Как увеличить словарный запас ребенка? Логопедические игры от трех до восьми лет. Орангутаны питаются молоком матери до восьми лет Игра на падежные окончания

Наблюдать орангутанов в живой природе довольно сложно: большую часть жизни они проводят в кронах деревьев, высоко над землёй, и там же выкармливают детёнышей. Особенно сложно выяснять подробности семейной жизни обезьян — например, когда самка прижимает детёныша к груди, наблюдателю сложно понять, кормит она его или просто качает. Зоологи предпологали, что период грудного вскармливания у этих обезьян продолжается дольше, чем у любых других млекопитающих: от трёх до восьми лет, но доказательств не хватало.

Пол Гиньяк (Paul M. Gignac) и Грегори Эриксон (Gregory M. Erickson) из университетов штатов Оклахома и Флорида нашли способ измерить продолжительность периода грудного вскармливания, не прибегая к наблюдениям за дикими орангутанами. Учёные опирались на химический анализ зубов орангутанов из музейных коллекций. Маркером послужил барий — химический элемент, который обезьяны получают в основном с молоком матери. В зубах орангутанов барий накапливается в следовых количествах, пока детёныш питается молоком, и почти пропадает, когда животное переходит на «взрослую» пищу.

Гистологический анализ и масс-спектрометрия с индуктивно-связанной плазмой (метод, позволяющий определять присутсвие даже малых количеств отдельных элементов) зубов четырёх диких орангутанов видов Pongo abelii и Pongo pygmaeus показал, что количество бария, поступающего в организм детёнышей, особенно велико в первый год жизни, а затем постепенно сходит на нет. Эти данные не противоречат и данным наблюдений в живой природе: после 12 месяцев мамы-орангутаны начинают вводить в рацион детёнышей фрукты.

После первого года жизни кривая содержания бария подвержена периодическим изменениям, примерно соответствующим смене времён года, которые повторяются на протяжении 8 — 8,8 лет. Примерно в этом возрасте орангутаны достигают половой зрелости и покидают своих родителей. Если бы дела с грудным вскармливанием у человека обстояли так же, мы бы питались молоком матери до 12 — 14 лет.

Учёные предположили, что детёнышей старше одного года кормят молоком не весь год, а только тогда, когда заканчивается сезон фруктов. Взрослые орангутаны переходят в такие периоды на менее питательную пищу — твёрдые зёрна или траву. Возможно, детёныши не могут есть «кризисную» еду, и матери подкармливают их молоком, предполагают зоологи.

Долгое детство орангутанов обычно объясняют их уединённым образом жизни: у других приматов детёныш остаётся в стае, которая защищает и подкармливает его, а одиночкам орангутанам приходится оставаться с детёнышами, пока те не станут полностью самостоятельными. В дикой природе орангутаны доживают до 30 лет, восемь-десять из которых проводят с матерью, а самки проводят еще восемь — шестнадцать лет в компании своих малышей.

В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок. Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори. Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?

Немного истории…

Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.

В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.

В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий. По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы. Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Суть педагогики Монтессори

Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!» .

Основные пункты:

  • Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
  • В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
  • Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.

Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила :

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
  • Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.

Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.

В чем особенность занятий по Монтессори?

В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:

  1. Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
  2. Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
  3. Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
  4. В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
  5. Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Спорные моменты в методике Монтессори

Главное преимущество методики Монтессори – ребенок развивается самостоятельно, в своем собственном темпе, без особого вмешательства со стороны взрослых. Что же касается существенных минусов методики, то к ним специалисты относят следующее:

  1. Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.
  2. Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.
  3. Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.
  4. Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.

В настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее , добавляя собственные наработки.

Беседа со специалистом по системе Монтессори в раннем развитии малышей: Что нужно знать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок развивался с ранних лет

Наше мнение

Методика раннего воспитания итальянского доктора и ученого Марии Монтессори достаточно интересна и своеобразна. Дети, воспитанные в монтессори-классах, самостоятельны и уверены в себе, умеют решать бытовые проблемы. Они не только отстаивают свое мнение, но и способны нести ответственность за собственные поступки. Если у вас есть желание видеть эти качества в своем ребенке, попробуйте прочитать несколько книг и пособий автора: «Дом ребенка», «Мой метод», «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет», «Помоги мне это сделать самому», «Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе (сборник)», «Дети — другие», «Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг)», «Впитывающий разум ребенка», «После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития» – и возьмите на заметку некоторые советы по детскому развитию и воспитанию.

Юля на своем опыте делится положительными и отрицательными сторонами методики Монтессори:

Фильм о Марии Монтессори

Метод Монтессори. Развитие детей от 8 месяцев до 3 лет

Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослого — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научиться самостоятельно постигать мир. А постичь его он может только через опыт — опыт мысли, чувства, действия.

Играя с матералом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности.

Эти, казалось бы, простые упражнения — переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, вылавливание шариков, и столь нелюбимые большинством взрослых стирка и подметание пола и т.п. — действуют на кроху просто завораживающе. Вот ведь теперь он — совсем как взрослый, все умеет и все делает самостоятельно! Это очень повышает их самооценку, и как следствие — появляется уверенность в себе. Надо ли говорить, как это важно!

Мамина школа: Развитие ребёнка по системе Монтессори

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Самым важным периодом в развитии ребенка считается возраст с 3 до 8 лет. Именно в это время он прекращает воспринимать себя, как одно целое с мамой и начинает осознавать свою индивидуальность. По мере своего взросления кроха все сильнее ощущает свою независимость.

Уже в три года за ребенком можно заметить первые признаки взросления:

  • Он начинает осознанно употреблять в речи местоимения «я», «он», «ты». Если раньше ребенок говорил о себе в третьем лице, то теперь уверенно называет себя «Я».
  • Легко определяет пол человека, понимает, к какому полу принадлежит сам, знает, какие игрушки и цвета одежды больше подходят мальчикам, а какие девочкам.
  • Начинает общаться с ровесниками в садике и на игровой площадке. Именно во время игр со сверстниками малыш впервые понимает, что необходимо подчинять свое «хочу» общим правилам. В его мышлении формируются понятия «хорошо» и «плохо», он видит, как ведут себя другие дети и сравнивает их эмоции со своими.
  • Появляется желание учиться чему-то новому. Это один из ключевых признаков взросления, ведь именно на нем базируется дальнейший процесс развития и обучения.

Активная социализация ребенка с 3 до 8 лет приводит к тому, что он постигает основные законы окружающего мира и адекватно оценивает свои поступки.

Как выявить потенциал ребенка?

В период с трех до восьми лет ребенок начинает ходить в детский сад, школу, на разные секции. Подобрать для него такое учебное заведение, подходящее его уровню развития и природным данным – большая ответственность, которая ложится на плечи родителей. Кроме обычных общеобразовательных садиков и школ есть много специализированных учебных заведений, которые развивают умения ребенка в определенном направлении. Разные студии творчества, кружки, секции.

Как выяснить, что именно подойдет вашему чаду, к какому виду творчества он наиболее предрасположен? Не навредят ли ему занятия в кружке, который ему не по душе? Как сделать правильный выбор? Эти вопросы не дают покоя многим родителям, ведь все занятия, общение и эмоции, которым подвергается ребенок, так или иначе, влияют на формирование его личности.

Для того чтобы определить потенциал ребенка, нужно как можно чаще наблюдать его в разных ситуациях. Никто не видит малыша так часто как его родители и ближайшие родственники. Поэтому именно они должны заняться целенаправленным наблюдением, которое является одним из основных способов изучения особенностей деток.

Присматривая за своим чадом, внимательно приглядитесь к его рисункам, пусть они еще пока и выглядят смешно. По разным творческим работам малыша можно сделать выводы о состоянии его памяти, внимания, речи и мелкой моторики. Склонности ребенка также легко определить по его познавательной активности, ведь он всегда расспрашивает у взрослых о том, что его интересует, а потом много рассказывает об этом сверстникам.

Игра как метод изучения потенциала ребенка

Многие склонности и особенности характера малыша можно изучить, наблюдая его поведение во время игры. При этом важно не только, как он ведет себя во время игры, но и какие игры предпочитает. Спросите ребенка, во что он хочет поиграть, проверьте, одинаковым ли будет этот выбор при наличии разных вариантов и тогда, когда самому нужно вспомнить название игры.

Естественные условия игры отлично раскрывают потенциал. Чем увлекательней и разнообразней игра, тем больше данных о ребенке можно собрать, наблюдая за его поведением в ее рамках.

Когда дети становятся чуть старше, они много времени проводят вне дома, а родители уже не уверены, смогут ли правильно определить их склонности. В таких случаях можно проконсультироваться у специалиста – психолога, педагога, специализирующегося на раннем развитии.

Чтобы определить потенциал деток, они используют разные тесты и диагностики. Наиболее популярными являются тест Векслера, определяющий уровень детского интеллектуального развития, и методика «Несуществующее животное», способная показать реальную картину преобладающих эмоций ребенка и его творческого потенциала.

Весьма популярным способом выявления наклонностей детей является комплексное обследование. Оно включает в себя целый набор методов и приемов, направленных на создание целостной картины развития малыша и в полной мере определить его способности. В рамках такого обследования специалист наблюдает за ребенком некоторое время, отмечает динамику его развития, проводит различные тесты. Во время тестирования малыш выполняет разные задания, отвечает на вопросы. В конечном итоге специалист дает профессиональную оценку по трем пунктам:

  1. уровень интеллектуального развития;
  2. потенциальные возможности;
  3. творческий потенциал.

Чтобы выявить самые эксклюзивные, редко встречающиеся особенности, желательно внимательно проанализировать данные о ребенке, собранные и специалистами, и родителями. В процессе социализации интересы ребенка часто меняются под влиянием окружающих людей. Но совсем не приводит к тому, что его врожденные способности снижаются.

Следует заметить, что выявленные специалистами способности ребенка еще не гарантируют его будущие значительные достижения. Они лишь свидетельствуют об вероятности успеха в том или ином виде деятельности.

Развивать способности ребенка можно не только с помощью специальных кружков и секций, но и в домашних условиях. Благодаря всемирной паутине, на сегодняшний день проще простого найти подходящую методику , помогающую в развитии той или иной способности. Одной из такой методик может стать интерактивное обучение по системе Smart Koala .

Чтобы ребенок овладел новыми словами, сначала нужно, чтобы они отложились у него в пассивном активе памяти. Это значит, он должен запомнить, что значат эти слова и понимать их, когда слышит от других. Например, он сможет показать по вашей просьбе нужный цвет или нужную фигуру «покажи мне лиловый цвет» или «покажи мне пирамиду».

Затем, когда новые слова осядут у ребенка в головке, нужно ввести эти слова в активный запас ребенка. Например, «назови, какого цвета эта карточка». Ребенок вспоминает слово и использует его, таким образом включая его в свой активный словарный запас.

Причем, делать это надо не раз и не два, а регулярно, чтобы эти слова и правда отложились у ребенка в голове.

Некоторые родители покупают безумно дорогие логопедические книги, чтобы изучать с ребенком новые слова и выражения. Тем не менее, вполне можно обойтись и без специализированной литературы. Мы, родители, в повседневной жизни не используем с ребенком и половины словарного запаса, который содержится в нашей голове. Выудив его из головы во время общения с ребенком, вы сможете значительно пополнить словарный запас своего чада.

Игра на знание частей тела.

После того, как вы ввели в пассивный словарный запас ребенка названия некоторых частей тела, предложите ему выполнять ваши команды, которые могут звучать следующим образом:

— Положи руки на талию.

— Дотронься пяткой до колена

— Хлопни ладонью по бедру

— Дотронься языком до подбородка

— Подними плечи наверх

— Обхвати пальцами запястье

— Прикоснись локтями к коленям

— Встань на пятки, а потом встань на цыпочки.

— Покрути шеей

— Прикоснись к вискам и т.д.

Нужно вводить по несколько названий частей тела за один раз, чтобы эту игра-урок не превратилась бы в непосильную зубрежку. Вот названия, которые вам нужно понемногу задействовать в этой игре:

Брови, лоб, подбородок, щеки, переносица, виски, затылок, темя, плечи, спина, грудь, живот, талия, бедра, голень, стопа, пятка, лодыжка, запястье, ладонь, пальцы, ногти, ресницы, веки, нос, уши, рот, голова, туловище, руки, ноги, спина, шея, поясница.

После того, как ребенок хорошо освоил некоторые слова, попросите его покомандовать вами, чтобы перевести эти слова в его активный запас. Пусть он дает вам примерно такие же команды, которые вы ему показали. Поначалу он будет использовать только хорошо знакомые слова: руки, ноги, голова, живот, глаза, рот… Но поощряйте его использовать новые слова и постепенно он задействует и их.

Игра на падежные окончания.

Возьмите какую-нибудь книжку с картинками, и глядя на картинку задавайте вопросы, в которых используются разные падежные формы (Кто, что? Кого, чего? Кому, чему? Кого что? Кем, чем? О ком, о чем?):

О ком эта сказка?

Кто живет в домике?

С кем дружит мышка? И т.д.

Следите за окончаниями в словах ребенка. Если ребенок неправильно произнес слово, поправьте его.

Игры на предлоги

Возьмите маленькую игрушку, и спрячьте ее так, чтобы ребенок не видел под стол. Потом спросите у ребенка: «А куда же спряталась игрушка? Под стол!» Попросите ребенка найти игрушку. Потом спрячьте игрушку за свою спину. Скажите ребенку, что игрушка за вашей спиной, и попросите ее найти. Цель этой игры – в том, чтобы пополнить пассивный запас ребенка предлогами.

в, без, до, из, на, по, от, перед, при, через, с, за, над, под, из-за, из-под.

Затем помогите ребенку ввести эти слова в активный запас. Спрячьте на глазах у ребенка игрушку. Например, под стол, затем спросите, куда вы спрятали игрушку? Прячьте игрушку в разные места, и попросите ребенка ответить, куда спряталась игрушка.

Также можно поиграть с ребенком в «карту сокровищ». Приготовьте ребенку подарок и куда-нибудь его спрячьте. К этому подарку должны вести подсказки. Например, спрячьте под подушкой ребенка картинку, на которой нарисован его столик. Это значит, ребенок должен подойти к своему столу. Будучи рядом со столом, вы говорите: «под столом». Спрячьте заранее под столом (заклейте туда скотчем) следующую подсказку. Конечно, если ребенок уже умеет читать, можно писать ему такие записки: «под твоим столом» или «на полу, под кроватью» и т.п. Эта игра задействует предлоги и, таким образом, увеличит словарный запас ребенка.

Говорим о животных

Если у вас есть книжки или картинки с изображением животных, то перед вами открыт целый диапазон занятий с детьми для увеличения его словарного запаса.

Во-первых, учим названия животных. Сначала мы просим показать определенных животных, например, «покажи корову». Потом, показывая карточки, просим самого ребенка назвать животных.

Когда ребенок хорошо владеет названиями животных, можно рассказать о том, какие звуки умеют издавать животные, и как эти звуки называются.

Например,

Лошадь ржет, корова мычит, собака лает/рычит, кошка мяукает, мышка пищит, свинья хрюкает, гусь гогочет, курица кудахчет, петух кукарекает, лягушка квакает, овца, коза блеет, медведь ревет, змея шипит.

К тому же много новых слов дети узнают, если вы им расскажете о семьях животных.

Например,

Кобель + собака = щенок

Кот + кошка = котята

Баран + овца= ягнята

Козел + коза = козлята

Жеребец + кобыла = жеребята

Бык + корова= телята

Хряк + свинья = поросята

Гусь + гусыня = гусята

Селезень + утка = утята

Петух + курица = цыплята

Заяц + зайчиха = зайчата

Также, говоря о животных, можно рассказать о том, какое животное где живет. Или какое животное, что ест. Если у вас есть обучающие карточки или книги о животных – это прекрасная возможность обучить ребенка новым слова из жизни животных.

Рассказ по картинкам

Для этой игры понадобятся книжки для малышей с картинками, на которых на каждую страничку был бы большой рисунок и пара предложений текста. Задавайте ребенку наводящие вопросы, которые помогут ему ухватить суть происходящего на картинке. Затем приступайте к следующей картинке и т.д. Чтобы у ребенка получилось составить простенький рассказ.

Если ребенок с легкостью справился с заданием, попросите его в следующий раз рассказать о происходящем на картинках без ваших вопросов.

Также вы можете сделать книжку с картинками сами. Например, на тему: «Чем занимаются детки?»

Если у вас есть старый журнал про детей и родителей, вырежьте оттуда картинки с детьми, желательно с разнообразными занятиями, наклейте на карточки ватмана и, при желании, соедините эти карточки вместе. Попросите ребенка рассказать, что делает ребенок на картинке. Нравится ли ему это делать? Довольный ли он или грустный? Это позволит ребенку активнее пользоваться своим словарным запасом, переводя пассивное знание слов в активное.

Главное правило пополнения словарного запаса — это регулярные занятия. Также, как и взрослые не смогут овладеть английским языком за одно-два занятия, так и дети, изучая родной язык, делают это постепенно, через регулярные занятия. Посвятите 20 минут своего времени ребенку хотя бы 3-4 раза в неделю, и это поможет ему освоить много новых для него слов, а это, в свою очередь, положительно скажется на его самооценке и способности к общению.

Украинская активистка-националистка Лариса Ницой выступила с очередным заявлением, которое привлекло внимание прессы. Она призвала сажать за использование русского языка на Украине.

Лариса Ницой – украинская писательница, которая не только пишет детские книги, используя исключительно украинский язык, но и ведет свой блог, где рассказывает о борьбе с русской речью среди своих соотечественников. Так, когда активистка слышит русские слова от официанта или продавца, то не только устраивает публичный скандал, но и подробно рассказывает об этом в блоге.

Но, похоже, в последнее время поводов для недовольства Ницой не было, и блогер обратилась к украинской Конституции. Прочитав 10-ю статью, она пришла к выводу, что использование украинского языка на Украине обязательно, а изучив 382-ю статью, заключила, что за разговоры на русском можно угодить в тюрьму на срок до восьми лет.

Как уверяет писательница, под 382-ю статью попадают и учитель, использующий русский в школе на перемене, и директор этой школы, и продавец, говорящий на русском в магазине. А те, кто выступают в защиту русской речи, по словам Ницой, - преступники. Им также уготованы штраф или тюрьма. Впрочем, пока что ни одного случая, когда человек угодил на Украине под стражу за русскую речь, неизвестно. Очевидно, юристы трактуют эту статью иначе.