Формирование элементарных математических представлений триз. Картотека игр по триз. Игры по технологии триз

елена руденко
Использование ТРИЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений

Тема : «Использование ТРИЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений »

Выполнила воспитатель

Руденко Е. В.

Я работаю по Технологии Программы Натальи Михайловны Крыловой «Детский сад – Дом радости» с 2006 года, где главной задачей является воспитание индивидуальной, творческой личности.

Заинтересовавшись проблемой использования системы ТРИЗ на занятиях с дошкольниками , я прошла курсы «ТРИЗ в детском саду » . Формируя элементарные математические представления у воспитанников на основе этой системы я убедилась в том, что

ТРИЗ позволяет придать занятиям комплексный характер (у детей не только формируются математические представления , но и развивается речь, развиваются способности к изобразительной деятельности);

ТРИЗ даёт возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях;

ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, найти выход из затруднительного положения.

Метод Мозгового Штурма я использую при решении задач на смекалку (головоломки) со счётными палочками.

1 тип - это задача на составление заданной фигуры из определённого количества палочек .

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

2 тип – это задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

В фигуре, состоящей из 4 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата

3 тип – это задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

В своей работе я использую словесные игры . В игре «Наоборот» хорошо усваивается приём «противоположные значения»

Высоко – низко

Далеко – близко

Впереди – сзади

День – ночь

Вверху – внизу

Мало – много

Узкий – широкий

На противоречия задаю вопросы :

Что бывает то маленьким, то большим (воздушный шар, надувные игрушки, складная мебель)

Что или кто бывает сначала маленьким, а потом большим (люди, животные, овощи, деревья и т. д.)

Что бывает маленьким и большим (шарик, тесто, пузырь)

Длинным и коротким (резинка, указка, нож складной, складная линейка)

Твёрдое и мягкое (хлеб, яйцо, человек и т. д.)

В каких сказках было чего то мало, а затем много («Цветик – семицветик» , «Горшок каши» )

На занятиях по формированию у детей элементарных математических представлений я использую задачи - шутки , загадки, которые способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

На столе 2 яблока и 3 груши. Сколько на столе овощей?

На платье у девочки 2 яблока и 2 вишни. 1 яблоко и 1 вишню съели. Сколько осталось?

На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе (3)

На одной ноге гусь весит 5 кг. Сколько будет весить гусь на двух ногах?

Ещё я в своей работе использую прием дорисовывания . Дети должны дорисовать элемент до фигуры или цифры . Затем можно спросить на что это похоже?

Также предлагаю детям нарисовать предмет , подрисовав к геометрической фигуре дополнительные детали. «Что бывает круглым, овальным, прямоугольным и т. д.»

Предлагаю из геометрических фигур нарисовать девочку, зайца, робота и др.

Ещё одно задание с готовыми геометрическими формами – это выложить ёлочку, лису и др.

Со старшими дошкольниками на воссоздание фигур – силуэтов можно использовать фигуры – силуэты из наборов к играм «Колумбово яйцо» , «Монгольская игра» .

Так же в своей работе я использую такой приём , как сочинение сказок, направленный на формирование элементарных математических представлений . В сказке «Путешествие мячика» , которую мы сочинили с детьми, была поставлена цель закрепить представление о круге . Дети придумывали какие круглые предметы встретил мячик на своём пути (арбуз, воздушный шарик, колобка, смешарика и др.) и о чём они говорили.

При использовании в работе с детьми метода активизации мышления я использую дидактическую игру «Город загадок» , которая очень нравится детям. Я по таблице показываю детям какой формы данный предмет , какого он цвета, размера и из какого материала он сделан . Таким образом дети одновременно закрепляют не только форму , но и цвет, величину и материал из которого сделан предмет .

Публикации по теме:

Применение малых фольклорных жанров на занятиях по формированию элементарных математических представлений Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в страну математических знаний» Тема: «Путешествие в страну математических знаний» Программные задачи: Закрепить знания детей о последовательности дней недели; продолжать.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Программное содержание: - закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5; -Упражнять в умении называть и различать.

Задачи: Учить детей действию построения моделей количественных отношений, на счётах, используемых для сравнения двух групп предметов. Упражнять.

Воспитатель: Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Посмотрите, сколько гостей у нас сегодня гостей! Давайте им улыбнемся и поздороваемся.

НОД по формированию элементарных математических представлений «Время и знаки» Задачи: 1. Закрепить знания детей о временных понятиях. 2. Закреплять знания детей о признаках геометрический фигур, пространственных отношений:.

Вырастить ребенка, умеющего мыслить логично и гибко, находить неординарные решения, анализировать проблему всесторонне, подготовленного к трудностям, хотели бы все родители. Ведь это значит, что маленький человек будет приспособлен жить в меняющихся условиях. Помочь в этом может система ТРИЗ, адаптированная для дошкольников. Что это за методика, в чем ее суть?

Что такое ТРИЗ?

Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ, была разработана в конце прошлого века Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Но он был не педагогом, а изобретателем и разрабатывал методику для эффективного решения технических проблем. Многие годы эта технология успешно применялась для работы со школьниками на станциях юных техников. Она позволяла развивать у юных изобретателей творческие качества мышления: гибкость, системность, диапазон, оригинальность, творческое воображение, смекалку. Все это давало им возможность изобретать осознанно, целенаправленно, логически, используя весь предшествующий опыт, собранный в виде единого алгоритма.

На базе технологии ТРИЗ были разработаны и с успехом используются в детских садах педагогические методики для развития у дошкольников мышления: творческого, диалектного, абстрактного.

Основная идея этого метода в том, что законы развития технических систем можно познавать и использовать для решения изобретательских задач сознательно и логически, избегая множества проб и ошибок.

Цель работы по этой системе – стимулировать познавательную, творческую и речевую активность, научить маленького человека мыслить системно, понимая суть происходящих процессов, их единство и противоречия, самостоятельно видеть вопрос и уметь находить решение.

Основные принципы методики ТРИЗ

Внедрение системы ТРИЗ в дошкольные учреждения основано на соблюдении нескольких важных принципов:

  • Принцип свободы выбора. Он должен соблюдаться в любом действии – обучающем или управляющем.
  • Принцип деятельности. Любое творческое задание должно основываться на практической деятельности.
  • Принцип открытости. Ребенку нужно предлагать задачи, не имеющие единственно верного решения, подразумевающие вариативность.
  • Принцип идеальности. Творческие задания по этой методике не требуют специального сложного оборудования, могут быть использованы на любых занятиях, максимально задействуя интересы, возможности и знания дошкольников.
  • Принцип обратной связи. У педагога есть возможность постоянного контроля за освоением малышами мыслительных операций, поскольку задания выстраиваются последовательно, в новых используются элементы предшествующих.

Основополагающим же является принцип природосообразности в обучении. То есть необходимо отталкиваться от природы ребенка: его возраста, способностей, закономерности его развития в окружающей реальности. Здесь не обойтись без индивидуального подхода к ребенку. А отказ от уравнивания всех малышей «под одну гребенку» как раз и позволяет каждому дошкольнику максимально раскрыть свои склонности и развить нужные способности.

Разные способы работы

Арсенал технологии ТРИЗ содержит множество разнообразных методов, которые педагоги с успехом используют в работе с дошкольниками.

  • Метод мозгового штурма. Участники обсуждения проблемы должны высказать максимальное число вариантов ее решения, вплоть до самых фантастичных и парадоксальных. Из этих вариантов затем и выбирают оптимальный. Конечно, решаемые задачи должны соответствовать возрасту дошкольников (например, как можно потушить пожар в доме, если нет воды). При мозговом штурме развиваются способности слышать друг друга в конструктивном споре, не бояться критики, отстаивать свою точку зрения, лояльно относиться к другим мнениям, анализировать, понимать, что не бывает безвыходных ситуаций.
  • Метод каталога. Хорош для развития речи ребенка, учит его основам творческого рассказывания. Суть метода в том, что дошкольники ищут ответ на вопрос педагога, произвольно указывая на любое место книжной страницы. Полученные слова, не связанные между собой, нужно соединить в последовательную историю. Главное здесь для педагога – грамотно подобрать вопросы и задавать их в правильной последовательности.
  • Метод фокальных объектов. Развивает фантазию, речь, воображение ребенка, умение управлять мышлением. Суть метода в том, чтобы «примерять» свойства одних объектов на другие (внешне они должны быть не связаны между собой). Дети учатся устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи между случайными объектами. Дошкольникам предлагают несколько разнородных объектов, они должны назвать их основные свойства, а затем нужно придумать, как перенести их на задуманный объект.

Кроме того, существуют методы системного и морфологического анализа, типового фантазирования, мышления по аналогии, метод Робинзона и множество других. Каждый из них решает свои задачи. Но общий девиз методов работы в ТРИЗ – любознательность и творчество во всех проявлениях.

Использование ТРИЗ в дошкольной педагогике

Сегодня методика ТРИЗ довольно популярна в детских садах. На просторах интернета можно найти множество педагогических презентаций на тему использования ТРИЗ в работе с дошкольниками. ТРИЗ-педагогика как направление была сформирована в 80-х годах прошлого века. Основатель теории Г.С. Альтшуллер рекомендовал начинать такие занятия с детьми примерно 5-летнего возраста (однако сегодня есть успешные примеры работы даже с детками 2–3 лет).

В отличие от других методик, ТРИЗ подготавливает ребенка к решению самых сложных жизненных задач, используя мировой опыт в области изобретательства, переработанный для детского восприятия.

В ТРИЗ-педагогике существуют курсы для разных возрастов (от малышей до студентов). Дошкольникам, к примеру, предлагаются задания по изобретению новых игрушек, подвижных игр, загадок и т. д.

Основное средство в работе с дошкольниками – педагогический поиск. При этом педагог не дает малышам готовые решения и знания, а учит их находить эти решения самостоятельно. Ему необходимо самому иметь те качества, которые он старается прививать детям, показывать им пример, быть универсальной творческой личностью.

Программа обучения дошкольников состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. Поиск сути. Малыши учатся использовать предметы многофункционально.
  2. Выявление противоречий в предмете или явлении (в нем всегда что-то хорошо, а что-то плохо).
  3. Разрешение противоречий (к примеру, как перенести воду решетом?).
  4. Изобретательство. Дети учатся искать и находить собственный вариант решения проблемы. Они фантазируют, соображают, придумывают новые объекты.
  5. Решение сказочных задач, сочинение новых сказок. Здесь возможны самые разные виды творческой деятельности: игры, рисование, конструирование, лепка.
  6. Поиск выхода. С помощью полученных знаний, интуиции, применяя оригинальные способы решения, дошкольник учится искать и находить выход из сложной ситуации, он старается рассчитывать свои силы и способности для решения поставленной задачи.

Что дает методика дошкольнику?

Прежде всего, она стимулирует разностороннее мышление, подстегивает познавательную активность, способствует успешной социализации в детском коллективе, развитию речевых навыков.

Кроме этого, ТРИЗ для дошкольников полезен тем, что:

  • снимает страх перед неизвестным;
  • снимает психологические барьеры;
  • учит мыслить широко, системно, нестандартно;
  • развивает нравственно (учит радоваться чужим успехам, помогать другим в затруднительной ситуации, ценить чужое мнение);
  • учит находить свои решения, а не повторять за педагогом;
  • создает для каждого малыша ситуацию успеха;
  • позволяет ребенку вырасти «генератором идей», стать успешным в жизни.

Все эти глобальные навыки развиваются благодаря тому, что ребенок во время таких занятий учится:

  • вычленять закономерности;
  • видеть скрытые пути решения, рассматривая все характеристики объектов или явлений;
  • находить причинно-следственные связи;
  • мыслить логически даже при отсутствии конкретных тематических знаний;
  • оперировать аналогиями и противоречиями;
  • классифицировать;
  • выдвигать и опытным путем доказывать гипотезы;
  • находить главное во множестве;
  • задавать правильные вопросы для поиска сути.

Играем по системе ТРИЗ дома

На самом деле занятий, стимулирующих любознательность ребенка и его желание творить, можно придумать множество. Пусть это не будет выстроенная система, как в детском саду, но регулярные игры будут интересны ребенку, а значит, помогут развивать его в нужном направлении. Играть можно в настольные или ролевые игры, рисовать, рассматривать карточки развивающих пособий, читать, гулять. Главное, чтобы при этом постоянно возникали нестандартные ситуации, требующие осмысления и разрешения, а взрослый задавал правильные вопросы.

Например, рассматривая картинки с геометрическими фигурами, можно спросить ребенка: а чего на свете больше: четырехугольников или квадратов? Играя в семью, задать вопрос: а кого в мире больше: женщин или мам?

Тризовские задачки можно ставить перед малышом на прогулке: почему сейчас идет снег? Почему тают сосульки? Для чего дереву почки? Какого цвета лужа? Для чего дому крыша, дверь? В поисках ответа ребенок начинает размышлять, рассуждать. А это и было целью.

Заставить ребенка мыслить и фантазировать помогают ассоциативные игры. Например, малышу предлагают перевоплотиться в какое-то животное. При этом он должен изображать его манеру движения, повадки, голос, характерные действия (как ведет себя хищник или травоядное, сухопутное или морское животное).

Предложите чаду и общаться с вами, не выходя из образа (я – заяц, мышь, волк, сокол и т. д.), выражать свои желания и чувства только теми способами, которые доступны заданному животному (мурлыкать, фыркать, кудахтать, тереться, шипеть). Поиграйте вдвоем – выберите каждый для себя по образу и пообщайтесь в них. Животные могут быть как одинаковыми (мама кошка и котенок) так и разными (собака и лиса).

На прогулке или дома с ребенком сравнивают одни предметы с другими. Сначала мама покажет пример, но вскоре малыш с удовольствием подключится (одуванчик желтенький, как солнышко; твои ручки после прогулки грязные, как тарелки после еды; кот серый, как небо осенью).

Можно просто играть в ассоциации: мама называет слово, ребенок выдает ассоциацию (кот – мышь, арбуз – сладкий, лето – гулять). Со временем задачу можно усложнить: ассоциация придумывается цепочкой: мама подбирает слово к ответу ребенка, затем он продолжает цепочку (солнце – круглое – колесо – ехать – машина…). Такие игры очень нравятся детям в дошкольном возрасте, поскольку иногда ответы получаются довольно забавными. А это уже положительные эмоции, что тоже – огромный стимул.

В старшем дошкольном возрасте дети уже смогут строить логические словесные цепочки. Например, ребенку дают 2 слова (кот и мышь). Он выстраивает последовательность: кот – поле – охота – прыжок – мышь.

Во время чтения

При чтении детских произведений всегда можно придумать массу вопросов, которые заставят маленький мозг генерировать многозначные выводы. Главное, задавая ситуацию, объяснить ребенку, что одного правильного ответа не бывает. Нужно найти несколько разных, и из них выбирать тот, у которого больше плюсов, чем минусов.

Например:

Лиса унесла петушка. Что он может сделать сам, чтобы освободиться, а не ждать помощи от кота? Варианты ответов могут быть самыми неожиданными (клюнуть, громко закричать, чтобы у лисы голова заболела, отвлечь: смотри, заяц; испугать рассказом, как одна лиса ела петуха и подавилась косточкой…).

Такие ситуации можно «вытянуть» практически из любой сказки:

Как Иванушке утолить жажду, чтобы не пить из лужи?

Как мухе вырваться из лап старичка-паучка?

У Золушки нет доброй волшебницы. Что она может сделать, чтобы попасть на бал?

Как колобку уйти от лисы?

Как заставить крокодила вернуть краденое солнце, не применяя к нему силу?

Как бременским музыкантам прогнать из дома разбойников?..

Итак, применение системы ТРИЗ возможно как в дошкольном учреждении, так и дома. Оно поможет вырастить практически универсальную личность, готовую к любым сложным ситуациям. Главное при этом, чтобы педагоги или родители создавали для тризовских занятий правильные ситуации и задавали правильные вопросы.

Триз - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал эту удивительную технологию писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер. Последнее десятилетие показало, что адаптированная к дошкольному детству ТРИЗ-РТВ-технология стала интересной для многих педагогов, увлеченных идеей развития творческих способностей ребенка. В ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) существует много приемов работы для активизации творческих способностей: и в речевой, и познавательной, интеллектуальной и художественной деятельности детей. Такие своеобразные механизмы

(приемы) дают возможность активизировать ребенка, сделать процесс обучения не только интересным, но и увлекательным.

ТРИЗ- игра "Необыкновенная математика" Предлагается приготовить салат, прочитать его ингридиенты, назвать его необычно.

ЧИТАЕМ: 1 ложка орех+1 ложка яблок+2 ложки малины + 3 ложки сахара=салат ОРЕХОМАЛИЛОК (от каждого ингридиента по части слова) Или МАЛИЯБЛОРЕХ., другой салат: 1 ложка яблок+1 ложка груш+2 ложки клубники = салат грушаяблоклуб

так готовить салат гораздо интересней!

Игра "Угадай на вкус", используется кукла - тантамореска. Задача: угадай, что ты съел и назови, что любит есть ежик.

Угадай на вкус! А что любит заяц?

www.maam.ru

ТРИЗ для дошкольников.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

Триз - это самая уникальная методика развития творческой деятельности дошкольников. В последнее время адаптированная к дошкольному детству ТРИЗ- технология стала интересной для многих педагогов. Главным показателем умственного развития ребёнка является не столько сумма знаний, сколько совокупность и уровень интеллектуальных умений и мыслительных приемов. Особое внимание уделяется развитию творческих способностей детей: умение решать творческие задачи, делать открытия и. т. д.

Согласно технологии ТРИЗ, мы - педагоги становимся участниками образовательного процесса, а не его руководителем. Мы помогаем развивающейся личности в творческом поиске ответов. Приемы ТРИЗ в детском саду не требуют специально отведённого времени. Например, читая сказку можно придумать её новый конец или проанализировать линию поведения главного героя, поразмышлять, как помочь ему. Занимаясь в детском саду по технологии ТРИЗ, мы знакомим детей с миром и учим мыслить самостоятельно, решать поставленные перед ними задачи. Приведу примеры игр ТРИЗ, которые я использую в каждодневной работе с детьми: «Маша- Растеряша», «Волшебные картинки», «Расскажи знакомую сказку с новыми героями», "Да-нет-ка", "Перевёртыши", "Это, что? "и др.

www.maam.ru

ТРИЗ-игры для дошкольников, часть 3 | Игра ТРИЗ

Сегодня я выбрала такие игры, которые:

  • во-первых, учат решать проблемные ситуации (не по-сказочному, с помощью палочки-выручалочки, а взаправду, с помощью умной головы)))
  • во-вторых, развивают ресурсное мышление у детей, которое является основой навыков продуктивного творческого мышления и которому совершенно не учат стандартные дошкольные программы
  • в-третьих, знакомят ребенка с таким важным понятием из «взрослой» ТРИЗ, как функция предмета.

Игра «Маша-Растеряша» (от 4 лет)

Зачем : тренируем внимание, учимся решать проблемные ситуации, используя ресурсы

Реквизит : Кукла или картинка Маши. Младшим детям можно предложить картинки с изображением бытовых предметов (нож, дверь, стул, карандаш) , или просто взять предметы.

Напоминалка : вспомнить историю о Маше-Растеряше. Поговорить о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить детей оказать помощь такой Растеряше.

Материал для игры берется на основе тех предметов окружающего пространства, про которые ребенок может сказать, для чего они нужны (какую функцию выполняют)

Играем!

Ведущий берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается от имени куклы к остальным:- Ой! - Что с тобой? - Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ножницы ) …. Чем я теперь буду (называет конкретную функцию потерянного предмета, например, резать бумагу ) ….?

Дети называют варианты, находя ресурсы других предметов для выполнения этой функции: бумагу можно резать ножом, лезвием, можно рукой оторвать.

А затем предложите детям стать Машей-Растеряшей, ведь «растеряшесть», как известно, заразна

Если я хочу…то, что мне поможет… (от 5 лет)

Зачем : расширять представление о назначении (функциях) окружающих предметов.

Реквизит : картинки объектов рукотворного мира, но можно обойтись и без них.

Напоминалка : обсудить действия, которые выполнял ребенок или взрослый, вспомнить, какие предметы помогали выполнять это дело

Играем!

Ребенку предлагается какое-либо дело, например, построить снежную горку , только это дело надо выполнить без очевидного инструмента - без лопаты . Ребенок в ответ называет объекты рукотворного мира, которые помогли бы это сделать. Обязательно поощряются нестандартные ответы детей: например, чтобы построить горку нам поможет крышка от кастрюли, разделочная доска, тазик.

Вот еще примеры заданий для игры:

  • Отрезать хлеб без ножа
  • Достать ведро из колодца без веревки
  • Перейти речку без моста

Материал с сайта igra-triz.ru

Методическая разработка (старшая группа) по теме: ТРИЗ для дошкольников

ТРИЗ для дошкольников .

детский сад «Теремок» Решульская Ю. Ш.

Он взрослых изводил вопросом «Почему».

Его прозвали «Маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задаёт вопроса «Почему?»

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. В этом возрасте не только интенсивно развиваются все психические процессы, но и происходит закладка общего фундамента способностей.

Проблема интеллектуально- творческого развития детей – это одна из наиболее сложных и актуальных, которой многие известные исследователи уделяли большое внимание:

Я. А. Коменский, Ж. Ж.-Пиаже, Л. С. Выготский, Л. А. Венгер.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (модели, схемы, планы и т.д.) . Также психологи утверждают, что развитие ребенка происходит в присущих ему деятельностях: конструировании, изобразительной деятельности и, прежде всего в игре. Естественно, что и развитие способностей складывается в процессе присущих дошкольнику деятельностей.

При освоении программы «Детство» по которой мы работаем, ребенок безусловно овладевает конкретными знаниями, умениями и навыками, которые имеют серьезное значение для развития, однако играют подчиненную роль по отношению к способностям. Поэтому мы посчитали необходимым и значимым в развитии собственной активной позиции у ребенка, в развитии его инициативы и творчества, использование в воспитательно-образовательном процессе технологии ТРИЗ в самых разных видах деятельности.

“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи. «Начинать обучение творчеству надо как можно раньше…». Применение элементов теории решения изобретательных задач в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».

В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение и владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения.

Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное восспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности в зародыше

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Понимание выше перечисленного дало мне толчок для использования технологии ТРИЗ-РТВ в работе с дошкольниками.

1Этап - Диагностический:

Воспитательно-образовательный процесс в нашей группе осуществляется по программе «Детство». Именно поэтому свою работу по данной проблеме я начала с ее анализа.

В данной программе задачи интеллектуального и творческого развития дошкольников не выделены, сформулированы крайне расплывчато, нетехнологично. Не достаточно методического, дидактического и диагностического материала. Поэтому мною был изучен опыт передовой педагогический работы по данной проблеме и технологии ТРИЗ.

Следующим шагом, было определение исходного уровня развития детей, для чего была проведена диагностика по программе «Детство» которая показала следующие результаты:

2 Этап - Внедренческий :

Второй этап включает в себя реализацию намеченных мероприятий.

Поскольку игра является ведущей деятельностью ребёнка, то и предложенные игры должны быть интересны детям и вызывать у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем.

В каждом ребёнке есть что-то особенное, и я решила дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях. Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте происходит посредством дидактических игр (здесь дети не только получают новые знания, но и усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, проявляют собственную инициативу и активность в решении поставленной задачи) .

Нами была создана игра многофункциональное поле, которая состоит из четырёх полей.

Каждое поле содержит элементы ТРИЗ.

Поле № 1

Игра «Системный лифт»

Цель: Развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсцинировать; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта.

«Системный лифт» графически выглядит, как трёх этажный дом - введение понятия, для дальнейшей работы НС – С – ПС; гнездо – 1 этаж, птица – 2 этаж.

Раньше была икринкой - стала лягушкой.

Будущее человека. Сейчас маленький потом – большой.

В играх - «Что с начало, что потом» -закрепляется последовательность происхождения того или иного предмета.

Здесь же. Игра «Лабиринт»

Цель: Развивает практически-действенное мышление.

Для активизации развития творческих способностей детей, создания интереса к занятиям, мною были взяты из мультфильмов персонажи всеми любимые детьми - Смешарики, которые помогают увлечь детей в мир сказки, радости, творческого воображения.

У игрушки проблема нужно её разрешить. В данном случае это Нюша ей нужны карандаши.

Игра: «Путешествие по пятиэкранке»

Цель : Развивать умение системного анализа объекта; формировать диалектическое мышление.

«Системный оператор»- это наборное полотно –«пятиэкранка», это лифт на котором можно ездить во всех направлениях: если поехать вниз – узнаешь части, из которых состоишь; поедешь вверх – узнаешь места, где можешь быть, поедешь назад – узнаешь прошлое, вперёд – будущее.

В этой игре дети могут покатать на «пятиэкранке» самые любимые предметы: Игрушки, мороженное и книгу сказок не только с положительными свойствами но и с плохими и т. д.

На этом поле можно составлять рассказ, сказку, загадку можно путешествовать в необычную страну, на необитаемый остров, на луну, где можно помогать героям преодолевать различные препятствия.

Поле №3

Особый этап работы по ТРИЗу - это работа со сказками.

После использования элементов ТРИЗ в разных видах деятельности, я решила попробовать применить ТРИЗ и в придумывании схематичного изображения сказки с помощью карандаша.

Дети легко справлялись с этими заданиями. Далее предложила детям придумать свою сказку, изобразить её схемой и рассказать, используя эту схему. И это им удалось.

Дети - просто молодцы!

И Следующая игра называется « Волшебная дорожка»

Цель: Активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию

1 вариант «Ассоциация» прозрачный кружок путешествует по « волшебной дорожке» и меняет цвет и превращается в различные предметы

2 вариант «Я яблоко…» отждествление себя с яблоком или каким либо другим предметом.

3 вариант «Путешествие» Подразумевает путешествие любого персонажа с выполнением различных вариантов ходов.

Игра «Путешествие по девятиэкранке»

Цель: Развивать умение системного анализа объекта; формировать диалектическое мышление

Графически состоит из девяти окошек в которых видны не только Нс – С – ПС, но и подсистема в прошлом и в будущем.

Пример: Семечка – Саженец - Молодое деревце - Дерево – Бревно – Доска и т. д.

Здесь же Игра: «МЧ»

Цель: Активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться.

“Методика «маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких “человечков” дети составляют модели.

«Маленькие частицы», из которых состоят вещества, называются «молекулы», вместо слова «молекулы» говорим «маленькие человечки» твёрдые – держатся за руки;- мыло; жидкие – руки на поясе;- вода; газообразные – бегут - ветер.

Хочется отметить достижения детей выполнения программы за период 2008 – 2011 учебный год. Внедрение методов и приёмов теории ТРИЗ в педпроцесс способствовало повышению уровня развития дошкольников по реализуемой программе «Детство», что подтверждает сравнительный анализ достигнутых результатов и их положительную динамику. Результаты вам представлены на слайде.

Дети стали более активно проявлять интерес к объектам окружающего мира, приобрели способность к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, стали более логически и творчески мыслить, а главное стремиться фантазировать и изобретать.

ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.

Таким образом, ТРИЗ помогает формировать у детей творческое мышление, способствует воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.

Использование адаптированных методов и приемов технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе показало эффективность и положительную динамику в интеллектуально-творческом развитии дошкольников и подтвердило актуальность и значимость работы в выбранном направлении дошкольников. Чем раньше с ребенком начнут заниматься, тем больше способностей к усвоению новых знаний, творческому их использованию он и проявит, тем выше будет сформированность его интеллектуально-творческих способностей. А это прежде всего зависит от нас с вами. Поэтому практика по данному направлению будет применяться мною и в дальнейшей моей работе.

Кто наблюдал за детьми, тот знает, что дитя счастливо не тогда, когда его забавляют, хотя оно и хохочет, но тогда, когда оно совершенно серьёзно занимается увлекающим его делом», - писал К. Д. Ушинский.

Игры ТРИЗ развитии фонематических процессов у дошкольников

Использование игр и упражнений с элементами ТРИЗ в развитии фонематических процессов у дошкольников

Кладовщикова Ирина Сергеевна

Для формирования фонематических процессов у дошкольников мы, помимо традиционных игр и упражнений, предлагаем использовать игры и упражнения с элементами теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Игра «Да-нетка». (1-й и 2-й варианты - авторские разработки)

Цель: формирование навыков фонематического анализа и синтеза; умения задавать вопросы, развитие слухового внимания и памяти.

Ведущий - педагог или ребёнок загадывает звук (слово) . Дети задают вопросы, используя схему. Ведущий отвечает только «да» или «нет».

1вариант: Отгадывание задуманного слова (из предложенных слов) .

В этом слове есть звук П? (нет) - убираются картинки, на которых слова со звуком П. В этом слове последний звук А? (да) - оставляются слова, в которых последний А. И т.д.

2 вариант: Отгадывание звука, буквы. На доске записываются буквы и снизу обозначаются символами (красный, синий, зелёный кружок) . Может быть загадан звук в одном слове. Дети задают вопросы: «Это звук гласный?

Звонкий? Мягкий? И т.д.

По ходу ответов, не соответствующие характеристике звука буквы вычёркиваются, чтобы не повторялись вопросы.

Есть ещё варианты, когда игру можно использовать и по значению слов.

В этих случаях детей учат задавать вопросы такие, как: «Это живое? Это рукотворный предмет? Посуда? И т.д.

Игра «Строители слова» (приём эмпатии)

Цель: Формировать навык фонематического анализа. Учить задавать вопросы, правильно их строить, слушать и слышать друг друга, обращаться вежливо.

Детям предлагается назвать в слове по порядку звуки и превратиться в буквы их обозначающие. Дети, которые «не превратились», берут интервью у детей «букв».

Например: «Скажите, пожалуйста», вы гласный или согласный звук? (ответ: я согласный.) . А у вас есть друзья? (ответ: «да, я дружу с » - если это слово «нос») . Скажите, пожалуйста, в каких вы ещё словах бываете? И т.д.

Игра «Теремок» (по аналогии со сказкой.)

Дети исполняют роль звука - буквы. Свою роль узнают, доставая из «чудесного мешочка» объёмные буквы (или определяют букву по наждачной бумаге, или надевают маску буквы, или др.) . Педагог начинает сказку: «Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок.

Как по полю - полю, буква бежит, у ворот остановилась и стучит»… Слово, которое «живёт в теремке» может быть известно детям. Педагог заранее сообщает, что в теремке решило поселиться слово…, тогда дети сами определяют, кому бежать к теремку первым, 2 -м и т.д.

А также слово может быть и неизвестно, тогда педагог называет, какая «буква» первой бежит, 2 - ой и т. д. А в конце дети читают полученное слово. Каждая приходящая в теремок «буква» рассказывает о себе (какой звук она обозначает) и просится в теремок.

Другой вариант этой игры - когда дети «превращаются» в предметы и приходят в теремок по принципу схожести-непохожести. Дети сами определяют, чем они похожи на предыдущий предмет.

Например, в теремочке живёт гвоздь. «Я - карандаш, - говорит ребёнок, - я такой же острый, как ты гвоздь. Пусти меня к себе жить». «А я - стол деревянный, как карандаш» «Я - самолёт. Моё название начинается на звук С, как и у слова «стол» И т.д.

Игра «Пресс-конференция»

Цель: формирование фонематических процессов, развитие коммуникативных навыков.

Эту игру можно организовать при работе над любым звуком. Часть детей становятся корреспондентами. Они задают вопросы другой части детей, которые по выбору выполняют роль слов, подобранных на звук (например: - шкаф, шуба, шалаш и т.д.) . Дети учатся задавать вопросы, обязательно давать ответ - реальный или фантастический. (Например, скажите, пожалуйста, шкаф, какие вещи хранятся внутри вас? И т.д.) На таких занятиях целесообразно использовать магнитофон или видеокамеру - это даёт возможность детям ощутить себя настоящими корреспондентами, а также проанализировать своё поведение и речь в ходе «пресс конференции» (по видео или аудиозаписи) .

Игру можно организовать по любой лексической теме («Посуда», «Мебель», «Птицы», «Домашние животные» и другие)

Игровое упражнение «Волшебные очки».

Цель: формировать умение подбирать слова на звук; упражнять в согласовании с прилагательным.

Детям предлагается надеть очки разного цвета (формы) , нарисовать (или просто назвать) предметы на изучаемый звук с использованием данного цвета (формы) . Например: и зелёные очки - зелёные санки, зелёное солнце, зелёная собака.… Далее можно обсудить с детьми получившиеся варианты - зелёная собака - когда это может быть? - игрушка или собака испачкалась зелёной краской и т.д.

Игра «Сказка-калька». (Идея Дж. Родари)

Цель: формировать фонематические представления. Учить символическому моделированию сказок. Воспитывать самостоятельность мышления при выборе символического обозначения.

Педагог вспоминает с детьми хорошо им знакомую сказку и предлагает её рассказать. Один-два ребёнка будут рассказывать, а все остальные за это время её «записывают». Первый раз это показывает сам педагог на доске.

Затем, дети создают как бы портрет этого героя, украшая каждую букву (соответствующую первому звуку в названии героя) элементами, характеризующими именно этого сказочного персонажа. Вечером для родителей устраивается выставка - пусть отгадывают, какую сказку «записали» дети.

Игра «Рассказ из слова». (Метод ТРИЗ - синектика, символическая аналогия) .

Цель: формирование навыка фонематического анализа, развитие образного мышления, связной речи.

Педагог загадывает любое слово, дети называют его по звукам и записывают большими буквами на доске, листе или рулоне обоев. Затем педагог предлагает детям придумывать слова, начинающиеся на каждый звук - букву.

Одно из слов зарисовывается под буквой картинкой, понятной для всех. После этого каждый из рисовавших детей составляет 1-2 предложения со своим словом, так чтобы в целом получился рассказ.

Например:

Мама автобус кот

Фотозапись рассказа детей:

Однажды мама отправилась погулять. Она ходила по улицам и смотрела по сторонам. Ножки у неё устали и она села в автобус . Долго мама ехала и вдруг увидела кота. У него не было хозяина, и мама взяла его к себе.

Она назвала его Пушок.

Более сложный вариант, когда в рассказе обязательно необходимо задействовать или сделать главным героем, тот предмет, который обозначили ключевым словом.

Когда дети затрудняются в придумывании слов на звуки, можно подготовить картинки и помочь им отобрать нужные.

Педагог (а затем это могут делать и дети) предлагает послушать рассказ и записать первые буквы слов, которые он произнесёт громко (тихо, нараспев и т.п.) Например:

Ослик встретил Собачку . И угостил её Арбузом. (ОСА)

Игра «Зашифрованная буква» (символическая аналогия) - авторская разработка.

Цель: формирование фонематических процессов, закрепление буквы; развитие воображения.

Буква зашифровывается (зарисовывается) по предмету (в - варежка, т - топорик…) , по признаку (п - пушистая, полосатая, к - кудрявая…) , по действию (д - дрожит, п - ползёт, с - смеётся…) . Дети не только запоминают образ буквы, но и учатся подбирать слова (предметы, признаки, действия) на звук, которой соответствует данной букве, развивается их творчество, воображение, так как нужно придумать, как изобразить, чтобы было видно, например, что это буква П и она пушистая.

Игровое упражнение «Чья это тень?»

Цель: развитие умения определять наличие звука в слове, формирование фонематических представлений.

Тени можно показывать детям на стене, используя лампу как прожектор. Детей лучше посадить на ковёр ближе к стене, подальше от лампы - в этом случае они не будут видеть предметов. Между стеной и лампой располагают предмет, отбрасывающий тень.

Дети отгадывают, что за предмет. Ориентир для них - наличие в слове какого-либо звука.

Можно использовать контуры предметов на карточках.

«Волшебный телевизор» (Системный оператор. Его называют «схемой талантливого мышления» / Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. /Наука 1991г.)

Цель: формировать фонематические процессы; системные знания о единицах языка; упражнять в анализе слогов, слов, предложений…

Подробней на сайте innovaciivdou.at.ua

Использование ТРИЗ в развитии креативных способностей дошкольников

Разделы: Работа сдошкольниками

Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность) . Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер и его последователи.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:

  • корректируется первоначальная формулировка задачи;
  • определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы;
  • составляется ИКР (идеальный конечный результат) ;
  • выявляются и анализируются физические противоречия;
  • прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

Алгоритм решения изобретательских задач

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ.

Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие.

Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Напервом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.

Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”

Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое?

Оно живет в жарких странах? Это слон?) , воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: “Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”, “Береза”, “Вода”, “Радуга” и т.д.

Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое”, “Адвокаты – Прокуроры” и др.

Игра “Черное-белое”

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного. . . Плохо – они быстро рвутся. . . и т.д.)

Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.

Игра “Наоборот” или “перевертыши”

(проводится с мячом) .

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход,...)

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

Пример “Помоги Золушке”

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги.

Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.

На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.

Пример: “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”

Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе. . . Особенно его хорошо видно на снегу. . .

Теперь ему только под землей надо жить. . . Или там, где вообще нет снега, а только черная земля. . . А гулять ему теперь надо только ночью. . . Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его. . .)

Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.

Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.

Метод фокальных объектов (МФО) –

перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.

Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки. . .

Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

Например “Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах.

Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева. . .

Метод “Системный анализ”

помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

Например: Система “Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.

Воспитатель задает вопросы: “Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, “Для чего они нужны?”, “Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений) . В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система) .

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) –

моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное)

Игра “Кубики” (на гранях которого изображены фигурки “маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких “человечков” дети составляют модели “Борща”, “Океана”, “Извержение вулкана” и т.д.

Приемы фантазирования:

Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты.

Пример:

антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы видимыми.

Увеличить – уменьшить.

Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах.

Динамика – статика.

Применяется для изменения свойств объекта. Предварительно необходимо определить, какие свойства объекта являются постоянными (статичными) , а какие переменными (динамичными) . Чтобы получить фантастический объект, нужно по приему “динамика” превратить постоянные свойства в переменные, а по приему “статика” – переменные свойства в постоянные.

Пример:

Компьютер, измененный по приему “динамика”, мог бы изменять форму (превращать во что -нибудь) . А человек, измененный по приему “статика”, имел бы всю жизнь, начиная с годика, одинаковый рост (рост взрослого человека) .

Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

Коллаж из сказок.

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. “ Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение.

Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание. . .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

Знакомые герои в новых обстоятельствах.

Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Сказка “Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

Сказка от стишка (Э. Стефановича)

Не знахарка, не ведьма, не ворожка,

Но обо всем, что в Миске, знает Ложка.

(Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой. . .)

Спасательные ситуации в сказках

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.

“Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть. . .”

Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки, по-новому.

Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Старая сказка – “Крошечка -Хаврошечка” Сказка по – новому – “Хаврошечка злая и ленивая”.

Сказки от “живых” капель и клякс.

Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные) . Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: “на что похожа твоя или моя клякса?” “Кого или что напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы “живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.

Моделирование сказок

Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.

Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой. . .)

На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты) . Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.

Работа педагога – тризовца предполагает беседы с детьми на исторические темы: “Путешествие в прошлое одежды”, “Посуда рассказывает о своем рождении”, “История карандаша” и т.п. рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать что изобретать – это значит решать противоречие.

Например, воспитатель обращается к детям: “давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать прием эмпатии .

Дети представляют себя на месте наблюдаемого: “А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”

В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Подготовительный этап можно начать с игровых упражнений типа “Дорисуй”, “Дострой”, “Составь картинку из геометрических фигур”, “На что это похоже?”, “Найди сходства”, “Найди различия”.

Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками. Сначала простые (“построй домик из 6, 12 палочек) , затем посложнее (какую палочку надо преложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону?) . На основном этапе целесообразно использовать игры – головоломки (арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками) , шахматы; сочинять загадки и составлять и отгадывать кроссворды.

Загадка – это серьезное упражнение для ума, важнейший путь пополнения знаний и средство упражнения в остроумии.

“Загадалки-узнавалки”

Кто стучит, как в барабан На сосне сидит. . .(дятел) Красный, круглый.(помидор)

Такие загадки очень нравятся детям, они поднимают эмоциональный настрой, учат сосредотачиваться, проявлять умственную активность.

Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи помогают игры – упражнения: “Что лишнее?”, “Что вначале, что потом?”, “Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?”

Игры: “Логический поезд”, “Большое Лу – Лу” .

Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.

Пример:

книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д.

При подготовке детей к школе целесообразно использовать упражнения и задачи:

  • На общее развитие;
  • На проверку инерции мышления;
  • На использование приемов фантазирования.

Участвуя в “тренажерах ума” , дети получают необходимые навыки использования приемов и методов ТРИЗ. Комплекс упражнений “Тренажер ума”:

Тренажер 1.

1. Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов)

Окно, корабль, ручка, пальто, часы;

2. Вспомни, как выглядит твоя кухня. Не заходя туда, перечисли 10-15 предметов, которые находятся на виду (при этом можно уточнить детали:цвет, размер, форму, особые приметы) .

3. Одно из этих слов лишнее. Какое? -Хлеб, кофе, утюг, мясо . Почему?

1. Математическое развитие как значимый компонент формирования «картины мира» ребенка.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент формирования «картины мира» ребенка. Одна из важных задач воспитателей и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Особую остроту этой проблемы подчеркивал Л.С. Выготский, характеризуя возникающий в дошкольном возрасте тип обучения как промежуточный между спонтанным, свойственным ребенку раннего возраста, и реактивным, присущим школьному возрасту. Ребенок в дошкольном возрасте уже может обучаться по программе, задаваемой взрослым, однако лишь в силу того, как программа взрослых становится его собственной программой, сливается с естественным ходом развития ребенка. Этот тип обучения Л.С.Выготский называл спонтанно-реактивным.
И если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Характер этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществимо в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет более значимой.
По словам Л.С. Выготского, научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжений всей активности его собственной мысли. При этом математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, в его ориентации на воспитание и развитие детской личности. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Знания необходимы ребенку не ради знания, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.
Крутецкий В.А. выделил девять компонентов математических
1. Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания абстрагированного, от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;
2. Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне разном;
3. Способность к последовательному, правильно расчлененному логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательстве, обосновании, выводах;
4. Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить развернутыми структурами, мыслить свернутыми структурами;
5. Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);
6. Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой. Свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;
7. Математическая память - память на обобщенные формализованные структуры, логические схемы;
8. Способность к пространственным представлениям.

2. Использование игр с элементами ТРИЗ в развитии элементарных математических представлений. Работая с играми с элементами ТРИЗ, я заметила, что они позволяют в большей степени решить задачи обучения математической деятельности: вначале мотивационно–целевых, затем операционных и, наконец, задач контроля. Использование адаптированных методов ТРИЗ-РТВ дает несомненные преимущества в выполнении этих задач.
Происходит: 1.Активизация познавательной деятельности детей,
2. Создание мотивационных установок на проявление творчества,
3. Повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами,
4. Гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности. ТРИЗ для дошкольников -это система коллективных игр, призванная не изменять основную программу. А максимально увеличить ее эффективность. Занимаясь с дошкольниками играми с элементами ТРИЗ я разработала систему работы по развитию математических способностей с использованием дидактических игр.

В этой работе я прошла следующие этапы: 1. Научить ребенка находить сходства и различия в цифрах, геометрических фигурах для закрепления навыков счета(игры «Теремок», «Держи вора», «Мои друзья» «Да- нет»)
2.научить ребенка находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях- для осмысления значимости математики в жизни людей: игры «хорошо-плохо», «давай поменяемся».
3. Научить детей составлять задачи: «морфологический ящик»
4. Знакомить с мерами объема при помощи метода маленьких человечков (ММЧ). В итоге, в процессе игр дети эффективно овладевали навыками счета. Способностью сопоставлять, сравнивать цифры, соотносить количество предметов и цифру, находить нестандартные решения в развивающих играх.

Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. Ребенок знакомится с такими понятиями, как форма, размер, площадь, масса, объем, способы измерения величин, установление отношений и зависимостей отдельных предметов и групп по разным свойствам.

Одной из наиболее эффективных технологий является проблемно-игровая технология. В основе лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. Целью этой технологии является развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности. Проблемно-игровая технология представляется в системе следующих средств: логико-математические игры, логико-математические сюжетные игры (занятия), проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, вопросы и ситуации, экспериментирование и исследовательская деятельность. Технология позволяет ребенку овладеть средствами (речь, схемы и модели) и способами познания (сравнением, классификацией), накопить логико-математический опыт.

В проблемно-игровой технологии логико-математические игры представлены в виде групп: настольно-печатные - «Цвет и форма», «Логический домик» и др.; игры на объемное моделирование - «Кубики для всех», «Геометрический конструктор» и др.; игры на плоскостное моделирование - «Танграм», «Сфинкс», «Тетрис» и др.; игры из серии «Кубики и цвет» , «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Цветное панно и др.; игры на составление целого из частей - «Дроби», «Чудо-цветик» и др.; игры-забавы - перевертыши, лабиринты, игры на замену мест («Пятнашки») и др.

Достоинство этой технологии состоит в освоении различных по степени сложности игровых действий, которые включают группировку, раскладывание, соотнесение, счет, измерение. При этом, следуя игре собственного воображения, ребенок трансформирует свой опыт, создает игровые ситуации, вносит новые познавательные задачи. Технология может быть представлена последовательными шагами: от освоения игры в совместной деятельности взрослого с ребенком к участию в играх на уровне самодеятельности, а затем переход к участию в играх на более высоком уровне и, как правило, вновь возникающие игры взрослого с детьми или успешно играющими в них детьми. Эти игры отличаются от тех, которые ребенок осваивал на начальном этапе, измененным сюжетом, преобразованным ходом игры, поэтому они приобретают необходимую для ребенка сложность и эмоциональную насыщенность.

Носовой разработан комплекс игр и упражнений, которые представлены в книге «Логика и математика в детском саду». Она разделила все игры на группы: игры на выявление и абстрагирование свойств предметов; игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения; игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями.

Проблемно-игровая технология предполагает использование творческих задач, вопросов и ситуаций. Такие задачи помогают ребенку устанавливать разнообразные связи, выявлять причину по следствию, главное - ребенок начинает испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от осознания собственных возможностей. При этом надо помнить, что слишком простая задача ребенку неинтересна. Рекомендуется разделить все задачи на несколько уровней сложности и предлагать их по мере освоения ребенком задач предыдущего уровня. Формирование готовности детей к решению задач осуществляется в совместной деятельности взрослого с ребенком. Взрослый может навести ребенка на решение задачи с помощью творческих вопросов. Например, нарисуй кошку, не рисуя ее. Вариантом выполнения этого задания является рисование части кошки, по которой можно догадаться о целом объекте (зависимость целого и части). Как нарисовать солнце, если карандаш умеет рисовать только квадраты? Последняя задача может быть решена через осознание структуры геометрических фигур. Можно предложить ребенку решать эту задачу практическим путем, накладывая квадрат на квадрат. На самом высоком уровне дети могут сами составлять творческие задачи и предлагать их сверстникам.

Проблемная ситуация для маленьких детей складывается в форме «потребности в познании». Ребенок сталкивается с ней в условиях занимательных задач, задач-шуток, которые заставляют детей задуматься и установить связи объектов по форме, соотношению частей, расположению их в пространстве, количественному значению и т.д. Чаще всего проблемы транслирует ребенку взрослый, организуя совместную деятельность с ребенком. Они могут выступать в виде проблемных вопросов типа: Как разрезать квадрат на треугольники? Сколько способов деления квадратов на треугольники существует? Какие общие признаки есть у числа четыре и слона?

Проблемные ситуации являются частью технологии ТРИЗ, в основе которой лежит не просто обучение детей математике, сколько открытие способов получения верного результата. Авторы ТРИЗ-технологии предлагают выделять проблемные ситуации из хорошо знакомых ребенку мультфильмов, художественных фильмов, учебного интернета, сказок, рассказов, сюжетных игр. По теории ТРИЗ нужно «обратить вред в пользу».

Для математического развития детей рекомендуют применять следующие типы ТРИЗ-упражнений: «Поиск общих признаков» - найти у двух разных объектов как можно больше общих признаков; «Третий лишний» - взять три объекта, разные по смысловой оси, найти в двух из них такие сходные признаки, которых нет в третьем; «Поиск противоположных объектов» - назвать объект и как можно больше объектов, противоположных ему.

Наряду с упражнениями ТРИЗ-технология предлагает специальные игры типа «Хорошо-плохо», «Что во что входит», «Выбери троих» и др., составленные педагогом на основе известных детям сюжетов. Например, в игре «Хорошо-плохо» в качестве объекта выбирается треугольник. Необходимо назвать все хорошее, что связано в жизни людей с треугольником: похож на крышу дома, устойчивый, похож на косынку; и все плохое: острый, не катается, заваливается. В игре «Выбери троих» предлагается назвать три слова, имеющих отношение к математике и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. Например, «круг», «четыре», «маленький» - в игре можно использовать четыре круга как тарелки для кукол. В игре «Да и нет» педагог загадывает слово, а дети разгадывают, задавая вопросы так, чтобы педагог мог отвечать только «да» или «нет». Например, задумано число из первых пяти цифр (4). Дети задают вопрос: «Это число больше двух?» Воспитатель отвечает да или нет. Диалог продолжается.

Ещё одна технология - эвристическая технология. Суть состоит в погружении ребенка в ситуацию первооткрывателя. Ребенку предлагается открыть неизвестное для него знание. Поэтому целью технологии является оказание помощи ребенку в открытии каналов общения с миром математики и осознание ее особенностей. Математическую информацию ребенок получает через свободное образовательное взаимодействие с уже существующими и выделенными для учебных целей объектами внешнего мира (число, форма, величина). В результате ребенок самостоятельно, опираясь на внутренние потребности, культурные традиции и рефлексию, сможет овладеть математическими закономерностями, присущими объективной реальности.

Авторы этой эвристической технологии рекомендуют использовать когнитивные и креативные (творческие) методы. К когнитивным методам относят: метод вживания, метод эвристических вопросов, метод ошибок и др. Так, методы вживания - «вчувствование», «вселение» ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание» предмета посредством чувственно-образных и мысленных представлений и познание его изнутри. Например, представь себе, что ты число 5 (треугольник, цилиндр). Какое ты? Для чего ты существуешь? С кем дружишь? Из чего состоишь? Что тебе нравится делать? Эвристические вопросы - позволяют ребенку получить сведения об изучаемом объекте (Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?), которые дают возможность для необычного видения объекта. Метод ошибок - использование ошибок для углубления образовательного процесса. Метод помогает преодолеть негативное отношение педагога к ошибкам детей и боязнь детей совершить ошибку. Например, когда ребенок ошибочно утверждает, что 4 меньше 3, задайте вопрос: может ли быть на самом деле, что 4 меньше 3. Да, может, если речь идет о 4 днях и 3 неделях.

К креативным относятся методы придумывания, гиперболизации, мозгового штурма, метод синектики и др. Метод придумывания заключается в создании неизвестного ранее продукта в результате использования приемов умственного моделирования: замещение одного качества другим, отыскание свойств объекта в другой среде. Например, нарисовать город с жителями сказочными числами. Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение изучаемого объекта и его отдельных частей или качеств с целью выявления его сущности. Например, придумайте многоугольник с самым большим количеством углов. Агглютинация - это соединение качеств, частей объектов, несоединимых в реальной жизни. Например, вершина пропасти, пустое множество.

Большой популярностью пользуется метод мозгового штурма. А. Осборн (создатель метода) предложил разделить процесс выдвижения гипотез и их оценку, анализ. Сегодня этот метод рекомендуется использовать и в работе с дошкольниками. Ситуация введения мозгового штурма может возникнуть стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Воспитатель может предложить детям выдвигать любые решения создавшейся проблемы удачные и неудачные. Идеи можно записать. Например, как выручить бусинку из «ледяного плена» (бусинка в кубике льда)? Идеи: прорубить лед! Подержать в руках и кубик льда растает. То есть, педагог принимает любые идеи без эмоциональной и рациональной оценки. Ребенку не говорят, что нет бура, что руки замерзнут и можно простудиться. К этим выводам дети приходят сами на основе анализа, после того, как будут высказаны все идеи. Анализ проводится по следующим вопросам: Что положительного в идее? Что отрицательного? Подумайте, какая идея самая лучшая. В итоге можно проверить идеи. Мозговой штурм можно применять и при подготовке к праздникам, например, создать идеи детей и родителей.

Метод синектики заключается в поиске аналогий. Синектика, в переводе с греческого, означает «объединение разнородных элементов». В работе с детьми предлагают использовать прямую аналогию, то есть один объект сравнивается с другим из другой области. Видом прямой аналогии является функциональная аналогия - найти в окружающем мире объект, который выполняет аналогичные функции, например, солнце и плита для приготовления пищи. При этом важно ответить на вопросы: какие функции выполняют эти объекты, что общего и что отличного в этих функциях? Аналогия по цвету: солнце - одуванчик, лампа, лимон, лиса и т.д. Личная аналогия - умение поставить себя на место другого объекта. Например, какое отношение к себе со стороны других детей вы предпочитаете? Что бы вас беспокоило, если бы вы были дверью, числом пять, треугольником и тд.?

Этапы использования синектики в работе с детьми: формулировка проблемы педагогом; формулировка проблемы детьми; генерация идей на основе вопросов, предложенных педагогом, наводящих на решение проблемы. Рекомендуется использование таких видов аналогии как прямая, личная, символическая. Например, придумать правила сравнения однозначных чисел. Дети: почему 5 больше, чем 3? Воспитатель: Зачем нам известен состав числа из единиц, приемы приложения и наложения, счет парами? Этот вопрос задается для того, чтобы у детей возникли аналогии, что может натолкнуть на мысль о пригодности того или иного правила для сравнения произвольных пар однозначных чисел; личная аналогия может выявить глубину математических знаний; символическая - может навести на мысль об упорядочении натурального ряда чисел.

Наряду с использованием когнитивных и креативных методов рекомендуется предлагать ребенку задания креативного типа. Среди таких заданий придумать обозначение числа, звука, буквы, сформулировать математическую закономерность. Наряду с этими заданиями можно предложить ребенку сочинить сказку, поговорку, рифму, составить кроссворд, задания для других детей. Перевести фрагмент с языка одного предмета на другой, например, нарисовать музыку с помощью геометрических фигур, оживить число, определить цвета дней недели. Изготовить поделку, модель, маску, математическую фигуру, придумать свои игры с числами и фигурами.

Все рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование эффективных средств активизации мыслительной деятельности дошкольника позволяет ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать творческие способности и уверенность в своих силах.

математический дошкольник обучение игра