Шесть способов почитать отца и мать

О дна из десяти заповедей требует, чтобы мы почитали отца и мать, и содержит обетование долгой и благополучной жизни (Исх. 20:12). Слово “почитай” означает “выказывай уважение, цени”. Нетрудно исполнять эту заповедь, если родители показывают образец благочестивой жизни. Но как уважать тех родителей, которые, кажется, никак этого уважения не заслуживают?

Многие родители ведут себя безответственно. Они тратят много денег и влезают в ужасные долги. Они не думают о будущем и потом оказываются в такой ситуации, когда у них нет денег даже на предметы первой необходимости. Многие отцы пристращаются к алкоголю, наркотикам, азартным играм. Многие матери слишком расточительны. Нередко отец или мать уходит из семьи и живет с другим человеком, которого вы не уважаете и не любите. Возможно, родители проявляли к вам (и вашим братьями или сестрам) жестокость, когда вы были еще ребенком, и никогда в этом не раскаивались.

Все перечисленное ставит, кажется, непреодолимые препятствия к тому, чтобы почитать своих родителей. Однако, если мы христиане, то должны при любых обстоятельствах выполнять “заповедь о родителях”. Вместе с тем, нужно избегать ошибочных представлений об этом повелении.

Не молчите, когда ваши родители ведут себя деструктивно. Почитать родителей – не значит смиренно принимать их неправильный образ жизни. Если вы действительно кого-то почитаете, значит, цените этого человека и желаете ему наилучшего. А если желаете наилучшего, то не будете молчать, видя, что он двигается в неправильном направлении. Если вы будете с любовью указывать родителям на их ошибки, то этим заложите фундамент для правильных и долгосрочных отношений с ними. Только в этом случае у вас будет шанс привести их к положительным изменениям.

Указывая на ошибки, будьте уважительны и сдержаны . Почтение к родителям не означает, что мы не должны вступать с ними в конфликт. Мы обязаны говорить им истину. Но не нужно, например, набрасываться на них с гневными упреками, изливая накопившуюся за многие годы боль. Хотя трудно сдерживать эмоции, следует контролировать себя. Важно выбрать правильный тон и подходящее время. Лучше всего поговорить наедине, а не в присутствии других. Ваша цель – не просто высказаться, но убедить родителей, что вы хотите наладить с ними отношения, и что для этого им нужно понять, какие именно их слова или поступки эти отношения разрушают. Не пытайтесь угрожать, манипулировать, указывать, что им делать. Просто объясните им, что вы чувствуете, как на вас отражается их плохое поведение, и к чему все это может привести.

Подписывайтесь:

Делайте все, что возможно с вашей стороны. Вы имеете полное право не позволять родителям оскорблять вас и членов вашей семьи, не давать им денег для неправильного их использования, не впускать их в дом в состоянии наркотического воздействия или алкогольного опьянения. Вы также имеете полное право попросить родителей уйти, если они нарушают установленные в вашей семье границы, правила, неуважительно относятся к методам воспитания ваших детей и т.д. С другой стороны, есть ряд вещей, которые вы можете и должны делать: посещайте родителей (даже если ваш дом для них временно закрыт) – используйте для этого праздники, каждый удобный случай; если не даете денег, помогайте продуктами и вещами первой необходимости; делайте им добро, не позволяя разрушительно влиять на вашу семью.

Итак, почитание родителей не требует от нас смиренного молчания в ответ на их разрушительное поведение, потворствования их грехам. Почитать родителей – не значит разрешать им вытирать о нас ноги, позволять им вести себя, как им вздумается, у нас дома. Речь идет лишь о том, чтобы проявлять к ним уважение даже в момент конфликта и искренне желать им добра. Нередко именно конструктивный конфликт может принести им в конечном итоге благо и создать фундамент для правильных и долгосрочных отношений с вами.

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12).

Хотя Бог есть любовь, но в этой заповеди Он говорит о почтении. Почтение - это высшая форма любви. Можно любить, но не почитать, но не бывает почтения без любви. Почтительное отношение включает в себя глубокое уважение и благоговейное чувство благодарности. Истинное почтение подразумевает обращение на «вы», оно не позволяет обидеть человека, повысить голос, тем более руку поднять.

Антиподом почтения является фамильярность. Фамильярность - это грех, который встречается на каждом шагу. Когда человек ведет себя с родителями, лидерами, руководителями панибратски, развязно, бесцеремонно, он теряет благодать. «Как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его» (Пс. 132:2). Елей течет с головы, поэтому, когда мы ставим родителей на один уровень или даже ниже себя, теряем великое множество благословений, которые могли бы получить только через вертикаль власти.

Бог - ТВОРЕЦ вселенной. Отец, мать - ТВОРЦЫ наших жизней. Бог наделил их этим статусом. Бог доверил нас именно нашим родителям, поэтому отношение к ним должно быть таким же трепетным, почтительным, священным, как к Богу. Если человек почитает родителей, он будет почитать Бога. Если человек не почитает родителей - он не почитает Бога. Потому что только бесы и злые духи могут толкать сына или дочь к превозношению над матерью, отцом, к презрительному отношению, надменности или безразличию. Отношение к родителям - это прообраз нашего отношения к Богу.

Часто мы не будем понимать своих родителей: «Родители не так сказали, не так сделали или вообще ничего не сделали. Меня воспитывала улица, а не родители. Отец - алкоголик или вообще не было отца». Возможно, что родительское мнение идёт вразрез с нашим менталитетом, жизненными принципами, не соответствует нашему пониманию ситуации. Возможно, что родители, действительно были не правы. Сам Бог будет открывать недостатки, промахи, огрехи родителей. И в этом надо видеть доверие от Бога! Бог доверяет увидеть «наготу» родителя (пастора, руководителя)! Это значит, что Бог посчитал вас достаточно взрослым, зрелым христианином, решил перевести на более высокий уровень!

Слабость отца, матери, лидера - это не предлог для насмешек, сплетен, презрительного отношения. Это не повод оставить отца, мать, ранить их своим равнодушием, непризнанием родительского авторитета. Это, наоборот, время доказать сыновью верность, оказать поддержку, проявить благородство, истинную, а не потребительскую любовь и почтение.

УНИЖАЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЧЕЛОВЕК УНИЖАЕТ САМОГО СЕБЯ, НО ПОКРЫВАЯ ИХ, ОН ВОЗВЫШАЕТСЯ.

Даже если вас действительно обидели, не помогли, бросили, ненавидели или ненавидят - вы не имеете права отвечать тем же! НЕТ ОПРАВДАНИЯ НЕПОЧТЕНИЮ!

Истина сильнее фактов и нашей правды! А истина взывает: «ПОЧИТАЙ ОТЦА и МАТЬ!» Только когда мы любим истину, придерживаемся её, в нашу жизнь приходит рост, благополучие и успех. Истина поднимает, даёт долголетие и благие дары.

Пример: мы знаем, что ребеночек связан с матерью пуповиной. Он растет, развивается, живет, благодаря пуповине, но если этой связи нет, ребёнок гибнет. Пуповина - это символ тесных, почтительных взаимоотношений. Когда мы почитаем своих родителей, то будем иметь жизненный успех, рост, благополучие! Но если не проявляем почтения, не имеем глубокой благодарности в сердце - сами, своими руками разрываем пуповину счастливой, успешной, здоровой жизнедеятельности, подписываем себе приговор, рубим сук, на котором сидим.

Давайте посмотрим на младенца! Он абсолютно беспомощен, не понимает, что происходит, его жизнь полностью в руках родителей. Он не рассуждает о том, кто сильнее, умнее, превосходнее - родители для него источник всего! И мы когда-то были такими младенцами! Давайте не будем забывать об этом никогда! Наши дети будут относиться к нам так же, как мы относимся к своим родителям.

Безответственность перед родителями, непослушание, пренебрежение, равнодушие ведет к смерти, сложностям в бизнесе, отсутствию счастья (даже если человек зарабатывает много денег), потере будущности, неудовлетворенности, неспособности найти призвание или исполнить его. Многие люди скитаются по жизни, не задерживаются подолгу на работах - это всё признак проклятия из-за непочтения родителей. Если прервана связь с родителями, то человека по жизни преследуют бесплодие, невозможность выйти замуж или жениться, рожать детей, постоянные разводы.

Вывод: даже если родители ненавидят вас, пусть. Бог им судья. Но вы обязаны любить, благословлять, доказать свое почтение родителям делами!

«Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, - ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество, как и дикость в любви, приносит людям много горя и обществу - вред», В.А. Сухомлинский.

Непочтение приводит к смерти не только детей, но и родителей: ПРОЯВЛЯЯ НЕПОЧТЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ, ЧЕЛОВЕК ОТРЫВАЕТ ИХ ОТ ИСТОЧНИКА ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИИ.

Пока ребенок мал, родители отдают ему все силы, время, энергию, и, следуя духовному закону, эта энергия должна вернуться к ним, когда они уже ослабели. Этот обмен энергиями представляет собой замкнутый цикл жизнеобеспечения, но своим непочтением к родителям человек прерывает его!

Когда дети надменно относятся к родителям, не делятся любовью, не оказывают почтение - перекрывают кислород, доступ к источнику энергии, и те очень рано умирают (в среднем к 60-65 годам).

Своим почтением или непочтением мы влияем на весь род, потомков, страну.

Из-за непочтения родителей, в первую очередь, самого первого «родителя» - Бога, нет передачи энергии любви, теряется сотрудничество, взаимосвязь, преемственность поколений. Последствия - ранняя смерть родителей. Последующие поколения повторяют ошибки непочтения. Последствие то же - смерть. Круг замыкается. Таким образом, происходит вымирание целого рода, всей нации.

Пример: Маленькие дети умирают от онкологии и других серьезных «недетских» болезней. Дети несут наказание, «заработанное» родителями, бабушками, дедушками неправильным отношением к Богу, своим родителям.

«Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, ибо сын не имеет права быть равнодушным к матери», Ги де Мопассан.

Каким образом мы возвращаем родителям энергию? ЗАБОТЯСЬ О СВОИХ РОДИТЕЛЯХ, обеспечивая их финансово, делая полезные, практичные подарки, помогая им в лечении или санаторном отдыхе, оказывая простые, элементарные знаки внимания. Например, принеся маме с работы красивую розу или спросив житейского совета у старенького отца.

Забота о родителях, даже если они достаточно богатые и обеспеченные, жизненная необходимость каждого сына, дочери. Даже если отношения разрушены, пути разошлись, никогда не поздно начать всё с начала, восстановить отношения уважения, любви и почтения. Никогда не поздно всё поставить на твердое основание, которое есть Христос. Это необходимо для того, чтобы освободить себя и последующие роды от проклятия. С Богом возможно всё!

Почтительность - это та дань, которую может и обязан приносить родителям каждый благодарный сын.

«От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар - жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг - вылечить и выходить их, покрыть заботой, любовью, благодарностью и почтением!»

Для более глубокого изучения этой темы рекомендую прочитать следующие книги:
«Благодарное сердце», «Чествуйте людей» - автор Сандей Аделаджа, «Почтение - путь к величию» - авторы Сандей Аделаджа, Ольга Быкова.

С великим почтением к вам,
Старший пастор «Посольства благословенного Царства Божьего для всех народов»
Сандей Аделаджа

З дравствуйте, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

П редыдущая глава поучений Святых отцов была посвящена родительскому . В заключении, Юрий Максимов собраз назидания учителей Церкви об отношении детей к родителям.

О почитании родителей многократно говорится в Священном Писании. «“Уважающий мать свою – как приобретающий сокровища… почитающий отца будет иметь радость от детей своих, в день молитвы своей будет услышан” (Сир. 4: 4–5). Кроме того, такой человек будет в этой жизни счастлив и долголетен, как говорит об этом заповедь Божия: “Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле” (Исх. 20: 12), и еще: “Уважающий отца будет долгоденствовать” (Сир. 4: 6). Род его также будет долговечным, “ибо благословение отца утверждает домы детей” (Сир. 4: 9). Если он и впадает в какое-либо несчастье или случится с ним печаль, то он скоро освободится от них, как говорит об этом Писание: “Милосердие к отцу не забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится” (Сир. 4: 14)».

В Писании мы видим и пример должного отношения к матери. Господь Иисус Христос с детства был в повиновении у Своей Матери (см.: Лк. 2: 51). Из послушания Ей Он совершил и Свое первое чудо (см.: Ин. 2: 1–11). Почтение к матери Господь называл в числе самых важных заповедей, соблюдение которых необходимо для желающего наследовать жизнь вечную (см.: Мф. 19: 19), и напротив, именно за нарушение заповеди о почтении к матери Он порицал современных Ему фарисеев (см.: Мф. 15: 4–6). Из сострадания к матери, единственного сына которой выносили мертвым на носилках, Он совершил чудо, воскресив его из мертвых (см.: Лк. 7: 12–15), тем самым явив знак Своего милосердия ко всему материнству. Наконец, Господь, даже пребывая в страшных муках на кресте, не переставал заботиться о Своей Матери, передав Ее на попечение одному из Своих учеников (см.: Ин. 19: 26–27).

Ученики Христовы, составившие Новый Завет, имея перед собой образец Христовой любви к Богородице, с особенной силой утверждали необходимость почтения к матери: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6: 2–3). Апостол Павел особенно упоминал в своих посланиях: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою» (Рим. 16: 13). В другом месте, перечисляя наиболее скверные грехи, апостол ставит грех оскорбления матери перед убийством, мужеложством и другими грехами (см.: 1 Тим. 1: 9).

Что же касается слов Спасителя: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 26), то блаженный Феофилакт Болгарский так объясняет их: «Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания». Христианская традиция учит понимать эти слова Господа в свете другой Его фразы: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37).

Святитель Тихон Задонский пишет: «Дети должны проявлять всякую благодарность родителям, от которых жизнь, наставление и все, что имеют, получили. Благодарность эта состоит в следующем: во всяких нуждах им помогать; когда не имеют средств, кормить и одевать их; в старости, в болезни или в другом случае прикрывать или извинять их немощи, как сделали Сим и Иафет, сыновья Ноя (см.: Быт. 9: 23), которые прикрыли наготу своего отца… Святой апостол учит: “Дети, будьте послушны родителям вашим во всем” (Кол. 3: 20). Послушание же это тогда нужно, когда родители учат детей тому, что согласно слову Божию, а не противоречит ему… Если же они повелевают противное слову Божию, того ни в коем случае нельзя слушать, поскольку несравненно более должно быть почитаемо Божие повеление, чем родительское. Об этом Христос, Сын Божий, учил в святом Евангелии: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня” (Мф. 10: 37)».

Стоит привести и слова святителя Филарета Московского: «Когда родители, сродники, наставники, начальники требуют от вас того, что противно мудрованию вашему, вашей склонности, вашему вкусу, но что нужно, или полезно, или, по крайней мере, безвредно, пожертвуйте мудрованием вашим, вашей склонностью, вашим вкусом обязанности повиновения; вспомните Иисуса, Премудрость Божию, Который бе повинуяся Иосифу древоделю (Лк. 2: 51)».

Приведенные здесь святоотческие наставления хотя не охватывают всех сфер семейной жизни и семейных вопросов, тем не менее могут принести несомненную пользу современным православным христианам.

Исполнить заповеди может только взрослый человек, и не просто взрослый по возрасту, а духовно зрелый. Если человек инфантилен, никаких заповедей он исполнить не может.

Мы можем наблюдать, как люди застревают на той или иной стадии отношений с родителями. Например, можно услышать от взрослого мужчины, что его мама — лучшая женщина в его жизни. Отношение к родителям как к святым, лучшим на свете, действительно, похоже на идеализацию. Слабости и недостатки есть у каждого из нас, идеализируя своих родителей, человек становится слепым и невольно повторяет их ошибки. Легко ли сыну или дочери, для которого лучше папы и мамы никого нет, найти себе пару? Зачастую такие люди всю жизнь остаются с родителями, не найдя спутника жизни. Здоровая критичность в общении для взрослых людей необходима.

Родители — не идеальны, но и монстрами они, как правило, не являются. Тем не менее, значительная часть людей застревает именно в подростковом периоде. Узнавая в себе папу или маму, человек начинает с собой бороться. Люди тратят существенные усилия не на то, чтобы найти свой путь, а на то, чтобы «не повторить путь родителей». Это ни к чему хорошему не приводит.

Но бывают ситуации, когда в детстве ребенку очень сложно идеализировать своих родителей, когда их поведение не только не дает повода для идеализации, но и вызывает у ребенка страх и тревогу.

Тогда идеализация, мечта о хорошем родителе будет жить в сердце у человека. Это опасно. Потому что с этой мечтой об идеальном родителе сложно не только принять реального родителя, но и зачастую — невозможно построить нормальные супружеские отношения, потому что в них будет воспроизводиться детско-родительская модель. Выбирая супруга, такой человек либо ищет родителя, либо «усыновляет» партнера.

Казалось бы, человек, у которого в сердце живет некий идеальный родитель, должен сам быть родителем. И, как минимум, неплохим. Но это, к сожалению, не так. Такие люди, как правило, либо предъявляют своему родительству завышенные требования, изо всех сил воплощая идеал в жизнь, либо вовсе отказываются от воспитания детей, перепоручая их кому-то, становясь«матерями-ехиднами»по принципу: «зачем пытаться, если идеального родителя из меня все равно не получится?»

Как же должно выглядеть отношение взрослого человека к своим родителям? В идеале оно должно состоять из 4-х компонентов: признания, принятия, уважения и благодарности. Заметьте, здесь нет ни подчинения, ни принятия родительских ценностей, ни соглашения. Для того, чтобы исполнить пятую заповедь, не нужно подчиняться родителям, не нужно спрашивать у них разрешения, не нужно согласовывать свои действия и свои свободные выборы с их волей. Все это не входит в почитание родителей.

Спасибо за то, что родили!

Что такое признание? Казалось бы, какие проблемы — мой отец — мой отец, моя мать — моя мать. Но нередко возникают попытки отказаться, не принять родителей: «Ты мне не отец!», «Ты мне не мать» — иногда это фразы, бросаемые в пылу ссоры, а иногда — выношенные в сердце злобные подростковые мечты. Это и есть тяжкий грех непочитания — непризнание своих родителей родителями.

Принятие означает, что я принимаю родителя, как часть себя, часть своей природы. Это принятие осуществляется не умом, а сердцем, это — некая решимость человека принять своих родителей.

А как быть, если родители — алкоголики? А если они бросили младенца в роддоме? У нас могут быть причины непринятия своих родителей. Но заповедь настаивает на принятии. В ней не написано: «Чти отца и мать своих за то, что они для тебя сделали», — там вообще нет никаких условий. Почитай родителей — долголетен будешь.

Уважение к родителям не должно зависеть от их качеств и поступков, оно должно быть не за их добродетели, а уже по самому факту рождения (безусловное уважение).

Благодарность родителям — акт принятия того дара, который они нам передали. От них мы приняли самый большой подарок - нашу жизнь. Ведь с подарком можно поступить по-разному, например, сказать дарителю: «Спасибо, но мне не надо», или «Заберите, я этого не хотел!» Не почитание родителей, неуважение к ним лишает человека силы. Причем, мы лишаем силы не только себя, но и своих детей, вырываем себя из рода.

Как непочитание родителей для нашего времени очень актуально. Хам — тот, кто ниспровергает отца, уничтожает его, смеется над ним и живет по-другому, своим порядком. Собственно, то, что произошло с русской нацией - преступление, которое ведет к искоренению рода, в данном случае — искоренению нации. Сейчас к сожалению, именно хамство стало одной из ведущих современных национальных черт.

Иногда мы говорим: «Самое главное — это спасение от Господа». Но спасение прикладывается к тому, кто уже есть. Наше рождение — в руках Божьих и в руках родителей, поэтому и наша благодарность родителям за этот дар — высочайшей пробы.

Мы часто заботимся о родителях, но при этом их не уважаем. Будет ли это почитанием? Нет. Потому что в почитание входит уважение, а не забота. Забота без уважения — не почитание. Заботясь о родителях, престарелых и беспомощных, мы удовлетворяем их насущные потребности, без которых они не могут выжить.

Почитание — это радость

Но не стоит думать, что выполнение пятой заповеди — это некое особое искусство или не очень приятная обязанность. Но на самом деле, почитать родителей — это огромное счастье. Быть взрослым ребенком взрослых родителей — очень приятное ощущение. Пока наши мама и папа живы, у нас в жизни совсем другая мера ответственности, это они находятся на переднем краю, на передовой жизни. Когда наши родители уйдут, это место придется занять нам.

Протоиерей Андрей Лоргус

Батюшка, скажите, пожалуйста, как правильно понимать «почитай отца и мать твою»? Какой в это вложен Божий смысл? Спасибо за ответ.

Отвечает Архимандрит Тихон (Шевкунов) :

Десять заповедей, данных Господом Богом Моисею на горе Синай, в которые входит и та, о которой Вы спрашиваете, можно разделить на две части. Первые четыре говорят об отношениях человека к Богу. Шесть других - об отношениях человека к человеку. Так вот, отвечая на Ваш вопрос, хочу обратить внимание, что непосредственно сразу после заповедей о любви к Богу в Десятословии следует заповедь о почитании родителей. Потом уже идут: "Не убий", "Не укради" и все остальные. Уже из этого можно заключить какое значение придает Сам Господь Бог исполнению Его воли о почитании родителей. Раньше слова этой заповеди знали с самых младых ногтей: "Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле".

Кроме того, эта заповедь уникальна и еще по одной причине: она единственная, в которой Господь нечто обещает человеку, а именно великую награду за исполнение этой заповеди уже в нынешней жизни. Вдумайтесь: "да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле". Время нашей земной жизни и благополучие человека непосредственно связаны с исполнением заповеди о почитании родителей.

Как же правильно почитать отца и мать? Конечно же, в первую очередь любить их, быть им искренне благодарными, слушаться их во всем, что не противоречит воле Божией, не судить их поступки, быть терпеливыми к их немощам, заботиться о них до самой их смерти, а по отшествии их из этого мира, усердно молиться об их упокоении. Все это - наш святой долг перед Богом, перед самими родителями, перед нашими детьми, которые воспитываются, в первую очередь, не на словах, а на наших поступках. И, несомненно, долг перед самими собой, если мы хотим себе благо в жизни, как и сказано в заповеди.

Не случайно в мудрости народов в ряду самых мерзкий грехов - грех Хама, а в ряду самых отвратительных пороков - неблагодарность родителям.

Заповеди Божии непреложны, и их силу и действие никто не может отменить. Когда сегодня говорят о крайне низкой продолжительности жизни в нашей стране, о невысоком благосостоянии, почему-то забывают вспомнить о миллионах брошенных стариков, о страшном порой отношении к старшим, которое смертельно поражает наше общество уже из поколения в поколение.

А стоило бы ведь только обратить внимание на стариков, воздать им должное и в духовно-нравственном и в материальном смысле - как многое бы переменилось! Христианину нельзя ждать, когда государство или общество изменят свое отношение к заповеди Божией. Господь ждет от нас сейчас, в обстоятельствах, в которые мы поставлены Промыслом Божиим, исполнения этой заповеди без самооправданий и лукавства.