Как научить ребенка есть самостоятельно и аккуратно – полная инструкция для родителей. Как научить ребенка есть самостоятельно и аккуратно – полная инструкция для родителей Избегайте их, и процесс пойдет более гладко, легко и быстро

Мы прочитали колонку Алёны, простигосподи, Водонаевой, где она даёт ценнейшие советы об идеальных отношениях. Вкратце — девушка должна жертвовать собой и не быть жирной. Вот 7 цитат из этого текста: Итак, про красоту: да, девочки, женщина должна и обязана быть красивой. Всегда! Начиная от аккуратной писечки в красивых трусиках, заканчивая пищевыми привычками и тем, как …

Мы прочитали колонку Алёны, простигосподи, Водонаевой, где она даёт ценнейшие советы об идеальных отношениях. Вкратце — девушка должна жертвовать собой и не быть жирной. Вот 7 цитат из этого текста:

    1. Итак, про красоту: да, девочки, женщина должна и обязана быть красивой. Всегда! Начиная от аккуратной писечки в красивых трусиках, заканчивая пищевыми привычками и тем, как она ест.
    1. Девочки, забудьте слово «пукать» вообще. Навсегда! Даже на девятом месяце беременности ты обязана оставаться девочкой и какать бабочками.
    2. Твой мужчина не должен знать никаких твоих физиологических подробностей, если ты хочешь, чтобы у него стоял на тебя 24 часа в сутки и он брал тебя там, где поймает. На меня стоит всегда. И через пять лет брака стоял так же, как в первый день.

    1. Даже у плиты или с температурой, даже под спортивным костюмом на мне всегда красивое бельё, я аккуратная, гибкая и лёгкая в своих движениях.
    2. Тезисно: двигайся медленно, ешь аккуратно, не пукай, ухаживай за телом и за пространством, в котором ты находишься, носи красивое бельё, вкусно пахни, говори тихо. А лучше вообще ничего ему не говори, просто люби его и соси. От этого, во всяком случае, точно не поправишься.

  1. Я не против полных, просто не хочу иметь отношений с теми, кто ведёт такой образ жизни. Я не хочу есть с ними беляши и быть малоактивной. Ещё я не хочу знать, как они пахнут. Как они выглядят в нижнем белье и без него. Не хочу и имею на это личное право.
  2. Вот правда, я, например, даже плавать не пойду, если в воде или в бассейне очень большой человек. Я дождусь, когда он выйдет.


Взрослея, малыш проходит через важные этапы развития. Сначала он держит бутылочку своими руками, но вскоре уже наступает время учить карапуза есть самостоятельно без помощи взрослых. Для мамы это сложный и ответственный процесс, поэтому ей пригодятся полезные советы и уроки по самостоятельному приему пищи.

Как понять, что ребенок готов есть самостоятельно?

Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, в каком возрасте малышу пора давать ложку. Это зависит от уровня развития и от любознательности самого ребенка. Одни дети хватают ложку уже в полугодовалом возрасте, хотя еще толком не могут ее удержать, другие - отказываются от столовых приборов до 2-х лет. Есть и такие малыши, которые начинают кушать самостоятельно лишь в 3-4 года.


Однако затягивать с обучением не нужно. Чем раньше ребенок начнет есть без помощи взрослых, тем проще будет маме. К тому же, эти навыки очень пригодятся в детском садике.

Специалисты советуют учить ребенка держать ложку с возраста 9-10 месяцев. В таком случае к 1,5 годам он сможет уверенно орудовать столовыми приборами.

Понаблюдайте за малышом, убедитесь, что ребенок «созрел» для ложки и чашки. Только, если он готов, можно начинать обучение. Если он уже интересуется едой, берет кусочки пищи и тянет их в рот, пытается выхватить ложку из маминых рук - он созрел для того, чтобы кушать самостоятельно. Конечно, мама накормит быстрее, да и поначалу малыш будет разбрасывать еду по всей кухне. Однако этот этап все равно придется пройти всем родителям. Поэтому лучше не упускать момент.

Инструкция для родителей, которые хотят научить ребенка есть ложкой

Когда малыш начинает тянуться за ложкой, он уже готов попробовать кушать самостоятельно. Если вы все сделаете правильно, уже через несколько месяцев ребенок научится пользоваться столовыми приборами. Как бы вам не было дорого ваше время, как бы ни хотелось сохранить кухню в чистоте - не упускайте момент! Если кроха требует ложку - дайте ему ложку. И далее - действуйте по инструкции.

  • Запаситесь терпением. Ручки у годовалого малыша еще не окрепли. Поначалу ему будет очень сложно удержать ложку, и он будет промахиваться ей мимо рта. На обучение потребуется от 1 до 6 месяцев;
  • Тренируйтесь в разных местах. Отличный способ научить ребенка чему-то - превратить процесс в развивающую игру. Предлагайте карапузу кормить пластмассовых зайчиков песком с помощью лопатки, когда он играет на детской площадке. Так у него улучшится координация движений, что пригодится потом на настоящей кухне;
  • Не оставляйте малыша наедине с полной тарелкой - он может подавиться или раскапризничаться из-за того, что у него не получается поесть. Кроме того, поначалу у ребенка все равно получится поднести ко рту не больше 3-4 ложек. Потом он устанет, и вам придется ему помогать;
  • Выбирайте подходящую еду. Пища по консистенции должна быть такой, чтобы ребенок смог ее зачерпывать ложкой и подносить ко рту. Суп малыш прольет, а кусочки еды возьмет руками. Поэтому остановите свой выбор на густой каше, пюре или творожке. Не ставьте перед ребенком сразу полную тарелку, а лучше подкладывайте в нее пищу по чуть-чуть;
  • Не забывайте о вилке. Чередуйте столовые приборы, чтобы у малыша быстрее развивалась мелкая моторика рук. За завтраком ребенок пробовал подцепить кашу ложкой? На обед предложите ему съесть рыбные тефтельки с помощью безопасной вилки;
  • Подключайте всех домочадцев к обучению. Если вы будете учить карапуза пользоваться столовыми приборами, а бабушка продолжит кормить его с ложечки, процесс затянется. Кроха не поймет, зачем ему стараться что-то делать самому, если для этого есть взрослые. Объясните всем членам семьи ваши принципы обучения и попросите, чтобы они тоже их придерживались;
  • Соблюдайте расписание. Кормите ребенка строго в одно и то же время каждый день, постоянно закрепляя полученные навыки. Так вы сможете выработать у малыша привычку. Кроме того, прием пищи по расписанию улучшает пищеварение;
  • Избегайте принуждения. В процессе обучения ребенок иногда будет капризничать и отказываться есть самостоятельно. Если это произошло, покормите его сами, а обучение отложите до следующего приема пищи. Когда ребенок не в духе, научить его чему-то все равно не получится;
  • Обедайте всей семьей. Малышу будет проще освоить ложку, если он будет видеть, как ей орудуют другие люди. Он невольно начнет им подражать. По этой же причине в детских садах малыши быстрее учатся самостоятельно кушать, одеваться и ходить на горшок;
  • Придумывайте игры , чтобы подогреть интерес карапуза к обучению. Можно купить ему тарелку с забавной картинкой на дне и предложить съесть кашу, чтобы увидеть сюрприз;
  • Начинайте обучение с любимой еды ребенка и только на голодный желудок. Малыш не захочет прикладывать усилия, чтобы съесть что-то невкусное, тем более при отсутствии аппетита;
  • Хвалите ребенка даже за незначительные успехи. Чтобы снова порадовать маму, он будет стараться изо всех сил;
  • Поддерживайте на кухне уют. Купите цветную посуду для ребенка, постелите на стол красивую скатерть, украсьте блюдо. Такие мелочи повышают настроение и улучшают аппетит.

Читаем также: Как научить ребенка есть ложкой - 10 простых советов

Алгоритм действий

Чтобы родителям было проще учить ребенка самостоятельному кормлению, специалисты разработали подробную инструкцию:

  1. Постелите на стол клеенку, а ребенку наденьте слюнявчик.
  2. Зачерпните ложку каши из детской тарелки и съешьте, причмокивая от удовольствия и изображая восторг.
  3. Отдайте ложку карапузу. Пока он не может ее удержать, зажимайте его ладошку своей рукой, помогайте зачерпывать еду и подносить ко рту. Помогайте, пока ребенок не сможет держать прибор самостоятельно.
  4. Когда ручки малыша окрепнут, научите его, как правильно держать ложку - не в кулаке, а пальцами.
  5. Давая ребенку ложку, сами берите другую. Пока ребенок учится кушать сам, помогайте ему другой ложкой. То есть, одна ложка - ему, одна - вам.

Первое время кроха будет просто играть с ложкой - помешивать кашу в тарелке, размазывать ее по лицу и столу. Дайте ему время, чтобы привыкнуть к столовым приборам. Если вы устали от того, что ребенок постоянно переворачивает посуду, поставьте на стол тарелку с присоской.


Таким же образом можно научить карапуза пользоваться вилкой и чашкой-непроливайкой (учимся пить из кружки). Начинайте с маленьких порций, убедившись в заинтересованности ребенка, и никогда не показывайте своего негодования по поводу испачканной одежды и мебели.

Столовые приборы в помощь малышу

Для ребенка нужно подобрать специальную посуду и столовые приборы. Главные требования - безопасность и яркий дизайн, который будет стимулировать интерес карапуза к обучению. Для сервировки стола родителям потребуются:

  • Тарелка из пищевого термостойкого пластика. Она должна быть яркой, желательно с изображением персонажей любимых мультиков вашего чада. Чтобы их увидеть, карапуз быстро съест всю кашу. Хорошо, если у тарелки будет присоска для крепления к столешнице и наклонное дно - из него удобно зачерпывать еду;
  • Чашка-непроливайка из нетоксичных материалов. Рекомендуется выбирать модель с двумя ручками - такую карапузу удобнее держать. Проследите, чтобы у чашки был силиконовый или мягкий пластиковый носик без заусенцев, иначе малыш рискует поцарапать десны. Дополнительным преимуществом будет наличие резиновой подставки, которая придает посуде устойчивость;
  • Ложка анатомической формы, выполненная из безопасного пластика. Чтобы она не выпадала из детской ладошки, у нее должна быть округлая нескользящая ручка;
  • Вилка изогнутой формы, изготовленная из нетоксичного пластика. Выбирайте изделие с закругленными зубцами, чтобы ребенок не поранился;
  • Удобный детский стульчик. Тот, который идет в комплекте со столиком, не подойдет. Ребенок должен сидеть за одним столом с взрослыми, чтобы наблюдать, как они едят, и подражать им;
  • Непромокаемый слюнявчик. Многие дети сопротивляются кормлению и срывают с себя нагрудники. Поэтому лучше подобрать цветной слюнявчик с героями мультфильмов. Хорошо, если он будет изготовлен из мягкого и гибкого пластика, а нижний край изделия будет слегка загнут вверх - так вся пища останется в нагруднике и не запачкает одежду.

Читаем также: Какую посуду нужно купить для ребенка в первую очередь

Что делать, если ребенок отказывается есть сам?

Дети бывают разные. Многие тянутся к ложке, воспринимая ее как очередную игрушку. Есть и такие, которые наотрез отказываются брать в руки столовые приборы. В любом случае нельзя принуждать малыша есть самому. Родительское давление приведет к тому, что у малыша сформируется негативное отношение к приему пищи.

Если ребенку уже исполнился год, а он все еще отказывается взять ложку, попробуйте пойти на хитрость:


  1. Покормите ребенка сами, дайте ребенку расслабиться, а через пару дней повторите попытку.
  2. Попросите братьев или сестер малыша показать ему, как они ловко орудуют ложками.
  3. Организуйте детский праздник - в компании друзей ребенок сможет отработать навыки.

Хотя принуждение недопустимо, надолго откладывать обучение самостоятельному кормлению тоже не стоит. Этот навык важен для общего развития ребенка и для его социальной адаптации.

Маленький ребенок не сможет вести себя за столом, как аристократ. Однако родителям под силу приучить его есть аккуратно и соблюдать правила гигиены. Просто выполняйте следующие условия:

  • Учите ребенка на личном примере , как держать ложку и вилку, как есть, пить из чашки, вытираться салфеткой;
  • Мойте руки перед едой - себе и малышу. Это должно стать его привычкой;
  • Соблюдайте режим питания. Ешьте только на кухне и в определенное время. Это важно для аппетита и крепкой нервной системы ребенка;
  • Ешьте в спокойной обстановке. Не позволяйте малышу смотреть мультики, баловаться и отвлекаться за обедом;
  • Повторяйте ритуалы: мама моет ребенку руки, сажает его на стул, повязывает слюнявчик, ставит на стол тарелку с едой. Все действия важно пояснять, чтобы малыш понял их смысл (важность ритуалов);
  • Украшайте стол и блюда - это стимулирует аппетит. Стелите на стол свежую скатерть, ставьте салфетницу, красиво выкладывайте блюда на тарелки;
  • Собирайтесь за одним столом всей семьей. Сделайте обеды и ужины в кругу близких людей вашей семейной традицией. Садитесь за стол в хорошем настроении, во время еды не спешите и тщательно прожевывайте все кусочки. Так вы сможете насладиться вкусом блюд и окажете помощь своему пищеварению;
  • Не поднимайте еду, которая упала на пол. Приучите малыша к тому, что нельзя поднимать пищу с пола. То, что упало, может отправиться в миску собаки или кошки, но только не в тарелку человека;
  • Постепенно давайте ребенку новые приборы и посуду. Когда крохе всего 1 год, ему хватает тарелки и чашки-непроливайки. Однако к 2-м годам ему уже требуется своя вилка, чайная и столовая ложки, кружка, как у взрослых;
  • Соблюдайте порядок и правила этикета. Приучайте малыша быть аккуратным за столом, вытираться салфетками, когда он испачкается. Делайте замечания ребенку, если он качается на стуле, балуется с едой, кладет локти на стол или берет что-то из чужой тарелки. Пусть вся семья соблюдает правила хорошего тона - и для вашего сына или дочки они станут естественными.

Читаем также: Правила поведения детей за столом. Уроки этикета и хороших манер

Ошибки родителей, или как не надо учить ребенка есть ложкой

Учить малыша кушать самостоятельно сложно, и вначале многие родители допускают ошибки. Используйте опыт других мам и пап - и вы существенно ускорите и облегчите воспитательный процесс.

  1. Не торопите ребенка, когда он ест. Фразы наподобие «жуй быстрее, мне нужно мыть посуду» должны пропасть из вашего лексикона. Еду важно тщательно разжевывать, чтобы она хорошо переварилась, а для этого требуется время. Кроме того, сам прием пищи - это прекрасная возможность маме пообщаться с малышом, подарить ему свою заботу.
  2. Не прерывайте обучение. Если вы начали учить свое чадо пользовать ложкой, продолжайте гнуть свою линию. Не поддавайтесь лени, не ищите отговорки. Объясните всем членам семьи, что отныне малыш будет кушать без их помощи.
  3. Не заставляйте ребенка брать ложку. Если он сыт, болен или просто капризничает, оставьте малыша в покое. Урок по самостоятельности всегда можно перенести.
  4. Не ругайте малыша за то, что он испачкался едой, даже если он баловался. Это временные трудности, ведь скоро кроха научится есть, как взрослые. Ваша агрессия напугает ребенка, и у него пропадет вся мотивация на обучение.
  5. Не позволяйте включать телевизор во время еды. Мультфильмы и любые передачи отвлекают малыша, а ведь ему нужна концентрация, чтобы научиться пользоваться ложкой.
  6. Не накладывайте в тарелку огромную порцию. Лучше дайте ребенку меньше каши, а потом положите добавку, если он попросит.
  7. Не поддавайтесь на детский шантаж. Малыши пытаются управлять своими родителями с помощью капризов. Так, ребенок, который уже прекрасно орудует ложкой и вилкой, может заявить, что будет есть сам только котлету, но не суп. Это значит, что малыш не голоден, поэтому смело убирайте тарелку.
  8. Не заставляйте ребенка съедать всю порцию. Он ест столько, сколько нужно его организму для нормальной работы. Если ваш малыш отодвинул тарелку - значит, он сыт, пусть там и осталась треть порции.
  9. Не используйте двойные стандарты. Если в поездке вы разрешаете ребенку сладкое на обед вместо супа, то дома должно быть точно так же. Если на своей кухне вы закрываете глаза на то, что малыш вытирает испачканное лицо о скатерть, не делайте ему замечаний и в гостях.

Главный совет для родителей, чьи дети начали осваивать ложку, - не паниковать, если обучение затягивается. Со временем малыш обязательно научится кушать самостоятельно.

Не забывайте: сноровка приходит с опытом. Лучше всего подбирать такие виды еды, которые лучше пристают к ложке. Помните: начинать учиться кушать при помощи вилки и ложки и пачкать при этом все вокруг – это нормально!

Видео: как научить ребенка есть самому

  1. I ЭТАП. С 6 месяцев всегда надо давать ребенку ложку. Ребенок должен обязательно потрогать еду рукой, не запрещайте ему это.
  2. II этап. С 7-8 месяцев ребенок будет пробовать опускать ложку в тарелку и тянуть в рот. Обмокните ложку в еду и, на первых порах, помогите ему попробовать его рукой донести ложку ему в ротик.
  3. III этап. Начинайте сами есть при ребенке, чтобы он копировала ваше поведение. Пусть малыш наблюдает за Вами, смотрит как вы жуете и отправляете ложку в рот. Покажите свою пустую тарелку, и потом начинайте кормить ребенка. Очень быстро ребенок начинает, наблюдая за мамой есть сам.

» Как приучить ребенка

Прекратите кормить малыша за отдельным столиком. Сажайте его вместе с взрослыми за общий стол. Наблюдая за тем, как ведут себя во время еды родители, ребенок начнет вас копировать. И вскоре перестанет пачкаться так активно. Кроме того, ему будет интересно окунуться в атмосферу, царящую за взрослым столом. И он не будет играть в свои художества до тех пор, пока вы ему интересны. Вы можете помочь малышу кушать, но старайтесь, чтобы он больше проявлял самостоятельности. Если вы будете его кормить и уговаривать, у него появиться время покрутиться. А вот если он будет пытаться кушать сам, то времени на развлечения за столом практически не останется. Ваша задача - просто слегка помогать ему управляться с приборами.

Как только ребенок начал крутиться за столом и перестал проявлять интерес к еде, удаляйте его из-за стола. Пока взрослые продолжают принимать пищу, поместите ребенка в манеж и положите туда несколько игрушек. Если ребенок все-таки сильно испачкался, не ругайте. Иначе малыш может испугаться, и кормление за общим столом будет вызывать у него стойкие негативные эмоции.

Детские нагрудники не закрывают ребенка во время питания целиком. Для того чтобы он меньше пачкался, используйте старые полотенца, в которых прорежьте отверстие для головы. Закутывайте в него вашего ребенка, оставляя свободными руки.


Как научить ребенка аккуратности

Покажите на собственном примере, что аккуратным быть необходимо. Но если в квартире бардак, на кухне гора немытой посуды, а мама и папа ходят по дому в неряшливом виде, то хоть рассказывай ребенку о чистоте и порядке, хоть нет, он все равно будет копировать привычки и поведение родителей. Поэтому, в первую очередь, изменитесь сами, а потом уже приучайте ребенка к аккуратности и чистоплотности.

Каждый день убирайте и мойте за собой посуду, кладите вещи на место, правильно ведите себя во время еды. Тогда ребенок, глядя на вас, обязательно станет повторять все ваши действия. А это значит, что проблема раскиданных игрушек, сора, и валяющейся повсюду одежды будет решена, да и поведение малыша за столом станет примерным.

Превратите такое нудное занятие, как уборка игрушек, в увлекательную и веселую игру. Тогда ребенок будет с удовольствием наводить порядок. Заведите несколько цветных ящиков. Позвольте малышу самостоятельно «расселить» определенные игрушки в свой «домик». Например, куклы могут «жить» в синем ящике, машинки и другая техника - в зеленом, мягкие игрушки - в желтом, конструктор - в красном и так далее. Затем включите музыку и устройте соревнование, кто первый уберет игрушки - ребенок или же мама (папа). Если детей двое и больше, устройте соревнование между ними. Не забудьте похвалить победителя.

Подойдите к процессу творчески. Убирая игрушки, научите кроху считать. Сначала до пяти, затем до десяти и т.д. Вспомните или разучите названия геометрических фигур, собирая кубики, мячи, да и любые другие игрушки. Ведь все они, так или иначе, состоят из кругов, квадратов, ромбов, овалов и прямоугольников.

Имейте ввиду, ребенок часто не наводит порядок только лишь потому, что не знает, с чего же начать уборку. Помогите ему советом, а иногда даже действием. Например, предложите крохе сначала сложить мягкие игрушки, затем кукол и их принадлежности, далее приступить к книгам и журналам. А в конце пусть выбросит в помойное ведро фантики, огрызки, косточки и прочий мусор. Будьте уверены, он качественно и быстро все уберет. Не забудьте поощрить малыша.

Помните, потребуется немало сил, терпения и времени, прежде чем вы добьетесь от ребенка желания убрать. Именно поэтому вопрос о том, как научить аккуратности, необходимо ставить, когда ему исполнилось три года, а не когда он стал взрослым и самостоятельным человеком.

2008-11-13 09:54:23

В год и два месяца? -рановато для аккуратности.В полтора,да и то-не факт,что мыть не придется все вокруг.Можно только акцентировать каждый раз,убирая за ним(приблизительно Ай-яй-яй,смотри,как грязно,какой ты чумазый(-ая). в таком духе)

2008-11-17 08:30:45

Monserrat, LOvik, радоваться надо, что САМ ест У многих дети до сада сами не едят, а некоторых и до школы кормят, только чтоб съел (это уже, конечно, перегиб, но иногда случается).

2008-11-18 07:55:20

LOvik, ну до 1,5 лет моя тоже ела сама и грязно. Это нужно перетерпеть и я бы не стала акцентировать внимание на том. что грязно, а то ещё ненароком отобьёте желание есть самостоятельно сейчас моей дочке 1 год и 10 месяцев- ест значительно чище и опрятнее, чем раньше. Всё придёт постепенно - наоборот, хвалите, что он кушает самостоятельно » Дописано позжеУ многих дети до сада сами не едят, а некоторых и до школы кормят, только чтоб съел (это уже, конечно, перегиб, но иногда случается). О да, знаю такие случаи

2008-11-19 03:44:57

Только хвалить и поддерживать И стараться для самостоятельного употребления давать еду, наименее опасную в плане уборки-стирки. Когда тепло было уменя сынок ел только в трусиках, а потом - влажными салфетками протер - и порядок И еще за столом у меня всегда были тканевые салфетки, мяконькие, из неиспользованных подгузников марлевых получились

2008-11-22 08:00:25

Знаете рановато, я думаю в таком возрасте хотеть, чтобы ребенок кушал аккуратно, что уже сам кушает и то большой успех. Мы до двух лет только мама кормила. Что пожелать: терпения и только терпения, все будет, но не сразу.

2008-11-24 09:03:02

понимаю, конечно, что такой маленький деть не сможет есть все очень аккуратно. Но ведь УЧИТЬ и объяснять - то как-то надо, иначе ж как он сам-то научиться Вот я и не знаю, как к этому подступиться. Категорично - отбирать еду, если балуется? Или позволять копаться в еде руками, раскидывать еду?

2008-11-28 02:05:39

LOvik, баловаться и есть аккуратно - это разное. Если балуется - конечно, спокойно забирать еду. Я так и делала - поэтому у нас не бывает баловства типа разбрасывания еды. И вообще за столом у нас ни игр, никаких отвлечений - дочка знает, тчо здесь мы только едим. А вот аккуратность - это когда еда высыпается их ложечки, и т.д. На этом особо акцентировать внимание не стоит в таком возрасте, по-моему

2008-11-28 10:36:23

А вот аккуратность - это когда еда высыпается их ложечкиээээ. Чет я думала, наоборот, аккуратно - это если ничего никуда не проливается/не просыпается

2008-12-03 11:04:43

LOvik, именно это я и хотела сказать Просто не пропустила.

2008-12-06 01:28:14

Ну и мы так же кушаем Просто я за стол сажаю ее голую, а после еды в ванну под душ закидываю. Просто старайтесь во время еды вокруг ребенка протирать вовремя рассыпанную еду, что б он в чистоте кушать приучился. Постепенно будет стараться кушать аккуратней. Моя Маргоня сейчас так и старается не просыпать, а если на стол что вылила или рассыпала, тыкает мне пальчиком и громко возмущается, пока не протру. Порой и сама за собой старается вытерать

2008-12-06 07:34:37

Вчера приезжала мама в гости. Обычно у меня деть хорошо есть, когда кормлю не я. Отправила бабушку кормить Лешу. Она ТАК ругалась на меня, что ребенок неаккуратно ест, ложкой лезет в тарелку, хлеб макает Говорит, что сразу приучать надо, что все дети нормально едят, что нельзя позволять так есть.

2008-12-08 04:50:09

что все дети нормально едят, что нельзя позволять так есть. Вы, бы у мамы спросили, как Вы в таком возрасте ели.

2008-12-09 09:13:34

Вы, бы у мамы спросили, как Вы в таком возрасте ели. Только мамы обычно уже не помнят. И впечатление у них, что мы все с пелёнок такие аккуртаные были, а вот наши дети.

2008-12-17 10:17:15

Аккуратность за столом в этом возрасте - забота мамы, у ребенка другие задачи - научиться есть самостоятельно. Грубо говоря, деть свинячит - мама убирает, приговривая, как приятно кушать в чистоте. Если за едой начинаются игры, кормежка прекращается. У нас это железобетонное правило усвоенное в очень раннем возрасте. А если малыш еще ложку до рта как следует донести не может, так это вполне понятно и простительно. Ребенок пролил, мама вытерла - едим в чистоте дальше.

2008-12-19 02:53:24

Аккуратность за столом в этом возрасте - забота мамы, у ребенка другие задачи - научиться есть самостоятельно. Грубо говоря, деть свинячит - мама убирает, приговривая, как приятно кушать в чистоте. Если за едой начинаются игры, кормежка прекращается. У нас это железобетонное правило усвоенное в очень раннем возрасте. А если малыш еще ложку до рта как следует донести не может, так это вполне понятно и простительно. Ребенок пролил, мама вытерла - едим в чистоте дальше.Все так Даже добавить нечего.

2008-12-22 05:48:07

LOvik, так проблема не в аккуратности, а в ваших отношениях с мамой. Поверьте, если даже вы сделаете невозможное, и ваш ребенок вдруг научится есть аккуратно, то маманайдет еще что-то, чего Леша еще не умеет. Например, ходить на горшок, внятно говорить и т.д.

Источники: Комментариев пока нет!

Наверняка вы мечтали о том дне, когда ваш ребенок научится самостоятельно держать ложку. Этот день настал, и вы поняли, что самостоятельность несет с собой новые проблемы. Теперь малыш с увлечением размазывает пюре по себе и всем окружающим предметам. И самым большим вашим желанием становится желание приучить ребенка к аккуратности.

Инструкция

Прекратите

за отдельным столиком. Сажайте его вместе с

за общий стол. Наблюдая за тем, как ведут себя во время еды

Ребенок начнет вас копировать. И вскоре перестанет пачкаться так активно. Кроме того, ему будет интересно окунуться в атмосферу, царящую за взрослым столом. И он не будет

в свои художества до тех пор, пока вы ему интересны. Вы можете помочь малышу кушать, но старайтесь, чтобы он больше проявлял самостоятельности. Если вы будете его кормить и уговаривать, у него появиться время покрутиться. А вот если он будет пытаться кушать сам, то

на развлечения за столом практически не останется. Ваша задача - просто слегка помогать ему управляться с приборами.

Как только ребенок начал крутиться за столом и перестал проявлять интерес к еде, удаляйте его из-за стола. Пока взрослые продолжают принимать пищу, поместите

и положите туда несколько игрушек. Если ребенок все-таки сильно испачкался, не ругайте. Иначе

может испугаться, и кормление за общим столом будет вызывать у него стойкие негативные эмоции.

Для того чтобы малыш не переворачивал тарелки, приобретите специальную посуду на присосках. Даже если ребенок начнет безобразничать за столом и попытается скинуть на пол всю посуду, вряд ли ему удастся сделать это так же легко. А кроме того, постоянно следите за малышом. И если ему удастся оторвать тарелку, вы успеете перехватить ее.

Детские нагрудники не закрывают ребенка во время

целиком. Для того чтобы он меньше пачкался, используйте старые полотенца, в которых прорежьте отверстие для головы. Закутывайте в него вашего ребенка, оставляя свободными руки.

Не сочетайте кормление с развлечениями. Не включайте телевизор, не пойте песенок, в то время как ваш ребенок воюет с ложкой - во-первых, так вы отвлекаете его от процесса еды, а во-вторых, вырабатываете не очень хорошую привычку. Тем более что развеселившись, малыш начнет махать ложкой еще активнее.

Как научить ребенка есть аккуратно

Как научить ребенка от года есть самостоятельно и аккуратно – инструкция для родителей

Каждый кроха взрослеет по-своему и в свое время. Вроде, еще вчера он не выпускал из ладошек бутылочку, а сегодня уже ловко орудует ложкой, и даже ни капли не проливает. Конечно, для каждой мамы этот этап важный и сложный.

И чтобы он прошел с «меньшими потерями», нужно помнить главные моменты уроков по самостоятельному приему пищи.

  • Как научить ребенка кушать самому – инструкция
  • Правила аккуратности и безопасности за столом
  • Основные ошибки родителей

Когда ребенок самостоятельно может есть ложкой?

Четко определить возраст, когда малыш готов взять ложку в собственные руки, сложно. Один требовательно хватает ложку уже в 6 месяцев, другой и в 2 года отказывается ее брать. Иногда обучение затягивается и до 3-4 лет - все индивидуально.

Конечно, тянуть с обучением не стоит - чем раньше кроха начнет кушать самостоятельно, тем легче будет маме, и тем проще будет самому ребенку в детском саду.

Убедитесь, что кроха «созрел» для ложки и чашки. Только, если он готов, можно начинать обучение.

Ориентируйтесь на поведение малыша . Если чадо уже хватает кусочки еды и тянет их в рот, отбирает ложку у мамы и пытается засовывать ее в рот, интересуется едой в принципе и имеет хороший аппетит - не упустите момент! Да, мама накормит быстрее, и нет желания 3-4 раза в день убирать кухню, но лучше пройти этот этап сразу (его все равно придется пройти, но потом будет сложнее).

Как научить ребенка кушать самому – действуем по инструкции!

Как бы вам не было дорого ваше время, как бы ни хотелось сохранить кухню в чистоте - не упускайте момент!

Если кроха требует ложку - дайте ему ложку. И далее - действуйте по инструкции.

  • Наберитесь терпения - процесс будет сложным. Москва не сразу строилась, и наполненная ложка никогда малышу с 1-го раза в рот не попадает - на обучение уйдет от месяца до полугода.
  • Тренируйтесь не только на кухне. В песочнице тоже можно учиться: осваивая игру с лопаткой, кроха быстро учится орудовать и ложкой. Кормите пластмассовых зайцев песком, эта игра вам поможет в координации движений на кухне.
  • Не бросайте чадо с полной тарелкой в одиночестве. Во-первых, это опасно (ребенок может подавиться), во-вторых, от бессилия или усталости малыш обязательно закапризничает, а в-третьих, его все равно нужно докормить, даже если 3-4 ложки он донесет до рта сам.
  • Для начала обучения выбирайте такую пищу , которая по консистенции будет удобна для зачерпывания и «транспортировки» в рот. Конечно, суп не подойдет - малыш просто останется голодным. А вот творожок, пюре или каша - самое то. И не накладывайте сразу всю порцию - по чуть-чуть, постепенно подкладывая в тарелку по мере ее опустошения. Еду кусочками тоже не кладите, ведь ее можно и руками взять.
  • Вместе с ложкой приучайте и к вилке. Естественно, к безопасной вилке. Как правило, детишкам проще справиться именно с вилками. Но в этом случае не забудьте поменять и содержимое тарелки (кашу на вилку не нацепишь).
  • Если вы начали процесс и решили довести его до конца - то есть, научить чадо есть самостоятельно - то объясните другим членам семьи , что они и тоже должны придерживаться ваших принципов обучения. Неправильно, когда мама учит кроху есть самостоятельно, а бабушка принципиально (хоть и с любовью) кормит его с ложечки.
  • Кормите чадо строго по расписанию и ежедневно закрепляйте навыки.
  • Если ребенок капризничает и отказывается есть сам , не мучайте его - кормите с ложки, отложите обучение на вечер (утро).
  • Обедайте всей семьей. Не следует кормить ребенка отдельно. Правило «коллектива» срабатывает всегда. Именно поэтому в детском саду дети быстро приучаются кушать, одеваться и ходить на горшок самостоятельно - срабатывает данное правило. Если вы будете кушать всей семьей за одним столом, чадо быстрее начнет подражать вам.
  • Придумывайте веселые игры , чтобы у малыша была мотивация кушать самостоятельно.
  • Начинайте самостоятельное кормление только с любимой еды крохи, и только когда он голоден . Помните, что он устает работать ложкой, и докармливайте малыша сами, когда он начинает нервничать.
  • Обязательно хвалите ребенка за его старания. Пусть даже самые малые. Малышу будет приятно порадовать вас еще и еще.
  • Создавайте ребенку обстановку, которая располагает к еде. Выбирайте красивую посуду, стелите красивую скатерть, украшайте блюдо.

Инструкция по самостоятельному приему пищи - с чего начать?

  1. Застилаем стол красивой клеенкой и повязываем малышу слюнявчик.
  2. Берем немножко каши из его тарелки и демонстративно «со смаком» съедаем. Не забудьте изобразить восторг, чтобы ребенок заинтересовался.
  3. Далее вручаем ложку крохе. Если удержать ложку не получается - помогаем. Нужно зажать ложку в его ладошке своей рукой, зачерпнуть кашку из тарелки и донести до рта.
  4. Помогайте, пока чадо не сможет держать прибор самостоятельно.
  5. Не страшно, если ребенок поначалу будет просто месить кашу в тарелке ложкой и размазывать ее по лицу, столу и пр. Дайте чаду свободу - пусть привыкнет. Можно поставить тарелку с присоской, если ребенок постоянно ее переворачивает.
  6. Пока ребенок учится кушать сам, помогайте ему другой ложкой. То есть, одна ложка - ему, одна - вам.
  7. Вкладывайте ложку в руку малыша правильно. Неправильно держать ее в кулаке - учите кроху держать ложку пальцами, чтобы было удобно нести ко рту.

Тем же принципом пользуемся, приучая чадо к чашке-непроливайке, вилке и пр . Начинаем с маленькой порции, только при заинтересованности малыша и без истерик по поводу испачканных диванов, одежды и ковров.

Как заинтересовать малыша - нужные покупки для стимулирования самостоятельности

  • Тарелка. Ее выбираем из безопасного, пищевого термостойкого пластика. Желательно, тех компаний, которым можно доверять. Цветовая палитра должна быть яркой, что кроха с удовольствием откапывал под кашей любимых мульт-героев. Рекомендуем выбирать тарелку с наклонным дном - для удобного зачерпывания пищи, достаточной глубины и с присоской для стола.
  • Чашка-непроливайка. Ее также выбираем исключительно из безопасных материалов. Лучше брать чашку с 2-мя ручками, чтобы крохе было удобно ее держать. Носик должен быть силиконовым или из мягкого пластика (без заусенцев!), чтобы не поранить десны. Хорошо, если у чашки будет резиновая подставка для устойчивости.
  • Ложка. Она должна быть из безопасного пластика, анатомической формы, с округлой и нескользящей ручкой.
  • Вилка. Также из безопасного пластика, изогнутой формы, с закругленными зубьями.
  • Не забываем про удобный стульчик. Не отдельно стоящий и с собственным столом, а такой, чтобы кроха сидел за общим столом со всей семьей.
  • Также следует купить непромокаемые нагрудники - желательно, яркие, с мультперсонажами, чтобы ребенок не сопротивлялся при надевании (увы, многие детишки, воспринимающие кормление, как экзекуцию, нагрудники срывают сразу после надевания). Лучше, если слюнявчики будут из мягкого и гибкого пластика с немного загнутым вверх нижним краем.

Что необходимо для кормления ребенка до года - список всех нужных принадлежностей для кормления малыша

Ребенок отказывается есть самостоятельно – что делать?

Если ваше чадо упрямо отказывается брать ложку, не паникуйте и не настаивайте - всему свое время. Ваше упорство приведет лишь к формированию у чада негативного отношения к процессу приема пищи.

  • Оставьте малыша в покое и продолжите попытки через несколько дней .
  • Если есть возможность, зовите на помощь братьев/сестер или друзей малыша (соседских детишек).
  • Организованный детский праздник может помочь вам в отработке навыков.

Конечно, расслабляться не нужно: данный навык крайне важен, и откладывать обучение надолго не стоит.

Приучаем ребенка от года кушать аккуратно – основные правила аккуратности и безопасности за столом

Понятно, что ждать от ребенка изысканности и аристократизма во время обучения не стоит.

Но если вы хотите научить его кушать аккуратно, то правила безопасности и культуры питания должны действовать с самого начала и постоянно.

  • Личный пример - самое важное. Учите дитя на своем примере - как держать ложку, как кушать, как пользоваться салфеткой и пр.
  • Мойте руки перед едой. Это должно войти в привычку.
  • Не кушайте в комнате - только в кухне (столовой) за общим столом и строго в определенное время. Режим питания крайне важен для здоровья малыша, его аппетита и спокойствия его нервной системы.
  • Никаких ТВ-передач во время обеда. Мультики подождут! Активные игры - тоже. Во время обеда недопустимо отвлекаться, баловаться, хохотать, безобразничать.
  • Полезные ритуалы. Приучайте малыша к ним с самого начала: сначала помытые душистым мылом ручки, потом мама сажает кроху на стульчик, надевает слюнявчик, расставляет на столе посуду, раскладывает салфетки, ставит тарелку с кашей. И, конечно, все эти действия мама сопровождает комментариями, песнями и ласковыми пояснениями.
  • Обязательно украшаем стол. С пеленок приучаем чадо к тому, что кушать нужно не только вкусно, но и красиво. Сервировка и украшение блюд - один из секретов повышения аппетита и настроения. Красивая скатерть, салфеточки в салфетнице, хлеб в корзинке, красиво поданное блюдо.
  • Хорошее настроение. Негоже садиться за стол злыми, рассерженными, капризными. Обед должен проходить в кругу семьи, как добрая традиция.
  • Не поднимаем еду, которая упала. Что упало - то собаке. Или коту. Но никак не обратно в тарелку.
  • По мере взросления и привыкания к самостоятельности расширяйте набор тех приборов и посуды , что вы используете. Если в 10-12 месяцев достаточно тарелки и чашки-непроливайки, то к 2-м годам у малыша должна быть уже и вилка, тарелка под десерт, суп и под второе, обычная чашка (не поилка), чайная и суповая ложка, и пр.
  • Аккуратность. Учите кроху сидеть за чистым столом, аккуратно кушать, пользоваться салфеткой, не баловаться с едой, не качаться на стуле, сидеть ровно и убирать локти со стола, не лазать ложкой в чужую тарелку.

Как не стоит учить ребенка есть – основные табу для родителей

Приступая к урокам по самостоятельности, родители подчас совершают немало ошибок.

Избегайте их, и процесс пойдет более гладко, легко и быстро!

  • Не спешите. Не торопите чадо - «ешь быстрее», «мне еще посуду мыть» и прочими фразами. Во-первых, есть быстро - вредно, а во-вторых, процесс приема пищи - это еще общение с мамой.
  • Не сбивайтесь с курса. Если начали приучать к ложке/чашке - так и продолжайте. Не позволяйте себе сбиться с курса из-за нехватки времени, лени и пр. Это касается всех членов семьи.
  • Не заставляйте чадо брать ложку , если он не хочет ее брать, не хочет есть, болен.
  • Не ругайтесь, если кроха чересчур перепачкался , измазал кашей все вокруг, включая собаку, а новая футболочка заляпана так, что стирке не поддается. Это временно, это придется пережить. Стелите клеенку, уберите ковер с пола, надевайте на кроху одежду, которую не жалко испачкать соками и супом. Но ни в коем случае не показывайте малышу своего раздражения - он может испугаться, и процесс обучения застопорится.
  • Не включайте телевизор во время обеда. Мультики и передачи отвлекают от того процесса, на котором ребенок должен полностью сосредоточиться.
  • Не накладывайте малышу порцию, которая его испугает своим объемом. Кладите по чуть-чуть. Лучше положить добавку, когда ребенок попросит.
  • Не потакайте капризам. Конечно, начинать лучше с пищи, которую кроха любит, но впоследствии не поддавайтесь на «шантаж». Если малыш, который уже научился работать ложкой, отказывается от каши и требует «десерт» в обмен на то, что он будет есть сам, просто убирайте тарелку - он не голоден.
  • Не заставляйте кроху съедать все полностью. Несмотря на установленные возрастные «нормы», каждый ребенок сам знает, когда он наелся. Переедание ни к чему хорошему не ведет.
  • Не меняйте правил питания. Как вы питаетесь дома, так и питайтесь и в гостях, поездке, у бабушки и пр. Если в гостях разрешают кушать, когда придется, и что придется, то почему дома должно быть по-другому? Если дома «локти на столе» и вытертый о скатерть рот - норма, то почему в гостях нельзя также? Будьте постоянны в своих требованиях.

Ну, и главное - не паникуйте, если процесс затягивается. Рано или поздно малыш все равно освоит этот сложный столовый прибор.

По-другому и быть не может.

Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье!


Взрослея, малыш проходит через важные этапы развития. Сначала он держит бутылочку своими руками, но вскоре уже наступает время учить карапуза есть самостоятельно без помощи взрослых. Для мамы это сложный и ответственный процесс, поэтому ей пригодятся полезные советы и уроки по самостоятельному приему пищи.

Как понять, что ребенок готов есть самостоятельно?

Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, в каком возрасте малышу пора давать ложку. Это зависит от уровня развития и от любознательности самого ребенка. Одни дети хватают ложку уже в полугодовалом возрасте, хотя еще толком не могут ее удержать, другие - отказываются от столовых приборов до 2-х лет. Есть и такие малыши, которые начинают кушать самостоятельно лишь в 3-4 года.

Однако затягивать с обучением не нужно. Чем раньше ребенок начнет есть без помощи взрослых, тем проще будет маме. К тому же, эти .

Специалисты советуют учить ребенка держать ложку с возраста 9-10 месяцев. В таком случае к 1,5 годам он сможет уверенно орудовать столовыми приборами.

Понаблюдайте за малышом, убедитесь, что ребенок «созрел» для ложки и чашки. Только, если он готов, можно начинать обучение. Если он уже интересуется едой, берет кусочки пищи и тянет их в рот, пытается выхватить ложку из маминых рук - он созрел для того, чтобы кушать самостоятельно. Конечно, мама накормит быстрее, да и поначалу малыш будет разбрасывать еду по всей кухне. Однако этот этап все равно придется пройти всем родителям. Поэтому лучше не упускать момент.

Инструкция для родителей, которые хотят научить ребенка есть ложкой

Когда малыш начинает тянуться за ложкой, он уже готов попробовать кушать самостоятельно. Если вы все сделаете правильно, уже через несколько месяцев ребенок научится пользоваться столовыми приборами. Как бы вам не было дорого ваше время, как бы ни хотелось сохранить кухню в чистоте - не упускайте момент! Если кроха требует ложку - дайте ему ложку. И далее - действуйте по инструкции.

  • Запаситесь терпением. Ручки у годовалого малыша еще не окрепли. Поначалу ему будет очень сложно удержать ложку, и он будет промахиваться ей мимо рта. На обучение потребуется от 1 до 6 месяцев;
  • Тренируйтесь в разных местах. Отличный способ научить ребенка чему-то - превратить процесс в развивающую игру. Предлагайте карапузу кормить пластмассовых зайчиков песком с помощью лопатки, когда он играет на детской площадке. Так у него улучшится координация движений, что пригодится потом на настоящей кухне;
  • Не оставляйте малыша наедине с полной тарелкой - он может подавиться или раскапризничаться из-за того, что у него не получается поесть. Кроме того, поначалу у ребенка все равно получится поднести ко рту не больше 3-4 ложек. Потом он устанет, и вам придется ему помогать;
  • Выбирайте подходящую еду. Пища по консистенции должна быть такой, чтобы ребенок смог ее зачерпывать ложкой и подносить ко рту. Суп малыш прольет, а кусочки еды возьмет руками. Поэтому остановите свой выбор на густой каше, пюре или творожке. Не ставьте перед ребенком сразу полную тарелку, а лучше подкладывайте в нее пищу по чуть-чуть;
  • Не забывайте о вилке. Чередуйте столовые приборы, чтобы у малыша быстрее развивалась мелкая моторика рук. За завтраком ребенок пробовал подцепить кашу ложкой? На обед предложите ему съесть рыбные тефтельки с помощью безопасной вилки;
  • Подключайте всех домочадцев к обучению. Если вы будете учить карапуза пользоваться столовыми приборами, а бабушка продолжит кормить его с ложечки, процесс затянется. Кроха не поймет, зачем ему стараться что-то делать самому, если для этого есть взрослые. Объясните всем членам семьи ваши принципы обучения и попросите, чтобы они тоже их придерживались;
  • Соблюдайте расписание. Кормите ребенка строго в одно и то же время каждый день, постоянно закрепляя полученные навыки. Так вы сможете выработать у малыша привычку. Кроме того, прием пищи по расписанию улучшает пищеварение;
  • Избегайте принуждения. В процессе обучения ребенок иногда будет капризничать и отказываться есть самостоятельно. Если это произошло, покормите его сами, а обучение отложите до следующего приема пищи. Когда ребенок не в духе, научить его чему-то все равно не получится;
  • Обедайте всей семьей. Малышу будет проще освоить ложку, если он будет видеть, как ей орудуют другие люди. Он невольно начнет им подражать. По этой же причине в детских садах малыши быстрее учатся самостоятельно кушать, и ходить на горшок;
  • Придумывайте игры , чтобы подогреть интерес карапуза к обучению. Можно купить ему тарелку с забавной картинкой на дне и предложить съесть кашу, чтобы увидеть сюрприз;
  • Начинайте обучение с любимой еды ребенка и только на голодный желудок. Малыш не захочет прикладывать усилия, чтобы съесть что-то невкусное, тем более при отсутствии аппетита;
  • Хвалите ребенка даже за незначительные успехи. Чтобы снова порадовать маму, он будет стараться изо всех сил;
  • Поддерживайте на кухне уют. Купите цветную , постелите на стол красивую скатерть, украсьте блюдо. Такие мелочи повышают настроение и улучшают аппетит.

Алгоритм действий

Чтобы родителям было проще учить ребенка самостоятельному кормлению, специалисты разработали подробную инструкцию:

  1. Постелите на стол клеенку, а ребенку наденьте слюнявчик.
  2. Зачерпните ложку каши из детской тарелки и съешьте, причмокивая от удовольствия и изображая восторг.
  3. Отдайте ложку карапузу. Пока он не может ее удержать, зажимайте его ладошку своей рукой, помогайте зачерпывать еду и подносить ко рту. Помогайте, пока ребенок не сможет держать прибор самостоятельно.
  4. Когда ручки малыша окрепнут, научите его, как правильно держать ложку - не в кулаке, а пальцами.
  5. Давая ребенку ложку, сами берите другую. Пока ребенок учится кушать сам, помогайте ему другой ложкой. То есть, одна ложка - ему, одна - вам.



Первое время кроха будет просто играть с ложкой - помешивать кашу в тарелке, размазывать ее по лицу и столу. Дайте ему время, чтобы привыкнуть к столовым приборам. Если вы устали от того, что ребенок постоянно переворачивает посуду, поставьте на стол тарелку с присоской.

Таким же образом можно научить карапуза пользоваться вилкой и чашкой-непроливайкой (). Начинайте с маленьких порций, убедившись в заинтересованности ребенка, и никогда не показывайте своего негодования по поводу испачканной одежды и мебели.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Столовые приборы в помощь малышу


Для ребенка нужно подобрать специальную посуду и столовые приборы. Главные требования - безопасность и яркий дизайн, который будет стимулировать интерес карапуза к обучению. Для сервировки стола родителям потребуются:

  • Тарелка из пищевого термостойкого пластика. Она должна быть яркой, желательно с изображением персонажей любимых мультиков вашего чада. Чтобы их увидеть, карапуз быстро съест всю кашу. Хорошо, если у тарелки будет присоска для крепления к столешнице и наклонное дно - из него удобно зачерпывать еду;
  • Чашка-непроливайка из нетоксичных материалов. Рекомендуется выбирать модель с двумя ручками - такую карапузу удобнее держать. Проследите, чтобы у чашки был силиконовый или мягкий пластиковый носик без заусенцев, иначе малыш рискует поцарапать десны. Дополнительным преимуществом будет наличие резиновой подставки, которая придает посуде устойчивость;
  • Ложка анатомической формы, выполненная из безопасного пластика. Чтобы она не выпадала из детской ладошки, у нее должна быть округлая нескользящая ручка;
  • Вилка изогнутой формы, изготовленная из нетоксичного пластика. Выбирайте изделие с закругленными зубцами, чтобы ребенок не поранился;
  • Удобный детский стульчик. Тот, который идет в комплекте со столиком, не подойдет. Ребенок должен сидеть за одним столом с взрослыми, чтобы наблюдать, как они едят, и подражать им;
  • Непромокаемый слюнявчик. Многие дети сопротивляются кормлению и срывают с себя нагрудники. Поэтому лучше подобрать цветной слюнявчик с героями мультфильмов. Хорошо, если он будет изготовлен из мягкого и гибкого пластика, а нижний край изделия будет слегка загнут вверх - так вся пища останется в нагруднике и не запачкает одежду.

Что делать, если ребенок отказывается есть сам?

Дети бывают разные. Многие тянутся к ложке, воспринимая ее как очередную игрушку. Есть и такие, которые наотрез отказываются брать в руки столовые приборы. В любом случае нельзя принуждать малыша есть самому. Родительское давление приведет к тому, что у малыша сформируется негативное отношение к приему пищи.


Если ребенку уже исполнился год, а он все еще отказывается взять ложку, попробуйте пойти на хитрость:

  1. Покормите ребенка сами, дайте ребенку расслабиться, а через пару дней повторите попытку.
  2. Попросите братьев или сестер малыша показать ему, как они ловко орудуют ложками.
  3. Организуйте детский праздник - в компании друзей ребенок сможет отработать навыки.

Хотя принуждение недопустимо, надолго откладывать обучение самостоятельному кормлению тоже не стоит. Этот навык важен для общего развития ребенка и для его социальной адаптации.

Правила аккуратности и безопасности за столом

Маленький ребенок не сможет вести себя за столом, как аристократ. Однако родителям под силу приучить его есть аккуратно и соблюдать правила гигиены. Просто выполняйте следующие условия:

  • Учите ребенка на личном примере , как держать ложку и вилку, как есть, пить из чашки, вытираться салфеткой;
  • Мойте руки перед едой - себе и малышу. Это должно стать его привычкой;
  • Соблюдайте режим питания. Ешьте только на кухне и в определенное время. Это важно для аппетита и крепкой нервной системы ребенка;
  • Ешьте в спокойной обстановке. Не позволяйте малышу смотреть мультики, баловаться и отвлекаться за обедом;
  • Повторяйте ритуалы: мама моет ребенку руки, сажает его на стул, повязывает слюнявчик, ставит на стол тарелку с едой. Все действия важно пояснять, чтобы малыш понял их смысл ();
  • Украшайте стол и блюда - это стимулирует аппетит. Стелите на стол свежую скатерть, ставьте салфетницу, красиво выкладывайте блюда на тарелки;
  • Собирайтесь за одним столом всей семьей. Сделайте обеды и ужины в кругу близких людей вашей семейной традицией. Садитесь за стол в хорошем настроении, во время еды не спешите и тщательно прожевывайте все кусочки. Так вы сможете насладиться вкусом блюд и окажете помощь своему пищеварению;
  • Не поднимайте еду, которая упала на пол. Приучите малыша к тому, что нельзя поднимать пищу с пола. То, что упало, может отправиться в миску собаки или кошки, но только не в тарелку человека;
  • Постепенно давайте ребенку новые приборы и посуду. Когда крохе всего 1 год, ему хватает тарелки и чашки-непроливайки. Однако к 2-м годам ему уже требуется своя вилка, чайная и столовая ложки, кружка, как у взрослых;
  • Соблюдайте порядок и правила этикета. Приучайте малыша быть аккуратным за столом, вытираться салфетками, когда он испачкается. Делайте замечания ребенку, если он качается на стуле, балуется с едой, кладет локти на стол или берет что-то из чужой тарелки. Пусть вся семья соблюдает правила хорошего тона - и для вашего сына или дочки они станут естественными.

Ошибки родителей, или как не надо учить ребенка есть ложкой

Учить малыша кушать самостоятельно сложно, и вначале многие родители допускают ошибки. Используйте опыт других мам и пап - и вы существенно ускорите и облегчите воспитательный процесс.


  1. Не торопите ребенка, когда он ест. Фразы наподобие «жуй быстрее, мне нужно мыть посуду» должны пропасть из вашего лексикона. Еду важно тщательно разжевывать, чтобы она хорошо переварилась, а для этого требуется время. Кроме того, сам прием пищи - это прекрасная возможность маме пообщаться с малышом, подарить ему свою заботу.
  2. Не прерывайте обучение. Если вы начали учить свое чадо пользовать ложкой, продолжайте гнуть свою линию. Не поддавайтесь лени, не ищите отговорки. Объясните всем членам семьи, что отныне малыш будет кушать без их помощи.
  3. Не заставляйте ребенка брать ложку. Если он сыт, болен или просто капризничает, оставьте малыша в покое. Урок по самостоятельности всегда можно перенести.
  4. Не ругайте малыша за то, что он испачкался едой, даже если он баловался. Это временные трудности, ведь скоро кроха научится есть, как взрослые. Ваша агрессия напугает ребенка, и у него пропадет вся мотивация на обучение.
  5. Не позволяйте включать телевизор во время еды. Мультфильмы и любые передачи отвлекают малыша, а ведь ему нужна концентрация, чтобы научиться пользоваться ложкой.
  6. Не накладывайте в тарелку огромную порцию. Лучше дайте ребенку меньше каши, а потом положите добавку, если он попросит.
  7. Не поддавайтесь на детский шантаж. Малыши пытаются управлять своими родителями с помощью капризов. Так, ребенок, который уже прекрасно орудует ложкой и вилкой, может заявить, что будет есть сам только котлету, но не суп. Это значит, что малыш не голоден, поэтому смело убирайте тарелку.
  8. Не заставляйте ребенка съедать всю порцию. Он ест столько, сколько нужно его организму для нормальной работы. Если ваш малыш отодвинул тарелку - значит, он сыт, пусть там и осталась треть порции.
  9. Не используйте двойные стандарты. Если в поездке вы разрешаете ребенку сладкое на обед вместо супа, то дома должно быть точно так же. Если на своей кухне вы закрываете глаза на то, что малыш вытирает испачканное лицо о скатерть, не делайте ему замечаний и в гостях.

Главный совет для родителей, чьи дети начали осваивать ложку, — не паниковать, если обучение затягивается. Со временем малыш обязательно научится кушать самостоятельно.

Не забывайте: сноровка приходит с опытом. Лучше всего подбирать такие виды еды, которые лучше пристают к ложке. Помните: начинать учиться кушать при помощи вилки и ложки и пачкать при этом все вокруг – это нормально!

Видео: как научить ребенка есть самому

  1. I ЭТАП. С 6 месяцев всегда надо давать ребенку ложку. Ребенок должен обязательно потрогать еду рукой, не запрещайте ему это.
  2. II этап. С 7-8 месяцев ребенок будет пробовать опускать ложку в тарелку и тянуть в рот. Обмокните ложку в еду и, на первых порах, помогите ему попробовать его рукой донести ложку ему в ротик.
  3. III этап. Начинайте сами есть при ребенке, чтобы он копировала ваше поведение. Пусть малыш наблюдает за Вами, смотрит как вы жуете и отправляете ложку в рот. Покажите свою пустую тарелку, и потом начинайте кормить ребенка. Очень быстро ребенок начинает, наблюдая за мамой есть сам.

Эксперт Разухина Елена Владимировна, педагог-психолог Образовательного Центра «Аристотель» (aristotel-arbat.ru)

Правило №1: Начинаем раньше

Не бойтесь просить малыша о помощи, давать больше ответственных поручений. Уже в 2−3 года у детей просыпается желание помочь родителям убрать вещи, помыть посуду, пропылесосить в комнате. Конечно, малыш пока управляется с заданием неуклюже, может разлить воду, что-то уронить. Главное в этот момент не допустить самую распространенную ошибку: «Ой, давай-ка я лучше сама! Ты только испачкаешь все!» И вот ребенок уже запоминает, что мама может все сделать сама, и в его помощи она не нуждается. Так мы придем к обратному результату: ребенок не только не будет предлагать свою помощь, но и беспорядок станет для него обыденным делом. Не бойтесь, что сын или дочка испачкаются, или что-то сломают или разольют, или наведение порядка затянется на несколько часов. Постепенно дети обязательно научатся самостоятельно и качественно наводить порядок. Ведь ходить они тоже научились не сразу, а постепенно, тренируясь каждый день.

Правило №2: Будьте терпеливы

Когда радостный малыш за завтраком раскидывает кашу во все стороны, одну ложку — в рот, две — игрушке, три — на стол — стоит ли его ругать? А зачем? Это вызовет только очередной приступ истерики, настроение будет испорчено, ребенок останется голодным.

Пусть ребенок измажется, уронит несколько ложек, накормит кукол и маму, даже пару раз перевернет тарелку на себя. Спокойствие, главное — спокойствие! Ведь даже эту ситуацию можно использовать во благо. Попросите дочку научить куклу Машу правильно держать ложку, рассказать мишке, как нельзя вести себя за столом. Дочка хочет вас покормить? Прекрасно. Поблагодарите ее, она делится с мамой, заботится о ней. Возьмите вторую тарелку: «И я с тобой поделюсь», — и ребенок доволен, и цель достигнута. Чем чаще мы создаем ребенку условия для развития самостоятельности, тем быстрее он всему учится.

Правило №3: Всему свое место

Медведь «спит» под кроватью, лягушка «прячется» под пледом, карандаши рассыпаны, а куклы вообще дефиле по всей комнате устроили. Как уж тут поддерживать порядок… Когда наш ребенок еще маленький, у него и без этого куча дел, и уж они-то точно никак не связаны с возвращением своих «друзей» на места, а малыш искренне не может понять, почему мама и папа так расстраиваются и ругаются.

В данной ситуации родителям придется все взять в свои руки и решить проблему. Например, можно купить или сделать красивый ящик — дом для игрушек, куда куклы, мишки, мячики, будут возвращаться отдыхать после игр. Обыграйте ситуацию: устройте «чаепитие» для друзей-игрушек и обсудите, в какое время им нужно быть уже на своих местах. «Игрушки устали, очень хотят отдыхать, поможем им попасть домой». Ребенок с удовольствием будет помогать своим друзьям.

Правило №4: «Яблочко от яблоньки»

Папа, вернувшись с работы, кидает носки на пол, а мама с утра не мыла посуду. Вот папа споткнулся о машинку, оставленную с вечера посередине комнаты: «Ну, сколько можно повторять! Почему ты не убираешь игрушки на место?!»

Прежде чем требовать что-то от малыша, нужно начать с себя. Правильно ли мы себя ведем? Наши дети с гордостью повторяют не только наши слова, но и наше поведение. Мы не сможем доказать своему чаду пользу аккуратности, если сами оставляем незастеленную постель или посуду на столе после обеда. Вы — пример для подражания, так что забудьте фразу «Некогда, потом уберу», иначе ребенок быстро возьмет ее на вооружение.

Правило №5: Чаще хвалим

Ребенок убрал все игрушки, помог маме подмести пол, а папе — разобрать бумаги. Он гордый ходит по комнате в ожидании похвалы, а вместо этого получает очередные задания. Не очень хорошо, правда? Наш маленький работник старается, помогает, гордится собой, именно этого он ждет и от нас. Обязательно говорите слова благодарности ребенку, поощряйте его за маленькие достижения. Ему важно чувствовать, что нам его поведение очень нравится, что папа и мама гордятся им, хвалят его. Тогда обязательно завтра он будет стараться еще больше.

В свои художества до тех пор, пока вы ему интересны. Вы можете помочь малышу кушать, но старайтесь, чтобы он больше проявлял самостоятельности. Если вы будете его кормить и уговаривать, у него появиться время покрутиться. А вот если он будет пытаться кушать сам, то времени на развлечения за столом практически не останется. Ваша задача - просто слегка помогать ему управляться с приборами.

Как только ребенок начал крутиться за столом и перестал проявлять интерес к еде, удаляйте его из-за стола. Пока взрослые продолжают принимать пищу, поместите ребенка в манеж и положите туда несколько игрушек. Если ребенок все-таки сильно испачкался, не ругайте. Иначе малыш может испугаться, и кормление за общим столом будет вызывать у него стойкие негативные эмоции.

Для того чтобы малыш не переворачивал тарелки, приобретите специальную посуду на присосках. Даже если ребенок начнет безобразничать за столом и попытается скинуть на пол всю посуду, вряд ли ему удастся сделать это так же легко. А кроме того, постоянно следите за малышом. И если ему удастся оторвать тарелку, вы успеете перехватить ее.

Детские нагрудники не закрывают ребенка во время питания целиком. Для того чтобы он меньше пачкался, используйте старые полотенца, в которых прорежьте отверстие для головы. Закутывайте в него вашего ребенка, оставляя свободными руки.

Не сочетайте кормление с развлечениями. Не включайте телевизор, не пойте песенок, в то время как ваш ребенок воюет с ложкой - во-первых, так вы отвлекаете его от процесса еды, а во-вторых, вырабатываете не очень хорошую привычку. Тем более что развеселившись, малыш начнет махать ложкой еще активнее.

Аккуратность является одним из основных качеств воспитанного человека. Сензетивным периодом для воспитания аккуратности является дошкольный возраст, когда закладываются основные черты характера ребенка. Основным приемом воспитания аккуратности является личный пример родителей.

Инструкция

Начните прививать аккуратность тогда, когда он сможет складывать свои игрушки. Объясните ребенку, что у каждой вещи в доме имеется свое место. Начните с личных вещей ребенка. Так он быстрее поймет необходимость того, что их нужно прибирать.

В процессе аккуратности примените игровой прием. Для этого используйте любимую куклу ребенка или . Пусть она « » на своем примере, как она «справляется» с уборкой. Кукла воспринимается как сверстник и друг, поэтому эффект от такого показа будет положительный. Как вариант, попросите ребенка показать кукле или игрушке, как нужно прибирать свои вещи. Чувство ответственности, проявленное ребенком при этом, также будет способствовать воспитанию аккуратности.

Обязательно мотивируйте ребенка на поступки. Говорите ему, что вы уверены в нем, его способности к проявлению аккуратности. Увидев, что ребенок сложил свои вещи, прибрал за собой игрушки, непременно похвалите его. Своевременная похвала придаст ребенку уверенность в своих силах, побудит его совершить хороший поступок еще раз. В качестве мотивации используйте просьбу помочь кому-либо из членов семьи.

Определите для ребенка перечень ежедневных обязанностей, соразмерных с его силами. Регулярное выполнение несложных поручений по дому приучит ребенка к необходимости аккуратного выполнения дел. Кроме того, обязательно контролируйте процесс. Со временем ребенок привыкнет к тому, как нужно выполнять поручения и контроль заменится самоконтролем.

Выработайте единые требования к ребенку. Недопустимо, чтобы в семье существовали ярко выраженные разногласия по поводу воспитания ребенка. При этом требования не должны быть периодическими, иначе они будут расцениваться ребенком как необязательными.

Примените личный пример в проявлении аккуратности. В таком случае ребенок будет воспринимать это как норму и постепенно сам станет аккуратным.

Связанная статья

Если ребенок постоянно разбрасывает игрушки и одежду, неаккуратно носит вещи, не желает мыться и не убирает за собой посуду после еды, возникает вопрос, как же научить его аккуратности? Ведь дети часто не понимают, что нормами общества принято быть чистоплотным и вести себя прилично.

Инструкция

Покажите на собственном примере, что аккуратным быть необходимо. Но если в квартире бардак, на гора немытой посуды, а мама и папа ходят по дому в неряшливом виде, то хоть рассказывай ребенку о чистоте и порядке, хоть нет, он все равно будет копировать привычки и поведение родителей. Поэтому, в первую очередь, изменитесь сами, а потом уже приучайте к аккуратности и чистоплотности.

Каждый день убирайте и мойте за собой посуду, кладите вещи на место, правильно ведите себя во время еды. Тогда ребенок, глядя на вас, обязательно станет повторять все ваши действия. А это значит, что проблема раскиданных игрушек, сора, и валяющейся повсюду одежды будет решена, да и поведение малыша за столом станет примерным.

Превратите нудное занятие, как игрушек, в увлекательную и веселую игру. Тогда ребенок будет с удовольствием наводить порядок. Заведите несколько цветных ящиков. Позвольте малышу самостоятельно «расселить» определенные игрушки в свой «домик». Например, куклы могут «жить» в синем ящике, машинки и другая техника - в зеленом, мягкие игрушки - в желтом, конструктор - в красном и так далее. Затем включите музыку и устройте соревнование, кто первый уберет игрушки - ребенок или же мама (папа). Если двое и больше, устройте соревнование между ними. Не забудьте похвалить победителя.

Подойдите к процессу творчески. Убирая игрушки, научите кроху считать. Сначала до пяти, затем до десяти и т.д. Вспомните или разучите названия геометрических фигур, собирая кубики, мячи, да и любые другие игрушки. Ведь все они, так или иначе, состоят из кругов, квадратов, ромбов, овалов и прямоугольников.

Имейте ввиду, ребенок часто не наводит порядок только лишь потому, что не знает, с чего же начать уборку. Помогите ему советом, а иногда даже действием. Например, предложите крохе сначала сложить мягкие игрушки, затем кукол и их принадлежности, далее приступить к книгам и журналам. А в конце пусть выбросит в помойное ведро фантики, огрызки, косточки и прочий мусор. Будьте уверены, он качественно и быстро все уберет. Не забудьте поощрить малыша.

Помните, потребуется немало сил, терпения и времени, прежде чем вы добьетесь от ребенка желания убрать. Именно поэтому вопрос о том, как научить аккуратности, необходимо ставить, когда ему исполнилось три года, а не когда он стал взрослым и самостоятельным человеком.

Приучать ребенка к аккуратности можно начинать с раннего возраста, хотя всерьез требовать этого от малыша младше 1,5 лет не стоит. Ведь у таких детей координация движений развита еще не очень хорошо, чтобы сделать что-то аккуратно. Да и понять, где порядок, а где нет, пока сложно.

Двух-трехлетние дети обычно начинают испытывать родителей, чтобы выяснить, как сильно они могут нарушать запреты. Часто они осознанно устраивают беспорядок. В таком случае не стоит вступать с ребенком в пререкания, это скорее всего его только подзадорит. Лучше просто показать, что мама огорчена таким поведением своего малыша.


Иногда нужно разрешать ребенку перепачкаться , в песке, в краске, это любят почти все дети. Но при этом объяснить, что если идешь, например, в гости или в детский сад, нужно быть чистым и опрятным.


Дети старше трех лет уже способны после творческого занятия убрать на место краски, ножницы, пластилин, выбросить обрезки бумаги. Только не стоит отвлекать ребенка во время занятия, а оговорить заранее, что его творчество обязательно должно завершиться наведением порядка.


Однако нельзя слишком зацикливаться на порядке и чистоте. Так можно убить всякое стремление ребенка к творчеству, его инициативу. При стремлении к идеалу во всем есть риск вырастить аккуратиста, одержимого чистотой. Таким людям тяжело находиться в обществе, ведь любой беспорядок их раздражает. Итак, нужно помнить о золотой середине.


Аккуратность закладывается, прежде всего, обстановкой в семье. Дети, подражая взрослым, тоже начинают стремиться к порядку и чистоте. Они учатся чистить зубы, умываться, мыть руки, застилать свою постель, убирать на место свои игрушки, одежду, обувь. Задача взрослых - привить детям нетерпимость к грязи, неаккуратности и неопрятности.