поступки, не задумываясь о последствиях.
  • Мальчики начинают активно интересоваться интимными отношениями и их сильно влечет к половой близости. Это тревожное время для родителей, поскольку ускорение полового созревания нередко сопровождается появлением нарушений в сексуальном поведении.
  • Нередко переходный возраст характеризуется проявлением сексуального внимания к другим мальчикам. Это обусловлено неосознанным половым влечением в момент стремительного развития организма. Обычно после начала «правильных» интимных отношений отклонения исчезают. В противном случае нужно отвести ребенка к психологу.
  • В этом возрасте иногда появляются мысли о суициде. Согласно статистике, количество подобных случаев среди детишек подросткового возраста стремительно растет. Суицидальное поведение считается следствием активизации защитных механизмов, данью моде, подражанием друзьям. У такого поступка разные мотивы: низкая успеваемость, физическое насилие, одиночество, месть, наркомания.

Если поведение сына изменилось, помогите ему сориентироваться в сложившейся ситуации.

Как вести себя родителям

Физиологические изменения в совокупности с психическими проблемами делают подростковый возраст у мальчиков тяжелым периодом. Чтобы помочь ребенку, потребуется приложить усилия.

Прискорбно, но нет универсального подхода, каждый случай индивидуален. Запаситесь терпением и выдержкой, двигайтесь к цели, следуя советам практикующих психологов.

  1. Дружба . В жизни мальчика существенную роль играет окружение, поэтому родителям потребуется постараться, чтобы в него войти. Сделать это непросто, поскольку сын уверен, что вы не в силах его понять. Постарайтесь ему открыться и показать, что и у вас имеются комплексы и недостатки. Став другом своему ребенку, вы получите доступ ко всему, что происходит в его жизни, и в случае необходимости поможете.
  2. Проявление интереса . Во время созревания мальчика система мировоззрения и ценностей существенно изменяется. Проявляя интерес к увлечениям ребенка, и поддерживая его, вы заслужите доверие. Регулярно разговаривайте с ним, интересуйтесь рассуждениями и жизнью, привлекайте к участию в решении семейных вопросов.
  3. Свобода . Мальчику-подростку требуется личное пространство и собственная комната. Ребенку следует предоставить свободу и право выбора. Не стоит контролировать все его действия, подслушивать разговоры и проводить ревизию вещей. Если сильно ограничивать ребенка, это повысит вероятность появления неприятностей, поскольку запретный плод слаще. Общайтесь, находите компромиссы и направляйте его в правильное русло.
  4. Отсутствие критики . Бывают ситуации, когда без критики не обойтись. В таком случае она должна носить конструктивный характер. Направляйте ее не на сына, а на его поведение, поступки и ошибки. Подростки чувствительны к замечаниям, недовольство рекомендуется высказывать мягко, а в некоторых случаях в сопровождении похвалы.
  5. Признание личности . Мальчик – полноценная личность, с определенными интересами, взглядами и личным мнением. Не пытайтесь изменить сына или навязать ему свое мнение.
  6. Похвала . Выражая мальчику слова одобрения и похвалы, вы способствуете появлению сил и желания покорять новые вершины. Если ребенок совершил небольшой хороший поступок, похвала окажется стимулом к развитию и совершенствованию. В итоге сын станет лучше .
  7. Проявление терпения . Если сынишка нагрубил, не выходите за рамки. Помните, высокая эмоциональность – последствие переходного возраста. Бурная ответная реакция приведет к скандалу. Чтобы разговор оказался более результативным, проводите его в спокойной обстановке.

Напоследок дам маленький совет. Если вы желаете облегчить переходный возраст, запишите мальчика в какую-нибудь секцию. Важно, чтобы ребенок увлекся новым занятием до наступления ответственного периода. Плавание, футбол, боевые искусства помогут поддерживать тело в отличной форме, отвлекут от нехороших мыслей и стабилизируют гормональную бурю.

Приветствую вас, дорогие читатели и создатели (родители) нашего будущего – подростков. Ваше чадо перешло в средние классы школы, а вместе с этим вы перестали его узнавать? Вы догадываетесь, что наступил подростковый период, но пока еще не уверены точно? Тогда читайте эту статью.

Сразу хочу оговориться, что материал в статье представлен с позиции старых вариантов определения подросткового возраста, а не новых предложений о его продлении до 24 лет (пока, кстати, это в любом случае не утвердили).

Поясню почему. На мой взгляд, психофизиологические изменения первичны, и эти нормы давно были установлены. Другой вопрос, что далеко не все люди проходят своевременно этапы «переключения» от одного возраста к другому. В связи с чем речь должна идти не о смещении границ в возрастной классификации, а о инфантилизме и аномалиях современного поколения.

  • Представители новой теории оперируют идеей того, что современная молодежь поздно заканчивает обучение, но напомню, что поступать в ВУЗ можно в любом возрасте.
  • Еще один аргумент – поздние браки. Но я думаю, что это признак изменения менталитета, стереотипов, гендерной идентификации и, наконец, влияние государственных условий, диктующих необходимость длительной и сложной самореализации перед созданием новой ячейки и новых жизней. Дело не в неготовности выполнять репродуктивную функцию, а в сознательном решении, принятом созревшим человеком.

То есть я считаю, что современные ученые предлагают менять отношение к ситуации и перетрактовать ее в норму, а не решать наблюдаемые в обществе проблемы.

Но хватит лирики. Поговорим о том, что такое подростковый возраст в устоявшейся теории психологии, которая пока и остается ведущей.

Дословно этот период трактуется как «превращаться во взрослого». Подростковым возрастом принято называть этап жизни между 10 и 17 годами. При этом выделяют:

  • ранний подростковый возраст (10-14);
  • старший подростковый возраст (15-17).

Однако иногда старший возраст относят к раннему юношескому. Всемирная организация здравоохранения вовсе считает подростковым возраст периодом от 10 до 20 лет. Таким образом, в среднем подростковый возраст длится от 10 до 15 лет.

Резюме

Ведущая потребность возраста – стремление к нарочитой взрослости, самоутверждению.

Социальная ситуация развития – подросток-сверстник.

Ведущая деятельность возраста – интимно-личностное общение со сверстниками.

Из-за выплеска гормонов возникает:

  • повышенная утомляемость,
  • рассеянность,
  • вялость,
  • обидчивость.

К главным новообразованиям подросткового возраста относится:

  • становление Я-концепции, самосознания, рефлексии;
  • идентификация;
  • осознание индивидуальности.

Всего в подростковом периоде можно выделить две фазы: негативную и позитивную. Переходом от первой ко второй считается начало продуктивной деятельности.

Специфика подросткового возраста

Переходный этап полон противоречий, но именно они обеспечивают развитие и становление личности. Основное противоречие, с которого и начинается этот период – несоответствие имеющихся инструментов (знания, опыт, навыки, мотивы) и новых социальных ситуаций, типов взаимодействия с миром.

В подростковом возрасте происходит стремительное развитие всех сторон личности:

  • биологической (половое созревание и физический рост);
  • психофизиологической (самосознание, самоуважение, идентификация);
  • когнитивной (мышление);
  • социальной (взаимоотношения, поведение, мировоззрение).

Стоит отметить, что при этом каждая из сфер развития тесно взаимосвязана с другой. При неравномерном или разнонаправленном их развитии возникают противоречия личности.

Раньше других о себе дают знать психические симптомы. Подросткам уже не интересны детские игры, но еще непонятны увлечения старших подростков. Они еще не имеют новых идеалов и полноценного самосознания, но уже не хотят, как дети, слепо подчиняться чьему-то авторитету.

К естественным негативным проявлениям возраста относится:

  • пессимистичный настрой;
  • повышенная чувствительность и раздражительность;
  • физическое и душевное недомогание (капризы и драки);
  • мечтательность и неопределенность;
  • амбициозность;
  • нервозность;
  • неудовлетворенность собой.

Главный риск подросткового возраста – девиации (зависимости, суицид, преступления и другое). Подробнее о подростковых девиациях вы можете прочитать статье .

Стоит отметить, что проявления подросткового возраста не только отличаются по гендеру, но и зависят от ряда других факторов. Например, региона, места (город, село), климата, времени, страны и так далее. От чего представленные варианты поведения и состояния подростков стоит рассматривать как основу, но не как обязательную истину и единственный возможный вариант развития личности.

Характерные для возраста реакции

Для подросткового возраста характерны четыре реакции:

  • эмансипации;
  • группирования со сверстниками;
  • интереса к противоположному полу;
  • многочисленных увлечений.

Давайте рассмотрим каждую из них подробнее.

Реакция эмансипации

Это желание поступать самостоятельно. Оно пронизывает весь быт подростка, то есть наблюдать эту реакцию можно ежедневно. Выделяют:

  • эмоциональную (уход к общению с ровесниками);
  • поведенческую (уход от контроля родителей);
  • нормативную эмансипацию (отрицание привычных ценностей, поиск новых).

Группирование со сверстниками

Группа ровесников – регулятор поведения подростка. Он ищет самоутверждение в ней.

Интерес к противоположному полу

Отношения с противоположным полом складываются двоякие: с одной стороны – интерес, а с другой – напускное равнодушие.

Увлечения

Можно выделить несколько групп подростковых увлечений:

  • интеллектуально-эстетические (глубокая увлеченность чем-либо);
  • телесно-мануальные (цель занятий – сила и выносливость);
  • лидерские;
  • эгоцентрические (самодеятельность);
  • азартные (ставки);
  • информативно-коммуникативные (телевизор, интернет, телефон).

Половое развитие

Проходит по двум направлениям:

  • осознание собственной телесной сексуальности;
  • поиск родственной души и любви, романтизация отношений.

Ш. Бюллер отметила, что существует еще и психическая пубертатность. Она может возникнуть задолго до физического созревания, а закончиться после него. Говоря простым языком, это стремление быть с кем-то, дополнять друг друга, которое согласно теории автора свойственно всем людям. Таким образом, можно сказать, что это как раз направление романтизма, отношений без сексуального подтекста: разговоры, совместное времяпрепровождение.

Половая идентификация – одно из новообразований возраста. То есть происходит становление половой ориентации, самовосприятия подростка по гендеру. Половая идентификация бывает биологической и психологической. Их расхождение чревато внутриличностным конфликтом и расстройствами полового поведения.

Учеными отмечено, что на становление половой идентификации больше влияет социокультурный фактор, нежели биологический. То есть решающая роль отводится культивируемым в обществе образцам и стереотипам, а также условиям среды подростка.

Физическое развитие

В год подростки вырастают в среднем на 9 сантиметров. Происходит стремительный рост сердечной мышцы (длина, ширина, объем). Изменяется давление (как правило, повышенное), сердечный ритм. Все системы организма стремительно видоизменяются.

Для современных подростков характерно общее ослабление. Несмотря на кажущуюся акселерацию, в сравнении с подростками прошлых десятилетий современные девушки и юноши, согласно результатам исследования Л. В. Мищенко, более чем в 80 % случаев испытывают дефицит веса. Уменьшилась и общая сила.

Эмоциональная сфера

Характерна эмоциональная неустойчивость и противоречивость:

  • целеустремленность и импульсивность;
  • самоуверенность и легкая ранимость;
  • неуверенность, романтизм и рационализм, цинизм.

Эмоции отличаются длительностью и интенсивностью.

Когнитивное развитие

Происходит переход к абстрактному мышлению, гипотетико-дедуктивным рассуждениям, методам анализа и синтеза, умозаключениям, произвольному вниманию и памяти. Подросток может:

  • видеть перспективы;
  • ориентироваться на возможное будущее;
  • анализировать собственное поведение;
  • мыслить гипотетически;
  • планировать будущее;
  • двигаться от общего к частному;
  • запоминать материал с помощью мнемонических приемов.

Личностное развитие

Для подростков характерно чувство взрослости. Взрослость у них может носить следующий характер:

  • подражательный (самый простой, но сомнительный путь: имитация внешнего вида);
  • образцовый (стремление походить на «настоящую женщину», «настоящего мужчину»);
  • социальный (сотрудничество со взрослыми, участие в жизни семьи, общества);
  • интеллектуальный (самообразование, дополнительный поиск научной информации).

В подростковом возрасте происходит слом прежних ценностных ориентаций и поиск либо создание новых ориентиров.

Самосознание формируется через эгоцентризм, который преодолевается путем познания сверстников (общение). Изначально эгоцентризм проявляется двумя вариантами:

  • ощущение себя актером и восприятие мира как сцены;
  • убежденность в уникальности своих эмоций.

Общение со сверстниками и любовь

Общение со сверстниками – ведущая деятельность подросткового возраста. Родителям нужно смириться, что былое доверие с их ребенком исчезнет. Однако его можно снова заслужить, если поменять тактику взаимодействия и признать в своем чаде равного партнера.

Но общение со сверстниками все же выходит на первый план. Оно выполняет ряд важных функций:

  • передача опыта взросления, обсуждения (особенно актуально для половой сферы);
  • половая идентификация (усвоение ролей, стереотипов, предпочтений, выявление ориентации);
  • психотерапевтическая функция (подросток высвобождает свои душевные переживания);
  • эмансипация от родителей.

Очень важна для подростков влюбленность. Любовь имеет 3 составляющие:

  • платонический,
  • эротический,
  • сексуальный компонент.

Только сочетание всех трех обеспечивает гармонию в отношениях. В подростковом возрасте этого еще не происходит. У мальчиков, как правило, преобладает эротический характер, а у девочек – платонический. Тем не менее через отношения подросток готовится к будущей роли мужа (жены), отца (матери).

Задачи возраста

В процессе переходного возраста для благополучной социализации в дальнейшем подростку нужно успешно решить ряд задач. В чем поддержка и помощь родителей будет неоценима. Однако важно помнить, что речь может идти только о сотрудничестве. Итак, что это за задачи возраста.

  1. Принятие своей внешности.
  2. Успешная половая идентификация (усвоение мужской и женской роли, принятой в обществе).
  3. Изменение стиля и форм общения со сверстниками.
  4. Установление нового стиля отношений с родителями (равноправное сотрудничество).
  5. Развитие профессиональных интересов и способностей для дальнейшего профессионального ориентирования в юности.
  6. Принятие и усвоение зрелого поведения, предполагающего ответственность и инициативность.

Если на все эти пункты относительно какого-то подростка на этапе завершения возрастного периода можно ответить утвердительно, то значит, его переходный возраст прошел успешно.

Дезадаптация

Дезадаптация, то есть проблемы с принятием новой социальной ситуации и вхождением в нее, является нормативным феноменом подросткового возраста. Возникает это на фоне неравномерного развития сфер личности. Дезадаптация проявляется:

  • критичностью к себе и другим;
  • сверхчувствительностью;
  • ранимостью;
  • агрессивностью;
  • неустойчивостью желаний и настроений;
  • внутриличностными конфликтами (самый популярный – «Кто я?»).

Подросток стремится познать себя, отсюда вытекает тяга к сверстникам (клубы по интересам, субкультуры, множественные знакомства). То есть подросток получает информацию о себе, глядя на своих ровесников.

Все подростки – исследователи. Они изучают мир, себя, других людей. Иногда самоанализ принимает крайний вариант и превращается в самокопание, самобичевание.

  • Экспериментальным путем было выявлено, что проблемы с адаптацией имеют тревожные, неуверенные, некоммуникабельные, замкнутые, чрезмерно контролирующие себя и испытывающие чувство вины подростки.
  • Средний уровень адаптации был отмечен у неустойчивых подростков со средним уровнем самоконтроля, склонных к доминированию и агрессии.
  • Успешной адаптацией отличаются уверенные, коммуникабельные, нетревожные подростки с адекватной самооценкой и уровнем самоконтроля.

Иногда нормативная дезадаптация затягивается, и тогда, как правило, речь идет об .

Подростковый кризис

Подростковый кризис – понятие относительное:

  • часть исследователей считает, что это и есть весь период переходного возраста;
  • кто-то отводит на это первый год;
  • а кто-то считает, что это индивидуальный феномен, который может возникнуть в любое время в рамках подросткового возраста или не возникнуть вовсе.

Например, психолог Л. С. Выготский на этапе отрочества (подростковый период) выделил два кризиса – 13 лет и 17 лет. Первый кризис знаменует переход от детства к отрочеству, второй – от отрочества к юности.

Говоря упрощенно, кризис подросткового возраста – это пик эмоциональной активности, гормонального выброса, личностного развития. Крайний вариант кризиса – .

Таким образом, подростковый кризис – это проявление внутриличностного конфликта, формируемого под влиянием внешних факторов (стиль воспитания родителей) и внутренних (несоответствие потребностей подростка и возможностей их удовлетворения).

Если родители педагогически грамотно поступают, то девиаций, аффективных вспышек и конфликтов можно избежать. Правда важно не путать гладкое течение подросткового возраста со специфическим кризисом. Некоторые дети наоборот излишне замыкаются в себе, что опасно депрессией и суицидом.

Если говорить о первичном кризисе начала подросткового возраста (переход от детства к отрочеству), то для него свойственны две главные черты:

  • снижение работоспособности, школьной успеваемости (обусловлено происходящей сменой типа мышления);
  • негативизм (негативные поведенческие реакции, вызванные стремлением к эмансипации).

  1. Несмотря на стремление подростков отойти от семьи, важно оказывать им поддержку. Подростки нуждаются в опоре и ненавязчивой подсказке взрослого человека в трудную минуту. Однако родителям важно исключить назидательность, подозрительность и строгий контроль.
  2. От сложившихся до подросткового возраста взаимоотношений родителей и детей зависит возможность ребенка любить. А первая любовь – важное чувство для личности. Любовные отношения необходимы. Только так подросток сможет узнать себя и противоположный пол для того, чтобы в будущем построить семью.
  3. Взаимодействуя с подростком, важно помнить, что идеальных отношений не бывает. Бывают «достаточно хорошие», как говорят в психологии. То есть вам нужно научиться сопереживать своему ребенку, признать в нем индивидуальность и личность.
  4. Подростки занимают маргинальное, то есть пограничное положение, то же происходит со взрослыми. Общаясь с подростком (полуребенком-полувзрослым), вам нужно одновременно выступать родителем и равным партнером.
  5. Не стоит пытаться вызвать уважение к вам с помощью чувства долга («мы тебя кормим, растим, поим») или возраста («я старше»). Так вы встретите только протест. Ребенок должен сам прийти к уважению вас, основанному на родительской поддержке. Вам нужно принять ребенка, не акцентировать внимание на его недостатках. Понимайте, а не судите.
  6. Если подросток говорит о чем-то, значит, для него это важно. Недопустимы фразы со стороны родителей типа «Не сходи с ума. Это разве проблемы! Вот у меня …», «Хватит ерундой страдать» и подобные. Выслушайте ребенка и помогите решить задачу. Если вы убеждены, что его проблема – пустяк, то, значит, вы можете ему помочь быстро от него избавиться. Научите подростка (фактами и аргументами, действиями) тоже считать это пустяком.

Запомнить новый принцип взаимодействия просто:

  • не приказы, а просьбы;
  • не нотации, а пожелания;
  • не контроль, а просьба информировать и так далее.

Оптимального и единого стиля нет. Ведь ваш ребенок единственный и неповторимый. Вы сами должны выстроить взаимоотношения на основе общих принципов, возрастных и личностных особенностей вашего ребенка.

Большая часть скандалов и капризов в отношениях родителей и подростков объясняется нежеланием родителей (или непониманием необходимости) менять привычный стиль взаимодействия. Для изучения сути капризов и перестройки взаимоотношений рекомендую прочитать книгу Е. Н. Корнеевой «Детские капризы. Что это такое и как с этим бороться». В книге подробно рассмотрены все возрастные кризисы (в том числе подростковый) и наиболее популярные конфликты детей и родителей.

Как поспособствовать положительному поведению ребенка

Представленная ниже информация актуальна для преодоления и профилактики девиаций, коррекции . То есть это базовые принципы поведения родителей для успешного прохождение подросткового возраста у их чада.

  1. Пригласить подростка на диалог. Банальное и простое «давай поговорим?».
  2. Хвалить по каждому поводу. Нельзя сочетать похвалу и ругань. В силу естественного возрастного негативизма подросток не заметит похвалы, а возьмет на заметку только порицание.
  3. Совместно с подростком написать желаемые стили поведения (актуально для обеих сторон), обсудить их.
  4. Важно устанавливать реальные и четки границы, запреты и наказания. Нередко подростки проверяют родителей на прочность и ценность их слова. Сдерживайте любые обещания и не говорите: «Я тебя убью» (ведь не убьете же, надеюсь). Вот «На день буду вынуждена отключить интернет» звучит куда лучше и реалистичнее.
  5. Не требуйте мгновенного выполнения просьбы. Подростку нужно дать 5-10 минут на обдумывание и внутреннее размышление.
  6. Ненавязчиво напоминайте об обязанностях подростка.
  7. Всегда предлагайте альтернативу (или хотя бы держите ее наготове).
  8. Ориентируйтесь на положительные и желаемые явления, игнорируйте нежелательные.
  9. Договаривайтесь о наказании заранее. Не имеет смысла придумывать порицание после того, как подросток не ночевал без предупреждения дома. Он должен был знать все риски и последствия заранее.

Критичные ситуации

В подростковом возрасте, к сожалению, нередко встречаются крайне опасные для самого ребенка и его окружения ситуации:

  • преступность,
  • зависимости,
  • депрессии и суицид,
  • психосоматические заболевания.

Это опасные состояния, требующие незамедлительного обращения к специалисту. Для их предотвращения важно избегать разрушающих стилей воспитания и заниматься профилактикой девиаций у подростков.

В заключение рекомендую прочитать книгу О. В. Холодковской, В. А. Пашниной «Трудный переходный возраст: Легкое решение сложных проблем». В работе отведена целая глава на подробное рассмотрение этих проблем (признаки, практические советы).

Итак, подростковый период – непростой этап для родителей и ребенка. Но при успешном его прохождении вы получите хорошего собеседника, компаньона, поддержку, понимание.

О половых различиях в протекании переходного возраста вы можете узнать из статей и .

Желаю вам взаимопонимания с вашим прекрасным отпрыском!

Стоит заметить, что переходный возраст у мальчиков обычно начинается несколько позднее, чем у девочек. В 13-15 лет это очень заметно: девочки превращаются в девушек, а мальчишки все еще выглядят по-детски.

Когда у детей начинается непростой переходный возраст, у них изменяется не только организм, а и сознание, ощущение мира. Все это влияет на нервную систему ребенка. Подростки становятся раздражительными, агрессивными. Родители не знают, как себя вести. Чтобы помочь ребенку пережить этот сложный период нужно знать заранее, что происходит с детьми в процессе их взросления.

У каждого подростка переходный период проявляется по-своему, не имеет четко определенных временных рамок. Поэтому обозначить, каковы признаки переходного возраста и когда точно начинается и сколько продолжается этот период невозможно. Обычно, это возраст с 10 лет до 15-16 лет. Эти показатели варьируются в меньшую и в большую стороны. Переходный возраст девочек, хоть и начинается раньше, чем у мальчиков, проходит несколько спокойнее.

Фазы переходного возраста у подростков

Симптомы переходного возраста проявляются в подготовке психики и организма ребенка к грядущим изменениям. В это время дети забывают о мячах, скакалках и играх с родителями и уделяют большее внимание прогулкам со сверстниками. Девочки проводят много времени у зеркала, свыкаясь с изменениями во внешности, а мировоззрение мальчишек подвергается серьезным психологическим испытаниям: они не готовы к самостоятельной жизни, но и в детство возврата уже не будет.

Внешние признаки переходного возраста

Начало переходного возраста ознаменовано рядом внешних изменений. У мальчиков увеличиваются в размерах яички и половой орган, появляются волосы на лобке и подмышечных впадинах. Начинается ломка голоса, активно развивается мускулатура. У большинства мальчиков появляются поллюции. У девочек расширяются тазовые кости, округляются ягодицы и бедра, развиваются молочные железы. В 11-12 лет может пойти менструация. Подростки - и мальчики, и девочки - активно растут. Как основной симптом переходного возраста - у большинства появляются прыщи. Это происходит по причине гормональных всплесков в организме подростка.

Резкая и беспричинная смена настроения, грубость, склонность к депрессиям являются признаками переходного периода. Это так же вызвано гормональными изменениями в организме ребенка. Главной задачей родителей является помощь подростку в этот период. Важно в это время потерять связь с ребенком. Сглаживать ссоры и конфликты.

Очень важно, чтобы родители не просмотрели время, когда начинается переходный возраст у их ребенка. Правильная реакция на физиологические и психологические изменения в организме подростка поможет менее болезненно пережить переходный возраст, признаки которого были описаны выше.