Проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему: использование интернет – технологий для оптимизации работы по экологическому образованию дошкольников путем создания интерактивного блога «чудеса рядом». Использование икт в экологичес

Использование ИКТ в экологическом образовании дошкольников

Карпова Татьяна Александровна, воспитатель, МАДОУ 2-Пристанский детский сад «Полянка», Кемеровская область, г. Мариинск, 652190

Компьютерное обучение – современный способ обучения ребенка дошкольного и школьного возраста. Одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ. Ребенок развивается, включаясь в разные виды деятельности: игра, общение, учение, труд.

Ведущей формой познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Она занимает в жизни дошкольника особое место.

Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенным в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главной психологической базой для введения в игру дошкольника мультимедиа-игр, как игрового средства.

В игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования, которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

У детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности начинает формироваться интерес к учебной деятельности, и игровая мотивация постепенно смещается к учебной деятельности.

Использование игровых мультимедийных презентаций позволяет формировать у ребенка умение самостоятельно осваивать материал, так как художественное оформление игр с использованием мультимедиа технологий имеет особую привлекательность и значительно повышает интерес детей к ним. Информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к познавательной деятельности.

Ребенок-дошкольник не всегда способен сконцентрировать свое внимание в течение всего обучающего занятия на его содержании. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, переключаемость, устойчивость. Мультимедийные игры позволяют ребенку тренировать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит в дальнейшем быть ему более усидчивым, сосредоточенным.

ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. В результате ребенок запоминает и усваивает пройденный материал.

С помощью мультимедийных игр мы организуем учебно-игровую деятельность, в процессе которой, у ребенка повышается интерес в самостоятельном решении проблемы. Развивается познавательная способность, определяющая готовность ребенка к усвоению и использованию знаний. Для участия в этих играх, как и во всякой творческой деятельности потребуется сообразительность, находчивость, умение рассуждать – все эти качества ребенок приобретает в процессе игр.

Поэтому, в процессе формирования экологической культуры дошкольников средствами игровой деятельности через ИКТ были поставлены и решались следующие задачи:

    Сформировать представления о домашних и диких животных, птицах; их месте обитания, пищи, их детенышей;

    Сформировать представления детей о растительном мире (деревья, кустарники, цветы, ягоды, грибы; их название, строение, место произрастания);

    Сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе;

    Учить детей пользоваться обобщающими понятиями и простейшими символами;

    Прививать интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой;

    Учить бережно, относиться к растениям и животным.

Мультимедийные экологические игры включаем как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.

Например, тема занятия «Насекомые».

Мультимедийная игра «разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как называется эта группа животных».

«Составь цепь питания и найди лишнюю картинку».

Правила игры: составь цепь питания животных, кто кем питается.

Ребус «Угадай кто здесь?»

Цель: Какое насекомое спряталось в этом ребусе?

Тема занятия «В царстве грибов».

Мультимедийная игра «Собери грибочки».

Правила мультимедийной игры: необходимо собрать в корзину только съедобные грибы.

Интересны для детей игры-занятия, составленные в виде викторины. Здесь дети проявляют свой интерес к знаниям. Они охотно отвечают на вопросы, ответы которых сопровождаются яркими картинками.

Викторина позволяет ребенку разобраться в своих знаниях, развивает память.

Вне занятий мультмедийные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми. В свободное время организуем игры с медиотехнологиями:

    Загадывание загадок.

    Пальчиковые игры.

Организация двигательной деятельности с помощью моделирования движений.

Как показала практика, на занятиях с использованием ИКТ дети активны. На фоне положительной эмоциональной атмосферы на занятиях повысился интерес к изучаемому материалу, за счет высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас, воспитывается целеустремленность и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности.

Мультимедийные экологические игры облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память.

Реализация мультимедийных игр позволяет организовать нетрадиционный подход к воспитанию экологической культуры у дошкольников.

«Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на усвоение систематизированных знаний о природе, умений и навыков природоохранительной деятельности, формирование общей экологической культуры».

X А.В.Гагарин

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ТЕХНОЛОГИЮ экологического воспитания. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Применение компьютерной техники для проведения занятий по экологическому воспитанию делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. При использовании компьютерных технологий возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание

Знакомя детей с природой , надо использовать разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции с художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Компьютер в совокупности с мультимедиапроектором имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений природы с помощью разных средств изображения, иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:

2.Экранные материалы - это слайды, то есть серия отдельных кадров, посвященной отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.

3.Мультимедийные презентации - это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.

Например:

На занятиях, в процессе которых дети приобретают, сведения о многообразии конкретных явлений природы, знакомятся с ними первично, уместно использовать слайды с изображением живой и неживой природы, видеоклипы. Они способствуют формированию представлений о предметах и явлениях окружающей среды, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей - наглядно представить процессы в неживой природе, такие как свойства воды, почвы, и пр.

Постановка проблемы в составление пищевых цепочек, экологических пирамид с использованием слайдов, анимационных рисунков заставляет детей самостоятельно искать решения, которые помогают им выявить и понять причину связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям.

Для формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы продуктивнее использовать дидактические игры загадки с опорой на слайды со звуковым сопровождением, добиваясь правильного решения именно от детей, тем самым, способствуя развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и доказывать их

Возможность интегрирования занятий экологии с другими, в развитии у детей познавательного интереса к живой и неживой природе помогает составление коллажа животных. Дети ориентируются на плоскости, находят части тела по описанию, составляют из частей целое.

Использование информационных компьютерных технологий позволяет, не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию.

Кананцова Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 18
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Консультации для воспитателей
Тема: Экологическое воспитание детей с использованием ИКТ технологий (презентации)
Дата публикации: 29.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Консультации для воспитателей

Экологическое воспитание детей с использованием

ИКТ технологий (презентации).

Воспитатель: Кананцова А.А.

Познание родной природы является источником первых знаний.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их

сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на

чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо

направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к

природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной

работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития

дошкольников – умственного, эстетического, нравственного воспитания.

Психолого-педагогические исследования последних десятилетий А. В.

Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Н. Н. Николаевой, И. Д. Зверева, И. Т.

Суравегиной позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание

этого направления педагогики - связать их с исходными понятиями экологии.

Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет

переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое

воспитание и уже в младшем возрасте начать формирование экологической

культуры.

В процессе экологического образования дошкольников я активно использую

разнообразные методы: практические, наглядные и словесные. Известно, что

использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных

методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их

познавательную активность, повышает эффективность работы педагогов в

целом. Для повышения мотивации детей к занятиям по экологическому

воспитанию в детском саду мы привлекаем неисчерпаемый потенциал

компьютерных прикладных программ и презентации.

В методическом пособии Ю. Солоницина представлены технологии

организации работы с детьми дошкольного возраста с использованием

презентаций.

Изучение специальной литературы убедило нас в том, что использование

мультимедийных игровых технологий при ознакомлении детей с животными,

растениями, экосистемами, недоступными для их восприятия, игровые ИКТ

повысят у детей познавательную активность на обучающих занятия, так как

аудиовизуальная информация, является наиболее эффективной для

восприятия и запоминания.

В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности и

игровая мотивация постепенно смещается на учебную. Использование

обучающих мультимедийных игр позволяет формировать у детей умение

самостоятельно осваивать материал, так как художественное оформление

экологических игр с использованием мультимедиа технологий имеет для

ребёнка особую привлекательность и значительно повышает познавательный

интерес, облегчают понимание и запоминание информации, так как

компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую,

визуальную, моторную, но и эмоциональную память.

Таким образом презентации, экологические игры облегчают понимание и

запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения

подключают не только визуальную, но и эмоциональную память.

Использование презентаций игр позволяет организовать нетрадиционный

подход к воспитанию экологической культуры, повысить творческую и

познавательную активность дошкольников в процессе обучения, а также

заинтересовать родителей в участие в проектной деятельности по

экологическому воспитанию с использованием ИКТ.