Развивающие упражнения для детей (Архив). Развивающие игры и упражнения для детей Развивающие игры упражнения

Развитие памяти у детей

Игра «Опиши по памяти»

Ведущий на короткое время показывает детям куклу, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье, какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, стоит она или сидит и т. д.

Игра. «Найди картинку»

Ведущий на короткое время (считая до пяти) показывает детям картинку, а затем из набора похожих картинок предлагает выбрать ту, которую им показали.

Игра «Запомни картинку»

Карточка с нарисованными на ней в разных местах буквами (5-7 букв) или цифрами (от 0 до 9) демонстрируется детям столько времени, сколько они сочтут нужным. После этого они по памяти, каждый на своем листочке бумаги, воспроизводят картинку.

Игра «Запомни буквы»

Ведущий в течение 2-3 секунд показывает детям лист бумаги с разбросанными на нем в беспорядке крупными буквами, после чего показывает лист бумаги с другими буквами, а затем дает задание восстановить первое изображение на листочках бумаги.

Игра «Что изменилось?»

Ведущий ставит перед детьми три - семь игрушек и дает посмотреть на них несколько секунд. Затем просит детей отвернуться и меняет местами несколько игрушек. Повернувшись и посмотрев на игрушки, дети должны сказать, что изменилось.

Развитие мышления у детей

Игра «Четвертый лишний»

1-й вариант. Каждому ребенку по очереди называются 4 слова. Ребенок должен выбрать лишнее слово, которое не подходит к трем остальным (например: чашка, миска, ботинки, тарелка),

2-й вариант. Каждому ребенку выдаются 4 карточки. Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным.

Игра «Собери цветок»

Каждому ребенку выдается круглая карточка - серединка будущего цветка (одному - платье, второму - слон, третьему - пчела и т. д.)- Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).

Игра «Последовательные картинки»

Рассказы в картинках разрезаются на отдельные карточки и перемешиваются. Дети должны разложить их в нужной последовательности, чтобы получился осмысленный рассказ.

Развитие творческих способностей

Игра «Магнитная мозаика»

Игра состоит из различных геометрических фигур на магнитной основе. Дети соревнуются, кто из своего набора сложит больше разных предметов. Это могут быть домики, машинки, поезда, столы, стулья и т. д.

Игра «Чего на свете не бывает»

Дети должны придумать и нарисовать то, чего на свете не бывает. После рассказа детей о нарисованном с ними проводится обсуждение, действительно ли это не встречается в жизни.

Игра «Чудесный лес»

На большом листе бумаги нарисованы несколько деревьев и еще в нескольких местах - небольшие неопределенные фигурки и линии. Теперь можно приступать к созданию леса. Необходимо дорисовать все неоконченные изображения (каждый ребенок дорисовывает свою фигурку), превращая их во что угодно: в бабочек, птиц, цветы, деревья, людей - и даже в то, чего не бывает на самом деле: в невиданные растения, животных» пришельцев.

После окончания рисования дети пробуют разгадать рисунки друг друга и вместе сочиняют историю про одного из обитателей чудесного леса. Так же можно нарисовать «Чудесное море*, «Чудесную поляну», «Чудесный парк» и т. п. Важно только, чтобы рисунки включали в себя заранее заготовленные фигурки.

Коммуникативные игры

Игра «Газета»

На пол кладется газетный лист. На него должны встать четверо детей. Далее газета складывается пополам, и дети должны опять поместиться на ней. Газета складывается и уменьшается до тех пор, пока на ней могут уместиться четверо детей. (Для этого надо обняться, уменьшив таким образом физическую дистанцию.)

Упражнение «Ток»

Дети встают в круг, держась за руки, и передают по кругу «ток» (по цепочке, друг за другом пожимают руку стоящего справа).

Игра «Пожелание»

Дети сидят в кругу и, бросая друг другу мячик, говорят добрые пожелания.

Упражнение «Напряжение -расслабление»

Дети садятся на пол, сгибают ноги в коленях, подбородок к коленям, руки обнимают колени - напряжение. Расслабление - свободная поза.

После проделанных упражнений дети обсуждают, что они чувствовали, каковы их ощущения. Например, при напряжении: «Я понял, что, если сжаться, мне неприятно, я ощущаю себя маленьким, ничтожным, колючим, мне хочется кого-нибудь ударить» и т. п. При расслаблении: «Я понял, что, если расслабиться, мне становится приятно, тепло, у меня хорошее настроение, я добрый, мне не хочется никого обижать» и т. п.

Дети сидят в кругу. Все закрывают глаза повязками. Ведущий пересаживает несколько человек. Затем тот, до кого ведущий дотрагивается рукой, произносит слова: «Я здесь». Все должны угадать, чей это голос.

«Оцени поступок»

Ведущий сообщает детям конфликтную ситуацию. Ситуация инсценируется детьми, после чего они с помощью ведущего определяют, какая норма поведения была нарушена. Далее этюд, в котором отражена та или иная отрицательная черта характера конкретного ребенка, должен быть повторен так, чтобы в нем была показана модель желательного поведения в такой же ситуации. (На занятиях с детьми, отличающимися чрезмерной застенчивостью, эгоизмом, упрямством, жадностью, притворством, трусостью, склонностью к ябедничеству и т. п., знающими моральные предписания, но не следующими им, упор делается на эмоциональное осознание детьми отрицательных черт своего характера).

Каждый малыш, становясь старше, познает все больше нового и интересного. В 7-8 лет дети уже, как правило, начинают школьную жизнь. В этом возрасте они уже знают и умеют очень многое, способны заниматься достаточно длительное время. Однако личность повзрослевшего крохи по-прежнему еще формируется.

Взрослым необходимо задать правильное направление для развития своего чада. Основной целью родителей в такой период должна стать помощь ребенку адаптироваться в школе, развивать основные психические процессы, такие, как память, внимание , мышление, речь, воображение, а также мелкую моторику руки и усидчивость. Справиться с этим дома помогут разнообразные развивающие упражнения для детей 7 лет.


Если вдруг в семье по разным причинам не оказывается возможности посещать с ребенком различные дополнительные развивающие занятия, то родители вполне могут заниматься с малышом дома самостоятельно.

Когда мама занимается со своей крохой, не просто объяснив ему необходимое задание и проверив позже результат, а находится с ним рядом во время занятия, оказывает помощь в трудные моменты, хвалит его за успехи, поддерживает при неудачах и терпеливо объясняет материал, который сложно дается ребенку, малыш начинает очень стараться. Соответственно результат от проведенного занятия будет намного выше, он усвоит гораздо больше информации.


В возрасте 7 лет у детей еще преобладает игровая деятельность, которая с началом школьной жизни постепенно сменяется на учебную. Если родитель, занимающийся с ребенком, будет учитывать этот важный фактор и использовать в своих занятиях игру, то заинтересовать кроху будет намного легче. А если малыш заинтересован, то получаемые им в этот момент знания останутся в памяти намного дольше и полнее.

Используйте в занятиях как можно больше практической деятельности. Например, можно вместе с ребенком приготовить обед. В процессе этой работы вы дадите малышу знания о том, какие существуют столовые приборы и для чего они предназначены, какие ингредиенты будут использоваться, расскажете о правилах безопасности на кухне.





По возможности позвольте крохе проявить фантазию. Закрепите знания о правилах этикета при подаче блюда на стол.

В возрасте 7-8 лет дети очень любят играть в группе. Этот момент является очень важным в организации занятия. Компанию ребенку могут составить не только сверстники, но и родители. Вы можете организовать показ сказки для бабушек и дедушек, используя пальчиковый театр.

Можно вместе с малышом придумать свою собственную сказку, сделать костюмы и необходимые атрибуты из подручных средств и показать ее папе. Это все помогает развивать воображение, фантазию, креативность. Также в кругу семьи можно устроить соревнование по решению логических задач, составлению картинки из паззла, всем вместе разгадывать кроссворды, строить фигуры из конструктора. В такой деятельности результаты малыша могут быть намного выше его родителей.


Разнообразить занятия поможет компьютер, однако стоит сразу оговорить с ребенком время, которое он может за ним провести. Можно использовать его для просмотров обучающих фильмов, решения головоломок в режиме онлайн.

В качестве проверки полученных знаний можно предложить ребенку решение тестов разной направленности. Такие программы автоматически выдают развернутый анализ, что помогает взрослым выявить пробелы в знаниях. Детям такие занятия очень нравятся.



Упражнения для развития логического мышления

  • Игра «Чтение мыслей» . Взрослый или ребенок мысленно загадывают слово. Отгадывающий должен догадаться, что за слово было загадано с помощью наводящих вопросов, на которые можно отвечать только «Да» или «Нет».
  • Игра «Рифмы». К придуманному слову нужно по очереди называть рифмующиеся слова. Победителем является тот, кто назвал последнее слово. Например, к слову «малыш» рифмующимися словами будут «крепыш, камыш, молчишь». Во время этой игры помимо логического мышления отлично развивается активный и пассивный словарь крохи.



  • Игра «Допиши слово». Первый участник загадывает слово и пишет букву, с которой оно начинается. Следующие участники дописывают буквы по одной перед ней или после, пытаясь догадаться, что за слово имел в виду начинающий. Игра продолжается до тех пор, пока не будут исчерпаны возможности каждого участника в составлении слова из написанных букв. После этого начинающий говорит всем, какое слово он загадал изначально.


  • Игра «Найди лишнее». Вариаций игры можно придумать множество. Использовать для нее можно практически все, что есть в доме. Как вариант, можно разложить перед ребенком 5-7 овощей, дать ему время рассмотреть их и попросить отвернуться. В это время нужно добавить какой-либо фрукт. После того, как малыш повернется, он должен рассказать о том, что изменилось, что здесь лишнее и почему.



  • Игра «Собери рассказ». Для игры потребуются серии картинок, по которым ребенку необходимо составить рассказ поэтапно. Взрослый выкладывает их перед малышом в произвольном порядке. Задача крохи – восстановить последовательность изображений по смыслу и составить рассказ. Необходимо следить за тем, чтобы дети проговаривали предложения полностью, не теряли смысловую нить истории.


  • Игра «Составь предложение». Ребенку предлагается составить предложение из слов, которые перемешались между собой.


  • Разгадывание детских кроссвордов, игры «Судоку для детей» отлично помогают развивать логическое мышление и умение отвечать на нестандартные вопросы.



  • Игра «Найди отличие». Ребенку предлагается на двух картинках найти 10 отличий. Такую игру можно провести как соревнование, если есть две пары картинок. Задача играющих в таком варианте – найти все отличия как можно быстрее.


  • Отлично справляется с развитием логики составление паззлов . К тому же такие игры помогают развивать усидчивость, внимательность и мелкую моторику руки.




  • Прохождение лабиринтов очень увлекает детей. Такую игру можно предложить в качестве настольной, так и режиме онлайн. Дети с увлечением будут проводить героя по запутанным дорожкам, помогая ему добраться до финиша.
  • Карманные игры-пятнашки.

Занятия для развития памяти

  • Беседы с ребенком о том, как прошел его день . Такие разговоры по вечерам помогут не только уделить ему время, которого так часто родителям не хватает в течение дня, но и развить память и речь. Просите кроху рассказать все в мельчайших подробностях, задавайте наводящие вопросы, уточняйте мелкие детали (какого цвета был мяч, футболка у друга/подруги и т. п.). Поначалу дети рассказывают сбивчиво, несвязно, однако постепенно рассказы становятся более полными, предложения строятся правильно, ребенок сам начинает вспоминать о мелочах, всех деталях и подробностях.


  • Чтение книг и заучивание стихов. Если ребенку пока трудно читать самому, то делайте это вы. Просите его пересказать то, что вы прочитали, высказать свое мнение о прочитанном. Постарайтесь привить любовь к чтению. Если же все-таки это не удалось, то возьмите за правило прочитывать несколько страниц в день с последующим обсуждением. Заучивайте хотя бы по одному четверостишию в день. Помимо того, что вы будете развивать этим память, вы поспособствуете расширению активного и пассивного словаря вашего малыша, развитию его речи.


  • Игра в «Слова». Попросите ребенка запоминать слова, которые вы ему будете называть. Затем скажите 10 слов, можно опираться на определенную тематику (овощи, фрукты, домашние и дикие животные, птицы). Задача крохи вспомнить и повторить наибольшее количество слов, названных вами. Если семилетний ребенок смог повторить за вами 5 слов, то считается, что у него хорошо развита кратковременная память , 7-8 названных слов говорит о хорошем развитии долговременной памяти.


  • Игры с картинками. Перед ребенком раскладываются от 5 до 10 картинок. После того, как малыш внимательно рассмотрел и запомнил их, ему нужно отвернуться. В это время вы можете убрать 1-2 картинки либо же разложить их в другой последовательности. Задача крохи – назвать каких картинок не хватает или восстановить ту последовательность, которая была ранее.
  • «Парные картинки». Для этой игры берут по несколько пар картинок одинакового размера и обратной стороной. Все они перемешиваются и раскладываются на столе изображениями вниз. Играющие должны поочередно открывать по паре картинок и показывать их другим. Если была открыта пара, то игрок забирает ее себе. Если открыли непарные изображения, то они переворачиваются и кладутся на прежнее место, и ход передается следующему игроку. Победителем становится тот, кто смог собрать самое большое количество парных картинок.


  • Предложите малышу внимательно рассмотреть какой-либо рисунок. После этого переверните его и попросите рассказать или написать на листе в мельчайших деталях то, что он запомнил. Затем снова покажите картинку и проверьте, прав ли он был.


  • Метод ассоциаций хорошо помогает запоминать информацию, которая была преподнесена в хаотическом беспорядке. Научите своего ребенка им пользоваться. Для этого предложите малышу назвать ассоциации к какому-либо слову или помогите ему в этом. Ассоциации могут быть самыми разными, смешными, привычными каждому или понятными только вашему чаду и вам. Этим упражнением вы поможете ему выстраивать взаимосвязи между тем, что необходимо запомнить и тем, что он уже знает и понимает.


  • Обучение игре на музыкальных инструментах, изучение иностранных языков, разучивание танцев – все это не только полезно, но и оказывает большую помощь в развитии ребенка.


Для развития внимательности

Корректурные пробы

Данное упражнение отлично помогает справиться с развитием внимательности у вашего малыша. Суть его состоит в том, что крохе предлагается лист бумаги с напечатанным на нем текстом. Его задача – зачеркнуть какую-то одну, задуманную взрослым букву.


Постепенно можно усложнять задание, добавляя еще какое-либо действие, например, одну букву зачеркнуть, а вторую – подчеркнуть. Если ребенок пока не знает буквы, то можно заменить их какими-либо символами.



Шпионы

Поиграйте с малышом в шпионов. Для этого придумайте к каждой букве или цифре определенный шифр – ключ к разгадке. А затем отправьте ему тайное послание, которое он должен расшифровать.


Поиски пропавших

В этом упражнении ребенку на листе бумаги предлагается набор букв, среди которых он должен найти слова на определенную тематику. Например, иодолуквралошкрроалморковьчориавоылолдвоамроаркапустадшвжфпомидорылдыроам. Среди этих букв малыш должен найти названия овощей и вычеркнуть их.

Аналогичное задание можно проводить и с цифрами. В этом случае среди набора цифр кроха должен будет найти какое-то определенное число. Для ребят, которые пока не знакомы с цифрами и буквами, такое задание можно предлагать с различными символами. Здесь ребенок должен будет найти какую-то определенную комбинацию символов.


Театралы

Для этого задания вам необходимо будет подобрать какое-то простое стихотворение с одним или несколькими часто повторяющимися словами. Для начала попросите ребенка выразительно его прочитать. После этого малыш должен будет прочитать его еще раз, но уже с добавлением какого-либо условия, например, одно из часто повторяющихся слов нужно будет говорить очень громко.

Если ваше дитя справилось с этим, то усложните задание, добавив еще одно условие. В случае если кроха еще не умеет читать, то делайте это вы. Он должен будет, услышав определенное слово, к примеру, хлопать в ладоши.


Для развития воображения

Рисунки ладошками

Помимо того, что рисование ладонями и пальчиками отлично стимулирует развитие воображения и фантазии, оно также помогает в развитии мелкой моторики руки и вырабатывает усидчивость у малыша. Для этого предложите крохе раскрасить ладошку в любой понравившийся ему цвет и сделать отпечаток на листе бумаги.

Можно сделать отпечатки двух ладошек рядом. А теперь пусть ребенок пофантазирует и дорисует свой рисунок. Может быть, у него это будет дерево или сказочная птица, а может человечек с большой бородой. Фантазия детей очень богатая. Она обязательно подскажет ему интересный вариант.


Веселые кляксы

Попросите ребенка набрать на кисточку как можно больше краски и капнуть на середину листа большую кляксу. Сложите лист пополам и прижмите. Далее необходимо расправить лист и попросить малыша посмотреть, на что эти кляксы получились похожи. Пусть он дорисует свой рисунок.


Волшебная ниточка

Нитку длиной 30-40 см необходимо обмакнуть в гуашь и положить на лист бумаги, свернуть ее можно как угодно. Сверху накрываем вторым листом и прижимаем. Далее необходимо вытащить нить, придерживая оба листа

Рассмотрите с ребенком получившиеся рисунки и попросите его рассказать, на что они похожи, предложите ему дорисовать необходимые детали.


Злой маг и добрая фея

Вам будет нужно положить перед малышом лист бумаги с двумя абсолютно одинаковыми фигурами. Ему необходимо превратить одну фигуру в злого мага, а вторую – в добрую фею пользуясь цветными карандашами. Пусть кроха пофантазирует и расскажет вам, что мог натворить злой маг, и как над ним одержала победу добрая фея.


В возрасте 7 лет уже очень важно продумывать покупки игрушек или развивающих материалов для своего малыша. Все они должны давать ребенку новые знания о чем-либо.

Очень хорошим приобретением станет энциклопедия, посвященная интересующей ребенка теме. Стремясь узнать как можно больше нового, дети с большим интересом начинают ее читать.

Также в семилетнем возрасте нужно работать над развитием мелкой моторики руки. Замечательную помощь в этом окажут прописи с интересными заданиями в дополнение, раскраски, пластилин, карандаши и краски.

Хорошую помощь также оказывают различные конструкторы, мозаики. Выучите с малышом несколько стишков для самостоятельного выполнения пальчиковой гимнастики.


И самое главное – всегда помните о том, что развитие ребенка во многом зависит только от вас. Не стоит полагаться только на детский сад или школу в этом нелегком деле.

О развивающих играх для детей 6-7 лет смотрите в следующем видео.

В первые годы жизни ребенок активно узнает мир, приобретает новые знания, навыки. В раннем возрасте дети развиваются очень быстро, усваивают большие объемы информации. До 6-7 лет малыш уже должен иметь связную речь, уметь логически мыслить, анализировать, обладать развитым воображением. Правильно поступают те родители, которые используют развивающие игры и упражнения для ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Такие занятия значительно ускоряют физическое, интеллектуальное, психологическое развитие малыша, готовят его к предстоящим школьным нагрузкам.

Рассмотрим наиболее популярные развивающие игры и упражнения для детей разных возрастных групп.

Развивающие игры и упражнения для детей от двух до четырех лет

Для деток от двух до четырех лет существует много развивающих игр и упражнений. Задания в них направлены на формирование определенных навыков и умений ребенка.

«Попади в цель ». Упражнение развивает ориентировку в пространстве, настойчивость, внимание. Вырежьте из бумаги круг диаметром 20 см, положите его на пол. Ребенку дайте мелкие предметы (камешки, бусинки, фасоль) и предложите бросить их, чтобы попасть в центр круга. Малыш должен бросать предметы с разной высоты – сначала в положении сидя, затем – стоя, после – со стула.

«Построй, что хочешь ». Данное упражнение направлено на развитие умения решать поставленную задачу, общей моторики, восприятия, мышления. Посадите ребенка за стол, положите перед ним печенье разной формы (прямоугольное, квадратное, круглое). Предложите ему использовать печенье в качестве строительного материала. Ребенок может «построить» башенку, дорожку, домик. Объясните малышу, что «лишние детали» он может съесть.

«Танцуем ». Такая игра способствует развитию общей моторики, восприятия, внимания, воображения, фантазии. Включите танцевальную музыку. Предупредите ребенка, что он может двигаться, как ему хочется. Но когда музыка выключается, он должен замереть и не двигаться, пока она опять не заиграет. Замереть малыш должен в той позе, на которой прервалась музыка.

«Движения животных ». Веселая игра, которая развивает у малыша навыки общения, общую моторику, воображение. Прочитайте или расскажите ребенку о каком-либо животном, покажите его на картинке или видео. Затем попросите малыша, чтобы он изобразил это животное (походку, повадки, звуки, которые тот издает).

«Сложи картинку ». Игра развивает у деток моторику рук, усидчивость, мышление. Вырежьте из журналов картинки с фруктами, цветами, животными, предметами. Разрежьте картинки на 2-4 части, смешайте. Предложите малышу собрать картинки.

«Опиши предмет ». Относится к играм и упражнениям, развивающим словарный запас, логическое мышление. Называйте ребенку какой-либо предмет (фрукт, продукт) или явление (дождь, снег). Малыш должен подобрать к слову как можно больше описаний, характеристик. Например, яблоко – сладкое, душистое, круглое, красное.

Развивающие игры и упражнения для ребенка от четырех до шести лет

Задания в развивающих играх и упражнениях для ребенка 4-6 лет более сложные, чем для деток предыдущей возрастной группы. В этом возрасте детей начинают готовить к школьному обучению, ставят перед ними более сложные задачи.

Все упражнения и игры, которые используют для развития детей, можно условно разделить на группы, в зависимости от их цели.

Упражнения, развивающие память

«Найди предмет ». Ребенку предлагают запомнить предметы, которые изображены на 3-4 картинках. Он должен их назвать вслух. После этого ему нужно отыскать их изображение в беспорядочно разбросанных 10-12 картинках. Такое упражнение хорошо проводить при изучении букв и цифр. Можно для этого использовать специальную кассу букв и цифр.

«Рисуем образ ». Называйте слово (предмет, явление, чувство) и предложите малышу нарисовать тот образ, который у него возникает. Это не должно быть обязательно изображение предмета. Пусть ребенок проявит фантазию. Продиктовав 4-7 слов, попросите его назвать слова в том порядке, в котором вы их говорили.

Упражнения и игры, развивающие речевые и фонетические навыки

«Хлоп-хлоп ». Называйте ребенку слова, предварительно договорившись с ним, что услышав слово, которое начинается на определенный звук, он будет хлопать в ладошки. Можно усложнить задание, предложив хлопать при слове, которое заканчивается на конкретный звук или же, если этот звук находится в середине слова.

«Слова-неприятели ». Предложите малышу подыскивать слова, противоположные по значению тем, которые вы называете (слова-антонимы). Например, сладкий – горький, горячий – холодный, день – ночь, весело - грустно.

«Составь фразу ». Ребенку предлагают составить маленький рассказ (на 3-4 предложения), используя названные слова. Например, слова: «зеленый лес, спелая ягода, полная корзина, веселая песня, лесное озеро».

Упражнения, развивающие мышление

«Угадай-ка! » Предложите ребенку изобразить животное, птицу, транспортное средство. При этом ему не нужно издавать звуки, изображать нужно только мимикой и движениями. Затем поменяйтесь местами, теперь ребенок должен угадать, что изображает взрослый.

4.63 из 5 (8 Голосов)

Рождение малыша - самое главное событие в жизни любящей матери. Многочисленные месяцы ожидания родного человечка, частички себя, мысли о его будущем, о его жизни в этом мире ещё больше связывают нас с ним. С одной стороны, мы хотим дать ему все, чего не было у нас самих, любить так, как не любили нас, воспитывать и не делать тех ошибок, которые совершили наши родители. Но есть другая сторона, с любовью всё понятно, её никогда не бывает много, а как же общее развитие? Многие родители, и я не исключение, хотят, чтобы их создание было самым лучшим, самым образованным, самым начитанным, успешным, а лучше всё сразу. Мы пытаемся, несмотря ни на что, пробовать развивать различные навыки наших малышей по самым разным методикам.

Мой ребёнок с первого взгляда - самый обычный, нормально развивающийся малыш. И самый любимый, ранний, а главное особенный для нашей семьи. Например, моя мама души не чает во внучке, считая, что мы-то с братом точно развиваться (читай далее: держать голову, сидеть, улыбаться, ползать) начали не раньше полугода, а все мои ссылки на её забывчивость тут же пресекает. Оно и понятно, первая улыбка, первые попытки ползти, первые "агуканья", шаги и пр. делают нас самыми счастливыми.

Для себя я суть методик раннего развития определила именно только в том, чтобы помочь в раннем возрасте своей малышке развить те естественные навыки, соответствующие именно этому периоду жизни. То есть те навыки, которые она и так всё равно получила бы (держать голову, переворачиваться, играть, плавать, нырять, ползать…), я только создала благоприятную для этого обстановку. Прочитав многочисленные книги о развитии и воспитании, проштудировав необъятные просторы нашей сети, и почерпнув оттуда много нужного и интересного, кое-что выбрала и охотно, а главное успешно применяю на практике.

Начну с того, что в роддоме у нас практиковалось нестрогое , после роддома я вовсе не пеленала (помощь в развитии сенсомоторных навыков). Конечно, это может подойти не всем, действительно некоторым деткам более подходит первое время пеленаться (это подтвердят многие мамы), Элладочке это не понадобилось, более того, она протестовала против пеленания ещё в роддоме.

Над кроваткой подвесили яркие игрушки (на расстоянии не ниже 40-50 см от глаз ребенка). Это могут быть, например, разноцветные надувные шары, которые легко приводятся в движение. В нашем случае это были три погремушки, которые впоследствии заменил мобиле (у нас "Мечты о бабочках" от Фишер Прайс), но, наверное, сделали это мы поздновато, так как он впечатления особенного не произвел, а может ещё из-за того, что цвета пастельных тонов, а не ярких… С трех месяцев дети начинают обращать внимание на форму и цвет предметов, поэтому подвешивайте игрушки разнообразные не только по цвету, но и по форме. И в этом возрасте подвешивать игрушки следует на расстоянии вытянутых рук, чтобы ребенок мог легко схватить и ощупать их.

Одной из моих настольных книг оказалась, полюбившаяся всей нашей семье, "Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет" М.Н. Ильина (www.defectolog.ru). Кое-что мы применяли, а что-то проверили на детишках (упражнения) и наши друзья. Далее мы пользовались следующими советами и упражнениями.

Упражнения для развития способности ребенка удерживать голову

В двигательном развитии ребенка первого года жизни важнейшее значение имеет своевременное формирование способности удерживать голову. Если ребенок к двум-трем месяцам не удерживает голову, то формируется целая цепочка неблагоприятных факторов: нарушается развитие зрительного восприятия и вестибулярного аппарата, не вырабатывается способность к распределению тонуса мышц, обеспечивающих акт сидения. В итоге искажается вся схема двигательного развития, которое теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием.

Поэтому предлагаются упражнения, специально направленные на развитие этой способности ребенка. Ребенок в положении лежа на животе. Положите руку на подбородок ребенка, а другой рукой прикасайтесь к стопам ног. В ответ ребенок начинает отталкиваться ногами и продвигаться вперед.

  1. Ребенок в положении лежа на животе. Одну руку положите ему под подбородок, а другую - под живот, и слегка подтягивайте ребенка вперед. Ребенок будет производить ползающие движения.
  2. Поместите ребенка в вертикальное положение. Удерживайте его за бедра на весу в положении сидя, балансируя, чтобы не нарушить равновесия. Ребенок будет стараться удерживать в вертикальном положении голову и туловище.
  3. Положение ребенка лежа на спине. Возьмите ребенка за кисти рук и слегка потяните на себя. Он будет стараться подтянуться вперед за руками.
  4. Обхватите руками живот ребенка и удерживайте его на весу лицом вниз. Ребенок будет поднимать голову.
  5. Вы так же удерживаете ребенка на весу, но в наклонно-боковом положении, обхватывая, то правый, то левый бок. Он будет поднимать голову и выпрямлять ноги.
  6. Поставьте ребенка на опору в вертикальное положение. В ответ он будет выпрямлять ноги, туловище, поднимать голову. Если же вы слегка потянете его вперед, то он сделает шаговое движение. Каждое из этих упражнений повторяйте в течение 3-4 минут, терпеливо ждите ответной реакции, не пытайтесь помогать ребенку выполнять необходимые движения.

Про них я узнала позже, возможно, начни я применять во время эти упражнения, моя девочка лучше бы держала голову в 2 месяца (Эллада очень любила смотреть в потолок, поэтому часто в вертикальном положении запрокидывала головку, отчего педиатр начала беспокоиться), но этого я не узнаю. Да я и не "заморачиваюсь" особо, в 3 месяца она это делала достаточно хорошо, хотя для некоторых детишек такие упражнения всё же остаются актуальными.

Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни

Развитие сенсомоторной сферы на первом году жизни ребенка - основное условие развития восприятия окружающего мира.

Основная задача сенсомоторного развития - помочь ребенку повысить двигательную активность, накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т.д.

Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.

Упражнение на зрительное и слуховое восприятие (для ребенка старше 7-10 дней)

Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачивать ею то вправо, то влево с амплитудой 5-7 см и частотой колебаний примерно два раза в секунду. В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки примерно на 1,5м от ребенка. Занятие продолжается 1-2 минуты, повторяясь два раза подряд, проводится 1-2 раза в день. Так же проводится занятие с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.

Упражнение на развитие слуховой активности (для ребенка от 25 дней и старше)

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см. Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево. Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем лучше сделать перерыв на неделю, и в дальнейшем можно проводить занятие на протяжении второго и третьего месяцев жизни 1-2 раза в неделю.

Упражнения для развития слуховой и двигательной активности ребенка (для ребенка старше одного месяца)

Подвешиваете на расстоянии 60-70 см погремушку-гирлянду. К ней прикрепляете с помощью лент еще одну погремушку-гирлянду на расстоянии 7-10 см от лежащего на спине ребенка. Привлекаете внимание ребенка к игрушкам, слегка покачивая их. Поймав взглядом погремушки, ребенок широко раскрывает глаза, затихает на несколько секунд, а затем радостно вскидывает руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку. Верхняя погремушка начинает покачиваться, и малыш снова замирает, рассматривая ее. Затем наступает новый всплеск двигательной активности, и малыш снова наталкивается руками на нижнюю погремушку, приводя в движение верхнюю. Такой игрой ребенок может заниматься 5 минут. Через 2-3 дня поменяйте погремушки местами. Занимайтесь этим упражнением в течение одной-двух недель.

Упражнения для развития зрительного сосредоточения (для ребенка от одного месяца и старше)

Как можно чаще ласково разговаривайте с ребенком, всячески стараясь привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку. Папа держит ребенка на руках в вертикальном положении, чтобы малыш смотрел за плечо. Мама, ласково разговаривая с ребенком, приближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения. (Расстояние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого, 80-100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.) Ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается, агукает. Такое занятие можно проводить 2-3 раза в день.


В 2-3 месяца стимулируйте ребенка фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте его к более длительному сосредоточению на предмете.

Возьмите в руку яркий шарик, когда ребенок поймает его взглядом, перемещайте шарик слева направо, вверх-вниз. При этом спрашивайте малыша: "Где же шарик? Посмотри, вот он где!"

В этот период широко используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: "Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?"

Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания.

  • Произносите звуки, которые слышали ранее от малыша: "абу", "агу", "бубу", "а-а-а", "о-о", "га-га" и т.п.
  • Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от ребенка мягкую, красивую игрушку, чтобы она привлекла его внимание, и помогайте тянущемуся к ней ребенку осторожно перевернуться со спины на живот.
  • Для обучения ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.
  • Играйте с ребенком в прятки. Накиньте платок себе на голову. Спросите: "А где мама? Куда мама спряталась? Найди маму". Помогите ребенку, если у него не получится, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. Например: "А где Элладочка? Нету Эллады. Куда же она убежала?". Снимите платок: "А-а-а, вот где Эллада!" Продолжайте играть с ребенком, пока это ему будет интересно, придумывая разные варианты этой игры.
  • Посадите ребенка к себе на колени и, листая книжку с красочными изображениями животных, показывайте и спрашивайте ребенка: "Вот это киска - мяу, мяу. Покажи, где киса? Это собачка - ав-ав. Покажи, где собачка?" и т.д. Предлагайте ребенку разные книжки, рассматривайте вместе картинки, разговаривайте с ним.
  • Со второго полугодия, давая ребенку различные игрушки, одновременно называйте их ("Ляля", "би-би", "Миша").
  • Старайтесь как можно чаще стимулировать предметную и игровую деятельность ребенка (постукивание предметом о предмет, выкладывание кубиков из коробки, бросание предметов, снятие колец с пирамидки, перекладывание из одной руки в другую и т.д.).
  • Формируйте начальное ситуационное понимание обращенной к ребенку речи и подчинение отдельным словесным инструкциям: "поцелуй маму", "дай ручку", "скажи: "До свидания"", "покажи, какой ты большой". Как, например, развить выполнение просьбы "дай ручку"? Протягиваете руку к ребенку и просите "дай ручку", одновременно берете руку ребенка и вкладываете ее в свою, ласково поглаживая ее, потряхиваете. Затем освобождаете руку ребенка, вновь протягиваете свою и просите "дай ручку", слегка направляя движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам на данную инструкцию не будет протягивать руку.
  • Если вы видите, что малыш уже делает попытки встать на ноги, придерживаясь за кроватку, подержите яркую игрушку на таком расстоянии, чтобы он смог ее схватить только тогда, когда встанет.
  • Ваш ребенок уже свободно стоит, держась руками за опору. Стимулируйте его к ходьбе. Для этого маните его жестами, игрушками или предметами, которые его особенно привлекают.
  • Дайте ребенку разноцветные кубики (не более 6 штук). Покажите, как можно один кубик поставить на другой и построить башню. Помогайте ребенку, управляйте его руками и постепенно усложняйте игры, например, вы говорите: "Сначала дай мне красный кубик, нет, это желтый, а красный вот этот. Теперь зеленый. Где зеленый?" и т.д. Поиграйте с кубиками разной величины.
  • В процессе купания ребенка поиграйте с ним, например, в такую игру: "Давай, Элладочка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи" и т.д.
  • Играйте с ребенком в "Теремок". Для этого нужно сделать домик из картона и 3-4 игрушки: петушка, зайчика, собачку, кошку. "Смотри, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет. Ку-ка-ре-ку! Кто это? Петушок-золотой гребешок. Вот, погладь его. Ну, иди обратно в домик, петушок. Кто, кто еще в теремочке живет? Кто это такой серенький? Это зайчик. Ускакал зайчик опять в свой домик. Кто же еще там живет? Ав-ав. Я собачка. Ав-ав. Какая хорошая собачка. Смотри, убежала, спряталась. А вот смотри, кто же там мяукает? Мяу-мяу. Кто это? Это киса. Погладь кису. Убежала киса. Все спрятались в домик. Давай позовем их. Помани их ручками. Вот все прибежали. Петушок, зайчик, собачка, киса". Когда ребенок запомнит названия всех животных, замените их на другие.

Упражнения для развития психомоторики

  • Для ребенка от 1,5 месяцев хорошим упражнением для развития психомоторики является массаж. Массаж нужно делать обязательно теплыми руками, смазанными детским кремом. Легкими движениями поглаживания вы массируете ребенку руки от кисти к плечу, затем туловище, грудь от середины к бокам, живот, спинку от шеи к ягодицам. Далее, пальцами слегка пощипываете ягодицы, поглаживая ноги, начиная от стопы. Растираете стопы ребенка от пальцев к пятке и обратно. Хорошо делать такой массаж ежедневно, перед купанием малыша. Продолжительность упражнений 5-6 минут.
  • С четырех месяцев делайте с ребенком специальную гимнастику.

Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни

Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.

Пока ребенку нет полутора лет, содержание не имеет особого значения. Важно само действие. Такие маленькие дети больше ценят различные звуки, фразы и ритмические конструкции.

Потешки оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка.

Например:

  • "Идет коза рогатая" . "Пободайте" ребенка пальцами, потормошите его. Играйте почаще в такую игру, и вы увидите, что сначала ребенок будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитии положительных эмоций, зрительного и слухового восприятия.
  • "Ладушки-ладушки" . Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет в ладоши и поднимать ручки к голове. Развиваются внимание, память, понятийное мышление, эмоции.
  • Игра "Сорока-белобока" хорошо развивает тонкую моторику пальцев рук, является отличным стимулом для речевого развития, дает малышу радостный телесный контакт с мамой. (Делайте это упражнение обязательно на правой и левой руке). Очень полезен массаж пальчиков.

Все эти упражнения остаются актуальными для нас и по сей день.

Развитие детей, которым исполнилось 3-4 года, должно проводится с учётом их возрастных и психологических особенностей. В этом возрасте малыши очень активны, любознательны и сами тянутся к получению новых знаний. При этом они ещё недостаточно хорошо умеют концентрироваться и поэтому важно, чтобы во время занятий происходила систематическая смена упражнений, физические нагрузки чередовались с умственными.

Развивающие занятия для детей 3-4 лет должны включать в себя упражнения на развитие:

  • мелкой моторики;
  • речевого аппарата;
  • словарного запаса;
  • математических знаний;
  • логики;
  • художественных навыков.

Всестороннее развитие дошкольника способствует формированию необходимых навыков, умений и умственных способностей.

Принцип построения занятий для дошкольников

Все занятия для детей дошкольного возраста строятся на принципе игрового обучения и развития. Малыши лучше усваивают информацию, которую им преподносят ненавязчиво, в форме игры.

Занятия следует проводить после ночного или дневного сна - это то самое время, когда дошкольник готов к усвоению нового материала. Длительность занятий не должна превышать 25 минут.

Для занятий необходимо подготовить реквизит, составить план и продумать сценарий. Лучше, если все упражнения одного занятия будет объединять общий сюжет. Это может быть определённый сказочный герой, пришедший в гости к малышу и нуждающийся в помощи. Последний помогает гостю решить проблемы и найти выход из ситуации, попутно усваивая материал и необходимые знания.

Знания и умения детей 3-4 лет

Дошкольник в возрасте 3 - 4 лет уже имеет определённый опыт и набор знаний. Обычно в этом возрасте дети умеют:

  • различать и называть цвета;
  • считать до 10;
  • собирать простые пазлы из 4 - 6 частей;
  • убирать лишний предмет по заданным характеристикам;
  • видеть и называть несоответствия;
  • запоминать лёгкие стишки.

Разрабатывая сценарий занятия с дошкольником следует учитывать данные нюансы. Слишком простые упражнения не вызовут интереса у малыша, а сложные - помимо непонимания могут спровоцировать протест.

Задания для развития детей 3-4 лет

Занимаясь разработкой сценария занятий можно проявить творчество и придумать упражнения самостоятельно. Другой вариант - использование уже готовых упражнений , применяемых педагогами в дошкольных учреждениях.

Развивать логику и внимание ребёнка помогут следующие упражнения:

Математика

В возрасте 3-4 лет дети уже знают счёт до 10 , отличают большее от меньшего, короткое от длинного, называют основные геометрические фигуры.

Развитие речи

Ребёнок в 3 года уже умеет поддерживать диалог, говорить простые предложения. Он понимает и использует местоимения "я" и "мы", может рассказать что нарисовано на картинке.

  1. Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, разучивание и проговаривание чистоговорок и стихов помогут улучшить звуковую сторону речи.
  2. Покажите ребёнку картинку и предложите составить по ней короткий рассказ.
  3. "Как говорят животные". Это упражнение актуально как для игры с маленькими детьми, так и для занятий с дошкольниками. Особое внимание уделяйте чистоте проговариваемых звуков.
  4. Прочитайте малышу короткую сказку и попросите его пересказать сюжет.

Окружающий мир

Дети 3 лет уже умеют отличать домашних животных от диких, ягоды от фруктов, рыб от птиц и т. д. Они называют признаки времён года, различают время суток .

Музыкальные занятия

Развивать ребёнка 3-4 лет необходимо не только умственно, но и физически. Активная двигательная деятельность под музыкальное сопровождение положительно влияет на психоэмоциональный настрой дошкольника. Музыкальные занятия помогают привить эстетический вкус, учат чувствовать ритм и ориентироваться в пространстве.

  1. Предложите малышу потанцевать под разную музыку: ритмичную, мелодичную, озорную, грустную. Пусть в танце он не просто повторяет движения, но и учится слышать и передавать настроение музыкального произведения. Объясняйте, что под медленную музыку движения должны быть плавными и размеренными, а под ритмичную - быстрые.
  2. Разучите с малышом детскую песенку и вместе придумайте танец для неё.
  3. Хорошо знакомую песенку спойте на разный мотив: весело, грустно, вопросительно. Пусть малыш тоже попробует спеть эту песню, меняя интонацию голоса.

Творчество

В возрасте 3-4 лет у детей происходит активное развитие творческих способностей. Малыши с удовольствием вырезают, клеят, рисуют и мастерят несложные поделки под присмотром взрослых.

Мелкая моторика

Развитию мелкой моторики способствует работа руками. Это может быть лепка из пластилина, использование мозаики на занятиях, бусин и пуговиц. Во время занятия, предполагающего использование мелких предметов, необходимо внимательно следить за тем, чтобы ребёнок не подносил их ко рту и не пробовал на вкус.

Занятия для детей 3-4 лет должны быть направлены на всестороннее развитие дошкольника. Любое, даже незначительное достижение ребёнка следует отмечать и поощрять. Если какие-то упражнения вызывают у него сложность - следует подсказать и помочь, не высказывая своего недовольства. Правильный подход к организации и проведению занятий поможет развить познавательную активность крохи и заложить основу будущего положительного отношения к получению новых знаний.