Аграрные праздники восточных славян. Аграрные праздники восточных славян История и традиции праздника

Существовало 3 календаря народный(гражданский), крестьянский и церковный. Крестьянский был построен на цикле солнца, отсчитывал новый год с 12 декабря, с зимнего солнцеворота потому что Спиридон Солоноворт. Церковный отсчитывал его с 1 сентября, в день осеннего равноденствия, и народный с марта в весеннее равноденствие. После перенесения Петром 1 нового года на 1января, с 1699 г с первого стали отмечать церковь и народн. Но крестьянский календарь был верен себе, потом перешел на 25 декбря рождение Христа.

Народный календарь имел 2 вида праздников одни сроки которых были установлены – поворотные дни календаря, они опирались на солнцевороты

Святки(зимний)->встреча весны, семик(весен равноденствие)->Иван Купало(летний солнцеворот)->окончание жатвы(осеннее равноденствие)

И второй вид праздники, сроки которых устанавливались от Пасхи: 7 недель до Масленица и 7 недель после Троица. Пасха отмечалась не раньше 23 марта но и не позже 25 апреля по старому стилю

вопрос 9. святки: ритуалы и песни, ряженье, святочные игры и гадания. Подблюдные песни.

Святки с 25дек 7янв по 6 19 янв. Они сменяли тяжелый 40дн пост, когда гуляния были запрещены, а до поста мешали работы с\х.

Новый год, перенесенный петром1 с 1 сентября на 1 января, разделил святки на «святые вечера» 7янв-14янв и «страшные вечера» 14-19янв. Святые связаны с рождеством в народном сознании. Вторая неделя под знаком нечистой силы, ее действие прекращалось с крещением, когда освящалась вода и проч.

В святочный комплекс входят три праздника: Рождество, Новый год, Крещение. Все они состоят из более или менее одинакового набора структурных элементов (за исключением обряда освящения воды, всегда относящегося к последнему празднику).

Различия в составе обрядовой пищи касаются только постного или скоромного вариантов ужина, но обязательное число блюд, традиционная кутья, поведение и обычаи за столом повторяются во всех этапах цикла. Вообще большая часть типично святочных обрядов – кормление кур в обруче, приглашение мороза на кутью, обвязывание деревьев соломой, обход ряженых и всевозможных групп колядующих, гадания – все это либо повторяется в каждом и трех праздников, либо исполняется на один из них.



Потебня считал различия между обычаями Рождества и Нового года несущественными: «сходство обрядов заставляет думать, что зимний языческий праздник продолжался несколько дней, или же – если этот праздник был однодневным – что он распался на несколько частей, приуроченных к нескольким христианским праздникам, но сохранивших первоначальное сходство..». О том, что эти даты воспринимались как единый цикл говорит и народная терминология: Рождество – Новый год – Крещение как «пЭрша кОляда» - «дрУга кОляда» - «трЭття кОляда».

Начнем с характеристики рождественского ужина. Наблюдения Зеленина не оставляют никаких сомнений в том, что рождественский ужин восточных славян некогда представлял собой поминки и был посвящен культу предков. В сочельник перед Рождеством готовили постный ужин из 7-9 или 12-ти блюд. накануне Нового года готовилось обильное угощение с мясными кушаньями, этот ужин назывался «багата куття», «щедра вечера». Определяющая особенность рождественского ужина – широко распространенные представления о посещении душ умерших предков в этот вечер, все свидетельствует об ожидании гостей с того света и о вере в их присутствие за столом в этот вечер. Многочисленные свидетельства об обычае откладывать первую ложку кутьи или других обрядовых блюд в отдельную миску «для душ, для нищих, для Христа и пр., отчетливо обнаруживает черты акта кормления умерших во время поминальных обрядов. Чаще всего эту отложенную пищу на следующий день отдавали скоту, чтобы скот хорошо велся в хозяйстве. Действия с остатками пищи от рождественского стола или крошками со скатерти напоминают те же формы ритуального кормления: их отдавали скоту, курам, выбрасывали в печь, в колодец, высыпали под забор для птиц, закапывали под фруктовые деревья, хранили до нового посева и примешивали к посевному зерну итд. В связи с представлением о приходе гостей с того света существуют и поверия о том, что любой пришедший гость в сочельник – особа священная. По нему гадали о своем благополучии, совершали некоторые магические приемы. Кое-где считалось необходимым одаривать хлебом всех пришедших в дом в этот период, даже на минуту заглянувшего соседа. Идея прихода умерших подготавливала соответствующую атмосферу для встречи и одаривания колядников.

Грели покойников: разжигали огонь во дворе, называли имена покойников.

Блюда: кутья, блины, поминальное пиво(канун),компот из сухих фруктов-озвар. Пекли козули, ими одаривали колядовщиков. Кесаретский поросенок.

Мехоноша нес мешок. Первый шел часто со звездой.

Второй праздник святок- 1янв(н.год и день Василия кесаретского) пели с припевом овсень,таусень. Кидали зерно. Виноградье. Поэтический образ, символизирующий плодородие и брачную жизнь. Песни обращены к разным членам семьи особо.

Колядки совершались за святки трижды:

1 рождественский сочельник

2под новый год, в день Василия великого

3крещенский сочельник

Ряжение стало игрой, но сохраняет смысл обряда- символику плодородия. Зооморфные маски: бык, конь, коза. Антропоморфные: старик, старуха, покойник. Травестизм. Обязательный ритуальный смех. Пропп: «смех есть магическое средство создания жизни» продуцирующее значение. Сила смеха должна помочь земле в родах. Смех влиял на природу не непосредственно, а через воскресение умерщвленных антропоморфных олицетворений праздника,кот воскресали в травах,злаках.

Игра в похороны и свадьбу, святочные бечсинства. Маски- магия продуцирующего типа(пропп)

Бахтин. Народный смех связан с материально- телесным низом. Смех снижает, материализует. Освобождение смеха и тела.

Ивлева. Сейчас для боловства, раньше же было обязательно. Обряд был.

Языки ряжения:

Изобразительный (костюм, маска)

Вербальный диалоги

Музыкальный или звуковой.

Действенный или хореографический

Ряжение как обрядовое действие:

Изменение окрутником собственной внешности до неузнаваемости

Переодевание в особую ритуальную одежду

Результат подобного преображения

Ряженье как прием игрового перевоплощения и ряженье как способ достичь некоторого магического статуса(обмануть злые силы, отвести порчу(невеста))

Ряжение входит в состав обрядов разного типа и между ними соответствующим образом устанавливается внутренняя связь. Игры с покойником, попы в намеренно приниженном виде. Вне контекста это может произвести впечатление пародии,но в составе ритуала- нет перевернутость- один из принципов ряжения обосновывается мифологически,а не как развенчание церк.обычая. заданы параметры другого мира мифологическим представлением о нем как об антимире.

Колядование относится к типу обходных магических обрядов. Основной структурной схемой их является: посещение домов с определенной целью и получение даров от хозяев дома. Для описания обходных обрядов важно следующее:

  • кто исполняет обход
  • календарные сроки обхода
  • есть ли и какого характера вербальная часть обряда
  • есть ли и какого характера акционная часть обряда
  • есть ли и какого характера обрядовые символы
  • чем одаривают визитеров
  • отношение хозяев к посещению.

Итак, ходила колядой так называемая «молодяжка», т.е. незамужние девушки и неженатые парни. Половозрастная организация. Желают удачи в браке---плодородие человека связано с плодородием земли.

Зимнее колядование характеризуется обязательным включением в традиционную схему обряда текста в песенном или речитативном исполнении. Как обязательный компонент обряда текст занимает в нем определенное место, подчиняясь строгим правилам развития обрядовых действий, которые условно можно сгруппировать, выделяя три основных этапа:

1. приближаясь к дому, колядующие исполняли сначала так называемые «надворные» или «подоконные» песни или приговоры, в которых описывался путь, пройденный колядующими до дома хозяина:...............а также содержалось обращение к хозяину и просьба разрешить колядовать:.................

2. После того, как разрешение получено, колядующие входили в дом (иногда оставались под окнами) и начинали колядовать, адресуя специальные величания всем членам семьи.........

3. В заключительной части обряда исполнялись короткие благопожелательные куплеты и формулы, содержащие просьбу о вознаграждении, кроме того иногда после получения дара произносились еще и благодарственные приговоры. Если хозяева по каким-то причинам отказываются одаривать колядующих, те вправе наслать на негостеприимных принимающих проклятья......

Традиция колядования существует и у западных, и у восточных, и у южных славян. В науке существует гипотеза, по которой колядующие изображают умерших предков, приходящих за своим угощением. Об этом свидетельствует описание пути в начале колядки – это описание, обычное для описания пути умершего на тот свет или обратно.

В колядке сюжет и рефрен-отличается в зависимости от территории.

2описание места

3пожелание

4просьба о награде

5фин часть: проклятие или же величание

Предположение: колядующие- символизируют умерших предков,которые пришли получить свою часть на трапезе.(описание долгой дороги Колядки- магическая сила слов. Виноградье- обращение к девице. Овсень и колядка- к хозяину. Пространство другое. После пропевания виноградья обычно начинался свадебный обряд.

Беседы: форма досуга девушек. Шать,ватага- сообщество парней.

Гадания.Чистые и нечистые. Первые- гадания жребия, вторые ориентированы на зрение и слух. Ходили за тихой водой. Клали под голову пояс. Петух.

Подблюдные песни сопровождали гадания. Например крутили блюдце, вытаскивали кольцо из крупы и т.д

Пропп «аграрные праздники» Кутья-зерно. Каша- элемент почти всех праздничных столов. Продуцирующий обряд. Яйца, ягоды- то же. Смерть не есть небытие. Покойников надо умилостивить, чтобы был урожай и плодовитость. Но после летнего солнцеворота уже не надо: земля в расцвете сил. Козули и т.д- плодородие или плодовитость. Тесто- универсальный материал для творения. Много напек- много будет.

РЯЖЕНИЕ воспринималось во многих местах как дело греховное и опасное. Как правило, в страшные маски «нечистиков» и «покойников» рядились лишь мужчины, реже - бойкие женщины , но не девушки и не дети. По данным, собранным на Русском Севере, сами участники обрядов и игр редко соглашались на эти роли добровольно, предпочитая бросать жребий. По прошествии праздника все принимавшие участие в РЯЖЕНИИ должны были пройти обряд церковного очищения или искупаться в проруби, окропить себя святой водой и так далее.

У западных славян и на западе украинско - белорусских областей был известен обычай рядиться в предрождественский период, изображая христианских святых . Накануне дня соответствующего святого по домам ходили ряженые, изображавшие «Варвару», «Люцию», «Николая». Женские фигуры обычно были закутаны в белое покрывало, лицо скрыто платком или распущенными волосами , в руках гусиное крыло или метла, веретено , палка, нож . Они делали вид, что подметают в доме или проверяют, сколько пряжи напряли хозяйки дома (Макошь ).

Поведение ряженых сводилось к нескольким стереотипным действиям: они старались испугать своим видом, угрожали хозяевам и детям; гонялись за девушками и приставали к ним; некоторые маски сохраняли полное молчание или издавали неясные звуки, другие разговаривали неестественно высокими или очень низкими голосами . Ряженые и сопровождавшие их участники часто разыгрывали сценки «умирания» или намеренного «убиения» животного. Некоторые антропоморфные ряженые выполняли действия обрядового очищения дома (обметали углы дома или обливали присутствующих водой) или проверяли соблюдение хозяевами дома норм обрядового поведения (подметено ли в доме в определенные дни, убраны ли орудия ткачества , приготовлены ли к празднику обрядовые блюда и т.п.).

Нередко они намеренно демонстрировали свое «антиповедение»: вели себя буйно, шумели, старались забить огонь в печи , разлить воду в доме, обсыпать домочадцев пеплом или вымазать их сажей, украсть что-либо из вещей (см. Кража ). К числу обрядовых бесчинств , которые дозволялись ряженым в определенные календарные сроки , можно отнести похищение хозяйственной утвари и пахотных орудий, затыкание трубы , подпирание дверей с внешней стороны дома и т. п.

К весенне - летнему периоду (Юрьеву дню , Вознесению , Троице , Ивану Купале ) приурочены обряды вождения ряженого, главным элементом наряда которого служила зелень - ветки деревьев , цветы, венки . Особенностью их было участие одного (реже - двух) главного ряженого, которого вели остальные участники процессии. Такими персонажами, полностью скрытыми под зеленым нарядом или имевшими лишь венок на голове (как единственный знак ряжения), были у восточных славян «Куст», «Тополя», «Весна », «Русалка »; у западных славян - «Троицкий король» или «Король и королева»; у южных - «Зеленый Юрий», «додолы », «пеперуды». Этих ряженых водили по дворам (в дома они обычно не заходили), либо с ними шествовали по селу, выходили за границу села, обходили вокруг полей. Центральный персонаж двигался первым или его вели под руки сопровождающие. Лицо было закрыто платком, волосами, зеленью венка, высокой конусообразной корзиной, густо утыканной ветками. Хозяева старались щедро одарить ряженого, облить его водой, потанцевать с ним для обеспечения себе хорошего урожая.

В завершение свадьбы , а также во многих обрядовых играх устраивалось пародийное венчание ряженых «жениха » и «невесты » с участием «попа», «дьяка», «родителей новобрачных» и других персонажей.

вопрос 10. масленичная неделя. Основные темы масленичных песен. Похороны Масленицы.

Время от святок до масленицы- мясоед. Разрешены все увеселения. Это время свадеб. Восьмая неделя от пасхи к назад- масленица. Масленичная неделя- сырная т.к мясо в преддверии поста есть нельзя,а сыр и др.молочные продукты можно.

Пн-встреча

Вт-заигрыш

Ср-лакомка

Чт-широкая масленица

Пт-посиделки

Сб-золовкины посиделки

Вс-проводы,прощанья

Масленица - один из важнейших общинных праздников. В разряде крупных (по народной терминологии - больших ) общинных праздников масленица выделялась рядом особенностей.

Во-первых, она была единственным и в большинстве восточнославянских районов многодневным нецерковным праздником, молчаливо признанным церковью (как карнавал в странах католического вероисповедания). В системе церковного календаря она наложилась на сырную неделю (последнюю перед Великим постом) и в народном календаре практически отождествилась с нею, приняв названиесырная , которое бытовало и как заменитель термина „масленица“ (белорус,сырна нядзеля ), и как его параллельный православный вариант. Последнее воскресенье перед Великим постом получило в народе названиепрощёное, прóща . Во-вторых, слившись с сырной неделей, масленица оказалась в системе подвижной Пасхалии, т.е. лунного календаря, что косвенным образом свидетельствует о ее более архаической „лунной“ связи. Следы последней проявлялись в поздней культуре в народном календарном счете: от времени нарождения месяца на Рождество (до или после него) определялась продолжительность зимнего мясоеда (великого заговенья ), с тем, чтобы на масленичную неделю обязательно пришлось новолуние. От рождественского новолуния зависела также продолжительность петровского поста на рубеже летнего солнцеворота. Таким образом, в лунном календаре масленица занималасрединное положение по отношению к обоим солнцеворотам. Но если о связи масленицы с зимним солнцеворотом кое-что и говорится (главным образом о том, что масленица - конец зимнего периода календарного цикла), то смысл ее соотношения с ритуалами весенне-летнего рубежа специально не рассматривался. В-третьих, масленица по своему значению (а в ряде русских областей и по ритуальной насыщенности) превосходила два ритуальных цикла солнцеворотов, закрепленных в стабильной структуре гражданского/церковного календаря за датами христианских событий: Рождество-Крещение Христа (зимние святки ), Рождество Иоанна Крестителя - Купало-Петров день (зеленые святки ). Развитие многозначности русской масленицы получило дополнительный стимул в раннее средневековье, когда новый год начинался с 1 марта: поздняя масленица приходилась именно на 1-ю неделю этого месяца.

Масленичный цикл у восточных славян эволюционировал по-разному у отдельных народов и внутрирегионально.

Пн- наряжали масленицу и устанавливали.

С Чт- ряженые

Встреча масленицы «посыпая сыром», но и ругая ее за то, что пришла на неделю всего.

Проводы зимы и встреча весны.

Катания с гор.

Масленица- праздник женатой молодежи. Им пели величания.,катали с горки. При всех они должны были целоваться. Свою плодородную силу молодые должны были сообщить земле,разбудить ее материнское начало.

«на горку» приходили незамужние девушки в лучших своих одеждах. «Смотр»- выбор невест.

Ритуальное обжорство.

Кулачные бои. Взятие снежного городка.

Ярмарки. Балаганы.

Блины- обязательная ритуальная и поминальная еда. Первый блин на окне или на могилу- умершим предкам.

С четверга не приветственные,а прощальные песни.

Сжигание чучела.

Прощеное воскресенье

Чистый понедельник- отмывались перед великим постом.

Пропп. Уничтожение масленицы

1 уничтожение зимы

2 продуцирующий обряд

Ивлева. Масленичное ряжение- процессия, а не хаотичная толпа. В отличие от святочного ряжения, для этих окрутников характерно дневное время отправления. Не соглашается с проппом, что масленичное ряжение перенесено со святок.

Бернштам. Конец мира---очищение.

вопрос 11. закликание весны. Веснянки. Егорьевский цикл весенней обрядности.

Кончилась масленица- семь недель великого поста. Запрещены увеселения, даже петь нельзя. Посиделки только с рукоделием.

Чтобы весна пришла, ее нужно позвать,выкликнуть. Это был своеобразный речитатив,наполненный внутренним ритмом.. под вечер девушки забирались на крыши сараев и оттуда закликали весну.

Закликали в разных регионах в разные дни марта.

Птицы возвращались, по поверьям они приносили весну. Ускоряли: пекли фигурки птиц,подбрасывали их в воздух.

Прикрепляли к деревьям,засовывали под сараи.остаток- скоту. Чтобы живительные силы природы коснулись и детей,и животных

Семантика: участники. Бабушки и женщины пекут. Дети бегают. Девушки закликают: звонкий голос и могут залезть высоко.

Пропп. Тесто. Продуцирующий обряд в том числе.

Закликание-магия подобия, подражание звукам весны

Егорьев день. 23 апреля. День св Георгия Победоносца. Егорий вешний, зеленый Юрий. Покровитель скота. Первый выгон скота. Мужской праздник, в первую очередь праздник пастухов. В ночь группа парней во главе с пастухом обходила деревни и окликала Егория. У окликальщиков,как и у колядовщиков был свой мехоноша..

Утром скотину выгоняли вербочкой: передача живительной силы. Магическое значение.

Пастух и обходчик. В руках: решето, в которое насыпали зерно,ставили иконку св.георгия и свечу,крашенные яйца,замок. Обходчик, обходя, произносил заговор

Окуривали скот. Корове вымя, например.

«наряжается как баба на юрья»

На егорьевской росе катались,чтобы взять ее силу

Вербное воскресенье. Вербная неделя-последняя неделя перед пасхой. «Без вербы- не весна»

Ла зоревская сб-канун вербного вс- освещали вербу в церкви. Целительная сила сережек- от лихорадки. Дети бегали и хлестались вербой. Пропп: магия соприкосновения.

Пасха. И пробуждение сил природы, и окончание поста. Крестный ход. Утром христосование и обмен крашеными яйцами.

Обход дворов молодежью- волочебные песни.

Введение

2.обращение к хозяину, чтобы тот пригласил или одарил.

3 величание хозяину.

В колядках же наоборот:2 и 3 в ином порядке

Волочебные- от волочиться=ходить.

Красная горка. (первое вс после пасхи) молодежь катала яйца. Величание молодоженов этого года. «Вьюнишные песни»

Качели. Съезжие праздники. Ярмарки невест. Хороводные песни.

вопрос 12. похороны кукушки. Обряды семика и троицы. Русальная неделя.

От пасхи до троицы молодежь водила хороводы. 7 и 8 недели были особенными. Их называли зеленые святки.

Это второй цикл весенних обрядов,приветствование зелени деревьев. Цикл из ряда обрядов:

1.внесение в село березки

Завивание венков

Кумление

Похороны кукушки, Костромы,русалки

Две недели: семикская и троецкая.

В центре обрядов- березка. Обладает особенной силой роста.

Похороны- явления одного плана. Назначение: проводить весну и обеспечить урожай.

В семик,чт перед троицей, девушки собирали продукты, тайно шли со снедью в лес. Там завивали венки. Снимали кресты- кумление.

Яичница- ритуальная еда. Яйцо-символ плодородия.

Кукушка закапывалась с песней. Бросали в воду венки.

В троицу на кладбище поминали родных

Хороводы вокруг березок. Иногда срубали и приносили в деревню.

Пропп. Сила роста в верхушках---кольцо как способ сохранения этой силы сила из леса земле,людям. Девушки забирают силу,женщины отдают(жнивные катания по полям)

Березу уничтожали,чтобы силу передать посевам. Прощание с березкой, бросали в реку

Яйцо-знак воскресения из мертвых.

Восьмая неделя, вторая половина зеленых святок- Троицкая, русальная или гряной. В эту неделю из воды выходят русалки, если заманить их и прогнать на поля, то они обеспечат влагой на все лето. Русалка в виде куклы, страшного чучела. С ней ходили по полям, потом уничтожали. Похороны русалки часто сочетались с похоронами Костромы:сноп рядили, потом уничтожали.

54 ЛИКИ КУЛЬТУРЫ? Аграрные праздники ВОПРОСЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ восточных славян Важнейшим элементом этнической культуры восточных ритуальная схватка, исход которой заранее известен . В период Великого поста особенно популярными содержат целый комплекс дуальных представлений, среди становятся русские кулачные бои, петушиные бои и т. д. которых центральное место занимает бинарная оппозиция Центральным мотивом календарно-аграрных праздников? «жизнь - смерть». выступает мотив смерти природы зимой и ее возвращения 12/2007 Представления о жизни и смерти в системе аграрных к жизни весной, следствием чего выступает плодоношение праздников непосредственно связаны с периодическими почвы. Однако в рамках мифологического сознания форми- изменениями погоды и их влиянием на возрождение и увя- руется мысль, что природе сложно вернуться к жизни без дание природы, плодородие земли, трудовую деятельность помощи человека. Это просматривается в обряде зазывания и биологические ритмы человека. Перемена погоды, смена весны, у белорусов - «гукання вясны». При этом, как утверж- времен года и времени суток выступали источником разно- дает Н. Никольский, сам по себе «термин «гукаць»… является образных мифологических фантазий. На основе возникают специальным термином для обозначения магического обряда мотивы борьбы света и мрака, тепла и холода и т. д. Утро и призывания или вызывания духов и богов, особенно земле- весна ассоциируются с возрождающейся природой, а вечер дельческих и домашних…» . Что касается «гукання и осень погружают ее в сон, что касается ночи и зимы, то вясны», то здесь мы имеем дело с антропоморфным принци- они выступают эквивалентом временной смерти. Как ука- пом, проявляющимся во взаимопомощи природы и человека. зывает А. Афанасьев, «в естественной смене времен года: Одним из известных весенних обрядов является обряд зимы и лета древний человек видел борьбу двух противопо- крещения и похорон кукушки. Этот обряд, впрочем, как и ложных, взаимно-враждебных сил и свое воззрение запе- другие аграрные обряды весеннего календарного цикла, чатлел в символических обрядах, до сих пор совершаемых содержит в себе идею умирания и оживления природы. Как при начале весны» . справедливо указывает В. Соколова, «исполнялся обряд, Народное сознание воспринимает начало весны как важ- когда нужно было стимулировать рост растительности, и нейшую сакральную точку годового круга, типологически акцент, естественно, делался на оживлении» . равнозначную границе старого и нового года. В этот период Ссылаясь на В. Кедрину, В. Соколова сопоставляет этот оформляется важнейшая мифологическая доминанта при- обряд с аналогичными аграрными обрядами и высказывает родного «поворота», символизирующего движение цикличес- предположение, что «в начале здесь, возможно, была кукла кого времени, прокладывающего себе путь через богатейший из снопа» . Само по себе изготовление отдельных комплекс календарных символов, наделенных амбивален- аграрных символов из соломы - примером того является тной природой. На основании системы дуальных представ- «Кострома» / «Коструба» - представляется неслучай- лений М. Элиаде была разработана концепция Нового года. ным. Солома связана с хлебом и зерном. Отслужившую Согласно ей, Новый год представлен как «возобновление (отжившую) солому сжигали и таким образом возвращали Времени с его начала, то есть повторение космогонии» . М. Элиаде обращает внимание, что «ритуальные схват- жая. Символическое значение хлеба как гаранта будущего ки между двумя группами участников, присутствие мертвых, урожая заключалось в том, что его использовали в первом сатурналии и оргии - все эти элементы указывают на то, что посеве. Подобная жертва легко объяснялась верой в то, что в конце года и в преддверии Нового года повторяются мифи- хлеб, возвращенный в землю, должен был ее накормить и ческие мгновения перехода от Хаоса к Сотворению мира» вернуть силу. . Празднование Нового года, согласно М. Элиаде, В какой-то мере можно допустить, что славянский обряд выявляет такую характерную черту мифа, как бинарность. похорон и воскрешения кукушки восходит к религии умира- В данном контексте мы имеем дело с бинарной оппозици- ющего и воскресающего божества, воспринятой практически ей космос - хаос. Календарный переход воспринимается всеми аграрными культурами мира. Религия умирающего народным сознанием в мифопоэтическом виде, где времена и воскресающего бога предполагает обряд, включающий в года представлены в образах стихийных божеств, способных себя всевозможные варианты убиения этих божеств (сжи- соперничать друг с другом. Согласно народным поверьям, гание, утопление, растерзание и т. д.). Ритуальное убиение Лето, пробуждаясь от сна, побеждает Зиму, захватывает ее в божества осуществлялось с целью его последующего воз- плен, выкалывает глаза и повергает в грязь. рождения. Считалось, что возрождение бога влечет за собой Противостояние божеств в контексте макрокосмической и возрождение природы, и что так будет продолжаться до драмы разыгрывается в форме микрокосмической драмы, на бесконечности. В. Пропп указывает на достаточно существен- наш взгляд, выстраивающейся на основе мифологического ный момент, относящийся к земледельческим религиям: в них антропоморфного принципа. На основе антропоморфного «тело божества не воскресает или, во всяком случае, не это принципа человеческое деяние и космическое (природное) составляет предмет празднования. Божество воскресает не становление соединяются воедино. Антропоморфизм зани- во плоти, оно воскресает в растительности» . мает чрезвычайно важное место в системе взаимоотноше- Тема жизни и смерти, подкрепляемая антропоморфными ний человека (микрокосма) и природы (макрокосма), так как представлениями, оказывается тесно связанной с наступле- конструирует природный организм по принципу и подобию нием (возвращением) весны и новолетия, когда все дряхлое, человеческого. Он находит свое подтверждение благодаря старое, отжившее свой срок всячески вытесняется и на смену богатому эмпирическому материалу, представленному мифо- ему приходят обновленные формы жизни. В связи с этим в логами и этнографами. В частности, в некоторых областях славянском календаре рубежа зимы и весны доминирующее один селянин представляет Лето, а другой Зиму. Их одежда место занимает тема жизни и смерти. Потому наиболее попу- и орудия сражения имеют типично атрибутивный характер, лярными в контексте календарно-обрядовой практики в этот присущий данным временам года. Между ними происходит период являются мотивы изгнания и уничтожения, обновления ЛИКИ КУЛЬТУРЫ 55 ? и очищения. В первую очередь, ритуальные действия оказы- Не являются исключением и восточнославянские календар- ВОПРОСЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ ваются направленными на обрядовые персонажи, среди кото- но-обрядовые праздники. рых можно назвать Масленицу, Жура, Марену и Смерть. Это Праздник обретает свое значение не в индивидуальном легко объяснить тем, что все они, исчерпав свой сакральный, замкнутом ряду, а по-фольклорному носит массовый характер, жизненный потенциал, на исходе существования выступают т.е. реализуется в объемлющем целом жизни человеческой носителями зла, порчи, несчастья и других негативных харак- общности. Он находит отражение в коллективном мирочувс- теристик. В связи с этим данные обрядовые персонажи изго- твовании, где объединяются живые и мертвые. На празднике няются за пределы культурного, обжитого пространства, т. е. люди входят в состояние забвения своих забот, своих соци- выносятся за пределы села, где они и уничтожаются. альных ролей и неравенства, испытывают состояние счастья Некоторые из этих персонажей имеют непосредственное и гармонии. В период праздника преодолевается конечность отношение к комплексу аграрных представлений. Например, человеческого бытия, и открываются перспективы вечной? сжигание чучела Масленицы воспринимается в терминах жизни. Это становится возможным благодаря установлению 12/2007 природного обновления, круговорота производительных сил абсолютной гармонии между человеком и окружающим его природы. Характеризуя образ русской Масленицы, Т. Агапкина миром, достигаемой благодаря единению умерших и живых, пишет, что она «полностью соответствует амбивалентности сверхъестественной и естественной сфер бытия. карнавального символа. С одной стороны, это символ изжив- Своеобразие календарно-обрядовых праздников опреде- шего себя, состарившегося времени (сезона), ассоциирующе- ляется в полной мере годичным циклом. Например, ранневе- гося, прежде всего, с зимой (старая одежда, тряпки и солома сенний период у всех восточных славян был насыщен поми- как материал для чучела), с другой - символ карнавала с нальной тематикой. И это неслучайно, так как в языческой характерной для него избыточностью во всех сферах жизни календарной традиции пробуждение природы, возрождение (обжорство, гиперсексуальность и пр.)» . ее творческих сил связывалось с пробуждением к жизни душ В этом контексте есть необходимость отметить, что рус- умерших. В связи с этим в рамках праздника наступления ская Масленица обладает амбивалентной природой. С одной весны особую актуальность обретает тема возвращения пред- стороны она является носительницей дряхлости, исчерпаннос- ков, которая в свою очередь влечет за собой целый комплекс ти жизненного цикла. С другой - в ее облике присутствует ритуальных действий. нескрываемый эротизм, свидетельствующий об ее репродук- В этом контексте было бы уместным привести белорусское тивных возможностях, выражающихся в вегетативных спо- причитание по отцу, которое содержит следующие слова: собностях природы. Необходимо обратить внимание на то, Як прыйдзе вясёнка. что подобного рода мифологические персонажи обладают в Мы пойдзем на тваю магiлачку. большей или меньшей мере чертами, присущими человеку, т.е. Каб ты, наш татачка, устаў. в основе их лежит антропоморфный принцип, который, на наш I нам парадачку даў . взгляд, является следствием мифологической идеи тождества В западной части восточнославянского региона (на макро- и микрокосма. В рамках мифологического воззрения, Украине, в Беларусии и некоторых южнорусских областях) человек в состоянии влиять на природу, если она организована поминовение умерших осуществлялось в сроки, установ- и функционирует по его образу и подобию. Как указывает Т. ленные церковью. К мясопустной неделе - первая из трех Агапкина, «календарное время мифопоэтически сближается «родительских» суббот - были приурочены и белорус- со временем человеческой жизни (веком), имеющей начало и ские «дзяды». Поминки устраивались дома и сопровожда- конец, одно описывается через другое, что в целом есть прояв- лись напряженным ожиданием предков, навещающих в это ление антропоморфно ориентированной модели мира и мифо- время свои дома . поэтического тождества макро- и микрокосма» . Тема поминовения и возвращения предков сохраняет В восточнославянском фольклоре представления о свою актуальность и в более поздний хронологический пери- жизни и смерти раскрываются в карнавальных символах. од - канун Пасхи. В основе единства пасхально-троицкого В белорусском фольклоре они связаны со святочными хож- цикла лежат мифологические представления, связанные дениями с «козой», которая в отведенное время умирает, а с возвращением предков на землю, пребыванием на ней в затем вновь воскресает. течение установленного времени, а также их уходом на «тот Как уже отмечалось ранее, сакральность является важ- свет». С этой темой связаны представления об «открытом нейшей составляющей праздника в целом. Не является рае». Весь этот комплекс представлений получает выраже- исключением и система календарно-обрядовых праздников. ние в праздниках второй половины весны и начала лета, тем Благодаря сакральности становится возможным решение самым развивая ранневесенние мотивы «открытия земли» проблемы «жизнь - смерть». Жизнь, сменяемая смертью, и пробуждения природы. Он же, на наш взгляд, формирует способна вновь возродиться, что находит подтверждение в мысль о том, что идея периодического возвращения пред- мифологеме умирающего и воскресающего бога, а также ков, основательно оформившаяся в народной традиции, богини-матери, олицетворяющей вегетативные циклы. знаменует собой победу жизни над смертью и утверждает Характер календарно-обрядовых праздников во многом вечную жизнь. По нашему мнению, немаловажным обсто- обусловлен верой человека в то, что жизнь в конечном итоге ятельством, утверждающим факт вечной жизни в системе не завершается смертью. В связи с этим целый комплекс календарно-обрядовых праздников, выступают представле- всевозможных мифологических форм, если не напрямую, ния о способности временного воссоединения сверхъестес- то косвенно связан с бесконечно обновляющейся жизнью. твенной и повседневной сфер бытия. В системе календарно-обрядовых праздников духовная Представления о влиянии троицкого периода на разра- сторона личности человека, определяемая его верованиями ботку темы жизни и смерти получили широкое распростра- и убеждениями, находится в полной зависимости от матери- нение. К примеру, на Полесье в четверг после Троицы пожи- альных условий, лежащих в окружающей его природе. Ритм лые люди просушивали свою одежду, в которой собирались человеческой жизни в полной мере согласуется с ритмом отправиться в последний путь. Как и в другие поминальные природы. При этом необходимо обратить внимание на то, периоды, присутствие предков накладывало значительные что приближение человеческого бытия к бытию природы ограничения на деятельность человека. На Брестчине не означает уже не шаг к грани жизни и смерти, а восполнение белили печей, у гуцулов не пряли, чтобы не забрызгать или ресурсов жизни. К этому сводится суть новогодних и аграр- запылить глаза умершим, а также не белили дом, чтобы не ных праздников, распространенных у разных народов мира. заляпать души глиной . 56 ЛИКИ КУЛЬТУРЫ? Тема пребывания умерших предков в мире живых, харак- Исследуя природу ритуального смеха, В. Пропп указы- ВОПРОСЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ терная для восточнославянской мифологии, в определенной вает на то, что «смех должен был обеспечивать убиваемо- мере проявляется и в православных праздниках. Умершие му возвращение к жизни, столь важное, как полагали, для предки, присутствующие на праздниках, воплощают собой обеспечения нового урожая. Смех имеет целью обеспечить идею полноты времени, раскрывающуюся через наличие про- убиваемому существу новую жизнь и новое воплощение. шлого в бесконечно повторяющемся настоящем. К. Хюбнер Он показывает, что смерть есть смерть, приводящая к указывает, что «вечно настоящее прошлое» освещало жизнь, новой жизни» . Ритуальный смех, описанный В. снабжало людей прообразами и воодушевляло их устойчивос- Проппом, выступает важнейшим элементом карнавальной тью и мужеством» . К примеру, у украинцев и бело- логики. В контексте календарно-аграрных праздников ста- русов существует поверье, что в пасхальный цикл осущест- новится очевидной зависимость урожая от расположения? вляется освобождение умерших от адских мук, отпущение и умерших предков. В связи с этим усопших старались вся- возвращение их на землю. Ряд других мифологических моти- чески задабривать, поддерживая их пищей и питьем. Более 12/2007 вов пасхального цикла свидетельствует, что на саму Пасху, а того, как замечает В. Пропп, «надо обеспечить им не только также в период от Страстного четверга до Фоминой недели, жизнь, но и бессмертие. Надо приобщить их к круговороту Вознесения или Духова дня открыты врата рая. Как подчерки- «жизнь - смерть - жизнь», которым живет природа, и вает Т. Агапкина, ссылаясь на Е. Спространова, «в это время который нужен земледельцу, надо, чтобы они и сами спо- от Пасхи до Духова дня не существует ни рая, ни ада, все собствовали круговороту» . едино, а в Духов день рай вновь закрывается» . Среди обрядовых блюд в особенности выделяется кутья. Утверждение Е. Спространова, содержащее устранение Особенно важным является то, что кутья готовится из семян, дифференциации диаметрально противоположных сакраль- а зерно в фольклоре имеет большое символическое зна- ных сфер (рая и ада), в рамках диссертационного исследова- чение. Оно символизирует вечно продолжающуюся жизнь, ния представляет несомненный интерес. Тождество рая и ада представленную через бесконечную циклическую метамор- можно объяснить тем, что констатация идентичности сакраль- фозу, воплощающую извечный круговорот жизни и смерти ных сфер определяет саму канву обрядового праздника. Более «зерно - растение - зерно». В целом семантика еды зани- того, в период праздника мы имеем дело не только с гомоген- мает чрезвычайно важное место в обрядовых праздниках ностью сакрального, но и временным соединением сакральной славян, отражающих проблему жизни и смерти. Например, А. и повседневной сфер бытия. Подтверждением этого является Афанасьев в «Поэтических воззрениях славян на природу» то, что Пасхальная (Светлая) неделя отведена предкам для рассматривает яйцо в качестве зародыша будущей жизни хождения по земле и для общения живых и умерших. . В. Соколова, в свою очередь, связывает яйцо Сходные мотивы нашли свое отражение и в апокрифи- с весенней аграрной обрядностью, в контексте которой оно ческой литературе Древней Руси. В течение недели, как счи- изначально выступает как символ зарождающейся жизни. тается, умершие находятся на земле, посещают свои дома и Поедание его в виде яичницы в конце весны в конечном итоге церковь. Т. Агапкина, ссылаясь на П. Шейна, указывает, что приводит к превращению зародыша в плод . По «на северо-востоке России, а также кое-где в Белоруссии на мнению О. Фрейденберг, хлеб и вино, представленные во всех Радуницу готовили баню для мертвых, оставляя для них воду обрядах, знаменуют смерть и ее преодоление. По его словам, с веником, чистое белье, а сами при этом не мылись и даже не «семантика хлеба как «живота вечного, сшедшего с небес», заходили в баню; наутро на золе, рассыпанной на полу, искали как символа спасения от смерти и воскресения, особенно ясна следы умерших» . На Украине и в Белоруссии также в обряде особого пасхального хлеба, связанного с образом сохранился обычай по завершении Радуницы мыться в бане, воскресения; его как божество воскресения держат в особом что может быть истолковано как очистительный обычай. церковном месте вместе с иконой воскресшего бога и в празд- До наступления Радуницы запрещалось работать на земле. ник воскресения обносят вокруг церкви» . Как отмечает И. Крук: «Среди белоруссов бытует жесткий Умершие предки, приходящие к живым, несут не только запрет трогать землю до Радоницы или до Благовещания, благо. Их приход содержит и элементы опасности. Пред- это может обернуться продолжительной летней засухой и как ставления об опасности, исходящей от предков, возвраща- следствием - неурожаем, а также может повлечь за собой ющихся на землю в пасхальный период, также оформлялось смерть кого-либо из близких родственников, потому следовало рядом соответствующих запретов. В Белоруссии от Пасхи до сначала навести порядок на могилах своих предков, а затем Радуницы не мылись в бане, чтобы не встретиться с умер- начинать цикл сельскохозяйственных работ» . шими, для которых эту баню топили, не работали на земле, Необходимо обратить внимание на то, что в древних боясь, что иначе «дзяды з зямлi павылазяць», не сеяли лен обрядах после поминовения и плача начиналось веселье - и коноплю, иначе полотном накроют гроб сеявшему. Все это песни и пляски. Отчасти эти старые традиции сохранились свидетельствует, что сакральное не только приумножает в белорусской Радунице. Так, белорусская пословица гово- благо всему существующему в земном измерении, но и чре- рит: «На радунiцу да абедзе пашуць, па абедзе плачуць, а ў вато различного рода опасностями. Такое сочетание легко вечары скачуць». объяснить тем, что все сакральное неизмеримо и таинствен- Здесь необходимо отметить, что поминальные трапезы не но, а посему не в состоянии уложится в обыденное представ- сразу были приняты христианской церковью, так как носили ление человека, живущего мерками профанного бытия. массовый характер, сопровождались весельем и в какой-то Необходимо заметить, что в процессе эволюции народ- мере ублажали плоть. Однако церковь не сумела переломить ные праздники претерпели значительную трансформацию народную традицию, и посему ей пришлось ввести поминаль- и на определенном этапе вобрали в себя элементы хрис- ную службу с дохристианским названием «радоница». тианства. В результате они приобрели дополнительные Веселье и смех, сопровождающие праздник, имеют риту- характеристики, тем самым, поспособствовав формирова- альный характер. Они способствуют преодолению смерти, нию самобытной народной культуры, основанной на свое- устраняют ее пагубное значение и в конечном итоге утверж- образном симбиозе языческой и христианской традиций. дают вечно продолжающуюся жизнь. Ритуальное убийство, Например, языческие праздники, утверждающие апофеоз например сожжение Масленицы, является важнейшим атри- земельного культа и земного блага, в определенной мере бутом календарно-аграрных праздников и несет в себе замет- противоречили празднику по случаю Воскресения Христо- ные черты карнавальной логики. Оно также не обходится без ва, так как абстрагировались в пользу самодостаточности плача, периодически сменяемого смехом. человеческой жизни. Вместе с этим участвующие в праз- ЛИКИ КУЛЬТУРЫ 57 ? днике находились в томительном ожидании временного ников, необходимо отметить, что их предельное сближение ВОПРОСЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ возвращения мертвых, чтобы вместе с ними порадоваться происходит в определенный момент годового цикла - воскресению Христову. По окончании праздника души приближающийся к периоду летнего солнцестояния или умерших возвращались в мир иной. совпадающий с ним. Подобное можно объяснить тем, что в Представления о том, что в период Троицы зелень и цветы этот период природа (макрокосм) достигает максимального становятся местами обитания душ предков, воскресающих в вегетативного пика, после чего наступает природный спад. растительности, и следующий за ними запрет не косить Как уже отмечалось, важнейшей чертой аграрной культу- траву в эти дни имеют явно выраженные мифологические ры выступает мифопоэтическое отождествление микро- и основания. Согласно им, человек не выделяется из окружаю- макрокосма. В связи с этим и социальная организация (мик- щей среды и находится во власти природных циклов. рокосм) в период природного пика также достигает своего Параллельно с этим элементы христианизации тради- предельного выражения. Это выражается в максимальном? ционной народной культуры приводят, на наш взгляд, к проявлении эротической сферы человеческих отношений, 12/2007 противостоянию человека буйному росту растительности. брачных перспектив, носящих подчеркнуто выраженный Неслучайно уже стало традиционным периодически очи- оргиастический характер. Эти и другие моменты содержат щать могилы умерших от лишней зелени. С одной стороны, максимум сакрального смысла, что в итоге формирует это может быть воспринято, как неосознанное стремление основу и своеобразие троицко-купальских праздников и противостоять естественному природному процессу, в дан- других фольклорных форм данного годичного периода. ной ситуации выраженному в буйном росте растительности. Максимальное сближение обыденной и сакральной Таким образом, препятствуя природному потоку, человек сфер в троицко-купальский период предполагает проник- опосредованным способом останавливает неизбежность новение элементов сверхъестественного в повседневную надвигающейся смерти, приводящей к растворению чело- жизнь. Ю. Крачковский писал: «Белорусы говорили, что на веческой плоти в растительной материи. С другой стороны, Купалу происходит «переворот в мире»: по земле расхажи- на наш взгляд, в этом действе скрыта неосознанная попыт- вают духи и ведьмы, а звери и деревья разговаривают чело- ка освобождения человека от растительных циклов и даже, веческим языком» . В этот период совершаются в какой-то степени, стремление подчинить их своей воле. самые невероятные вещи, составляющие мифологическое В отличие от великопостных символов, масленичные богатство славянского фольклора. и троицко-купальские символы обладают амбивалентной О Купалье сложилось множество различных поверий, природой. В них присутствует печать не только смерти, но легенд, преданий, художественных произведений, повест- и жизни. В контексте этих праздников все злое, старое, вующих о характере взаимоотношений человека со сверхъ- отжившее свой век, подлежит уничтожению и последующе- естественными, потусторонними силами. Свидетельства о му возрождению в обновленной субстанции. Всякие ряже- проникновении мифологических персонажей в сферу чело- ные, праздничные чучела, костры - все это темы похорон. веческого бытия в значительной мере определяют его риту- Объединяющим моментом календарных символов, включая альную и бытовую направленность. При организации быта и великопостные символы, выступает полный жизненный и определении линии своего поведения человек вынужден цикл (жизнь - смерть - жизнь). считаться с незримо присутствующими рядом с ним все- Ритуально-мифологический смысл имеет привлечение к возможными демонами и духами. Несмотря на то, что в участию в аграрных обрядах священников. Здесь автор раз- большинстве своем они выступают носителями деструк- деляет точку зрения Т. Агапкиной о том, что «ритуально-мифо- тивных характеристик, человек в определенных ситуациях логический смысл участия священников в аграрных обрядах вынужден обращаться к ним за помощью и не гнушаться их обусловлен их высоким сакральным статусом, могущим бла- различного рода услугами. готворно повлиять на производительность земли. Возможно Согласно мифологическим представлениям, оформив- также, что в этих действиях усматривается и символика свя- шимся в рамках народного календаря, особая активизация щенного брака, соединения мужского и женского начал… акту- демонических сил становится возможной в период зимнего альная для описываемого круга ритуалов» . и летнего солнцеворота. В это время, согласно народным Урожай и в целом земледелие были чрезвычайно важны поверьям, «раскрываются небеса» либо «раскрываются для сельского труженика, поэтому они имели опосредован- недра земли», и скопище духов проникает в мир людей. ное отношение к области сакрального. Их сакрализация Особенно благоприятным в этом отношении является лет- становилась возможной благодаря идее теофании, она ний праздник Ивана Купалы. соотносилась с Богом (Христом) или святыми, которые Народные рассказы об активизации различных мифо- представлялись в качестве покровителей урожая. На осно- логических персонажей в праздник Иваны Купалы сохра- вании этого во всех славянских традициях этнографами нились, начиная с самых ранних этнографических свиде- отмечается такое явление, как «хождение в жито». По мне- тельств и вплоть до полевых записей самых последних лет. нию Т. Агапкиной, «хождение в жито» в мифопоэтическом Среди чудес, происходящих накануне праздника, можно смысле может быть прочитано как ритуальное повторение выделить необыкновенное поведение животных и рас- (моделирование) некоего акта, совершаемого (или некогда тений. Это, в первую очередь, выражается в том, что совершенного) странствующим по земле Богом или святым, животные и растения обретают способность говорить на покровительствующим урожаю и вместе с тем его прово- человеческом языке. В чудесную ночь растения не только цирующим. В этом контексте участие в обрядах выхода в говорят, но переходят с места на место. Они способны не поле священнослужителей следовало бы… рассматривать только излечить человека от различных болезней, но и как вполне логичное замещение Бога или святого лицами, даровать ему бессмертие. Особое место в контексте праз- имеющими сакральный статус и потому более других под- дника Ивана Купалы занимает цветок папоротника (у бело- ходящими для таких целей» . На наш взгляд, в русов - папараць-кветка), выступающий главным фоль- основе данного аграрного обряда лежат мифологические клорным событием купальской ночи. Подтверждением представления о нерасторжимой связи двух сфер бытия: тому является богатый этнографический материал, пред- сакральной и повседневной, которые в совокупности фор- ставленный А. Афанасьевым, Т. Агапкиной, Н. Толстым, мируют единое пространство мифа. С. олстой, В. Кравченко и многими другими, а также целый Обращаясь к проблеме корреляции сакральной и пов- ряд художественных произведений Н. Гоголя, В. Дунин- седневной сфер в контексте календарно-обрядовых празд- Мартинкевича, Я. Купалы, В. Короткевича и др. 58 ЛИКИ КУЛЬТУРЫ? Папоротник, согласно народным преданиям, обладает В процессе эволюции аграрных праздников представ- ВОПРОСЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ чудодейственными свойствами. Относясь к разновидности ления о жизни и смерти претерпели значительную транс- растений неспособных цвести, он, тем не менее, в полночь рас- формацию. В определенной степени они индивидуализи- цветает. На Гомельщине рассказывали: «как папоротник начи- ровались, утратив тем самым присущий им изначально нает зацветать, то летит звезда и так ярко светит, что страшное коллективный, общинный характер. Лишившись сакрально- дело» . Перед человеком, добывшим необыкновенный го наполнения, оппозиция жизнь - смерть в рамках десак- цветок, открываются безграничные возможности. Он стано- рализованной человеческой реальности приобрела явно вится ведающим, понимает язык природы, обладает знаниями выраженные метафорические оттенки. В этом контексте о прошлом и будущем. Однако с утратой цветка счастливец, смерти уже были противопоставлены такие метафоричес- первоначально обретший его, впоследствии утрачивает свои кие формы жизни, как свадьба и рождение. ? неограниченные возможности. По нашему мнению, это можно Отдельные элементы традиционной древнеславянской объяснить тем, что сакральная и профанная сферы бытия не культуры сохранились в системе календарно-обрядовых 12/2007 в состоянии до бесконечности находиться в безраздельном праздников, хотя во многом и утратили свою религиозную тождестве. Рано или поздно они должны дистанцироваться суть. В определенной мере их воспроизводство является друг от друга. Нередко обретение чудесных предметов являет- следствием деятельности архетипов, вызванных к жизни ся просто делом случая. Сколь неожиданно он приобретается, внешним стереотипизированным поведением участников столь неожиданно и утрачивается. В какой-то мере это отвеча- праздника, стремящихся сохранить традиции, идущие от ет природе приходящего и уходящего праздника. Неслучайно дедов и прадедов. Вместе с тем древнеславянский народ- существует множество фольклорных описаний о добывании ный праздник дожинки, предполагающий почитание духов цветка папоротника и других чудесных предметов, однако земли за урожай, дарованный ими, утратил свое первона- повествования о последующем использовании их сверхъес- чальное сакральное значение и в современной ситуации тественных возможностей практически отсутствуют. оказался представленным как праздник урожая. В связи с На Троицу, в языческой традиции Русалии, у восточных этим и творческие ориентиры в рамках праздника обрели славян являлось популярным раскачивание на качелях. иную направленность. Они получили явное смещение от Ссылаясь на А. ван Геннепа, Т. Агапкина указывает: цель божества к человеку. Творцом нивы стало выступать не качания на качелях состоит в том, чтобы «показать, что в божество или некая иная сверхъестественная сущность, а этот момент человек не принадлежит ни к сакральному, человек, простой сельский труженик. Это дает основание ни к светскому миру… Человека изолируют, удерживают в полагать, что религиозно-магическая сторона календарно- промежуточном положении, полагая ему находиться между обрядовых праздников, претерпевшая очевидную секуля- небом и землей» . ризацию, в итоге была замещена эстетической. В определенной степени некоторые интерпретации кача- ния на качелях, предложенных А. ван Геннепом, Т. Агапкиной, Литература Т. Колевой, А. Наговициным и др., могут быть рассмотрены 1. Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского в контексте темы жизни - смерти. В рамках народного календаря. Весенне-летний цикл. М.: Индрик, 2002. С. 816. календаря это, в допустимой мере, обрядовое действие 2. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на имеет место при сближении сакральной и повседневной природу: В 3 т. М.: Индрик, 1994. Т. 1. С. 800.; Т. 2. С. 787.; сфер бытия. Именно в этот период тема жизни и смерти в Т. 3. С. 840. большей степени актуализируется, а феномен бессмертия 3. Иванов В. В., Топоров В. Н. Род // Славянская мифоло- становится возможным. В контексте качания на качелях про- гия: Энцикл. слов. М., 1995. С. 335. блема бессмертия, на наш взгляд, имеет под собой следую- 4. Крачковский Ю. Быт западно-русского селянина. СПб, щее основание. Девушка, качающаяся на качелях, в полной 1874. С. 237. мере сама не осознавая того, уподобляется русалке, кача- 5. Крук И.И. Универсалии народной культуры. Мн.: Духо- ющейся на ветвях деревьев, и тем самым, по аналогии со ун. спадчына бел. народа, 2001. С. 82. сверхъестественным существом, обретает бессмертие. Бес- 6. Никитина А. В. Кукушка в славянском фольклоре. смертие здесь становится возможным благодаря временной СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2002. С. 176. трансформации человеческой природы, опосредованной 7. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. М.: Лаби- состоянием неопределенности. В данной ситуации таковым ринт, 2000. С. 192. является нахождение человека между небом и землей. Как 8. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды свидетельствует миф, сверхъестественное существо уже русских, украинцев и белорусов. М.: Наука, 1979. С. 286. изначально наделено бессмертием, свойственным приро- 9. Толстая С. М. Мифология и аксиология времени в де. Что касается человека, то на определенном жизненном славянской народной культуре // Культура и история. Сла- этапе бессмертие даруется ему извне, становясь возмож- вянский мир. М., 1997. С. С. 62–79. ным через его возвращение к жизни. В данной ситуации 10. Толстая С. М. Полесский народный календарь. Мате- качели могут быть рассмотрены как своего рода помощь риалы к этнодиалектному словарю: Р-Я // Славянский и извне, приводящая к временному бессмертию. балканский фольклор. М., 1995. С. 251–317. Календарно-обрядовые праздники не сохранились в 11. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: первозданном виде. В процессе эволюции они претерпели Лабиринт, 1997. С. 448. ряд значительных трансформаций. По мнению специа- 12. Хюбнер К. Истина мифа / Пер. с нем. И. Касавина. листов, из всех восточнославянских народов календарная М.: Республика, 1996. С. 448. обрядность в большей степени сохранилась у белорусов. 13. Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка Еще П. Шейн в 1877 г. обращал внимание на то, «что хотя русского населения Северо-Западного края. Бытовая и обряды до сих пор живут в бледных копиях и исполняются семейная жизнь белоруса в обрядах и песнях. СПб. Т. 1. хотя еще довольно серьезно, но не так строго и полно, как Ч. 1. лет 20–30 тому назад» . 14. Элиаде М. Миф о вечном возвращении // Избр. соч. / пер. с фр.: А.А.Васильевой, Ю. Н. Стефанова. - М., 2000. 1 Мартысюк П.Г. - кандидат философских наук, профессор С. 23–127. кафедры философии Академии МВД Республики Беларусь, П.Г. Мартысюк1, главный редактор журнала «Чалавек. Грамадства. Свет». г. Минск

Большое место в жизни русского человека занимают народные праздники и обряды. Они являются одни из ви¬дов народной культуры, и многие из них уходят своими корнями в языческие времена, складываясь и развиваясь в течение многих веков, сохранили древние традиции русского народа.

четыре типа трудовых праздников:

1) календарные праздники рабочих профессий, или так называемые отраслевые праздники: День химика, День металлурга, День рыбака и т. д.;

2) трудовые праздники села, связанные с началом или завершением отдельных производственных циклов сельскохозяйственных работ: Праздник урожая, Праздник первого снопа и т. д.; .

3) праздники трудовых коллективов, предприятий, учреждений, учебных заведений, праздники-юбилеи производственных объединений;

4) «лично-трудовые» обряды: посвящение в хлеборобы, рабочие, чествование трудовых династий, ветеранов, присвоение почетных званий «лучший механизатор», «лучший чабан», «лучшая доярка» и др.

Эту классификацию следует дополнить группой праздников, которые условно можно назвать фольклорными праздниками труда, так как они посвящены народным ремеслам.

Трудовые праздники в каждой области, крае, республике имеют свою региональную специфику. Так, праздниками рабочих профессий на Северном Кавказе и в Дагестане являются дни кукурузоводов, овощеводов, табаководов, рисоводов, садоводов и такие широко отмечаемые, как дни механизаторов, животноводов. Более того, в каждом регионе уже как бы установился определенный «набор» трудовых праздников. Например, в Краснодарском крае имеют широкое распространение праздничные мероприятия: «Трудовому городу - достойные кадры» (для выпускников училищ трудовых резервов); «Прием в трудовую семью» (для выпускников сельских школ, оставшихся работать в родном селе); «Посвящение в учителя» (для нового пополнения учительских кадров); «Праздник первой зарплаты», «Проводы механизаторов на уборку урожая», «Соревнование на звание лучшего механизатора», «Торжественный прием в бригаду коммунистического труда», «Чествование трудовых династий», праздник лета «Кубанский тополек» (возникший как противопоставление религиозному празднику троицы), «Встреча трудового лета» и др. В сельской местности, где все усилия направлены на выращивание урожая, каждый праздник буквально пронизан теми трудовыми проблемами, которые актуальны для данной местности. Таков Праздник" первой борозды, посвященный смотру готовности сельскохозяйственной. техники и общим трудовым показателям перед, весенними полевыми работами. Ответственный этап нолевых работ - начало весеннего сева. Это событие во многих областях отмечается поздравлением лучшей тракторной бригады. Часто лучшим механизаторам по установившейся традиции вручается хлеб-соль. Тепло приветствуют хлеборобов юные пионеры, агитбригады дают концерт. В честь, бригады поднимается флаг трудовой славы. В поле к лучшей бригаде выезжает автоклуб с подготовленной литературно-музыкальной композицией, с цветами, ветками, вымпелами. Привлекает внимание День косаря, проводимый в селении Каладжух дагестанского совхоза «Усухчайский». Каладжухцы имеют богатые сенокосные угодья в горах. Вовремя провести косовицу - их главная задача. Поэтому праздник косарей начинается с того, что все взрослые жители села выходят на сенокос и за день скашивают" травы почти с половины всей сенокосной площади.. Таким образом, праздником становится сам процесс труда всех участников косовицы.

Стала повсеместной родившаяся поначалу на Алтае и в Ставрополье благородная традиция торжественных проводов механизаторов на поля, когда приходит горячее время уборки зерновых. А в Моздокском р-не (Сев. Осетия) право гражданства получил Праздник первого валка, вылившийся в соревнование за уборку нового урожая без потерь и в лучшие сроки.

Ответственнейший рубеж в жизни хлеборобов - начало жатвы. В Нежинском р-не на Черниговщине это событие отмечается следующим образом. Здесь, как в старину лучшей жнице, так теперь передовой колхознице торжественно вручается серп, чтобы сжать первый сноп хлеба. Под живые песни его устанавливают на видное место, после этого комбайны идут в загонку. А когда машины наполнятся первым зерном, все собравшиеся в поле на праздник с песнями возвращаются в село. Лентой победителя, надетой через плечо, караваем хлеба из зерна нового урожая на расшитом полотенце - вот так по сложившемуся теперь обычаю тепло поздравляют хлеборобы своих товарищей, отличившихся высокими успехами в уборке урожая.

В битве за урожай поле для земледельца становится ратным. Не случайно хлеборобы многих хозяйств Волгоградской обл. в 1982 г. несли гвардейскую вахту в честь 40-летия разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. Прямо в поле, в пересменку, с участниками исторического сражения состоялись встречи хлеборобов в колхозах «Котлубань», «Память Ленина», «Россошинский» Городищевского р-на.

Большинство народных праздников и обрядов в стародавние времена носили земледельческий характер. Говоря об особенностях народных праздников и обрядов, выделим две основные их черты: мировоззренческий аспект и коллективный характер проведения.

Уклад жизни наших предков определялся естественной сменой времен года, где главными ориентирами были летний и зимний солнцеворот, весеннее и осеннее равноденствие, а также естественная смена времен года, когда происходили изменения в природе. Переход от одного этапа к другому отмечался календарными праздниками и обрядами: Святки, Масленица, Семико-Троицкие празднества, Иван Купала и различными земледельческими обрядами.

Особенностями календарных праздников и обрядов был не только отдых от трудовых будней, а своеобразным итогом прожитого отрезка времени и одновременно подготовкой к следующему. Как «итог», так и «подготовка» осуществлялись через определенные обряды и ритуальные действия.

Русский народ считал, что на зиму земля засыпала, а в начале лета была беременна урожаем, страдала «рожая хлеб». Выпекая печенье в форме домашних животных и съедая его, люди верили, что так будет обеспечен приплод скота. Яйца, зерна символизировали новую жизнь, пробуждение природы, земли. Поэтому обряд поедания яиц в поле перед началом сева или первом выгоне скота, катание яиц с горки призваны были вызвать плодородие земли, обеспечить сохранение скота. Также обряд сжигания чучел (Масленица) символизировал смерть и одновременно возрождение жизни, что постоянно происходило в природе. Совершая обрядовые действия народ часто обращался к слову и музыки, считая, что они обладают магией, помогают получить богатый урожай, благополучие в семье.

Самыми ранними, известными на Руси народными праздниками и обрядами были календарные, связанные с земледельческим календарем славян, которые начинались в декабре и заканчивались осенью, с завершением уборки урожая.

Затем, с принятием Русью христианства, появились праздники и обряды церковные (православные, религиозные). В праздничные дни верующие обязаны были посещать церковь для общей молитвы, а по выходе из нее занимались богоугодными делами: молитвой, утешением скорбящих.

С принятием христианства на Руси появились и особые праздничные дни, посвященные святым, чудотворным иконам. Многие из них совпадали по датам с календарными праздниками. Например, Рождество Христово совпало с древнеславянским праздником, посвященным зимнему солнцевороту; праздник Ильи-пророка – с культом древнего Перуна. Но славяне не спешили расставаться со своими языческими праздниками и обрядами, играми, хороводами, песнями и плясками. Церковь не одобряла эти празднества, обличала, и даже расправлялась физически с участниками «бесовских игрищ», но так и не смогла полностью вытеснить из жизни древние верования, обряды и обычаи.

Русские народные праздники

Коляда - колядование в ночь под Рождество

Масленица - первые проводы Зимы

Велик день - Пасха в народной традиции

Радоница - день домашнего и церковного поминовения предков

Яблочный Спас - освещение яблок, угощение, приготовление яблочного пирога.

Основой здорового питания человека являются натуральные продукты. Их выращивание, возделывание, обработка почв стали отраслью промышленности и важной сферой экономики. Для значительной части населения - это единственный источник дохода. Специалистам, занятым подобной деятельностью, посвящён профессиональный праздник.

Когда отмечают

День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности отмечается в России ежегодно во второе воскресенье октября. Он не является общегосударственным выходным. В 2019 году выпадает на 13 октября октября. Дата закреплена Указом Президента Российской Федерации от 31.05.1999 № 679 «О Дне работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности». Документ подписан Б. Ельциным.

Кто празднует

В торжествах принимают участие все, кто имеет отношение к сельскому хозяйству и перерабатывающей промышленности, вне зависимости от занимаемой должности. Среди них - агрономы, инженеры, механики, водители, зоотехники, фермеры, руководители предприятий. Праздник в РФ считают своим преподаватели, студенты, выпускники профильных учебных заведений. Особое значение он имеет для жителей населённых пунктов, расположенных в аграрных районах страны. К мероприятию присоединяются ветераны отрасли, их родственники, знакомые, друзья, близкие люди.

История и традиции праздника

День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности берёт начало в советские времена. Для тружеников полей и изготовителей продукции было два отдельных праздника, закреплённых Указами Президиума Верховного Совета СССР. Изменения, внесённые государственным органом, привели к объединению событий и установлению новой даты чествований.

В России традиция распавшейся страны (СССР) сохранилась, однако был определён новый день мероприятий. Им стало второе воскресенье октября. Оно имеет символическое значение. Испокон веков это время ассоциировалось с началом зимы, первыми заморозками и завершением полевых работ.

Обычай подразумевает проведение застолий. В них принимают участие не только аграрии, но и их родные, близкие люди. Собравшиеся произносят поздравления в адрес виновников торжества. Звучат пожелания здоровья, хорошего урожая, успехов в ответственном труде. Участники мероприятия обсуждают новости, делятся накопленным опытом, планами на будущее. Сотрудники предприятий обмениваются подарками. В их числе - сувенирная и тематическая продукция.

Непременным атрибутом праздника выступает сноп пшеницы, который размещают в помещениях. Он является символом плодородия. В эфире телевидения и радиостанций транслируются передачи, посвящённые отрасли. Главные герои рассказывают о фермерстве, образе жизни, демонстрируют технику. В канун мероприятий устраиваются конкурсы и выставки.

День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности 2019 года знаменуется выступлениями первых лиц государства и чиновников профильного министерства. В их речах отмечается важная роль отрасли, её успехи и проблемы.

О профессии

Аграрии занимаются возделыванием земель, выращиванием сельскохозяйственных культур и их дальнейшей переработкой. В их обязанности входит внесение средств защиты растений, удобрение посевных площадей, обращение с техникой. Она позволяет в краткие сроки выполнить все подготовительные работы и собрать урожай, который направляется на дальнейшую переработку заводами, фабриками пищевой промышленности.

Путь в профессию начинается с обучения в высшем или средне-специальном учебном заведении. Выпускник должен уметь обслуживать оборудование и обращаться с ним. В России труд работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности часто является низкопроизводительным из-за отсталого уровня механизации. Замедляют развитие отрасли погодные риски и отсутствие должной государственной поддержки в части инвестиций и налогообложения.