Почему мой ребенок не. Почему мой ребенок не разговаривает. Почему мой ребёнок не говорит

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим - рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Отсутствие стимулов

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место - это не только источник получения доходов, но и возможность добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо. Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек. Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития. Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе. В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу - стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в вступая в пору становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда - родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот - родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе - достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

Р ечь – один из многочисленных навыков малышей, по которому принято судить о развитии ребёнка и его полноценном поэтапном созревании. Одни из них начинают разговаривать едва достигнув годовалого возраста, другим требуется несколько лет, чтобы освоить хотя бы минимальный набор фраз. Именно длительность доречевого периода вызывает у родителей наибольшее количество вопросов. О становлении речи у детей мы поговорили с логопедом высшей категории, врачом с многолетним стажем Яной Полей .

Правда ли, что, несмотря на развитие технологий в современном мире, практически каждый ребёнок в возрасте от двух до четырёх лет вынужден обращаться к специалисту с этой проблемой?

– Я бы сказала: благодаря технологиям. Речь – очень хрупкий инструмент. С одной стороны, наличие речи определяет развитие нашей цивилизации, с другой стороны, в биологическом смысле, она появилась у нашего вида совсем недавно. И при малейших неблагоприятных воздействиях она страдает. Это могут быть как лёгкие нарушения, так и тяжёлые – отсутствие речи, заикание. И у каждого из них разные причины. В группе риска те дети, чей организм подвергался вредоносному влиянию во внутриутробный период и в раннем возрасте, кто часто болеет, имеет хронические заболевания.

С другой стороны, благодаря развитию медицины, мы уже примерно сто лет умеем выхаживать недоношенных детей, исправлять последствия генетических изменений или тяжёлых болезней. Но это часто сопровождается нарушениями речи. А поскольку численность населения планеты растёт с каждым годом, то и в логопедической помощи стало нуждаться больше детей и взрослых. Раньше людей с проблемами в развитии речи просто оставляли без помощи, потому что ещё не знали, что с этим делать, и часто приписывали им интеллектуальные или психические проблемы.

С какого возраста ребёнок начинает понимать речь родителей?

– К году дети понимают интонации, отдельные слова, часто связанные с конкретным объектом. Постепенно объём пассивного словаря расширяется, увеличивается понимание. Первичное понимание речи можно наблюдать уже в 6-8 месяцев, например, мы называем игрушку, а ребёнок ищет её глазами. В два года дети уже способны понять простой рассказ с опорой на картинку. Чем больше мы разговариваем с детьми, тем больше они потом разговаривают с нами, и тем лучше и быстрее развивается их речь.

Может ли отсутствие речи говорить о серьёзных заболеваниях?

– Здесь мы смотрим, как именно «отсутствует речь», поэтому и просим показывать детей логопедам и врачам в два, три года и в пять лет. Это самые важные возрастные моменты, когда видно всё хорошее и всё плохое в развитии ребёнка. Когда ко мне приводят малыша, у которого нет речи или она не соответствует возрастным нормам, то в первую очередь я направляю родителей на консультацию к отоларингологу, чтобы исключить снижение слуха, и к неврологу, чтобы разобраться в причинах отсутствия речи.

– В каком возрасте ребёнок должен начать говорить?

– Первые слова появляются около года, фразы – около полутора лет. А то, что обычно родители понимают под речью – фразы из трёх-четырёх слов – в норме появляются в 2-2,5 года. Обычно в три года дети очень прилично общаются, могут рассказать о себе, шутить, пересказывать увиденное или услышанное. Понятно, что бывают индивидуальные особенности развития, но обычный ребенок в 2-2,5 года уже говорит.

– Могут ли игры с современными гаджетами, различными электронными устройствами влиять на задержку речи или, наоборот, помогать её становлению?

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей - в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!

– Позднее становление речи может повлиять на развитие других способностей ребёнка?

– Несомненно. У речи есть две основные функции – когнитивная и коммуникативная. То есть добыча информации и общение с социумом. Если человек не может получать новую информацию, не может общаться, то его жизнь весьма затруднена.

– Что должно насторожить родителей в развитии речи ребёнка?

– В разном возрасте разное. С года до двух лет родителям стоит обратить внимание на то, как формируется пассивный и активный словарь. То, что понимает малыш, и то, что он использует. Если в два года у ребёнка совсем нет фразовой речи, мало слов, то надо бы навестить логопеда. Если малыш не реагирует на звуки, то стоит бежать к врачам сразу, до логопеда. В пять лет – если ребёнок говорит с многочисленными грамматическими ошибками, коверкает слоговую структуру слов, с трудом может пересказать фильм или рассказ. Если в целом речь сформирована нормально, но нарушено звукопроизношение, то с пяти лет лучше заняться этим вопросом и исправить нарушения до школы.

– Что нельзя делать при воспитании ребёнка, чтобы не навредить становлению его речи?

– Все «нельзя» вытекают из одного: первые три года речь ребёнка развивается в общении со своими близкими, которым он подражает. А ближе всего к малышу мама и папа - пусть он подражает правильной речи. Нельзя ограничивать ребёнка в игре и движении. Нельзя подвергать его стрессам, в том числе и занятиям, связанным с зубрёжкой, с неподвижным сидением в одной позе. Чтобы лучше развивалась речь, надо чтобы полноценно развивался мозг, мышление.

– Речь у мальчиков и девочек развивается одинаково?

– По-разному, но не так, как об этом сообщают народные мифы, например, что мальчики начинают говорить позднее девочек. Может быть, и позже, но не на год и не на три. Скорее, у мальчиков чаще встречаются речевые проблемы, а в развитии они отстают от девочек в среднем на пару недель.

Что делать, если ребёнок не говорит, а объясняется только жестами?

– Если мы знаем точно, что слух ребёнка сохранён, то мы должны понимать и произносить вслух то, что он хочет сказать. Например, малыш показывает на чашку: «Ты хочешь пить? Это твоя чашка. На, сок. Вот твой сок». Если что-то делаем с ребёнком, то обязательно всё называем. Даём игрушку: «На, мишку. Я тебе даю мишку». Моем руки: «Помоем руки, вот вода, вот мыло, давай намылим пальчики, ладошки». И обязательно посоветоваться с логопедом, как именно стимулировать возникновение речи. Маленьким детям естественно опираться на жесты и мимику. У них ещё нет слов, они неловкие в физическом плане, только-только учатся управлять своим телом. Жесты для них - понятный и доступный способ что-то высказать. Но мы обязательно должны сопровождать их словами, показывая пример речи.

– Существуют ли нормы развития речи по годам (месяцам), и для всех ли они подходят?

– Существуют и подходят всем. Поэтому и называются «нормы». Понятно, что всё усреднённое. Например, ребёнок в два года должен иметь словарный запас примерно 200-300 слов, но если ваш малыш оперирует сотней слов, то это не признак неразвитой речи. Да, есть нормы, на них можно ориентироваться, но у каждого ребёнка есть свои особенности развития.

Есть вопросы? Напишите в комментариях!

Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!

«Моя дочь ничего не хочет, ничем не интересуется, - жалуется мать 14-летней Екатерины. - Не читает, не гуляет, иногда играет в компьютерные игры или слушает музыку в наушниках». Ей вторит мать 11-летнего Егора: «Едва вернувшись из школы, он садится за компьютер, играет до ночи и общается там с кем-то, даже гулять не выходит. Если я его упрекаю, он возражает: «Я же уроки делаю». Я не знаю, как поступить, но меня это тревожит».

Такая озабоченность и тревога знакома многим родителям. Их дети, особенно предподросткового и подросткового возраста, не хотят ничего делать. Сидят в своей комнате, смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, не хотят разговаривать, сведя все общение исключительно к сообщениям в соцсетях. Что тут можно сделать? Как убедить явно немотивированного ребенка сделать хоть что-нибудь? Как противостоять пассивности, которую поддерживают современные технологии?

Давить на ребенка, стыдить его и выговаривать, очевидно, бесполезно. Но это не значит, что родители совершенно беспомощны. Постараемся взглянуть на ситуацию не как воспитатели, а как исследователи.

«Представьте, что мотивация - не внутреннее качество, не тот двигатель внутри ребенка, который формирует поведение, а скорее, результат взаимодействия окружающей среды, темперамента ребенка (биологической характеристики, присущей ему с рождения) и его личности. Например, кому-то постоянно нужна новизна, кому-то нет, кто-то гораздо более общительный, а кто-то замкнутый», - предлагает Алан Каздин, доктор психологических наук и директор Йельского Центра воспитания детей и клиники по работе с детьми. Он также указывает на два важных момента:

  1. Отсутствие активности и особенности отношения к жизни не остаются неизменными и незыблемыми;
  2. Ситуация дома и действия других людей могут очень сильно влиять на мотивацию ребенка.

В чем именно проблема?

Нежелание что-либо делать, отсутствие мотивации может иметь множество причин, среди которых могут оказаться и внешние, и внутренние. Так что прежде чем делать выводы, попробуем разобраться, что именно мы считаем отсутствием мотивации. Алан Каздин перечисляет несколько факторов, которые следует принять во внимание.

1. Свободное время

Обладать свободным временем - это не просто нормально, это совершенно необходимо. У многих детей жизнь слишком расписана, чрезмерно занята разными делами, и часто они не могут позволить себе такую роскошь, как просто ничего не делать, помечтать хотя бы часок. Однако ребенку необходимо свободное время.

Не поддавайтесь желанию распланировать каждую минуту его жизни, не бойтесь периодов того, что может вам показаться неконструктивным, непродуктивным времяпрепровождением. Позвольте это ребенку. А лучше специально выделите для этого время в его расписании.

Прекрасно, если у вас обоих есть возможность какое-то время провести вместе без конкретных дел и сроков. Вы можете обсуждать что-то интересное, просто болтать о пустяках, играть в карты, любоваться облаками - делать все, чего хочется в этот момент.

2. Домашние дела

В предподростковом и подростковом возрасте дети часто теряют интерес к домашним делам. Ребенок в этот период сосредоточен на общении с ровесниками. Они слушают одну и ту же музыку, носят похожую одежду, шутят на одни и те же темы. Им свойственно презрение ко всем взрослым.

В этом случае отсутствие мотивации к выполнению домашних дел абсолютно естественно. Если до этого времени вы успели выработать определенный порядок и традиции в доме, например, вместе обедать и ужинать, заниматься какими-то домашними делами, выбираться куда-то, то гораздо легче продолжать это делать и тогда, когда маленький ребенок превращается в подростка. Это помогает ребенку участвовать в семейной жизни.

3. Признаки депрессии

Одна из ситуаций, которая должна вызвать у вас беспокойство, это когда ребенок, который всегда был активным, общительным и заинтересованным, вдруг становится вялым, сидит дома, почти ничего не делает и не выражает интереса ни к какой деятельности. Такие изменения в поведении могут быть признаком депрессии. Это не единственная причина, но одна из возможных. Поэтому важно обратить внимание на то, что ребенок говорит о себе.

Если его замечания выражают негативную оценку самого себя («я ничего не могу сделать как надо») или окружающего мира («вокруг нет больше ничего интересного») или безнадежность в отношении будущего («это все закончится так же плохо, как и всегда»), это серьезный повод для беспокойства.

Он может стать более раздражительным и чувствительным, чем обычно, у него могут измениться привычки в том, как он ест, как спит. Даже кажущиеся шутливыми комментарии между делом типа «лучше бы я умер» важно воспринимать серьезно, если они повторяются. Если у вас возникли сомнения, то обязательно проконсультируйтесь с профессиональным психологом.

4. Рассеянность

Также возможно, что ребенок не может сконцентрироваться, и именно это вам кажется отсутствием мотивации. В этом случае не обязательно причиной становится отсутствие интереса или депрессивное настроение. Вероятно, все дело в трудностях с произвольным вниманием: ребенок просто физически не в состоянии выполнять одну и ту же задачу дольше нескольких минут, он тут же переключается на другую, потом еще на одну. Это может случаться и дома, и в школе, или вообще везде.

У ребенка гораздо уже круг общения, видов деятельности, поэтому и проблемы в какой-то из областей дети воспринимают серьезнее

У всех время от времени возникают затруднения с фокусированием внимания, поэтому необходимо выяснить, как часто это повторяется. Очень часто таким детям спешат поставить диагноз - «синдром дефицита внимания», но это не единственная причина такого поведения. Если ребенок испытывает сложности такого рода, то лучше проконсультироваться с квалифицированным специалистом.

5. Стресс

Отсутствие мотивации может также стать реакцией на стресс. Взрослые часто даже не рассматривают такую вероятность. Почему-то им кажется, что у детей не может быть стресса. Но ведь у ребенка гораздо уже круг общения, видов деятельности, поэтому и проблемы в какой-то из областей их жизни дети воспринимают гораздо серьезнее.

Реакция ребенка на стресс может выглядеть как депрессия, и она часто появляется в ответ на определенные события. Например, если разрываются какие-то отношения с ровесниками, это может быть очень травматичным для ребенка, пусть даже это не подразумевает развод или судебные тяжбы. Сюда же можно отнести насмешки ровесников (за лишний вес, за отставание по какому-либо предмету). Кажущееся нам пустяковым событие может превратиться в серьезную проблему в жизни ребенка.

6. Отсутствие мотивации в общем или в определенной области?

Отсутствие мотивации и кажущаяся лень могут касаться какой-то определенной стороны жизни ребенка. Например, дети, которых дразнят или обижают в школе, могут очень долго собираться по утрам и демонстрировать отсутствие интереса к учебе. Они словно еле волочат ноги, никак не могут собраться. Часто это очень раздражает родителей, но тут необходимо задуматься, отсутствует ли у ребенка мотивация вообще, или это связано именно со школой, потому что там происходит что-то неприятное для него?

Или часто бывает, что дети, испытывающие трудности с учебой, ведут себя так, будто совсем не стараются. Они и на самом деле могут уже и не стараться, потому что это уже кажется им бесполезным. Если недостаток мотивации относится конкретно к школе, нужно выяснить, нет ли у ребенка проблем с учебой, понять, что именно с ним происходит.

Что можно сделать?

Даже если бесконечные требования, чтобы ребенок перестал сидеть на месте и занялся чем-нибудь, не принесли никакого результата, это не значит, что вы ничего не можете изменить.

Для начала вы можете ограничить то время, которое ребенок проводит за компьютером или телефоном. Вы должны это сделать без агрессии, но очень твердо, потому что пассивность, активно поддерживаемая современной техникой, может свести на нет все попытки разжечь интерес хоть к чему-то.

Конечно, если ребенок проводит большое количество времени с товарищами-гениями, собирая компьютеры из запасных частей и разговаривая на ими же придуманном языке, то это уже совсем другое дело. Это уже интерес, а не отвлечение от интересов.

Чем старше становится мой сын, тем всё чаще мне задают вопрос: «А выходите в садик?» И когда я отвечаю: «Нет», удивляются. Мол, садик же так нужен… Не спорю, кому-то он нужен. Но считаю, что пока мы с сыном прекрасно обходимся без него. Каждый раз пускаться в пространные объяснения, почему мой ребенок не ходит в детский сад, не вижу смысла. Поэтому, в основном, всегда отвечаю коротко, мол, мне муж разрешает не работать, поэтому я могу сама заниматься с сыном. Зря что ли педагогическое образование получала. 😉

И вот решила поразмышлять. А, может, действительно, люди правы, и мы что-то теряем, не посещая детский сад. Поэтому, беру исходные данные. Сейчас моему сыну 3 года и 9 месяцев (за время, пока писала этот пост, сыну давно исполнилось 4, однако). Можно, конечно, было «округлить», но факт в том, что сейчас он осваивает всё новые навыки, постепенно продвигаясь в сложных умениях (типа счёта и чтения), буквально каждый месяц. И, если в 3,9 он только-только начинал читать, то сейчас — в 4, 3 — уже вполне в состоянии прочесть маме или бабушке детскую книжку.

Интеллектуальное развитие:

  • знает весь алфавит (с двух лет);
  • читает названия магазинов, слова на упаковках продуктов и в книжках, а с недавних пор стал сам читать и свои книжки;
  • считает уверенно до 30 — имеется в виду порядковый счет (чуть менее уверенно до 60, если совсем немного помогать, досчитает и до 100);
  • учится складывать и вычитать в пределах 10;
  • пробует писать буквы;
  • сам составляет слова из букв магнитной азбуки (и делает это почти без ошибок);

  • рисует простые геометрические формы (круг, квадрат, прямоугольник, овал) — понимаем, что условно, потому что координация руки пока не позволяет рисовать точно;
  • различает плоские и объемные фигуры (прямоугольник и параллелепипед, круг и шар, куб и квадрат, треугольник и конус);
  • управляется с ножницами (как рассказывала — во время — сам вырезал по контуру круг и треугольно-трапециевидные формы);
  • в начале года я научила его играть «в слова» (когда один участник называет слово, а второй на конечную букву этого слова придумывает новое, и так продолжается, пока не надоест), и играть может до полутора часов (пусть с небольшими «хитростями» с моей стороны (например, я стараюсь, чтобы мои слова не кончались на букву «а» в виду ограниченного словарного запаса у сына на эту букву) и очень редкими подсказками, но чем дальше, тем лучше он справляется, заодно пополняет свой словарный запас).

Бытовые навыки:

  • сам раздевается, частично сам одевается — простые вещи (типа трусиков, футболки, шорт) надевает сам, застегивает замки и пуговички (шнуровка пока не доступна);
  • сам всегда ест (отмечаю, что некоторые дети в 3,5 ещё иногда пользуются маминой помощью в данном случае; у нас это только, когда ему хочется особенного внимания — очень редко);
  • сам умывается и чистит зубы;
  • после еды ставит тарелку в раковину, а, когда есть настроение, может и помыть;
  • убирает игрушки (конечно, не всегда с энтузиазмом, но раньше я помогала ему, теперь нет — просто он знает, что это его «обязанность»);
  • подметает и помогает мыть полы (опять-таки, по настроению, но вполне хорошо);
  • дед научил его управляться с пилой на даче — простые досочки может пилить;
  • работает отверткой

к примеру, вот эту машину сам раскрутил, а потом закрутил (орудие пытки машины — то есть отвертка — слева).

Хочу обратить внимание: я сейчас просто констатирую факты, во мне нет никакой гордости за навыки ребенка, мало того, например, я считаю, что читать вообще-то нам рановато — ребенок должен играть в этом возрасте, а не учиться считать и читать. Но мой ребенок успевает всё. И я не могу запретить ему учиться читать… Тем более, что никаких специальных методик я не применяю…

При этом я не сажу его «на полчаса заниматься» — просто мне повезло: мой ребёнок очень быстро схватывает информацию и усваивает её. Такой родился.

Почему мы не ходим в детский сад

Теперь, собственно, подводя итоги — я считаю, что мой сын развивается вполне нормально, согласно возрастным усредненным показателям, при всей моей нелюбви к усреднениям. Кроме того, сейчас у него формируется интерес к чтению и письму. В тоже время я знаю, что в большинстве садов в группах установлены телевизоры (а мы смотрим мультики раз в неделю, а то и меньше), и потому предполагаю, что при общем уровне детей, которые не знают букв (вряд ли воспитатели в садах занимаются этим) он тоже потеряет интерес к чтению. А мне этого не хотелось бы.

Далее момент. Мой сын не спит днем. Он вообще «не режимный» ребенок с самого своего рождения. Как я мучилась, когда в новорожденном возрасте нужно было из-за проблем с питанием кормить его каждые два часа, а он не хотел этого. Постепенно, конечно, все наладилось. Но уже тогда, когда ему было 2-3 месяца, стало понятно: график 2 часа спим — 10 минут едим — 15 минут бодрствуем — это не для нашего ребенка. Он всегда жил только по своим внутренним часам. И тоже самое продолжается сейчас. Единственное, режимное время — это 23.00, когда он засыпает. И то — плюс-минус 10-20 минут. Заставить силой его что-либо делать практически нереально. Можно попробовать убедить или подкупить (например, поешь кашу, тогда пойдешь со мной в магазин — а то может пойти и без завтрака ведь).

Конечно, в саду его научили бы лепить и клеить более в широком плане, чем могу научить его я. Но я воспринимаю это лишь как ступеньку для моего развития — мне следует уделить внимание этой области творчества. Потому что всё новое сын с удовольствием принимается делать. И я купила пару пособий, которые помогут нам обоим на начальном этапе — ведь и сама я в детстве никогда толком не умела лепить из пластилина. Да и рисовала, честно говоря, не ахти. Хотя, было время, даже делала попытки в позапрошлом году участвовать в , где были задания для .

Из минусов, который часто приводят сторонники «садиков», только один, который мне наиболее очевиден — недостаток общения со сверстниками. Так называемая «социализация». Но лично для меня это слишком маленький минус, который не перевешивает плюсы. Сколько того общения со сверстниками нужно ребенку до 5 лет? Да от силы час-полтора… Ему нужны родители в первую очередь. Бабушки и дедушки. А уже потом друзья. Согласно возрастной психологии, если мне не изменяет память, активное становление навыков взаимодействия и именно дружеских отношений, начинается только с семи-девяти лет. Безусловно, у каждого ребенка по-своему. Я вижу, что мой ребенок нормально взаимодействует с другими детьми, хотя, безусловно, не всегда всё идеально в этом отношении.

И потом, так называемая «нехватка общения» становится более ощутима зимой, потому что мы мало бываем на площадке и в гостях. Летом же он так активно общается, что этого, на мой взгляд, пока хватает за глаза. На данном этапе.

Сейчас сын очень много времени проводит с дедушкой и бабушкой на даче, а это и свежий воздух, и колодезная вода, и ягоды-овощи, выращенные заботливой бабушкой, и развитие мужских способностей (ребенок и поливает грядки, и носит дрова для бани, и помогает деду вообще во всем). А осенью, если удастся договориться с секцией, попробуем походить на айкидо — тут будет и спорт, и общение, и общее развитие.

Дальше будет видно, как сложится. В последнее время я стараюсь не делать опрометчивых заявлений в духе: «Я никогда…» Потому что жизнь показывает: чем активнее говоришь «никогда», тем чаще потом получаешь опровержение. Поэтому и тут я ни в коем случае не открещиваюсь от возможности посещать детский сад в будущем. Будет необходимость — будем ходить. Но пока этой необходимости нет — радуемся возможности быть вместе.

Самсоновой Гульнары Хайдаровны.

Дошкольники редко бывают ленивыми — чаще родители страдают от их неуемной активности. Но в школе начинаются проблемы, большую часть которых родители склонны описывать емким словом «лень».

Когда хороший дошкольник становится нерадивым школьником, родители обвиняют прежде всего школу, реже — ребенка, почти никогда — самих себя. В действительности все как раз наоборот: большая часть проблем так или иначе спровоцирована родителями. Нежелание учиться может быть вызвано разными причинами. Одни дети теряют интерес к учебе уже ко второму классу, другие — в четвертом-пятом, третьи — в подростковом возрасте. Если же ребенок не хочет учиться с самого начала, причина, как правило, в его психологической неготовности к школе.

Ребенок тоже не рвется раньше времени расстаться со своей свободой. Это всегда инициатива родителей. Специалисты знают, что качества, необходимые для начала школьного обучения, формируются у большинства детей к семи годам. Бывают, конечно, пятилетки, вполне готовые к школе, иные же созревают только к восьми. Но, как правило, именно в семь лет у ребенка формируется мотивация для перехода от игры к учению.

Можно по-разному оценивать готовность ребенка к школе. Буквы знает, до десяти считает, может прочесть наизусть стишок — готов. Такой подход возник не на пустом месте. Система конкурсного приема в хорошие школы побуждает и родителей, и подготовительные группы «натаскивать» детей к «приемным экзаменам». А цепкая детская память позволяет им выучить все, что требуется. При этом родители уверены: главное — пристроить ребенка, а там уж как-нибудь все утрясется. Нежелание маленького школьника учиться для них гром среди ясного неба. И непонятно, как его заставить. Неготовность к школе как раз и состоит в недостатке мотивации. То есть ума ему хватает. Он в принципе может усвоить то, что проходят в классе. Но не хочет. Ему скучно сидеть на уроке, скучно готовить домашние задания.

Часто родители недооценивают серьезность положения. Когда шестилетняя малышка приходит домой и решительно заявляет, что в школе ей не понравилось и ходить туда она не будет, им это кажется забавным курьезом, который стоит пересказать родным и знакомым. Некоторые видят в этом проявление независимого характера. Между тем это классический случай отсутствия учебной мотивации. Ребенок еще не доиграл свое. Он находится на другом, не менее важном этапе развития, и нужно позволить ему пройти эту часть пути до конца.

Если ребенку семь, восьмой, а он до сих пор не готов к такому серьезному переходу, совершенно необходимо проконсультироваться с психологом. Совсем иной случай, когда не сформирована учебная мотивация. Ребенок как бы застрял в «игровом» периоде. В этом случае с помощью специалиста можно попробовать перевести его на другие рельсы. Интерес к ученью у такого ребенка можно пробудить лишь с помощью игры. Задача специалиста состоит в том, чтобы постепенно заменить игровую мотивацию на более взрослую (для этого разработаны специальные методики). Как правило, если проблема выявлена в апреле-мае, к сентябрю ребенка можно вывести на уровень нормального сознательного первоклассника. Разработаны системы тестов, которые позволяют не только определить степень зрелости ребенка, но и обнаружить его слабые места.

Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии ребенка.

В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая подробностей с ребенком.

Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать.

Ребенок должен видеть, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

Читайте сами, пусть ребенок вили, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, пишите совместные письма.

Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если его школа станет частью вашей жизни.

Родительская поддержка – это процесс:

В ходе, которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки; который помогает ребенку поверить в себя и в свои способности.

Опираться на сильные стороны ребенка.

Избегать подчеркивания промахов ребенка.

Показывать, что Вы удовлетворены ребенком.

Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.

Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

Проводить больше времени с ребенком.

Позволить самому решать проблемы там, где это возможно.

Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

Если ребенок не хочет учиться

Если ребенок не хочет учиться, бесполезно давить, заставлять и ругаться — этим вы только отдалите его от себя, станете его врагом. В первую очередь необходимо разобраться почему все это происходит в вашей семье: почему ребенок не хочет учится и почему вы так страстно этого желаете.

— Мой оболтус одни двойки носит. Не знаю, что с ним делать. На уме одни только игрушки компьютерные. Уже ограничила ему доступ - не помогает. Разговаривала с ним. «Мне не интересно, - говорит, — я не понимаю».

Да, это проблема для многих родителей. Они хотят видеть своего ребенка «…ну зачем сразу Эйнштейном? - это вовсе не обязательно. Пусть хотя бы в институт поступит». Они хотят, чтобы он был «не хуже среднего» или «хотя бы выше среднего» или «лучше всех».

Ну, давайте разбираться по порядку. Скажите, зачем вам это всё? Может это глупый вопрос, и это так естественно такого хотеть. …Но, все же, постарайтесь ответить на него. Спросите себя: «Почему я хочу, чтобы мой ребенок хорошо учился?»

Все мы знаем, что тот самый Эйнштейн учился не ахти. И наверняка, многие знают примеры весьма счастливых и удачливых людей, которые учились далеко не хорошо. И наоборот, есть множество обратных примеров, когда вундеркинды становятся неудачниками или и того хуже. Но, наши родители упорно настаивали на хороших отметках и выбирали примеры совсем другие: «будешь плохо учиться - будешь дворником или лифтером».

Вот, теперь я взрослый, и я не лифтер. Я инженер-конструктор, программист или экономист или еще какой-нибудь офисный планктон. Но счастлив ли я? Хм. Ведь меня не учили быть счастливым. Как это - быть счастливым? Я не понимаю.

— Итак, почему вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился?

— Потому что грамотному человеку будет легче. Ему легче устроится на работу. Легче войти в высшее общество. Он может красиво говорить. Он понимает отличие интеграла от производной. Он знает, что солнце - это звезда и оно горячее, потому что в ее недрах происходят термоядерные реакции. И т.п.

Если вы отвечаете на этот вопрос подобным образом, то проблема вовсе не в ребенке. Бесполезно всякий раз ругать его двойки и талдычить о том, что надо хорошо учиться. Вы думаете, он это первый раз слышит? Поймите, что ваше хотение того, чтобы ребенок хорошо учился не заразительно. Если девочка не отличает гипотенузу от катета, но блестяще расскажет вам про наращивание ресниц, то это потому, что про катеты в свое время говорилось не заразительно, а про ресницы совсем наоборот. Как-то один восьмиклассник мне сказал, что от этих косинусов пахнет скукой и кладбищем. Жесть.

Часто можно слышать от родителей:

— Ты пойми, мы не ругаем тебя. Просто мы хотим, чтобы ты был счастлив. Ты же не чужой нам. Давай, возьмись за ум.

Они говорят это уже в тысячный раз. Это груз. «Мы хотим, чтобы ты был счастлив», поэтому мы будем тебя грузить. Пока это счастье не проступит на глазах. Видимо, это будут слезы счастья. Даже если вы заставите ребенка учиться, то таким образом удовлетворите только свое желание.

А быть надо честным. Сознайтесь, что учеба не сделала вас счастливым, не сделает и его. И просто принято не ходить голым по улице, точно также принято быть грамотным. Так принято - дышать, чтобы происходили окислительные реакции в организме, и просто есть пищу, чтобы был строительный материал для организма. Чаще всего, когда ты просто ешь или дышишь - это ничего общего не имеет со счастьем. Но, время от времени, случаются вдохи… Время от времени самый обыкновенный простой кефир в стакане становится божественным нектаром. И не потому, что его не хватало. А потому что именно этот простой кефир оказался в этом стакане в это самое время. И это настоящее счастье.

Можете себе представить, какой же тогда восторг таится в формулах сокращенного умножения?

Вот чему нужно учить:

— Возможно, нет ничего радостного и интересного в твоей учебе. Но это только потому, что не пришло еще. Просто учись. Не думай об оценках. Не в оценках дело. Как может другой человек оценить твое состояние и отношение к предмету? Откуда знает учитель, что такое настоящий равнобедренный треугольник? Если он настоящий только в твоем сердце. Еще не открытый, ждет твоей внимательности. Ты найдешь его среди других самых обыкновенных, подобных бесподобному. Когда? Никто не знает. Однако, если ты начнешь его искать, он откроется. Может не скоро, но откроется.

Почему мой ребёнок не хочет учиться

Почему сегодня многие дети не хотят учиться? В данной статье я отвечу на этот непростой вопрос с позиции педагога и мамы 12-летнего ребенка. Также я поделюсь некоторыми секретами, которые в свое время помогли мне мотивировать мою дочь Соню на учебу.

Почему ребенок не хочет учиться?

1. Ребенку скучно или лень

Наблюдая за современной системой образования, я отчетливо вижу, как сложно нынешней школе, которая практически не изменилась со времен моего детства, соответствовать потребностям и интересам современных детей.

Детям нужно много любви, но школа со своими почти неизменившимися авторитарными методами не спешит давать детям любовь.

Детям нужен естественный интерес к предмету обучения, но так ли много сегодня педагогов, которые действительно хотят увлечь ребенка той же математикой или чтением?

Детям нужны мгновенный захват внимания и динамика (вот почему они так любят гаджеты). Но давайте зайдем в обычный класс обычной школы. На многих уроках действительно ужасно скучно!

Можно, конечно, попытаться найти идеальную школу. Я пробовала. Не получилось:)

Можно забрать ребенка на домашнее обучение. В этом случае будьте готовы посвятить большую часть вашей жизни обучению своего чада. Не все родители к этому готовы. Кроме того, не во всех странах возможен переход на домашнее обучение без серьезных медицинских причин.

Остается одно – пробуждать интерес ребенка к формальному образованию, создавать развивающую среду.

Да, это нелегко и порой недешево. Но если вы зададитесь целью увлечь ребенка той или иной наукой, способы найдутся. Благо сегодня есть море книг, рабочих тетрадей, раскрасок и пр. детских пособий из разряда «Занимательная математика», «Веселая география» и т.д., а также масса других возможностей, включая, кстати, Интернет.

Так, моя дочь серьезно увлеклась английским языком, в т.ч. «школьным», после того, как стала посещать хорошие курсы с отличным преподавателем.

Еще больше она полюбила историю после того, как мы съездили в Рим и она своими глазами увидела Колизей и многие другие знаковые для истории европейской цивилизации места.

Ее интерес к географии стал расти после того, как она «погуляла» по Google-карте по городам ее мечты – Москве, Санкт-Петербургу, Нью-Йорку, Дубаю и др.

Интерес к орфографии значительно вырос после того, как она, повзрослев, стала активно переписываться в соцсетях: не будешь же писать друзьям с ошибками:)

Она влюбилась в поэзию после того, как среди прочих поэтов однажды узнала Сергея Есенина и его творчество. Есенин и стихи – любовь навсегда.

Поэтому ищите, с какого фланга в вашем случае можно взять эту вроде бы неприступную башню детской «образовательной апатии».

Не знаю, как вам, но мне кажется, что школьная программа стала сложнее, а учебная нагрузка больше.

Я смотрю на свою дочь и других детей и вижу, что целыми днями (включая каникулы) они только и должны, что делать какое-то очередное задание. Иногда возникает стойкое ощущение, что система образования давно поставила во главу угла количество (часто в ущерб качеству).

Надо ли удивляться, что среднестатистическому ученику (а таких ведь большинство) учиться очень трудно? Добавьте сюда порой неподъемные для ребенка ожидания родителей и педагогов и сделайте выводы о психологическом состоянии многих современных школьников.

В некоторых случаях есть смысл сменить школу. На мой взгляд, это крайняя мера. Она хороша в том случае, если вы отдали ребенка с сильным логическим интеллектом в языковую школу или, наоборот, явного гуманитария в мощный математический лицей.

В целом же смена школы ничего не решает. Во всех школах надо учиться, во всех школах есть обязательная программа, во всех школах много задают.

Помочь ребенку нужно иначе – сделать неясное ясным, уменьшить общую интеллектуальную нагрузку, позволить «просто учиться» и т.д.

Здесь хочу немного пояснить.

Даже вполне успевающие дети иногда не понимают довольно простых вещей, например, принцип деления в столбик или разбор слова по составу.

Важно вовремя отловить такие моменты и объяснить ребенку, если надо, на пальцах. Ибо несколько таких непонятных моментов – и вот мы уже имеем сильно отстающего по предмету ученика.

Уменьшить общую интеллектуальную нагрузку

Когда моя дочь перешла в пятый класс, мы с ней решили отказаться от дополнительных занятий по двум языкам, которые в течение трех лет она посещала 4 раза в неделю.

Есть дети, которые, как я когда-то, обожают учиться и готовы делать это всегда и везде. Но это не мой ребенок. Ей совмещение школы, домашних заданий и двух курсов, на которых тоже задавали очень много, давалось не так просто.

«Мама, у меня совсем не остается времени для себя». Ей не нужно было говорить мне это дважды. Нагрузка и в самом деле большая. Даже все выходные приходилось проводить за уроками.

Впереди был пятый класс с новыми учителями, новыми предметами, в новом здании. Решение об уходе с курсов я поддержала сразу. И надо сказать, что годовые оценки по языкам в этом году остались на прежнем уровне.

Но главное – у ребенка весь год было «время для себя», а не только для бесконечной учебы. И, кстати, именно в этом году она обрела много новых увлечений: стала писать романы (у нее уже есть читатели-фанаты:), фотографировать природу, изучать «Фотошоп» и возможности «Инстаграма», продвижение в соцсетях и т.д. И учебный год она окончила даже лучше, чем я ожидала. Вот что творит адекватная учебная нагрузка.

Да, наверняка она знает на пару десятков или даже сотен английских слов меньше, чем ребята, продолжившие посещение курсов. Но мы как-нибудь это переживем, правда?:) Я вот выучила английский вообще в 20 лет и даже потом преподавала его.

Не ждите, что по окончании школы ваш ребенок непременно станет профессором Лондонского университета, великим спортсменом или рок-звездой. Освободите его от всех этих зачастую непомерных ожиданий!

Он и так станет тем, кем ему должно стать. Если вы позволите ему просто учиться и создадите для способностей и талантов ребенка здоровую среду. А начинается здоровая среда с принятия преимуществ и ограничений вашего ребенка, с понимания его слабых и сильных сторон.

Поэтому не старайтесь при помощи формального образования сделать из ребенка того, кем он все равно никогда не станет. Ибо как ни заставляй рыбу лазать по деревьям, она этого никогда не сможет. Зато в воде рыбе нет равных.

Редкие дети одарены настолько, чтобы показывать равновысокие успехи во всех областях наук. И почти ни у кого из них все типы интеллекта (логический, вербальный, конструктивный, спортивный, личностный и т.д.) не развиты одинаково сильно.

Вот почему я выбираю фокусироваться на сильных сторонах моего ребенка и еще больше прокачивать именно их. А слабые стороны пусть делают, что хотят:)

Так, именно по этой причине я больше вкладываюсь в изучение моим ребенком языков, покупку исторических энциклопедий и художественной литературы. Языки, литература, история – однозначно Сонины сильные стороны.

Математика – слабая сторона, как и у ее мамы:) Поэтому я просто прошу Соню «получать по предмету хотя бы проходные баллы». Большего ни мне, ни ей от этой науки не требуется.

И навсегда забудьте о сравнении вашего ученика с другими! Ваш ребенок таков, каков есть. Он не родился соревноваться с другими детьми.

3. Ребенку не нравится учитель (учителя)

Все мы знаем, что обычно любовь к предмету рождается через любовь к учителю. В свое время я преподавала румынский язык в русскоязычном лицее. Надо сказать, этот предмет дается русскоязычным детям с трудом, поэтому его часто не очень любят.

Мои ученики и сам язык, и наши уроки обожали. И все успевали по предмету очень хорошо. Почему? Потому что они любили меня – их учителя. А любили потому, что я очень любила их и свою работу.

Но давайте посмотрим правде в глаза: не все люди любят свою работу. Не все учителя любят свое дело. И не все любят детей. В школе, как и в любом другом месте, есть случайные люди, которые пришли в профессию не потому, что это призвание, а по иным причинам. Таких учителей дети обычно терпят. Но не любят.

Рассказать ребенку, зачем он ходит в школу на самом деле.

Все дети мечтают, чтобы их любили везде, куда бы они ни пришли. Потому что для ребенка любовь – это индикатор того, что с ним всё в порядке.

Но мы-то с вами знаем, что любить наших детей никто не обязан, правда? Важно деликатно донести эту мысль до ребенка.

«Марьиванна не обязана любить тебя. Для этого у нее есть свои дети. И ты не обязан любить ее. Она приходит в школу, чтобы тебя научить. Твое дело – научиться. А любить тебя будем мы с папой».

Кстати, надо сказать, что в этом случае Марьиванне никогда не стать истинным наставником вашего ребенка. Ибо наставник – это тот, кто сначала любит и только потом учит.

И обязательно акцентируйте внимание ребенка на том, что отсутствие любви и принятия со стороны учителя не означает, что с ним что-то не то. Просто не у всех людей в душе так много любви, чтобы ее хватило и на себя, и на семью, и на кого-то еще. Увы.

4. Ребенок чувствует себя в школе психологически некомфортно

Был период, когда моя дочь не хотела идти в школу. Совсем. Потому что у нее не заладились отношения с некоторыми одноклассниками и учителями.

«Дима меня оскорбляет». «Марьиванна ко мне слишком строга». И вот здесь самое время начать обучать ребенка искусству отношений.

А что есть искусство отношений? Это не уйти в тень, если тебе сказали не то, что тебе хотелось услышать. Это не вступать с грубияном в жесткую перепалку. Это уметь сохранить достоинство, вести конструктивный и взаимоприятный диалог, выстраивать здоровые психологические границы, принимать другого и т.д.

Вот что я объясняю своей дочери: психологический комфорт – это не история о других, это история о тебе . О том, насколько деликатно ты ведешь себя по отношению к другим людям и насколько мудро реагируешь на слова и поступки в свой адрес.

Это и есть, пожалуй, самая сложная школьная (и жизненная) наука – выстраивать отношения с людьми. И чем раньше мы начнем обучаться этому сами, тем проще нам будет научить великому искусству отношений наших детей. Поверьте, это знание гораздо важнее для жизни, чем все школьные предметы вместе взятые.

Это то, чем мы займемся с 7 сентября на курсе – будем учиться строить и сохранять гармоничные отношения с нашими детьми. Чтобы и самим стать наконец счастливыми в своем родительстве, и детям передать этот важнейший жизненный навык.

о свежих полезных статьях блога «Отношения с ребенком» ,

оставьте свои контактные данные вот здесь

Комментарий к “ Боль №4. «Ребенок не хочет учиться» ”

Катюш, абсолютно с тобой согласна. Все очень правильно и последовательно.

Могу описать свой маленький опыт с моими 3 детьми. У них разница в 4 года. Когда у меня родилась первая дочь — я уже была, скажем так, состоявшейся личностью во всех отношениях и к процессу развития дочери подошла максимально пристрастно:))) Практически все свое время я посвящала ей. В ее 4 года у нас появилась вторая дочь, а моя первая пошла в школу. Мы живем в Канаде и в школу можно пойти с 4-х. Не могу сказать, что она спокойно пережила появление своей сестрицы на свет, но со временем все встало на место и все были счастливы. Я старалась давать моей старшей дочери максимум внимания и, признаться честно, много от нее хотела. Она же в свою очередь не сопротивлялась и с удовольствием участвовала во всех моих экспериментах Моя же средняя дочь все время была рядом и «училась» пассивно. В свои 2 года она знала цифры до 100 и звуки алфавита, те в свои ровно 2 года она начала читать и в 3 года весьма хорошо читала. Когда моей старшей принцессе исполнилось 6 — я ее отпустила. Те я считаю, что до 6-ти я ее максимально развила, самое главное, сделала ее любознательной и она уже читала на английском на уровне 3-го класса + училась во франц. школе (все предметы на французском) и умела терпимо читать на русском. С русским дела шли очень туго до тех пор пока ее в школе не поставили в пример другим детям. Подчеркнули ее уникальность. Сейчас ей 13. Учится она на 95-100% — по нашим меркам — это суперотлично. НО. я не занимаюсь с ней совершенно. Я всегда готова ей помочь (не помню когда это делала), но это ее дело — как ей учиться в школе и кем ей после быть. Она в курсе, что мы принципиально не будем принимать участие в ее высшем образовании. В Канаде достаточно возможностей получить его бесплатно — было бы желание. Моя средняя принцесса в свою очередь учится сейчас в 4-м классе и тоже отлично. Я французский не знаю — она сама все делает. Мой же сын — ему 4,5 года -упорно не хотел учиться читать и не проявлял никакого интереса к буквам. Тем не менее я тоже нашла выход. Он может часами собирать электрические цепи и наборов у него становилось все больше и больше, а в них инструкции. Я ему упрощала инструкции сама и он был вынужден начать читать, что бы собрать радио Он тоже в этом году идет во франц школу. Думаю, ему будет там не так интересно как моим девочкам, но посмотрим.

В общем, хочу тоже присоединиться к Катерине — самое страшное — это когда ваше дитя инфантильное и нет никакого желания развиваться. Т.е. нет цели. Хотя, что значит иметь цель у ребенка? Опять же, хочется сказать, что немалую роль играет обеспеченность родителей, которые могут показать своим детям мир и увлечь их. С деньгами это сделать просто. + 100% любовь родителей.

Возможно, я очень прессовала девочек на счет чтения, но я считаю, сейчас такое огромное количество информации, что просто необходимо как можно раньше уметь читать и понимать ее. Моя средняя дочь читает книги 120 стр за полчаса и тут же мне пересказывает — она сама как-то этому научилась. Это ей позволяет экономить массу времени. Но я не уверена, что она получает удовольствие от чтения

Почему ребенок не хочет учиться?

Ваш ребенок-школьник ненавидит школу всеми фибрами души? Ходить туда каждый день для него мучение? Вместе с сайтом «Красивая и Успешная» разбираемся, почему ребенок не хочет учиться и как вести себя родителям в этом случае.

Родителям следует сначала выяснить (путем самостоятельных наблюдений и умозаключений или поговорив откровенно с ребенком), в чем именно причина нелюбви к школе. Глобально причин может быть две: несложившиеся отношения (с одноклассниками, учителями) и проблемы непосредственно с учебой .

Эту статью мы посвятим второй ситуации, когда ребенок не хочет учиться, потому что трудно, скучно, нет стимула и т.д.

Почему ребенок не хочет учиться: отсутствие мотивации

Правильный психологический настрой у школьника очень во многом зависит от родителей, их отношения к школьным достижениям ребенка.

Многие дети рассуждают так: родителям — хорошо, они ходят на свою взрослую работу, знают, что и как там надо делать, еще и получают за это деньги. «А вот мне приходится мучиться в этой школе, где неинтересная история, непонятная алгебра и занудная химия», — думает ребенок.

Обязательно расскажите ему, что и у вас в школьные годы не все и не всегда получалось, были любимые и нелюбимые предметы и иногда вам тоже не хотелось делать домашнее задание.

Но (и это важный психологический момент, если ваш ребенок не хочет учиться!) со временем вы все равно пришли к выводу, что учиться нужно и полезно , что и взрослым это необходимо на работе и в жизни и что чем больше человек знает и умеет, тем более ценным специалистом он считается. Приветствуются конкретные примеры из вашей жизни.

Всегда поддерживайте своего ребенка , он должен знать, что родители и дом – это его надежный тыл. Хвалите за то, что получается в школе, а все остальное – временные неудачи, которые бывают у всех, и даже у взрослых.

Стимулируйте у своего сына или дочки такие качества, как самостоятельность, ответственность, дисциплинированность по отношению к школьной жизни, учебе, саморазвитию. Сам сделал уроки – молодец, прочитал что-то дополнительно к школьной программе – отлично, вовремя вспомнил про заданный доклад и попросил вас помочь – тоже неплохо.

Вы окажете этим очень большую услугу вашему ребенку, даже если сейчас он не хочет учиться.

Отличной мотивацией для детей становятся успехи и достижения сверстников .

В интернете можно найти массу конкретных историй и примеров про детей- ровесников вашего ребенка, которые сконструировали получившего первое место робота, выучили иностранный язык и поехали совершенствовать его за границу, победили на международной олимпиаде по химии ну и так далее. Чаще рассказывайте ему об этом, но не в ключе «вот какие дети бывают, а ты ничего не умеешь», а в контексте «видишь, такие же ребята, как ты, добились успеха, и у тебя получится!»

Почему ребенок не хочет учиться: трудности в обучении

Часто бывает так: по большинству предметов у ученика все относительно нормально и спокойно, а вот один или два никак не даются, отсюда и ответ на вопрос, почему ребенок не хочет учиться. Мы все не любим то, что у нас не получается.

Здесь в помощь вашему школьнику не только ваше внимание и желание помочь, но и книги и интернет .

В отличие от школьного детства большинства пап и мам, когда таких источников информации не было и в помине, у сегодняшних детей огромный выбор. С помощью имеющейся литературы, дисков, программ и ресурсов Всемирной паутины можно добиться чего угодно – подтянуть иностранный язык, выучить историю государства Российского, посмотреть на опыты по физике и химии.

А для ребенка очень ценно будет и то, что вы принимаете близко к сердцу его проблемы в школе, то, почему он не хочет учиться, вместе с ним ищете информацию, помогаете ему разобраться в сложном предмете.

Обязательно отслеживайте прогресс ребенка по тому предмету, который не дается, и подчеркивайте его успехи, связанные с дополнительными занятиями.

С другой стороны, sympaty.net настоятельно советует развивать те таланты , которые, несомненно, есть у вашего сына или дочки.

Если он или она легко и с интересом делают задания по математике, на лету схватывают английский язык, любят читать – поощряйте ребенка в дальнейшем совершенствовании . Шаг за шагом можно уделять больше внимания таким предметам.

  • вы и ваш ребенок создадите устойчивый «плюс» , который будет компенсировать «минус» по тем предметам, которые не даются и из-за которых ребенок не хочет учиться;
  • ребенок убедится в собственных способностях и возможностях и станет более уверенным в себе;
  • возможно, появится основа для профориентации в старших классах.

Итак, как видите, есть довольно много способов помочь вашему школьнику, когда вы точно определите, почему ребенок не хочет учиться. Да, помощь ему – это ваше время, силы и средства, но все это обязательно многократно окупится.

Будьте неравнодушными и активными родителями, и ваш ребенок обязательно научится учиться!

Копирование данной статьи запрещено!

Почему ребенок не хочет учиться. Почему ребенок не хочет учиться в 10-12 лет

К 10–11 годам дети переходят в предподростковый возраст, и на первое место в их внутреннем мире выходят отношения со сверстниками (а не внутрисемейные, как было раньше). Теперь школьнику важно учиться, чтобы быть не хуже других – или, наоборот, перестать учиться, чтобы не сочли «ботаником». На самом деле так было раньше, а в списке приоритетов современных детей учеба стоит на сто пятнадцатом, примерно, месте, сразу после «слушаться старших». К сожалению, многие дети сейчас учатся только в каких-то совсем уж экстремальных случаях, и мотивировать обычным «учись, а то в ПТУ пойдешь» никого не удается. И этому есть биологические объяснения!

С точки зрения биологии, подростковый возраст – самое неудачное во всей жизни время для учебы. Префронтальная кора головного мозга школьника залита «сиропом» из половых гормонов, что делает крайне затруднительным любое целенаправленное действие, запоминание, концентрацию на абстрактных предметах.

Фактически единственное, чем занят организм в этот период, – поиск подходящего полового партнера, так что с точки зрения физиологии следовало бы подростков срочно женить/выдавать замуж в хорошую семью, пристраивать к любой физической работе, учить вести дом и ходить на охоту.

Получается, то, что учителя называют «ленью» или «совсем распустился», всего лишь сложная и чрезвычайно энергозатратная операция по перестройке всего организма из детского во взрослый. Это требует колоссальных усилий, калорий, «строительных материалов». И, разумеется, с точки зрения эволюции, физика, обществоведение и русская литература – совершенно не нужные вещи!

Главный совет родителям подростков – это снизить требования. Вы сэкономите себе кучу нервов, если просто на время перестанете ждать от своего внезапно выросшего чада прежнего усердия и сметливости. Конечно, требовать, чтобы домашнее задание было сделано вовремя и в надлежащем объеме – обязательно. Но вот ожидать, что это будет сделано добровольно, не стоит. Ваше дело – контролировать, заставлять, проверять, а его дело – отлынивать, морочить вам голову и увиливать от поручений.

А что делать, если ребенок не вступил еще в фазу преображения, не прибавил резко в росте и весе, не появились вторичные половые признаки, нет резких колебаний настроения, а учеба все равно «съехала»? Тогда, вероятно, он просто пропустил что-то важное, пока болел. Проверить это очень просто (хотя и не слишком приятно для ребенка): берем учебник, открываем параграф и просим ответить на вопросы в конце – все сразу становится понятно. Дальше вы можете или сами нагонять пропущенные темы, или кого-нибудь пригласить в помощь. Не обязательно профессионального репетитора: соседка, старшеклассник, дедушка-инженер вполне справятся с программой примерно до 8-го класса.

Если вы обнаружили, что ребенок в предмете разбирается, но в дневнике, тем не менее, преобладают двойки, стоит сходить к детскому психологу: иногда ребенку достаточно того, что кто-то его внимательно выслушает, не перебивая и не оценивая, и просто поддержит. Ведь, строго говоря, на учебе может сказаться все что угодно: и запутанная история отношений с одноклассниками, и травля, и конфликт с учителем. Если вы абсолютно уверены, что со стороны психологии все в порядке, сходите к врачу, сдайте анализы: даже понижение уровня гемоглобина может влиять на память, а что уж говорить о проблемах со зрением или слухом?

Почему ребенок не хочет учиться

Конечно, никто не скажет вам заранее, станет ли ваш первоклассник в дальнейшем отличником или троечником, но выяснить, как он справится с учебными нагрузками, можно. Самый главный параметр, на который стоит обратить внимание - физическое развитие дошкольника. Тут важно все – и то, насколько развиты его координация и мелкая моторика, и состояние нервной системы, и даже количество постоянных зубов. Попросту говоря, важно понять, насколько ребенок созрел для школы физически. Между прочим, всего 100 лет назад дети шли учиться только в 9 лет, до этого они считались «малышами»! Поведите простой тест: ребенок, у которого уже прошел скачок роста, должен накрывать ладошкой руки ухо с противоположной стороны, через голову: это подтверждает, что пропорции тела у него уже не младенческие, а ближе к подростковым. Зубы тоже начинают меняться: хотя бы две дырки должны светиться в улыбке первоклассника.

Хотя родители мальчиков зачастую не хотят прислушиваться к рекомендациям оставить его еще на год в детском саду, все же торопиться в школу не стоит: этот последний подготовительный год может оказаться решающим. Разница будет очень заметна: когда ребенок действительно готов к школе, он учится с удовольствием и без напряжения, сам делает домашнюю работу, практически не болеет. А малыш, который вроде бы и читать уже умеет, и считать, но психологически мал и слаб для целого дня в стрессовой обстановке, быстро «сойдет с трассы», начнутся бесконечные ОРЗ и слезы по утрам (особенно зимой).

Еще одно важное условие готовности к школе: учебная мотивация должна преобладать над игровой. На практике это означает, что ребенок уже предпочитает читать (100 книг, которые должен прочитать ребенок до 7 лет), слушать, разглядывать, а не возить машинки по ковру, играть в куклы и строить башни из конструктора. И если в 6 лет учебная мотивация встречается очень редко, то к полным 7 годам должна (в идеале) быть почти у всех. На деле же в подготовительной группе детского сада скорее можно увидеть очень усидчивых, спокойных, внимательных девочек, которые играют «в школу», и крайне подвижных, «разболтанных», энергичных мальчиков, для которых проблема – посидеть смирно хотя бы 15 минут. И никакие занятия по подготовке к школе не могут эту ситуацию изменить, поскольку речь идет о состоянии нервной системы, а вовсе не о поведении и «правильных привычках».

Иногда гиперактивность и невнимательность достигают таких угрожающих масштабов, что родители начинают подозревать какой-то неврологический диагноз. Обратите внимание, определить наличие СВДГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) имеет право ставить только детский психоневролог или нейропсихолог с большим опытом работы, и только после специального обследования. Ни психолог в садике, ни учитель ставить такой диагноз не могут!

В общем, даже если у вашего подготовишки нет диагноза СДВГ, в целом детей с гиперактивностью, с незрелостью центральной нервной системы в последние лет 15 стало значительно больше, чем раньше. И чтобы ребенку было комфортно в школе, чтобы он мог полностью реализовать свой потенциал, родителям придется приложить дополнительные усилия.

Чрезвычайно редко учебные проблемы в начальной школе связаны с неправильным поведением, воспитанием или чем-то еще. Чаще всего причина неудач – неврологический статус ребенка, незрелость или повреждение нервной системы, т. е. органические неполадки, которые необходимо обнаружить и исправить (если возможно).

Мешать ребенку хорошо учиться могут и неврологические проблемы – дислексия, дисграфия и дискалькулия, т. е., соответственно, невозможность читать, считать и писать. Обратите внимание, это именно невозможность, причина которой – крайняя затрудненность распознавания символов, а не лень, капризы и нежелание учиться.

Отличить одно от другого можно, но лучше, если это сделает специалист. Все вышеперечисленные дисфункции вполне успешно исправляются занятиями с нейропсихологом, в частности, специальными упражнениями.

Ну а если доктора ничего не находят? Тогда стоит подумать, а достаточно ли безопасно психологически ребенку в школе, в семье, нет ли каких-то постоянно действующих источников напряжения? Возможно, кто-то из близких слишком строг к ребенку, родители регулярно ссорятся или прямо сейчас проходят через развод, член семьи серьезно болен или родился новый ребенок. Ведь дети сами не могут связать, например, недосып из-за плачущего по ночам младенца и плохое запоминание на уроках. Это не новость, но режим сна и питания оказывает гораздо более сильное влияние на работу мозга, чем мы обычно полагаем.

Datalife Engine Demo

Дети дошкольного возраста практически никогда не бывают ленивыми. Но в школе нередко возникают проблемы, которые родители характеризуют одним словом «лень». Когда вполне успешный дошкольник вдруг превращается в нерадивого ученика, родители винят в этом кого угодно - школу и самого ребенка, но не самих себя. На самом деле все иначе: многие проблемы спровоцированы именно родителями.

Нежелание учиться вызывается различными причинами. Одни дети утрачивают интерес к обучению уже во втором классе, другие — в пятом, а третьи — в старших классах. Если ребенок не желает учиться с первых дней посещения школы, то проблема кроется в его психологической неподготовленности к школе. Рассмотрим несколько распространенных причин, по которым ребенок не хочет учиться в школе.

Школа не старается набирать в первые классы «неготовых» детей, потому что именно ей с ними мучиться! Дети тоже не спешат преждевременно потерять свою свободу. Инициативу в свои руки берут родители. Специалисты считают, что важные качества, необходимые для обучения в школе, формируются у детей к семилетнему возрасту.

Определять готовность ребенка к школе можно по-разному. Родители подходят к этому вопросу формально: буквы знает, немного считает, знает наизусть стихи - значит готов. При этом родители считают: главное — пристроить своего ребенка в лучший класс, а там само как-нибудь наладится. Нежелание ребенка учиться становится для них громом посреди ясного неба.

Многие родители недооценивают глубину положения. Если шестилетний ребенок приходит домой из школы и уверенно заявляет, что больше туда не пойдет, родители принимают это за забавный курьез, который можно пересказать близким и знакомым. Кто-то отмечает в этом проявление независимости в характере. Но на самом деле это классический вариант отсутствия мотивации к учебе.

Если ребенку уже восьмой год, а он все еще не готов к серьезному переходу, нужно обязательно проконсультироваться с психологом. Дети, имеющие задержки в развитии, нуждаются в специальных программах, так как обучение на общем основании не даст им ничего, кроме комплекса неполноценности.

Другая ситуация, если развитие ребенка соответствует норме, но отсутствует учебная мотивация. Таким образом, ребенок словно застревает в «игровом» пространстве. И здесь также потребуется поддержка специалиста. Его задача: переключить игровую мотивацию ребенка на более взрослую. Как правило, своевременное выявление проблемы (не позже апреля-мая), позволяет к сентябрю вывести ребенка на должный уровень, необходимый первокласснику.

Способный, но ленивый ученик

Эта проблема касается большинства детей, проживающих в крупных городах. Дети дошкольного возраста нацелены на получение новой информации, но отправляясь в школу, они чаще остаются разочарованными. Ребенок выясняет, что школа - это достаточно скучное место, где он вынужден делать массу неинтересных вещей. Например: научиться правильно писать, повторять пройденный материал, выслушивать ответы своих одноклассников. А он не желает и не любит все это выполнять, поскольку здесь отсутствует новизна, нет удовольствия от работы.

Нередко такие дети, несмотря на неплохие интеллектуальные способности, учатся посредственно и даже попадают в список неуспевающих учеников. Но жажду нового они все же удовлетворяют вне школы - с помощью чтения, компьютера и различных кружков.

Эти дети ориентированы на одобрение и похвалу взрослых, им интересна содержательная сторона обучения, но совершенно не волнуют отметки. Ребенок может успешно заниматься несколькими вещами, поскольку главное для него - не преуспеть в школьном предмете, а сделать все правильно, чтобы оправдать ожидания родителей и педагога. Такой ребенок идет в школу для того, чтобы стать примерным учеником. Независимо от умственных способностей, он может успешно справляться с учебной программой.

Подобная мотивация необходима в самом начале обучения, именно ее так не достает шестилеткам. В младших классах это благополучная категория учащихся, но наступает момент, когда одобрение педагогов и родителей теряет значимость. Теперь на первом плане стоит одобрение сверстников, у которых в цене могут быть иные достижения и качества. С этого времени ребенок может измениться не в лучшую сторону. Он прекращает делать домашние задания, посредственно учится, где-то пропадая после школы или тратя свободное время на общение по телефону. При этом ребенок может активно заниматься внешкольными делами в той сфере, которая ценится в кругу его сверстников.

Дети, которым ничего не нужно

Такого ребенка устраивает все, лишь бы его не трогали. Он выбирает ту деятельность, которая не требует напряжения и не связана с риском. У ребенка совершенно отсутствует учебная мотивация, но сформировать ее практически невозможно. Зачастую родители вынуждены делать с ним домашние задания, начиная с первого класса и вплоть до окончания школы. Либо им приходится нанимать репетиторов, которые будут заниматься с ребенком. К сожалению, пользы от этого будет мало. Необходимость напрягаться вызывает у таких детей стойкое отвращение к учебе. И ничто не может это преодолеть.

Многое зависит от того, какой ваш ребенок. Родители сами могут определить, к какому типу принадлежат их дети.

Если ребенок охотно выполняет любые задания, но не отличается собственной инициативностью, не ставит перед собой целей - значит, родители должны приложить все усилия, чтобы сформировать у ребенка разные виды мотивации, пока имеется время, а их мнение и оценка еще играют роль для него. Вряд ли он станет тотально-любознательным школьником, но сможет проявить стойкий интерес в другой области (спорт, пение, танцы и пр.), если успеть его своевременно сориентировать.

Если ребенок активен и любознателен, но не отличается прилежностью и не доводит намеченных целей до конца - значит, ему не хватает мотивации достижения. У такого ребенка мало шансов стать прилежным учеником, но с ним нужно работать, учитывая особенности его натуры. Например: учитель объявляет, что в каникулы на экскурсию поедут только те дети, которые успешно закончат четверть. Это предложение обязательно покажется ребенку заманчивым, поэтому он сумеет ради этого потрудиться.

Ориентированный на результат ребенок получает удовлетворение от выполнения задуманного. Поэтому он постарается довести свои дела до конца. Казалось бы, это замечательное качество будущего отличника, лидера, ученого, но, к сожалению, мотивация достижения сама по себе еще ни о чем не говорит. Все зависит целей, которые ставит ребенок, а также от результатов достижения. Такие дети могут иметь как позитивные, так и негативные установки. Но всех их объединяет упрямое стремление к результату.

Как бороться с ленью ребенка

Нельзя бороться с детской ленью при помощи ремня, ограничения прогулок и прочих карательных мер. Также совершенно бессмысленно постоянно «пилить» ребенка. Иначе у него может возникнуть отвращение к учебе и труду вообще. Если не действуют никакие стимулы, можно прибегнуть к материальному. Но лучше, если вы сможете научить ребенка самостоятельно основывать для себя стимул и назначать соответствующую награду — это умение поможет ему в жизни.

Также следует отметить распространенный метод работы с ленивым учеником - совместное выполнение домашних заданий. Но готовить уроки с детьми можно только в первое время для того, чтобы научить их организации труда. Затем родители должны лишь проверять выполненные ребенком задания и помогать в случае возникших затруднений.

Если ребенок еще не созрел к школе и не может управлять своими действиями, вы можете садиться с ним рядом, занимаясь своими делами и приглядывая за ним. Родители должны понимать, что их главная цель — снизить опеку до минимума. К концу первого класса все дети должны выполнять домашние задания самостоятельно.