Роль народной сказки в развитии и воспитании детей. Воспитание сказкой Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста

«Сказка - ложь, да в ней намёк...»

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».

Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это. Прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий (судьбу зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так: «Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома?»).

Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.

По словам В.Г.Белинского, в детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного, как один из первейших элементов. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое. Сказка может нарисовать разные картины природы:

Красоту летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые…» (Хаврошечка);

Картину зимнего вечера на речке, где сидит волк с опущенным в прорубь хвостом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни волчий хвост…» (Лисичка-сестричка и серый волк).

Связанные с захватывающим действием сказки, картины природы воспринимаются детьми эмоционально, и, быть может, впервые дети начинают понимать, как прекрасен окружающий их мир.

Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе.

Дети узнают об образе жизни животных, об их повадках, о том, какие черты присущи тому или иному зверю. Ведь многие интересные особенности поведения животных, произрастания растений, суть некоторых явлений неживой природы, недоступны для наблюдения и здесь на помощь приходит сказка. Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать об особенностях жизни животных в природных условиях, о том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах, добывают пищу. Также можно объяснить значение животного в природе. Результаты исследований детей дошкольного возраста показывают, что первичные представления о многих животных, особенностях их поведения, формируются именно под влиянием сказки. Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека. Известный зоолог, доктор биологических наук А.Г.Баяников вспоминает, что прочитанная ему в детстве сказка о мальчике, которому фея помогла найти и увидеть гнёзда всех птиц, взяв с него обещание, не трогать их, во многом определила его отношение к природе и выбор жизненного пути.

Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.

Литература:

1. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: - «Линка-пресс», 2002.-200с.

2. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.-с.80-83.

3. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.-104с.

4. Экологические сказки./ Сост. Фадеева Г.А.- Волгоград: Учитель, 2004.-57с.

5. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие./ Под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: АРКТИ, 2003.-72с.

Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое

детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.

cказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого

можно открыть эти истоки и они забьют животворными

ключами…”

В. А. Сухомлинский.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах играют семья, детский сад и средства массовой информации.

Зная возрастные особенности детей дошкольного возраста, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

На плечи воспитателя ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развивать и воспитывать в душе ребенка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос равнодушным человеком.

Я считаю, что сказка - благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Сказка сопровождает ребенка с самого раннего возраста. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что - то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными.

Нравственные понятия (честность, доброта) ярко выражены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях близких людей, превращаются в эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Композиция сказки - это яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка - все это делает сказку интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности.

Цель:

Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Задачи:

  • Побуждать у детей интерес к сказкам.
  • Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.
  • Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  • Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  • Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой - чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод - рассказывание, т.е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика - выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.

Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает - другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Литературные викторины провожу как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения.

Приемы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения.

Следующий прием - повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, - выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

Можно задать ряд вопросов: (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие - показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге.

Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Следующий прием - беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов - словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой

  • Знакомство детей с русской народной сказкой - чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций - с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  • Эмоциональное восприятие сказки детьми - пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок - с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
  • Художественная деятельность - отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании - позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
  • Подготовка к самостоятельной деятельности - разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок - метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Для того чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя интегративный метод:

Подготовительный этап:

Подбор и изучение методической литературы;

Подбор дидактических игр

Основной этап

Совместная работа с родителями.

Информировали родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения» ; «Рисуем сказку» и др.

Провели индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги».

Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами со сказками, дисками для прослушивания, Осуществили проект «Книжка своими руками».

Сказка в системе нравственного воспитания.

Какие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать: . как дружба помогает победить зло («Зимовье»); . как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); . что зло Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Заключительный этап:

Провела итоговую литературную викторину: ”По дорогам сказки.”

Результат:

— Дети научились понимать смысл сказок

— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

— Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,

— Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

— Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Вывод:

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения - не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания - литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература - это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста

Многие родители иногда недооценивают роль сказки в формировании личности ребенка.

На самом деле сказки , как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка .

Дошкольный возраст - это возраст сказки . Сказка должна входить в жизнь каждого ребенка с самого раннего возраста и сопровождать его на протяжении всего дошкольного возраста .

Чем полезны сказки ? Во-первых, слушая сказку , ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что очень важно для речевого развития. Сказка помогает правильно строить диалог с собеседником. Сказка помогает развивать связную речь. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки , стихи, потешки гораздо быстрее начинают правильно говорить.

Также сказки являются источником новых незнакомых ребенку слов, на которые важно обращать внимание, объяснять значение и, тем самым, увеличивать его словарный запас. Также благодаря рассказыванию сказок , ребенок в дальнейшем учится последовательно передавать сюжет т. е. - пересказывать .

Во-вторых, сказки являются уроками нравственности. Ведь сказочные герои бывают очень разные: добрые - злые, ласковые - грубые. С их помощью можно показать детям плохое и хорошее, как можно поступать, а как нельзя. Сказка учит сопереживать , развивается фантазия, мышление, творческий потенциал, память.

В-третьих, сказка - это способ общения с малышом на понятном и м языке.

Почему дети любят сказки ?

Дети дошкольного возраста с трудом отличают реальность от вымысла, поэтому волшебство сказки завораживает и сюжет разворачивается прямо там, где вы читаете сказку . Сказочные образы - лиса , петух, волк - оживают, умеют разговаривать, тем самым развивают детскую фантазию. Фантазировать детям очень полезно, так как фантазия помогает развивать интеллект у ребенка. Читать сказку лучше всего перед сном, когда ребенок устал и его ничего не будет отвлекать от прослушивания.

Главное - правильно выбирайте ребенку сказки для чтения , в первую очередь учитывая возраст ребенка и возможные особенности развития. Прежде чем рассказывать сказку детям , проанализируйте ее сами, так как часто можно встретить непонятные выражения или слова для детского слуха. Также в некоторых сказках можно увидеть не очень доброжелательную концовку, что может расстроить или огорчить ребенка.

С двух до пяти лет у ребенка активно развивается способность к фантазии. В этот период благоприятно использовать игру, где ребенок сам придумывает концовку сказки .

Можно поиграть в Игру «Новые сказки »

Возьмите хорошо знакомую сказку . Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на море. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник. Фантазируйте вместе с детьми.

ЧТЕНИЕ СКАЗОК РАЗВИВАЮТ МЫШЛЕНИЕ , ПАМЯТЬ РЕБЕНКА.

Игра «Звукорежиссеры» поможет вам как бы "озвучить" понравившуюся картинку из сказки . Для этого прочитайте сказку , рассмотрите иллюстрации и остановитесь на самой яркой для ребенка. Предложите вашему ребенку вспомнить, что говорили герои в данный момент

Для старших деток можно регулярно использовать такую игру: читаем сказку , останавливаемся перед развязкой и предлагаем ребенку самому придумать концовку. В этот период следует ребенку покупать сказки о волшебстве , которые обязательно придутся ему по душе. С пяти до семи лет, как правило, ребенку интересны сказки с динамичным сюжетом, приключенческая литература.

Но если ваш ребёнок не проявляет интереса к слушанию, а в дальнейшем и к чтению сказок ? Не огорчайтесь, ведь ему можно предложить поиграть со сказкой и сделать домашний мини - театр своими руками. И вы обязательно убедитесь, что время, проведённое в беседе с ребенком, откроет вам много нового о вашем ребёнке.

1. Не забудьте познакомиться со сказкой предварительно .

2. Постарайтесь найти и объяснить все сложные и непонятные слова, встречающиеся в тексте (можно в процессе или после рассказывания ) .

4. Делайте паузы, логические ударения, выделяйте главные слова, идею произведения.

5. После прочтения побеседуйте с ребенком (обсудите поведение персонажей, мотивы их поступков, РАССМОТРИТЕ при этом иллюстрации из книги.

6. Можно рассказать сказку еще раз .

Прочитайте ребенку:

1. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

2. Про Иванушку дурачка

3. Жихарка

4. Привередница

5. Красная шапочка

6. Бременские музыканты

7. Три поросенка

8. Петушок и бобовое зёрнышко

9. Лисичка - сестрички и волк

10 Лиса и козел

Дорогие родители, читайте детям сказки ! Тем самым вы общаетесь с ним, объясняете, что хорошо, что плохо и почему. Воспитываете своего ребёнка на примере положительных героев. Сказка учит доброте , преданности, уважению, поэтому ребёнок хочет подражать любимым героям. Учится различать добро и зло.

Воспитательная функция сказок в воспитании детей дошкольного возраста

О роли сказок в воспитании детей


Цель: Раскрытие исторического и психологического аспекта роли сказок в воспитании детей;
Задачи:
1. Дать понятие о роли сказки в воспитании ребёнка;
2. Раскрыть важность и необходимость ознакомления ребёнка со сказкой с раннего возраста.
3. Воспитывать любовь к чтению сказок.
Штруба Ольга Михайловна, методист МУДО «Дома детства и юношества г. Черемхово» Иркутской области.
Данный материал рассчитан на взрослую аудиторию: 18+. Он будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, педагогам – организаторам, педагогам дополнительного образования, (скорее всего молодым специалистам) и родителям.

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем
по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
(Алексей Николаевич Толстой)

Сказка всегда присутствует в нашей жизни: мы её слышали в детстве, рассказываем своим детям, внукам. Сколько себя помним, рядом с нами «Колобок», «Репка», «Лиса и волк»… Русские народные, сказки народов мира, авторские: бытовые, волшебные, о животных. Ребёнок любого возраста обязательно скажет, что сказки - это Пушкин. Нет сомнения, первым делом Александра Сергеевича вспоминают, как автора самых известных и любимых сказок: «Сказка о Попе и его работнике Балде», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Царе Салтане», «Жених». Любовь к сказкам привила маленькому Саше его няня, Арина Родионовна, любовь и привязанность к которой поэт нёс всю свою жизнь. С ней были связаны у него самые тёплые воспоминания. Замирая от восторга, жадно впитывал каждое слово чудесных сказок маленький Пушкин. Няня скрашивала его одиночество в ссылке в Михайловском, в долгие зимние вечера, продолжая пленять поэта сказками, поговорками, пословицами, песнями.
"Слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны; она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно..." – писал Пушкин брату из Михайловского.
Пушкин перенёс в свои произведения многие образы из няниных сказок. Он всегда с большой теплотой вспоминал Арину Родионовну, посвящал ей стихи.

Я сам не рад болтливости своей,
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня,
И шёпотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло.
Не чувствуя ни ног, ни головы.

Никто точно не знает, когда появилась первая сказка. Она с давних времён живёт среди людей. Из истории известно, что у наших предков было принято не наказывать повинившихся, а наставлять на путь истинный посредством сказки, рассказа, поучительной истории. Чтение сказка считается самым древним методом познания и воспитания. Общаясь с нашими детьми через сказку, мы передаём им знания о духовном мире, о предназначении человека в обществе, воспитываем их, развиваем внутренний мир, излечиваем от страхов, переживаний. Сказка даёт знания о жизни, законах бытия, пробуждает творчество, фантазию, воспитывает любовь к Родине, труду, учит уважать старших, защищать слабых, помогать больным и немощным. Однозначно, народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Девочек нацеливает на «красну девицу», которая обязательно рукодельница, и умом, и лицом красавица, для мальчиков - добрый молодец (обязательно отважный, смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, готовый в любую минуту защищать свою Родину). Такое совершенство для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Высшая цель, поставленная в юном возрасте, во многом определит его как личность. Взрослым необходимо знать мечту малыша, чтобы вовремя корректировать и устранять негативные моменты.
Считается хорошим тоном в воспитании читать ребёнку сказку на ночь. При приглушённом свете ночника, мягком звуке родного голоса волшебная история убаюкает малыша, подарит ему добрые здоровые сны. Кроме того, ощущение того, что рядом с ним присутствует близкий человек, положительно влияет на формирование детской психики. Это помогает ему успокоиться, почувствовать себя в безопасности. Ребёнок чувствует, что его любят, о нём заботятся. Очевидно, что польза сказок перед сном действительно неоспорима.
Учёные уже давно ведут разговор о терапевтической роли сказок, применяя их на психологических тренингах, в виде лечения душевного состояния маленького пациента. К сожалению, современное телевидение загружено в большей степени иностранными мультфильмами, зачастую агрессивными, с жестокими драками, с малопонятными героями, а ведь дети подражают любимым персонажам, перенимают способы их поведения, манеру говорить. Вот почему родителям и педагогам нужно очень строго подходить к выбору сказок, к просмотру мультфильмов.
И научно, и жизнью доказано, что дети разного возраста очень любят слушать сказки и необыкновенные истории, которые расширяют диапазон их знаний и кругозора, помогают получить необходимые знания о человеке, о жизненных проблемах, пути их решения. Дают понятие о том, что кроме реального мира, существует ещё и волшебный, наполненный чудесами и приключениями, что добро всегда торжествует над злом.
Полезность сказок бесспорна. На их примере можно «исправлять» «неправильные» черты характера. Так, малышам жадным и эгоистичным, полезно почитать сказки « О рыбаке и рыбке», «О трёх жадных медвежатах», «Сказку о золотом петушке», «Морозко», «Али-баба и сорок разбойников», робким и пугливым, - «О трусливом зайчике», «Трусливый Ваня», непослушным и доверчивым подойдёт «Приключения Буратино», «Снежная Королева».
У каждого из нас была любимая сказка, которую мы слушали, читали невероятное количество раз. В чём секрет этого литературного жанра? Почему наши дети, да и мы, взрослые, так любим сказки, какова их роль, в чём польза?
Вспомним, что в старые, древние времена наши предки не спешили наказывать детей, а рассказывали поучительную историю, чтобы провинившийся смог осмыслить своё поведение, сделать выводы и не повторять ошибок. Сказка - очень хороший метод воспитания и обучения детей. Рассказывая сказки, мы передаем опыт наших предков, дополняя его своим, не менее богатым. Посредством сказки ребенок обогащает внутренний духовный мир, избавляется от переживаний и страхов, получает знания о жизни и ее законах, развивает фантазию и творческое начало, учится сопереживать и предвосхищать события. Благодаря сказке ребенок может проиграть негативные роли и чувства, при этом он не будет наказан. Житейские истории очень хорошо разделяют представление о мужской и женской манере поведения.
В каждой сказке есть главный герой. Чаще это активный, храбрый, умеющий выживать в трудных ситуациях персонаж. Даже, если вначале он выглядел негативно, то завершается история его исправлением, осмыслением отрицательных сторон характера. Каждая сказка учит тому, что добро побеждает зло, что немаловажно при становлении характера.
Роль сказок в формировании личности ребёнка доказана многовековым опытом. Эти поучительные истории учат добру, прощению, терпимости, пониманию того, что хорошо, что плохо. Стимулируют концентрацию внимания, развивают положительные качества, поощряют к размышлению, побуждают к вопросам, поиску ответов. Именно сказки начинают знакомство ребёнка с литературой, прививают ему любовь к чтению. Сказка – это игра, необходимая для развития личности.
Воспитание детей через сказку неоспоримо, ведь она несёт огромный запас знаний прежних поколений. Именно она оказывает ненавязчивое влияние на формирование мышления ребёнка, впитывая информацию через народное творчество. Посредством сказки легче объяснить малышам прописные истины, нежели нравоучения. Сказка - это мощный инструмент обучения малышей и дошколят. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация. Яркими примерами моделирующими правильное поведение, являются такие сказки, как «Колобок», «Серенький козлик», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Репка». В них очень ярко показываются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость, успех коллективизма и трудность одиночества. На примере сказочных персонажей дети учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, мысленно преодолевать с ними трудности и преграды. Уверовав в простую истину, что добро побеждает зло, ребёнок более стойко научится преодолевать жизненные невзгоды. Можно смело сказать с первых минут знакомства со сказкой начинает закаляться характер малыша.
Известный факт, что многие в детстве испытывают чувство страха: врачей, темноты, оставаться одни в комнате. Опять же сказки могут помочь в этой ситуации. Ребёнок со стороны наблюдает, казалось бы, безвыходную ситуацию, и вот находится способ благополучного её решения. Герои счастливы, здоровы, зло побеждено. Зная о положительном исходе дела, малыш постепенно побеждает и свои страхи.
Многие опытные педагоги отмечают, что для детей ХХI века характерны снижение умственной работоспособности, излишняя возбудимость, раздражительность, эмоциональная истощённость, неустойчивое настроение. Присутствует заторможенность, или наоборот, - раздражительность, агрессивность. Дети зачастую остаются дома одни, испытывая дефицит общения с родителями, сверстниками, замыкаясь на телевизоре или компьютере. С помощью современных технологий на них свалился шквал информации, причём зачастую негативной. Дети стали менее чувствительными, отзывчивыми, не владеют коммуникативными навыками. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, чрезвычайно актуальна и важна. И главный помощник - это сказка. Ещё К. Д. Ушинский назвал сказки русского народа первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.
Помните, армянскую сказку в стихах «Жадный Вартан», которому скорняк пошил из овечьей шкуры целых семь шапок, но ни одну из них нельзя надеть? Мораль: жадность и зависть до добра не доведут. А «Каша из топора»? О находчивости и смекалке русского солдата? Эти поучительные истории - яркий пример народной педагогики.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Педагоги знают разные формы работы со сказкой: чтение, пересказ, обсуждение, театрализованное исполнение сказок, просмотр фильмов-сказок, проведение конкурса знатока, выставки рисунков и т. д. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, и поэтому взрослые должны с раннего возраста знакомить своих детей с великой духовной культурой народа.
Несколько советов молодым родителям и начинающим педагогам: читать сказку,
1. концентрируя на ней внимание ребёнка;
2. с выражением, выделяя интонационно кульминационные моменты;
3. чётко проговаривая слова;
4. только одну, для более глубокого осмысления;
5. выбранную ребёнком (даже пусть в сотый раз!);
6. анализируя;
7. попросите пересказать;
8. желательно перед сном.
"Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь".
(Ганс Христиан Андерсен)

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый, мощный инструмент развития, приобретения опыта. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания. Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Дети забирались на печь, бабушки пряли и рассказывали сказки, поучительные истории, в памяти малыша накапливались знания о жизни. К великому сожалению, опыт этот утрачен. В наше «быстротечное» время взрослому некогда почитать, рассказать сказку своему малышу, да не просто прочитать, а осмыслить – чему учит она? какой жизненный урок скрыт в ней? Ребенок чаще сидит у телевизора, за компьютером. Весь багаж жизненных ценностей он черпает из средств массовой информации, компьютерных игр, а не из книг. Вот и получаем в итоге «человека» с «искаженным» внутренним миром, умеющим силой решать проблемы и с «отсутствием» сердца. В нашей жизни мы часто встречаемся с различными проблемами, сложностями. Взрослые ищут пути решения их, а как же быть детям, чей жизненный опыт так мал? Что делать малышу? – Расскажите ему сказку!

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста»

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый, мощный инструмент развития, приобретения опыта. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания. Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Дети забирались на печь, бабушки пряли и рассказывали сказки, поучительные истории, в памяти малыша накапливались знания о жизни. К великому сожалению, опыт этот утрачен. В наше «быстротечное» время взрослому некогда почитать, рассказать сказку своему малышу, да не просто прочитать, а осмыслить – чему учит она? какой жизненный урок скрыт в ней? Ребенок чаще сидит у телевизора, за компьютером. Весь багаж жизненных ценностей он черпает из средств массовой информации, компьютерных игр, а не из книг. Вот и получаем в итоге «человека» с «искаженным» внутренним миром, умеющим силой решать проблемы и с «отсутствием» сердца. В нашей жизни мы часто встречаемся с различными проблемами, сложностями. Взрослые ищут пути решения их, а как же быть детям, чей жизненный опыт так мал? Что делать малышу? – Расскажите ему сказку! В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений, особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий, например судьбу зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так: «Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома? ». Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка. По словам Белинского В.Г., в детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного, как один из первейших элементов. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое. Сказка может нарисовать разные картины природы:

Красоту летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые… » («Хаврошечка») ;

Картину зимнего вечера на речке, где сидит волк с опущенным в прорубь хвостом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни волчий хвост… » (Лисичка-сестричка и серый волк) .

Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе. Дети узнают об образе жизни животных, об их повадках, о том, какие черты присущи тому или иному зверю. Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать об особенностях жизни животных в природных условиях, о том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах, добывают пищу. Также можно объяснить значение животного в природе. Результаты исследований детей дошкольного возраста показывают, что первичные представления о многих животных, особенностях их поведения, формируются именно под влиянием сказки. Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей.

Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен, он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней. Сказка для ребенка – это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества. Сказка является универсальным развивающее – образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую речевую среду. Как справедливо отмечала Лебедева Ю.А., "любая сказка ориентирована на социально –педагогический эффект: «она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит" . Флерина Е.А. отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия, дети не любят плохого конца – герой должен быть удачлив, так как ребенок, как правило, ставит себя на его место, мысленно действует, борется с его врагами. Можно смело говорить о том, что сказкам принадлежит большая роль в развитии личности ребенка. Дети рано приучаются правильно оценивать размеры явлений, дел и поступков, понимать смешную сторону жизненных несоответствий. В каждой сказке ест мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен определить свое место в жизни, усвоить морально – этические нормы поведения в обществе. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении сказок и указывали на необходимость их широкого использования в педагогической теории. Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. "В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя – народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы".

Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение "слушать" формируется у дошкольников в процессе воспитания, при активном воздействии взрослого и достигает все более высокого уровня, по мере того, как развивается и совершенствуется мышление детей, обогащается их словарь, развивается воображение. Поэтому педагогика рассматривает воспитание детей средствами художественной литературы и устного народного творчества в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. В дошкольном возрасте происходит формирование способностей ребенка к восприятию и пониманию художественной литературы, и именно сказка готовит его к этому. Для того чтобы правильно понять художественное произведение, ребенок должен отнестись к нему, как к изображению реальных предметов и явлений. В сказке многие действующие лица попадают в самые необычайные положения, но все эти обстоятельства нужны лишь для того, чтобы показать истинные,характерные свойства. Можно сказать, что сказка – это важное средство развития личности ребенка, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Она влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Общеизвестно воздействие сказки на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи детей. На важность приобщения детей к красоте родного языка, родного слова, развитие культуры речи указывали многие психологи, педагоги и лингвисты (Ушинский К.Д, Тихеева Е.И., Флерина Е.А., Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Максаков А.И. и др.). Сказка, также как и другие произведения устного народного творчества, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы родного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм языка.

Через народное творчество ребенок общается с многомиллионным автором – народом, воспринимает его мысли и чувства. Значение сказки для усвоения детьми словаря в единстве с грамматическим строем языка трудно переоценить. Сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок, важно лишь правильно понять их и правильно ими пользоваться. Известный итальянский сказочник Джанни Родари написал книгу "Грамматика фантазии", где описал приемы, способствующие развитию детей. Д. Родари подчеркивал, что "дети долго остаются в отношении сказок консервативными; они не хотят что – либо менять в них, настаивают на том, чтобы сказка рассказывалась одним и тем же образом и почти одними и теми же словами". Потом, по его мнению, наступает момент, когда рождается потребность в новых впечатлениях от старой сказки. И тогда дети придумывают для нее новый конец или наделяют героя новыми свойствами, что способствует развитию у детей связной речи, пониманию возможности подбирать слова со сходным или противоположным значением. Следует подчеркнуть, что чувственная сторона восприятия ребенком произведения ни в коей мере не умаляет роли языка и мышления и, тем более, художественного слова, которое ведет ребенка по линии чувственно – образного и абстрагирующего мышления. Леушина А.М. справедливо утверждает: "Наглядное представление о ситуации рассказа или сказки создается через понимание контекста, смыслового содержания слов и тех речевых конструкций, с помощью которых оформляет свою мысль автор или рассказчик. Так ребенок привыкает контекстную речь переводить на язык наглядных образов, и, обратно, наглядные образы своих собственных представлений и переживаний он тоже мало – помалу приучается выражать с помощью развернутой, структурно – оформленной контекстной речи". Таким образом, сказка создает у ребенка потребность в новой структуре речи, а ее форма дает необходимые для этого образцы, которые в ходе своего развития он осваивает. Флерина Е.А. также говорит о целесообразности использования сказок для развития связной монологической речи дошкольников. Она считает, что "лучшим образцом формы рассказывания являются русские народные сказки, на которых следует учиться как технике рассказывания, так и построению рассказа: четкая линия развития действия, ясная, простая структура, динамика в развертывании действия, небольшое количество действующих лиц, яркие, экономные и контрастные образы, ритмичность и звучность языка". Если сравнить сказку с другими литературными произведениями, то станут видны ее несомненные преимущества. Например, миф. Он тоже говорит на языке образов, но он пессимистичен, а дети не любят плохих концов, поэтому не воспринимают миф как рассказ о чем-то интересном и захватывающим. Мораль басни, ее нравоучительный характер больше подходит взрослому, а не ребенку. Дети понимают, что, например, делать так нельзя, но басня не дает ответа на вопрос "Почему?". В сказке же ясна причина, по которой следует руководствоваться тем или иным принципом. Если же сравнить сказку с реалистическим рассказом, то становится ясно, что он психологически неправдоподобен для ребенка, так как его мышление еще неподготовлено для восприятия реальности в чистом виде. Литературное произведение должно привлечь внимание ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, а также выразить все это словами. Всем этим требованиям удовлетворяет только сказка. Дети, воспитанные на сказках, имеют больший словарный запас, более тонко чувствуют язык и лучше владеют им.

Ребенок, работая со сказкой, в первую очередь удовлетворяет три основных базовых потребности (выделил И. П. Яничев) :

1. потребность в автономности (независимости) ;

2. потребность в компетентности (силе, всемогуществе) ;

3. потребность в активности.

Результатом удовлетворения этих потребностей служит формирование ряда качеств личности ребенка – дошкольника:

Стремление проявлять свое личное мнение, отстаивать свои интересы, взгляды;

Способность владеть инициативой в общении, управлять процессом, эмоционально откликаться;

Социальная компетентность.

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств. Уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких.

Литература:

1.Зинкевич- Евстегнеева Т. Д. Путь к волшебству.Теория и практика сказкотерапию.- СПБ, 1988.

2.Зинкевич- Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПБ, 2002.

3. Рыжова Н. А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М. : - «Линка-пресс», 2002.-200с.

4. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.-с. 80-83.