Как создать отношения, основанные на доверии? Крепкие отношения: Воля, Любовь, Доверие… Для любви важны вера и доверие

Если вас не устраивают существующие отношения, то надо что-то менять. Законы счастливых отношений, любви, доверия, искренности, прикосновений и секса.

1. Закон подобия

Мы всегда притягиваем именно такого человека в свою жизнь, которым являемся по сути сами. Если вас не устраивает ваше окружение, загляните в свою душу. Если же вы считаете, что вам везет на людей, то это лишь потому, что вы сами таким являетесь. Поэтому если вы хотите привлечь в свою жизнь достойного человека, станьте таким человеком.

2. Закон причины и следствия

Что отдаем, то и получаем. Обращайтесь с партнером так, как вы хотели бы, чтобы он (-она) обращался с вами.

3. Закон любви

Все мы: и мужчины, и женщины, очень нуждаемся в любви. Любовь означает принятие, искренность, нежность, заботу, готовность отдавать и нести ответственность, надежность, бескорыстие, щедрость. И чем больше мы проявляем эти качества, тем больше получаем взамен.

Такие проявления как страх, ревность, зависимость, манипуляции, контроль, претензии, упреки, разрушают отношения и никакого отношения к любви не имеют.

4. Закон силы слова

Вы знаете, какую силу имеют слова. Словом можно исцелить, можно и убить. Следите за тем, что говорите. Ярлыки, оскорбления, упреки создают в душе раны, которые сложно залечить. Они имеют необратимое действие. Потому что в душе каждого человека живет ребенок, испытывающий страх быть отвергнутым. Бойтесь недооценить свою способность причинить ему боль. Используйте силу слова только для теплых слов, комплиментов, одобрения, поддержки.

5. Закон доверия

Доверие жизненно важно для истинно любовных отношений. Без него человек становится подозрительным, тревожным и полным опасений, а другой чувствует себя в эмоциональной ловушке, ему кажется, что ему не дают свободно дышать. Ревность - это страх одиночества, низкая самооценка и нелюбовь к себе. Доверие - это неотъемлемый элемент настоящей любви.

6. Закон искренности

Люди часто предполагают, что если любишь кого-то, то это уже все - впереди жизнь, полная счастья. Но на самом деле любовь не бывает неподвижной, она похожа на растение, которое либо растет и цветет, либо вянет и умирает. Все зависит от того, что мы с ним делаем. Искреннее общение похоже на воду, без него растение не может выжить. Говорите друг другу о своих желаниях, потребностях, своем отношении и чувствах. Давайте знать своему партнеру, что вы его любите и цените. Никогда не бойтесь сказать три волшебных слова: «Я люблю тебя». Не воспринимайте хорошее отношение к вам как само собой разумеющееся. Говорите о своих чувствах, не бойтесь перехвалить партнера. Искренняя похвала, как солнце для растения, вдохнет новую жизнь в ваши отношения. Потому что в каждом из нас живет внутренний ребенок, которому жизненно необходимо одобрение и принятие.

7. Закон дарения

Любить - означает дарить часть себя, без оплаты и оговорок. Если вы хотите получить любовь, вам нужно только дарить ее. И чем больше вы дарите, тем больше получаете. Любовь похожа на бумеранг, она всегда возвращается обратно. Может быть не всегда от того человека, которому вы ее дали, но она все равно к вам вернется. И вернется сторицей. При этом важно помнить, что запас любви у нас неограниченный. Мы не теряем ее, когда дарим. И единственный способ потерять любовь внутри нас - это не отдавать ее другим.

Одна из причин, почему люди редко испытывают любовь, - они ждут, когда их сначала полюбит кто-нибудь другой. Но это похоже на музыканта, который говорит: «Я буду играть музыку, только когда люди начнут танцевать». Или ждать от костра тепла, не положив туда дров. Настоящая любовь безоговорочна, она ничего не просит взамен. Она не терпит бартера. Тайная формула счастливых отношений на всю жизнь в том, чтобы всегда обращать внимание не на то, что вы можете взять, а на то, что вы можете дать.

8. Закон прикосновений

Прикосновение - это одно из самых мощных проявлений любви, разрушающее барьеры и укрепляющее взаимоотношения. Прикоснуться к человеку – означает прикоснуться к его душе. Может быть поэтому, когда мы обижены на кого-то, говорим: «Не трогай меня!»

Почаще обнимайте любимого человека просто так, без сексуального мотива, держитесь за руки. Исследователи провели эксперимент в одной из клиник Лондона. Главный хирург обычно посещал каждого из своих пациентов вечером перед операцией, чтобы ответить на вопросы и объяснить общий характер операции. А во время эксперимента хирург держал за руку каждого пациента те несколько минут, которые он разговаривал с ним. Эти пациенты выздоравливали в три раза быстрее остальных.

Когда мы заботливо прикасаемся к кому-то, изменяется и наша, и его физиология - уменьшается уровень гормонов стресса, расслабляется нервная система, улучшается состояние иммунной системы, эмоциональное состояние. Существует мнение, если мы за день не обнимаем 7-8 людей, мы обречены на болезни. Прикосновение, как ничто другое, красноречиво говорит нам о проявлении любви.

9. Закон свободы

Если мы любим кого-то, нужно дать ему свободу. Свободным принимать собственные решения, свободным жить так, как он хочет, а не так, как хотим мы. Каждому из нас нужно наше личное пространство. Людям нужно быть свободными во взаимоотношениях, потому что иначе они чувствуют себя в ловушке. Если действительно любишь кого-то, нужно уважать его желания и потребности.

Не всегда легко отпустить на свободу того, кого любишь, но другого пути нет. Жизненная мудрость говорит нам: чем больше свободы мы даем другому, тем ближе он к нам.

Глубокие прочные взаимные чувства – мечта абсолютно каждого человека. Все серьезные союзы между людьми, как любовь, так и дружба, строятся исключительно на доверии.

Именно доверие придает отношениям естественность, позволяет испытывать ощущение защищенности, уверенности в партнере, а, следовательно, не терзаться сомнениями. Там, где начинаются сомнения, доверие в отношениях умирает.

Доверие как состояние внутреннего мира человека обусловлено желанием иметь с другими людьми хорошие взаимоотношения. Оно связано с открытостью и ориентировано на взаимность – невозможно доверять человеку, полностью от тебя закрытому.

Это чувство позволяет:

  • Откровенно высказываться и найти понимание, благодаря чему человек чувствует себя психологически комфортно.
  • Углубить взаимоотношения. Из приятельства благодаря доверию получается настоящая дружба, а влюбленность перерастает в любовь.

Почему важно доверять партнеру?

В период ухаживания и женщина, и мужчина ведут себя не совсем так, как обычно. Все мы стараемся казаться лучше, не обращаем внимание на мелочи, а новые чувства затмевают предыдущий опыт.

Но вот романтический период заканчивается, а наш предыдущий жизненный опыт напоминает о себе – мы начинаем более пристально присматриваться к партнеру, пытаясь определить, насколько ему можно доверять.

Став взрослыми, мы уже понимаем, что доверять можно не всем, а раз обманувшись, навсегда запоминаем причиненную боль. Но построить полноценные взаимоотношения без риска не получится – для настоящей близости вы должны хорошо знать своего партнера, а он — вас. Именно поэтому важно понимать, что такое доверие в отношениях.

Это не просто уверенность в поступке другого человека, это возможность для откровенного общения. Благодаря доверию вы можете:

  • В процессе общения не мучиться в догадках, чего же добивался ваш партнер на самом деле, и как он прореагирует на ваши слова.
  • Поссорившись, найти общий язык и стать еще ближе друг другу.

Высокая степень искренности позволяет трактовать поступки партнера с лучшей стороны (большинство поступков можно истолковать двояко) и не делать из мухи слона.

Именно отсутствие доверия приводит к тому, что вполне безобидные шутки или случайные оплошности мы воспринимаем как попытку обидеть, считаем отсутствие бурных эмоций проявлением равнодушия, а активное общение с представителем противоположного пола – признаком измены.

Ведем мы себя в такие моменты отнюдь не лучшим образом. В результате жизнь становится невыносимой и наши отношения стремительно ухудшаются — ничто так не разрушает любовь, как ревность и подозрительность.

Откуда возникает недоверие?

О важности данного вопроса свидетельствуют многочисленные статусы про доверие в отношениях. Суть большинства таких статусов в том, что доверие — фундамент настоящей любви, но фундамент хрупкий, уязвимый.

Оно предполагает соблюдение данных кому-либо обязательств, и эти обязательства могут быть:

  • Универсальными, подразумеваемыми автоматически в пределах данного общества (хранить верность, выполнять обещания и т.д.).
  • Специфическими, связанными с индивидуальными особенностями партнеров. Именно они чаще всего влияют на формирование доверительных отношений. Люди, воспитанные в разных условиях, по-разному представляют себе идеальный союз– то, что один воспринимает как норму, для другого может выглядеть как предательство. При этом часто партнеры не знают об ожиданиях друг друга, и, следовательно, выполнить их не в состоянии. Обманул ожидания – не оправдал доверия.

Кроме того, недоверие к людям и миру вообще может быть связано с переживаниями детства и свойственной каждой семье моделью поведения – если в родительской семье не было доверия, вы бессознательно можете это воспринимать как норму.

Для доверительных отношений нужно:

  • В процессе общения задавать уточняющие вопросы, чтобы понимать, что ваш партнер действительно имеет в виду.
  • Уметь слушать партнера.
  • Откровенно говорить о том, что вы думаете.
  • Стараться понять партнера и принимать его таким, какой он есть.

Как снова научиться доверять?

Обманутые ожидания приводят к разрыву отношений и наносят тяжелую травму пострадавшей стороне. «Обида пройдет, но вот доверие уже не вернется».

Действительно, обиду и даже измену можно простить, но как восстановить доверие в отношениях? Как после предательства самого близкого человека научиться снова доверять людям?

В первую очередь, нужно понять, что этот восстановительный процесс требует участия обоих партнеров. Если только провинившаяся сторона будет пытаться восстановить доверие:

  • Провинившийся будет испытывать чувство вины и, как следствие, скрытую агрессию.
  • Пострадавший будет испытывать праведный гнев.

В результате союз обречен.

Заслужить доверие обратно не получится – можно лишь совместными усилиями построить новые отношения. Для этого необходимо:

  • Осознать, что ваш партнер тоже страдает, и не скрывать свои чувства.
  • Быть открытым для диалога и избегать обвинений и оскорблений.
  • Обсудить сложившиеся отношения, явные и неявные договоренности, а также необходимые для хороших отношений изменения.

The YouTube ID of ShmaOMIsjL8&list is invalid.

И помните — доверие не подразумевает абсолютное взаимопроникновение. Оставляйте партнеру его личное пространство, ведь у каждой пары своя идеальная дистанция.

Отношения состоят из доверия и любви. Однако, именно доверие, а не любовь, является основой отношений. Доверие обеспечивает ощущение непрерывности, стабильность отношений, это "быть рядом", тогда как любовь есть сила, притягивающая друг к другу. В конечном счёте, разделение этих двух составляющих условно, как условно и противопоставление доверия и любви - обычно они входят друг в друга. Но понятия разные, именно так их и будем использовать.

Итак, доверие есть возможность удаления без опасений, где бы человек не находился, что бы ни делал, он всё равно мой. Доверие обеспечивает ощущение психической стабильности, непрерывности отношений. Именно доверие делает другого человека частью себя - причём, необходимой частью, как наша рука или нога. Любовь есть необходимость сближения, соединения в одно целое. Как у Брюсова, "где слиты воедино "я" и "ты" и ранит насмерть лезвиями нежность". В отличие от любви, доверие не притягивает друг к другу, но, напротив, позволяет отталкиваться.

Любовь делает другого нашей лучшей частью. В настоящей любви всегда любимого считают лучше. Это полный вздор, что сначала надо полюбить самого себя - напротив, необходимо полюбить другого. Мы лучше тогда и только тогда, когда любим - своё Дело, другого человека... Любить себя - извращение, сходное с онанизмом. Лишь в любви к другому человек возвращается к самому себе, к своей сущности. И не только возвращается - становится лучше. Любовь к другому вовсе не равна любви к себе - это совершенно разные чувства, они имеют не только разные объекты, но и происхождение. Любовь к другому связана с самоотверженностью, то есть с Богом, любовь к себе, в конечном счёте, имеет происхождение демоническое. Она выглядит невинной лишь на самых поверхностных психических этажах.

Доверие находится на более глубоком уровне души - собственно, самом глубоком, там где находится вера. Слово "доверие" ведь и произведено от неё. Доверие есть явление порядка религиозного, в то время как любовь - эмоциональна и чувственна. В православной аскетике жёстко разделяют чувства, возникающие при молитве и подлинно-духовный религиозный опыт. Церковь учит, что чувства могут обманывать. С верой и доверием такого не происходит никогда. Мы - это наша вера. Человек определяется тем, во что верит, а не не тем, что ест. "Выбирая богов, мы выбираем судьбу".

Влюблённость отличается от любви отсутствием доверия. Этого последнего как бы нет, оно заменено, вытеснено сплошною любовью. Это такое "тяготение в тяготении". Доверие обеспечивает нашу автономность от любимого, даже свободу, во влюблённости же никакой свободы нет. Влюблённый в отсутствии своего "предмета" не может дышать, хочет видеть его каждую минуту. Где тут перенести кратковременное отсутствие!

Как и любая страсть, влюблённость делает несвободным. Она, ко всему, не позволяет и развиваться. Поскольку полностью подчиняет человека, его душу себе. Влюблённый как бы застывает, весь погруженный в свои переживания. И находится в этом состоянии, пока влюблённость не пройдёт.

Влюблённость не даёт свободы именно потому, что не включает доверия. По отношению к влюблённости о доверии нельзя говорить - это другое. Влюблённость вообще качественно иное, отличное от всего. И прежде всего от любви. Мы не равны нашим страстям, напротив, они нас принижают, делают хуже. Но горе тому, кто не заплатил им свой долг! Не ведает подлинного взлёта тот, кто не прошёл через падение...

В настоящем супружестве, где есть доверие и любовь, всегда будет и развитие. Полноценные отношения непременно обогащают, так как имеют внутреннюю динамику. Две половинки не просто дополняют друг друга - в правильном союзе люди всегда развиваются. Потому что кроме любви, у них есть доверие. Такая система, где люди любят и доверяют друг другу, обеспечивает множество внутренних свобод. Куда больше, чем у развивающегося одиночки. Если вы чувствуете, что не развиваетесь в браке - значит, в отношениях что-то неправильное, допустили перекос.

Влюблённость обогащает так же, как доза спиртного или наркотика. Рано или поздно влюблённость обязательно должна пройти. Настоящая любовь никогда не проходит.

Завоевать доверие в браке действительно важно для супружеской пары. Ведь мы хотим чувствовать себя комфортно рядом с супругом, а также . Но как завоевать это доверие, когда проблем в жизни становится все больше, и времени на улучшение отношений с любимым человеком просто не остается? На самом деле все проблемы кроются в нас самих, и мы можем сделать все возможное, чтобы оправдать ожидания супруга и завоевать его доверие. И начинать конечно же нужно с верности.

Вы должны оставаться верными супругу, если действительно хотите, . Ведь если вы женились на этом человеке, то должны быть привержены ему. И даже не думать о романе за его спиной. Как только у супруга возникнут сомнения о неверности, тогда станет очень сложно завоевать доверие в браке. Поэтому держитесь подальше от мыслей . Не проводите слишком много времени без своего супруга в кругу других мужчин и женщин. И помните о тех обещаниях, которые давали во время брачных церемоний.

1. Сдерживайте обещания

Один из способов завоевать доверие в браке - это всегда делать так, чтобы слова подтверждались действиями. Если вы говорите что-то, тогда следуйте своим словам и выполняйте сказанное. В этом случае человек будет вам доверять. А когда вы говорите супругу: «дорогой (ая) я тебя люблю» , а после этого относитесь к нему неуважительно. Тогда между вами не будет . Ведь супруг перестанет придавать большое значение вашим словам. И в итоге будет также неуважительно относиться к вам. Если даете обещание, то выполняете его - это однозначно укрепит доверие между вами. И прежде чем давать обещание, убедитесь, что сможете выполнить сказанное.

2. Проявляйте честность

Развивайте честность, если хотите . Ваша цель должна заключаться в выработке привычки соблюдать абсолютную честность в любом деле. А говорить правду - это один из самых действенных способов завоевать доверие в семейной жизни. Бывает сложно говорить правду. Но нужно набраться смелости и сделать это, даже если супруг будет недоволен сказанным. И через время он начнет уважать вас за проявленную смелость и честность.

Если между вами произошла ссора, и после этого вы осознали свою вину, тогда признайтесь. Вы ничего не потеряете, а наоборот, заслужите больше доверия. Иногда наше эго и гордость, мешают быть собой. Но если вы справитесь с этим, то ваши .

3. Будьте полностью открыты перед супругом

Секреты между людьми становятся основной причиной недоверия. Поэтому крайне важно, чтобы вы были открыты перед супругом, если хотите завоевать любовь в браке. и вовлекайте партнера во все решения, которые принимаете. Если у вас есть отдельные банковские счета, нет ничего плохого в том, чтобы сказать любимому. Если хотите отложить деньги на новую машины или для покупки новых украшений, скажите об этом. Такие действия будут говорить о том, что вы цените мнение любимого человека и проявляете к нему уважение.

Никогда не говорите супругу, что он слишком любопытен или пытается действовать на нервы. Например, если выходите из дома и супруг спрашивает: «куда вы идете?» , тогда расскажите ему все в подробностях. Например: « Я иду на 2-3 часа к сестре, посмотрю как они поживают, а потом сразу же вернусь домой» . Никогда не спрашивайте, « зачем тебе это?» - такие фразы вызывают неуважение, и супруг начнет подозревать, что вы что-то скрываете от него. Либо если вы задерживаетесь на работе, и супруг хочет знать, почему вы опаздываете, не медлите и расскажите ему. Даже если чувствуете себя слишком раздраженным этим вопросом. Открытость и честность укрепляет доверие в браке. А если вы начнете словесную атаку, либо вовсе не будете отвечать, тогда партнер начнет думать, что вы хотите что-то скрыть.

4. Чаще радуйте любимого

Когда вы стараетесь угодить супругу, то проявляете к нему заботу и уважение. Он будет знать, что сможет положиться на вас без каких-либо страхов и сомнений. Вы не должны иметь отношения, где партнеры существуют сами по себе. Либо говорить подобное: «если мы женаты, это еще не значит, что должны во всем угождать» . Такое поведение ведет .

Старайтесь придерживаться позиции, которая гласит: «возможно я не могу удовлетворить абсолютно все желания супруга в браке, но я сделаю все возможное, чтобы выразить любовь, и попытаться удовлетворить его потребности" . В таком случае партнер увидит, что вы привержены ему, и вот тогда сможете с любимым человеком.

5. Научитесь прощать

Вы сможете завоевать доверие в браке, если научитесь прощать партнера. Прощение помогает очистить разум от ненависти и злости. Если вы не научитесь прощать, а будете дальше продолжать ссылаться на ошибки партнера. Тогда не сможете создать счастливые отношения. Прощение и понимание - это прямой путь к счастью и благополучию.

А если вы каким-либо образом обидели супруга, тогда попросите прощения. Расскажите как вы себя чувствуете, как много думали о своем поступке, и какие уроки извлекли из этой ситуации. Это поможет вам завоевать доверие в браке. Только важно показать своими действиями, что вы действительно раскаялись. Пусть супруг увидит реальные изменения. Кроме этого, всегда напоминайте себе о своих ошибках. О том, какие ощущения они у вас вызывают и как сказываются на ваших родных и близких. Это будет служить для вас инструментом, чтобы воздерживаться от повторения своих неправильных действий.

6. Не нужно противостоять супругу

Люди в браке часто пытаются изменить супруга, когда видят его недостатки, либо то, что им не нравится. Но мы все не идеальны, и у каждого есть как позитивные, так и негативные стороны. Люди, которые пытаются как-то изменить партнера, вызывают этим лишь ненужные ссоры и создают проблемы в отношениях. Вы можете ворчать сколько хотите, и жаловаться на супруга. Но это никак не поможет вам создать

Можно ли человека любить и ему не доверять? Можно. Истинная любовь к человеку совсем не означает обоготворения всех его качеств и преклонения пред всеми его действиями. Истинная любовь может замечать и недостатки человека, столь же остро, как и злоба. Даже ещё острее. Но любовь не как злоба, а по-своему, по-любовному относится к недостаткам человека. Любовь бережёт и спасает человеческую душу для вечности; злоба же топит, убивает. Любовь любит самого человека; не его грехи, не его безумие, не его слепоту… И более остро, чем злоба, видит всё несовершенство этого мира.

Подвиг прозорливости духовной - видеть все грехи людей и судить всё зло - и при этом не осудить никого. Только свыше озарённый человек способен на такую любовь.

Да, можно любить и - не доверять. Но не есть ли доверие признак души открытой, и не есть ли открытость свойство любви? Нет, любовь - шире открытости. И без открытости души в этом мире может быть любовь. Старец Амвросий Оптинский или преподобный Серафим любили людей пламенной любовью и в Духе служили им. Однако не всем открывались, и открывались мало; хранили душу свою от людских взоров, проникая своим взором в души людские. Духовник на исповеди совсем не открывает своей души исповедующемуся. Но душа истинного духовника открыта - не обнаружением, но любовью; и через любовь обнаруживается в мире.

Старец не всегда и не всем открывает всё, что знает от Бога. Но, сообразуясь с состоянием каждого, к каждому подходит соответственно.

Мать, которая не всё, что приходит ей на мысль, говорит своему ребёнку, не по нелюбви скрывает, но по любви не доверяет, а являет именно ребёнку свою любовь, скрывая от него всё ему не полезное, до чего не дорос он ещё, чего не может принять в своё незрелое тело и в свою незрелую душу.

Неискренность, не-непосредственность, не-простота, как и «недоверчивость», - могут быть благими. Врач не всё открывает больному, начальник - подчинённому, учитель - ученику.

Состояние и возраст, вместимость и приготовленность определяют предмет и истину, являемую в мире.

Кораблю подобна человеческая душа. Корабль имеет подводную часть, и душа должна иметь своё невидимое для мира сознание. Не «подсознание», но укрываемое - ради блага истины - сознание. Злое утаивать надо, чтобы никого не замарать. Доброе утаивать надо, чтобы не расплескать. Утаивать надо ради пользы всех. Скрывание душой своего зла иногда бывает необходимостью духовной; скрывание своего добра почти всегда бывает мудростью и праведностью.

Не всякая непрямота есть неправда; и не всякое недоверие есть измена последнему доверию.

Последнее доверие можно иметь лишь к Богу Триединому и ко всем Его законам и словам. Недоверие же к себе есть всегда мудрость, и всякое подлинное, положительное недоверие, по любви, к другим есть продолжающееся святое недоверие к самому себе. Ибо не волен бывает, подчас, в своих делах и словах человек, мятётся во зле и сам не отдаёт себе в этом отчёта.

Не во всём доверять себе, - это имеет глубокий и спасительный смысл. Свой опыт, свой ум, своё сердце, своя мысль, своё настроение… всё это шатко, бедно и неопределённо; здесь нет абсолютного предмета для доверия… А от недоверия ко всему шаткому проистекает всесовершенное и безграничное доверие к Богу Триединому.

Ближним столь же нельзя доверять (и столь же можно!), как себе; а себе - лишь по мере своей согласованности с Откровением Божиим, с волей Христовой, открытой в мире и открывающейся в душе.

Лишь духовным отцам и руководителям - истинным и испытанным - во Христе, можно всецело доверять себя, более, чем себе, и предавать свой слух и свою душу во имя Бога.

Ближний же мой, друг мой, есть лишь частица меня самого (ибо он частица всего человечества, коего я - частица). Следствия первородного греха, страсти, - присущи и ему, и мне. Конечно, в разной мере и в различных оттенках, но как он, так и я - мы имеем основание - не доверять своей пока ещё двойственной природе и непреображённой воле. Мы действуем почти всегда по страсти, с примесью греховного, а не бесстрастно; не свободно - во Христе.

Я действительно изменчив, непостоянен; колеблюсь различными приражениями лукавого, и чистота глубины души моей то и дело замутняется поднимающимся со дна её илом. Ближний мой так же изменчив, как я, и столь же способен на доброе, как и на злое.

Я нуждаюсь в постоянной проверке себя, и ближний мой - также. Я должен без устали проверять свои действия в мире: по Богу ли они? Проверки требует не только злое, но и «доброе» моё, ибо злое часто бывает очевидно, тогда как доброе лишь кажется добрым, а на самом деле бывает злым. Впрочем, и злое нуждается в проверке; и злому нельзя доверять по первому признаку «злого». Людям потемнённым (каковы мы) и хорошее представляется плохим, если оно сопряжено с болью, тягостью и оскорблением нашего самолюбия.

Не о злой подозрительности здесь речь, а о благом творческом недоверии к себе и ко всему, что окружает нас в мире.

Грех нам представляется почти всегда чем-то сладким; не нужно доверять этой сладости, ибо она есть горчайшая горечь и страдание. Страдание же (например, в борьбе за чистоту тела и души) представляется невыносимым и отвратительным; не нужно доверять и этому выводу; за благим страданием следует мир, который превыше всякой радости.

Люди много и часто подолгу говорят, и как будто идеи их должны служить благу; но сколько неверного, соблазнительного и пустого льётся из их уст. Не нужно доверять всем словам людей. Люди часто сами страдают за те слова, которые они сами сказали, и раскаиваются в них.

Да, не всё, что исходит от человека (даже при самых благородных его намерениях!), есть благо. Многое бывает ненужно, напрасно, греховно, и таковым является не только для того, кто это ненужное изводит, но и для того, кто его неосторожно принимает.

Углубляя свою любовь к людям, никогда не надо забывать, что все люди больны и необходимо жить среди них в постоянном трезвении, не только в отношении себя, но и в отношении всех окружающих. Лишь при первом бывает плодоносно последнее.

Не к самому человеку надо, конечно, иметь недоверие, но к данному его состоянию. Степень доверия следует всегда менять, соразмерно состоянию просветлённости человека в Боге. Если человек, которого мы любим и которому всегда до сих пор доверяли, вдруг явится пред нами нетрезвый и начнёт нам давать какие-нибудь советы - исчезнет ли наша любовь к этому человеку? Если мы глубоко его любим, любовь наша не исчезнет, и даже не ослабится. Но доверие исчезнет, не только к словам, но и к чувствам этого человека, пока он в таком состоянии.

Опьянение вином реже бывает у людей, чем опьянение какой-либо иной страстью: гневом, злопамятством, похотью, деньголюбием, славолюбием… Страсти как вино действуют на разум и на волю человека и извращают всю его душу. Опьянённый какой-либо страстью не владеет собой, перестаёт быть самим собой, делается «игралищем бесов»; даже тот, который в свободное от страсти время бывает исполнен подлинной глубины и чистоты Христовой, посколь она возможна в пределах нашей земной, личной и наследственной, греховности.

Более светлому состоянию человека принадлежит и более совершенное доверие. Например: я хочу произнести слово, или - принять Святые Тайны, но чувствую, что душа моя полна смятения и страсти… Я должен в этом случае поступить по Евангелию, т. е. оставив свой дар у жертвенника, пойти помириться с душою, с моим «братом»; иначе сказать - умиротвориться, войти в небесную жизнь. Вот образец праведного и благого недоверия себе, во имя Христовой любви к самому себе. Эгоистическая любовь моя, напротив, желала бы презреть, не заметить моих недостатков и сочла бы душу мою достойной, неправедно доверила бы ей и позволила бы её греховному состоянию излиться на мир или беспокаянно приблизиться к Богу, к Его горящей купине. Позволила бы, - не по заповедям Божиим (которые суть: «изуй сапоги твои», то есть греховное состояние души), а по своеволию… И опалился бы я непреложными законами Божией чистоты.

Несомненно, что я должен беспристрастно относиться к себе и к другим. Но не будет ли это значить, что я творю суд над кем-нибудь вопреки слову: «не судите, да не судимы будете»? Нисколько. Рассуждение есть признак выхода человеческой души из дурного её младенчества. Рассуждение - это мудрость, о которой сказано: «будьте мудры, как змии». Рассуждение есть венец любви, и святые учители Церкви даже - о тайна! - считают его выше любви, выше, конечно, человеческой, неразумной, часто даже погибельной - любви. Рассуждение есть небесная мудрость в жизни, духовный разум любви, который не отнимает её силу, но даёт ей соль.

«Не мечите бисера вашего…» - это не отсутствие любви (Слово Божие учит лишь одной любви!), но мудрость любви, знание высших законов неба, изливающихся на весь греховный мир, но не смешивающихся ни с чем греховным.

«Не мечите бисера вашего…» - есть заповедь о недоверии в любви, заповедь, ведущая к любви, оберегающая любовь.

«Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя…» Я постоянно хочу осуществить в себе и во всём эту любовь - упразднить царство своё, и открыть - Божие. Не доверять, не принимать ничего своего, человеческого, греховного и полугреховного. Открыть свой слух и своё сердце (всю его глубину!) лишь Божиему, чистому, светлому. Да приидет Царствие Твое! Я - до смерти - не хочу успокоиться в алкании его - во всём. Я молюсь, и не холодно слетает слово это с уст моих, оно исторгается из всего существа моего и заставляет меня томиться, как в пустыне.

Сладок Суд Божий, совершающийся в моём сердце, над моим сердцем. Сладостно мне Пришествие Христово. Я встречаю Господа везде. Не везде является мне Господь, но я встречаю Его, в каждом слове, в каждом дыхании. В разговорах, намерениях и действиях человеческих.

Я хочу лишь Его. И ненависть хочу иметь ко всякой не Его правде. Я всё хочу лишь в Нём, без Него мне ничего не надо, всё мне бесконечно тяжело и мучительно. Он свет сердца моего. Я бы не сделал ничего доброго, если бы знал, что это доброе Ему не угодно. Я знаю всегда - и ночью, и днём - что Он близ меня; но не всегда я слышу Его горячее дыхание, ибо не всегда я сам устремлён к Нему и хочу Его более всего другого. В этом своём переживании я чувствую такую немощь, такую слабость и нищету, что ни в чём земном не могу успокоиться, ничто не может поддержать меня. Лишь Он, сказавший: «Мир Мой даю вам».

Архиепископ Иоанн (Шаховской)