Как лучше понимать людей. Как научиться лучше понимать и чувствовать людей. Как понять другого человека - секреты психологии

ФОТО Getty Images

«Не представляю, почему он так поступил»... «Мне непонятны твои чувства!» Многие из нас, даже если не произносили этих слов вслух, чувствовали нечто подобное. Иногда нам очень не хватает умения читать мысли и чувства других людей. Некоторым повезло - и они одарены эмпатией чуть ли не с рождения. А как быть остальным? Неужели они обречены оставаться в неведении? Вовсе нет.

Способность к пониманию других людей можно развивать. В этом помогут два простых и увлекательных упражнения. Оба они представляют собой вариации базовой техники, которая в психодраме называется «Дублированием». Когда есть желание или необходимость лучше понять состояние человека, вы на некоторое время входите в роль собеседника, пытаетесь думать его головой, чувствовать его телом, проговаривать его состояние.

Способ 1. С незнакомцами

Вы можете, например, в общественном транспорте выбрать для тренировки кого-нибудь из пассажиров. Теперь мысленно представьте, что вы - это он. Станьте им. О чем вы думаете, когда вы - это он? Что чувствуете? Какие эмоции переживаете? Следите за тем, чтобы говорить от первого лица (не «он радуется», а «я радуюсь»), как бы ставя себя на его место.

Не факт, что вы угадаете параметры состояния пассажира. И даже если угадаете, проверить это не всегда возможно. Но задача здесь в другом - привыкнуть входить в роль другого человека, примеривать его состояние на себя. Так же тренироваться можно в парке или в кафе. По окончании упражнения не забудьте «прийти в себя», то есть напомнить себе, кто вы.

Способ 2. С друзьями

Поиграйте с другом в «Угадайку».

1. Предложите другу поучаствовать в эксперименте.

2. Поставьте стул рядом с его стулом так, чтобы вы смотрели в одну сторону. Лавка или диван тоже подойдут.

3. Попросите друга посидеть некоторое время в тишине (15–20 секунд достаточно).

4. Представьте, что вы - это он. Можно воспроизвести его позу, постараться синхронизировать ритм вашего дыхания.

5. Теперь как бы из его роли проговаривайте состояние от первого лица. Например: «Я спокоен, и мне нравится эта игра» или «Я испытываю легкое раздражение, так как ты пристал с этой игрой, а я не допил кофе».

6. Задача человека, которого дублируют, повторять только ту часть сообщения, которая была угадана. Нельзя говорить «нет», «неправильно». Если ни одно слово «дублера» не подходит, то его собеседник просто описывает свое состояние своими словами.

Диалог может выглядеть следующим образом:

Дублер (Д): Я немного устал, столько работы накопилось.

Испытуемый (И): Я устал, так как не выспался сегодня.

Д: Если бы я больше высыпался, то чувствовал себя бодрее.

И: Я чувствовал бы себя бодрее, если бы этот выматывающий ремонт закончился.

Д: Не люблю, когда что-то недоделано, это создает постоянное напряжение.

И: Не люблю, когда что-то недоделано, это создает постоянное напряжение

Упражнение длится в среднем 2-3 минуты. При желании вы можете поменяться ролями.

Как использовать

В чистом виде техника не используется в общении. Но если регулярно ее практиковать, вы сможете гораздо лучше, чем раньше, приблизиться к пониманию чувств и мыслей других людей. Это поможет вам легче выстраивать хорошие отношения и разрешать возникающие конфликты.

Антон Воробьев - клинический психолог, бизнес-тренер, специалист по психодраме. 10 и 11 июня проводит масстер-классы «Работа в радость или игра в работу» и «Гитарный огонек» на Московской психодраматической конференции. Подробности см. на сайте http://pd-conf.ru/.

Говорит: Ольга Григорьева - Директор по персоналу компании «Бизнес-Инсайт»

В компанию приняли нового заместителя гендиректора. Он отлично разбирается в бизнесе – это сразу поняли все руководители среднего и высшего звена. Тем не менее все они старались как можно реже общаться с замом. Гендиректор заметил это и попросил HR-директора разобраться, в чем дело. «У него никогда не меняется выражение лица. Он говорит все четко, но словно автомат – эмоции и чувства у него как-будто выключены. Никогда не знаешь, что у него на душе», – рассказала директор по маркетингу.

Но особенно поразил всех такой случай: у руководительницы отдела логистики умерла мама, и молодая женщина, вся заплаканная, пришла к новому заместителю гендиректора. Она рассказала о своем горе и попросила перенести срок сдачи отчета. Заместитель сказал, что это решаемо, но сначала захотел узнать, как обстоят дела в отделе логистики, начала ли руководительница работать над отчетом, есть ли сложности. И все это говорилось с неизменным выражением лица, четким ровным голосом.

Через некоторое время этот случай обсуждали все управленцы компании, заместителя стали называть черствым человеком и обходить стороной. HR-директор рассказал обо всем этом гендиректору и констатировал, что у заместителя проблемы с эмпатией. Так называется способность человека понять внутреннее настроение другой личности, сопереживать или сочувствовать ей. Если это недостаточно развито,возникают проблемы в коммуникациях. Гендиректор и HR-директор решили, что надо попытаться раскрыть нового топ-менеджера, посоветовать ему развивать эмпатию и рассказать, как это делать. А когда будут результаты, научить правильно сочувствовать коллегам и подчиненным, не идентифицируя себя с ними, не идя на поводу у них и не позволяя собой манипулировать. Предварительно можно замерить уровень эмпатии с помощью экспресс-теста И. ЮСУПОВА.

Говорит: Ирина Березницкая - бизнес-тренер компании «ФИНАМ»

Развить эмпатию не сложно. Следуйте нескольким простым правилам

Вы будете их соблюдать, то научитесь понимать и принимать чувства других людей, принимать эффективные управленческие решения. Вот эти правила:

– не осуждайте людей, когда общаетесь с ними;

– прежде чем высказывать свою точку зрения, пытайтесь понять других людей;

– не перебивайте собеседника;

– наблюдайте за жестами, выражением лица других людей, чтобы понять их чувства;

– стремитесь получать пояснения от людей по поводу того, какие эмоции они испытывают;

– наблюдайте за поведением тех людей, которые, по Вашему мнению, обладают чуткостью, и пытайтесь подражать им;

– предлагайте помощь коллегам, друзьям, членам семьи и даже незнакомым людям.

Подсказка, что делать, кроется в природе эмпатии – в зеркальных нейронах

Знаете, почему некоторые птицы (например, попугаи, вороны) могут имитировать чужие голоса и даже мелодии? А почему обезьяна, которой Вы показали язык, ответит Вам тем же самым? Именно потому, что у них есть так называемые зеркальные нейроны. Эти нейроны находятся в лобной и теменной областях головного мозга человека. Они фиксируют любые действия, которые выполняет сам человек и окружающие.Нейроны, словно зеркала, отражают происходящее вокруг и передают сигналы мозгу. Благодаря им и развивается способность подражать, уподоблять себя другому, а также сочувствовать и сопереживать, то есть эмпатия. Человек учится воспринимать и расшифровывать мимику, жесты других людей, едва заметные импульсы тела и плохо сдерживаемые порывы, реакции на чужие слова. Иначе говоря, начинает понимать, какие эмоции испытывает в данный момент другой человек, какое у него настроение и психическое состояние.

Если эмпатия не развита, это значит, что зеркальные нейроны работают не в полную силу. И неверно думать, что их нельзя тренировать. Любой человек с помощью определенных упражнений может активизировать нейроны, вводить себя в такое состояние, когда они начинают функционировать интенсивнее.

Учитесь осознавать собственные чувства и переживания, внутреннюю мотивацию

Тот, кто не всегда может понять, какие именно эмоции и чувства испытывает сам, тот не поймет и других людей. Поэтому рекомендуйте руководителю прислушиваться к себе, фиксировать свои настроения, ощущения, эмоции и осознавать их. Предложите два упражнения, которые абсолютно несложно использовать в течение дня.

Упражнение 1. Перед тем, как начнется совещание или деловая встреча, сядьте, расслабьтесь и наблюдайте, что Вы чувствуете. Можно прийти на совещание или деловую встречу на несколько минут раньше коллег. Осознав свое состояние и распознав ощущения, озвучивайте их, проговаривайте вслух, например: «Мне спокойно», «Мне не по себе», «Мне некомфортно», «Я волнуюсь, так как не знаю, какие люди пришли на деловую встречу».

Пример

Руководитель службы сбыта и поставок был деловым человеком, в течение дня у него возникало много разных задач. Он, как робот или машина, решал их. Возможно, из-за постоянного стресса и больших нагрузок у него постепенно выработалось чувство отрешенности от того, что происходит вокруг, появилась черствость. Мужчина осознал это случайно, когда, будучи на даче, приехал встречать жену и дочь на вокзал. На станции было много народу, и машинист электрички стал подгонять людей, объявил, что двери закрываются и поезд отправляется. Жена и дочь успели выйти, за ними вышла и бабушка, а ее внук не успел. Случайная прохожая, заметив это, стала махать руками машинисту, кричала работнику железной дороги, который вышел на перрон. А руководитель службы сбыта констатировал, что происшествие не вызвало у него никаких эмоций, он не попытался помочь застрявшему ребенку, на лице которого были испуг и растерянность. После этого случая мужчина начал работать над собой. Во время прогулки, перед совещаниями и встречами, по пути в офис он стал фиксировать свои чувства и эмоции, описывать их. Также он наблюдал за другими людьми и пытался понять, что они чувствуют в данный момент. Вскоре он стал острее чувствовать свои и чужие эмоции.

Смотрите фильмы с психологическим сюжетом. Один из них – «Сцены из супружеской жизни»

В этой картине Ингмара БЕРГМАНА много сцен «крупного плана», которые дают возможность наблюдать в динамике всю гамму чувств героев. Возьмите за правило смотреть, скажем, по два кинофильма в месяц не расслабленно, а именно в учебных целях. Лучше, если Вы будете смотреть фильмы с кем-то из родных или коллег, чтобы потом обсудить увиденное. Обращайте внимание на взаимодействие героев, на их конфликты и на то, как они улаживаются. Изучайте язык тела персонажей, чтобы понять, как этот язык передает их чувства. Подмечайте детали поведения и настроения киногероев. Благодаря тому, что действие происходит на экране, Вы не до конца можете погрузиться в бурю страстей и эмоций, что дает Вам возможность сохранять отстраненность и правильно тренировать навык восприимчивости.

Упражнение 2. Задайте себе вопросы: «Если я понимаю, что со мной происходит, что дальше? Какие действия хочу совершить»? Например, Вы чувствуете обиду и беспомощность. Это вызывает у Вас желание расплакаться. Но Вы не можете себе этого позволить (особенно, будучи в офисе). Как же тогда можно выразить свои эмоции? Оставшись наедине в своем кабинете, крикните, так сказать, выпустите пар.

Чем лучше Вы будете понимать, что Вам хочется сделать, когда Вы испытываете определенную эмоцию, тем легче осознаете, какие чувства скрываются за действиями других людей. Например, Вы четко прочувствуете: если человек разговаривает на повышенных тонах, значит, он чем-то возмущен или сильно взволнован.

Настраивайте префронтальную кору мозга на эмпатию – откройтесь навстречу другому человеку

Главное в том, чтобы Вы сами дали себе установку, что надо развивать в себе умение сопереживать и сочувствовать другим. Пошлите соответствующий сигнал в мозг. Скажите себе, что эмпатия – это хорошо и полезно. Уже сам такой посыл или сама такая установка активизируют префронтальную кору мозга, где и располагаются зеркальные нейроны, отвечающие за эмпатию, настраивают их на работу и включают механизмы, направленные на сочувствие.

Затем совместите настрой с наблюдениями за подчиненными или коллегами, с которыми Вы общаетесь. Психологически и телесно настройтесь на беседу, раскройтесь навстречу другому человеку. Сосредоточьте все свое внимание на нем, попытайтесь настроиться на одну с ним волну и понять, что он чувствует. Некоторые психологи сравнивают эмпатию с медитацией, но отличие в том, что Вы сосредотачиваетесь не на собственном внутреннем мире (как при обычной медитации), а на чужом. Словом, Вы должны интуитивно почувствовать, какое настроение у человека.

Пример

Топ-менеджер промышленного холдинга заметил, что в последнее время подчиненные словно не понимают его. Он встречается с ними, подчиненные иногда и сами приходят к нему обсудить какие-либо проблемы. Вроде бы все оговаривается, но через некоторое время топ-менеджер получает совсем не тот результат, который хотел. Выясняется, что подчиненный иначе понял, что должно быть в итоге. Руководитель высшего звена обратился за советом к HR-директору. Они вместе стали анализировать, в чем дело. И сделали такой вывод: топ-менеджер, будучи занятым человеком, общается с подчиненными очень быстро, как бы на ходу, стремясь оперативно принимать решения.

Но в рабочем угаре он не успевает настроиться на беседу с человеком, думает и о других проблемах, а потому не улавливает внутреннее состояние собеседника. Из-за этого руководитель не чувствовал, что стоит за словами подчиненного, а считывал с его слов только то, что сам хотел. Получалось, что начальник и подчиненные почти в прямом смысле разговаривали на разных языках. HR-директор посоветовал топу отгонять мысли о других делах во время общения с людьми (поставить воображаемого сторожа), пытаться подловить настроение человека и понять, с чем он пришел. Уже через два месяца топ-менеджер поблагодарил HR-директора за дельный совет. Недопонимание с подчиненными исчезло – руководитель вовремя подмечал, в чем могут быть разногласия, и делал уточнения. Количество ошибок заметно снизилось.

Говорит: Оксана Данцова - руководитель отдела управления персоналом группы компаний «СИАЛАВТО»

Как можно полнее описывайте чувства коллеги, подбирайте синонимы, уточняйте, правильно ли Вы его поняли

Например, если Ваш коллега расстроен, подберите как можно больше синонимов к слову, обозначающему это состояние. Если Вы сходу смогли привести больше четырех, то у Вас достаточно развита эмпатия. Помните, что цель эмпатии – не менять другого человека, не решать за него проблемы, а просто почувствовать его и убедиться, что Вы правильно его поняли. Прямо уточните у него: «Мне кажется, ты обиделся?», «Я чувствую, что ты очень рад этому?!». И только когда человек подтвердит, что Вы его поняли верно, принимайте решение, как реагировать на ситуацию. И еще: не отгораживайтесь и от своих эмоций. Обогащение своего «Я» собственными переживаниями со временем сделает Вас более чутким к состоянию других людей. Чем больше эмоций Вы переживаете в своей жизни, тем более опытным становитесь.

Копируйте позы, жесты, действия других людей и поймете, что они чувствуют

Психологи уверяют: если подметить позу, которую принял Ваш собеседник, и найти возможность повторить ее (принять такую же), то Вы испытаете то же самое, что и собеседник. Иначе говоря, Вам станет понятно, что он ощущает. Ведь психофизиологические реакции у всех людей приблизительно одинаковы, и эти реакции проявляются в определенных типичных жестах и движениях.

Совет: наблюдайте за людьми – подчиненными, партнерами и клиентами , с которыми проводите встречи, за родными и близкими. Отмечайте, какие жесты у них появляются в определенных ситуациях, какие позы принимают люди и что делают. Только не пытайтесь рационально анализировать язык тела! Просто повторите то, что делают другие, не включая рацио. Так Вы активизируете зеркальные перцептивно-двигательные функции Вашего мозга. Приняв ту или иную позу, фиксируйте, что чувствует Ваше тело. Те же ощущения испытывает человек, действия которого Вы скопировали.

Поставьте себя на место подчиненного – воспринимайте его чувства и мысли

Если, например, кто-то из подчиненных противоречит Вам, попробуйте поставить себя на его место, понять его глубинные нужды, особенно если речь идет о молодом и ранимом человеке. Тогда Вы получите более полную картину, которая, вероятно, умерит Ваше недовольство и злость на этого человека. Он, по всей видимости, тоже почувствует изменение Вашего настроя и сам отнесется к ситуации с большим пониманием. Следуйте двум правилам.

Читайте японскую поэзию. Она развивает воображение, эмоции и чувства

Японский поэт не описывает все в подробностях, не разворачивает перед нами всю панораму событий и чувств, а дает лишь намеки, предлагает читателю включить воображение и живо представить все себе, додумать, мысленно нарисовать картину и испытать определенные эмоции, пережить чувства. Это способствует развитию эмпатии. Светлана БУЛГАКОВА, психолог по образованию, бизнес-тренер нижегородского представительства «Альфа-Банка», для которой умение понять другого человека является профессиональным качеством, училась улавливать оттенки чувств с помощью японской поэзии. Судите сами, какой простор для фантазии, ассоциаций и эмоций дают, к примеру, такие строки поэта Оэ-Но ТИСАТО

Гляжу на луну,

И тысяча тысяч в сердце

Родится печалей.

Пускай не ко мне одному

Осень приходит, и все же…

Правило 1. Следить за лицом и глазами собеседника. Скрытые чувства человека проявляются в выражениях лица. Ваша задача – заметить мимолетные изменения мимики. Они отражают то, что человек на самом деле чувствует, без купюр, глубоко и серьезно. Вы сможете заметить все, если не будете отвлекаться от беседы, присутствовать в настоящем во всей полноте сознания.

Правило 2. Анализировать поведение человека в комплексе, исходить из того, что, возможно, Вы чего-то не знаете. Стремитесь постичь, какой душевный раздрай человек переживает и чем вызваны какие-то нетипичные для этого сотрудника манеры в поведении. Подумайте, что Вы знаете о человеке или можете достаточно уверенно предполагать. Например, факты из его личной биографии, о ситуации в семье, о темпераменте, характере, «чувствительных точках», недавних событиях в его жизни, отношениях с Вами. Задавайте себе вопросы: «Что может он чувствовать в глубине души? Что ему от меня нужно?» Словом, учитывайте комплекс факторов.

Пример

Руководитель отдела сбыта всегда был очень уравновешенным и здравомыслящим человеком, адекватно реагировал на просьбы коммерческого директора. Но в последнее время руководитель изменился. Коммерческий директор заметил: когда он разговаривает с руководителем, то как будто тот уходит в себя, иногда делает резкие жесты, воспринимает все как будто отстраненно, без былой заинтересованности, задает меньше вопросов. Коммерческий директор предположил, что подчиненного что-то гнетет, его постоянно занимают посторонние мысли. Может быть, что-то произошло в его личной жизни. Начальник поговорил с сотрудниками отдела сбыта и понял, что его подозрения были правильными: недавно у руководителя отдела сбыта ушла из дома 17-летняя дочь и просила ее не искать. Этот бунт взрослеющего отпрыска доставляет много беспокойств. Кроме того, еще до этого происшествия руководитель отдела пошел учиться в школу МВА, и теперь разрывается между работой, учебой и личной проблемой. Коммерческий директор снизил нагрузку на руководителя отдела, дав ему возможность разобраться с личными делами, упорядочить жизнь и прийти в норму. Благодаря эмпатии коммерческий директор не дал сотруднику окончательно пасть духом, поддержал его и уберег от увольнения.

Посмотрите, как выглядит рабочее место сотрудника, и нарисуйте его портрет

Разумеется, такое упражнение на развитие эмпатии поможет, если Вы не знаете, чье это рабочее место, и если не контактируете с его владельцем тесно. Устройте себе краткую экскурсию по офису, посмотрите на любое рабочее место и попытайтесь предположить, каким может быть его владелец.

Пример

Заместитель генерального директора обошел офис и бросил взгляд на письменный стол, на котором громоздится парочка неровных стопок бумаг, стоит красивая яркая чашка с недопитым чаем, в рамке – фото улыбающегося малыша. Рядом лежит тюбик крема для рук, а к монитору компьютера приклеено маленькое красное сердечко. Заместитель гендиректора сразу предположил, что это рабочее место принадлежит женщине, что она ценит семью, скорее всего любит детей и мужа, по натуре творческий человек (папка бумаг не выровнена), умеет быть гибкой и корректировать планы с учетом новых обстоятельств (в яркой чашке – недопитый чай). Чтобы проверить, правильны ли такие предположения, замдиректора решил ради интереса поговорить с непосредственным руководителем этой женщины и услышать его характеристику. Практически на 90 % портрет женщины, созданный топ-менеджером, совпал с тем, что рассказал ее непосредственный руководитель. Это говорит о том, что замгендиректора хорошо чувствует людей и обладает развитой эмпатией.

Говорит: Ольга Ионова - Директор по персоналу INLINE Technologies

Задавайте себе вопрос: хотели бы Вы оказаться на месте собеседника и получить то, что Вы ему дали

Можно развивать эмпатию с помощью такого упражнения: встать перед зеркалом и воспроизвести мимику человека, с которым у Вас была встреча. Вспомните подробности общения и проанализируйте эмоции собеседника. Иногда это дает неожиданный эффект внутреннего отклика на переживания коллеги. Но более действенное правило – относиться к окружающим людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Попробуйте следовать ему, когда общаетесь с людьми, в том числе когда контакт невербальный, скажем, Вы пишете по электронной почте. Кажется, правило это слишком простое и банальное. Но вечером проанализируйте прошедший день и ответьте себе честно на вопрос: «Во всех ли ситуациях Вы бы хотели оказаться на месте Вашего собеседника и получить то, что Вы дали ему сегодня в общении?» Если Вы начинаете оправдывать некоторые свои действия, значит, Вы развиваете эмпатию.

Займитесь физиогномикой – определяйте настроение людей по выражению их лиц

Существуют даже бесплатные компьютерные тесты, на которых можно проверить, какой Вы физиогномист, и оттачивать мастерство считывания по выражению лиц людей. Если у Вас есть знакомый или подчиненный, умеющий делать зарисовки портретов, то попросите его набрасывать портреты сотрудников компании, либо клиентов или партнеров. Всматривайтесь в эти портреты и пытайтесь понять, что чувствуют изображенные на них люди.

Пример

Классик русской литературы Иван ТУРГЕНЕВ придумал «игру в портреты», чтобы развивать психологическую проницательность. Он рисовал пять–шесть портретов, в которых воплощал свои представления о людях различных социальных слоев и характеров, приглашал свою возлюбленную Полину ВИАРДО с ее детьми и ученицами, друзей и знакомых. Гостям писатель предлагал дать психологическую характеристику тем людям, которые были изображены на портретах. Затем он читал описания вслух и все присутствующие сравнивали их, выбирали те, которые наиболее верны. Например, персонажа с тяжелой массивной челюстью и низким лбом ВИАРДО охарактеризовала так: «Это изобретатель. Большое сердце – глубокий мыслитель, бескорыстный – материальная сторона жизни цены для него не имеет. Он почувствовал бы свою бедность, если бы обращал на это внимание. Ни в его натуре, ни в его характере нет ни капли черствости. Детски наивен – обаятельный человек».

Это описание получилось очень близко к той характеристике, которую дал человеку, изображенному на портрете, сам ТУРГЕНЕВ: «Великий человек – ни больше, ни меньше! Печальный, нелюдимый, глубокий, могучий, одинокий. Он мог бы стать народным вождем, не будь он слишком большим философом. Может быть неотразимо красноречивым – иногда вспыльчив до ярости, обычно молчалив и исполнен горечи. Большое сердце и в самой глубине души много скрытой нежности». Такая игра в портреты развивала у участников наблюдательность, способность вжиться в образ и понять другого человека.

За границей путешествуйте не в туристическом автобусе, а вместе с местными жителями

Наблюдайте за тем, как живут люди в других странах, пытайтесь понять, какая логика лежит в основе их поступков, как они вообще воспринимают окружающий мир и выстраивают коммуникации друг с другом. Это не постичь, если путешествовать в комфортабельном туристическом автобусе и смотреть на мир через стекло. Если же Вы будете жить жизнью не туриста, а местного жителя, Вы откроете для себя много нового. Например, узнаете, что стоит за американской улыбкой, японской вежливостью, грузинской душевностью. Школа бизнеса «Синергия» часть обучающих программ проводит в других странах. В последний раз обучение прошло в Барселоне. Это город эксцентриков: коллекционеров, архитекторов, анархистов, поваров, диджеев, маниакально стремящихся к совершенству. Барселона – открытое место. Здесь люди испытывают новые эмоции и ощущения, открывают что-то неведанное в себе, острее чувствуют окружающее, развивают эмпатию.

Только в одиночку развивать эмпатию нельзя. Групповые упражнения выполняйте на тренинге сенситивности

Запишитесь на тренинг. Если не хотите афишировать себя, никто не заставит Вас это сделать. Просто назовите свое имя. Фамилию, должность и название компании, где Вы работаете, можете для других посетителей не озвучивать. Программы тренингов сенситивности, иначе говоря, чувствительности, разрабатывают психологи. Люди, которые прошли такой тренинг, отмечают, что стали лучше чувствовать эмоциональное состояние окружающих и осознанно на него влиять, в поведении появилась раскованность и свобода. На тренингах Вы будете выполнять интересные упражнения.

Пример

На тренинге сенситивности участники выполняют упражнение «Передача чувства» . Все садятся в круг недалеко друг от друга, закрывают глаза. Затем тренер назначает человека, который должен передать рядом сидящему человеку какую-нибудь эмоцию или чувство без слов, только с помощью прикосновения. После этого первый участник может открыть глаза, а коллега, почувствовав прикосновение и расшифровав его, передает чувство или эмоцию дальше - следующему участнику. Повторять движения предыдущего человека не обязательно. После того как чувство передано по кругу, оно возвращается тому, кто его отправил. К этому моменту все сидят с открытыми глазами. Каждого, начиная с первого участника, спрашивают, какое чувство получил, какое отправил. В результате находят того или тех людей, из-за которых произошло искажение, и выясняют, в чем дело.

Помните: сочувствовать – не значит, одобрять и соглашаться. Сохраняйте дистанцию!

Это очень важный момент. Да, эмпатия – это умение примерить на себя «шкуру другого», откликнуться на его переживания. Но при этом надо сохранять некую отстраненность, удерживать собственные состояния и чувства. Наблюдайте за переживаниями другого человека со стороны, соблюдайте дистанцию, не жертвуйте собственным состоянием. Если человек испытывает отчаяние и боль, Вы, сочувствуя ему, не должны тоже сваливаться в вязкое болото тех же самых чувств. Психологи и врачи «присоединяются» к клиенту, понимают, что он переживает, но не начинают испытывать те же эмоции. Иначе профессиональное выгорание наступило бы уже в первые годы работы.

Помните: эмпатия не есть соглашательство или одобрение. Вы можете сопереживать человеку, но при этом желать, чтобы он поступал по-другому. Если будете придерживаться такой позиции, то окружающие не смогут использовать Ваше сочувствие в своих целях, манипулировать Вами, используя Вашу развитую эмпатию.

Понимающая психология зародилась в конце XIX столетия. Объяснение душевной жизни человека стало главной задачей психологического исследования данного раздела науки. Эту разработку предложил немецкий философ Дильтей, он утверждал, что природу мы можем объяснить, а душевную жизнь должны понять.

Как понять мужчину

Очень отличается от женской. Это и понятно. С самого рождения мальчиков и девочек воспитывают по разным программам. Девочки - будущие жены и мамы, хранительницы домашнего очага. Мальчики - будущие мужчины, добытчики семьи. Поэтому когда девочки играют в куклы и шьют им одежду, мальчики помогают папе в ремонте машины, играют в футбол или ходят на рыбалку.

Через некоторое время противоположный пол начинает тянуть друг к другу, и выясняется, что она не любит рыбалку и футбол, а он ненавидит ходить по магазинам. В итоге все чаще девушки задаются вопросом: как понять парня? Психология может дать много советов, девушкам же остается только правильно ими воспользоваться.

Многие прелестницы пытаются встать на место парня, стараются думать, как он. Сразу можно сказать: это неверно. Девушка никогда не сможет думать, как мужчина, потому что она девушка. Да и вряд ли парню будет приятно видеть рядом с собой прекрасную половинку с мальчишечьими повадками.

Изучаем мужчин на первом свидании

Итак, изучение мужской сущности можно начинать уже на первом свидании. К сожалению, они совсем не понимают намеков. И если вы во время разговора облизываете губы, он будет надеяться на продолжение разговора. Если во время общения он протягивает руку ладонью вверх, то это означает его симпатию и желание к общению. Ну, а если при разговоре у мужчины скрещены ноги, руки находятся в карманах - это значит, что он не настроен на дальнейшее общение. Большое количество комплиментов должно вас насторожить, скорее всего, он относится к вам несерьезно. Также намерение парня можно прочитать по глазам. К примеру, если молодой человек пристально смотрит вам в глаза или часто поднимает брови вверх - это будет значить, что вы ему нравитесь. Ну, а постоянно нахмуренный мужчина означает сниженный интерес к вашей персоне. Если парень прищуривается и улыбается, смотря на вас, вероятно, он просто флиртует. Такой взгляд приглашает вас к без продолжения.

Почему мужчины не любят болтать?

Если прошло успешно, и на нем девушке удалось понять намерения парня, появляются другие проблемы. К примеру, многие дамы жалуются на то, что мужчины не рассказывают им, как прошел их день, и не спрашивают об этом своих любимых. Женщины ошибаются, когда думают, что мужчинам все равно. Просто они привыкли получать сжатую информацию о проблеме и искать ее решение. Мужчине вряд ли будет интересно услышать, какого цвета сумка у вашей коллеги или сколько сантиметров в высоту ее каблуки. Для таких тем лучше найти свободные уши подруги.

Еще одной причиной разногласий является непонимание женских намеков. Да, мужчинам нужно все говорить напрямую. Намеков они не понимают!

Если вы не понимаете, зачем мужчине ездить на рыбалку или ходить с друзьями в бар, то подумайте, а сможете ли вы сидеть на работе и не обсуждать новую прическу или стрижку вашей начальницы со своими сослуживцами? Мужчины разговаривают на другие темы, и эти разговоры нужны им так же, как и вам. Поэтому не нужно устраивать истерик и сцен ревности, ведь тогда парень уедет назло и будет делать так часто. Лучше пожелать ему удачи перед рыбалкой и дать теплые вещи, чтобы не замерз ночью. Ему будет приятно ваше доверие. Между тем используйте этот вечер с пользой. Сходите в СПА-салон, навестите подругу или почитайте книгу.

На женские плечи ложится огромная ответственность за создание уюта в доме, добрых отношений, любви, спокойного быта. К сожалению, не каждая может с этим справиться, но вы должны помнить, что испокон веков именно женщина считалась хранительницей очага.

Как понять себя

Психология давно задалась этим вопросом. Многие психологи написали научные трактаты по этой теме. Но никакие работы и советы не помогут, если человек сам этого не хочет. Итак, если вы решили понять себя, то начинать нужно с малого. Постарайтесь ежедневно уделять себе 5 минут. Ведь это совсем немного. Вероятно, лучше всего размышлять перед сном. Каждый день задавайте себе вопросы: для чего я родился, что я люблю, о чем я мечтаю, что я оставлю после себя? Эти вопросы помогут разобраться в вашей сущности, и вы сделаете один шаг навстречу к своему познанию.

Следующий шаг - того, нравится ли вам то, чем вы занимаетесь. Если работа вас не устраивает, ее нужно менять. Пускай вам придется сменить 10 мест работы, но в итоге вы найдете то, что подходит именно вам! Работа должна приносить удовольствие, а не кучу негативных эмоций!

Не страшно совершить ошибку - страшно не сделать из нее выводов!

Не бойтесь совершать ошибок. Многие люди, совершив неверный шаг, "забиваются в угол", закрываются в себе. Они считают, что лучше сидеть тихо, и тогда ошибок не будет. Есть известное выражение: если хочешь избежать критики - ничего не говори, ничего не делай и будь никем. Из этой фразы можно понять, что бороться нужно. Проходить все пути и учиться на своих ошибках необходимо!

Многие методы в психологии учат нас познавать себя. Один из таких - это пробовать в своей жизни что-то новое. Вы никогда не Вы не умеете играть в бильярд? Научитесь!

И помните, До сих пор в это мало кто верит, хотя учеными давно доказана правота этого высказывания. Станьте писателем вашей книги жизни. Описывайте свои мечты и свое видение жизни каждый день, и поверьте, вы сами не заметите, когда книга станет реальностью.

Общение с людьми: как понять их намерения

Еще один вопрос, который изучает психология: как понять человека по жестам и мимике. Мимика - это движение лицевых мышц, с помощью которых можно определить настроение человека.

Злость проявляется крепко сжатыми зубами и губами, морщинами на лбу и опущенным вниз взглядом.

Страх можно определить по приподнятым и сведенным к переносице бровям.

При чувстве отвращения у человека сморщен нос, выдвинута нижняя губа и опущены брови.

Во время печали уголки губ опускаются вниз, человек не поднимает глаз с пола, а зрачки двигаются очень медленно, брови сдвинуты на переносице.

Радость проявляется улыбкой и слегка Если во время улыбки человек не прищуривается, это означает, что она фальшива.

Положение тела при общении: на что обращать внимание?

Понимающая психология позволяет понять намерения человека, глядя на положение его головы. Так, поднятая голова говорит об уверенности в себе и открытости к окружающим людям. А если она наклонена вбок - это означает, что человек готов идти на компромисс. Опущенная вниз голова выдает слабого и безвольного человека.

Руки могут сказать о многом

Кроме головы, большое значение придается и рукам. Ведь их движения практически не регулируются нашим подсознанием. Так, руки, поднятые ладошками вверх, - это хороший знак. Человек хочет с вами общаться. Если человек ходит с заложенными за спину руками - это знак застенчивости и робости. Человек, который прячет свои руки в карманы, пытается скрыть свою неуверенность. Потирание рук означает удовлетворенность и наличие положительных эмоций. Ну, а если во время разговора человек дотрагивается руками до лица, он пытается скрыть от вас правду. Другими словами, он просто врет.

Понимающая психология - это огромная наука, которая занимается человеком. При помощи нее люди могут познавать себя, понимать своих собеседников и любимых. Понимающая психология поможет любому найти силы в себе для создания собственного счастья в работе и дома, среди коллег и родных людей. Не бойтесь ошибиться! Бойтесь остаться никем!

Понимание - это главный ключ к успеху во взаимоотношении людей. Если распадается брак, происходят конфликты на работе, прекращается общение с друзьями или родственниками обычно мы говорим, что пропало понимание. Это значит, что два человека по какой-то причине отдалились друг от друга или между ними возникла неприязнь. Как избежать этого и научиться понимать близких?

Что значит понимать человека


Как понять другого человека

Чтобы научиться понимать других людей, возьмите за правило не воспринимать события и явления только лишь через призму собственных взглядов и убеждений. Порой это бывает очень сложно, если одного человека вы еще в состоянии понимать, то другой является для вас совершенной загадкой в силу различий во мнениях.


Как понять, что человек врет

Сходу понять, говорить человек правду или нет довольно сложно. Он может врать самозабвенно и довольно убедительно, но его жесты, мимика и манера речи рано или поздно выдадут его. Зная о некоторых психологических приемах и методах, вы сможете без труда разоблачить лжеца.

  • Внимательно присмотритесь к собеседнику, о его искренности могут сказать глаза. Психологи считают, что если человек в разговоре с вами поднимает глаза наверх, значит он что-то вспоминает, то есть обращается к зрительной памяти. А вот перемещение взгляда направо и вниз свидетельствует о внутреннем монологе и тщательном подборе слов. Здесь очень важен язык тела, подергивание плечом или ногой, отступ на шаг назад, задирание подбородка - все это также является тревожным сигналом.
  • Разоблачить обманщика возможно и наблюдая за его . Человек может заинтересованно что-то рассказывать и жестикулировать, пытаясь вас увлечь, а вместе с тем покачивать головой из стороны в сторону, как бы не соглашаясь с самим собой. Другими признаками лжи считаются регулярное затрагивание губ, шеи и носа, складывание пальцев в замок, поглаживание одной руки другой (жест самоуспокоения).
  • Пытаясь ввести в заблуждение, собеседник зачастую отходит от главной темы и говорит о всякой ерунде, растягивая время и раздумывая стоит ли сказать правду. Задайте ему прямой вопрос, скорее всего, он растеряется и признается в обмане.
  • Чтобы выяснить необходимую вам информацию, не предупреждайте человека о том, что состоится разговор. Выйдите за рамки стандартного сценария, задавайте одни и те же неожиданные вопросы, периодически меня их формулировку.
  • Никогда не выкладывайте сразу все то, что вам известно, используйте наводящие вопросы, когда информации будет достаточно, вы сможете сопоставить ее известными вам сведениями.

Как научиться разбираться в людях? Как научиться понимать, что за человек перед тобой, почему он ведет себя так или иначе? В чем секрет успешного общения с разными людьми?

Один из путей познания разнообразия человеческих миров — изучение характеров людей, изучение разных типов личности. Психологическая наука накопила огромное количество информации на эту тему. Оставляя в стороне распространенные «достижения» и «открытия» астрологии, физиогномики, хиромантии и прочих околонаучных направлений человековедения, мы все равно оказываемся перед сложной задачей разобраться в многочисленных типологиях, которые в чем-то совпадают, а в чем-то противоречат друг другу.

Психологическая практика предлагает целые батареи тестов, с помощью которых можно, кажется, определить про человека все что угодно, вот только сам человек, живой и уникальный, ну никак не желает укладываться в прокрустово ложе теста, всегда какая-то часть ему не соответствует, не вписывается… Более того, многие психологи вообще не признают типологизацию как методологический подход, считая его принципиально неверным. Тем не менее, типологии реально оказывают очень большую помощь, как в психотерапевтической работе, так и в управленческой деятельности, поскольку помогают вносить некоторую определенность в бесконечное разнообразие человеческой индивидуальности и находить ориентиры для понимания особенностей данного конкретного человека.

Вот как поэтично, но в то же время ясно и точно пишет о соотношении индивидуальности и характера Марк Евгеньевич Бурно, московский психиатр:

«Как существуют уникальные листья березы, и листья липы, и листья осины и еще другие, объединенные общими свойствами (березовыми, липовыми, осиновыми), так существуют и определенные характеры, объединяющие неповторимых людей по общим свойствам в какую-то группу-характер. Так, человек с сангвиническим характером уникален, неповторим среди других сангвиников, но все они объединяются общими сангвиническими свойствами, составляющими сангвинический характер вообще».

В этой статье мы познакомим читателей с некоторыми типологиями темперамента, характера, личности. Мы не будем, как правило, приводить описаний типов (что потребовало бы по отдельной статье на каждую типологию). Цель нашей статьи — помочь читателям сориентироваться в многообразии типологий, узнать теоретические основы их построения, разобраться в причинах совпадений и различий «конкурирующих» систем. Читатель может выбрать типологию, близкую ему по духу, и изучить ее более подробно с помощью психологической литературы.

Типология темпераментов, предложенная еще древнегреческим врачом Гиппократом. Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре вида жидкости: кровь (sanguis), лимфа (phlegma), желчь (chole) и черная желчь (melan chole). Преобладающий вид жидкости определяет тип темперамента человека: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.

Концепция четырех темпераментов получила научное подтверждение в работах русского физиолога И.П. Павлова, несмотря на то, что медицинские познания со времен Гиппократа, разумеется, серьезно переменились.

И.П. Павлов установил, что в основе темперамента лежат такие свойства нервной системы, как:

* сила процессов возбуждения и торможения;

подвижность (скорость смены возбуждения и торможения);

уравновешенность (соответствие силы возбуждения силе торможения).

Комбинации этих свойств дают четыре типа высшей нервной деятельности, которые соответствуют четырем типам темперамента:

* Сильный уравновешенный, подвижный. Соответствует сангвиническому темпераменту.

Сильный, уравновешенный, инертный. Флегматический темперамент.

Сильный неуравновешенный. Холерический темперамент.

Слабый. Меланхолический темперамент.

Свойства нервной системы, о которых говорил И.П. Павлов, являются наследственными и почти не поддаются изменениям, а поскольку темперамент основан на свойствах нервной системы, его можно считать биологическим «фундаментом» личности.

Психологи подчеркивают, что ни темпераменты, ни типы высшей нервной деятельности не делятся на «хорошие» и «плохие». Свои сильные и слабые стороны есть у каждого, а последние могут сыграть даже положительную роль при соответствующих условиях. Чувствительный меланхолик, например, — прекрасный друг, и именно он, «слабый» тип способен на жертвенный героический поступок.

Перейдем от темперамента к характеру. В психологии понятие характер (греч. charakter -«печать», «чеканка»), означает устойчивые индивидуальные особенности человека, которые проявляются в деятельности и общении, и включают в себя то, что придает поведению человека специфический, свойственный для него оттенок. Характер — это устоявшийся, определенный стиль поступков, рисунок поведения.

Характер и темперамент тесно связаны. Но если темперамент, как мы видели, имеет биологическую основу и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то формирование характера в значительной степени происходит в мире людей, благодаря влиянию различных социальных групп (семьи, школы, трудового коллектива), в особенности тех, которые являются для человека референтными.

Интересно, что тема характеров и их типологий привлекала исследователей самых разных школ и направлений. Большой вклад в исследования характеров внесли психиатры — немецкие: Э. Кречмер, К. Леонгард и российские: А. Е. Личко и М.Е. Бурно.

В 1921 году Эрнст Кречмер опубликовал свою работу «Строение тела и характер», в которой предложил строить типологию характера, исходя из строения тела человека. Карл Леонгард разработал широко известную и применяемую практиками типологию акцентуаций характера. Акцентуация характера — это усиление отдельных черт, при котором поведение человека не выходит за пределы норм. Одна из известнейших типологий акцентуаций характеров принадлежит А.Е.Личко. Особенность его типологии заключается в том, что построена она на основе наблюдений за подростками. По мнению А.Е. Личко, акцентуации характера, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте, что и стало предметом его исследований. В начале статьи мы цитировали московского психиатра Марка Евгеньевича Бурно. Он разработал целую методику психотерапевтической помощи — терапию творческим самовыражением, основанную на характерологическом подходе.

«Характер данного человека — пишет М.Е. Бурно, — это его душевная человеческая природа в своей особенности-неповторимости, его душевно-телесная индивидуальность. Сплошь и рядом несчастен тот, кто не только в юности, но и в паспортной зрелости пытается выпрыгнуть из рамок своего характера, завидуя людям с другим складом и не обращая серьезного внимания на собственные личностные богатства, не зная толком о них, а то и презирая их».

М.Е. Бурно выделяет и рассматривает такую «гирлянду» характерологических типов:

* Сангвинический или синтонный характер (циклоид)

Тревожно-сомневающийся (психастеник)

Застенчиво-раздражительный (астеник)

Педантичный (ананкаст)

Замкнуто-углубленный или аутистический (шизоид)

Демонстративный (истерик)

Неустойчивый

Смешанные (мозаичные) характеры: «грубоватый», «эндокринный»,

Полифонический

Отметим, что типологии, построенные на основании наблюдений психиатров, вызывают критику со стороны многих психологов, которые считают неправильным делать выводы о психически здоровых людях, глядя на них сквозь «психиатрическое окошко».

Если черты характера отражают то, как действует человек, то черты личности — то, ради чего он действует. Другими словами, если описание характера есть ответ на вопрос «как? каким образом?», то описание личности отвечает на вопрос «что? ради чего?» Ответы на эти вопросы человек находит, разумеется, в социуме, в его культуре.

Большой вклад в развитие учения о типах личности внесли последователи З. Фрейда. Знакомясь с их системами, необходимо учитывать, что исходили они из соответствующих теоретических предпосылок — ортодоксального психоанализа и неофрейдизма. Швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг сотрудничал с З. Фрейдом, но впоследствии создал свой вариант психоаналитического учения — аналитическую психологию. Исходя из ее позиций, К. Юнг создал типологию личности, впервые опубликованную в знаменитой работе «Психологические типы», в которой он выделил два основных типа: экстравертов и интровертов. Юнг затрагивает исключительно описательную часть этих типов, не касаясь их генезиса.

К.Г. Юнг был убежден в «несоединимом разрыве между психическими и физическими явлениями», и для него психологические типы есть «структурные элементы психического». Таким образом, мы с вами видим не просто разные типологии, а разные исходные предпосылки их построения.

Экстраверт и интроверт воплощают два способа отношения к миру, два пути организации опыта. При первой установке интересы человека направлены во внешний мир, к тому, что находится в нем, при второй — направлены к субъективному миру, обращены на себя.

Экстраверт живет, ориентируясь на окружающий его снаружи мир. Его внимание концентрируется на людях и вещах, которые его окружают. Экстраверт стремится отвечать непосредственным сиюминутным запросам окружения и воздерживается от любых новшеств, которые выходят за пределы внешних ожиданий. Экстраверт принимает решения, большие и малые, исходя из норм и требований окружающего его социума.

Интроверт отгораживается от внешнего мира и строит искусственный субъективный мир. Он в большей или меньшей степени боится новых людей и вещей, испытывает дискомфорт от столкновения с внешним миром. Интроверт теряет энергию, взаимодействуя с социумом, и восполняет ее в уединении.

Юнг утверждал, что существуют четыре основные психологические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуиция. Каждый человек обладает всеми четырьмя функциями в различной степени, но преобладающей становится какая-либо одна.

Мыслительный тип рассматривает любую ситуацию в холодной, отвлеченной, рациональной манере. Чувствование у него относительно неразвито, так как препятствует логическому мышлению. У чувствующего типа, наоборот, мышление выполняет подчиненную роль.

Ощущение рассматривается Юнгом как восприятие непосредственной реальности, а интуиция направлена на усмотрение будущего.

Ощущающий тип, слабый в интуиции, быстро и точно воспринимает внешний мир с помощью органов чувств, а интуитивный тип, у которого слабее развиты функции ощущений, обладает способностью предвидеть возможные варианты развития ситуации.

У мужчин, согласно Юнгу, доминирующими обычно являются мышление и ощущение, а у женщин — чувствование и интуиция.

Помимо типологий Юнга, Хорни и других исследователей, в современной психоаналитической практике приняты восемь типов ориентации характеров:

* Шизоидный

Нарциссический

Параноидный

Обессивно-компульсивный

Истерический

Психопатический

Маниакально-депрессивный

Мазохистский

Если мы принимаем, что каждый человек обладает качествами и чертами, свойственными определенному типу (темперамента, характера, личности), то мы можем, опираясь на эти психологические ориентиры, стараться лучше и точнее понять, почувствовать своих близких, коллег или пациентов.

Но не для того, чтобы поставить им всем диагнозы, а чтобы научиться понимать, как устроен их внутренний мир, разглядеть их особые качества, умения и возможности, знать, что ожидать и как общаться с разными людьми.

Психологические знания о типологиях помогут и нам самим в поиске своего жизненного смысла, в выборе тех дел и дорог, которые соответствуют нашей природе, нашей индивидуальности.