Как понять что ребенок перегружен занятиями. Как выбрать оптимальный режим занятий и «кружков» для ребенка, чтобы, с одной стороны, он был увлечен чем-либо, а с другой, не перегружен? Школа, спорт, рисование, математика – когда в семье один ребенок и три

В стремлении вырастить из своего ребенка многосторонне развитую личность родители иногда перегибают палку. Занятия в музыкальной школе и спортивной секции, хор, рисование, курсы иностранного языка, кружки юного натуралиста и т.д., не говоря уже о запредельной нагрузке в школе. Между тем, врачи и психологи предупреждают, что чрезмерная занятость может оказать вред здоровью детей.

Летние каникулы закончились, и 1 сентября за школьные парты сели 13,3 миллиона учеников по всей России. Еще в прошлом году глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко потребовал уменьшить нагрузки российских школьников. В младших классах ученики занимаются до 10–12 часов в день, включая выполнение домашнего задания, в старших - до 16 часов и выше.

Учебную перегрузку российских школьников в большинстве учебных заведений выявил в прошлом году мониторинг, проводимый Институтом возрастной физиологии Российской академии образования (РАО). Устранение этой проблемы включено в перечень приоритетов развития системы образования еще в конце 2004 года, однако ситуация с тех пор осталась прежней.

Сейчас нет никаких санитарных норм по количеству учебных часов для учащихся. Между тем, именно чрезмерная нагрузка в сочетании с малой подвижностью являются главными неблагоприятными факторами школьной среды, отмечают в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук (РАМН).

Учащиеся хронически недосыпают, больше половины подвержены невротизму.

Психологи также предупреждают, что школьные перегрузки могут оказать серьезное влияние на психическое здоровье ученика. Ведь постоянный стресс приводит к ам и невротическим реакциям, что аукнется и во взрослой жизни.

На этом фоне вполне логичным будет задуматься, а так ли уж нужны и без того утомленным школьникам все эти внешкольные занятия?

Конечно, дополнительное образование во внеурочное время обогащает пору детства. Ребенок может реализовать себя, и понять свои предпочтения,

поэтому у него в зрелом возрасте будет гораздо больше возможностей добиться профессионального самоопределения и достичь более высоких результатов.

Кроме того, в кружке или секции дети и подростки общаются со сверстниками, что необходимо для социальной адаптации. Ребенок учится выходить из сложных ситуаций самостоятельно.

Собственно, психологи как раз считают, что в условиях чрезмерной учебной нагрузки детям нужна какая-то отдушина - музыка или спорт. Но здесь необходимо знать меру.

Психологи советуют,

что помимо школы, ребенка надо нагружать не более чем 2-3 видами деятельности. Иначе из-за чрезмерной нагрузки и постоянной занятости опять-таки может развиться

Осень – время для учебы и новых знаний. Помимо школы и детского сада, современные родители особенно внимательно относятся к выбору кружков и секций для ребенка. Все помнят о том, что детей надо развивать и не опоздать с раскрытием талантов. Но в реальности на все получается из того, что задумывают мамы. Дополнительных занятий много, а вот ребенок один. Как бы нам не хотелось дать ему все и сразу, это может плохо закончиться.

Психолог и мама одиннадцати детей Екатерина Бурмистрова говорит о том, что маленькие дети не всегда могут чувствовать свой уровень усталости. К тому же не всем семьям хватает ресурсов на то, чтобы развивать ребенка и ходить на все модные кружки. Поэтому надо учитывать все факторы прежде, чем записывать детей на дополнительные занятия. Часто чрезмерная активность оказывается непосильной для ребенка и пагубно сказывается на его любознательности.

Школа, спорт, рисование, математика – когда в семье один ребенок и три комплекта бабушек

Существует четыре фактора, которые нужно учитывать родителям при составлении плана дополнительных занятий:

  • возраст ребенка;
  • потенциал ребенка, количество сил,
  • его психофизический тип, устойчивость, способности;
  • ресурсы родителей.

Это ресурсы эмоциональные, физические, материальные, организационные. Еще один фактор – это сколько ресурсов у семьи в целом, не только у родителей.

То есть, думая о дополнительных занятиях, надо смотреть на то, каково это будет ребенку и, прежде всего, каково это будет семье.

Здесь есть два типа потенциальных рисков.

Первый – это когда ресурсов у семьи слишком много, больше, чем ребенку нужно.

Возьмем максимально неправильное сочетание факторов – ребенок маленький, сам еще не очень хочет и может, а ресурсов у семьи много, поскольку он один в семье с тремя комплектами бабушек. И при таком количестве взрослых на одного нересурсного ребенка его можно очень сильно перегрузить, и это окажется для него крайне неполезным. Потому что не возможности, не интересы и способности ребенка оказываются в центре внимания, а амбиции взрослых.

Может быть противоположная ситуация.

Чаще у многодетных или малообеспеченных родителей случается, что наоборот, ребенок способный, с высокой обучаемостью, но у семьи нет никаких ресурсов. Нет сил, нет денег, нет здоровья, все круги дополнительных занятий уже пройдены со старшими детьми.

Не могу сказать, что вреднее. Казалось бы, вторая ситуация – более печальная. Но она сохраняет желание что-то делать, и потом ребенок, когда сможет, возможно, все нагонит. Ситуация, когда слишком много, похожа на гипервитаминоз, который опаснее, чем авитаминоз.

Потому и важно с каждым ребенком рассматривать именно его индивидуальную траекторию. Скажем, в семье второй ребенок. С первым – была одна траектория по дополнительным занятиям. Кажется, что путь пройден и семья такую траекторию может потянуть. Но подрастает второй ребенок, и оказывается, что такая траектория внешкольных нагрузок не подходит. Потому что это другой ребенок, изменился возраст родителей и изменилось видение того, что полезно и нужно.

Если с первенцем возникает интеллектуальная и спортивная гонка, и на него обрушивается все, то в случае вторых и последующих детей ситуация развивается с некоторым запозданием. То есть даже вроде можно было бы больше, но уже не так интересно, не так важно, в это уже родители играли.

Мне кажется, нужно отличать свои амбиции по поводу ребенка от его потребностей, желаний, возможностей.

Какой должна быть эта индивидуальная траектория, смогут сформулировать только родители на семейном совете. Именно им определять, что они хотят, что считают правильным для этого конкретного ребенка в конкретном возрасте.

Подчеркиваю – этот вопрос не должна решать одна мама. Часто вопрос о дополнительных занятиях узурпируется, а папа оказывается в стороне, выступая только спонсором всех этих бесконечных кружков. Но мужчины чаще гораздо более здраво относятся к нагрузкам для маленьких детей и более стратегически настроены.

Детский сад и занятия вечером – это как две ставки

Есть вопросы развития детей, вокруг которых общественная истерия наблюдается уже давно. Например, иностранный язык детям начинают предлагать не тогда, когда они уже созрели для этого, а когда мама сочтет нужным, не ориентируясь ни на возрастные, ни на личные особенности ребенка.

Но иностранный язык лучше начинать изучать не раньше трех лет, а то и четырех – для детей с замедленной речью. Можно и после семи лет. В любом случае до семи – только игровые формы изучения языка. Остальное будет только вредить.

Для детей, которых не планируют отдавать в детский сад, начиная с трех лет очень важны какие-то занятия, где бы они находились без мамы хотя бы пару раз в неделю, чтобы ребенок мог научиться «работать» в формате группы.

Если ребенок ходит в детский сад, картина совсем другая. Очень часто у меня на консультациях оказываются дети с невротическими признаками, и мы начинаем с того, что смотрим расписание ребенка. Часто оказывается, что ребенок страшно перегружен. Ему три с половиной года, а он каждый день ходит в обычный детский сад, а после, поскольку мама переживает, что вышла на работу и ребенок не развивается, она его еще по вечерам водит раза по четыре на занятия. Или это делает бабушка. В итоге – возникает перегрузка. Надо понимать, что, скажем, до пяти лет детский сад – это полноценная работа. Все, что сверх – как вторая ставка.

Сейчас наблюдается тенденция в отношении дошкольников и младших школьников – дать им как можно раньше как можно больше. Это все еще работает замедленная бомба утверждения «после трех уже поздно».

Но в итоге, от этого перегруза до школы и в начальной школе, у ребенка возникает большое отторжение ко всем занятиям.

Дошкольника и младшего школьника нельзя перегружать и перестимулировать. Как ни странно, особенно это сказывается на тех, кто очень хочет заниматься. Есть дети, которые ходят на три кружка, но говорят, что хотят заняться чем-то еще. Такие дети по вечерам – очень возбуждены. Могут появиться покусывания губ, сгрызание ногтей, нарушение сна, истеричность. Все из-за перегрузки, которую ребенок сам не чувствует, не осознает, а потому хочет еще занятий.

Родителям нужно помнить о том, что ребенок регулировать свою нагрузку не очень в состоянии до подросткового возраста, до 12–13 лет, да и тогда под вопросом.
Я обычно в разговоре с родителями привожу простой пример. Например, съесть один банан – хорошо, а съесть 20 бананов – совсем плохо, и съесть 7 – тоже не хорошо. Хотя бананы сами по себе хорошие. Причем у кого-то, скажем, от 3 бананов будет расстройство пищеварения, а кому-то и 4 будет нормально. И вопрос дозирования в руках взрослых. Это очень важно, особенно для детей, которые склонны перебирать нагрузку. Важно и самих детей учить определять порог усталости.

Показатели, не чрезмерна ли нагрузка – это вечер рабочего дня, вечер пятницы, конец четверти или триместра.

Он терпеть не может учиться, хочет только посидеть и послушать аудио

Если говорить о том, какой кружок, занятие выбрать, то, наверное, не стоит забывать о спортивных секциях. Мы все, а особенно жители больших городов, живем в ситуации гиподинамии, интеллектуальных перегрузок. В эпоху, когда мы работаем головой, занятия спортом – почти как гигиена, почти как почистить зубы.

Когда ребенок пошел в школу – ему необходимы какие-то занятия, связанные с движением. Надо понимать, что просто спортивные секции, как «что-то, связанное с движением», и профессиональный спорт – это разные вещи. Профессиональный спорт – большая нагрузка, которая, по идее, не должна монтироваться больше ни с чем. Картина, когда ребенок сначала учится в школе, а потом всю вторую половину дня тренируется, как взрослый – неправильная. Это мина замедленного действия. Сначала у вас будет ребенок с высокими показателями, с высокими достижениями. Перегрузки сказываются совсем не сразу, где-то в подростковом, старшем школьном возрасте, в общей астенизации нервной системы.

Мой опыт, и профессиональный, и родительский, говорит о том, что до подросткового возраста ребенка лучше немного недокормить нагрузками, чтобы сохранялось желание чем-то заниматься уже сознательно и дальше. Если перекормить – перегруженный ребенок в подростковом возрасте просто сбрасывает нагрузку. Несильно нагруженный ребенок начинает в подростковом протесте нагрузку добирать. Но это не значит, что все время до этого он может быть полностью расслаблен, как тюлень, и совсем ничем не заниматься. Иначе в подростковом возрасте может быть полный отказ от любой деятельности.

Так что нагрузку дошкольника и младшего школьника нужно выстраивать с учетом подросткового возраста и дальнейшего взросления. Думать не про год, а про весь период.

Да, сейчас ребенку пять лет, и он не может сопротивляться. Вы его ведете сначала на спорт, потом на рисование, потом на английский. И все хорошо: он неплохо рисует, прекрасно плавает и умеет понимать английский на слух. Да, все у вас вроде бы получилось. Это тактические последствия. Теперь посмотрите на стратегические последствия. Он не играл, не гулял, у него сокращены какие-то сферы контакта со сверстниками, а еще он терпеть не может учиться, у него только одно желание – посидеть и послушать аудио, и это совершенно нормальная реакция.

Но если ребенок совсем ничем не занят, он приходит домой и только смотрит мультфильмы, есть опасность виртуализации, когда для ребенка станет значимым виртуальный мир, а не реальная деятельность.

Так что важна та самая «золотая середина». До полового созревания ребенок не должен сильно переутомляться с точки зрения нервной системы. Должна быть здоровая нагрузка, но не перегрузка.

Для ребенка-дошкольника необходимы минимум три наполовину свободных дня в неделю, кроме выходных. Основное, что ребенок должен делать, кроме детского сада – это играть, в том числе в ролевые игры, общаться с родителями, а не бегать, как робот, по занятиям.

Для младших школьников нужно хотя бы два в неделю свободных вечера, без дополнительных занятий, а лучше, как и у дошкольников – три. Воскресенье – полностью свободный от занятий день. Очень часто родители, которые не успевают в будни, на субботу, воскресенье планируют несколько кружков.

Сделайте выбор: спорт и то, что очень просит

Так что же все-таки выбрать? Как я уже сказала, спорт – гигиенический минимум. Плюс то, что ребенок очень просит и к чему явно имеет способности. Скажем, поет или рано считает. Это нужно попытаться поддержать, если есть возможность. Если возможности нет, сегодня существует много вариантов обучения онлайн. Я не сторонник виртуализации, но в некоторых случаях занятия в какой-нибудь онлайн-школе математики порой стоят поездки в другой конец города. Хотя, конечно, живой контакт с преподавателем лучше, чем виртуальный. Здесь нужно смотреть на то, с чего мы начали – сколько лет ребенку, каковы его возможности и возможности семьи.

Очень здорово, если ребенку в дошкольном детстве удастся как-то позаниматься творческими вещами: рисованием, лепкой, аппликацией, скульптурой – это тот возраст, когда развиваются именно творческие способности, идет формирование интеллекта. То есть я за то, чтобы в этом возрасте развивать ребенка в творчестве, а не нагружать логикой и так далее.

Важный момент – всю жизнь мы учимся не чему-то, а у кого-то. Здесь роль мастера, роль педагога в большинстве случаев выше, чем содержание занятий.

Скажем, если вы знаете, что у вас потрясающий человек преподает, например, какое-нибудь выжигание или основы физической подготовки, и это вас совсем не привлекает, а вы мечтаете отдать ребенка на ушу, то все-таки лучше отдать к хорошему педагогу.

Причем важно, чтобы занятия были максимально близко к дому, желательно в шаговой доступности, без лишнего трафика.

Устал или не хочет – быть гибкими, чтобы понять

Бывает, что ребенок просто устал, но занятия бросать бы не хотел, ему нравится, получается. Но вот в какой-то момент он не хочет идти именно из-за усталости. А бывает наоборот, ему не нравятся занятия, он начинает придумывать поводы избежать их. Понять степень усталости: не перегружен ли ребенок, усталость это или просто манипуляция – способны только родители, это вопрос сугубо индивидуальный. И, как ни странно, особенно родители-трудоголики часто не могут разобраться, насколько устал ребенок. Скажем, если мама у себя не видит порога усталости, она не видит и у ребенка, и ребенок не учится его распознавать.

В сентябре все бодро начинают заниматься, набирают миллион нагрузок, потом в ноябре, декабре сдуваются, в марте могут приходить к полной астении. Тут влияют ритмы учебного года, климат средней полосы. Мы в августе не можем представить себе количество сил, которые у нас будут в декабре.

Чтобы благополучно дойти сначала до зимних длинных каникул, а потом и до лета, нужно рассчитывать силы – где-то дать ребенку немного поболеть, что-то пропустить, не бросая. В это время подкормить ребенка витаминами.

Иногда ребенок может манипулировать: покашливать, хвататься за живот, чтобы не ходить на занятия. Здесь тоже нужен подбор индивидуальной стратегии.

Проявлять гибкость – хороший способ научиться видеть нагрузку ребенка, научить его отдыхать, расслабляться, восстанавливаться.

Сказать, например, однажды: «Давай мы пропустим, и ты поиграешь дома». Или: «Сегодня мы поедем вот сюда, тут важное занятие, но в школу придем к третьему уроку, договоримся с учителем». То есть не быть такими винтиками машины, а понимать, что личное выше общественного, что мы можем эти жесткие системы адаптировать под себя, и никто на самом деле не будет против. Если быть в диалоге с учителем, с педагогом, то обычно они понимают, что идет спад, надо ребенку помочь.

Иногда можно сказать: «Да, тебе не хочется идти на сольфеджио, на тренировку, но давай ты сделаешь усилие, а мы тебе добавим еще 10 бонусов, и ты потом быстрее сможешь купить себе игру, которую давно планировал». А где-то надо иначе: «Все, не идем. Я вижу, что у тебя глаза усталые».

Часто из-за перегрузок стартуют спонтанные головные боли, которые потом долго лечат. Нужно не гонять ребенка, как солдатика. Время, когда он будет работать, впереди, вы должны его к этому подготовить и не перегрузить.

3 6 603 0

Перегрузка у школьников – одна из главных образовательных проблем, с которой бьются педагоги, родители и медики.

По статистике, количество детей, страдающих хроническими заболеваниями, возрастает в два раза именно во время обучения.

Дети по 6 часов сидят в школе, а затем еще 2 часа учатся дома. Это приводит к нервным стрессам, постоянному переутомлению и вредит здоровью. Иногда родители могут не заметить тревожных признаков, считая симптомы перегрузки обычной усталостью. В статье мы расскажем, как вовремя заметить симптомы школьной перегрузки и не допустить опасных последствий для своего ребенка.

Учебные нормы нагрузок предусмотрены школьной программой

Нагрузки Нормы
Учебная неделя Может состоять из 5 или 6 дней.
Начало уроков Должны начинаться не раньше восьми часов утра. Если начинать учебу раньше, то нарушаются биоритмы организма. Это приводит к неэффективному процессу обучения и быстрее развивается утомление.
Оптимальная продолжительность урока 45 минут, что для первоклассников слишком много.
Количество уроков в начальной школе Не должно быть больше пяти.
Дни с низкой работоспособностью Понедельник и пятница.
Сколько школьнику положено спать Не менее 9,5 – 10 часов.
Самые трудные предметы Нужно размещать на втором или третьем уроках.

Факторы вызывающие учебную перегрузка

    Есть определенные этапы интеллектуального развития ребенка. Родителям нельзя их ускорять, они должны идти природной чередой. В противном случае, ребенок начнет слишком уставать, что приведет к перегрузке.

    Социальная

    Школьник должен влиться в коллектив, стать частью социального общества. Иногда этот процесс затягивается – тогда ребенок чувствует груз и начинает уставать больше.

    Высокие требования

    Со стороны родителей часто приводят к излишним переживаниям детей.

    Требования к скорости чтения и письма

    От высоких требований устают глаза и кисть.

    Большой уклон на внешкольные занятия также может ударить по здоровью ребенка.

    Ребенок может испытывать слишком большую нагрузку, если много думает о своих чувствах или подавляет их.

Признаки утомляемости у школьника

Давление

Это важный показатель здоровья любого организма.

Норма верхнего детского давления – 80-100.

В случае разницы между верхним и нижним давлением меньше пяти единиц нужно бить тревогу.

Поведение на уроках

Оно может быть либо слишком активным, либо наоборот чересчур безынициативным.

  • Ребенок может перечить учителю;
  • Спорить с одноклассниками;
  • Перебивать или быть вялым, понурым.

Снижение веса

Он начинает стремительно худеть из-за отсутствия нужного количества отдыха и неправильного питания.

Депрессия

  • Стабильно плохое настроение;
  • Он слаб;
  • Теряет интерес к знаниям;
  • Постоянно устает.

Он не притрагивается даже к любимым пирожкам и пирожным.

Вредные привычки

  1. Он может грызть ногти не из-за прихоти, а из-за стресса.
  2. Скрипит зубами во сне, испытывает .
  3. Появление синяков под глазами и .

Возможные осложнения

  1. Из-за школьной перегрузки дети могут страдать от .
  2. Эти болезни могут перейти в хроническую стадию, превращаясь в серьезные психические расстройства.
  3. Очень многие дети страдают от плохого зрения из-за большой нагрузки на глаза, от заболеваний желудочно-кишечного тракта.
  4. Последствиями могут быть снижение физического здоровья, ухудшение состояния нервной системы, потеря интереса к учебе.

Какие дети в зоне риска

Уставать от чрезмерных школьных нагрузок могут абсолютно все дети.

Этому способствуют слишком плотный график:

  • Разнообразные кружки;
  • Секции;
  • Факультативы и репетиторы.

Также это дети со слабым здоровьем и нежеланием учиться.

Особое внимание следует уделять , которые сами могут не заметить, что перегружены.

Тест на определение школьной перегрузки

Тест

С помощью данного теста вы сможете точно определить, есть ли у вашего ребенка перегрузка.

Бывают ли у вашего ребенка скачки давления или существенное отклонение от нормы?

  1. Не было ни разу.
  2. Иногда были скачки давления.
  3. Ребенок часто жалуется на сонливость, частое сердцебиение, тошноту (наиболее распространенные симптомы высокого или низкого давления).

Как школьник ведет себя на уроках?

  1. Слушает учителя, активно отвечает на вопросы.
  2. Иногда становится чересчур активным.
  3. Постоянно сонный на уроках или отвлекается.

Каким бывает настроение ученика в течении дня?

  1. В зависимости от ситуации меняется, ребенок активно реагирует на события.
  2. В последнее время ребенок хмурый, на замечания реагирует слезами.
  3. Постоянно проявляет агрессию и грубость, ругается и обижается.

Сколько времени школьник делает уроки?

  1. Довольно быстро.
  2. Не может сосредоточиться на заданиях, часто делает ошибки.
  3. Делает домашнее задание до самого вечера.

Нормальный ли сон у ребенка?

  1. Ученик спит хорошо, быстро засыпает и просыпается отдохнувшим.
  2. Ребенок наутро выглядит хмурым и уставшим.
  3. Ночью не может уснуть, часто дремлет днем.

Есть ли нарушения аппетита?

  1. Ребенок хорошо питается, съедает всю порцию.
  2. Не завтракает, но берет с собой ланч-бокс.
  3. Очень мало кушает.

Часто болеет?

  1. В случаях, если подхватит инфекцию.
  2. Несколько раз в неделю жалуется на плохое самочувствие.
  3. У школьника часто болит голова, появляется резь в глазах, вес значительно снизился.

Не изменилось ли отношение школьника к дополнительной нагрузке (кружки, факультативы), если они есть?

  1. Ребенок с радостью занимается дополнительными занятиями.
  2. Иногда жалуется на усталость.
  3. Забросил дополнительные занятия или навещает изредка.

Как ребенок ведет тетради?

  1. Записи выглядят аккуратно, ошибок мало или они незначительные.
  2. Иногда меняется почерк, много исправлений.
  3. Почерк неровный и “прыгающий”, некоторые строки зачеркнуты и написаны неразборчиво.

Результаты

Большинство ответов 1 . У ребенка нормальный уровень нагрузки, он все успевает. У него нормированный день и грамотно составленный режим дня.

Большинство ответов 2 . И хотя школьник справляется с перегрузками самостоятельно, следует задуматься о полноценном отдыхе. В выходные ребенку следует отдыхать. Замените утомительные занятия прогулками, играми на свежем воздухе. Если ребенку трудно сделать задания – помогите ему.

Большинство ответов 3 . Следует серьезно заняться здоровьем ребенка, пока у него не появились неврозы. На некоторое время откажитесь от дополнительных занятий. Позвольте ребенку один раз в неделю не идти в школу, так как с перегрузкой он будет плохо воспринимать информацию. Лучше сделайте домашнее задание вместе после отдыха и прогулки. Уменьшите проведение ребенка за компьютером и телевизором.

Если в течение двух недель ситуация не улучшается, обратитесь к детскому психологу.

Заключение

Да Нет 0

Психолог Марина Мелия работает с состоятельными людьми и их семьями. Но тенденции воспитания детей, которые она описывает в новой книге "Наши бедные богатые дети", заметны не только в кругу крупных бизнесменов и топ-менеджеров. К чему могут привести попытки максимально заполнить время детей полезными занятиями, начиная со студий раннего развития и заканчивая кружками, секциями и репетиторами?

О том, какие мы родители, судят по достижениям наших детей. Поэтому во многих состоятельных семьях ребенок воспринимается как инвестиционный проект, с которого надо как можно быстрее получить дивиденды.

В последние десятилетия в общественном сознании закрепились три основных воспитательных тренда. Назовем их так:

  • как можно больше
  • как можно раньше
  • как можно лучше.

Мы всячески стремимся им соответствовать, иначе, как нам кажется, и мы, и наши дети рискуем оказаться "на обочине жизни".

Говорят, самые надежные вложения - это вложения в детей. И родители выкладываются по полной. Школьная программа - всего лишь фундамент, над которым возвышается мощная образовательная конструкция: у одних - в несколько этажей, у других - размером с небоскреб.

Иностранные языки - обязательно! Хорошо бы три: английский знают все, значит, нужен еще один европейский и, к примеру, китайский. Без спорта тоже никак: плавание - для здоровья, шахматы - для интеллекта, теннис - это престижно и аристократично, приедешь в отель и сразу на корт.

Мальчику просто необходима борьба - воспитывает характер, смелость, цепкость, упорство. К девочкам требования даже выше: они должны демонстрировать не только интеллект, образованность и воспитание, но и быть внешне привлекательными, стройными, с горделивой осанкой. Поэтому добавляем художественную гимнастику.

Естественно, в обязательный набор входит музыка - классическое фортепиано, скрипка, вокал, а также танцы и рисование. Еще хорошо бы закончить школу экстерном - тогда можно раньше поступить в какой-нибудь престижный вуз, а лучше сразу в два, чтобы учиться в них параллельно и к двадцати годам иметь уже два диплома.

Когда речь заходит о каникулах, ни о каких "поваляться на травке" и "погонять с друзьями" не стоит и мечтать. "Расслабляться" будем где-нибудь на Мальте на языковых курсах, в путешествии по музеям Европы, в лагере для молодых программистов - чтобы совместить приятное с полезным.

Справиться с необъятной программой поможет четкий график и жесткое администрирование. Как правило, во главе "офиса" встает мама. Она следит за тем, чтобы все шло по плану, чтобы "проект" развивался, а ребенок все успевал.

Что нами движет, почему мы так бьемся за количество предметов и перегружаем детей? Конечно, хочется, чтобы наш ребенок был всесторонне развит. Не стоит сбрасывать со счетов и родительские амбиции - мы с гордостью перечисляем все, чем занимается наш наследник, и с удовольствием выслушиваем комплименты.

Когда-то будущее казалось более предсказуемым, мы двигались по обкатанным, проверенным сценариям. Сегодня все иначе, жизнь меняется очень быстро. Тревога за детей рождает желание подстраховаться - не просто подготовить их к взрослой жизни, а вооружить до зубов, чтобы они смогли выстоять в конкурентной борьбе. Мы пытаемся предугадать сегодня, чтó понадобится детям завтра, и очень боимся чего-нибудь недодать.

Чтобы перещеголять остальных, надо включаться в гонку на "нулевой стадии". И мы превращаем детство в соревнование: с ползункового возраста водим ребенка на развивающие занятия, читаем ему умные книги, вместе смотрим мультики на английском, слушаем Моцарта и гоним, гоним, гоним вперед без остановок.

Дух соперничества буквально витает в воздухе. Мамы ревниво наблюдают за чужими отпрысками: "Другие только переворачиваются с боку на бок, а мой уже ползает". Но вдруг соседский малыш заговорил раньше нашего. Поражение! Ведь мы с шести месяцев занимаемся по карточкам, развиваем речь - может, обратиться к логопеду?

Мы не готовы ждать, мы не даем детям времени и возможности созревать постепенно, плавно, без рывков переходя со ступени на ступень. В два года наш ребенок уже читает, в три считает, в пять болтает по-английски, в шесть прилично играет в теннис и хорошо держится на лошади. Но нам все мало: мы хотим, чтобы он выглядел маленьким взрослым, соответствовал имиджу и стилю родителей, особенно на публике.


На фотосессиях дети публичных персон одеты солидно, "как большие". К сожалению, не только перед фотокамерой детям навязывают не свойственные им роли. Молодая мама с удовольствием рассказывает подругам, что после развода с мужем шестилетний сын "заменил ей спутника" - каждую неделю он "водит ее ужинать". Мальчик открывает перед мамой двери ресторана, пододвигает стул, изучает меню, рассказывает, как прошел его день, расспрашивает о ее делах, успокаивает, если она расстроена. С ним она советовалась, когда разводилась, а теперь спрашивает, выходить ли ей замуж. Он сам оплачивает счет кредитной карточкой и даже оставляет чаевые официанту.

Стремясь опередить время, с самого рождения мы начинаем тренировать в ребенке мобильность: всюду берем его с собой - в ресторан, на шумную вечеринку к друзьям, в другие города, страны, - не задумываясь о том, как сказывается на нем бесконечная череда новых лиц и ритм жизни, подходящий скорее активному взрослому. Одна мама хвасталась: "У моего малыша за первый год - 14 перелетов, и ничего, все в порядке, вон как улыбается".

Дети проводят все больше времени не в игре, а в автомобильных креслах (ребенок засыпает тут, а просыпается там) или упакованными в детскую коляску. Появилось даже такое выражение - "контейнерные дети".

Нарушение режима сна, отдыха, приемов пищи даром не проходит - организм ребенка подвергается постоянному стрессу. Он засыпает не потому, что сыт и убаюкан колыбельной, а потому что сон - это единственная возможность отключиться от суеты, света, звуков и запахов.

Получается, мы с пеленок возлагаем на детей недетские задачи, торопим, подгоняем, принуждаем к слишком раннему взрослению, наполняем их жизнь впечатлениями и событиями, которые они пока не способны ни осмыслить, ни переварить.

У состоявшихся людей "все должно быть супер". Ребенок превращается в атрибут успеха, статусный символ - по отношению к нему формируются особые ожидания. Обычный, ничем не выдающийся ребенок - это совершенно недопустимо! Он непременно должен иметь талант - рисовать или играть на музыкальных инструментах, быть сообразительным и уверенным в себе, уметь достигать поставленной цели, чего бы это ни стоило. А еще он просто обязан побеждать всегда и везде, будь то математическая олимпиада или музыкальный конкурс. В крайнем случае сгодятся спортивные рекорды.

Воспитание все больше напоминает "выращивание выставочных экземпляров", назначение которых - производить фурор. Где бы мы ни были - в ресторане, в гостях, в фитнес-клубе, мы всегда говорим об успехах наших детей. Причем эти успехи должны быть не эфемерными, а вполне осязаемыми, конкретными, "конвертируемыми" - в медали, оценки, дипломы.

Мы связываем успехи и неудачи детей с собственными действиями или бездействием. Если нет заметных достижений у ребенка - значит, мама плохо справляется со своей работой: "Раз уж она больше ничем не занимается, могла бы, по крайней мере, следить за тем, чтобы из ребенка что-то путное вышло!" - возмущается папа-бизнесмен.

Мы даже гипотетически не допускаем, что ребенок будет расти не таким, как было запланировано. И если у ребенка от природы нет такой же энергии, способностей или просто желания взять заявленную родителями высоту, он будет выполнять навязанную нами "чемпионскую программу" только с помощью постоянного давления.

Мы подсознательно отдаляемся от детей, меньше общаемся. Мы не спрашиваем, что ребенок чувствует, думает, что его волнует, радует, огорчает - нам важно, чего он достиг и как выполняется наш план. Мы ведем себя, как инвесторы и контролеры, а не как любящие родители.


Зачастую в качестве инструмента давления мы используем условную любовь. Хочешь, чтобы тебя любили, - достигай, становись, совершенствуйся. Любовь - как приз, а наказание за неуспех - лишение родительской любви: взрослые вдруг превращаются в агрессивных, раздражительных, холодных, неприступных.

На консультации мама девочки, будто оправдываясь, сказала мне: "В разговорах с дочерью я все время повторяю, что не перестану ее любить, даже если она проиграет соревнования". В сознании этой мамы любовь к дочери крепко-накрепко связана с ее достижениями. Она не готова в этом признаться, но ребенок все чувствует и легко считывает скрытое послание: "проиграешь - перестану любить".

Бывает, что мама в присутствии ребенка жалуется на него подругам. Или ведет к психологу: "Сделайте что-нибудь! Он какой-то не такой". Слишком торопливый, слишком медлительный, слишком упрямый, слишком покладистый... За словами "какой-то не такой" скрывается претензия: не такой, каким мы его себе представляли, а значит и не достойный любви.

В конце концов дети оказываются в изоляции - и физической, и психологической. Физической - потому что редко видят родителей, ведь каждый живет по собственному графику. А психологической - потому что нет эмоционального контакта, нет поддержки, зато есть давление, требования, критика. "У меня такое странное чувство, будто мама одновременно везде и нигде", - жалуется подросток из состоятельной семьи. "Везде" означает ее назойливое вмешательство, постоянный диктат, "нигде" - отсутствие контакта.

Вред раннего развития. Чем мы рискуем?

Устраивая ребенку "эффективное детство", подталкивая, подгоняя, нагружая, не давая топтаться на месте, мы рассчитываем, что он в конце концов поймет и оценит наши усилия. Да, он устает, ему бывает трудно, но ведь все это ради него самого, ради его будущего. Однако вместо понимающего и благодарного мы получаем ребенка с целым букетом психологических проблем. Здесь и неспособность переживать радость, и отсутствие креативности, и подверженность чужому влиянию, неврозы и тревожность. Подробнее об этом - в следующий раз.

Школьники, наконец, дождались каникул и могут целиком, без напряжения посвятить себя любимым кружкам и секциям. Ведь многие родители перегружают своих детей дополнительными занятиями.

Совмещать школу со спортом, музыкой и рисованием под силу далеко не каждому. Дело может закончиться психическим расстройством и потерей иммунитета.

Из 12 лет, что живёт на свете Даниил, 4 года он посвятил хоккею с мячом. Фанатичности и упорству, с которыми тренируется мальчишка, могли бы позавидовать взрослые опытные спортсмены. Тренер не нарадуется на воспитанника и сулит ему большое спортивное будущее.

Только у родителей Даниила гордость за сына смешивается с сомнениями и беспокойством. Ради занятий хоккеем он прогуливает уроки в школе.

Даниил Цельцов: "Ну, иногда ухожу с уроков, потому что не успеваю на тренировку. Ну, приходится пропускать некоторые уроки".

Клюшка и мяч вытеснили из жизни Даниила все прочие занятия и увлечения. Друзья - только из спортивной команды. Книги, которые родители предлагают прочитать сыну для общего развития, пылятся на полке. Даниил выполняет только обязательный минимум - домашнее задание. Всё остальное - хоккей.

Ольга Соколова, мама Даниила: "Спорт не должен быть в ущерб учёбе в любом случае. Спорт есть спорт, а учёба - это учёба. В любом случае спорт когда-то заканчивается, а потом наступает дальнейшая жизнь, где мы должны себя как-то реализовывать, образование получать".

Родители Наташи Илямаковой, 13-летней школьницы из Ульяновска, на широту интересов дочери пожаловаться не могут. Дважды в неделю Наташа проводит экскурсию в школьном музее истории для других учащихся, усиленно изучает английский язык с репетитором и почти каждый день посещает секцию биатлона.

При этом девочка учится на одни пятёрки. Но радость родителей от успехов дочери омрачена тревогой. Наташа так загрузила себя дополнительными занятиями, что свободного времени практически не осталось.

Наталья Илямакова: "Я, наоборот, хочу ещё чем-то заняться. Но понимаю, что меньше будет времени на учёбу, и поэтому учёба "съедет" сразу".

Ирина Илямакова, мама Натальи: "Как-то она с тренировки вернулась поздно и сразу взялась за книжку. Я ей: "Наташа, ну ты будешь когда-нибудь у нас отдыхать?" Она говорит: "Мам, отдых - это смена вида деятельности". И с тех пор я уж ей никаких вопросов не задаю".

Уроки закончились, класс опустел. И только ученик 4 класса Саша Петренко остался за партой. Скоро начнётся факультатив по английскому языку и нужно успеть подготовиться. Кроме этого в личном расписании 10-летнего мальчишки факультатив по изобразительному искусству и уроки фортепиано в музыкальной школе. Такая нагрузка - это инициатива его родителей. Сам Саша мужественно терпит все испытания и мечтает об отдыхе.

Прошлом году Саша посещал ещё и секцию карате. Но когда от непосильной для его лет нагрузки стал постоянно болеть, родители поняли, что нужно от каких-то занятий отказаться.

Саша хотел бросить музыкальную школу, но родители решили пожертвовать спортивной секций. Ведь у мальчика, как они уверены, музыкальный талант.

Татьяна Петренко, мама Александра: "Я сказала: "Саша, я тебе не дам забросить инструмент. Да, это тяжело, я его заставляла, я с ним ругалась, я его терроризировала".

В одной из московских гимназий под одной крышей дети могут заниматься в самых различных секциях и кружках. Многие родители не могут устоять от соблазна записать своё чадо сразу на несколько дополнительных занятий.

Так случилось и с Алёной. Ей ещё нет семи лет, а помимо уроков ей нужно успеть на танцы и в бассейн. Раньше была ещё и музыкальная школа. Но утомлённая жёстким графиком школьница, твёрдо сказала родителям: "Что-то надо бросать".

Что движет ребёнком, лень или усталость? Бабушка Алёны разобралась без труда. Лучший показатель - настроение. Малыш не должен возвращаться домой унылым или измотанным.

Валентина Лапонова, бабушка Алёны: "Она может прийти весёлая. А бывает она сразу унылая, усталая, вялая, капризничает. А здесь она как-то спокойно. С танцев приходит спокойно".

Педагоги не устают напоминать родителям, что все дети индивидуальны. Кто-то легко переносит нагрузку секциями и факультативами, а кому-то нужно давать больше времени для отдыха. Главное прислушиваться к своему ребёнку и давать ему если не полную свободу, то хотя бы свободу выбора.

Ведущий: О проблемах, с которыми неизбежно сталкивается любой школьник. А значит, и его родители, мы поговорим с директором московской международной гимназии, заслуженным учителем России Татьяной Гуменик.

Ведущий: Ребенок переходит из младшей школы в среднюю. Что для него может стать стрессом.

Гость: Школа изменилась за многие годы, поэтому, я бы не сказала, что стресс этот сильно велик. Иногда бывает так, что ребенок переходит из одного здания школы в другое. Иногда бывает так, что количество предметов увеличивается. Естественно, увеличивается количество учителей. Они все незнакомы. И для ребенка представляют некоторую трудность, потому что ты не знаешь, как отреагируют учитель на какой-то твой мелкий проступок.

Ведущий: Родителям нужно, что-то специально делать, чтобы адаптировать ребенка к средней школе?

Гость: Во-первых, должны поддерживать контакт со своими детьми и обязательно интересоваться тем, что происходит в школе, потому что иногда ребенок свои огорчения не доносит до дома. И не забывать о том, что кроме ребенка есть еще и педагогический коллектив, познакомиться с классным руководителем.

Ведущий: А в каком возрасте дети начинают склоняться к техническим дисциплинам, к гуманитарным. Вот, по вашему опыту.

Гость: Профиллизация должна быть с 10 класса, не ранее. Потому что дети, к сожалению, еще не осознают и не понимают пока своих пристрастий.

Ведущий: Большинство родителей считают, что того, что дается в школе ребенку недостаточно, нужны еще дополнительные секции, кружки и так далее. Вот, так, как подобрать дополнительные занятия, чтобы одно другому не мешало.

Гость: Родители, когда они совершают такой серьезный поступок, должны думать о том, что нагрузка не может быть беспредельной. И они должны дозировать эту нагрузку постепенно и аккуратно. Если это физические нагрузки, безусловно, нужно проконсультироваться с врачом. Если это умственные нагрузки и психо-физиологические, проконсультироваться с психологом. Самое главное - индивидуальный подход. И мгновенное реагирование на какие-то проблемы, которые возникают в случае, если ребенок не хочет посещать какую-то секцию. Во-первых, нужно отдавать ребенка туда, где можно заниматься общефизической подготовкой. Прежде всего, укрепить здоровье. После этого, добавлять по интересам и согласно склонности ребенка то, чем ему нравится заниматься, и это развивать. Если это все пойдет хорошо, и это будет совмещаться с секцией, более 2 секций ребенку совсем не нужно.

Ведущий: Если ребенок ходит в спортивную секцию, там у него все получается. Все нравится, но школу он, по сути дела, забросил, можно ли наказывать тем. Что лишать этой секцией.

Гость: В данном случае нужно обязательно обратиться к учителю, который ведет предмет. Обговорить нюансы и сделать так. Чтобы ребенок начал успевать. Не лишать ребенка любимого дела. Не нужно, потом что это вызывает агрессию.