Использование саамских игр при ознакомлении дошкольников с бытом и традициями коренного населения кольского полуострова презентация на тему. Саамские игры. Отчеты о поездках Методическая разработка проведения игры саамский футбол

Чистякова Екатерина Сергеевна
Должность: инструктор по физическому воспитанию
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 12 "СКАЗКА"
Населённый пункт: пгт. Никель, Мурманская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Подвижные игры коренных народов Крайнего Севера в физическом развитии детей"
Дата публикации: 18.11.2017
Раздел: дошкольное образование

«Подвижные игры коренных народов Крайнего

Севера в физическом развитии детей»

Консультация для педагогов

Подготовила:

инструктор

по физическому воспитанию

МБДОУ д/с № 12

Чистякова Е.С.

Движение – это

главное проявление жизни ребенка. Неподвижность

детей приводит

понижению

жизнедеятельности

организма,

замедлению

роста, задержке умственного развития.

В условиях Крайнего Севера полную потребность детей в активных

движениях

обеспечить

климатические

региона представляют собой сложный комплекс отрицательных факторов в

отношении их воздействия на организм человека, особенно детский. Низкие

температуры

осенне-зимний

ограничивают

возможность

двигательной

деятельности,

необходимой

нормального

ф у н к ц и о н и р о в а н и я

о р г а н и з м а,

п р и в е с т и

гиподинамии, «моторному голоду».

В последнее время наблюдается тенденция на ухудшение состояния

здоровья детей проживающих

районе Крайнего

вызывает

озабоченность и тревогу. В поиске эффективных средств по решению задач

укрепления здоровья детей мое внимание привлек богатый опыт коренного

населения Крайнего Севера, в частности народов – саамы.

народные

важнейший

передачи

богатства

традиции

поколения

направлена

познание

окружающей действительности, усвоение обычаев, обрядов своего народа, а

также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Участвуя в

материальную,

духовную

культуру

народа, проникаются его духом.

Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного

Проживая

экстремальных

условиях,

Крайнего

научились использовать суровую природу (воздух, солнце, вода, снег) как

естественные

закаливания.

народным

подвижным

обогащаем

физические

активизируем их речь новыми словами, названиями спортивных состязаний,

игр. Детям всегда интересно узнавать что-то новое о родном крае. И наша

задача, сделать так, чтобы этот интерес не терялся.

проводить

саамские игры, т.к. они очень просты по содержанию, не требуют сложных

атрибутов. Правила таких игр дети хорошо запомнят и усвоят. Находка

данной темы состоит в том, что много знакомых нам игр, у народов Севера

играются немного иначе. Например: «Море волнуется» очень похоже на

саамскую игру «Солнце», «Веселые ребята» на «Смелые ребята и т.д.

Основной

направленностью

промысловая,

приобщение

трудовой

деятельности

рыболовству,

собирательству, ведению домашнего хозяйства). Самым главным, тотемным

животным, которому была подчинена все жизнь саамов является северный

олень. Саамы так сами про себя и говорят, что они «олений народ». Зимой

саамы-пастухи

оленьими

Олени для саамов это пища, одежда и кров.

Суровые жизненные условия Севера, требуют от народа саамы, чтоб

возраста

активно развивали

важнейшие

физические качества,

воспитывали

специфические

двигательные

психологически

закаляли.

возрастного

привлекаются к хозяйственной помощи родителям, но и ведется специальное

обучение и воспитание мальчиков как будущих кормильцев семьи. В них

стараются

выработать

мужественность,

выносливость,

трудолюбие,

правдивость, преданность семье. Девочка – будущая хранительница очага,

воспитывается

хозяйственность,

женственность,

ловкость,

быстрота, хороший глазомер. Что касается более младшего населения, детей

3-4 лет, здесь большинство игр способствуют развитию навыков ходьбы, бега,

а также других видов движений и носят подражательный характер. С 3 - 4 лет

дети получают от родителей лыжи, размеры которых соответствуют возрасту

и росту ребенка. Охотно играют в прятки, зимой роют в снегу ходы и

прячется в них.

Все игры коренных жителей Севера связаны с прыжками, метанием,

способствуют

упражнению

основных

движения,

формированию у них глазомера, быстроты реакции, выносливости, смелости,

кроме того, развивают силу, ловкость, координацию движений, гибкость.

Дети учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навыки двигаться

в заданном ритме и темпе.

Подвижные

организации двигательной деятельности и укреплении здоровья на прогулке.

С их помощью педагог воспитывает у детей положительное отношение к

прогулке при низкой температуре и поддерживает у детей бодрое настроение,

активность. Они помогают создать у детей положительный настрой, убеждать

их не бояться мороза; напоминает о том, что мороз не заберется под шубу к

кататься

разносторонность воздействия на детский организм делают народные игры

севера незаменимым

средством

воспитания

подрастающего

поколения. Использование таких игр в определенной системе и в сочетании с

средствами

обеспечивает

эффективность

воспитания

важных черт характера ребенка.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 общеразвивающего вида «Светлячок»»

Г. Гаджиево, Мурманская область

Музыкально-литературный досуг для детей старшего дошкольного возраста

«По сказкам Кольской земли»

Цель: воспитание толерантности через обогащение культурного опыта дошкольников в (в рамках регионального компонента).

    Закрепить знания детей старшего дошкольного возраста об особенностях и содержании саамского фольклора.

    Продолжать знакомить детей с особенностями обрядовой культуры и музыкального эпоса саамов.

    Воспитывать уважение к культурному наследию иных наций и народностей РФ в общем и коренных народов Кольского полуострова в частности.

Перед входом в музыкальный зал оформлена выставка детских работ по теме праздника (Приложение 1, фотографии из личного архива авторов)

Дети в саамских костюмах заходят в музыкальный зал, садятся на стульчики.

В центр зала выходят Ведущая в саамском костюме и два ребенка.

Ведущая: Заполярье – край северной сказки
Заполярье – край белых ночей

Заполярье – брусника, морошка

Заполярье – круг добрых людей.

Земля крутая, снежная

Метельная, колючая.

А для меня вот – нежная,

А для меня вот – лучшая.

И ничего в ней броского,

И ничего в ней зримого,

А вот попробуй, брось её,

Когда она любимая!

1 ребенок: Всем ребятам – северянам

Шлют саами свой привет,

И задорней наших танцев

Ничего на свете нет.

2 ребенок: В нём и севера сиянье,

И оленей быстрый бег.

Посмотреть саамский танец

Приглашаем мы вас всех!

Танец «Северное сияние» (под муз. М.Фрадкина «Увезу тебя я в тундру»).

Ведущая: Север песнями богат,

Льются песни без помех.

Только вот все мои ребята

Любят эту больше всех!

«Северные частушки» (Приложение 2).

Ведущая: А вы знаете, ребята, представители какой северной народности являются коренными жителями нашего Кольского полуострова? (ответы детей). Это саамы. Издавна живут саамы в тундре занимаясь оленеводством, охотой и ловлей рыбы. И ежегодно только у нас на Севере проходит замечательный праздник - День саамской культуры.

Расскажите мне об этом празднике, когда он бывает? Что в нем особенного?

Дети: Зимой в феврале, спортивные соревнования, лыжники, оленьи упряжки, игрища, закликали солнце.

Ведущая: Так давайте и мы поиграем.

(саамские игры «Веревочка, «Куропатки и охотник». Приложение 3).

От шума просыпается гном Чахкли, и сердито ворчит.

Чахкли: Чего вы тут расшумелись? Почему мой покой нарушили.

Ведущая: Ты прости нас Чахкли, что мы тебя случайно разбудили. Это мы с ребятами собрались поиграть, да солнышко закликать, чтобы оно поскорее появилось.

Чахкли: Я тоже очень люблю веселиться и жду с нетерпением солнце. Можно и мне с вами солнышко закликать.

Ведущая: Мы только будем рады.

Саамский танец «Под бубен» (муз. народная)

Дети все вместе произносят закличку:

Солнышко, покажись,

Обогрей и улыбнись.

К нам на праздник приди

Да тепло принеси.

Растопи снега и лёд.

Пусть скорей весна придёт!

Входит взрослый в костюме Солнца

Солнце: Привет вам солнечный друзья!

Вас очень радо видеть я.

Как только вы меня позвали,

Я сразу появилось в зале!

«Песня Солнышка» (Приложение 4).

Ведущая: Посмотрите, ребята, как изменилось все в нашем зале с приходом солнышка, как засияли улыбки на лицах всех присутствующих! Появление солнышка ждут люди, ждет северная природа.

Солнце: Ребята, я к вам пришла не с пустыми руками, я приготовила для вас сюрприз.

- Чахкли крадет сундук.

Солнце прощается (под музыку).

Ведущий : Чахкли! Солнце нам приготовило сюрприз, а где же он, ты не видел? Ребята, а вы не видели?

Дети: Его Чахкли забрал.

Чахкли: Ничего я не брал, не видел!

Ведущий : Как тебе не стыдно Чахкли. Солнце принесло сюрприз для всх, а ты его один забрал.

Чахкли: Я его Вам отдам. Но вначале я хочу проверить, что вы знаете о крае, в котором вы живете?

Ответы детей.

Чахкли: А сказки саамские вы знаете?

Дети: Да!

Чахкли: Вы знаете саамские сказки? Ха-ха-ха! Вот я сейчас и проверю. Есть у меня большая книга саамских сказок.

Дети делятся на две команды «Хэйро – солнышко» и «Олененок». Выбираются капитаны команд. Каждая команда представляет свой девиз.

Чахкли задает вопросы, каждая команда за правильный ответ на мольберте выкладывает по лучику солнышка.

1.Как прозвали оленя в саамской сказке и почему? (Олешек – золотые рожки)

2. Как называется жилище, в котором живут саамы? (кувакса, чум)

3. Из чего старик сделал Глиняшку?

Из дерева

- из глины

Из веревки

4. С кем осталась жить собака из сказки «Как собака себе товарища искала?

С медведем

С зайцем

- с человеком

С волком

5. Как по-саамски будет «варежки» («койбицы»).

6. Почему лягушку в сказке назвали «бедной»?(она много работала и не отдыхала)

7. Как лиса из сказки «хитрая лиса» добралась до берега? (по мосту из спин морских животных)

8. Как называются сани, на которых саамы передвигаются на оленях? («кирёжи, нарты»)

9. Какое число часто встречается в сказке «Олешек – золотые рожки – три , четыре или пять?

10. Почему мать в сказке «Кукушка» превратилась в кукушку и бросила своих детей? (они не подали ей воды)

11. Сколько детей было у рыбки в сказке «Как рыбы в воде стали жить»? (3)

12. В какой сказке девочка превратилась в гуся? (Айога)

Чахкли: Ребята, вы, оказывается, все сказки о родной Северной земле знаете! Какие молодцы! Мне даже стало стыдно, что я так поступил.

(Чахкли выносит сюрприз)

Ведущий : Посмотрим, что же нам солнце приготовило.

(Чахкли дарит детям подарки солнышка).

Песня «Нарядилось солнышко» (Приложение 5).

Литература:

    Журнал «Колокольчик», № 41, 2008 год.

    Журнал «Музыкальная палитра» № 1, 2009 год.

    Играют дети Заполярья. Методическое пособие по саамской народной игре. – Мурманск, 2006.

    Играют дети Заполярья. Методическое пособие по саамской народной игре. – Мурманск, 2007.

    Праздники и развлечения с детьми на Севере. Сборник сценариев. – Мурманск,2002.

Приложение 1.

Приложение 2.

«Северные частушки»

(сл. Г.Володькиной, муз. Е.Сафроновой)

Мы на Севере живем,

Вам о нем сейчас споем.

Здесь все больше холода,

Но мы не едем никуда.

Кто на Севере бывал,

Ночи белые видал,

Полюбил всей душой

Север наш дорогой!

Нет прекраснее зимы,

Чем на севере страны.

Долго снег у нас не тает

И сияние сверкает.

И рыбалка, а охота

Здесь у нас круглый год.

Вот за что богатый Север

Очень любит наш народ!

Приложение 3.

Саамская игра «Веревочка.

Веревочку, украшенную треугольниками из сукна и связанную за концы, берут в руки и становятся по кругу. Водящий – в центре. Все идут по кругу, взявшись за веревочку извне и поют. Водящий, который находится в кругу, должен постараться запятнать своей рукой тех, кто держится за веревочку. Играющие быстро убирают руки. Тот, кого запятнают, становится на место водящего.

Саамская игра «Куропатки и охотник».

По считалке выбирается ребенок, который будет охотником. Может быть два охотника. Охотники становятся в центре, рядом – корзинка с мягкими мячами (раньше у саамов это был мох, позже – мячики из оленьей шкуры). При условном сигнале охотник бросают мячи в детей, изображающих куропаток. Задача охотников – запятнать как можно больше куропаток. Те, в свою очередь, не могут стоять на месте, а должны двигаться. Тот, кого запятнали, считается пойманным.

Приложение 4.

«Песня Солнышка»

(муз. Ю.Слонова, сл. З. Петровой)

Я хожу по белу свету,

Мен ходить-светить не лень.

Там, где солнце, ночи нету,

Там, где солнце, всюду день.

Припев (поют дети):

Здравствуй, здравствуй, солнышко!

Ярче нам свети!

Помогай нам, солнышко,

Крепнуть и расти!

Я в любое время года

Передышки не прошу.

И хорошую погоду

За собою привожу.

Освещаю, согреваю,

С каждым листиком дружу,

И ребят не забываю,

Очень верно им служу.

Приложение 5.

Песня «Нарядилось солнышко»

(сл. и муз. С.Н. Хачко)

Солнышко к нам в гости

Утром собиралось

В розовое платье

На зорьке наряжалось.

Утром солнышко

Из-за тучки катится.

А на нем, а на нем

Розовое платьице.

Поднялось на небо,

Ярко заблестело.

И скорее платье

Желтое надело.

В полдень солнышко

Из-за тучки катится.

А на нем, а на нем

Желтенькое платьице.

К вечеру устало,

На ночлег собралось.

В платье ярко-красное

Солнце наряжалось.

К ночи солнышко

Вновь за гору прячется.

А на нем, а на нем

Красненькое платьице.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ковдорского района детский сад №29 «Сказка»

Физкультурный досуг для детей средней группы
«В гости в саамскую деревню»

Разработала:
инструктор по ФК:
Щепелина В.А.

Ковдор

2017 г.

Пояснительная записка :
1.Не секрет, что интерес к истории, культуре, природе родного края угасает год от года. Не все взрослые могут ответить на вопрос: Кто такие саамы? Где живут, чем занимаются? А ведь это народ с многовековой историей.
В нашем детском саду ведется большая работа в рамках регионального компонента. Проведение спортивного досуга для детей средней группы является частью работы по ознакомлению с историей саамской культуры, природой северного края, бытом коренного населения Кольского Заполярья, знакомством с национальными саамскими играми.

2. Возраст участников спортивного досуга : дети 4-5 лет

3. Цель : Воспитание патриотизма, любви к родному краю через использование традиций и культуры саамского народа.

4. Задачи:
1.Закреплять знания детей обитателей водоемов, животных Севера, знания детей о северных ягодах.
2.Закреплять знания детей об особенностях саамской культуры, их обычаях и традициях.
3.Повышать двигательную активность через использование подвижных игр народов Севера.
4. Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми, пропагандировать здоровый образ жизни.

5. Планируемые результаты:

В ходе спортивного досуга дети покажут знания:
- водоемы Севера, обитатели водоемов (рыбы озерные, речные, морские)
- флора и фауна Кольского Севера
- животные Севера
- название частей одежды и обуви кольских саамов
- подвижные игры народов Севера: «ловля оленей», «гонки на оленьих упряжках», «сугроб», «рыбак и рыбки», «хейро»

6. Предварительная работа :
1. Рассматривание иллюстраций «Одежда кольских саамов» Р.С. Чебатурина
2. Разучивание саамских подвижных игр
3.Чтение отрывков из книги «Семилетний стрелок из лука», эскимоской сказки «Почему куропатки смеются»
4. Чтение стихов о Кольском Севере О. Вороновой, сборник «Чахкли»
5.Беседы о северных ягодах, рассказ по В.Ференцу «Осень в тундре» (книга для чтения А.Ф. Бойцовой)
6. Рассматривание картины «Оленья упряжка», чтение стихотворения «Северный олень» М. Шульгина
7.Знакомство с водоемами Севера, их обитателями.
8. Подборка музыки для игр, составление слайд –шоу.
9.Чтение отрывка из книги В. Суслова «В краю поющих сугробов»

7. Оформление зала к проведению досуга:
1.Оформление центральной стены детскими работами: саамские варежки – койбицы.
2.Использование мультимедиа – слайды с фотографиями природы Севера, национальными саамскими костюмами, саамов, оленей и др.

8. Инвентарь для проведения игр и эстафет:
1. 2 кольцеброса, малые обручи по количеству детей.
2. Стойки для метания
3. Дорожки со следами, 2 мягких модуля
4. Обручи, мягкие мячи для метания в цель
5. Картинки северных рыб по количеству детей
6. Картинки животных Севера.
7. Веревка для игры «рыбак и рыбки»
8.Национальные саамские костюмы для детей
9.Костюм «Солнце» для взрослого
10.Мячи мелкие желтого и красного цвета (ягоды)
11. Ткань белая для игры «сугроб»
12. Снежки из ткани

Ход спортивного досуга:
Дети сидят на стульчиках.
Звучит музыка, цветоэффект «северное сияние», слайды с картинками природы Севера и саамской тематикой.
Входят ведущая и 2 ребенка в национальных саамских костюмах.
Вед: Здравствуйте уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии. Хотим пригласить вас вместе с нами отправиться в путешествие к истокам Севера.
«Да, только здесь, на Севере моем.
Такие дали и такие зори,
Дрейфующие льдины в Белом море,
игра сполохов на небе ночном.
Нехоженными кажутся леса,
Бездонными – озерные затоны,
Неслыханными – птичьи голоса,
Невиданными – каменные склоны».
1 реб.
Неспроста говорят, что наш Север богат
Наши горы и озера хоть кого покорят.
2 реб.
Заполярье – край северной сказки,
Заполярье- край белых ночей,
Заполярье – брусника, морошка,
Заполярье – круг добрых людей.

Вед.
Да, действительно. На Крайнем Севере живут люди, влюбленные в свой край, самые замечательные, добрые, отзывчивые.
Ребята, а вы знаете, как называют коренных жителей Севера (Саамы).
Правильно. Это - саамы.
Живут саамы в саамских поселениях, занимаются оленеводством, охотой, рыбной ловлей. Женщины занимаются хозяйством, шьют одежду из оленьих шкур, изготавливают сувениры.
Входят 2 девочки в саамских костюмах.
1 реб. Всем ребятам – северянам,
шлют саамы свой привет.
2 реб. И, конечно, приглащают
в гости поскорей.
Вед. Ну, что, ребята, принимаем приглашение? (Да).
Тогда давайте собираться в путь. Дорога туда дальняя, как вы думаете, на каком транспорте можно быстрее всего добраться? (ответы детей). Правильно, на самолете можно быстрее всего добраться до саамского поселения.
Звучит музыка «самолеты», дети встают в колонну по 1, заводят моторы и изображают полет самолета. Выполняют бег змейкой по залу.
Приземляются около саамской деревни.
Вед. Вот мы и добрались. Посмотрите, вот саамское поселение,
кто здесь живет? – Саамы. Давайте рассмотрим, как одеты они:
Дети отвечают на вопросы:
- как называется верхняя одежда саамов? – малица
- как называются рукавички саамские – койбицы
- как называется обувь – пимы
жилище саамов? – чум
Из чего все это изготавливается? – из оленьих шкур.
Как называют людей, которые разводят оленей? – оленеводы
Вед.
Ребята, ни один праздник не обходится без оленя, ведь он кормилец саамов….Каждый оленевод умеет ловко заарканить оленя, давайте – ка попробуем его поймать.
1 эстафета: «ловля оленей» (дети встают в 2 команды, бегут до стойки, бросают на рога оленя обруч)
затем предлагается выполнить задание родителям.
Вед. Молодцы, показали свою ловкость и сноровку, поймали оленя (Фигурка оленя в руках).
Вот он северный олень, белый словно снег,
Пусть сугробы до колен, легок его бег.
Я сожму в руке хорей, только брошу взгляд,
Только лихо крикну «Эй»…все скорее и скорей нарты полетят.
(спросить – что такое «хорей»., «нарты»).
Вед. «Гонки на оленьих упряжках» - любимое занятие у саамских ребятишек.
Давайте и мы посоревнуемся.
2 эстафета: Гонки на оленьих упряжках (в парах, один изображает оленя, стоя в обруче, второй – каюра с хореем в руке).
Вед. Молодцы! Замечательные состязания у нас получились. Олени были быстрые, каюры- самые ловкие и смелые.
Вед. А теперь отгадайте –ка загадку:
Много рыбы у нее, много зверя у нее,
Не скупа- наоборот, все нам щедро отдает (тундра)

Много снега выпало в тундре, сугробы огромные, но ребятишкам все нипочем.
Игра «сугроб». «Хорошо упасть в сугроб, шишку не набьешь,у сугроба все бока мягкие, как облака».
Звучит музыка, дети бегают, прыгают через сугробы, по остановке музыки 2 ведущих накрывают белой тканью 1 или 2 играющих. Необходимо угадать, кто оказался в сугробе.
Вед. Ребята, знаете пословицу: Делу- время, потехе – час!
Предлагаю вам сейчас быстро все сугробы смести и убрать, чтоб мы могли продолжить наши игры.
Пришло время нам позаботиться о пропитании, предлагаю вам отправимся на охоту.
Дети встают в 2 команды, выполняют следующее задание:
- пройти по узкой дорожке со следами, перепрыгнуть через бревно,
встать в обруч и, взяв мягкий мяч, попасть в цель (в обруче висит мишень),
Ведущий читает загадку, нужно зрителям угадать, кого охотник подстрелил.
Затем показывает картинку.
Вед. Молодцы! Славно поохотились, будет еды на целый год, и шкурки для одежды есть.
А вот как без рыбы обойтись? Может мы с вами на рыбалку отправимся?
Игра « рыбак и рыбки» (по типу игры «удочка»; Дети встают в круг, в руках картинки рыб, тот, кого поймали, называет какая у него рыба, кладет в корзинку и садится на стульчик)
Вед. Сколько рыбы наловили, вот удачная рыбалка была сегодня.
Зима на Севере холодная, как приятно было б попить чай с вареньем.
Ребята, а какие же ягоды растут на севере? (ответы детей, взрослые могут дополнить)
А теперь отгадайте загадки:
Растет на болоте Аленка
в оранжевой рубашонке.
Кто не пройдет,
всяк поклон отдает (морошка).
Бусы красные висят,
из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Звери, птицы и дети (брусника).
Вед. Отправляемся за ягодами.
Дети встают в 2 команды: у направляющих в руках корзинки, по сигналу бегут, берут 1 ягоду (мяч), возвращаются, перекладывают в большую корзину, передают эстафету следующему, (одни собирают морошку, другие собирают бруснику - мячи желтого и красного цвета).
Молодцы, теперь у нас будет вкусное варенье к чаю.
Вед.
После трудового дня любят саамы силой померяться.
Игра «перетягивание на палках» (пары). Дети садятся на пол парами, ноги упираются стопами, руками держаться за палку. По сигналу ведущего начинают перетягивать палку на себя. Кто перетянул на себя соперника, тот сильнее.
Вед. Молодцы! Настоящие силачи…
Вот только темнеет на севере рано, полярная ночь….солнышка совсем почти не видно.
1 реб. читает стих про полярную ночь:
Ночь полярная настала,
В небе солнышка не стало.
Сколько ламп не ставь в окно,
А на улице темно.
Ребята, давайте позовем солнышко, вдруг оно нас услышит и придет…сразу веселее нам станет.
Дети произносят закличку:

Солнышко покажись,
Обогрей и улыбнись.
К нам на праздник приди,
Да тепло принеси.
Входит Солнце (взрослый в костюме солнца):
Привет вам солнечный, друзья,
Вас очень радо видеть я,
Как только вы меня позвали,
Я сразу появилось в зале.
Саамская игра «Хейро»: Дети встают в круг, держась за руки, взрослый в костюме Солнца сидит в центре круга. Дети, двигаясь по кругу приставным шагом, произносят «хейро». Солнце, постепенно поднимаясь, разводит руки- лучики в стороны, старается коснуться играющих, дети приседают.
Вед. Спасибо тебе, солнышко, с тобой сразу стало веселее и теплее, полярная ночь закончилась.
А нам ребята, пора возвращаться в детский сад.
Входят девочки – саамки, вносят угощение - северные ягоды в корзинке.
Ребята благодарят…звучит музыка, дети проходят по кругу и идут в группу.
Вывод:
Проведенное мероприятие показало, что интерес к истории и культуре родного края возрастает. Дети в увлекательной форме показали знания саамской культуры, обычаев, подвижных игр. Родители дали высокую оценку данному мероприятию.

Используемая литература:
- «Праздники и развлечения с детьми на Севере» сборник сценариев, Мурманск 2002, составитель Н.А. Ковалева
- Физкультурные занятия в ДОУ с учетом особенностей Заполярья, практическое пособие, Мурманск 2001, составитель В.М. кузнецова
- «Саамская этнопедагогика» Л.С. Белеева Мурманск 1991 г. Учебное пособие
- « Милее сердцу края нет» З.Д. Максимова, национально – региональный компонент Государственного образовательного стандарта, методическое пособие для воспитателей ДОУ, Мурманск 2004

Светлана Миронова

Добрый день,уважаемые коллеги и гости моей странички!Сегодня я хочу вам рассказать о том ,как мы знакомились с устным народным творчеством народа саами ,который с древних времён проживает в северных районах Финляндии,Норвегии и России,то есть,у нас на Кольском полуострове. Ещё народ саами называют лопарями . В переводе на русский язык это значит жители края (окраины) земли или олений народ. Саами очень ценят в людях доброту,находчивость,смелость и трудолюбие. Именно поэтому в сказках и легендах этого немногочисленного народа заключаются мудрость и надежды на светлую и хорошую жизнь,вера в победу добра над злом.

Мы в своей группе разработали краткосрочный проект"По мотивам саамских сказок ",целью которого было

Ознакомление с устным народным творчеством саами (сказки ,легенды,загадки) ;

Расширение кругозора детей о жизни , особенностях быта,культуре и традициях малого народа;

Воспитание интереса и бережного отношения к творчеству и культуре коренного народа севера;

Воспитание любви к своей малой родине,уважения к людям других национальностей.

Предлагаю вашему вниманию названия сказок ,которые можно прочитать детям :

-Сказки северного сияния .

Олешек Золотые рожки.

-Сказка о солнце .

Дочь луны и сын солнца.

Хозяйка травы.

Ребята и медведь.

Талла-медведь и великий колдун.

Славный охотник Лаурикадж.

Богатырь Ляйне.

Почему озеро назвали Гирвас.

Как ягоды в тундре свой цвет получили. ит. д.

Но особенно детям понравились сказки "Девочка варежка" и "Сампо Лопарёнок. Именно этим сказкам мы посвятили свои работы. Всех приглашаю к просмотру результата нашего творчества .

Беги,мой оленёнок

С ветвистыми рогами,

По тундре,занесённой

Пушистыми снегами,

И лёд пусть будет звонок

Под быстрыми ногами. (Топелиус Сакариса)









Благодарю за внимание! До новых встреч!

Публикации по теме:

Экологическая сказка «Дедушкин огород» для детей старшего дошкольного возраста по мотивам сказки «Репка» Цель: Развитие творческих и коммуникативных способностей через театрализованную игру Ведущий: На пенечке дед сидит И с тоскою в огород.

Осенний праздник получился насыщенным и интересным не только для зрителей, но и для самих участников представления. Все роли кроме осени.

Коллективная лепка - важнейшее условие развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста В современном обществе стоит большая проблема в развитии у детей коммуникативных способностей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для.

Литературная викторина «Путешествие в мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СКАЗОК» с детьми старшего дошкольного возраста Добро пожаловать на сказочную викторину! Сегодня.

Викторина «Карусель сказок» для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка сценария образовательного мероприятия по приобщению дошкольников к литературе Викторина «Карусель сказок» (Для детей.

Методика занятий для детей с 2 до 3 лет. Специальные занятия. Рисование, лепка и аппликация. Методика занятий для детей с 2 до 3 лет. Специальные занятия. Рисование, лепка и аппликация. Одним из видов специальных занятий является.

Безусловно, все дети любят сказки. С самых ранних лет ребёнок знакомится в первую очередь с русскими народными сказками. Дети становятся.

Цели урока:

  • познакомить с саамскими сказками «Чахкли», «Гирвас-озеро», с особенностями культуры и быта саамского народа;
  • формировать навыки чтения, умение анализировать местную речевую среду, способствовать повышению культуры речи учащихся, учить работать с книгой, расширять кругозор;
  • воспитывать любовь к родной земле; уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа.

Оборудование: карта Кольского полуострова, выставка книг о Заполярье, фотографии, книги «Семилетний стрелок из лука», словарик саамских слов, презентация (Приложение 1) , кроссворд (Приложение 2) , публикация (буклет) (Приложение 3) .

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

На доске стихотворение и выставка книг, посвященных Кольскому краю.

Леса и тундра, льды и горы,
Озёра, реки и моря,
Раскинулась в своих просторах
Родная Кольская земля!

  • Прочитайте стихотворение. О чём оно?
  • Посмотрите на выставку книг и фотографий. Что общего между ними?
  • Кто догадался, чему сегодня посвящёно наше занятие?
  • Где находится Кольский полуостров? (Работа по карте)

3. Актуализация знаний.

На доске записаны слова: "Заполярье - край удивительный”

  • Почему так называется земля?
  • Почему он назван удивительным? Что удивляет гостей этого края?

Рассказы детей об особенностях климата на Кольском полуострове.

4. Знакомство с особенностями быта саамов.

На Кольском полуострове проживают разные народы. Это русские, украинцы, белорусы, карелы, армяне, татары и другие. Но издавна здесь проживают саамы (раньше их называли лапландцами или лопарями). В наше время употребляется два названия: саамы и саами. Земля, где они жили, называлась – Лапландия. Это северные территории России, Финляндии, Норвегии и Швеции. (Приложение 1)

Слайд 1. Работа по карте.

Слайд 2. «Как жили саами в давние времена?»

Слайд 3. «Какие были жилища?»

1-й ученик:

Жилищем служил разборный чум - кувакса, который представлял собой несколько шестов, крытых оленьими шкурами зимой и берестой летом. В центре куваксы разжигали костер.

2-й ученик:

Позднее стали строить зимнее жилище – вежу. Она имела форму пирамиды высотой до 2.5 метров. Собирали её из брёвен. Крышу покрывали хворостом, дерном и древесной корой, оставляя отверстие для выхода дыма. Дверь «смотрела» на юг. На противоположной стороне находилось окно, его затягивали рыбьим пузырём или слюдой. В центре вежи был очаг из камней. Основное пространство вежи покрывали ветками деревьев и застилали оленьими шкурами. Здесь спали, ели, занимались делами.

3-й ученик:

Тесно было жить в веже, поэтому позднее саамы стали строить тупу. Это низенькая бревенчатая избушка, высотой чуть больше 2-х метров. Крышу тупы делали плоской, насыпали на неё землю и укладывали дерн. Очаг устраивали из камней, обмазанных глиной. Тупа имела одно или два небольших окна и по сравнению с вежей была светлее и удобней. В домашнем обиходе саамов появился стол, скамейки, полки для посуды.

Сейчас многие народности севера переселяются в новые, хорошие, тёплые дома.

Слайд 4 «Каким трудом занимались?»

Традиционные занятия саамов тесно связаны с животным миром Кольского полуострова. Это рыболовство и охота. Охотились на песца, зайца, лисицу, изредка на волка, белого и бурого медведей. Но есть одно животное, которому подчинена вся жизнь саамов. Кто это?

4-й ученик:

Северный олень. Домашний северный олень – это прирученный дикий олень. Саамы разводят домашних оленей. Эта отрасль хозяйства называется оленеводством. Оленеводство – смысл жизни саамов. Олень – главное существо мира, Центр Вселенной.

Недаром саамы о себе говорят «олений народ». Почему? Зимой саамы-пастухи вместе со своими семьями за оленьими стадами кочуют. Олени добывают питание, копытя снег. Какое лакомство предпочитают олени?

Слайд 5. «В какую одежду одевались зимой?»

Верхняя одежда и обувь шилась из оленьих шкур. Из сухожилий оленя изготавливали нитки. Ими сшивали одежду, обувь, нанизывали на них бисер.

  • Печок – верхняя одежда глухого покроя, длиной ниже колен, сшитой мехом наружу, со стоячим воротником и прорезью для головы и рук.
  • Малица – зимняя одежда с капюшоном, шьется мехом внутрь, немного расширяющаяся книзу. (Пришла на смену печку, благодаря целостности покроя, она хорошо защищала от ветра.)
  • Яры – длинные (выше колен) меховые сапоги, сшитые из чередующихся полосок светлого и тёмного оленьего меха. Украшались полосками цветного сукна.
  • Каньги – короткие полусапожки с длинными завязками.оборами спереди. Зимние - из меха, летние – из дублёной кожи, Особенностью всей саамской обуви был загнутый кверху носок.

Слайд 6. «В какую одежду одевались летом?»

Летнюю одежду шили из тканей. Женщины носили платья, напоминающие сарафан, разных цветов, преимущественно красных.

Слайд 7. «Как украшали свою одежду?»

5-й ученик:

Саамы старались сделать окружающие предметы не только удобными, но и красивыми. Меховая мозаика – узор из тёмных и светлых кусочков оленьего меха, между которыми иногда вставляли небольшие кусочки цветного сукна, Узор мозаики простой, состоит из прямоугольников, квадратов и ромбов.

6-й ученик:

Вышивка бисером в виде ромбов, треугольников, квадратов, многоугольников или овалов. Сукно, на котором вышивается рисунок, берётся обычно красного цвета. Сам бисер – трёх основных цветов: белого, голубого, жёлтого. Встречается синий и зелёный. Никогда не употребляется чёрный бисер.

7-й ученик:

Вязание – из шерсти, использовались нитки разных цветов. Вязали варежки, чулки, носки, шапки. Украшались изделия обычно горизонтальными полосками разных цветов, чередующихся с разным фоном шерсти. Полоски включали в себя традиционные для саамов мотивы: зубчатые линии, зигзаги, узоры из треугольников и диагональных линий.

Кроме этого саами занимались плетением из бересты, резьбой по дереву и кости. Олень – это оружие, украшения, сувениры. Саамы не забывают свои традиции. Не переводятся мастера делать изумительные поделки из меха оленя, оружие из рогов оленя.

Слайд 8. «Узелки на память»

  • Саами (раньше их называли лапландцами или лопарями) – коренные жители Кольского полуострова.
  • Саамы - меткие стрелки, смелые охотники и рыболовы. Они не только охотились на оленей, но и разводили их, то есть занимались оленеводством.
  • Сегодня саамов всего 75 тысяч человек, из них около 2 тысячи поживают в России. Центр проживания – село Ловозеро.

5. Физкультминутка.

Посмотрите: мы – олени,
Дует ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправив плечи,
Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики.

6. Знакомство с саамской сказкой “Чахкли”.

Вступительная беседа.

Многие века мудрость народа передавалась из поколения в поколение, из уст в уста. Нет ни одного народа, у которого не было бы сказок, песен, преданий, пословиц и загадок. Зимой, в длинную, полярную ночь, сидели саамы в своих жилищах у очага, шили одежду из оленьих шкур, мастерили рыболовные снасти и рассказывали детям сказки. Сказки – любимый жанр саамов. Сегодня мы познакомимся с саамскими сказками. Прочитайте название. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой сказке? Почему можно сказать, что эта сказка - произведение северного народа?

Словарная работа.

  • Погост – саамская деревня.
  • Чахкли – маленькие человечки, живущие под землёй и владеющие подземными богатствами.
  • Чудь – враги саамов.
  • Каньги – короткие сапоги из шкуры оленя, с загнутыми вверх носами.
  • Обора – длинная, сплетённая из шерсти завязка к обуви.
  • Вежа – жилище, напоминающее землянку, строилось из брёвен, палок и покрывалось корой и дёрном.
  • Распадок – узкая долина в сопках.

(Используется словарик саамских слов)

Чтение сказки «вслух».

Беседа о прочитанном.

  • Где живут чахкли? Чем владеют?
  • Зачем охотник захотел поймать чахкли? Почему ему так просто и быстро удалось его поймать?
  • Как жилось чахкли в семье у охотника?
  • Что за беда нависла над саамами? Как поступил чахкли?
  • Почему охотник решил возвратить чахкли? Как чахкли отблагодарил охотника?
  • Почему в дальнейшем чахкли не стали помогать саамам? Чему учит сказка?

7. Знакомство с саамской поэтессой Октябриной Владимировной Вороновой. (рис.1)

Октябрина Владимировна Воронова – саамская поэтесса, родилась 6 октября 1934 года в становище Чальмны-Варрэ, что в переводе с саамского означает «Глаза лесов». Она написала стихотворение о маленьких человечках, живущих под землёй.

Рисунок 1

Чахкли.

Когда заскучается в доме,
Ты выберись в дебри тайги.
Там маленький сказочный гномик
Живет в корневищах тугих.

Смешной в колпачке своем белом,
Он зла никому не творит.
Но что бы в тайге ты ни делал –
Он все за тобой повторит.

Топориком стукнешь по ветви
Такой же услышишь ты стук.
А крикнешь - он эхом ответит,
И звук улетит за версту.

Когда же по небу закосят
Дождливые тучи, ветра,
Расстелет постель ему осень
Из листьев, травы и пера.

И если случайно зимою
Ты вновь заберешься сюда,
Увидишь пространство немое,
А гномика - нет и следа.

Но только плохого не думай,
Своею дорогой иди.
Нет, маленький чахкли не умер.
Он спит.
Ты его не буди.

Понравилось вам стихотворение? Узнали вы сказочного героя?

А теперь отправимся к Гирвас–озеру и узнаем, почему оно так называется.

8. Инсценировка сказки «Гирвас-озеро».

Ведущий: Жил на берегу одного озера охотник с сыновьями. Радовался старик – его сыновья были лучшими стрелками в погосте. Отец открыл им свои охотничьи секреты.

Старик: Пойдёте охотиться на верхнее озеро, там много оленя- дикаря пасётся. Подождите, когда стадо оленей озеро переплывать будет. Всякого оленя стрелять можно, но только не троньте вожака, гирваса.

1-й сын: Всё сделаем, как ты сказал, выполним твой наказ.

2-й сын: Отец, мы не будем стрелять в гирваса.

Ведущий: Идут братья и видят: большое стадо оленей озеро переплывает. А впереди всех – гирвас. Гордо несёт он голову с огромными ветвистыми рогами.

2-й сын: Как же мы такую добычу упустим? Убьём гирваса – нам же весь погост завидовать будет.

1-й сын: Знаешь, брат, такого красивого и сильного оленя не всякий бывалый охотник добывал.

Ведущий: Забыли сыновья про отцовский наказ. Пустили стрелы. Вонзились они прямо в оленя. Окаменел вожак, в остров каменный превратился. А стадо прочь ушло.

1-й сын: Плохо, что не выполнили мы отцовский наказ, нет нам удачи, опустела тундра.

2-й сын: Пошли, брат, домой, обессилели мы совсем. Уже три дня ходим по тундре, а ни одного оленя не встретили.

Ведущий: С тем домой и пошли. Увидел их отец, обо всём догадался.

Старик: Из-за бахвальства вы от себя охотничье счастье на всю жизнь прогнали. Не быть вам охотниками. Идите с девками корзины плести.

Ведущий: А озеро с тех пор Гирвас – озером называть стали. Так и по сей день зовут.

Как вы считаете, правильно ли поступили сыновья?

Ребята, давайте проверим, какими внимательными вы были. Сможете ли вы разгадать кроссворд?

9. Разгадывание кроссворда «В гостях у саамов». (Приложение 2)

10. Саамская игра «Утушка».

Ребята, каких птиц можно увидеть на озере?

Сейчас мы поиграем в саамскую игру «Утушка».

Все игроки ходят по кругу и поют песню:

Да ты, утушка, да ты, серая,
Выплывай, выплывай!
Да ты, утушка, да ты, серая,
Угадай, угадай!
Да который твой селезень!

Утушка с окончанием песни останавливается около кого-то из детей – селезня. Затем селезень должен поймать утушку, а остальные играющие стараются этому помешать. Игра продолжается до тех пор, пока селезень не поймает утушку.

11. Саамское чаепитие.

Дети рассаживаются за столы. Каждому в подарок выдаётся буклет «Приятного аппетита!».

Все желающие пробуют чай по саамскому рецепту: «Чай с луком и куском оленьего сала: лук небольшими ломтиками саамы кидали в чай, а сало ели вприкуску».

12. Итог занятия.

Ребята, что вам больше всего сегодня понравилось и запомнилось?

Литература:

  1. Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов. - Мурманск, 1985. - С. 1-8.
  2. Полярная энциклопедия школьника Арктика - мой дом: Народы Севера Земли. - М., 2001. - С.155-158.
  3. Хомич Л.В. Саамы / Л.В. Хомич. - СПб, 1999.
  4. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. - Мурманск. 1990.
  5. Невеста Солнца: Саамские сказки. - Мурманск. 1986.
  6. Литература Кольской земли. - Мурманск: МОИПКРО. 2004.