Семейный досуг. Организация и проведение семейного отдыха в культурно-досуговых учреждениях

Наталья Капцова


Время на чтение: 8 минут

А А

Как же сложно найти время для семейного отдыха, когда родители бесконечно работают, а у детей — то учеба, то дополнительные занятия в кружках и секциях! А когда свободное время все-таки появляется, единственное, на что хватает фантазии у домочадцев – это просмотр телевизора или коллективное «заседание» в интернете.

А ведь общий досуг – это еще и формирование крепких и добрых семейных традиций, которые так важны для детей и семьи в целом…

Виды семейного досуга для родителей и детей – чем заняться всем вместе в свободное время?

Интересы детей разного пола и возраста совпадают не так уж часто (у каждого свои пристрастия) — что уж говорить про интересы детей и родителей!

Но роль общего семейного отдыха крайне важна — как для благоприятной атмосферы в доме, так и для формирования в детях правильного отношения к семье.

Несмотря на разницу интересов, объединить семью одной идеей вполне возможно. Конечно, только при желании каждого, увлеченности процессом подготовки и самого проведения отдыха.

Досуг для всей семьи – какой он? Он может быть активным (совместный поход в горы) или же пассивным (игра в монополию). Выбор вида отдыха зависит от погоды, условий и возможностей — а также пожеланий.


Какие существуют варианты семейного отдыха?

  1. Активные игры. Идеальный вариант, если их проводят на свежем воздухе. Такой отдых не только даст всем заряд энергии и изрядно поднимет настроение, но и станет отличным фундаментом для закладки крепкого здоровья ребенка. Вариантов игр довольно много, и выбрать можно именно тот, что понравится всей семье – фитнес, плавание, игра в волейбол или баскетбол, семейная поездка на велосипедах с пикником в конце пути или катание на коньках (роликах).
  2. Танцы. Этот вид активного отдыха сегодня стал весьма модным, как среди взрослых, так и среди детей. И мест, в которых можно учиться танцам всей семьей, тоже достаточно. Остается только выбрать направление – классические бальные танцы или же современные. Необязательно ставить цель – достичь каких-либо высот. Достаточно просто получать удовольствие от отдыха.
  3. Настольные игры. Вариант для ленивых фанатов пассивного отдыха. Если усталость после учебы и работы слишком велика, и нет сил на активный отдых, то можно выбрать одну из настольных игр (монополия, пазлы, карты, скрабл и проч.), которая увлечет всю семью. А если и на нее нет сил, то можно выбрать интересное кино для всех и устроить семейный просмотр в домашнем кинотеатре на пушистом ковре и с мешком «вкусняшек».
  4. Культурный отдых. Отдых – это не только пляж, шашлыки и диван с ТВ. Почему бы не провести отдых культурно? Узнать что-то новое, расширить горизонты, привить детям любовь к прекрасному. Если дети еще слишком малы для выставок и картинной галереи, можно выбрать цирковое представление, интересный музей, красочный спектакль или даже новый мультфильм в хорошем кинотеатре. А можно отправиться на экскурсию по тем городским уголкам, в которые даже мама с папой еще не заглядывали.
  5. Создаем мастерскую дома. Если в вашей семье – сплошь творческие домочадцы, и у всех золотые руки, то можно найти общее увлечение, которое спасет от скуки семью в дождливые или морозные выходные, и объединит всех за одним творческим занятием. Впрочем, если у каждого члена семьи в этой мастерской будет собственное занятие – тоже неплохо. Папа с сыном может заняться конструированием, работой по дереву или созданием роботов, а мама с дочкой – рисованием, квиллингом, изготовлением мыла или созданием игрушек методом валяния. Да мало ли интересных занятий! И отсутствие опыта – не препятствие, ведь сегодня в Сети по любому творческому занятию есть подробные мастер-классы. А если дело пойдет, то такие совместные выходные можно даже постепенно подвести к доходному семейному бизнесу.
  6. Семейные скрапбукинг-книги. Интересная идея, которая может стать . В течение недели нужно собирать все те мелочи, которые мы обычно складываем в книги и коробки на память – засушенные цветы с памятной прогулки, билеты с сеанса интересного фильма, веселые фотографии, смешные рекламные листовки из ящика и объявления из газет, и проч. На выходных же всей семьей этими памятными мелочами заполняется скрапбукинг-книга, которая дополняется забавными комментариями всех домочадцев.
  7. Семейный туризм. Если времени и средств хватает, то это — одна из самых замечательных идей для семейного досуга. Речь, конечно, не о поездке на острова, чтобы позагорать на золотом песке у океана, а о полезном туризме, сочетающем интересные экскурсии и активный отдых. Сюда же можно отнести и семейные походы с палаткой, удочками и гитарой: учим детей разжигать костер, жить без гаджетов, получать удовольствие от реальности и простых вещей без интернета, отличать съедобные грибочки от несъедобных, выживать в лесу и искать выход к людям по мху/солнцу и проч.

Конечно, занятий гораздо больше. Мы привели лишь самые популярные и актуальные.

Но самое главное – это не вид досуга, а отношение к нему всех домочадцев.

Даже генеральная уборка или высаживание рассады в своем огороде всей семьей может стать замечательным семейным времяпрепровождением, если домочадцы любят проводить время вместе.

Видео: Семейный досуг с ребенком


Как найти время для досуга в семье — и правильно его рассчитать?

Уже не один год психологи, педагоги и доморощенные интернет-специалисты ищут . Придуманы тысячи способов это сделать и написаны тысячи советов для опустивших руки родителей. А ведь решение этой проблемы века более чем простое: нужно просто больше времени проводить с детьми.

Конечно, когда наши милые карапузы становятся подростками, что-либо менять уже поздно (хотя шансы все-таки есть!), но если ваши дети еще маленькие – не теряйте времени! Даже час-два, проведенные родителями с детьми – это уже здорово. А найти часик раз в день – только на свое дитя (исключительно для него!) смогут даже самые занятые родители.

И, конечно, семейный отдых – как профилактика любых подростковых проблем, с которыми сталкиваются современные родители.

Видео: Как организовать досуг семьи?

Как же найти время для этого отдыха?

  • Обязательно планируем семейный досуг. И начинаем это делать еще в начале недели. Естественно, с учетом пожеланий всех членов семьи и их интересов. Куда вы пойдете и чем займетесь – это следует решать за семейным ужином, когда все в хорошем настроении. Если выбрать что-то конкретное не получается из-за разногласий, решайте голосованием.
  • Дальше – подготовка к отдыху. Дети (и родители!) должны с нетерпением ждать каждых выходных, зная, что они проведут еще 2 незабываемых дня с мамой и папой.
  • Не планируйте никаких дел на выходные — и напомните об этом домочадцам. Если у кого-то появляются срочные дела на выходные, вы должны быть готовы быстро подстроить/перестроить «график» отдыха так, чтобы на него попали все.
  • Планируйте 2-3 варианта отдыха «на всякий пожарный случай». Жизнь непредсказуема, и лучше, если у вас будет «план Б» про запас.
  • Заранее составьте списки вариантов семейного отдыха , которые подойдут вам по финансовым затратам.
  • Готовьтесь к отдыху заранее! Если вы собрались в кино – найдите лучший кинотеатр, забронируйте лучшие места. Если собрались в поездку, найдите самую интересную экскурсию, соберите весь инвентарь, который может понадобиться. При выборе варианта с походом вместе найдите самое красивое место для отдыха, рыбалки и прочих удовольствий.

Родителям на заметку:

Что вспоминаете вы, когда думаете о детстве? Общие семейные праздники, походы с палаткой, веселые события «на картошке», подготовку подарков всей семьей к новому году, катание с горки всей семьей на картонках или на одних санках, и многое другое.

А что вспомнят ваши дети? Вы же не хотите, чтобы самыми яркими их воспоминаниями были просмотры дурацких передач или сотни лайков в социальной сети?

Ищите время на своих детей — сколько бы им ни было лет!

Только ваше личное внимание и ваша искренняя заинтересованность может отвлечь их от дурных компаний и поступков, привить все самое светлое, доброе и полезное.

Планируем досуг и выбираем лучшие варианты для вашей семьи!

Почему так важно планирование досуга?

Потому что при отсутствии подготовки обязательно возникнет какое-нибудь препятствие для полноценного запланированного отдыха, и придется снова маяться от скуки дома, объедаясь у телевизора или компьютеров всей семьей. Как следствие – ни положительных эмоций, ни активного отдыха, а кроме того еще и лишние килограммы.

Поэтому четкий план и подготовка – обязательное и главное условие хорошего отдыха!

Запоминаем самые важные правила планирования семейного досуга:

  1. Составляем списки всех возможных мероприятий , которые были бы интересны всем домочадцам. Лучше, если каждый член семьи составит свой список, а после их можно будет объединить в один.
  2. Разбиваем все мероприятия по категориям. Например, пассивные, активные, финансово затратные, и проч.
  3. Выбираем мероприятие на выходной день, которое должно понравиться всем. Для того, кто не очень доволен выбором, нужно придумать некое поощрение. Например, вид отдыха на следующие семейные выходные выбирает он.
  4. Тщательно прорабатываем план мероприятия , чтобы не испортить себе выходные. Не менее тщательно прорабатываем запасной вариант.

И — главное. Не упускайте этой возможности – проводить с близкими теплые семейные выходные.

Неважно, будет ли это лото и чай с печеньками, или же восхождение к вершине – главное, чтобы вам было хорошо вместе.

Те самые мгновенья, которые бесценны, будут приятными подарками для всей семьи и замечательным антистрессом.

Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своими отзывами и советами в комментариях ниже.

Семья - это не только постоянная любовь и радость, но и сложная работа над собой каждого ее члена. Чтоб всегда в вашей семье царило взаимопонимание и тепло, необходимо приложить определенные усилия. Вы должны осознавать тот факт, что помимо вас в квартире или доме живут также ваши родные, которые как и вы имеют право на свое собственное мнение и досуг.

Многие семьи тратят массу времени на то, чтоб обустроить все в доме, приобрести нужную покупку и обеспечить себя всем необходимым для дома и . Но единицы семей умеют правильно организовать свой досуг, чтоб потом было о чем вспомнить и поговорить. Если у вас нет времени на то, чтоб отдыхать от работы и учебы вместе с семей в будни, то вы просто обязаны на выходных находить время для самых близких и родных. Психологи доказали, что те семьи, у которых есть общие увлечения, являются более дружными и крепкими. Вам стоит обратить внимание на этот факт, чтоб изменить что-то к лучшему конкретно в вашей семье.

Есть и такие виды хобби , которые являются интересными для каждого члена семьи отдельно, но не приносят пользы для единства и сплочения.
1. Интернет
2. Компьютерные игры
3. Чтение книг или журналов
4. Просмотр телевизионных программ
5. Посещение театров, музеев, выставок с друзьями.

Вам необходимо обратить внимание на такие виды хобби, которые станут общим любимым делом как для мамы и папы, так и для детей. В особо дружных семьях участие принимают даже представители старшего поколения: бабушки и дедушки. К сожалению, в современном мире мало места для тесного общения в широком семейном кругу, поэтому если вы хотите сохранить гармонию и взаимопонимание, то уже сегодня научитесь правильно планировать время. Вы всегда сможете найти интересное занятие, которое будет по душе абсолютно всем членам семьи.

Как грамотно рассчитать время для семейного досуга?
- В самом начале рабочей недели составьте план для совместного проведения досуга. Обязательно учтите все особенности каждого человека, чтоб никто не остался без внимания. Если вы выберете просмотр премьеры в кинотеатре, то обязательно выбирайте только тот фильм, который будет интересным как супругу, так и детям.
- Спланируйте свой день тщательно. Например, если вам необходимо сделать генеральную уборку, то сделайте это утром, а вечер посвятите своей семье.

Предупредите за несколько дней своих родных , что у вас есть планы для каждого, чтоб все были в курсе и могли подстроиться под ваше расписание. Ни в коем случае нельзя сообщать за день, что вы, например, уже купили на всех билеты в театр. Необходимо дать время детям и мужу спланировать также и свое свободное время.

Предложите вашим родным несколько вариантов досуга на рассмотрение. Пусть каждый проявит активность и выберет тот вариант, который будет ему подходить. Если мнения разойдутся, то выбирайте общий досуг методом голосования.

Сделайте традицией проводить совместные выходные с семьей. Например, сообщите всем, что теперь вечер субботы официально объявляется вашим семейным. Предупредите всех, чтоб никто ничего не планировал на это время, и чтоб все отложили свои дела на другой день.
- Если кто-то из членов семьи сильно против определенного занятия, то придумайте ему поощрение.


Далее вашему вниманию предлагаются самые универсальные и полезные виды семейного .
1. Совместный поход в кинотеатр . Такое времяпровождение понравится абсолютно всем, главное - правильно выбрать фильм или мультфильм. Обязательно проконсультируйтесь с продавцом билетов, чтоб знать, подойдет ли конкретный сеанс для детей, мужчины и женщины. Вы можете купить попкорн, сладкую вату и газированные напитки и отлично провести время.

2. Развивающие игры . Посетите магазин для детей и выберите игру в соответствии с полом и возрастом ваших детей. Для мальчиков отлично подойдут игры со спортивной тематикой, а девочкам можно купить интересные игры на тему животных, кулинарии или красоты. Обязательно посоветуйтесь с мужем, чтоб он также принял участие в выборе игры, ведь вам придется играть всем вместе. Отдайте предпочтение ярким красочным играм с обучающей направленностью. Карты и шашки оставьте на потом.

3. Танцы . Сегодня есть огромное количество танцевальных кружков, в которых могут заниматься как взрослые, так и дети. Это будет отличной возможностью заняться спортом и весело провести время. Выберите стиль танцев, который будет по душе абсолютно всем. Вы сможете подтянуть тело, а дети с самого детства будут привыкать к активному досугу.

4. Мастер-классы, кружки . Тут вы можете довериться выбору детей и отдать предпочтение тому виду деятельности, который понравится им. Некоторые родители предпочитают ждать малышей в коридоре до окончания занятий, но для укрепления семьи обязательно ходите все вместе. Потом вам будет что вспомнить и обсудить за столом в процессе ужина. Вам необходимо добиться того, чтоб все с нетерпением ждали следующего занятия. Рисование, пение, оригами, моделирование, поделки, курсы английского языка - все это станет не только увлекательным, но и полезным.

5. Выставки, музеи, галереи . Конечно, классика живописи врядли будет интересна детям школьного возраста, но есть масса интересных выставок с животными, рисунками и поделками в виде героев мультфильма. Обязательно посетите сайты вашего города с афишами мероприятий и подберите что-то, что будет интересно как взрослым, так и детям. Вы можете обратиться за помощью к консультантам, которые забронируют вам билеты и посоветуют выбрать самый интересный вариант.

6. Пикник, игры на свежем воздухе . В теплое время года вам обязательно стоит пойти в парк вашего города или выехать всей семьей за город на природу. Это станет отличной возможностью подышать свежим воздухом, сделать интересные фотографии и насладиться общением с детьми. Вы можете взять с собой еду, напитки и подстилки, чтоб быстро организовать обед на природе. Также придумайте интересное занятие на природе: теннис, волейбол, прятки, спортивные эстафеты и т.п. Поручите мужу приготовление шашлыка, а сами станьте судьей в соревнованиях детей. Заранее купите утешительные призы в виде сладостей или небольших игрушек.

3.1. Совместный отдых детей и родителей, формы его организации

Становление и развитие человека начинается в семье. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки.

Семья выступает важнейшим институтом социализации подрастающих поколений. По мнению А.В. Мудрика, она представляет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей и девушек, качество которой определяется рядом параметров:

– социально-культурный зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;

– социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;

– технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни;

– демографический определяется структурой семьи.

Главными функциями семьи являются: воспитательная, оздоровительная, духовно-нравственная, познавательно-образовательная, бытовая, трудовая, культурно-просветительская, досугово-творческая, охранно-защитная.

Основными задачами семейного воспитания являются:

Гармоническое развитие ребенка;

Забота о здоровье детей;

Помощь в учении;

Трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

Помощь в социализации личности;

Формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

Забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

Подготовка к самовоспитанию и саморазвитию.

Каждый ребенок – это особый мир, и познать его могут только те родители, которые понимают каждое движение детского сердца, умеют вместе со своим ребенком разделить детские радости и тревоги, успехи и огорчения. Воспитание современного ребенка требует от родителей терпения, любви, душевных сил и времени. Главными качествами родителей, которые так необходимы детям, являются гуманность, доброта и родительский такт. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери являются для ребенка наглядным примером.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Основными компонентами семейного воспитания остаются:

– климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

– режим семейного воспитания;

Семья – это то первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. Поэтому все, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда и не восполняется совсем в дальнейшей жизни. И потери эти являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность. Нигде человек не может полностью расслабиться, получить полноценный, необходимый ему отдых, кроме как в семейном кругу. Для младшего школьника семья является организацией его летнего и зимнего отдыха; семья осуществляет содержательное наполнение досуга, приобщая детей к физкультуре, художественной деятельности, туризму, самообразованию, хозяйственному труду. Семья дает чувство защищенности от жизненных неурядиц.

Приобщение к культурной организации свободного времени детей – основная функция для семьи, которую родители не в состоянии хорошо организовать. К тому же полноценной организацией свободного времени младшего школьника является приобщение детей к культурным видам отдыха, доставляющим духовное наслаждение, не только восстанавливающим силы тела, но и обновляющим душу.

Проводя свободное время с детьми, родители должны учитывать, что для детей необходимо разнообразие форм досуга. Выбор форм проведения свободного времени происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей.

Правильно организованный семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Интересы, как правило, бывают различны, однако часто даже внешне разные интересы можно объединить одной идеей. Все будет зависеть от того, с каким настроением вся семья будет подходить к организации того или иного дела, насколько все увлечены процессом подготовки и проведения выходных, праздников или просто тихого семейного вечера. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.

Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи и от содержательного и доброжелательного общения, и от реализации своих потребностей в движении, познании. Тогда он оказывает развивающее воздействие на детей и взрослых, повышает их культурный уровень.

Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам (увлечение алкоголем, курением, наркотиками) и непониманию, отчужденности, озлобленности, скуке. У малыша, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется «образ семьи», который он проносит через свою жизнь и, став взрослым человеком, создает свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах.

Формы семейного досуга довольно разнообразны. Это и семейные праздники, и посещение театров, музеев, совместные прогулки, походы, игры и многое другое. Задача родителей – суметь методически грамотно использовать ту или иную форму организации семейного досуга.

3.2. Методика организации семейных праздников

Семейные праздники содержат богатые возможности для умственного воспитания ребенка, для развития всех его дарований. «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника… Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники…» – отмечал К.Д. Ушинский.

В толковом словаре C.И. Ожегова понятие «праздник» имеет несколько значений:

1) день торжества, установленный в честь или в память кого– или чего-нибудь;

2) день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого;

3) выходной,не рабочий день;

4) день радости и торжеств по поводу чего-, кого-нибудь (семейный праздник).

У больших и малых форм такого социокультурного явления, как праздник, есть богатейшая история. Праздники, не вычленявшиеся из единого жизненного потока, существовали у всех народов мира с глубокой древности. Историки часто начинают рассматривать историю праздника с эпохи Древней Греции и Рима. В те времена проходили празднества, тщательно подготовленные и организованные. Древние греки любили праздники и занимались ими активно, с огромной отдачей. Свободное время организовывалось ими так, что носило даже более активный и деятельный характер, чем труд. Неспроста большинство древнегреческих праздников выливалось в активные игры, состязания. Вершиной таких праздников явились Олимпийские игры, проходившие в специально выстроенном городке Олимпии раз в четыре года.

Все русские праздники выстраивались в определенную иерархическую лестницу. Главным праздником для всех православных людей была Пасха, которую называли праздником всех праздников, торжеством всех торжеств. Великими праздниками православной церкви считались двунадесятые, т.е. двенадцать праздников в году, прославляющих Иисуса Христа и Богоматерь, а также пять, посвященных евангельским событиям

Наряду с большими праздниками внутри деревенских общин и городских кварталов справлялись малые праздники (полупраздники). Они устраивались в память покровителей того или иного ремесла, домашних животных, в память местночтимых святых, в дни начала или окончания полевых работ. О праздниках такого рода русские люди говорили: «Сколько дней у Бога в году, столько святых в раю, а мы, грешные, им празднуем».

Кроме православных праздников в русском быту существовали праздники семейные: именины, популярные в основном среди городского населения, и семейные братчины, отмечавшие важные события в жизни близких родственников, произошедшие в прошлом и завещанные для почитания.

Если языческие, православные, календарные праздники на протяжении всей истории исчезали, заменялись другими, то семейные праздники присутствовали всегда. Семейные праздники можно определить как организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи события. Традиционно к ним относят дни рождения, крестины, свадьбу и др. У каждой семьи свои вехи развития.

Более подробно мы остановимся на семейных праздниках, ведь семейный праздник – это одна из очень важных форм досуга, она способствует сплочению семьи, воспитывает внимательное отношение друг к другу, развивает умение доставлять радость окружающим. Праздник – это всегда положительные эмоции, радостное общение, веселые состязания, возможность помериться своими силами.

Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы праздника. Ученые доказали, что смех является мощным терапевтическим фактором. Одно только ожидание праздника способно вызвать у ребенка положительные эмоции. Подвижные игры, аттракционы, забавы, потешки, сюрпризы, которыми насыщена любая программа праздника, часто сопровождаются неожиданными комичными ситуациями, вызывают искренний смех, эмоции удивления, восторга, следовательно, уже одно это обстоятельство делает праздник незаменимым средством профилактики и лечения многих расстройств.

При подготовке и проведении семейных праздников дети получают возможность проявлять высокую активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно сказывается на развитии их способностей и личностных качеств.

Процесс подготовки к празднику сплачивает всю семью единством цели и общими задачами, составлением сценария, проявлением активности, украшением и оборудованием комнаты.

Семейные праздники играют важную роль в жизни ребенка и дают доступные доказательства родительской привязанности к себе, что влияет на его доброжелательное отношение к родителям.

Именно семейные праздники имеют богатейшие возможности для гармонического развития всех способностей детей, потому что, украшая к празднику свой дом, придумывая эти украшения, сюрпризы для своих родных и близких, дети не только фантазируют, но и работают руками. Потом, уже в процессе проведения семейного праздника, дети проявляют самые разные свои способности и умения. Ни один праздник не обходится без игр, а игры развивают силу, ловкость, сообразительность, импровизационные качества, речевые и вокальные способности развивают песни, танцы и др.

В возрасте от семи до десяти лет душевное становление детей является ведущим. При этом если до семи лет в отношениях со взрослыми запечатлелось послушание, то с семи лет является живое действие – почитание взрослых. Успехи этого развития определяются теми социальными связями, которыми окружен ребенок, который особенно зависим от внешних воздействий и собственных неконтролируемых побуждений. Здесь решающее влияние оказывает семья, задающая основное направление развития ребенка. Именно этот период является сензитивным для правильного формирования организации свободного времени ребенка, воспитания моральных требований, норм поведения. Мера правильности связана с осознанием детьми того факта, что отношения между людьми строятся на основе норм. Поэтому правильно организованные семейные праздники способствуют духовному, творческому развитию ребенка, направлены на формирование у младших школьников умений организовывать свое свободное время.

Семейный праздник – это организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи события.

В основу классификации семейных праздников могут быть положены возрастной, социальный и тематический принципы:

1) праздники для членов семьи разного возраста (детский, взрослый);

2) праздники для членов семьи с различными социальными ролями (для сына, дочери, мамы, папы, бабушки, дедушки, четвероногого друга);

3) праздники различной тематики (день рождения, крестины, 1 сентября, «Поздравляем победителей» и др.).

В каждой семье могут быть и свои праздники – начало или окончание школы, особые достижения в спорте, творчестве.

Система подготовки и проведение семейных праздников включают несколько этапов.

1. Познавательный этап (знакомство с праздником и его особенностями).

2. Подготовительный этап (разучивание песен, стихов и т.д., изготовление подарков, элементов оформления, атрибутов).

3. Этап активного участия в празднике. Важно помнить, что никто не сможет развлечь того, кто сам этого не хочет.

Наиболее традиционным семейным праздником является день рождения одного из ее членов. Дети, как правило, с нетерпением ждут свой день рождения. Очень важно, чтобы он запомнился не только количеством подарков, но и интересной его организацией. Родителям следует помнить, что день рождения ребенка – это его праздник. Следовательно, все, что будет происходить в этот день, должно доставлять удовольствие именно ему. Вместе с ребенком необходимо обсудить этапы подготовки дня рождения, т.е. композицию праздника, разработку сценария, продумывания интерьера, подготовку сувениров для гостей. Важным условием, которое обеспечит успешность празднования дня рождения, является составление сценария. Сценарий – это заранее подготовленный детальный план проведения какого-либо зрелища. Работа над сценарием включает в себя несколько этапов:

1) рождение замысла;

2) определение идеи сценария;

3) отбор литературно-художественного, игрового, художественно-спортивного и другого материала;

4) компоновка отобранного материала в соответствии с замыслом и идеей;

5) определение художественно-выразительных средств;

6) анализ подобранного материала.

При составлении сценария необходимо учитывать возраст ребенка, его интересы, особенности характера, количество приглашенных гостей, условия проведения праздника.

Сценарии могут быть односюжетными и бессюжетными. В односюжетном сценарии все эпизоды объединены содержанием, например, «Веселое путешествие», «Приключение друзей», «Нашему имениннику». Бессюжетные сценарии составляются из отдельных игр, конкурсов, развлечений, не соединенных единым содержанием. Родители вместе с ребенком должны обсудить все основные моменты проведения праздника. Определить место для игр, для праздничного стола и для театрализованных представлений. Для гостей, помимо игр и развлечений, надо продумать сувениры и призы, которые должны быть вручены каждому ребенку. Немаловажным условием является длительность совместной групповой деятельности детей. Завершить ее следует тогда, когда у детей все еще будет желание продолжить действие. Только тогда у ребят сохранятся ощущение полученного удовольствия и радостные воспоминания о проведенном времени. Необходимо также предусмотреть достаточное количество времени для самостоятельных игр и развлечений детей. Все это позволит создать атмосферу общего веселья. Хорошо продуманная композиция праздника должна соответствовать сохранению положительного эмоционального настроя у всех присутствующих, предотвращать переутомление, развивать интерес, удовлетворять потребность детей в самостоятельности и активности.

Организация семейных праздников представляет собой своеобразный педагогический процесс: воспитательное влияние на ребенка осуществляется косвенно. В явлениях воспитания никогда не бывает однозначных зависимостей и на определенную социально-педагогическую ситуацию, а тем более в сфере организации свободного времени всегда оказывает множество факторов, не подлежащих учету. В процессе организации свободного времени учет этих факторов может носить предельно обобщенный характер.

Все виды семейных праздников, в каких бы формах они ни осуществлялись, приводят к определенному педагогическому результату. Степень социальной значимости этого результата различна. В одних случаях это создание общего настроения и эмоциональной приподнятости, в других – приобщение к общественным, семейным ценностям.

Так, для детей младшего школьного возраста можно организовать спортивные семейные праздники в дни каникул, когда отмечаются такие праздники, как Рождество, Святки, Масленица. Они сопровождаются шумными народными гуляньями: строятся горки, снежные крепости. Перед праздником с ребенком необходимо побеседовать о времени года, о приметах. Можно выучить заклички, разучить новые игры, стихи.

Наибольший эффект праздник будет иметь, если в нем примут участие пять-шесть детей. Можно предварительно договориться с другими родителями об угощении, о сувенирах для победителей конкурсов и соревнований или всех участников.

3.3. Экскурсии в музей

Особой формой проведения семейного досуга являются экскурсии в музей. Знакомство с экспозициями музея дает возможность испытать чувство сопричастности к великим историческим событиям, к жизни замечательных людей, к значительным достижениям культуры, науки, техники.

В соответствии с содержанием коллекций выделяют музеи:

Отраслевые (исторические, художественные, литературные, музыкальные, этнографические, технические, естественнонаучные);

Комплексные (краеведческие);

Мемориальные (музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дома-музеи).

Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии могут классифицироваться:

По месту проведения (внутри музея, на открытом воздухе);

По характеру содержания (обзорные, тематические);

По целевому назначению (научно-просветительские экскурсии, учебные);

По составу экскурсионной группы (для студентов, для учащихся, для специалистов одной профессии и др.).

Первая проблема, с которой столкнутся педагоги и родители, планируя посещение музея, связана с определением возраста, наиболее сензитивного для знакомства с музейными экспонатами. К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос нет.

Чем же следует руководствоваться при выборе музея для посещения его вместе с ребенком?

1. Наличием устойчивого интереса к той или иной области человеческих знаний. Устойчивость интереса определяется длительностью времени, которое ребенок посвящает любимому делу, познавательной активностью, подбором средств и источников информации. Проявляться интерес может в коллекционировании, оформлении альбомов, желании отражать в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, игра и др.) интересующую тему, в целенаправленном выборе телепередач, видеофильмов, в стремлении получить информацию из разных источников, в количестве и глубине задаваемых вопросов.

2. Уровнем подготовленности ребенка к восприятию информации, отраженной в экспозициях. Это значит, что у ребенка должен быть накоплен определенный объем знаний об интересующем его предмете или явлении.

Выделим этапы подготовки к посещению музея:

1) постепенное накопление информации о различных предметах с целью их последующего узнавания в музейных экспонатах. Известно, что информация усваивается ребенком успешнее, если имеет яркую эмоциональную окрашенность. Наличие интереса уже свидетельствует об эмоциональной окраске. Взаимосвязь эта очевидна. Выделяют особую эмоцию – любопытство, которое может стать основой любознательности. В свою очередь любознательность связана с проявлением интереса. Поэтому важно, чтобы накопление знаний было делом приятным и занимательным. В результате увеличения объема знаний, создания проблемных ситуаций, стимулирования интереса ребенок с нетерпением начинает ожидать встречи с музеем;

2) знакомство с правилами поведения в музее. Наиболее интересной и запоминающейся будет игровая форма усвоения правил поведения в музее. Например, картинки-вопросы, игры, занимательные упражнения и др.;

3) выбор содержания экскурсии. Сначала необходимо определиться с целью предстоящего похода в музей. Экскурсия может проводиться с целью формирования представлений о специфике музеев; расширения знаний о явлениях в природе и обществе; развития детского технического или художественного творчества и др. В соответствии с целью следует отобрать содержание экскурсии. Работу над содержанием экскурсии следует начать со знакомства с каталогами, буклетами, проспектами, схемами расположения залов и экспозиций.

Важной особенностью организации экскурсии является ее правильное завершение. После обобщения, которое сделает экскурсовод, или в ходе него дети должны получить подарки-сюрпризы (например, открытки с репродукциями картин, которые рассматривали, значки, фотографии, аудиокассеты и др.). Важно, чтобы подарок-сюрприз соответствовал содержанию экскурсии. Следовательно, родители сами должны побеспокоиться об этом заранее.

Можно выделить формы закрепления знаний, полученных в ходе экскурсии в музей:

Коллекционирование;

Продуктивная деятельность;

Создание разнообразных макетов, поделок, рисование и т.п.;

Оформление альбомов

Игры и игровые упражнения.

Посещение музея не должно быть одноразовым. Наибольший познавательный эффект имеют экскурсионные циклы.

3.4. Посещение театра

В процессе приобщения детей к сценическому искусству педагогам и родителям предстоит решать важную задачу – формирование зрительской культуры, которая складывается из:

– знания особенностей театрального искусства;

– умения адекватно реагировать на сценическое действие;

– понимания роли зрителя в процессе создания театрального художественного образа;

– владения навыками взаимодействия с актерами в процессе развертывания сценического действия.

За долгие годы развития театра в соответствии с содержанием театрального действия и средствами театральной выразительности сложились различные театральные виды и жанры: драматический театр, музыкальный театр, кукольный театр, театр теней, пантомимы, эстрады и др. Цирк также относится к театральному искусству, цирковое представление разыгрывается артистами и подчиняется тем же сценическим законам.

Приобщать детей к театральному искусству можно начинать рано. Это обусловлено тем, что сценическое действие во многом созвучно детской игре: детская игра и игра актера требуют перевоплощения; любая роль имеет эмоционально-личностное значение; реализация сценического или детского игрового замысла требует овладения изобразительной техникой.

Первое посещение театра зависит от хорошо организованной предварительной работы и так называемого этапа ожидания. Предварительная работа включает в себя знакомство с содержанием спектакля, с правилами поведения в театре, подготовку вечерних туалетов. Необходимость предварительного ознакомления с содержанием спектакля продиктована тем, что ребенку сложно одновременно воспринимать игру актеров, оценивать характер героя, эмоционально откликаться на сценическое действие, понимать сценическую архитектуру, а также следить за сюжетной линией. Содержание пьесы надо пересказать ребенку в занимательной повествовательной форме. При этом не стоит разбивать рассказ на действия, явления или описывать картины. Все это ребенок увидит в театре сам. Гораздо важнее обратить внимание на действующих лиц, их характер и на хронологию событий.

После знакомства с содержанием пьесы ребенку необходимо сообщить о предстоящем походе в театр. С этого момента начинается этап ожидания. Продолжительность этого этапа – от 3 до 12 дней. В течение этого времени родители должны дать начальные сведения о театре, познакомить с правилами поведения в театре. Закрепить изученные правила поведения помогут разнообразные игровые упражнения. Итак, наступает день, когда вся семья отправляется в театр. Правила хорошего тона рекомендуют прибыть в театр не позднее, чем за 15 – 20 минут до начала спектакля. Заблаговременно заняв свои места, родители имеют возможность устроить ребенка так, чтобы ему было удобно следить за действием. Во время сценического действия у ребенка могут возникать вопросы. Необходимо приучать его задавать их шепотом. Детскую любознательность удовлетворить нужно, но ответ должен быть конкретным и коротким. Во время антракта лучше всего покинуть зал и в фойе обсудить увиденное, уточнить ответы на вопросы, возникшие во время спектакля. После просмотра спектакля лучше немного пройтись пешком (10 – 15 минут). Это позволит ребенку эмоционально разрядиться, снять мышечную усталость, а при желании – вспомнить наиболее яркие эпизоды спектакля. Важно, чтобы обсуждение происходило в форме обмена впечатлениями. С детьми дошкольного возраста целесообразно закрепить основную сюжетную линию и уточнить характеры героев (добрый, злой, умный). Младшие школьники уже в состоянии оценить декорации, костюмы, поступки действующих лиц. Подростки могут уже высказать свое мнение, отношение к увиденному, вступить в дискуссию, отстоять свою точку зрения. Завершающий этап – это этап эмоционального проживания полученных впечатлений.

Однако наиболее эффективным средством эмоционального проживания полученных впечатлений является домашний театр. Он помогает удовлетворить потребность ребенка в самовыражении, позволяет реализовать накопленный физический и эмоциональный потенциал.

При организации домашнего театра взрослым необходимо определить последовательность приобщения детей к искусству театра. Вначале необходимо решить, будут ли в качестве актеров задействованы все члены семьи или только дети.

С точки зрения О.А. Белобрыкиной, последовательность может быть следующей:

Миметрические игры (заключаются в том, что дети читают текст, сопровождая его имитационными движениями и звукоподражанием);

Ролевые игры (характеризуются наличием диалога между действующими лицами, при этом каждый ребенок берет на себя роль и старается доступными средствами передать образ своего героя);

Игры-импровизации (предполагают самостоятельное придумывание детьми сцен и диалогов на заданную тему);

Игры-представления (включают инсценировку или драматизацию каких-либо жизненных ситуаций и любимых сказок);

Кукольные представления.

Независимо от жанра и вида театра любая постановка реализуется в несколько этапов:

Выбор пьесы, определение основной идеи спектакля;

Определение характеров героев, распределение ролей;

Работа с текстом;

Репетиции на сценической площадке;

Создание декораций, костюмов, бутафории;

Генеральная репетиция;

Подготовка билетов, программ, афиш.

Такое деление является несколько условным. Параллельно с репетициями может идти изготовление декораций, костюмов и др.

В заключение мы приведем краткую памятку для взрослых, в которой указаны основные этапы формирования зрительской культуры и пробуждения сознательного интереса к театру:

1) самому любить и понимать театральное искусство;

2) владеть навыками театрального поведения и уметь доступно объяснять их детям;

3) при выборе спектакля ориентироваться на возрастные и индивидуальные особенности детей;

4) знать основные этапы приобщения ребенка к искусству сцены;

5) стимулировать активность дошкольников и детей младшего школьного возраста, используя разнообразные игровые приемы;

6) активно использовать разнообразные продуктивные виды деятельности на этапах ожидания и проживания полученных в театре впечатлений;

7) стремиться к тому, чтобы все члены семьи принимали активное участие в организации походов в театр;

8) помнить, что наибольший воспитательный эффект будут иметь спектакли, которые увидят все члены семьи.

3.5. Летний отдых детей и родителей

Формы и содержание летнего отдыха во многом определяются материальными возможностями родителей. Кроме того, выбор формы проведения отпуска или выходного дня происходит с учетом интересов, склонностей и возможностей семьи. Формы летнего отдыха детей и родителей могут быть самыми разнообразными: путешествия, туристические походы, выезд на природу, отдых на даче, в саду, в деревне и др. Каждая семья сама определяет наиболее приемлемые формы организации отдыха. Если подойти к данному вопросу с выдумкой, фантазией, то родители вместе с детьми способны составить интересную оздоровительно-развлекательную программу совместного отдыха. Дети должны быть главными лицами этой программы и решать самые ответственные вопросы. В этом случае они проявят максимум инициативы и творчества.

Пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм, который осуществляется в различных формах: туристических походах и туристических прогулках.

Туристические семейные походы дают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов и разнообразной двигательной активности, служат надежным средством укрепления здоровья и восстановления сил. Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей положительные нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к миру природы, воспитывают бережное отношение к ней. Они расширяют кругозор ребенка, формируют представление об истории родного края, традициях и культуре народа. В семейном походе дети чувствуют свою причастность к общему делу, видят, какую пользу они приносят. Именно в походе возникает духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.

Туристические прогулки предполагают кратковременное пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими навыками. Во время туристических прогулок решаются оздоровительные цели (закалка, получение запаса бодрости, укрепление иммунитета, эмоционально-психологическое оздоровление); познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями); практические (сбор грибов, ягод, лекарственных растений); развлекательные (игры, конкурсы, соревнования и др.).

Семьи, в которых уже сложились определенные туристские традиции, объединяясь, могут проводить праздники на природе, туристские слеты, физкультурно-оздоровительные праздники.

Правильно организованный летний семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Интересы, как правило, бывают различны, однако часто даже внешне разные интересы можно объединить одной идеей. Все будет зависеть от того, с каким настроением вся семья будет подходить к организации того или иного дела, насколько все увлечены процессом подготовки и проведения выходных, праздников или просто тихого семейного вечера. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.

Самые яркие впечатления у детей остаются тогда, когда они вместе с родителями ездят отдыхать. Дети с восторгом будут рассказывать своим друзьям о том, где они были, что видели, как собирали грибы и ягоды, как купались в реке. Никакой мультфильм, никакая сказка не заменят собственных впечатлений, собственной живой мысли, собственного внимательного взгляда и собственного действия. Совместный отдых на природе способствует межличностному общению детей и родителей, которое имеет большой воспитательный потенциал. Ребенок всегда испытывает потребность в общении с другим человеком, и для ребенка этим человеком должен быть родитель. Обычно в своих беседах с детьми взрослые чаще всего затрагивают те темы, которые, с их точки зрения, соответствуют возрастным интересам ребенка: школьные дела, друзья, учителя. Опыт показывает, что семейные проблемы, по мнению родителей, особого интереса для детей не представляют. На самом деле, как показывают опросы детей и подростков, они не знают своей родословной, где и кем работают их родители, чем они занимаются в свободное время, из чего складывается доход семьи и каким трудом он достается.

Если семья какое-то время выходного дня или отпуска находится в городе, то целесообразно также позаботиться об интересном и полезном для здоровья времяпрепровождении. Это могут быть прогулки в парке, сквере, посещение аквапарка, игры на детской площадке, различные развлечения.

Развлечение – это такая форма организации досуга, которая предполагает использование различных игр, забав, аттракционов с целью получить или доставить удовольствие, отвлечься от повседневных забот и проблем.

Исходя из возрастных особенностей детей и специфики развития различных видов деятельности, развлечение можно определить как особую форму организации досуга с целью доставления детям удовольствия, обобщения и закрепления полученных ранее знаний, умений и навыков.

Традиционно выделяют шесть видов развлечений:

1) музыкальные концерты;

2) инсценировки;

3) зрелища;

4) спортивные развлечения;

5) концерты детской художественной самодеятельности;

6) развлечения с красками и карандашами.

В зависимости от своих интересов и способностей каждая семья может выбрать тот или иной вид развлечений. К их подготовке и проведению должны быть привлечены дети. Они должны стать активными участниками, а не пассивными зрителями.

Таким образом, каждый вид летнего семейного отдыха принесет ожидаемый результат только в том случае, если он будет заранее спланирован, продуман и нацелен на получение удовольствия родителями от совместного содержательного времяпрепровождения.



Досуг
- это наше свободное время, не занятое делами, связанными с рабочими обязанностями.

Семейный досуг - время, проведенное вместе за приятными занятиями - совместной прогулкой, настольными играми, беседами и т.д.

Хорошее проведение досуга
- очень важный момент в жизни семьи, который укрепляет отношения, указывает на семейные ценности и создает общие приятные воспоминания.

Именно поэтому планирование досуга , в котором найдется место каждому члену семьи, не менее важно, чем планирование рабочих дел. Со временем это может стать хорошей полезной привычкой, укрепляющей ваш "семейный корабль" и позволяющий хорошо отдохнуть в кругу семьи.

Правила семейного досуга

1. Родителям и детям должно быть одинаково интересно вместе.

2. Досуг должен быть полезен всей семье.

3. Досуг должен способствовать отвлечению от насущных проблем и получению позитивных эмоций.

Примеры семейного досуга

  • совместные занятия  (тренажеры, бокс, плавание в бассейне, бег, лыжи, командные виды спорта и т.д.);
  •  (монополия, эрудит, мафия, шахматы, лото, шашки, нарды, домино, скрэббл);
  • совместное рукоделие (изготовление собственного кукольного театра, сочинение сценария для сказки, создание города из конструктора, сборка моделей транспорта и т.д.);
  • большие пазлы или мозайки;
  • поход в кинотеатр;
  • поход в театр;
  • посещение популярного фестиваля;
  • посещение концерта;
  • посещение аттракционов;
  • посещение зоопарка;
  • посещение ;
  • посещение аквапарка;
  • посещение планетария;
  • пикник на свежем воздухе;
  • поездка в лес;
  •  или ближайший город;
  • совместный просмотр старых фотографий;
  • просмотр семейного фильма;
  • поездка в гости всей семьей;
  • генеральная уборка квартиры или уборка территории вокруг дома;
  • благотворительность (собрать и отвезти хорошие, но ненужные вещи в детский дом или нуждающимся);
  • написать письма и подписать открытки родным и близким, а затем отправить их по почте;
  • фантазийная семейная фотосессия (дома или в фотостудии);
  • совместное ;
  • мастер-класс (в интернете или вживую);
  • семейные встречи (собрать у себя родственников, накрыть на стол, придумать развлечения);
  • катание на велосипедах, роликах, самокатах;
  • игры (Фанты, Крокодил, Веселая чепуха и т.д.);
  • совместные покупки в торговом центре (важно порадовать каждого члена семьи, сумма покупки каждого должна быть примерно одинаковой и заранее оговорена);
  • совместное приготовление сложного, интересного блюда (выбор и покупку продуктов для блюда также можно включить в этот пункт);
  • поход в библиотеку (где каждый, не торопясь, выбирает себе чтение по интересам, например, на неделю и возвращает книги, которые брали на предыдущей);
  • тематический ужин или тематическая вечеринка с детьми.

Как спланировать семейный досуг

1. В начале недели составьте план совместного проведения досуга, учитывая интересы и особенности каждого участника.

2. Спланируйте день проведения досуга достаточно тщательно, с учетом остальных бытовых дел.

3. Предупредите всех членов семьи о планировании совместного досуга заранее.

4. Продумайте несколько вариантов проведения семейного досуга и выбрать наиболее подходящий методом всеобщего голосования.

5. Выделите день или время суток, которые станут традиционно семейными и освобождены от большинства других дел. Например суббота “день семьи” и/или 20.00-21.00 ежедневно “час семьи”, когда все откладывают индивидуальные занятия и собираются для проведения времени вместе.

6. Если совсем не получается договориться о подходящем варианте досуга в силу разности интересов, можно ввести небольшие компенсирующие поощрения для несогласных. Это также позволит учитывать интересы каждого члена семьи по очереди, не жертвуя совместно проведенным временем.

7. Попросите каждого члена семьи составить свой список интересных дел, которые можно делать вместе и далее объединить все списки в один.

8. Спланируйте несколько вида досуга, например, требующие финансовых затрат и не требующие. Или досуг с выходом на улицу и домашний досуг. Это станет хорошей подсказкой для проведения совместного времени при разных условиях и обстоятельствах.

9. Уделите внимание подготовке. Заранее поинтересуйтесь временем сеансов, стоимостью билетов, возможностью забронировать места, наличием и подготовкой нужного инвентаря, адресами ближайших магазинов с необходимыми товарами и т.д.

10. На всякий случай имейте запасной вариант досуга.


Онлайн-афиши

Литература и источники

На основе материалов

Ход досуга.

Вступительное слово педагога (Звучит тихая музыка)

Современные родители стремятся обеспечить ребенка всем тем, чего сами они не имели в детстве, начиная от разных игр и игрушек и заканчивая посещением "модных" кружков и секций. Благие намерения наполнить жизнь ребенка занимательными делами приводит к его перегрузке. При этом сами родители не участвуют в этих делах. Отсутствие родительского примера способствует тому, что дошкольник теряет ко всему интерес. Предлагаем обсудить эту проблему с родителями в форме интересной и познавательной беседы.

Что же такое семья? Совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми (И. Даль)

Издалека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте-ка их вспомним. Я начинаю, а вы заканчиваете.

В гостях хорошо , а (дома лучше)

Не красна изба углами , а (красна пирогами)

Каково на дому, таково и (самому)

Дети не в тягость, а (в радость)

Когда семья вместе , так и (душа на месте)

Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей?

Семейные традиции - это праздники, торжества, обед вместе каждое воскресенье, 1 сентября вы с ребенком сажаете деревце, или под новый год выезжаете в лес с детьми для того, чтобы нарядить елочку угощениями для птиц и зверей, или 9 мая поздравляете по-особому дедушку или соседа-ветерана. Это традиционные походы, прогулки и пикники на природу, составление своей родословной и составление семейных альбомов, коллекционирование и другое.

Какие семейные традиции есть у вас?(спросить родителей)

Рассматривание семейных реликвий

Поэтическая страничка при свечах «Сияют дни своей красой осенней»

чтение любимых стихов

исполнение романсов

Посещение выставки картин в изостудии

Путешествия всей семьёй

Как грамотно организовать семейный досуг, что бы он стал традицией?

Отдых с семьей Семья - это не только постоянная любовь и радость, но и сложная работа над собой каждого ее члена. Чтоб всегда в вашей семье царило взаимопонимание и тепло, необходимо приложить определенные усилия. Вы должны осознавать тот факт, что помимо вас в квартире или доме живут также ваши родные, которые как и вы имеют право на свое собственное мнение и досуг. Многие семьи тратят массу времени на то, чтоб обустроить все в доме, приобрести нужную покупку и обеспечить себя всем необходимым для дома и работы. Но единицы семей умеют правильно организовать свой досуг, чтоб потом было о чем вспомнить и поговорить. Если у вас нет времени на то, чтоб отдыхать от работы и учебы вместе с семей в будни, то вы просто обязаны на выходных находить время для самых близких и родных. Психологи доказали, что те семьи, у которых есть общие увлечения, являются более дружными и крепкими. Вам стоит обратить внимание на этот факт, чтоб изменить что-то к лучшему конкретно в вашей семье. Есть и такие виды хобби, которые являются интересными для каждого члена семьи отдельно, но не приносят пользы для единства и сплочения. 1. Интернет

2. Компьютерные игры

3. Чтение книг или журналов

4. Просмотр телевизионных программ

5. Посещение театров, музеев, выставок с друзьями.

Вам необходимо обратить внимание на такие виды хобби, которые станут общим любимым делом как для мамы и папы, так и для детей. В особо дружных семьях участие принимают даже представители старшего поколения: бабушки и дедушки. К сожалению, в современном мире мало места для тесного общения в широком семейном кругу, поэтому если вы хотите сохранить гармонию и взаимопонимание, то уже сегодня научитесь правильно планировать время. Вы всегда сможете найти интересное занятие, которое будет по душе абсолютно всем членам семьи.

В самом начале рабочей недели составьте план для совместного проведения досуга. Обязательно учтите все особенности каждого человека, чтоб никто не остался без внимания. Если вы выберете просмотр премьеры в кинотеатре, то обязательно выбирайте только тот фильм, который будет интересным как супругу, так и детям.

Спланируйте свой день тщательно. Например, если вам необходимо сделать генеральную уборку, то сделайте это утром, а вечер посвятите своей семье.

Предупредите за несколько дней своих родных, что у вас есть планы для каждого, чтоб все были в курсе и могли подстроиться под ваше расписание. Ни в коем случае нельзя сообщать за день, что вы, например, уже купили на всех билеты в театр. Необходимо дать время детям и мужу спланировать также и свое свободное время.

Предложите вашим родным несколько вариантов досуга на рассмотрение. Пусть каждый проявит активность и выберет тот вариант, который будет ему подходить. Если мнения разойдутся, то выбирайте общий досуг методом голосования.

Сделайте традицией проводить совместные выходные с семьей. Например, сообщите всем, что теперь вечер субботы официально объявляется вашим семейным. Предупредите всех, чтоб никто ничего не планировал на это время, и чтоб все отложили свои дела на другой день.

Если кто-то из членов семьи сильно против определенного занятия, то придумайте ему поощрение. Далее вашему вниманию предлагаются самые универсальные и полезные виды семейного досуга.

1. Развивающие игры . Посетите магазин для детей и выберите игру в соответствии с полом и возрастом ваших детей. Для мальчиков отлично подойдут игры со спортивной тематикой, а девочкам можно купить интересные игры на тему животных, кулинарии или красоты. Обязательно посоветуйтесь с мужем, чтоб он также принял участие в выборе игры, ведь вам придется играть всем вместе. Отдайте предпочтение ярким красочным играм с обучающей направленностью. Карты и шашки оставьте на потом.

2. Танцы. Сегодня есть огромное количество танцевальных кружков, в которых могут заниматься как взрослые, так и дети. Это будет отличной возможностью заняться спортом и весело провести время. Выберите стиль танцев, который будет по душе абсолютно всем. Вы сможете подтянуть тело, а дети с самого детства будут привыкать к активному досугу.

3Мастер-классы, кружки . Тут вы можете довериться выбору детей и отдать предпочтение тому виду деятельности, который понравится им. Некоторые родители предпочитают ждать малышей в коридоре до окончания занятий, но для укрепления семьи обязательно ходите все вместе. Потом вам будет что вспомнить и обсудить за столом в процессе ужина. Вам необходимо добиться того, чтоб все с нетерпением ждали следующего занятия. Рисование, пение, оригами, моделирование, поделки, курсы английского языка - все это станет не только увлекательным, но и полезным.

4. Выставки, музеи, галереи . Конечно, классика живописи вряд ли будет интересна детям школьного возраста, но есть масса интересных выставок с животными, рисунками и поделками в виде героев мультфильма. Обязательно посетите сайты вашего города с афишами мероприятий и подберите что-то, что будет интересно как взрослым, так и детям. Вы можете обратиться за помощью к консультантам, которые забронируют вам билеты и посоветуют выбрать самый интересный вариант.

5. . В теплое время года вам обязательно стоит пойти в парк вашего города или выехать всей семьей за город на природу. Это станет отличной возможностью подышать свежим воздухом, сделать интересные фотографии и насладиться общением с детьми. Вы можете взять с собой еду, напитки и подстилки, чтоб быстро организовать обед на природе. Также придумайте интересное занятие на природе: теннис, волейбол, прятки, спортивные эстафеты и т.п. Поручите мужу приготовление шашлыка, а сами станьте судьей в соревнованиях детей. Заранее купите утешительные призы в виде сладостей или небольших игрушек.

Сверток с подарком

В эту игру можно играть всей семьей или дружной компанией. Причем чем больше в ней участников – тем лучше.

Эта игра развивает очень ценное нравственное качество человека – умение делиться с другими и умение соблюдать данное слово и правила, умение сорадоваться удаче другого человека и не воспринимать ее как личное поражение.

До игры подготовьте:

Первое. Свёрток. Возьмите небольшой сюрприз и заверните его в бумагу. Скрепите скотчем (прозрачной липкой лентой). Затем снова заверните в слой бумаги и снова скрепите скотчем. И так далее пока не получится сверточек из многих слоев бумаги. Слои скрепляйте так, чтобы можно было легко развернуть их во время игры.

Второе. Сюрпризы каждому игроку (картинка, календарик, конфетка, орешек или что-то другое).

Как играть:

Встаньте или сядьте в круг. Можно играть втроем с ребенком. А можно в большом кругу знакомых и друзей. Включите музыку и под музыку передавайте сверточек друг другу по кругу.

Когда музыка остановится (Вы можете или назначить кого-то, например, бабушку, «ответственной за музыку» или записать заранее музыку с паузами), сверток останавливается. Тот игрок, у которого он оказался в руках, его развязывает. И дальше передает сверток с сюрпризом по кругу. Сверток становится всё более и более легким, и никто не знает, когда закончатся слои и наконец покажется приз.

С каждым шагом ребенку всё труднее и труднее передать сверток и так не хочется его отдавать! Но приходится делиться, ведь правило игры – передай дальше, как только зазвучит музыка.

В конце игры последний игрок – «везунчик» - разворачивает сверток и получает сюрприз! Но все игроки обязательно тоже должны получить по маленькому сюрпризику, чтобы дети смогли вместе порадоваться.

Игра в перевертыши.

Игра для взрослых и детей школьного возраста. Задача игроков – разгадать известные выражения, сказанные наоборот. За каждое отгаданное выражение игрок получает одну фишку. Побеждает тот, кто отгадал больше всего перевертышей. Он награждается медалью. Остальные игроки тоже награждаются, но - грамотой за участие в игре.

Вот наши любимые перевертыши, в которые мы играли в прошлые новогодние праздники и в семье, и с коллегами на работе, и с друзьями.

Сначала приведите игрокам несколько примеров перевертышей и их отгадок, а затем начинайте веселую игру с загадками:

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как правильно организовать семейный досуг»

Ход досуга .

Вступительное слово педагога (Звучит тихая музыка)

Современные родители стремятся обеспечить ребенка всем тем, чего сами они не имели в детстве, начиная от разных игр и игрушек и заканчивая посещением "модных" кружков и секций. Благие намерения наполнить жизнь ребенка занимательными делами приводит к его перегрузке. При этом сами родители не участвуют в этих делах. Отсутствие родительского примера способствует тому, что дошкольник теряет ко всему интерес. Предлагаем обсудить эту проблему с родителями в форме интересной и познавательной беседы.

Что же такое семья? Совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми (И. Даль)

Издалека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте-ка их вспомним. Я начинаю, а вы заканчиваете.

В гостях хорошо , а (дома лучше)

Не красна изба углами , а (красна пирогами)

Каково на дому, таково и (самому)

Дети не в тягость, а (в радость)

Когда семья вместе , так и (душа на месте)

Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей?

Семейные традиции - это праздники, торжества, обед вместе каждое воскресенье, 1 сентября вы с ребенком сажаете деревце, или под новый год выезжаете в лес с детьми для того, чтобы нарядить елочку угощениями для птиц и зверей, или 9 мая поздравляете по-особому дедушку или соседа-ветерана. Это традиционные походы, прогулки и пикники на природу, составление своей родословной и составление семейных альбомов, коллекционирование и другое.

Какие семейные традиции есть у вас?(спросить родителей)

Рассматривание семейных реликвий

Поэтическая страничка при свечах «Сияют дни своей красой осенней»

чтение любимых стихов

исполнение романсов

Посещение выставки картин в изостудии

Путешествия всей семьёй

Как грамотно организовать семейный досуг, что бы он стал традицией?

Отдых с семьей Семья - это не только постоянная любовь и радость, но и сложная работа над собой каждого ее члена. Чтоб всегда в вашей семье царило взаимопонимание и тепло, необходимо приложить определенные усилия. Вы должны осознавать тот факт, что помимо вас в квартире или доме живут также ваши родные, которые как и вы имеют право на свое собственное мнение и досуг. Многие семьи тратят массу времени на то, чтоб обустроить все в доме, приобрести нужную покупку и обеспечить себя всем необходимым для дома и работы. Но единицы семей умеют правильно организовать свой досуг, чтоб потом было о чем вспомнить и поговорить. Если у вас нет времени на то, чтоб отдыхать от работы и учебы вместе с семей в будни, то вы просто обязаны на выходных находить время для самых близких и родных. Психологи доказали, что те семьи, у которых есть общие увлечения, являются более дружными и крепкими. Вам стоит обратить внимание на этот факт, чтоб изменить что-то к лучшему конкретно в вашей семье. Есть и такие виды хобби, которые являются интересными для каждого члена семьи отдельно, но не приносят пользы для единства и сплочения. 1. Интернет

2. Компьютерные игры

3. Чтение книг или журналов

4. Просмотр телевизионных программ

5. Посещение театров, музеев, выставок с друзьями.

Вам необходимо обратить внимание на такие виды хобби, которые станут общим любимым делом как для мамы и папы, так и для детей. В особо дружных семьях участие принимают даже представители старшего поколения: бабушки и дедушки. К сожалению, в современном мире мало места для тесного общения в широком семейном кругу, поэтому если вы хотите сохранить гармонию и взаимопонимание, то уже сегодня научитесь правильно планировать время. Вы всегда сможете найти интересное занятие, которое будет по душе абсолютно всем членам семьи.

В самом начале рабочей недели составьте план для совместного проведения досуга. Обязательно учтите все особенности каждого человека, чтоб никто не остался без внимания. Если вы выберете просмотр премьеры в кинотеатре, то обязательно выбирайте только тот фильм, который будет интересным как супругу, так и детям.

Спланируйте свой день тщательно. Например, если вам необходимо сделать генеральную уборку, то сделайте это утром, а вечер посвятите своей семье.

Предупредите за несколько дней своих родных, что у вас есть планы для каждого, чтоб все были в курсе и могли подстроиться под ваше расписание. Ни в коем случае нельзя сообщать за день, что вы, например, уже купили на всех билеты в театр. Необходимо дать время детям и мужу спланировать также и свое свободное время.

Предложите вашим родным несколько вариантов досуга на рассмотрение. Пусть каждый проявит активность и выберет тот вариант, который будет ему подходить. Если мнения разойдутся, то выбирайте общий досуг методом голосования.

Сделайте традицией проводить совместные выходные с семьей. Например, сообщите всем, что теперь вечер субботы официально объявляется вашим семейным. Предупредите всех, чтоб никто ничего не планировал на это время, и чтоб все отложили свои дела на другой день.

Если кто-то из членов семьи сильно против определенного занятия, то придумайте ему поощрение. Далее вашему вниманию предлагаются самые универсальные и полезные виды семейного досуга.

1. Развивающие игры . Посетите магазин для детей и выберите игру в соответствии с полом и возрастом ваших детей. Для мальчиков отлично подойдут игры со спортивной тематикой, а девочкам можно купить интересные игры на тему животных, кулинарии или красоты. Обязательно посоветуйтесь с мужем, чтоб он также принял участие в выборе игры, ведь вам придется играть всем вместе. Отдайте предпочтение ярким красочным играм с обучающей направленностью. Карты и шашки оставьте на потом.

2. Танцы. Сегодня есть огромное количество танцевальных кружков, в которых могут заниматься как взрослые, так и дети. Это будет отличной возможностью заняться спортом и весело провести время. Выберите стиль танцев, который будет по душе абсолютно всем. Вы сможете подтянуть тело, а дети с самого детства будут привыкать к активному досугу.

3 Мастер-классы, кружки . Тут вы можете довериться выбору детей и отдать предпочтение тому виду деятельности, который понравится им. Некоторые родители предпочитают ждать малышей в коридоре до окончания занятий, но для укрепления семьи обязательно ходите все вместе. Потом вам будет что вспомнить и обсудить за столом в процессе ужина. Вам необходимо добиться того, чтоб все с нетерпением ждали следующего занятия. Рисование, пение, оригами, моделирование, поделки, курсы английского языка - все это станет не только увлекательным, но и полезным.

4. Выставки, музеи, галереи . Конечно, классика живописи вряд ли будет интересна детям школьного возраста, но есть масса интересных выставок с животными, рисунками и поделками в виде героев мультфильма. Обязательно посетите сайты вашего города с афишами мероприятий и подберите что-то, что будет интересно как взрослым, так и детям. Вы можете обратиться за помощью к консультантам, которые забронируют вам билеты и посоветуют выбрать самый интересный вариант.

5. Пикник, игры на свежем воздухе . В теплое время года вам обязательно стоит пойти в парк вашего города или выехать всей семьей за город на природу. Это станет отличной возможностью подышать свежим воздухом, сделать интересные фотографии и насладиться общением с детьми. Вы можете взять с собой еду, напитки и подстилки, чтоб быстро организовать обед на природе. Также придумайте интересное занятие на природе: теннис, волейбол, прятки, спортивные эстафеты и т.п. Поручите мужу приготовление шашлыка, а сами станьте судьей в соревнованиях детей. Заранее купите утешительные призы в виде сладостей или небольших игрушек.

Сверток с подарком

В эту игру можно играть всей семьей или дружной компанией. Причем чем больше в ней участников – тем лучше.

Эта игра развивает очень ценное нравственное качество человека – умение делиться с другими и умение соблюдать данное слово и правила, умение сорадоваться удаче другого человека и не воспринимать ее как личное поражение.

До игры подготовьте:

Первое. Свёрток. Возьмите небольшой сюрприз и заверните его в бумагу. Скрепите скотчем (прозрачной липкой лентой). Затем снова заверните в слой бумаги и снова скрепите скотчем. И так далее пока не получится сверточек из многих слоев бумаги. Слои скрепляйте так, чтобы можно было легко развернуть их во время игры.

Второе. Сюрпризы каждому игроку (картинка, календарик, конфетка, орешек или что-то другое).

Как играть:

Встаньте или сядьте в круг. Можно играть втроем с ребенком. А можно в большом кругу знакомых и друзей. Включите музыку и под музыку передавайте сверточек друг другу по кругу.

Когда музыка остановится (Вы можете или назначить кого-то, например, бабушку, «ответственной за музыку» или записать заранее музыку с паузами), сверток останавливается. Тот игрок, у которого он оказался в руках, его развязывает. И дальше передает сверток с сюрпризом по кругу. Сверток становится всё более и более легким, и никто не знает, когда закончатся слои и наконец покажется приз.

С каждым шагом ребенку всё труднее и труднее передать сверток и так не хочется его отдавать! Но приходится делиться, ведь правило игры – передай дальше, как только зазвучит музыка.

В конце игры последний игрок – «везунчик» - разворачивает сверток и получает сюрприз! Но все игроки обязательно тоже должны получить по маленькому сюрпризику, чтобы дети смогли вместе порадоваться.

Игра в перевертыши.

Игра для взрослых и детей школьного возраста. Задача игроков – разгадать известные выражения, сказанные наоборот. За каждое отгаданное выражение игрок получает одну фишку. Побеждает тот, кто отгадал больше всего перевертышей. Он награждается медалью. Остальные игроки тоже награждаются, но - грамотой за участие в игре.

Вот наши любимые перевертыши, в которые мы играли в прошлые новогодние праздники и в семье, и с коллегами на работе, и с друзьями.

Сначала приведите игрокам несколько примеров перевертышей и их отгадок, а затем начинайте веселую игру с загадками:

  • Счастье перемещается кучами (Беда не приходит одна).
  • Начал развлекаться – трусливо сиди дома (Кончил дело – гуляй смело)
  • Скрыл, что водоросль – выходи из аквариума (Назвался груздем – полезай в кузов).
  • Собак пугать – по городу гулять (Волков бояться – в лес не ходить)
  • От смелости затылок мал (У страха глаза велики)
  • Лысина – мужское безобразие (Коса – девичья краса)
  • На милиционере валенки мокнут (На воре шапка горит)
  • С безделья ты отпустишь всех кальмаров в океан (Без труда не выловишь и рыбку из пруда)
  • Разведчик под Москвой бросит (Язык до Киева доведет)
  • Коляски чистоты пугаются (Танки грязи не боятся)
  • Испортил отдых – сиди тихо (Кончил дело, гуляй смело).
  • Весела ночь под утро, ведь отдыхать некому (Скучен день до вечера, коли делать нечего)
  • Ушло счастье – закрывай форточку (Пришла беда – отворяй ворота)
  • Чернеет якорь в компании (Белеет парус одинокий)
  • Логика черного жеребца (Бред сивой кобылы)
  • Зайца руки объедают (Волка ноги кормят)
  • Животное глохнет униженно (Человек звучит гордо)
  • Пламя остановилось! (Лед тронулся!)
  • Он в поле скрылся, слегка было жарко (Он из лесу вышел, был сильный мороз)
  • Беги, столетье, я ужасен! (Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!)
  • Юнга. Юнга, разрыдайтесь! (Капитан, капитан, улыбнитесь!)
  • Торнадо ему визжало гимн: «Вставай, кактус, вставай!» (Метель ей пела песенку: «Спи, елочка, бай-бай!»)
  • Не дремлют отдохнувшие орудия производства (спят уставшие игрушки)
  • Чем сидеть врагам в мрачном подземелье (чем бродить друзьям по белу свету)