Человек смотрит вниз вправо. Движение глаз и модальности. Напряжение лицевых мышц

Инструкция

Когда человек врет, глаза чаще всего его выдают. Можно научиться контролировать движения, можно научиться придумывать правдоподобную ложь. Но контролировать движение глаз очень и очень сложно. В момент лжи человек чувствует себя некомфортно, поэтому он отводит взгляд от глаз собеседника. По е, куда направлен взгляд собеседника, если он упорно не смотрит вам в глаза - это первый признак лжи.

Люди, которые знают этот признак, иногда делают противоположное действие. То есть смотрят человеку в глаза. И второй признак лжи – прямой немигающий взгляд прямо в глаза. Как правило, люди в этот момент пытаются обелить себя, поэтому их взгляд чересчур честный.

Из-за неприятной ситуации глаза лгущего человека меняются. И это контролировать вообще невозможно. Зрачок резко уменьшается в размерах. Посмотрите собеседнику в глаза. Если зрачок сужен, велика вероятность, что он лжет.

Когда человек лжет, кровь чуть сильнее приливает к лицу. Вокруг глаз появляются микроскопические красные пятна. Иногда это возможно заметить невооруженным взглядом. Пристально посмотрите на кожу вокруг глаз оппонента. Если вы увидели появившиеся небольшие пятна, то, скорее всего, человек говори неправду.

Посмотрите, в какую сторону смотрит человек, когда говорит. Если он смотрит в правую сторону, он врет. Если человек смотрит вправо и вверх, они в этот момент придумывает образ, картинку. Если он смотри вправо и прямо, то он прокручивает в голове звуки, подбирает фразы. Если же он смотрит вправо и вниз, то это значит, что он закончил обдумывать ситуацию и готов ее рассказать.

Применяйте эти правила, если вы уверены, что человек правша. Если же он левша, то он будет смотреть в левую сторону, когда говорит неправду. Учитывайте это, когда будете рассекречивать человека.

Иногда ложь можно определить еще одним способом. Наблюдайте за глазами оппонента. Если его взгляд начал быстро перемещаться от одного предмета к другому, его тоже можно заподозрить во лжи.

Видео по теме

Обратите внимание

Не спешите обвинять человека во лжи. Если во время разговора он не смотрит вам в глаза, а смотрит куда-то вдаль, то это может означать и то, что за вашей спиной находится телевизор, по которому транслируют футбол.

Полезный совет

Нет ни одного действия, которое бы говорило о том, что человек лжет, на все 100%. По этим признакам можно лишь предположить, что человек в этот момент не совсем откровенен.

К примеру, если появляется необходимость в расположении другого , не нужно длительную и сбивчивую беседу, будет достаточно, если вы просто улыбнетесь и встретиться с ним глазами.

Излишнюю нервозность, волнение выдают следующие позы: поджатые колени, прижатые к груди руки и многое другое. Нерешительность, слабость и неуверенность можно прочесть по ерзанью на стуле, тереблению ручки и небольших предметов в руках, бегающим глазам.

Самоуверенное поведение видно по явному сверлению взглядом собеседника, откинувшемуся положению на спинке стула в кабинете руководства.

Лживому поведению характерно неконтролируемые прикосновения к лицу, подбородку, мочки уха, воротнику, незаметным похлопываниям. Несоответствие движения тела сказанным словам, к примеру, если собеседник качает головой в том момент, когда что-либо одобряет.

Потирания ладони говорит о невербальной передаче положительного момента. Если человек потирает ладони, он находится в ожидании победы в чем-либо. За исключением ситуации, когда на автобусной остановке в зимний период, человек тщательно потирает руки, это совершенно не значит, что язык его жестов говорит о том, что он с нетерпением ожидает автобуса. Очевидно, ему стало холодно и таким образом он пытается согреть замерзшие руки.

Не полностью скрещенные руки - одна рука располагается поперек тела, держась за другую. Так ведут себя люди, которые оказались в компании незнакомых людей. Жест им помогает почувствовать некую уверенность.

Руки за спиной говорят о чрезмерной уверенности человека, даже некотором чувстве превосходства над всеми остальными. Как показывают эксперименты, в стрессовой ситуации (во время собеседования, походу к стоматологу, на экзамене) такое положение рук способствует уверенному состоянию, помогает снять напряжение, стать более властным над ситуацией.

Руки за спиной с захватом запястья информируют о том, что человек очень расстроен, старается взять себя в руки, успокоиться, а также пытается избежать нанесения удара.

Видео по теме

Поведение лгущего человека всегда отличается от поведения искреннего. Маленькая деталь, иногда заметная только опытному психологу, все-таки выдаст обманщика, как бы он ни маскировался: это могут быть мимика, пантомимика, поза. Взгляд собеседника тоже может подсказать, говорит ли он правду.

Инструкция

Первый признак лжи – отведенный взгляд. Но это не абсолютный показатель. Некоторые люди и при обычной, искренней речи не смотрят на собеседника, а обращаются в сторону, так им проще найти слова и жесты. Такие люди, обманывая, напротив, могут смотреть вам в глаза и смотреть даже с некоторым вызовом.

Изменение выражения глаз. Как правило, лгущий человек все-таки боится быть раскрытым, отсюда и слегка испуганное выражение. Впрочем, не путайте страх раскрытия обмана и обычное стеснение перед незнакомым человеком или необычной ситуацией.

Видео по теме

Обратите внимание

Глаза – не единственный показатель лжи. При анализе поведения смотрите на полную картину: жесты, выражение лица, позу. Анализируйте всю информацию о человеке, которую знаете: соответствуют ли слова тому, что вы знаете и что видите?

Мы не любим, когда нам врут. О том, что сами грешим и время от времени лжем, стараемся не думать. Существуют особые сигналы, которые помогают определить вранье, и если вы не желаете, чтобы вас держали за олуха, которому спокойно можно вешать лапшу на уши, запомните их.

Инструкция

Глаза у лжеца или бегают или, напротив, проникновенно и назойливо заглядывают в ваши. В любом случае, его взгляд беспокойный. Он взглядывает на вас с надеждой увидеть, верите вы ему или нет. Если вы вдруг высказываете сомнение в его словах или прямо уличаете во лжи, он тут же начинает переключать ваше внимание – бросается завязывать шнурки, перебирает бумажки, уходит в соседнюю комнату, делает вид, что ему некогда и т.д.

Движения тела. Переминается, делает шаг назад, потом вперед, передергивает плечами, вертит головой, переплетает пальцы рук или начинает их прятать (в карманы, за спину).

Лицо в целом. Уголки губ напряжены и слегка дрожат, рот невольно кривится – перед вами хитрый врун. Вообще, специалисты по физиогномике говорят, что во время лжи лицо становится асимметричным – один глаз меньше другого, один уголок рта ползет , в то время как другой остается неподвижным, одна бровь приподнята, другая нет и т.д. Удивление на лице, которое длится больше 4-5 секунд, психологи называют ложным.Для (почему-то только для них) характерен признак, называемый симптомом Пиноккио. Когда они врут, то начинают чесать нос. Медики говорят, что именно в этой части лица у них расположены какие-то особые рецепторы, образующие возбудимую зону. Вот она-то и начинает чесаться от испытываемого от неправды.

Руки способны рассказать о многом. Ваш собеседник сложил их в – значит, недоговаривает всей правды, подменяя некоторые ее элементы ложью. Потирает их, хрустит пальцами – то же самое. Поглаживает или трогает пальцами то подбородок, то макушку, то щеку, знайте – ему отчего-то неловко, вполне возможно, что он врет, потому что эти жесты – жесты самоуспокоения. Если он не лжет, зачем ему волноваться? А еще человек, говорящий неправду (иногда просто неискренний) может затрагивать вас - то невидимую пылинку смахнуть, то воротничок поправить.

Манера речи. Когда человек врет, его речь становится сумбурной, а рассказ начинает изобиловать излишними подробностями и ненужными мелочами. Возможно, он демонстрирует свою честность – смотри-де, ничего не утаиваю, открываю все карты. Психологи говорят, что это очевидный симптом откровенного вранья. Если вы внимательны, то также можете уловить, что звучание голоса у лживого человека повышается.

Видео по теме

Обратите внимание

На лице человека всего 43 мышцы, но они умеют создавать 10000 выражений. Если выучить их все, то можно определять лжеца со 100-процентной уверенностью.

Источники:

  • Как узнать, врет человек или нет

Общение между людьми происходит посредством вербальных и невербальных методов. Зачастую слова собеседника расходятся с той информацией, которую человек доносит до нас своими жестами. В такие моменты, не зная, чему верить точно: словам или внешним признакам - мы начинаем теряться, сомнения одолевают нас. Наиболее правдивую информацию собеседник передает жестами, так как именно их он, зачастую, неспособен контролировать в момент вербального общения.

Инструкция

О том, что у собеседника закрались сомнения в правдивости ваших слов, расскажет чуть заметное пожимание плеч, а также блуждающий по комнате взгляд. Если человек неосознанно поглядывает в сторону выхода, то вы ему уже неинтересны, и он решил удалиться при любой удобной возможности.

Ваш собеседник скрестил руки на груди? Это закрытая поза, которая говорит, что человек не принимает вашу точку зрения, и вам нужно либо сменить тему, либо привести убедительные доказательства своей правоты. Если же собеседник не проявляет никаких особых жестов, и пространство перед ним открыто, то он принимает вашу сторону и полностью доверяет вам.

Видео по теме

Определить, врет человек или нет помогут знаки – будьте наблюдательнее к вашему собеседнику, присматривайтесь к языку его тела, прислушивайтесь к тону его голоса – все это поможет определить ложь. Но не порицайте его за обман при малейших подозрениях, ведь у лжи могут быть и уважительные причины.

Вам понадобится

  • Наблюдательность
  • Проницательность
  • Хладнокровие
  • Терпение

Инструкция

Замечайте непоследовательность и несостыковки в том, что рассказывает вам человек. Запоминайте все – временные рамки описываемого происшествия, ошибки и перемешивание деталей, разные интерпретации одной и той же истории. Все эти вещи помогут выявить ложь.

Явным знаком, по которому можно определить ложь, является нежелание человека отвечать на любые вопросы. Если он ведет себя агрессивно в ответ на расспросы, скорее всего, он что-то скрывает.

Если ваш собеседник пытается обвинить вас во лжи, когда для этого нет никаких явных причин, это может свидетельствовать о том, что как раз он вас и обманывает. Обвиняя вас, он проецирует свои эмоции вовне, тем самым снижая чувство вины.

В некоторых случаях определить ложь помогает интуиция, которая подсказывает вам, что человек врет. Но не пытайтесь сразу переходить к обвинениям, обоснуйте свои чувства и догадки с помощью доказательств.

Спросите собеседника напрямую, лжет он или нет. Многие люди чувствуют себя ужасно, когда их ловят с поличным, и желают облегчить душу признанием.

Людям всегда хочется знать правду о том или ином событии. Но нередко интересующиеся подвергаются обману. Нет такого человека, который бы не врал родителям, второй половинке или друзьям. Согласитесь, каждый из нас мечтает знать, правду ли говорит нам в данный момент наш собеседник. А определить это не так уж сложно, достаточно присмотреться к некоторым деталям поведения говорящего.

Вам понадобится

  • - Книга "Новый язык телодвижений. Расширенная версия", А. Пиз, Б. Пиз, 2006.

Инструкция

Между произносимыми словами появляется чуть больший интервал, чем обычно. Также этот интервал может сопровождаться какой-нибудь мимикой (например, похвалив кого-то и осознав, что мы произнесли, вероятнее всего, мы улыбнемся). Если же не врет, эмоции будут возникать параллельно со словами, т.к. обдумывать сказанное не нужно.

Выражение его лица может не соответствовать тому, что он произносит. Обычно при выражении эмоций задействовано все лицо. Например, в искренней участвует рот, мышцы щек, глаз, носа, а иногда даже уши. Глаза также выражают приязнь. Если же улыбка неискренна, не все ее компоненты могут быть задействованы.

Психологи утверждают, что, говоря неправду, человек обычно зажимается, движения его слегка скованны. Неопытный врун не сможет смотреть вам в глаза, начнет избегать прямого взгляда, отворачивать голову или тело целиком.

Некоторые жесты также могут свидетельствовать об искренности произносимой информации. Многочисленные прикосновения к носу и ушам, а иногда и к области сердца, свидетельствуют о том, что говорящий лжет.

Тактика разговора может резко поменяться. Лгуны наступлению предпочитают оборону, чаще отвечают на вопросы, чем задают их, а также могут начать несознательно повторяться.

Врущий человек, сам не осознавая того, может выбрать для разговора место с какими-то объектами и сделает так, чтобы предмет послужил некоторым барьером, находясь между вами.

Обманщик всегда будет отвечать на вопрос вашими же словами, чтобы ответ в наибольшей степени соответствовал вопросу, но при этом никогда первый не начнет вдаваться в детали того случая, о котором пойдет речь.

Двусмысленные ответы, отсутствие конкретики – явный признак вранья. Человек, уверенный в том, что говорит, скажет все четко, ясно и внятно.

Еще один признак лжи – отсутствие интонации в голосе, пропуск слов, нарушение структуры произносимого и правил русского языка. Особо опытные, чтобы ввести вас в заблуждение, могут специально путать предложения.

Если есть подозрения на то, что вам врут, попробуйте сменить тему. Нечистый помыслами собеседник с радостью сменит ее, напряжение спадет, поведение сильно изменится. Человек начнет говорить лишнее, постоянно что-то добавлять. Молчание в разговоре тоже выводит вруна из себя.

Источники:

  • Международный целительский центр Рейки

Наше поведение можно разделить на вербальное и невербальное. Невербальное поведение, не связанное со словами или речью, иногда бывает важнее, чем то, что человек говорит. Сюда входят мимика, жесты, взгляд, поза человека. Все это может сказать очень многое, особенно жесты.

Инструкция

Чтобы понимать язык жестов в полной мере, нужно уяснить себе его специфику. С одной стороны, в каждой стране язык жестов свой. Где-то люди обходятся без жестикуляции вообще, где-то не могут без них выразить свою мысль. С другой стороны, у каждого человека есть свои особенные жесты, свойственные только ему или скопированные с кого-то. И наконец, есть вполне устоявшиеся знаковые системы, такие, как язык глухонемых, которые необходимы им для общения с другими людьми. Что именно вы понимаете под языком жестов жесты вас интересуют - решать вам.

Если вы решили овладеть языком жестов какой-то определенной страны, чтобы у вас не случалось казусов, то изучите для начала специфику невербального поведения в этой стране. Например, в Италии люди, скорее всего, даже вас не поймут, если вы не будете жестикулировать. В же смысл некоторых жестов разительно отличается от того смысла, который в эти жесты вкладываем мы, например, оттопыренный большой палец (жест, которым пользуются автостопщики) будет восприниматься там как неприличный.

Есть всем жесты, которые выполняют функцию замены того или иного слова или выражения. Например, когда нам нужно узнать у человека, который сейчас час, но вслух спросить мы не можем, мы показываем на запястье левой руки с тыльной стороны - там, где обычно находится циферблат наручных часов. Если нужно, предположим, заставить человека замолчать, мы подносим указательный палец к вытянутым губам. Этот язык жестов универсален, но также может варьироваться от страны к стране.

Язык жестов, присущий буквам русского алфавита. С глухонемыми вам вряд ли доведется пообщаться, если у вас уже нет таких знакомых: многие стесняются своего недостатка и просто не будут «говорить» с вами вообще. Кроме того, многие психологи выступают против такого языка жестов, поскольку он изолирует глухонемых людей от остального общества.

Видео по теме

Источники:

  • Язык тела и жестов влюбленного мужчины - как понять сигналы

Мы живем в обществе и часто общаемся с самыми разными людьми. Если для вас верно утверждение «человек - раскрытая книга», то вы внимательны и наблюдательны. Однако, для многих из нас близко другое: «Человек – загадка, тайна, покрытая мраком». Как же понять, кто перед вами и разгадать человека?

Инструкция

Смотрите на внимательно, учитывайте детали и нюансы. Тут важно не перегнуть палку и не быть пристальным или назойливым. Обратите внимание на то, как одет - какие или оттенки преобладают в его гардеробе, какой тип вещей он носит, что можно сказать о выбираемых им тканях, фасоне и лейбле? Так например, яркие цвета одежды могут о том, что человек любит привлекать к . Лейблы часто свидетельствуют о зависимости от общественного мнения и определенной группы людей. Если одежда старомодна, возможно, ее владелец консервативен во взглядах или же у него могут быть финансовые трудности.

Обращайте внимание на внешний вид человека - осанку, умение держать себя, выражение лица, аккуратность, ухоженность. Для того чтобы понять, что человек чувствует, достаточно порой принять ту же позу, в которой он находится. Незаметно для собеседника скопируйте его положение тела. Проанализируйте, какие чувства у вас возникли, удобно или неудобно вам в этой позе?

Посмотрите, какие жесты чаще всего использует человек. Если он прикрывает рот в процессе разговора, то он рассказал информацию, которую нельзя было распространять. Частое касание носа в процессе беседы может означать неправду. А открытые жесты характерны для дружелюбного человека, которому нечего от вас скрывать.

Узнайте его интересы. Иногда достаточно посмотреть, что за книги он читает, какая картинка размещена на экране мобильного телефона. Часто можно догадаться об интересах по стилю и образу человека или предметах в его руках.

Заведите с человеком абстрактную беседу на интересующую вас тему. Не говорите конкретно про вас, так как щепетильную информацию бывает сложно сказать открыто. Обсудите историю, которая случилась с вашей знакомой или что-то из репортажей с телевидения. Проанализируйте ответ. Показателем может являться как большой развернутый ответ, свидетельствующий о том, что у человека есть свое мнение, так и отсутствие вариантов. Во втором случае человек может быть очень застенчивым или же ему нечего сказать.

Когда анализируете ситуацию, избегайте однозначных трактовок. Только несколько деталей в совокупности могут дать ясную картину. Проверяйте свои догадки, чтобы не мыслить штампами. Прислушивайтесь к подсказкам вашей интуиции.

Видео по теме

«Все лгут!» - утверждает один доктор из известного телесериала. Но тем ценнее становятся минуты правды, когда собеседник не врет, не приукрашивает и не увиливает. Это нужно научиться замечать, чтобы случайно не оскорбить человека своим недоверием.

Инструкция

Вторая разновидность – ложь утаивания. Практически в любом случае информацию можно подать так, что она будет работать на вас, скрыв при этом незначительные детали.

Ложь для красного словца – приукрашивание своих поступков с целью добиться к себе уважения.

Манипулятивная ложь – это обман в привычном смысле слова, рассчитанный на то, чтобы с помощью вранья добиться каких-либо действий от оппонента. И провокационная ложь рассчитана на то, чтобы с ее помощью от собеседника.

Есть у лжи и свои . Во время разговора внимательно наблюдайте за собеседником. Он будет моргать чаще, чем обычно, голос его станет монотонным и даже слегка усыпляющим. Смотреть он будет не вам в лицо, а немного в сторону. Перед тем, неправду, человек сделает паузу.

В последнее время подобной информации о том, как распознать лжеца, в книгах и в интернете появилось предостаточно. Разумеется, некоторые люди стараются контролировать себя. Но и такую ложь с легкостью можно распознать. Обратите внимание, что у контролирующего себя вруна будет неестественная улыбка, напряженное лицо и сузившиеся зрачки (ведь он старается смотреть вам в глаза, хотя ему хочется отвернуть голову). Ваш собеседник приведет множество фактов, доказывающих его правоту, которые он не стал бы произносить, будь его слова действительностью.

Обращайте внимание на интонацию собеседника. Обратите внимание на высоту тона во фразе, в которой человек точно не лгал (к примеру, перед началом разговора ваш приятель сообщил, что недавно приехал с отдыха или приобрел новый свитер). И на основании интонации стройте выводы о том, лжет ли ваш собеседник. Ведь даже фразу «я люблю тебя» можно произнести таким тоном, что становится ясно - она означает прямо противоположное.

Сказать многое могут и жесты. Сложно поверить человеку, который сообщает, что знает, как поступить, и при этом чешет затылок.

Однако не стоит сразу же делать вывод о том, что человек лжет, на основании пауз в речи, изменения интонации и жестов. Человек может волноваться, возможно, перед встречей с вами с ним случилось какое-то важное событие, и он до сих пор испытывает эмоции по этому поводу. В конце концов, у вашего собеседника может попросту зачесаться нос. А вот широко распахнутые глаза, обращенные к вам, спокойный голос и расслабленная поза могут сразу же сказать, что человек говорит вам правду.

Видео по теме

Согласно слогану весьма известного телесериала – все врут. В повседневной жизни люди и впрямь редко говорят чистую правду, скрывая что-то или приукрашивая. Однако когда дело доходит до серьезных вопросов, малейший обман может стать роковым, и каждому человеку стоит обладать базовыми навыками «распознания» лжи.

Инструкция

Анализируйте жесты говорящего. Ложь противоестественна человеческой природе, поэтому каждый раз, говоря неправду, оратор чувствует себя некомфортно. Прежде всего, это выражается в инстинктивном «сокрытии лица» - говорящий может касаться носа, ушей, рта и шеи. Кроме того, лжец будет постоянно и уверенно смотреть вам в глаза, чтобы проверить – верите ли вы обману, и не нужно ли сменить тактику диалога. Обратите внимание также на направленность ладоней: честность и открытость инстинктивно усиливаются поднятыми вверх ладонями, в то время как спрятанные руки означают сокрытие намерений.

Следите за построением предложений. Ложь (особенно, если она плохо подготовлена) всегда строится на основных фактах и решительно избегает деталей, поэтому рассказ, содержащий необязательные мелочи наверняка будет правдив. Однако если мелочей слишком много, и они буквально «задавливают» ответ на ваш прямой вопрос, то правдивость речи стоит поставить под сомнение. Не лишним будет обратить внимание на формулировки: человек больше занят выдумыванием истории, поэтому строить красивые и длинные фразы у него не получится. Возможно, он просто продублирует вашу же формулировку: «Ты сходил в буфет, посмотрел?» - «Да, я сходил в буфет, посмотрел…».

Ищите несоответствия. Например, если человек указывает пальцем в сторону и не провожает собственный жест взглядом – считается, что собеседник излишне сконцентрирован на том, что говорит. Аналогично, если утвердительная фраза подкрепляется мотанием головы в разные стороны, жест явно противоречит сказанному, и что-то одно неверно.

Лжец пытается укрепить пространство вокруг себя. Он может сесть за стол, подойти к окну, отойти в угол, взять в руки книгу – сделать что-то, что поможет ему отгородиться от вас, расширить собственный ареал комфорта. Такое поведение гарантирует, что тема разговора неприятна собеседнику, хотя он может при этом и не . Следите за остальными признаками.

Видео по теме

Полезный совет

Наиболее подробно механика лжи разбирается в книге Аллана Пиза «Язык телодвижений».

Одно из открытий Милтона Эриксона состоит в том, что движения глазных яблок связаны с типом мышления человека - точнее, с его основным способом обработки внутреннего опыта. Поскольку наблюдение за движением глаз позволяет узнать многое о внутреннем мире человека, этот раздел эриксонианского гипноза стали называть "глазными сигналами доступа".

Здесь и далее я не провожу четкой границы между тем, что делал или начинал делать в эриксонианском гипнозе сам М.Эриксон, и тем, что было позже доработано и значительно усовершенствовано его учениками и коллегами. Работы Эриксона имели большое значение для создания группой психологов и практиков (Дж.Гриндер. Р.Бэндлер. Л.Камерон-Бэндлер, Дж.Делозье) так называемого "нейро-лингвистического программирования" (НЛП).

Вы, наверное, не раз замечали, что если задать человеку вопрос, требующий обдумывания, то ваш собеседник перестает смотреть прямо на вас. Он "уходит в себя"; он либо смотрит "сквозь вас" (отсутствующий взгляд), либо смотрит вверх, как бы пытаясь найти ответ на потолке; либо смотрит в сторону, как бы ожидая, что его ухо услышит нужный ответ; либо смотрит вниз, на свои ноги... Понятно, что "уход в себя" - это обращение к своей памяти, внутреннему опыту, к способности вообразить или сконструировать что-то новое на основании известного. Взгляд человека достоверно показывает, к какой разновидности памяти или внутреннего опыта он прибегает сейчас.

Вы можете проверить это самостоятельно. Задайте кому-нибудь вопрос, заставляющий прибегнуть к зрительной памяти, например: Какого цвета костюм был вчера на вашей знакомой? Как выглядит теперь ваша дочь? Когда вы в последний раз видели живую лошадь?" - и вместе со словесным ответом вы получите типичный для зрительных воспоминаний взгляд влево вверх (если ваш собеседник - правша; здесь и далее имеется в виду сторона правая или левая для вашего собеседника - см. схему.

Схема 1. Глазные сигналы доступа для типичного правши

В ответ на предложение представить себе что-то, сконструировать зрительный образ ("Представьте себе проекцию данного предмета на плоскость. Представьте себе зеленую корову. Представьте себе, как вы выглядите, если посмотреть на вас с другого края комнаты.") - ваш собеседник посмотрит вправо вверх. В общем и целом направление взгляда вверх совпадает с обращением к зрительному опыту. Вы можете попросить партнера обратиться к его слуховому опыту. Вопросы типа "вспомни, как звучит..." ("Как звонит твой телефон? Какой голос у твоего начальника? Вспомни звучание скрипки.") - уводят взгляд партнера налево по горизонтали, что соответствует слуховому воспоминанию. Можно сконструировать звук, который мы никогда раньше не слышали. Это достигается вопросами типа: "Как бы прозвучало ваше имя, если его произнести наоборот?", "Как бы звенел твой будильник, если его накрыть пластмассовым ведром?". Слуховой конструкции соответствует взгляд направо по горизонтали. Отметьте, что взгляд по горизонтали соответствует обращению к слуховому опыту.

Теперь - опыт ощущений движения, прикосновения, температуры, напряжения и расслабления мышц, опыт вкуса и запаха. Эта категория внутреннего опыта называется кинестетической и совпадает с направлением взгляда вправо вниз (можно вызвать это направление взгляда вопросами типа "Что ты чувствуешь, когда бежишь?", "Вспомни, как жжется горчичник"). Взгляд вправо вниз соответствует кинестетическому воспоминанию. Интересно, что конструкций в кинестетике нет - мы не можем вообразить ощущения, которых не испытывали на самом деле. И, наконец, направление взгляда влево вниз. Оно свидетельствует о том, что человек занят внутренним диалогом: задает себе вопросы или что-то говорит себе. Это направление взгляда совпадает еще с функцией контроля речи, когда человек тщательно отбирает слова, которые собирается произносить; это направление взгляда часто можно видеть у переводчика во время устного перевода, у докладчика, делающего ответственное сообщение, у человека, дающего интервью.

Стенограмма семинара С.Горина, посвященная глазным сигналам доступа и модальностям

С. Горин: "Глаза - зеркало души...". Я хочу, чтобы вы сейчас повторили открытие Милтона Эриксона. Можете называть это упражнением на подстройку к движениям глазных яблок.

Упражнение

Разбейтесь по парам. Партнер и наблюдает за движением глазных яблок партнера А, который выполняет то, что я ему предложу. Когда вы в первый раз занимаетесь наблюдением за движением глаз, вы можете сделать много ошибок, поэтому я уточню: вот я сказал что-то, партнер А начал это осмысливать, и в этот самый момент его глаза куда-то прыгнули! Он, конечно, может сделать это немного погодя, он ведь тоже за вами наблюдает, ему ведь интересно, что вы там такое хотите рассмотреть... Когда человек воспринимает внешний мир, он смотрит прямо на интересующий его предмет, а если он сейчас никуда конкретно не смотрит, его глаза начинают бегать - значит, он обрабатывает внутренний опыт. Итак, сели лицом к лицу, задание партнера А: вспомните цвет костюма, оставленного дома. Куда направлен взгляд?

Ответы из зала: Влево вверх. А мой партнер продолжает смотреть на меня...

С. Горин: Вы что, не стали выполнять задание? Ах. уже выполнили... Партнер смотрел действительно прямо на вас?

Ответ: Не совсем, он смотрел как-то сквозь меня...

С. Горин: То есть он смотрел расфокусированным взглядом, вроде куда-то вдаль. Запишите: взгляд влево вверх или расфокусированный взгляд прямо перед собой - зрительное воспоминание. Пойдем дальше. Поменяйтесь ролями в парах. Задание партнеру А: представьте, как вы выглядите, если смотреть на вас с потолка. Куда пошел взгляд?

Ответы из зала: Вправо вверх. У меня - сначала вправо вверх, потом вниз...

С. Горин: Самое первое движение - куда оно было направлено? Ответ: Вправо вверх.

С. Горин: Записываем - вправо вверх - зрительное представление, зрительная конструкция, воображение того, чего нет в памяти. Итак, если человек смотрит вверх, он обращается к зрительному опыту, рассматривает "картинки". На ваше мимическое возражение - он неосознанно этим занимается, ну, вы еще разберетесь... Снова поменялись ролями, задание партнеру А: вспомнить, как звонит будильник, дверной звонок, телефон. Куда взгляд?..

Игорь: У него сначала - вправо вверх, потом вниз...

С. Горин: Похоже, у него нет будильника, и он сначала представил, как этот предмет выглядит. Я прав? Потом взгляд пошел вниз, но разве он совсем опустился? Игорь: Нет, остановился на горизонтали.

С. Горин: Пишите: налево по горизонтали - слуховое воспоминание. Потом вы все это нарисуете, так проще будет запомнить. Поменяйтесь ролями, задание партнеру А: услышьте, как бы прозвучало ваше имя, если его произнести наоборот.

Игорь: Он опять вверх смотрит...

С. Горин: Ну, не только он, у нас сейчас многие обратились к зрительному опыту - сначала надо прочитать свое имя наоборот, и только потом услышать... Так, после "прочтения" куда направлен взгляд?

Ответы из зала: Направо по горизонтали.

С. Горин: Пишите - направо по горизонтали - слуховая конструкция. Если верхний этаж зрительный, то средний - слуховой. Задание партнеру А: вспомните свои ощущения в горячей бане.

Ответы из зала: Все дружно вниз смотрят...

С. Горин: Вниз куда? Вниз направо... Это кинестетическое воспоминание. Кинестетикой называется все, что касается чувств, эмоций, и кожно-мышечных ощущений - грубость, мягкость, тепло, холод, тяжесть, легкость и т. д., движения рук и ног. В кинестетике мы только вспоминаем, если мы предложим кому-нибудь вспомнить, как жжется горчичник, а ему горчичников не ставили, он этого ощущения представить не сможет... Ну, и последнее задание. Для знающих иностранные языки - переведите мысленно мою последнюю фразу на любой язык. Для незнающих - задайте себе какой-нибудь вопрос и получите ответ. Куда направлен взгляд?

Ответы из зала: Влево вниз.. У меня - по горизонтали и влево вниз.

С. Горин: По горизонтали вы поймали звуковую помеху, отзвук воспоминания. Влево вниз - внутренний диалог, и там есть еще одна функция - контроль речи. Это прекрасно видно в телеинтервью, особенно у людей неопытных или у тех, кто привык постоянно контролировать себя - "как бы не ляпнуть чего лишнего". По моему опыту телезрителя - типичное направление взгляда у военных.

Реплика из зала: У тех, кто привык что-то скрывать...

С. Горин: Хранить военную тайну... Итак, верхний этаж зрительный, средний - слуховой, нижний делится между кинестетикой и контролем речи. Контроль речи, действительно, свидетельствует о том, что человек хочет что-то скрыть. Есть даже типичный шаблон движений глазных яблок, который называют "детектором лжи": направление взгляда от зрительной или слуховой конструкции (вправо вверх, вправо по горизонтали) к контролю речи (влево вниз); во внутреннем опыте это соответствует такой последовательности - сначала представить, сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего... Это хорошо заметно у детей, у больных истерией.

Вопрос из зала: Значит, если захочешь что-то скрыть - не двигай глазами, это легко сделать.

С. Горин: На самом деле этот навык невозможно проконтролировать. Смотреть прямо - значит, ничего не вспомнить, ничего не представить, то есть, перестать думать. Вы можете поступить и так, но тогда вы выпадаете из общения. Но если вы не хотите прекращать общение, вам придется думать, значит, обращаться к внутреннему опыту, значит, ваши глаза будут двигаться, и все зависит только от знаний и наблюдательности вашего делового партнера. Тут довольно интересно получилось... Незадолго до семинара я перечитывал М.Булгакова, "Мастера и Маргариту", и там выбрал несколько примеров. Ну, сначала - описания персонажей: "секретарь редакции Лапшенникова со скошенными к носу от постоянного вранья глазами". Или фельдшерица Прасковья Федоровна, у которой забегали глаза при вопросе Ивана Бездомного о том, что случилось с его соседом по этажу. Вы уже знали это выражение - "забегали глаза" - оно означает готовность соврать, теперь будете знать, в каком направлении они бегают - по той самой диагонали, вправо вверх - влево вниз. И вот, наконец, блестящее описание, эпизод со сновидением Никанора Ивановича Босого, "Сдавайте валюту":

"... Верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил вам, что основная ваша ошибка заключается в том, что вы недооцениваете значение человеческих глаз. Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза - никогда! Вам задают внезапный вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убедительно говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы!".

Булгаков, конечно, не знал эриксонианского гипноза; он, как всякий талантливый писатель, хорошо описывал то, что видел. Вы составили схему глазных сигналов доступа для типичного правши, и вы можете свободно применять ее, поскольку 90 процентов людей - правши. Учтите, что у левши воспоминания и конструкции зеркально поменяются местами, а общая закономерность распределения зрительного, слухового и кинестетического опыта по этажам останется той же. У нас осталось свободным направление взгляда по центру вверх и вниз, оно может относиться к воспоминанию или конструкции у каждого отдельного индивидуума. Здесь нужно просто запомнить, что данный человек, скажем, ваша начальница Марья Ивановна, всегда реагирует на вопрос о кинестетических воспоминаниях направлением взгляда вниз по центру.

Еще одна деталь. Когда вы излагаете какое-то длинное и заманчивое предложение, всегда делайте паузу, если видите, что у партнера начали двигаться глазные яблоки. Это значит, что сейчас он обратился к своему внутреннему опыту, осмысливает ваши аргументы, и, значит, не может воспринимать новые сведения. То же самое - при споре; если партнер обратился к внутреннему опыту, дайте ему время для этого, не напирайте с аргументами, учитывая, что партнер может либо вое принимать их, либо обдумывать. Ладно, возьмем чисто жизненную задачу. С курорта приезжает муж, и вы его спрашиваете: "Ну, как ты там отдохнул?" - "Знаешь, очень скучно было... (опускает глаза вправо вниз)".

Реплика из зала: Врет! (смех в зале).

С. Горин: Почему-то при ответе он уходит в кинестетические воспоминания... По крайней мере, ему есть, что вспомнить. Так, еще одна жизненно-песенная ситуация: справа кудри токаря, слева - кузнеца. Кого выбрать? Ответ из зала: Взять токаря и пойти с ним в кузницу! (смех в зале).

С. Горин: Не согласен, брать надо того, кто смотрит вправо вниз. Почему? Да потому, что его внутренний опыт связан с кинестетикой - с прикосновениями, поглаживаниями... Разумеется, он будет лучшим любовником, если все время уходит в кинестетический внутренний опыт. И теперь мы выходим еще на одну тему. Если продолжить исследования того, насколько часто люди обращаются к той или иной разновидности внутреннего опыта (или памяти), то обнаружится, что каждый человек "специализируется" на какой-то одной разновидности. Воспоминания об одном и том же событии будут разными у всех очевидцев: у одного - преимущественно зрительными, у другого - в основном слуховыми, у третьего - кинестетическими...

Модальности внутреннего опыта.

Давайте освоим несколько новых терминов. Во-первых, я хочу, чтобы вы имели возможность в будущем читать и понимать любую литературу по гипнозу, а там эти термины применяются; и во-вторых, нам будет удобнее использовать эти термины в нашей дальнейшей работе. Итак, то разделение внутреннего опыта на три категории (зрение, слух, ощущения), которое мы сделали, называется разделением на модальности внутреннего опыта. Все, что относится к зрению - воспоминания и представления зрительных образов - называется визуальной модальностью (от латинского "визус" - зрение). Слуховая память именуется аудиальной модальностью (у термина тот же латинский корень, что и в слове "аудиосистема"), и опыт движений, прикосновений - кинестетическая модальность. Человек, у которого преобладают в мышлении зрительные образы, который "специализируется" на зрительном внутреннем опыте, будет называться визуалистом, специализирующийся на слуховом опыте - аудиалистом, специализирующийся в ощущениях, в кинестетике - кинестетиком.

Я уже некоторое время наблюдаю за вами, и для себя ваши ведущие модальности определил. Так, например, я думаю, что внимание мужчин группы привлекается к Наташе не только потому, что она - симпатичная девица, но и потому, что она - кинестетик... Было бы несправедливо скрыть ведущие модальности всех остальных. Сделаем так: сядьте в круг, чтобы все друг друга видели. Я задам вам вопрос, на который вы ответите и при этом заметите ответы партнеров. Итак, вопрос: "Как вы узнаете о мире?.."

Игорь: Мы должны сказать об этом?..

С. Горин: Да ничего не надо говорить, вы уже ответили глазами! И вообще, я хотел бы знать, как можно словами ответить на этот вопрос, вы же не осознаете ответ! Вы все ответили глазами, и те, кто наблюдал, могут отметить для себя вашу ведущую модальность. Кстати, в этом упражнении можно было увидеть интересную деталь, я ее давно заметил: у подвида гомо сапиенс, человека разумного, называемого "гомо советикус" (человек советский, читайте Зиновьева), первое движение глаз в ответ на непонятные вопросы - во внутренний диалог, то есть, в контроль речи. Не проболтаться! Болтун - находка для шпиона! Скрытные мы люди, все-таки...

О ведущей модальности можно получить сведения не только по глазным сигналам доступа, собеседник всегда вам о ней говорит словами. Выбор слов связан у человека с его ведущей модальностью; если он говорит о "блестящем будущем, ярких перспективах, точке зрения", то он выбирает визуальные слова, соответствующие его ведущей визуальной системе. Аудиальной модальности соответствуют слова и выражения типа: "монотонный, приглушенный, говорите громче, давайте обговорим" и т. п. Кинестетические слова: "трогать, касаться, мягко, грубо, тепло, холодно, давит" и т. п. Слова, указывающие на основную модальность человека, тоже имеют свое название - "слова-предикаты". Есть и такие слова, которые не относятся ни к одной модальности: "знать, понимать, думать"" (иногда их относят к так называемой речедвигательной модальности, но этот термин применяется редко). До сих пор нас интересовало то, как надо говорить, а теперь мы займемся тем, что надо говорить.

Дело в том, что обычно мы организуем, оформляем свое сообщение так, чтобы нам было удобно его передавать... Но для эффективного влияния на человека гораздо важнее оформить информацию таким образом, чтобы ее было удобно принимать. Вы можете передать команду посредством сверхсовременной телевизионной станции, но что толку от этого, если у потенциального исполнителя нет даже детекторного приемника? Если в этой ситуации вы все же захотите, чтобы вас поняли, придется приглашать сигнальщика с флажком. Разве редко мы наблюдаем, когда в деловом общении один говорит: "Да ты только посмотри!", а другой возражает: "Нет, ты послушай!". Виталий - кинестетик; я могу битый час потратить на то, чтобы обрисовать ему блестящие условия и яркие перспективы сотрудничества со мной, показать открытые перед ним радужные горизонты, и предложить ему в итоге принять мою точку зрения. Пожалуйста - он сидит и недовольно качает головой. Но если я теплым и задушевным тоном дам ему почувствовать легкость нашего тесного контакта... как видите, он заинтересовался. Научитесь говорить с человеком так, чтобы ему было удобно вас слушать, чтобы ваши слова совпадали с его внутренним опытом.

Упражнение

Выполняется в парах. Вначале нарисуйте для себя простую схему (см. схему 2): в центре листа бумаги изобразите более или менее схематично глаз и обозначьте 8 направлений взгляда - 3 направления вверх (вправо, по центру, влево); 2 направления по горизонтали (вправо и влево); и 3 направления вниз (вправо, по центру, влево). Теперь на каждом из этих направлений напишите по три-четыре слова, которые соответствуют совпадающей с направлением модальности. Например, для визуальной модальности это будут слова: "смотреть, яркий, блестящий"; справа можете добавить "представь себе".

Вопрос из зала: Слово "золото" можно?..

С. Горин: Ну, для меня "золото" - это что-то кинестетическое, хотя я его в слитках никогда не носил... Лучше пишите что-то более определенное. Да, направление взгляда прямо перед собой при расфокусированном взгляде, "отсутствующий взгляд" - на вашей схеме это направление показать нельзя, но вы помните, что это - тоже визуальное направление. "Отсутствующий взгляд" сопровождается еще и расширением зрачков, как правило. Для горизонтального направления взгляда используйте слова аудиальной модальности - "слушать, говорить, громко, тихо". Те же слова подойдут для направления взгляда влево вниз (внутренний диалог). Ну, и для кинестетических направлений - "трогать, касаться, горячо, холодно".

Схема 2. Словесное присоединение к направлению взгляда.

Теперь - само упражнение. Партнер А держит таблицу рядом со своим лицом и показывает партнеру Б все восемь направлений взгляда по очереди. Партнер Б читает со схемы слова, который соответствуют каждому из направлений, и произносит их вслух. Да, направление взгляда вы показываете, разумеется, своими глазами. Затем вы меняетесь ролями. Вторая часть упражнения, она выполняется тоже со схемой. Партнер А дает 3-4 направления взгляда вразброс, бессистемно, партнер Б также читает и произносит вслух соответствующие слова, затем меняетесь ролями. В третьей части упражнения вы делаете то же самое, только без схемы, по памяти. Приступайте.

Все, что вы делаете, по-прежнему имеет отношение к раппорту. Если раньше вы присоединялись к внешнему поведению партнера, то теперь вы отрабатываете присоединение к его внутреннему опыту. Очень простой пример - если я вам говорю "Смотрите-ка!", это значит, что я не просто предлагаю вам что-то рассмотреть, сконструировав для этого какую-то свою внутреннюю "картинку"; это значит, что я сам для себя такую "картинку" сконструировал и буду реагировать полноценно только на "визуальные аргументы". В распределении ведущих модальностей у разных людей есть некоторые закономерности (впрочем, довольно неточные). Так, например, женщины чаще специализируются в визуальной модальности, а мужчины - в кинестетической. Аудиальная модальность в качестве ведущей встречается достаточно редко: у музыкантов, у некоторых руководителей. По моим наблюдениям, советский начальник в своей речи использует процентов на 80 неопределенные и аудиальные слова (наш нынешний мэр, например, типичный аудиалист, обожающий красиво звучащие слова).

Реплика из зала: Поэтому наших руководителей мало кто понимает.

С. Горин: Да им это и не нужно. Но, став начальством, учтите, что самые распространенные модальности - визуальная и кинестетическая. Возможно, вы захотите быть понятыми... Поскольку пока вы рядовые работники, давайте приобретем еще один навык. Вам нужно научиться преодолевать речевые ограничения, связанные с вашей собственной модальностью. То есть вы должны стать квалифицированными переводчиками с языка одной модальности на язык другой. Я вам дам некое подобие словаря, впоследствии вы его дополните... Это - таблица (см. таблицу 1),в которой по вертикали даны слова из четырех групп: неопределенные, визуальные, аудиальные, кинестетические. По горизонтали слово из одного столбца соответствует словам из соседних столбцов.

Упражнение.

Сейчас у вас будет перерыв, и вы все равно будете что-то обсуждать, обмениваться взглядами, мнениями, ощущениями. Возьмите для себя одну-единственную модальность, оставайтесь в ходе разговора в пределах словарного запаса одного вертикального столбца таблицы. Можете успеть попробовать несколько модальностей, но на каждый отрезок времени оставайтесь только в одной из них.

Наташа: Можно взять свою родную модальность?

С. Горин: Можно, но тебе в ней будет слишком легко (смех в зале). Возьми чужую, потренируйся...

ТАБЛИЦА 1. Взаимный перевод языка модальностей.

Неопределенные Визуальные Аудиальные Кинестетические
Установка Перспектива, точка зрения

Мы, конечно же, знаем, что люди, окружающие нас все очень-очень разные. Бедные и богатые, счастливые и не очень-то... Да и еще куча всяких градаций… С точки зрения НЛП (нейро-лингвистическое программирование) люди различаются по типу мышления.

Любой из нас мыслит при помощи различных образов. Как мы отмечали выше, образы (переживания) делятся на пять категорий – образы зрительные, слуховые, образы кинестетические (ощущения, запахи и вкус). А также на различных комбинациях этих образов. В качестве примера вспомните ваш последний звонок в школе. Что вам приходит на ум? Нарядные одноклассники на линейке перед школой или, быть может мелодия школьного вальса? Люди используют все типы образов, но наибольшее предпочтение отдают какому-то одному. Отметим что многие даже не осознают свою мыслительную деятельность - она лежит вне их сознания.
Существует определенная взаимосвязь между типом мыслительной деятельности и положением глаз собеседника (именно поэтому так важно смотреть человеку в глаза при разговоре).
Взгляд вверх и вправо означает, что в данный момент ваш собеседник создает зрительный образ. Также о мышлении зрительными образами свидетельствует и расфокусированый взгляд.
Если собеседник смотрит влево или вправо это свидетельствует о создание звукового образа. Такой человек слышит и обсуждает свои мысли, беседуя с самим собой.
Взгляд человека влево и вниз должен насторожить вас. Если ваш собеседник и не врет, то уж точно весьма хорошо подсознательно контролирует то, о чем он говорит.
Ну и последний тип мышления - мышление кинестетическими образами характеризуется взглядом вниз и вправо. Если вы заметили такой взгляд у собеседника, то вполне вероятно в этот самый момент он вспоминает телесные ощущения, такие как боль, страх, холод, вспоминает различные запахи или вкусы.
Понятно, что не каждый взгляд выражает внутреннюю мыслительную деятельность. Люди могут просто смотреть себе по ноги или считать деньги. Для нас самым важным является определение именно того взгляда, который указывает на формирование того или другого образа в сознании человека.
Итак, взгляд может указывать на то, какими именно образами мыслит человек в данный момент. Теперь немного практики. Постарайтесь найти среди своих знакомых человека, который при разговоре часто смотрит вверх и вправо. Этот человек буквально описывает вам встающие в его памяти картины. Обычно таким людям присущи такие фразы как:
Поглядел я тут на все и подумал
Если взглянуть на это с другой стороны
Я вижу нечто большее

Для того что бы как-то повлиять на собеседника нужно «говорить на его языке», иначе говоря - мыслить не только его категориями, но и образами. (Вроде бы все настолько очевидно, но заметьте, на сколько редко мы используем это нашей повседневной жизни).
Следовательно, если мы хотим повлиять на собеседника, использующего, преимущественно, зрительные образы мы должны употреблять следующие фразы:
Можно взглянуть на это и с другой стороны…
Не будем упускать из вида…
Только представьте…

Аналогичные фразы можно подобрать и для других типов собеседников.
Для слуховых образов это будет:
Послушайте…
Прислушайтесь только, как это звучит…
Звучит заманчиво…

Для кинестетиков:
Почувствуйте это…
Давайте коснемся темы…

Теперь пришло время усвоить некоторые специальные термины. Дело в том, что при прочтении более углубленных книг по НЛП, они используются без всякого объяснения. Изредка я буду делать такие «около - научные» вставки для последующего вашего глубоко понимания специфических сторон НЛП. Итак, разделение людей по типу воспроизведения внутреннего опыта (зрительные, слуховые и кинетические) называется разделением по модальности внутреннего опыта.
Любое зрительное воспроизведение (глаза вверх и вправо) – визуальная модальность.
Слуховые образы (глаза влево и вправо) – аудиальная модальность.
Ощущения – кинестетическая модальность
Отметим, что большинство грамотных начальников и неформальных лидеров- визуалы. Визуально гораздо проще контролировать настоящее и прогнозировать будущее.
Люди, основной работой которых является общение (например, продавцы) в большинстве своем аудиалы. Человек такого типа различает малейшие изменения интонации в голосе собеседника, которые в большинстве случаев могут рассказать о человеке гораздо больше чем слова.
Ну и, собственно, кинестетики. У кинестетиков очень развита интуиция, поэтому они прекрасно решают различные проблемы в различных сферах жизни. Поговаривают, что кинистетики – прекрасные любовники - ведь именно они умеют прислушиваться не только к ощущениям собственного тела, но и к ощущениям тела партнера.

Невозможно найти человека, который всегда бы говорил только правду и ничего кроме правды. Ведь в жизни никак не обойтись без каких-то недосказанностей или даже откровенной лжи, потому что и она бывает необходима. Поэтому неплохо знать некоторые признаки лжецов. Например, куда смотрит человек, когда врет. Ведь если понимать, что человек говорит неправду, то это может многое изменить.

Единственное, обязательно стоит учитывать, что лица, когда человек врет, не может быть однозначной, поэтому все равно есть место некоторой погрешности в выводах.

Как понять по глазам, что человек врет?

Вообще мимика – это то, что человек не всегда способен полностью контролировать. Некоторые люди, конечно же, врут лучше других, так как обладают некоторой долей актерского таланта. Но все же мелкие мимические признаки бывает невероятно сложно контролировать или скрывать. В особенности это касается движения глаз, которое обычно происходит абсолютно неосознанно.

Первое, на что сточит обратить , так это пристальность взгляда. Когда человек врет, то он начинает задумываться над тем, в какую сторону смотрит, потому что он переживает. Именно поэтому люди, которые не особенно умеют врать, стараются не смотреть на собеседника и постоянно отводят глаза, то есть, их характеризует бегающий взгляд. А опытные лгуны наоборот буду пристально смотреть в глаза собеседника, как бы бросая ему вызов.

Также, когда человек врет, он может непроизвольно начать чаще моргать. Это происходит на подсознательном уровне, так как человек стыдится и пытается скрыть свою ложь.

Стоит обратить внимание и на то, куда именно смотрят глаза человека, когда он врет. Движение глаз вправо и вверх говорит о том, что человек вспоминает действительно происходившие события, а вот если взгляд «идет» влево и вверх, то это значит, что он фантазирует и конструирует события в своей голове на ходу, прямо сейчас, то есть, врет.


Исследования показывают, что информация, поступающая в человеческий мозг, распределяется следующим образом: 87 процентов идет через глаза, 9 - через уши и 4 процента - через остальные органы чувств.

Оказывается, одинаковые мысли человека вызывают одинаковое выражение глаз. И если выучить несложную науку чтения взглядов, то можно даже читать мысли! Так что вряд ли кто-то не согласится с тем, что это умение непременно пригодится, причем независимо от ситуации: невербальный разговор глаз может быть весьма красноречивым и очень многое способен рассказать о наших мыслях, чувствах.

Понять, на каких мыслях сосредоточен человек, просто. Когда мы думаем о том, что видим, слышим и ощущаем, мы воссоздаем эти картины, звуки и ощущения внутри себя. То есть переживаем информацию заново. Иногда мы осознаем, что мы это делаем, иногда нет. Но наш взгляд и связанные с ним сигналы глазами имеют непосредственное отношение к правдивости той информации, которая произносится нами вслух.

Проведенные исследования в нейрологии доказали, что последовательность движений глаз человека отражает стратегию, которой он пользуется для извлечения какой-либо информации. Также было установлено, что эти правила действуют во всем мире (лишь у жителей маленького района в Испании отмечена другая глазодвигательная реакция).

«Я вижу»

Итак, если человек использует для мышления прием визуализации, то его глаза всегда поднимаются в верхние углы. Они не будут находиться там всегда, но вероятность, что взгляд соскользнет туда, хоть и ненадолго, - 100%.

Угол взгляда тоже говорит о многом. Если у человека, который сидит напротив, взгляд переместился от вас вправо, это означает, что человек вспоминает какие-то зрительные образы, а если влево, то он, скорее всего, мечтает. При взгляде в левый угол человек конструирует в своем воображении образ, который никогда не видел.

Проверить это очень легко: спросите, например, видел ли человек море. От того, куда будет направлен взгляд, вы будете знать, был ли он на нем или нет. Если он ответил: «Как там было здорово», а глаза в это время находились в левом углу - он вас (впрочем, как и себя) обманывает. Улыбнитесь и отправьте его на море.

Воображение зрительных образов выдаст взгляд, направленный прямо вперед, но расфокусированный, «невидящий».

«Я слышу»

Таким же образом действует человек, который использует для мышления аудиальные (звуковые) посылы, только глаза при этом идут не в углы, а по сторонам. Взгляд, направленный в левую сторону, означает конструирование незнакомых ему звуков, в правую - говорит о воспоминании услышанного.

«Я ощущаю»

Взгляд, направленный вниз, очень многословен! Если человек время от времени отводит глаза в правый нижний угол, это значит, что в это время он о чем-то говорит сам с собой. Правая нижняя сторона - это внутренний диалог, к тому же аудиальный (проговариваемый).

Если же глаза отводятся в нижний левый угол - это означает обращение к кинестетическим чувствам (воспоминания тактильных и двигательных ощущений). Также к этому углу относятся мысли о вкусе, запахе.

Черная дыра зрачка

Размер зрачка также может стать надежным сигналом в процессе общения. Зрачки могут расширяться или сужаться не только при определенном освещении, это зависит и от настроения человека. Если человек радостно возбужден и приятно удивлен - его зрачки расширяются (открытый взгляд). Если же человек настроен негативно, раздражен или рассержен - его зрачки сужаются до минимальных размеров (колкий взгляд).

Если женщина влюблена в мужчину, то ее зрачки расширяются, когда она на него смотрит, и он безошибочно распознает этот сигнал, даже не сознавая этого.

Зрачки младенцев и маленьких детей расширяются в присутствии взрослых, так как дети подсознательно стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть наиболее привлекательно.

Продолжительность взгляда

Почему рядом с одними людьми мы чувствуем себя комфортно, с другими - неловко? Почему некоторым готовы открыть все тайны, а другие кажутся нам не заслуживающими доверия? Все зависит от того, насколько долго они задерживают на нас свой взгляд в процессе разговора.

Если человек нечестен или пытается скрыть важную информацию, его взгляд встречается со взглядом собеседника менее одной трети всего времени разговора. Если же контакт взглядом продолжается более двух третей времени беседы, это может означать одно из двух: либо ваш собеседник находит вас весьма интересным или привлекательным человеком (при этом
его зрачки расширятся), либо он относится к вам враждебно (при этом его зрачки сузятся).

Если одному человеку нравится другой, он будет смотреть на него часто и долго. Другими словами, для того чтобы установить хорошие отношения, людские взгляды должны встречаться на протяжении 60-70 процентов всего времени разговора.

Нервный, застенчивый человек, чей взгляд постоянно бегает и встречается со взглядом собеседника в течение менее чем 30 процентов времени беседы, вызывает мало доверия.

Если человек, с которым мы разговариваем, опускает веки, это не всегда означает усталость, скуку или равнодушие. Но человек ускользает от нас. Этим он может давать понять, что беседа окончена.

«География» взгляда

Зона лица или тела другого человека, на которой вы концентрируете свой взгляд, может существенным образом повлиять на исход личного общения.

Когда вы ведете деловые переговоры, сосредоточьте свой взгляд на переносице партнера - и вы произведете впечатление человека серьезного, ответственного и надежного.

Если ваш взгляд не будет опускаться ниже уровня глаз собеседника, вы сможете держать ход беседы под контролем.

При демонстрации чего-либо мы пользуемся ручкой (указкой), за которой движется взгляд. Если больше не нужно, чтобы человек смотрел в том же направлении, поднимите ручку на уровень глаз собеседника. Если человек вслед поднимет голову и встретится с вами взглядом - значит, он усвоил все, что вы ему говорите.

Когда взгляд собеседника опускается ниже уровня глаз, возникает дружеская атмосфера. Во время такого рода неформального общения взгляд обычно располагается между глазами и ртом собеседника.

Во время интимного общения взгляд может скользить по лицу собеседника, сосредотачиваться на губах, опускаться на подбородок и другие части тела. Мужчины и женщины используют такой взгляд, чтобы показать свою заинтересованность друг в друге.

Искоса на нас смотрят люди, которые либо заинтересованы в нас, либо настроены враждебно. Это может быть сигналом ухаживания (дружелюбное настроение) или сигналом подозрения и критической настроенности.

Людям серьезным свойственно подбирать и взвешивать свои слова, контролировать эмоции и мимику, однако человек способен следить одновременно не более чем за двумя-тремя из всех рождаемых внутри реакций. Благодаря такой «утечке информации», как взгляд, и при наличии у вас соответствующих знаний и опыта есть возможность выявлять те чувства и стремления, которые собеседник предпочел бы утаить.

Выражение глаз - это ключ к истинным мыслям человека. Внимательное отношение к собеседнику позволит вам гораздо быстрее найти общий язык. А кроме того, повысит вашу коммуникабельность - а это один из основных факторов успешности человека в жизни.