Проект: “С чего начинается родина?”. Проект «С чего начинается Родина?» (подготовительная группа) проект (подготовительная группа) на тему «Быть здесь граду»








О том, что такое Родина для каждого человека, сказано в мудрой русской песне: «Человек без родины, что соловей без песни». Своей песней соловей зажигает сердца, пробуждает любовь, заставляет плакать, он наполняет мир несказанной красотой. И как соловей – песней, лишь Родиной силён, одухотворён, добр и красив человек.










Жаворонок - вестник рассвета, показывает, что район и город одними из первых в Подмосковье встречают рассвет - район расположен на юго- востоке области. Лазоревые и серебряные волнообразные пояса символизируют природные особенности - реку Оку, многочисленные озёра, расположенные на территории района. Сквозной ромб (челнок) характеризует район как текстильный, получивший своё развитие благодаря текстильным мануфактурам. Золотой колос указывает на наличие сельского хозяйства в районе. Золото - символ прочности, величия, богатства, интеллекта, великодушия. Зелёный цвет полей указывает на обилие в районе лесных массивов. Зелёный цвет - символ весны, радости, надежды, жизни, природы, а также символ здоровья. Герб Озёрского района









Презентация проекта «С чего начинается Родина?»

Пояснительная записка
Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов (по словам В. А. Сухомлинского) заключается в том, «… как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком он станет». Взаимопонимание семьи и школы – этого единого пространства, объективной реальности – состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности.
Свою работу с родителями я строю на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие, говорили о необходимости приобретения родителями педагогически знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь мы, учителя, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только учитель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи.
В своей работе с родителями использую такие формы, как родительский лекторий, тематические выставки, устные журналы, семейные спортивные встречи, почту доверия, телефон доверия, семейные проекты, где родители работают совместно с детьми под руководством учителя, конкурс семейных талантов, совместные праздники и мн. др. инновационные формы работы с родителями.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми школьного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья, семья, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным селом, городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
В работе над проектом «С чего начинается Родина?» принимали участие все дети и родители, бабушки и дедушки, многие родственники. Создавали генеалогическое древо, добывали информацию об участниках войны семьи, коллективно оформляли работы, писали сочинения, ездили на родину родителей. Работа получилась очень интересная.
Цель : воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи :
Сформировать у детей представления о семье, роде, доме, малой родине, стране России, в которой они живут.
Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
Воспитывать любовь и уважение к своей Родине-России, к своей нации, толерантное отношения к представителям других национальностей.
Воспитывать уважительное отношение к человеку - труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам
Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.
Воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С. Лихачёв.

Паспорт проекта
1. Характеристика проекта
Тип проекта: творческо-поисковый (осуществляется максимально свободный т нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов).
Проект по профилю знаний: межпредметный (предметы: литературное чтение, окружающий мир, история, изобразительное искусство, технология, русский язык, музыка, ритмика).
Проект по количеству участников: групповой.
По характеру координации: с открытой координацией (учитель-координатор участвует в проекте с собственной функцией, направляет в случае необходимости отдельные этапы проекта).
По уровню контактов: внутришкольный.
По характеру контактов: внутриклассный.
По продолжительности: средней продолжительности (3 месяца).
По характеру результата: сборник собственных творческих работ (сочинения, рисунки, журналы, доклады), постеры, презентации.
2.Основополагающий вопрос проекта :
«С чего начинается Родина?»
Проблемные вопросы:
- что я знаю о России?
- почему надо изучать историю своей семьи?
- что такое малая родина для меня?
- как людям сохранить то, что создано раньше?
3. Цели проекта :
- развитие социально-значимой личности, любящей свою семью, свой край, свою страну Россию;
- воспитание чувства патриотизма и гражданственности;
- воспитывать уважение к участникам войны, к человеку-труженику, результатам его труда;
- воспитывать уважение к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей;
- продолжать развивать навыки работы с разными источниками информации;
- развивать коммуникативные умения;
- содействовать развитию творческих способностей;
- развивать интерес к проектно-исследовательской деятельности.
4. Задачи проекта :
- изучить и раскрыть понятия «Родина – Россия» и «малая родина»;
- изучить и раскрыть понятия «Родина», «народ», «род», рассмотреть исторический аспект данных понятий;
- показать значимость чувства любви к своей Родине, к своему роду и окружающим тебя людям, к традициям своего народа, к памяти предков, познанию своих корней.
5. Основное содержание проекта :
I «Мои летние путешествия»
II « Россия – Родина моя»
III «Родословная моей семьи»
IV « Моя малая родина»

Сценарий мероприятия
(Дети входят в зал под музыку песни «Родина моя»)
(Зал украшен синими, красными, белыми шарами, оформлена выставка детских журналов «Мои летние путешествия», на доске географическая карта с флажками, указывающими маршруты путешествий, на стенах постеры «Моя родословная», сочинения детей и родителей «С чего для меня начинается Родина?»)
ВЕДУЩИЙ
СЛАЙД №1 (заставка)
Мне однажды в жизни повезло:
Я однажды родилась в России –
В том краю, где от берёз светло,
На земле, которой нет красивей.
Моя любовь – моя земля,
Моя красивая Россия.
Её озёра и поля,
Берёзы, вербы да осины.
Всё это навсегда со мной
И в счастье, и в беду лихую.
На свете нет другой такой,
Да и зачем её, другую?
(Елена Головных)
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня наш разговор о великой и прекрасной стране, в которой мы живём. А называется наша страна (хором) Россия! Российская Федерация! Наша Родина!
3 месяца мы работали над проектом «С чего начинается Родина?», который состоял из 3-х этапов:
1- «Россия-Родина моя»
2- «Моя малая родина»
3- «Родословная моей семьи».
- Что же такое Родина для человека?
С чего она для него начинается? Со страны, где он живёт, с дома, где он родился или с места, где жили его предки?
Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.
У нас у всех одна Родина – Россия.
СЛАЙД №2
Россия – большая, добрая и сильная страна. И очень красивая… Но страна – это не просто лес и поле, города и сёла, где живут люди. Страна – это государство. А чем отличается одно государство от другого?
Об этом расскажет группа учеников, которая искала ответ на этот вопрос.
УЧЕНИК 1
Государства отличаются языком, на котором разговаривает народ, живущий в них, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением.
Каждое государство обязательно имеет свой флаг, герб и главную песню страны – гимн.
УЧЕНИК 2
СЛАЙД №3
Российский флаг – это трёхцветное полотнище с белой, синей и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года – это государственный флаг Российской Федерации.
УЧЕНИК 3
Трёх цветов Российский флаг,
Каждый цвет – для всех нас знак.
Есть на флаге красный цвет,
Героизмом он согрет.
Стойкость, жертвенность, отвага –
Смысл такого цвета флага.
Синий цвет на флаге – верность,
Твёрдость духа, неизменность,
Доброта, простосердечье,
Что людьми ценились вечно.
Белый – это чистота,
Благородство, высота.
Светлых ангелов привет
Означает белый цвет.
Трёх цветов Российский флаг.
Многоцветен этот стяг!
Он – в столице над Кремлём
Греет всех своим теплом.
УЧЕНИК 4
СЛАЙД №4
У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на красном фоне. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Внутри Российского герба – герб Москвы. На нём изображён Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад при царе Иване III. Герб – это эмблема государства.
УЧЕНИК 5
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
УЧЕНИК 6
Гимном Российской Федерации стала музыка Александрова на стихи Михалкова. Исполняют Гимн стоя.
Конституция – Основной Закон Российской Федерации.
Величественны и просты слова
Единого Закона всей Отчизны,
Дарующего главные права:
Работать, радоваться жизни.
Мы помним всех, кто, знамя передав,
Нам завещал, что каждый кровно связан
И со строкой добытых в битвах прав,
И со строкою: «Гражданин обязан…»
(А. Бобров)
ВЕДУЩИЙ
СЛАЙД № 5
Россия – самая большая страна на свете. Она окружена и сушей, и морями. Природа её зачаровывает, каких только кладов не скрыто в её подземных, подводных и лесных запасниках.
Наши ребята со своим родителями любят путешествовать по России. Где только они не побывали! Мы составили карту путешествий нашего класса. Начинаются они за Полярным кругом, а заканчиваются в жарких песках тёплого Чёрного моря. В каких только уголках России не побывали ребята со своими родителями! О своих путешествиях они рассказали в альбомах «Мои летние путешествия», которые представлены на нашей выставке.
ВЕДУЩИЙ
И красива, и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой её границы.
Всё вокруг своё, родное:
Горы, степи и леса,
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
СЛАЙД №6
УЧЕНИК
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна!
ВЕДУЩИЙ
Что такое Россия?
УЧЕНИКИ (в презентации использованы фотографии из семейных альбомов)
СЛАЙД № 7
1.Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.
СЛАЙД № 8
2.Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли!
СЛАЙД № 9
3.Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.
СЛАЙД № 10
4.Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,
Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Когда птицы поют снова в нашем краю,
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую,
Очень нежно люблю!
УЧЕНИК
СЛАЙД № 11
Я горжусь, что родился в России,
От рождения русским зовусь.
Люблю реки её голубые,
Люблю сердцем я матушку-Русь.
Перелески, холмы и пригорки,
Русской песни протяжный мотив,
И люблю я её поговорки,
И над речкою серый обрыв.
Здесь все запахи смешаны свято,
Лучше роз во дворе лопухи.
Мне цветов полевых ароматы
Не заменят любые духи.
И ромашка на тоненькой ножке,
Голубой как глаза василёк,
И бегущие вечно дорожки –
Разве вас разлюбить я бы смог!

УЧЕНИК
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе…
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию,
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию,
Нет России другой!
УЧЕНИК
О России петь –
Что стремиться в Храм.
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать.
О России петь – что тоску забыть,
Что любовь любить,
Что бессмертным быть.
(ДЕТИ ИСПЛНЯЮТ ПЕСНЮ «МОЯ РОССИЯ»)
ВЕДУЩИЙ
СЛАЙД № 12
-Ребята, а где всего прекрасней на Земле?
(ВЫХОДЯТ УЧЕНИК И СОЛНЫШКО)
УЧЕНИК
Где зелёной тучей тополя
Застят неба голубой простор,
С ясным солнцем повстречался я,
С ясным солнцем начал разговор.
-Солнышко, ты в блеске и тепле
Проплываешь у любых ворот.
Где всего прекрасней на Земле?
И какой понравился народ?
СОРЛНЫШКО
-Всякий, - шепчет солнышко, - хорош!
Не могу обидеть никого!
А где ты родился и растёшь,
Там, дружок, прекраснее всего!
Горы, море или ширь полей…
Родина! Она всего милей!
УЧЕНИК
СЛАЙД № 13
Если скажут «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
ВЕДУЩИЙ
-О какой разной Родине читали ребята?
УЧЕНИК
У каждого человека есть ещё своя маленькая родина, место, где он родился и вырос.
ВЕДУЩИЙ
-Ребята, а с чего начинается Родина для вас?
(ВЫСТУПЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ, ПОКАЗ СЕМЕЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ)


ВЕДУЩИЙ


А сейчас я прочту наше коллективное сочинение «С чего начинается Родина?»
(Учитель зачитывает сочинение 4 «А» класса «С чего начинается Родина?»)
(ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «ПЕСНЯ О РОДНОЙ СТОРОНКЕ»)
ВЕДУЩИЙ
-Ребята, а откуда произошло слово «родина»? Послушаем детей, который нашли ответ на этот вопрос.
УЧЕНИК
Слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. Само слово «род» обозначает древнейшего Бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня).
УЧЕНИК
Родина – это Отечество, страна и место рождения человека.
От слова «род» произошло слово «народ». Народ – это нация, народность, жители страны.
Есть ещё много слов с корнем –род- : родить, родители, родной, родословная.


ВЕДУЩИЙ
Ребята провели интересную поисковую работу, поинтересовались у родителей, дедушек, бабушек, своей родословной и вот, что они узнали. Теперь они могут рассказать о своём роде, о своих предках.
(УЧЕНИКИ РАССКАЗЫВАЮТ О СВОЕЙ РОДОСЛОВНОЙ, ПОКАЗЫВАЮТ ПОСТЕРЫ, ПРЕЗЕНТАЦИИ)

После рассказа об участниках войны стихотворение читает ученик:
Война была суровым испытаньем…
Познали мы и горе и печаль.
Сказать мы можем с полным основаньем:
Для Родины и жизни нам не жаль!
Отчизна нам и мир дороже жизни.
Свободу отстояв в своей стране,
Избавили Европу от фашизма
И мир провозгласили на Земле!

(МИНУТА МОЛЧАНИЯ)
ВЕДУЩИЙ
-Ребята, а что всех нас с вами объединяет?
УЧЕНИКИ
Всех нас объединяет наша малая родина – Подолье.
СЛАЙД № 18
УЧЕНИКИ
1.Все места в Подмосковье красивы,
Где Отчизны весь путь озарён.
Ты – частица великой России,
Славный, милый Подольский район!
2.На полях твоих рожь колосится
И в зелёном наряде леса.
И подольской землёю гордится
Наш народ, что творит чудеса.
3.Мы гордимся, мы славим Подолье,
Сердцу милые с детства места.
Нам близки красота и приволье,
Вера наша светла и чиста!
4.Мне дороже и ближе на свете
Край, в который душою влюблён.
Процветай! Славься, милый и светлый,
Наш прекрасный Подольский район!
ВЕДУЩИЙ
Сейчас я представляю победителей конкурса рисунков «Моя Родина»
(Выходят дети с рисунками, читают стихи)

1.На моём рисунке поле с колосками,
Церковка на горке рядом с облаками.
На моём рисунке мама и друзья,
На моём рисунке Родина моя!
2.На моём рисунке лучики рассвета,
Рощица и речка, солнышко и лето.
На моём рисунке песенка ручья,
На моём рисунке Родина моя!
3.На моём рисунке выросли ромашки,
Вдоль по тропке скачет всадник на коняшке,
На моём рисунке радуга и я,
На моём рисунке Родина моя!
(П. Синявский)
УЧЕНИК
Родную песню полюбили с детства,
Из дальней дали долетела к нам,
Её, как драгоценное наследство,
С годами я потомкам передам.
Поём и мы задумчиво, неброско…
Про то, как с незапамятных времён
Стоит во поле русская берёзка,
Замёрз в сугробе тот замёрзший клён…
Весь пляшет мир под русскую «Калинку»,
А на гулянье кто взметает пыль?
- Кто с нами? Выходи на серединку!
Затеем вместе русскую кадриль!
СЛАЙД № 19
(ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ТАНЕЦ «КАДРИЛЬ»)
СЛАЙД № 20
ВЕДУЩИЙ
-Когда вы вырастете, ребята, вы сможете сделать много доброго, полезного и красивого, чтобы наша Родина стала ещё сильнее и краше.
Но это – потом. А сейчас самая главная ваша работа – хорошо учиться. И ещё. Нужно с детства любить свою Родину. Ведь это всё равно, что любить свой дом, своих родителей, своих друзей. Кто этому научится – будет счастливым человеком. На всю жизнь.
УЧЕНИК
-Учитель, а с чего начинается Родина для Вас?
УЧИТЕЛЬ
Для меня?
Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С Герба, Гимна, Российского Знамени,
С уваженья заветов святых.
Начинается с русской истории,
Что описывал Нестор-монах,
Благовеста с степными просторами,
Шапки той, что носил Мономах.
Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками,
Где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства,
С материнской, отцовской любви…
Школьной парты, цветистых букетов,
Что учителю вы принесли.
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут,
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы, друзья.
Россией зовётся общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нём.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России!
ВЕДУЩИЙ
Сегодня, я думаю, мы ответили на вопрос «С чего начинается Родина?»
Давайте ответим на этот вопрос ещё раз все вместе словами песни «С чего начинается Родина?»
СЛАЙД № 21
(ДЕТИ И ГОСТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»)
СЛАЙД № 22
ВЕДУЩИЙ
Спасибо за внимание!

Татьяна Малеева
Проект для детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина»

Проект

«С чего начинается Родина »

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 32 «Пчелка» села Стародубского Буденновского района»

Малеева Татьяна Леонидовна

Воспитатель МДОУ д/с № 32 «Пчелка» с. Стародубского

Проект «С чего начинается Родина »

(Патриотическое воспитание ).

Паспорт проекта :

1. Вид проекта : творческо-информационный

2. Продолжительность - 1 год

3. Участники проекта : дети старшей логопедической группы «Речецветик»

- родители

Воспитатель

4. Общая характеристика проекта .

Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов :

1. «Мой дом моя семья»

2. «Мой детский сад»

3. «Моя улица, район»

4. «Мое село Стародубское »

5. «Моя страна Россия»

6. Итоговое мероприятие «С чего начинается Родина » .

Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования :

Познавательно - речевое развитие

Художественно - эстетическое развитие

Физическое развитие

Социально - коммуникативное развитие

Планирование носит тематический характер, тема недели включает содержание одного образовательного блока.

Актуальность и обоснованность проекта «С чего начинается Родина » :

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д. С. Лихачев

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, что любовь к Родине , патриотизм, во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста , страдают дефицитом знаний о родном городе, селе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста . Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам. Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста . «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине . Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

Цель проекта :

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице, на которой ребенок живет, родном селе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье .

Задачи :

1. Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, районе, селе, в котором они живут, о стране.

2. Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности

3. Воспитание нравственно - эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру

4. Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями.

5. Развитие личности дошкольника , его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.

Предполагаемый результат :

1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта : «Мой дом, моя семья» , «Мой детский сад» , «Моя улица, район» , «Мое село Стародубское » , «Моя страна Россия» .

2. Дети будут обладать ценностно-нравственными качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно -нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта .

4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами .

5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей .

Этапы реализации проекта :

Изучение опыта других дошкольных образовательных учреждений

Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности.

Сентябрь 2017 г.

Реализация проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями .

Октябрь 2017 г. - май 2018 г.

Анализ деятельности по реализации проекта .

Формы взаимодействия с детьми и родителями .

Формы взаимодействия с детьми :

Непосредственная образовательная деятельность;

Совместная деятельность детей и педагогов , родителей ;

Экскурсии;

Чтение художественной литературы;

Беседы, ситуативные разговоры;

Слушание музыки;

Игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные) ;

Презентации.

Формы взаимодействия с родителями :

Консультации по проблемам патриотического воспитания детей ;

Сотворчество детей и родителей .

Последовательность работы :

1. «Мой дом моя семья – это Родина моя »

2. «Мой детский сад – это Родина моя »

3. «Моя улица, район – это Родина моя »

4. «Мое село »

5. «Моя страна Россия – это Родина моя »

Итоговое мероприятие

Формы и методы реализации проекта :

1. «Мой дом моя семья – это Родина моя »

Форма работы :

Познавательно-речевое развитие :

Познавательное занятие «Моя семья» .

Беседа «Мой дом» .

Составление рассказов на тему : «Моя семья» .

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» .

Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня» .

Художественно-эстетическое развитие :

- Рисование : «Нет на свете краше мамочек наших» ,

(портреты) выставка детского рисунка.

- Прослушивание аудиозаписей :

«Разноцветная семья» , «Вся моя семья»

Физическое развитие :

Подвижная игра «Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья» .

Пальчиковая гимнастика «Семья» .

Социально - коммуникативное развитие :

Сюжетно-ролевая игра «Мамины помощницы» .

Решение проблемной ситуации «Что такое хорошо, и что такое плохо» .

Психогимнастика «Эмоции моей семьи» .

Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?

Просмотр сказки «Три поросёнка» .

Взаимодействие с родителями :

Сотворчество детей с родителями : «Родословное древо нашей семьи» .

2. «Мой детский сад – это Родина моя »

Форма работы :

Познавательно-речевое развитие :

- Рассказывание на тему : «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду? или «Представь, что было бы, если бы исчезли детские сады? Как ты думаешь, хорошо это или плохо?»

Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»

Экскурсия по детскому саду.

Художественно-эстетическое развитие :

- Рисование : «Детский сад будущего» .

- Прослушивание аудиозаписей : «Динь-динь детский сад» ,

«Наш детский сад» , «Чудеса в саду» .

Физическое развитие :

Хороводная игра «Каравай»

Подвижная игра «Пирог»

Социально – коммуникативное развитие :

Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Проблемная ситуация «Мишка порвал коробку от настольной игры…»

- Коллективная работа : ремонт порванных книг, коробок.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» .

Взаимодействие с родителями :

Сотворчество детей с родителями :

книжка- малышка «Мой любимый детский сад»

3. «Моя улица, мой район – это Родина моя »

Форма работы :

Познавательно-речевое развитие :

Составление рассказов на тему : «Что я видел на нашей улице» .

Рассматривание схем безопасного маршрута от дома до детского сада.

Виртуальная экскурсия «Район, в котором мы живем» .

Чтение русской народной сказки «Как коза избушку построила» .

Художественно-эстетическое развитие :

Конструирование «Дома на нашей улице» .

Коллаж «Наше село - Стародубское » .

Физическое развитие :

Малоподвижная игра «Колечко» .

Подвижная игра «Автобусы» .

Социально - коммуникативное развитие :

Сюжетно-ролевая игра «Почта» .

Дидактическая игра «Улица, на которой я живу» .

Дидактическая игра «Перекрёсток» .

Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!»

Взаимодействие с родителями :

Создание фотоальбома «Достопримечательности села»

4. «Мое село Стародубское – это Родина моя »

Форма работы :

Познавательно-речевое развитие :

Заучивание стихотворения «Мое село» .

Рассматривание фотографий о селе.

Презентация «Моя малая Родина – Ставропольский край»

Познавательное занятие «Мы помним - мы гордимся»

Чем богат наш край.

Художественно-эстетическое развитие :

- Рисование : «Салют над селом»

Прослушивание музыкальных записей на патриотическую тему.

Физическое развитие :

Хороводная игра «Карусель» .

Подвижная игра «Перетяжки» .

Социально - коммуникативное развитие :

Настольно-печатная игра «Люби и знай свой край» .

Дидактическая игра «Веселые мастера» .

Сюжетно – ролевая игра «К нам гости пришли» .

Взаимодействие с родителями :

Консультация для родителей «Как рассказать детям про войну» .

Папка - ширма «Памятники защитникам Отечества в нашем селе» .

5. «Моя страна Россия – это Родина моя » .

Форма работы :

Познавательно-речевое развитие

Рассказ воспитателя «Символы России» .

Чтение стихотворений о Москве.

Чтение русской народной сказки «По щучьему веленью» .

Рассматривание кукол в народных костюмах.

Рассматривание русского народного костюма.

Познавательное занятие «Россия – Родина моя » .

Итоговое занятие «С чего начинается Родина » .

Художественно-эстетическое развитие :

- Лепка : «Флаг России» .

- Рисование : «Люблю березу русскую» .

- Прослушивание : гимна РФ, народных песен.

Выставка рисунков «С чего начинается Родина » .

Физическое развитие :

- Русские народные игры : «Гуси лебеди» , «Репка» , «Колпачок» ,

«У медведя во бору» , «Гори, гори ясно» , «Пустое место» .

Социально - коммуникативное развитие :

Дидактическая игра «Народные промыслы» .

Сюжетно - ролевая игра «Наша армия» .

Просмотр мультфильма «Мы живём в России» .

Взаимодействие с родителями :

Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота» .

Литература :

1. Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина»

2. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И. «Родной край»

3. Виноградова Н. Ф. «Страна Россия»

4. Виноградова Н. Ф. «О родной стране»

5. Блинова Г. М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет »

6. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»

7. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе»

8. Михеева Л. М., Короткова М. В. «Русские народные праздники» .

9. Зацепина М. Б. «Дни воинской славы» .

10. Антонов Ю. Е. «Великой Победе посвящается» .

11. Соболева Л. Г. «Ставрополье в военные годы» .

12. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина

13. Смирнова Т. В., Филиппова Т. Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране» .

14. Степанов В. А. «Моя Родина – Россия » .

Интернет-ресурс :

«Все начинается с детства» – эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Малыш начинает познавать Родину через свою семью – ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие в этой связи стоят перед педагогами и родителями задачи?

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, РФ. Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала бы могучей державой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект "С чего начинается Родина"

Подготовила: Чеснокова Людмила Николаевна, воспитатель СП ГБОУ СОШ №8 детский сад № 7 г.о. Отрадный

1.Введение

Актуальность проекта

Паспорт проекта

2.Реализация педагогического проекта " С чего начинается Родина"

I этап – организационно - подготовительный.

II этап – основной

III этап – заключительный

3. Заключение

Литература

Приложение

Введение

«Все начинается с детства» – эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Малыш начинает познавать Родину через свою семью – ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие в этой связи стоят перед педагогами и родителями задачи?

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, РФ. Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала бы могучей державой.

Проблема патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить любовь к родной земле, с первых шагов формировать черты характера, которые помогут стать хорошим человеком и гражданином, воспитывать любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Технологическая карта работы над проектом

«С чего начинается Родина».

Проблемное поле.

Общеизвестно, что сформировать нравственную основу воспитания, помочь ребенку успешно войти в современный мир невозможно без любви к близким и своему Отечеству, без уважения к своему народу, доброты и милосердия. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Актуальность данного проекта заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни. Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географически, природно-экологическим своеобразием родного края, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему краю и городу.

Цель:

воспитание достойного поколения России, прививая детям любовь к Отчизне, родному краю, городу Отрадному, к своим родителям, историческому прошлому, к героям нашего времени.

Задачи:

в области формирования личностной культуры:

– формировать у дошкольника способности к духовному развитию, духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

– разработать систему воспитания патриотических чувств и основ гражданственности у детей дошкольного возраста;

в области формирования социальной культуры:

– создать развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины;

– пробудить у детей дошкольного возраста нравственное

Отношение и чувство сопричастности к семье и близким людям, к

своей малой родине, к стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа;

– формировать чувство патриотизма, прививая любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему через знакомство с достопримечательностями города Отрадного;

– воспитывать бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим землякам;

– установить взаимодействие детского сада с культурно-образова-тельными учреждениями и социальными объектами города Отрадный в целях совершенствования деятельности педагогов по патриотического воспитанию детей дошкольного возраста

в области формирования семейной культуры:

– развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, родному дому, улице, городу через сплочение воспитателя, семьи и детей;

– формировать у воспитанников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

– вовлечь родителей в процесс пробуждения у детей чувств любви к семье, к природным и культурным ценностям родного края.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – т.к. воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы

Тема

по развитию речи

Связь с другими видами деятельности

Сроки выполнения

«Моя семья»

Работа над понятием «Родня» (чтение «Домовенок Кузя» стихотворения Я. Акима «Моя родня»)

Заучивание стихов о сестренке, братишке.

Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения»

Рисование на тему «Моя семья».

Беседы на тему «Где мы отдыхали летом» Обсуждение ситуаций из семейной жизни семьи.

Сюжетно-ролевая игра «Семья »

сентябрь

«Мой любимый детский садик»

Беседа о важности труда всех людей, работающих в д/ с.

Изготовление поделок из природного материала в подарок детям мл. группы.

Пение песен и чтение стихов о д/с.

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Труд по уборке листьев на участке детсада.

Выставка детских рисун-ков на тему «Мой люби-мый детский сад»

октябрь

«Мой город, в котором я живу»

Экскурсия по городу на «автобусе» (по фотографиям).

Игра «Магазин сувениров» («продажа» сувениров Гжельских, Хохломских мастеров.

Прослушивание песен о Отрадном.

Экскурсия по городу.

Рассматривание фото-графий с изображением самых знаменитых мест в городе.

Изготовление альбома «Природа моего края».

Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и д/с).

ноябрь

«Я и мое имя»

Для чего человеку имя? (беседа).

«Полное и «неполное» имя (игра).

Этюд «Назови ласково».

Изготовление именинных карточек.

Рисование на тему «Мой лучший друг».

Развлечение «Друг в беде не бросит».

декабрь

1-2 недели

«Новый год у ворот»

Загадки о зиме.

Беседа о встрече Нового года в других странах.

Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.

Составление письма Деду Морозу.

Рисование на тему «Новогоднее представление».

Аппликация «Елка».

Проведение конкурса «Лучшая новогодняя иг-рушка» (вместе с родителями).

Акция «Покорми птиц».

декабрь

3-4 недели

«Наша Родина – Россия»

Рассматривание репродук-ций с картин о родной при-роде.

Чтение стихотворения

М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

Объяснение значения посло-виц о Родине.

Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).

Рассматривание иллю-страций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

Рисование на тему «Моя Родина».

Пение русских народных частушек, песен, коля-док.

Рождественское развле-чение. Народные игры.

январь

«Москва – главный город нашей Родины»

Сюжетно-ролевая игра «Па-роход по Москве-реке».

«Экскурсия по Красной площади» (по иллюстраци-ям).

«Экскурсия по Кремлю» (по иллюстрациям).

«Прогулка по Москве» (видеофильм под песни о Москве).

Оформление стенда «Москва – столица на-шей Родины» (вместе с родителями).

Конструирование Московского Кремля.

Чтение стихов о Москве.

Рассказы детей из лич-ного опыта (кто побывал в Москве).

февраль

1-2 недели

«Наши защитники»

Рассказ приглашенного вои-на (из пап) о защитниках Отечества.

Просмотр видеофильма «За-щитники Отечества».

Пение песен об армии.

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Рассказы пап о службе в армии.

февраль

3-4 недели

«Очень я люблю маму милую мою»

Беседа о мамах.

Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».

Пение песен о маме, чтение стихов.

Рисование портрета «Моя мама».

Изготовление подарка маме.

Семейные посиделки «Вместе с мамой».

март

«Наши космонавты»

Рассказ воспитателя о космонавтах (просмотр видео-фильма).

Беседа о том, что в космосе летают люди разных нацио-нальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.

Игра «Космонавты».

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты».

Рисование на данную тему.

Конструирование космического корабля.

апрель

«Этот День Победы»

Встрече с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Слушание и пение фронто-вых песен.

Игры (соревновательного характера).

Экскурсия к стелле «Солдатские треугольники».

Изготовление празднич-ных открыток.

Высаживание цветов на клумбы д/с.

Оформление стенда.

май

«Город мой родной – Отрадный»

Семейная экскурсия по городу.

июнь

Предполагаемые результаты

1) Воспитание гражданственности и патриотизма:

– разработка системы нравственно-патриотического воспитания с использованием краеведческого материала;

– ценностное отношение к России, Самарскому краю, городу Отрадному, символике Российской Федерации, Самарского края и г. Отрадного, народам Поволжья, народным традициям, старшему поколению;

– начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;

– создание культурно-образовательной среды ДОУ, создающей оптималь-ные условия для становления у детей целостной «картины мира», пробуждения чувств патриотизма и основ гражданственности;

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

– начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;

– уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

– знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним;

– актуализация активной позиции родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, жизни:

– ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

– элементарные представления о различных профессиях;

– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

– ценностное отношение к природе;

– первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в детском саду, на групповых участках, по месту жительства;

– личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

5) Воспитание ценностного отношения к прекрасному:

– первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

– первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

– первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

– первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Вид проекта

Долгосрочный, групповой, творчески - поисковый

Состав участников

Дети старшей групп;

Творческая группа педагогов ДОУ;

Родители воспитанников;

Социальные партнеры.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

№п.п

Название образовательной области

Задачи

социально-коммуникативное развитие

Рассказы, чтение книг, беседы с детьми дидактические игры с содержанием о том,как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать и культуру, обычаи и традиции.

1.Формировать патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать

умение самостоятельно объединяться для совместной игры

4.Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

познавательное развитие

путешествия; дидактические, словесные игры

Оформление фотоальбомов.Подготовка сообщений о достопримечательностях города

1.Создавать условия для реализации детьми

исследовательских проектов

2.Формировать элементарные представления о Родине.

речевое развитие

Беседы, чтение художественной и познавательной литературы. Рассказ педагога.

1.Продолжать работу по обогащению

словаря.

2.Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

3.Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность детей: рисование, лепка, коллаж.

1.Развивать навыки моделирования из бумаги.

2.Учить передавать в рисунке характерные особенности изображения разных пород деревьев. 3.Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира.

4.Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов

(форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг

друга.

5.Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги.

6. Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Книги исторического характера, открытки, иллюстрации, фотографии, экспонаты музея..

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).

3. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».

Этапы реализации проекта.

Цель

Срок

I этап – организационно-подготовительный

Создание организа-ционной основы для реализации проекта.

Анализ современных про-грамм и технологий по патриотическому воспитанию детей.

август

Выявление затруд-нений педагогов при решении данной про-блемы.

Анкетирование воспитателей «Актуальность проблемы патриотического воспитания детей»

сентябрь

Анализ воспитатель-но-образовательную деятельности детса-да, выявление про-блем и противоре-чий.

Тематическая проверка «Патриотическое воспитание до-школьников»

октябрь –

ноябрь

Выявление роли ро-дителей в воспитании патриотических чувств у детей до-школьного возраста.

Анкетирование родителей

«Патриотическое воспитание дошкольника»

октябрь –

ноябрь

Выявление уровня имеющихся пред-ставлений дошкольни-ков по данной теме.

Диагностика детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию

октябрь –

ноябрь

II этап – основной

Повышение профес-сиональной компе-тентности педагогов в применении метода проекта в педагоги-ческой деятельности.

Семинар «Использование проектной деятельности в воспитании патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста»

январь

Систематизация зна-ний педагогов и ро-дителей о понятиях и определениях пат-риотического вос-питания.

Круглый стол «Как стать патриотом»

февраль

Пробуждение жела-ния у взрослого и ре-бенка узнавать и от-крывать самого себя в процессе взаимо-действия с искусст-вом родного края, становление нравст-венно-патриотичес-ких чувств.

Проект «Малыши в мире искусства родного края»

март

Пробуждение инте-реса у детей к своим близким, к самому себе. Поощрение ини-циативы детей и ро-дителей рассказы-вать о семейных тра-дициях, праздниках и событиях.

Проект « Детский сад – моя Семья»

сентябрь

Побуждение жела-ния детей к приобре-тению представле-ний об истории воз-никновения родного города. Воспитание уважения к жителям Отрадного.

Проект «Мой город»

ноябрь

Приобщение детей к истокам русской на-родной культуры. Создание условий для пробуждения интереса к русским народным традициям

«Мини-музей «Русская изба»

декабрь

III этап – заключительный

Создание условий для трансляции опы-та деятельности пе-дагогического кол-лектива с целью по-вышения имиджа детского сада.

окружной семинар "Патриотическое воспитание дошкольников"

май

Активизация педаго-гического коллектива

в пропаганде патрио-тического воспита-ния дошкольников.

Участие в зональном фестивале детского фольклорного творчества «Красно солнышко».

апрель

Расширение предста-влений родителей о содержании патрио-тического воспита-ния детей в дошколь-ном учреждении. Привлечение родите-лей к участию в сов-местных мероприя-тиях, согласовывая цели ДОУ и семьи.

Подготовка сборника для педагогов ДОУ по теме проекта.

Систематизация фотоматериала реализации проекта в фотолетописи

Снятие видеосюжетов в ходе реализации проектов

май

В ходе проведенной работы дети научились осознанно не принимать проявления грубости по отношению к своим близким и друзьям, у них сформированы представления о ценности труда родителей и близких родственников, о школе, о жизни детей в других странах, о способах поддержания родственных связей, они умеют отличать символы государства (герб, флаг, гимн) от символов других стран, проявляют заботу, любовь и уважение друг к другу, понимают зависимость дружеских отношений сверстников от поведения каждого ребенка.

Произошли качественные изменения во взаимоотношениях «педагоги – семья». Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнерские отношения с педагогами, родители осознали несостоятельность предыдущего взаимодействия и оказались готовы к содержательному общению.

Было установлено, что единое понимание родителями задач, средств и методов воспитания детей обеспечило комплексный подход к воспитательному процессу. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей, повышении интереса к их проблемам.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников является весьма действенным и эффективным.

Литература

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: ЦГЛ,2005

2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005.

3. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива», 2011.

4. Ветохина А.Я., Дмиренко З.С. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011.

5. Газзаева З.Ш., Абрамочкина О.Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника // «Управление ДОУ». – 2010, № 6. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // «Управление ДОУ» – 2006, № 8.

7. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

8. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании.// «Управление ДОУ» – 2010, № 7.

9. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.– М.:ВАКО, 2005.

10. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.

Приложение 1.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию

на тему: "Моя малая родина"

для детей старшей группы

Программное содержание:

Продолжить знакомить детей с крестьянской избой и домашней утварью, занятиями сельских жителей, с пословицами и поговорками, прибаутками о русском гостеприимстве;

Закрепить знакомые русские народные частушки, колыбельные песенки, загадки и прибаутки;

Развивать память, внимание, формировать интерес и уважение к русской народной культуре;

Познакомить с понятием «деревянная Русь»;

Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, нежность, щедрость, гостеприимство);

Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к русской старине, к своей малой Родине.

Активизация словаря:

предметы домашней утвари: ухват, чугунок, рубель, кочерга, колыбель (люлька), очип, колыбельная, самовар ;

географические названия: река Кинель, село Чёрновка, посёлок Отрада, город Отрадный, Русь;

признаки предметов: деревянный, медный, сладкий , расписной .

Оборудование:

экспозиции в музее «Русская изба»

русский сарафан;

самовар, пироги.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам об основании нашего города в очень далёкое время. Вы узнаете, почему Русь называли деревянной, откуда взялось название «Отрадный».

Воспитатель: В местах, где на земле работали волжские пахари, раскинулись деревеньки Чёрновка, Алтуховка, Осиновка, Алексеевка и среди них – посёлок Отрадный.

Старожилы рассказывают о происхождении этого красивого названия: «В 1925 г. группа чёрновских граждан решила переселиться из села ближе к лесу и лугам, чтобы удобнее было пасти скот. Сказано – сделано.

Весной десять человек поехали выбирать место для поселения и остановились у опушки леса вблизи реки Кинель. Стали думать, как назвать будущий посёлок. И тогда один из них воскликнул: «Смотрите-ка, ребята, как здесь хорошо! Всё рядом: лес, вода, рыба. Настоящая отрада».

Остальные подхватили это словечко и решили назвать посёлок Отрадным.

Сначала он был небольшим… и деревянным. На Руси люди давным-давно строили себе жилища из брёвен. Такие дома назвали избами.

Всё-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и стол, и лавки, и кровати, и сундуки, и посуда. деревянных предметов. Посмотрите на этот предмет (воспитатель указывает на прялку ), может кто-то из вас знает, как он называется?

Правильно, ребята. Это прялка. Она тоже сделана из дерева. К прялке привязывали овечью шерсть и вытягивали в тонкую нить, наматывая её на деревянное веретено (показывает ). Прошло время, и прялка изменила свой внешний вид, её стали называть самопрялкой. И она была сделана из дерева.

Но самой главной в избе была печь. В печи можно было готовить. Печь согревала. На печи можно было спать, а можно было лежать и слушать сказки, которые рассказывала бабушки, пока в долгие зимние вечера пряла шерсть.

В каждой русской избе были деревянные полочки, на которых хранилась посуда, тоже деревянная (показывает ): вот миски, солонка, ложки, бочонки, ковши. А вот кадушка для воды. Она сделана из узких дощечек, скреплённых железными ободами. Вёдра и коромысло, на котором носили воду из реки, тоже были деревянными.

Деревянный пол в русских избах застилали разноцветными половиками. Полюбуйтесь – какие они были яркие и красочные! Половики ткали на деревянном ткацком станке (показывает рисунок ткацкого станка ).

Ну, а если в семье был младенец, то укладывали его спать в колыбель (зыбку, люльку), сделанную тоже из дерева. Подвешивали её на палку «очип» и пели малышу колыбельную:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок.

И потащит во лесок

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу детку не буди.

Игрушки для детей тоже были деревянными. Из обыкновенного полена русские умельцы вырезали вот таких красавиц матрёшек.

Теперь вам понятно, почему Русь называют деревянной?

А теперь послушайте мою загадку:

Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар ).

Этот предмет не деревянный – медный. Но он был в каждой русской избе (берёт самовар в руки ):

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу,

Самовар в руках несу, прибауточки пою.

Воспитатель ставит самовар на стол и подходит к русской печи со словами:

Ой, ты печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки, обогрей, освети,

Полечи и спаси, в дом богатства принеси.

Воспитатель достаёт из печки пироги и приглашает всех к столу.

Как для вас, мои друзья, пирогов я напекла.

Хозяйку потешьте – пирогов поешьте!

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Разливает чай, угощает детей и приговаривает: «Чай пить – не дрова рубить!»

Дети, выходя из-за стола, прощаются и в знак благодарности поют частушки.

Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно.

Пропоём мы вам частушки

Очень замечательно!

У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Только мы не косолапы –

Косолапы женихи.

Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Сколько я не топочу,

Всё равно плясать хочу.

Я надену платье бело,

Буду в нём красавица.

Пусть лентяи не подходят,

Пока не исправятся.

Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли, плохо ли.

ПРОЕКТ: “С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?”

Проект:

Долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско-творческий.

Участники проекта:

Дети, родители воспитанников, воспитатели группы.

Актуальность темы:

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной , могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.
Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Поэтому я выделила несколько основных задач патриотического воспитания дошкольников.

Задачи патриотического воспитания:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа. Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям. Воспитание уважительного отношения к человеку - труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам. Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле. Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.

Цель:

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Гипотеза:

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий, на мой взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.

Предполагаемый результат:

Дети должны знать и называть:

    Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад. Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение. Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и области; находить на карте крупные города области, знать природоохранительные мероприятия. Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России. Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции. Должны знать природу России ее флору и фауну. Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней. Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5–6 народов, живущих на Земле, их быт, обычаи, традиции. Знать климатические и природные условия некоторых стран Земли, называть животных которые там живут и растения, которые растут там.

Презентация проекта:

Оформление творческого пакета. Представление проекта.

Основные направления реализации проекта:

Разработать проекты:

    “Мой дом детский сад – моя маленькая Родина”; “Мой город и область в которой я живу”; “Россия – Родина моя”; “Земля – планета на которой мы живём”.
Разработать и провести циклы занятий:
    “Мой дом – моя семья”; “Хорошо у нас в саду”; “Улицы родного города”; “Мой город на Ангаре”; “Моя Родина – Россия”; “Москва – столица нашей Родины”. Культура моей Родины (обычаи, традиции, народное творчество), история России , Сибири “Защитники отечества”; “Мы – дети Земли”; “Береги свою планету” .
Создать мини-музеи боевой и трудовой славы ветеранов первопроходцев, почетных граждан города, защитников Отечества, театра русского костюма. Организовать творческую деятельность воспитателей, детей и родителей:

1. Проведение праздников в детском саду:

    “День защитников отечества”; “9 мая – день Победы”; “Мамин день”; “Праздники по народному календарю”.

2. Выставки детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей:

    “Славься Край Сибирский!”; “Город Братск – глазами детей”.

3. Деятельность Центра народного творчества детей:

    Оркестр народных инструментов. Театр русского костюма.
Физкультура и здоровье:
    Организация дней здоровья. Спортивные развлечения, праздники, эстафеты. Экологические походы, поездки на море. Спортивные праздники “Весёлые старты”, “Мама, папа, я – спортивная семья”.
Акции:
    “Покормите птиц зимой”. “Зелёный патруль”. “Памятник”. “Озеленение территории детского сада”.
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
    Изготовление атрибутов для игр: “Пограничники”, “Моряки”, “Космонавты”, “Пожарные”, “Спасатели”, “Инопланетяне”, “Пешеходы и пассажиры” и т. д. Оформление “Экологической галереи”, “Маршрута безопасности движения”, “Центра народного творчества”, мини-музеев “Летопись г. Братска, “Москва – столица России” и т. п. Изготовление атрибутики государственных символов России, города, области. Оформление альбомов: “Достопримечательности г. Братска, “Моя семья”, “Хорошо у нас в саду”, “Где мы любим отдыхать”, “В гостях в экологическом центре”. Создание газет: “Моя спортивная семья”, “Утром солнышко встаёт, в детский сад меня зовёт”.
Работа с родителями:
    Знакомить детей с семейными реликвиями. Осуществить совместный проект детей – родителей – педагогов “С чего начинается Родина?”. Анкетирование родителей: “Знаете ли вы своего ребёнка”. Посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музеи. Помощь в снятии видеофильмов. “Трудовой десант” родители с детьми (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора на участках, детский сад осенью, зимой). Выставка плакатов-проектов: “Каким я бы хотел видеть наш город”, “Земля – планета на которой мы живём”.
Социальное развитие:
    Встречи с почетными людьми города. Экскурсии. Посещение выставок. Создание библиотеки в группе. Создание видеотеки.