Султаны и их матери. Женский Султанат – Султанши поневоле на экране и в обычной жизни. Вот какими они на самом деле были

Вчера, оказывается, в Турции поминали мать Сулеймана Великолепного - валиде султан Айше Хафса Султан , которая умерла в этот день... 5(!!) веков назад - 19 марта 1534 года. По этому поводу в мечети читали мевлид - религиозную «поэму» о жизни пророка Мухаммеда. Просто поразительно - какое уважение к истории и память о ней! У нас царей российских и то не вспоминают в день их смерти, тем более их матерей.

Я эту маман наблюдаю сейчас все в том же сериале «Роскошный век», очень мне нравится и сама актриса Небахат Чехре (Nebahat Çehre), великолепно выглядящая в свои 66 лет (конечно, без пластики не обошлось, но все же:)), и как она царственно играет.


Из фильма же я поняла, что мама султана родом из Крыма (хотя есть и другая версия - из польских евреев). В первой серии она утихомиривала еще бунтующую против своей будущей блестящей участи Александру-Роксолану на ломаном русском: замолчи, заткнись! :) Хи-хи. :)

Естественно, я тут же залезла посмотреть, как вообще обстояло дело с наследственностью у султанов.

Так вот, из 35 жен султанов (с 14 по 20 век, за всю историю Османской империи), тех, ч ьи сыновья стали султанами, только четверо (в самом начале империи) были турчанками. И почему-то у двух из них имена были совершенно не турецкие - Ольга и Вероника. Так что, думаю, дело здесь тоже нечисто. Остальные же все - иностранки!!! Вливали свежую кровь в правящую династию. :) Больше всего - сербского и греческого происхождения, есть итальянки, грузинки, черкешки, болгарка, румынка... И все эти «турецкие» Алифе, Хатидже, Салиха, Айше (...) когда-то, в своей «прошлой» жизни были Сесилиями, Еленами, Мариями, Анастасиями, Ольгами, Катаринами, Агнес, Соня...

Вот он, собственно, список, найденных на просторах интернета и перелопаченный мною с помощью турецкой википедии:

Список всех матушек султанов Османской империи:

1. Хайма Хатун - жена Эртугрул Гази, мать Османа I - первого султана Османской империи (с 1299 года), турчанка.

2. 1324: Мал Хатун - жена Османа I, мать Орхана Победоносного, турчанка, дочь Омер Бея, хотя по некоторым предположениям, она была дочерью Шейха Edebali .

3. 1359 - неизвестно: Нилюфер Хатун - жена Орхана Гази, мать Мурада I (Богоподобного). Возможно, греческого происхождения. Первое имя - Холофира.

4. 1389 - неизвестно: Гюльчичек Хатун - жена Мурада I, мать Баязида I (Молниеносного). Греческого происхождения. Первое имя - Мария.

5. Девлет Хатун - жена Баязида I, мать Мехмеда I, турчанка. При этом турецкая википедия пишет, что ее первое имя - Ольга. Хорошее такое турецкое имя. :)

6. 1421-1449: Эмине (Амина) Хатун - третья жена Мехмеда I, мать Мурада II. Дочь Насреддина Мехмед бея, турчанка. Та же ситцуация, что и с предыдущей Девлет Хатун-Ольгой, эта турчанка была Вероникой.

7 . 1432-неизвестно: Хюма Хатун - наложница Мурада II (не входила в число офицальных жен), мать Мехмеда II (Завоевателя). П о предположениям, - гречанка.

8. 1481-1492: Амина Гюль-Бахар (или Гульбагаре Хатун) Первая - жена Мехмеда II, мать Баязида II. Албанского или сербского происхождения. Первое имя - Комелия.

9. 1453-1510: Гюль-Бахар Султан Вторая - жена Баязида II, мать Селима I. Гречанка.

10. 1520-1534: Айше Хафса (Ayisha Hâfize) Султан - жена Селима I и мать Сулеймана I (Великолепного) - дочь Менгли I Герай из Крымского ханства. Наиболее вероятно - родом из крымских татар. По другой версии - из польских евреев.

11. Хюррем Хасеки Султан - жена Сулеймана I, мать Селима II. Знаменитая Роксолана, украинка.

12. 1574-1583: Афифе Нур-Бану - жена Селима II, мать Мурада III . Урожденная Сесилия Вернье-Baffo,

13. 1594-1603: Сафийе - жена Мурада III, мать Мехмеда III. Урожденная София Baffo, и, как и ее предшественница и кузина, была благородного венецианского происхождения.

14. 1603-1603: Ханьдань - жена Мехмеда III, мать Ахмеда I. Гречанка, первое имя - Елена.

15. Фюльдане - жена Мехмеда III, мать Мустафа I. Абхазка.

16. 1617-1621: Мах Фирюзе Хатидже - жена Ахмеда I, мать Османа II. Сербского происхождения, первое имя - Мария, или Марица.

17. 1623-1648: Мах Пейкер Кёсем - другая жена Ахмеда I, мать Мурада IV и Ибрагима I. Г реческого боснийского происхождения, первое имя - Анастасия.

18. 1648-1683: Турхан Хатидже - жена Ибрагима I, мать Мехмеда IV. Русинского происхождения (народ на Украине). Первое имя - Надя.

19. 1687-1689: Салиха Диляшуб - другая жена Ибрагима I, мать Сулеймана II. Сербского происхождения. Первое имя - Катарина.

20. Хатидже Муаззез - еще одна жена Ибрагима I, мать Ахмеда II. Из польских евреев. Первое имя - Ева.

21. 1695-1715: Мах Паре Умматуллах Рабийя Гюль-Нюш (ну и имечко - хрен выговоришь!) - жена Мехмеда IV, мать Мустафы II и Ахмеда III. Гречанка с Крита.

22. 1730-1739: Салиха Себкати - жена Мустафы II, мать Махмуда I. Турецкая википедия: гречанка, первое имя - Александра.

23. 1754-1756: Шехсувар - другая жена Мустафы II, мать Османа III. Сербского происхождения. Первое имя - Мария.

2 4. 1789-1807: Эмине Михр-и-Шах - жена Ахмеда III, мать Мустафа III. Грузинка. Первое имя - Жанет.

25. Рабия Шерми Султан - другая жена Ахмета III, мать Абдул-Хамида I. Грузинка. Первое имя - Ида.

26. Михр-и-Шах Валиде Султа н - жена Мустафы III, мать Селима III. Генуэзка, первое имя - Агнес.

27. 1807-1808: Айше Сенийепервер - жена Абдула Хамида I, мать Мустафы IV. Болгарского происхождения. Первое имя - Sonija.

28. 1808-1817: Накш-и-Дил Хасеки - другая жена Абдулы Хамида I и мать Махмуда II. Ф ранцуженка. Легенды упорно приписывают ей родство с женой Наполеона Жозефиной.

29. 1839-1852: Безм-и-Алем - первая жена Махмуда II, мать Абдул-Меджида. Русско-еврейского или грузино-еврейского происхождения. Первое имя - Сюзи.

30. 1861-1876: Пертав-Нихал - жена Махмуда II, мать Абдулазиза. Румынского происхождения.

31. 1876-1876: Шевкефза - жена Абдул-Меджида, мать Мурада V. Мингрельского происхождения (этнографическая группа грузин).

32. Тир-и-Мюжган Кадынэфенди - другая жена Абдул-Меджида, мать Абдулхамида II. Армянка.

33. 1876-1904: Рахиме Пиристу - еще одна жена Абдул-Меджида, ПРИЕМНАЯ мать Абдул-хамида II. Черкесского происхождения.

34. Гюльджемаль Кадынэфенди - очередная жена Абдул-Меджида (во мужик дает! Пять раз женат был!) , мать Мехмета V. Албанка или черкешенка, точно неизвестно.

35. Гюльусту Кадынэфенди - последняя жена Абдул-Меджида, мать последнего султана Османской империи Мехмета VI. Черкешенка.

Женский султанат – принятое в истории определение исторического периода Османской империи с 1541 по 1687 год (согласно другой датировке, с 1550 по 1656 год). Почти 150 (или чуть более 100 лет), в течение которых на государственную политику Блистательной Порты большое, а под конец – даже решающее, влияние оказывали женщины. Матери, жёны и наложницы турецких падишахов.

Термин «женский султанат» ввёл в историю Османской империи турецкий историк Ахмет Рефик Алтынай в 1916 году в своей книге с одноимённым названием, в которой он рассматривал участие слабого пола в управлении Турцией как причину упадка государства Османов. Хотя большинство его коллег и тогда, и позднее не согласились с такой оценкой, объяснив возросшее влияние женщин на политику исламской империи XVI-XVII вв. следствием, а не причиной её ослабления.

Надо заметить, что каждая султанша, входящая в “Женский султанат”, смогла по-настоящему взять власть в свои руки только после смерти своего повелителя, в качестве валиде-султан (что-то вроде “королевы-матери” в европейских монархиях) при своих сыновьях, ставших султанами (за одним исключением – Хюррем-султан так никогда и не стала валиде, поскольку умерла раньше своего супруга, султана Сулеймана). Причём, в большинстве случаев эта мера была вынужденной – по причине малолетства правящего султана или же по причине его умственной отсталости. И ещё – все эти женщины, за единичным исключением, родились и сформировались как личности в условиях европейской христианской цивилизации (две украинки, две венецианки, гречанка), которая предоставляла слабому полу даже в те суровые патриархальные времена гораздо больше свободы и независимости, чем исламская традиция.

ХЮРРЕМ-СУЛТАН (РОКСОЛАНА) Александра (Анастасия) Гавриловна Лисовская (1505/1506-1558) , наложница с 1520 г, с 1534 – законная супруга султана Сулеймана I Великолепного, украинка, дочь православного священника из Западной Украины. Никогда не была валиде-султан;

АФИФЕ НУРБАНУ-СУЛТАН – Сесилия (Оливия) Веньер-Баффо (ок.1525-1583) , Попала в гарем к сыну Хюррем-султан, шехзаде (наследнику престола) Селиму, примерно в 1537 году. Законная супруга султана Селима II с 1570-1571 года. По своему происхождению – венецианка, незаконнорожденный потомок двух знатных фамилий (её родители не были женаты). Валиде-султан с 1574 года;

МЕЛИКИЕ САФИЕ-СУЛТАН – София Баффо (ок.1550-1619) . Венецианка, родственница своей свекрови, Нурбану. В гарем к внуку Хюррем, шехзаде Мураду, попала в 1563 году – её своему племяннику подарила дочь Роксоланы, Михримах-султан. Валиде-султан с 1595 года;

ХАЛИМЕ-СУЛТАН – имя, данное при рождении, не известно (ок.1571-после 1623) . Родом из современной Абхазии, скорее всего, черкешенка по происхождению. Обстоятельства, при которых она попала в гарем к будущему султану Мехмеду III, неизвестны. Известно только, что произошло это ещё до его восшествия на престол, в бытность шехзаде санджак-беем Манисы. Дважды (в общей сложности два с половиной года) была валиде-султан при своём психически неполноценном сыне Мустафе I. По причине недееспособности Мустафы Халиме-султан впервые в истории Османской империи стала не только валиде-султан, но и регентом исламской империи.

МАХПЕЙКЕР КЁСЕМ-СУЛТАН – (ок.1590-1651) – самая влиятельная женщина за всю историю Османской империи, трижды валиде-султан. Предположительно гречанка по имени Анастасия, дочь православного священника. Наложница султана Ахмеда I с 1603 года. Валиде-султан (и регент государства) при сыне Мураде IV с 1623 по 1631; при втором сыне Ибрагиме I с 1640 по 1648; при внуке Мехмеде IV с 1648 до своей смерти в 1651 году;

ТУРХАН ХАТИДЖЕ-СУЛТАН (ок.1628-1683) – украинка по имени Надежда , родом из украинской Слобожанщины, предположительно – из города Тростянец современной Сумской области Украины. Наложница султана Ибрагима I с 1641 года. Валиде-султан и регент государства с 1651 года при своём малолетнем сыне Мехмеде IV. Добровольно отказалась от титула регента 15-го сентября 1565 года в пользу назначенного ею же нового великого визиря Кёпрюлю Мехмед-паши. Эта дата и считается концом “женского султаната”, хотя сама Турхан прожила ещё 18 лет, а её сын-султан, от имени которого она правила, умер через 28 лет, перед этим лишившись власти в 1687 году, всего через четыре года после смерти своей матери. Некоторые турецкие историки окончанием “женского султаната” считают именно 1687-ой, продлевая таким образом его срок на 31 год. Поскольку все эти могущественные султанши, какими бы умными, предприимчивыми и мудрыми они ни были, ничего не значили без своих, зачастую не просто глупых, но умственно отсталых сыновей, именем которых они правили. Самостоятельное правление женщины в Османской империи для исламского мира было абсолютно исключено.

Ещё один момент. В те суровые времена позднего средневековья, при огромной детской смертности (из 10 новорожденных 5 умирали в первые дни и месяцы жизни) и частой смерти рожениц, девушка считалась готовой к замужеству (и, соответственно, к супружеским отношениям) сразу после первой менструации. А в южных странах (в отличие от северных) такое довольно часто и сейчас встречается у девочек в 10-11, даже в 9 лет. Понятно, что ни о какой педофилии тогда никто ничего не знал и не слышал – жизнь была слишком коротка и сурова, женщина должна была успеть родить как можно больше детей, чтобы, в свою очередь, из них как можно большее количество выжило. Кроме того, в те времена считалось, что, чем моложе роженица, тем больше у неё шансов пережить рождение ребёнка. Так что все наложницы турецких султанов впервые попадали в их постель в 11-12, максимум в 13-14 лет. Что подтверждают даты рождения их детей. Например, отца султана Сулеймана I, Селима I, его бабушка Гюльбахар-хатун (гречанка Мария) родила в неполные 12 лет. В таком же возрасте родила своего сына Баязида II (деда султана Сулеймана) наложница завоевателя Константинополя, султана Мехмеда II Фатиха, Ситти Мюкриме-хатун.

Основоположницей “Женского султаната” в империи Османов считают Роксолану (Хюррем-султан) – украинскую рабыню-наложницу, а позже – любимую законную супругу султана Сулеймана I.

Что не совсем правильно по нескольким причинам.

Успех Хюррем был во многом обусловлен и подготовлен деятельностью её свекрови, матери султана Сулеймана, Айши Хафсы-Султан – выдающейся женщины своего времени, которую её сын очень любил и уважал до самой смерти. Пожалуй, впервые в истории Османской империи не только как мать, но, в первую очередь, как личность.

АЙШЕ ХАФСА-СУЛТАН (5 декабря 1479 – 19 марта 1534)
Крымская ханбика (царевна), дочь крымского хана Менгли I Гирея (1445-1515) из династии правителей Крыма Гераев (Гиреев). Её отец был вынужден принять османский протекторат в 1578 году, за год до рождения Хафсы.

В гареме у шехзаде Селима Хафса-хатун оказалась где-то весной-летом 1493 года, примерно в 13 лет. Селим был тогда санджак-беем (губернатором, управляющим османской провинции) Трамбзона (сейчас – административный центр на северо-востоке Турции, на побережье Чёрного моря, недалеко от границы с Грузией) – бывшей столицей недавно захваченной (в 1461 году) османами Трапезундской империи – наследницы Византии, так что крымской ханбике, чтобы стать наложницей одного из наследников повелителя Османской империи, пришлось всего лишь пересечь Чёрное море на корабле своего отца.

Будущий султан Сулейман родился в Трамбзоне в следующем году, 6-го ноября 1494 года, причём одновременно с ним родилась и его сестра-близнец, Хафиза (Хафса) Ханим султан (1494-1538). Рождение двойняшек и близнецов обычно является наследственной семейной особенностью. В этой связи стоит вспомнить, что через тридцать с лишним лет, в 1530 году, младшая сестра Сулеймана и одновременно дочь его матери Айше Хафсы, Хатидже-султан, тоже родила двойняшек – мальчика Османа и девочку Хуриджихан.

Две дочери сына Роксоланы, шехзаде Селима, от его наложницы Нурбану – Эсмехан-султан и Гевкерхан-султан, были близнецами или двойняшками – есть даже предположение, что их старшая сестра, Шах-султан, на год старше их, на самом деле родилась в один день с девочками – то есть, они были тройняшками. Уже после гибели султана Османа II, прапраправнука Сулеймана I, у него родились двойняшки, шехзаде Мустафа и Зейнеп-султан. И у родного брата султана Османа по отцу, Ахмеда I, тоже была пара двойняшек от Кёсем-султан – шехзаде Касим и Атике-султан.

Сестра-близнец султана Сулеймана прожила тихую и незаметную жизнь. В 20 лет она была выдана замуж за Дамада-Мустафу пашу, который позже, с 1522 по 1523 год, был губернатором Египта. Детей у Хафизы-султан никогда не было, и поэтому, овдовев в 29 лет, она вернулась в Стамбул к своей матери, Айше Хафсе-валиде-султан, во дворец Топкапы. Замуж она больше не выходила, здесь же и закончила свои дни – 10-го июля 1538 года, в возрасте неполных 44 лет.

Первые годы своей жизни Сулейман провёл в санджаке своего отца, в Трамбзоне, а после обряда обрезания в 7 лет его дед, султан Баязид II забрал внука к своему двору в Константинополь. Там шехзаде обучался военному делу, юридическому праву, философии, истории и фехтованию. Кроме этого, Сулейман учил иностранные языки – сербский, арабский и персидский, которыми в последствии владел в совершенстве. Тогда же он освоил ремесло ювелира, ставшее его увлечением на всю жизнь.

Дед-султан относился к будущему мужу Роксоланы очень хорошо (намного лучше, чем к его отцу), что доказывает следующее обстоятельство.

По османской традиции, все достигшие определённого возраста (обычно в 14 лет, но исключения из правил в обе стороны случались довольно часто) наследные принцы (шехзаде) назначались наместниками (санджак-беями) провинций (санджаков) в Анатолии (азиатская часть современной Турции); это было частью их подготовки к дальнейшему правлению. В Османской империи не было чётких правил наследования престола, все мужчины – носители священной крови Османов, имели право на власть. Согласно обычаю, трон получал тот шехзаде, который первым достигнет Стамбула сразу после смерти падишаха Блистательной Порты. Поэтому по отдалённости от столицы того или иного санджака каждого сына или внука турецкого султана можно было судить о его предпочтениях – понятно, что тот, кого отец видел своим наследником, становился санджак-беем ближайшей к столице провинции. И в этом отношении у отца Сулеймана, Селима, всё было не просто плохо, а безнадёжно – его санджак Трамбзон, по сравнению с Амасьей любимца отца, старшего брата, шехзаде Ахмета, и Антальей второго брата-конкурента, шехзаде Коркута, находился в таких глухих еб@нях, из которых добраться первым до Стамбула у него не было ни единого шанса (расстояние от Трамбзона до Стамбула по прямой – 902 км. В те времена, даже на самых лучших лошадях и в хорошую погоду, в один конец добираться дней десять). Для сравнения: расстояние от Амасьи Ахмета до Стамбула – 482 км, и точно такое же расстояние, только в южном от Стамбула направлении, до Антальи Коркута.

И тут, как гром с ясного неба – его единственный сын Сулейман, достигший 14 лет (в 1508 году), получает от своего деда первое назначение не куда-нибудь, а в маленький санджак Болу, расположенный практически рядом со Стамбулом (223 км. по прямой). Впрочем, фаворит султанской гонки, старший сын Баязида II, дядя Сулеймана, Ахмет (у которого к тому времени было четверо собственных подросших сыновей), быстро исправил это досадное для него обстоятельство, отправив племянника наместником “к чёрту на рога” – в крымскую Каффу (Феодосию), на другой берег Чёрного моря, на родину его матери, Айше Хафсы-Султан. Совершив тем самым фатальную для себя ошибку.

Через некоторое время после того, как Сулейман был отправлен санджакбеем в Крым, его отец Селим попросил для себя у отца санджак в Румелии (европейской части империи), поближе к Стамбулу. Хотя сначала ему было отказано в этих землях, так как обычно они не предоставлялись шехзаде, позже, явно в насмешку (видимо, без старшего братца Ахмета и тут не обошлось) Селим получил в управление провинцию Семендире (в современной Сербии) – глухую дыру на северо-западной окраине империи. Тут Селим проявил сначала явное неповиновение, отказавшись ехать в свой новый санджак, а затем поднял восстание против отца, двинув на Стамбул собранное наспех войско. Султан Баязид во главе большой армии с лёгкостью разбил своего сына в августе 1511 года. Потерпевший поражение Селим бежал в Крым – к своему сыну Сулейману и тестю, крымскому хану Менгли I Гирею, который оказал зятю всяческую помощь и поддержку. Поймать каким-то образом беглеца в Крыму, где он находится под защитой отборного войска отца одной из своих султанш, султан Баязид не имел никакой возможности. Да и санджак-бей Сулейман мог сколько угодно имитировать поиск мятежника перед своим дедом-султаном.

Тем временем старший сын османского правителя, Ахмет, которому отец поручил подавление восстания Шахкулу в Анатолии, получив в своё распоряжение большие воинские силы, пока Баязид II разбирался с Селимом, объявил себя султаном Анатолии, и начал воевать против одного из своих племянников (отец которого был уже мёртв). Он захватил город Конью и, хотя султан Баязид потребовал от него вернуться в свой санджак, Ахмет настоял на управлении этим городом. Он даже предпринял попытку захватить столицу, однако безуспешно, так как янычары отказали ему в помощи, решительно поддержав крымского беглеца Селима.

В конечном итоге, лишившись поддержки янычар, и в связи с какими-то сложными религиозными мотивами, Баязид II отрёкся от престола 25-го апреля 1512 года в пользу отца Сулеймана.

Став султаном, Селим I первым делом приказал казнить всех своих родственников-мужчин, имеющих право на трон Османов. Через месяц он приказал отравить своего отца. Ненавистный старший брат Селима, Ахмет, продолжал контролировать часть Анатолии в первые несколько месяцев его правления. В конце концов, войска Селима и Ахмета встретились в битве при Енишехире около Бурсы 24-го апреля 1513 года – в годовщину отречения от престола их отца, султана Баязида. Армия Ахмета была разбита, сам он попал в плен и вскоре был казнён.

Второй брат-соперник Селима, Шехзаде Коркут, не принимал никакого участия в этих распрях, вполне довольствуясь своим положением санджак-бея Манисы. Он без колебаний признал власть Селима, когда тот стал султаном. Однако, недоверчивый Селим I решил проверить его верность, послав ему поддельные письма от лица некоторых государственных мужей империи, в которых Коркута призывали принять участие в восстании против Селима. Узнав о положительном ответе брата, Селим приказал его казнить, что и было исполнено.

Всё то время, пока Селим II решал, безусловно, важнейшие для него вопросы не просто престолонаследия, но элементарного выживания, разумеется, ему было не до Сулеймана. Руководство воспитанием его сына полностью взяла на себя мать шехзаде, Айше Хафса-султан – женщина умная, смелая и самостоятельная. То обстоятельство, что крымские ханши у себя на родине всегда пользовались гораздо бОльшей свободой, чем турецкие султанши у себя дома, привело к тому, что Айше Хафсу многие современники считали нарушительницей традиционных османских устоев. Именно она, а совсем не её невестка Роксолана, первой нарушила незыблемое правило главного гарема Турции “одна наложница – один шехзаде”. Евнухи не допускали на хальвет (дословно – “полное уединение мужчины и женщины в закрытом пространстве без всяких помех”) к султану женщин, уже родивших ему сына (если только сам повелитель не вызывал к себе какую-то из них). Такой принцип, надо признать, делал практически равными шансы на трон Османов всех шехзаде после смерти их общего отца. И не давал возможности какой-то одной одалиске значительно усилить свои позиции в гареме (а сделать это можно было, исключительно рожая мальчиков). Так вот – именно Айше Хафса-султан родила Селиму I девять детей (Роксолана и тут ей уступила, родив “всего” шестерых), из них – четверо сыновей и пять дочерей. Кроме пяти полнородных (от общих родителей), у Сулеймана было ещё пять единокровных сестёр от разных наложниц его отца. Младшие братья Сулеймана – Орхан, Муса и Коркут умерли в раннем детстве. До взрослого возраста из всех сыновей Султана Селима дожил только старший сын крымской ханбики, что, разумеется, позже очень облегчило ему путь к престолу.

Значимость для Селима I его наложницы Айше Хафсы-Султан, матери его единственного шехзаде, после того, как, потерпев поражение от своего отца Султана Баязида II, он бежал к её отцу в Крым, невозможно переоценить. Хафса-султан стала связующим и объединяющим звеном между тремя самыми близкими для неё мужчинами – сыном Сулейманом, санджак-беем Крыма (которому, разумеется, подчинялись османские войска на полуострове), отцом, крымским ханом Менгли I Гиреем, в подчинении которого находилось немалое местное войско (набеги крымских татар на Украину, Литву и Польшу держали в страхе всю Восточную Европу), и мужем (за неимением другого определения), наследником Османской империи Селимом.

Вряд ли это оценил султан Селим – человек очень жестокий и грубый даже по меркам своего времени, но на юного Сулеймана, который в 17 лет оказался в самом эпицентре династического кризиса огромного государства, это обстоятельство, безусловно, произвело неизгладимое впечатление. И, очевидно, именно это заставило его увидеть в женщине, которую в те времена и за человека не считали, личность.

После восшествия Селима I на престол в апреле 1512 года он отправил Сулеймана наместником в “престолонаследный” санджак Сарухан со столицей в Манисе. Расстояние от Манисы до Стамбула по прямой – 297 км. Поэтому неудивительно, что османские султаны отправляли в неё санджак-беями тех своих сыновей, которым хотели оставить власть над Блистательной Портой после своей смерти. Айше Хафса-султан поехала в Сурухан вместе с сыном, а в 1520 году, после смерти Султана Селима I , сопровождала его в Стамбул, где он стал Султаном Сулейманом I. С 1520 года до своей смерти в 1534 году руководила главным гаремом империи. Стала первой матерью правящего турецкого падишаха, носившей титул валиде-султан.

За восемь лет, в течение которых её сын правил Саруханом в Манисе, Айше Хафса-султан сделала очень много для процветания этого края. За свой счёт она построила в Манисе мечети, школы и больницы. До наших дней сохранилось здание основанного ею благотворительного центра для помощи душевнобольным.

День смерти матери султана Сулеймана – 19 марта 1534 года – до сих отмечается в Турции как день памяти одной из самых почитаемых в стране женщин.

Если в самом начале султаната Селима I в Блистательной Порте оставалось только два носителя священной крови Османов по мужской линии – он сам и его единственный сын Сулейман (остальных он сам уничтожил), то Сулейман после смерти отца прибыл в Стамбул из Манисы уже с тремя (по другим данным – пятью) своими сыновьями от трёх наложниц (всего у него в гареме их было тогда семнадцать), старшему из которых исполнилось 7-8 лет, в том числе и 5-летним тогда Мустафой. А в Стамбуле его ждал трон величайшей державы того времени – исламской империи Османов, которую он ещё больше расширил и укрепил военными походами во время своего правления. И Роксолана.

Advertisements

П оследняя султанша османского происхождения была мать Сулеймана I Великолепного, звали ее Айше Султан Хафса (5 декабря 1479 - 19 марта 1534), согласно источникам, она была родом из Крыма и являлась дочерью хана Менгли-Гирея. Однако, эта информация спорная, до сих пор до конца не проверенная.

После Айше начинается эпоха "женского султаната" (1550-1656), когда женщины оказывали влияние на государственные дела. Естественно, их нельзя сравнивать с европейскими правительницами (Екатериной II, или Елизаветой I Английской) ввиду того, эти женщины имели несоизмеримо меньше власти, личной свободы и были дальше от абсолютизма. Считается, что началась эта эпоха с Анастасии (Александры) Лисовской, или известной нам Роксоланы . Она была женой Сулеймана I Великолепного и матерью Селима II, причем стала первой султаншей, взятой из гарема.

После Роксоланы главными женщинами страны становились две родственницы, две прекрасные венецианки из рода Баффо, Сесилия и София. И одна и другая пришли на верх через гарем. Сесилия Баффо стала невесткой Роксоланы.

Итак, Сесилия Верньер-Баффо, или Нурбану Султан, родилась на острове Парос примерно в 1525 году. Отцом ее был знатный венецианец, губернатор острова Парос, Николо Веньер, а матерью Виоланта Баффо. Родители девочки не состояли в браке, поэтому девочку назвали Сесилия Баффо, дав фамилию матери.

Согласно другой версии,менее популярной, основанной на османских источниках, настоящим именем Нурбану было Рахель, и она была дочерью Виоланты Баффо и неизвестного по имени испанского еврея.

Об истории Сесилии известно немного.

Известно, что в 1537 году пират и адмирал турецкой флотилии Хайр-ад-дин Барбаросса захватил Парос и 12-летняя Сесилия оказалась в рабстве. Она была продана в султанский гарем, где за свой ум была замечена Хюррем Султан. Хюррем дала ей имя Нурбану, что означает "Королева, источающая божественный свет " и направила ее в услужение к своему сыну, принцу Селиму.

Согласно хроникам, достигнув совершеннолетия в 1543 году, Селим был отправлен в Конью чтобы занять положенный ему в качестве наследника пост, Сесилия-Нурбану сопровождала его. В это время юный принц и воспылал любовью к своей прекрасной сопровождающей одалиске.

Вскоре у Нурбану родилась дочь, Шах Султан, а позже, в 1546 году, сын Мурад, бывший на то время единственным сыном Селима. Позже Нурбану Султан родила Селиму еще четырех дочерей. А после восшествия Селима на престол, Нурбану становится Хасеки.

Селим в самой Османской Империи получил прозвище «Пьяница», из-за своего увлечения вином, однако пьяницей в прямом смысле слова не был. И все же государственными делами занимался Мехмед Соколлу (великий визирь боснийского происхождения Бойко Соколович), который попал под влияние Нурбану.

В качестве правительницы Нурбану переписывалась со многими правящими династиями, вела про-венецианскую политику, за что ее возненавидели генуэзцы и, судя по слухам, генуэзский посол отравил ее.

В честь Нурбану была выстроена мечеть Аттик Валиде неподалеку от столицы, где она и была похоронена в 1583 году, горько оплакиваемая сыном Мурадом III, часто в своей политике опиравшемся на мать.

Сафие Султан (в переводе с турецкого "Чистая"), урожденная София Баффо, была по происхождению венецианкой, и приходилась своей свекрови, Нурбану Султан, родственницей. Родилась она примерно в 1550 году, была дочерью правителя греческого острова Корфу и родственницей венецианского сенатора и поэта Джорджио Баффо.

София, так же как и Сесилия, была захвачена в плен корсарами, продана в гарем, где приглянулась тогда наследному принцу Мураду, для которого на долгое время она и стала единственной фавориткой. Поговаривали, что причиной такого постоянства были проблемы в интимной жизни принца, которые лишь Сафие умела как-то преодолевать. Эти слухи очень похожи на правду, поскольку до того, как Мурад стал султаном (в 1574 году, в 28 лет, после смерти своего отца султана Селима II), у него были дети только от Сафие.

Став владыкой империи османов, Мурад III, очевидно, излечился через некоторое время от своего интимного недуга, поскольку от вынужденной моногамии перешел к половым излишествам, и практически посвятил свою дальнейшую жизнь исключительно утехам плоти, в ущерб государственным делам. Так что 20 сыновей и 27 дочерей (однако, не следует забывать, что в XV-XVI веках детская смертность была очень высока и из 10 новорожденных младенцев 7 умирали в детстве, 2 - в юности и молодости, и только один имел какие-то шансы дожить хотя бы до 40 лет), которых оставил султан Мурад III после своей смерти - вполне закономерный результат его образа жизни.

в XV-XVI веках детская смертность была очень высока и из 10 новорожденных младенцев 7 умирали в детстве, 2 - в юности и молодости, и только один имел какие-то шансы дожить хотя бы до 40 лет

Несмотря на то, что Мурад так и не женился на своей любимой Сафие, это не помешало ей стать одной из самых влиятельных женщин того времени.

Первые девять лет правления Мурад всецело разделял со своей матерью Нурбану, слушался ее во всем. И именно Нурбану сыграла важную роль в его отношении к Сафие. Несмотря на родственные связи, как в государственных делах, так и в делах гарема, венецианки постоянно воевали друг с другом за лидерство. Тем не менее, как говорится, победила молодость.

В 1583 году, после смерти Нурбану Султан, Сафие Султан занялась укреплением позиций своего сына Мехмеда, как наследника Мурада III. Мехмеду уже исполнилось 15 лет и он был весьма популярен у янычар, что очень сильно пугало его отца. Мурад III даже готовил заговоры, но Сафие всегда удавалось предупредить сына. Такая борьба продолжалась 12 лет, до смерти Мурада.

Практически безграничную власть Сафие Султан получила в 45 лет, одновременно с титулом валиде-султан, после смерти султана Мурада III в 1595 году. Ее сын, кровожадный Мехмед III, сразу после своего восшествия на престол Османов приказал убить не только своих 20 младших братьев, но и всех беременных наложниц отца. Именно он ввел в Блистательной Порте пагубный обычай не давать возможности царевичам принимать участие в управлении государством при жизни отца, а держать их взаперти в серале, в павильоне "Кафес" (клетка).

Собственно, с этой хасеки внука Роксоланы, султана Мурада III (1546-1595), непосредственно начинается правление ничем не ограниченных (поскольку их повелители были всего лишь тенью своих выдающихся предков) властных стерв, враждующих друг с другом за своё влияние на мужей (за неимением лучшего термина) и сыновей. “Всемогущая” в сериалах Роксолана выглядит нежной фиалкой и невинной незабудкой на их общем фоне.

МЕЛИКИЕ САФИЕ-СУЛТАН (СОФИЯ БАФФО)(ок.1550-1618/1619).
О происхождении главной хасеки (законной женой султана она так никогда и не стала) Мурада III, как и о происхождении её свекрови Нурбану-султан, существует две версии.
Первая, общепринятая – она была дочерью Леонардо Баффо – венецианского губернатора острова Корфу (и, стало быть, родственницей Нурбану, урождённой Сесилии Баффо).
Другая версия, и в самой Турции отдают предпочтение именно ей – Сафие была родом из албанской деревни Рези, расположенной на Дукагинском нагорье. В этом случае она приходилась землячкой, или, вполне возможно, даже родственницей поэту Ташлыджалы Яхье-бею (1498-не позднее 1582), другу казнённого Сулейманом I шехзаде Мустафы, сериальному “воздыхателю” Михримах-султан, который по происхождению тоже был албанцем.

В любом случае, София Баффо была захвачена в плен около 1562 года, в 12 лет, мусульманскими пиратами, и куплена сестрой правившего тогда турецкого падишаха Селима II, Михримах-султан. В соответствии с османскими традициями, дочь Роксоланы на год оставила девушку у себя в услужении. Поскольку Михримах и при своём отце, султане Сулеймане, и позже, во время правления своего брата Селима управляла главным гаремом Турции, скорее всего, София с первых дней своего пребывания в Османской империи очутилась сразу в Баб-ус-Сааде (название султанского гарема, дословно – “Врата блаженства”), где, к слову, Нурбану до того, как она стала валиде-султан, мягко говоря, не жаловали. В любом случае, такая закалка в самом начале карьерного пути юной наложницы очень пригодилась ей в дальнейшем, в том числе и в борьбе со свекровью, когда Мурад стал султаном. После годичного обучения девушки всему, что было необходимо знать одалиске, Михримах-султан подарила её своему племяннику, шехзаде Мураду. Произошло это в 1563 году. Мураду было тогда 19 лет, Сафие (скорее всего, имя ей дала Михримах, на турецком языке оно означает “чистая”) – около 13.
Судя по всему, в Акшехире, куда ещё Сулейман I назначил сына Селима санджак-беем в 1558 году, Сафие преуспела не сразу.
Своего первого сына (и первенца Мурада), шехзаде Мехмеда, она родила только через три года, 26-го мая 1566 года. Таким образом, султан Сулейман, доживавший тогда последний год жизни, успел узнать о рождении своего правнука (о том, что он лично видел новорожденного, нет никакой информации) за 3,5 месяца до собственной смерти 7-го сентября 1566 года.

Как и в случае с Нурбану-султан и шехзаде Селимом, до восшествия Мурада на престол детей ему рожала исключительно Сафие. Однако, чем её положение принципиально отличалось от положения её свекрови в качестве хасеки наследника престола – так это тем, что всё это время (почти 20 лет) она оставалась единственной сексуальной партнёршей Мурада (при наличии у него, как это и подобало шехзаде, большого гарема). Дело в том, что у сына Нурбану-султан были какие-то интимные психологические проблемы в половой жизни, преодолевать которые он мог только с Сафие, поэтому и занимался сексом исключительно с ней (при законной полигамии у османов, что особенно обидно). Хасеки Мурада родила ему много детей (точное их количество неизвестно), но из них пережили раннее детство только четверо – сыновья Мехмед (1566 г.р.) и Махмуд, и дочери Айше-Султан (1570 г.р.) и Фатьма-султан (1580 г.р.). Второй сын Сафие скончался в 1581 году – к тому времени его отец Мурад III уже 7 лет как был султаном, и, таким образом, у неё, как раньше у Нурбану, остался единственный сын (и он же единственный наследник Османов по мужской линии).

Избирательная импотенция Мурада, позволявшая ему иметь детей только от Сафие, очень сильно озаботила его мать Нурбану-султан только после того, как она стала валиде, да и то не сразу, а когда ей стало понятно, что отдавать ей всю власть без боя её невестка не собирается – не столько из-за его здоровья, сколько из-за огромного влияния, которое имела на её сына по этой причине ненавистная Сафие (а между матерью и хасеки Мурада, только взошедшего на престол, как раз началась война за влияние на него).

Нурбану вполне можно понять – если Роксолану подарила султану Сулейману, скорее всего, его мать, Айше Хафса-Султан, а саму Нурбану выбрала для Селима его мать Хюррем, то Сафие была выбором Михримах-султан, и, соответственно, ничем не была обязана своей свекрови (которая, кстати, и своё с ней родство категорически отказывалась признавать).

Так или иначе, в 1583 году валиде-султан Нурбану обвинила Сафие в колдовстве, которое сделало Мурада импотентом, неспособным заниматься сексом с другими женщинами. Нескольких слуг Сафие схватили и пытали, но доказать её вину (в чём?) так и не смогли.
В хрониках того времени пишут, что-де сестра Мурада, Эсмехан-султан, подарила в 1584 году брату двух красивых рабынь, “которых он принял и сделал своими наложницами”. О том, что перед этим султан Мурад встречался (по настоянию матери) в уединённом месте с иностранным лекарем, в тех же хрониках упоминается вскользь.

Однако, Нурбану, всё-таки, добилась своего – получив аж в 38 лет свободу выбора сексуальных партнёрш, правитель Османской империи, в буквальном смысле, стал одержим своим либидо. По сути, остаток жизни он посвятил исключительно гаремным наслаждениям. Он скупал красивых рабынь практически оптом и за любые деньги, где только мог. Визири и санджак-беи, вместо того, чтобы заниматься управлением государства, выискивали для него юных прелестниц у себя в провинциях и за границей. В правление султана Мурада численность его гарема, по разным оценкам, составляла от двухсот до пятисот наложниц – он был вынужден значительно увеличить и перестроить помещение Баб-ус-Сааде. В результате всего за последние 10 лет жизни он успел стать отцом 19-22 (по разным оценкам) сыновей и около 30 дочерей. Учитывая очень высокую раннюю детскую смертность в то время, можно смело предполагать, что его гарем родил ему за это время, самое меньшее, около 100 детей.

Торжество валиде-султан Нурбану, однако, было недолгим – она-то полагала, что одним ударом (наивная) она выбила из рук ненавистной невестки её самое сильное оружие. Однако, победить таким образом Сафие она всё равно не смогла. Умная женщина, приняв неизбежное, ни разу ничем не проявила своей досады или недовольства, более того – она сама стала покупать красивых рабынь для гарема Мурада, чем заслужила его благодарность и доверие, уже не как наложница, а как мудрая советница в государственных вопросах, и после смерти (в 1583 году) Сафие легко и непринуждённо заняла её место не только в государственной иерархии Османской империи, но и в глазах Мурада III. Прибрав в свои руки попутно всё влияние и связи свекровушки в венецианских купеческих кругах, приносившие Нурбану большой доход, как лоббистке их интересов в Диване.

То, что валиде Мурада III переключила все жизненные интересы сына на утехи плоти, в конечном итоге, пошло на пользу и ей самой, и её невестке – они смогли полностью взять в свои руки теперь уже совершенно не интересную для Мурада власть.

Кстати, именно во время правления сексуально озабоченного Мурада III, в главном гареме Блистательной Порты после очень долгого перерыва (в почти два столетия) снова появились представительницы правящих европейских династий. Однако, теперь они волне довольствовались положением не жён, а наложниц султана, в лучшем случае – их хасеки. Политическая ситуация в Европе очень сильно изменилась за эти 200 лет, правители государств, попавших под османский протекторат, и те, которые пытались сохранить свою независимость от Стамбула, сами предлагали дочерей и сестёр в гарем турецкого падишаха. Так, например, одной из фавориток Мурада была Фюлане-хатун (настоящее имя неизвестно) – дочь валашского господаря Мирчи III Дракулешту, правнучка того самого Влада III Цепеша Дракулы (1429/1431-1476). Её братья, как вассалы Османской империи, участвовали со своими войсками в походе турецкой армии на Молдову. А племянник, Михня II Турок (Таркитул)(1564-1601), родился и вырос в Стамбуле, в Топкапы. Он был обращён в ислам с именем Мехмед-бей. В сентябре 1577 года, после смерти своего отца, валашского господаря Александра Мирчи Михня Турок был провозглашен Портой новым господарем Валахии.

Ещё одна хасеки Мурада III, гречанка Елена, принадлежала к византийской императорской династии Великих Комнинов. Она была потомком правителей Трапезундской империи (территория на северном побережье современной Турции, вплоть до Кавказа), захваченной османами ещё в 1461 году. Биография её сына Яхьи (Александра)(1585-1648) – выдающегося то ли авантюриста, то ли политического деятеля, но, безусловно, при этом прекрасного воина и полководца, который всю свою жизнь посвятил организации военных антитурецких коалиций (с участием запорожских козаков, Москвы, Венгрии, донских казаков, государств Северной Италии и Балканских стран) с целью захвата Османской империи и создания нового Греческого государства, – заслуживает отдельного рассказа. Скажу только, что этот удалец и по линии отца, и по линии матери был потомком Галицких Рюриковичей. И, безусловно, имел все права на трон Византии, если бы его эскапада удалась. Но сейчас разговор не о нём.

Как правитель султан Мурад был таким же слабым, как и его отец Селим. Вот только если правление Селима II было вполне успешным благодаря его главному визирю и зятю, Мехмед-паше Соколлу – выдающемуся государственному и военному деятелю своего времени, то Мураду после гибели Соколлу (он приходился ему дядей, поскольку был женат на родной тётке – сестре отца) через пять лет после начала его собственного султаната найти такого же великого визиря не удалось. Главы Дивана сменяли в его правление друг друга по нескольку раз в год – не в последнюю очередь по вине султанш – Нурбану и Сафие, каждая из которых хотела видеть на этой должности своего человека. Впрочем, даже после смерти Нурбану чехарда с великими визирями не окончилась. В бытность Сафие в качестве валиде-султан сменилось 12 главных визирей.

Однако, накопленные предками султана Мурада воинские силы и материальные ресурсы ещё давали, по инерции, возможность их посредственному потомку продолжать начатое ими дело завоевания. В 1578 году (ещё при жизни выдающегося великого визиря Соколлу, и его трудами) Османская империя начала очередную войну с Ираном. По легенде, Мурад III спросил приближенных, какая война из всех, имевших место в правление Сулеймана I, была самой тяжелой. Узнав, что это была иранская кампания, Мурад решил хоть в чём-то превзойти своего великого деда. Имея значительное численное и техническое превосходство над противником, османская армия добилась ряда успехов: в 1579 году были оккупированы территории современных Грузии и Азербайджана, а в 1580 году – южное и западное побережье Каспийского моря. В 1585 году были разбиты основные силы иранской армии. Согласно Константинопольскому мирному договору с Ираном, заключённому в 1590 году, к Османской империи перешли большая часть Азербайджана, в том числе Тебриз, всё Закавказье, Курдистан, Луристан и Хузестан. Несмотря на столь значительные территориальные приращения, война привела к ослаблению османской армии, понесшей большие потери, и подрыву финансов. Кроме того, протекционистское управление государством сначала Нурбану-султан, а после её смерти – Сафие-султан, привело к сильнейшему росту взяточничества и кумовства в высшей власти страны, что, конечно, тоже не шло на пользу Блистательной Порте.

К концу жизни Мурад III (а он прожил всего лишь 48 лет) превратился в огромную жирную неповоротливую тушу, страдающую от моче-каменной болезни (которая, в конечном итоге, и свела его в могилу). Помимо недуга, Мурада мучили ещё и подозрения относительно его старшего сына и официального наследника, шехзаде Мехмеда, которому тогда было около 25 лет и который пользовался большой популярностью у янычар – внук Роксоланы опасался, что он попытается отнять у него власть. Сафие-султан в этот сложный период стоило немалых усилий уберечь сына от опасности отравления или убийства со стороны отца.

К слову, несмотря на огромное влияние, которое она снова приобрела на султана Мурада после смерти его матери Нурбану, заставить его совершить с ней никях ей так и не удалось. Свекровь перед смертью сумела убедить своего сына, что свадьба с Сафие приблизит его собственный конец, как это вышло с его отцом, Селимом II – он скончался через три года после никяха с самой Нурбану. Впрочем, Мурада такая предосторожность не спасла – он и без всякого никяха прожил 48 лет, на два года меньше, чем совершивший никях султан Селим.

Серьёзно болеть Мурад III начал осенью 1594 года, и скончался 15-го января 1595 года.
Его смерть, как и кончину его отца, султана Селима 20 лет назад, держали в глубокой тайне, обкладывая тело усопшего льдом, причём в той же самой каморке, где ранее лежал труп Селима, пока 28-го января из престолонаследной Манисы не прибыл шехзаде Мехмед. Его встречала, уже в качестве валиде, мать, Сафие-султан. Тут надо заметить, что санджак-беем Манисы отец назначил Мехмеда ещё в 1583 году, когда тому было около 16 лет. Все эти 12 лет мать и сын ни разу не видели друг друга. Это к слову о материнских чувствах Сафие-султан.

Своё правление 28-летний Мехмед III начал с величайшего в истории Османской империи братоубийства (при полной поддержке и одобрении своей валиде). В один день по его приказу были задушены 19 (или 22, согласно других источников) его младших брата, старшим из которых было 11 лет. Но и этого для обеспечения безопасности своего правления сыну Сафие показалось мало, и на другой день были утоплены в Босфоре все беременные наложницы его отца. Что было новшеством даже для тех жестоких времён – в подобных случаях ждали разрешения женщины от бремени, и убивали исключительно младенцев мужского пола. Самим наложницам (в том числе и матерям мальчиков) и их дочерям обычно оставляли жизнь.

Забегая вперёд – именно “благодаря” параноидально подозрительному султану Мехмеду у Османской правящей династии появился пагубный обычай – не давать шехзаде возможности принимать даже малейшее участие в управлении империей (как это делалось ранее). Сыновья Мехмеда содержались взаперти в гареме в павильоне, который так и назывался: “Клетка” (Kafes). Они жили там, пусть и в роскоши, но в полнейшей изоляции, черпая информацию об окружающем мире только из книг. Сообщать шехзаде о текущих событиях в Османской империи было запрещено под страхом смертной казни. Дабы избежать появления на свет “лишних” носителей священной крови Османов (а, стало быть, конкурентов на престол Блистательной Порты), шехзаде не имели права не только на свой гарем, но и на сексуальную жизнь. Теперь заводить детей имел право только правящий султан.

Сразу же после прихода Мехмеда к власти янычары подняли мятеж и потребовали повышения жалованья и других привилегий. Мехмед удовлетворил их претензии, однако после этого вспыхнули беспорядки среди населения Стамбула, которые приняли такой широкий размах, что великий визирь Ферхад-паша (разумеется, по приказу султана) впервые в истории Османской империи использовал против мятежников в городе артиллерию. Только после этого бунт удалось подавить.

По настоянию великого визиря и шейх уль-ислама Мехмед III в 1596 двинулся с войском в Венгрию (где в последние годы правления Мурада австрийцы начали понемногу возвращать себе завоёванные у них ранее территории), одержал победу в Керестецкой битве, но не сумел ею воспользоваться. Английский посол Эдвард Бартон, который по приглашению султана участвовал в этом военном походе, оставил интересные записи о поведении Мехмеда в военной обстановке.12-го октября 1596 года османская армия захватила крепость Эрлау в северной Венгрии, а две недели спустя она встретилась с основными силами Габсбургской армии, которые заняли хорошо укрепленные позиции на равнине Мезёкёвешд. В этот момент у Мехмеда сдали нервы, и он уже был готов бросить свои войска и возвратиться в Стамбул, однако визирь Синан-паша убедил его остаться. Когда на следующий день, 26 октября, обе армии сошлись в решающей битве, Мехмед устрашился и собирался было бежать с поля боя, однако Седеддин Ходжа одел на султана священный илаш пророка Мухаммеда и буквально вынудил его присоединиться к сражающимся войскам. Результатом сражения стала неожиданная победа турок, а Мехмед заработал себе прозвище Гази (защитник веры).

После своего триумфального возвращения Мехмед III никогда больше не водил османские войска в поход. Венецианский посол Джироламо Капелло писал: “Врачи объявили, что султан не может идти на войну по причине его плохого здоровья, вызванного излишествами в еде и питье”.

Впрочем, врачи в данном случае не так уж погрешили против истины – здоровье султана, несмотря на его молодость, стремительно разрушалось: он слабел, несколько раз терял сознание и впадал в забытье. Иногда казалось, что он на краю смерти. Об одном из таких случаев упоминает тот же венецианский посол Капелло в своем сообщении от 29 июля 1600 года: “Великий Властитель удалился в Скутари, и ходят слухи, что там он впал в слабоумие, что с ним до этого уже неоднократно происходило, и этот припадок продолжался три дня, в течение которых бывали краткие периоды прояснения разума” . Как и его отец султан Мурад в конце жизни, Мехмед превратился в огромную жирную тушу, которую не смог бы выдержать ни один конь. Так что ни про какие военные походы не могло быть и речи.

Такое состояние сына, который и до своей болезни не очень интересовался государственными делами, делало власть Софие-султан воистину безграничной. Став валиде, Сафие получила огромную власть и большой доход: во второй половине правления Мехмеда III она получала только в качестве жалования 3000 акче в день; кроме того, прибыль приносили земли, отданные из государственной собственности под нужды валиде-султан. Когда Мехмед III отправился в поход на Венгрию в 1596 году, он даровал своей матери право управления казной. До смерти Мехмеда III в 1603 году политика страны определялась партией, которую возглавляла Сафие совместно с Газанфером-агой, главой белых евнухов главного гарема Османской империи (евнухи представляли собой огромную политическую силу, которая, не привлекая постороннего внимания, участвовала в управлении государством и даже, позже – в возведении на трон султанов).
В глазах иностранных дипломатов валиде-султан Сафие играла роль, сравнимую с ролью королев в европейских государствах, и даже рассматривалась европейцами в качестве королевы.

Сафие, как и её предшественница Нурбану, придерживалась в основном провенецианской политики и регулярно ходатайствовала от имени венецианских послов. Так же султанша поддерживала хорошие отношения с Англией. Сафие вела личную переписку с королевой Елизаветой I и обменивалась с ней подарками: так, она получила портрет английской королевы в обмен на “два одеяния из серебряной ткани, один пояс из серебряной ткани и два носовых платка с золотой окантовкой”. Кроме того, Елизавета подарила валиде-султан шикарную европейскую карету, в которой Сафие разъезжала по всему Стамбулу и окрестностям, вызывая недовольство улемов – они считали, что такая роскошь для неё неприлична. Янычары были недовольны влиянием, которое валиде-султан оказывала на правителя. Английский дипломат Генри Лелло писал об этом в своем донесении: “Она [Сафие] всегда была в фаворе и целиком подчинила себе своего сына; несмотря на это, муфтии и военачальники часто жалуются на нее своему монарху, указывая на то, что она вводит его в заблуждение и властвует над ним”.
Однако, прямой причиной вспыхнувшего в 1600 году в Стамбуле бунте сипахов (разновидность турецкой тяжёлой кавалерии вооружённых сил Османской империи, “братья” янычар) против матери султана стала женщина по имени Эсперанса Малхи. Она была кирой и любовницей Сафие-султан. Кирами обычно становились женщины не исламской веры (как правило, еврейки), которые выступали в качестве бизнес-агента, секретаря и посредника между женщинами гарема и внешним миром. Влюблённая в еврейку Сафие позволяла своей кире наживаться на всём гареме и даже запускать руку в казну; в конце-концов, Малхи вместе с сыном (они “нагрели” Османскую империю на более чем 50 миллионов акче) была жестоко убита сипахами. Мехмед III приказал казнить главарей бунтовщиков, так как сын киры был советником Сафие и, таким образом, слугой самого султана.
Дипломаты ещё оставили упоминание об увлечении султанши молодым секретарём английского посольства, Пола Пиндара – впрочем, оставшееся без последствий. “Султанше очень нравился мистер Пиндер, и она послала за ним для личной встречи, но их свидание было пресечено” . Судя по всему, молодого англичанина после этого срочно отправили назад в Англию.

Именно Сафие-султан впервые в истории Османской империи стали (неофициально) называть “великой валиде” – и по той причине, что она (первая среди султанш) сосредоточила в своих руках управление всей Блистательной Портой; и потому, что из-за ранней смерти её сына в государстве появились новые валиде – матери её внуков-султанов, в то время как ей тогда было всего лишь 53 года.

Безудержно властолюбивая и алчная, Сафие ещё больше, чем сам Мехмед III, боялась возможности переворота со стороны одного из своих внуков. Именно поэтому она сыграла главную роль в казни старшего сына Мехмеда, 16-летнего шехзаде Махмуда (1587-1603). Сафие-султан перехватила письмо некоего религиозного провидца, отправленное матери Махмуда, Халиме-султан, в котором он предсказывал, что Мехмед III умрёт в течение шести месяцев и ему будет наследовать его старший сын. Согласно записям английского посла, Махмуд и сам был расстроен тем, “что его отец находится под властью старой султанши, его бабушки, и государство рушится, так как она ничто не уважает так, как собственное желание получать деньги, о чём часто сокрушается его мать [Халиме Султан]”, которая была “не по душе королеве-матери” . Сафие тут же сообщила (под нужным “соусом”) обо всём сыну. В результате султан стал подозревать Махмуда в заговоре и ревновать к популярности шехзаде среди янычар. Всё это ожидаемо закончилось казнью (удушением) его старшего шехзаде 1-го (или 7-го) июня 1503 года. Однако, первая часть предсказания провидца всё равно сбылась – с опозданием на две недели. Султан Мехмед III скончался в своём стамбульском дворце Топкапы 21-го декабря 1503 года, в возрасте всего лишь 37 лет, от сердечного приступа – абсолютной развалиной. Кроме его матери, никто не сожалел о его смерти.

Жестокий и безжалостный человек, он, видимо, не был способен на страсть и пылкие чувства. Историкам известны пять его наложниц, которые родили ему детей, но ни одна из них никогда не носила титул хасеки, уже не говоря о возможности никяха падишаха с какой-то из них. Детей у Мехмеда, как для султана Блистательной Порты, тоже было немного – историкам известны шесть его сыновей (двое умерли подростками ещё при жизни отца, одного он казнил) и имена четырёх дочерей (на самом деле их было больше, но сколько именно и как их звали – покрыто мраком неизвестности).

На сей раз скрывать смерть султана не было необходимости – все его сыновья находились в Топкапы, в гаремной “Клетке” для шехзаде. Выбор был очевиден – на престол Османов взошёл 13-летний старший сын Мехмеда, Ахмед I. Кстати, при этом он сохранил жизнь своему младшему брату (он был всего на год младше него), шехзаде Мустафе. Во-первых, потому, что он был (до появления у Ахмеда собственных детей) единственным его наследником, а, во-вторых (когда у Ахмеда появились свои дети) по причине его психической болезни.

Ну, а Сафие-султан не зря боялась прихода к власти своих внуков – одним из первых решений султана Ахмеда было отстранение её от власти и ссылка в Старый дворец, где доживали свои дни все наложницы покойных султанов. Однако при этом Сафие, как старшая, “великая” валиде, продолжала получать своё фантастическое жалованье в 3000 акче в день.

Бабуля-султанша, хоть и прожила, в общем-то, не такую уж и долгую (особенно по меркам нашего времени) жизнь – она умерла примерно в 68-69 лет, при этом пережила своего внука султана Ахмеда (он скончался в ноябре 1617 года), и застала начало правления его сына, своего правнука Османа II (1604-1622), который стал султаном в феврале 1618 года, в 14 лет, после свержения янычарами его дяди, психически неполноценного султана Мустафы I. Кстати, после свержения Мустафы в Старый дворец была сослана его мать, Халиме-султан. Надо думать, она устроила “весёлые” последние дни жизни своей свекрови Сафие, по вине которой Мехмед III казнил в 1603 году её старшего сына, Махмуда.

Точная дата кончины великой валиде Сафие-султан историкам неизвестна. Она умерла в конце 1618 – начале 1619 года, и была похоронена в мечети Ая-Софья в тюрбе (мавзолее) своего повелителя, Мурада III. Оплакивать её было некому.

Advertisements

женский султанат оман, женский султанат айюбидов
Эпоха Кёпрюлю

Султанат женщин

Эпоха тюльпанов

Упадок Османской империи (1828-1908)

Танзимат

Распад Османской империи (1908-1922)

Эпоха второй Конституции

Раздел Османской империи

Портал «Османская империя»

Женский султанат или Султанат женщин (тур. Kadınlar saltanatı, осман. قادينلر ساطنتي‎) - период в истории Османской империи, когда женщины оказывали большое влияние на государственные дела. Началом женского султаната принято считать 1550 год, а окончанием - 1656 год.

  • 1 Происхождение и концепция термина
  • 2 История
  • 3 Представительницы
    • 3.1 Хюррем
    • 3.2 Нурбану
    • 3.3 Сафийе
    • 3.4 Кёсем
    • 3.5 Турхан
  • 4 Причины окончания женского султаната
  • 5 Оценка влияния
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Происхождение и концепция термина

Термин «женский султанат» ввёл турецкий историк Ахмет Рефик Алтынай в 1916 году в своей книге с одноимённым названием, в которой он рассматривал женский султанат как причину упадка Османской империи.

Лесли Пирс также рассматривает женский султанат с этой точки зрения, однако указывает на ряд предубеждений. Причиной этих предубеждений была негативная мысль, что женщина не может стоять во главе исламского государства. Пирс пишет, что шейх-уль-ислам Джафер Мустафа Сунуллах Эфенди в 1599 году жаловался на вмешательство женщин в политические дела. С тех пор период после окончания правления Сулеймана Великолепного (период застоя и следующий за ним период упадка) считается негативным последствием именно правления женщин. Однако Лесли Пирс отмечает, что после окончания женского султаната в 1656 году упадок империи вовсе не замедлился, а даже наоборот ускорился. И действительно, Лесли Пирс, Ильбер Ортайлы и ряд других историков связывают поражение в Венской битве в 1683 году, произошедшее после окончания султаната женщин, с упадком Османской империи. Что же касается самого женского султаната, то он скорее явился следствием, нежели причиной упадка. Управление империей требовало от султана длительного пребывания в столице: эра завоеваний Кануни была близка к завершению уже во второй половине его правления, поскольку границы Османского государства достигли Рима, Германии, Австрии и Персии, равноудалённых от Стамбула. Армия, вышедшая в начале лета в поход, всё равно оставалась на расстоянии, невозможном для совершения захвата. Походы стали невыгодны в финансовом плане.

Сегодня термин «женский султанат» в основном используется для обозначения периода, в котором женщины были к власти гораздо ближе, чем в любой другой период османской истории. Так или иначе османские женщины имели несоизмеримо меньше власти и были дальше от абсолютизма, чем европейские женщины того времени (например Екатерина II или Елизавета I).

История

В Османской империи, в отличие от других монархий, женщины не допускались к управлению страной. К тому же султаны официальному браку предпочитали жён-наложниц. Делалось это, вероятно, для того, чтобы не допустить излишнего влияния на султана.

Сулейман Кануни отменил это правило, когда сделал своей законной женой Хюррем Султан. На смену Хюррем пришли две хасеки, ставшие впоследствии валиде: сначала Нурбану, а затем Сафийе (которая не была официальной женой), оказывавшие большое влияние сначала на мужей (Селим II и Мурад III), а затем и на малолетних сыновей (Мурад III и Мехмед III), при которых были регентами до их совершеннолетия. Считается также, что Михримах тоже оказывала влияние на брата. Пика своей власти султанат женщин достиг при правлении Кёсем Султан, ставшей валиде сразу при двух султанах - Мураде IV и Ибрагиме I, а также после смерти Ибрагима влиявшей на внука. Этот период окончился убийством Кёсем, на смену ей пришла мать Мехмеда IV Турхан Султан, пробывшая валиде 35 лет. Именно по инициативе Турхан в 1656 году на пост великого визиря был назначен Мехмед Кёпрюлю. Именно это назначение и стало концом женского султаната.

Прекращение правления женщин в Османской империи вовсе не означает и прекращение их влияния на управление. Как и ранее валиде продолжали заниматься благотворительностью. Кроме влияния на политику они занимались строительством мечетей, школ, больниц; также они имели большие доходы, которыми распоряжались самостоятельно. Ярким примером тому служат две последних валиде: Безмиалем Султан и Пертевниял Султан. Однако по сравнению с периодом султаната женщин (особенно с периодом правления Кёсем) их влияние на внутреннюю и внешнюю политику было весьма незначительным.

Представительницы

Хюррем

Женщиной, заложившей основы женского султаната, считается Хюррем Султан. Впервые за несколько веков султан женился на своей наложнице. 1534 году умерла валиде Хафса Султан. Ещё до этого, в 1533 году, вместе с сыном Мустафой, который достиг совершеннолетия, в Манису отправилась давняя соперница Хюррем - Махидевран. марте 1536 года великий визирь Ибрагим-паша, ранее опиравшийся на поддержу Хафсы, был казнён по приказу султана Сулеймана, а его имущество конфисковано. Смерть валиде и казнь великого визиря открыли Хюррем дорогу для укрепления собственной власти.

Султан Сулейман, проводивший большую часть времени в походах, информацию о ситуации во дворце получал исключительно от Хюррем. Сулейман, ранее опиравшийся на переписку с матерью, сделал своим политическим советником Хюррем. Кроме того Хюррем Султан принимала иностранных послов, отвечала на письма иностранных правителей, влиятельных вельмож и художников. По её инициативе в Стамбуле построено несколько мечетей, баня и медресе.

Одним из последствий влияния Хюррем на султана считается казнь Мустафы в 1553 году. Таким образом Хюррем добилась власти не только для себя, но и для своего сына Селима.

Нурбану

Нурбану была первой валиде-султан периода султаната женщин. Она начала своё возвышение ещё при жизни мужа. Селим в самой Османской Империи получил прозвище «Пьяница», из-за своего увлечения потреблением вина, однако пьяницей в прямом смысле слова не был. И всё же государственными делами занимался Мехмед Соколлу, который попал под влияние Нурбану. Роль Нурбану возросла, когда на престол взошёл её сын Мурад III. Он мало занимался государственными делами, предпочитая гаремные наслаждения. При нём большую роль в политике стали играть женщины из султанского гарема, в частности сама Нурбану и его наложница Сафийе. Возглавляемые ими придворные группировки плели интриги друг против друга, а также против многих высших сановников, часто добиваясь их смещения и казни. При Мураде III значительно увеличилась коррупция, стали нормой взяточничество и кумовство.

Сафийе

Влияние Сафийе резко возросло после смерти Нурбану. Авторитет Сафийе был велик, в отчёте за 1590 год венецианец Джованни Моро писал: «она имеет власть как мать принца, иногда она вмешивается во внутренние дела государства, она очень уважаема в этом, его высочество к ней прислушивается и считает её рассудительной и мудрой».

Ко времени правления Мурада то, что ещё два поколения назад было вызывающим нарушением традиций, стало органической частью жизни двора. За этот период сложился новый династический институт, в котором одну из решающих ролей в государстве играла мать старшего сына султана и наследника престола. Сафийе играла роль, сравнимую с ролью королев в европейских государствах, и даже рассматривалась европейцами в качестве королевы. 1595 году Мурад III скончался, его место занял сын Сафийе Мехмед III. Сафийе как валиде-султан имела огромную власть и огромное влияние на сына.

После Сафийе одна за другой шли три валиде (Хандан Султан, Алиме Султан и Махфируз Хадидже Султан), не сыгравшие большой роли в истории, поскольку пребывали в должности регента короткий срок (по 2 года каждая).

Кёсем

Кёсем не была первой фавориткой султана, как не была она и матерью его старшего сына. 1604 году у Ахмеда родился сын Осман. Его матерью была гречанка Махфируз, не имевшая большого влияния, даже будучи валиде при Османе. Кёсем имела множество детей от султана, что и позволило ей достичь такой высоты при дворе. Абсолютно точно её сыновьями были султаны Мурад IV и Ибрагим I, а также шехзаде Касим, а дочерьми - Айше, Фатма и Ханзаде. Вероятно, её детьми были также Сулейман и Гевхерхан. Кёсем выдала своих дочерей за влиятельных государственных деятелей, которые пользовались её поддержкой и фактически составляли её партию.

Посол Кристофор Вальер в 1616 году писал о Кёсем: «Она может делать всё с королём, что ей заблагорассудится, и полностью владеет его сердцем, ей никогда ни в чём нет отказа». Посол Контрарини, тем не менее, отмечал, что она «с великой мудростью сдерживает себя от того, чтобы говорить слишком часто о важных вопросах и государственных делах». Подобная осмотрительность была направлена на то, чтобы не лишиться благоволения султана, который не собирался зависеть от женщин.

Во время правления Ахмеда Кёсем не имела особого влияния в политической сфере. После смерти султана в 1617 году на трон посадили его брата Мустафу I, который вопреки традициям османского двора не был убит в тот момент, когда его старший брат взошёл на престол. Подобный факт объясняют тем, что Мустафа был умственно отсталым или, по крайней мере, страдал расстройством психики, а также заботой о судьбе династии (когда Ахмед стал султаном, у него ещё не было детей, а значит его смерть грозила прервать династию). Согласно некоторым данным (происходящим, как обычно, от венецианских послов), Мустафу от смерти спасла Кёсем, которая надеялась тем самым спасти и своих детей от весьма вероятного убийства.

Кёсем была отправлена в старый дворец. Уже в следующем году Мустафа был смещён, хотя и не был убит. Султаном стал 14-летний сын Ахмеда Осман, в целом успешное правление которого прервалось в 1622 году, когда в результате мятежа янычар он был схвачен и убит. Султаном снова стал Мустафа, хотя он и заявлял о нежелании править.

В следующем году в результате очередного государственного переворота на престоле оказался Мурад. Так как подозрение в организации переворота и пролитии крови султана пало на Кёсем, ей пришлось оправдываться перед судьями. Будучи матерью нового падишаха, Кёсем возвысилась до ранга валиде и переехала из старого дворца в дворец Топкапы. Мурад IV стал султаном в возрасте всего одиннадцати лет, в связи с чем до 1632 года фактически вся власть была в руках у Кёсем и её партии. Сама Кёсем официально носила титул регента.

После смерти не имевшего детей Мурада IV в 1640 году ему наследовал единственный из доживших до этого времени братьев - Ибрагим. первые годы его правления власть снова находилась в руках Кёсем. дальнейшем отношения между матерью и сыном испортились. После очередного устроенного янычарами переворота и убийства Ибрагима в 1648 году роль Кёсем снова возросла - на трон был посажен Мехмед, сын Ибрагима от одной из жён - Турхан. Первые годы правления Мехмеда ознаменовались бесконечными интригами на фоне противостояния Кёсем и Турхан. 1651 году Кёсем была убита, в её смерти часто обвиняют Турхан.

Турхан

Турхан является последней валиде периода султаната женщин. Ибрагим умер, когда его старшему сыну было всего 6,5 лет. С правлением Мехмеда Турхан должна была получить титул валиде. Однако из-за своей молодости и неопытности Турхан не стала валиде, а её место заняла Кёсем. Вместе с восстановлением титула Валиде Кёсем получила и титул регента при малолетнем султане. Но Турхан оказалась слишком честолюбивой женщиной, чтобы потерять такую высокую должность без борьбы. 1651 году Кёсем была убита, в её смерти часто обвиняют Турхан. Со смертью своей конкурентки Турхан стала валиде. Как регент, она руководила огромной Османской империей до совершеннолетия своего сына. Именно по её инициативе великим визирем стал Мехмед Кёпрюлю.

Турхан была большим «строителем» империи. Её первый проект начался в 1658 году. Турхан построила две крепости вблизи входа в Дарданеллы. Этот проект поставил Турхан на ту же ступень, что и Мехмеда Завоевателя и других султанов, которые построили крепости в том же самом районе. Однако наибольшего признания Турхан добилась, достроив в Стамбуле Новую Мечеть. Строительство этой мечети начала Сафийе Султан. После завершения строительства в 1665 г. комплекс, в который входила не только мечеть, но и школа, общественные бани, рынок и кладбище, получил славу первой Имперской мечети, построенной женщиной.

Причины окончания женского султаната

После свержения Мехмеда IV на трон взошёл его брат Сулейман II. Он и последующие султаны оказывались на троне уже в зрелом возрасте. Таким образом, необходимость в валиде-регенте отпала сама собой. К тому же к моменту восшествия сына на престол валиде либо были мертвы, либо были в преклонном возрасте, не позволявшем им вмешиваться в дела государства. Влияние и значимость валиде ослабли.

К тому же с возвышением Кёпрюлю ведение большинства дел было передано великому визирю и другим сановникам. На смену женскому султанату пришла эра семейства Кёпрюлю.

Оценка влияния

Основания для нелюбви к правящим женщинам были не беспочвенны. Бывшие когда-то рабынями и возвысившиеся до статуса валиде женщины-регенты зачастую не были готовы вести политические дела. их обязанности входило назначение на важные государственные должности, такие как должность великого визиря и главы янычар. Полагаясь на своих приближённых, султанши часто делали ошибки. султанате процветало кумовство. Женщины основывали выбор протеже не на их способностях или преданности династии, а на этнической лояльности. Другой причиной послужила частая смена великих визирей. Продолжительность их пребывания на посту в начале XVII века составляла в среднем чуть больше года. И как следствие в управлении империей возникла политическая раздробленность и хаотичность.

С другой стороны, женское правление имело и свои положительные стороны. Оно позволило сохранить имевшийся монархический порядок, основывавшийся на принадлежности к одной династии всех султанов. Личные недостатки или некомпетентность султанов (таких как душевнобольной Мустафа I, жестокий Мурад IV и полубезумный и расточительный Ибрагим I) компенсировались силой их женщин или матерей. Женский султанат ослабил власть султана, сделал её более кооперативной и бюрократичной.

См. также

  • Список матерей султанов Османской империи
  • Хасеки
  • Валиде-султан

Примечания

  1. 1 2 İlber Ortaylı. Tarihimiz ve Biz. - Timaş. - 119 с.
  2. İlber Ortaylı. Son İmparatorluk Osmanlı. - İstanbul: Timaş, 2012. - С. 78. - 208 с. - ISBN 975-263-490-7.
  3. Ahmet Refik Altınay. Kadınlar Saltanatı. - Tarih Vakfı Yayınları, Mayıs 2005. - ISBN 975-333-192-4.
  4. Leslie P. Peirce. The Imperial Harem. Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. - Oxford University Press, 1993. - ISBN 978-0-19-508677-5.
  5. Женский Султанат (1541-1687)
  6. Caroline Finkel. Osman"s dream: the story of the Ottoman Empire, 1300-1923. - John Murray Publishers Ltd, 2005. - ISBN 0-7195-5513-2.
  7. Lucienne Thys-Senocak. Ottoman Women Builders: The Architectural Patronage of Hadice Turhan Sultan (Women and Gender in the Early Modern World). - Ashgate Publishing, 2007. - ISBN 0-7546-3310-1.
  8. Rüknü Özkök - Mustafa Barış Özkök. Malazgirt"ten Dumlupınar"a. - С. 150. - ISBN 978-605-111-252-7.
  9. Закон Фатиха и Женский Султанат
  10. Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. - New York: Oxford University Press, 1993. - P. 94.
  11. Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. - New York: Oxford University Press, 1993. - P. 95.
  12. 1 2 Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. - New York: Oxford University Press, 1993. - P. 105.
  13. Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. - New York: Oxford University Press, 1993. - P. 106.
  14. Фрили Дж. Тайны османского двора. Частная жизнь султанов. - Смоленск: Русич, 2004. - С. 172.
  15. Rüknü Özkök - Mustafa Barış Özkök. Malazgirt"ten Dumlupınar"a. - С. 182,183. - ISBN 978-605-111-252-7.
  16. Gelişim Hachette Ansiklopedisi. - Т. 9. - С. 3096.
  17. Josef Matuz. Das Osmanische Reich. Grundlinien seiner Geschichte. - Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2008. - С. 136, 169.
  18. Daniel Goffman. The Ottoman empire and early modern Europe. - Cambridge: Cambridge University Press, 2004. - С. 63.

Литература

  • Lord Kinross. Osmanlı İmparatorluğu"nun Yükselişi ve Çöküşü. - İstanbul: Altın Kitaplar, 2008. - 233, 274, 296-304 с.
  • Prof Yaşar Yücel-Prof Ali Sevim. Türkiye tarihi. - İstanbul: Atatürk Kültür Dil ve tarih Yüksek Kurumu yayınları. - Т. 2. - С. 298.
  • Prof Yaşar Yücel-Prof Ali Sevim. Türkiye tarihi. - İstanbul: Atatürk Kültür Dil ve tarih Yüksek Kurumu yayınları. - Т. 3. - С. 18, 29, 42, 106-109.
  • Jean Paul Roux (Türkçesi:Prof Aykut Kazancıgil, Lale Aslan Özcan). Türklerin Tarihi. - İstanbul: Kabalcı yayınevi, 2004. - С. 403.
  • Encyclopaedia Britannica. - Expo 70 ed., William Benton pub. - Т. 19(стр. 876), 13(стр. 478), 22 (стр. 274).

Ссылки

  • Osmanlı Devleti’nde Kadınlar Saltanatı
Портал «Османская империя» · Портал «Турция»

женский султанат айюбидов, женский султанат бруней, женский султанат казань, женский султанат оман