Классный час на тему "спички детям - не игрушка". Внеклассное мероприятие: "Спички - детям не игрушка" Жизненно важные правила

Беседа: «Спички детям не игрушка»

Цели : познакомить учащихся с причинами возникновения пожаров, со степенью их опасности; учить умению правильно действовать в случае обнаружения пожара.

Ход занятия

I. С л о в о воспитателя.
С давних пор огонь стал другом человека. Он освещал людям жилище, отапливал дома в холодное время года. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, в городах и селах.
Огонь – друг человека. Без него невозможна жизнь на земле.
Но огонь может быть не только другом и помощником человека во всех делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Неосторожное обращение с ним наносит непоправимый ущерб людям.
Поэтому вам надо знать основные правила по пожарной безопасности и строго соблюдать их:

1. Нельзя трогать спички и играть с ними.

2. Опасно играть с игрушками и сушить одежду около печи.

3. Недопустимо без разрешения взрослых включать электроприборы и газовую плиту.

4. Нельзя разводить костры и играть около них.

5. Если увидел пожар, сообщи об этом родителям или взрослым, или позвони по телефону «01».

II. Беседа-игра «Тили-бом, тили-бом. Почему загорелся кошкин дом?».
Воспитатель
: Теперь, когда вы знаете правила пожарной безопасности, давайте вспомним всем известное стихотворение С. Я. Маршака «Кошкин дом» и разберемся: что послужило причиной пожара? Кто вел себя правильно на пожаре?
«Тили-бом, тили-бом. Загорелся Кошкин дом». Помните ли вы, из-за чего он загорелся?

Учащиеся : Из-за неисправной печи, печь была оставлена без присмотра.
Воспитатель . А какие еще причины могут привести к пожару?
Учащиеся. Ребята играют со спичками, неосторожно обращаются с огнем, поджигают сухую траву.
Воспитатель . Кто продолжит стихотворение «Кошкин дом» дальше?
Учащиеся . «Кошка выскочила, глаза выпучила…»
Воспитатель. Почему?
Учащиеся . Кошка растерялась, испугалась.
Воспитатель . А кто не растерялся?
Учащиеся . Курица.
Воспитатель . Почему вы так думаете?
Учащиеся . «Бежит курица с ведром, поливает кошкин дом».
Воспитатель . А можно ли еще чем-то затушить огонь?
Учащиеся . Костер можно засыпать песком, землей.
Учитель. А что же должна была сделать кошка, когда обнаружила пожар?
Учащиеся . Позвонить по телефону 01 и вызвать пожарных.
Воспитатель. Правильно. Нужно позвонить по телефону 01, назвать точно адрес пожара и что горит.

III. Смотр знаний «Знаем, как при пожаре себя вести, знаем, как пожара не допустить».
1. Б е с е д а по вопросам:

1) Почему может возникнуть пожар?

2) Чем можно потушить пожар?

3) Назовите номер телефона, по которому нужно сообщать о пожаре.

2. И г р а «Отгадай-ка!».
Отгадайте загадки:
– Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь.)
– По деревне прошел, ничего не осталось.
(Пожар.)
– В маленьком амбаре держат 100 пожаров.
(Спички.)

3. Т в о р ч е с к о е задание.
Нарисовать рисунки на тему «Огонь – друг, огонь – враг».

IV. Итог занятия.
Воспитатель
. Ребята, какие выводы мы сделаем из нашего занятия? (Ответы учащихся.)
Ученик (рассказывает стихотворение).
Был пожар.
В это время мимо дома
Шел из школы мальчик Рома,
Слышит: девочка кричит;
Видит: дым густой валит,
Окна пламенем объяты…
К телефону-автомату
Рома быстро подбежал,
Номер «01» набрал.
Ростом спичка-невеличка –
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя.

Дети в своих играх часто повторяют поступки и действия взрослых. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Нельзя быть уверенным, что ребенок, оставшись один дома, не решится поиграть с коробкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не заинтересуется работой бытовой техники, которой достаточно в каждой квартире. Бывают случаи, когда взрослые вынуждены оставлять ребенка на какой-то промежуток времени без надзора.

Однако прежде чем уйти из дома, необходимо поручить наблюдение за ребенком старшим детям или кому-нибудь из взрослых. Чтобы ребенок не скучал, следует дать ему какое-нибудь задание: подсказать тему игры, подобрать нужные игрушки. Особенно опасно оставлять детей одних в запертых квартирах или комнатах. В случае пожара они не смогут самостоятельно выйти из горящего помещения наружу. Кроме того, спасаясь от огня и дыма, дети обычно прячутся в шкафах, под кроватями, столами, в углах комнат. Отыскать детей в обстановке развития пожара - дело нелегкое.

У детей необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок осознал, что спички - не игрушка, а огонь - не забава, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре, как о тяжелом бедствии для людей.

Дети должны запомнить свой адрес и телефон пожарной охраны, чтобы при необходимости вызвать помощь.

Часто, подражая взрослым, ребята начинают украдкой курить, выбирая для этого такие места, где можно надежно спрятаться от взрослых. При появлении родителей или педагогов они стремятся скрыть свой проступок - бросают непотушенную сигарету куда попало, не думая, что может произойти пожар.

Где и как ребята проводят свой досуг, с кем они дружат, каким играми увлекаются - эти вопросы должны быть предметом постоянного внимания родителей.

Опасность игр с петардами, фейерверками, другими пиротехническими изделиями, огнеопасными предметами, открытым огнем общеизвестна. Эти игрушки всегда притягивали к себе детвору. Но с каждым годом увеличивается количество получаемых детьми увечий, термических ожогов и травм от таких забав.

Почему это происходит? Ответ прост - в недостаточном обучении наших с вами детей правилам пожарной безопасности. Ведь обучение это расширение знаний, знакомство с основными причинами возникновение пожаров, привитие элементарных навыков осторожного обращения с огнем и умение правильно действовать в случае возникновения пожара, соблюдение требований правил пожарной безопасности. Если мы этому не обучим детей, начиная с дошкольного возраста, затем младшего школьного возраста, мы тем самым запланируем настоящие и будущие пожары из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Соблюдение этих правил должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических правил. Помочь им в этом обязаны мы, взрослые.

Поэтому детям необходимо разъяснять опасность игр и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами. Научить детей пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), вызывать на помощь пожарную охрану. Дети должны сознательно выполнять в детском саду, дома, на улице, в лесу требования правил пожарной безопасности.

Порой, лозунги и плакаты не дают желаемых результатов, а родители в свою очередь практически не уделяют внимание обучению детей элементарным правилам пожарной безопасности и разъяснению им об опасности и последствиях пожара. Но хуже того, часто сами подают пример небрежного обращения с огнем, а также оставляют детей без присмотра наедине со спичками.

Противопожарная пропаганда среди детей дошкольного возраста должна занимать одно из важных мест в воспитательном процессе.

Меры по предупреждению пожаров от шалости детей несложны:

Не оставлять на виду спички, зажигалки;

Не позволять детям покупать спички, сигареты;

Следить за времяпрепровождением детей;

По возможности не оставлять детей без присмотра;

Не доверять маленьким детям наблюдать за топящимися печами и нагревательными приборами, пользоваться газовыми приборами.

Следует иметь в виду, что если пожар произойдет в результате безнадзорности детей с причинением кому-либо ущерба, то родители несут за это ответственность в установленном законом порядке.

Конспект занятия для уч-ся 3 класса

Тема: Спички детям не игрушка

Лысенко Софья Дмитриевна, воспитатель

Цели и задачи:


  • выявить и закрепить знания детей о противопожарной безопасности;

  • дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички;

  • вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём.
Предварительная работа:

  • чтение детям произведений о пожаре: «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака, «Пожарные собаки» Л.Н. Толстого;

  • экскурсия по школе – знакомство с уголком противопожарной безопасности;

  • целевая прогулка к пожарному щиту – знакомство с предметами пожаротушения;

  • беседа на тему «Правила поведения при пожаре».
Ход занятия.

1. Формулирование темы занятия. Актуализация опорных знаний.

Ребята, прослушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» и определите тему урока.

Ехал один гражданин по Москве –

Белая кепка на голове,

Ехал весной на площадке трамвая

Что-то под грохот колёс напевая.

Вдруг он увидел - напротив в окне

Мечется кто-то в дыму и огне.

Много столпилось людей на панели.

Люди в тревоге под крышу смотрели:

Там из окошка сквозь огненный дым

Руки ребёнок протягивал к ним.

Что случилось в этом доме?

Чем опасен пожар?

Отчего может возникнуть пожар?

Тема сегодняшнего занятия «Спички детям не игрушка»

2. Основная часть.

«Игра со спичками»

Ребята прислушайтесь, вы что-нибудь слышите? Что-то пищит. Что это? (спички). Как интересно! Они что-то говорят. Спички говорят, что они очень хотят поиграть с нами. Спички предлагают, чтобы мы их зажгли, а спички будут гореть. Всем будет тепло и весело.

Итак, я зажигаю спичку. Как здорово! Сама спичка деревянная, а головка у неё из серы. Посмотрите, как спичка быстро вспыхивает, как красиво горит деревянная палочка, огонь такой яркий.

Ой, ребята посмотрите, огонь подкрадывается к моим пальцам. Хочет меня обжечь. Помогите мне. Что надо сделать? (подуть, бросить на пол) Спасите меня скорее, дуйте.

Ой, спасибо вам ребята, я так испугалась! А вы? А если бы я бросила горящую спичку на пол, что бы было? Да правильно, загорелся бы ковёр, мебель, занавески, одежда, мы с вами. Вот оказывается, какая большая беда от маленькой спички.

Детям спички брать нельзя - это не игрушка! Ребята, а кто из вас когда-нибудь обжигался огнём? (ответы детей) Было больно?

Ребята, а для чего нужны спички? (зажигать газовую плиту, свечу, костёр и т.д.).

Послушайте стихотворение «Песенка спичек»:

Спички детям не игрушка –

Знает каждый с юных лет.

Потому что мы подружки

Огонькам - без нас их нет.

Зажигаем мы конфорки,

Чтоб готовился обед,

И костер запалим ловко,

И свечу, даря ей свет.

Служим людям мы столетья,

И виновны только в том.

Что, попав случайно к детям,

Против воли все кругом

Поджигаем, не жалея –

И квартиру, и леса.

И детей тогда спасают

Лишь пожарных чудеса.

«Несчастье»

Ребята, вы знаете, сегодня нам принесли письмо. На конверте написано: «Детям от Чебурашки и Крокодила Гены». Послушайте, что они пишут: «Здравствуйте, дети! Я лежу в больнице. Хочу рассказать вам, как я сюда попал. Гостил я у Гены, мы читали книжки, рисовали, лепили из пластилина, а потом стало скучно, и мы решили придумать новую игру. И нашли спички и стали с ними играть. Сначала нам было весело, интересно Нам очень нравилось, как спичка чиркает по коробке, как вспыхивает огонь, а потом огонь подкрался к лапкам, мы побоялись обжечься и бросили спичку на пол. А потом я ничего не помню, очнулся только в больнице с Геной. Сейчас нам очень плохо, у нас болят лапки и ушки. Нас лечат врачи. Ребята не верьте спичкам, они могут наделать много беды. Они хитрые, всегда просятся детям в руки».

Ребята, почему Чебурашка и Крокодил Гена оказались в больнице? (ответы детей)

А вы сейчас хотите поиграть со спичками?

Ну и правильно, вы же умные детки, а умные дети придумывают себе умные игры.
С открытым огнем обращаться опасно!

Не жги ты ни свечки, ни спички напрасно.

А если зажег - никуда не роняй:

Прожорливо пламя горячее, знай!

Игра «Слушай внимательно»

А сейчас давайте немного поиграем. Игра называется «Слушай внимательно». Я задаю вопрос, а вы хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья».

Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"

Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?

Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?

Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?

Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.

Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

3. Подведение итогов. Заключение.

Ребята, помните о том,

Что нельзя шутить с огнём.

Кто с огнём неосторожен,

У того пожар возможен.
Деревянные сестрички

В коробочке - это спички.
Вы запомните, друзья,
Спички детям брать нельзя!
Не играй, дружок, со спичкой,

Помни, ты, она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть дотла.


Не смотрите, что мала,

Может сделать много зла.

Крепко помните, друзья,

Что с огнем шалить нельзя.


Для забавы, для игры

Спички в руки не бери.

Не шути, дружок с огнем

Чтоб не пожалеть потом.


Чтобы лес, звериный дом,
Не пылал нигде огнём,
Чтоб не плакали букашки,
Не теряли гнёзда пташки,
А лишь пели песни птички,
Не берите в руки спички!

Возле дома и сарая

Разжигать огонь не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.


Если имущество хочешь сберечь,

Не уходи, когда топится печь!


Когда без присмотра оставлена печь –

Один уголек может дом ваш поджечь.

Не играй с электроплиткою.

Спрыгнет с плитки пламя прыткое!
С газом будь осторожен,

От газа пожар возможен!

Нельзя над газовой плитой

Сушить промокшую одежду!

Вы сами знаете, какой

Большой пожар грозит невежде!

Не суши белье над газом.

Все сгорит единым разом!

Погладить рубашку и брюки

Утюг вам поможет, всегда,

Сухими должны быть руки

И целыми провода.

Включен утюг, хозяев нет,

На простыне дымится след.

Ребята, меры принимайте,

Утюг горячий выключайте!

Во избежанье всяких бед

Огню на елку хода нет!
Запомните, дети,

Правила эти:

Ты о пожаре услыхал,

Скорей об этом дай сигнал!


Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер - 01!


- Давайте ещё раз вспомним можно брать спички детям? А чего ещё нельзя делать?

Альбина Галиханова
Конспект занятия «Спички - не игрушка»

«Спички – не игрушка »

Программные задачи : продолжать разъяснять запрет на игру со спичками , причины возникновения пожара, уточнить знания детей о том, что огонь служит людям в быту и также опасен. Способствовать овладению детьми навыкам безопасного поведения в опасных ситуациях : знать, как вести себя при пожаре, понимать, к каким вещам в доме нельзя касаться (спички , газ, электричество и т. д., знать телефон службы спасения, развивать логическое мышление, память, речь, учить передавать особенности движений, эмоциональное состояние героев сказки. Воспитывать находчивость, ответственность, самостоятельность.

Материал :

Коробок спичек ; иллюстрации с изображением огня, который приносит пользу людям и огня, который опасен для человека; макет дома кошки (до и после пожара, а также ее друзей; плакат с рисунком телефона и цифрами «01» ; листы бумаги; геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) .

Предварительная работа :

Чтение сказки Корнея Чуковского «Путаница» , чтение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» , беседа об огне и рассматривание соответствующих иллюстраций, разучивание с детьми стихотворений про спички , рассматривание альбома «01» .

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети : Здравствуйте!

Воспитатель : Ребята, отгадайте, о чём мы с вами будем сейчас говорить

Загадка о спичках

Это тесный, тесный дом :

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестёр

Может вспыхнуть как костёр!

Не шути со спичками ,

Тоненькими (спичками )

Дети : Спички

Воспитатель : показывает коробок спичек .

Воспитатель : правильно, молодцы это спички . Ребята, а для чего нам нужны спички ?

Дети : С помощью спичек мы получаем огонь .

Воспитатель : Правильно. А вы знаете, огонь бывает разным? Как вы думаете какой?

Дети : Добрым, ласковым, тёплым, полезным, коварным, злым, опасным.

Воспитатель : Очень хорошо. Вы всё правильно сказали. А когда огонь бывает добрым, полезным, тёплым, ласковым?

Дети : когда люди осторожно пользуются спичками .

Воспитатель : А как он помогает?

Дети : Огонь нужен, чтобы сварить еду, чтобы было тепло, чтобы было светло и т. п.

Воспитатель : Правильно. А, как вы думаете, может такой незаменимый огонь стать врагом человеку? Огонь бывает злым, коварным, беспощадным и стать врагом человеку?

Дети : когда люди не осторожно пользуются спичками . А еще, когда дети берут спички в руки .

Воспитатель : Да верно. А что же происходит когда люди неосторожно пользуются спичками ?

Рассказывают стих :

Говорим мы, что огонь наш друг!

Но врагом он станет вдруг,

Если мы о нем забудем

Отомстит он сразу людям!

Дети : Огонь может уничтожить дома, постройки гибнет лес, животные.

Воспитатель : Молодцы, я думаю, что вы не будете брать спички в руки .

Вот посмотрите, какая маленькая спичка , а какая большая беда может произойти : может разгореться огромный пожар. Вот послушайте, какая история приключилась.

Сценка «Кошкин дом»

Тили-тили-тили-бом,

Загорелся Кошкин дом!

Ой, пожар! Пожар! Беда!

Помогите! Все сюда!

Вы пожарных позовите,

«01» им позвоните!

Кошка-мама, бедняга, рыдает,

Своих деток-котят обнимает.

Все соседи прибежали,

Дом водою поливали,

Даже Курочка с ведром

Поливала Кошкин дом.

Вот машина пожарная едет.

Спасены! – закричали соседи,

Ряба курочка громко кудахчет,

Только кошка с котятами плачет.

Потушили пожарные пламя.

Молодцы! – хвалит их Кошка-мама.

Вот пожарный к котятам подходит,

Строгий взгляд с малышей он не сводит :

Кто со спичками дома игрался ?

Это я… - котик Мурзик признался.

Что признался, за это хвалю,

Дети, я строго вам говорю,

Спички вы , малыши, не берите,

Дом родной от пожара храните!

Воспитатель : Молодцы! Хорошо мы с вами поработали, потушили пожар.

Подведение итога : Игра «Да» и «Нет»

Их я хочу услышать в ответ.

Все внимательно играйте,

Думайте и отвечайте.

На вопросы дайте ответ,

И скажите мне : «ДА» иль «НЕТ» .

Всем ребятам нужно знать,

Что с огнем нельзя играть.

Это все ребята знают? (ДА)

А с огнем они играют (НЕТ)

Для ребят пожары - шутка? (НЕТ)

Все ли дети здесь послушны (ДА)

Вова спичками играет ,

Мама это запрещает.

Дети, дайте мне ответ,

Прав наш Вова или нет? (НЕТ)

Непослушный мальчик

Вова спичками играет снова .

Пусть мне дети отвечают,

Маму Вова огорчает? (ДА)

Вот свеча, горит огонь,

Ты огонь попробуй – тронь!

Дайте, дети мне ответ,

Будет больно или нет? (ДА)

Нам пожары не беда? (НЕТ)

Врать не будем никогда? (ДА)

Маму слушаем всегда? (ДА)

Можно спичками играть ? (НЕТ)

Детям свечи зажигать? (НЕТ)

Причиняет огонь зло? (ДА)

А огонь дает добро? (ДА)

Ты труслив, когда беда? (НЕТ)

Силы жалко для труда? (НЕТ)

С огнем всегда ты осторожен? (ДА)

Что ж, завершать игру мне можно ? (ДА)

Физминутка «Насос»

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем

(делается легкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его, затем слегка выпрямляться)

Влево – раз, вправо – два

Потекла ручьем вода.

(наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины) ; наклон влево, движение вверх правой рукой.)

Раз, два, три, четыре (2-3 раза)

Хорошо мы потрудились.

Публикации по теме:

В каждом детском саду, школе проходят родительские собрания, семинары, конкурсы, занятия, посвященные различным темам по ОБЖ. Воспитатели.

Развлечение по правилам пожарной безопасности для старшей группы «Спички - не игрушка» МБДОУ «Шапшинский детский сад «Аленушка» Высокогорского муниципального района РТ». «Спички – не игрушки» Развлечение старшей.

2 младшая группа «Детям спички не игрушка" В младшей группе был разработан и составлен план мероприятий по безопасности детей на период.

Проект «Спички детям не игрушка» Проект «Спички детям не игрушка»Цель проекта: дать детям представление о существовании явления «пожар» и о мерах борьбы с ним. Задачи проекта:.

Недавно в нашем детском саду прошла тематическая неделя по пожарной безопасности. Мы с детьми подготовительной группы решили сделать информационный.

Большинство людей среднего и пожилого возраста хорошо помнят короткометражную комедию А. Гайдая «Пес-Барбос и необычный кросс», в которой красочно изображаются злоключения знаменитой троицы - Бывалого, Труса и Балбеса (роли исполняются Моргуновым, Вицыным и Никулиным) - при попытке разжиться рыбкой самым варварским способом, т.е. глуша ее взрывчаткой. При этом их злым ангелом становится тот самый пес Барбос. Правда, немногие, наверное, знают аналогичную историю, произошедшую в Австралии с золотоискателями и описанную (в смысле – изложенную) в новелле «Заряженная собака» где-то в 30-х годах прошлого столетия. Автора, к сожалению, не помню, но рекомендую прочитать. Слегка увлажненное лицо и нижнее белье гарантирую.
Ну а историю, описанную в разделе Дарвиновской премии, где фигурировали два североамериканских дятла, собравшихся зимой поохотиться на уток, а также (ЕСТЕСТВЕННО) собака и динамит, которая была опубликована пару лет назад на сайте anekdot.ru, читали многие. Как следует из приведенного анализа, такая СИТУАЦИЯ должна быть не единичной, и, по-видимому, возникала и будет возникать неоднократно, пока будут существовать необходимые для ее возникновения условия, как то: взрывчатка, пара-тройка идиотов изнывающих от скуки и какое-нибудь живое существо, на свою или их (идиотов) беду, оказавшееся рядом. Доказательством тому служит история, произошедшая в середине 70-х годов в одном из сейсмических отрядов, работавших на границе Киргизии и Узбекистана в Ошской области под Хайдарканом и стоявших лагерем по уже упомянутым населенным пунктом.
Вообще, для слабо владеющих предметом, надо заметить, что сейсморазведка – это один из основных методов геофизики (есть такая составная часть геологии), где для изучения строения земной коры используются упругие колебания, возбуждаемые в одной точке и регистрируемые в других. При этом для возбуждения вот этих самых колебаний в то время весьма широко применялись взрывы, производимые в специально пробуренных взрывных скважинах. А для этих самых взрывов как раз и использовалась уже упомянутая выше взрывчатка, а конкретно – тринитротолуол (в просторечье – тротил) в виде зерна (т. е. рассыпной) и шашек. Таким образом, один необходимый ингредиент, или, если хотите, предпосылка, для возникновения СИТУАЦИИ был на лицо.
С идиотами тоже было все нормально. Отряд бил балду уже вторую неделю по причине того, что из Алма-Аты вовремя не подвезли талоны на горючее для транспорта и деньги на горючее для народа (отряд был из Казахстана), так как машина, которая должна была привезти все это добро вместе с начальником отряда, где-то успешно обломалась.
Все запасы и заначки пойла были выкушаны в течение нескольких первых дней, соответственно и та часть развлечений, которая в народе называется пиздюлями и является непременным атрибутом суровой мужской попойки, была исчерпана. Игра в карты и домино, как и организация боев между экзотическими представителями местной фауны (скорпионами, фалангами и богомолами) и дрессировка змей также изрядно наскучили. В связи с этим народ сурово задумался над проблемой новых развлечений. И в чью-то трезвую голову (вот и говорите после этого, что все глупости делаются нетрезвыми людьми) зарулила мысль открыть сезон охоты на пернатую дичь. Общественность идею поддержала и одобрила. В качестве дичи были выбраны вороны. Сей, странный на первый взгляд, выбор был обусловлен тем, что эти птички в огромных количествах обитали в окрестностях лагеря и вели себя до изумления нагло – тащили все подряд, гадили народу на голову и, что самое главное, орали почти круглые сутки. Всем очень и очень хотелось отомстить этим крылатым сволочам. Встал вопрос об оружии массового уничтожения. Тут произошел первый облом – взрывники наотрез отказали предоставить для священной войны штатный карабин, предназначенный для охраны склада ВВ (взрывчатых веществ). Другого огнестрельного оружия в лагере не было. Но наш человек отличается смекалкой и изобретательностью. Поэтому часть коллектива быстренько вспомнила детство и принялась мастерить рогатки. (Для тех, у кого не было детства, объясняю. Рогатка – уменьшенный вариант античной катапульты, изготовленный из обрезанной достаточно прочной Y-образной ветки, двух кусков резинового жгута, привязанных к этой ветке и соединенных между собой куском кожи. В умелых руках – страшное оружие). Однако у большинства новоиспеченных «стрелков-оружейников» навыки оказались изрядно утраченными, о чем красноречиво говорили синяки и шишки, полученные в процессе испытаний образцов «супероружия» и в процессе подведения итогов этих самых испытаний. Надо сказать, что ни одна из ворон видимых наружных повреждений не получила, однако кишки у них должны были болеть (от смеха, естественно).
Помимо уже упомянутой суетливой части коллектива, представленной, в основном, геофизиками и молодыми работягами (опять же - на геофизических работах), в лагере также присутствовали и представители одной из самых суровых профессий в геологии – буровики. Надобно сказать, что трое упомянутых представителей этой самой суровой профессии были и сами вполне суровыми мужиками, застраивающими весь отряд (кроме взрывников, с которыми они кентовались), включая начальника оного. Причем застраивание производилось как по причине хорошей физической формы бурил, так и по исключительной зависимости от их работы выполнения плана всем отрядом (а, соответственно, и размера премии). Дело в том, что эти гуманоиды осуществляли бурение вышеупомянутых взрывных скважин, без наличия которых работы не было. Еще одним фактором, усугублявшим их исключительность, было то, что бурили они не обычной отечественной социалистической «самоходкой» типа УРБ или УШБ, а очень даже буржуйским станком (made in USA), купленным совсем недавно за какие-то бешенные инвалютные рубли. Основным преимуществом этого агрегата являлось то, что он обеспечивал бурение скважин не с промывкой, а с продувкой забоя сжатым воздухом (это весьма важный фактор в безводных местностях). При всей своей суровости мужики они были обстоятельные и технически подкованные на все четыре ноги. Поэтому, проведя некоторое время (дня два или три) в глубоких раздумьях, поучаствовав в раздаче призов при подведении итогов соревнований уже упомянутых «стрелков-оружейников», сии «Кулибины» решили создать ловушку.
Для постройки были использованы самые обычные кирпичи, колышек и длинная веревка. Четыре кирпича ставились колодцем, пятый пристраивался в качестве крышки, подпертой колышком, к которому была привязан веревка. Принцип работы этого изобретения был до безобразия прост. Птичка, видя приманку, залезала внутрь колодца, а дядя, сидящий за углом, дергал веревочку. Дальше все должно было зависеть от везения птички. Дело в том, что падающий сверху кирпич, используемый в качестве крышки, запросто мог эту птичку пришибить (в этом наши умельцы убедились в процессе настраивания и испытания ловушки, отцепив раз несколько этим кирпичом по пальцам). Но это обстоятельство охотящихся не волновало, так как ставилась цель нанесения максимального ущерба вороньему племени, а будет при этом враг пленен или убит – не важно.
Пару дней занял подбор приманки, так как зажравшиеся вороны, воронессы и воронята как-то индифферентно отнеслись к сухарям, печенью, хлебу и алюминиевым ложкам. Но тут помог (или наоборот?) случай. Собаки задавили (т.е. поймали и придушили) крысу-песчанку, но сожрать не успели, так как один из бурил это заметил и умудрился, почти не покусанным, отобрать добычу у братьев меньших.
Эта приманка сработала. На второй день запах от нее достиг обоняния ворон, и одна из них решила заполучить сей деликатес. Охотники были на чеку, и вовремя «выдернули чеку». Ловушка захлопнулась. Помните «Танец с саблями» из балета А. Хачатуряна «Спартак»? Так вот его исполнение на сцене Большого театра - детский хоровод вокруг елки в младшей ясельной группе по сравнению с тем, что исполнили поимщики врага и свидетели этого события. Короче – лагерь ликовал. Они и не подозревали в тот момент, что получили третью «необходимую и достаточную» часть СИТУАЦИИ – живое существо.
Получив ряд телесных повреждений передних конечностей, охотникам удалось извлечь обалдевшую добычу из ловушки, при этом не очень помяв ее. Ворона, во избежание ее бегства, была привязана за лапу веревкой, второй конец которой привязали к какому-то тяжелому предмету. Несчастная пленница с перепугу даже орать не могла, а только сидела с открытым клювом и иногда порывалась взлететь. Однако короткая веревка не давала ей этого сделать.
Население лагеря начало вершить суд над представителем вражеского племени. При этом, не взирая на все предыдущие прегрешения пернатых, а также на потери, понесенные при поимке их представителя, за применение высшей меры путем сворачивания шеи были поданы всего лишь пара-тройка голосов. Основная масса решила, что это не только не гуманно и не гигиенично, но и не интересно, так как не окажет достойного психологического воздействия на остальных врагов, и уж ни в коей мере не обратит их в бегство. Поэтому заседание было перенесено и народ начал искать пути решения проблемы путем публичного опроса самого себя. Это заняло некоторое время, в течение которого «добрые» бурилы развлекали пленницу как могли. Проявив гуманизм и сострадание, они попытались накормить и напоить ее, но доброго порыва хватило только на пору попыток, так как пленница вела себя как красный партизан, отказываясь от всего.
Восприняв, как гостеприимные хозяева, подобный отказ за кровную обиду, элита общества решила экспромтом создать кружок авиамоделистов, и попыталась использовать ворону как кордовую модель (тем более что корд, т.е. веревка, уже был к ней прикреплен). Однако модель плохо управлялась, так как, почему-то, пыталась лететь не по направлению вращения веревки, которую один из бурил пытался раскрутить над головой. Мало того, после нескольких подобных экзерстиций, птичку, что говорится, ушатало, и она обгадилась прямо в полете, уделав нескольких зрителей и экспериментатора.
Среди пострадавших зрителей оказался кто-то из взрывников. Высказавшись на неформальном языке в адрес экспериментатора, он пообещал сделать из него и источника помета двухступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету, использовав при этом в качестве первой ступени ворону, начиненную тротилом и вставленную в кормовую часть бурилы. Экспериментатор-бурила тоже был известным лингвистом и уже совсем было собрался произнести ответную речь (в которой менее искушенный в тонкостях русского и казахского языков слушатель понял бы только ряд предлогов), но что-то случилось в его думателе. Он открыл хлебало и … одобрил принципиальную конструкцию первой ступени ракеты. Народу идея тоже пришлась по вкусу, и о второй ступени сразу забыли, тем более что взрывники взяли на себя ответственность за реализацию идеи. Последовало короткое профессиональное обсуждение того, какой способ взрывания лучше – огневой или электрический, а также какого веса шашку использовать – 400 или 200 граммовую. После чего было решено применить огневой способ подрыва, так как он, не взирая на относительную неуправляемость во времени, не требует проводов. Вес шашки, учитывая моральное и физическое состояние носителя, был также выбран минимальным – 200 грамм. Определив длину огнепроводного шнура в 15 см (исходя из того, что шашка должна взорваться секунд через пятнадцать после поджигания, а птичке как раз хватит этого времени, чтобы долететь до гнезда) обжали на нем капсюль-детонатор, зарядили шашку и стали ждать вечера, справедливо решив, что фейерверк лучше смотрится в темное время суток.
И вот наступил вечер. Все население лагеря собралось на долгожданный спектакль. Трепыхающуюся исполнительницу главной роли торжественно вынесли на площадку, которая находилась метрах в 50-ти перед карагачевой рощей, в которой гнездились ее соплеменники и соплеменницы. Пару минут заняло привязывание шашки, после чего был подожжен огнепроводный шнур, и ворону, под радостный рев толпы, подбросили в воздух, рассчитывая, что она полетит к своим. Ворона полетела. Но то ли груз был великоват, то ли птица что-то заподозрила, но факт тот, что вместо того, чтобы лететь к деревьям, она полетела к расположенной в 15 метрах от места запуска стоянке автотранспорта, где успешно приземлилась на мачту того самого бурового станка.
Крики типа «Кыш, кыш!!!», «Уе….! » и т. п. воздействия на птичку не оказали, однако команду «Ложись! » все зрители выполнили дружно. Звездануло не слабо. Через некоторое время после взрыва, слегка оглохший и изрядно припорошенный песком и пылью народ начал подниматься с земли, оживленно обсуждая перипетии драмы. Однако через несколько секунд зрители поняли, что исчез не только исполнитель главной роли спектакля, но не хватает и части декораций. Осознать чего же конкретно не хватает, а заодно и прочистить уши, позволил истошный вопль одного из бурил, констатирующий, если его перевести на общедоступный язык, что бурстанок «накрылся медным тазом». Так оно и было. Подлая птица совершила подвиг, аналогичный подвигу капитана Гастелло, т.е. ценой своей жизни нанесла максимальный материальный урон противнику. Взрывом станок положило на бок и перекорежило мачту, т.е. он был выведен из строя капитально и надолго.
Конец этой истории оказался не столь печален, как можно было ожидать. Слава Богу, ни кого не посадили. Но снять – сняли (начальника отряда, ответруководителя взрывных работ, главного инженера экспедиции и еще ряд стрелочников). Горе экспериментаторы же в течение нескольких лет отрабатывали стоимость станка (правда будучи уже не элитой, а простыми канавщиками). Станок наши умельцы смогли таки в течение зимнего период восстановить, и на следующий сезон уже другая буровая бригада успешно бурила при его помощи взрывные скважины.
P.S. Ворону восстановить не удалось.
P.P.S. Правда, никто и не пытался это сделать.