Что интересно детям в 5. Что должен знать и уметь ребенок в пять лет. Особенности обучения ребенка

С момента своего появления на свет малыш растет и развивается. На дошкольный период приходится самый важный этап в жизни ребенка, поэтому родители должны тщательно отслеживать, насколько успешно и гармонично развивается их чадо. Особенности развития детей 4-5 лет должны знать абсолютно все внимательные мамы и папы, желающие, чтобы их малыш в дальнейшем легко влился в детский коллектив и показал хорошую успеваемость в школе. Все основы счастливого будущего закладываются именно в дошкольном возрасте.

Особенности развития детей 5 лет: краткая характеристика

Ребенку важно изучать мир через тактильные ощущения, он стремится потрогать, лизнуть, потереть абсолютно все окружающие предметы. Через эту деятельность в его голове возникают образы, закрепляющиеся в четкие представления о мире. Все решения малыш принимает, только совершив определенные действия. Ему довольно трудно установить причинно-следственные связи и решить поставленную задачу путем умозаключений. Но со временем у ребенка начинает формироваться логика, которая становится толчком к развитию в эмоциональной сфере. Малыш понимает, что плохой поступок влечет за собой наказание и вполне может контролировать свои действия, чтобы не получить порцию порицания от родителей.

Чтение как этап развития ребенка

Конечно, игры для развития детей 5-6 лет очень важны, но самой значимой деятельностью для развития мышления является чтение. Психологи советуют родителям читать вслух по несколько раз в день. Для малыша стоит выбирать сказки, которые помогают сформировать поведенческие навыки. Ребенок пока еще способен, слушая сказку, видеть все события в подробностях благодаря своему воображению. Положительные герои вызывают у него массу позитивных эмоций и формируют определенные модели поведения. В дальнейшем они становятся первыми моделями, от которых малыш будет отталкиваться, выстраивая свое общение со сверстниками и взрослыми.

Занятия, развивающие мышление ребенка

Рисование является очень важным этапом в развитии мышления ребенка. Он передает с помощью рисунков свое мироощущение и отношение ко многим вещам. Развитие мелкой моторики пальцев приводит к тому, что кроха уже отлично рисует не только простейшие предметы, но и портреты людей. Причем в каждой картинке малыш старается воплотить все свои знания. Например, рисуя человека боком, ребенок вполне может изобразить у него оба глаза и прорисовать элементы одежды, которые не должно быть видно.

К пяти годам ребенок должен не только иметь представления о цветах, оттенках, временах года и различать массу животных, он уже в состоянии обобщать предметы согласно заданной характеристике. С ним можно играть, разложив на столе картинки животных, например, и попросив выбрать только травоядных или тех, которые имеют рога. Хорошо развивает мышление игра в тени, когда ребенок по нарисованной тени от предмета должен угадать саму вещь.

Отлично влияют на развитие ребенка в 5,5 лет занятия творчеством. Малышу уже можно давать ножницы. К занятиям лепкой должны добавиться создание аппликаций и картин из крупы. Они развивают мелкую моторику, воображение и выявляют творческий потенциал вашего крохи.

Память ребенка в 5 лет

Можно сказать, что развитие памяти ребенка 5 лет - это основная забота его родителей. Вся деятельность в данный период, направленная на развитие памяти малыша, подготавливает его к переходу в статус школьника. В дальнейшем память станет отличным помощником ребенку и базой для его первых школьных побед.

В пять лет ребенок входит в этап произвольного запоминания. Если раньше крохе не удавалось запоминать картинки или стишки, то теперь он абсолютно готов к таким действиям. Малыш способен запоминать стихи в размере восьми строк, картинки и цифры. Многие родители начинают изучать с ребенком алфавит и учат написанию цифр. В этом возрасте такие занятия воспринимаются с большим восторгом, а каждая новая победа становится стимулом для продолжения работы над собой.

В этот период родители должны мотивировать ребенка на познавательную деятельность. Каждый новый выученный стишок необходимо поощрять, не стоит скупиться на похвалу. Пятилетки очень податливы на ласку и признание их успехов, в дальнейшем в их подсознании отложится четкая взаимосвязь между приятными эмоциями и познанием нового.

Занятия для развития памяти

Не расстраивайтесь, если ваш малыш плохо запоминает стихи или картинки. Память нужно тренировать каждый день, и результаты не заставят себя ждать. Имейте в виду, что малыш может запоминать около пяти предметов за один раз. Поэтому в качестве тренировки хорошо подходит игра, в процессе которой вы показываете ребенку картинку с несколькими предметами. Он разглядывает ее в течение минуты, затем картинка убирается, а малыш должен назвать все, что он запомнил.

Хорошо тренируют память игры на ассоциации. Вы должны подобрать две картинки, связанные общим смыслом, и показать их малышу. К примеру, на одной картинке изображен цыпленок, а на другой курица. После нескольких чередований таких картинок (не более трех пар) вы показываете ему только одно изображение из пары. Ребенок должен вспомнить и назвать вторую картинку.

Родителям стоит уделять большое внимание занятиям с малышом. Лучше всего составлять список занятий на неделю и не пропускать их. Это поможет малышу выработать усидчивость и приведет к хорошему результату. Вы сразу заметите, насколько бурно идет развитие вашего ребенка. Не стоит впадать в крайности и перегружать малыша. Если он ходит в детский сад, то в день будет достаточно одного занятия.

Развивающие занятия для детей 4-5 лет могут быть представлены следующим образом:

  • штрихование картинки;
  • дорисовка картинки по пунктирным линиям;
  • отгадывание загадок;
  • обобщение предметов и выявление лишнего;
  • нахождение отличий на двух кажущихся одинаковыми картинках;
  • составление картинок из пазлов;
  • обучение грамоте и письму.

Конечно, каждый малыш является личностью, и его развитие может отличаться от сверстников. Но в любом случае родители должны сделать все, чтобы драгоценное время не было потеряно, и каждый новый день наполнялся для ребенка интересными занятиями и открытиями.

Ребенок, которому исполнилось пять лет, умеет и знает уже немало. Он хорошо говорит, анализирует ситуацию и объясняет свое мнение, умеет считать, выполняет простые математические задачки (сравнение, прибавление единицы, счет до десяти и обратно). Сознание малыша постепенно становится более взрослым, он учится быть ответственным, умеет строить планы намного вперед.

Наблюдая за своим малышом, родители замечают, что он уже самостоятельный, смелый, имеет собственные интересы, какие-то успехи в занятиях, спорте, творчестве. Но дети в этом возрасте по-прежнему очень впечатлительные, эмоциональные, сравнивают себя с другими, стремятся быть частью общества и играть в нем не последнюю роль.

От пяти до шести лет ребенок все еще познает мир и развивается через игру, общение с родителями и сверстниками. Но постепенно на первый план выходит именно обучение. Оно подразумевает под собой полноценный учебный процесс, который имеет свои правила и требования, а результат должен быть оценен.

Содержание статьи:
1.
2.

Развитие ребенка в пять лет

Сейчас пришло время для родителей проанализировать развитие своего ребенка в каждом направлении и проверить себя. Как ведет себя малыш дома, на улице, в публичных местах? Как он общается с другими людьми? Есть ли у ребенка друзья, как они понимают и воспринимают дружбу в принципе? Хорошо ли говорит ваш сын или дочь с точки зрения произношения, а также в плане умения строить предложения?

Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и гармонично в семье. подразумевает под собой, в первую очередь, не дополнительные занятия, а обучение ответственности и порядку. Нужно давать ребенку чувствовать себя взрослым, выполнять домашние обязанности, делать важные серьезные дела. Такие процедуры, как умывание и , одевание, сортирование одежды, наведение порядка на полочках, должны быть постоянными и регулярными.

С точки зрения психологии, дети в пятилетнем возрасте еще слишком восприимчивые к неудачам, они трепетно относятся к своему положению в обществе. Учите детей не бояться воспитателей, новых людей, интересных ярких занятий. Учите видеть в каждом новом опыте позитив, раскрывайте ребенка. Социальный аспект играет основную роль, именно недостаточная социальная зрелость порой становится причиной проблем с занятиями в школе, хотя сам ребенок может иметь отличные данные и развитый интеллект.

Важная деталь: нельзя заставлять ребенка делать то, что сами родители не делают. Пытаясь воспитать в детях ответственность, вы на самом деле дискредитируете себя в глазах малыша, они могут перестать вас уважать и доверять. Лучший способ научить своего сына или дочку – показать пример правильного поведения. Требовать и принуждать ребенка к любым занятиям нельзя.

Занятия с ребенком 5 лет: обучающие игры и полноценные уроки

Постепенно, но неукоснительно занятия с ребенком превращаются из произвольной спонтанной игры в серьезные полноценные уроки. Но не стоит делать это резко и в строгих рамках. Детям в этом возрасте сложно концентрироваться на том, что им не слишком интересно. Заставлять думать нельзя, но можно исключить во время занятий другие предметы, которые отвлекают внимание ребенка. К примеру, не стоит проводить занятия на игровом коврике. Если у малыша есть свой стол, во время работы убирайте на нем, прячьте все ненужные вещи, даже самые любимые игрушки и сувениры.

Развитие детей от пяти до шести лет включает в себя:

  • Развитие логического мышления, внимания, памяти;
  • Физическое развитие;
  • Умение работать в коллективе, навыки общения;
  • , улучшение произношения и словарного запаса;
  • Познание мира и его закономерностей, изучение законов природы и общества;
  • Творческое мышление, развитие воображения и абстрактного мышления;
  • Основы математики, грамматики, письма и чтения.

При этом важно разделять каждое задание тематически, наполнять их игровыми эпизодами лишь во время активных занятий. Дети в этом возрасте еще не могут контролировать свое внимание и память их работает произвольно: они легко запоминают то, что их увлекло или удивило, но также легко и забывают. Важнейшие виды занятий для детей дошкольного возраста – развитие мышления и всех видов памяти (зрительной, слуховой, механической), а также активная работа над речью.

Занятия с ребенком 5 лет для развития речи

Понаблюдайте за произношением ребенка. Все ли буквы он выговаривает четко? Есть ли сложные нюансы? Может, он выговаривает одну или несколько букв неправильно, но приспособился к этому и не обращает внимания. Обязательно нужно акцентировать на этом, стараться добиться того, чтобы малыш пытался произносить их правильно. Иначе неправильное произношение станет плохой привычкой, которую будет непросто изменить.

Для лучшего развития произношения есть простые, но эффективные упражнения:

  • гимнастика для языка,
  • игра в воздушный футбол (нужно «забить» гол ватным шариком, выдувая воздух только ртом, и пытаясь сказать «ш-ш-ш», «с-с-с», другие шипящие звуки);
  • упражнение «мостик» (язык напряжен и дотрагивается к небу), «балалайка».

Если у малыша проблемы с произношением, лучше уже сейчас обращаться к логопеду. В более позднем возрасте будет намного сложнее.

Развитие речи и познание окружающего мира по-прежнему тесно связаны. Лучший способ расширения словарного запаса и получения новых знаний – чтение. Причем вы можете не только читать ребенку сами, но и потихоньку учить его читать самостоятельно.

Изучать можно новые слова из разных сфер:

  • профессии;
  • марки автомобилей;
  • эмоции и чувства;
  • птицы, грибы, насекомые;
  • новые кулинарные блюда, продукты.

Список можно дополнять любыми тематиками, это пойдет только на пользу малышу.

Занятия с ребенком 5 лет для развития мышления и памяти

Другие виды занятий

Порой родители слишком увлекаются процессом обучения малыша и забывают о его главных потребностях. Одной из них является общение. Побольше времени проводите с ребенком, гуляя, играя в семейные настольные игры, выполняя вместе домашние работы. Также важно обеспечивать ему полноценное общение со сверстниками. Лучший вариант игры для детей пяти лет – коллективные веселые игры во дворе, в садике.

Активные спортивные занятия обязательно нужны ребенку. или каждый день делайте утреннюю . Отличный вариант для детей этого возраста – плавание или просто веселое времяпрепровождение в воде.

Не увлекайтесь строгим обучением, не старайтесь воспитать в ребенке гения – все приходит со временем. Главное – не пускать все на самотек и не позволять малышу скучать. Мир вокруг чрезвычайно интересный, нужно только уметь увидеть это и показать детям.

По мнению большинства педиатров и детских психологов, 5-6 лет – самый замечательный возраст у детей. Кризис 3 лет давно позади, а до кризиса 7 лет еще есть время на отдых. В этом возрасте детки почти полностью автономны, многое знают и умеют.

Малыши все еще тесно привязаны к маме, но основное время проводят в садике или во дворе со своими новыми друзьями. Однако мамы все равно переживают за своих малюток, и сейчас даже больше, чем обычно – школа ведь не за горами. Что должен знать и уметь ребенок в 5-6 лет, к каким из аспектов развития нужно отнестись серьезнее? Давайте вместе узнаем ответы на эти вопросы!

Развитие ребенка в 5 лет

Малыш в 5 лет – довольно самостоятельная молодая особа. Что должен уметь ребенок в 5 лет, можно узнать из среднестатистических показателей развитиядеток в этот период.

Физические и бытовые навыки

Все физические навыки крохи ориентированы на три основные задачи:

  • скорость;
  • координация;
  • равновесие.

Если с ребенком регулярно занимались, к 5 годам малыш без труда:

  • катается на двухколесном велосипеде;
  • может ездить на самокате и даже роликах;
  • умеет плавать, хорошо задерживает дыхание и ныряет;
  • может выполнять действия в движении (вести мяч, перепрыгивать или оббегать лужи);
  • может прыгать в высоту и длину, скакать на одной ноге;
  • залезает по подвесной лестнице без помощи взрослого;
  • прыгает на скакалке;
  • ритмично двигается под музыку.

Помимо двигательных функций, совершенствуются бытовые навыки.

Ребенок без труда и напоминаний:

  • чистит зубы по утрам и перед сном;
  • моет руки перед едой;
  • заправляет постель;
  • наводит порядок на рабочем месте.
  • вытереть пыль;
  • пропылесосить свою комнату;
  • протереть полы;
  • вымыть посуду.
  • собирает игрушки;

А если за все действия и помощь маме по дому хвалить старательного малыша, он будет помогать вам с огромным удовольствием!

Общение и эмоции

У детей в 5 лет уже есть собственное личное пространство. Более того, уже сформировался круг общения, состоящий из родителей, близких родственников и друзей по садику и двору. Малыш даже делит всех людей по своим категориям:

  • родители;
  • бабушки-дедушки;
  • лучшие друзья;
  • просто друзья;
  • те, кто не нравятся малышу;
  • посторонние люди.

Малыш уже в полной мере способен выражать свои эмоции словами, объяснять причины своего счастья и плохого настроения. Кроха даже знакома (в своем понимании, конечно) с такими проявлениями чувств, как любовь и ненависть.

В 5 лет кроха может:

  • самостоятельно знакомиться с детками;
  • делиться и одалживать игрушки;
  • приводить другому ребенку доводы, почему эта игрушка нужна ему именно сейчас;
  • спорить с ровесниками и родителями по любому вопросу;
  • пытаться отстоять свою точку зрения;
  • сопереживать, если кому-то плохо, радоваться вместе с другим человеком;
  • понимать мамино настроение по одной интонации голоса.

Именно эмоциональному развитию и общению стоит уделять наибольшее внимание в развитии малыша. Это – отправной пункт его последующей социализации в новых коллективах – в школе, в университете, на работе.

Развитие мышления и речи

В 5 лет детки довольно смышленые. Хорошо развито понятие закономерностей, активно развивается логическое и критическое мышление. Многие дети в этот период с огромным удовольствием рисуют. Если показать ребенку в 5 лет, как правильно рисовать тот или иной предмет, он с удовольствием повторит и научится рисовать новый объект уже без вашей помощи.

К 5 годам ребенок должен уметь хотя бы половину из того, что потребуется ему в школе:

  • концентрировать внимание на одном занятии более 15 минут;
  • правильно держать ручку и карандаш, уметь орудовать кисточкой;
  • различать многие цвета и даже оттенки, называть их;
  • знать счет до 10 на пальцах, уметь показывать все цифры на картинках;
  • узнавать буквы на кубиках или в книжке-азбуке;
  • составлять паззл;
  • описывать увиденное на картинке;
  • знать многих животных и птиц, отличать домашнюю фауну от дикой;
  • знать хотя бы 5 разных деревьев, называть их по форме листочка.

В 5 лет детки хорошо говорят, используя при разговоре все части речи. Пользуются понятиями времени, числа, падежами. Единственные несовершенства разговора – возможные выпадения сонорных звуков. Но в 5 лет это еще не критично.

Это далеко не весь перечень «умелок» 5-летнего малыша. Главное – чтобы ребенок развивался, каждый день пополнял багаж знаний и совершенствовал свои навыки. Если кроха не научилась чему-то до 5 лет, у нее еще целый год перед школой, не стоит слишком переживать по этому поводу.

Развитие ребенка в 6 лет

В 6 лет основная задача мамы – научить ребенка всему тому, что он должен знать и уметь к первому походу в школу. Самое главное – малыш должен четко знать:

  • свою фамилию, имя и отчество;
  • имена и место работы родителей;
  • свой домашний адрес и дорогу до школы.

Физические и бытовые навыки

Малыш в возрасте шести лет:

  • активно бегает, меняет направление при беге, не сбавляя скорость;
  • умеет ездить на транспорте – велосипеде или самокате, роликах;
  • хорошо плавает и ныряет;
  • умеет делать зарядку, повторяя упражнения за взрослым;
  • играет в мяч (футбол, баскетбол);
  • занимается спортом (ходит в спортивную секцию).

К бытовым навыкам, освоенным крохой еще в 5 лет, прибавляются:

  • умение складывать и одевать ранец;
  • умение самостоятельно одеться и правильно завязать шнурки, повязать шарф;
  • умение обращаться с лоточками для перекуса, откручивать бутылочку с водой и плотно закручивать крышку, когда попил.

Также ребенка нужно научить следить за своим внешним видом и привить опрятность – вас ведь не будет в школе, чтобы заправить рубашку в брючки или поправить платьице.

Общение и эмоции

Детки в 6 лет без труда заводят новых друзей среди сверстников. Мальчишки и девчонки уже давно умеют:

  • выражать свои эмоции интонацией и громкостью речи, мимикой лица и жестами;
  • сопереживать чужим эмоциям;
  • выражать собственную точку зрения;
  • стоять на своем.

А еще малыш учится конфликтовать со сверстниками и искать выход из подобных стычек.

Важно! Не стоит запрещать малышу ругаться, лучше рассказать ему, как избежать конфликта или свести его на нет.

Развитие мышления и речи

Шестилетки – довольно смышленые малыши. Они уже умеют, или вовсю учатся:

  • писать первые палочки и крючки;
  • рисовать различные картинки;
  • ориентироваться в простых геометрических фигурах;
  • знать счет как минимум до 10, узнавать цифры на рисунках и пытаться их повторить;
  • знать буквы, учить алфавит.


Мышление крохи выходит на новый уровень – ребенок осмысливает информацию, запоминает то, что ему нравится или интересно, строит сложные логические цепочки. Кроха начинает интересоваться природой вещей и различных явлений.

Как морально подготовить ребенка к школе

Практически все, что должен знать ребенок перед школой, ему дадут в подготовительной группе детского сада. Задача родителей – подготовить малыша к новому периоду его жизни морально:

  1. Не перегружайте ребенка письмом или чтением – вы можете приглушить его желание учиться своей настойчивостью.
  2. Подталкивайте кроху к пользованию литературой – в школе книги станут основным источником получения информации, он должен быть к этому готов.
  3. Понаблюдайте за тем, как малыш ведет себя с другими детьми. Самое важное в школе – взаимодействие с коллективом, нужно научить малыша просить, делиться и мириться в случае ссоры.
  4. Играйте с малышом в развивающие игры на школьную тематику, проводите «уроки» – так малышу будет понятнее, что его ожидает в школе, он не будет напуган или шокирован после первых школьных будней.
  5. Отзывайтесь о школе хорошо. Ваше настроение передастся ребенку и «первый раз в первый класс» он пойдет с радостью.

  • Первое, что нужно привить ребенку перед школой – дисциплину. Ведь учительница не будет церемониться с неуправляемым малышом. Но делайте это аккуратно, в первую очередь разберитесь, —как правильно наказать ребенка— за его шалости.
  • В школе поощряют творчество. Ели у вашего ребенка есть тяга к искусству, есть смысл отправить его на курсы в изостудию. Там он найдет новых друзей и впервые попробует влиться в незнакомый коллектив в таком сознательном возрасте.
  • Не пускайте образование ребенка на самотек. Проводите с крохой , 6 лет. Так малыш будет равномерно развиваться, учиться вниманию и усидчивости, что очень поможет ему в школе.
  • Помните – когда ребенок сядет за школьную скамью, начнется новый серьезный период в его жизни. Занятия занятиями, но дайте крохе больше времени, чтобы он как следует наигрался.

Навыки ребенка в 5-6 лет – видео

В этом видео логопед рассказывает, как развивается речь детей в 5-6-летнем возрасте.

В этом ролике показано, как можно играть с детьми 5-6 лет.

В возрасте 5-6 лет малыши уже довольно самостоятельные и независимые маленькие люди. Совсем скоро они отправятся в свой первый класс грызть гранит науки. Самое лучшее, что вы можете сейчас для них сделать – уделять им как можно больше внимания, проявлять заботу, поддерживать крох во всех их начинаниях. Пройдет немножко времени, и вас разлучит школьный звонок.

Постарайтесь до этого дать своему ребенку как можно больше!

А сколько лет вашему малышу? Вы уже активно готовитесь к школе? Если у вас есть идеи игр для подготовки малыша к учебному процессу – поделитесь ими с нами в комментариях!

Воспитание ребенка 5 лет имеет много особенностей. В этом возрасте у малыша вырабатывается свой определенный стереотип поведения в обществе. Ребенок уже многое знает и умеет делать, но его память еще весьма рассеяна. Как правильно в этом возрасте? Прежде всего, родители должны иметь огромное терпение, чтобы постепенно вырабатывать умение у малыша выполнять последовательные действия, напоминать ему о его обязанностях.

Дети — отражение родителей. Детство — это период жизни, когда все возможное еще впереди. Это время без каких-либо обязательств и серьезных переживаний (все негативные и положительные события в розовых тонах). Да, это так. Но если посмотреть с другой стороны, то именно детский возраст — это фундамент новой личности. От чего же? Просто дети — это копия той среды, где они растут. Заложено добро, любовь, порядочность — вырастет воспитанный и успешный человек. Если же заложено зло, ненависть, обида, вырастет неадекватная личность. Конечно, есть исключения, когда ребенок рос в неблагополучной семье, а выбился в люди (большую роль здесь играет самовоспитание). Жаль, но таких случаев мало.

Воспитать сильную и духовную личность — это счастье для родителей, но для этого нужно подавать крохе пример. Самый хороший способ — это определить негативные стороны характера и их переломить (чем раньше, тем лучше). Больше всего будет результат, когда и мама, и папа тоже работают над собой (занимаются самосовершенствованием).

Проблемы в воспитании ребенка 5 лет

Психологически здоровый малыш в 5 лет — это тот ребенок, который полноценно общается со сверстниками, не имеет страхов и достаточно развит для своего возраста. Если хоть один из пунктов отсутствует, тогда нужно действовать: выяснять причину и устранять ее.

Основные проблемы в развитии 5-летнего ребенка:

  • . Например, малыш боится того, чего нет (развито сильное воображение в негативную сторону). Бороться с ними — это не простое занятие. Для начала нужно разобраться, откуда они появились (ребенок что-то увидел или услышал, или кто-то сказал). Потом необходимо малышу объяснить суть всего происходящего, так легче будет бороться с его страхами.

  • Общение. Если видно, что ребенок не умеет играть вместе с другими детьми, а только балуется, это явный признак недоразвитости ребенка. Уже с 4-х лет малыш должен уметь общаться со сверстниками. Понятие вежливости, уступчивости, успешности и доброты закладывается уже в таком возрасте, ведь ребенок начинает осознанно строить контакты. Чтобы научиться общению, родителям нужно приобщаться к совместному досугу с детьми. в «дочки и матери» или в «доктора», или порисовать (кто лучше изобразит что-либо) или почитать своими словами детскую книжку (глядя на картинки). Все эти игры очень плодотворно влияют на маленькую личность.
  • Ребенок, который превозносит себя над другими детьми, — это тоже негативный элемент. Всегда и везде малыша нужно учить с уважением относиться к старшим, к младшим и к детям своего возраста. Нужно дать понять ребенку, что если кого-то обидел, то попроси прощения, угостили — поблагодари, увидел знакомого — поздоровайся, идешь домой из гостей — попрощайся. Выучив эти простые правила, вырастет вежливый человек.

В этом возрасте малыш должен сам одеваться и раздеваться, легко ориентироваться в пространстве, самостоятельно есть и пить. Также физическая активность более развита (прыгает на одной ноге, в сторону, вперед и назад, марширует в такт музыке, ходит спиной вперед). Слова и фразы становятся более обдуманными. Учитывая все эти факторы, можно понять — развит ребенок или нет.

Как учить малыша в этом возрасте? В 5 лет воспитание ребенка не может обходиться без психологических наставлений. Если родители хотят помочь малышу, то лучше начать с подготовки в детский сад. Чтобы правильно воспитать ребенка, нужно научить его следующим вещам:

  • любить себя;
  • быть заинтересованным;
  • понимать, что можно говорить, а что нельзя;
  • доверять родителям;
  • не унывать;
  • думать что правильно, а что нет;
  • не реагировать на все болезненно.

Как правило, если малыш чувствует себя счастливым, оптимистичным, любознательным, дружелюбным, уверенным себе, это . Такой человечек будет хорошо и с удовольствием учиться, сможет смело бороться с неудачами и будет любить своих родителей.

Воспитание малыша 5 лет часто заставляет родителей прибегать к наказаниям. Но такое воздействие на ребенка в обществе категорически запрещается. Необходимо найти некую альтернативу и научиться наказывать свое чадо правильно. Следует обязательно объяснять малышу, что его действие может причинить боль людям или иметь плохие последствия. Лишь после того, как ребенок несколько раз ослушался после бесед с родителями, можно будет его .

Что такое кризис в возрасте — это такой период в жизни, когда у человека меняется отношение к окружающей среде. Дети — не исключение. Такие кризисы у человека происходят с самого рождения, а именно, в 1 год, в 2, 3, 5, 7 лет. Затем следует подростковый возраст, а позже — средний.

Что указывает на начало кризиса 5 лет? То, как ребенок переживает период своего взросления, зависит напрямую от его характера, генетики, окружающей среды и воздействия общества на его психику. Некоторые дети очень бурно и довольно сложно переносят такой период, а другие могут быть абсолютно спокойными, и это время в их жизни для родителей пройдет совершенно незаметно. Пятый год жизни малыша во многом проявляет .

Кризис 5 лет один из самых сложных, а длительность его может составлять от нескольких недель до пары месяцев, что, безусловно, утомительно не только для родителей, но и для самого ребенка. Важно знать все основные симптомы, которые указывают на начало такого периода у вашего чада.

Основные признаки кризиса у малыша 5 лет:

  • смена поведения, в основном в худшую сторону;
  • раздражительность, злость, проявления нервозности по пустякам;
  • быстрая утомительность;
  • при разговоре как со взрослыми, так и с детьми начинает кривляться или же вовсе примерять роль шута, что практически у всех вызывает в ответ агрессию;
  • , иногда очень общительные малыши могут замыкаться в себе;
  • в отдельных случаях наблюдается неуверенность, боязнь и т. д.

Что делать родителям, когда у ребенка кризис 5 лет? Существует 2 варианта, согласно которым протекает такое состояние:

  • родители не обращают на это внимания, то есть все пускается на самотек;
  • родители активно воспитывают малыша.

Какой вариант правильный, как воспитывать чадо? Как утверждают психологи, чаще всего более эффективным является внедрение наказаний по отношению к ребенку, но стоит учесть, что все дети индивидуальны. Поэтому для того, чтобы этот период в жизни чада был максимально комфортным, требуется смотреть на ситуацию с двух сторон, а именно — с позиции взрослого и ребенка. В некоторых случаях наказание, упреки и крик будут бесполезны и не дадут никакого результата, они лишь усугубят моральное состояние взрослого. А иногда ребенок после такого отношения может начать бунтовать.

Как себя вести, чтобы улучшить поведение ребенка? Необходимо:

  • показать крохе серьезность своих намерений;
  • доверять выполнение серьезных (на взгляд малыша) дел;
  • повышать самооценку ребенка;
  • приучать чадо к самостоятельности.

В заключение можно сказать, что если дать немного свободы малышу для проявления самостоятельности и самовыражения, то кризис закончится быстрее.

Дорогие мои, здравствуйте! Каждая наша встреча – это, прежде всего, урок понимания мира детей. И только на этой основе мы можем помочь своим крохам, можем научить их чему-то. Этим и отличается наша беседа от всего, что до сих пор существовало. Почему нужно это вступление? Чтобы мы не забыли, что все, чему мы хотим научить своего малыша, должно быть похоже на игру! Увлекательную, веселую и такую, которая ему запомнится. Сегодня наша цель выяснить не только чему научить ребенка в 5 лет, но и понять, как это делать.

Все комментарии, знания, полученные опытным путем и благодаря чтению умных книг, сегодня как никогда приветствуются! Даже надеюсь на жаркую дискуссию, потому что эта тема очень и очень всем нам важна!

Есть особый возраст в жизни человека. Именно тогда он словно превращается в губку, впитывая жадно всю информацию, которая находится в зоне его досягаемости. Его подпитывает любая «пища» – то, о чем говорят окружающие его люди, что он видит, и даже открытые в себе возможности собственного организма. В этот период человека можно научить очень и очень многому.

  • Но что является необходимой программой-минимума, а что сделает его счастливым и творчески плодотворным?
  • Как учить правильно?
  • И как понять, в каком направлении развивать его таланты и способности?

Это все важно знать, потому что 5 лет бывает раз в жизни, и, если родители не готовы потрудиться на славу в этот период, многое уже будет невозможно изменить.

Чему важно и полезно научить

Прежде всего, уже что должен уметь ребенок и знать в 5 лет? К этому возрасту умственные, психические и физические способности малыша подготовились. Все 5 лет он осваивал этот мир и учился узнавать себя. Что уже должен знать и мочь ваш кроха? Приведу краткий список, можете отметить, что он уже умеет, что стоит подтянуть, и что в списке не названо:

  • Знает достаточно слов, чтобы пересказать событие или передать информацию достаточно точно;
  • У себя он легко назовет правый левый бок;
  • Если его попросить, может коротко охарактеризовать предмет (материал, размер, цвет, принадлежность, назначение и т.д.);
  • Развиты творческие способности (может лепить, петь, рисовать);
  • Он разбирается во временных промежутках, соответственно с этим может рассказать или нарисовать историю;
  • В чем-то проявляет самостоятельность (умеет сам играть, засыпать, придумывать себе дела);
  • Возможно, знает буковки и умеет считать.

Это все есть базой, на которой мы будем строить последующее образование.

Обязательная программа

Мои друзья, чтобы вы назвали в этом пункте? Наверное, вы исходите из того, что малыш – дошкольник. А значит, стоит сосредоточиться на учебной программе, чтобы дать фору малышу, и помочь ему «влиться» в учебный процесс, минимизируя кризис первых лет в школе. И это – верный подход. Отсюда вывод, развиваем его особенности в разных областях, малыш обязательно должен уметь:

  1. Память . Свободно запоминать стихи, картинки, скороговорки.
  2. Внимание . Находить отличия на (почти одинаковых) картинках, замечать, как лежат предметы на его площади для игр, повторять за вами (рисунки, движения, слова).
  3. Математика . Мальчик или девочка свободно должны определять форму фигур, уметь сосчитать их и даже знать, как фигуры можно разделить на 2 или 4 части.
  4. Общие знания . Пятилетка знает свое и своих родных имя и фамилию, где кто работает, и адрес, по которому он и его родители живут.
  5. Речь . К этому возрасту лучше всего подготовить карапузов заранее, чтобы они уже знали алфавит. Это минимум, так как до школы кроха должен освоить речь более глубоко, он должен уметь писать хотя бы простейшие слова. Что еще? Читать и описывать картинки.
  6. Мышление . Представляете? Этот возраст освобождает вас от многих детских «почему». Малыш должен знать ответ на этот вопрос по многим моментам. Если его спросить, почему мама пошла в магазин, он объяснит, он даже сможет аргументировать свой выбор в отношении игрушки.

Это все поможет крохе не только хорошо учиться, но быстро освоиться в новом коллективе.

Дополнительный развивающий курс

Развитие малышат предполагает не только занятия по математике, но и не менее нужные уроки. Например, можно показать, как составить себе приблизительное расписание дня, как наблюдать за природой и т.д. .

А нужно ли учить кроху драться , как вы думаете? Многие родители идут на это не для того, чтобы малыш мог намахаться во всю кулаками, хоть, как физическая нагрузка, это очень полезно. Но и для того, чтобы карапуз был уверен в себе, когда кто-то его будет пытаться обидеть. Хоть порой защита словом куда более эффективна.

Плавать и нырять – тоже очень нужные навыки, которые не раз пригодятся карапузу во взрослом возрасте. И когда осваивать эту науку, как не в 5 лет, когда уже нет страха к воде, и кроха в отличной физической форме.

Умеет ли ваш малыш завязывать шнурки ? Познакомили ли вы его с тем, что два «заячьих ушка» переплетаются, и одно «ныряет» под другое, образовывая узелок? Вот, я уже плавно перехожу к тому, как учить. А вернее, какие игры интересны и понятны ребенку 5 года жизни

Как обучать малыша

Только в игре получится деткам освоить что-то новое, закрепить эту полезную информацию в памяти и помочь полюбить полученные навыки.

А как вы подходите к форме передачи информации? Что вы используете для этого? Поделитесь! Всем интересны не только новые и новаторские методики, но и давно опробованные способы обучения!

А мы с вами сейчас давайте применим игру, чтобы преподать урок чтения карапузу. Он уже знает имена буковок. Осталось понять, как научить малыша их произносить единым словом.

2 основных правила любой игры:

  1. Крохе интересны небольшие, 10-15 минут занятия! Учтите это!
  2. И еще, не всегда легко сосредоточиться малышонку. А потому важно заниматься только с его согласия.

Знаете, что больше всего нужно крохам в этом возрасте? Несмотря на все их стремление к самостоятельности, дети будут в восторге, если посадить их на руки, поставить перед ним большую и красочную книгу и, водя своим или его пальчикам по строкам, медленно и четко читать.

Не торопитесь закрывать книгу, пусть малыш посмотрит, как здорово, что из буковок получается рассказ. Если есть возможность, прочтите еще раз, по слогам.

Через пару-тройку занятий, кроха, где по памяти, где, потому что понял механизм взаимодействия букв и звуков, сам будет читать. И ему это будет интересно! Не торопитесь, занимайтесь так, словно это игра в буквы. И обязательно двигайтесь поэтапно, от простых слов, к более длинным.

И еще одно! Подыщите книгу с крупными буквами, и с коротким текстом на странице.

Поиск таланта

Я не раз говорю, что все дети талантливы! И их дар важно развивать. Это не обязательно вложение в поиск будущей профессией крохи, но обязательно поможет ему быть уверенным в себе и более счастливым от осознания красоты этого мира.

Традиционно, все родители обучают своих малышат рисованию, игре на каком-либо инструменте или пении. Порой можно попробовать найти талант в логических занятиях, таких, как шахматы. Или же в спорте; это могут быть, как домашние тренировки, так и в спортивных секциях.

Главное, чтобы все занятия были с учетом желания и личных особенностей детей. Не нужно равняться на других карапузов. Только тем стоит заниматься, что по-настоящему увлечет вашу кроху! Да и уровень программы уроков тоже стоит подбирать индивидуально.
Например, что должен уметь рисовать пятилетка? Простые фигуры, домики и людей. Его ручка и глаз могут уже четко прорисовывать и небольшие детали. Если показать преимущества карандашей, фломастеров и красок, ребенку будет очень интересны занятия рисованием.


Ваш ребенок – это ваше Золото, Сокровище и Радость. И он таковым останется на всю жизнь. Но как сделать ребенка полезным членом общества? Как все его таланты помочь раскрыться? Вот, что для нас было и остается важным. Эта статья – просто полезная и своевременная информация. Но все самое важное, а именно, претворение этих знаний в жизнь – за вами! А я со своей стороны, что могу – подскажу! Заходите в гости, подписывайтесь, приглашайте друзей, получайте всегда полезную информацию, будьте в курсе всех событий в мире детей! И я вам в этом помогу!

А на сегодня вынуждена попрощаться!