Фридан, бетти. Бетти фридан - лидер феминистского движения Бетти фридан про домохозяек 50 х

Бетти Фридан

Фридан, Бетти

Фридан выступала за полное полноправие женщин, от равной с мужчинами заработной платы до участия в политической жизни страны, и отмену запрета на аборты. В 1966 году Фридан создала Национальную организацию женщин США и стала ее президентом.

Сочинения

Бетти Фридан получила известность после публикации ее книги «Тайна женственности», опубликованной в 1963 году . В ней говорилось, что понятие женственность придумали мужчины, чтобы оправдать роль матери и домохозяйки, которая отводится женщине в современном мире.


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Бетти Фридэн
  • Бетти Умберто

Смотреть что такое "Бетти Фридан" в других словарях:

    Фридан Бетти

    Фридан, Бетти - Фридан, Бетти … Википедия

    Бетти Фридэн - Фридан, Бетти Бетти Фридан (англ. Betty Friedan; 4 февраля 1921 4 февраля 2006) одна из лидеров американского феминизма. Фридан выступала за полное полноправие женщин, от равной с мужчинами заработной платы до участия в политической жизни… … Википедия

    Бетти Фриден - Фридан, Бетти Бетти Фридан (англ. Betty Friedan; 4 февраля 1921 4 февраля 2006) одна из лидеров американского феминизма. Фридан выступала за полное полноправие женщин, от равной с мужчинами заработной платы до участия в политической жизни… … Википедия

    Фридан - Фридан, Бетти Фридан, Бетти Бетти Фридан (англ. Betty Friedan; 4 февраля 1921 4 февраля 2006) одна из лидеров американского феминизма. Родилась в еврейской семье. Фридан выступала за полное полн … Википедия

    Фридан Б. - Фридан, Бетти Бетти Фридан (англ. Betty Friedan; 4 февраля 1921 4 февраля 2006) одна из лидеров американского феминизма. Фридан выступала за полное полноправие женщин, от равной с мужчинами заработной платы до участия в политической жизни… … Википедия

    Румянцева А.

    Живя в XXI веке, мы уже прекрасно понимаем, что такое феминизм. Но редко задумываемся о том, благодаря кому женщины имеют высокий социальный статус. Бетти Фридан - именно эта женщина одна из первых заговорила о проблеме дискриминации по половому признаку и успешно добивалась равенства среди мужчин и женщин.

    Б. Фридман - общественный деятель, популярная писательница, профессор, основательница Национальной организации женщин (НОЖ), Национального женского политического совещания и Первого женского банка, исследовательница, журналистка, член Демократической партии, клинический психолог - она была самой влиятельной феминистской послевоенной эпохи. Ее называли ее инициатором «новой волны» феминизма. Труды, лекции Фридан, в том числе весьма популярные книги «Женская мистика» и «Второе поприще», синтезировали взгляды женщин на значение равенства и на способ достижения женщинами права на выбор не только касательно детей, но и в отношении жизни и работы. На протяжении более чем двадцати лет, начиная с начала 1960-х годов, Фридан была талантливым оратором, добивавшимся разумных обсуждений и решений и не довольствовавшимся догмами.

    Бетти Наоми Гольдштейн (Betty Naomi Goldstein) родилась 4 февраля 1921 года в городе Пеория штата Иллинойс. Уже в старшей школе она начала писать в школьной газете, однако через некоторое время ей было отказано в ведении колонки, и Бетти вместе с шестью друзьями решили основать собственный журнал «Tide» («Прилив»), в котором описывалась семейная жизнь и ее ценности в противовес школьной жизни.

    Спустя 5 лет после окончания колледжа, в 1942 году, она выходит замуж за Карла Фридмана. Несмотря на то, что около десятка лет Бетти провела дома, посвятив большую часть времени семье, она продолжала публиковаться в журналах для женщин. В 1969 она разведется с Карлом, оставив себе трех детей. За 6 лет до развода, в 1963 году, она опубликует книгу, которая станет самой известной из всех ее работ. «Тайна женственности», как назвала ее Фридан, положит начало всемирному движению за права не только женщин, но и человека вообще. Эта книга была написана в качестве протеста тому, что работодатели «выкинули ее за дверь», после того, как она подала заявление на отпуск по беременности и родам.

    В 1960-е годы Фридан проявила особую активность. В 1966 году они вместе с группой подруг основали NOW («Национальная Организация Женщин») и Фридан была ее первым председателем до 1970 года. Будучи одной из самых известных феминисток того времени, Б. Фридан участвовала в пикетах и дебатах и выступала с лекциями. В 1970 году NOW во главе с Бетти добились снятия кандидатуры Г. Гарольда Касвелла (G. Harold Carswell), который метил на место в Верховном Суде. Причиной столь радикальных действий было то, что Касвелл выступал против Закона о гражданских правах 1964 года, где значилось, что мужчины и женщины равны в получении рабочих мест.

    26 августа 1970 года Б. Фридан организовала национальную забастовку женщин «За Равенство», проведя марш в Нью-Йорке. Это было не просто так, а как «подарок» к 50-летию поправки к Конституции об избирательном праве женщин. В этом марше приняли участие более 50000 женщин. К радости Фридман, этот марш не только прошёл на высоте – благодаря его проведению движение за равенство женщин получило невероятное по своим масштабам распространение среди населения.

    Будучи одной из наиболее влиятельных феминисток XX столетия, Фридан выступала категорически против «аналогии между феминизмом и лесбиянством». Позднее она призналась, что выросла в «очень консервативной» семье и не признавала гомосексуализма в принципе. Однако на Национальной Женской Конференции 1977 года было отмечено спорное издание Фридман, в котором она настаивала на внесении прав лесбиянок в план действий Национальной Конференции, и активное выступление Бетти в поддержку прав лесбиянок. Истинной причиной такого высказывания было желание объединить всех женщин на этой Конференции ради достижения общей цели.

    Ее труды, которые она писала на протяжении всей жизни, до сих пор популярны среди психологов. «Тайна женственности» была, наверное, самой известной ее книгой, там раскрывалась тема того, кем смогут стать женщины, если добьются свободы. А в 1982 году, когда затихала вторая волна движения женщин, Бетти написала книгу постфеминизма «Вторая стадия» о семейной жизни, в которой рассказывается, как женщинам приходится нелегко под давлением социальных и законодательных факторов.
    Она умерла 4 февраля 2006 года, прожив ровно 85 лет. Она сумела стать голосом женщин – это многого стоит.

    Бетти Фридан

    Бетти Фридан была прирожденной журналисткой. Уже в старшей школе она начала писать в школьной газете, однако через некоторое время ей отказали в ведении колонки. Тогда Бетти вместе с шестью друзьями основали собственный журнал «Tide» («Прилив»), в котором описывались ценности семейной жизни в противовес жизни школьной.

    Спустя пять лет после окончания колледжа, в 1942 г., она вышла замуж за Карла Фридана. Когда Бетти забеременела и подала заявление на декретный отпуск, редактор газеты предложил ей совсем уйти с работы, поскольку, по его мнению, быть одновременно полноценным журналистом и женой-матерью невозможно, а второе, безусловно, важнее первого. Бетти согласилась, но несмотря на то, что около десятка лет провела дома, посвятив большую часть времени семье, она продолжала публиковаться в журналах для женщин.

    Когда дети (а их у Фриданов было трое) подросли и пошли в школу, у нее появилось больше времени на размышления. Тогда она поняла, что никто не ждет от мужчин, что они бросят работу, как только станут отцами; осознала, что многие ее подруги, считавшие домашнее хозяйство и воспитание детей призванием женщины, вовсе не были счастливы. Они пили горстями успокоительные, привыкали к спиртному, погружались в депрессию, кончали жизнь самоубийством. Или рожали одного ребенка за другим, лишь бы их руки не оставались пустыми, а головы – полными беспокойных мыслей. Но рано или поздно последний малыш вырастал и выходил в большую жизнь, а их матери оставались в растерянности. Жизнь прошла мимо, а они и не заметили.

    И тогда Бетти села писать книгу, но не для того, чтобы призвать женщин к чему-либо, а для того, чтобы самой разобраться, что же происходит.

    Она помнила, как в 1920-е гг. женщины с восторгом шли в университеты и колледжи, открывшие для них двери; как в 1940-е они вставали к станкам, чтобы заменить мужчин. Да, им было сложно растить детей и одновременно работать, часто даже без поддержки мужа, но они понимали, что это трудности, с которыми сталкивается взрослый человек, и принимали их как взрослые люди. Теперь же она видела перед собой женщин, которые могли только плакать, как маленькие дети.

    «Что же это была за проблема, у которой нет названия? Какие слова произносили женщины, пытаясь выразить ее? Иногда женщина могла сказать: “Я чувствую какую-то пустоту… чего-то не хватает”. Или: “У меня такое ощущение, будто меня нет“. Порой, чтобы заглушить это, они прибегали к транквилизаторам. Иногда им казалось, что что-то у них не так с мужем или с детьми, что надо сменить интерьер в доме или переехать в другое место, завести роман или еще одного ребенка. Иногда женщина обращалась к врачу, причем толком не могла описать симптомы: “Чувство усталости… Я так злюсь на детей, что это пугает меня… Хочется плакать без всякой причины” (один врач из Кливленда назвал это “синдромом домохозяйки”)… Иногда женщина говорила мне, что ощущение бывает настолько сильным, что она выбегает из дому и просто ходит по улицам. Или сидит дома и плачет. А бывает, что дети рассказывают ей что-то смешное, а она не смеется, потому что не слышит. Я говорила с женщинами, которые годами посещали психоаналитика, пытаясь “приспособиться к роли женщины”, убрав преграду на пути к “исполнению своего предназначения жены и матери”. Но отчаяние в их голосе и взгляд были такими же, как и у других, уверенных, что у них нет проблем, хотя они тоже ощущали какое-то странное чувство отчаяния. Мать четырех детей, бросившая колледж в девятнадцать лет, чтобы выйти замуж, рассказывала мне: “Я старалась делать все, что положено женщине – у меня были различные хобби, я занималась садом, маринованием, консервированием, общалась с соседями, участвовала в различных комитетах, организовывала встречи за чаем в Ассоциации родителей и учителей. Я все это умею, и мне это нравится, но это не дает возможности подумать и почувствовать, кто ты. Я никогда не стремилась к карьере. Все, чего я хотела, выйти замуж и иметь четверых детей. Я люблю детей, Боба и свой дом. У меня нет проблем, но я в отчаянии. Я начинаю чувствовать собственную безликость. Я – подавальщица еды, одевальщица штанов, убирательница постелей, одним словом, та, кого зовут, когда что-нибудь нужно. Но кто я на самом деле?»{ Здесь и далее цит. по: Фридан Б. Загадка женственности. М.: Прогресс, 1994.}

    И тогда Бетти спросила себя: почему же она сама хоть и переживала тревогу и неудовлетворенность, но не такую всесокрушающую? Почему некоторые женщины вовсе не испытывали симптомов депрессии? И она нашла поразительный ответ: у них у всех была работа. Пусть на неполный день, пусть по гибкому графику, но они работали. И это давало им именно то «ощущение себя», которого были лишены домохозяйки.

    «У них, конечно, было много серьезных проблем – они скрывали беременность, искали нянь и домработниц, вынуждены были терять хорошую работу, когда их мужей переводили на новое место. Они должны были терпеливо сносить враждебное отношение со стороны других женщин и возмущение своих мужей. И еще находясь под влиянием загадки женственности, многие чувствовали ложный комплекс вины. От этих женщин требовалась, и до сих пор требуется, необычайная целеустремленность, чтобы неуклонно следовать своей жизненной программе, в то время как общество ждет от них совсем другого. Однако в отличие от запутавшихся домохозяек, чьи проблемы увеличиваются год от года, эти женщины решили свои проблемы и начали движение вперед. Они выдержали массовые упреки и увещевания, но не изменили своим, причиняющим много неприятностей убеждениям ради конформистского покоя. Они не ушли в свою скорлупу, а смело приняли вызов от окружающей их действительности. И теперь они знают, кто они и зачем живут. Они понимали, может быть, интуитивно, что сегодня это единственный способ для мужчин и для женщин не отстать от стремительно бегущего времени и сохранить свою индивидуальность в этом огромном мире».

    Казалось бы, вывод парадоксален. Множество людей предпочли бы не работать, если бы о них кто-то заботился. Многие согласились бы на рутинный домашний труд, который уже был не таким тяжелым, как в XVIII или XIX вв., чтобы избежать конкуренции, а если еще в качестве бонуса их будут называть «хранительницами домашнего очага» и произносить с трибуны, что «всеми своими успехами я обязан своей дорогой жене и матери», то это и вовсе будет замечательно. Женщины с низким достатком, вынужденные заниматься не слишком увлекательным и высокооплачиваемым трудом, наверное, с удовольствием поменялись бы местами с домохозяйками среднего класса, которых описывает Фридан. Но в том-то и дело, что женщины не отвернулись от книги Бетти Фридан и не назвали ее пренебрежительно «чудачкой». Наоборот, они вступали в учрежденную Фридан и ее подругами Национальную Организацию Женщин, которая в 1966 г., к пятидесятилетию принятия поправки к Конституции об избирательном праве женщин, провозгласила национальную забастовку «За Равенство» и провела марш в Нью-Йорке. В марше приняли участие более 50 тысяч женщин. Движение за равенство получило невероятное по своим масштабам распространение среди населения. Феминистки боролись за равенство при приеме на рабочие места, за специальные программы, которые помогли бы женщинам-матерям восстановить свое образование и выйти на работу, за разрешение женщинам служить в армии, поскольку для молодежи из глубинки это было шансом получить доступ к качественному образованию.

    Вероятно, дело в том, что когда работа кажется человеку докучной и ненужной, он мечтает освободить время для чего-то приятного: для творчества, отдыха, хобби, для общения с друзьями, но отнюдь не для мытья посуды и штопки носков. А домохозяйкам то немногое свободное время, которое у них остается от домашних дел, было нечем занять. Они постепенно вообще отучались думать о себе и о своих потребностях. Они «играли в шопинг», покупали себе красивые вещи, чтобы стать более привлекательными для мужчин, пекли пироги для детей, меняли обстановку в доме, чтобы ими восхищались соседи, просматривали журналы и телепередачи, откуда узнавали, как одеться еще красивее и еще дороже, как испечь еще более роскошный пирог, обставить дом еще более элегантно. Они покупали бульварные романы в ярких обложках, где героини переживали неправдоподобные истории любви, полные вычурных страстей и опасностей, которые наверняка отпугнули бы читательниц, случись они с ними в реальности. Но эти вымышленные персонажи по крайней мере жили, в то время как их читательницы просто коротали время, дожидаясь, когда проснутся младшие дети, а старшие придут из школы. Словом, это было сплошное «бытие для других». Оказалось, что от этого буквально сходят с ума. И на самом деле у феминисток еще очень много работы.

    Бетти Наоми Гольдштейн, дочь Гарри и Мириам (Горовиц) Гольдштейнов, родившаяся в Пеории, штате Иллинойс, получившая образование в колледже Смита, сочетавшаяся браком в 1947 г. с Карлом Фриданом, мать троих детей, разведшаяся в 1969 г., общественная деятельница, популярная писательница, профессор, основательница Национальной организации женщин (НОЖ), Национального женского политического совещания и Первого женского банка, исследовательница, журналистка, член Демократической партии, клинический психолог – Бетти Фридан была самой влиятельной феминистской послевоенной эпохи. Мэрилин Френч и другие называли ее инициаторшей «новой волны» феминизма. Труды лекции Фридан, в том числе весьма популярные книги «Женская мистика» и «Второе поприще», синтезировали взгляды женщин на значение равенства и на способ достижения женщинами права на выбор не только касательно детей, но и в отношении жизни и работы. На протяжении более чем двадцати лет, начиная с начала 60-х гг., Фридан была талантливым оратором, добивавшимся разумных обсуждений и решений и не довольствовавшимся догмами.

    Первый натиск борьбы за равные права женщин завершился в 1920 г. предоставлением им права голоса. Несмотря на заявления Эммы Гольдман о том, что право голоса не решит всех проблем женщин, до Второй мировой войны американское женское движение приостановило борьбу (хотя поправка к конституции о равноправии женщин и мужчин была впервые внесена в конгресс в 1923 г.). Огромные усилия за доступ к избирательной урне вымотали активисток движения и дали им ложное ощущение безопасности.

    Когда через два десятилетия закончилась Вторая мировая война, четыре миллиона женщин вынуждены были уступить свои рабочие места демобилизованным солдатам. Женщинам опять указали, что их место на кухне. Кончилось их право на труд в деле строительства и защиты родины. Мужчины должны зарабатывать хлеб для семьи. Парни нуждались в теплом доме, в который они могли возвращаться каждый вечер. По иронии судьбы американские солдаты переняли некоторые подходы к женщинам (Kinder, Kuche, Kirche – дети, кухня, церковь) у нацистов, которых они победили.

    Современное движение за освобождение женщин началось не в 1960-х гг., как считают многие, а постепенно уже в первые послевоенные годы. Небольшие группы женщин развернули процесс повышения сознательности и изучения истории феминистского движения. Опубликованная Бетти Фридан в 1963 г. «Женская мистика» отразила вызванные этим процессом беспокойства и положила начало всемирному движению за права не только женщин, но и права человека вообще.

    Бетти Наоми Голдстейн (даты жизни: 4 февраля 1921 – 4 февраля 2006) родилась в городе Пеория штата Иллинойс в семье Гарри и Мириам Голдстейн. Гарри был владельцем магазина ювелирных изделий, но однажды он тяжело заболел, и Мириам пришлось работать. Она нашла работу в газете: вести страницу светской хроники, и эта новая жизнь вне стен дома очень нравилась матери Бетти.

    В юности Бетти проводила много времени в марксистских и еврейских кругах; позже она писала, что временами она ощущала себя изолированной от общества, и как внутри неё кипело «негодование из-за несправделивости зарождающегося антисемитизма». Во время учёбы в старшей школе города Преория, Бетти начала писать для школьной газеты. Когда же ей отказали в ведении колонки, она и шесть её друзей основали литературный журнал «Tide» («Прилив»). В своём журнале Бетти и её друзья описывали свои взгляды о семейной жизни в противовес к жизни школы.



    Спустя 5 лет после окончания колледжа (в 1942 году) Бетти Голдстейн вышла замуж за Карла Фридмана. Несмотря на то, что около десятка лет Бетти провела дома, посвятив большинство времени семье, она продолжала публикации в журналах для женщин.

    В 1970 году NOW (Национальная Организация Женщин) во главе с Фридан, добились снятия кандидатуры Г. Гарольда Гарсвелла, который метил в Верховный Суд. Причиной решительных действий женщин стала позиция Гарсвелла, который выступал против Закона о гражданских правах 1964 года, где значилось, что мужчины и женщины равны в получении рабочих мест.

    26 августа 1970-го года к 50-тилетию поправки к Конституции об избирательном праве женщин, Фридан организовала национальную забастовку женщин За Равенство, проведя марш в Нью-Йорке, в котором приняли участие 50 тыс. женщин. К радости Фридман, этот марш не только прошёл на высоте – благодаря его проведению движение за равенство женщин получило невероятное по своим масштабам распрастронение среди населения.

    Одна из наиболее влиятельных феминисток 20-го столетия, Фридан выступала категорически против «аналогии между феминизмом и лесбиянством». Позднее она призналась, что выросла в «очень консервативной» семье и не признавала гомосексуализма в принципе. Однако на Национальной Женской Конференции 1977 года было отмечено спорное издание Фридман, в котором она настаивала на внесении прав лесбиянок в план действий Национальной Коференции, а активное выступиление Бетти в поддержку прав лесбиянок и её заявление: «я считаю, что женщины-лесбиянки, также нуждаются в защите своих гражданских прав», просто шокировало публику. Фридан говорила: «я хочу, чтобы движение женщин имело такую репутацию, которая воззовёт ко всем женщинам мира». Она побуждала 20 тыс. женщин на Конференции прекратить разделение и объединиться.

    В 1982 году, когда затихала вторая волна движения женщин, Бетти написала книгу пост-феминизма «Вторая стадия» о семейной жизни, в которой женщинам также приходится нелегко под давлением социальных и законодательных факторов.

    Бетти Фридан вдохновила многих последовательниц, которые писали о ней, её идеях, а также правах и равенстве женщин.