Духовно-практическая деятельность человека. Существующие виды духовной деятельности Отличие духовной деятельности от практической

Духовная жизнь общества - область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смысла жизненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия.

Генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражений объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира. Разумеется, речь не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, «узловых» моментов. При этом создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает принципиальной автономностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку в конечном счете это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире.

Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и индивидуальное сознание.

Элементами духовной жизни общества принято считать также:

духовные потребности;

духовную деятельность и производство;

духовные ценности;

духовное потребление;

духовные отношения;

проявления межличностного духовного общения.

Духовная деятельность изменяет сознания людей.

Духовно-теоретическая – это производство духовных ценностей: мыслей, теорий, образов, обретающих форму научных и трудовых произведений.

Духовно-практическая - это сохранение, воспроизведение, распространение и потребление духовных ценностей. Это деятельность, результатом которой является сохранение сознания людей.

Понятие культуры и ее функции.

«Культура» происходит от лат. «возделывание», «воспитание», «образование». Само понятие вошло в обиход лишь во второй половине XVIII века, хотя представление о культуре существует на разных этапах истории.

В «пайдейе», т.е. воспитанности греки видели свое главное отличие от некультурных варваров. В Китае это понятие именуется «жень», в Индии – «дхарма».

Подходы к осмыслению феномена культуры:

1) Деятельный:

Культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности, способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общества, своего рода социальный ген жизнедеятельности людей, основа творческой активности человека.

Аксиологический:

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, сложная система идеалов, целей, смыслов, значимых для человека.

3) Семиотический (знаковый):

Способность культуры выступать в качестве знакового механизма передачи опыта через определенный социокод, т.е. знаками закрепленную совокупность деятельных схем. Эти схемы обеспечивают социальное наследование. Человек их усваивает в процессе обучения, воспитания трудовой деятельностью.

4) Социологический подход:

Культура – социальный институт, определяющий нормы поведения людей в различных подсистемах культуры.

5) Гуманитарный подход:

Выделяет в культуре аспекты, направленные на духовно-нравственное совершенствование человека.

Культура – своеобразный генотип общества, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и духовных ценностей, в отношении человека к природе, самому себе и другим людям.

Культура делится на материальную и духовную. К первой относится все то, что создано людьми. Духовная культура – существование духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Вообще деление культуры на материальную и духовную весьма условно, т.к. в чистом виде они просто не существуют.

Функции

1. Главная функция - гуманистическая функция.

2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной.

3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей.

4. Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.

5. Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею.. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Массовая и элитарная культуры.

Элитарная (высокая) культура:

Создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она трудна для понимания неподготовленного человека, требует специальных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа для восприятия.

Массовая культура:

Специфическая разновидность духовной культуры, ориентированной на среднего потребителя и предполагающая возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Выражает иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени. Иначе массовую культуру называют поп-культурой или ки(т)чем. Появилась она в середине ХХ века.

Субкультура:

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Отличается от господствующей культуры, или же враждебна ей (иначе именуется контр культурой).

Молодежная субкультура:

Молодежь создает собственную субкультуру: жаргонный язык (сленг), моды, музыка, нравственный климат. Ее особенность от прочих объясняется избытком жизненной энергии, богатством воображения, отсутствием у большинства ее создателей экономической и социальной самостоятельности.

Понятие контр культура имеет два значения:

1) Совокупность мировоззренческих установок, поведенческих нормативов и форм духовно-нравственного освоения мира. Альтернативна общепринятому официальному мировоззрению.

2) Специфическая субкультура, порожденная молодежным бунтом 60-ых – начала 70-ых годов, основанная на утопическом стремлении вернуть человека западной цивилизации к его естественному состоянию.

Для контр культуры характерно обращение к неортодоксальной духовной традиции и изотерическим практикам (мистицизм, шаманизм, йога и пр.)

Народная культура:

Создается анонимными творцами. Это мифы, легенды, эпос, песни, танцы и пр.

Уроки открывают тему «Деятельность и духовный мир человека» и создают базу для последующих уроков этой темы, а также для темы «Духовные ценности современной цивилизации», которая изучается в конце курса «Человек и общество».

Цель уроков - дать представление о различных видах деятельности в духовной сфере, ее отличиях от деятельности в сфере материального производства. Эта подтема призвана раскрыть высокую ценность духовной деятельности, ее значение для общества и каждого человека.

К этим урокам учащимся предлагается повторить § 3 «Мотивы деятельности» и § 4 (тексты, озаглавленные «Виды деятельности» и «Творческая деятельность»). Целесообразно также скоординировать работу по данной подтеме с учителем литературы.

План изучения нового материала

1. Сущность и виды духовной деятельности.

2. Духовное производство.

3. Сохранение и распространение духовных ценностей:

а) роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей;

б) роль библиотек;

в) роль архивов;

г) роль школы;

д) роль средств массовой информации.

4. Духовное потребление:

а) особенности духовного потребления;

б) духовное потребление и духовные запросы человека.

Подготовиться к урокам учителю поможет пособие: Человек и общество / Под ред. В. И. Купцова. - Кн. 2. Сферы общественной жизни. - М., 1993. - Разд. 3. Жизнь науки, 4. Мир искусства, 5. Религия в истории общества. Полезно привлечь материал из учебных пособий для учащихся: Малышевский А. Ф . Мир человека. - М., 1997. - § 15; Гуревич П. С. Человек. - М., 1995. - Тема VIII. К этим пособиям можно адресовать учащихся, проявивших повышенный интерес к теме.

Материал по изучаемой подтеме можно найти также в кн.: Социальная философия / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М., 1995. - Гл. 7, § 7. Социальная природа и содержание духовной жизни.

В ходе работы целесообразно использовать: Школьный философский словарь / Под ред. А. Ф. Малышевского. - М., 1995; Гуревич П. С. Философский словарь. - М., 1997; Словарь-справочник «Человек и общество». Философия / Сост. И. Д. Коротец и др. - Ростов-на-Дону; М., 1996.

1 . В начале урока рассматриваются понятия «духовная жизнь», «духовная деятельность». С этой целью полезно обратиться к «Школьному философскому словарю». Учащимся предлагается найти в нем статью «Душа и дух» и обратить внимание на их характеристику как философских понятий, обозначающих два слоя «идеальности мира, две ступени его причастности к сознанию, наиболее полно воплощенные в человеке». Душа здесь определяется как «совокупность психических характеристик личности, всего того, что происходит в нас». Духовное же не сводится только к индивидуальному, а составляет особую сферу действительности, для которой характерны специфические проявления духа - язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному относятся также высшие ценности человеческого существования - свобода, любовь, творчество, вера. Интересная работа может быть проведена с «Философским словарем» П. С. Гуревича, где дается определение понятия «дух», суждения о нем мыслителей, а также вопросы и задания.



Учащимся предлагается вспомнить содержание духовной деятельности (§ 4). Называемые учащимися познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность - это один из вариантов классификации видов духовной деятельности.

В § 13 представлен иной вариант классификации видов духовной деятельности. Последующее изучение подтемы осуществляется в соответствии с этой классификацией.

2 . Рассмотрение духовного производства проводится путем сравнения его с материальным. Начать целесообразно с вопросов: 1. Что такое творческая деятельность? 2. В чем ее особенности?

Нуждается в пояснениях краткая, но неполная формула: духовное производство - это производство идей, а материальное - это производство вещей. Выше в учебнике дан более полный перечень продуктов духовного производства; кроме идей, они включают в себя также теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать форму научных, философских, художественных произведений. Иными словами, духовное производство - это научное и художественное творчество, философия, т. е. создание научных знаний, художественных образов, философских идей.



Отличия и связь материального и духовного производства раскрываются на основе текста учебника.

Учащимся можно предложить следующее задание:

Сборник избранных произведений А. С. Пушкина выпущен в двух вариантах: первый - массовым тиражом, второй - небольшим тиражом в качестве подарочного издания. Состав включенных в них произведений одинаков. Однако во втором варианте цена одной книги в четыре раза больше, чем в первом. О чем это говорит? Как вы думаете, какие отличия одного варианта издания от другого вызвали разницу в цене?

Очевидно, что значимость духовных ценностей, самих произведений, включенных в сборник, неизменна. Различие, скорее всего, в материальных носителях идей и образов, созданных поэтом. Бумага, краски, переплет, оформление могут существенно различаться, но это продукт главным образом материального производства (следует учесть возможность включения в подарочное издание иллюстраций и других элементов оформления книги, которые сами по себе являются продуктом духовного производства - творчества художника).

Необходимость профессиональной подготовки писателей, художников, актеров, музыкантов можно проиллюстрировать существованием профессиональных учебных заведений. Так, в Москве работают Академия живописи, ваяния и зодчества; Академия хорового искусства; Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова; Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина; Высшая школа-студия при МХАТе им. А. П. Чехова; Литературный институт им. А. М. Горького; Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Московский государственный хореографический институт; Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова; Российская Академия музыки им. Гнесиных и др.

Что же касается ученых, философов, то учащиеся хорошо понимают, что без высшего профессионального образования продуктивная деятельность в этих областях невозможна.

Желательно также показать еще одну особенность духовного творчества - удовлетворение не только общественной потребности в том или ином произведении, но и внутренней потребности автора в самовыражении, реализации своих способностей.

Известно, что каждый актер по-своему трактует образ, и перед зрителем раскрываются совершенно разные стороны пьесы. Так, в балете С. Прокофьева Галина Уланова трактовала образ Золушки в лирико-драматическом ключе, передавая всю безысходность, трагизм положения своей героини. В исполнении Ольги Лепешинской образ Золушки обретал более светлые, жизнерадостные тона, соответствующие творческой индивидуальности этой балерины.

Нельзя перепутать творческие манеры Рембрандта, В. И. Сурикова, И. Е. Репина, М. А. Врубеля, И. И. Левитана, А. А. Пластова и др. В особой творческой манере проявляется огромное мастерство прославленных художников.

Какие бы произведения художественного творчества мы ни взяли, они всегда согреты индивидуальными переживаниями, чувствами, размышлениями; они всегда воплощают в себе внутренний мир человека, хотя во многих случаях чувства и мысли не являются прямой проекцией авторского «Я».

Можно использовать на уроке соответствующие высказывания мыслителей. Так, Л. Н. Толстой писал: «Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что ж! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу. Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем знакомее и роднее, - не только в художественных, но и в научных философских сочинениях, как бы он ни старался быть объективен - пускай Кант, пускай Спиноза, - мы видим, я вижу душу только, ум, характер человека пишущего» (Толстой Л. Н. Письмо Страхову, 3 сентября 1892 г.).

Уместно вспомнить четверостишие А. Твардовского:

Учитель обратит внимание учащихся на последнюю строку, в которой отражено стремление автора выразить именно свое собственное настроение. На уроке целесообразно обсудить задание 2 к § 13 учебника.

Рассмотрение второго вопроса плана завершается чтением последнего абзаца в тексте, озаглавленном «Духовное производство». Этот текст как бы перебрасывает мостик к следующему пункту плана.

3 . Изучение вопроса о сохранении и распространении духовных ценностей может быть организовано в трех вариантах.

Вариант 1 предполагает заблаговременную подготовку желающими учащимися небольших сообщений (3-5 мин) на тему «Роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей», то же - о роли библиотек, архивов, школы, средств массовой информации. Эти сообщения заслушиваются на уроке.

Вариант 2. Самостоятельное чтение текста учебника, озаглавленного «Сохранение и распространение духовных ценностей», с заполнением в тетради таблицы с тем же названием по следующей форме:

Вариант 3. Изложение материала самим учителем с акцентом на характеристику разновидностей деятельности по сохранению и распространению духовных ценностей. По ходу этой работы организуется выполнение заданий 7, 10, 11 к § 13 учебника.

Учащиеся узнают, что первые музейные собрания возникли в Древней Греции. В России первый публичный музей был открыт в начале ХVIII в. Сегодня существует большое количество музеев, разнообразие которых отмечено в учебнике.

В качестве примера целесообразно привести музей, ближайший по отношению к школе. Учащимся предлагается ответить на вопросы: 1. Посещали ли они этот музей? 2. Каково содержание работы этого музея?

Примером крупного музея может служить Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, созданный в 1912 г. Его собрание занимает второе место после Эрмитажа. Это несколько сотен тысяч произведений искусства, включая произведения великих мастеров Рембрандта, Рубенса, П. Сезанна, О. Ренуара, П. Пикассо и др. Среди ценностей музея - собрание французской живописи конца ХIХ - начала ХХ в. Оно одно из богатейших в мире. В музее хранятся многочисленные археологические находки.

Музей ведет большую научную работу, реставрацию памятников культуры, ежедневно в нем проводится много экскурсий, читаются лекции.

Большим событием стало открытие в Москве в 1997 г. после 10-летнего ремонта Государственного исторического музея.

Библиотеки знакомы любому ученику. Желательно сосредоточить внимание на содержании работы библиотекаря.

Архивы , в отличие от библиотек и музеев, - это учреждения, с которыми учащиеся не знакомы. Характеризуя архивы, учитель отметит, что архивариус - это хранитель архивных документов, сотрудник архива. Работа архивариуса требует широкого круга знаний, и в частности в области архивоведения - комплексной дисциплины, изучающей историю, организацию, теорию и практику работы архивов в области учета, описания, обеспечения сохранности документов.

Особое значение имеет разговор на уроке о деятельности школы и учителя. Функции школы могут быть раскрыты с опорой на «Закон об образовании».

Деятельность учителя нашла всестороннее освещение в кн.: Учитель. Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы / Ред.-сост. Д. Брудный. - М., 1991. Использование сборника позволит раскрыть значение педагогической деятельности в формировании духовного мира молодого человека.

На уроке можно использовать, например, такие суждения К. Д. Ушинского: «Конечно, не всякий педагог-практик должен быть ученым и глубоким психологом, двигать науку вперед и способствовать созданию, испытанию на деле и направлению психологической системы: эта обязанность лежит вообще на педагогах, потому что это единственный класс людей, для практической деятельности которых изучение духовной стороны человека является также необходимым, как для медика изучение телесной. Но от каждого педагога-практика можно и должно требовать, чтобы он добросовестно и сознательно выполнял долг свой и, взявшись за воспитание духовной стороны человека, употреблял все зависящие от него средства, чтобы познакомиться, сколько возможно ближе, с предметом деятельности всей своей жизни...»

Учащимся можно предложить проанализировать структуру деятельности учителя по изученной общей формуле: цель - средства-действия, направленные на достижение цели, - результат. В этой связи следует напомнить, что ученик не только объект деятельности учителя, но и активный субъект учебного процесса (анализ деятельности ученика ребятам предлагалось провести при изучении § 3). Результаты обучения, таким образом, являются результатом сочетания двух видов деятельности: педагогической деятельности учителя и учебной деятельности ученика.

Целесообразно хотя бы упомянуть на уроке различные учреждения культуры, и прежде всего театр. Как говорил итальянский драматург К. Гоцци, «мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой». Распространению духовных ценностей способствуют и газеты, журналы, радио, телевидение. Миллионы людей слушают по радио музыку, смотрят кинофильмы и спектакли по телевидению, знакомятся с мыслями ученых, деятелей культуры, других специалистов. Правда, средства массовой информации не всегда распространяют подлинные духовные ценности. Большие надежды в связи с этим возлагаются на организованный в 1997 г. телеканал «Культура». Помимо учреждений и организаций, распространяющих духовные ценности, которые названы в учебнике, следует назвать Церковь. Она вносит заметный вклад в духовную жизнь общества, проповедуя веру, любовь, нравственность.

Об этом речь пойдет при изучении § 46 «Религия в современном мире».

4 . Изучение вопроса о духовном потреблении начинается с рассмотрения духовных потребностей . Учащимся ставится вопрос: какую роль в мотивах деятельности играют потребности? (Чтобы ответить на вопрос, ребята должны вспомнить материал § 3 «Мотивы деятельности».)

Затем характеризуются духовные потребности. Это можно сделать на базе текста § 13 учебника либо на основе раздела «Человеческие потребности» в пособии П. С. Гуревича «Человек» (тема VI). Этот текст может быть рекомендован учащимся, заинтересовавшимся данной подтемой.

Духовные потребности - это внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению.

Обобщенная характеристика духовных потребностей содержится в «Психологическом словаре»: «С категорией „духовность“ соотносится потребность познания - мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ» (Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М., 1990. - С. 112).

Взаимосвязь духовных потребностей с духовным производством и распространением духовных ценностей и их потреблением можно отразить в схеме:

В схеме обозначены связи, требующие пояснения:

1, 2. Духовные потребности стимулируют деятельность по производству и распространению духовных ценностей.

3. Распространение духовных ценностей позволяет удовлетворить духовные потребности путем потребления духовных ценностей.

4, 5. Производство и распространение духовных ценностей рождает новые духовные потребности.

6. Духовное потребление стимулирует возникновение новых потребностей.

7, 8 очевидны, и учащиеся поясняют их самостоятельно.

Затем рассматриваются особенности потребления духовных ценностей и его отличия от потребления материальных благ.

Первая особенность , раскрытая в учебнике: «Духовные ценности, выступающие предметом потребления, в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становятся его принадлежностью». Аргументация этого утверждения дана в учебнике.

Дополнительные аргументы нужны для обоснования второй особенности , суть которой состоит в том, что процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духовного производства, а потребление духовных ценностей зависит прежде всего от самого субъекта этой деятельности, от его запросов. Обоснование этих утверждений требует учета специфики таких продуктов духовного творчества, как литература и искусство, а именно:

1. Привлекательность художественного произведения может привести к тому, что человек воспринимает и переживает эстетически позитивно не только социально-положительное, но и социально-отрицательное явление (нередко так воспринимаются сцены насилия в занимательном фильме). Это зависит от уровня интеллектуального, нравственного, эстетического развития индивида, от его социальной направленности.

2. Искусство использует различные средства условности - знаки, символы, различные формы, обобщающие художественную информацию, в нем имеется элемент недосказанности. Человек, воспринимающий произведение искусства, должен что-то взять на себя. Осмысление и переживание воспринятого и в этом случае зависит от развития личности.

3. Восприятие искусства носит ассоциативный характер, т. е. порождает различные ассоциации. Произведения искусства обязательно сравниваются с личным опытом, причем сравнение это бывает не только логическим, но и эмоционально-чувственным. Ассоциативный характер воздействия искусства находится в прямой зависимости от предшествующего опыта человека, от уровня его образования и воспитания. Высокий культурный уровень, жизненный опыт, интерес к гуманитарным проблемам и склонность к рефлексии в этой области, знание различных художественных течений - от этого зависит богатство и содержательная ассоциативность фонда.

Полноценное восприятие искусства и литературы невозможно, если человек не владеет в определенной степени приемами «декодирования»: он должен понимать особенности языка искусства, способы художественного отображения действительности (см.: Сафронов В. Ф. Эстетическое сознание и духовный мир личности. - М., 1984. - С. 78-88; Проблемы социологии и психологии чтения / Под ред. Э. Г. Храстецкого. - М., 1975. - С. 130-161).

Учащимся можно предложить задание:

Какие особенности потребления духовных ценностей нашли отражение в пословицах?

Ум без книги, что птица без крыльев.

Глядит в книгу, а видит фигу.

Хороша книга, да чтец плох.

Книга книгой, а своим умом двигай.

Кто много читает, тот много знает.

Желательно интерпретировать каждую пословицу.

Целесообразно также обсудить задания 5 и 12 к § 13 учебника.

В заключение урока учащимся предлагается прочитать последний абзац § 13, обратив внимание на завершающую фразу.

В ходе домашней работы над текстом § 13 выполняются задания 1, 4, 9.

В наше время духовная жизнь рассматривается как два понятия. Во-первых, она является основным процессом существования общества, включая в себя множество социальных моментов. Для нормального существования люди должны заниматься материально-производственной деятельностью. Но также они не могут не включать в свою жизнь духовный вид деятельности, удовлетворяя потребности в этой сфере и получая все необходимые для этого знания. Общество живёт духовно и материально. Эти влияют на социальное

Какие разновидности можно выделить

Существуют следующие виды деятельности - практическая, и духовная - теоретическая. Последний создает новые теории и мысли, осуществляет идеи. В результате они становятся очень ценными и являются духовным достоянием общества. Они могут иметь любую форму: литературное произведение, научный трактат, предмет живописи. Теоретические виды духовной деятельности характеризуются тем, что какой бы ни была форма их проявления, они всегда будут нести в себе идею, придуманную автором, и его взгляды на мир и окружающую действительность.

Что собой представляет практическая деятельность

Практические виды духовной деятельности направлены на изучение, понимание и сохранение полученных знаний и ценностей. В процессе изучения общество изменяет собственное мировоззрение и просвещается за счет трудов музыкантов, художников, мыслителей и литературных гениев. Для сохранения полученных знаний создаются музеи, архивы, библиотеки, галереи. При помощи них передаются от поколения к поколению.

Зачем необходима духовная деятельность

Главной целью, на достижение которой направлены виды духовной деятельности, считается стремление людей к совершенствованию. Общество имеет различные потребности. Основными из них считаются материальные, которые подразумевают под собой средства, необходимые для существования человека, социальные - средство развития человека в обществе, и духовные - способ самосовершенствования. Они вызывают в людях любовь к прекрасному, в результате чего люди стремятся сделать для себя открытия и видеть красоту во всем. Большинство из них начинают создавать что-то новое, необходимое людям. Причем создатель делает это в первую очередь для себя, так как способен реализовать свои идеи и раскрыть таланты.

Духовная деятельность в настоящее время необходима

Люди, принимающие эти творения, являются потребителями духовных ценностей. Они нуждается в таких духовных потребностях, как: живопись, музыка, поэзия и познания в различных сферах. Поэтому можно смело сказать, что виды духовной деятельности в настоящее время очень важны для развития общества. И про них забывать ни в коем случа нельзя, так как это может привести к непредсказуемым ситуациям. Да и вряд ли человек сможет долго прожить без духовного отдыха, который сможет помочь сбросить эмоциональную напряженность.

В начале урока предлагаю провести эксперимент: перед вами на доске записаны два слова «дух» и «духовный» (слайд 2). Объясните, как вы понимаете смысл данных понятий, а для этого вам поможет «Школьный философский словарь».

Из прочитанных вами определения сделаем вывод душевное не сводится только к индивидуальному, а составляет особую сферу действительности, для которой характерны специфические проявления духа – язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному также относится высшие ценности человеческого существования - свобода, любовь, творчество, вера. Запишите определения «дух» и «духовный» в тетрадь (слайд 3).

Ребята, вспомните содержание духовной деятельности. Это один из вариантов классификаций видов духовной деятельности. В материале который мы с вами сегодня изучаем представлен иной вариант видов духовной деятельности – это духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность. Последующее изучение подтемы будет осуществляться в соответствии с этой классификацией.

Ребята что такое творческая деятельность? В чём её особенность?

Духовное производство – это производство идей, а материальная это производство вещей. Что же ещё является перечнем продуктов духовного производства? Кроме идей она включает в себя также теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать. Иными словами, духовное производство – это научное и художественное творчество, философия, т.е. создание научных знаний, художественных образов, философских идей. А что бы раскрыть отличия и связь материального и духовного производства обратимся к тексту учебника на странице 97.

Сейчас мы с вами прочитаем отрывок из текста и я вам задам вопросы. Сборник избранных произведений А.С. Пушкина выпущен в двух вариантах: первый-массовым тиражом, второй-небольшим тиражом в качестве подарочного издания. Состав включённых в них произведений одинаков. Однако во втором варианте цена одной книги в четыре раза больше, чем первой.

О чём это говорит? Как вы думаете, какие отличия одного варианта издания от другого вызвали разницу в цене? (слайд 4)

Как и для деятельности учителя или инженера, водителя или маркетолога, профессия художника, актёра, музыканта требует приобретения профессиональных навыков, эти навыки они получают в профессиональных учебных заведениях. Так в Москве работает Академия живописи, ваяния и зодчества; Академия хорового искусства; Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова; Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина; Высшая школа-студия при МХАТе им. А.П. Чехова; Литературный институт им. Горького; Московская государственная консерватория им А.П. Чайковского; Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Вы должны хорошо понимать что без профессионального образования продуктивная деятельность в этих областях невозможна. Духовное творчество удовлетворяет не только общественные потребности в том или ином произведении, но и внутренние потребности самого автора в самовыражении, реализации своих способностей.

Известно, что каждый актёр по-своему трактует образ, и перед зрителем раскрываются совершенно разные стороны пьесы. Так, в балете С. Прокофьева Галина Уланова трактовала образ Золушки в лирико-драматическом ключе, передавая всю безысходность, трагизм положения своей героини. В исполнении О.Лепешинской образ Золушки обретал более светлые, жизнерадостные тона, соответствующие творческой индивидуальности этой балерины. Нельзя перепутать творческие манеры Рембрандта, В.И. Сурикова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана и др. В особой творческой манере проявляется огромное мастерство прославленных художников. Какие бы произведения художественного творчества мы ни взяли, они всегда согреты индивидуальными переживаниями, чувствами, размышлениями; они всегда воплощают в себе внутренний мир человека, хотя во многих случаях чувства и мысли не являются прямой проекцией авторского «Я».

Так, Л.Н. Толстой писал «Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что ж! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранные узнают себя, свою душу. Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее и роднее, – не только в художественных но и в научных философских сочинениях, как бы он ни старался быть объективен – пускай Кант, пускай Спиноза, – мы видим, я вижу душу, только, ум, характер человека пишущего» (Толстой Л.Н. Письмо Страхову, 3 сентября 1892 г.) (слайд 5).

Давайте сделаем некоторые выводы. Для этого прочитаем последний абзац в тексте, озаглавленном «Духовное производство».

Как же сохранить и распространить духовные ценности? Ответ на этот вопрос дадут нам ребята, которые подготовили сообщения на тему: «Роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей», то же - о роли библиотек, архивов, школы, средств массовой информации. На сообщения вам 5 минут.

Итак из прослушанных вами сообщений сделаем вывод. Архивы, библиотеки, музеи – это не только хранилища; древние египтяне называли их «домами жизни», подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранениии и передаче культурного наследия.

Какую же роль играет театр в сохранении духовных ценностей? Как говорил итальянский драматург К. Гоцци, «мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой». Распространению духовных ценностей способствуют и газеты, журналы, радио, телевидение. Миллионы людей слушают по радио музыку, смотрят кинофильмы и спектакли по телевидению, знакомятся с мыслями ученых, деятелей культуры, других специалистов. Правда, средства массовой информации не всегда распространяют подлинные духовные ценности. Большие надежды в связи с этим возлагаются на организованный в 1997 г. телеканал «Культура». Помимо учреждений и организаций, распространяющих духовные ценности, которые названы в учебнике, следует назвать церковь. Она вносит заметный вклад в духовную жизнь общества, проповедуя веру, любовь, нравственность.

Какую роль в мотивах деятельности играют потребности?

Что же такое духовная потребность? Духовные потребности - это внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению.

Взаимосвязь духовных потребностей с духовным производством и распространением духовных ценностей и их потреблением можно отразить в схеме:

В схеме обозначены связи, требующие пояснения:

1, 2. Духовные потребности стимулируют деятельность по производству и распространению духовных ценностей.

3. Распространение духовных ценностей позволяет удовлетворить духовные потребности путем потребления духовных ценностей.

4, 5. Производство и распространение духовных ценностей

рождает новые духовные потребности.

6. Духовное потребление стимулирует возникновение новых потребностей.

А 7 и 8 связи поясните самостоятельно (слайд 6).

Рассмотрим особенности потребления духовных ценностей и его отличия от потребления материальных благ.

Первая особенность: «Духовные ценности, выступающие предметом потребления, в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становятся его принадлежностью».

Вторая особенность: процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духовного производства, а потребление духовных ценностей зависит прежде всего от самого субъекта этой деятельности, от его запросов (слайд 7).

Давайте рассмотрим это на примере литературы и искусства.

1. Привлекательность художественного произведения может привести к тому, что человек воспринимает и переживает эстетически позитивно не только социально-положительное, но и социально-отрицательное явление (нередко так воспринимаются сцены насилия в занимательном фильме). Это зависит от уровня интеллектуального, нравственного, эстетического развития индивида, от его социальной направленности.

2. Искусство использует различные средства условности - знаки, символы, различные формы, обобщающие художественную информацию, в нем имеется элемент недосказанности. Человек, воспринимающий произведение искусства, должен что-то взять на себя. Осмысление и переживание воспринятого и в этом случае зависит от развития личности.

3. Восприятие искусства носит ассоциативный характер, т. е. порождает различные ассоциации. Произведения искусства обязательно сравниваются с личным опытом, причем сравнение это бывает не только логическим, но и эмоционально-чувственным (слайд 8). Ассоциативный характер воздействия искусства находится в прямой зависимости от предшествующего опыта человека, от уровня его образования и воспитания. Высокий культурный уровень, жизненный опыт, интерес к гуманитарным проблемам и склонность к рефлексии в этой области, знание различных художественных течений - от этого зависит богатство и содержательная ассоциативность фонда.

Полноценное восприятие искусства и литературы невозможно, если человек не владеет в определенной степени приемами «декодирования»: он должен понимать особенности языка искусства, способы художественного отображения действительности.

Духовно- теоретическая и духовно-практическая деятельность.

Духовная деятельность изменяет сознания людей.

Духовно-теоретическая – это производство духовных ценностей: мыслей, теорий, образов, обретающих форму научных и трудовых произведений.

Духовно-практическая - это сохранение, воспроизведение, распространение и потребление духовных ценностей. Это деятельность, результатом которой является сохранение сознания людей.

Материальное производство создает вещи, а духовное – идеи, мысли, теории. Вещь – продукт труда, а идея – продукт умственного труда. Духовное производство-это производство духовных ценностей в форме научных трудов, литературных сочинений, художественных произведений, которые несут авторские идеи, взгляды, оценки, чувства.

Особенности духовного производства:

Духовное связано с материальным;

Духовное производство осуществляется группой людей, духовная деятельность для которых является профессией;

Духовное производство на ряду с профессиональной деятельностью включает в себя деятельность, народные обряды;

Продукты духовного производства создаются не только для потребления, но и для самореализации;

Между моментом создания духовных ценностей и признанием их значимости часто происходит промежуток времени.

Духовное производство – это деятельность людей по созданию духовных ценностей, назначение которых удовлетворять духовные потребности человека для воздействия на сознания людей. Духовные ценности сохраняют и распространяют в музеях, библиотеках, школах, СМИ, театрах. Духовное потребление – это процесс удовлетворения духовных потребностей. Духовные потребности пораждают различные виды деятельности, направленные на их удовлетворение. Музыкант-слушатель, писатель-читатель. Духовные потребности вызывают к жизни духовно-практическую деятельность с одной стороны, с другой-деятельность духовных потребностей.

Особенности духовного потребления:

Могут использоваться многократно;

Духовные ценности в процессе потребления не исчезают, а обогащают духовный мир человека;

Процесс духовного потребления является и процессом духовного производства.

Духовное производство имеет:

Цель: осуществляется духовными запросами, общественными условиями.

Средства: материальные возможности, уровень образования, знания.

Результат.

Общий вывод:

Уровень образования и общей культуры влияет на потребление духовных ценностей. Следовательно, потребление духовных ценностей зависит от духовных потребностей. Духовная деятельность многообразна, она может стать профессией. И от того, какие ценности он предпочитает зависит, его личность.

Мораль. Моральная оценка личности. Нравственность.

Существует много разных точек зрения:

1.Мораль и нравственность – синонимы.

2.Мораль-результат размышлений людей о своей жизни, о хорошем и плохом, о добре и зле.

К морали относятся принципы, идеалы. Т.е.-мораль-нормы сознания людей.

Нравственность-часть жизни, которая связана с делами, обычаями, деятельностью.

Считают, что существуют злая и добрая нравственность.

Злая:себялюбива. Эгоистична.

Добрая:мораль, противостоящая злой, забота не только о себе, но и о других людях, мораль созедательна.

Другая точка зрения: нет разделения на добрую и злую нравственность. Нравственность: доброе, хорошее. Все злое – аморльное (Аммосное) безнравственное.

Этика-теория морали и нравственности. Этика-часть философии.

Моральная оценка.

Моральная оценка-это одобрение или осуждение деятельности человека с позиции морального сознания, этнической группы, социально - классовой общности людей.

Возможна и самооценка.

Выражается в: совесть, честь, долг, стыд.

Моральная оценка опирается на понимание добра и зла:

1.Совесть.

Проявляется на уровне глубокого чувства. Человек может не вполне осознавать, почему он ведет себя так или иначе, но он это чувствует.

Следовательно, совесть-это еще и сочувствие. Человек в глубине души судит о добре.

Способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самим формировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль.

2.Честь-это достойные уважения, моральные качества личности, проявляющиеся во всей личности.

3.Долг связывает человека с друими людьми, с обществом. Мы преобретаем обязательства и ответственность.

Объективные долги-независимые от нашего личного желания.

Общественный долг-объективная обязанность, которая должна помогать человеку.

Моральный-когда человек осознает, предъявляет требования себе.

Моральный и общественные долги связаны.

Существуют разные точки зрения:

1.моральные качества изначально пресуще человеку.

2.Моральные качества формируются в семье на основании примера.

Способность чувствовать, понимать добро и зло – это особые нравственные качества, которые нельзя получить готовыми, их нужно вырабатывать самостоятельно путем

самовоспитания и самосовершенствования.

Мировоззрение. Убеждение. Вера.

Мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место человека в нем.

1.Обыденное. Возникает в процессе жизни человека.

Опирается на опыт.

Не используется опыт других людей.