Планирование занятий по социализации. Конспект занятия по социализации в старшей группе Тема: «Мое право на имя

Государственное образовательное учреждение школа-интернат №6 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Конспект занятия

по курсу

«Социально-бытовая ориентировка»

(5 группа)

Тема: «Для чего нужны деньги».

Воспитатель Кожушная Лариса Федоровна

Санкт-Петербург

Место занятия в теме: занятие в теме «Социализация воспитанников».

Форма занятия: сюжетно-ролевая игра «Воскресный день».

Цель: Способствовать социальной адаптации воспитанников к условиям микросоциума и макросоциума.

Задачи:

  1. Актуализировать знания воспитанников о деньгах.
  2. Помочь детям осознать роль денег в жизни людей.
  3. Обобщить знания детей по правилам поведения в общественных местах.
  4. Научить строить диалог, организуя работу в паре.

Коррекционные задачи:

Коррекционно – развивающие цели : развивать вычислительные навыки, математическую речь, мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.

Коррекционно - воспитывающие цели : воспитывать интерес к окружающему миру и предметам, прививать навыки социальной адаптации.

Планируемые (ожидаемые) результаты:

Предметные: научиться правильно расплачиваться за товар в магазине, приобрести билет в общественном транспорте, кинотеатре; получить возможность проявлять уважение и правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, организовать досуг в свободное время.

Метапредметные: осознание правил и норм взаимодействия с взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (учреждение культуры, магазины, транспорт).

Формируемые УУД:

Личностные: понимать значение знаний для человека и принимть его, осознавать свои возможности, знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение, оценка своих поступков, самооценка на основе успешности учебной деятельности.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, осуществление простейших экономических расходов.

Регулятивные: принимать учебную задачу, контроль за собственной деятельностью, ориентироваться в задании.

Коммуникативные: обеспечивать возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с воспитателем, так и со сверстниками; использовать в общении правила вежливости.

Оборудование: компьютер для просмотра фильма, мягкие игрушки «Мышата», конверты с деньгами, школьные принадлежности для покупки в магазине, ценники на товар, руль для шофёра, билеты в кинотеатр, на автобус.

Ход занятия.

I. Мотивационный этап, целеполагание.

Дети, вы любите сказки?

Послушайте сказочную историю, которая произошла с мышатами. Рано утром проснулись два мышонка Квак и Мук. Умылись, позавтракали и стали собираться в школу. Но вдруг вспомнили, что сегодня выходной день и в школу идти не надо. И решили тогда они пойти погулять по городу. Шли они, шли и остановились. «Как вкусно пахнет! Похоже, что здесь продают мои любимые пирожные», - сказал Мук.

«Я бы съел сейчас ватрушку с маком» - говорит Квак. И решили мышата зайти в магазин. Взяли они с полочки пирожки, ватрушки, пирожные, и пошли к выходу. Но вдруг к ним подлетает сорока, выхватывает всё из лап и стрекочет: «Так нельзя, нельзя, нельзя!» Испуганные мышата выбежали из магазина.

И решили они тогда пойти в парк аттракционов покататься на каруселях. «Давай покатаемся на лошадках», - говорит Мук. «Давай», - соглашается Квак. Выбрали самых красочных лошадок и уселись. Но и здесь ждала их неудача. Подошла обезьянка, которая работала в парке, и прогнала мышат с каруселей.

Невесёлые Квак и Мук пошли дальше. Смотрят афиша, на которой их любимый мультфильм «Том и Джерри». Зашли они в кинотеатр, но в зал их не пропустил Мишка-контролёр. Совсем грустно стало мышатам. «Поедем на автобусе домой», - сказал Мук. «Нас опять прогонят» - жалобно ответил Квак.

Дети, почему же так, не везло нашим мышатам? (У них не было денег)

Кто из вас, догадался, о чём мы будем говорить на нашем занятии? (О деньгах)

Мы расскажем мышатам, для чего нужны деньги, и как важны они для того, чтобы любой человек чувствовал себя счастливым и уверенным в том, что его не прогонят из магазина, кинотеатра, разрешат покататься на каруселях, ехать в автобусе.

II. Основной этап.

Предлагаю вам поучаствовать в игре «Воскресный день».

Представим, что сегодня выходной день, и мы можем заниматься любимыми делами, и то, что не успели сделать в течение недели – выполнить в этот день.

Отгадайте загадку, куда мы с вами отправимся вначале.

Все мы там бываем,

Всё, что нужно покупаем,

Там есть множество витрин,

Что же это? (магазин)

Магазины бывают разные, а в какой отправимся мы, догадайтесь сами. Там продают то, что необходимо любому школьнику (Магазин «Всё для школы»).

Чтобы идти в магазин, нам необходимы… Что? (деньги)

На ваших столах лежат конверты, выберите любой из них, и сосчитайте сумму, которая находится там. (Дети считают)

Назовите сколько денег у каждого из вас.

У кого сумма больше? У кого меньше?

Я предлагаю отправиться в магазин на автобусе. (Стулья поставлены в ряд, друг за другом.)

Водителем будет Илья. (Выдаю руль)

Как называется человек, который продаёт билеты? (Кондуктор)

Я буду кондуктором, а вы – пассажирами.

В автобусе необходимо заплатить за проезд. Что для этого нужно купить?

Прочитайте объявление в салоне автобуса.

(СТОИМОСТЬ ПРОЕЗДА - 20 РУБЛЕЙ )

Кондуктор: Прошу оплатить за проезд. (Дети оплачивают, кондуктор выдаёт билет)

Пока автобус едет, поговорим о правилах поведения в автобусе. (Дети называют правила поведения в общественном транспорте.)

Кондуктор: Следующая остановка – Магазин «Всё для школы». Это наша остановка – выходим. Девочек пропускаем первыми.

А вот и магазин. Вспомним, правила поведения в магазине. (Разговаривать спокойно, негромко, не кричать. Не толкаться, не бегать по магазину. Вежливо общаться друг с другом. Благодарить работников магазина за покупку и за обслуживание).

Внимательно посмотрите на товар. Нет ли здесь лишнего предмета? (Машинка). Это игрушка. Она должна продаваться в другом отделе. Рядом с товаром находятся ценники. На них указана цена товара за штуку, а если это набор, то цена за один набор. Внимательно посмотрите на цену. Нельзя покупать то, на что у вас не хватает денег.

Я буду продавцом, а вы – покупателями. (Дети выбирают товар, набирают необходимую сумму).

Диалог между продавцом и покупателем.

Молодцы, все справились с заданием, можно отправляться дальше.

А куда мы отправимся сейчас, догадаетесь, отгадав загадку.

Там можно посмотреть мультфильмы,

Журналы, клипы, кинофильмы.

Идём туда мы целым классом.

Там – хорошо, там просто – классно!

Там что-то не были давно,

Пора бы посетить … (КИНО).

Верно, мы пойдём в кинотеатр.

Он недалеко от магазина, поэтому пойдём пешком.

Физкультминутка.

Мы шагаем по дорожке

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладоши.

Раз, два! Раз, два!

Поднимаем ручки,

К солнышку, тучке.

Вдоль дорожки теремок.

Он не низок, не высок.

В нём живёт мышонок Квак

Быстро прячемся

Вот так!

А вот и кинотеатр. Прочитаем афишу с названием фильма (13.00 ч - Уроки тётушки Совы. Цена билета: взрослый – 80 рублей, детский – 40 рублей). Чтобы попасть на сеанс, необходимо купить билет. Приготовьте необходимую сумму.

До начала сеанса у нас есть время для того, чтобы повторить правила поведения в театре, кинотеатре.

А теперь я буду контролёром и буду пропускать вас в зал. Приготовьте свои билеты. Внимательно посмотрите, какой у вас ряд и место. Они указаны на билете. Просмотр отрывка из мультфильма «Уроки мудрой тётушки Совы»

III. Заключительный этап. Вывод.

Наш воскресный день скоро заканчивается. Займём наши места за партами. Вам понравилось, как вы провели свой выходной день? Вы очень хорошо исполнили свои роли. Кем вы были? (Пассажирами, покупателями, зрителями). Что необходимо купить для проезда в автобусе? Что для этого надо иметь? Вы были покупателями. Чтобы вам потребовалось, чтобы купить товар? Вы были зрителями. Что вы предоставили контролёру при входе? Чем вы расплачивались за билет?

А сейчас, объясните мышатам для чего нам нужны деньги.

Для покупки продуктов питания;

Для оплаты бытовых услуг;

Для оплаты развлечений (учитель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?)

Для оплаты услуг. Каких? (Сходить к парикмахеру, в баню и т.д.)

Для оплаты проезда на транспорте;

Для покупки подарков.

Молодцы! Мышата благодарят вас за интересное занятие.


(подготовительная группа)

Цель:

Формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

Задачи:

1. Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью, интерес к здоровому образу жизни.

2. Развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.

3. Обогащать и углублять представление детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.

4. Создать радостное настроение.

Оборудование: игра «Здоровые уши, зубы…», муляжи овощей, фруктов и «неполезных» продуктов (колбаса, чипсы, газ. вода, конфеты и т.д.), 2 корзины, для фруктового шашлычка: набор шпажек, салфетки, одноразовые тарелки, нарезанные фрукты.

Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуйте, дети! Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. И мы сегодня собрались с вами для того, чтобы поговорить о здоровье. Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Что же такое здоровье? (Ответы детей).

Так как это самое дорогое и ценное, то его нужно беречь, заботиться о нем с ранних лет. Каждый человек может сам укрепить своё здоровье. Говорят: «я здоровье берегу, сам себе я помогу». Как мы можем себе помочь сберечь своё здоровье? (Ответы детей.)

Раздается стук в дверь. Появляется Баба-Яга.

Баба-Яга: Здравствуйте, ребятки! В гости к вам можно? Вот шла мимо, дай, думаю, зайду. Хорошо у вас тут, красиво. Может быть вы сможете мне помочь? Скоро праздник – Новый год, а у меня беда случилась. Заболела я, ни есть, ни пить не могу. Ничего меня не радует. А я хоть и стара, а что делать не знаю. А вы все такие здоровенькие, щечки румяненькие, наверное секрет какой-то знаете?

Воспитатель: Да, ребята, очень грустную историю рассказала Баба-Яга. Как вы считаете, сможем помочь? (Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте Баба-Яге напомним еще раз поговорку: я здоровье берегу, сам себе я помогу.

Баба-Яга: Вот глаза мои стали часто уставать, плохо вижу. Что делать, подскажите?

Воспитатель: Ты, Баба-Яга, наверное, в избушке читаешь в темноте, морковку не ешь?

Баба-Яга: Нет, конечно! Морковки и не знаю… А сказки читать люблю!

Воспитатель: Давайте, ребята, скажем, что нужно делать, чтобы глаза наши не болели, хорошо видели. Как нужно правильно читать книги? (Ответы детей). Правильно, во время чтения нужно глазкам давать отдохнуть.

Например, с помощью гимнастики для глаз. Сейчас мы тебе, Баба-Яга, покажем с ребятами её.

Гимнастика для глаз «Лиса»:

Ходит рыжая лиса, Крепко зажмурить и

Щурит хитрые глаза, открыть глаза.

Смотрит хитрая лисица, вытянуть вперед правую руку,

Ищет, где бы поживиться. на которой все пальцы, кроме указательного,

сжаты в кулак. Вести рукой вправо-влево и

следить за движением указательного пальца

глазами, не поворачивая головы.

Пошла лиска на базар, поднять руку и опустить, прослеживая

Посмотрела на товар. взглядом.

Себе купила сайку, описать рукой круг по часовой стрелке и

Лисятам – балалайку. против неё.

Баба-Яга: Спасибо, обязательно буду делать такую гимнастику. А вот еще у меня уши да зубы частенько болят. Что с ними-то делать, подскажете, научите?

Воспитатель: Бедная Баба-Яга, мы тебе сейчас расскажем. Есть у нас игра волшебная, которая учит как правильно ухаживать, заботиться о них.

На столах карточки игры «Здоровые уши, зубы…». Дети разбиваются на пары, заполняют карточки, объясняют свой выбор.

Баба-Яга: Какие вы умненькие, буду, буду я всё выполнять, обещаю!

Воспитатель: А еще, Баба-Яга, каждый день полезно делать зарядку или небольшую разминку. Это тоже укрепляет здоровье. Давайте встанем на свободные кружки и покажем нашу разминку.

Под музыку проводится разминка.

Шаг на месте, два вперед,

А потом наоборот.

Руки вверх подняли выше,

Опустили – носом дышим.

Руки в боки, ноги врозь,

Так давно уж повелось.

Три наклона сделай вниз,

На четвертый поднимись!

Раз – направо, два – налево,

Укрепляем наше тело.

Приседанья каждый день

Прогоняют сон и лень.

Приседай пониже – вырастешь повыше!

В заключении разминки

Мы попрыгаем сейчас.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем весело скакать!

Баба-Яга: Ну, молодцы! Ой, устала, утомилась, сейчас бы отдохнуть немножко.

Воспитатель: Сядь, Баба-Яга, отдохни. А вы, ребята, устали? (Ответы детей)

Тогда я предлагаю вам поиграть.

Игра «Полезно – неполезно».

Дети отбирают полезные и вредные продукты в разные корзинки.

Воспитатель: В полезных продуктах содержится много витаминов, которые укрепляют наше здоровье. А эти (показывает другую корзину) только вредят нашему организму.

Баба-Яга: Спасибо, ребятки! Как много полезного я сегодня узнала от вас!

Пойду, расскажу всем в лесу, как важно беречь свое здоровье.

Воспитатель: Подожди, Баба-Яга, сейчас мы с ребятами приготовим фруктовый шашлычок. Ты попробуешь, да еще и возьмешь в дорогу.

В нем тоже очень много полезных витаминов.

Пойдемте, ребята, помоем руки и начнем готовить.

Дети в фартуках подходят к столам, на которых нарезанные фрукты и шпажки.

Воспитатель: Нанизываем на шпажки наши любимые фрукты. Назовите их.

(Ответы детей.)

Баба-Яга и воспитатель помогают и хвалят детей.

Воспитатель: Посмотрите какие красивые фруктовые шашлычки получились у нас.

Баба-Яга: Спасибо, деточки, за угощение. Вкусно-то как! Ну, мне пора.

Воспитатель: Подожди, Баба-Яга. Ты все советы наши запомнила?

Баба-Яга: Конечно запомнила!

Баба-Яга вместе с детьми вспоминают правила здорового образа жизни.

До свидания! В следующий раз и я приду к вам с подарками.

Цель: формировать у детей стереотипы гендерного поведения.

Образовательные задачи:

1. Учить анализировать, обобщать и, согласно возрасту, рефлексировать впечатления и знания о своеобразии и разности полов на примерах самых близких людей.

2. Учить идентифицировать себя с определенным полом и примерять на себя модель данного пола, объединяя социокультурное наследие (живопись, художественное слово) с личным опытом.

Развивающие задачи:

1. Формировать положительный образ - Я в процессе познания социального мира, в ходе исполнения роли своего пола.

2. Развивать у ребенка ценностное осмысление себя, как представителя определенного пола, активировать поиск своего места в мире.

3. Развивать умение аргументировать свои мысли и высказывания.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать чувство самоуважения, чувство собственного достоинства.

2. На примерах портретной живописи и художественного слова воспитывать эстетическое отношение к стереотипам мужественности и женственности.

Здоровьесберегающие задачи:

1. Содействовать сохранению психического и социального здоровья детей.

2. Профилактика умственного утомления на занятии.

3. Увеличение двигательной активности детей в ходе занятия.

Материалы и оборудование:

Рамка для фотографии, карточки со схемами-действиями полоролевого поведения мальчиков и девочек (по количеству превышающие количество детей), две корзины, одна их которых с бантом, репродукции портретной живописи знаменитых художников, элементы ролевых костюмов.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Психогимнастика "Доброе утро" (проводится для включения детей в деятельность, оптимизации эмоционального состояния). Дети вместе с воспитателем говорят:

"Доброе утро, всем кто проснулся,
доброе утро, кто улыбнулся,
глазки откройте и посмотрите,
мы всех вас любим, и вы нас любите!"

2. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний с опорой на индивидуальный жизненный опыт.

Дети сидят на модулях - валиках на ковре.

Воспитатель: Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Мы с вами встречаемся давно, но, насколько хорошо знаем друг друга? Давайте получше познакомимся и узнаем кто мы в этом мире, кто мы для своей семьи и друг для друга. Первой расскажу о себе я. Я - женщина, моё имя - Лариса. Дома меня называют по - разному: родители - дочкой, дочка - мамой, внук - бабушкой. А кто вы, и как вас называют дома родственники?

Ответы детей.

Воспитатель: в семье нас могут называть по-разному, в зависимости от того с кем общаемся. Об этом даже есть стихотворение Я. Акима "Кто кому кто?". Кто бы хотел его рассказать?

Дети рассказывают стихотворение.

А) Члены семьи - мужчины и женщины.

Воспитатель: В семье может быть много родственников и это хорошо. Ведь чем больше близких людей нас окружает, тем радостнее и интереснее жизнь. Мы часто фотографируем своих родных, а потом любим смотреть фотографии.

Я предлагаю вам поиграть в игру "Семейный фотограф". Кто-то один будет загадывать загадку о членах семьи, а вы своим видом, мимикой должны показать отгадку. Самую лучшую "отгадку" выбранный "фотограф" будет помещать в рамку. Первая загадка для мальчиков.

Все мальчики встают.

Ребёнок загадывает 1-ую загадку, в руках у него большая рамка:

Кто хозяин в доме первый,
На ком держится семья?
"Мама", - скажете наверно:

Ведущий выбирает ребёнка, демонстрирующего, по его мнению, лучшую фотографию и подносит к нему рамку "для портрета". Выбранный ребенок отвечает на загадку: "Это папа, это я".

Мальчики садятся.

Воспитатель: Почему ты выбрал именно этого ребенка? Почему говорят, что на папе держится семья? Каким должен быть, на ваш взгляд, главный мужчина в семье - папа?

Ответы детей. По необходимости воспитатель дополняет их.

Воспитатель: Следующая загадка для девочек.

Все девочки встают.

Девочка загадывает загадку:

Кто на кухне жарит, парит,
Кормит всех нас каждый день.
Убирать, стирать, готовить,
Ей ничуточки не лень.
Её любит вся семья:

Ведущая выбирает девочку, демонстрирующую, по её мнению, лучшую "фотографию" и подносит к ней рамку " для портрета". Выбранный ребёнок отвечает на загадку: "Это мама, это я".

Девочки садятся.

Воспитатель разговаривает с детьми о главной женщине в семье - маме: Какая ваша мама? Какой на ваш взгляд должна быть мама? Почему вы так думаете?

По необходимости ответы детей дополняются воспитателем.

Воспитатель: Следующую загадку тоже отгадывают девочки.

Все девочки встают.

У неё заколки, бантики,
Куклы, бусинки и фантики,
Смешные милые косички:

Выбранный ребёнок: "Конечно это я, сестричка".

Девочки садятся.

Воспитатель выясняет: У кого есть сестра, какая она? Какую бы сестричку хотели иметь дети? А какую дочку хотела бы иметь мама?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает кому-нибудь из девочек прочитать потешку "Аленка-сестричка".

Воспитатель: И последняя загадка будет для мальчиков.

Все мальчики встают.

Кто по утрам идет учиться,
Он получать оценки рад:

Выбранный ребенок: "Конечно это старший брат".

Мальчики садятся.

Воспитатель: брат, или мамин и папин сын - младший мужчина в семье. Каким сыном и братом, на ваш взгляд, должен быть мальчик?

Ответы детей.

Оздоровительный момент

(динамическая пауза для увеличения двигательной активности, смены вида деятельности, расслабления).

Воспитатель просит детей встать и выполнять движения согласно тексту, который он говорит.

Девочки умеют танцевать,

Мальчики бегать и маршировать. (пауза)

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень лёгкая простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье,

И становится понятно расслабляться нам приятно.

В конце воспитатель замедляет темп речи и демонстрирует расслабляющие движения, дети повторяют.

3. Работа в основной части занятия.

3 Б) Мужские и женские качества

Дети стоят полукругом рядом с воспитателем. Перед ними находится столик с двумя корзинами.

Дети расходятся по группе и выбирают соответствующие схемы. Становятся возле стола с корзинами. Девочки, опуская в корзину свои карточки, проговаривают какое качество (изображённое на выбранной схеме) они "дарят", затем мальчики аналогично наполняют свою корзину.

Воспитатель: Ребята, какие замечательные подарки! Действительно достойные мужчин и женщин.

4. Закрепление новых знаний

Дети садятся на ковёр на модули-валики.

Воспитатель: Ребята, мы с вами любим фантазировать и часто представляем, какими будем, когда вырастем сами и какими станут наши друзья. Давайте поиграем в игру, "Каким я вижу тебя". Для этого нужно повернуться друг к другу, крепко взяться за руки, посмотреть в глаза друг другу и назвать качества, которыми будет обладать товарищ, но постараться, чтобы характеристика качества начиналась с первого звука имени. Начнем мы с Руслана. Руслан - ты будешь решительным.

По очереди дети подбирают характеристику. Кто затрудняется, может назвать ее на любую букву в имени.

Воспитатель: Карточки - схемы, которые мы собрали в корзину, нарисовал компьютер, а художники-портретисты рисуют людей, отражая в портретах весь мир чувств, в зависимости от того мужчина это или женщина, герой или трус, добрый или злой.

Дети, по очереди здороваясь, называют портреты и авторов.

С репродукции картин к нам в окошки смотрят мужчины и женщины, это наши старые знакомые. Давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: На кого из них вы бы хотели быть похожими, когда вырастете? Я предлагаю поиграть в игру "Зеркало", т.е. как можно достовернее стать зеркальным отражением портрета. Для этой цели можно использовать дополнительные предметы.

Дети встают, выбирают элементы костюма, которые отражают характеристику выбранного героя и имитируют портрет.

Воспитатель по очереди спрашивает: "Ты чьё отражение?" Ответ ребёнка.

Ребята вы настоящие артисты!

5. Итог занятия

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Мы сегодня говорили о том, какими бывают мужчины и женщины, какими вы видите в будущем себя.

Давайте с помощью цветка подарим комплименты друг другу, высказав свое доброе отношение. Начну я "Лиза, ты красавица (предавая шарик).

Дети дарят комплименты рядом стоящему другу.

Воспитатель, завершая круг, говорит:

Дорогие мои дети!

Дети отвечают хором: "Мы лучшие на свете!"

Краткое описание

Социальные умения и навыки формируются в непосредственном опыте ребёнка, в специально организованной деятельности. Младшего школьника важно научить вступлению в контакт, организации совместной работы, слушанию другого.
У обучающихся, воспитанников с нарушением интеллекта необходимо развить социально значимые мотивы поведения, выражающиеся в желании понять другого человека, помочь, уступить, проявить заботу.

Описание

Управление образования администрации города Прокопьевска Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 VIII вида» МКОУ «Школа-интернат № 3» Конспект занятия по социальному воспитанию Мой сосед по парте.
Зеленчукова С.М., социальный педагог
Прокопьевск 2013

Для младшего школьника, только входящего в образовательную среду стратегия социального поведения имеет большое значение. Обучающимся, воспитанникам необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий, поэтому развитие социальной компетентности младших школьников одно из важнейших направлений работы в начальной школе. Основу социальной компетентности составляют знания об обществе, правилах и способах поведения в нём. Социальные умения и навыки формируются в непосредственном опыте ребёнка, в специально организованной деятельности. Младшего школьника важно научить вступлению в контакт, организации совместной работы, слушанию другого. У обучающихся, воспитанников с нарушением интеллекта необходимо развить социально значимые мотивы поведения, выражающиеся в желании понять другого человека, помочь, уступить, проявить заботу. Таким образом, социальное развитие младших школьников с нарушением интеллекта подготавливает их к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях. Цель: создание благоприятных условий для социальной адаптации обучающихся, воспитанников 1 класса. Задачи: обучающие: - познакомить с понятием «сосед по парте»; коррекционно-развивающие: - развивать внимание, пространственное ориентирование, речь; воспитательные: - формировать дружеское отношение к своим одноклассникам. Оборудование и материалы: контуры цветов с именами детей, цветные карандаши. Ход занятия Организационный момент. Здравствуйте, я рада встрече с вами! Ребята, улыбнитесь соседу слева, соседу справа, и дружно скажите хором «ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ!» Объявление темы, постановка цели. Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой. И порой не замечаем друг друга, а иногда и обижаем. А ведь все мы разные, непохожие друг на друга, но все по-своему интересны и неповторимы. Поэтому сегодня мы с вами поговорим на тему: «Мой сосед по парте» и научимся не только говорить приятные слова, но и делать подарки друг другу. Основная часть. Повернитесь лицом к своему соседу по парте, улыбнитесь им и поприветствуйте рукопожатием. (Проводим игру «Улыбнись соседу») Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого сосед по парте мальчик. А теперь те, у кого соседка по парте девочка. (Игра на внимание) А кто посчитает, сколько в нашем классе мальчиков и девочек сегодня на занятии? Пожалуйста, встаньте мальчики. (Считаем) Садитесь! А теперь встаньте девочки. (Считаем) Садитесь! А теперь назовите имя своего соседа по парте, начинаем с первой парты. (Например: «Моего соседа по парте зовут Влад». «Мою соседку по парте зовут Таня»). Вот мы и выяснили имена всех соседей по парте. И смотрите, что это? Это же волшебный букет! (достаём контуры цветов с подписанными именами детей) Вот он – букет имён. Сейчас слушайте внимательно, и как только я называю имя вашего соседа по парте, вы поднимаете руку и забираете цветок с его именем. Мы с вами будем делать настоящий подарок. (Игра «Букет имён») Физминутка. Раз, два, три, четыре, пять, Мы умеем отдыхать. Приподнялись, чуть присели И соседа не задели. А теперь придётся встать, Тихо сесть и рисовать. Замечательно, ребята. А сейчас берём карандаши и рисуем волшебный подарок своему соседу по парте. (Обучающиеся раскрашивают цветы) Все нарисовали. Давайте посмотрим, какие красивые подарки у вас получились. А сейчас, встаньте и подарите друг другу подарки, назовите своего соседа по парте по имени и скажите, что вы дарите ему. (Например: «Влад я нарисовала для тебя цветок и хочу его тебе подарить».) Подведение итогов.
Сегодня на занятии я увидела, что вы умеете хорошо работать, внимательно слушать. Хочу похвалить вас за чудесные подарки, которые вы подарили своим друзьям. На этом наше занятие окончено. Желаю вам всего светлого, доброго! Уважайте, бережно относитесь друг к другу. 1. Мачихина, В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате [Текст]: пособие для учителей и воспитателей/ В.Ф. Мачихина, В.П. Провоторова. – Москва: Просвещение, 1978. – 123с. 2. Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме [Текст]: пособие для воспитателей и учителей / Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титов. – 5-ое издание - Москва: АРКТИ, 2010.– 312 с.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 7900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Мой сосед по парте.docx

Управление образования администрации города Прокопьевска Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 VIII вида»

МКОУ «Школа-интернат № 3»

Конспект занятия по социальному воспитанию

Мой сосед по парте.

Зеленчукова С.М.,

социальный педагог

Прокопьевск 2013

Для младшего школьника, только входящего в образовательную среду стратегия социального поведения имеет большое значение. Обучающимся, воспитанникам необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий, поэтому развитие социальной компетентности младших школьников одно из важнейших направлений работы в начальной школе.

Основу социальной компетентности составляют знания об обществе, правилах и способах поведения в нём. Социальные умения и навыки формируются в непосредственном опыте ребёнка, в специально организованной деятельности. Младшего школьника важно научить вступлению в контакт, организации совместной работы, слушанию другого.

У обучающихся, воспитанников с нарушением интеллекта необходимо развить социально значимые мотивы поведения, выражающиеся в желании понять другого человека, помочь, уступить, проявить заботу.

Таким образом, социальное развитие младших школьников с нарушением интеллекта подготавливает их к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.

Цель: создание благоприятных условий для социальной адаптации обучающихся, воспитанников 1 класса.

Задачи:

обучающие:

    познакомить с понятием «сосед по парте»;

коррекционно-развивающие:

    развивать внимание, пространственное ориентирование, речь;

воспитательные:

    формировать дружеское отношение к своим одноклассникам.

Оборудование и материалы: контуры цветов с именами детей, цветные карандаши.

Ход занятия

Организационный момент.

Здравствуйте, я рада встрече с вами! Ребята, улыбнитесь соседу слева, соседу справа, и дружно скажите хором «ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ!»

Объявление темы, постановка цели.

Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой. И порой не замечаем друг друга, а иногда и обижаем. А ведь все мы разные, непохожие друг на друга, но все по-своему интересны и неповторимы. Поэтому сегодня мы с вами поговорим на тему: «Мой сосед по парте» и научимся не только говорить приятные слова, но и делать подарки друг другу.

Основная часть.

Повернитесь лицом к своему соседу по парте, улыбнитесь им и поприветствуйте рукопожатием. (Проводим игру «Улыбнись соседу»)

Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого сосед по парте мальчик.

А теперь те, у кого соседка по парте девочка. (Игра на внимание)

Молодцы, вы очень внимательны!

А кто посчитает, сколько в нашем классе мальчиков и девочек сегодня на занятии?

Пожалуйста, встаньте мальчики. (Считаем) Садитесь!

А теперь встаньте девочки. (Считаем) Садитесь!

А теперь назовите имя своего соседа по парте, начинаем с первой парты. (Например: «Моего соседа по парте зовут Влад». «Мою соседку по парте зовут Таня»).

Вот мы и выяснили имена всех соседей по парте. И смотрите, что это? Это же волшебный букет! (достаём контуры цветов с подписанными именами детей)

Вот он – букет имён. Сейчас слушайте внимательно, и как только я называю имя вашего соседа по парте, вы поднимаете руку и забираете цветок с его именем. Мы с вами будем делать настоящий подарок. (Игра «Букет имён»)

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы умеем отдыхать.

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели.

А теперь придётся встать,

Тихо сесть и рисовать.

Замечательно, ребята. А сейчас берём карандаши и рисуем волшебный подарок своему соседу по парте. (Обучающиеся раскрашивают цветы)

Все нарисовали. Давайте посмотрим, какие красивые подарки у вас получились.

А сейчас, встаньте и подарите друг другу подарки, назовите своего соседа по парте по имени и скажите, что вы дарите ему. (Например: «Влад я нарисовала для тебя цветок и хочу его тебе подарить».)

Подведение итогов.

Сегодня на занятии я увидела, что вы умеете хорошо работать, внимательно слушать. Хочу похвалить вас за чудесные подарки, которые вы подарили своим друзьям. На этом наше занятие окончено. Желаю вам всего светлого, доброго! Уважайте, бережно относитесь друг к другу.

Список использованной литературы:

    Мачихина, В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате [Текст]: пособие для учителей и воспитателей / В.Ф. Мачихина, В.П. Провоторова. – Москва: Просвещение, 1978. – 123с.

    Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме [Текст]: пособие для воспитателей и учителей / Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титов. – 5-ое издание  Москва: АРКТИ, 2010.– 312 с.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления № 40 г.Сургута

Конспект занятия по социализации

«Добро в семью»

подготовила

социальный педагог

Сафиуллина Галина Николаевна

Г. Сургут

2012

Направление: социализация.

Возраст: 6-7 лет

Цель:

Формировать представление о мире семьи;

Актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений;

Воспитывать потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.

Оборудование: дерево, листочки, цветы, кленовый лист с загадками, фланелеграф.

Ход занятия.

Воспитатель:

— Здравствуйте ребята! Вчера я читала сказку о ребенке, который жил один. И начиналась она так: «Жил был мальчик, который был один – одинешенек на белом свете. И никого-то у него не было – только он…». Но потом, я остановилась на этом месте и подумала: «А так бывает, чтобы у человека никого не было?»

— Как вы считаете? (Дети: «Нет»)

— А у вас есть кто-нибудь родной? (Дети: «Да», «мама, «папа»)

— Как мы называем одним словом родных людей? (Дети: «Семья»

— Что такое семья? (Дети: «родители», «бабушки, дедушки», «люди которые живут вместе», «где все любят друг друга», «родители и дети»)

— У всех ли есть родители, семья? (Дети: «Да», «а у некоторых нет папы»)

— А как родители относятся к своим детям? (Дети: «Они любят их», «заботятся о детях», «следят, чтобы с детьми ничего не случилось»)

— А как дети должны относиться к своим родителям? Я вам помогу…

— Посмотрите, у меня в руках семечко, представим себе, что это ребенок (крепится на фланелеграф).

— Чтобы семечко, а то есть ребенок рос, что необходимо, как вы думаете? (Дети: «Поливать»)

— Правильно. А точнее, необходима забота.

А какая забота? (тепло, помощь, нежность, ласка родителей).

Они вам это дают? (дети: «Да!»)

— И вот семечко, а то есть ребенок, да еще его родители с заботой и теплом – получается семья, которое мы изобразим в виде чего? (крепится ствол с ветками)

— В виде дерева. Дереву, как и семье нужна забота.

— Мне кажется, дереву чего-то не хватает. Чего? (листиков). Дереву нужны листики, как нужна ваша любовь и забота вашим родителям.

Как можно выразить свою любовь к родителям? (Дети предлагают свои варианты: «Помочь, пожалеть», «Сказать я тебя люблю» ..).

— К примеру, я вчера помогла маме вымыть окна, и маме стало приятно, она заулыбалась, и вот у нас на дереве появился листик, (крепится листик к веткам дерева).

— Давайте вспомним, что доброго вы сделали для своих родителей?

— Как вы выразили свою любовь?

— вы будете называть и крепить листочки на дерево по очереди (развеселили, подняли настроение папе или маме, помогли убрать в комнате, полили цветы, подарили что-нибудь сделанное своими руками, пожелали спокойной ночи, доброго утра, сказали спасибо за приготовленный обед).

— Что делать, чтобы не огорчать своих родителей? (слушаться родителей, не разбрасывать одежду, быть вежливым, не грубить, жалеть)

Посмотрите, как наше дерево зазеленело, каким привлекательным оно стало.

— Ваша помощь просто необходима маме. Замечали ли вы как появляется усталость в глазах мамы, когда она видит брошенные вами в беспорядок вещи, игрушки, испачканную одежду?

Вечером я сказала своей маме, что люблю ее – и вот на дереве у нас появляется цветок (креплю к дереву цветок). Представьте, что цветочек это ласковое и нежное слово для наших родителей.

— А какие ласковые слова, которые могут порадовать маму и папу, вы знаете? (называя слова, дети крепят по очереди цветы к дереву).

Посмотрите, как много хороших слов вы можете сказать маме: «красивая, добрая, умная, нежная, заботливая, аккуратная, папа сильный, умный, добрый, храбрый, мужественный»

— Чем больше вы будете помогать маме, чем меньше огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой. И семья ваша будет крепкой, веселой, счастливой.

— Посмотрите, каким красивым и цветущим стало наше дерево. Листочки – ваши добрые поступки, цветочки – ваши нежные слова папе и маме, такой будет и ваша семья, если все члены семьи будут друг другу помогать, делать приятное друг другу.

— Но, скажите, пожалуйста, неужели мы всегда правы, всегда ли мы правильно себя ведем? А вдруг мы закапризничали, или чем — то обидели родителей. Так бывает? (да)

— Какие неправильные поступки по отношению к вашим родителям вы помните? Что нельзя делать? Какие обидные слова вы говорили своим родителям? (пока дети называют 2-3 варианта, с дерева снимаю листики и цветочки).

— Ой, посмотрите, что происходит с деревом? (Оно становится грустным, скучным, слабым) Это ведь волшебное дерево.

— Нет, нам нельзя обижать родителей (возвращаю листики на место), не будем говорить плохих слов маме и папе (возвращаю цветы на дерево). Это ведь наша семья, нельзя чтобы семья стала гибнуть как наше дерево.

— Будем возвращать листики и цветочки на дерево? (да)

Теперь вы понимаете, что для того чтобы семья была крепкой и дружной, многое зависит от вас, а не только от папы и мамы, и тогда ваша семья будет такой же красивой, как и наше дерево.

Физминутка:

Давайте поиграем. Разобьемся по парам. Один из вас будет «садовником», а другой «семечко».

Воспитатель произносит слова, а дети производят действия.

— «Семечко» присаживается. «Садовник» очень бережно относится к «семенам», поливает их, ухаживает. — Гладим по голове и телу наше «Семечко» (один ребенок гладит другого);

— Солнышко греет землю и наше «семечко» начинает расти («семечко» поднимается);

— У него раскрываются «листочки» («садовник» тянет руки «семечка» вверх);

— Растет «стебелек» («садовник» гладит по спине другого ребенка);

— Появляются «веточки» с «почками» (руки разводятся в стороны, «садовник» гладит пальчики «стебельку»);

— «Росток» превращается в прекрасное сильное «дерево». «Садовник» вытирает лоб – показывает, как он устал.

Дети меняются ролями. Действия повторяются.

По окончанию дети садятся на ковер.

Воспитатель:

— Посмотрите, к нам в окошко залетел листочек. (С окна снимается кленовый лист с загадками).

— Здесь загадки. Давайте, попробуем их разгадать! (Воспитатель читает. Дети хором отвечают)

    Много их на белом свете,

Всей душой их любят дети.

Кто с улыбкой утром рано

Нас разбудит? Это …. (мама)

2. Он не терпит безделья и скуки,

У него умелые, сильные руки.

Как дела? Снимая шляпу

Спросит вечером нас … (папа).

3. Вера ходит в детский сад

Веру в садик водит … (брат).

4. Дружу я с ней давным — давно

Мы с ней в затеях за одно,

Всем нам печет оладушки

Люблю я свою … (бабушку)

5. Он с бабушкой рядышком

Живет уж много лет,

Хочу таким быть умным

Как мой любимый …(дед)

— Молодцы, быстро разгадали загадки.

— Ребята, помогите мне выбрать нужную пословицу из двух. Подумайте и скажите, какая из них больше всего подходит к нашему занятию.

«Старый друг, лучше новых двух»

«Вся семья вместе, так и душа на месте»

— Правильно, вторая пословица подходит больше к нашему занятию. Потому что там говорится о семье.

— А, как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей обобщаются «Когда все вместе собираются дома, или делают вместе одно дело, то всем хорошо весело и радостно).

Молодцы.

Заключение:

А сейчас, каждый снимите цветочек с дерева. На каждом, на обратной стороне, написано ласковое слово. Попробуйте, сегодня вечером сказать папе и маме то слово, которое вам досталось. А завтра расскажите своему воспитателю, получилось у вас это сделать или нет.

Задание на дом :

— Напишите вместе с папами в своих альбомах, где выполняете свои домашние задания после наших занятий, все ласковые слова, которые вы часто говорите своей маме. До свидания!

Список использованной литературы

1. Е.А. Алябьева «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» методическое пособие, Творческий Центр, Москва 2002

2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению», Ярославль «Академия развития»1996.