Беседы с девочками подростками в школе. Профилактические беседы с подростками: советы для родителей. от упражнений, чем от природы

Общество давно изменило свой облик, устои. Все меняется и лишь духовные и нравственные принципы остаются неизменными. Поверьте, совершенно не важно какой на дворе век. Важно, чтобы человеческое общество имело правильные ориентиры и всегда оставалось человеческим. Молодые люди, особенно в подростковом возрасте, склонны заблуждаться в своих ценностях и принципах. Поэтому задача общества состоит именно в том, чтобы помочь молодому поколению расставить правильные приоритеты. должны начинать проводить приблизительно с 7 класса, когда происходит переход от детей к подросткам и формирование личности.

Прежде чем начать какую либо беседу по этому поводу, нужно выяснить, а что для молодежи означает понятие нравственности. Не нужно требовать точных определений, гораздо показательней будет, если ребята назовут свои ассоциации, услышав слово нравственность.

Многих, наверное, удивит, что подростки на ряду с такими ассоциациями как честь, порядочность, толерантность, будут называть:

  • ограниченность,
  • догмы,
  • устаревшие правила.

Ведь существует мнение, что быть хорошим скучно. На самом же деле само слово нравственность появилось еще в XVIII веке и пошло оно от слова нрав. В те времена нрав, мораль, этика являлись синонимами. Сегодня же эти понятия имеют несколько разные сущности. как раз должны внести ясность в эту непростую дилемму. Если говорить упрощенным языком, то под нравственностью понимают умение разделять свои слова и поступки на хорошие и плохие . Конечно, это упрощенная трактовка, ведь нравственность включает в себя множество факторов:

  • Умение находить общий язык в любой ситуации,
  • взаимоуважение,
  • доброта,
  • милосердие,
  • честность,
  • ответственность.

Нравственный человек не только хорошо знает о нравственности в теории, а еще и умело использует в жизни все эти качества. Да, добиться титула нравственного человека не просто. Для этого нужно долго и упорно работать над собой.

В крепком здоровом обществе нравственных принципов старается придерживаться абсолютно каждый человек. не должно полностью возлагаться только на школьное обучение. Только общими усилиями можно достичь хорошего результата.

Молодое поколение подобно губке впитывает в себя информацию из окружающего мира. Если ребенок будет видеть вокруг себя только цинизм, лицемерие, злобу, то в большинстве случаев в дальнейшем, и он будет обладать такими качествами. Именно поэтому необходимо позаботиться об окружении подростков. Взрослые просто обязаны начать с себя и потом уже личным примером заряжать молодежь. Одних бесед и лекций будет крайне недостаточно.

  • Нужно менять окружение.
  • Правильные, поучительные фильмы и мультики,
  • мотивирующая литература,
  • коллективные походы.

Нравственное воспитание молодого поколения крайне сложная и ответственная задача и выполнять ее обязан каждый сознательный гражданин планеты.

Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство. О наиболее типичных проблемах современных и причинах их конфликтов с родителями перед началом учебного года Правмиру рассказал психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при Московском городском психолого-педагогическом университете Петр Дмитриевский.

Проблемы современных детей

родился в 1975 году в Ленинграде. В 1999 окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского в федерации каратэ. С 1999 года на общественных началах руководит подростковым приходским клубом при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва). В 2009 получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на факультете гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при МГППУ.

— Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр?

— Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен.

Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.

Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером. Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх – иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители. В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей.

Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.

Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками. Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение. Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.

У нас есть специальные группы, где в течение двух месяцев при модераторстве двух психологов ребята через череду игр и упражнений учатся выстраивать отношения со сверстниками. На первых занятиях многие зажаты, боятся, что если они поделятся своими переживаниями, другие их отвергнут. Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками.

Участие в группе дает подростку отличную возможность научиться выстраивать доверительные отношения, замечать манипуляции и обходиться с ними, избавляться от стереотипов в отношении себя и других, договариваться в ситуации конфликта.

Особенности возрастной психологии

– А не связана ли зажатость подростка, его нелюдимость с одиночеством, которое он чувствует в семье? Ведь при нынешнем ритме жизни такое внутреннее одиночество нередко и во внешне благополучных, обеспеченных семьях. Родители отдают ребенка в хорошую школу, в секции, кружки, ни в чем ему не отказывают, но так устают на работе, что даже в выходные не находят сил пообщаться с ним, не интересуются его внутренним миром.

— Бывает и такое, причем я не думаю, что это примета именно нашего времени. Близкие отношения – и между супругами и между родителями и детьми – всегда требовали душевных усилий, а людям инстинктивно свойственно избегать напряжения. И чем больших усилий требует общение с другим, тем чаще у людей возникает желание уклониться от этого общения.

С подростком просто не бывает – у него возрастной кризис, период перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с собой, с родителями, и по-человечески можно понять родителей, которые, сталкиваясь с изменением своего ребенка, его грубостью, непредсказуемым поведением, чувствуют бессилие и отступают. А загруженность работой вроде бы уважительная причина – для него же и стараются.

На самом деле бегство от проблем зачастую лишь усугубляет их. Родителям важно находить силы для диалога, учитывая такую особенность возраста, как желание приобрести больше самостоятельности. Желание естественное – в 12-13-14 лет большинству становится интереснее общаться со сверстниками, чем с родителями. Но признавая право подростка на автономию, поиск собственного пути, своей философии, своего круга знакомств, важно помнить, что он, хоть сам этого может не осознавать, нуждается в поддержке родителей и в столкновении с границами, выстроенными родителями.

Без таких границ взросление невозможно, поэтому воспитание подростка нельзя свести к поддержке и нежным словам – не менее важно договориться с ним, что можно, а что нельзя, у кого в семье какие обязанности. Объяснить, что совместное проживание на одной территории предполагает ответственность и необходимость достижения договоренностей. Тут родителям важно не перепутать устойчивость и внятность с унижением и жестокостью.

— В начале года всех потрясли несколько подряд . Родители некоторых из этих подростков даже не подозревали, что у их детей есть серьезные проблемы.

— По наблюдениям известных мне суицидологов значительного всплеска самоубийств не было, просто СМИ в течение нескольких дней активнее освещали такие трагические случаи. Это и правда рискованно, потому что подросткам свойственно подражание.

Не могу утверждать, но вполне допускаю, что кто-то из подростков не решился бы на последний роковой шаг, если бы не услышал о самоубийстве другого в новостях. Но что бы ни послужило причиной самоубийства, оно никогда не совершается спонтанно. Любой психиатр вам скажет, что от суицидных мыслей до их осуществления проходит время.

Поэтому если родители и учителя после трагедии говорят, что они ничего не замечали, их, конечно, жалко (особенно родителей!), но надо было приложить определенные усилия, чтобы совсем не заметить у ребенка признаков душевного кризиса. В семье иногда это сложно, и тогда важно, чтобы подростка могли подстраховать взрослые в школе.

Вот почему, в том числе, необходимо налаживать психологические службы. Пока же, по моим наблюдениям, даже в тех школах, где есть психологи, они завалены диагностической работой. То есть они должны проводить много тестов на выявление различных особенностей в классах и давать рекомендации учителям – таковы требования к ним.

Я думаю, что некоторые из этих рекомендаций для работы с определенной группой могут быть полезны и эффективны, но при таком понимании работы у психолога совсем не остается времени на индивидуальную работу с подростком, помощь конкретному ученику в прохождении трудностей. Тем более нет на это времени у учителей – учебные программы усложняются, а количество часов, отведенных на предмет, часто остается прежним. Поэтому учителя полностью сосредоточены на передаче знаний, и у них не остается времени на выстраивание с подростками отношений, при которых возможны обмен жизненным опытом и поддержка.

Естественно, я не обобщаю. Есть и педагоги с большой буквы, которые становятся для своих учеников не просто предметниками, но и старшими друзьями, мнение которых авторитетно для подростков, и психологи, вникающие в переживания каждого ученика, помогающие ему найти взаимопонимание с учителями, родителями.

Но, конечно, хотелось бы, чтобы таких специалистов становилось больше в современной российской школе. Некоторые учебные заведения обращаются и к поддержке внешних специалистов. Центр «Перекресток» активно сотрудничает со многими школами, наши психологи проводят там и групповые занятия, и индивидуальные консультации.

–– Часто ли у детей желание замкнуться, отчуждение от взрослых начинается с неуспеваемости в школе? По своему детству помню, что многие учителя на тех, кто не успевал по их предмету, сразу ставили крест. Иногда и родители перестают верить в своего ребенка, и это неизбежно приводит к заниженной самооценке, комплексам, на преодоление которых могут уйти годы.

— Вы затронули очень актуальную проблему. В психологии даже есть термин «стигматизация», означающий наделение человека уничижительным ярлыком, в результате чего он сам может поверить в свою никчемность.

Конечно, подростки особенно чувствительны к таким ярлыкам. Есть школы, в которых практикуется индивидуальный подход к каждому ребенку, но их до сих пор не так много. Некоторым педагогам не хватает ни сил, ни компетенции для работы с более сложными детьми. И вот вместо того, чтобы разобраться, почему ребенок с сохранным интеллектом не проявляет интереса к учебе, учителя в бессилии начинают говорить ребенку, какой он глупый, непутевый. Делают это, вероятно, из лучших побуждений – надеются через стыд пробудить в нем творческую активность. Это заведомо безнадежная система воспитания, но, несмотря на свою безнадежность, она широко распространена в российских школах.

Родители обычно в таких ситуациях впадают в одну из двух крайностей. Либо они безоговорочно занимают сторону учителей и начинают единым с ними фронтом давить на подростка, либо, наоборот, говорят, что ребенок прекрасен, а во всем виновата школа. Обе позиции неконструктивны, но, пожалуй, меньшее из двух зол — когда родители защищают «хорошего» ребенка от «плохих» учителей.

Поддержка взрослых ребенку необходима, поэтому лучше такая поддержка, чем никакой. Конечно, более по-взрослому было бы садиться и подробно разбираться в конфликте: в чем претензия учителя, в чем недовольство подростка? Если разговор пойдет в таком ключе, недалеко и до обнаружения общих целей и достижения ясных договоренностей между конфликтующими сторонами.

А если поддержки нет, велика ли вероятность, что подросток замкнется или даже уйдет из дома?

— Подростку в любом случае нужен круг, в котором его принимают и ценят. Если он не находит этого в социально приемлемых формах, будет искать в виртуальной реальности или в асоциальных группах. Некоторые действительно связываются с дворовыми криминальными компаниями, но сегодня чаще подростки уходят от одиночества в виртуальную реальность. Внешне это выглядит более благополучно – они не нюхают клей, не воруют автомагнитолы из машин, но для психики это все равно риск.

— Но ведь и до появления интернета были дети, предпочитавшие играм со сверстниками уединение. В том числе многие святые, например, . Понятно, что монашество – путь для немногих, и нельзя на него ориентировать обычного ребенка, но, например, в советском атеистическом обществе некоторые дети проводили все время за книгами или математическими задачами. И некоторые из них реализовались в науке. Таких детей, конечно, тоже меньшинство, но они есть. Правильно ли навязывать им стереотипы? Не ломаем ли мы их таким образом?

— Я вполне допускаю, что такие дети есть, и, конечно, ломать их неправильно. Вообще психологи сегодня стараются отходить от клише «норма-отклонение». Но в моей практике, пока недолгой, я сталкивался именно со случаями, когда у подростка есть потребность в общении, которую он не смог реализовать в силу отрицательного опыта. То есть его замкнутость была не органичным выбором, а следствием неудач, породивших определенные установки. Видимо, в тех случаях, о которых вы говорите, родители не обращаются за нашей помощью.

И все же я думаю, что зависание в интернете может быть вреднее многочасового чтения или увлечения точными науками. Естественно, нельзя согласиться с теми, кто видит в интернете только зло. Интернет дает быстрый доступ к информации, возможность регулярно общаться со сверстниками из других городов и стран, практиковаться в иностранном языке, расширять знания по другим предметам. Но использование интернета имеет и свои риски. Пока рано делать обобщающие выводы – эти риски только начинают изучаться, но уже есть какие-то наблюдения.

Например, можно с уверенностью сказать, что когда интернет становится главным, а то и единственным средством общения, у пользователя ухудшается умение быть в отношениях с реальными людьми. Подросткам, которые приходят на наши группы (а большинство из них как раз все свободное время проводят в сетях), очень трудно разобраться в эмоциях собеседника. Они прекрасно ориентируются в текстах, но не могут узнать что-то новое о человеке по его взгляду, интонации. Да и слышат они плохо – не привыкли к живому диалогу. Кроме того, им сложно удержать внимание на чем-нибудь одном – ведь интернет позволяет быть одновременно в нескольких окнах: музыка, видео, переписка, форум. В режиме многозадачности они чувствуют себя как рыба в воде, но сосредоточиться на одной задаче им непросто.

Этим же интернет существенно отличается от книги. Чтение книги – полезное времяпрепровождение (разумеется, если книга хорошая), развивающее, вряд ли чем-то заменимое, но все же однообразное, сводящееся к получению и усвоению текстовой информации. Людей, которым это занятие может заменить все остальное, не так много. В интернете же есть и тексты, и видео, и музыка, и картинки, и общение, и возможность для творчества. Получается, что очень многие потребности в информации, общении, развлечениях можно удовлетворить, не отходя от монитора.

Поэтому детей, зависающих в интернете, гораздо больше, чем книжных домашних детей, не стремящихся к общению. У большинства этих детей есть потребность в общении, просто реальному общению они предпочитают виртуальное. По мере того, как будут проводиться новые исследования, мы будем лучше понимать, как следует переживать этот очередной цивилизационный сдвиг, сравнимый с изобретением книгопечатания или началом использования огня, и какие риски для развития психики несет распространение интернета и компьютерных игр.

Преодоление психологического кризиса

–– Традиция психологической помощи в России только складывается. Может быть, поэтому некоторые родители, сталкиваясь с теми или иными проблемами ребенка, сразу ведут его к психиатру?

— Да, такие случаи бывают. Родители чувствуют свое бессилие в каких-то моментах воспитания подростка и острое желание как можно быстрее преодолеть этот кризисный момент. Проще всего в этой ситуации привлечь какую-то внешнюю силу. Для одних это психиатр, для других – кадетский корпус, но логика одинаковая: вместо того, чтобы выходить на диалог, применить силу в виде таблетки или военизированной структуры («Там-то из тебя сделают человека!»).

Хочу, чтобы меня правильно поняли – я не против кадетских корпусов. Есть ребята, которым это подходит. Если у ребенка есть интерес к военизированным играм, строгой структуре, ясным задачам, желание быть в команде, наверное, в кадетском корпусе ему будет интересно. Но я категорически против кадетского корпуса как репрессивной меры родителей, когда интересы и особенности ребенка вообще не учитываются. А такой вариант решения проблем приходит в голову родителям, пожалуй, не реже, чем идея о визите к психиатру. В отчаянии родители решают «спихнуть» подростка в жесткую иерархическую систему – раз он отказывается подчиняться им, пусть подчиняется чужим дядям. В подростковом возрасте очень важно приобретать опыт партнерских отношений, а такая воспитательная мера этому не способствует.

С последствиями таких мер я пока не сталкивался – на моей памяти и в моей практике было несколько случаев, когда родители в результате бесед со мной или моими коллегами отказывались от идеи отдать свое чадо на перевоспитание в кадетский корпус и находили решение проблемы в переговорах и прояснении взаимных обид.

– А с последствиями лечения у психиатра, когда в этом не было необходимости, сталкивались?

— Чаще бывает, что ребенку, который с подачи родителей наблюдается у психиатра и принимает лекарства, медикаментозное лечение в данный момент действительно нужно, но в сочетании с психотерапевтической работой. Такое сочетание необходимо не только детям, но и взрослым, если речь идет не о тяжелой психической патологии и интеллект у человека сохранен. Ну а в российской психиатрии часто упор делается именно на медикаментозное лечение.

Но мы, конечно, не ставим под сомнения назначения врача. Последнее дело – вступать в конкуренцию со специалистом в другой области, гораздо важнее встроиться в ситуацию, которая сложилась до прихода семьи к нам. Все-таки случаи, когда врач ошибочно прописывает ребенку психотропные препараты, редки. Просто лучше медикаментозное лечение и психотерапевтическую помощь начинать одновременно.

И, кстати, если родители сначала приводят ребенка к нам, так и происходит. Мы же видим, если ребенку нужна не только наша помощь, но и врачебная – психологов этому учат, и, не отказываясь работать с семьей, рекомендуем родителям показать его психиатру. У нас есть знакомые детские психиатры, в чуткости и квалификации которых мы уверены. Поэтому правильнее, на мой взгляд, не тащить ребенка сразу к психиатру, а сначала прийти вместе с ним к психологу. За исключением, конечно, случаев, когда психические отклонения очевидны. Но это отдельная тема. В центре «Перекресток» работают с подростками, у которых нет тяжелых патологий.

— Многие верующие люди, в том числе и священники, рассказывали, что в переходном возрасте их дети начинали бунтовать, переставали ходить в церковь. Опытные духовники советуют в таких случаях принимать этот бунт как свершившийся факт, не принуждать ребенка к хождению в храм, а молиться за него, уповая, что с Божьей помощью он через какое-то время сам вернется к церковной жизни. И некоторые действительно возвращаются. Но большинство-то православных родителей – неофиты, а неофитам несвойственно прислушиваться к советам духовно более опытных людей, зато свойственно желание, чтобы все было по правилам, благочестиво. Не знаю, правда, обращаются ли люди с такими проблемами в ваш центр – ведь неофиты, мягко говоря, с большим подозрением относятся к психологии.

— Тем не менее эта проблема мне как раз хорошо знакома. Вы правы – сюда на моей памяти с такими проблемами никто не приходил, но я еще с 1999 года руковожу подростковым приходским клубом при храме Космы и Дамиана в Шубине. И вот там с такими случаями сталкивался не раз.

Мы уже обсудили с вами, что в переходном возрасте ребенок начинает самоутверждаться, хочет быть взрослым, самостоятельным. И многие в период этого самоутверждения отвергают ценности, которые им прививали родители. Соответственно дети из верующих православных семей начинают бунтовать против Церкви и христианства как главной ценности их родителей.

Как любая сложно контролируемая ситуация, антицерковный бунт детей может привести родителей в замешательство, растерянность. И здесь также бывают попытки решить проблему с помощью привлечения жесткой внешней структуры, в данном случае – религиозно-аскетической. Изначальная цель такой практики – способствовать духовному росту человека, делать его жизнь богаче, интереснее, свободнее, но ревностные не по разуму родители и ее могут использовать для «воспитания» отбившегося от рук ребенка.

По-человечески переживания родителей, страх за своих детей, желание уберечь их от трагических ошибок понятны. Но без проверки мира на прочность и получения от этого мира обратной связи ребенок не сможет стать взрослым человеком, а на этом пути ошибки неизбежны. И у родителей всегда есть выбор: либо оказывать поддержку и наблюдать, как ребенок иногда радуется жизни, а иногда получает и негативную обратную связь, испытывая боль от своих ошибок, либо пытаться загнать его в какую-то клетку, где, скорее всего, не будет ошибок, но невозможен и творческий рост.

При всей бесперспективности второго варианта многие родители из-за страха за будущее предпочитают именно его. Если говорить о переживании верующими родителями антицерковного бунта, то я помню случаи, когда люди пытались силком потащить ребенка на исповедь, либо отправить в православный лагерь с жесткой дисциплиной в надежде, что там он научится регулировать свое повеление.

Как правило, этого не происходит, подросток все равно находит способ обойти сдерживающие механизмы, продолжает собственные мировоззренческие искания, осмысляет свои отношения с Богом. Если же он не находит возможности для такого осмысления, то, бывает, жестко рвет отношения. Такие подростки либо идут на открытый конфликт, либо, что хуже, уходят в скрытую оппозицию, когда внешне все атрибуты на месте (платочки, смиренный взгляд, елейный голосок), но при первой возможности идут в еще больший «разнос», чем их товарищи, бунтующие открыто. Любое игнорирование взрослыми потребностей подростка, в том числе и потребности в выстраивании своих смыслов, своей философии, ведет к психологическим проблемам.

О современных подростоках и их родителях

— Митрополит Антоний Сурожский говорил, что часто люди составляют проект, которому должен соответствовать другой человек. Например, родители заранее знают, в чем счастье их детей. Часто ли причиной конфликтов поколений и отчуждения детей становится их несоответствие родительскому сценарию?

— Мне кажется, у любого нормального родителя есть какие-то представления и идеи о том, что должно получиться из его ребенка. Совсем без таких представлений воспитывать детей невозможно. Невозможно требовать от родителей стопроцентной спонтанности и радости от любого самовыражения ребенка. Хорошо, что есть идеи – они задают какие-то семейные традиции.

Но все мы рождаемся с разными способностями, склонностями, особенностями нервной системы, и часто происходящее с ребенком не соответствует родительским ожиданиям. Вот если родители не хотят гибко реагировать на эту данность, возникают сложности, иногда приводящие к серьезным конфликтам.

Лучше сразу разобраться в причинах такого несоответствия. Дело может быть не только в ребенке – родителям хорошо бы понять мотивы, по которым у них сложились именно такие представления о воспитании. Ведь не секрет, что иногда первичной бывает не любовь к ребенку, а желание что-то доказать маме или подругам.

А иногда проблемное поведение подростка является следствием, реакцией на то, что происходит кризис в родительской паре. Вот и надо постараться понять, где выяснения отношений с родственниками и знакомыми, а где судьба ребенка, которая, надеюсь, дороже всех обид и конкуренции. Здесь может помочь визит к семейному психологу, исследование происходящих в семье событий.

Может быть, не совсем подходящее сравнение, но мне вспомнилось, как у Куклачева спросили, почему у него все так хорошо получается. И он ответил, что всегда следит, у какой кошки к чему есть предрасположенность, и он за этим следует, а не мучает животное в угоду своим идеям. По-моему, для воспитания человека такой принцип тем более подходит. Если родители чутко следят за интересами и способностями ребенка, больше шансов, что он будет развиваться гармонично.

— Родители сами были детьми, подростками. Почему же им часто не удается понять, что проблемы их детей связаны с возрастом? Забыли о своем детстве или наша информационная эпоха породила новые проблемы?

— Оба фактора играют роль. Многое из своего детства действительно с годами забывается. Довольно часто мама, жалуясь на ребенка, говорит, что в ее детстве ничего подобного не было, а когда начинаем с ней беседовать, выясняется, что и конфликты с родителями у нее случались, и в рискованные ситуации попадала. Когда мама это вспоминает, сама себе удивляется. Мифы относительно своего прошлого, конечно, мешают наладить диалог с детьми, понять их проблемы.

Но и контекст изменился. Если 200 лет назад люди из поколения в поколение жили примерно одинаково, одним укладом, то сейчас цивилизационные сдвиги происходят в течение жизни одного человека. В этом смысле родители и дети живут буквально в разных цивилизациях – на одной территории, но способы организации жизни у них сильно отличаются. Тем не менее есть вещи, объединяющие людей из разных цивилизаций. Например, еда или поездка на море. Вещи довольно приземленные, но через них можно прийти к совместным более глубоким интересам. Только для того чтобы встреча поколений произошла, и от взрослых и от подростков требуются творческие усилия. В этом вызов времени.

Еще одна особенность нынешней эпохи состоит в том, что авторитарная система воспитания, возможно, подходила для советской цивилизации, но если так воспитывать ребенка сегодня, похоже, ему в современном мире будет сложно. Сейчас чтобы быть успешным, нужно уметь гибко реагировать на нестандартные ситуации и иметь навык переговоров. И где же его приобретать, если не в семье?

Беседовал Леонид Виноградов

Семья. Семейные ценности.

Счастье – это когда у тебя есть

большая, дружная, заботливая семья.

Д.Бернс.

Цель : формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, к жизненным ценностям семьи.

Задачи: развивать ответственность за свою семью,

помочь оценить свое место в семье и роль семьи в жизни ребенка.Воспитатель.

Всем говорю я: «Здравствуйте!»

Добрый день, друзья!

День наступил прекрасный,

Потому что в нем ВЫ и Я!»

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

Воспитатель. Сегодня тема нашей беседы посвящена семье и семейным ценностям. - А что такое семья в вашем понимании? (семья – это мужчина и женщина, у которых есть дети, это близкие люди, родные, любимые люди, готовые тебе помочь в любую минуту, это опора и защита и др.)

Семья- это самое главное в жизни. Это близкие и родные люди, без которых не может быть нас, это те, кто нас любит и о нас заботится. И мы поступаем также.

Семья – это святое слово

И обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!

А сейчас я хотела бы, чтобы вы на мгновение закрыли глаза и представили ваших родных и близких людей, тех,кто живет рядом с вами. Кого вы себе представили? (Это родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Все они – ваша семья).

Большинство из вас счастливы в своих семьях.

А что такое счастливая семья?

А какую роль играет семья в вашей жизни и какую роль играете вы в семье?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы разделимся на 2 группы.

Итак, задание для 1 –ой группы: написать на листочке, что делает семья для вас, а 2-ая группа пишет, что делают они для семьи.

Как вы думаете, что важнее, вы для семьи или семья для вас?

Воспитатель : Действительно, семья - это частичка тебя самого, это самое главное,что есть в жизни человека. Здесь мы учимся жить, строить отношения с людьми, любить, заботиться о близких и отвечать на заботу.

В семье вы чувствуете тепло и заботу, потому что вас окружают добрые люди: мама и папа, братья и сестры. Семья для вас является опорой и защитой.

Ваши родители, бабушки и дедушки - это самые близкие люди, которых вы радуете своими успехами, добрыми делами, вы заботитесь о них и бережете их.

Семья – это место, где вас ждут, любят, понимают и принимают такими, каковы вы есть.

Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья – это поддержка и опора, одна из главных ценностей в жизни человека. Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный день семьи, который отмечают 15 мая.В семье идёт всё своим чередом: рождаются дети, взрослеют, становятся родителями, затем бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками. Когда они были маленькими, их воспитывали и заботились о них, став родителями, они заботятся о детях и о своих родителях. И так идёт из поколения в поколение.

Запомните основную обязанность семьи: «Воспитание детей и уход за больными и пожилыми членами семьи».

Учитель - Ребята, как вы думаете, что такое настоящая семья?

(отвечают учащиеся).

Настоящая семья, это не семья из 3-х человек, как принято сегодня. Идеальная настоящая семья это: бабушка, дедушка, мама, папа и трое детей. Так и получается – семь я . Поднимите, пожалуйста, руки, у кого сейчас такая семья. Таких семей у нас – …! Ребята расскажите о своих семьях. (Рассказы учащихся).

Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, хорошо ли вы знаете свою семью. (анкеты №1,2)

Воспитатель. Ребята, а что же в ваших семьях самое дорогое, что берегут и передают из поколения в поколение?

Верно, это традиции и семейные ценности . Наверное, в ваших семьях есть какие-то свои традиции. Расскажите о них. (Дети рассказывают). А какие семейные ценности для вас самые важные? (Отвечают).

Скажите, куда вы возвращаетесь каждый день после школы? (домой).

А что же такое дом? Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом, заставленный добром, - ещё не дом.

И даже люстра над столом, - ещё не дом.

И на окне с живым цветком – ещё не дом.

И даже с чайником баском – ещё не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим Теплом.

О каком же Тепле идёт речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

(Учащиеся предлагают свои варианты ответов).

Воспитатель. Конечно, в ваших юных сердцах зарождается и с годами будет крепнуть это чувство - Любовь к дому своему.

Воспитатель. А как создать Тепло нашего дома? Расскажите, пожалуйста, о тёплых отношениях, сложившихся в ваших семьях. (Дети рассказывают).

Действительно, хочется вернуться и жить в том доме, где живет счастье!

Воспитатель . Среди народов бытует огромное число пословиц, касающихся семьи и семейных ценностей. Вдумаемся же в их мудрые суждения.

Вашему вниманию представлена русская пословица: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Как вы это понимаете? (отвечают) (все в доме, здоровые, счастливые, в семье сложены тёплые отношения) и т.д.

Лучше матери друга не сыщешь. (Русская)

Сердце матери лучше солнца греет. (Марийская)

Материнская забота и на дне моря спасёт. (Русская)

Отец сына на худо не научит. (Русская)

Кто слушает родителей – не обеднеет. (Абхазская)

Береги отца и мать – других не сыщешь. (Русская)

Наши родители не – гонители. (Русская)

У дитя заболит пальчик, а у матери сердце. (Украинская)

Родители детям плохо не скажут. (Мордовская)

Что есть в сыне лучшего – от родителей. (Армянская)

Ради ребёнка мать и в огонь бросится. (Белорусская)

Слушай наставления отца- матери – не заблудишься. (Белорусская)

Воспитатель. Разминка прошла успешно. Теперь конкурсные задания.

Задание№1

Из набора слов, которые вы сейчас получите в конвертах, составьте пословицу.

Можно изменять падеж, форму, добавлять предлоги и частицы.

Семья, куча, страшна, туча. (Семья в куче – не страшна туча.)

Дети, тягость, радость. (Дети не в тягость, а в радость.)

Дом, вести, рукав, трясти. (Дом вести – не рукавом трясти.)

Семья, клад, лад, не нужен. (Не нужен клад, когда в семье лад.)

Задание№2

Вам надо поправить то, что будет неверно.

Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).

Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).

У семи нянек дитя в доглядке (без глаза).

Милые бранятся только по пятницам (тешатся).

Задание№3

А теперь продолжите пословицу.

Гость на пороге – счастье в … (доме).

Дом без хозяйки … (сиротка).

Дом вести … (не бородой трясти).

Яблоко от яблони … (не далеко падает).

Чем богаты, … (тем и рады).

В гостях хорошо, … (а дома лучше).

--Когда семья вместе,… (так и душа на месте).

-- Ребенок учится тому, …(что видит у себя в дому, родители – пример тому).

Воспитатель. Итак, я надеюсь, ребята, сегодня вы поняли, что Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи, ее традиций и ценностей.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Воспитатель: У меня для вас, дорогие ребята, есть пожелания.

Любите, цените и берегите своих родителей, - их вам никто не заменит.

Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.

И помните слова Марины Цветаевой:

«Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».

Анкета «Я и моя семья» №1

Вопросы анкеты:

    Кто глава вашей семьи?

    Чем ты огорчаешь родителей?

    Чем ты их радуешь?

    Как тебя наказывают родители?

    Просишь ли ты прощения?

    Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?

    Часто ли бывают случаи, когда родители не справедливы по отношению к тебе?

    Какие у тебя отрицательные черты характера?

    Можешь ли ты доверять свои тайны семье? Кому?

    Что хотел бы ты изменить в своей семье?

Анкета «Я и моя семья» №2

    Любимая песня мамы.

    Любимое воспитательное выражение твоих родителей.

    Знаешь ли ты историю знакомства мамы и папы?

    Назови лучшие черты характера папы.

    Есть ли у тебя тайны от родителей?

    Ты получил двойку. Как ты говоришь об этом родителям?

    Ты на неделю уезжаешь из дома. Будешь ли скучать?

    Если бы ты стал волшебником, что сделал бы ты для семьи?

    Что для тебя главное в семье?

    Какая семья будет у тебя?

Литература: Настольная книга классного руководителя 5,6,7,8 классов / Авторы-составители: Лунина Е. И., Шепурёва Н. С. – Ростов р/Д: Феникс, 2002. Изд. 2-е. – 384

Данная методическая разработка представляет собой цикл занятий, построенных, в основном, в виде «сократических бесед» на нравственные темы. Методическая разработка явилась следствием занятий-бесед, проводимых автором в течении десяти лет на базе Православной церковно-приходской школы прихода Петра и Павла г.Полевской, а так же встреч со старшеклассниками общеобразовательных школ и техникумов г.Полевской. В зависимости от аудитории те или ные вопросы освещались с различных точек зрения, более понятных учащимся.

Актуальность темы духовно-нравственного развития молодежи на современном этапе очевидна – сейчас, когда материальные ценности доминируют над духовными, у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры, за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

Разработка различных методик работы со старшеклассниками и студентами по воспитанию духовных и нравственных ценностей как для общеобразовательных школ и лицеев, так и для церковно-приходских школ, видится сейчас очень важной задачей.

Необходимо отметить, что нравственные ценности очень сложно передать сугубо информационным путем, через обычные уроки или лекции, поэтому автором была выбрана форма беседы, как одна из оптимальных форм обучения для избранной тематики. К тому же в подростковом возрасте ребята более всего восприимчивы к подобным формам обучения.

Цель работы – найти оптимальный метод духовно-нравственных занятий с подростками.

Задачи работы – раскрыть методику духовных бесед, как оптимальную для занятий с подростками; создать методическую разработку современного курса бесед о христианской нравственности с подростками, структурировать и последовательно изложить опыт семилетней работы автора.

Объект исследования – процесс духовно-нравственного воспитания подростков.

Предмет исследования – эффективность методики уроков-бесед на духовно нравственные темы с подростками.

Социальная значимость состоит в том, что подростки учатся свободно размышлять, ставить и решать нравственные задачи на основании Евангельских заповедей, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки совместного решения задач, а так же нелинейного подхода к жизненным ситуациям.

Предполагаемый результат , как отдельной беседы, так и всего курса – усвоение детьми христианской нравственности не из внешних лекций, а через собственные выводы; чтобы христианская жизнь стала не навязанной извне, а внутренним выбором. Несмотря на масштабность и труднодостижимость предполагаемого результата, автор считает важным проводить подобные занятия-беседы, которые могут в дальнейшем сыграть важную роль в окончательном формировании личности молодых людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Социальный институт

Факультет социальной работы и социальной педагогики

Кафедра теологии

Методическая разработка курса Нравственных бесед с подростками

Составитель: Заболотнов Никита Владимирович

Полевской

2010

Введение.

Часть 1. Нравственная беседа как средство воспитания подростков.

Особенности нравственной беседы

Возможные сценарии и этапы нравственной беседы

Беседа, построенная вокруг проблемного вопроса:

Характеристика курса

Темы занятий.

Беседа, построенная как обсуждение тезиса или цитаты:

Такая беседа чаще всего является продолжением беседы, построенной вокруг проблемного вопроса, и основывается на тех выводах, которые были сделаны в ходе предыдущих бесед.

*Краткое обсуждение выводов предыдущих занятий

*Сообщение тезиса или цитаты для обсуждения

*Высказывание каждым своего мнения по поводу поставленного вопроса

*Высказывание преподавателем возможных дополнительных смыслов тезиса или цитаты, не высказанных учащимися

*Обсуждение дополнительных вопросов

*Примеры – применение тезиса к различным жизненным ситуациям.

*Обсуждение примеров, возможность каждого из учащихся высказать и аргументировать свое мнение.

*Применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей (Я считаю, что в такой-то ситуации, такой-то человек поступил правильно потому-то…)

В качестве практического примера можно рассмотреть составленный автором урок-беседу на тему «Смысл жизни. Рассуждения на тему».

Урок № 9

«Смысл жизни. Рассуждения на тему»

Ход урока.

Этапы учебного занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Повторение.

Повторение выводов предыдущих занятий

По своим записям учитель повторяет выводы

Могут дополнить преподавателя

Постановка проблемы

В качестве цитаты приводится высказывание Ницше: «Тот, кто имеет ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК»

Дается цитата, пишется на доске и в тетрадях. Выслушивает ответы, по возможности, всех учащихся.

Записывают в тетради цитату. Каждый высказывает свою точку зрения.

Уточнение

Смысл цитаты в логической связи смысла жизни и ее содержания, отношения к обстоятельствам жизни. От целеполагания в жизни зависит и отношение личности к ней.

Уточняет смысл цитаты, если это требуется.

Начало обсуждения и понимания сути проблемы.

Ставятся на обсуждение вопросы: Если иметь смысл жизни, можно ли не отчаиваться в любых обстоятельствах? Какой именно смысл жизни может помочь «вынести любое КАК»? Чем для личности грозит потеря смысла жизни? Может ли быть смысл В жизни без Бога?

Выслушиваются все мнения, сначала дается возможность самим учащимся оспорить мнения друг друга, после высказывания различных аргументов преподаватель намеками или дополнительными аргументами, чаще контрпримерами подталкивает к правильным выводам.

Высказываются различные точки зрения, часто противоположные. Попытки аргументации своего мнения, какие то примеры. В конце все приходят к общему мнению.

Примеры.

Человек в тюрьме или концлагере. Борцы за идею. Христианские мученики.

Приводятся примеры, происходит их обсуждение.

Обсуждают приведенные примеры.

Рефлексия

Для обсуждения предлагаются вопросы: смогу ли я вынести тяжелые жизненные обстоятельства? Какой мне нужно иметь смысл жизни, чтобы «вынести любое как»? Можно ли чего то достичь в жизни без преодоления трудностей?

Окончание. Итоги.

Вся дискуссия подводится к теме зависимости смысла жизни и отношения к жизни.

Заканчивает занятие, подводит итоги, обязательно хвалит тех, кто активно учувствовал в обсуждениях.

Домашнее задание.

Предлагается дома в тетрадях сформулировать ответ на вопрос: для чего я живу? Какой смысл в моей жизни?.

Записывают домашнее задание.

Беседа, построенная как обсуждение фильма:

*Совместный просмотр фильма

*Высказывание каждым своего мнения по поводу фильма: понравилось то-то, не понравилось то-то (поверхностный анализ)

*Постановка основных вопросов для обсуждения, касающихся смысла и содержания фильма

*Обсуждение поставленных вопросов

*Постановка уточняющих вопросов

*Разбор конкретных эпизодов фильма

*Обсуждение дополнительных вопросов и эпизодов

*Разбор аргументов и контраргументов, по возможности самими учащимися, с помощью грамотно поставленных преподавателем вопросов

*Рефлексия. Применение темы обсуждения к конкретной личности.

*Подведение итогов обсуждения

В качестве практического примера можно рассмотреть составленный автором урок-беседу на тему «Фильм Форест Гамп. Просмотр и обсуждение».

Урок № 8

«Фильм Форест Гамп. Просмотр и обсуждение»

Ход урока.

Этапы учебного занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Основа.

Просмотр фильма

Старается комментировать непонятные моменты

Смотрят фильм

Начало обсуждения

Возможность высказать первое впечатление, что больше всего запомнилось, поразило.

Дает возможность каждому высказать свое впечатление

Высказывают первые впечатления.

Постановка проблемы

Ставятся вопросы: о чем фильм? Можно ли сказать что это фильм о любви, о смысле жизни? Разбор положительных и отрицательных качеств героя. Обсуждение каждого качества. Восприятие мира «по-детски» это хорошо или плохо? О словах Христа «будьте как дети».

Выслушиваются все мнения, сначала дается возможность самим учащимся оспорить мнения друг друга, после высказывания различных аргументов преподаватель намеками или дополнительными аргументами, чаще контрпримерами подталкивает к правильным выводам. Качества героя пишутся на доске и в тетради в две колонки.

Каждый высказывает свою точку зрения. Записывают в тетради качества героя.

Разбор эпизодов.

Разбор смысловых линий и конкретных эпизодов. Любовная линия в фильме. Успех и удача в жизни героя. Отношение к друзьям, отношение к богатству и славе. Простота героя и отношение других людей к нему. Что главное в жизни героя? Нужен ли сейчас человек, выходящий за рамки общественных стереотипов?

Дает возможность каждому высказать свое впечатление. Происходит обмен мнениями.

Высказывают свое мнение по каждому поставленному вопросу, обсуждают их.

Форест Гамп – это очень упрощенный голливудский аналог шедевра русской литературы, произведения Ф.М.Достоевского «Идиот». Попытка развить интерес учащихся к прочтению произведения или просмотру сериала В.Бортко

Пытается развить интерес к произведению.

Рефлексия

Для обсуждения предлагаются вопросы: кто бы из вас хотел выйти замуж за человека, подобного герою? Вы бы хотели иметь такого друга, брата, отца? Кто из вас может хотя бы иногда поступать так же как герой?

Преподаватель призывает детей к большей откровенности, делится своими мыслями. Вопросы предлагаются конкретным учащимся.

Отвечают на конкретные вопросы, кто то дополняет ответ другого.

Связь с курсом.

Проводится сравнение: герой, вышел за рамки общепринятых норм, живет не как все, по меркам людей «не нормальный», «идиот» - человек, стремящийся к святости, так же выходит за рамки обыденных отношений с Богом и с ближними, у него другие приоритеты и ценности. Если мы хотим жить по заповедям Христовым, с точки зрения мира мы ненормальные.

В основном учитель лично излагает материал, в конце возможно обсудить некоторые аргументы.

Окончание. Итоги.

Подводятся итоги занятия, общие выводы записываются в тетрадь.

Заканчивает занятие, подводит итоги, обязательно хвалит тех, кто активно учувствовал в обсуждениях. Выводы записываются в тетради.

Записывают выводы в тетрадь.

  1. О нравственности.

Что такое нравственность, понятия о добре и зле, бывает ли относительная нравственность. Основные концепции христианской нравственности на основе Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа. Разбор жизненных примеров и их нравственная оценка.

  1. Человек. Дух, душа, тело.

Что такое человек, понятия о человеке, и его делении на дух, душу и тело. Отличие человека от всего остального тварного мира. Данность и заданность в природе человека. Понятие о первородном грехе и поврежденной природе.

  1. Человек. Чувства.

Какие есть чувства, сильные и слабые чувства. Поврежденность чувств и последствия этого. Как мы можем контролировать свои чувства. Есть ли возвышенные чувства.

  1. Личность. Что же такое я?

Понятие о личности. Что же такое я? Образ Божий в человеке. Заданность личности. Маски, за которыми мы прячемся. Какова моя маска и каков я на самом деле? Правда ли что весь мир театр?

  1. Счастье.

Что такое счастье? Какое оно бывает? Счастье для всех одинаковое или различное? Счастье как цель и как состояние. Определения счастья. Личное счастье и несчастье ближнего.

  1. Счастье. Разбор примеров.

Что мне нужно для счастья? Будет ли оно полным? Погоня за счастьем или путь в никуда? Примеры: человек достигший полного материального благополучия; человек достигший вершины власти; человек на вершине славы; человек, который осуществил свою мечту; безответная любовь; взаимная любовь и семья; служение на благо ближних; жертва за других.

  1. Фильм Форест Гамп. Просмотр и обсуждение.

Что запомнилось и поразило? О чем фильм? Разбор положительных и отрицательных качеств героя. Жизненные ценности в фильме и отношения к ним героя? Человек, выходящий за рамки общественных стереотипов, нужен ли такой сейчас? Форест Гамп как упрощенный голливудский «идиот».

  1. Смысл жизни. Постановка вопроса.

Зачем искать смысл в жизни? Жизнь как путь, и ее смысл как конечный пункт. В чем может быть смысл нашей жизни? «Проклятые вопросы» и личностный ответ на них. Зачем жить каждый решает сам.

  1. Смысл жизни. Рассуждения на тему.

Рассуждение на тему высказывания Ницше: Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как. Зависимость смысла жизни и отношения к ней.

  1. Смысл жизни. Открытый вопрос.

Провокационные вопросы. Почему люди не хотят думать о смысле своей жизни? Иметь смысл жизни это большая ответственность. Философия вседозволенности – живем один раз, надо взять от жизни всё. Отношение к ней с точки зрения христианской нравственности.

  1. Совесть и ее проявления.

Что такое совесть? Разбор понятия. Зачем нужна человеку совесть? Муки совести. Разбор примеров работы совести. Наши взаимоотношения с совестью. Что делать когда мучает совесть?

  1. Совесть. Что такое грех.

Что такое грех? Почему мы грешим? Падшая природа и склонность ко греху. Понятия добра и зла. Понятия греха и страсти. Грех как болезнь человеческого рода и каждой личности. Святоотеческий принцип развития греха от мысли к делу (по прп.Иоанну Лествичнику). Есть ли люди, которые совсем не грешат?

  1. Совесть. Покаяние.

Что такое покаяние? Разница между исповедью и покаянием. Понятие покаяния. Разбор примера греха и покаяния. Как правильно каяться? Как готовиться к исповеди? Покаяние – единственный путь спасения.

  1. Главные страсти и борьба с ними.

Понятия об основных страстях: чревоугодие, блуд, печаль, уныние, гнев, тщеславие, гордость и сребролюбие. Переход от греха к страсти. Страсть ослепляет человека, делает его своим рабом. Как бороться со страстями.

  1. Главные страсти и борьба с ними. Продолжение.

Как бороться со страстями. Страсти и добродетели. Радость свободы от страстей. Что такое аскетика.

  1. Дружба.

Что такое дружба? Зачем нужно дружить? Без чего дружбы не бывает? В чем разница между другом и товарищем? Примеры из жизни. Друг познается в беде. Как научиться дружить? Предательство – пусть разрушения дружбы.

  1. Любовь и влюбленность.

Что же такое любовь? Что такое влюбленность? А как это когда кого то любишь? Неразделенная любовь. Свойства любви. Бывает ли безрассудная любовь? Я люблю … маму, кошку, шоколадку – разница в понятиях. Оттенки любви – греческие слова, обозначающие любовь.

  1. Любовь и влюбленность. Продолжение.

Влюбленность и ее основные свойства. Розовые очки влюбленности и серость реальности. Как из влюбленности вырастает любовь? А за что же все таки любят? Проверка чувств. А люблю ли я?

  1. Настоящая любовь.

Можно ли никого не любить? Любовь, согревающая сердце. Любовь к Богу, к ближнему, к себе. Любовь как наивысшая добродетель.

  1. Целомудрие. Разговор на чистоту. Раздельное занятие с мальчиками и с девочками.

Что такое целомудрие? Зачем нужно хранить целомудрие до брака? Седьмая заповедь закона Моисеева. Любовь или секс. Отношения без любви путь в никуда. Основа крепкой семьи.

  1. Смерть и ее уроки.

Что такое смерть? Нужно ли бояться смерти? Все мы умрем, но никто не хочет об этом думать. Смерть это итог жизни. Перед смертью все равны. Нужно ли быть готовым к смерти? Если мы здесь жили с Богом, то и после смерти будем с Ним.

Совместный просмотр фильмов, как важная составляющая нравственных бесед.

Не всегда просто выйти на беседу на ту или иную нравственную тему. Иногда начиная говорить и ставить вопросы, можно не найти интереса у подростков. Это может быть обусловлено различными причинами, но важно помнить, что не пробудив в учащемся живой интерес к теме, очень сложно втянуть его в беседу и тем более преподать нравственные уроки.

Хорошим подспорьем для начала интересного разговора может служить современный фильм, на примере которого можно «зацепить» подростка и провести очень живую, запоминающуюся для него беседу.

Преподавателю необходимо подбирать для совместного просмотра фильмы, где представлены яркие запоминающиеся образы, есть возможность для четкой нравственной оценки поступков героя, психологические моменты, касающиеся тем нравственных бесед.

Современный кинематограф, как и любое искусство, обладает возможностью погружения в иные чувства, передачу эмоционального состояния; может наглядно показать причинно-следственную связь поступков и принятых решений.

Эффективность данного метода зависит от ряда условий:

  1. Просмотр обязательно должен быть совместным с преподавателем.
  2. В ходе просмотра полезно несколько раз остановить фильм, чтобы заострить внимание на какой либо детали фильма или же пояснить культурный и исторический контекст, неизвестный подросткам.
  3. В ходе просмотра не давать превратить серьезный фильм в комедию, постоянными шутками над героем, смехом над серьезными местами фильма.
  4. После просмотра дать 2-3 минуты на «переваривание» увиденного и только потом начинать занятие-беседу.
  5. По возможности усилить впечатление от фильма сообщением дополнительных фактов о герое фильма или его прототипе, подобных исторических событиях.
  6. Проводить совместный просмотр фильмов не чаще одного раза в течении четырех занятий.
  1. Форрест Гамп. США. 1994.
  2. Побег из Шоушенка. США. 1994.
  3. Жизнь прекрасна. Италия. 1997.
  4. Хатико: Самый верный друг. США, Великобритания. 2009.
  5. Шоу Трумана. США. 1998.
  6. Трасса 60. США, Канада. 2002.
  7. Эквилибриум. США. 2002.
  8. Догвилль. Германия. 2003. (только для старших подростков, не для всех)
  9. Матрица. США. 1999.
  10. Кейт и Лео. США. 2001.
  11. Спеши любить. США. 2001.
  12. Повелитель мух. США. 1990.
  13. Щенок. Россия. 2009.
  14. И через тысячу лет. Россия. 2008. (короткометражный фильм)
  15. 12. Россия. 2007.
  16. Андрей Рублев. СССР. 1966. (не для всех)
  17. Любовь и голуби. СССР. 1984.
  18. Чучело. СССР. 1983.

Существует много прекрасных фильмов, на примере которых можно проиллюстрировать ту или иную тему нравственных бесед, автор представил список фильмов, большинство из которых он просматривал и обсуждал вместе с подростками. Фильмы, представленные выше, послужили хорошим поводом и иллюстрациями к проведению нравственных бесед с подростками.

Стоит особо отметить, что перед совместным просмотром преподавателю необходимо внимательно посмотреть фильм самостоятельно, примерно продумать план беседы и основные моменты, на которых стоит заострить внимание подростков.

Проблемы и трудности, возникающие в ходе занятий

Как уже было отмечено выше, подростковый возраст довольно сложен и противоречив, поэтому при обсуждении многих тем возникали трудности, которые можно весьма примерно выделить в следующие виды:

* Не понимание материала, не восприимчивость к терминам и понятиям. Такая проблема вставала когда при объяснен6иях или обсуждениях приходилось опираться на элементарные философские понятия, которых у многих старшеклассников пока нет. Проблема, конечно, касается и возможности педагога объяснить некоторые философские понятия доступным подросткам языком. Тем не менее при обсуждении некоторых тем приходилось давать философскую терминологию и пояснять ее.

* Споры . Иногда, в процессе обсуждения возникают споры, где каждая из сторон страстно отстаивает свое мнение. Если во время не вмешаться в спор, то он может перерасти в настоящий конфликт с обидами. Здесь преподавателю очень важно тактично и четко увести обе стороны от спора, постараться вместе вычленить все аргументы и контраргументы, перевести эмоциональный спор в русло дискуссии. Не в коем случае нельзя сразу же принимать одну из сторон, даже если преподаватель с ней полностью согласен. Всегда нужно точно объяснить почему именно та или иная точка зрения считается преподавателем верной, опираясь как на логические аргументы, так и на примеры.

Преподаватель должен сам обладать культурой дискуссии и эту культуру в той или иной форме преподать учащимся. Только так возможно успешное проведение занятий-бесед, в противном случае каждое занятие будет грозить превратиться в бессмысленный эмоциональный спор, где важным будет не поиск правильного решения, а победа в споре той или иной стороны.

* Споры с преподавателем . Более трудную задачу представляют возникающие споры с преподавателем. Т.к. нравственное учение не является точной наукой, где все можно измерить и точно посчитать, по некоторым вопросам могут возникнуть серьезные разногласия между учащимися (или же одним учащимся) и преподавателем. Здесь очень важно не «давить авторитетом» и тем более не высмеивать спорящего подростка.

Преподаватель должен с самого начала занятий-бесед с уважением относится к мнению своих учащихся и тот или иной спор, возникающий во время бесед, приписывать своему неумению четко и понятно объяснить и малоопытности подростков. Здесь нужно проявить такт, смекалку, возможно, чувство юмора, направленное не на оппонента, а на саму ситуацию. Важно понять действительно ли в ходе беседы преподаватель столкнулся с принципиально другой нравственной позицией или полным непониманием со стороны подростка; нет ли в споре мотивов протеста против излишнего давления, излишнего «догматизма»(когда еще не уясненные подростками постулаты, ставятся как изначально неоспоримые аксиомы), навязывания преподавателем своей позиции без должных разъяснений.


Нередко подростки могут вести себя просто невыносимо. Чтобы наставить их на путь истинный, необходимо регулярно проводить профилактические беседы с подростками, которые позволят выявить причины непослушания и помогут решить многие проблемы. В этом возрасте в организме подростка происходят гормональные изменения, которые становятся причиной частой перемены настроения. Ребенку становится тяжело контролировать свои эмоции, он начинает иначе общаться со сверстниками и взрослыми. Нередко случается, что поведение меняется настолько, что родители просто не могут узнать своих детей - некогда скромные и послушные дети начинают хамить, отличники прогуливают. Взрослым остается только набраться терпения и тщательно изучить рекомендации психологов, которые подскажут, как вести себя в тяжелых ситуациях. Самое главное - не терять контакта с юным бунтарем и не пускать все на самотек. В этой статье мы рассмотрим основные трудности и темы бесед с подростками.

Подросток не ночует дома

Если ваш ребенок не ночует дома, и случается это далеко не в первый раз, следует, во-первых, разобраться, почему это происходит. Скорее всего, ваш ребенок старается отстоять свое право считаться взрослым и независимым, нарушает заведенные правила. Что делать в этом случае? Сложность беседы с подростками заключается в том, что родителям придется забыть про приказной тон и фразу: «Ты обязан…». Старайтесь давить на жалость, немного хитрить. Пожалуйтесь, что волнуетесь за ребенка и не можете уснуть. Подросток должен почувствовать себя взрослым, ответственным за свои поступки, а вы в этом случае выступаете в роли маленького ребенка, которого бросили. Во время такой беседы с подростками важно договориться, что вы станете иногда отпускать детей ночевать у друзей, но лишь в том случае, если они предупредят заранее.

Систематически прогуливает школу

Если ваш ребенок периодически прогуливает учебу, обещает исправиться, но не делает этого, сильно отстает по многим предметам, не понимает, что говорит ему учитель, и скучает на уроках, необходимо срочно принимать меры. Но не наказывать, а проводить беседы с подростками. Необходимо постараться выяснить причину прогулов. Возможно, подросток не находит общий язык с одноклассниками или не понимает материал. В этом случае вы сможете нанять хорошего репетитора или найти способ помочь ребенку разобраться с обидчиками.

Требует деньги

Бывают ситуации, когда подросток требует от родителей крупные суммы денег и сильно злится, если ему отказывают. В этом случае в ходе беседы с подростками необходимо объяснить цену денег, расписать семейный бюджет, предложить ребенку найти подработку. Работа для подростков на лето позволит научить детей ценить деньги и поможет им самостоятельно рассчитывать свой бюджет.

Хамит взрослым

Если ваши дети начинают хамить взрослым, ругаться, повышать голос на вас и на учителей, необходимо принимать меры и проводить серьезные беседы с подростками. Почему ребенок так ведет себя? Он не уверен в себе или пытается копировать поведение не слишком уравновешенных взрослых. В первую очередь обратите внимание на себя, прекратите кричать. В ответ на хамство не кричите, а показывайте, как сильно вам обидны его слова. При разговоре перед критикой нужно обязательно хвалить ребенка: «Я люблю тебя, однако за прогулы в школе мне придется тебя наказать». Близкое общение с подростком поможет решить многие проблемы и пережить переходный возраст без лишних скандалов.