Умеет ребенок к 11 месяцам. Развитие детей в одиннадцать месяцев

Чем ближе первый день рождения малыша, тем более насыщенной становится его жизнь – сейчас он меньше спит, а во время бодрствования активно изучает окружающий мир. С одной стороны, мамам становится немного полегче, потому что наконец-то чадо слезло с рук, с другой – появляется необходимость постоянного контроля, ведь маленький исследователь ежеминутно норовит нашкодить. Как происходит развитие ребенка в 11 месяцев, какие появляются навыки, умения, чего ожидать, стоит ли беспокоиться, если ребенок выбивается из средних возрастных показателей, – вопросы, волнующие всех родителей.

Стандарты педиатров, родственников, любопытных соседей зачастую завышены и формируют представление, что годовалый малыш должен разговаривать, бесперебойно ходить на горшок, быть независимым и автономным. Мамы пугаются, переживают, что что-то упустили, забывая о банальной истине, — все дети разные, темпы развития каждого индивидуальны. Тогда на какие показатели следует ориентироваться, когда ваш малыш подходит к своему первому возрастному рубежу?

Изменения физиологии

Физиологические особенности 11-месячных мальчишек и девчонок выражаются следующими основными моментами:

  • Становление мышечной системы обуславливает возможность вставать, держаться прямо и перемещаться, самостоятельно или с опорой.

Позволяйте крохе ходить ножками на прогулке, держа его за руку, это хорошая тренировка мышечного корсета и профилактика плоскостопия, особенно летом, когда можно снять обувь и познакомить маленькие ступни с разными поверхностями.

  • Большинство детей уже обзавелись зубками – верхними и нижними единичками. Вариант нормы – прорезывание вторых резцов или полное отсутствие зубов.
  • Увеличивается на 5 мм окружность головы и груди, происходит прибавка веса и роста. Участковые педиатры до сих пор ориентируются на устаревшие нормативы привесов советского времени. Современные центильные таблицы, разработанные по итогам результатов исследований ВОЗ, более адекватно подходят к определению показателей роста и веса.

Поскольку физическая активность малыша в 11 месяцев сильно возрастает, он может вовсе не набирать вес или иметь скромную прибавку 100-200 граммов. Если кроха подвижен, любознателен, бодр, имеет здоровый аппетит, паниковать не стоит.

Приобретаемые навыки

Читая информацию о том, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, помните – жесткие требования весьма условны, вариантов нормы много, часто дети начинают осваивать перечисленные ниже умения раньше или, наоборот, позже. Дайте ребенку шанс развиваться в своем темпе, рассматривайте его целостно, учитывая характер, темперамент, особенности здоровья, окружение.

  • Основное приобретение окологодовалого возраста – прямохождение. За предыдущие пару месяцев малыш натренировался вставать, опираясь на диваны, стулья, полки и другие предметы. Многие дети шустро передвигаются вдоль опоры, ходят за ручку и начинают делать первые самостоятельные шаги. Если порывы ходить без поддержки заканчиваются падением, малыш может на какое-то время оставить дальнейшие попытки, но через какое-то время, движимый любопытством, обязательно их возобновит. Детки совершенствуют навыки ползания, приседания, наклонов, учатся залезать, слезать со ступенек, дивана, кровати.

Правильному формированию стопы способствует хождение босыми ногами по неровным поверхностям. Для этого можно использовать специальный фактурный коврик, гулять по песку, траве, камням разного размера.


Грудное молоко для ребёнка 11 месяцев по-прежнему является основным источником полезных микроэлементов. Специалисты Всемирной Организации Здравоохранения рекомендуют продолжать грудное вскармливание детей этого возраста.

Что еще умеет ребенок в 11 месяцев:

  • малыш понимает, когда взрослые говорят о нем;
  • утвердительно кивает головой, машет — «нет»;
  • радуется, когда его хвалят;
  • может помахать ручкой в знак приветствия или прощания;
  • по просьбе приносит, подает, берет и кладет вещи;
  • начинает осваивать горшок;
  • подражает взрослым интонациями, простейшими действиями;
  • узнает и показывает части тела;
  • с удовольствием разглядывает картинки, слушает музыку.

Часто приучение к горшку становится настоящей войной с родителями. Некоторые детки способны ходить на горшок в таком раннем возрасте, особенно если мама практиковала высаживание с рождения. Если это не про вашего ребенка, не стоит зацикливаться и паниковать. Умение контролировать туалетные процессы связано с развитием нервной системы ребенка, окончательное созревание необходимых для этого навыка центров происходит только к 2 годам.

Начало кризисного периода

Карапузы в 11-месячном возрасте начинают переживать свой первый серьезный переходный этап – кризис первого годика жизни. Это время, когда детки испытывают родителей на прочность, проявляя свой характер, прощупывая границы дозволенного поведения, постоянно пытаясь их раздвинуть.

Общение становится более эмоциональным: часто мама не может понять, чего хочет кроха, и готова дать ему все сию минуту, лишь бы он не плакал. Современные психологи утверждают, что ребенку обязательно нужны правила, конкретные рамки, за которые запрещено выходить. Эти ограничения должны действовать в любых обстоятельствах и предъявляться всеми членами семьи. Таким образом малыш обретает опору, чувствует надежность окружения, обретает уверенность и желание активно познавать мир.

Некоторые карапузы в этот период становятся «ручными», стеснительными, другие наоборот – начинают с удовольствием общаться со взрослыми и детьми. В любом случае появляется больше контакта, развивается умение взаимодействовать с людьми, отстаивать свои интересы, не покушаясь на чужие. Здесь очень важно чуткое руководство самых близких взрослых – мамы и папы, которые собственным примером показывают умение мирно разрешать конфликты, быть приветливыми, знакомиться и вместе играть.

Развивающая деятельность

Основное развитие малыша происходит во время его каждодневного взаимодействия с родителями и другими значимыми взрослыми: усваиваются модели поведения, приобретаются новые умения, закладываются ценности. Перечисленные ниже игры и упражнения не требуют много времени, их можно внедрять в повседневные дела, разнообразить ими рутинные действия.


Немного о режиме дня

Педиатры старой закалки достаточно категорично составляют рекомендации по организации дня малыша. Четкое следование режиму, боязнь отступиться от временных рамок приводят к излишней суете, нервозности мамы и ребенка, невозможности выполнить все предписания. Современные психологи оперируют понятием «ритмов» жизни, причем каждая семья имеет свои ритмы. Те, у кого уже есть дети, хорошо знают, что повлиять на складывающийся спонтанным образом режим крохи, сломать его – практически невозможно. Это почти всегда война, в которой проигрывают обе стороны.

Вместо этого постарайтесь прочувствовать складывающиеся ритмы сна, принятия пищи, моменты наивысшей активности, приспособьте эти нюансы к своим потребностям, научитесь совмещать нужды и дела всех членов семьи наиболее подходящим для вас способом. Возможно, придется пожертвовать прогулкой, вечерним купанием, или вместо творческих занятий провести карапузу мастер-класс по генеральной уборке квартиры.

Учитывайте два основных момента, влияющих на то, как организовать день:

  • Время отдыха. Обычно одиннадцатый месяц ребенка сопровождается переходом на два дневных сна продолжительностью 1-2 часа. Ночной сон остается длинным – около 10 часов. Возможно, ваш кроха спит один раз или трижды по 30 минут. Годовасы обычно отдыхают дома, мама это время может посвятить себе или заняться делами, которые сложно совмещать с бодрствующим ребенком.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Мы поговорим сегодня о том, чем должен питаться 11-месячный карапуз. В этот период кроха совершает свои первые шаги, пусть даже всё ещё держась за перекладину или чью-то руку. Но это уже такие достижения в жизни маленького человечка! Ребёнок тратит намного больше энергии, чем раньше, поэтому и продуктов в его рационе должно стать больше, и порции должны увеличиться. В статье вы сможете найти ответы на такие вопросы: что давать кушать карапузу, сколько кормить ребенка в 11 месяцев, каким может быть меню малютки.

Основные правила питания

Если у вас в доме есть маленький ребёнок, то нужно знать и соблюдать всевозможные правила по воспитанию и развитию малыша. А тут я вам представлю также не малозначительные правила питания детей:

  1. У малыша обязательно должно быть пятиразовое питание, включающее в себя два привычных кормления (грудным молоком или же адаптированной смесью).
  2. Ребёнку всё ещё не стоит давать жареную пищу. Особое предпочтение стоит отдавать еде приготовленной на пару. Это лучший способ, чтоб сохранить все полезные вещества в продукте.
  3. Сладкое сведите к минимуму, соли в рационе карапуза практически не должно быть, а всевозможных приправ тем более.
  4. Наличие у блюд гомогенной массы уже не только не является необходимым, а скорее даже лишним. Ребёнок уже должен привыкать к более твердой пище. Лучше всего разминайте блюда вилкой. Малыш должен учиться жевать и разрабатывать челюсть.
  5. Важно, чтоб рацион ребёнка включал: каши, фрукты, мясо, овощи, творог, рыбу и хлеб.
  6. Никогда не запихивайте силой в рот малышу то, от чего он только что отказался. Не сердитесь и не кричите. Скорее всего, оно просто не пришлось по вкусу. Я уверена, что и у вас есть такие продукты, к которым вы равнодушны или относитесь с отвращением.
  7. Всё ещё не стоит давать продукты из так называемой зоны риска развития аллергии: красные фрукты и овощи, экзотические представители, цитрусовые, шоколад, орехи, мёд.
  8. Помните, что карапузу молоко стоит разводить с водой. В этом возрасте можно 1:1.
  9. Не стоит забывать, что когда мы вводим новые продукты в рацион ребёнка, стоит это делать медленно и постепенно. Начинать необходимо с половины чайной ложки. И только при нормальной реакции организма, доводить до возрастных норм.
  10. И не стоит забывать о питье. Малышу ежедневно нужно пополнять свои запасы жидкости. Для крохи хорошо подойдут соки, отвары, компоты, травяные чаи, кисели. И, конечно же, не стоит забывать и о самой воде.

Рацион малыша

У ребёнка сохраняется пятиразовое питание. Он всё так же нуждается в кормлении грудью (кисломолочной или адаптированной смесью) с самого утра и перед сном.

Перерывы между приёмами еды могут колебаться в районе трёх-четырёх часов. Вы уже индивидуально подстраиваетесь под требования ребёнка и под то, во сколько он встаёт и когда ложится спать. У моего сына были четырёхчасовые перерывы. Он ел в 6, 10, 14, 18 и 22 часа.

Чтоб вычислить, сколько ваш кроха должен съедать еды за день – достаточно сделать расчёты на основе его веса. Этот показатель в граммах нужно разделить на девять. Ответ и будет количеством потребляемой пищи. Так, к примеру, мой сын уже весил 10 кг и 800 грамм (10800), а значит, он должен был съедать не меньше 1200 грамм за сутки. Далее вы можете полученный ответ поделить на 5 приёмов пищи и узнать, сколько ребёнку нужно съедать за одно кормление. В моём случае таким показателем было 240 грамм.

Чем можно кормить ребенка в 11 месяцев

У малыша должно быть сбалансированное питание, обогащенное всеми необходимыми для растущего организма веществами. А что именно входит в его рацион:

  1. Фрукты и овощи, ягоды. Это незаменимые источники витаминов, клетчатки и пектинов. Малыш должен в полном объёме, соответствующем его возрастным нормам получать эти продукты. Из них вы уже можете готовить разные блюда: пюре, муссы, компоты, соки, кисели, пудинги. И даже допускается употребление в сыром виде натёртых фруктов, но в небольшом количестве.

Но не стоит забывать, что в меню малыша не должно быть красных плодов, цитрусов и экзотических представителей.

  1. Обязательным ежедневным продуктом является каша. Самой полезной принято считать овсянку (но лучше не в виде хлопьев). Если у малыша нет целиакии. Готовить такую кашу лучше на воде, а в приготовленный продукт просто стоит сдобрить маслом. Однако также допускается и варка на молоке, но не стоит забывать, что малышу нельзя давать цельное молоко, разводите его 1:2 с водой. Каши лучше менять каждый день. Сегодня гречка, завтра овсянка, послезавтра рис и т.д.
  2. Конечно, важным компонентом стола ребёнка являются мясные блюда. Это уже могут быть тефтели , паровые котлетки, муссы, пудинги. Старайтесь давать мясо в таком виде, чтоб карапуз старался самостоятельно разжёвывать его. Отдавайте преимущество крольчатине, индейке, курице, телятине, молодой нежирной свинине. Я своему сыну до годика давала только кролятину и телятину.
  3. Рыба тоже должна находиться в рационе крохи. Малыш всё ещё должен избегать представителей жирных сортов и красных видов.
  4. Творог, йогурт и кефир важны для правильной работы пищеварительной системы. Вы можете готовить эти продукты самостоятельно. Не стесняйтесь давать блюда не только в чистом виде, но и с добавлением уже хорошо известных фруктов.
  5. Также малыш может кушать яйца, макаронные изделия, диетическое печенье, пшеничный хлеб, разрешается в небольших количествах добавление масла в готовые блюда (как растительного, так и сливочного), а количество соли и сахара всё также должно быть минимальным.

Сведите употребление сладостей практически на нет. У малыша только появляются первые зубы , и не стоит нарушать их развитие. И, конечно же, в рационе ребёнка ещё не должно быть шоколада, цитрусовых и других аллергенных продуктов.

Меню

Чем же может быть представлен дневной рацион малыша? Крохе уже доступно достаточно большое количество продуктов. А каким именно может быть ориентировочное меню детей на ГВ и ИВ? Об этом вы сможете прочитать ниже.

Дети на грудном молоке

  1. Малыш просыпается в 6 утра и первым делом тянется к маме. Он уже голоден. Первое кормление всё ещё представлено материнские молоком (приблизительно 200 мл). Оно всё так же является очень важным источником полезных веществ для развития малыша.
  2. К 10 часам ребёнок уже проголодался. В это время дайте карапузу кашу (можно как на молоке, так и на воде) — грамм 200, не больше. В неё можно добавить 5 грамм масла. Также дайте малышу половинку желтка. На десерт предложите крохе 50 грамм пюре из фруктов. Всё запить можно компотом или соком (50 мл).
  3. Обед у крохи наступает в 14:00. Это кормление должно стать самым сытным. Может состоять из следующих блюд: 200 грамм овощного пюре с добавлением масла (5 грамм), 80 грамм пюре, кусочек хлеба (из пшеничной муки, грамм 10). Запить можно соком в объёме 60 мл.
  4. В 18:00 — ужин у карапуза. Дайте ему 60 грамм пюре из фруктов, грамм 50 творога, два галетных печенья. Дайте попить ребёнку 200 мл кефира.
  5. Последнее кормление наступает перед сном, в 10 часов ночи. И это всё ещё грудное молоко. Малыш выпьет объём, необходимый для полного насыщения.

Малыши на смесях

  1. Завтрак наступает в 6 часов. Первое кормление — молочная смесь (200 мл).
  2. Приём пиши между завтраком и обедом припадает на 10 утра. Покормите карапуза любой кашей, сваренной в любом виде. Малышу необходимо 200 грамм. Добавьте 5 грамм сливочного масла. На десерт хорошо подойдёт 50 грамм фруктового пюре. Также предложите ребёнку половинку яичного желтка. Запить пищу можно 50 мл сока.
  3. Мясной суп (200 грамм) хорошо подойдёт для обеденного кормления, которое наступает в 14:00. Кроме этого можно дать ребёнку 80 грамм овощного пюре, 10 грамм пшеничного хлеба. Запить можно компотом (60 мл).
  4. На ужин (18:00) дайте малышу 60 грамм пюре (фруктового) и 50 грамм творога. На закуску дайте два сухаря или галетного печенья. Запить еду ребёнок может кефиром (200 мл).
  5. И напоследок, часиков в 22:00, обязательно покормите карапуза адаптированной смесью (200 мл).

Вот мы и разобрались, каким теперь должен быть рацион вашего ребёнка. Карапуз растёт, а вместе с ним развиваются и предпочтения в еде. Балуйте своего малыша разнообразными блюдами. Следите, чтоб ему не стало скучно, и он не потерял интерес к какой-то еде. И, конечно, не стоит давать каждый день одно и то же, например, каждый день овсянку и никакой другой крупы. Этот продукт быстро приестся, и малыш начнёт им плеваться. Поэтому правильно планируйте рацион карапуза, учитывая все предпочтения малютки. Старайтесь делать меню разнообразным и неповторимым. И пусть ваш ребёнок растёт здоровым!

11 месяц у некоторых детей будет ознаменован первыми самостоятельными шагами. Но у большинства данное событие произойдет несколько позднее. Не торопите ребенка в естественном развитии, и не сравнивайте его достижения с успехами других малышей. У каждого ребенка свое неповторимое лицо и столь же неповторимое развитие. И ваша задача – вырастить уверенного в своих силах человека.

В этом возрасте особе остро стоит вопрос организации безопасного пространства для вашего активно действующего карапуза. Кроха не просто активно перемещается по квартире, он всюду находит себе предметы для изучения. Но порой они бывают не совсем подходящими для детской игры. Малыша этого возраста больше всего занимает вопрос: «Нельзя ли как-то использовать один предмет, чтобы что-то сделать с другим?» Поэтому юный исследователь, не задумываясь, может взять в руки попавшуюся ему на глаза сковородку и начать стучать ей по табуретке.

Играя одновременно с двумя предметами, малыш приходит к идее превратить один из них в инструмент. Ребенок в своих действиях как бы разделяет средство и результат. Используемый в качество инструмента предмет служит маленькому человечку средством, а полученный эффект результатом.

В зависимости от использованных инструментов можно получить довольно неожиданный, не всегда приятный, результат. Следите за тем, что оказывается в руках у вашего малыша. Вышеупомянутую сковородку смените на машинку, а внимание к электроприборам, которое демонстрируют почти все малыши этого возраста, переключите на новую игру, организовать которую вам помогут советы, изложенные ниже.

Ребенку продолжают нравится игры «с общением», «совместное» с мамой пение, но на первое место выходят занятия с игрушками, причем с теми, которые заставляют думать. Пришло время пирамидок, матрешек, всевозможных коробочек и стаканчиков.

Учимся понимать друг друга

Ребенок охотно использует свой лепет, чтобы поговорить с новым человеком, и крохе нравится эксперименты со всевозможными звуковыми эффектами. Пребывая в хорошем настроении, малыш произносит яркие, интонационно богатые «монологи». Если же он раздражен, то замолкает или меняет интонацию. В этом возрасте у ребенка проявляется способность к подражанию, и он пытается копировать звуки и слова, которых еще нет у него в репертуаре. Некоторые слова малыш уже понимает и с готовностью демонстрирует свои достижения перед знакомой аудиторией.

Несмотря на то, что карапуз начинает ощущать себя самостоятельным человеком, он по-прежнему привязан к родителям. Если в комнату войдет незнакомый человек, маленький человечек прижмется к родительской ноге, и будет держаться за нее, пока «чужой» не уйдет.

Детей, которые очень бояться ухода родителей, надо постепенно приучать к их временному исчезновению. В этом непростом деле вам могут помочь родственники или близкие друзья, хорошо знакомые малышу – если кроха остается дома с кем-нибудь знакомым, ему гораздо легче прощаться с родителями.

Двигательные навыки ребенка в 11 месяцев

В развитии двигательные навыков у детей 11 месячного возраста наблюдается заметные развития. Один ребенок совершенствует навыки ползания, а другой уже неплохо ходит. Но в противоположность малышу, настойчиво желающему ходить и только ходить, «специалисты по ползанию», передвигаются гораздо быстрее и лучше сохраняют равновесие.

При исследовании новой территории у умелого ползунка меньше шансов причинить себе вред. Заметим, что, по мнению некоторых исследователей, отсутствие в развитии ползункового периода сказывается в дальнейшем на развитии пространственной ориентации. Крохе необходимо много ползать , ходить вдоль опоры, самостоятельно контролируя нагрузки. Не используйте ходунки – только естественный переход в вертикальное положение позволит окрепнуть мышцам спины и убережет вашего карапуза от формирования неправильной осанки.

У ребенка появилось новое достижение – он научился рвать бумагу. Малыш хватает тонкие страницы журнала или телефонной книги и быстрым движением, поворачивая руку в запястье, разрывает листы. Примерно к этому времени у малыша может появиться еще один интерес – ему захочется заниматься строительством, и для этой цели он использует кубики. Положив один кубик на другой, кроха, конечно же, потом толкнет и свалит свое «сооружение». Однако вскоре вы заметите, что высота «башни» увеличивается – малышу уже хочется положить на второй кубик третий, а за ним и четвертый.

Вижу, слушаю, ощущаю…

Взрослый человек знает, что вещи, на которые мы смотрим издалека, не становятся меньше. Находясь в другом конце комнаты, мы с легкостью определим на глаз чашку такого же размера, что стоит перед нами. Эта способность учитывать расстояние при определении размеров предмета называется постоянством величин. Некоторые психологи считают, что у детей данная способность постепенно развивается, но все-таки нужно, чтобы у малыша была определенная тренировка в восприятии предмета.

В поведении 10-11-месячного ребенка есть признаки, свидетельствующие о появлении понятия о постоянстве величин. Большая собака, увиденная впервые, пугает малыша, даже если находится на другом конце комнаты, а вот с маленькой собачкой, которая оказалась совсем близко, карапузу хочется поиграть.

Малыш уже имеет понятие о том, как должны выглядеть те или иные вещи, и демонстрирует это различными способами. Подайте ребенку чашку вверх дном, и он немедленно перевернет ее. На этом возрастном этапе продолжает совершенствоваться звуковое восприятие ребенка. Услышав что-то за спиной, малыш немедленно поворачивается и смотрит на то место, где должен быть источник звука. Кроха может исключительно по голосу различать членов семьи и по легким изменениям тона понимает настроение близких – гнев, желание подразнить, спокойствие, радость.

В предыдущем месяце ребенка все еще привлекало опустошение коробочек и баночек. Теперь же он начинает интересоваться и их наполнением. Любознательный кроха засовывает пальчики в нос и в рот, надевает кольца на стержень пирамидки, прячет маленьких куколок в игрушечную мебель. Ребенка очень занимает проблема: что к чему подходит. Он будет усердно трудиться, пытаясь засунуть куклу-матрешку в меньшую по размеру фигурку, издавая при этом недовольные звуки.

Ваше чадо может привлечь и еще одно занятие – забрасывание предметов в коробку. Когда ребенок был поменьше, он уже бросал в нее игрушки, но это были случайные движения. Прошло несколько месяцев, и малыш научился целенаправленно забрасывать предмет в коробку, теперь он будет экспериментировать, бросая предметы. Карапуз может подержать связку ключей над кастрюлькой, а потом разжать пальцы, чтобы проверить, как ключи звякнут на дне посудины.

Занятие с ребенком 11 месяцев

Поговорите с ребенком через картонную трубку стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием сын или дочка будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку звуки типа «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма»! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки. Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок станет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать умение крохи слушать.

Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке. Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка позволят ребенку тренироваться в наполнении и опустошении емкости. Сначала карапузу потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, можно дать ему пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе – они заметно добавят веселья.

Положите маленькую игрушку в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку – этот опыт поможет ему лучше понять, что такое «внутри», а что такое «снаружи». Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваше чадо любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.

Физическое развитие ребенка 11 месяцев

Если ваш малыш только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого младенец учится держать равновесие и вовремя останавливаться. Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.

Во время прогулки можно найти массу предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности вашего сынишки или дочурки, но и стимулировать развитие осязания.

Если малыш научился взбираться по лестнице, покажите ему, как нужно спускаться на животе или встав на ноги. Лучше показать ребенку безопасный способ спуска с лестницы, чем рассчитывать на то, что кроха никогда не окажется на ней.

Малышу 11 месяцев и малыш уже не просто откликается на просьбы взрослых, но и сам произносит несколько простых слов, а самое главное — стоит на своих ножках и пытается сделать первые шаги. Возможно, он еще не пошел самостоятельно, но с опорой он добивается потрясающих успехов – принесет тапочки или старательно перенесет и выбросит в мусорное ведро фантик от конфеты, покажет все части тела – ручки ножки носик ушки. Прекрасно! Поощряйте эти действия, активно сотрудничайте с ним, хвалите и одобряйте.

В конце первого года жизни многие мамочки окончательно отлучают малыша от груди. Это сложно для ребенка, так как кормление грудью поддерживало психологическую связь с матерью. Он и сейчас ждет эмоциональной поддержки, ваши положительные эмоции помогают ему адаптироваться к новому образу жизни. Большинство малышей в этом возрасте активно жестикулирует. Они уже могут сообщить, что голодны простыми слогами «ам-ам», и указать на йогурт на столе, яблочко или печенье. Самое значительное слово — «Дай» кроха произносит со всей требовательностью и категоричностью, а не получив желаемое может долго капризничать.

К году у малыша вырастает 8 зубов, он способен пережевывать более плотную пищу, активно развивая жевательные движения. Нужно отметить, что появление зубов и их количество — явление индивидуальное, и не стоит бросаться в панику, хотя снимок сделать можно. Если зубки не растут – пока не стоит увлекаться твердым прикормом.

Развитие ребенка в 11 месяцев (что должен уметь)

Вы только представьте себе – за год вес малыша увеличился почти вдвое, а в росте он прибавил 25 сантиметров!
Кроме этого, ребенок уже может:
— понимать речь взрослых и утвердительно кивать головой;
— радоваться похвале и одобрению;
— выполнять просьбы — принести вещи, подать предметы, положить, взять и так далее;
— машет рукой «Привет» и «пока»;
— передвигается по ступенькам — залазит и слезает;
— повторяет действие, совершенствуясь в навыках;
— хорошо держит ложку и пытается самостоятельно брать еду;
— имитирует интонации взрослой речи и звуков животных;
— висит на турничке около минуты;
— понимает разговор родителей о себе.

Первые слова малыша – облегченные, состоят из повторяющихся слогов. Смысл их зависит от интонации – он указывает на кошку, на еду на столе. Мозг его достаточно созрел для того, чтобы начинать использовать полноценную речь.

Уход за ребенком в 11 месяцев

В возрасте около года многие малыши топают ногами — с поддержкой или самостоятельно. В любом случае следует обратить внимание на обувь – ему потребуются ботинки с подошвой, с твердым задником, но хорошо сгибающиеся, чтобы ножка не могла соскользнуть в сторону. Для формирования и укрепления мышц стопы в летнее время полезно походить босиком по твердой неравномерной поверхности — например, песок, трава. В квартире можно разложить под ногами малыша резиновый ортопедический коврик.

Препятствия в виде ямок, камушков, веточек хорошо массируют стопы, тем самым способствуют улучшению кровообращения и правильному формированию стопы. Продолжаем приучать карапуза к горшку. В этот период он уже достаточно долго способен оставаться сухим, поэтому потребуется терпение, чтобы подкараулить его, не принуждая. Это важно! Обязательно хвалите его даже за то, что он просто посидел на горшке. В остальном уход остается прежним.

Питание ребенка в 11 месяцев

Первая важная тема, которую обсуждают мамочки на детской площадке — питание детей. Как увеличивать порции, когда ребенок приближается к годовалому юбилею? Какие новые виды продуктов предлагать? Рацион малыша можно сравнить со взрослым диетическим меню (каши, овощи, обезжиренное мясо, творог, кефир и другие кисломолочные продукты, хлеб, печенье, булочки, фрукты), однако есть продукты, с введением которых желательно повременить. Это, прежде всего, цитрусовые плоды, способные вызывать аллергию, тяжелые для кишечника и желудка орехи, цельное жирное молоко, рыба. Отличается и степень измельчения пищи. Большая часть питания — это каши или измельченное с мелкими кусочками пюре. Нельзя давать пищу острую, жареную, копченую и с большим количеством специй. Лучше всего готовить пищу на пару или отваривать.

Режим дня ребенка в 11 месяцев

Распорядок дня 11-месячного малыша составляется с учетом его выросшей активности. Количество кормлений уже как у взрослого человека. В промежутках между ними малыш спит один или два раза, кушает, играет. Просыпается достаточно рано — около 6-7 утра. Первое кормление проводится после утренних процедур, примерно в 8 – 8,30 утра. Массаж и физкультуру можно планировать достаточно рано, еще до дневного сна, но примерно через час после первого кормления. Купание уже не обязательно проводить ежедневно, но подмывать по пояс обязательно. Для купания лучше выбрать определенные дни. Питание пятиразовое, последний прием пищи в 22-00.

Интервалы между кормлениями не должны быть более чем 4-4,5 часов. Ночной сон длится 10-11 часов, многие в это время переходят на одноразовый дневной сон. Главное, чтобы малыш хорошо высыпался. В возрасте около годика можно подумать о будущем посещении детского садика, и подстроить режим дня под детсадовский, чтобы впоследствии было легче адаптироваться – дневной сон 13.00 -15.00. Помогите малышу адаптироваться к новым условиям, вводите изменения незаметно, не акцентируя на этом внимание. Помните о том, что выполнение режима дня – это всего лишь помощь развитие малыша, а маме облегчение ухода. Будьте внимательны, но не раздражительны, старайтесь правильно уловить настрой ребенка.

Занятия с ребенком в 11 месяцев (как развивать)

Ваш голос и ваша близость очень важны для ребенка. Чтение как нельзя лучше способствует развитию мышления. Малыши начинают ассоциировать книги с вашей манерой общения, поэтому прививать любовь к книгам в этом возрасте очень легко. Давайте ребенку играть с красочными картонными книжками, указывайте на картинки, рассказывайте, что на них нарисовано. Читайте, варьируя тембром голоса, поддерживайте интерес к сюжету. Старайтесь проделывать это достаточно часто, но не долго. Малыш еще не может долго сосредоточиться на одном действии. Прочитайте ему короткий стишок на страничке, рассмотрите с ним картинки — и пусть он немного отвлечется, если не в силах усидеть на одном месте. Затем переходите к другой страничке.

Расширяйте запас имитирующих слов. Называйте все, на что указывает чадо, имена близких, знакомых, маленьких детей на площадке, названия игрушек. Повторяйте звуки животных, рассматривая картинки – очень скоро малыш расскажет вам, как коровка говорит «муу», котик «мяу», а лягушка «ква-ква». Он не просто играет с куклой, а способен разыгрывать с ней целый спектакль – покормить, покачать, уложить спать, посадить на горшок и накормить из детской посудки. У вашего чада должно быть для этого все необходимое — детские чашечки, ложечки, кроватки для кукол, даже горшок и обеденный столик.

Играя на площадке или в другой компании, старайтесь рассказывать ребенку, что игрушками нужно делиться с друзьями. Расчесывайте вместе с малышом волосы кукле, купайте пупсов в игрушечной ванночке, в общем — научите малыша играть. Складывайте с ним кубики, пирамидки, домики и башенки. Поощряйте в нем активное сотрудничество, хвалите и поддерживайте эмоционально.

Игры и игрушки для детей в 11 месяцев

Почти годовалый малыш готов играть уже со взрослыми предметами, часто категорически отметая обыкновенные игрушки. Используйте его желание при готовке на кухне — пусть кроха складывает кусочки овощей на тарелку, или полощет в мисочке с водой ложки. В магазине карапуз может складывать небольшие продукты в корзинку. Играя, малыш будет приобщаться к труду. Каждый день показывайте малышу новые действия. Периодически меняйте и игрушки, чтобы они не приелись. Не предлагайте все игрушки сразу – это большая ошибка! Малыш может потерять к ним интерес.

Медицинское наблюдение в 11 месяцев

Если ваш ребенок стоит на ногах, но не ходит самостоятельно, однако держится за руку и хорошо передвигается возле кроватки – не стоит переживать. Но если он не становится на ноги — проконсультируйтесь у ортопеда. Возможно, вам назначат специальные упражнения, дающие нагрузку на мышцы ног, чтобы достаточно окрепнуть. Массаж и гимнастика по-прежнему требуются всем деткам. Хорошие результаты дают водяной массаж во время купания, но утром или за несколько часов до сна, чтобы не вызвать излишнего возбуждения.

Жадина?

В возрасте 11 месяцев – год малыши общаясь на детских площадках или в гостях, проявляют собственнические инстинкты. За это не стоит сильно ругать, так как игрушка сейчас воспринимается как продолжение себя, и малышу трудно представить, как можно «часть себя» отдать другому. Жадность малышей – явление временное, очень скоро они понимают, что для настоящих игр лучше делиться с другими.

Но общение малышей нужно всячески поощрять, только помните, что они не смогут играть длительное время – им еще трудно сосредоточиться. Наблюдая друг за другом, детки повторяют движения, разговаривают на своем младенческом языке. Приглашайте в гости таких же мамочек с детьми или сами ходите в гости, постигайте культуру «застольного поведения» в общем обеде или угощении фруктовым соком. Оставляйте детишек вдвоем и какое-то время просто наблюдайте за ними, не вмешиваясь в их действия.

Сюжетные игры

Выстраивая несложные сюжеты с куклами, фигурками животных, можно отражать целый эмоциональный мир. Например, куколка стояла или танцевала и упала. Пришел зайка и пожалел. Затем они танцевали вместе и пели песенки, кружились. Другие варианты — ложились спать, кушали. Малыш начинает понимать, что эмоциональные реакции существуют не только у него. Куколка плачет, потому что ей больно, зайка смеется, потому что ему весело. Мир становится ближе и понятнее. Сюжетные игры позволяют обобщать информацию, применяя ее к себе и окружающим, дает опыт для участия в общении между людьми.

Помните о том, что личность ребенка в большой мере создается вашим положительным примером, старайтесь, чтобы ваши слова не расходились с делом.

Просмотры: 1 975

Вашему малышу уже 11 месяцев. Он многому научился за этот небольшой период своей жизни. Он уже достаточно вырос и окреп физически. Произошли изменения и в его психическом развитии. Он вот-вот может сказать свои первые слова и сделать первые уверенные шажки. Но ему еще многое предстоит узнать. Развитие 11-месячного малыша продолжается.

За одиннадцатый месяц жизни ребенок может прибавить в весе около 350-400 граммов. И таким образом вес в конце 11го месяца составляет 9-11 килограммов(±1 килограмм). Рост малыша увеличивается приблизительно на 1,5 сантиметра и уже к концу месяца он будет 73-77 сантиметров (± 3 сантиметра).

Навыки и умения

В одиннадцать месяцев ребенок должен уже хорошо и ровно стоять, опираясь на что-нибудь или держась за руку. Он уже более уверенно может передвигаться вдоль стены или дивана. Некоторые малыши в этом возрасте уже начинают ходить сами, правда еще на небольшие расстояния, например от шкафа к кровати или от дивана к столу. Для удержания равновесия они обычно берут в ручку игрушку.

В 11 месяцев ребенок может сесть из стоячего положения.

Дети в таком возрасте уже должны быстро и уверенно ползать. Могут долгое время сидеть ровно. Ребенок уже способен хватать и держать в ручках предметы, даже очень мелкие. Хорошо держит ложку и даже пытается с ее помощью кушать, может пить из кружки, которую тоже держит самостоятельно.

У многих деток уже выросли первые зубки. Обычно в таком возрасте уже есть по 2 центральных резца снизу и сверху. Но не стоит расстраиваться и переживать, если зубов еще совсем нет. До 1 года это нормально. Если первые признаки роста зубов не будут проявляться после годика, следует проконсультироваться с врачом-педиатром.

Психоэмоциональное развитие

Ребенок начал «разговаривать». Но теперь это не просто имитация звуков. Он понимает, о чем он лепечет и вкладывает смысл в свои слова. Например, если он хочет кушать, он говорит «ама-ама». Всю еду он называет также. Важно разговаривать с малышом и таким образом учить его новым словам.

Теперь кроха также понимает, что люди вокруг него становятся ласковее и охотнее откликаются на его зов, если он заплачет. Ребенок научился этим пользоваться и часто может захныкать нарочно. При этом слез в глазках совершенно не будет.

В одиннадцать месяцев ребенок уже хорошо понимает требования взрослых – «дай», «возьми», «покажи», «кушать» и так далее. Охотно откликается на эти просьбы, а выполнив, ждет, что его похвалят. В этаком возрасте поведение ребенка очень показное. Малыш стремиться понравиться взрослым, хочет вызвать у них улыбку и смех. Любит играть в «прятки». Но уже хорошо понимает, что это игра. Поэтому много балуется и не так серьезно воспринимает. В 11 месяцев дети осваивают уже другой вид игр – простейшие ролевые. Малыши любят вести себя как мама, например, начинают кормить куклу или ругать ее или, наоборот, играют с ней.

Тест на развитие ребенка

В 11-месячном возрасте ребенок должен хорошо сидеть самостоятельно, активно ползать и стоять, опираясь на что-нибудь. Он должен держать сам кружку и уметь пить из нее. Малыш уже должен хорошо освоить пользование ложкой. Стараться кушать с ее помощью без мамы. Если дать ребенку расческу, он должен хорошо понимать ее назначение и показать это, пытаясь сам себя расчесать.

Ребенок уже отслеживает простейшие причинно-следственные связи. Если показать малышу предмет, а потом спрятать его, он удивиться его пропаже и будет пытаться отыскать.

Можно уже начинать игры с кубиками или пирамидками с колечками. Кроха должен уметь насадить несколько колечек на штырек или собрать башенку из 3-4 кубиков.

Питание

В 11 месяцев малыш уже может есть пищу, которую едят остальные члены семьи. Конечно же, она должна быть хорошо перетерта и измельчена в блендере. Так же еда должна содержать минимальное количество соли и сахара, а также нельзя приправлять ее специями. Готовить пищу нужно на пару, варить или тушить ее. Многие продукты ребенок уже попробовал к этому возрасту. Но все же стоит быть аккуратными с такой пищей, как томаты, цитрусовые, какао, мед, орехи, грибы. Потому что они могут вызвать у малыша аллергию. Питание ребенка должно быть полезным и простым. Отдавайте предпочтение кашам, овощам, супчикам, творожкам, мясу и рыбе на пару.

Суточная норма пищи 11-месячного ребенка составляет примерно 1,1-1,2 литра не учитывая жидкость. Кормить нужно 5 раз в сутки. Такой режим питания сохраняется у малыша приблизительно до двух лет.

Некоторые дети в 11 месяцев все еще остаются на грудном кормлении. Обычно мама кормит кроху дважды – утром и вечером. Если вы хотите отучить ребенка от груди к одному году, то в 11 месяцев начинайте кормить его только 1 раз вечером перед сном. Но, если таких планов нет, то можно и дальше кормить молоком по требованию малыша.

Отдых и бодрствование

Ночной сон ребенка стал более ровный и спокойный. Он все меньше просыпается для того, чтобы покушать ночью. А некоторые и вовсе могут проспать всю ночь напролет. Дневной сон состоит из двух периодов примерно по два часа каждый. У каждого малыша устанавливается свой индивидуальный режим. Все детки разные. Кто-то спит больше днем, кто-то днем совсем не любит спать. Мамы не должны силой укладывать малышей. Нужно подстраиваться под кроху. Иначе это может нарушить аппетит и плохо сказаться на его настроении. Тем не менее режим дня должен быть у всех детей.

Как родители должны помогать развиваться малышу

Родители должны всячески помогать и способствовать умственному и физическому развитию своего чада.

Малыш начинает говорить. Поэтому маме и папе нужно постоянно разговаривать с ним. Если слова, которые сказал ребенок не совсем понятны, необходимо все равно выяснять, что имел в виду малыш. Помогать ему правильно произносить новые слова, показывать, как они выглядят. Поиграйте с ребенком в простую игру: спрячьте несколько предметов, а затем показывайте их ребенку, называя каждый. Вещи должны быть простыми, те, которые окружают малыша в повседневной жизни – книжка, кукла, машинка, кружка, очки и так далее. Рассказывайте, для чего нужен каждый предмет, показывайте, что с его помощью можно сделать. Так ребенок быстрее запомнит и сами слова и назначение этих предметов. Играйте карточками, читайте вместе сказки с картинками.

Научите малыша простым действиям «дай-возьми», «привет-пока». Проиграйте с ним ситуации с использованием этих действий. Слова говорите медленно, немного растянуто, чтобы ребенок успевал запомнить не просто сами движения, а именно их смысл.

Детки в таком возрасте очень любят «помогать» маме готовить еду. Если вы будете рассказывать и показывать малышу что и как вы готовите, будете давать ему что-то попробовать на вкус, давать возможность положить какой-то ингредиент, это тоже будет способствовать развитию малыша.

Не всегда плохая речь связана с отсталостью малыша. Возможно, причиной является слабо развитая челюсть. Поэтому хорошо давать детям грызть что-нибудь тверденькое, например, яблоко, морковку или сухарь.

Развивайте мелкую моторику рук ребенка. Это также способствует развитию речи. Проделайте с малышом следующие упражнения.

  • Насыпьте в одну мисочку крупу или горох, а затем пересыпьте руками в другую мисочку. Малыш должен повторить. Такое же упражнение можно сделать и с водой или мелкими предметами, например, с пластмассовыми уточками или рыбками, во время водных занятий. Такие приемы помогают укрепить слабые ручки крохи, а также учат лучшей координации в движениях.
  • Порисуйте с малышом в муке или крупе. Насыпьте на плоскую поверхность муку и разрешите ребенку поиграться в ней ручками, покажите, как можно рисовать пальчиком
  • Лепите с ребенком. Для этого занятия хорошо подойдет специальное тесто для лепки, которое можно купить в магазине или сделать самим. Оно более безопасно, чем пластилин, потому что ребенок постоянно тянет ручки в рот. Лепите простые фигурки – колбаски, горошки, блинчики.
  • Найдите браслет или кольцо, в которое с легкостью будет проходить ваша рука. Покажите малышу как его надевать сначала на свою руку, а затем дайте то же самое сделать ребенку с его рукой. Помогите, если у него не получается. Через несколько занятий он легко сможет попадать ручкой в браслет самостоятельно.
  • Рисуйте с ребенком карандашами. Используйте наборы с небольшим количеством цветов. Пока этого достаточно.

В 11 месяцев не все дети начинаю ходить. Не стоит беспокоиться по этому поводу. Позвольте вашему малышу находиться в удобном для него положении «на четвереньках» столько времени, сколько ему это будет необходимо. Длительное ползание не вредит ребенку. Наоборот, как выяснили многочисленные исследования, дети, которые много ползали, начинают раньше говорить, у них более прямая и ровная спинка. Нельзя специально заставлять ребенка ходить. Продолжайте развивать мышцы спины и укрепляйте позвоночник крохи с помощью массажей, гимнастик и вскоре он сам пойдет. Не забывайте также брать малютку на руки. Он все еще нуждается в материнском тепле и эмоциональной близости.