«Формирование безопасного поведения дошкольников на дорогах и улицах. Семинар «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников На каких принципах формируется безопасное поведение

В статье рассматриваются вопросы правильного формирования навыков безопасного поведения и приводятся примеры игр, которые можно использовать в работе по формированию безопасного поведения у дошкольников. Материал предназначен для педагогов, и специалистов, работающих с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков безопасного поведения

у детей дошкольного возраста посредством игровых тренингов.

(для специалистов и педагогов ДОУ)

Подготовила: Вавиловцева Валентина Владимировна

Педагог-психолог

муниципального бюджетного

Дошкольного образовательного

учреждения г. Мурманска № 7

Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Безопасность ребенка представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности в обществе, государстве. Безопасность является одной из основных потребностей человека, без реализации которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности.

Современный мир, имеющий развитую инфраструктуру, предоставляющий человеку широкие возможности для самореализации, предполагает также массу проблем и рисков, к которым особенно восприимчив незрелая, формирующаяся личность ребенка. Экологические проблемы большого города зачастую являются причиной астенизации, снижения энергичности и жизнестойкости у подрастающего поколения. Развитие и повсеместное распространение технологий, неустойчивость социально-экономической обстановки, информационная избыточность порождают массовый психологический стресс, деформацию социальных взаимодействий, а также нарастание явлений отчуждения и одиночества. Сложность и неоднозначность межличностных отношений, выстроенных на потребительских ценностях, дискредитации многих нравственных ориентиров, приводят к социальной, когнитивной, эмоциональной инфантилизации детей и подростков, к формированию у них чувства беспомощности в выстраивании отношений и самостоятельном решении жизненных проблем.

Такие особенности современного общества предопределяют основные риски детства:

  • рост конфликтов в отношениях между людьми, в том числе, в образовательных учреждениях;
  • деструктивные модели поведения взрослых;
  • снижение влияния традиционных социальных институтов, в частности, семьи как базовой референтной группы;
  • замещение семьи интернет-сообществом и детско-подростковыми субкультурами;
  • большой поток негативной информационной нагрузки из различных источников СМИ, интернета;
  • снижение показателей здоровья детей.

Поскольку полностью избежать рассмотренных рисков невозможно, то необходимость формирования навыков безопасного поведения становится очевидной и необходимой задачей педагогического сообщества.

Безопасное поведение – это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям.

Личность ребенка как особо гибкая и подвижная, неустойчивая система особенно нуждается в обеспечении защищенности ее интересов, потребностей, так как только в условиях безопасности возможно полноценное формирование личности.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций. Поэтому создание для ребенка условий, позволяющих ему планомерно накапливать опыт безопасного поведения, является актуальной педагогической задачей.

Исследователи отмечают, что подготовленный к опасной ситуации ребенок преодолевает растерянность значительно быстрее; полностью неподготовленный дошкольник сохраняет растерянность, которая вызывает длительное бездействие, суетливость и затяжной стресс. С другой стороны, есть группа детей, которые нуждаются в самом чувстве страха как тормозной фазе поведения. В настоящее время возросло число детей, которые «ничего не боятся», могут, не задумываясь или плохо управляя собой, выполнять несуразные действия, при этом получая травмы.

Часто дети не только не знают, как справиться с ситуацией, но и не осознают сам факт ее возникновения. Поэтому их следует знакомить с источниками опасности, мерами предостережения и собственными возможностями. Именно это и можно считать опытом безопасного поведения, который позволяет будущим школьникам предвидеть, избегать и правильно действовать при возникновении небезопасных ситуаций.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что поведение ребенка в опасной ситуации зависит от того, может ли он правильно оценить ее и знает ли пути выхода, а также от того, насколько ему знакома опасность. Поэтому ее «проигрывание» - наилучший способ для преодоления чувства страха в опасных случаях у одних детей и удерживание от поспешных, но неверных действий – у других.

Способы формирования безопасного поведения:

  • Информационно-коммуникативные технологии.
  • Игровые технологии:
  • валеологические сказки;
  • арт-технологии;
  • игры-драматизации;
  • игры-тренинги (игровые тренинги).

Выбор формы тренинга неслучаен, а обусловлен несколькими причинами:

  • включение дошкольника в игру просто и естественно;
  • дети дошкольного возраста не играют, они проживают ситуацию в реальности;
  • практические занятия подкрепляются яркими эмоциональными переживаниями и не исчезают бесследно, а становятся первой ступенькой будущего опыта;
  • игровой тренинг – возможность оказаться в опасной ситуации, а не поиграть в нее (т.е. приводится в действие наилучший способ обучения ребенка правильному поведению в опасной ситуации).

Игровые тренинги помогают ребенку быть активным в приобретении знаний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию. Тренинги активно развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за поступки, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления (быстро и правильно подобрать необходимые способы помощи). А положительная оценка со стороны других ребят и взрослого позволяет утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.

Выбор игр определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминирующих. Это могут быть задачи, направленные на закрепление знаний об источниках опасности, о причинах возникновения травмоопасных ситуаций, на углубление знаний о возможной угрозе и способах действий в конкретной ситуации.

  1. «Незнакомец»

Если данная игра проводится с детьми дошкольного возраста, то необходимо выработать у них умение отвечать отказом на любое обращение к ним взрослого, научить говорить «Я Вас не знаю». Если дети группы не знакомы с понятиями «опасный и безопасный незнакомец», необходимо объяснить, что они означают. Для проигрывания могут быть предложены сюжеты, в которых взрослый незнакомец может попросить ребенка:

Что-то поднести до квартиры;

Что-нибудь найти (например, выпавший ключ);

Что-либо показать (например, где находится аптека, магазин или дом с таким-то номером и т.д.).

Незнакомец может также сказать, что ребенка зовут родители; пригласить к себе домой под каким – либо предлогом; предложить сфотографироваться. В ходе проигрывания желательно предложить детям самостоятельно придумать просьбы, с которыми, по их мнению, может обратиться к ним взрослый. Расспросить детей о том, есть ли у них в семье установленное родителями правило: «Когда ты гуляешь на улице, и тебе захочется куда-то пойти, то ты обязательно приди домой и отпросись. Родители всегда должны знать, где ты находишься». Или предложить детям правило: «Всегда говори своим родителям, куда ты идешь». Далее следует сказать детям о том, что ни один взрослый человек, который действительно заботится о ребенке, никогда не предложит ему нарушить родительское правило. Даже если он скажет: «Я уверен, что твоя мама одобрит это». «Твоя мама в курсе. Она разрешила». «Мы скоро вернемся, поэтому давай не будем ничего говорить твоей маме». Никто не должен просить ребенка что-либо хранить в тайне от родителей.

  1. «Подкуп»

В ходе игры необходимо сориентировать ребенка: то, что ему кажется просто подарком, на самом деле может оказаться подкупом. Человек, сделавший подарок, может в ответ ожидать чего-то от ребенка. Следует помочь детям различать взрослых, которые в ответ на подарок ждут только «Спасибо», от тех, кто в обмен на свою щедрость рассчитывают получить какие-либо «услуги». Эти взрослые, скорее всего, попросят ребенка куда-то с ними пройти: в машину, в подъезд; показать куда-либо дорогу, пригласят к себе домой, пообещают еще один подарок или угощение, могут отвести в безлюдное место. Правило: Ничего не брать у незнакомца. Если все-таки ребенок забыл о безопасности и откликнулся на приглашение, но вдруг понял, что его куда-то уводят, напомнить, что есть правило: «Кричать, бежать, рассказывать» (В пример можно проиграть сказки: «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

  1. «Машина»

В данной игре очень важно обратить внимание детей на расстояние (Правило «Три больших шага»), ближе которого он не должен подходить к краю тротуара. Правило «Три больших шага»: когда ты идешь по тротуару, то расстояние до края должно быть не меньше трех больших шагов. Покажи, как ты можешь делать большие шаги. После того, как вы объяснили детям это правило, попросите каждого из них показать вам это расстояние. Спросите у детей, почему небезопасно подходить ближе. Следующее правило: не садиться в машину. Проиграть все возможные предлоги, по которым взрослый может заманить ребенка в машину. Предложите детям придумать просьбы, с которыми могут обращаться к детям взрослые, находящиеся в автомобиле. Например, взрослый может сказать:

Что в машине больной и нужно показать, где аптека или поликлиника;

Что мама или папа попросили подвезти куда-либо;

Что кто-то из близких оказался в больнице, и предложить подвезти туда ребенка. Или взрослый может попытаться привлечь внимание красивой игрушкой в машине, экзотическим животным, сладостями, украшениями, деньгами и т.п.

В ход игры рекомендуется включить следующую ситуацию: взрослый пытается затащить ребенка в машину. Правило: привлекать внимание людей, сопротивляться всеми возможными способами (вырываться, кусаться, щипаться, брыкаться, громко кричать «Это не мой папа!», «Помогите!». Бросить камень в окно, в витрину магазина и пр.) Если машина преследует ребенка, то надо повернуть в сторону, противоположную направлению дорожного движения, это затруднит дальнейшее преследование. Данный эпизод обязательно требует проигрывания.

  1. «Большое и маленькое «Нет!»

(по мотивам сказки Гизелы Браун)

Перед началом игры попросить каждого ребенка крикнуть «Нет!». После инсценировки сказки предложить обсуждение. Некоторые дети, хотя и говорят «Нет», если им что-то не нравится, но говорят, стесняясь, нерешительно и тихо, и поэтому не воспринимаются всерьез. Необходимо научить детей произносить «Нет» громко, четко и уверенно. Для этого полезно дополнительно провести упражнение «Учимся говорить «Нет». Педагог говорит детям: «Сейчас я покажу вам как по-разному можно сказать «Нет». Вы послушайте, пожалуйста, и скажите какое «Нет» лучше звучит. При помощи какого «Нет» вы получите нужный вам результат»:

1. Педагог говорит «Нет» тихо и сдержанно, глядя при этом в сторону и немного наклоняясь.

2. Педагог выкрикивает «Нет» громко и четко, при этом выпрямляясь и подняв голову. Дети обсуждают варианты и приходят к заключению, что во втором случае «Нет» более действенно. Группа делится на пары, и каждый участник пробует тихо и громко сказать «Нет».

5. «Знакомый, свой, чужой»

Попросите детей встать на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Водящий находится в центре и поочередно бросает мячик каждому ребенку, приговаривая «Знакомый, свой, чужой», выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч водящему.

В роли водящего может выступать и педагог, а темп бросания мяча может убыстряться или замедляться. Игра заканчивается тогда, когда все дети без ошибок справятся с заданиями водящего.

6. «Похитители и находчивые ребята»

Предложите детям разделиться на две команды: похитителей и находчивых ребят, чтобы в каждой команде было поровну (на одного злоумышленника один ребенок). Установите правила: похититель может любым способом тащить похищаемого; тот, кого похищают, должен звать на помощь, убегать, вырываться, не давать себя тащить любым способом; драться и кусаться не разрешается. Поиграйте в игру несколько раз, всякий раз предлагая детям меняться ролями

7. «Поводырь»

Цель:

Развивать чувство ответственности за другого человека.

Воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Материалы: повязка на глаза по количеству пар детей. Предметы-«препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.

Ход игры:

В комнате разложены и расставлены предметы-«препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его».

Затем дети меняются ролями.

8. «Головомяч»

Цель:

Развивать навыки сотрудничества.

Ход игры:

Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола.

Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.

Список литературы:

  1. Башинова С.Н. Советы психолога по основам безопасности жизни детей/ С.Н. Башинова, М.Г. Матвеева, Э.Э Ульянова // Детский сад от А до Я. Научно–методический журнал для педагогов и родителей. – 2016. – №4. – С.15–20.
  2. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. – Екатерин-бург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. – 52 с.
  3. Фопель К. Как Научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. М.: Генезис, 1998.

Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения, профилактике зависимостей у учащихся

Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми, мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Но как же сохранить своё здоровье? Как приобщиться к культуре здоровья? Как добиться успеха в жизни, не став жертвой алкоголя или наркотиков? Ответы на все эти вопросы ребёнок хочет получить от взрослого. Поэтому на сегодняшний день наиболее актуальная из проблем воспитательной работы в школе – проблема формирования навыков здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения обучающихся.

Я работаю классным руководителем 10 класса и считаю это направление очень актуальным, так как здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.

Работу в этом направлении начинаю с планирования. В воспитательный план моего классного коллектива включаю как традиционные общешкольные мероприятия, так и разнообразные классные. Традиционными в нашей школе являются:

    Дни здоровья (каждая вторая суббота месяца)

    Месячник по профилактике суицидального поведения (сентябрь)

    Тематические недели или декады к международным Дням отказа от курения, наркотиков, ко Дню профилактики СПИДа.

Благодаря слаженной работе классных руководителей и учителей физической культуры и здоровья, Дни здоровья в нашей школе превращаются в настоящие спортивные праздники с соблюдением всех организационных моментов, начиная от прослушивания государственного гимна в начале и конце мероприятия, заканчивая музыкальными и развлекательными паузами.


Фото 1. Во время соревнования Фото 2 . Танцевальная пауза

Один раз в год у нас на Дне здоровья присутствуют наши друзья по спорту БФСО «Динамо», которые организуют межшкольную спортландию.


Фото 3. Традиционный конкурс Фото 4. Кубок от БФСО «Динамо»

«Перетягивание каната»

Ребята с удовольствием участвуют в таких массовых мероприятих. Физкультурные праздники способствуют развитию чувства коллективизма, поддержки и ответственности друг за друга и за команду, совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.

Уже несколько лет подряд в школе проводится месячник по профилактике суицидального поведения среди учащихся. Это очень щепетильная и «скользкая» тема. Обсуждая её, моя задача, как педагога, не навредить, т.е. не вызвать интерес к этим действиям, а заострить внимание на ценности человеческой жизни. Поэтому во время часа общения на тему «Жизнь – бесценный дар» мы с ребятами обсуждаем, что такое жизнь, что они вкладывают в это понятие; ценности жизни, почему человек должен жить и не опускать руки ни при каких обстоятельствах. Я специально не меняю тему занятия уже на протяжении трёх лет, так как каждый раз начинаю его с упражнения «Закончи предложение», во время которого ребята письменно отвечают на вопросы об отношении к жизни, а я имею возможность проанализировать изменения в их ответах, следовательно, в их взглядах на жизнь. Безусловно, основное содержание занятие изменяется в соответствии с возрастом учащихся.


Фото 5. Отчёт представителей групп Фото 6. Итог работы

Во время общешкольных тематических недель и декад по профилактике вредных привычек и зависимостей я провожу интерактивные ток-шоу, с приглашением специалистов. Как итог таких мероприятий – выпуск настенных газет.


Фото 7. Во время ток-шоу Фото 8. Итог работы ток-шоу

Среди классных мероприятий по формированию здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения я использую:

    часы общения отдельно с мальчиками и девочками по темам личной гигиены подростков “Между нами девочками (мальчиками)”;


Фото 9. Знакомство с информационными Фото 10. Знакомство с информационными буклетами буклетами

    встречи со школьной медсестрой или фельдшером Дотишского ФАПа;

    выпуск “медицинских бюллетеней”: «О вирусе гриппа» , «О вреде курения» , «Сладкая жизнь» , «Пирсинг. Так ли он необходим?» , «Режим дня – друг школьника» и т.д.;

    видеолектории (просмотр и обсуждение видеороликов по данной теме);

    туристические походы (велопоходы).

Перечисленные мероприятия дают возможность рассказать подросткам о важности физического и психического здоровья в жизни каждого человека. Здоровье – это то, что нам дала природа. Без него невозможно представить себе счастливую жизнь в будущем, успешную карьеру и семью. А сегодня существует множество возможностей быстро и бесповоротно его испортить. Поэтому школьники должны знат способы сохранения своего здоровья.

Положительных результатов в воспитания физического и психического здоровья учащихся можно достичь только при сотрудничестве с семьей . Когда семья будет примером " здорового поведения ", то и ребенок , воспитанный в этой семье , будет придерживаться такого поведения .

Для родителей моих учащихся я организую как индивидуальные консультации, так и общие классные встречи . Индивидуальные консультации провожу по итогам медосмотров , сообщаю родителям данные врачами рекомендации. В последующем веду учёт выполнения этих рекомендаций через «Индивидуальный план оздоровления» каждого учащегося. На классных собраниях и встречах предлагаю для обсуждения следующие темы: "Особенности подросткового возраста", "Ответственность и безответность подростка. Что за этим стоит?", "Особенности гендерного воспитания подростков" и др. Полезным считаю проведение совместных встреч родителей с учащимися, так как во время таких мероприятий участники могут услышать и проанализировать разные взгляды на проблемы и пути их решения.

Фото 11. За круглым столом с родителями

Традиционным в нашей школе является спортивный праздник "Папа, мама, я - спортивная семья". Он проводиться ко Дню семьи (15 мая). Я и родители моего класса являемся постоянными членами команд. Совместно проведенные мероприятия воспитывают любовь к спорту, развивают ловкость, позволяют присоединить к здоровому образу жизни не только учащихся, но и их родителей, которые в будущем становятся примером для своих детей.

Фото 12 . Команда мам и дочек

Считаю важным обсуждать с учащимися и родителями тему "Режим дня". И хотя все знают, что это такое, но, далеко не все, его придерживаются. Дети - не стремятся, а родители - не контролируют. А это есть проблема, так как современные школьники ведут пассивный образ жизни, очень много времени проводят сидя за телевизором и компьютером. А они должны знать о пользе утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, о пользе смены видов деятельности в течении дня.

Важное влияние на получение положительного результата от мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни и ответственного и безопасного поведения, оказывает подготовительная (или диагностическая) работа. Очень часто перед обсуждением которой-нибудь проблемы по данной теме, я провожу анкетирование, как среди родителей, так и среди учащихся. В этом мне помогают следующие методики и диагностики:

    т ест «Твое отношение к здоровью» ;

    м етодика «Что мне мешает вести здоровый образ жизни» ;

    диагностика здоровья по почерку;

    анкетирование «Отношение подростка к своему телесному «Я»» (методика Григорьева) и др.

Итоги данных диагностик позволяют мне более эффективно и адресно проводить свою работу, добиваться качественных изменений в поведении учащихся.

Благодаря системной работе по формированию здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения я вижу положительные результаты у своих учеников: они редко болеют во время эпидемий гриппа, не курят, не пропускаю уроки физической культуры и здоровья, стараются придерживаться режима дня и т.д. Но это не даёт мне право останавливаться на достигнутом. Я планирую совершенствовать работу в данном направлении, а именно, использовать новые формы и методы работы. С недавнего времени я являюсь педагогом-консультантом равного обучения, поэтому буду чаще проводить тренинги по данной проблеме и привлекать своих учащихся к волонтёрской деятельности по принципу «равный обучает равного».

Актуальность проблемы безопасного поведения человека с каждым годом становится все более явной. На протяжении нескольких столетий человечество формировало и улучшало технические ресурсы с целью обеспечить безопасность и комфортность собственной жизни. В результате человек оказался перед лицом опасностей, связанных с созданием и применением техники. В трудной ситуации, при появлении опасности взрослому человеку помогает «инстинкт самосохранения, проворность, скорость действий . К сожалению, дети данными свойствами владеют не в полной мере и, очутившись в опасной ситуации, не могут принять правильное решение. В силу возрастания объема опасностей нужна кропотливая подготовка не только взрослых, но и детей к обеспечению своей безопасности .

Согласно требованиям Федерального государственного стандарта (ФГОС), основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) должна включать Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Это документ, представляющий собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения ООП НОО .

Современные психологические исследования раскрыли разнообразные аспекты безопасности. Под безопасностью понимается особая характеристика, отражающая защищенность и сохранение способности к развитию отдельного субъекта и различных групп. Признавая психологический пласт безопасности основным при построении безопасного поведения, ученые на сегодняшний день выявили психологические закономерности, принципы и ресурсные основания ее обеспечения, вскрыли различные механизмы построения: дана характеристика разных видов безопасности и различных условий ее обеспечения . Значительное внимание уделено вопросам самообеспечения безопасности человека в экстремальных ситуациях. Исследования показывают необходимость проектирования обучения безопасному поведению с учетом особенностей каждого субъекта. В полной мере это относится к детям младшего школьного возраста.

Особенно важно обучение детей основам безопасного поведения с момента поступления в школу.

Основная задача в формировании безопасного поведения у младших школьников - предоставить любому ребенку знания об особенностях основных видов опасных ситуаций и умения организовывать в связи с ними правильное (безопасное) поведение. Безопасное поведение в этой связи может пониматься как готовность и способность субъекта при наступлении трудных и экстремальных ситуаций сохранить свою защищенность и способность к дальнейшему развитию. В процессе формирования безопасного поведения должны учитываться и психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей приблизительно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам их обучения в начальных классах. Это возраст сравнительного спокойного и равномерного физического формирования, и в тоже время, данный этап характеризуется бурным эмоциональным развитием, новизной восприятия. Хорошо известно, что у младших школьников доминирует наглядно-образное понимание и зрительный контроль, которые позволяют запомнить события и предметы, их описание и определения. Школа вносит важные перемены в жизнь ребенка. Стремительно меняется весь уклад жизни его существования, его общественный статус в коллективе, в семье. Главной и основной деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Учение - это серьёзный труд, требующий развития таких качеств у ребёнка, как организованность, дисциплинированность, саморегуляция.

На этапе адаптации у первоклассника возникают трудности, которые связаны с особенностями школьного режима и требованиям учителя. Учитель еще не знает индивидуальных особенностей детей и поэтому еще не может обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. На этом этапе педагог обязан формировать у обучающихся ощущение того, что и класс, и школа - это не чуждая ему среда, а дружеский коллектив ровесников, старших товарищей и наставников. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться двенадцать лет.

Безопасное поведение на этом этапе недостаточно освоено ребенком, поэтому опасность может расцениваться как смелость. Ярким примером такого поведения служит поведение первоклассников из фильма «Внимание, черепаха», когда дети не чувствуют опасность.

Итак, актуализируется задача учителя начальной школы по подготовке детей к безопасной жизнедеятельности. С поступлением в школу ребенок в первый раз встречается с рядом строгих правил и школьных прямых обязанностей, обусловливающих всегда его действия в школе, дома. Первоклассник только приступает к овладению умениями производить оценку своих действий. В силу этого на начальном этапе его обучения безопасному поведению следует спрашивать у ученика детальное пояснение абсолютно всех совершаемых им действий с целью осознания им их значения. Именно учитель должен обучать детей, как вести себя в разных ситуациях, опасных для его нормального существования, труда и отдыха. Такая работа должна проводиться регулярно, а не от случая к случаю. Лишь подобным способом можно выработать умения и знания, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья.

В современной педагогической науке появилось новое направление - педагогика безопасности, изучающая закономерности развития жизненного опыта безопасного существования (жизнедеятельности) человека . Данный опыт формируется в детском возрасте в условиях образовательных организаций, в частности, в начальной школе, когда происходит активное освоение мира, расширяется круг общения и взаимодействия, сфер деятельности, географии передвижения ребенка .

Ученые выделяют этапы формирования навыков безопасного поведения младших школьников: 1 этап - информационный, когда младшие школьники получают знания об опасностях, их преодолении и предотвращении; 2 этап - мотивационный, когда вырабатывается мотивация навыков безопасного поведения; 3 этап - тренировочный, предполагающий упражнения в применении навыков безопасного поведения .

Важным условием формирования навыков безопасного поведения у первоклассников считаем создание безопасной и здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения. Все школьные помещения должны соответствовать санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся (в классах, в столовой, в спортивном зале, на стадионе и пр.). Обязательно функционирование медико-психологической службы.

Организация физкультурно-оздоровительной работы на уроках и во внеурочной деятельности позволяет сформировать у обучающихся силовые качества, ловкость, быстроту реакции и в целом, повысить адаптивные функции организма, важные для сохранения и укрепления психологического, физического и социального здоровья.

Использование учителем стиля, методов и приемов общения, технологии учебного сотрудничества, групповой работы способствуют формированию у детей чувства уверенности в своих силах, созданию ситуации успеха, снятию чувства тревожности, агрессивности. Благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера способствует развитию чувства защищенности, комфорта, что определяет адекватное поведение детей в различных, в т. ч., опасных ситуациях.

Целенаправленная систематическая работа по формированию дисциплины в детском коллективе, следование четкому распорядку учебного дня позволяют сформировать в детях ответственность, дисциплинированность, пунктуальность и др. качества, необходимые для формирования безопасного поведения.

Развитие компонентов учебной деятельности: обучение планированию, прогнозированию и контролю этапов деятельности дает возможность научить детей четко распределять учебное время, а затем и свободное, заранее продумывать маршруты движения, быстро выполнять различные действия, что является хорошей основой для безопасного поведения.

Существует ряд дополнительных образовательных программ, направленных на формирование практических навыков безопасности жизнедеятельности: «Первая помощь», «Я и безопасность». Учителя разрабатывают самостоятельно практико-ориентированные курсы и формы внеурочной деятельности, позволяющие развивать волю, выдержку, смелость, умения преодолевать трудности: «Веревочные курсы», туристские походы, курс «молодого бойца», соревнования «Помоги другу», «Военные сборы» и др.

Важна просветительская работа с родителями (законными представителями) по формированию единого подхода к формированию навыков безопасного поведения младших школьников и т.п.; привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по разработке безопасных маршрутов для детей из школы домой, проведению оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований, ролевых игр, тренировочных занятий по оказанию первой помощи и т. п.

Итак, младший школьный возраст - это период быстрого усвоения накопленных знаний и опыта. В силу этого важно не только беречь первоклассника от опасности, но и целенаправленно и осознанно готовить его к встрече с вероятными проблемами в сфере личной безопасности, приучать его к построению безопасного поведения в быту.

Таким образом, формирование навыков безопасного поведения младших школьников на этапе поступления в школу представляет целостную систему работы и организации жизнедеятельности детей в условиях образовательного учреждения, включающую несколько направлений работы: организация просвещения обучающихся по правилам безопасного поведения, формирование умений и навыков безопасного поведения в процессе изучения практико-ориентированных курсов, организации внеурочной работы, создание безопасной образовательной среды, организация физкультурно-оздоровительной работы, сотрудничество с педагогом-психологом и с родителями, использование учителем методов и приемов работы, обеспечивающих деятельностный характер обучения безопасному поведению, психоэмоциональное благополучие каждого ребенка.

Родительское собрание

«Формирование навыков безопасного поведения у детей»

(средняя группа)

Лубинова Светлана Владимировна,

воспитатель ДОУ №25,

г. Дубна Московской области

Цель: повысить компетентность родителей (законных представителей) воспитанников группы по формированию у детей навыков безопасного поведения.

Задачи:

  1. Формировать у родителей (законных представителей) воспитанников группы чувства ответственности за безопасность своих детей.
  2. Определить роль родителей (законных представителей) воспитанников группы в работе по формированию навыков безопасного поведения детей.
  3. Познакомить родителей (законных представителей) воспитанников группы с правилами безопасного поведения на улице, дома, в природе, с незнакомыми людьми, уделив наибольшее внимание направлению «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка в детском саду».
  4. Дать представление о наиболее частых и опасных ситуациях, чреватых получением травм.
  5. Познакомить родителей с работой детского сада по теме «Безопасность жизнедеятельности детей».
  6. Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.

Предварительная работа : анкетирование родителей «Безопасность ваших детей»

План проведения собрания:

  1. Вступление.
  2. Основная часть

— Что такое «безопасное поведение»?

— Разделы работы по формированию у детей навыков безопасного поведения.

— Безопасность ребёнка на улице

— Безопасность ребёнка дома

— Ребёнок и природа

— Ребёнок и другие люди (незнакомец)

— Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка

— Безопасность ребёнка во время нахождения в детском саду

  1. Рекомендации родителям
  2. Памятки: №1 — «Как формировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дороге», №2 – «Пожарная безопасность детей», №3 – «Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка»
  3. Подведение итогов

Ход собрания

Организационный момент.

Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения. Когда счастливы дети? Когда они здоровы. Когда счастливы родители? Тогда, когда счастливы их дети.

Основная часть

— Что вы понимаете под «безопасностью»? (безопасность на улице, обращение с пожароопасными предметами, поведение с незнакомыми людьми…) Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях, применение знаний на практике.

— Важна и нужна ли эта тема, по вашему мнению? (заслушиваются мнения родителей)

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего становятся порой опасными для него. Ребёнок попадает в разные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.

Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания.

Мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой-папой, а завтра он станет самостоятельным.

Чем бы не занимался и где бы не находился человек, будь то взрослый или ребёнок, его всегда подстерегает потенциальная опасность, причиной которой может быть беспечность самого человека или беспечность окружающих. Где бы не находились наши дети — на улице, в детском саду, в гостях, дома – вы, родители, не можете быть абсолютно уверены в том, что с ним ничего не случится, никто не причинит ему вреда и ничто не угрожает его жизни. Задача нас, взрослых, — предупредить и предостеречь ребенка от беды, правильно подготовить его к встрече с различными, а порой и жизненноопасными ситуациями, и при этом не просто сказать « Этого делать нельзя», а показать на личном примере или примере из литературного произведения, из жизни.

Работа по формированию безопасного поведения ведется по нескольким разделам:

-«Ребенок на улице»

-«Ребенок дома»

-«Ребенок и природа»

-«Ребенок и другие люди. Незнакомец»

-«Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка.

  1. Безопасность ребенка на улице .

Это ПДД (закон для улиц и дорог, соблюдать который обязаны и водители, и пешеходы), правила поведения в транспорте; правила поведения, если ребёнок потерялся; ориентирование на местности. Для того, что бы вы всегда были спокойны за своего ребенка, и сам ребёнок чувствовал себя уверенно на дороге, советуем:

  • Напоминайте основные Правила дорожного движения своему ребенку каждый день;
  • Никогда в присутствии ребенка не нарушайте Правила движения;
  • Учите его ориентироваться на дороге, быть осторожным и внимательным, никогда не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом;
  • Учите его переходить проезжую часть только по пешеходным дорожкам, на зеленый сигнал светофора;
  • Не позволяйте своему ребенку играть на дороге.

Элементарные правила поведения на дороге можно запомнить в процессе игры. Например, предложите ребёнку поиграть дома в регулировщика и пешехода. Устройте в комнате импровизированную дорогу из верёвки, бумаги, скакалки. Расставьте машинки, сделайте «зебру», сложите из кубиков светофор. Пусть ребёнок сначала побудет пешеходом, а потом станет регулировщиком. Смело «нарушайте» правила — детям нравится делать замечания «непонятливым» родителям.

Помните! Ребенок учится «законам дороги», в первую очередь, беря пример с вас, родителей. И не забывайте, что личный пример – самая доходчивая форма обучения.

2. Безопасность ребёнка дома

Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность всех составляющих вашего дома (ванной комнаты, спальни, зала и т. д.)!

Кухня – помещение, буквально напичканное опасными предметами. Бытовые, столовые приборы, газовая плита, горячая вода, пища — вот неполный их перечень. Ни в коем случае не оставляйте ребёнка одного на кухне.

Основной источник опасности в ванной — вода, однако не стоит оставлять без внимания баночки и скляночки с гелем, шампунем, бальзамом, кремом, пастой и т.д. Ребёнок в состоянии хлебнуть того или и иного химического «сока».

Мы, взрослые, думаем, что дом – самое безопасное место на свете. Что может предвещать беду под крышей своего дома, где все устроено удобно и уютно, где надежные двери с крепкими запорами. Но, каждое жилище – это не просто стены и крыша, это ещё и балконы, и двери, и окна .

Об окнах и говорить нечего. Независимо от этажа, на котором находится квартира, нужно не подпускать ребёнка к окнам. Даже сидение на подоконнике является опасным делом: сообразительный ребёнок может повернуть ручку и открыть окно.

Где окна, там и двери. Сколько прищемленных детских пальчиков и рук повидали они на своём веку?! А синякам и ссадинам на лбах вообще нет числа.

Ребенок-дошкольник должен находиться под присмотром взрослых (родителей, воспитателя, няни). Не оставляйте ребенка дома одного на длительное время

  • Электробезопасность .

Чтобы сделать свое жилище удобным, человек снабдил его множеством различных приспособлений и механизмов. Заглянув в любую квартиру, дом: мы найдем провода и бытовые приборы, представляющие при неумелом или беспечном пользовании большую опасность. Это электрические, нагревательные и осветительные приборы (плитки, плиты, электрические утюги, чайники, настольные лампы, стиральные машины, телевизоры, пылесосы, микроволновая печь и многое другое). Иногда в них что-нибудь ломается и это становится причиной аварии, пожара или несчастного случая. Все электроприборы должны быть исправны. Объяснить детям, что:

  • к провисшим и оборванным проводам линий электропередачи прикасаться нельзя
  • опасно подходить к проводу, лежащему на земле
  • самим не включать электрические приборы
  • Пожарная безопасность

А сколько разной мебели, которая не только легко горит, но и выделяет при горении ядовитые газы. Газ специально делают таким пахучим, чтобы люди сразу могли почувствовать, если он где-то выходит. Надо приучать детей не включать самостоятельно газовую плиту.

Пожары происходят не только по причине детской неосторожности, в большинстве случаев дети просто не знают о безопасном обращении с огнеопасными приборами.

Мы не можем и без острых, колющих, режущих предметов . Приучать детей все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на свои места, так как порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Оставлять дошкольника дома одного — большой риск со стороны родителей. А оставлять дома нескольких детей — чревато последствиями: что одному не придёт в голову, может прийти другому.

Порой в квартиру пытаются проникнуть злоумышленники . Научите ребенка не открывать двери незнакомым людям, обыграв эту ситуацию. Пусть несколько раз один из родителей сыграет роль «незнакомца», а другой – поможет ребенку правильно организовать свои действия: что делать, что говорить. Назовите людей, которым ребёнок может открывать дверь по именам — родственников, соседей, друзей.

  • Отравление

Когда ребёнок хотят узнать какой-либо предмет лучше, он часто пробуют его на вкус. Список предметов, которые он может проглотить, возглавляют те предметы, похожие на конфеты. Проблема в том, что дошкольники плохо отличают сладкие карамельки от таблеток бабушек и дедушек. Последствия подобных ошибок могут оказаться весьма плачевными и привести к отравлению.

Разве нужно напоминать, что лекарства сродни драгоценностям, которые хранятся в шкатулке под замком. Только взрослые должны иметь доступ к лекарственным средствам.

Наша общая обязанность, чтобы ребёнок знал наизусть свой адрес, имена-отчества родителей; начинать знакомить с телефонами экстренных служб (пожарная охрана - 01, милиция, - 02, скорая помощь, - 03, служба газа- 04). А еще лучше, если вы вместе с ребёнком составите перечень нужных телефонов и повесите его на стене рядом с телефоном. Не забудьте объяснить ребёнку, чем чреваты необдуманные звонки в эти службы.

3. Ребёнок и природа.

Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.

4. Ребёнок и другие люди (незнакомец)

Мы даём объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.

5. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка

Сюда относится: изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, знакомство с ролью лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также взаимоотношения между детьми (конфликты и т.д.)

Эмоциональное благополучие или психологическая безопасность ребёнка -состояние ребёнка, обеспечивающее ему успешное психическое развитие. Психика ребёнка дошкольного возраста характеризуется повышенной ранимостью и лёгкой истощаемостью. Многие воздействия окружающего мира могут явиться причиной нервных расстройств.

Уважаемые родители! Обязательно проверяйте перед выходом из дома в детский сад карманы, сумочки и рюкзаки своих детей на предмет нахождения мелких, колющих и режущих предметов (булавки, значки, туалетная вода и т.д.). Не разрешается приносить в детский сад игрушки из дома. В зависимости от погодных условий необходимо приносить запасной комплект одежды для ребенка. (если дождь, потеют и т.д.) Обувь ребенка должна быть удобной, соответствовать размеру и с фиксированной пяткой. Девочкам нежелательно носить обувь на каблучках.

Что касается безопасности детей во время нахождения в детском саду:

— все входные двери оборудованы электронными замками. Для каждого сотрудника и родителей изготовлены магнитные ключи для прохода в здание ДОУ.

Какие опасности могут поджидать ребёнка в здании и на территории ДОУ? Можно выделить несколько категорий:

  • Повышенная заболеваемость . Это самый частый фактор опасности, встречаемый в дошкольных учреждениях. Детский сад – место большого скопления детей разных возрастов. И вполне естественно, что иммунитет и восприимчивость к болезням у малышей разная. Не стоит удивляться тому, что в садике ребенок часто «цепляет» различные инфекции и заболевания. Особенно это волнует родителей, дети которых имеют ослабленный иммунитет. Но «подцепить» вирус ребёнок может не только в детском саду. Секции, студии, занятия в других местах, прогулки на детских площадках – потенциальные зоны для заражения разными инфекциями.

Напоминаю : каждый родитель любит своего ребёнка, заботится о его здоровье. Узнаёт у воспитателя о заболеваемости детей в группе. Возмущается, услышав или увидев чихающего или кашляющего чужого ребёнка. А своего ребёнка приводит с кашлем или соплями, провожает в группу, не заботясь о других детях и сотрудниках группы.

Если ребёнок не посещает в детский сад по неуважительной причине два дня, на третий день его снимают с питания. Особенно строго это происходит при обострении инфекционных заболеваний.

Родители первые должны заботиться о здоровье своего ребёнка: при повышенной температуре, рвоте, диарее обязаны оставить ребёнка дома и вызвать врача. Ставить на питание и снимать с питания своего ребёнка обязан родитель. Без справки врача после болезни или пропуске 3-х дней ребёнок в ДОУ приниматься не должен.

Все лекарства дети принимают в домашних условиях, воспитателям категорически запрещено давать лекарственные средства детям. В детских шкафах не должны находиться никакие лекарства. В единичных случаях – обращайтесь к медперсоналу.

Травматизм, несчастные случаи.

Уважаемые родители! Обязательно проверяйте перед выходом из дома в детский сад карманы, сумочки и рюкзаки своих детей на предмет нахождения мелких, колющих и режущих предметов (булавки, значки, деньги, батарейки, фонарики и т.д.). Причины травм могут быть самыми разными, их великое множество:

дети могут нанести друг другу увечья в борьбе за игрушки,

— расталкивая приятелей, спеша на прогулку или с прогулки,

— упасть с кровати во время дневного сна,

— неаккуратно прокатиться с горки, поскользнуться на льду,

— неудачно упасть на ровном месте

Если на территории ДОУ произошло травмирование ребёнка, все вопросы, связанные с происшествием решаются на месте, в ДОУ. К травме не относятся синяки, ссадины, небольшие порезы.

  • Чрезвычайные ситуации. Хотя такие явления как пожар, землетрясения и внешние (криминальные, террористические акты, невменяемые поступки взрослых) —

события нечастые, да и живем мы в мирное время, но забывать о необходимых мерах предотвращения подобных ситуаций и принципах обеспечения безопасности во время ЧС не стоит.

  • Угроза эмоциональному благополучию (психологическому здоровью ребенка. Не все родители задумываются над тем, что ребёнку в детском саду могут нанести вред не только физический, но и эмоциональный, психологический. Виной тому не только и не столько личностные особенности персонала ДОУ, сколько отношения между детьми, стресс при расставании с мамой.

Поэтому, родителям необходимо следить за психологическим состоянием своего ребёнка и тщательно разбираться в причинах, когда ребенок категорически отказывается идти в детский сад.

Факторы обеспечения безопасности детей в ДОУ:

Чтобы защитить детей от различных опасностей, оставив тем самым малышей здоровыми, а родителей счастливыми, дошкольное учреждение должно обеспечить соблюдение множества факторов безопасности.

— с целью предупреждения различных простудных и инфекционных заболеваний в помещениях сада поддерживаются соответствующие температурный режим, уровень освещенности и проветривания.

— регулярное медицинское обследование персонала учреждения с целью исключения инфекционных заболеваний, соблюдение правил личной гигиены.

— в ДОУ непременно присутствует медсестра, контролирующая здоровье и состояние детей, отвечающая за вызов, при необходимости, скорой помощи. Обязательными являются периодические обследования воспитанников медицинскими работниками профессиональных медицинских учреждениях.

— наблюдение за санитарным состоянием ДОУ, а, важнее всего, кухни и продуктов детей.

Родители детей, имеющих склонность к аллергическим реакциям на определенные продукты, необходимо принести справки от врача с указанием диагноза и перечнем запрещённых продуктов. Нельзя умалчивать о продуктах-аллергенах, т.к. информация о них может отсутствовать в медицинской карточке ребенка. В противном случае бо льшая ответственность ложится на родителей.

— в помещениях ДОУ проводится ежедневную уборку и периодическая дезинфекция,

— техническое состояние помещений и прилегающих к садику построек подвергаются обязательному регулярному контролю.

— каждый сотрудник ДОУ владеет инструкциями по взаимодействию с основными службами безопасности. При этом проводятся учебные эвакуации из помещения и с территории ДОУ для отработки навыков поведения в чрезвычайных ситуациях.

— чтобы избежать похищения детей из садика, отдавать детей можно только их мамам и папам, а также лицам, заявленным родителями ребёнка в заявлении на разрешение.

— уделять пристальное внимание противопожарной безопасности здания: проводить периодический осмотр газовых плит на кухне, электрической проводки по всему зданию. Помещение ДОУ должно быть оснащено элементарными средствами защиты от огня: огнетушителями, лопатами и песком. Необходимо наличие в здании «тревожной кнопки», с помощью которой можно быстро осуществить вызов пожарных или МЧС.

Лица, ответственные за безопасность детей, на территории ДОУ

Каждый родитель задается вопросом о том, кто несет ответственность за безопасность их драгоценного чада в дошкольном учреждении? Ответственное лицо номер один и тот, кем обеспечивается проверка безопасности на территории ДОУ – это заведующий детским садом. Как гласит основной документ любого образовательного учреждения — закон «Об образовании», заведующий несет личную ответственность за безопасность каждого своего воспитанника.

Разумеется, заведующему ДОУ нереально уследить сразу за несколькими десятками детишек, поэтому ответственным, обеспечивающим безопасность ребенка в детском саду, становится воспитатель группы.

Родители ребенка также могут оказать неоценимый вклад в обеспечении мер безопасности малыша. Это может быть добровольная финансовая и материальная помощь ДОУ, направленная на обновление устаревших элементов игровых площадок, парт, кроваток и прочих конструкций. Также задачей родителей является контроль соблюдения норм безопасности в саду.

Все это немаловажные шаги к обеспечению безопасности ребятишек дошкольного учреждения и в первую очередь своего любимого малыша.

— Вмешивайтесь в ситуацию, говорите и действуйте в пользу ребенка.

— Знайте соответствующую возрасту возможную реакцию ребенка и пользуйтесь этим.

— Уважайте чувства вашего ребенка, как бы они ни выражались.

— Поощряйте проявление большей самостоятельности и ответственности.

— Контролируйте ребенка до тех пор, пока он не будет готов к бо льшей ответственности.

— Определите границы дозволенного для вашего ребёнка и четко, категорически добивайтесь их соблюдения. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребенка. От качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка!

Подведение итогов

Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи.

Работа по формированию у наших детей навыков безопасного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Безопасность наших детей достигается путем тренировок, а не чтением морали, которую дети не всегда даже понимают. Лучший способ — продемонстрировать на своем примере, как следует поступить в сложной ситуации, а потом вместе с ребенком закрепить навык. Работа должна быть систематической. Детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.

И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду (это беседы в режимные моменты, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой и т. д.), то их практическое применение целиком ложится на ваши плечи.

Чтобы помочь детям лучше усвоить правила безопасности, можно использовать рассказы из вашего личного опыта, чтение произведений художественной литературы, сказок («Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Кот, лиса и петух», «Заюшкина избушка»), в которых прослеживается тема безопасности, беседы по содержанию прочитанного. Художественное слово всегда заставляет ребёнка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать её, оценить поступки героев. Можно вместе с детьми рассматривать иллюстрации, отгадывать загадки, играть в дидактические и сюжетные игры. В игровой форме дети лучше осознают предлагаемую информацию, она помогает смоделировать правила поведения в конкретных ситуациях, закрепить полученные навыки. Сами показывайте своим детям только положительные примеры.

Основная задача взрослых, и педагогов, и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Надеюсь, что вы с пользой провели время и примите активное участие в обучении и в передаче своего опыта детям. Ведь главная цель нашей с вами работы — формировать у детей навыки безопасного поведения в быту, в природе, на улицах, на дорогах, в человеческом обществе; воспитывать привычку к здоровому образу жизни; учить предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их, а при необходимости – действовать. Действовать правильно, в соответствии с ситуацией. Пусть каждый день будет безопасным!

Решение собрания:

  1. Детям и родителям неукоснительно соблюдать правила безопасности.
  2. Проводить работу по формированию у детей навыков безопасного поведения в детском саду, на улице и дома.

Елена Александровна
Консультация «Основы формирования навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста»

Бронникова Е. А.

Основы формирования навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста

Важнейшим условием решения сложных и многоплановых задач, связанных с защитой населения от опасностей различного характера, успешной реализацией этих задач в нашем обществе и государстве, является формирование личности человека , готового и способного предвидеть и избегать опасности повседневной жизни, а при необходимости грамотно действовать в условиях опасности. Обществом предъявляются повышенные требования к безопасности подрастающего поколения.

Навыки поведения имеют большое значение в формировании особенностей личности. Они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями. Навыки поведения лежат в основе привычных форм поведения . Путем многократного повторения у ребенка могут сформироваться навыки правильного поведения . По утверждению ученых (Е. И. Бойко, С. А. Бородай, С. Ю. Головин, Ф. Н. Гоноболин, В. В. Давыдкина, Р. Г. Добрянская, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. И. Станкин, В. Н. Чулахов и др.) , навыки как автоматизированные компоненты (составные части) сознательной деятельности, выработанные в процессе ее выполнения, входят почти во все виды деятельности человека и составляют подавляющую часть движений, которые мы совершаем. Навыки безопасного поведения человека относятся к группе смешанных навыков . Они образуются путем повторения выученных действий в виде упражнений с участием мышления и речи, когда происходит осмысление навыка . Рубинштейн С. Л. отмечает, что «по существу навыки являются не столько специфической совершенно самостоятельной формой поведения , сколько его компонентом или механизмом, который строится у человека на основе высших форм сознательного поведения с их исторически обусловленной мотивацией» .

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему. Рост количества машин на улицах, увеличения скорости их движения, растущие пробки на дорогах являются одной их причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о дорожно-транспортных происшествиях, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.

Неправильное поведение детей на дорогах может быть обусловлено следующими факторами :

Незнание дошкольниками элементарных правил ;

- возрастные и физиологические особенности детей ;

- несформированность у них координации движений;

Стремление ребенка к самостоятельности, но неумение адекватно оценить ситуацию;

Безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах .

Обеспечение безопасности детей на дороге остаётся приоритетной проблемой общества. Свидетельством этого являются целевые программы, принятые как на федеральном, так и на региональном уровне.

Большую роль в решении данной проблемы имеет организация работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий в дошкольных учреждениях .

Важность дошкольного приобретения навыков аргументируется тем , чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях .

Знакомство детей с дорожной азбукой , формирование у них навыков правильного поведения на дороге необходимо начинать с самого раннего возраста . Важно сделать это до того, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге , к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде.

Внимание в дошкольном детстве носит преимущественно непроизвольный характер. Ряд отечественных психологов (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Ф. Добрынин и др.) связывают преобладание непроизвольного внимания с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста . Непроизвольное внимание развивается в течение всего дошкольного детства . Н. Ф. Добрынин, А. М. Бардиан и Н. В. Лаврова отмечают, что дальнейшее развитие непроизвольного внимания связано с обогащением интересов. По мере того как расширяются интересы ребенка, его внимание приковывается к более широкому кругу предметов и явления. Произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с возрастным развитием речи и ее роли в регуляции поведения ребенка .

От степени сформированности аттенционных способностей в дошкольном возрасте зависит не только успешность обучения, но и степень внимательности, и в частности, внимательности на дорогах города. Очень часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Поэтому необходимо, начиная с дошкольного возраста , учить детей безопасному поведению на улице , дороге, в транспорте и правилам дорожного движения.

В старшем дошкольном возрасте , отдельные сведения о правилах дорожного движения складываются в последовательную систему представлений. Детей продолжают знакомить с правилами дорожного движения, дорожными знаками, элементами дорог, обязанностями пешеходов и пассажиров, правилами перехода железнодорожных переездов, средствами регулирования дорожного движения, правилами езды на велосипедах, учат передавать в рисунке дорожную обстановку, расширяют представление о транспортных средствах, о правилах перехода проезжей части. С дошкольниками проводят работу по закреплению навыков поведения в общественном транспорте, в любой дорожной ситуации, по развитию поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы по предупреждению случаев травматизма, по формированию самостоятельности и ответственности в действиях ребенка на дороге, по совершенствованию культуры поведения детей на улице и в транспорте.

Элементами работы по созданию условий для формирования навыков безопасного поведения являются следующие составляющие :

Воспитательно-образовательная работа с детьми;

Создание медико-педагогических и материально-технических условий;

Взаимодействие с семьей.

С целью расширения представлений детей о правилах безопасного поведения используются рассказы, объяснения, беседы, упражнения, чтение художественной литературы, работа со схемами и карточками, использование дидактических, настольно-печатных, строительных и сюжетно-ролевых игр, а также внушение, убеждение, поощрение, пример, отработка безопасных маршрутов движения от дома до детского сада и так далее. Большое значение в работе с детьми старшей и подготовительной групп играет организация экскурсий, где дети овладевают практическими навыками пешеходов , используется такой приём, как обращение внимания на правильное или неправильное поведение других пешеходов .

В таком возрасте также эффективными являются практические игры – тренинги для детей с целью овладения практическими знаниями и умениями.

Одним из определяющих условий успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды, что позволяет стимулировать познавательную активность в игровой и учебной деятельности детей . Средством в профессиональной деятельности является оборудование уголка по ознакомлению с правилами безопасного поведения .

Взаимодействие с семьей - важная составляющая в педагогической деятельности. Круг проблем, связанных с безопасностью , невозможно решить в рамках группового пространства, поэтому так важно обеспечить преемственность между детским садом и семьей. В работе по привитию навыков безопасного поведения большое значение имеет положительный пример родителей и окружающих взрослых. Родители регулярно получают различного рода консультации по формированию практических навыков безопасного поведения дома и на улице у детей дошкольного возраста .

Систематическая работа с детьми по формированию навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, использование эффективных современных методов и приемов, учет возрастных особенностей детей дают положительные результаты.

Список литературы

1. Ануфриев, А. Ф., Костромина, С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей . Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст] - М.: Ось-89, 1997. - 224 с. (Практическая психология) .

2. Беленок, И. Л., Мишина, Ю. Д. Развитие общих способностей личности [Текст] - Новосибирск : Изд - во : НГУ, 2005.

3. Божович, Л. И. Личность и формирование в детском возрасте [Текст] - СПб .: Питер, 2008. - 400 с.

4. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.

5. Ведерникова, Н. В., Смирнягина, Л. А. Формирование социальных навыков поведения детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] Режим доступа - http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=397

6. Величковский, Б. Когнитивная наука : основы психологии познания [Текст]: в 2 т. – Т. 1 / Борис М. Величковский – М.: Академия, 2006. - 448 с.

7. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания [Текст] // Доклады АПН РСФСР. 1958.- №.3,- С. 33 38.

8. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] - СПб.: Питер, 2006. - 224 с.

9. Матюхина, М. В., Михальчик, Т. С., Прокина, Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов /М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др. ; Под ред. М. В. Гамезо и др. -М.: Просвещение, 1984.-256с.

10. Обухова, Т. И. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха [Текст]: учеб. -метод. пособие. - Минск : БГПУ, 2007. - 54 с.