Декупаж абажура настольной лампы своими руками. Мастер-класс по декупажу: обновляем настольную лампу. Что мне понадобилось

Сейчас входит в моду украшать дом изделиями, сделанными самостоятельно. Уникальные вещи, предметы интерьера, выполненные в винтажном стиле или оформленные с помощью фотографий, лоскутков из бабушкиного сундука помогут сделать комнату необычной. Статья посвящена декорированию старого пластикового абажура настольной лампы в технике « ».
Часто перед тем, как что-то украшать, требуется отреставрировать поверхность. Расскажем о том, как укрепить и выровнять пластиковый абажур для последующей декоративной отделки.

Реставрация абажура под декупаж

Однажды я уже делала реставрацию и декупаж абажура, тогда изделие попалось мне со значительно меньшими изъянами, чем теперь. Кроме того, темный цвет выбранного мотива скрадывал все неровности света. А ведь абажур – это предмет, пропускающий свет, по определению.
Недавно мне в руки попала настольная лампа. Абажур ее имел четкие рисунки, растительные орнаменты. Рисунок хозяевам успел надоесть, а плюс ко всему имел дефекты: линии от шариковой ручки, нарисованные ребенком. При ближайшем рассмотрении стало заметно, что местами пластик лопнул.

Для декупажа этого абажура я решила взять светлые мотивы. Выбор пал на нежные тюльпаны на фоне деревянного орнамента, зелень и нежность цветков покорили меня.


В цвет серых оттенков салфетки присмотрела тесьму из хлопка (кружево) для обработки низа абажура.
О реставрации этого предмета интерьера хотелось бы рассказать подробнее.

Снятие старого покрытия

Ножка лампы белая, чтобы на нее не попала краска, закроем ее газетами.


Перед тем, как приступать к какому-либо вообще декорированию, следовало понять, что это за объект и из чего он изготовлен. Я увидела, что сам по себе абажур пластиковый, почти прозрачный, а сверху он обтянут тканью, которая вырезана по выкройке и плотно приклеена к поверхности.
Попытка осветлить ткань с помощью перекиси водорода ни к чему не привела, только пыль и грязь остались на вате.



Выяснилось, что рисунки пропечатаны на ткани, сам пластик рисунка не имеет.
Так же, путем прикладывания салфеток и кусочков старых обоев, я поняла, что цветы просвечивают в любом случае.



Стало ясно, что ткань нужно убирать. Будь она просто белой или кремовой, можно было попытаться делать декупаж прямо поверх нее.
Итак, избавляемся от старой ткани. Я нашла место шва и аккуратно стала отделять ткань от поверхности, на которую она приклеена. От времени клей потерял свои склеивающие свойства, и ткань отделялась легко, но не везде.


Делать это нужно очень осторожно: в нескольких местах, где были трещины, абажур успел лопнуть.


Я была готова уже завершить работу и отнести штуковину туда, где ей и место, то есть на помойку, но интерес к творчеству пересилил. Итак, трещины надо было реставрировать.

Реставрация, работа с трещинами

Как и в предыдущий раз, я начала реставрацию с изнанки (приклеивание небольших заплаток) и с лицевой стороны (приклеивание белых салфеток).



В прошлый раз я пользовалась вместо грунтовки белой краской: абажур был покрыт ровной бумагой одного цвета. Я начала выкрашивать пластик и сейчас.


И вот что я получила при включении лампы:


Все неровности, трещины, заплатки были отлично видны на свету. Стало понятно, что салфетка их не скроет. Надо было что-то делать. Несколько дней раздумий привели меня к тому, что краску нужно смывать (хорошо, что она не была водостойкой).
Под струей теплой воды, очень осторожно я оттерла губкой всю краску, не исключая и трещины. Заплатки все тоже смылись. И работа началась сначала.


Некоторое время я выбирала шпатлевку (грунтовку). Выбор остановила на акрилатной влагостойкой «шпаклевке» фирмы «Коллекция»: производитель обещает, что она идеально подходит под декоративные покрытия, а что такое салфеточный мотив, как не декоративное покрытие?


Я продолжила опыты по реставрации, причем все они производились при включенной лампе, чтобы оценить степень прозрачности. Трещины с изнанки и лицевой стороны (если не вогнуты) были заделаны несколькими слоями скотча (нарезала небольшими квадратами и приклеивала, стараясь избежать пузырей).


Вторым шагом стал первый слой грунтовки на лампу. Заделала сначала крупные трещины, потом стала наносить состав на всю поверхность.


И вот беда: ровно она ложилась лишь кое-где, в некоторых местах становилась гуще, в некоторых – пропускала свет. Я не отчаивалась, нанесла пасту и оставила высыхать на пару часов. По прошествии этого времени я попробовала шлифовать поверхность наждачной бумагой № 60 и обнаружила, что все неровности очень легко сгладить.


После высыхания первого слоя я (при включенной лампе!) начала наносить грунтовку гуще и смелее, широкими мазками, стараясь следить за тем, чтобы свет пропускался однородно. После того, как поверхность высохнет, ее можно будет отшлифовать, и она готова будет к дальнейшей работе.
После того как основная часть подсохла, можно добавить пасты на те места, где видны точки, трещинки или другие дефекты. Это удобно делать с помощью картона, используя его, как шпатель. Снова оставить высыхать, а можно и подсушить феном.


Вот как выглядит абажур после нанесения «шпаклевки» и шлифовки поверхности:


Теперь ясно, что салфеточный мотив будет хорошо виден и при включенной, и при выключенной лампе.

Окраска

После грунтования я просто крашу абажур серой краской. Тут есть еще один маленький секрет: я колерую (добавляю цвет) краску обычной акварелью. Водой ее, конечно, не развожу, но добавляю кусочек акварели в краску и долго перемешиваю, пока цвет не становится однородным.



Цвет надо попробовать в уголке: не темный ли? Если темный, добавим белой краски и снова перемешаем.


Теперь очень просто: крашу широкой кистью, выравнивая слой краски, если кое-где будет текстура в виде небольших царапинок, то это не страшно и даже интересно. Желательно все же красить в одном выбранном направлении (или сверху вниз, или по кругу).


Вот и все, теперь абажур готов к декорированию любым способом! Можно выполнить декупаж, а можно воспользоваться тесемками, или раскрасить акриловыми красками, нанеся выбранный узор.

Нежные лилии: декупаж абажура

Хозяйкам, которые любят и умеют делать прелестные вещички и предметы интерьера своими руками, будет интересно узнать о таком способе декорирования, как декупаж. Это оформление какой-либо поверхности с помощью цветных мотивов с трехслойных салфеток. Действительно, на сервировочных салфетках порой встречаются яркие, красивые рисунки, которые так и хочется перенести, например, на абажур. Такая настольная лампа будет хорошо смотреться и в спальне, и в гостиной, а мотивы для декупажа можно выбрать в соответствии с общим интерьером помещения.
В предыдущей части статьи мы уже подробно рассмотрели этапы подготовки поверхности к декорированию. Давайте подведем итоги.
Краска не подходит в качестве грунтовки, а реставрация белыми салфетками не подходит, так как просвечивает сквозь пластик. Трещины с изнанки мы заделали прозрачным скотчем, а потом нанесли на поверхность шпатлевку (грунтовку), которую затем долго шлифовали наждачной бумагой № 60.


Следующим шагом будет тщательная обработка этой пастой мелких трещин и неровностей.
После шлифовки нанесем два слоя краски, и наш абажур после высыхания будет готов к декорированию.

Подготовка салфеток и декупаж

После того, как поверхность высохла и готова к оформлению, требуется выбрать и подготовить салфетки. Качество изображения очень влияет на конечный вид оформляемой вещи.
Рекомендации по выбору салфеток:
трехслойные салфетки лучше, чем двухслойные;
выбирайте мотивы с учетом того, что их нужно будет вырезать, то есть без мелких деталей;
чем ярче цвета, тем лучше, не приобретайте сильно светлых и чересчур темных салфеток.
Перед тем, как начать украшать лампу, отделите от салфетки красочный слой, прогладьте складки с изнанки утюгом. После этого вырежьте мотивы.

Внимание! Можно сначала вырезать мотивы, потом разделить слои и только потом прогладить. Выберите удобный для себя вариант.

В качестве клея разведите обойный клей чуть жиже, чем для оклейки стен.
Продумайте композицию: приложите салфетки к абажуру, представьте готовое изделие. Если решение найдено и идея появилась, можно приступать к декупажу.
Нанесите клей широкой кистью на то место, где будет мотив. Затем приложите мотив красочной стороной вверх, стараясь, чтобы он приклеился посередине, а затем разгладьте края. Если все сделано правильно, салфетка станет сама ложиться ровно, нужно будет только слегка ей помочь. Такая бумага очень тонкая, и обращаться с ней нужно деликатно. Можно сказать, что права на ошибку тут нет.



Постепенно заклейте мотивами всю поверхность или ее часть, в соответствии с вашей идеей. В зависимости от мотива, рисунок нужно совмещать полностью или частично. Некоторым узорам совпадение не требуется.

Финальные штрихи

Оформите (подклейте) верх лампы.


Посмотрите на получившийся рисунок: быть может, он требует дорисовки какого-то элемента. В данном случае я простым карандашом отметила цветы, которые попали на светлый фон.
Лаком будет служить слой прозрачного обойного клея. Высыхает он за пару часов.
Для обработки низа лампы я взяла тесьму серого цвета, подходящую по стилю. Фиксирую ее на несколько капель клея из клеевого пистолета.



1. Абажур.
2. Грунтовка или шпатлевка с указанием: «под декоративное покрытие».
3. Наждачная бумага.
4. Кисти.
5. Акварельные краски.
6. Водостойкая краска белого цвета.
7. Салфетки с подходящими мотивами.
8. Тесьма.
9. Ножницы.
10. Клеевой пистолет.
11. Скотч.

Всем известно, что декупажницы имеют особое пристрастие к вещам, уже не новым, которые можно переделать, отреставрировать, облагородить.

Вот и у моих свекров на чердаке нашелся подходящий кандидат – чуть-чуть треснувший абажур из оргстекла, который просто просил «Помоги мне! Я тоже хочу быть красивым!» Ну что ж сделать – пришлось забрать его с собой. Итак,

Мастер-класс по прямому и обратному декупажу абажура своими руками

Работа предстояла сложная – совместить прямой, обратный декупаж, сложный фон, причем все это в благородных коричнево-красных тонах.

Что мне понадобилось:

  1. Ацетон и вата
  2. Распечатки на кальке
  3. Ножницы
  4. Декупажный клей, лак
  5. Акриловые краски
  6. Трафарет и губка
  7. Мордан (клей для потали)
  8. Полиуритановый лак для потали
  9. Поталь в обрезках
  10. Ткань, чтобы скрыть провода

Сначала покажу, каким был абажур до декупажа. Здесь с одной стороны аэрозольная серебряная краска с каким-то набрызгом, с другой – оргстекло. Разбираем конструкцию, счищаем старую краску ацетоном (ох, самое трудное во всей работе).



Часть 1. Обратный декупаж абажура из оргстекла

1. Готовим распечатки. Розы будут внутри, чудесные гравюры Alice Mary Havers – снаружи. При этом я буду декорировать только внешнюю часть абажура, внутри оставлю оргстекло.

Вырезанные по контуру розы приклеиваю вразброс. Поскольку это обратный декупаж, то приклеиваю их лицом к абажуру.

2. Дальше буду делать узоры поталевой крошкой. Набираю на губку совсем немного клея для потали.

Прикладываю трафарет к абажуру в нужном месте.
Прочпокиваю губкой с клеем для потали через трафарет. Наношу очень тонкий слой клея, смотрю, чтобы он не затекал под трафарет, иначе рисунок будет нечетким, смазанным. Клей в жидком виде белый, при высыхании становится прозрачным и липким. Но я наношу его таким тонким слоем, что он у меня практически сразу высыхает и становится прозрачным и липким.
Кстати, трафарет нужно сразу же мыть!

Беру веерную кисть, набираю на нее поталевую крошку.

Накладываю поталь на то место, где у меня прочпокано клеем.

Аккуратно приглаживаю поталь, лишнее убираю. Получается узор, потому что поталь приклеилась только в том месте, где клей попал в трафаретные промежутки.

Обратите внимание! Мои распечатки сделаны на кальке. А ее не обязательно покрывать лаком при обратном декупаже, потому что она плотная и через нее белая краска не сможет просочиться на лицевую сторону.

3. Размешиваем на палитре нужные оттенки красок – будем делать сложный фон. Я смешивала цвета, которые уже есть на самих розах: бледно-розовый, оранжево-коричневый, темно-коричнево-красный, слоновую кость и др.

Прочпокиваем губкой эти цвета вокруг мотивов по принципу цветной дымки – коричневым вокруг коричневых краев, темно-зеленым вокруг темно-зеленых стеблей. При этом очень важно оставить промежутки между участками краски – они нам понадобятся.

5. И завершающим этапом для этой стороны прочпокиваем весь абажур слоновой костью. Тем самым мы высветляем мотивы, заполняем все оставшиеся промежутки и смягчаем дымку.

Хотите увидеть, что получилось? Потерпите немного:)

Часть 2. Прямой декупаж абажура из оргстекла.

6. Приклеиваем гравюры и оставшиеся фрагменты винтажной распечатки.

Смешиваем еще несколько оттенков краски – те, которые есть на гравюрах и те, которые были у нас на внутренней стороне (чтобы внешняя и внутренняя стороны не очень отличались друг от друга по оттенкам). Зачпокиваем фон вокруг фрагментов винтажной распечатки, везде в остальных местах, и только вокруг гравюр пока оставляем место: поскольку гравюры не имеют своего фона, а имеют четкие края, то их придется сливать с фоном по-другому, прочпокивания здесь будет мало.



Наша задача – сделать так, чтобы гравюры не казались вырванными из окружения, а были с ним в гармоничном единстве. Берем распушенную кисточку №5 и наносим краску вокруг гравюр мазками, пятнами, снизу темнее, сверху – по-разному, так, как это мог бы сделать художник.

Повторяем трафаретные поталевые рисунки, покрываем их полиуритановым лаком — чтобы поталь не окислялась.

Теперь абажур нужно покрыть большим количеством слоев лака, желательно самовыравнивающегося. Этим я займусь попозже, как только куплю такой лак. А пока нужно привести в соответствие остальные части абажура: покрасить пластмассу, предварительно ее обезжирив и покрыв лаком на неводной основе. А вот провод покрасить не получится, поэтому нужно спрятать его под ткань. Берем подходящую по цвету ткань и разводим те же цвета красок, что и для подрисовки.



Прокрашиваем ткань по всей длине, сшиваем ее в трубочку и надеваем на провод. Сверху и снизу фиксируем клеем. Этот абажур регулируется по высоте, поэтому трубочка из ткани по длине должна быть равна проводу в самом длинном положении. А когда провод находится в коротком положении, из трубочки получается гармошка.

Готовый абажур (осталось только покрыть лаком — слоями так 20):

И внутри…

Для проведения работ в технике декупаж, потребуется следующий набор принадлежностей:

Непосредственно сам абажур;
- салфетки, или распечатанные фрагменты картинок;
- ткань для декупажа;
- ножницы;
- кисточка;
- грунтовка;
- акриловые краски;
- клей ПВА или специальный клей для декупажа;
- акриловый лак (лаковый или глянцевый);
- кракелюр (необходим, когда хочется искусственно состарить вещь);
- шпатлевка или структурная паста для придания желаемого объема в определенных местах абажура.

Некоторые компоненты можно заменять на альтернативные, в зависимости от желаемого результата.

Как сделать декупаж абажура?

Для начала нужно полностью разобрать абажур. Плафон лучше хорошенько вымыть и высушить. Затем его необходимо обезжирить и покрыть несколькими слоями грунтовки или акриловой краски. Поверх высохшего слоя грунтовки наносится клей.

Когда весь абажур будет покрыт слоем клея, приложите выбранную ткань, бумагу или салфетку. При использовании ткани или бумаги перед работой ее нужно прогладить теплым утюгом, а из салфетки понадобится только верхний слой. Если вы используете распечатанную картинку, то ее нужно предварительно обработать лаком, а ткань покрывается тем же клеем, что и плафон, но только с одной стороны.

Подготовленные узоры аккуратно укладывайте на абажур, совмещая рисунки, и обязательно разгладьте их так, чтобы удалить все скопившиеся под материалом пузырьки воздуха. На округлых участках плафона лучше немного надрезать ткань или салфетку. Так получится избежать лишних швов и накладок.

Когда узор будет выложен по всей поверхности абажура, его необходимо аккуратно покрыть клеем. Использовать для этого надо кисть, однако действовать нужно крайне осторожно, особенно при работе с таким тонким материалом, как салфетка.

Затем изделие должно полностью высохнуть. В среднем на это уходит около суток. Абажур должен просохнуть весь.

Если хочется придать дополнительный объем некоторым деталям абажура либо сделать собственные новые элементы, воспользуйтесь структурной пастой, а чтобы придать старину выбранной картинке или узору, понадобится кракелюр. На материале получатся небольшие трещинки и окончательный вариант будет выглядеть так, как будто это купленный на заказ винтажный абажур.

Перед завершением декорирования абажура покройте его слоем лака, дайте высохнуть. Работа окончена, можно собирать новый объект декора.

Кстати, применить технику декупажа можно не только к абажуру, а проделать все то же самое с другими частями светильника, например место крепления абажура или саму его ножку. Такой прием поможет придать завершенность декору.

Если интерьеру не хватает индивидуальности, самое время обновить его и сделать что-то своими руками. Дизайнер Наталья Король предлагает переделать старый светильник с помощью техники декупажа.

Материалы и инструменты для изготовления светильника:

  • основание лампы (настольной или подвесной)
  • абажур
  • трехслойные салфетки с рисунком
  • клей ПВА
  • акриловая краска
  • лак-аэрозоль

Как сделать оригинальный светильник

Первым делом наносим на абажур слой белой краски, и, пока она сохнет, отделяет от салфеток рисунок, который будем наносить на лампу. Не переживайте, если края салфеток будут рваными - это только облегчит нам задачу.

Следующий слой краски - декоративный. Мы выбрали золотую краску, которую наносим с помощью губки.

Сразу же, не дожидаясь высыхания краски, прикладывает кусочки салфеток и закрепляем их кисточкой с клеем ПВА. Необходимо, чтобы клей пропитал полностью салфетки и выровнял их с фоном абажура.

Даем краске подсохнуть и для закрепления эффекта сбрызгиваем абажур прозрачным аэрозолем. В качестве альтернативы подойдет обычный лак для волос.

Основание нашего светильника можно также украсить оставшейся краской и другим декором. Наша лампа готова - осталось лишь вкрутить лампочку.